Меню

Онегин отношение к женщинам

Оглавление:

Детский час

для детей и родителей

Навигация по записям

Сравнительная характеристика Онегина и Ленского

Изучая произведения А.С.Пушкина, мы всё больше проникаемся уважением к его литературной деятельности. Постоянный интерес к его произведениям заставляет нас всё глубже и глубже погружаться в мир его творений. Всё то, что принадлежит перу Пушкина, ёмко, красиво, впечатляюще. Его бессмертные произведения будут изучаться ещё не одним поколением читателей.

«Евгений Онегин» — роман, которому Пушкин посвятил долгие восемь лет. Ценность этого романа для нашей культурной и духовной жизни неоспорима. Роман написан по новым канонам – это роман в стихах. Роман «Евгений Онегин» — роман философский, исторический.

Онегин и Ленский – две центральные фигуры романа. Для того, чтобы понять, что представляют собой эти герои, уяснить концепцию личности этих людей, глубже проникнуть в авторский замысел, дадим их сравнительную характеристику.

Сравнительная характеристика героев дана по следующим критериям:
воспитание,
образование,
характер,
идеалы,
отношение к поэзии,
отношение к любви,
отношение к жизни.

Воспитание

Евгений Онегин. Онегин, по праву рождения, принадлежит к дворянскому роду. Под началом гувернёра-француза Онегин, «забав и роскоши дитя», воспитывался в духе аристократизма, далёкого от истинно русских, национальных устоев.

«Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur её сменил…
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил»

Владимир Ленский. По-человечески привлекательный персонаж. Красавец, «кудри черные до плеч», богач, по-юношески восторженный и пылкий. На каких идеалах воспитывался Ленский, автор умалчивает.

Образование

Евгений Онегин
«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь», — мудро замечает А.С.Пушкин. Онегина учили таким образом, «чтоб не измучилось дитя».

Князь П.А.Вяземский, друг А.С.Пушкина, писал в своё время о том, что по канонам того времени допускалось недостаточно глубокое знание русского языка, но не допускалось незнание французского.

«Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал»

Какими ещё знаниями блистал Евгений? Он был немного знаком с классической литературой, римской, греческой. Интересовался историей («от Ромула до наших дней»). Он имел представление об общественных науках («умел судить о том, как государство богатеет, и чем живёт»), политэкономии («зато читал Адама Смита»).

«Учёный малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока».

В целом, Онегина можно охарактеризовать как человека умного, критически относящегося к действительности, умеющего взвесить все «за» и «против».

Владимир Ленский
«Полурусский» студент Геттингенского университета. Довольно умен, увлечен философией («поклонник Канта») и поэзией.

«Он из Германии туманной
Привез учёности плоды…»

Возможно, ему светило блестящее будущее, но, скорее всего,

«…поэта
Обыкновенный ждал удел».

Евгений Онегин. Для того, чтобы понять идеалы Онегина, надо разобраться с самим понятием «идеал». Идеал – это то, к чему мы стремимся. К чему стремился Онегин? К гармонии. Каким путём он шёл? Путь Онегина – борьба между вечным (национальным) и временным (тем, что поселилось в характере героя благодаря обществу и идеалов чужой, привнесённой философии).

Владимир Ленский. Идеал Ленского – вечная любовь и святая дружба до гроба.

Евгений Онегин. Характер Онегина противоречив, сложен, как сложно и противоречиво его время.

Каков он, Онегин?
Онегин ленив («что занимало целый день его тоскующую лень»), горд, равнодушен. Он лицемер и льстец, охотник позлословить и покритиковать. Любит привлечь к с себе внимание, пофилософствовать. На пиру жизни Онегин – лишний. Он явно выделяется из окружающей его толпы, стремится искать смысл жизни. Ему тошен упорный труд. Скука, хандра, потеря ориентиров в жизни, скептицизм – основные признаки «лишних людей», к коим относится Онегин.

Владимир Ленский. Ленский – полная противоположность Онегина. В характере Ленского нет ничего бунтарского.

Каков он, Ленский?
Восторженный, вольнолюбивый, мечтательный. Он – романтик, человек искренний, с чистой душой, не испорченной светом, прямой, честный. Но Ленский – не идеал. Смысл жизни для него – загадка.

«Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой…»

Какую роль, по замыслу автора, играет Ленский в романе? Роль этого персонажа – оттенить характер Онегина.

Ленский и Онегин — разные. Но вместе с тем, они схожи: у обоих нет стоящего дела, надёжных перспектив, им не хватает твёрдости духа.

Отношение к поэзии

Евгений Онегин. «Зевая, за перо взялся, хотел писать…» За какой литературный материал решил взяться Онегин? Вряд ли он собирался писать стихи. «Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить…». В то же время, нельзя сказать, что Онегин чуждался поэзии. Истинного предназначения поэзии он не понимал, но стихотворчеством занимался. Он писал эпиграммы. (Эпиграмма — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление).

«И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм»

Владимир Ленский. Отношение Ленского к поэзии самое благосклонное. Ленский – поэт, романтик, мечтатель. А кто не романтик в восемнадцать лет? Кто тайком не пишет стихов, не пробуждает лиру?

Отношение к любви

Евгений Онегин. «В любви считаясь инвалидом, Онегин слушал с важным видом…» Отношение Онегина к любви скептическое, с определённой долей иронии и прагматизма.

Владимир Ленский. Ленский – певец любви.
«Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна…»

Отношение к жизни

Евгений Онегин. Взгляды Онегина на жизнь: жизнь лишена смысла, пуста. Нет никакой достойной цели в жизни, к которой можно было бы стремиться.

Владимир Ленский. Романтику, с пылким духом и восторженными речами, чужд глубокий взгляд на жизнь.

Заключение

А.С.Пушкин – великий сын земли русской. Ему было дано открыть новую страницу в русской литературе.

Онегин и Ленский – антиподы. Онегин – человек, в котором дремлет доброе начало, но его наносные «идеалы» приводят к постоянным конфликтам, внутренней дисгармонии.

Ленский – вольнолюбив, мечтателен и восторжен, он свято верит в свои идеалы. Но он оторван от родной почвы, у него нет внутреннего стержня.

Навигация по записям

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 1 глава День Онегина Урок литературы в 9 классе. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемВалерий Шумилкин

Похожие презентации

Презентация 9 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 1 глава День Онегина Урок литературы в 9 классе.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 1 глава День Онегина Урок литературы в 9 классе

2 Цели урока: Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.

3 1 глава – история болезни души Онегина. Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя? Из чего складывается этот день? Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?

4 В ходе урока нам предстоит заполнить таблицу: Вопросы сравненияОнегинАвтор 1. Отношение к мнению света 2. Отношение к женщинам и любви 3. Отношение к искусству, к театру 4. Отношение к труду, творчеству 5. Отношение к природе

5 Проследим за «маршрутом» Онегина ресторан дом театр бал бульвар

6 «К Таlon помчался он…» (строфы 15-16) Боливар – шляпа с широкими полями и низкой тульей, расширенной кверху Брегет – часы Онегин живёт по велению брегета, то есть по часам, как заведённая марионетка. Каверин – друг Пушкина, он же друг Онегина В 16 строфе Пушкин нас знакомит с типичным меню тех лет. Что ели дворяне в ресторане в те годы? «Уж тёмно: в санки он садится. «Пади, пади!» — раздался крик…

7 В театре Прочтём теперь эпизод «Онегин в театре» (строфы 17, 21-22) Как Пушкин относится к театру, а как Онегин? Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его.

8 Кабинет Онегина Вспомните, как выглядит кабинет Онегина? Как его характеризует интерьер его жилища? _______________________

9 На балу (строфы 27-28, 33-34) Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу? Что автор описывает? Почему автор не говорит об Онегине? Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково?

Читайте так же:  Как понять что дева мужчина влюблен в женщину водолея

10 Ответим на первый вопрос урока: Почему Пушкин описывает только один день героя? Ответ дан в тексте: « Проснётся за полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра, И завтра то же, что вчера.» При такой жизни счастлив ли Евгений? Почему?

