Меню

Опыт работы воспитателя по патриотическому воспитанию дошкольников

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Шеперкина Жанна Евгеньевна,
воспитатель высшей категории
ГБДОУ детский сад №10 Санкт-Петербурга

Проблема нравственного воспитания носит актуальный характер с давних времен и по наши дни. Проблема общества, идеалы, мораль, традиции, культура могут изменяться из века в век. А степень нравственности почти не меняется, то есть то, что нравственный человек должен жить по совести, по чести, по законам добра и справедливости, быть патриотом своей страны, в которой он живет, любить свою семью, хранить и уважать ее традиции и быть носителем ее ценностей.

Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев воспитательно-образовательной системы. За последнее время в нашей стране произошли большие изменения. Это коснулось и нравственных ценностей, как в отношении к событиям и к отдельным людям, так и к их истории в целом.

Как бы не менялось общество, но воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё, необходимо воспитывать при любом строе. Этому учат детей во всём мире. И если мы хотим, чтобы наши дети любили свою страну, свой народ, нам нужно показывать и представлять им её с самой привлекательной стороны. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…» Патриотизм, в полном понимании его значимости, преподаётся детям в школе. В детском саду — первые предпосылки патриотизма и начальная ступенька- это развитие и воспитание любви и привязанности к семье, родному дому.

Родной дом — сложное и многогранное понятие. Оно включает в себя:

— семью, где ребёнок родился и вырос;

— атмосферу домашнего очага (семейные традиции, обряды);

— дом, улица, друзья и окружение, родная природа.

Постепенно понятие «Родной дом» обретает более широкий смысл и расширяется до понятия «Город» и большая многонациональная Родина- «Россия» и, наконец, — « Планета земля – наш общий дом».

Патриотическое воспитание включает в себя две составляющих:

1. Формирование представлений о родной национальной культуре.

2.Воспитание гражданина своей страны — цивилизованного общества.

Эти две составляющие тесно связаны между собой, так как воспитание гражданина своей страны невозможно без глубокого познания духовного богатства своего народа.

Воспитание чувства патриотизма — процесс длительный и сложный, требующий от педагога личной убеждённости и вдохновения. Работа в детском саду, как начальной ступени образования, должна быть спланирована по следующим направлениям:

— воспитание любви к близким: маме, папе, другим членам семьи, родному дому;

— родному городу, своей стране и её культурному наследию.

Дети должны знать и смысл государственной символики страны, которая является неотъемлемой частью истории и культуры страны. Невозможно воспитать настоящего гражданина своей страны без уважения к истории своего Отечества, умения понять и оценить символический смысл герба, гимна и флага Российской Федерации.

Вместе с детьми мы рассматривали гербы разных стран и городов и сделали выводы: так как герб является отличительным знаком государства, и несёт определённое смысловое значение, то он может быть отличительным знаком и для отдельного человека, целой семьи, учреждения, района, города, целой державы. К этому направлению в своей работе я подключила и родителей и тогда возникла идея создать герб нашей группы, а некоторые родители даже придумали герб своей семьи. в котором отразили свои интересы и традиции.

Вся работа с детьми должна осуществляться постоянно и в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и изо- деятельности, музыкальных и физкультурных занятиях, игровой и самостоятельной деятельности, а также использовать такие формы работы как, комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий, которые проводятся как фронтально, так и подгруппами, и индивидуально.

Такая система работы поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, а также любви к своей семье, самому дорогому, что есть у человека.

Педагогический опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Аксана Белова
Педагогический опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Автор: Белова Аксана Ивановна.

«Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев- обречена на вымирание». Л. Н. Толстой.

Актуальность.

События последнего времени подтвердили, что экономическая, социальная дифференциация общества, девольвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательные воздействия культуры, искусства и образования, как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

На государственном уровне было принято ряд программ «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005годы, 2006-2010годы,2011-2015годы». С 1 января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», в котором так же отражены принципы и задачи патриотического воспитания.

П1.4(6) Основные принципы дошкольного образования: «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

П 1.6(5) Стандарт направлен на достижение следующих задач: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Образовательные области стандарта направлены на «формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие интересов о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира».

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогического влияния, сила глубины впечатлений. Поэтому, что усвоено в этот период-знания, навыки, привычки, складывающиеся черты характера-оказываются особенно прочным фундаментом дальнейшего развития личности.

Воспитать патриота своей Родины- ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительный результат дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Условия формирования опыта.

Первые чувства патриотизма, доступны ли они малышам? Я думаю, да. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к своему народу, к родной природе, к малой родине и огромной стране России.

Любовь маленького ребенка-дошкольника-к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, к своему дому, улице, детскому саду, поселку.

