Меню

Организация игровой деятельности детей в младшей группе

Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Рубрика: Организация игровой деятельности

Дата публикации: 29.06.2017

Статья просмотрена: 3127 раз

Библиографическое описание:

Синяпкина Е. И., Звягина О. Н. Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №3. — С. 100-103. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/63/2584/ (дата обращения: 13.02.2019).

В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства.

В качестве основного принципа ДО стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего, дошкольного), обогащение (аплификация) детского развития. Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должны осуществляться в формах, специфических для детей данного возраста группы, прежде всего, в форме игры.».

В раннем возрасте (1–3 года) таким содержанием является «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, тесто, вода), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с предметами-орудиями (совок, лопатка, ложка), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность».

Ряд исследователей (Н. М. Аксарина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др.) полагает, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиям — малыш играет. Это его естественное состояние. Ира доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативы, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.

Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.

Для нас как воспитателей организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложным разделом работы, так ка, с одной стороны, мы должна, не подавляя инициативу ребенка, направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Для правильной организации самостоятельной игровой деятельности мы глубже изучили особенности психического развития ребенка данного возраста.

Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», мы стараемся сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.

При правильной организации игра создает условия для развития интеллектуальных, личностных, физических качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка-ИГРУ, которая для него одновременно является и развлечением, и способов познания мира людей, предметов, а также сферой приложения своей фантазии.

Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, развитие игры в этот период проходит путь от предметной игры к ролевой, окружающей отношения между людьми. Игровая деятельность, как отмечено А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. А. Коротковой, Д. В. Менджерицкой, Н. Я. Михайленко и др., не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Осваивая их, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их в другие ситуации. Как следствие, игра дошкольника приобретает творческий, управляемый им самим и согласуемый с другими ее участниками характер. При таком развитии она максимально выполняет свои функции (воспитательную, развивающую, дидактическую, коррекционную, коммуникативную, социальную, психотерапевтическую и др.).

Игра детей раннего возраста в основном не устойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игр, объединений детей, наличие конфликтов по поводу игрушки, роли. Они требуют четкого, системного руководства ими, целенаправленного формирования у детей игровых, коммуникативных, организаторских и других умений. Таким образом, изобразительный (первый год жизни) и сюжетно-отобразительный этап (второй и третий год жизни), первые сюжетные игры детей (третий год жизни) создают предпосылки развития творческих игр в дошкольный период. Мы как воспитатели ставлю перед сой цель сформировать игровые умения у детей раннего возраста.

Для этого ставлю такие задачи:

‒ Активизировать игровую деятельность.

‒ Заинтересовать игровым материалом.

‒ Овладение предметно-игровыми действиями с сюжетно-образными игрушками.

‒ Осуществление игровых действий с воображаемыми предметами.

‒ Развивать самостоятельную игру с различными предметами.

‒ Стимулировать овладение орудийными действиями в игре.

‒ Воспитывать познавательный интерес с помощью игр с элементами экспериментирования.

‒ Формировать интерес к подвижным и досуговым играм.

‒ Способствовать возникновению и развитию сюжетно-отобразительных игр.

Мы стараемся сделать так, чтобы развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

‒ Насыщенность среды в группе соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Также мы не забываем о таком простом приеме в оснащении игровой среды, когда некоторые игрушки на время убирают, а потом снова возвращают. Вновь появившаяся знакомая игрушка вызывает желание с ней поиграть.

‒ Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. (например, построили из модулей свой «Теремок» и обыграли сюжет сказки).

‒ Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; так на ряду с образными игрушками должен быть представлен обобщенный материал, прежде всего, предметы-заменители. Их сочетание позволяет детям реализовать в игре самые смелые замыслы.

‒ Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

‒ Доступность среды предполагает: доступность для всех без исключения воспитанников. Используя крупный игровой материал, дети замещают в игре не один предмет, а целый комплекс объектов, например, построили корабль, а кубы или пластины — лодки или льдины.

Читайте так же:  Интерес к чтению детей младшего школьного возраста

‒ Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т. п.

Отдельно необходимо остановиться на мотивировании детей к игровой деятельности. Ученые выделяют три типа мотивации:

‒ Мотивация в условиях помощи взрослому.

‒ Мотивация личной заинтересованности.