11 Проверим работу на уроке Вопросы сравненияОнегинАвтор 1. Отношение к мнению света «Боясь ревнивых осуждений» «Не мысля гордый свет забавить» 2. Отношение к женщинам и любви «Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь» Продолжает восхищаться женской красотой 3. Отношение к искусству, театру «Отворотился и зевнул…» «Волшебный край!» 4. Отношение к труду, творчеству «Упорный труд ему был тошен» Пушкин – творец 5. Отношение к природе «На третий роща, холм и поле его не радовали боле» «Я был рождён для жизни мирной, для деревенской тишины…»

12 Причины хандры Онегина Праздная жизнь быстро утомляет, но не всех, а только недюжинные натуры. Каковы его черты? Основная его черта – разочарованность, которая проистекает от душевной пустоты. Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света? Высший свет – общество насквозь фальшивое Каким образом он хотел избавиться от скуки? Сел за книги, желая присвоить себе ум чужой, пытался сделаться писателем, уехал в деревню Почему не спасло чтение книг? Он не увидел в книгах правды жизни Почему он не стал сочинителем? Упорный труд ему был тошен Избавился ли он от скуки в деревне? Почему? Он не способен видеть красоты природы

13 Рисунок Пушкина к 1 главе Сравните иллюстрации Пушкина и других художников к 1 главе. Чем они отличаются? В чём сходство? Что важно было для Пушкина отразить в иллюстрации и чего не сделали другие художники? Что передают эти иллюстрации? Почему Пушкин называет Онегина своим добрым приятелем, ведь они так непохожи? Что их сближает? Почему автор не подвержен хандре?

14 1 глава – история болезни души Онегина. Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя? Ему незачем показывать несколько дней, так как они похожи друг на друга Из чего складывается этот день? Бульвар, ресторан, театр, бал – праздная жизнь Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре? Автор — творческий человек, его день занят не только развлечениями, он и упорным трудом, мыслями

15 Домашнее задание: Перечитать 2 главу Выделить в тексте характеристику Ленского, Ольги, Татьяны Подготовить рассказ «Воспитание Татьяны» с цитированием наизусть Подготовить ответ на вопрос «День Онегина» с цитирование наизусть

Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика Онегина и автора» по вопросам: 1. Отношение к мнению света. 2. Отношение к женщинам и любви. 3. Отношение к искусству, театру. 4. Отношение к труду, творчеству. 5.Отношение к природе

1. Отношение к мнению света

«Боясь ревнивых осуждений»

«Не мысля гордый свет забавить»

2. Отношение к женщинам и любви

«Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь»

Продолжает восхищаться женской красотой

3. Отношение к искусству, театру

«Отворотился и зевнул…»

4. Отношение к труду, творчеству

«Упорный труд ему был тошен»

5. Отношение к природе

«На третий роща, холм и поле его не радовали боле»

«Я был рождён для жизни мирной, для деревенской тишины…»

Сравнение Пушкина и Онегина

В произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин», помимо самого Онегина, существует еще один главный герой. Таковым является сам автор романа в стихах. На протяжении всей линии повествования Пушкин находится в свободной беседе с читателем, то и дело прерывая ту или иную сюжетную зарисовку своими комментариями.

Может показаться, что Пушкин присутствует везде, где есть Онегин; будто свысока наблюдает за своим героем. Поэтому, говоря о Пушкине и Онегине, одни литературоведы ставят между ними знак равенства, а другие утверждают, что эти фигуры абсолютно противоположны.

Итак, из романа в стихах о Пушкине мы узнаем почти столько же, сколько и об Онегине. Когда автор в начале произведения рассказывает о своем герое, читатель понимает, что эти две личности во многом похожи. Оба дворянского происхождения, они разочаровались в нынешней действительности, потеряли интерес к жизни:
«Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас. »
На этом их сходства заканчиваются. Гораздо больше можно сказать о различиях между личностями Пушкина и Онегина.
Пушкин воспитывался в семье, а летом был в гостях у своей бабушки, Марии Ганнибал. У поэта было хорошее, светлое детство. Онегин же рос без матери, а его отец, легкомысленный чиновник, не обращал никакого внимания на сына, поручив его воспитание французским учителям, которые почти ничему не научили юного Онегина. Вполне возможно, что именно детство заложило в герое фундамент для развития таких качеств, как презрение ко всему окружающему, злоба, резкость и хладнокровие.

