Меню

Обследование речи детей 4 лет

Логопедическое обследование устной речи дошкольника

Представленные ниже материалы (для обследования ребенка 4-5 лет) не обязательно использовать в полном объеме. Обследование каждого ребенка индивидуально. Специалист в ходе ознакомительной беседы выявляет уровень речевого и общего развития ребенка, и в зависимости от этого выбирает материал необходимый для конкретного ребенка. Логопед следит за тем, чтобы ребенок не переутомился, чередует виды деятельности.

В ходе диагностики определяется уровень сформированности у ребенка фонетической системы (звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическая организация речи), фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, речевой моторики, связной речи. Полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать коррекционную работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

Логопедическое обследование детей 4-5 лет (пояснительная записка).

1. Обследование звукопроизношения (С 2-14).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова (С 15).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

3. Обследование состояния фонематического восприятия (С 16-19).

Предложите ребенку поиграть в «попугая». Вы говорите, а попугай повторяет.

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

па – ба, на – га, ба – на, га – да, та – да, ка – га, та – на, ва – та, мя – ма, ба – ма.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?

Картинки: мишка – мышка, уточка – удочка, корка – горка, бочка – почка, трава – дрова.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?

Картинки: рак – лак, суп – зуб, чашки — шашки, вечер — ветер, глаза — гроза, коза — коса, чеснок — щенок, миска — мишка, малина – Марина, цветик – Светик.

4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза (С 20).

Выделение заданного звука из слов.
Выделение [м] («мычание телёнка») или [р] («моторчик») из слов: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи (С 21 – 22).

Проверяем объем и точность понимания значения слов.

Понимание различных грамматических форм (по картинкам):

  • дифференциация единственного и множественного числа существительных
    Картинки: чашка – чашки, гриб – грибы, мяч – мячи.
  • дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница?

Понимание словосочетаний и простых предложений.

Покажи — палочкой карандаш, карандашом палочку.

Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.

6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (С 23-37).

Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет – игрушки, посуда, животные; с 5 лет – те же и обувь, овощи, фрукты, семья.
Назвать геометрические фигуры.

Глаголы. Что делает? (по картинкам)

(Птица – летает, рыба – плавает, змея – ползает, лягушка – прыгает, самолет – летает, лодка – плывет, машина – едет, собака – лает, кусает, ест, играет…)

Прилагательные.
«Назови цвета».
Подбор определений к слову: еж — какой?, солнце – какое?, конфета – какая? носки – какие? и т.д.

Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. Игра «Один – много» (по картинкам).

Картинки: стол – столы, шар – шары, мяч – мячи, рука – руки, кукла – куклы, дерево – деревья, лев – львы, стул – стулья.

Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога.
У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.

Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.

7. Обследование связной речи (С 38-40).

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.

Методическая разработка: Экспресс-диагностика детей 4 — 5-летнего возраста с проблемами речевого развития

Методическая разработка «Экспресс-диагностика детей 4 – 5 летнего возраста с проблемами речевого развития» позволяет учителю-логопеду выявить детей, имеющих проблемы в речевом развитии, затрачивая при этом минимум времени. Существенным преимуществом подгрупповой формы обследования выступает и то, что она дает логопеду возможность выявить зону ближайшего развития каждого ребенка, а значит, более правильно укомплектовать подгруппы детей для дальнейших занятий.

Речь как важнейшее средство человеческого общения тесно связана с формированием психических функций человека. Многочисленные наблюдения исследователей разных направлений (медицинского, психологического, педагогического), изучавших процесс становления психики в онтогенезе, убедительно доказали, что различные виды речевых нарушений в той или иной мере отражаются на динамике психического развития ребенка. Установлено, что расстройства речи отрицательно сказываются на состоянии либо всей психики, либо ее отдельных звеньев.

Известно, что в ряде случаев за схожими проявлениями дефекта скрывается разная природа отклонений в развитии речи. Это касается в первую очередь наиболее распространенного недостатка – нарушения звукопроизношения (что прежде всего волнует родителей и воспитателей такого ребенка). Аномалии произношения могут выступать в качестве относительно самостоятельного нарушения или быть симптомом более тяжелых отклонений, затрагивающих лексику и грамматический строй языка, таких как общее недоразвитие речи (ОНР). Это, как правило, неблагоприятно влияет на развитие ребенка в целом.

Даже слабовыраженные дефекты в фонематическом развитии создают серьезные препятствия для успешного усвоения программы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Логопеду недостаточно знать признаки того или иного дефекта. Особую важность приобретает умение определить, на какие стороны психики повлияют нарушения, особенно в тот период, когда у детей складываются и развиваются все компоненты языка — лексика, грамматический строй, представления о звуковом составе слова. Чем раньше начинается коррекция речевых нарушений у ребенка, тем выше ее результативность в плане ликвидации собственно речевых недостатков. Поэтому особое внимание логопедам массовых ДОУ приходится уделять детям 4–5 лет.

Согласно положению о логопедических группах при массовых детских садах логопед впервые знакомится с детьми, имеющими ту или иную речевую патологию, при обследовании средней группы и таким образом определяет, кто из них нуждается в логопедической помощи.

Выявление детей, имеющих проблемы в речевом развитии, проводится в два этапа. Первый – массовое обследование в обычной обстановке, второй – более углубленное обследование в логопедическом кабинете при поступлении детей в логопедическую группу.

К сожалению, первичное массовое обследование в большинстве случаев осуществляется скоростными методами: из расчета 10–15 минут на одного ребенка. Практически на знакомство с ребенком, вступление с ним в контакт и установление у него того или иного речевого дефекта в распоряжении логопеда имеются одна-две минуты.

Отсюда в логопедической практике при направлении на ПМПК нередко случаются диагностические ошибки, так как логопедическое обследование сводится лишь к констатации того или иного дефекта и не может фиксировать состояние всей речевой деятельности и уровень сформированности всех языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй).

