Меню

Нравственное воспитание дошкольников в семье и доу

Статья на тему:
Нравственное воспитание дошкольников в семье и в детском саду

Связь семьи и ДОу в формировании нравственных качеств детей

Предварительный просмотр:

«Нравственное воспитание ребенка в семье и ДОУ».

Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Семья — это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Переоценить важность семьи в эмоционально — нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Существует несколько типов семей и моделей семейных взаимоотношений. Есть неблагополучные семьи, неполные семьи. В этих семьях созданы неблагоприятные условия для развития ребенка, его нравственных качеств, и поэтому часть функций воспитания и обучения детей берет на себя дошкольное учреждение. В нынешнее время даже полные, гармоничные организованные семьи, благополучные, с материальным достатком, не всегда могут уделять должное время своему ребенку. Для воспитания в ребенке нравственных качеств, необходимо тесно работать и сотрудничать с семьей. Сотрудничество образовательного учреждения и семьи, одна из важнейших задач социализации ребенка в обществе. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Одной из важных задач дошкольного учреждения является установление тесной связи с семьей. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. От совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.

По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей. Каждая из ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы о близких. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Социально-нравственное воспитание в детском саду и в семье

Дата публикации: 07.11.2016 2016-11-07

Статья просмотрена: 433 раза

Библиографическое описание:

Миронова С. А. Социально-нравственное воспитание в детском саду и в семье // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 247-248. — URL https://moluch.ru/archive/126/35013/ (дата обращения: 13.02.2019).

Нравственное воспитание подрастающего поколения является актуальной проблемой современного общества. Педагогическая наука всегда уделяла этому большое внимание. В разное время термин «нравственное воспитание» заменялся на «духовное воспитание» или «моральное воспитание». Что же такое мораль — это общественное явление, которое включает в себя нормы и правила, определяет поведение человека в обществе, в конкретной ситуации развития. Нравственность же — это личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, определяют направленность личности, ее духовный облик, само поведение человека и его образ жизни.

Значительно шире понятие социально-нравственное воспитание: ведь для человека живущего в обществе все социально. По определению И. С. Кон «социально нравственное воспитание» тесно связано с понятием «социализация». Социально-нравственное воспитание является совокупностью социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит систему знаний, ценностей и норм,позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.

Вхождение ребенка в социальную среду — это целенаправленный и активный процесс. Ребенок осваивает моральные нормы и ценности. У него формируется нравственное сознание, развиваются нравственные чувства, закладываются привычки поведения. Это составляющие социально — нравственного воспитания в современных условиях. В наши дни педагог занимаясь социально-нравственным воспитанием детей в современных условиях обязан переводить моральные нормы в правила, служащие ребенку регуляторами его поведения, добиваться выполнения дошкольником действий, которые с одной стороны, соблюдают эти нормы, а с другой стороны соответствуют ситуациям, возникающим в повседневной жизни и содержащим в себе моральный смысл.

В современной жизни невозможно воспитывать глубоко-нравственного дошкольника не используя примеры из жизни, которые подкреплены силой массового примера, привычки, обычая. При этом педагог четко разграничивает понятия: добра и зла, правды и лжи, вымысла и реальности, справедливости и несправедливости, понятия хорошо и плохо.

Многочисленными исследованиями Р. С. Буре, А. Н. Леонтьевой, Г. С. Якобсона показывают, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает свой значимый практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества, педагог создает наиболее благоприятные условия для его социально — нравственного развития. Именно в дошкольном возрасте у ребенка формируется система взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, возникает совместная деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начинает осмысливать и выделять в нем взаимоотношения между людьми. Благодаря данному общению ребенок постигает мир человеческих отношений, открывает для себя законы, по которым строятся взаимодействие людей. У него накапливаются навыки поведения, проявляется гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к поручениям, формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих вокруг явлений в обществе.

Ребенок стремится стать взрослым, он подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. У детей старшего дошкольного возраста формируется представления о явлениях общественной жизни, он узнает о труде взрослых и его общественной значимости, о патриотизме и нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении к взрослым. Им становится доступным осознание справедливости моральных норм и ее объективности, понимание всей значимости.

На ребенка влияют семья и окружающая его действительность. И это влияние не всегда адекватно требованием морали. А ведь, именно дошкольный возраст очень восприимчив к социальным воздействиям.

