Меню

Одаренные дети диагностика и развитие

Одарённые дети и способы работы с ними

Главная > Реферат >Педагогика

Общее понятие одарённости………………………………………. 6

Проблемы, возникающие в развитии одарённых детей………….11

Способы выявления одарённых детей……………………………..14

Обучение одарённых детей и подготовка педагога к нему………23

В данной контрольной работе рассмотрен вопрос: одарённые дети и работа с ними.

Одаренность как феномен по-прежнему остается загадкой для большинства членов общества. Для широкой общественности наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня — это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Однако существуют проблемы диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, а так же понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию.

Интерес к одарённости в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, а именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора. На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно. (“Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика”).

Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М. в работе “Концепция творческой одаренности” и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье “Творческая одаренность в развитии познавательных структур”, Юркевич В.С. в “Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога».

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков и это может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.

Общее понятие одарённости

ОДАРЕННОСТЬ — значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, математических и др.).

О феномене одаренных детей активно заговорили во второй половине XX в. С того времени было написано много работ в этой области, созданы специальные программы по работе с одаренными детьми, в том числе программа «Одаренные дети», в рамках которой разработана «Рабочая концепция одаренности» и тем не менее каждая семья, в которой есть одаренные дети, сталкивается индивидуально с феноменом одаренности и теми проблемами, которые стоят за ним.

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни.

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношения («диссинхрония развития», её мы рассмотрим позже). Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей (говорят: «талантливый человек талантлив во всем»).

В области опережающего развития познания отмечается следующее:

-повышенная любознательность. Одарённые дети очень любопытны. Им необходимо активно исследовать окружающий мир. Ученые утверждают, что одаренных детей мозг одаренных детей отличается громадным «аппетитом» и огромной способностью переваривать интеллектуальную пищу;

-способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Эта способность лежит в основе интуитивных скачков («перескакивание» через этапы). Для таких детей характерна более быстрая передача нейронной информации; их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом связей. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга;

-отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении. Ребенка отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями;

-большой словарный запас, умение строить сложные синтаксические конструкции и ставить вопросы. Дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей;

-повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ребенку интересна, высокая степень погруженности в задачу;

-яркое воображение, высокоразвитая фантазия.

В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие черты:

-сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. В силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим;

-хорошо развитое чувство юмора. Обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают;

-попытки решать проблемы, которые им пока «не по зубам»;

-преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.

В области физических характеристик для одаренных детей свойственны: очень высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна. Большинство родителей утверждают, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и рано отказались от дневного сна.

В психологии и педагогике распространенным является представление о наличии общих и специальных способностей и одаренности. К первым относят такие, которые отвечают требованиям сразу многих видов деятельности (например, интеллектуальные способности). Специальные способности отвечают требованиям только узкой конкретной деятельности (например, художественные способности, наличие певческого голоса). Правда, имеются мнения, что четкую грань между ними провести трудно и это деление довольно условно.

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Эти дети уделяют много времени и энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

2.Общая интеллектуальная и академическая одаренность.

Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.

Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования. Ученики могут демонстрировать высокий показатель IQ по тестам, а учиться плохо. Прямая связь между готовностью к успешному обучению и показателями IQ отсутствует. По данным Е.Торренса, до 30%, отчисленных из школы, за неуспеваемость составляют одаренные дети (gifted children).

В настоящее время продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида.

Исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции у учителей и окружающих людей: отсутствие внимания к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и организации работы; яркий темперамент.

Это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.

Читайте так же:  Колики у детей профилактика и лечение

Существует множество определений лидерской одаренности, тем не менее, можно выделить общее черты: интеллект выше среднего; умение принимать решения; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего; приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли.

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

Диагностика одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Дата публикации: 07.10.2016

Статья просмотрена: 1274 раза

Библиографическое описание:

Губанихина Е. В., Губанихина Е. В. Диагностика одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 63-66. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11022/ (дата обращения: 13.02.2019).

В статье рассматриваются особенности детской одаренности как психолого-педагогического явления, обращается внимание на значимость выявления одаренных детей в условиях общеобразовательной школы как важнейшую проблему совершенствования современной системы образования, описываются методы психодиагностики детской одаренности, приводятся статистические данные и их анализ.

