Меню

Описание методики айзенка на самооценку

Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку).

Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставится 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит — 0 баллов.

1.Не чувствую в себе уверенности.
2.Часто из-за пустяков краснею.
3.Мой сон беспокоен.
4.Легко впадаю в уныние.
5.Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
6.Меня пугают трудности.
7.Люблю копаться в своих недостатках.
8.Меня легко убедить.
9.Я мнительный.
10.Я с трудом переношу время ожидания.

11.Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.
12.Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
13.При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
14.Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
15.Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
16.Я нередко чувствую себя беззащитным.
17.Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
18.Я чувствую растерянность перед трудностями.
19.В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
20.Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

21.Оставляю за собой последнее слово.
22.Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
23.Меня легко рассердить.
24.Люблю делать замечания другим.
25.Хочу быть авторитетом для других.
26.Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
27.Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
28.Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
29.У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
30.Я мстителен.

31.Мне трудно менять привычки.
32.Нелегко переключать внимание.
33.Очень настороженно отношусь ко всему новому.
34.Меня трудно переубедить.
35.Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
36.Нелегко сближаюсь с людьми.
37.Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
38.Нередко я проявляю упрямство.
39.Неохотно иду на риск.
40.Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

I 1. 10 вопрос — тревожность;

II 11. 20 вопрос — фрустрация;

III 21. 30 вопрос — агрессивность;

IV 31. 40 вопрос — ригидность.

Оценка и интерпретация баллов.

0. 7 — не тревожны;
8. 14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня;
15. 20 баллов — очень тревожны.

0. 7 баллов — не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8. 14 баллов — средний уровень, фрустрация имеет место;
15. 20 баллов — у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

0. 7 баллов — вы спокойны, выдержанны;
8. 14 баллов — средний уровень агрессивности;
15. 20 баллов — вы агрессивны, не выдержанны, есть трудности при общении и работе с людьми.

0. 7 баллов — ригидности нет, легкая переключаемость,
8. 14 баллов — средний уровень;
15. 20 баллов — сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье. Просмотров: 13462
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Диагностика личности

Исследование самооценки подростка (опросник Г.Н.Казанцевой)

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИСПЫТУЕМЫХ

Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (–), «не знаю» (?), выбрав тот вариант, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

  • 1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
  • 2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
  • 3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  • 4. У меня отсутствует уверенность в себе.
  • 5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  • 6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  • 7. Я все делаю хорошо (любое дело).
  • 8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  • 9. В любом деле я считаю себя правым.
  • 10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  • 11. Когда я узнаю об успехах кого – нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
  • 12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
  • 13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
  • 14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  • 15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
  • 16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
  • 17. Я думаю, что я постоянно кому – нибудь необходим.
  • 18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
  • 19. Мне чаще везет, чем не везет.
  • 20. В жизни я всегда чего – то боюсь.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от – 10 до +10. Результат:

  • • от – 10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке;
  • • от –3 до +3 – о средней самооценке;
  • • от +4 до +10 – о высокой самооценке.

Выявление типа темперамента (тест Айзенка)

В основе разработки методики лежит факт повторения набора сходных обшепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и др.). Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.

В качестве основного используется тест Айзенка (подростковый вариант) [1] , шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и рекомендации по коррекции. Методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Соответственно она может использоваться:

  • • при формировании классных коллективов;
  • • при знакомстве преподавателя или воспитателя с вновь поступившими в класс или группу подростками;
  • • в деятельности работников службы занятости и отделов кадров при приеме подростков на работу;
  • • в профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности, на профессии типа «человек – человек»);
  • • в профподборе производственных групп в целях достижения оптимального делового и социального сотрудничества;
  • • в спортивной практике при подборе команд;
  • • в педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах «ученик – учитель» и «ученик – класс».

Работа проходит в несколько этапов:

  • 1. Проведение теста Айзенка.
  • 2. Обсчет результатов.
  • 3. Градация результатов по таблице типов.
  • 4. Отбор данных, где балл по шкале «Ложь» больше пяти.

Инструкция для психолога: на предлагаемые вопросы испытуемый должен отвечать «да» или «нет» не раздумывая. Ответ заносится на опросный лист под соответствующим номером.

