Меню

Основы моделирования прически

Глава X. Моделирование причесок

§ 1. Типы причесок

Изучение истории развития причесок представляет для парикмахеров определенный интерес. Помимо чисто познавательных целей прически прошлого имеют и практическую ценность, так как некоторые их детали с успехом используются и в настоящее время. Рассмотрим кратко историю развития парикмахерского искусства. «Эпоха Возрождения» (Ренессанс) — XIV — XVI вв.- характеризуется подъемом культуры и искусства. Это нашло свое отражение и в прическах. Они отличались пышностью и сложностью; множество замысловатых переплетений из длинных волос делало их слишком надуманными. Для оформления причесок широко использовались всевозможные украшения: жемчуг, перья, диадемы и др.

XVIII век характеризуется зарождением в Европе нового художественного стиля — рококо. Прически этого времени отличались большими размерами и вычурностью. Для придания прическе устойчивости в волосы вплетались даже металлические каркасы, на которых крепились различные украшения в виде башенок, корабликов и другие декоративные элементы. Чтобы придать волосам различные цветовые оттенки, их припудривали цветными пудрами.

Во Франции после революции 1789 г. получила распространение новая мода. Прически стали более скромными в противоположность стилю рококо. В этот период во Франции наступил расцвет парикмахерского искусства. Французский парикмахер Марсель изобрел щипцы для горячей завивки. Как известно, изобретение щипцов для завивки явилось качественно новым скачком в способе обработки волос.

В конце XIX — начале XX в. все большее распространение находят простые формы причесок. Так, в 1904 г. в Германии была впервые в мире выполнена продолжительная завивка волос — перманент, изобретателем которой считается немец Шарль Несте.

Продолжительная завивка быстро распространилась по всей Европе; в России несколько позже.

Начиная с 1920 г., короткие стрижки все время видоизменялись, продолжая доминировать и в современных прическах.

Следует отметить, что мода мужских стрижек имеет большую стабильность. Формы мужских стрижек с течением времени претерпевают гораздо меньше изменений. Различные варианты короткой стрижки для мужчин — вот основное направление современной моды. Правда, за несколько последних лет способы обработки волос в мужских стрижках значительно изменились. В недалеком прошлом основными инструментами, которыми пользовались парикмахеры для стрижки волос, были машинка и ножницы. В последние годы в дополнение к ним стала широко использоваться бритва, что значительно повысило качество получаемой прически и открыло дополнительные возможности для творчества парикмахера. Стрижка волос при помощи бритвы получила название «пластическая стрижка бритвой». Кроме стрижки бритвой в мужском зале стал широко использоваться фен для укладки волос. Умение владеть феном повысило возможности парикмахера удовлетворять возросшие требования клиентов.

При помощи фена выполняются все современные мужские прически.

Волосы являются едва ли не лучшим украшением женщины. Благодаря им всему лицу и даже в некоторой степени всему облику можно придать большую красоту. Но сами по себе волосы еще не могут подчеркнуть красоту лица или скрыть его недостатки. Для этого они должны быть определенным образом причесаны.

Показать прелесть волос прической не всегда представляется возможным и в основном из-за их неудовлетворительного состояния. Если волосы от природы или в силу каких-либо других причин слабые и невзрачные на вид, возникает необходимость украсить их какими-либо декоративными деталями. В настоящее время всевозможные украшения применяются довольно широко в качестве дополнения к прическе, помогающего создавать единый ансамбль с костюмом.

Несмотря на огромное разнообразие существующих причесок, по характеру построения все их можно разделить на четыре основных типа:

В прическе I типа все волосы зачесываются назад (рис. 82, а). Это самый распространенный вариант, который подходит одинаково хорошо для женской и для мужской прически. Прически этого типа могут выполняться как из длинных, так и из коротких волос.

В прическе II типа (рис. 82, б) волосы направлены от макушки в разные стороны. Кстати, такое направление волос соответствует их естественному росту. Прическа данного типа может быть выполнена из волос различной длины и, следовательно, подойдет для женщин и мужчин. Однако при выполнении этой прически из длинных волос их необходимо спереди укоротить до такой длины, чтобы можно было выполнить челку.


Рис. 82. Основные типы причесок

В прическах III типа (рис. 82, в) волосы зачесываются вверх к макушке. Но так как вверх зачесываются также волосы с нижней части затылка и с шеи они должны быть достаточно длинными.

В прическах IV типа (рис. 82, г) волосы имеют направление вперед, на лоб. Причем желательно, чтобы волосы нижней части затылка и шеи были длинными, так как они непременно должны доставать до участка волос на темени и постепенно переходить в короткую челку. Этот тип прически встречается крайне редко из-за сложности выполнения и применяется только в женских прическах.

Основы моделирования прически

Творческий процесс создания причесок и стрижек подобен творчеству в любом другом виде человеческой деятельности. Прическа непосредственно участвует в создании художественного образа человека. При ее моделировании необходимо прежде всего выяснить ее функциональность и эстетическое назначение. в зависимости от этого процесс создания прически будет иметь эти особенности, поскольку ее назначение и условия использования во многом определяют ее форму.

Следует отметить, что работа парикмахера при индивидуальном моделировании — это работа с каждым человеком в отдельности, поэтому, прежде чем приступить к созданию определенной прически, парикмахер выявляет художественный образ конкретного человека, объекта моделирования прически.

Как известно, на внешний облик человека большое влияние оказывают возраст, социальное положение, национальная принадлежность, культурный уровень и т. д. Нередко разница в возрасте у разных людей проявляется и в отношении к прическам. Например, молодым девушкам хочется иметь яркую характерную прическу, а зрелым женщинам приятнее выглядеть красиво причесанными. Однако независимо от возраста прическа должна составлять единый ансамбль с одеждой.

Композиция и ее основные законы

Художественным оформлением стрижки в моделировании принято называть процесс создания по определенным законам красоты как прически в целом, так и отдельных ее частей. Еще в старые времена стрижка выражала определенные идеи посредством особенностей своей формы. Например, формы барокко выражали торжественность и высокопарность, рококо — грациозность и некоторое легкомыслие и т. д. Иными словами, каждый стиль характеризовался своими особенностями.