Ключевые слова: общеобразовательная школа, начальная школа, одаренные дети, диагностика одаренности

Среди самых загадочных и интересных психологических явлений в педагогике детская одаренность занимает высокие позиции. Проблемы ее развития и диагностики волновали представителей разных педагогических эпох. Интерес к ней и в настоящее время достаточно высок, что объясняется современными общественными потребностями.

Реформы системы образования последних десятилетий, ее гуманистическая, личностно-ориентированная направленность и развивающие технологии изменили систему отношений педагога и ученика, проявляющего неординарные способности. В общественном сознании формируется понимание того, что в наш век науки и постоянно развивающихся технологий невозможно существовать без сохранения и преумножения интеллектуального общественного потенциала.

В основе развитого детского интеллекта лежит, в первую очередь, творческое начало. Его формирование и развитие является одной из главных задач педагогического процесса. Конечно, в школьном образовательном процессе приоритетным направлением учебной деятельности является предоставление фундаментальных знаний о мире в целом и об отдельных его особенностях, но элемент творчества должен присутствовать тоже. Стоит отметить тот факт, что творческие и интеллектуальные способности каждого ребенка уникальны, поэтому необходим индивидуально-личностный подход к каждому из них.

В ходе учебного процесса в начальной школе наибольшее внимание со стороны учителя уделяется неуспевающим ученикам. Педагог более подробно изучает с ними пройденный материал, стараясь максимально понятно донести до ребенка новую тему, в то время, как одаренные дети остаются без должного внимания. Такая позиция в современных условиях требует трансформации. Помощь со стороны педагога в развитии творческого и интеллектуального потенциала необходима каждому ребенку — и отстающему, и одаренному.

Также следует помнить, что как бы ни был одарен ученик, его необходимо учить. Важно приучить его трудиться, самостоятельно принимать решения, сосредотачиваться на круге поставленных задач. Одаренный ребенок не терпит притеснений, давления, окриков, что может привести к конфликтным ситуациям. У такого ребенка труднее воспитать усидчивость, терпение и ненавязчивость. Необходима значительная загрузка ребенка, еще начальной школы его следует приобщать к творчеству, представлять все необходимые условия для этого.

Поэтому раннее выявление, воспитание и обучение одаренных детей представляет собой одну из важнейших проблем совершенствования современной системы образования.

Среди определений понятия «одаренные дети» наиболее точным с педагогической точки зрения, которой придерживаемся и мы, является определение А. И. Савенкова: одаренные дети — это дети, которые существенно опережают своих сверстников в умственном развитии или определенными выдающимися способностями в определенном виде деятельности. Их ещё нередко называют вундеркиндами (от нем. Vunder — чудо и Kind — ребенок) [1].

Одна из актуальных проблем периода изучения феномена одарённости — психодиагностика этого явления. В большей степени это объясняется тем, что одарённость — это сложное, комплексное, многогранное качество человека. Но тогда встаёт вопрос: а какие составляющие его определяют, и что следует выбрать в качестве критериев одарённости? И далее — возникает необходимость разработать надёжные и валидные методы для исследования этих критериев [2].

В диагностике способностей и одарённости используются 2 группы методов:

1) малоформализованные методы: беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, контент-анализ и др. Эти методы не являются экспериментальными и подразумевают наличие высокого уровня субъективизма и профессионализма (знаний, опыта) исследователя.

2) строгоформализованные методы: тесты, опросники, психофизиологические методы.

Все эти методы являются экспериментальными. К ним предъявляются жесткие требования: стандартизация, проверка методик на надежность и валидность (пригодность). Они позволяют получить относительно точные данные, выявить уровень развития, закономерности и динамику некоторых качеств человека, являющихся критерием одарённости и т. п.

Следует отметить, что, несмотря на некоторую ограниченность, свойственную тестовым методикам и другим строгоформализованным методам, это как раз тот инструмент, который позволяет изучать феномен одарённости на научной основе и придаёт выводам и результатам исследований строгий и объективный характер.

Определенных успехов в данном направлении достигли отечественные исследователи проблемы одаренности Богоявленская Д. Б., Щебланова Е. И., Шумакова Н. Б., Дорфман Л. Я. и др.