Пушкин, в свою очередь, получил качественное образование, развил в себе поэтические начала. Для Пушкина поэзия являлась предназначением, долгом человека искусства, он называл ее «высокой страстью». Онегин изначально же не был приобщен ни к чему высокому, поэтому «не мог ямба от хорея отличить», и к поэзии относился весьма равнодушно.

Если говорить о театре, как о разновидности высокого, то Пушкин посещал концерты с целью духовного обогащения внутреннего мира и саморазвития, чего не скажешь об Онегине: «Входит. идет по ногам. лорнет наводит на дам. потом, едва взглянув на сцену. отвернулся и зевнул». Для Евгения такое мероприятие — не более чем лишний способ взаимодействия с дворянским обществом.

У двух сопоставляемых фигур различается также в корне отношение к труду и любой целенаправленной деятельности. Если А.С. Пушкин мог днями и ночами сидеть, подбирая наиболее четкое и подходящее слово, позволяющее создать яркий, запоминающийся образ в стихотворении или ином произведении, то Евгений Онегин, которому с детства доставалось все готовенькое, на блюдечке с голубой каемочкой, не хотел и не умел трудиться: «Упорный труд ему был тошен». Он был способен лишь потреблять жизнь, людей, а также чувства.

Чувства, еще один аспект в сравнении А.С. Пушкина и его героя Евгения Онегина. Значение любви для Пушкина невозможно выразить словами, хотя ему это удавалось. Под властью любви Пушкиным написаны множество замечательных стихотворений, составивших любовную лирику поэта. Пушкин говорит о любви как о вещи небесной, всемогущей, которая способна заставить людей совершать невероятные, порой импульсивные поступки.

У Онегина же отношение к любви, как и ко всему, — потребительское. Он крутит романы на один день и не способен отличать истинную любовь от любви для людей и на людях. Для Онегина любовь — «наука страсти нежной» . Ключевое слово здесь -наука. Для Пушкина, да и по общепринятым неписанным нормам, любовь не терпит научного подхода, и точные законы к ней не применимы. В любви все сложнее, чем кажется. Но у Онегина изначально сформировано неверное представление о любви и чувствах в общем. Так, даже дружеские отношения Онегин не воспринимает всерьез и убежден, что друзья для хорошей жизни не нужны. Когда Евгением овладевает хандра, ему «надоедают друзья». У Пушкина такое выражение вызвало бы недоумение и сожаление, ведь кто, как не Пушкин умеет ценить своих друзей! «К Каверину», « К Чаадаеву», «Пущину», «19 октября», — все эти стихотворения были написаны в честь тех, без кого Пушкин не стал бы тем, кем он стал.

Итак, сравнивая Пушкина и Онегина, можно увидеть, что ,несмотря на то, что они оба дворяне, образ жизни Пушкина соответствует его личности — он развивается духовно, творит бескорыстно, и не идет на поводу у толпы. Наоборот, личность Онегина разительно отличается от того «меню» жизни, по которому она живет. Онегин не знает, куда податься, что бы такое сделать. А ведь он ощущает, что в нем есть потенциал, но только читателям романа известны истинные его масштабы. Это видит сам автор, однако относится к герою иронически, не желаю как — либо навязывать свою точку зрения.

Наконец, мы подошли к вопросу о свободе. Кто же из героев по-настоящему свободен? Ответ очевиден.

Онегин обладает внешней свободой — он сам себе хозяин, никому ничего не должен, идет туда, куда ему вздумается. Но у него нет главного — внутренней свободы, понимания себя, гармонии с собой. Он пытается найти свое место в этой жизни, а внутри его переполняют противоречия. А когда Онегин начинает анализировать свои поступки в прошлом, он испытывает не что иное, как разочарование, сожаление и приходит к осознанию бессмысленности своих действий. Это и делает Онегина несчастным.

Читайте так же:  Как вести себя с мужчиной львом в ссоре

Пушкин же, наоборот, хоть и стеснен физически (постоянные ссылки, угрозы цензуры), но духовно — свободен. Он осознал свое предназначение, разобрался в себе и, самое главное, научился быть независимым. Пушкин так и называл такое состояние — внутренняя свобода. Жаль, он Евгению Онегину ее постичь не дано.