Так возникли наши устойчивые представления о характере деталей прически. Например, кудри ассоциируются у нас с романтической натурой, геометричность линий свидетельствует о строгости, деловитости и элегантности, маленькие прически с небольшим количеством декоративных деталей или полным их отсутствием— о скромности. Поэтому мы можем говорить о спокойном или, напротив, динамическом характере прически, иными словами, о тех эмоциях, которые вызывает взгляд на детали и элементы прически.

Таким образом, прическа, как некое обобщенное художественное целое, способное вызвать ассоциативные ощущения и эмоции, в совокупности с внешним обликом человека представляет собой художественный образ.

Художественное оформление прически непосредственно связано с ее композицией, т. е. со строением, расположением и соотношением ее основных частей. Композицией также называют и саму прическу. За основу композиции парикмахер, как правило, берет совокупность образующих форму частей, а также соотношение этих объемов, общие пропорции и силуэт. Именно от того, какова композиция в целом, зависят внешний вид и выразительность формы стрижки. В данном случае крайне важной является согласованность форм и объемов, поскольку, если не найдены общие пропорции стрижки, будь это длинные стрижки или короткие, даже самые изысканные приемы украшения не сделают ее красивой.

Основы моделирования прически

  • Дата публикации: 12.02.2015
  • Раздел: Публикации
  • Компания: Я ПАРИКМАХЕР
  • Тематика: Я ПАРИКМАХЕР
  • Рубрики: Прически / Парикмахерское искусство / Свадебные прически / Вечерние прически / Стайлинг/укладка / Я ПАРИКМАХЕР

Дать определение, что такое стиль, довольно сложно, хотя вроде бы все понимают, о чем идет речь.
Упрощенно можно сказать, что стиль — это внешнее выражение внутреннего содержания.
Хочет человек или нет, придает значение подобным вещам или не обращает на них особого внимания, каждому присущ свой стиль. Как говорят французы, стиль — это человек. И даже когда мы говорим о ком-то, что «у него нет своего стиля», — это тоже своего рода стиль.
Как и во всех видах искусства, в прическах, в том числе и стрижках, можно выделить следующие стили.



Классический стиль. Характеризуется строгими, четкими формами и линиями, завершенностью и уравновешенностью. К классическим стрижкам можно отнести каре, короткую стрижку с закрытым затылком и другие, в которых спокойная линия окантовки, рисунок профиля и анфаса не нарушаются никакими резкими акцентами.

Элегантный стиль. Элегантная стрижка является продолжением элегантности в одежде, макияже и даже в манере вести себя. Элегантная стрижка — это чаще всего короткая стрижка, внешние контуры которой носят подчеркнутый характер. Такая стрижка подразумевает также особую тщательность исполнения и укладки.

Романтический стиль. Характерный пример романтической стрижки — градуированное каре на полудлинные волосы. Сюда же относятся все прически с локонами, завитками, волнистыми линиями. Естественно, это чаще всего стрижки на длинные и полудлинные волосы.

Спортивный стиль. Этот стиль можно назвать еще самым удобным и практичным. Стрижки в этом стиле учитывают естественный рост волос, не требуют дополнительных усилий и средств (лак, заколки, начес) для поддержания формы. Кроме коротких стрижек, к спортивным можно отнести стрижку с волосами одинаковой длины, каре с волосами одинаковой длины, каре с короткой челкой и волосами средней длины, градуированное каре и др.

Кроме того, можно отметить еще экстравагантные и авангардные стрижки. Экстравагантность обычно направлена на вызов устоявшимся вкусам и обычаям. Такие прически находятся вне моды и ее основных направлений. Создатели авангардных моделей пытаются угадать или даже определить моду завтрашнего дня.

Однако порой то, что казалось экстравагантным вчера, сегодня кажется абсолютно нормальным. И это, кстати, в значительной степени относится именно к стрижкам. Бритоголовые девушки и юноши, приверженцы стиля унисекс, или юнисекс (вне пола), уже не заставляют вздрагивать добропорядочных граждан. А некоторые «продвинутые» бабушки и дедушки, радуясь летнему теплу, с удовольствием за ними следуют. Уже давно не относят к экстравагантным стрижки в стиле унисекс (универсальные). Эти стрижки с самой разной длиной волос выполняются одинаково успешно дамскими и мужскими мастерами.
Прически в стиле экстрим можно сделать на основе любой стрижки. С помощью «боевой» раскраски, например, неоновых цветов, современных аксессуаров, средств для укладки или выпрямления прядей из самой скромной модели можно создать образ, от которого побегут мурашки.


Свойства формы в прическах

Прическа состоит из 3 элементов, каждый из которых можно рассмотреть отдельно:

Конструктивные линии в прическе и основы моделирования

Линии в прическе образуют форму и определяют направление движения волос. Именно линии создают своеобразие прически.

Линии бывают прямыми или изогнутыми. Различают четыре основополагающих типа линий.

Параллельные горизонтальные линии

Эти линии идут в одном направлении, не пересекаясь между собой. Промежуток между ними все время остается постоянным. Горизонтальные линии ответственны за ширину прически.

Вертикальные линии

Прямые вертикальные линии устремлены сверху вниз. Подобные линии визуально удлиняют прическу и делают уже лицо, так как взгляд двигается вслед за ними вниз или вверх.

Прямые боковые линии с явным стремлением вверх образуют прямоугольную форму прически.

Диагональные линии прически

Располагаясь между вертикальными и горизонтальными направляющими, эти линии используются для создания акцента или коррекции определенных черт лица.

Диагональные линии также могут использоваться для направления внимания на прическу. Такие линии образуют трапециевидную и треугольную формы причесок.

Читайте так же:  Покрасить волосы на руках краской для волос

Изогнутые линии

Волнистые или линии могут иметь большую или меньшую изогнутость, разнообразное направление (горизонтальное, вертикальное, диагональное). Ритмично повторяющаяся изогнутость линий образует волну, а также движение в прическе.