Первый тип— игровая мотивация— «Помоги игрушке».

Ребенок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации мы строим по такой схеме:

‒ Рассказываем, что игрушке нужна помощь, и помочь могу им только дети.

‒ Спрашиваем детей, согласны ли они помочь игрушке.

‒ Предлагаем научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда наше объяснение и показ заинтересовывает детей.

‒ Игрушка оценивает работу ребенка, обязательно хвалит его.

‒ По окончании работы дети играют с игрушкой некоторое время.

При данной мотивации ребенок выступает как помощник и защитник, и ее мы используем для обучения различным практическим умениям.

Второй тип мотивации— помощь взрослому— «Помоги мне».

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: мы сообщаем детям, что собираемся мастерить что-либо и просим детей помочь. Интересуемся, как они могут помочь. При этом каждому ребенку дается посильное задание. В конце подчеркиваем, что результат был достигнут путем совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Третий тип мотивации основан на внутренней заинтересованности ребенка.

Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких (так мы делали открытки для мам и бабушек, пап и дедушек). Дети искренне гордятся своими поделками! Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

 Показываем открытку, раскрываем преимущества и спрашиваем, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

 Далее показываем, как изготовить ее.

 Изготовленная поделка поступает в распоряжение ребенка. Гордость за дело своих рук — важнейшая основа созидательного отношения к труду.

 Мотивируя детей, мы соблюдаем следующие принципы:

‒ не навязывать ребенку свое видение;

‒ обязательно спрашивать у ребенка разрешения заняться с ним общим делом;

‒ обязательно хвалить действия ребенка за полученный результат.

  1. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.
  2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой. М, 2008.
  3. Носова Е. А. Дидактические игры — занятия в ДОУ. — М.: Детство — Пресс, 2001.
  4. Обучение через игру. Р. Р. Фьюэлл, П. Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург,2005.
  5. Первые шаги. / Сост. к. Белова. — М.: Линка-Пресс,2009.
  6. Самоукина Н. В. Игры, в которые играю. — Дубна,2000.
  7. Смирнова Е. Ранний возраст: игры. Развивающие мышление // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4. — с.22.

Похожие статьи

Игра как средство развития личности ребенка младшего.

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал. Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном.

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как.

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал. Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии.

Эргопедагогика детей раннего возраста в условиях дома ребенка

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал. Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале.

Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

ребенок, игра, дошкольный возраст, роль, игровая деятельность, развитие ребенка, ролевая игра, игровая среда, игра детей.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Индивидуализация образовательной деятельности как.

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста. ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Возможности игры в коррекционной работе с детьми

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Конспект организации игровой деятельности во второй младшей группе «Поможем зайчику»

Галина Заботина
Конспект организации игровой деятельности во второй младшей группе «Поможем зайчику»

Конспект организации игровой деятельности во 2 младшей группе

на тему: «Поможем зайчику».

Цель:способствовать развитию игровой деятельности детей,формированию интереса к различным видам игр.

Задачи: обеспечить обогащение игрового опыта детей посредством объедине-

ния отдельных действий в единую сюжетную линию;вызывать у ребенка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками. Способствовать развитию умения играть вместе, согласовывать свои дейст-вия в процессе игры,передавать эмоциональное состояние героев сказки (мимика, интонация). Обеспечить применение на практике знаний о геомет- рических фигурах и цвете,умения детей сравнивать предметы по величине.

Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, доброжелатель-

ности, желания придти на помощь.

Используемые материалы и оборудование: игрушка –зайчик,«автобус»-шир- ма,стулья с геометрическими фигурами на спинках,геометрические фигуры- «билеты» (круг, квадрат,треугольник) на каждого ребенка,фуражка водителя, сумка кондуктора,3 кровати,3 набора посуды разной величины,3 медведя, «волшебный»мешочек,«теремок», шапочки героев сказки «Теремок», магни -тофон с записями песен «Автобус», «Зайки танцевали».

Описание предварительной работы: изготовление атрибутов,обогащение впе- чатлений,обучение игровым правилам,рассматривание иллюстраций, дид. иг- ра «Кому что нужно для работы»,закрепление знаний о геометрических фигу- рах,цвете через настольно-дидактические игры,знакомство с размерами пред- метов,чтение литературных произведений.