Детский сад является базой для социально — нравственного воспитания и призван решать следующие задачи, как: формирование нравственного сознания детей; активной жизненной позиции; социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения; доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми; нравственных качеств; воспитание полезных навыков; выработка привычек поведения. Воспитатель организовывает деятельность детей таким образом, чтобы создать максимум условий, которые способствуют реализации заключенных в ней возможностях. Одной из важных задач детского сада по социально — нравственному воспитанию является установление тесных связей с семьей. Этому способствуют дни открытых дверей, сюжетные дни, нестандартные формы проведения родительских собраний, совместные праздники и экскурсии. Семья является равноправным участником формирования детской личности. Только при совместной деятельности, единстве взглядов на воспитание родителей и педагога возможно воспитание цельной личности.

Нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду

Татьяна Малышева
Нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции [1, с. 57].

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности [1, с. 28].

Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств [1, с. 38].

Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности [2, с. 62].

Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.

Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие.

Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых – родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Читайте так же:  Справка о том что не брал отпуск по уходу за ребенком

Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой [2, с. 47].

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками) [3, с. 22].

Привлекая родителей к мероприятиям, способствующим совместной дея-тельности родителей и детей в нашем саду происходит с помощью применения как групповых, так и индивидуальных формы работы с родителями, а именно:

– консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как организовать труд детей дома»;

– совместные конкурсы: «Дары Осени», «Мой гербарий» поделки из при-родного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;

– совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику.

Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.

Наиболее активным родителям по итогам года на родительских собраниях вручать грамоты, благодарственные письма от администрации дошкольного учреждения.

Также, можно и нужно пропагандировать знания о социально-нравственном воспитании через систему наглядной агитации:

– информационно-ознакомительная: через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей;

– информационно-просветительская: направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

В группах оформлять «Уголки для родителей», помещать консультативные материалы.

В формировании личности ребенка существенное значение имеют мотивы, побуждающие его к определенному поведению, к деятельности. Мотивы могут быть нравственные, общественные: желание помочь старшему, заступиться за младшего, навести порядок в групповой библиотечке – или эгоистические: захватить лучшую игрушку (для себя, оказать помощь в ожидании награды, стать на сторону неправого, но более сильного сверстника. Если в младшем дошкольном возрасте первая и вторая линии мотивации выступают не всегда заметно (и еще нельзя сказать о нравственной воспитанности ребенка, то у детей пяти-шести лет мотивы поступков с достаточной определенностью характеризуют уровень воспитанности, нравственную направленность личности.

Воспитателю непременно нужно знать о помыслах, чувствах, намерениях ребенка, чтобы правильно оценить его поступок; поведение. Ведь форма поведения может иногда противоречить побуждению, мотиву. Допустим, ребенок ударил своего товарища. Форма непозволительная, но мотив, оказывается, был благородным: он наказал сверстника за хитрый обман. Зная причины, побудившие воспитанника к тому или иному поступку, педагог сможет найти наиболее верные методы нравственного воспитания, помочь ребенку в реализации положительных мотивов.

Содержание и методы нравственного воспитания дошкольников должны соответствовать особенностям детей этого возраста и предусматривают зону ближайшего нравственного развития. Например, если дети четвертого года жизни оказывают посильную помощь своим сверстникам в основном под влиянием совета, указания воспитателя, то к концу пятого года они должны оказывать подобную помощь уже по собственному побуждению. Естественно, что подготовку к этой более высокой ступени поведения необходимо вести заблаговременно [2, с. 11].

Методы нравственного воспитания – это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и идеалами коммунистического общества.

Воспитатель должен формировать начала гуманизма, значит, методы должны быть гуманными; воспитывать коллективизм – значит, организуя детскую жизнь и деятельность, развивать желание и умение сообща выполнять работу, вместе дружно играть, заботиться о каждом и каждому о всех; воспитывать любовь к Родине – начала патриотизма и гражданственности – значит связывать воспитательную работу с общественной жизнью.

Так что в этом случае нужен показ игровых действий, помощь в налаживании доброжелательных взаимоотношений со сверстниками в пока еще примитивных играх: посоветовать поделиться или поменяться игрушками и т. п. Желательно участие взрослых в подвижных играх малышей (салочки, прятки и др., так как организаторские возможности младших дошкольников незначительны [3, с. 51].

Таким образом, работу по нравственно-патриотическому воспитанию следует вести в тесном сотрудничестве с родителями, что даст положительный результат в воспитании детей.

1. Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста : методическое пособие / А. Я. Ветховина. – М.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 254 с.

2. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников : пособие для воспитателей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 157 с.

3. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: хрестоматия / О. Л. Князева. – Санкт-Петербург, 2013. – 384 с.

Консультация «Нравственное воспитание в детском саду и семье» Гуманные чувства, закладываемые семьей, являются важной предпосылкой нравственного развития ребенка. Общение ребенка с родителями происходит.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников В Национальной доктрине образования РФ одной из важных задач обозначены сохранение культурного, духовно-нравственного наследия, исторических.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений.