Классификация конструктивных линий прически

Линии для моделирования причесок классифицируют по четырем типам:

  • Прически с повторением параллельных линий (прямых или изогнутых). Параллельные линии придают прическе своеобразность.
  • Прически с эффектом резкого перехода. Такие формы имеют контрастирующие линии, располагающиеся перпендикулярно относительно друг друга. Такие композиции оставляют яркое, неизгладимое впечатление.
  • Для связывания и смягчения вертикальных и горизонтальных линий в прическе используются изогнутые промежуточные линии.

Формы женских причесок

Форма прически — это некоторый объем, видимый под любым углом зрения.

Этот объем имеет три измерения (высоту, ширину, глубину) и преображается в разных ракурсах.

Оценку прически клиент начинает именно с осмотра формы, поэтому она должна быть простой и приятной для глаз.

Кроме этого, она обязана соответствовать внешности клиента (его овалу лица и форме головы, длине шеи, линии плеч).

Наибольшей объемностью обладают прически, имеющие форму шара или куба. Моделирование композиций шарообразной или кубической формы требует учета размера головы клиента.

Однако величину формы можно изменить при помощи начеса или тупирования.

Причем объем общей композиции может содержать в себе несколько геометрических фигур, которые вписываются при этом в единую форму.

Еще статьи о моделировании причесок:

Хотите быть в курсе новостей? Получать новые мастер-классы? Интересные, полезные статьи на e-mail? Подпишитесь на бесплатную рассылку. Для подписки зарегистрируйтесь на сайте.

Глава II. Основы моделирования и художественного оформления прически

1. Процесс моделирования

Творческий процесс создания причесок и стрижек находится в близком родстве с творчеством в любом другом виде человеческой деятельности. Труд по созданию новых моделей причесок по сути своей ближе всего, вероятно, к искусству скульптора. Прическа — та же скульптура, ибо, участвуя в оформлении человека, она способствует созданию художественного образа.

Возможно, с позиций «высокого искусства» в этом соображении можно усмотреть некоторую натяжку, но, тем не менее, наше утверждение не должно казаться ни дерзким, ни странным — нет никаких оснований считать иначе, так как творчество парикмахера-модельера при создании новой прически аналогично творчеству скульптора: и тот и другой решают одинаковые (по масштабам, возможно, разные) задачи, с теми же проблемами воплощения идеи в материале, с учетом архитектоники, символики линий и масс, выразительности пропорциональных членений и т. п., думают о реакции зрителя.

Однако чтобы стать подлинным модельером, недостаточно только изучить закономерности художественного оформления и овладеть необходимыми техническими навыками, нужно развивать в себе эстетические чувства, способность мыслить (представлять) художественными образами.

При моделировании прически парикмахер-модельер прежде всего выясняет ее функциональность и эстетическое назначение, т. е. условия ее использования. В зависимости от этого творческий процесс в каждом случае будет иметь особенности (не говоря уже о том, что у каждого парикмахера-модельера процесс создания композиций протекает по-своему, в зависимости от его индивидуальных особенностей), поскольку назначение прически и условия ее использования диктуют до некоторой степени и ее форму. Отыскание формы, образно раскрывающей содержание прически, и является художественной задачей, стоящей перед парикмахером-модельером.

Выражая конкретный художественный образ, прическа может, как уже говорилось, иметь либо главенствующее значение, когда человек должен перевоплотиться (например, театральная или конкурсная прическа), либо подчеркивать индивидуальность конкретного человека.

Работа модельера при индивидуальном моделировании — это работа с каждым человеком в отдельности, поэтому, приступая к работе над любой прической (бытовой, зрелищной и т. д.), парикмахер прежде всего пытается выявить художественный образ конкретного человека, объекта моделирования прически.

Индивидуальность различных людей для парикмахера видится не только в антропометрических данных, но и в различии их характеров, эстетических запросов, т. е., делая прическу к лицу, парикмахер должен учитывать личность человека.

Образное представление о человеке складывается из оценки его внешних данных (антропометрических и одежды) и оценки его личности с точки зрения темперамента и характера (определение типажа). Условно выявлено пять типов женских образов: молодежный, спортивный, женственный, элегантный и флегматичный * . Возможны и смешанные типы.

* (См.: Шершнева Л. П. Конструирование женской одежды на типовые и нетиповые фигуры. М., 1980. С. 147.)

На внешний облик человека оказывает большое влияние возраст, национальная принадлежность, культурный уровень и др. Разница в возрасте у разных людей особенно проявляется в отношении к прическам: девушка, например, чаще хочет иметь яркую, конкретную прическу, зрелой женщине приятнее выглядеть красиво причесанной. И в том и в другом случае прическа должна составлять единый ансамбль с одеждой, которая, в свою очередь, всегда имеет образный, духовный «подтекст» (не всегда, правда, ярко выраженный).

В зависимости от поставленной задачи моделирования (разработка бытовой, конкурсной, театральной и т. д. прически) и с учетом художественного образа объекта моделирования у парикмахера-модельера возникает та или иная идея, замысел, т. е. приблизительное представление о характере будущей прически, уточняющей, дополняющей образ или, напротив, способствующей перевоплощению человека. В последнем случае очень важна степень перевоплощения, так как даже уточняющая, дополняющая образ прическа может содержать элемент перевоплощения.

Например, в индивидуальном моделировании каждая используемая популярная модель прически сама по себе, посредством своей формы служит выражению каких-то характерных черт, присущих социально-психологическому образу, пользующемуся престижем в обществе. В то же время образ нашего клиента (или клиентки) далеко не всегда имеет какую-то яркую, явную черту характера. Как правило, у человека их несколько, но менее выраженных (например, в разных сочетаниях романтичность, мечтательность, скромность, деловитость и т. д.). Если мы, причесывая человека, используем модель, основная черта которой совпадает с одной из присущих ему черт (например, романтичностью), то эта черта в образе человека (которая была не очень заметна раньше) начинает доминировать — возникает эффект некоторого перевоплощения (именно этот смысл содержат часто употребляемые модельерами слова «выявляется и подчеркивается»).