Проблемная ситуация:раздается стук в дверь,появляется Зайчик.

-Дети,посмотрите,какой грустный зайчик к нам пришел!Давайте узнаем,что с ним случилось?

-Оказывается,он потерялся и не может найти свою маму!Что же делать? (выз- вать у детей желание помочь зайчику)

-Дети,а как вы думаете,где живет зайчик?

-Верно! Но лес так далеко от нас,а зайчику очень хочется быстрее найти свою маму…Как же быть,как нам можно поскорее доставить зайчика до ле — са?

(Если дети затруднятся,в качестве подсказки использую загадку:

«Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином».

-Правильно,можно доехать на автобусе!

— Вот и автобус уже нас ждет. Кто управляет автобусом?

— Ребята, а что делает кондуктор?

— Продает билеты. Объявляет остановки, следит за порядком в автобусе.

— Как называют людей, которые едут в автобусе?

-Людей, которые едут в автобусе, называют пассажирами.

— Ребята, какие правила поведения должны соблюдать пассажиры?

— Уступать место пожилым людям, не шуметь, держаться за поручни.

— А что нельзя делать в автобусе?

— Кричать, шуметь, баловаться, отвлекать водителя, высовывать голову, руки в окно.

-Ну а теперь нужно вести зайчика в лес, но чтобы автобус поехал нужен шофер. Сережа у нас будет шофер (одеваю фуражку) .

-Садись, шофер, за руль повезешь нас в лес.

— В автобусе еще работает кондуктор, им буду я (беру роль кондуктора на себя).

-Дети,у меня сегодня необычные билеты,на них нарисованы геометрические фигуры. Будьте внимательны, нужно сесть на тот стульчик,на котом находит- ся фигура такого же цвета и формы,как на вашем билете.

(Дети рассаживаются по местам,контролирую правильность посадки соответственно билетам).

-Ну вот, все ребята заняли свои места, теперь можно ехать. Наш автобус отправляется в путь.

(Включение магнитофона:песенка Железновой «Автобус»).

Вот мы в автобусе сидим

И сидим, и сидим

И из окошечка глядим

Глядим назад, глядим вперёд

Читайте так же:  Ребенок 1 год не спит вообще

Вот так вот, вот так вот

Ну что ж автобус не везёт

Вот так вот, вот так вот

Вперёд мы покатились

А щётки по стеклу шуршат

Все капельки смести хотят

И мы не просто так сидим

Мы громко-громко все гудим

Пускай автобус нас трясёт

Вот так вот, вот так вот

Мы едем-едем всё вперёд

-Все, мы приехали! Водитель, объявляй остановку:«Остановка, зимний лес». -Завернемся потеплее в наши шубки,оденем варежки и выходим из автобуса. -Ой, какие сугробы вокруг! Осторожно, не упадите, поднимайте ножки повыше! (проделываю все движения с детьми). Пойдем за мной! Смотрите, а что это там вдалеке,кажется,какой-то домик. Давайте подойдем поближе, может,там наш зайчик живет.

-Кажется,это не зайкин домик!Посмотрите,тут стоят три кровати…Как вы думаете,чьи это кровати (трех медведей)

-Где же медведи? Ой,да они собрались кушать!

-Как вы думаете,чем же угостить мишек (чаем со сладостями)-вызываю у детей желание напоить медведей чаем,затем уложить спать.

-Давайте пожелаем мишкам спокойного сна и пойдем дальше искать маму зайке.

-Какая вьюга поднялась на улице!Ветер так и завывает! Давайте немножко погреемся!

Игра «Мы погреемся немножко…»

-Вот мы и нагрелись!Пошли дальше!

-Посмотрите-ка,там впереди еще один домик,может,там наш зайчик живет?

Поднимаю мешочек,положенный возле домика-теремка:

«По дорожке дети шли,

Мешочек по пути нашли,

А мешок — то не простой,

Он волшебный — вот какой»

– Ребята, интересно, что в мешочке? Давайте посмотрим!. Это загадки, послушайте, отгадайте их,а я вам за загадку что-то дам. (Загадываю загадки,отгадавшему ребенку надеваю на голову шапочку.)

Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг,

по снежочку тык-тык.