Многие логопеды и на втором этапе пользуются только индивидуальной формой обследования устной речи детей в логопедическом кабинете. Но практика показывает, что это неэффективно.

Во-первых, не всегда удается быстро установить контакт с ребенком и, следовательно, получить полную и точную картину имеющихся у него речевых нарушений.

Кроме того, проводя индивидуальное обследование в форме диалога (вопрос – ответ), логопед получает односложные ответы, что также не позволяет выявить степень речевых нарушений.

Во-вторых, такая форма обследования требует значительного времени. Подробно фиксируя ответы ребенка, логопед теряет нить непосредственного контакта с ним. Ребенок отвлекается, его внимание рассеивается, он быстро устает, и логопеду приходится тратить дополнительное время на его мобилизацию для дальнейшей работы или прерывать обследование.

Именно большое количество детей и многообразие имеющихся у них речевых нарушений (в фонетико-фонематическом развитии, лексике, грамматическом строе) не позволяют учителю-логопеду в отведенное для обследования время глубоко и тщательно изучить всех детей, поступивших в логопедическую группу. Поэтому он или не укладывается в назначенные сроки, или проводит его формально, что неизбежно отражается на качестве логопедической работы, поскольку именно обследование устной речи детей является определяющим этапом для дальнейшей учебно-коррекционной деятельности.

Можно избежать подобных проблем и существенно улучшить результат, если применить нижеследующие методы.

1. Подбор речевого и картинного материала таким образом, чтобы при выполнении одного задания можно было диагностировать детей сразу по нескольким речевым параметрам.

2. Изменение формы вторичной диагностики детей: вместо индивидуального длительного обследования в кабинете – обследование в форме подгруппового занятия. Оно позволит создать естественные речевые ситуации, чтобы дети почувствовали себя раскованно, свободно. Тогда ответы ребенка будут максимально отражать состояние его спонтанной речи, чего невозможно добиться, если он находится один на один с логопедом. Предлагаемые при обследовании задания дают возможность неоднократно возвращаться к тем или иным лексико-грамматическим формам, элементам звукового анализа, синтеза, глубже и точнее выявлять и изучать имеющиеся у детей речевые нарушения. Кроме того, фронтальное обследование позволяет объективно охарактеризовать личностные качества ребенка: работоспособность, память, внимание, умение переключаться с одного вида деятельности на другой и работать самостоятельно, степень логического и образного мышления.

Существенным преимуществом подгрупповой формы обследования выступает и то, что она дает логопеду возможность выявить зону ближайшего развития каждого ребенка, а значит, более правильно укомплектовать подгруппы детей для дальнейших занятий.

3. Установление в процессе обследования уровня сформированности языковых средств ребенка (что позволит выяснить, охватывает ли дефект основные компоненты его речевой системы – звуковой и лексико-грамматический строй языка) и степени тяжести выявленных нарушений.

Методика экспресс-оценки состояния речевого развития поступивших в логопедическую группу детей отрабатывалась в период с 1999 г. по настоящее время в МДОУ «Детский сад№ 85» г. Саранска. Ее использование позволяет эффективно и качественно провести диагностику речевых нарушений, уложиться в соответствующие сроки (с 1 по 15 сентября), распределить детей по подгруппам и подобрать необходимую методику коррекционного воздействия.

Экспресс-диагностика включает в себя два этапа.

Первый этап.

Логопед знакомится с условиями воспитания ребенка, его физическими и психическими данными начиная с перенатального периода, чтобы составить представление о причинах появления того или иного речевого дефекта. Такой большой объем сведений можно получить с помощью анкетирования родителей. Анкеты раздаются на первом родительском собрании в сентябре. В них содержатся вопросы о том, как протекала беременность, как проходили роды, от какой по счету беременности ребенок, какими болезнями болел в раннем детстве, были ли травмы, прерывалось ли речевое развитие, наблюдался ли он у специалистов, нет ли двуязычия в семье, есть ли (были ли) у близких родственников речевые трудности, что беспокоит родителей в речи ребенка в настоящее время.

Второй этап.

На обследование речи детей, проводимое в форме подгруппового занятия, приглашаются 3–4 человека из группы. Большое значение для проведения обследования имеют непринужденная обстановка, интересная и необычная подача материала, побуждающая детей к активной речевой деятельности и выполнению заданий с охотой. Столы в кабинете располагаются таким образом, чтобы дети видели друг друга, чувствовали себя более раскованно, могли свободно общаться с логопедом и между собой. Само обследование проводится в форме занятия, включающего в себя много игр и игровых приемов, в которых задействованы все дети. В качестве наглядного материала используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки, настольные игры, игрушки. Словарный материал должен быть разнообразным, это позволит детям избежать повторения одних и тех же слов, выражений и фраз и наиболее полно выявит индивидуальные особенности речевого развития, их усидчивость, работоспособность, память, внимание, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

Читайте так же:  Оздоровление детей из малоимущих семей

Смена заданий, разнообразие предлагаемых вопросов и видов работ не утомляют детей, поддерживают у них интерес, активность, желание говорить на протяжении всего занятия. Данные, полученные в результате экспресс-диагностики, заносятся в речевые и диагностические карты каждого ребенка.

Использование экспресс-оценки позволяет с первых дней поступления детей в группу диагностировать у них наличие той или иной речевой патологии и своевременно определить принципиальные направления коррекционного воздействия.

Тема: «Экспресс – обследование детей средней группы
(4 – 5–летнего возраста) с проблемами речевого развития».