Духовно-нравственное воспитание ребенка в детском саду В настоящее время общество, в котором мы живем, задыхается от зла, безнравственности и безразличия. Происходит упадок духовной составляющей.

Консультация для педагогов «Правовое воспитание в семье и детском саду» Современные психолого — педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей.

Консультация для родителей «Нравственное воспитание в семье» Консультация для родителей «Нравственное воспитание в семье» Что делать, если ребёнок произнес плохое слово, замахивается на старших? Подобные.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье и детском саду» Труд облагораживает человека. (В. Г. Белинский) Неусыпный труд все препятствия преодолевает. (М. В. Ломоносов) Истинное сокровище для людей.

Нравственное воспитание детей в семье Нравственное воспитание детей в семье. История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребёнка уходит своими корнями в глубокую древность.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников» Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей родине. «Патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на.

Военно-нравственное воспитание в детском саду является главным приоритетом на сегодняшний день. Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией. Праздник Защитника.

Для дошкольников

  • Главная
  • Детский сад
  • Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста — Страница 16

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, средства и методы.

А) ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЗАДАЧ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Нравственные качества детской личности не являются врожденными, их развитие определяется условиями жизни и воспитания.

Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т.д.) .

Нравственное воспитание дошкольников неразрывно связано со всеми остальными видами воспитания. Оно осуществляется во всех сферах их деятельности. Дети испытывают нравственное влияние в своей семье, на улице, среди сверстников.

Однако целенаправленное и систематическое формирование нравственных установок, помимо семьи, возможно лишь в организованном детском коллективе.

Результатом нравственного вос­питания являются появление и утверждение в личности оп­ределенного набора нравственных качеств — гуманизм, коллекти­визм, патриотизм. И чем проч­нее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со сторо­ны окружающих

Нравственное качество включает в себя три основных компонента: нравственные чувства, привычки нравственного поведения и нравст­венные представления (о добре и зле, о явлениях общественной жизни) .

Чтобы сформировать любое нравственное качество, педагог, исследователь должен помнить, что любая нравственная за­дача — более простая или более сложная — может быть решена лишь при формировании детских чувств, привычек и представлений, что эти компоненты и раздельны, и взаимосвязаны.

Механизм нравственного становления личности

Для формирования любого нравственного качества важ­но, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны зна­ния, на основе которых у ребенка будут складываться пред­ставления о сущности нравственного качества, о его необ­ходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравствен­ным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для при­обретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно зна­чимую окраску и потому влияют на прочность складываю­щегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их прак­тической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позво­ляющей проверить и подтвердить прочность формируемо­го качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственно­го воспитания:

(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенностьотсутствие принципа взаимозаменяемости (каждый компонент важен и не может быть исключен или заменен другим) . При этом носит гибкий характер, т.к. последовательность компонентов может меняться (в зависимости от сложности качества и возраста воспитанников) .

В «Программе воспитания в детском саду» намечен круг задач по формированию у детей нравственных чувств, навыков и привычек поведения, этических представлений и формирующихся на этой основе нравственных качеств личности ребенка.

Задачи нравственного воспитания делятся на 2 группы:

1 группа: задачи по формированию механизма нравственного воспитания (формирование нравственных представлений, чувств, привычек и т.д.) .

2 группа: задачи отражающие потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи:

— нравственных представлений детей — представления о доброте, честности, скром­ности, трудолюбии, товариществе, смелости, ответственности и т.д.;

нрав­ственных чувств сопереживание радости, сопереживание горю, чувства доброжелатель­ности, дружеские взаимоотношения, взаимопонимание, взаимопомощь, чувство долга, ответственности, сложные чувства — любовь к труду, положительное отношение к трудя­щимся других национальностей, интерес к их жизни и труду;

— нравственных привычек и норм — куль­турного поведения, соблюдения элементарных норм общежития, уважения человеческого достоинства, правдивости, скромности, дис­циплинированности, трудолюбия и т. д.;

практики поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формиро­вания, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

Задачи нравственного воспитания второй группы сгруппированы в 4 блока:

— воспитание гуманных чувств и отношений;

— воспитание начал патриотизма и интернационализма;

— воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться;

— воспитание начал коллективизма.

Задачи первой группы носят постоянный, неизменный характер, а второй подвижный, т.к. на ее содержание оказывает влияние исторический этап, особенности возраста, конкретные условия жизни.

« Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Воспитателя МБДОУ №69

Смирновой Екатерины Юрьевны

Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.