На современном этапе исследования проблемы одарённости большинство отечественных учёных сходятся во мнении, что в связи с признанием многоаспектности, многозначности понятия «одаренность», диагностика одаренного ребенка должна проводиться комплексно, включая в каждый конкретный случай различные методики как на выявление творческого и интеллектуального развития, так и на выявление личностных и мотивационных особенностей личности.

Задачи диагностики детской одаренности ориентируются на следующие положения:

  1. Одаренность не идентична высокому интеллекту, хотя высокий интеллект является одним из условий одаренности.
  2. Важнейшим компонентом одаренности является креативность (творчество), развитие которого обеспечивает выявление возможностей личности, её самовыражение, самореализация.
  3. Одаренность тесно связана с личностными особенностями человека: его интересами, мотивами, чувствами, волевыми проявлениями и др. сторонами личности.
  4. Для изучения одаренных детей наиболее эффективным является лонгитюдный метод исследования, который способствует изучению динамики развития основных компонентов умственной одаренности.

Мы провели диагностику детской одаренности учащихся 4 а класса МБОУ Лицей г. Арзамаса. В исследовании приняли участие 20 человек.

В качестве диагностического инструментария нами были выбраны методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики в рамках программы «Развитие детской одаренности», авторами составителями которых являются И. Ю. Троицкая, Э. А. Кочкина.

Диагностический инструментарий предлагается авторами-составителями для проведения диагностики с 1 по 4 класс. В каждом классе психолого-педагогическая диагностика представлена в 4 блоках: педагогическая диагностика, диагностический блок для работы с родителями, с ребенком, психологическая диагностика. В пособии предлагаются подробные рекомендации по интерпретации и обработке анкет и тестов, главные правила оформления итогов проведенной диагностики. Достоинством предложенных для диагностики методов в том, что ими могут воспользоваться как психологи, так и педагоги, и подбор этих методик опирается на концепцию одаренности А. И. Савенкова, которую мы определили для себя в качестве основополагающей.

Проанализируем содержание методик для 4 класса.

Диагностический инструментарий по психологической диагностике включает:

А: Интеллектуальный компонент — Методика «Исключение лишнего» (из книги Прощицкой Е. Н.), цель которой изучение логического мышления учащихся; Методика «Бурёнки» (Овчаровой Р. В.) на изучение внимания учащихся.

Б: Креативность — Методика «Составление изображений объектов» (Л. Ю. Субботина) на изучение творческих способностей учащихся.

В: Мотивационный компонент — Анкетирование (модификация методики Лускановой Н. Г.) на изучение учебной мотивации учащихся.

Г: Самооценка учащихся своих талантов и способностей — Анкета «Мои таланты» (Кочкина Э. А.).

Результаты диагностики представлены в диаграммах 1–5.

Рис. 1. Результаты диагностики уровня развития логического мышления у детей

Рис. 2. Результаты диагностики уровня развития внимания у детей экспериментального класса по методике «Буренки»

Рис. 3. Результаты диагностики уровня креативности детей экспериментального класса по методике «Составление изображений объектов» (Модификация методики Л. Ю. Субботиной)

Рис. 4. Результаты диагностики мотивационного компонента у детей экспериментального класса по методике определения мотивации учебной деятельности (модификация методики Лускановой Н. Г.)

Рис. 5. Результаты анкетирования детей экспериментального класса по методике самооценка учащихся своих талантов и способностей «Мои таланты»

Анализируя данные, представленные в диаграммах, можно увидеть, что в экспериментальном классе уровень развития основных признаков одаренности находится на достаточно высоком уровне. Особенно это касается уровня развития логического мышления и мотивационного компонента. Небольшие проблемы наблюдаются с уровнем развития внимания.

Если говорить о персональных результатах, из 20 детей у 5 человек наблюдается высокий уровень развития всех критериев, а, следовательно, они потенциально могут быть отнесены к категории одаренных.

В заключение необходимо отметить, что работа педагога с одаренным ребенком — это никогда не прекращающийся и сложный процесс. Он требует от учителя постоянного личностного роста, хороших, регулярно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного контакта и сотрудничества с администрацией, психологами, другими учителями, и обязательно с родителями одаренных детей. Он предполагает постоянный рост мастерства, педагогическую гибкость, умение отказаться от того, что еще вчера казалось творческой находкой, опорой и сильной стороной. Ключевой же составляющей этого процесса должна стать своевременная диагностика и выявление детской одаренности.