По земле скачет, по воде плывет. (Лягушка)

Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)

Рыжая плутовка, хитрая, да ловкая,

В сарай попала, кур пересчитала.

Зимой спит, летом улья ворошит. (Медведь)

Серенький шарик под полом шарит. (Мышь)

-Дети,вы теперь превратились в артистов!Давайте повеселим маленького зайчишку,покажем сказку «Теремок»!

-Молодцы, маленькому зайчишке понравилась сказка!. Снимайте шапочки — маски, и теперь вы снова ребята.

– Артистами ребята побывали и сказочку ребята показали.

Артисты были очень хороши, похлопаем друг другу малыши!

(Появляется Мама-зайчиха)

-Дети,какая радость:мама зайчонка пришла!Посмотрите,как обрадовался маленький зайчишка и пустился в пляс вместе с мамой!

Пляска «Зайки танцевали»(магнитофон)

На полянке зайки танцевали, (качаем головой вправо и влево)

Зайки танцевали, зайки танцевали

Так красиво ушками качали

Ушками качали так

На полянке зайки танцевали, (по очереди выставляем правую и левую ручки)

Зайки танцевали, зайки танцевали

Так красиво лапки выставляли

Лапки выставляли так

На полянке зайки танцевали,

Зайки танцевали, зайки танцевали

Так красиво хвостиком виляли

Хвостиком виляли так (показывают)

На полянке зайки танцевали, (по очереди стучим ладошками по коленкам)

Зайки танцевали, зайки танцевали

Так красиво лапками стучали

Лапками стучали так.

-Дети,зайчишке мы помогли,теперь нам пора возвращаться домой!Занимайте свои места!

-Попрощайтесь с зайчиком,и давайте ему посоветуем,чтобы он никогда не убегал от своей мамы!

Конспект занятия «Поможем зайчику найти свою маму» Цель: Развивать физические качества, через разнообразные движения. Задачи: «Физическая культура»: Учить детей сохранять равновесие при ходьбе.

«Роль педагога в организации психолого-педагогических условий для свободной игровой деятельности» Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его.

Консультация для воспитателей «Гендерный подход в организации игровой деятельности» Большое внимание в своей работе мы уделяем развитию и воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей. Только благодаря систематическим.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Поможем зайчику» Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Поможем зайчику» Цель: Продолжать развивать речь как средство общения.

Конспект ОД по познавательному развитию «Поможем зайчику» в первой младшей группе Цель: продолжать знакомить с палочками Кюизенера как игровым материалом. Задачи: 1. Учить строить домик и мебель из палочек по образцу,.

Конспект организации игровой деятельности в первой младшей группе «Путешествие в зимний лес» Районный конкурс методических разработок в ДОУ Номинация «Игровая деятельность» Конспект организации игровой деятельности В первой.

Конспект организации непосредственно организованной образовательной деятельности «Поможем снеговику» К о н с п е к т организации непосредственно организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.

Конспект занятия по развитию исследовательской деятельности «Поможем Незнайке» в средней группе Задачи: — Формировать у детей конкретные представления о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать.

Принципы организации игровой деятельности в свете ФГОС Принципы организации игровой деятельности в свете ФГОС ФГОС ДО предъявляет требования к условиям реализации основной образовательной программы.

Использование музыкально-игровой технологии Железновых в организации речевой деятельности детей Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей, общение.

Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Транскрипт

1 Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста. (Методические рекомендации по организации и проведению сюжетно-ролевой игры) Брылина Надежда Аркадьевна старший воспитатель МДОУ » Детский сад 18″г. Богданович Игровая деятельность является существенной составляющей жизни детей в детском саду, одним из важных средств развития детей дошкольного возраста. Игра предоставляет каждому ребенку возможность реализовать свои потребности и интересы. Сущность игры как одного из основных видов деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности взаимоотношений людей, уточняют и получают знания об окружающей действительности. Одно из преимуществ игры то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Отмечая влияние игры на воспитание и развитие ребенка А.П. Усова писала: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованны». (Усова А.П.. Роль игры в воспитании ребенка/ Под ред. А.В. Запорожца. М., 1976.) Играя с детьми, воспитатель помогает им адаптироваться к условиям жизни в детском саду, через игру вызывает у ребенка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним. Воспитатель развивает игровую деятельность у детей, формируя у них умения, необходимые для сюжетной игры — основного вида игровой деятельности дошкольника. Профориентационная направленность сюжетно-ролевой игры Сюжетно-ролевая игра может быть использована как средство реализации задач ранней профориентации. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не даѐт новых знаний. В ходе такой игры, ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребѐнка опыт, посредством которого эти знания ребѐнком присваиваются. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию.