Об отношении Пушкина к женщине

Видео «Гавриилиада — причина злоключений Пушкина»,

Видео «К 215-летию Пушкина. Гавриилиада»,

У Пушкина нет ничего случайного, не входящего в контекст его уникальной жизни, его нравственного и художественного развития. И эпиграммы его и нецензурные стихи и даже юношеские эротические пьесы – всё связано единым строем и никогда в глубине ни на йоту не менявшимся праведным, светлым, тёплым и честным мировоззрением его. И потому ничто не должно быть произвольно изъято из научного анализа его наследия.

Так В.Ходасевич пишет:

«В своей лекции о Пушкине недавно прочитанной в Париже, митрополит Антоний (Храповицкий) заявил категорически, что Пушкин никогда не писал «Гавриилиады», этого «бездарного» и «лишённого всякой красоты» произведения…
Я не стану в тысячный раз повторять те многочисленные и исчерпывающие доводы, которыми устанавливается авторство Пушкина…О «бездарности» «Гавриилиады» и о том, что она «лишена всякой красоты», мы узнали от митрополита Антония.
До сих пор подобные обвинения, к счастью, не высказывались…Поэма и сейчас ещё ждёт серьёзного рассмотрения по существу… Если всмотреться в «Гавриилиаду» немного пристальнее, то сквозь оболочку кощунства увидим такое сияние любви к миру, к земле, такое умиление перед ними, что в конце концов хочется спросить: разве не религиозна сама эта любовь?
Такова была степень богомольного благоговения Пушкина «перед святыней красоты», что в поэме сквозь самый грех Мария сияет невинностью.
Сквозь все непристойные и соблазнительные события, которые разыгрываются вокруг неё и в которых она сама принимает участие, почти только пассивное, Мария проходит незапятнанно чистой…Описывая «прелесть греха», таким сияющее чистым умел оставаться лишь Пушкин».
В.Ходасевич эмоционально описал своё яркое впечатление от поэмы, но не ответил на заданный им самим вопрос, почему пушкинская муза остаётся невинной и чистой, даже если описывает непристойности?
А ответ на такой, кажущийся с позиции ханжеского отношения к грязи пола сложным, вопрос, в действительности прост и лёгок. Пушкин не разделял библейского отношения к женщине и полу.
Александр Сергеевич любил жизнь и не мог видеть в кульминации её – зачатии новой жизни и вообще половой любви ничего предосудительного.
Более того сам половой акт для поэта есть светлый праздник – «огниво любви», а половые органы женщины – «цветок любви». Для Пушкина нет ничего непристойного в половом «сношении», «соитии».
Великий русский поэт никогда бы не употребил сих низменных, воистину непристойных слов по отношению к женщине.
«Пушкин бесился, слыша, если кто про женщину скажет: «она тяжела» или даже «беременна», а не брюхата – слово самое точное и на чистом русском языке обыкновенно употребляемое…» ( Из переписки П.А.Плетнёва с Я.К.Гротом).
Пушкин был прост во всём, что касалось естественных отправлений жизни и не имел предрассудков его чопорных современников. За это его и любили женщины.
И потому у Александра Сергеевича было столько любовных романов и увлекательных историй во взаимоотношениях с женщинами, что он видел в них красоту душевную и телесную, женскую мягкость, нежность и утончённость чувств.
Поэту не приходилось, в отличие от так называемых деловых людей что-то изображать, напускать на себя серьёзность и набивать себе цену, «ставить себя на подобающее место».
Александр Сергеевич жил всегда открыто, был весьма развит физически, каждый день садился в кадку со льдом, был ловким наездником и метким стрелком, душой кампании на дружеских встречах, весел и прост в общении.
Как такого не полюбить искренней женщине? Поэт не считал женщину ни в чём ниже мужчины.
Пушкин наделяет своих героинь такой полнотой жизни, что и мужчины могут позавидовать их эмоциональной и внутренней духовной силе, широте взглядов и увлечений, жизненному размаху и ответственности вместе с тем пред Богом и ближними, пред детьми и родителями своими.
Александр Сергеевич искренне любил женщин, и они отвечали ему взаимностью. В любви к Пушкину признались не только его современницы, но и лучшие наши русские поэтессы.
Анна Ахматова и Марина Цветаева не только дали нам образцы лучшего понимания его творческого наследия, но и публично, через столетие после его смерти признались в любви к нему, как мужчине и человеку.
Это так потому, что у поэта никогда не было чувства превосходства над женским полом, присущего хотя бы тому же не в меру строгому западнику, критику В.Белинскому, не понимающему почему Татьяна Ларина не бросила всё на свете, не надругалась над сединами своего мужа и не кинулась сгоряча в любовном экстазе на шею любимого ею Евгения Онегина.
По мнению «великого» записного демократа Белинского, Татьяна не выказала свободы, соответствующей «правам человека» европейского толка и в соответствии с современными XIX столетию представлениями «не отдалась» любящему её мужчине.
Как же это возможно? — Только из ложного стыда перед светским обществом – мыслит В.Белинский, не ведая, что женщина следует своей Родовой судьбе, своему долгу и семейным обязанностям и даёт обеты пред Богом также и на тех же основаниях, что и мужчина.
По Белинскому раз уж уродилась женщиной, стало быть и отдалась, и это всё что женщине остаётся, если она не ханжа.
Вот и изумляется Пушкин «примерам невежливости» в отношении к женскому полу у разных народов:

«Во Франции, в земле, прославленной своею учтивостью, грамматика торжественно провозгласила мужеский род благороднейшим». «даже люди, выдающие себя за усерднейших почитателей женского пола, не предполагают в женщинах ума, равного нашему, и, приноравливаясь к слабости их понятия, издают учёные книжки для дам, как будто для детей и т.п.»

Пушкин удивляется лицемерию французов потому что сам думает иначе. Ему не понятны не свободные чувства, продажная любовь, снисходительное отношение к красоте, к величию идеала.
Даже его казалось бы отрицательный герой Евгений Онегин «вчуже чувство уважал» и не воспользовался искренним девичьим признанием в любви к нему, хотя Татьяна Ларина и была ему далеко не безразлична, потому как в его «сердце» была «и гордость и прямая честь».
И в этом отличие пушкинского Онегина от так называемого «героя нашего времени» Печорина М.Ю.Лермонтова.
Печорина, готового как и его автор на любые психологические ухищрения, лишь бы завладеть эмоциональной сферой своей очередной жертвы и властвовать над нею, подавляя её волю, и находить садистическое удовольствие в порабощении чужой души, а затем, пресытясь до конца своею победою, удариться от скуки в истеричный театральный мазохизм.
Нет, у Пушкина даже Дон Хуан в чувственном порыве каждый раз искренне любит предмет своих новых увлечений, забывая свою самость в очередной раз до конца.

«Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

И всё так же забывал Пушкин, и на этом забвении основывалась его сила; т.е. сила к новому и столь же правдивому восхищению перед совершенно противоположным!
Дар вечно нового ( пред своим прежним) в поэзии, именно необозримое в поэзии много-божие, много-обожение как последствие свободы ума от заповеди монотеистичной и монотонной, по крайней мере в поэзии монотонной: «Аз есмь Бог Твой и не будут тебе инии бози…».
Ведь забывать – это и для каждого из нас: есть условие вновь узнавать; и мы даже не научились бы, ничему бы не научились, если б в секунду научения каким-то волшебством не забывали совершенно всего, кроме этого единичного, что в данную секунду познаём.
Монотеисты – евреи так и не образовали никакой науки. У них не было и нет дара забвения» (В.В.Розанов).

Замечательно точно объяснил Василий Розанов разнообразие увлечений самого Пушкина и его персонажей и творческой полной красок и света палитры его. Его Дон Хуан отдаётся своему новому увлечению даже не замечая , что без оглядки и страха вступает в бой с силами родовой жизни, в неравный бой с Судьбою и Временем, которое символизируют шаги Командора, и погибает в каменной длани того, кого он убил уже в жизни и хотел обесчестить по смерти…

Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить… И глядь – как раз – умрём.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег (1834 г.).