  1. Савенков А. И. Концепция детской одаренности Развитие детской одаренности в современной образовательной среде: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Арзамас 22–24 мая 2008 г. / АГПИ им. А. П. Гайдара. — Арзамас, 2008.
  2. Терасье Ж. К. Сверходаренные дети, М., 1999.

Диагностика одаренных детей Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Гусева Екатерина Ивановна, Мигович Олег Иванович, Тихомирова Лариса Федоровна, Хитрова Галина Владиславовна

Статья посвящена актуальной проблеме: развитию одаренных детей. Авторы подчеркивают, что в настоящее время становится важным раннее выявление, обучение и развитие одаренных детей. В школьной практике постепенно формируется новый тип педагогической деятельности, направленный на личностное развитие учащихся, принципиальные изменения на основе личностно-ориентированного обучения, необходимого именно одаренным детям. В Национальной образовательной инициативе «Наша Новая Школа» отмечается необходимость создания системы поддержки талантливых школьников. Авторы отмечают, что одаренные дети нуждаются в индивидуальных программах обучения. Особое внимание авторы уделяют психологическим особенностям одаренных детей. Основная цель работы с одаренными детьми формирование зрелой потребности и способности для реализации их повышенных возможностей в творческой деятельности. Основной задачей работы коллектива школы № 80 г. Ярославля было выявление предрасположенности детей 5 и 6 классов к определенным типам одаренности . Родители этих детей также участвовали в диагностике. Авторами использованы валидные диагностические методики. В результате установлено, что предрасположенность к творческим видам одаренности и творчеству в целом у учащихся 5 и 6 классов выше, чем к интеллектуальным видам, именно творческая одаренность дает толчок развитию других видов одаренности .

Читайте так же:  Виды формирования физической культуры личности

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Гусева Екатерина Ивановна, Мигович Олег Иванович, Тихомирова Лариса Федоровна, Хитрова Галина Владиславовна,

Diagnostics of Gifted Children

The article is devoted to the urgent problem: the problem of development of gifted children. Authors emphasize that nowadays it is important to identify at the early stage, train and develop gifted children. In school practice a new type of pedagogical activities is being developed aimed at pupils’ personal development, basic changes on the basis of the personal oriented training necessary for the gifted children. In the National educational initiative «Our New School» it is noted need in creation of the system of support of gifted school students. The authors note that gifted children need individual training programmes. The authors pay special attention to psychological features of gifted children. A main objective of work with gifted children is formation of mature requirement and a capability to implement their raised opportunities in creative activities. The main objective of work of Yaroslavl School No. 80 staff was to reveal predisposition of 5-6 form children to certain types of giftedness . Parents of these children also participated in diagnostics. The authors used valid diagnostic techniques. It was determined that predisposition to creative types of giftedness and creativity in general of 5-6 form pupils is higher, than predisposition to intellectual types, it is creative giftedness that gives an impulse to development of other types of giftedness .

Текст научной работы на тему «Диагностика одаренных детей»

Е. И. Гусева, О. И. Мигович, Л. Ф. Тихомирова, Г. В. Хитрова

Диагностика одаренных детей

Статья посвящена актуальной проблеме: развитию одаренных детей. Авторы подчеркивают, что в настоящее время становится важным раннее выявление, обучение и развитие одаренных детей. В школьной практике постепенно формируется новый тип педагогической деятельности, направленный на личностное развитие учащихся, принципиальные изменения на основе личностно-ориентированного обучения, необходимого именно одаренным детям. В Национальной образовательной инициативе «Наша Новая Школа» отмечается необходимость создания системы поддержки талантливых школьников. Авторы отмечают, что одаренные дети нуждаются в индивидуальных программах обучения. Особое внимание авторы уделяют психологическим особенностям одаренных детей. Основная цель работы с одаренными детьми — формирование зрелой потребности и способности для реализации их повышенных возможностей в творческой деятельности. Основной задачей работы коллектива школы № 80 г Ярославля было выявление предрасположенности детей 5 и 6 классов к определенным типам одаренности. Родители этих детей также участвовали в диагностике. Авторами использованы валидные диагностические методики. В результате установлено, что предрасположенность к творческим видам одаренности и творчеству в целом у учащихся 5 и 6 классов выше, чем к интеллектуальным видам, именно творческая одаренность дает толчок развитию других видов одаренности.

Ключевые слова: одаренность, виды одаренности, творческая одаренность, интеллектуальная одаренность, системно-деятельностный подход, «Карта одаренности» Хаана и Каффа, тест креативности Торренса, тест интеллектуального потенциала П. Ржичана, готовность педагогов к работе с одаренными детьми, родители одаренных детей.

E. I. Guseva, O. I. Migovich, L. F. Tikhomirova, G. V. Khitrova

Diagnostics of Gifted Children

The article is devoted to the urgent problem: the problem of development of gifted children. Authors emphasize that nowadays it is important to identify at the early stage, train and develop gifted children. In school practice a new type of pedagogical activities is being developed aimed at pupils’ personal development, basic changes on the basis of the personal oriented training necessary for the gifted children. In the National educational initiative «Our New School» it is noted need in creation of the system of support of gifted school students. The authors note that gifted children need individual training programmes. The authors pay special attention to psychological features of gifted children. A main objective of work with gifted children is formation of mature requirement and a capability to implement their raised opportunities in creative activities. The main objective of work of Yaroslavl School No. 80 staff was to reveal predisposition of 5-6 form children to certain types of giftedness. Parents of these children also participated in diagnostics. The authors used valid diagnostic techniques. It was determined that predisposition to creative types of giftedness and creativity in general of 5-6 form pupils is higher, than predisposition to intellectual types, it is creative giftedness that gives an impulse to development of other types of giftedness.

Keywords: giftedness, giftedness types, creative giftedness, intellectual giftedness, a system and activity approach, «Scheme of giftedness» of Khaan and Kaff; Torrance test of creative thinking, P. Rzhichan test of intellectual potential, readiness of teachers to work with gifted children, parents of gifted children.

Современное образование характеризуется возросшим интересом к проблеме одаренности детей и подростков. Становится важным раннее выявление, обучение и развитие одаренных детей. В школьной практике постепенно формируется новый тип педагогической деятельности, направленный на личностное развитие учащихся, принципиальные изменения на основе личностно-ориентированного обучения, так необходимого именно одаренным детям.

С 2003 г. в рамках президентской программы «Дети России» осуществляется программа «Одаренные дети». В Национальной образовательной

инициативе «Наша новая школа» отмечается необходимость создания системы поддержки талантливых школьников. С 2009 г. введен в действие Закон Ярославской области от 8.10.2009 № 50-з «О гарантиях прав ребенка в Ярославской области», содержащий раздел «Поддержка одаренных детей».

Выявление одаренных детей, организация системной работы с ними — одна из главных задач современной школы. С сентября 2011 г. во всех образовательных учреждениях страны введен ФГОС. В основе ФГОС лежит системно-

© Гусева Е. И., Мигович О. И., Тихомирова Л. Ф., Хитрова Г. В., 2016

деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает

— воспитание и развитие у учащихся качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;

— учет индивидуальных особенностей учащихся;

— разноаспектное развитие, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. В профессиональном стандарте педагога отмечается необходимость владения каждым педагогом психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися, такими, например, как одаренные дети.

Успешный учитель для одаренных — прежде всего, прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать качествами, которые значимы в общении с любым одаренным школьником.

В последние годы ведутся успешные поиски в области педагогических инноваций, разработки различных психолого-педагогических технологий, направленных на развитие личности ребенка, при этом особое место занимает личностно-ориентированный подход в образовании детей. Наиболее успешно работа с одаренными детьми строится в образовательных учреждениях повышенного уровня обучения (лицеи, колледжи, гимназии, школы с углубленным изучением иностранных языков и пр.), которые способствуют продуктивному личностному и познавательному развитию.

Одаренные дети нашей школы являются своеобразной «визитной карточкой»: то, в каких олимпиадах, конференциях, конкурсах они участвуют, каких успехов в обучении и социальной адаптации достигают, напрямую демонстрирует качество работы по выявлению и сопровождению одаренных детей. Можно проработать много лет и не столкнуться с одаренным ребенком, так как его необходимо отыскать среди множества учеников. Такие дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг. Мозг одаренных детей

находится в постоянной работе, у них хорошо развита речь, они также обладают огромным словарным запасом, с удовольствием занимаются решением сложных задач, не терпят вмешательства и навязывания им готового ответа. Многие одаренные дети имеют математический склад мышления, они могут длительное время концентрировать внимание на одной проблеме или задаче, умеют учиться, обладают учебными навыками и учебными умениями. У одаренных детей повышена склонность к умственной деятельности, они много читают, им присуща высокая организованность и, как следствие организованности, самоуверенность. Они очень чувствительны и склонны к игровой деятельности, к фантазиям, они также хорошо понимают юмор, но им недостает эмоциональности, очень часто им присуще чувство страха, недовольства собой.

Часто дети с признаками одаренности вольно или невольно создают своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы не могут применяться. Эти дети порой страдают от некоторого социального неприятия со стороны сверстников, а это развивает в них негативное восприятие самих себя. Дать возможность каждому «гадкому утенку» превратиться в прекрасного лебедя, не допустить того, чтобы обитатели «птичьего двора» «заклевали» его, — вот задача педагога [1].

Педагоги. Не подлежит сомнению, что ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы одаренного ребенка, является педагог.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

В настоящее время при организации работы с одаренными детьми востребован тот педагог, который в своей деятельности будет применять инновационные технологии и творчески мыслить. Только такой педагог способен развить потенци-

альные возможности ребенка, понять его и принять.

Поэтому основное требование к подготовке педагогов для работы с одаренными детьми — изменение педагогического сознания. Важным является изменение стереотипов восприятия ученика, образовательного процесса и особенно самого себя. Опыт работы показывает, что один из наиболее распространенных стереотипов традиционного учительского сознания заключается в том, что ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, но не как субъект совместного образовательного процесса, то есть учитель изначально не принимает ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями. Основная цель работы с одаренными детьми — формирование зрелой потребности и способности для реализации их повышенных возможностей в творческой деятельности [3].

Читайте так же:  Почему ребенок 3 месяца плачет во сне

Родители одаренных детей так же отличаются от обычных, как и их необыкновенные дети. Не будет преувеличением сказать, что многие родители одаренных детей нередко сами талантливы именно в качестве родителей. Несмотря на значительные различия, отметим особенности, характерные для подавляющего большинства родителей одаренных детей:

1. Как правило, эти родители достаточно образованны — почти всегда имеют высшее образование. И это не случайно. Одаренность не дается никому непосредственно от природы, ее надо развивать — любую, даже особую. А малообразованные родители обычно не могут, а скорее, не хотят развивать способности своих детей. По нашим подсчетам, среди родителей одаренных детей в науке работает в пять раз больше человек, чем среди родителей обыкновенных детей. У 80 % родителей одаренных детей дома есть превосходные личные библиотеки, и они сами много читают.

2. Родители одаренных детей постоянно заботятся об их развитии, воспитывают интерес к знаниям и к школе: тщательно анализируют качество преподавания того или иного учителя, смотрят, что задается на дом, не слишком ли легкие задания, достаточно ли они развивают. Строго говоря, такое повышенное, иногда даже фанатичное, внимание к развитию ребенка -обычная вещь для родителей одаренных детей.

3. Эти родители очень пристально интересуются учением ребенка, мимо них не проходит ни один эпизод обучения его в школе.

Схема 1. Факторы, влияющие на развитие одаренности

4. Очень часто родители прямо восхищаются ребенком, могут часами рассказывать о его необыкновенных возможностях, чудесных успехах. Нельзя сказать, что при этом у них нет критического отношения к ребенку: интеллигентные родители часто считают своим долгом замечать и говорить о его недостатках, чаще всего их беспокоят трудности общения ребенка, его явный или скрытый эгоизм. Более того, у части родителей есть страх будущего — не исчезнет ли одаренность, сумеет ли ребенок найти свое место в жизни.

5. Почти у всех родителей одаренных детей, как правило, существует очень тесная связь с ребенком, которая сохраняется надолго, иногда на всю жизнь. Отношения иногда бывают весьма противоречивы, но тесная зависимость от матери наблюдается почти всегда.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности, по сравнению с другими людьми [4].

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Даже ограничиваясь психологической стороной вопроса, мы должны сказать, что для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, то есть наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями. Например, какую бы феноменальную музыкаль-

ную одаренность ни имел человек, но, если он не учился музыке и систематически не занимался музыкальной деятельностью, он не сможет выполнять функции оперного дирижера или эстрадного пианиста.

Основной задачей нашей работы было выявление предрасположенности детей 5 и 6 классов школы № 80 к определенным типам одаренности. Их родители также участвовали в диагностике.

Изначально следует упомянуть о нескольких факторах одаренности (см. также схему 1), которые несут на себе роль «двигателя» одаренного ребенка:

1. Семья одаренного ребенка (наследственный фактор) во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Даже внешне неблагоприятные условия развития не столь важны для развития способностей, как, например, повышенное внимание родителей. Какими бы ни были роль и вес при-родно обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается весьма значительным.

2. Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми (социальный фактор). Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка и характера ее становления имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Эти взаимоотношения, являясь следствием необычности самого ребенка, в значительной мере определяют историю его жизни и тем самым формируют его личность.

3. Когда ребенок ощущает, что окружающие верят в его способности, признают его ценность как развивающейся личности, это стимулирует его позитивное самовосприятие, саморазвитие. Учащийся начинает реально оценивать свои возможности, видит конечную цель своей деятельности. В противном случае ребенок не осознает возможностей для внутреннего роста, что приведет к утрате многих резервов развития.

Одаренность человека, в нашем случае детей в возрасте от 10 до 12 лет, можно рассматривать в рамках нескольких типов, которые указали в своей методике Хаан и Кафф, выделив интеллектуальную, академическую, творческую, художественную, музыкальную, литературную, артистическую, техническую, лидерскую, спортивную одаренность.

Важным моментом является необходимость выполнения ребенком определенной деятельно-

сти, от которой будут зависеть способы достижения конкретной цели и мотивация к исполнению поставленной задачи.

В становлении личности одаренного ребенка существенную роль играет самооценка, которая находит свое выражение как в деятельностной стороне жизни человека, так и в процессе формирования личности. Роберт Бернс в своих работах отмечает, что уровень самооценки коррелирует с характером творческой деятельности ребенка. Исходя из «Я-концепции», процесс обучения для ребенка становится процессом постоянного сравнения себя с другими, оценивания себя. Важной задачей на данном этапе является развитие дифференцированных, глубоких и точных знаний о себе, умения использовать разнообразные характеристики при оценке себя, адекватно отзываться на оценку личностных качеств.

Основной задачей нашего исследования было выявление предрасположенности детей к определенному типу одаренности. Участниками исследования были дети в возрасте 10-12-ти лет (учащиеся 5-х и 6-х классов) и их родители. Родителям предлагалось заполнить карту одаренности для выявления профиля одаренности их детей из 10-ти различных типов. Самим ученикам предлагалось выполнить два теста по двум основным видам одаренности, выделенным в работах известных советских и российских психологов (Д. В. Ушаковым, М. А. Холодной и др.): творческой и интеллектуальной.

В исследовании участвовал 271 человек: 166 учеников 5-6 классов и 105 их родителей.

Основная гипотеза. Предрасположенность к творческим видам одаренности и творчеству в целом у обоих классов будет выше, чем предрасположенность к интеллектуальным видам и интеллектуальному потенциалу.

Дополнительная гипотеза № 1. Опрошенные родители будут в наибольшей степени выделять творческий тип одаренности их детей.

Дополнительная гипотеза № 2. Показатели интеллектуальной и творческой одаренности будут в примерно равной степени соответствовать у обоих классов.

Список использованных методик: «Карта одаренности» Хаана и Каффа; тест креативности Торренса; тест интеллектуального потенциала П. Ржичана.

Результаты тестирования по методике «Карта одаренности» Хаана и Каффа: было обработано 105 анкет родителей детей 5-х и 6-х классов. Полученные результаты представлены в таблице № 1.