Если наряду с этим в исходном образе присутствует другая достаточно ощутимая черта характера (например, скромность), то следует более сдержанно отнестись к выявлению романтичности, иначе человек будет чувствовать себя скованно, стесняться своей излишне яркой прически. Определение художественной задачи (характера будущей прически) с учетом степени перевоплощения называется интерпретацией моды.

Интерпретация моды происходит чаще всего в рамках стилевых направлений. Все многообразие форм причесок по своему стилевому решению обобщенно можно свести к трем основным группам (прически классических, строгих форм, прически спортивных форм и прически «фантази»), дающим возможность выразить себя в каждой действующей моде практически всем людям, а модельерам — плодотворно работать над созданием форм причесок любого назначения применительно к образам объектов моделирования.

Выбор того или иного стилевого решения модели зачастую во многом зависит от назначения прически. Например, для вечерней нарядной женской прически можно использовать как классические формы, так и формы «фантази», для моделей повседневного назначения — спортивные и классические (в зрелищных моделях любых стилевых направлений форма всегда подается более утрированно).

Иногда возможно, например, и такое решение: в целях особенно эффектной подачи образа красивой девушки модельер в вечернем варианте при наличии фантазийного платья создает по контрасту предельно скромную прическу. Использование фантазийной прически в подобных случаях не всегда оправданно, так как, по выражению модельеров, возникает избыток декора. Однако когда, добиваясь нарядности, фантазийную прическу пытаются связать с одеждой классических форм или, того хуже, с одеждой спортивного стиля, никакого эффекта, кроме комического, не получается.

В эмоционально-психологическом воздействии на зрителя важное значение имеет и сама техника создания тех или иных линий, деталей и объемов. Технические приемы работы, призванные выражать образное содержание посредством создания характерных форм прически, и являются тем специфическим художественным языком, которым пользуется модельер.

Качество художественного языка определяется его выразительными возможностями. Основные знаки языка искусства Парикмахера составляют первичные элементы формы: геометрический вид формы, величина, масса, фактура, цвет, характер поверхности, отделка. Используя первичные элементы формы в их различных состояниях с помощью ряда композиционных связей, соотношений (пропорций, масштаба, ритма, симметрии), пользуясь различного рода ассоциациями, парикмахер может строить тот или иной образ прически.

На первой стадии работы над образом модельер обращается к различным творческим источникам, питающим и обогащающим его воображение и фантазию, таким, как жизнь современного общества, историческое прошлое, произведения художественной литературы, искусство кино, театра, модные предложения других авторов и т. д.

Отдельные мотивы, взятые из этих источников, способствуют созреванию и конкретизации собственного замысла модельера, воплощению его идеи в художественный образ.

Мотивом в декоративно-прикладном искусстве называют художественный элемент, положенный в основу композиции. Характер мотива, его истоки нередко определяют стиль художественного решения прически.

Принимая во внимание, что при работе над композицией прически парикмахер-модельер стремится к созданию определенного художественного образа, а прическа по отношению к костюму в большинстве случаев носит подчиненный характер, довольно часто побудительным импульсом при работе над композицией прически может оказаться какая-то деталь одежды.

Например, на формирование замысла прически решающее влияние может оказать наличие такой детали одежды, как высокий воротник. Уже в начальной стадии работы над композицией модельеру ясно, что все волосы нижней части прически будут подняты вверх, и это в какой-то степени предопределит направления дальнейших поисков формы для выражения образного содержания.

Такого рода работа дает возможность парикмахеру-модельеру с довольно большой степенью точности представить себе технологическую программу, т. е. последовательность технических действий, приводящих в конечном счете уже непосредственно к реализации замысла.

Следовательно, можно сказать, что замысел на тему — это вероятностное представление о содержании и форме будущей прически. И творческий процесс во многом являет собой исследование вероятности реализации этого представления, т. е. выяснение технических возможностей создания форм и деталей и оценка их с точки зрения образного содержания.

Учитывая, что в начальной стадии формирования замысла возможны элементы интуитивного и случайного, в полной мере сознавая приблизительность описания, творческий процесс создания прически все-таки можно представить в виде такой последовательности:

1) всестороннее (во всех опосредованиях) восприятие и осознание эпохи, стиля, моды, идеи прически, самое общее представление о форме будущей прически (объем), полный размах фантазии на тему, отыскание мотива (или мотивов);

2) средства воплощения, т. е. нахождение композиционного приема;

3) технологическая программа;

4) реализация замысла.

Таким образом, творческий процесс создания прически представляет собой последовательное поэтапное уточнение общего (объема) через частное (детали) и на заключительном этапе достигает максимальной конкретности. Решить композицию модели — это значит замыслу, сложившемуся в сознании модельера, дать конкретное детальное развитие, конструктивную разработку.

Процесс возникновения в сознании модельера художественного образа очень сложен, чаще всего он связан с появлением не одного единственного, а сразу нескольких образов, возникающих один за другим, близких или различных. Только один из них впоследствии приобретает достаточную четкость и завершенность. В начальный момент работы очень важную роль в создании модели может сыграть рисунок. Образ, возникающий в сознании, очень хорошо фиксировать на бумаге — это позволит дополнять, уточнять и проверять мыслительную работу. Первоначальную идею формы модельеры отражают в наброске, развивают в эскизах, отрабатывают в рабочем эскизе (проекте).

Еще одним техническим средством моделирования, особенно в поисках наиболее выразительных объемных форм, может оказаться лепка-моделировка с применением пластилина. Рисунки, даже отображающие множество ракурсов прически, все-таки не могут дать представления о скульптурной форме в полном объеме, со всеми особенностями композиционных взаимосвязей, пропорций и архитектоники в трехмерном пространстве. Лепка-моделировка как техническое средство, по-видимому, может использоваться наиболее эффективно при моделировании причесок статичных форм, исторических, театральных и вообще тех зрелищных видов, где форма модели имеет особенно важное значение.

Читайте так же:  Ты поменяешь прическу цвет волос образ

В процессе разработки проекта можно использовать как первое, так и второе средство, это зависит от обстоятельств, которые складываются во время творческих поисков. Но, вероятно, лучше применять оба — сначала эскиз, а затем лепку как уточнение и объемное воспроизведение формы.