2 Цель. Научить ребѐнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Помочь детям организовать игру, используя знания о профессиях. Для этого воспитателю необходимо помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. Помочь детям средствами игры воспроизвести производственные сюжеты, ситуации, профессиональную социальную сферу, модель межличностных профессиональных отношений. Во второй младшей группе в игре детей трудовые действия ещѐ носят имитационный, подражательный характер, мало внимания обращается на результат труда. Педагогу следует стимулировать детей в ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр: — воспроизводить наиболее характерные трудовые действия и результаты труда (водитель управляет автомобилем, следит за исправностью машины; продавец взвешивает, отпускает товар); — принимать на себя игровую профессиональную роль, участвовать в несложном ролевом диалоге; — правильно называть себя в игровой роли («Я водитель), называть игровые действия («Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином»); — передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер моет голову, стрижѐт), давать оценку качества труда (работает быстро, аккуратно); — самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной роли (белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса); — договариваться в совместных действиях («Давай играть с куклами»), о ролях («Я буду врачом, приводите мне своих детей»). В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом, увеличивается количество изображаемых трудовых действий: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), лечение детей (работа врачей, медсестер), продажа товаров (работа продавцов). Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, выбирать необходимые для игр предметы, игрушки. В ходе профориентационных сюжетноролевых игр педагогу следует стимулировать детей: — строить сюжет из 4-6 смысловых эпизодов; — исполнять в одной и той же игре разные роли в соответствии со смыслом разворачиваемого сюжета; — самостоятельно распределять роли с учѐтом возможностей, интересов и желаний друг друга;

Читайте так же:  Обучение воспитание и развитие одаренных детей

3 — находить предметы-заместители и использовать их в качестве атрибутов, изображающих инструменты и бытовую технику. В старшей и подготовительной группах совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актѐр, врач, водитель, лѐтчик). В игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей. В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей: — вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты; — вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос); — расширять набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»). Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты. Вывод: сюжетно-ролевая игра не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Планирование сюжетно-ролевой игры Полноценное планирование руководства играми детей требует от воспитателя хорошего их знания, а также представления о том, какие игры особенно любимы детьми его группы, их содержание, кто с кем хочет играть, насколько дети самостоятельны в играх, какие игрушки предпочитают и т. д. Необходимо знать, как развиваются детские игры от возраста к возрасту: как меняется и обогащается их содержание, усложняется поведение детей в игре, нарастает их самостоятельность. Все это важно потому, что планируется не игровая деятельность детей, а педагогическая деятельность воспитателя по руководству играми. При планировании руководства сюжетно-ролевыми играми указываются конкретные задачи воздействия педагога на игру: — обогащение ее содержания, — формирование у детей умений играть с теми или другими игрушками, — устанавливать правильные отношения друг с другом, — обучение их новым игровым действиям,