Взрослые, воспитатель и родители, должны учесть, что воспитывать любовь к малой и большой Родине – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и ближайшими объектами, которые окружают ребёнка.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых форм в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если он сам не будет любить свою страну, свой народ, традиции, свою малую родину. Как писал К. Д. Ушинский «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности». Прекрасные возможности в воспитании патриотизма представляет знакомство дошкольников с традициями, обычаями, бытом и прикладным искусством, фольклором России. Обязательно при работе с детьми их надо знакомить с великой русской поэзией А. С Пушкина, А. А Фета, Ф. И Тютчева. Пусть ухо ребёнка

приучается с ранних лет к гармонии русского слова, музыкальности и поэтичности русской речи.

Издавна славиться наша страна своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. Много славных полководцев прославили Россию с древних времён до нашего времени. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувство гордости и любви.

Такое понимание сути патриотического воспитания и определило цель моей работы- воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Теоретическая база.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных педагогов, а также современные программы патриотического воспитания, используемые в ДОУ.

Каждый автор ставит какую-то одну грань в патриотическом воспитании дошкольников. С. Н. Николаева рассматривает патриотическое воспитание в русле экологического воспитания, Т. Е. Комарова делает акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.

В современной литературе Л. А. Кондрыкинской, Т. В. Ивановой, Н. В. Алёшиной патриотическое воспитание закладывается в естественной и привычной среде обитания человека, в его окружении. И задача воспитателя отобрать из массы впечатлений, полученных ребёнком, наиболее доступные ему: природа, животный мир, жизнь дома, детского сада, родного края.

Технология опыта.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

Систему и последовательность работы по патриотическому воспитанию я построила следующим образом: я-семья-детский сад-малая родина-Нижегородская земля-Россия.

Задачи моей работы:

— Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному посёлку.

— Расширение представлений о России.

-Знакомство с символами государства, области: флаг, герб, гимн.

-Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

Читайте так же:  Можно ли чернику ребенку до года

— Формировать чувство гордости и ответственности за свою страну.

Выше перечисленные задачи решаются в интеграции образовательных областей, во всех видах детской деятельности: нод, беседы, экскурсии, труд, тематические праздники, взаимодействие с социумом (Ветлужская средняя школа, детская библиотека, храм «Архангела Михаила», в работе с родителями.

В пространственной предметно-развивающей среде:

— оформление патриотического уголка,

— пополнение наглядно-иллюстративного материала (альбомы «Что в имени тебе моём», «Генеалогическое древо семьи», «Милая моя Родина», «День народного единства», «Защитники Отечества», «Достопримечательности посёлка», «Нижний Новгород в годы ВОВ»,

-подборе художественной и познавательной литературы (А. Клиентов «Города России», Н. Ермильченко «История Москвы», «Великая Россия-символы и награды российской державы», С. Агафонов «Нижегородский кремль») и др.

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается- процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческим прошлым своего народа и его культурой.

Анализ результативности опыта.

Предлагаемый мною материал, поможет сформировать у детей дошкольного возраста первые чувства патриотизма: гордость, любовь и уважение к малой и большой Родине, к народным традициям Полученные знания во время бесед, игр, тематических праздников и мероприятий позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

В процессе ознакомления детей с разделом «Я», «Семья» внимание уделялось самопознанию и воспитанию у ребёнка к себе, своим достоинствам и недостаткам, расширялись представления о семье, родственных отношениях.

Дети старшего возраста могут и должны знать название своего посёлка, его достопримечательности. Детям сообщалась информация, которую они могут усвоить. По разделу «Малая родина» была организована работа совместно с Ветлужской поселковой библиотекой, где дети знакомились с историей посёлка и предметами старины.

В работе по ознакомлению детей с Россией большое внимание уделяется воспитанию гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны. Огромное значение уделяется празднику «День Победы». Время всё дальше отодвигает события тех дне, ветеранов остаётся мало. Очень важно не прервать эту нить памяти о героическом подвиге нашего народа. Родители и дети принимают активное участие в мероприятиях, организованных в детском саду в честь этого праздника. В прошедшем году очень трогательно прошёл литературный вечер «День Победы», в этом году, посвящённому «Году кино» в нашей стране мы планируем устроить «Битву хоров» по песням из кинофильмов о ВОВ. Обязательно проводятся экскурсии с детьми к памятнику погибшим воинам, участие семей в акции «Бессмертный полк».

Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам ВОВ, вызываем желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов. Всё это способствует расширению кругозора и повышению познавательной активности детей. Они задают больше вопросов по истории и достопримечательностях нашего края, страны.