  • Выявление детей с нарушениями звукопроизношения и лексико–грамматического недоразвития.
  • Игрушка: попугай Петруша
  • Цветные фишки (основные цвета, кроме коричневого) – на каждого ребенка;
  • разрезные картинки (на каждого ребенка);
  • карточки с геометрическими фигурами (на каждого ребенка);
  • игра «Развивающий материал 4-й лишний» (на каждого ребенка);
  • Игра «Классификация».
  • Предметные картинки из пособия Т.Б.Филичевой – «большой – маленький». «детеныши животных» (на каждого ребенка).
  • Сюжетная картинка из пособия Ткаченко «слоговая структура слова»
  • Альбом Иншаковой для обследования звукопроизношения

I. ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

  • Знание своих имени и фамилии;
  • С кем пришел в детский сад;
  • Знание состава семьи.

2) Исследование зрительного восприятия:

  • Показ цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) (покажи – назови )
  • Восприятие формы (круг, квадрат, овал, треугольник).

3) Складывание предметной картинки из частей разрезной картинки

II. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

(основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

1) Игра «4-й лишний»;

III. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

  • Овощи – фрукты
  • Игрушки
  • Посуда
  • Одежда – обувь
  • Мебель

2) Предикативный словарь (глагольный словарь):

  • Что делает мальчик? (ест)
  • Что делает девочка? (спит)
  • Что делают дети? (играют)
  • Что делает птица? (летит)
  • Что делают рыбки? (плавают)
  • Что делают машины? (едут)

3) Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам):

4) Употребление предложно – падежных конструкций

(ответить на вопросы по картинкам)

  • Где стоит ваза? (на столе)
  • Где лежат фрукты? В корзине)
  • Где летает бабочка? (над цветком)
  • Где спряталась мышка? (под грибком)

VI. СОСТОЯНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

1) Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (назвать по картинкам)

  • Кувшин – кувшинчик
  • Стакан — стаканчик
  • Звезда — звёздочка
  • Цветок – цветочек
  • Стул – стульчик
  • Шапка – шапочка

2) Образование множественного числа существительных

  • Замок – замки
  • Шляпы – шляпы
  • Катушка – катушки
  • Паук – пауки
  • Конфеты – конфеты
  • Лошадь – лошади
  • Гусеница – гусеницы
  • Птенец – птенцы

3) Образование названий детенышей животных

  • У кошки – котенок
  • У лисы — лисенок
  • У медведя –
  • У козы –
  • У волка –
  • У собаки –
  • У ежа –

4) Предложно – падежные конструкции.

Вопрос: Где лежит? Где стоит?

V. БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ – ПОРОВНУ.

(счёт и счётные операции)

  • Пересчитать предметы в каждом круге и назвать итоговое число;
  • Показать круг с одинаковым количеством предметов.

VI. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО–СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

1) Изолированные слова:

2) Назвать самостоятельно или повторить за взрослым:

  • мотоциклист
  • велосипедист
  • перекресток
  • грузовик
  • светофор
  • автобусная остановка

VII. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Логопед: — К нам в гости пришел попугай Петруша.

1) Внимательно послушайте, что произносит говорящий попугай Петрушка, и повторите за ним:

  • ауио
  • оуиа
  • па –ба
  • та – да – та
  • га –ка – га
  • ма – мя
  • ны – ни – ны
  • ви – вы – ви
  • пух – мех – мох
  • кот – кит – ток
  • дом – дам – дым
  • бак – бык – бок

Подбираются слова на звуки: С, З, Ц, СЬ, ЗЬ, ТЬ, ДЬ, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й

Л.: — Молодцы, дети. Вы хорошо отвечали. Попугай Петруша очень доволен вашими ответами.

  • Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. С.-Петербург, 1993.
  • Филичева Т.Б. ,Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение,1987.
  • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения:
  • СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2000. – (РГПУ им. А.И. Герцена).
  • Иншакова О.Б.Альбом для логопеда. М.: ВЛАДОС, 1998.

1) Надорова Ирина Александровна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
МДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида»,
г.Саранск
2) Кевбрина Лидия Ивановна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
МДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида»,
г.Саранск

Протокол обследования речи ребенка (возраст от 4 до 5 лет)

Транскрипт

1 Ф.И. ребенка Дата рождения Дата обследования Протокол обследования речи ребенка (возраст от 4 до 5 лет) Предварительное собеседование (примерные вопросы) 1. Как тебя зовут? 2. Сколько тебе лет? 3. Когда ты завтракаешь? (Утром.) 4. Когда ты обедаешь? (Днём.) 5. Когда ты ужинаешь? (Вечером.) 6. Для чего нужен светофор? 7. Что нужно делать, если горит красный свет? 8. Что нужно делать, если горит зелёный свет? 9. Какое сейчас время года? 10. Когда дети катаются на лыжах, санках и коньках? 11. Когда птицы вьют гнёзда и выводят птенцов? 12. Кто поздравляет детей с Новым годом и дарит им подарки? Количество баллов (12). Блок I Задание 1. Назови то, что ты видишь на рисунках. А. (лист 4-1). полотенце бусы пила ключ молоток сковорода кастрюля Б. (лист 4-2). самолет вертолет велосипед трамвай троллейбус В. (лист 4-3). жираф крокодил зебра бегемот тигр Г. (лист 4-4). кофта рубашка шляпа халат перчатки юбка куртка Д. (лист 4-5). лимон репа перец апельсин кабачок тыква свекла Е. (лист 4-6). воробей пчела дятел жук кузнечик ворона голубь Количество баллов (38). Задание 2. (лист 4-7). Найди лишнюю картинку в каждой группе рисунков и объясни свой выбор. снегирь попугай, бабочка, голубь, ворона 1