В воспитании ребёнка большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним. Желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей.

Детский сад-это вторая семья, где он окружён вниманием, любовью и заботой. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещения. Дети должны стремиться беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать им.

Чтобы дети лучше чувствовали себя в детском коллективе, в начале дня мы проводим с ними минутки вхождения в день. Например: Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнётесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.

Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Что мы пожелаем сегодня Полине?, Льву?, Насте?

Читайте так же:  Можно ли ребенку лечить зубы под наркозом

— А что вы хотите пожелать мне?

— Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.

— Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Также хорошо помогает подборка пословиц:

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

Нет друзей –наживай, а старых не забывай.

Друг познаётся в беде.

Разработаны правила поведения в группе, оформлено дидактическим пособием в картинках и текстом.

Помни о благодарности – говори « волшебные слова»

При споре договаривайся самостоятельно.

Если игрушка одна – играть по очереди.

Всегда говори правду взрослым и детям – будь честным.

Подключение родителей к опыту нравственного воспитания ребёнка в семье через ведение дневника подтолкнуло на составление индивидуальной картотеки нравственных ситуаций на тему: « Дела домашние, или воспитание и обучение в естественных условиях»

Когда вы и ваш ребёнок вместе

Вы можете сказать или спросить

Это поможет вашему ребёнку

Несёте покупки домой

Какая сумка у нас была и какая стала? Как ты думаешь и почему? Что самое вкусное для тебя? Чему обрадуется папа, бабушка, дедушка, мл.брат или сестра?

Учиться заботиться о других, понимать причинно – следственные связи.

Что тебе больше нравится, отправиться в гости или остаться дома? Как ты планируешь вести себя в гостях? Что ты скажешь взрослым? Детям?

Что ты сделаешь, если захочешь пить? Если тебе станет скучно?

Понять, что вы уважаете его мнение, его право выбора, осознанно относиться к его выбору, осознавать и планировать свои поступки, прогнозировать ситуации.

Готовитесь к приёму гостей

Посмотри, пожалуйста, что у нас ещё не готово к приёму гостей, что не в порядке? Реши, чем ты займёшь свою гостью? Что им будет интересно?

Развивать наблюдательность, критичность, учить высказывать оценочные суждения. Развивать умения заботиться о нуждах др. людей, понять основы гостеприимства и придерживаться их.

Украшаете свой дом

Всё ли тебе нравится в твоей комнате? Как ты думаешь, всё ли нравится мне и почему? На что надо обратить внимание. Чем бы ты хотел украсить наш дом?

Учиться высказывать своё мнение, суждения, учитывать чужую точку зрения, уважительно относиться к результатам своего и чужого труда.

Благодаря такой работе по нравственному воспитанию в семье, опыт родителей станет более осознанным, появляется активное желание помочь ребёнку в формировании нравственного поведения и привычек, и понимание того, что это можно сделать.

Важно, чтобы ребёнок отличал хорошее от плохого. Для этого необходимы следующие условия:

Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используется обращение по имени, похвала, призы и прочие способы, увлекающие детей.

Пример взрослых. Первоначальной основой нравственного развития ребёнка являются нравы того круга людей, в котором он живёт.

Связь с семьёй. Общая цель семьи и д/с – хорошо воспитанный культурный и образованный человек.

Чтобы научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам, побудить их к нравственным поступкам, воспитывать чувства уважения к людям, желание совершать добрые поступки, мы сделали вместе с детьми коробочку добрых поступков. Она не простая, т.к. в ней хранятся добрые поступки и хорошие дела.

Каждое хорошее дело мы отмечаем фишками, складывая их в коробочку. Кто из детей совершит больше всего хороших дел в день, заслуживает приз.

Для создания положительного микроклимата в группе, развития общности детей группы, навыков сотрудничества, изготовили вымпел группы в виде ромашки. Ромашка – группа, а лепестки – это каждый из детей. А девиз группы « Один за всех и все за одного».

Важно учить детей относиться к общественнным игрушкам, как к своей личной вещи. Объясняю: « Всё, что имеется в д/с – игрушки, мебель, посуда – твоё, моё, наше общее принадлежит всем нам. Все это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно».

Только тогда, когда в сознании ребёнка понятия « Я», «Моё» постепенно в результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий « мы», «наше» он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.

Для ребёнка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой он живёт, где находится его детский сад. Постепенно дети получают представление о родном городе, узнают о том, чем славится их город, начинают гордиться им.

Чтобы вызвать уважение к героизму и мужеству людей, отдавших жизнь за Родину в В. О. войне, идём к памятникам, где дети возлагают цветы, также посетили музей им. И. В. Панфилова. Совершая поход в картинную галерею, дети познакомились с талантом художников нашего города.