Результаты опроса родителей об одаренности их детей

Виды одаренности 5А 5Б 5В 5Г 6А 6Б 6В 6Г

Интеллектуальная 7 % 11 % 9 % 8 % 11 % 7 % 12 % 9 %

Творческая 9 % 9 % 11 % 12 % 8 % 10 % 9 % 12 %

Академическая 5 % 10 % 8 % 6 % 9 % 8 % 9 % 10 %

Художественная 6 % 6 % 6 % 10 % 8 % 7 % 10 % 10 %

Музыкальная 7 % 14 % 9 % 11 % 7 % 6 % 8 % 8 %

Литературная 10 % 6 % 10 % 10 % 8 % 9 % 9 % 7 %

Артистическая 17 % 11 % 10 % 9 % 12 % 12 % 14 % 9 %

Техническая 10 % 4 % 11 % 12 % 10 % 8 % 10 % 13 %

Лидерская 12 % 16 % 14 % 8 % 12 % 14 % 9 % 9 %

Спортивная 17 % 13 % 12 % 14 % 15 % 19 % 10 % 13 %

Итого 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 %

По тестам интеллектуального потенциала и Гистограмма 3 предрасположенности к творческим видам одаренности было обработано 166 анкет. Полученные результаты креативности учащихся 5-х классов представлены на Гистограмме 1.

Уровень креативности пятых классов

I Ниже нормы I Норма I Выше нормы

Уровень креативности шестых классов

I Ниже нормы I Норма I Выше нормы

Уровень интеллектуального потенциала учащихся 6-х классов представлен на гистограмме 4.

Уровень интеллектуального потенциала учащихся 5-х классов представлен на гистограмме 2.

Уровень интеллектуального потенциала пятых классов

5 «Г» 5 «В» 5 «Б» 5 «А»

5 «А» 5 «Б» 5 «В» 5 «Г»

■ Очень низкий 2% 0% 2% 0%

Сниженный 6% 9% 5% 2%

Норма 76% 72% 80% 78%

■ Высокий 16% 19% 9% 18%

Очень высокий 0% 0% 4% 2%

Уровень креативности учащихся 6-х классов представлен на гистограмме 3.

Уровень интеллектуального потенциала шестых классов

5 «Г» 5 «В» 5 «Б» 5 «А»

5 «А» 5 «Б» 5 «В» 5 «Г»

■ Очень низкий 3% 2% 0% 2%

Сниженный 2% 0% 2% 2%

Норма 67% 70% 85% 71%

■ Высокий 24% 22% 11% 18%

Очень высокий 4% 6% 2% 7%

По результатам были составлены следующие графики сравнения творческой и интеллектуальной одаренности в разных классах (гистораммы 5 и 6):

В процентном соотношении можно отметить увеличение объема интеллектуальной одаренности в 6-х классах. Но ив 5-х и в 6-х классах творческий потенциал учащихся высокий.

Для проверки основной гипотезы был взят ^критерий Стьюдента.

Полученное эмпирическое значение t (2,6) находится в зоне значимости.

Соответственно, здесь мы можем сказать о значимых различиях между творческими и интеллектуальными способностями учеников. В данном случае креативность играет большую роль в становлении ребенка как творчески одаренной личности, чем интеллектуальный потенциал. Рассматривая возрастные категории (их различия в результатах), на которых проводилось исследование, при сравнении графиков 5-х и 6-х классов можно выделить тенденцию к развитию интеллектуальной активности с возможным замещением творческой. Основная гипотеза подтвердилась.

Вторая гипотеза отчасти верна, так как родители в основном не выделяли ни интеллектуальный, ни творческий вид одаренности, хотя второй показатель и набрал большее количество баллов, чем первый.

Третья гипотеза не подтвердилась, поскольку интеллектуальная одаренность в трех 6-х классах набрала большее количества баллов, чем в 5-х.

1. Предрасположенность к творческим видам одаренности и творчеству в целом у обоих классов выше, чем предрасположенность к интеллектуальным видам.

2. Преобладающие профили одаренности 5-х классов, по результатам опроса родителей, -спортивная, лидерская, творческая. Преобладающие профили одаренности 6-х классов, по результатам опроса родителей, — спортивная, артистическая, лидерская.

3. Предрасположенность к творческой одаренности наиболее заметна у учащихся 5-х классов.

4. Показатели интеллектуальной одаренности учеников 6-х классов выше, чем у учеников 5-х классов.

1. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность школьников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. С. Лейтес. — М., 2001. — 320 с.

2. Опыт работы с одаренными детьми в современной России [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года / науч. ред. Л. П. Дуганова. — М., 2003. -384 с.

3. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http ://минобрнауки.рфМоситеШз/3071/file/1734/12.02. 15-Профстандарт_педагога_(проект).pdf

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970