Трудности при использовании данного опыта.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников- процесс сложный и длительный, требующий от воспитателя большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя кругозор. При этом важна поддержка семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Детский сад в своей работе должен «взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность» (ФГОС «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»). В нравственно- патриотическом воспитании особое значение имеет пример взрослых, близких людей.

Ребёнок-это чистый лист, на котором остаётся след всех тех, кто соприкасается с ребёнком. Хорошо, если это умные, добрые, высоконравственные люди.

Адресные рекомендации по использовании опыта.

Методическая разработка доступна в практическом применении и может использоваться в практике дошкольных образовательных учреждений по патриотическому воспитанию детей среднего, старшего, подготовительного возраста.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию В последнее время в людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким.

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей Байдаулетова Корлан Серикбаевна БДОУ г. Омска «Детский сад №112» Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы.

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников Год Тема опыта Форма трансляции опыта 2012-2013 уч. год 1.«Новые формы планирования в МБДОУ в соответствии с ФГТ» 2. Обмен опытом работы.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Мир, окружающий ребёнка, — это прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный.

Опыт работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Нравственно — патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так.

Педагогический опыт по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста здоровьесберегающей компетентности» «Здоровье-это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное.

Педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» o Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Процесс познания.

Педагогический опыт «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» «Искусство актера заключается в речи и в движении тела» И. Гёте Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных.

«Великой Победе посвящается… Воспитать гражданина!» Опыт работы по патриотическому воспитанию Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство. Патриотическое.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Прекрасное пробуждает доброе» Представляем Вашему вниманию опыт работы МБДОУ детского сада №7 города Донецка Ростовской области в виде доклада и презентации. Каждый человек.

Творческая презентация «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников» (обобщение опыта работы)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Творческая презентация Шевченко Татьяны Александровны, воспитателя МКДОУ «Детский сад № 173 комбинированного вида» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Актуальность проблемы: возрождение лучших традиций страны по нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения включение задачи нравственно-патриотического воспитания в программы образовательных учреждений усиление роли семьи в воспитании детей личная позиция педагога по проблеме нравственно-патриотического воспитания детей в образовательных учреждениях «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира» А. С. Макаренко

Истоки рождения личности: все мы родом из детства Я, ты, он, она – вместе целая страна В слове «МЫ» сто тысяч «Я»

Сущность нравственно-патриотического воспитания Нравственность – форма общественного сознания и вид отношений, способствующих регуляции действий человека с помощью норм Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству

«Самые большие подвиги добродетели совершены из любви к Отечеству» Ж.-Ж.Руссо Проект «Воспитание гражданина и патриота своей страны»

Прогнозирование → планирование → → организация → результат Цель: создать систему работы по постепенному включению дошкольников в общество, усвоению и воспроизводству детьми положительного социального опыта в чувствах и поступках. Задачи: -воспитывать любовь к родному дому: семье, малой родине — городу, краю и большой Родине – России; -развивать потребность соблюдать общепринятые ценностные нормы поведения; потребность в активном (в соответствии с возрастными возможностями), творческом преобразовании окружающего мира; -формировать бережное отношение к природе; -приобщать детей к основам национальной культуры, быта и развитие межличностных отношений.

Образ ребёнка к концу дошкольного детства как результат нравственно-патриотического воспитания: возросшая самооценка ребёнка, обретение чувства собственного достоинства, осознание себя частью общества и гражданином своей страны

Особенности в работе по формированию основ нравственности и патриотизма у дошкольников: воспринимают и оценивают человека категориями: «хороший — плохой», «добрый- злой»; усваивают общечеловеческие ценности и общепринятые в обществе нормы и правила поведения через: эмоционально-положительное общение со взрослым, игру, интересные и доступные по содержанию фильмы и детскую литературу, продуктивную (в том числе, трудовую) деятельность с понятным для детей результатом: где будет использоваться, кем и как применяться; постепенный переход от прагматического нравственного поведения к бескорыстному.

Основной механизм нравственно-патриотического воспитания дошкольников чувства: эмоционально-ценностные позиции по отношению к окружающему миру нравственно-патриотические компетенции через познавательное насыщение становление нравственно-патриотического поведения (поступки)

Люблю тебя, мой край родной! (региональный компонент воспитательно-образовательного процесса)

Методы, формы, виды, средства реализации задач Непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях. Чтение произведений детской литературы, рассматривание фотографий и картин о родном крае. Просмотр слайдов и видеофильмов о городе, о природе родного края; о достопримечательностях, отражающих трудовую и героическую историю города и края (Мемориалы, памятники, сооружения и т.д.). Празднование событий, связанных с жизнью города. Посещение музеев и театров города. Организация проектной деятельности, продукт которой – макеты, газеты, сборники, карты, коллекции, фотоальбомы — рассказывают о родном крае.