Закрепить знания детей о днях недели, их последовательности, о режимных моментах группы помогают нам кубики – неделька. Цвет кубиков соответствует определённому дню недели. На каждой грани прикреплены картинки с изображением символов.

Символы обозначают конкретные режимные моменты: зарядка, завтрак –обед – полдник; прогулка, сон, игры, занятия, и т.д. Каждому режимному моменту подобраны четверостишия.

Также сделали доску желаний, которая представляет собой набор картинок, изображающих вид деятельности, например:

— Портфель – учебная деятельность

— Аквариум – работа в центре природы

— Песочный набор – прогулка

— Ножницы и карандаш – изобразительная деятельность

— игрушки – игры, мяч и скакалка – спорт, и т.д.

Дети могут свободно подойти и отметить, чем бы он хотел сегодня заняться, клея свою фотографию под картинку. Цель этого пособия – выявление наклонностей в предпочитаемой деятельности детей; объединении, учёт интересов.

В своей группе я использую групповую форму работы « Клуб Обсуждений», где ребёнок во время беседы может рассказать другим детям о себе, о своей семье, своих друзьях, своих, пусть небольших достижениях.

Малышу бывает сложно рассказать о себе другим, особенно если он испытывает трудности в общении или в речи. В этом прекрасным помощником оказался дневник. С его помощью ребёнок показывает странички, он выбирает их сам и раскрывает свой внутренний мир перед сверстниками.

Этот дневник делается совместно с родителями. Например:

1стр.- « Это Я»; 2стр. – « Моя семья» 3стр. – « Мои друзья»

4стр. – « Дом, в котором я живу» 5стр. – « Моя мечта»

6стр.- « Мои достижения»

Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?

Вежливость – она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности , уважения к окружающим.

Деликатность – сестра вежливости. Человек, наделённый этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями.

Предупредительность – необходимо добиваться от детей внимания, помощи окружающим, проявлять у них добрые побуждения.

Скромность – это показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткости к людям, и высокая требовательность к самому себе.

Общительность – в её основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим. Ребёнок испытывает радость от общения со сверстником, готов уступить игрушку товарищу, лишь бы быть рядом.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность.

Я использую различные приёмы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей.

Как уже было сказано, утром встретить детей приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой, многочисленные беседы:

« Мы все нужны друг другу»

« Поговорим о доброте»

« Не оставляй друга в беде»

« Дружить – значит весело жить»

Чтение художественной литературы:

« Вовка – добрая душа», « Вежливый поступок», « Однажды я разбил стекло», « Никто», « Цветик – семицветик» и др.

Разучивание песен о дружбе, игры, объединяющие с воспитателем, такие как: « Клубочек», « Виноградная гроздь», Угадай-ка» ( с пением) , « Художники», « Спасатели», « Строители».

Изучили правила для воспитанных детей, выучили считалки, скороговорки, утешалочки, мирилочки, напоминалочки, организовали выставку рисунков по данной теме совместно с родителями, включаю в деятельность детей дидактические игры, сюжетно-ролевые, театрализованные и провела ряд занятий.

Результатом работы стало то, что повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе и в семье; повысилась общая социальная зрелость детей, снизилась их агрессивность дети усвоили нравственные понятия, стали внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать помощь, поддержку.

Всё хорошее в людях из детства!

Как истоки добра пробудить?

И мама, и папа, товарищ по играм

И старенький дед,

Берёзка у дома, щенок косолапый

Хороший знакомый и добрый сосед!

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Попробуем объяснить, что это такое.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста — формирование у ребенка самых первых моральных суждений и оценок. Не совсем понятно, попробуем еще проще и обширней.

Формирования в маленьком человеке личности, правильного отношение к сверстникам, природе, животным, всему окружающему миру.

На этом этапе роста у детей начинает активно формироваться первые элементарные представления о том, что такое плохо, что такое хорошо, навыки поведения, развивается чувство доброты к окружающим.

Родителям важно определить ту грань, когда малыш готов осознать свои поступки и чувствовать ответственность. Точной даты не существует. Возможно в 2 — 4 года, иногда случается гораздо раньше.

Задачи нравственного воспитания

  • Формирование чувств, привычек и норм в поведении.
  • Формирование собственных качеств.
  • Гуманное отношение к сверстникам, животным, природе.
  • Осознание и любви к труду, стране (патриотизм) , старательно и качественно выполнять всю поставленную работу.
  • Большое влияние производит место обитание, общение, поведение родителей и близких, возраст ребенка.