2 яблоко, груша, банан, лимон, репа Количество баллов (2). Задание 3. (лист 4-8). Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов. кисточка топор пила сачок удочка кастрюля половник веник ОЦЕНКА: адекватный ответ 1 балл, неадекватный ответ 0 баллов Количество баллов (8). Задание 4. (лист 4-9). Рассмотри рисунки и скажи, чем различаются эти предметы. трамвай автобус варежки перчатки сковорода кастрюля табурет стул ОЦЕНКА: адекватный ответ (выделение существенных признаков) 1 балл, неадекватный ответ 0 баллов. Количество баллов (4). Задание 5. (лист 4-10). Рассмотри пары рисунков и скажи, почему их поместили рядом. перо ворона молоток гвоздь дерево лопата петух курица ОЦЕНКА: адекватный ответ 1 балл, неадекватный ответ 0 баллов. Количество баллов (4). Задание 6. (лист 4-11). Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает. девочка стирает мальчик забивает гвоздь девочка купает куклу мальчик рубит дрова мальчик вытирает лицо полотенцем девочки подметают пол Задание 7. (лист 4-12). Рассмотри рисунки и покажи: мужскую куртку, железную лопату, женский зонт. куртка мужская, куртка женская, куртка детская лопата железная, лопата деревянная зонт женский, зонт мужской Задание 8. Ответь на вопросы. Какие цветы называют комнатными? Какую куртку называют детской? Какой мяч называют футбольным? Какую лампу называют настольной? Какую обувь называют уличной? ОЦЕНКА: адекватный ответ 1 балл, неадекватный 0 баллов 2

3 Блок II Задание 9. Послушай предложения и ответь на вопросы. Если бочку сделали из дуба, какая это бочка, как ее можно назвать? Если дом построили из кирпича, какой это дом, как его можно назвать? Если кораблик сделали из бумаги, какой это кораблик, как его можно назвать? Если варенье сварили из малины, какое это варенье, как его можно назвать? Если ложку сделали из серебра, какая это ложка, как ее можно назвать? Задание 10. Внимательно послушай пары слов и объясни, почему эти слова объединили: хлеб хлебница сахар сахарница корм кормушка велосипед велосипедист фокус фокусник. ОЦЕНКА: адекватный ответ (найдена смысловая связь) 1 балл, неадекватный (не удалось установить смысловую связь) 0 баллов. Задание 11. Закончи предложение. Хлеб хранят в хлебнице, а масло в. Свиньи живут в свинарнике, а куры живут в. Двор убирает дворник, а за садом ухаживает. Сапожник чинит сапоги, а часовщик. Суп из рыбы рыбный суп, а суп из мяса. ОЦЕНКА: правильный ответ 1 балл, неправильный 0 баллов. Задание 12. (лист 4-13). Рассмотри рисунки и скажи, как называются детеныши этих животных. Образец: Это собака. У собаки. (щенок) кошка индюк волк еж тигр Задание 13. (лист 4-14). Закончи предложение. Образец: Это оса, а это осы. Это кукла, а это. Это лист, а это. Это молоток, а это. Это дом, а это. ОЦЕНКА: правильно (нужная грамматическая форма) 1 балл, неправильно 0 баллов. Количество баллов (4). Задание 14. (лист 4-15). Найди нужную картинку и ответь на вопрос. Чем забивают гвозди? Чем пилят доски? Чем вытирают посуду? На чем дети любят кататься зимой? Чем наливают суп? В чем обычно ходят мужчины? ОЦЕНКА: правильно (нужная грамматическая форма) 1 балл, неправильно 0 баллов. Количество баллов (7). 3

4 Задание 15. (лист 4-16). Рассмотри рисунки и скажи, чем они различаются. Птица в клетке птица на клетке. Кошка на стуле кошка под стулом Собака вылезает из конуры собака залезает в конуру. ОЦЕНКА: верный ответ (грамматически правильное употребление предлога и соответствующего окончания существительного) 1 балл, неверный 0 баллов. Задание 16. Послушай предложения и ответь на вопросы. Бабушка читает книгу своим внукам. 1. Кому бабушка читает? 2. Что бабушка читает? Осенью птицы улетают на юг. 1. Когда улетают птицы? 2. Куда улетают птицы? Лена и Катя подарили маме букет васильков. 1. Какие цветы подарили Лена и Катя? 2. Кому подарили цветы? ОЦЕНКА: правильный ответ на первый вопрос 1 балл, правильный ответ на второй вопрос 1 балл. Блок III Задание 17. Повтори слова (по одному): бульдозер аквариум мотоциклист чертёжник баобаб милиционер ОЦЕНКА: правильно 1 балл, неправильно (неправильным ответом считаются пропуски, искажения, перестановки) 0 баллов. Задание 18. Повтори слоги: та-да-та сы-сы-ши ка-га-ка жо-зо-жо ма-мя-ма Задание 19. А. Послушай слова и хлопни в ладоши, если услышишь звук [ш]. Слова: кошка, санки, шуба, школа, нос, стол, самокат. Б. Послушай слова и хлопни в ладоши, если услышишь звук [б]. Слова: банка, лопата, букет, каблук, паста, собака, суп. ОЦЕНКА: правильно (назвал все слова) 1 балл, неправильно (допустил хотя бы одну ошибку) 0 баллов. Количество баллов 2. Задание 20. А. Послушай слова и скажи, какие из них начинаются со звука [с]. Слова: кошка, санки, шуба, школа, нос, стол, самокат. ОЦЕНКА: правильно (назвал все слова) 1 балл, неправильно (допустил хотя бы одну ошибку) 0 баллов. Б. Назови последний звук в словах. Слова: нос, дом, кот, лиса, соль, кино. 4