4 — умениям строить сюжет, — создавать обстановку для игры и т. д. задачи воспитания поведения дошкольников в игре: — доброжелательного отношения друг к другу, — умения считаться с интересами других, — делиться игрушками, — справедливо решать возникающие конфликты и др. Все эти задачи намечаются на длительный срок и многократно повторяются в плане. При этом воспитатель уделяет внимание не только совместным, коллективным, но и индивидуальным играм детей. Обогащение содержания детских игр одна из основных задач руководства ими. В плане работы она отражается по-разному. Например, может быть поставлена задача обогащения содержания детских игр без указания их конкретной темы («Принять участие в играх Нины, Тани, Вовы. Помочь им выбрать игрушки, показать действия с ними»). Чаще всего так формулируется эта задача в младших группах. В группах детей среднего и старшего дошкольного возраста педагог, хорошо зная, во что и как играют его воспитанники, может наметить обогащение содержания конкретных игр; например: «Помочь детям обогатить содержание игры в детскую библиотеку: работники библиотеки не только выдают книги детям, они рассказывают им об интересных произведениях, заботятся о порядке, о сохранности книг, получают новые издания». Выделяя задачу воспитания взаимоотношений и поведения детей в игре, воспитатель учитывает их активность и игровые умения. Например: «Обеспечить, чтобы во время игр в школу дети выполняли роль учительницы по очереди. Помочь Тане советом в выполнении этой роли»; «Принять участие в игре вместе с Артемом. Противостоять его желанию брать на себя только главную роль. Заинтересовать выполнением второстепенных ролей». Воспитатель в плане отражает и свою педагогическую деятельность по руководству играми: сюжетно-ролевая игра, задачи (по формированию игровых умений, речевых эталонов, информацию профориентационной направленности), приемы руководства игрой, степень включенности педагога в сюжет игры. Приемы руководства творческими играми Приемы руководства игрой: — создание игровой обстановки или ее элементов, — внесение отдельных игрушек, — рассказ об увиденной игре, — рассматривание иллюстраций с изображением играющих и т. д.

5 В плане предусматриваются и основные приемы руководства творческими играми и косвенные способы воздействия на играющих: расширение их знаний, представлений, изготовление нового игрового материала и т. п. Воспитатель может запланировать свое участие в игре на определенную тему и осуществить его, если игра возникнет. Примеры В качестве пассажира корабля принять участие в игре «Моряки» помочь появлению новых ролей (корабельного врача, повара). Помочь девочкам включиться в игру мальчиков на этих ролях. Обогащая игровые интересы детей, педагог время от времени планирует новые темы для игр. Основное условие включения новой темы: наличие у детей достаточных знаний о явлениях, связанных с темой игры. Проектирование и организация предметно-пространственной среды группы (подход Н.А.Коротковой) Короткова, Надежда Александровна. Предметно-пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст; пособие для воспитателей / [Н. А. Короткова, Г. В. Глушкова, С. И. Мусиенко]; под ред. Н. А. Коротковой. — Москва: Линка-Пресс, с. Типы игрового материала Авторы пособия «Как играть с ребенком» (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова) используют следующую терминологию игровой предметной среды, обозначая типы игрового материала: «Предметы оперирования» это игрушки, имитирующие реальные предметы, орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.). «Игрушки-персонажи» это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п. «Маркеры (знаки) игрового пространства» это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.). А также дают рекомендации по перечню и расположению в разных возрастных группах игровой предметной среды. Уровни развития ролевой игры

6 на протяжении дошкольного детства Основание. Диагностические материалы к программе «Развитие»Л.А.Венгера. Уровни развития ролевой игры это ступени развития самой игры и они не связаны с возрастом каждого конкретного ребенка. Для характеристики уровня ролевой игры в соответствии с рекомендациями авторов программы «Развитие» воспитателю необходимо использовать следующие Показатели: 1) что для ребенка является центральным содержанием роли, т.е. то, что ребенок пробует в игре; 2) наличие в игре роли и характер ее осуществления; 3) логика последовательности игровых действий, т.е. чем она определяется и как ребенок относится к нарушению последовательности игровых действий. Дети 3-4 лет (вторая младшая группа) 1 уровень 1) Действия взрослых, которые ребенок воспроизводит в игре, это предметные действия с игрушками или предметами-заместителями (ребенок «кормит» куклу; «делает уколы» и т.п.). Дети воспроизводят внешний рисунок такого действия (в пределе жест). 2) Дети сами не называют ролей они просто выполняют роли («роль в действии»), осуществляя отдельные игровые действия. Дети в игре не относятся друг к другу так, как это происходит Карта развития ребенка в игровой деятельности в период дошкольного детства 3-4 года — Выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер. — Участвует в разыгрывании сюжета цепочки из 2-3 действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый). 4-5 лет — Выполняет взаимосвязанные ролевые действия, называет свою роль. — Самостоятельно удерживает сюжет-цепочку из 3-4 действий. 5-6 лет — Выполняет ролевые действия, изображающие социальные функции людей. — Участвует в распределении ролей до начала игры. 6-8 лет — Отображает в ролевых действиях отношения между людьми (подчинение, сотрудничество); — Участвует в распределении ролей и проговаривании замысла игры до ее начала.