Основная ответственность за родителями

В раннем возрасте, малыш много чего не понимает и не осознает. Но со всех сил пытается найти ответы на свои же вопросы.

Несомненно, родители первые, кто должны правильно объяснить все ситуации и дать ответы. Ребенок начитает узнавать мир из сказок, мультфильмов и рассказов.

Различать добрые и злые поступки, примером в первую очередь будет семья. В частности, мама, папа, сестра или брат, бабушка с дедушкой.

На открытые вопросы, ответ начинает искать на улице, в общении со сверстниками.

Но главный фактор и авторитет нравственного воспитания детей — семья.

В чем особенность и факторы нравственного воспитания детей

Рассмотрим основные факторы, влияющие на нравственные понятия в будущем:

  • Общение с природой. Развивает любовь и гуманное отношение к живым существам.
  • Художественные. Изучает настроение и эмоции от передаваемой картины.
  • Труд ребенка. Освоение ответственности и выполнение задачи до конца.
  • Общение в коллективе. Развитие мышления, отношение между людьми, чувства.
  • Окружение. Познание характеров и доверия.

Учителя и воспитатели, управляя деятельностью ребенка, начинают формировать в нем чувство любви к Родине, уважение и доброжелательность к окружающим, проявлять инициативу в индивидуальной и общественной деятельности.

Ребенок учиться понимать и правильно оценивать чувства и эмоции других людей, считает понятие дружбы и сострадания реальными, обладает более высоким уровнем эмоционального развития, не сталкивается с проблемой общения со сверстниками, не поддается отрицательному воздействию извне и устойчиво переносит различные стрессовые ситуации.

Воспитание нравственности у дошкольников является особенно важным, так как именно в таком возрасте ребенок особо восприимчив к правильному усвоению нравственных требований и норм.

Это можно отнести к одной из наиболее важных сторон формирования личности детей. Если говорить простыми и понятными словами, то духовно-нравственное развитие и правильное воспитание детей как младшего, так и дошкольного возраста является непрерывным процессом усвоения детьми установленных в окружающем обществе образцов поведения, регулирующих в будущем их поступки.

Результат воспитания — малыш начинает действовать так, как считает правильным, соблюдает нормы поведения, а не за похвалу со стороны взрослых.

Главным стержнем, определяющим нравственное воспитание детей дошкольного возраста, является правильное установление гуманных отношений между сверстниками (детьми) , эмоциональная отзывчивость и опора на собственные чувства.

В детской жизни эмоции играют важную роль, они помогают ребенку реагировать на действительность и формируют собственное отношение к ней. Вместе с ростом и развитием ребенка также развивается и мир его эмоций — становится богаче и разнообразнее.

Воспитание нравственности детей дошкольного возраста учит усвоению языка чувств и эмоций. Они начинают овладевать различными формами выражения собственных переживаний с помощью невербальных и вербальных средств. В этом периоде ребенок учиться контролировать слишком бурное или резкое выражение своих эмоций и чувств.

Читайте так же:  Заполнение больничного листа по уходу за ребенком в 2019 году

Ребенок начинает понимать, что собою подразумевает нравственная норма, у него формируется собственное отношение.

Главная задача родителей в воспитании нравственности в дошкольном возрасте — помочь ребенку в определении с объектами его чувств, делать их ценными для общества.

Благодаря чувствам, человек способен испытывать эйфорию, после того, как совершил правильный поступок. Или наоборот, будет испытывать «угрызения совести», совершив осуждаемый обществом поступок.

Стратегия воспитания нравственности дома и в детских учреждениях, направляется, что бы ребенок осознал свои переживания и чувства, усвоил общественно значимые правила и нормы поведения, но и мог развить чувство общения с другими людьми, формировать положительное отношение к ним в целом.

Родителям необходимо максимально уделить внимание своим детям в период нравственного созревания, что бы изначально помочь ребенку определиться с нравственными нормами.

Наказание за поступки

Не одно воспитание не обходится без похвалы и наказания за совершенные поступки.

Крики, физическое наказание, факторы способные нанести несформированной детской психике непоправимые травмы. Способ наказания, каждая семья выбирает индивидуально.

Старайтесь не оборвать тонкую нить доверия между родителями и малышом, никогда не унижайте ребенка. Объясните ему, цену его поступка, за хороший — хвалят, за плохой — наказывают. Дайте ребенку почувствовать собственную значимость, когда он совершил бескорыстный поступок.