Читайте так же:  Ребенок перестал спать 5 месяцев

5 ОЦЕНКА: правильно (назвал все звуки) 1 балл, неправильно (допустил хотя бы одну ошибку) 0 баллов. Количество баллов (2). Задание 21. Повтори слоги с различным ударением: та-та-та та-та-та та-та-та ля-ля-ля ля-ля-ля ля-ля-ля Задание 22. Повтори эти предложения с разной интонацией. Миша купил цветы? Миша купил цветы? Миша купил цветы? ОЦЕНКА: правильное воспроизведение интонации 1 балл, неправильное 0 баллов. Задание 23. Дай утвердительные ответы на вопросы. Миша купил цветы? (Да, Миша; Цветы купил Миша.) Папа ходил в магазин? (Да, ходил.) Бабушка сварила суп? (Да, суп.) Блок IV Задание 24. Послушай рассказ и ответь на вопросы. Шла собака по дощечке через речку. В зубах несла она кость. Увидела собака себя в воде. Она подумала, что это другая собака несет кость, и бросилась отнимать ее у той собаки. Косточка выпала у нее из пасти, и ее унесло волной. Так и осталась собака ни с чем. Вопросы: Что несла собака в зубах? Почему она выронила косточку? Откуда взялась другая собака? ОЦЕНКА: за каждый правильный ответ 1 балл, неправильный 0 баллов. Задание 25. Разложи картинки в нужной последовательности, так, чтобы получился рассказ. Картинки (даны вперемешку): 1. Мама на кухонном столе чистит рыбу. Рядом сидит кот. 2. Кто-то из близких позвал маму, и она вышла из кухни, оставив рыбу на столе. 3. Кот запрыгивает на стол. 4. Мама возвращается и видит, что на столе лежит только скелет рыбы. Кот под столом облизывается (умывается лапкой). Мама всплескивает руками. ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью 1 балл, не справился с заданием 0 баллов. Количество баллов (2). 5

6 Задание 26. Составь рассказ по картинкам (картинки те же). ОЦЕНКА: 2 балла: а) рассказ соответствует предложенному сюжету; б) в рассказе присутствует как основная, так и дополнительная информация; в) тема раскрыта полностью; г) ребенок свободно формулирует содержание рассказа. 1 балл: а) рассказ частично соответствует предложенному сюжету; б) в рассказе присутствует только основная информация (тема раскрыта частично); в) логическая последовательность в изложении событий не нарушена; г) ребенок испытывает некоторые трудности в формулировании содержания. 0 баллов: а) рассказ не соответствует предложенному сюжету; б) нарушена логическая последовательность в изложении событий; в) ребенок испытывает значительные трудности в формулировании содержания. Количество баллов (баллы суммируются) (8). Задание 27. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил. На дереве вороны свили гнездо. Весной у них появились птенцы. Однажды птицы улетели добывать им корм. Кот залез на дерево и увидел птенцов. Он хотел схватить одного птенчика, но тут появились вороны. Они стали каркать, громко хлопать крыльями и клевать кота. Одна ворона так сильно клюнула кота, что тот упал с дерева и убежал. Так вороны спасли своих птенцов. ОЦЕНКА: 2 балла: а) пересказ верно передает содержание текста; б) содержит как основную, так и дополнительную информацию; в) использована вариативность речи. 1 балл: а) пересказ частично передает содержание текста; б) пересказ содержит только основную информацию; в) использована лексика и синтаксические конструкции оригинала. 0 баллов: а) пересказ не передает содержание текста; б) нарушена смысловая организация текста; в) значительные трудности в языковом оформлении текста. Количество баллов (баллы суммируются) (6). 6

Схема логопедического обследования ребенка 2-3-го года жизни

1. Дата обследования 2. Возраст ребенка 3. Данные доречевого, предречевого и речевого анамнеза 4. Состояние слуха (по заключению специалиста) 5. Состояние зрения (по заключению специалиста) 6. Данные наблюдения и обследования

6.1. Череп — стигмы дизэмбриогенеза черепа

6.2. Лицо:

Hаличие стигм дизэмбриогенеза непроизвольные движения мимической мускулатуры (оцениваются во время разговора, смеха, плача, крика)

Произвольные движения мимической мускулатуры (с 2,5 года):

  • умение поднять брови;
  • умение нахмурить брови;
  • умение улыбнуться;
  • умение надуть щеки. Наличие-отсутствие асимметрии мимической мускулатуры — наличие пареза, паралича.

Мимика лица: Тонус мимических мышц (определяется при совместном осмотре ребенка невропатологом и логопедом)

6.3. Рефлексы орального автоматизма (для детей с органическим поражение ЦНС, синдромом ДЦП)

6.4. Артикуляционный аппарат.

Верхняя челюсть — строение

Нижняя челюсть — строение

Аномалии строения Непроизвольные движения (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых и речевых реакциях во время бодрствования и игры):

Произвольные движения ( с 1 года 6 мес — по показу и слову взрослого):

  • умение открыть рот;
  • умение закрыть рот;
  • умение закусить нижнюю губу;
  • умение закусить верхнюю губу.
  • координированность движений;
  • объем движений;
  • удержание позы;
  • переход от движения к движению;
  • другие особенности движений.

Тонус мышц нижней челюсти

Соотношение между верхней и нижней челюстью:

Положение губ в покое:

Непроизвольные движения губ (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при речевых реакциях во время бодрствования и игры): Произвольные движения губ ( с 1 года 6 мес — по показу и слову взрослого):

  • координированность движений;
  • объем движений;
  • удержание позы;
  • переход от движения к движению.

Мышечный тонус губ, круговой мышцы рта:

Насильственные движения в мышцах губ:

Наличие пареза, паралича, атрофии мышц языка

Положение языка в покое:

Непроизвольные движения языка:

Произвольные движения языка ( с 1 года 6 мес — по показу и слову взрослого):

  • высовывание языка;
  • убирание его назад;
  • поднимание на верхнюю губу;
  • высовывание на нижнюю губу;
  • «часики»;
  • пощелкивание языком.
  • координированность движений;
  • объем движений;
  • удержание позы;
  • переход от движения к движению.

Насильственные движения языка

Мышечный тонус языка:

Твердое небо — строение:

Мягкое небо — строение:

Непроизвольные движения мягкого неба:

Произвольные движения мягкого неба (с 2 лет ):

6.5. Наличие оральных синкинезий

6.6. Дыхательный аппарат.

6.7. Голосовой аппарат — строение:

6.8. Понимание речи: понимает названия окружающих предметов, действий и движений.