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса Главный принцип планирования: интегративный подход как возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка. Мир людей Мир природы Мир культуры Мир истории -Семья -Взрослые люди -Сверстники -Жители города -Жители страны -Профессии -Природа родного края -Мир животных и мир растений -Человек и природа -Дети и природа -Традиции и обычаи города, страны -Праздничный календарь -Народное творчество -Игровая культура -История города, родного края -Люди, прославившие малую родину -Календарь знаменательных дат

Интеграция содержания образовательных областей Образовательная область Темы, виды деятельности «Я и мои друзья» «Защитники Отечества» Познавательное развитие -Создание альбома «Правила лучшего друга» — Сбор материалов для Книги памяти (фото, рассказы) Социально-коммуникативное развитие -Упражнения и игры «Как мы общаемся» -Социальная акция «Наши прадеды и деды» Речевое развитие -Чтение. Н.Н.Носов «Фантазёры», «Телефон» -Чтение. А.Гайдар «Сказка о Мальчише-кибальчише» Худ./эстетическое развитие -День именинника. Подарок моему другу -Выставка рисунков «Наша армия» Физическое развитие Спортивная эстафета «Один за всех и все за одного» Спортивный семейный праздник «Сильные, смелые, ловкие»

Читайте так же:  Условия в детском саду для социального развития детей

Родители – участники образовательных отношений Создание и реализация взросло-детских проектов Организация и проведение праздников, утренников, фестивалей Проведение экскурсий Совместная продуктивно-творческая деятельность Проведение игры-путешествия «В мире добрых дел и хороших поступков» Участие в конкурсах выставках

Новые подходы к организации воспитательного процесса СОЦИАЛЬНЫЕ АКЦИИ ТЕМАТИЧЕСКИЕ НЕДЕЛИ ↓ ↓ «Помощь детям Донбасса» «Славный город Новосибирск» «Посади деревце» «Кто защищает наше Отечеств» «Подарки малышам» «Помним их имена»

Реализации проекта «Экономика и дети» Задачи: ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности детей, обогащение их кругозора, элементов логического мышления в ходе игровых проблемных ситуаций; помочь родителям создать условия для развития организованности и ответственности дошкольников; способствовать развитию начал социальной активности в совместной с родителями деятельности, воспитанию уважения к людям труда

Играем в экономику

Достижения дошкольников Дети -овладели достаточным для их возраста объёмом представлений и понятий о ценностных качествах личности человека, о нормах и правилах поведения в обществе, о важнейших событиях истории России и её народов; -проявляют положительные эмоции по отношению к окружающему миру; -адекватно оценивают поступки и поведение героев литературных произведений и своих сверстников, а также свои собственные; -проявляют интерес и стремление участвовать в общественно полезном труде и социальных акциях, в создании и реализации взросло-детских проектов нравственно-патриотической направленности; -стремятся избегать плохих поступков, умеют отвечать за свои поступки; -активно и успешно участвуют в детских мероприятиях ДОУ и района

Результаты совместной взросло-детской деятельности:

Завтра начинается сегодня Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого! Кант

Благодарю за внимание!

  • Шевченко Татьяна Александровна
  • 1290
  • 05.10.2016

Номер материала: ДБ-238930

  • 05.10.2016
  • 594
  • 05.10.2016
  • 187
  • 05.10.2016
  • 153
  • 05.10.2016
  • 590
  • 05.10.2016
  • 455
  • 05.10.2016
  • 1806
  • 05.10.2016
  • 219

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Методическая разработка (старшая группа) на тему:
Опыт работы на тему: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Опыт работы на тему: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида №10

Муниципального образования Курганинский район

Тема: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В.И.Даля, «Патриот-любитель отечества, ревнитель о благе его». В другом месте своего фундаментального труда он поясняет: «ревнитель-усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник». Для формирования чувства патриотизма, я считаю, очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «. воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Родной город. Надо показать ребенку. что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

  • Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
  • Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
  • Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Читайте так же:  Ребенок не хочет спать один в 6 лет

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

  • повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
  • везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
  • повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
  • люди берегут и охраняют природу;
  • есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад». Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, «Мой город», «Столица нашей Родины — Москва»).

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Волге, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

  • корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
  • семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
  • счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Нравственно – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу».

Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин « новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой в он так нуждается. Врач и педагог М. Монтессори в своей книге « Дом ребёнка» в 1915году писала: « Главное в работе с детьми 3- 7 лет – воспитание чувств, т. е. динамика от чувств к идеям». Эту попытку движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.