В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время чрезвычайно актуальна. Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к духовно-нравственному развитию, и недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Кроме того, значимость духовно-нравственного воспитания начиная с дошкольного возраста обусловлена введением ФГОС, в котором одной из ведущих задач определено объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Опираясь на результаты исследований таких ученых как М. Д. Маханёва, И. Г. Вечканова, Е. В. Мигунова и др., которые были единодушны во мнении о большом педагогическом, нравственном потенциале театрализованной деятельности, в качестве ведущего средства реализации задач нравственного воспитания детей я определила театрализованную деятельность.

Театрализованная деятельность является источником развития гуманных чувств, моральных переживаний ребёнка и содействует приобщению его к духовным ценностям.

Целью моей работы стало:

Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Для повышения эффективности воспитательно-образовательной работы с дошкольниками определила следующие задачи:

  • Создание условий для приобщения ребенка к традициям русского народа;
  • Углубление и уточнение этических представлений, и воспитание гуманных чувств ребенка;
  • Формирование навыков и привычек культурного поведения;
  • Развитие оценочной сферы личности с опорой на эмоции и целенаправленное культивирование чувств;
  • Формирование правильных взаимоотношений между детьми;
  • Формирование чувства уважения к старшим;
  • Формирование нравственно-патриотических и гражданских чувств.

Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста строилось по основным направлениям

  • Создание предметно развивающей среды.

В группе были оформлены следующие центры:

«Центр экологического воспитания».

«Центр духовно-нравственного воспитания и патриотических, гражданских чувств». Здесь находятся: тематические альбомы, дидактические игры, иллюстрированный материал по данной теме

«Центр режиссерской и театрализованной деятельности».

«Центр сюжетно ролевых игр».

«Центр живописи». В нем расположены произведения местных художников, иллюстрированная литература народно-прикладного искусства.

«Центр наглядной работы с родителями».

Одним из важнейших факторов в вопросах воспитания духовно-нравственной личности является взаимодействие между педагогами и родителями. Для того чтобы приобщить родителей к активному участию в педагогическом процессе, был составлен годовой план, главной целью которого является: помочь родителям довести до осознания роль семьи в сохранении и передаче нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных предками и развивать ответственность за ДНВ детей.

В процессе разработки перспективно-тематического планирования я использовала следующие формы работы:

-родительские собрания на духовно-нравственные темы;

-открытые показы непосредственно образовательной деятельности;

-анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактические игры, литература;

-совместное проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Осенины»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной — « Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», летом — «Именины березки» (Троица) , «День семьи, любви и верности) .

— реализация проектов, таких как «Моя семья», «Счастливый выходной», «Зеленый патруль», «Летние фантазии», «Цветущая клумба», участие в различных конкурсах.

— организация коллективных трудовых дел родителей по созданию развивающей среды детского сада (создание пособий, облагораживание территории и т.п.) .

  • Составление перспективно-тематического плана работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Содержание плана объединены в 3 блока:

«Познание окружающего мира»

В перспективно тематическом плане я использовала различные формы работы по приобщению детей к культурному наследию: Это — непосредственно-образовательная деятельность, проведение совместных праздников, беседы, творческие вечера. Постановки музыкальных сказок духовно — нравственного содержания, организации выставок, тематические вечера эстетической направленности, экскурсии, целевые прогулки, просмотр видео презентаций, игры нравственного и духовно-нравственного содержания, все виды творческой художественной деятельности детей.

На основе этого плана было разработано 10 конспектов занятий, 5 из которых содержат мультимедийное приложение.

  • Включение духовно-нравственного содержания в детские виды деятельности.

В том числе и в театрализованную, в процессе которой я использовала следующие виды творческой деятельности взрослых и детей.

  • Использование на занятиях, в совместной деятельности театрализованных, режисерских, дидактических игр, таких как «По щучьему велению, по моему хотению», «Угадай сказку» (по иллюстрации, по отрывку) , «Собери сказку», «Кого не хватает?»; веселые старты по сказкам «Пирожки для бабушки», «Вытяни репку»;упражнения по формированию выразительности исполнения.
  • Чтение художественной литературы нравственного содержания, подбор репертуара для инсценировок
  • Посещение театрализованных представлений Нижегородской филармонии и Арзамасского драм театра,таких как «Волшебные слова», «Храбрый мальчик», «Рукавичка» и др.
  • Инсценировки сюжетов из знакомых потешек, стихотворений, сказок.
  • Реализация проектов, включающие театрализацию: «Играем в театр», «Моя семья», «Витаминный калейдоскоп».
  • Совместная работа с родителями по изготовлению костюмов персонажей, декораций для инсценировок; обновление театрализованного уголка в группе.

Элементы театрализованной деятельности включались совместную деятельность с детьми, в познавательно-развлекательные мероприятия «Масленица», «Рождество», «Пасхальный перезвон», «Праздник Осени», «Новогодняя сказка», «К нам весна шагает», «Троица», «День любви, семьи и верности», «Покров».