Еще большее приближение к действительности дает работа с париком, укрепленным на болванке. Но, если необходимо просмотреть большое количество вариантов, подобная работа будет сопряжена со значительными затратами времени.

И лепка, и работа с париками очень важны, так как создаваемые формы обладают наглядностью. Постоянно видя перед собой конкретную форму, модельер легче компонует или видоизменяет детали и, что особенно важно, со всей определенностью видит конструкцию прически, ее особенности, следовательно, с большей степенью уверенности может предусмотреть технические способы получения деталей, их соединения и объединения, технологическую последовательность операций по созданию прически.

Но, все-таки, как ни важна подготовительная работа с использованием всех технических средств моделирования, творческий процесс создания модели получает свое завершение только при создании самой прически. Главнейшей особенностью моделирования причесок и стрижек является то, что парикмахер-модельер в отличие от модельеров других профессий весь комплекс работ по созданию модели осуществляет самостоятельно и собственноручно, вплоть до создания самой прически. Парикмахер-модельер должен сам уметь хорошо причесывать, так как в процессе причесывания, окончательной отделки прически он может получить несколько иное выражение своего замысла, которое будет способствовать улучшению художественных качеств модели.

Широкое распространение в практической работе парикмахеров получают модели, либо завоевавшие признание на конкурсе, либо разработанные в конструкторско-технологических бюро. В первом случае модель распространяется посредством публикации фотографий в газетах и журналах, во втором — она вместе с полной конструкторско-технологической разработкой помещается в специальном издании: журнале, рекламном буклете, экспресс-бюллетене.

В парикмахерском деле конструкцией принято считать систему построения прически, т. е. совокупность технологических приемов получения отдельных деталей посредством использования различных инструментов и принадлежностей, а также технологических способов соединения их в модели (компоновка). В повседневной работе конструкцией часто называют конструктивно-технологическую схему модели (последовательность выполнения стрижек и технологию укладки данной модели).

Полная конструкторско-технологическая документация модели представляет собой технологические инструкции, эскизы и схемы, предопределяющие построение деталей и прически в целом; в них указываются соотношение длины волос на отдельных участках головы и методы их обработки (филировка, градуировка и т. п.), объясняются особенности композиции в свете художественных и модных требований и, как следствие, уточняются особенности использования инструментов и принадлежностей, особенности причесывания с учетом фактуры, цвета, декоративной отделки различных фасонов данной модели; даются рекомендации по использованию данной модели и варианты перечесывания применительно к разным условиям. Входящие в эту документацию эскизы причесанной головы даются в ракурсах, наиболее характеризующих модель (например, анфас, профиль, в повороте 3 /4, вид сзади).

Владение рисунком для парикмахера-модельера очень важно. Помимо технического средства моделирования рисунок способствует быстрому распространению модели среди парикмахеров. На различных семинарах, проводимых в нашей стране с целью скорейшего внедрения новых причесок и стрижек, модельер может посредством рисунка нагляднее показать особенности модных силуэтов, для большей доходчивости даже, возможно, утрируя их в рисунке. Рисунок позволяет модельеру в большой аудитории с максимальной четкостью показать особенности пропорциональных членений, укрупненно представить деталь и разъяснить методы ее получения. И, конечно же, только в рисованной схеме модельер может дать зрителю полное представление о всех особенностях новой стрижки.

основы моделирования прически

Транскрипт

1 начальное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВанИЕ С.И.Королёва основы моделирования прически Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве учебного пособия для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии «Парикмахер» Регистрационный номер рецензии 109 от 12 августа 2010 г. ФГУ «ФИРО»

2 УДК (075.32) ББК я722 К682 Рецензент преподаватель специальных дисциплин ГОУ СПО «Колледж легкой промышленности 5» г. Москвы Т. М. Герега К682 Королёва С. И. Основы моделирования прически : учеб. пособие для нач. проф. образования / С. И. Королёва. М. : Издательский центр «Академия», с., [8] с. цв. ил. ISBN Учебное пособие является частью учебно-методического комплекта по профессии «Парикмахер». Рассмотрены история развития причесок с античных времен до наших дней, стиль и мода в искусстве прически, классификация причесок, а также основы композиции прически. Освещены законы пропорционального соотношения фигуры и прически, особенности моделирования причесок разными способами. Приведены технологические схемы выполнения причесок разными методами. Учебное пособие может быть использовано при освоении профессионального модуля ПМ.04 «Оформление причесок» (МДК.04.01) по профессии «Парикмахер». Для учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования. УДК (075.32) Учебное издание ББК я722 Королёва Светлана Ивановна Основы моделирования прически Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается ISBN Учебное пособие Редактор Н. В. Шувалова. Технический редактор О. Н. Крайнова Компьютерная верстка: С.Ф.Фёдорова Корректоры Н. В. Савельева, Т. Н. Чеснокова Изд Подписано в печать Формат 60 90/16. Гарнитура «Балтика». Бумага офс. 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 12,5 в т.ч. 0,5 цв. вкл. Тираж экз. Заказ ООО «Издательский центр «Академия» , Москва, ул. Зорге, д. 15, корп. 1, пом. 26 б. Адрес для корреспонденции: , Москва, пр-т Мира, 101В, стр. 1, а/я 48. Тел./факс: (495) , Санитарно-эпидемиологическое заключение РОСС RU. AE51. H от Отпечатано в Идел-Пресс. Королёва С. И., 2012 Образовательно-издательский центр «Академия», 2012 Оформление. Издательский центр «Академия», 2012

3 Уважаемый читатель! Данное учебное пособие является частью учебно-методиче ского комплекта по профессии «Парикмахер». Учебно-методический комплект это основная и дополнительная литература, позволяющая освоить профессию, получить профильные базовые знания. Комплект состоит из модулей, сформированных в соответствии с учебным планом, каждый из которых включает в себя учебник или учебное пособие и дополняющие его учебные издания рабочие тетради, плакаты, справочники и многое другое. Модуль полностью обеспечивает изучение каждой дисциплины, входящей в учебную программу. Все учебно-методические комплекты разработаны на основе единого подхода к структуре изложения учебного материала. Для существенного повышения качества обучения и приближения к практической деятельности в комплект входят учебные материалы для самостоятельной работы, практикумы, пособие по производственному обучению. Важно отметить, что разработанные модули дисциплин, входящие в учебно-методический комплект, имеют самостоятельную ценность и могут быть использованы при выстраивании учебно-методического обеспечения образовательных программ обучения по смежным профессиям. При разработке учебно-методического комплекта учитывались требования Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования.