Особенности 1 год 1 мес. — 1 год 3 мес.

А. Понимание ребенком названий окружающих предметов:

Материал — три-четыре игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, предметы детских игр (машина, часы, мячик, собака).

Методика выявления: ситуация естественная. Перед ребенком раскладываются четыре контрольных предмета. На вопрос взрослого : «Где . » — ребенок должен отыскать все предметы. После этого их убирают, ставят в другом порядке и вновь предлагают их найти.

Помощь ребенку: если ребенок ошибается или не ищет взглядом называемую игрушку, взрослый показывает ему только две игрушки и спрашивает : «Где. » При отсутствии ответа показывает одну из игрушек и называет ее. Можно показать и назвать две игрушки, а затем спрашивать обо всех четырех.

Поведение ребенка: по просьбе взрослого находит сам или при помощи нужные предметы ( показывает рукой или берет в руки). Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее трех предметов.

Не понимает названия окружающих предметов.

Материал — предметы одежды, обуви.

Методика выявления: ситуация естественная при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти четыре предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.

Помощь ребенку: если ребенок не ищет предметы или ошибается, взрослый предлагает вместе поискать их, подводит ребенка к шапке, просит найти ее, если поиска нет, подводит ребенка к платью, затем — к штанишкам. Можно найти с ребенком два предмета из четырех. А затем раскладывает на видных местах предметы и предлагает ребенку найти их.

Поведение ребенка: по слову взрослого сам или с помощью находит не менее трех предметов.

Не находит и не понимает названий окружающих предметов.

Б. Понимание ребенком действий:

Материал — сюжетная игрушка — кукла, тарелка, кроватка. Методика выявления: ситуация естественная. Ребенку предлагается выполнить действия : «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку».

Помощь ребенку: если ребенок не выполняет действия или не может их выполнить, взрослый показывает эти действия, а затем просит ребенка выполнить:

«Положи спать куклу», «Дай попить кукле».

Поведение ребенка: выполняет действия по просьбе взрослого, сам или с помощью взрослого.

Не выполняет действий по просьбе взрослого.

В. Ребенок ориентируется в группе:

Методика выявления: ситуация естественная. При проведении режимных процессов, организации игры ребенку предлагается выполнить следующие действия: «Покажи, где у нас рыбки», «Найди, где часы», «Иди мыть руки».

Поведение ребенка: выполняет не менее трех поручений взрослого. Задание считается выполненным, если ребенок решает все три задачи.

Не ориентируется в группе.

6.10. Активная речь: пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости.

Методика выявления: ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности в течение 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок во время игры не произносит звуков и лепетных слов, взрослый вызывает у него удивление, радость: «Посмотри, вот кукла — ляля, ай! Нет ляли. Поищи, где ляля. А, вот она!» После показа взрослый продолжает наблюдение, поддерживая интерес ребенка к игрушкам.

Поведение ребенка: разнообразно лепечет сам или после игры со взрослым, пользуется облегченными словами («дай, бах, ав-ав, ляля»)

Употребляемые лепетные и облегченные слова:

Не лепечет, не пользуется облегченными словами

Особенности 1 год 4 мес. — 1 год 6 мес.

6.8. Понимание речи.

А. Обобщение предметов по существенным признакам в понимаемой речи (в «конфликтной» ситуации):

Материал — два однородных предмета, отличные друг от друга по какому-либо признаку ( например, кошка белая, кошка черная, собака черная) и контрольный предмет — кукла.

Методика выявления: ситуация естественная. Перед ребенком раскладывают предметы в такой последовательности: собака черная, кошка черная, кошка белая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем — другую, потом — собаку, куклу. После этого предметы меняют местами и ребенку предлагают найти их еще раз.

Материал — ложка десертная, ложка игрушечная, совок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла. Методика выявления — та же, что и в первой ситуации.

Поведение ребенка: находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).

Не обобщает предметы по существенным признакам в понимании речи.

Б. Понимание предлогов и предложно — падежных категорий: понимание предлогов «в», «на»

Материал — коробка с крышкой, кубик.

Методика выявления: ребенка просят спрятать кубик, положить кубик на коробку, на стол и т.д.

Поведение ребенка: правильно выполняет поручения взрослого.

Не понимает предложно-падежных конструкций, не выполняет поручения.

6.9. Слуховое внимание и фонематический слух: различает неречевые звуки (1 год 6мес).

Материал — набор игрушек: ширма, два бубна, два колокольчика, четыре деревянные ложки.

Методика выявления: ребенку предлагают поиграть в игру «Угадай, что звучит».

Поведение ребенка: правильно выбирает игрушки по их звучанию.

6.10. Активная речь: cловами, облегченными ( например, «би-би» ) и произнесенными правильно ( машина ), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности.

Материал — четыре предмета ( кукла, зайчик, петушок, котенок ), мешочек или коробка, из которой они вынимаются.

Методика выявления: ситуация естественная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: «Кто это, что это?»

Читайте так же:  Можно ли рожать третьего ребенка в 37 лет

Поведение ребенка: называет предметы правильно, например: заяц, машина, и облегченными словами.

Не пользуется полными простыми словами.

Особенности 1 год 7 мес. — 1 год 9 мес.

6.8. Понимание речи.

А. Понимание несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.

Материал — изображение сюжетных картинок, например: мальчик поит лошадку; дети умываются; дети поливают цветы; дядя чинит машину.

Методика выявления: ситуация естественная. Взрослый кладет на стол картинки, предлагает ребенку посмотреть на них и спрашивает: «Где. «, «Покажи».

Помощь ребенку: если ребенок затрудняется ответить, можно рассмотреть сюжет картин и задать дополнительные вопросы, относящиеся к отдельным персонажам картины.

Поведение ребенка: отвечает на вопросы взрослого сразу либо с помощью дополнительных вопросов.