Читайте так же:  Как принять решение расстаться с мужем

«Пора, мой друг, пора!» — напрасно предлагал Пушкин жене своей успокоить душу в обители дальней на родной, милой его сердцу русской земле, где бы он мог, отдохнув от придворного рабства предаться праведным трудам и чистым негам с ближними своими.
Отрицая счастье в уродливом, противостоящем его народу обществе, поэт интуитивно прозревал приближение тяжких испытаний…Он хотел успеть как можно больше сотворить на родной земле, слышал Зов земли и Времени, полёт дней, когда каждый час уносит частичку бытия.
«Мы с тобой вдвоём предполагаем жить…И глядь — как раз – умрём.» — сколько выразительности в этих немых тире, какая тоска!
Александр Сергеевич до боли чутко, всем своим поэтическим существом, осознавал неправедность и несерьёзность личностно ограниченного «светского» прозябания, заместо естественной природной семейной жизни.
Стихотворение это в рукописи имеет план продолжения: «Юность не имеет нужды в at home(в доме), зрелый возраст ужасается своего уединения. Блажен, кто находит подругу – тогда удались он домой. О, скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню – поля, сад, крестьяне, книги; труды поэтические – семья, любовь – религия, смерть».
«Пора, мой друг, пора!» — взывала душа поэта, но милый сердечный друг не услышал его зова… А тьма вокруг русского гения всё сгущалась и сатанела…

Отношение Онегина к женщинам и любви.

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

i051101sofia

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Автор и его герой (по 1-й главе романа в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина)

Разделы: Литература

Цели урока

  • Обучающая — продолжить знакомство с главным героем романа; на основании 1 главы определить причины хандры Онегина; сопоставив героя с автором, выяснить, почему попытки героя бороться с хандрой окончились неудачей.
  • Развивающая — развивать умение анализировать текст художественного произведения; грамотно и аргументированно строить свои высказывания; составлять сравнительную характеристику персонажей.
  • Воспитательная — воспитывать вдумчивого читателя, с уважением относящегося к поэтическому слову; воспитывать правильное понимание смысла жизни и назначения человека.
  • Проверка домашнего задания: на основе 1 главы романа описать один день из жизни Онегина и ответить на вопрос, почему только один день из его жизни в Петербурге подробно описан Пушкиным.

    Объяснение нового материала. Попробуем выяснить отношение Онегина к событиям этого дня. Найдем ключевые слова, которые помогут нам понять, что переживает герой на протяжении дня (в результате в тетрадях делается следующая запись):

    — Пробуждение Онегина — «всё равно».

    — Онегин в театре — «недоволен», «в: рассеянье взглянул», «зевнул», «надоел».

    — Онегин в своём кабинете — «боясь ревнивых осуждений, в своей одежде был педант», «он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил» (попутно замечаем, что «боязнь ревнивых осуждений» приведёт героя к трагической ошибке: Онегин не посмеет отказаться от дуэли с Ленским именно по этой причине).

    — Онегин на балу — «полусонный в постелю с бала едет он».

    Вывод: герою «всё равно», как пройдёт его день, ему скучно в театре и на балу, только в кабинете он «три часа» занимается своей внешностью, видимо, это ещё не успело ему надоесть. Что же явилось результатом подобного образа жизни? В XXXVII и XXXVIII главах читаем (и записываем):

    «. рано чувства в нем остыли;
    Ему наскучил света шум:
    Измены утомить успели,
    Друзья и дружба надоели

    «. разлюбил он наконец
    И брань, и саблю, и свинец:»

    «. к жизни вовсе охладел.
    Ничто не трогало его,
    Не замечал он ничего».

    Как автор называет это состояние Онегина? Это «русская хандра», иначе «тоскующая лень» (VIII строфа), «душевная пустота» (XLIVстрофа). В чём же причина «тоскующей лени», в результате чего образовалась «пустота» в душе героя? Ответ содержится в XXXVI строфе 1 главы. Выпишем следующие слова и понятия: «забав и роскоши дитя», «блистательные победы», «вседневные наслаждения» (поэтому и был так внимателен Онегин к своей внешности: ведя подобный образ жизни, необходимо безукоризненно выглядеть). Жизнь героя «однообразна и пуста», так как развлечения сменяют одно другое, но в ней нет ничего, кроме развлечений! Итак, хандра — закономерный результат жизни, потраченной на «забавы» и «наслаждения».

    Однако Онегин не сдаётся, он пытается найти выход из состояния хандры, начинает с ней борьбу (в тетради делается запись):

    — «Онегин дома заперся, зевая, за перо взялся, хотел писать — но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его».

    — «Читал, читал, а всё без толку», «как женщин, он оставил книги».

    — «Два дня ему казались новы
    Уединенные поля:
    На третий роща, холм и поле
    Его не занимали боле;
    Потом уж наводили сон;
    Потом уже увидел он,
    Что и в деревне скука та же:».

    Мы видим, что все попытки Онегина обречены на провал. Что бы он ни делал, «хандра ждала его на страже». Почему так, ответим чуть позже, а сейчас обратимся ко второму действующему лицу 1 главы — автору. Он называет Онегина своим добрым приятелем, и у них, действительно, много общего (находим все вместе): общий возраст, воспитание, общие друзья, черты характера, образ жизни. Но автор подчёркивает: «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной». В чём же эта разница? Сопоставим отношение Онегина и автора к жизненным событиям и явлениям (в тетрадях делается запись):

    LITERATURUS: Мир русской литературы

    Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений

    Меню сайта

    Образ Евгения Онегина в романе «Евгений Онегин» Пушкина: описание в цитатах

    В этой статье представлен цитатный образ Евгения Онегина в романе «Евгений Онегин»: описание характера и личности героя, его происхождения и т.д.

    Смотрите:
    Все статьи о Евгении Онегине
    Краткое содержание романа
    Все материалы по роману «Евгений Онегин»

    Образ Евгения Онегина в романе «Евгений Онегин» Пушкина: описание в цитатах

    «. Monsieur l’Abbé, француз убогой, / Чтоб не измучилось дитя, / Учил его всему шутя, / Не докучал моралью строгой, / Слегка за шалости бранил. « Онегин не любит читать, но некоторые книги ему все-таки нравятся:
    «. Хотя мы знаем, что Евгений / Издавна чтенье разлюбил, / Однако ж несколько творений / Он из опалы исключил: / Певца Гяура и Жуана / Да с ним еще два-три романа. « Евгений нигде не служит и ничем не занимается. В то время среди дворян было принято служить в армии или делать карьеру чиновника, но Онегин не занимается ни тем, ни другим:
    «. Томясь в бездействии досуга / Без службы, без жены, без дел, / Ничем заняться не умел. « Евгений Онегин ведет активную светскую жизнь, он ездит на все балы и вечера и возвращается домой под утро:
    «. Полусонный / В постелю с бала едет он: / А Петербург неугомонный / Уж барабаном пробужден. « «. Проснется зá полдень, и снова / До утра жизнь его готова. « Когда Онегин узнает, что его дядя при смерти, он не чувствует жалости к нему, но готов притворяться ради получения наследства:
    «. Приготовляясь, денег ради, / На вздохи, скуку и обман. « Онегин — либеральный, гуманный помещик. В своих имениях он старается облегчить жизнь своих крепостных крестьян:
    «. Ярем он барщины старинной / Оброком легким заменил; / И раб судьбу благословил. «

    Евгений Онегин умеет «тревожить сердца кокеток», то есть умеет нравиться женщинам:
    «. Как рано мог уж он тревожить / Сердца кокеток записных. « «. Твой искуситель роковой. «

    «. Чудак, попав на пир огромный. « «. Где этот пасмурный чудак. «

    «. Чудак печальный и опасный. « Евгений Онегин — человек с умом и сердцем:
    «. Как с вашим сердцем и умом / Быть чувства мелкого рабом. » (Татьяна — Онегину) В сердце Онегина есть гордость и честь:
    «. Я знаю: в вашем сердце есть / И гордость, и прямая честь. » (Татьяна — Онегину)

    Спустя несколько лет Онегин и Татьяна встречаются на светском вечере. Онегин влюбляется в Татьяну, но уже слишком поздно: Татьяна замужем и отказывается бросить мужа ради него. Онегин мучается от любви. Теперь он оказывается на месте Татьяны. Ему остается лишь отступить и смириться с тем, что Татьяна никогда не будет с ним.

    Это был цитатный образ Евгения Онегина в романе «Евгений Онегин» А. Пушкина.