4 Введение Профессия парикмахера является одной из почетных и древнейших профессий. Моделирование причесок предшествовало многим видам искусства. По сути дела моделирование причесок родилось в момент, когда человек впервые задумался над тем, как украсить свою внешность. Несомненно, искусство моделирования будет жить до тех пор, пока существует стремление людей к красоте и гармонии. Термин «моделирование» происходит от французского слова model, что означает образец. Моделирование прически представляет собой творческий процесс создания формы прически на естественных волосах или на парике с помощью стрижки, укладки, завивки и окраски. Моделирование причесок особый вид искусства. Создание причесок и стрижек носит творческий характер и потому близко ко многим видам художественной деятельности. Работа над новой прической по сути своей, вероятно, ближе всего к искусству скульптора, отличаясь лишь используемыми инструментами и средствами. Прическа та же скульптура, способствующая оформлению образа человека, его внешнего вида. Каждый раз при моделировании прически мастер ставит перед собой совершенно конкретные задачи. И каждый раз он при этом черпает вдохновение в какомлибо образе, эпохе, стиле и т. п. В них он ищет композиционные закономерности, которые отвечали бы целям и задачам конкретной создаваемой модели. Выполняя прическу или стрижку, мастер учитывает порядок композиционных построений, отражающий основной закон закон гармонизации формы. Таким образом, композиция является результатом и средством творческого мышления в создании различных форм причесок и стрижек, лежит в основе творческого процесса моделирования. Понятие «моделирование» означает не только процесс создания моделей, но и разработку на их основе разных вариантов с использованием каких-либо характерных деталей, а также процесс построения модели по рисунку и фотографии, которые являются изображением части прически. 4

5 Моделирование прически решает следующие задачи: удовлетворение спроса потребителей на различные формы причесок (в соответствии с родом занятий, профессией, возрастом, полом, вкусом и т. п.); развитие эстетического вкуса потребителей с помощью рекламы художественно оформленных моделей причесок; создание демократичной моды; пропаганда передовых идей и внедрение современных технологий; содействие развитию моды в области прически. Для успеха в работе парикмахеру-модельеру важно понять суть новых модных веяний, идею модного направления. Это дает ему возможность свободно разрабатывать новые виды причесок, являющиеся основой для создания художественных образов, отвечающих новым эстетическим идеалам времени. Парикмахер-модельер тем самым обретает возможность воплощать общие идеи современной моды в конкретных образах. Интуиция, чувство цвета и формы, понимание законов композиции, адаптация современных причесок и стрижек к внешним данным конкретного человека, создание определенного стиля все это позволяет разработать модное направление. При индивидуальном моделировании происходит интерпретация моды. В обществе модель прически может претерпеть различные изменения. Во-первых, модель, как правило, немного упрощается, поскольку бытовые условия выдвигают свои требования к прическе, например практичность, естественность. Во-вторых, изменения моды на цвета и детали могут привести к акцентированию или ослаблению той или иной детали прически, что может вызвать определенный отход от изначального модного канона. Можно сказать, что на изменение модели (эталона) влияют многие факторы, в результате чего появляются новые оригинальные идеи и модификации (в быту), которые запоминаются мастером и вдохновляют его на создание новых моделей. Таким образом, в основе работы парикмахера-модельера лежит способность видеть в повседневной жизни и отфильтровывать массу мелких изменений, производя своеобразный отбор популярного, нового, умение получать в итоге новый замысел, отвечающий современным требованиям. В результате этого с учетом особенностей волос как материала разрабатывается необходимая технология. Так рождается новая модель. Этот путь постепенного видоизменения моделей называется эволюционным, и он характерен для работы над прической в пределах одного модного цикла. 5

6 Когда же цикл заканчивается, возникает новая мода, полностью отвергающая предыдущую (такой качественный скачок называется революционным), и в этом случае модельер должен особенно остро чувствовать соответствующие изменения. Важная роль в рекламе модных причесок отводится мастерам самой высокой профессиональной пробы, авторам новых причесок, учитывающих индивидуальные качества и запросы клиентов. Практическая работа парикмахера сегодня очень далека от привычных стереотипов. В ней гораздо больше эстетического начала: это не только удовлетворение гигиенических потребностей, но и творческое служение идеалам красоты. Работа парикмахера способна быть особым видом прикладного искусства, пропагандировать передовые идеи своего времени. Парикмахер не просто исполнитель, а художник, своим творчеством создающий законы и нормы красоты на уровне повседневной жизни человека. Создавая прическу, парикмахер-модельер непосредственно работает над формированием внешнего облика человека. С помощью прически можно зрительно увеличить или уменьшить рост клиента, изменить пропорции лица и головы, т. е. скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства. В индивидуальном моделировании каждая используемая модель прически служит для выражения каких-то характерных черт лица, присущих социально-психологическому образу, престижному в обществе. Однако образ клиента (клиентки) не всегда имеет яркую, явную черту характера. Как правило, у человека их несколько, но менее выраженных (например, деловитость, скромность, мечтательность, романтичность и т. д.). Если, работая с клиентом, мастер создает прическу, совпадающую с видимым лицевым характером, то это начинает доминировать, и возникает эффект некоторого перевоплощения. Если в исходном образе присутствует другая (некая) черта характера, то следует более сдержанно отработать отдельные компоненты формы прически, иначе клиент может стесняться своей излишне броской прически. Внешность отражает внутреннее состояние человека, и наоборот. Когда мы решаем изменить свою жизнь, то начинаем с обновления гардероба, в парикмахерской радикально меняем цвет волос и прическу. Если кто-то испытывает душевные переживания, противоречия, то его внешний облик несет отпечаток диссонанса и неуверенности. Когда человек пребывает в согласии с собой и 6

Читайте так же:  Отличие машинок для стрижки собак и людей

7 миром, тогда составляющие его образа гармонично дополняют друг друга, проявляя истинное лицо человека. Для многих людей найти свой стиль прически означает найти себя. Как видим, в жизни людей роль хорошего парикмахера далеко не последняя. Гармоничная модель прически формируется на основе знания законов моделирования, законов построения образа, вкуса, профессионализма мастера. Мода всегда вносит новизну, иногда полную противоречий по отношению к предыдущему ее периоду. Мастер-модельер должен понять суть новой моды и возможность ее применения в единстве с внешним видом (костюмом, платьем) для создания прически, отвечающей эстетическим идеалам времени в преломлении к конкретному человеку. Профессиональная деятельность мастера немыслима без формирования эстетического вкуса, художественного мышления, умения грамотно решать композиционные задачи в художественном моделировании причесок и стрижек. Обучение профессии невозможно без знания основ моделирования прически. Эта дисциплина является определяющей в подготовке парикмахера и способствует формированию комплекса профессиональных знаний и умений в данной области.

8 Глава 1 ИСТОРИЯ ПРИЧЕСКИ ЗНАЧЕНИЕ ПРИЧЕСКИ. ПРИЧЕСКИ ДРЕВНЕГО МИРА (IV I тысячелетия до н.э.) История развития парикмахерского мастерства берет свое начало с древних времен. Уход за волосами как парикмахерское искусство сформировалось в результате растущей потребности человека украшать свою внешность. Понятие красоты в разных обществах и на разных этапах истории постоянно изменялось. Прическа появилась в первобытном обществе значительно раньше, чем одежда, и изменялась с эволюцией человеческого общества. Археологические находки утверждают, что уже в V VI вв. до н. э. уходу за волосами уделялось большое внимание. Прически часто изменялись в зависимости от климатических условий, исторических событий, религиозных убеждений, эстетических взглядов и культурного наследия народов. Прическа является составной частью материальной и духовной культуры общества. С одной стороны, это материальная ценность, созданная человеческим трудом и удовлетворяющая определенные потребности, с другой это произведение искусства, эстетически преобразующее облик человека. Прическа это форма, придаваемая волосам расчесыванием, завивкой, стрижкой, укладкой и другими технологическими способами. Прическа может быть из естественных или искусственных волос. Часто ее компонентами становятся головные уборы, постижерские изделия (парики, шиньоны, косы и др.), украшения, ленты, перья. Вид и форма прически зависят от объективных и субъективных причин. Прическа, как и костюм, является произведением искусства. Она всегда отражала определенный этап развития культуры. При смене художественных стилей, направлений в искусстве изменялись вид и форма причесок, при этом прослеживалось влияние современных методов, происходило совершенствование парикмахерского искусства, появлялись новые инстру-

9 менты и приспособления, средства ухода за волосами. Прическа была своеобразным паспортом человека. О прическах прошлых столетий мы можем судить по многим произведениям искусства: живописным полотнам, скульптуре, мозаике, фрескам, декоративным росписям, предметам прикладного искусства, а также по описаниям в произведениях художественной литературы, драматургии, поэзии. Первые прически первобытных людей были необычайно простыми и условными. Длинные волосы носили распущенными или стягивали в хвост либо собирали в пучок. Волосам приписывалась магическая сила. Принято было выщипывать волосы на лице и теле, но при этом волосы на голове не стригли. Развевающиеся волосы защищали от солнца и холода, выполняли роль оберега им приписывали магическую силу. Воины некоторых племен выстригали волосы на висках, оставляя «гребень» ото лба до затылка. Иногда на бритой голове оставляли отдельные пряди своеобразный вызов врагу. Прическа напрямую была связана с традицией скальпирования у аборигенов Америки: снимая скальп, победитель отнимал у врага его жизненную силу, заключенную в волосах. Прически африканского населения зависели от образа жизни племени и были разнообразны и оригинальны. Мужчины часто уделяли значительно больше времени процессу причесывания, чем женщины, хотя и те, и другие иногда полностью сбривали волосы. Форма причесок изменялась в зависимости от личных качеств, пола, положения в обществе. Так, детям волосы сбривали, оставляя на темени только небольшие забавные хохолки. Девушки и юноши заплетали волосы в мелкие косички в палец толщиной, укладывали их плотно друг к другу, рядами. Волосы окрашивали растительными красителями. Готовую прическу украшали перьями, плодами и ракушками. Многие украшения являлись символом благополучия, мира. Понятие красоты в разных слоях общества было различным и с течением времени неоднократно менялось. С развитием классового общества, особенно в период укрепления абсолютизма, прическа стала символом сословной принадлежности. Прическа отражала не только расовые и национальные черты, но и индивидуальный вкус человека. Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского искусства что-то новое. Прически людей античного мира до сих пор поражают нас гармонией и высоким художественным исполнением. Многие детали этих причесок с успехом используются и в настоящее время. Так, в Древней Греции и Древнем Риме все свободные граждане носи- 9