Участвуя в театрализации, дети учились обращать внимание на нравственную сторону поступков людей, задумываться над мотивами поведения. Благодаря литературным героям дети учились оценивать свои поступки в различных ситуациях. Ведь основная идея сказок кроется в активной борьбе добра со злом, в прославлении

общечеловеческих ценностей. Погружение в мир сказки посредством сценического образа даёт ребёнку возможность восприятия идеального образа героя, что помогает ему выработать определённое нравственное отношение к жизни.

Дети охотно участвовали в театрализованных играх и представлениях. Наиболее удачными были театральные постановки сказок «Морозко» и «Пасхальная сказка», которые были представлены вниманию взрослых и детей.

Во время организации всех проведенных познавательно – развлекательных мероприятий активное участие принимали все члены семьи воспитанников: мастерили костюмы, изготавливали атрибуты, рисовали декорации, украшали зал, а также сами становились участниками театрального действия.

Работу по этому направлению я продолжаю с детьми младшей группы. Малыши уже в самом раннем возрасте склонны к творческой деятельности.

Познавая через мир сказки, через мир театра, что такое добро и зло, они учатся по-доброму относиться к друзьям, родителям, взрослым, к животным. Совершенно необходимо, чтобы эти истины они познавали посредством ярких театральных впечатлений.

Театрализованную деятельность я организую, используя игровые приёмы: появление на занятиях сказочных персонажей, создание игровой ситуации «Поможем зайчику рассмотреть картинки», «Покажем мишке наши игрушки», предлагаю детям попроситься в теремок, как медведь, зайка. Предлагаю превратится в скачущих, спящих зайчиков. Сказочные сюжеты использую ежедневно, при этом даю возможность детям проявлять инициативу, самостоятельно изобразить голосистого петушка, бегающую по полю мышку, скачущую квакающую лягушку, косолапого мишку, и т.д.

Для показа детям народных сказок, потешек, песенок использую различные виды театра: театр би-ба-бо, варежковый театр, плоскостной, пальчиковый театр, театр мягкой игрушки и др. Разные виды театра вызывают у малышей большой интерес, желание самим поиграть в сказку.

Анализируя работу по духовно-нравственному воспитанию детей, я с уверенностью могу сказать о том, что: проведенная работа дала положительные результаты:

— у детей значительно увеличились показатели нравственного сознания и самосознания (понимание нравственных образцов, духовных значений и смыслов) ;

— дети овладели необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других детей.

— дети стали проявлять отзывчивость, применять свои знания о нравственных нормах в жизни, доносить их до родителей.

— дети получили глубокие и прочные знания о народной культуре, родном крае, общечеловеческих основах быта русского человека.

— получили знания о православных праздниках.

— повысился духовно-нравственный потенциал и компетентность в вопросах нравственного воспитания дошкольников;

— родители стали проявлять интерес к духовно-нравственному становлению личности ребёнка и активно участвовать в деятельности детского сада, направленной на духовно-нравственное развитие детей.

— возрос интерес родителей к духовной жизни.

Также использование педагогического потенциала театрализованной деятельности способствовало обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Таким образом, можно сделать вывод: приобщая детей к театрализованной деятельности, можно заложить в них творческое начало, сформировать в них нравственные стороны их личности.

Самые важные способности в ребёнке — это красота души, чистота сердца и талант любви.Мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души. «Если человека учат добру — . в результате будет добро» — В. А. Сухомлинский.

Другие статьи по теме:

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста

Проект по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом Тема проекта «Воспитание патриотизма дошкольников через ознакомление с родным городом» Тип прое.

Курсовая: «Современные проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста» ^ Наверх Выдержка из работы Объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется изме.

Гармоничное развитие детей дошкольного возраста

Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и.

Правовое воспитание детей дошкольного возраста в доу

Правовое воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 комбинированного вида» Г. о. Краснотурьинск Девизом работы МА ДОУ №.

Консультация «Роль семьи в развитии детей дошкольного возраста». Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духов.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста Слайд 2. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы говорим о воспитании детей с учётом полоролевой идентичности. • Пол (от латинского — «secare» -.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм» Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патри.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение соц.

Нравственных качеств у детей дошкольного

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе игры. Актуальной задачей в настоящее время я.

Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста Автореферат В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения.

Нравственное развитие в дошкольном возрасте

Социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста Социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрежде.

Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Воспитание этических норм поведения у ребёнка — нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развити.

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение соц.

Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Познавательно-творческий проект на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Введение___3 1. Нрав.