Не понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, не отвечает на вопросы взрослого.

Б. Понимание предложно-падежных конструкций: понимание предложно- падежных конструкций с предлогом «под».

Материал — коробка с крышкой, кубик.

Методика выявления: ребенку предлагают спрятать кубик.

Поведение ребенка: правильно выполняет поручения.

Не понимает предложно-падежных конструкций, не выполняет поручений.

В. Понимание единственного и множественного числа существительного (1 год 9мес). Материал — картины: стол, столы, машина, машины,мяч,мячи, ложка, ложки, шар, шары.

Методика выявления: ребенку предлагают показать, где стол, а где столы и т.д. Поведение ребенка: из пяти пар показывает правильно три-четыре пары картинок.

Не показывает, а хаотично перебирает картинки.

Г. Понимание слов-действий, выраженных категорией возвратности глагола (1 год 9 мес.).

Материал — картины: кукла моет руки, кукла моется; мальчик катает машину, мальчик катается в машине; девочка одевает, девочка одевается.

Методика выявления: ребенку предлагают показать, где кукла моет, а где моется и т.д.

Поведение ребенка: из трех пар картин правильно показывает две-три пары.

Не показывает, не понимает.

Д. Понимание суффиксальных отношений:

Понимание слов с суффиксом уменьшительности (1 год 9 мес.).

Материал — картинки: машина большая и маленькая, собака большая и маленькая, мяч большой и маленький, чашка большая и маленькая.

Методика выявления: ребенку предъявляют картинки и спрашивают, где машина, а где машинка, где собака, а где собачка.

Поведение ребенка: находит необходимые картинки.

Не понимает, не находит

6.9. Cлуховое внимание и фонематический слух: различение речевых звуков (1 год 9 мес.).

Материал — набор игрушек: ширма, две собаки, две кошки, два петуха, две коровы.

Методика выявления: ребенку предлагают поиграть в игру «Угадай, кто тебя позвал?».

Поведение ребенка: по звукоподражанию находит необходимые игрушки.

6.10. Активная речь.

А. Обозначение своих действий словами и двухсловными предложениями.

Методика выявления: ситуация естественная. Речевые проявления ребенка наблюдаются в игре, в режимных моментах, занятиях.

Поведение ребенка: во время игры и другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.

Не сопровождает свои действия двухсловными предложениями.

Полные слова, которые употребляет:

Образцы двухсловных предложений:

Характер аграмматизма в предложении:

Б. Слоговая структура слова.

Употребление двухсложных слов (1 год 9 мес.) типа: «папа, мама, пила, часы».

Употребление односложных слов (1 год 9 меc.) типа: «дом, вот, мяч, там».

В. Звуковая сторона слова.

Отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешения звуков.

Гласные звуки (1 год 9 мес):

Особенности 1 год 10 мес. — 2 года.

6.8. Понимание речи:

А. Понимание короткого рассказа взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка.

Материал — специально подготовленный рассказ о событии, хорошо знакомом ребенку.

Поведение ребенка: отвечает на вопросы взрослого.

Не понимает рассказ, не отвечает на вопросы.

Б. Понимание предложно-падежных конструкций: понимание предложно- падежных конструкций с предлогами «у», «с».

Материал — шарик, скат, коробка с крышкой. Методика выявления: ребенка просят покатить шарик с горки, со стола, положить шарик у коробки.

Поведение ребенка: правильно выполняет поручения.

Не понимает предложно-падежные конструкции, не выполняет поручения.

В. Понимание единственного и множественного числа глагола (2 года).

Материал — картины: мальчик строит, дети строят; девочка рисует, дети рисуют; девочка ест, дети едят.

Методика выявления: ребенку предлагают показать, где «строит», а где «строят» и т.д.

Поведение ребенка: из трех пар картин правильно показывает две-три пары.

Не показывает, не понимает

6.9. Слуховое внимание и фонематический слух: различение высоты голоса (2 года). Материал — набор игрушек: ширма, два медведя (большой и маленький), две собаки (большая и маленькая), две кошки (большая и маленькая).

Методика выявления: ребенку предлагают поиграть в игру «Тихо — громко».

Поведение ребенка: различает высоту голоса.

6.10. Активная речь.

А. При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.

Методика выявления: ситуация естественная (во время игры, режимных процессов, при общении со взрослым). Поведение ребенка: общается со взрослым посредством речи (двух- и трехсловными предложениями).

Не общается со взрослым двух- и трехсловными предложениями.

Образцы трехсловных предложений ребенка:

Б. Употребление винительного падежа (2 года):

В. Употребление предложного падежа (2 года):

Г. Употребление слов с суффиксом уменьшительности (2 года):

Д. Практическое употребление именительного падежа множественного числа с окончанием «ы», «и» (2 года):

Е. Слоговая структура слова: употребление трехсложных слов без стечения согласных (2 года), типа: машина, малина, собака, молоко.

Ж. Звуковая сторона слова: отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешания звуков.

Гласные звуки (2 года):

Особенности 2 года 1 мес. — 2 года 6 мес.

6.8. Понимание речи.

А. Понимание обращенной речи: понимание слов, обозначающих предметы, действия и признаки:

  • игрушки (кукла, мишка, мяч, юла, зайка)
  • посуда (чашка, тарелка, ложка)
  • одежда (шапка, пальто, ботинки, платье, штанишки, рубашка)
  • мебель (стол, стул, шкаф, кровать)
  • части тела (голова, руки, ноги, шея)
  • части лица (глаза, рот, нос, щеки, лоб)
  • домашние животные (собака, кошка, петух, лошадь, корова)
  • транспорт (машина, автобус, поезд, самолет)
  • фрукты (яблоко, апельсин, слива) овощи (морковь, огурец, помидор) части тела животного (голова, ноги, хвост, глаза, усы) действия (одеваться, есть, пить, улыбаться, играть, строить, кататься, мыть, гладить, лечить) прилагательные, обозначающие величину, цвет и вкус ( большой, маленький, длинный, короткий, красный, синий, желтый, зеленый, сладкий, кислый)
  • наречия (близко, далеко, низко, высоко, быстро, медленно, темно, светло) Материал: лото, картинный материал.