10 ли изящные прически из красиво завитых и плотно уложенных по всей голове локонов, которые гармонично сочетались со всем внешним обликом. В Средние века в Западной Европе могущественные церковные правители поиски в области новых форм костюма и причесок считали грехом. Облегающие, подчеркивающие красоту тела наряды, распущенные волосы они называли «соблазном сатаны». Женщины вынуждены были прятать волосы под головными уборами, которыми в это время заменялись прически. Тем не менее именно в эпоху Средневековья, во время инквизиции и религиозных войн, в городах возникли первые ремесленные цехи профессиональных парикмахеров. Цирюльники и брадобреи стремились получить привилегии и занять высокое положение в обществе. Эпоха Возрождения, пришедшая на смену Средневековью, вызвала глубокий интерес к человеческой личности. Это время расцвета наук, искусств, ремесел. Продолжает совершенствоваться и парикмахерское искусство. Оно проявляется в изысканных, замысловатых, перегруженных украшениями прическах знатных флорентиек и венецианок, француженок и итальянок. Идеалом красоты становятся высокие, стройные женщины с тонкими чертами лица, длинными шеями, с волосами цвета меда. Наивысшего расцвета парикмахерское искусство достигло в ХVII ХVIII вв. во Франции. Ему были свойственны грандиозность и пышность. В моду входят огромные помпезные парики из натуральных и искусственных волос. Все, что приходило в голову, можно было воссоздать в прическе средствами парикмахерской техники с использованием различных украшений. Модные прически во все времена пользовались вниманием окружающих, выражали вкус ее обладателя. Вот почему изучение парикмахерского искусства кроме познавательного значения представляет и большой практический интерес, является источником вдохновения, кладезем знаний и новых идей в моделировании современных причесок. Кратко остановимся на стилях причесок разных времен и народов. Прически Месопотамии. В Месопотамии, где считается когда-то находился земной рай, собирались племена и складывались государства, враждовавшие друг с другом до полного уничтожения. Археологические раскопки последних двух столетий открыли культуру этих древних народов. В рельефных изображениях мелькают образы мужчин и женщин. Процессу причесывания мужчи- 10

11 ны уделяли значительно больше времени, чем женщины. Уход за волосами, бородой и усами входил в число мужских добродетелей. Даже простолюдины и солдаты подкрашивали, расчесывали и завивали волосы самым причудливым, но строго геометрическим образом. Волно образные локоны перемежались с крупными колечками, трубочками и косичками. Существует предположение, что некоторые крупные, сложно сконструированные бороды царей были искусственными и хранились в специальных футлярах. Царь с набеленным лицом, длинными подведенными, как у хищной кошки, глазами, насурьмленными бровями, усами и почти архитектурной формы бородой, с тяжелой гривой волос, которую венчала белая пирамидальная тиара, украшенная кованым золотом, походил своим обликом на грозное божество. Несокрушимая мощь тела и непроницаемая холодность лица, преувеличенная мускулатура обнаженных рук и ног, длинные пышные волосы подразумевали огромную физическую силу (рис. 1.1, а). Прически женщин (рис. 1.1., б) отличались большей простотой, обилием вьющихся или завитых волос, украшенных золотыми спиралевидными колечками, венцами, золотыми листьями, цветами с лазуритовыми и агатовыми сердцевинками, которые при движении, соприкасаясь друг с другом, мелодично позвякивали. Густые волосы разделялись прямым пробором, завивались четкими горизонтальными волнами и вертикальными локонами, концы Рис Прически Месопотамии: а мужская прическа (прическа воина); б женская прическа 11

12 подвертывались вовнутрь в виде валика. Иногда женщины носили парики разного цвета, возможно, заимствовав их у египтянок. Прически Древнего Египта. Древнеегипетская цивилизация одна из древнейших в мире. Древний Египет был самым могущественным из всех рабовладельческих государств, представлявших собой деспотическую монархию во главе с фараоном, чья личность обожествлялась. Население было разделено на касты, и все стороны жизни от наследуемого вида деятельности до ношения костюма и прически строго регламентировались. В искусстве, в эстетических представлениях людей особую роль играла религия. Рельефы, фрески, скульптура Древнего Египта позволяют нам судить об эстетическом идеале красоты человека. Только в знак траура египтяне отпускали волосы и бороду, во всех остальных случаях это считалось признаком неряшливости и бескультурья. Бритую голову жители Египта прикрывали париком из заплетенных рядами косичек и уложенных локонов волос. Форма, размеры и материал париков указывали на социальное положение владельца (рис. 1.2). Парики были не только сословной принадлежностью, но и выполняли роль головных уборов, защищая от палящих солнечных лучей. Часто во избежание солнечного удара знатные вельможи надевали несколько париков один на другой, создавая тем самым воздушную прослойку. В торжественных случаях использовали длинные парики, завитые крупными Рис Прически Древнего Египта: а прическа фараона; б прическа царицы 12

13 параллельными локонами. Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, духами, эссенциями, клейкими составами. Все мужское население брило бороды, удаляя волосы с подбородка специальным серповидным прибором из камня или бронзы. Во время богослужений, торжественных церемоний, пиршеств отличительным знаком фараона кроме скипетра и короны была искусственная борода знак владения землей. Бороду прикрепляли шнурком к чисто выбритому подбородку. Бороды делались так же, как и парики, из срезанных волос и могли быть различной формы: вытянутыми в виде заплетенной косички, завитыми параллельными рядами, в форме кубика, лопаточки. Бороду украшали золоченой змейкой уреем, которая считалась символом власти. Жрецы, служители культа, обычно брили голову и лицо, надевали парики или громоздкие маски, изображавшие морду священного животного. Знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос. Многочисленные рабы в целях гигиены полностью сбривали волосы или делали короткие стрижки. Прически правителей и придворных отличались пышностью и большой замысловатостью (особенно у цариц и знатных дам), прически простолюдинов скромностью и сдержанностью, но при этом была заметна общность линий и силуэтов: прически имели геометрическую форму трапеции или шара. С развитием египетского общества прически удлинились, появился «трехчастный» парик, три бриды которого спускались на грудь и спину, а также громадный парик из крупных завитых волн, имеющий «каплевидную» форму. Волосы в такой прическе разделялись пробором, волны с двух сторон перехватывались плоским металлическим обручем, концы волос, спадавшие на грудь, завивались в крупные улиткообразные локоны. Парики окрашивали в голубой, оранжевый и желтый цвета. Прически делали и из собственных волос, свободно распуская и украшая их кистями. Дети, юноши и девушки сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей на левом виске, которые завивались в локон или заплетались в плоскую косу. Применялись накладные косы. Прически украшались полосками кожи, шелковыми и золотыми нитями. В торжественных случаях надевали головные уборы из драгоценных металлов. Древнейшим из них был «пшент»-корона, по форме этот убор напоминал бутылку, вставленную в кольцо. Другими головными уборами были атеф, тростниковая корона и платок «клафт», плотно облегавший голову. Головные уборы украшались изображениями птиц, животных, иероглифами, носившими декоративный характер. 13