ОПРОСНИК АЙЗЕНКА

  • 1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
  • 2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
  • 3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем – нибудь просят?
  • 4. Бывает ли так, что ты раздражен чем – нибудь?
  • 5. Часто ли у тебя меняется настроение?
  • 6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
  • 7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
  • 8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
  • 9. Любишь ли ты подшучивать над кем – либо?
  • 10. Ты когда – нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
  • 11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?
  • 12. Ты когда – нибудь нарушат правила поведения в школе?
  • 13. Верно ли, что ты часто раздражен чем – нибудь?
  • 14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе? (Если же ты, наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет».)
  • 15. Ты переживаешь из – за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
  • 16. Тебе можно доверить любую тайну?
  • 17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?
  • 18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) сильно бьется сердце?
  • 19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем – нибудь?
  • 20. Ты когда – нибудь говорил неправду?
  • 21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
  • 22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
  • 23. Ты часто чувствуешь себя усталым?
  • 24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
  • 25. Ты обычно весел и всем доволен?
  • 26. Обидчив ли ты?
  • 27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
  • 28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
  • 29. У тебя бывают головокружения?
  • 30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
  • 31. Ты часто чувствуешь, что тебе что – нибудь надоело?
  • 32. Любишь ли ты иногда похвастаться?
  • 33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
  • 34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
  • 35. Ты обычно быстро принимаешь решения?
  • 36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
  • 37. Тебе часто снятся страшные сны?
  • 38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
  • 39. Тебя легко огорчить?
  • 40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком – нибудь?
  • 41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?
  • 42. Если ты оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
  • 43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
  • 44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
  • 45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем – нибудь просят?
  • 46. Ты любишь часто ходить в гости?
  • 47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
  • 48. Был ли ты когда – нибудь груб с родителями?
  • 49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
  • 50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
  • 51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?
  • 52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из – за разных мыслей?
  • 53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
  • 54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
  • 55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?
  • 56. Ты часто спохватываешься, когда поздно что – нибудь исправить?
  • 57. Когда кто – нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
  • 58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
  • 59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?
  • 60. Тебе часто приходится волноваться из – за того, что ты сделал что – нибудь не подумав?
Читайте так же:  Дети не хотят играть с малышом

Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) поможет вам узнать свой темперамент, определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости. Диагностика самооценки по Г. Айзенку является, пожалуй, классической методикой для определения темперамента и одной из самых значимых в современной психологии.

Пройдя тест на темперамент Айзенка, вы сможете лучше познать свое собственное Я. Вы поймете, что представляет из себя ваш характер и сможете занять более правильную позицию в жизни. Знание темперамента своих близких и друзей, поможет вам комфортно уживаться в семье и в трудовом коллективе. Так, например, в некоторых школах, поступающий должен пройти тест на темперамент. В соответствии с этими тестами в дальнейшем будут формироваться классы. Многие работодатели при приеме на работу так же предлагают пройти тест на темперамент, чтобы выбрать того из соискателей, который удачно впишется в коллектив.

Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента):

Инструкция.

Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичны ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет — знак — (нет).

Стимульный материал к Личностному опроснику Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента).

  1. Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас?
  2. Часто ли у вас бывает беспокойное чувство, что вам что-нибудь хочется, а вы не знаете что?
  3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?
  4. Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины?
  5. Держитесь ли вы обычно в тени на вечеринках или в компании?
  6. Всегда ли в детстве вы делали немедленно и безропотно то, что вам приказывали?
  7. Бывает ли у вас иногда дурное настроение?
  8. Когда вас втягивают в ссору, предпочитаете ли вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется?
  9. Легко ли вы поддаетесь переменам настроения?
  10. Нравится ли вам находиться среди людей?
  11. Часто ли вы теряли сон из-за своих тревог?
  12. Упрямитесь ли вы иногда?
  13. Могли бы вы назвать себя бесчестным?
  14. Часто ли вам приходят хорошие мысли слишком поздно?
  15. Предпочитаете ли вы работать в одиночестве?
  16. Часто ли вы чувствуете себя апатичным и усталым без серьезной причины?
  17. Вы по натуре живой человек?
  18. Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?
  19. Часто ли вам что-то так надоедает, что вы чувствуете себя «сытым по горло»?
  20. Чувствуете ли вы себя неловко в какой-либо одежде, кроме повседневной?
  21. Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосредоточиться на чем-то?
  22. Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами?
  23. Часто ли вы бываете погружены в свои мысли?
  24. Полностью ли вы свободны от всяких предрассудков?
  25. Нравятся ли вам первоапрельские шутки?
  26. Часто ли вы думаете о своей работе?
  27. Очень ли вы любите вкусно поесть?
  28. Нуждаетесь ли вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться, когда вы раздражены?
  29. Очень ли вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда вы нуждаетесь в деньгах?
  30. Хвастаетесь ли вы иногда?
  31. Очень ли вы чувствительны к некоторым вещам?
  32. Предпочли бы вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку?
  33. Бываете ли вы иногда беспокойными настолько, что не можете долго усидеть на месте?
  34. Склонны ли вы планировать свои дела тщательно и раньше чем следовало бы?
  35. Бывают ли у вас головокружения?
  36. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?
  37. Справляетесь ли вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими?
  38. Бывает ли у вас когда-либо одышка, даже если вы не делали никакой тяжелой работы?
  39. Можно ли сказать, что вы человек, которого не волнует, чтобы все было именно так, как нужно?
  40. Беспокоят ли вас ваши нервы?
  41. Предпочитаете ли вы больше строить планы, чем действовать?
  42. Откладываете ли вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?
  43. Нервничаете ли вы в местах, подобных лифту, метро, туннелю?
  44. При знакомстве вы обычно первыми проявляете инициативу?
  45. Бывают ли у вас сильные головные боли?
  46. Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?
  47. Трудно ли вам заснуть ночью?
  48. Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?
  49. Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову?
  50. Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза?
  51. Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей?
  52. Часто ли с вами случаются неприятности?
  53. Любите ли вы рассказывать истории друзьям?
  54. Предпочитаете ли вы больше выигрывать, чем проигрывать?
  55. Часто ли вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше вас по положению?
  56. Когда обстоятельства против вас, обычно вы думаете тем не менее, что стоит еще что-либо предпринять?
  57. Часто ли у вас сосет под ложечкой перед важным делом?

Ключ, обработка результатов Личностного опросника Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

Экстраверсия — интроверсия:

  • «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;
  • «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Нейротизм (эмоциональная стабильность — эмоциональная нестабильность):

  • «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

«Шкала лжи»:

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Интерпретация результатов Личностного опросника Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия — интроверсия:

  • больше 19 — яркий экстраверт,
  • больше 15 — экстраверт,
  • больше 12 — склонность к экстраверсии,
  • 12 — среднее значение,
  • меньше 12 — склонность к интроверсии,
  • меньше 9 — интроверт,
  • меньше 5 — глубокий интроверт.

Нейротизм:

  • больше 19 — очень высокий уровень нейротизма,
  • больше 13 — высокий уровень нейротизма,
  • 9 — 13 — среднее значение,
  • меньше 9 — низкий уровень нейротизма.

Ложь:

  • больше 4 — неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,
  • меньше 4 — норма.

Описание шкал

Экстраверсия — интроверсия

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Нейротизм

Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

Читайте так же:  Самооценка на уроке по фгос начальная школа

Круг Айзенка.

Пояснение к рисунку «круг Айзенка»:

Сангвиник = стабильный + экстравертированный

Флегматик = стабильный + интровертированный

Меланхолик = нестабильный + интровертированный

Холерик = нестабильный + экстравертированный

Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

«Чистый» сангвиник (высокая экстраверсия и низкий нейротизм) быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик (высокая экстраверсия и высокий нейротизм) отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик (высокая интровесия и высокий нейротизм) характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами — выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других — вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик (высокая интроверсия и высокий нейротизм). У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

Более подробную информацию вы можете найти в книге «Тест Айзенка».

Консультация (6 класс) по теме:
Методика диагностики самооценки психических состояний (по Айзенку) (ноябрь) .

Методика диагностики самооценки психических состояний (по Айзенку) (ноябрь) .

Предварительный просмотр:

Методика диагностики самооценки психических состояний (по Айзенку) (ноябрь)

Диагностика предназначена для определения уровня следующих важных психических черт: тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.

Тревожность: не тревожные 14

Допустимая тревожность 6

Очень тревожные 0

Фрустрация: высокая самооценка, устойчивы к неудачам 11

Фрустрация имеет место 9

Низкая самооценка, избегают неудач 0

Агрессивность: спокойны 13

Средний уровень 6

Агрессивны, невыдержаны 1

Ригидность: легкая переключаемость 12

Средний уровень 6

Высокая ригидность 2

Тревожность – свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических ситуациях.

Фрустрация – эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

Агрессивность (враждебность) – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

Ригидность – одна из важнейших черт личности, представляющая собой затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности).

Данная методика Д.Ступницкой может вам пригодиться для отслеживания формирования у учащихся универсальных учебных навыков. привожу вариант обработки материалов в 7 а классе по английскому языку.

Опросник для родителей в двух вариантах – детском и подростковом, предназначен для анализа семейного воспитания и причин его нарушения. Опросник можно использовать в исследовании тех проблемных семей.

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помо.

На основе выявленных критериев и эмпирических показателей можно провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активностиУровень творческой активности определяе.

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (модификация методики В.В. Бойко).

Личностный опросник Г. АЙЗЕНКА. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по АЙЗЕНКУ. Методика определения темперамента)

Транскрипт

1 Личностный опросник Г. АЙЗЕНКА. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по АЙЗЕНКУ. Методика определения темперамента) Личностный опросник Ганса АЙЗЕНКА (EPI) поможет вам узнать свой темперамент, определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости. Диагностика самооценки по Г. АЙЗЕНКУ является, пожалуй, классической методикой для определения темперамента и одной из самых значимых в современной психологии. Пройдя тест на темперамент АЙЗЕНКА, вы сможете лучше познать свое собственное Я. Вы поймете, что представляет из себя ваш характер и сможете занять более правильную позицию в жизни. Знание темперамента своих близких и друзей, поможет вам комфортно уживаться в семье и в трудовом коллективе. Так, например, в некоторых школах, поступающий должен пройти тест на темперамент. В соответствии с этими тестами в дальнейшем будут формироваться классы. Многие работодатели при приеме на работу так же предлагают пройти тест на темперамент, чтобы выбрать того из соискателей, который удачно впишется в коллектив. Личностный опросник Г. АЙЗЕНКА. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по АЙ- ЗЕНКУ. Методика определения темперамента): Инструкция. Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичны ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет знак — (нет). Стимульный материал к Личностному опроснику Г. АЙЗЕНКА (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по АЙЗЕНКУ. Методика определения темперамента). 1. Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас? 2. Часто ли у вас бывает беспокойное чувство, что вам что-нибудь хочется, а вы не знаете что? 3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман? 4. Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины? 5. Держитесь ли вы обычно в тени на вечеринках или в компании? 6. Всегда ли в детстве вы делали немедленно и безропотно то, что вам приказывали? 7. Бывает ли у вас иногда дурное настроение? 8. Когда вас втягивают в ссору, предпочитаете ли вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется? 9. Легко ли вы поддаетесь переменам настроения? 10. Нравится ли вам находиться среди людей? 11. Часто ли вы теряли сон из-за своих тревог? 12. Упрямитесь ли вы иногда? 13. Могли бы вы назвать себя бесчестным? 14. Часто ли вам приходят хорошие мысли слишком поздно? 15. Предпочитаете ли вы работать в одиночестве? 16. Часто ли вы чувствуете себя апатичным и усталым без серьезной причины? 17. Вы по натуре живой человек? 18. Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками? 19. Часто ли вам что-то так надоедает, что вы чувствуете себя «сытым по горло»? 20. Чувствуете ли вы себя неловко в какой-либо одежде, кроме повседневной? 21. Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосредоточиться на чем-то? 22. Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами? 23. Часто ли вы бываете погружены в свои мысли?

Читайте так же:  Как сохранить отношения после родов

2 24. Полностью ли вы свободны от всяких предрассудков? 25. Нравятся ли вам первоапрельские шутки? 26. Часто ли вы думаете о своей работе? 27. Очень ли вы любите вкусно поесть? 28. Нуждаетесь ли вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться, когда вы раздражены? 29. Очень ли вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда вы нуждаетесь в деньгах? 30. Хвастаетесь ли вы иногда? 31. Очень ли вы чувствительны к некоторым вещам? 32. Предпочли бы вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку? 33. Бываете ли вы иногда беспокойными настолько, что не можете долго усидеть на месте? 34. Склонны ли вы планировать свои дела тщательно и раньше чем следовало бы? 35. Бывают ли у вас головокружения? 36. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения? 37. Справляетесь ли вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими? 38. Бывает ли у вас когда-либо одышка, даже если вы не делали никакой тяжелой работы? 39. Можно ли сказать, что вы человек, которого не волнует, чтобы все было именно так, как нужно? 40. Беспокоят ли вас ваши нервы? 41. Предпочитаете ли вы больше строить планы, чем действовать? 42. Откладываете ли вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня? 43. Нервничаете ли вы в местах, подобных лифту, метро, туннелю? 44. При знакомстве вы обычно первыми проявляете инициативу? 45. Бывают ли у вас сильные головные боли? 46. Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму? 47. Трудно ли вам заснуть ночью? 48. Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни? 49. Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову? 50. Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза? 51. Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей? 52. Часто ли с вами случаются неприятности? 53. Любите ли вы рассказывать истории друзьям? 54. Предпочитаете ли вы больше выигрывать, чем проигрывать? 55. Часто ли вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше вас по положению? 56. Когда обстоятельства против вас, обычно вы думаете тем не менее, что стоит еще что-либо предпринять? 57. Часто ли у вас сосет под ложечкой перед важным делом?

3 Ключ, обработка результатов Личностного опросника Г. АЙЗЕНКА (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по АЙЗЕНКУ. Методика определения темперамента) Экстраверсия интроверсия: «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56; «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51. Нейротизм (эмоциональная стабильность эмоциональная нестабильность): «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57. «Шкала лжи»: «да» (+): 6, 24, 36; «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54. Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл. Интерпретация результатов Личностного опросника Г. АЙЗЕНКА (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по АЙЗЕНКУ. Методика определения темперамента) При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров. Экстраверсия интроверсия: больше 19 яркий экстраверт, больше 15 экстраверт, больше 12 склонность к экстраверсии, 12 среднее значение, меньше 12 склонность к интроверсии, меньше 9 интроверт, меньше 5 глубокий интроверт. Нейротизм: больше 19 очень высокий уровень нейротизма, больше 13 высокий уровень нейротизма, 9-13 среднее значение, меньше 9 низкий уровень нейротизма. Ложь: больше 4 неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение, меньше 4 норма. Описание шкал Экстраверсия интроверсия Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

4 Типичный интроверт это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы. Нейротизм Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз. Круг АЙЗЕНКА Нестабильный пассивный осмотрительный рассудительный доброжелательный миролюбивый управляемый внушающий доверие надежный ровный спокойный Интровертированный активный чувствительный беспокойный агрессивный возбудимый изменчивый непостоянный импульсивный оптимистичный Экстравертированный легко расстраивающийся тревожный ригидный склонный к рассуждениям пессимистичный сдержанный ровный спокойный общительный контактный разговорчивый отзывчивый непринужденный жизнерадостный беззаботный инициативный Cтабильный

5 Пояснение к рисунку «круг Айзенка»: Сангвиник = стабильный + экстравертированный Флегматик = стабильный + интровертированный Меланхолик = нестабильный + интровертированный Холерик = нестабильный + экстравертированный Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных. Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный). «Чистый» сангвиник (высокая экстраверсия и низкий нейротизм) быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство. Холерик (высокая экстраверсия и высокий нейротизм) отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах. Флегматик (высокая интровесия и высокий нейротизм) характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

6 Меланхолик (высокая интроверсия и высокий нейротизм). У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.