Меню

Опросник самооценки здоровья

Оглавление:

Самооценка состояния здоровья

(Анкета В. П. Войтенко)

Анкета состоит из 28 во­просов, на 27 из них предусмотрены ответы «да—нет», последний во­прос требует конкретного ответа из двух предложенных.

Анкета самооценки состояния здоровья

РЕЗУЛЬТАТ

Подсчитайте число неблагоприятных ответов на 27 вопросов.

Прибавьте 1, если на последний вопрос дан ответ «плохое».

Итоговая оценка отражает количественную самооценку здоровья:
— при «идеаль­ном» и 28 — при « очень плохом» самочувствии.

Поделиться «Самооценка состояния здоровья»

Интересные статьи на сайте

Добавить комментарий Отменить ответ

Наш бесплатный онлайн-журнал!

СКАЧАТЬ

Опросник самооценки здоровья

Можно ли сказать, что Вы легко просыпаетесь от любого звука?

Беспокоят ли Вас боли в области сердца?

Считаете ли Вы, что у Вас ухудшилось зрение?

Считаете ли Вы, что у Вас ухудшился слух?

Стараетесь ли Вы пить только кипяченую воду?

Беспокоят ли Вас боли в суставах?

Влияет ли на Ваше самочувствие перемена погоды?

Бывают ли у Вас периоды, когда из-за волнения Вы теряете сон?

Беспокоят ли Вас запоры?

Беспокоит ли Вас боль в области правого подреберья?

Бывают ли у Вас головокружения?

Стало ли Вам труднее сосредотачиваться, чем в про­шлые годы?

Беспокоят ли Вас ослабление памяти, забывчивость?

Ощущаете ли Вы в различных областях жжение, по­калывание, «ползание мурашек»?

Беспокоит ли Вас шум или звон в ушах?

Держите ли Вы для себя в домашней аптечке валидол, нитроглицерин, сердечные капли?

Бывают ли у Вас отеки на ногах?

Пришлось ли вам отказаться от некоторых блюд?

Бывает ли у Вас одышка при быстрой ходьбе?

Беспокоит ли Вас боль в области поясницы?

Приходятся ли Вам использовать в лечебных целях минеральную воду?

Можно ли сказать, что Вы стали легко плакать?

Бываете ли вы на пляже?

Считаете ли Вы, что Вы сейчас также работоспособны, как прежде?

Бывают ли у Вас такие периоды, когда вы чувствуете себя радостно возбужденными, счастливыми?

Много ли Вы курите?

Как Вы оцениваете свое состояние здоровья: хорошее

На основании самооценки общего состояния здоровья формулируются практические рекомендации по укреплению здоровья.

Калькулятор

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Опросник самооценки здоровья

При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (внимание: полюса шкалы постоянно меняются).

Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим «приведенным» баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны:

  • самочувствие – 5,4;
  • активность – 5,0;
  • настроение – 5,1.

При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Анкета (опросник) по самооценке здоровья;

1. Беспокоит ли вас головная боль?

2. Можно ли сказать, что вы легко просыпаетесь от любого шума?

3. Беспокоит ли вас боль в области сердца?

4. Считаете ли вы, что у вас ухудшилось зрение?

5. Считаете ли вы, что у вас ухудшился слух?

6. Стараетесь ли вы пить только кипяченую воду?

7. Уступают ли вам младшие место в городском транспорте ?

8. Беспокоит ли вас боль в суставах?

9. Влияет ли на ваше самочувствие перемена погоды?

10. Бывают ли у вас периоды, когда из-за волнений вы теряете сон?

11. Беспокоит ли вас запор?

12. Беспокоит ли вас боль в области печени (в правом подреберье)’?

13. Бывают ли у вас головокружения?

14. Стало ли вам в настоящее время сосредотачиваться труд­нее, чем в прошлые годы?

15. Беспокоит ли вас ослабление памяти, забывчивость?

16. Ощущаете ли вы в различных местах жжение, покалыва­ние, «ползание мурашек»?

17. Беспокоит ли вас шум или звон в ушах?

18. Держите ли вы для себя в домашней аптечке один из сле­дующих медикаментов: валидол, нитроглицерин, сердечные капли?

19. Бывают ли у вас отеки на ногах?

20. Пришлось ли вам отказаться от некоторых блюд?

21. Бывает ли у вас одышка при быстрой ходьбе?

22. Беспокоит ли вас боль в области поясницы?

23. Приходилось ли вам употреблять в лечебных целях какую-нибудь минеральную воду?

24. Можно ли сказать, что вы стали плаксивы?

25. Бываете ли вы на пляже?

26. Считаете ли вы, что сейчас так же работоспособны, как прежде?

27. Бывают ли у вас периоды, когда вы чувствуете себя радостно возбужденным, счастливым?

28. Как вы оцениваете состояние своего здоровья?

На первые 27 вопросов предусмотрены ответы «да» и «нет» на последний — «хорошее», «удовлетворительное», «плохое», «очень плохое». Подсчитывается число неблагоприятных для анкетируемого ответов на первые 27 вопросов, кроме того, при­бавляется 1, если на последний вопрос дан ответ «плохое» или «очень плохое». Итоговая величина индекса самооценки здоровья дает количественную характеристику здоровья, равную 0 при «идеальном» и 28 при «очень плохом» самочувствии.

Работа 3. Психическое здоровье

Ход работы. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и поставьте цифру, соответствующую графе, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не думайте, правильных или неправильных ответов нет.

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже определений и поставьте галочку в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не думайте, поскольку нет правильных и неправильных вопросов.

Опросник по самооценке здоровья по В.П. Войтенко

1. Беспокоит ли Вас головная боль?
2. Можно ли сказать, что Вы легко просыпаетесь от любого шума?
3. Беспокоит ли Вас боль в области сердца?
4. Считаете ли Вы, что у Вас ухудшилось зрение?

Читайте так же:  Если муж не дает деньги на ребенка

5. Считаете ли Вы, что у Вас ухудшился слух?
6. Стараетесь ли Вы пить только кипяченую воду?
7. Уступают ли Вам младшие место в городском транспорте?
8. Беспокоит ли Вас боль в суставах?

9. Влияет ли на Ваше самочувствие перемена погоды?
10. Бывают ли у Вас периоды, когда из-за волнений Вы теряете сон?
11. Беспокоит ли Вас запор?
12. Беспокоит ли Вас боль в области печени (в правом подреберье)?

13. Бывают ли у Вас головокружения?
14. Стало ли Вам в настоящее время сосредотачиваться труднее, чем в прошлые годы?
15. Беспокоит ли Вас ослабление памяти, забывчивость?
16. Ощущаете ли Вы в различных частях тела жжение, покалывание, «ползание мурашек»?

17. Беспокоит ли Вас шум или звон в ушах?
18. Держите ли Вы для себя в домашней аптечке один из следующих медикаментов: валидол, нитроглицерин, сердечные капли?
19. Бывают ли у Вас отеки на ногах?
20. Пришлось ли Вам отказаться от некоторых блюд?

21. Бывает ли у Вас одышка при быстрой ходьбе?
22. Беспокоит ли Вас боль в области поясницы?
23. Приходилось ли Вам употреблять в лечебных целях какую-нибудь минеральную воду?
24. Можно ли сказать, что Вы стали плаксивым?

25. Вы перестали бывать на пляже?
26. Считаете ли Вы, что стали менее работоспособны, чем прежде?
27. В Вашей жизни исчезли периоды, когда Вы чувствуете себя радостным, возбужденным, счастливым?
28. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья (хорошее, удовлетворительное, плохое или очень плохое)?

На первые 27 вопросов предусмотрены ответы «да» или «нет». Подсчитайте количество ответов «да» и прибавьте к ним 1 балл, если на последний вопрос дан ответ «плохое» или «очень плохое». Итоговая величина индекса самооценки здоровья даст количественную характеристику здоровья, равную 0 при «идеальном» здоровье и 28 при «очень плохом».

САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МУЖЧИН ЖАМБЫЛСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Байтиленов Болат Серикханович

Автором проведено анкетирование мужчин по общему опроснику SF-36 (SF-36-Нealth Status Survey). Проанализирована самооценка здоровья мужчин, оценено качество их жизни. Предложены мероприятия по совершенствованию оказания медицинской помощи мужчинам с заболеваниями мочеполовой системы .

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Байтиленов Болат Серикханович,

Текст научной работы на тему «САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МУЖЧИН ЖАМБЫЛСКОЙ ОБЛАСТИ»

2. Акушерство: Учебник / Г.М. Савельева, В.И. Кулаков, А.Н. Стрижаков и др.; под редакцией Г.М. Савельевой. М.: Медицина, 2000. 816 с.

3. Прерывание беременности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://prberem.com/obshhaja/obstoyatelstva-i-prichini-aborta.html/ (дата обращения: 26.12.2017).

4. УдмСтат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://udmstat.gks.ru/ (дата обращения: 26.12.2017).

5. Минздрав РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskaya-informatsiya-minzdrava-rossii/ (дата обращения: 26.12.2017).

САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МУЖЧИН ЖАМБЫЛСКОЙ ОБЛАСТИ Байтиленов Б.С.

Байтиленов Болат Серикханович — аспирант, кафедра общественного здоровья и здравоохранения,

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Киргизско-Российский Славянский университет, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: автором проведено анкетирование мужчин по общему опроснику SF-36 (SF-36-Health Status Survey). Проанализирована самооценка здоровья мужчин, оценено качество их жизни. Предложены мероприятия по совершенствованию оказания медицинской помощи мужчинам с заболеваниями мочеполовой системы. Ключевые слова: самооценка здоровья, качество жизни, заболевания мочеполовой системы, совершенствование.

Актуальность. В современных социально-экономических условиях качество жизни является одним из основных критериев оценки состояния здоровья населения. ВОЗ в «Политике здоровья для всех в XXI столетии» делает акцент на улучшение качества жизни отдельных категорий населения [1, 2, 4].

Это связано с повышением интереса к проблеме качества жизни в последние годы, связанного с ростом экономического кризиса во многих странах мира, что отражается на состоянии здоровья населения [3].

Необходимо совершенствовать оценку качества жизни пациентов с заболеваниями мочеполовой системы для разработки мер совершенствования, в частности диагностики, лечения, диспансерного динамического наблюдения [4, 5].

Цель исследования: на основании оценки состояния здоровья и качества жизни предложить мероприятия по совершенствованию оказания медицинской помощи мужчинам с заболеваниями мочеполовой системы.

1. провести анкетирование мужчин Жамбылской области, обратившихся Региональный центр мужского здоровья и семейного долголетия Жамбылской области РК;

2. проанализировать самооценку здоровья и качество жизни мужчин с заболеваниями мочеполовой системы;

3. предложить мероприятия по совершенствованию оказания медицинской помощи мужчинам с заболеваниями мочеполовой системы.

Материал и методы исследования. Проведено анонимное анкетирование мужчин по общему опроснику SF-36 (SF-36 — Ш^Ш Status Survey) 450 пациентов,

обратившихся в Региональный центр мужского здоровья и семейного долголетия Жамбылской области РК. Опросник используется для оценки качества жизни пациентов, отражает общее благополучие и степень удовлетворенности теми сторонами жизнедеятельности человека, на которые влияет состояние здоровья.

Вычислялись интенсивные показатели, критерий достоверности Стьюдента, коэффициент корреляции и коэффициент детерминации (%).

Результаты исследования. Проанализирована субъективная оценка собственного здоровья мужчинами Жамбылской области по возрастным группам, месту проживания (табл. 1). В возрастной группе 18-29 лет большинство мужчин из городской и сельской местностях (13,5±1,2 и 11,3±1,1, соответственно, р » +1 Ю ,0 41 7, ,0 +1 ,7 ,0 +1 ,0 +1 ГГ1 ,0 нн » +1 ГЯ 7, ,0 41 сч ,7 ,0 +1 ,0 41 Ю ,0 +1 0, ГГ1 ,0 +1 сп ,0 +1 ГГ1 ,0 +1 ГГ1 ,0 +1 оо, ,7 ,0 нн аС о о, V

5 о\ ю о 6 СП о» НН СП сч ,0 +1 ГГ1 V

Как «хорошее» здоровье оценили в 1,5 раза больше мужчины из города (7,0±0,7), чем из села (4,5±0,4), р 0,5). Оценивают свое собственное здоровье «отличным» 3,1±0,3 мужчин из городской местности и 2,3±0,2 из сельской местности в возрастной группе 60-69 лет, р 0,5). В 70 лет и старше уменьшается число респондентов с «отличным», «хорошим» и «удовлетворительным» здоровьем, как среди мужчин городской, так и мужчин сельской местностях (1,7±0,1 и 2,7±0,3, р 0,5). В этой возрастной категории появляются мужчины, которые оценили свое здоровье через год «гораздо хуже» в 3 раза больше мужчины из сельской местности (2,7±0,3), чем из городской (0,8±0,08), р 0,5), но больше оценивающих, как «гораздо хуже» (3,9±0,4 и 3,6±0,4, соответственно, р 0,5). Мужчины из города чаще оценивали, как «гораздо хуже» в 2,1 раза, чем мужчины из села (9,6±0,9 и 4,5±0,5, соответственно, р 0,05, нет существенной разницы между городскими и сельскими мужчинами; 4,3±0,4 и 4,0±0,4, соответственно, р

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

Самооценка здоровья студентами профессиональных учебных заведений Хабаровска как составляющая их психофизического состояния Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Бянкина Лариса Владимировна, Изотова Виктория Михайловна, Хотимченко Алла Васильевна, Цуман Наталья Александровна

Самооценка здоровья студентами профессиональных учебных заведений с использованием методики SF-36 является не только отражением субъективного оценивания своего физического и психического благополучия, что в целом отражает уровень текущего психофизического состояния , но и представляет «определенный тип самопереживания человека». В юношеском возрасте особый интерес представляют данные, свидетельствующие об уровне самооценки физического, психического и социального благополучия при сравнении их по полу и типу учебного заведения. В процессе исследования получены выводы об особенностях самооценки здоровья студентами разных профессиональных учебных заведений города Хабаровска.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Бянкина Лариса Владимировна, Изотова Виктория Михайловна, Хотимченко Алла Васильевна, Цуман Наталья Александровна,

Self-esteem of the health by the professional education institutions students of Khabarovsk as a component of their psychophysical condition

Self-esteem of health by the professional education institutions students using the methodology SF-36 is not only a reflection of the subjective evaluation of the physical and mental well-being, which generally reflects the current level of psychophysical condition, but is «a certain type of self-experience of man.» The data testifying to the level of self-evaluation of physical, mental and social well-being compared it by gender and type of institution is of particular interest at the youthful age. The study findings were obtained on the features of self-esteem of health by the professional education institutions students of Khabarovsk city.

Читайте так же:  Ссора и перестали общаться

Текст научной работы на тему «Самооценка здоровья студентами профессиональных учебных заведений Хабаровска как составляющая их психофизического состояния»

2. Vishnyakov, K. S. (2014), “Analysis of the result of the winners of the major international competitions in kayaking”, Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 40-44.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.04.2014.

УДК 378/377.5/ 314: 330.12

САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ХАБАРОВСКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Лариса Владимировна Бянкина, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК), Виктория Михайловна Изотова, старший преподаватель, Дальневосточный государственный медицинский университет (ДВГМУ),

Алла Васильевна Хотимченко, профессор,

Дальневосточный государственный гуманитарный университет (ДВГГУ), Наталья Александровна Цуман, старший преподаватель, Дальневосточный государственный медицинский университет (ДВГМУ),

Самооценка здоровья студентами профессиональных учебных заведений с использованием методики SF-36 является не только отражением субъективного оценивания своего физического и психического благополучия, что в целом отражает уровень текущего психофизического состояния, но и представляет «определенный тип самопереживания человека». В юношеском возрасте особый интерес представляют данные, свидетельствующие об уровне самооценки физического, психического и социального благополучия при сравнении их по полу и типу учебного заведения. В процессе исследования получены выводы об особенностях самооценки здоровья студентами разных профессиональных учебных заведений города Хабаровска.

Ключевые слова: студенты, самооценка здоровья, психофизическое состояние.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p24-28 SELF-ESTEEM OF THE HEALTH BY THE PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTIONS STUDENTS OF KHABAROVSK AS A COMPONENT OF THEIR PSYCHOPHYSICAL CONDITION

Larisa Vladimirovna Byankina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Far East State Academy of Physical Culture,

Victoria Mikhaelovna Izotova, the senior teacher,

Far East State Medical University,

Alla Vasilyevna Hotimchenko, the professor,

Far East State Humanities University,

Natalya Aleksandrovna Tsuman, the senior teacher,

Far East State Medical University,

Self-esteem of health by the professional education institutions students using the methodology SF-36 is not only a reflection of the subjective evaluation of the physical and mental well-being, which generally reflects the current level of psychophysical condition, but is «a certain type of self-experience of man.» The data testifying to the level of self-evaluation of physical, mental and social well-being compared it by gender and type of institution is of particular interest at the youthful age. The professional education institutions students of Khabarovsk city obtained the study findings on the features of self-esteem of

Keywords: students, self-esteem of health, psychological and physical condition.

В свете ухудшающегося здоровья населения России, постоянно наращивают свою актуальность вопросы, связанные не только с изучением отдельных аспектов здоровья, его адекватного измерения у различных групп населения, но и формирования сознательного отношения к нему у людей разного возраста, и в первую очередь у молодежи, поскольку это возраст вступления во взрослую жизнь, возраст принятия ответственности за себя и свое будущее. Н.Н. Визитей [1], рассуждая о дефиниции «здоровье», приходит к выводу, что одним из смысловых наполнений данного феномена является «определенный тип самопереживания человека» [1, C. 169]. Помимо прочего, переживание предполагает и осмысление человеком осознанного отношения к своему здоровью, которое формируется в процессе жизнедеятельности, особенно в ситуациях, в которых ощущается недостаток ресурсов собственного здоровья и физических кондиций, например, на занятиях по физической культуре в учебном заведении, при участии в соревнованиях, где присутствуют более подготовленные соперники. Во взрослом возрасте недостаток физических ресурсов острее ощущается во время болезней, однако в юношеском возрасте, когда организм не «накопил» хронических заболеваний, достаточно сложно актуализировать потребность в применении оздоровительных технологий. На наш взгляд, анкетирование является одним из способов задуматься над своим здоровьем и физическими кондициями, отражающими психофизическое состояние человека.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для определения самооценки здоровья нами использовалась методика «SF-36 Health Status Survey», относящаяся к неспецифическим вопросникам для оценки качества жизни. Данный вопросник в настоящее время используется не только для определения качества жизни больных (вопросник имеет модификации для больных различных нозологических групп и изначально создавался именно в таких целях) [8], но и для вполне здоровых людей, для определения ими своих физического, психического и социального благополучия [2-7]. Вопросы анкеты сгруппированы в восемь шкал: физическое функционирование (PF), ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (RP), интенсивность боли (BP), общее состояние здоровья (GH), жизненная активность (VT), социальное функционирование (SF), ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (RE), психическое здоровье (МН). Максимально набираемые баллы по разным шкалам составляют от 0 до 100. Причем по семи шкалам самые лучшие показатели это сто баллов, а по одной шкале: интенсивность боли — лучший показатель -0 баллов, поскольку отражает ответы, связанные с отсутствием боли. У полностью здорового человека, в так называемом идеальном варианте, должны присутствовать ответы, при обработке дающие сумму сто баллов по семи шкалам и ноль баллов по одной.

При помощи данной методики были опрошены 452 студента, обучающиеся в пяти учебных профессиональных заведениях города Хабаровска: Дальневосточном государственном гуманитарном университете (ДВГГУ), Дальневосточном государственном медицинском университете (ДВГМУ), Дальневосточном государственном межрегиональном индустриально-экономическом колледже (ДВГМИЭК), Хабаровском краевом колледже искусств (ХККИ), а также в Хабаровском техникуме железнодорожного транспорта (ХТЖТ), из них 176 юношей и 276 девушек.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Основные данные, полученные в результате обработки анкет представлены в таблице.

Средние показатели шкал самооценки здоровья студентами средних и высших ___________________профессиональных учебных заведений _______________________

Учебное заведение Количество респондентов, пол РБ ЯР Р ОН УТ ЯЕ МН

ДВГМИЭК 90 человек, юноши 91,7 79,7 16,8 45,9 66,2 37,5 63,3 72

ХККИ, ХТЖТ 86 человек, юноши 91,1 72,1 18,7 43,4 60,4 31,1 52,3 65,7

ДВГМУ 186 человек, девушки 90,1 71,1 18,5 46,8 51,1 41,3 39,4 58,1

ДВГГУ 90 человек, девушки 89,5 67,5 18,4 44,7 57,1 34,2 47,8 62,2

По показателю «физическое функционирование» — все респонденты, кроме студенток ДВГГУ, набрали более 90 баллов (при максимальных 100 баллов). Вопросы анкеты, относящиеся к определению данного фрагмента физического здоровья, отражают элементарные физические возможности человека. Студенты-юноши при ответах на данные вопросы достаточно часто высказывали сомнения по поводу их элементарности. Однако уже второй параметр, отраженный в вопроснике и связанный с ролевым функционированием, обусловленным физическим состоянием, набрал достоверно меньшее количество баллов.

Наименьшая разница (12 баллов) наблюдается у студентов ДВГМИЭК, однако их сверстники, обучающиеся в других средних специальных учебных заведениях, по разнице с первым показателем вопросника отражают тенденцию девушек-студенток, более старших по возрасту. Интенсивность боли — третий показатель вопросника у здоровых людей — должна составлять 0 баллов, однако у респондентов он составил от 16,8 до 18,7 баллов. Это говорит о том, что даже здоровые студенты, отнесенные к основной медицинской группе, периодически испытывают какие-либо боли, ограничивающие их активность.

Субъективное оценивание общего состояния здоровья, на наш взгляд, находится на достаточно низком уровне, поскольку максимально возможный балл — 100, а студенты не набирают и пятидесятипроцентного рубежа. Причем не наблюдается различий между юношами и девушками и различными возрастными группами (средний возраст испытуемых в колледжах и техникуме — 17 лет, а студенток вузов — 19 лет). Показатель жизненной активности, отражающий психическое здоровье исследуемых, различен у выделенных групп: у юношей показатель выше, чем у девушек. Показатели социального функционирования находятся на низком уровне, данный факт возможно объяснить возрастом испытуемых и несформированностью социальной позиции. Наибольшие значения по этому показателю у студенток ДВГМУ, что можно обосновать более осознанным выбором профессии, и, вследствие этого, более развитым чувством ответственности. Однако, учитывая максимально возможные сто баллов по данному показателю, важно отметить необходимость целенаправленного формирования данных качеств в высшем учебном заведении. Эмоциональное состояние, напротив, ниже всех оценено именно студентками медицинского вуза, в то время как самые высокие показатели у юношей, обучающихся в ДВГМИЭК. Это объясняется напряженностью учебного графика, сложностью изучаемых дисциплин, обилием выполняемых видов работ в вузе, большей самостоятельностью в посещении учебных занятий, большей ответственностью, поэтому студентки имеют меньшие показатели ролевого функционирования, обусловленного эмоциональным состоянием. Психическое здоровье оценено респондентами наиболее разнородно. Самые большие показатели у юношей, обучающихся в ДВГМИЭК, самые низкие — у студенток ДВГМУ. Полученные данные требуют дальнейшего изучения и интерпретации, однако даже на данном этапе можно сделать основной вывод о том, что имеется некоторая разница по отдельным показателям между юношами и девушками разного возраста. Накладывает ли отпечаток на самооценку здоровья специфика самого учебного заведения, сказать сложно, однако определенные тенденции просматриваются даже сейчас. Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что каждый параметр опросника необходимо

Читайте так же:  Как самой себе поднять самооценку

интерпретировать в соответствии с так называемым «шагом», который заложен в шкалах. Восемь шкал опросника делятся на шесть групп по «шагу» шкалы. В шкалах опросника присутствуют следующие «шаги»: четыре балла (шкала восьмого параметра — психическое здоровье), пять баллов (шкалы первого параметра — физического функционирования, четвертого параметра — общее состояние здоровья, пятого параметра — жизненной активности), десять баллов (шкала третьего параметра — интенсивность боли), двенадцать с половиной баллов (шкала шестого параметра — социальное функционирование), двадцать пять баллов (шкала второго параметра — ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием) и тридцать три и три десятых балла (шкала седьмого параметра — ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием).

Величину «шага» следует учитывать при обработке данных, в частности при расчете средних арифметических величин. Например, вопросы, отражающие второй параметр, содержат формулировки, связанные с выполнением повседневных обязанностей, и рассчитанные средние арифметические показатели у испытуемых ниже, чем по первой шкале. Однако здесь необходимо учитывать тот факт, что данный параметр представлен меньшим количеством вопросов и соответственно каждый отрицательный ответ дает больший балл. В то же время количество стобалльных ответов составляет 42,0% (228 человек), то есть этот показатель больше, чем в шкале физического функционирования.

Также опыт обработки показателей показывает, что целесообразно высчитывать процент респондентов, набравших максимальное количество баллов, а также распределить всех респондентов при помощи полигона частот. Так, например, при ответах на вопросы, содержащие оценивание простых двигательных умений, требующих незначительных энергетических затрат, 100 баллов набрали всего лишь 192 человека (35,5% опрошенных), также 16 человек (3,0%) имели сумму баллов менее 50. Основная масса респондентов набрала по 90 и 95 баллов. То есть, можно сделать вывод о том, что уже в молодом возрасте физическое функционирование начинает ограничиваться, и если за отличный показатель принять сто баллов, то данную шкалу можно использовать для выявления субъективного оценивания снижения физического здоровья.

В процессе проведения исследования были обнаружены низкие показатели по социальному функционированию, ролевому функционированию, связанному с эмоциональным состоянием, а также жизненной активности. Другими словами обнаружено, что студенты не активно проявляют свою социальную и гражданскую позиции, имеют нестабильное эмоциональное состояние. Для повышения данных показателей средствами физической культуры необходима разработка системы мероприятий, включающая не только традиционные средства физического воспитания, но и весь разнообразный спектр социального влияния физической культуры и спорта на личность человека.

Таким образом, использование предлагаемой методики для определения психофизического состояния студентов средних и высших профессиональных учебных заведений, на наш взгляд, возможно по нескольким причинам. Во-первых, в возрасте 17-19 лет у людей вполне сформировано дифференцированное восприятие своего самочувствия как физического, так и психического, что в свою очередь, на наш взгляд, наиболее полно отражает понятие «психофизическое состояние». Проведение при соблюдении определенных условиях анкетирования в свою очередь позволяет актуализировать у студентов проблемы осознания собственного здоровья, что было видно при заполнении анкет: студенты задумывались над формулировками вопросов, большинство вопросов содержали оценочные шкалы, где необходимо было поставить баллы: от одного до пяти. Условиями проведения анкетирования являются: спокойная доброжелательная обстановка; достаточное, но не избыточное время проведения; объяснение целей проведения анкетирования, причем как целей проводящего, так и их собственных; донесение результатов анке-

тирования до респондентов с пояснением полученных данных.

1. Визитей, Н.Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений : философские очерки / Н.Н. Визитей. — М. : Советский спорт, 2009. — 183 с. — (Спорт без границ).

2. Галай, О.И. Состояние здоровья студентов специального отделения северного Приобья / О.И. Галай, Н.И. Санникова, С.И. Еремеев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2011. — № 8 (78). — С. 39-43.

3. Ильина, Н.Л. Влияние физической культуры на психологическое благополучие человека / Н.Л. Ильина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2010. — № 12 (70). — С. 69-74.

4. Малкина-Пых, И.Г. Исследование влияния ритмо-двигательной оздоровительной физической культуры на психологическое здоровье личности / И.Г. Малкина-Пых // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2011. — № 4 (74). — С. 122-127.

5. Момот, Д. А. Влияние особенностей структуры личности и актуального психического состояния на представление о собственном здоровье у спортсменов / Д.А. Момот, Д.В. Кузьмин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2012. — № 1 (83). — С. 107-112.

6. Момот, Д. А. К вопросу о применении тестов самооценки психологического и физического благополучия спортсменов / Д.А. Момот, С.Е. Бакулев, Д.В. Кузьмин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2012. — № 10 (92). — С. 116-120.

7. Сивас, Н.В. Двигательная активность — основа повышения качества жизни студентов / Н.В. Сивас // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2011. — № 8 (78). — С. 155-158.

8. Чумакова, И. О. Психологическая адаптация пациентов с фибрилляцией предсердий в отдаленный послеоперационный период / И.О. Чумакова, Е.А. Трифонова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2012. — № 9 (91). — С. 169-176.

1. Visitey, N. (2009), Theory of physical culture: an adjustment to the basic concepts. Philosophical Essays, Soviet Sport, Moscow.

Взаимосвязь самооценок здоровья и психологического благополучия у практически здоровых и имеющих хронические заболевания молодых людей Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Корниенко Дмитрий Сергеевич, Козлов А.И., Отавина М.Л.

Самооценка собственного здоровья одна из важнейших комплексных характеристик, дающая представление о здоровье респондента как психофизиологическом континууме. Цель исследования установление взаимосвязей между показателями самооценки здоровья и характеристиками психологического благополучия . Анкетным методом обследовано 344 студента со средним возрастом 20,9 ± 1,6 лет. Использованы опросник самооценки респондентом здоровья, опросник MOS-SF 36, опросник « Психологическое благополучие » К. Рифф. По результатам опроса респонденты разделены на группы: 1) не имеющие хронических заболеваний ; 2) имеющие одно или более хронических заболеваний любой этиологии. Показано, что наличие хронических заболеваний негативно влияет на самооценку физического и психологического состояния. Выявлена значимая положительная корреляция (р

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970