Б. Понимание предложно-падежных конструкций и предлогов: понимание предлогов — за», «по», «до», «над» (с 2,6 мес).

Материал — шарик, кубик, коробка с крышкой, мебель группы: стол, стул, горка.

Методика выявления: ребенку предлагают выполнить поручения.

В. Понимание единственного и множественного числа прилагательного (2 года 6 мес).

Материал — картины: синий флажок, cиние флажки; красный флажок, красные флажки; красный кубик, красные кубики; большой кубик, большие кубики.

Методика выявления: ребенку предлагают найти большой кубик и большие кубики.

Поведение ребенка: находит необходимые картинки.

Не понимает, не находит.

Г. Понимание настоящего и прошедшего времени глагола (2 года 6 мес.): беседа с ребенком о том, что он делал или будет делать.

Поведение ребенка: понимает настоящее и прошедшее время.

Не понимает времен глагола.

6.9. Слуховое внимание и фонематический слух: различение слов, близких по звучанию (2 года 6 мес).

Материал — картины: мышка-мишка, стол-стул, усы-уши, ежата-мышата, коса-коза.

Методика выявления: ребенку предлагают найти необходимую картинку.

Поведение ребенка: правильно находит картинки, различает слова, близкие по звучанию.

6.10. Активная речь.

А. Говорит многословными предложениями (более трех слов).

Методика: ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему.

Поведение ребенка: в своей речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение (более трех слов).

Образцы многословных предложений:

Характер аграмматизма в предложении:

Не говорит многословными предложениями.

Б. Практическое употребление родительного падежа (2 года 6 мес.)

В. Практическое употребление дательного падежа (2 года 6 мес.)

Г. Практическое употребление творительного падежа (2 года 6 мес.)

Д. Практическое употребление единственного и множественного числа существительного (2 года 6 мес.)

Е. Практическое употребление возвратных глаголов (2 года 6 мес.)

Ж. Практическое употребление единственного и множественного числа глагола (2 года 6 мес.)

Появляются вопросы: где? куда? (2 года 1 мес — 2 года 6 мес).

Методика выявления: взрослый ведет запись речи ребенка во время режимных процессов или самостоятельной деятельности в течение 20-30 мин.

Поведение ребенка: хотя бы раз задает вопрос «где?» или «куда?».

Не появляются вопросы в речи ребенка.

И. Слоговая структура слова.

Употребление двухсложных слов типа «лимон, батон».

К. Звуковая сторона слова.

Отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешения звуков.

Гласные звуки (2 года 6 мес):

Особенности 2 года 7 мес. — 3 года.

6.8. Понимание речи.

А. Понимание предложно-падежных конструкций и предлогов.

Понимание предлогов — «через», «около», «перед» (3 года).

Материал — шарик, кубик, коробка с крышкой, мебель группы: стол,стул, горка.

Методика выявления: ребенку предлагают выполнить поручения

Поведение ребенка: выполняет поручения.

Не выполняет поручения, не понимает предлоги.

Б. Понимание слов с суффиксом увеличительности.

Материал — картинки: ежи большой и маленький, дома большой и маленький, коты большой и маленький.

Методика выявления: ребенку предъявляют картинки и спрашивают, где еж, а где ежище и т.д.

Поведение ребенка: находит необходимые картинки.

Не понимает, не находит.

В. Понимание префиксальных отношений.

Понимание глаголов с различными приставками.

Методика выявления: ребенка просят выполнить поручения (открыть, закрыть, принести, унести, завернуть, развернуть).

Поведение ребенка: правильно выполняет поручения.

Не понимает, не выполняют поручения.

6.9. Слуховое внимание и фонематический слух: различение слов, близких по звучанию Материал — картины: мышка-мишка, стол-стул, усы-уши, ежата-мышата, коса-коза.

Методика выявления: ребенку предлагают найти необходимую картинку.

6.10. Активная речь.

А. Начало употребления сложных придаточных предложений.

Методика выявления: ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему.

Поведение ребенка: хотя бы один раз употребляет придаточное предложение.

Образцы сложных придаточных предложений ребенка:

Не употребляет сложные придаточные предложения.

Б. Появление вопросов: почему? когда?

Методика выявления: взрослый ведет запись речи ребенка во время процессов кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течение 20-30 мин.

Поведение ребенка: хотя бы раз употребляет вопрос «почему?» или «когда?».

В. Усвоение частей речи:

  • существительные
  • глаголы
  • прилагательные
  • наречия
  • местоимения
  • числительные
  • предлоги
  • союзы

Материал — шарик, кубик, коробка с крышкой, мебель группы, стол, стул, горка.

Г. Практическое употребление единственного и множественного числа существительного и связанного с ним прилагательного (3 года).

Материал — тот же, что и в п.»В».

Д. Слоговая структура слова: употребление слов со стечением согласных (3 года) типа: «вилка, чашка, ложка, зайка, мишка».

Е. Звуковая сторона слова.

Отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешения звуков.

6.11. Мелкая моторика рук — строение:

Врожденные аномалии строения пальцев рук и рук

Мышечный тонус рук:

Положение кисти рук:

Положение пальцев рук: сформированность дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук:

  • ладонный захват;
  • захват нижней третью пальцев рук;
  • захват верхней третью пальцев рук;
  • захват двумя пальцами большим и указательным;
  • захват тремя пальцами.

Согласованность движений рук

Материал — изюм и мисочка.

Методика выявления: собирание рассыпанного изюма в мисочку.

Другие особенности мелкой моторики рук:

Задачи (или рекомендации) коррекционной работы с данным ребенком: