Меню

Нарушения в психическом развитии человека ребенка

Нарушение психического развития

Нарушение психического развития представляет собой психическое состояние, которое характеризуется замедленными темпами формирования личности и психических функций, а также нарушениями в умственной и познавательной способности.

Симптомы и причины нарушений психического развития

Нарушения психического развития проявляются наиболее часто в младенческом и детском возрасте. Эти психологические нарушения связаны с различными факторами, травмами и патологиями.

Основными причинами нарушений психического развития являются:

  • наследственные патологии головного мозга;
  • хромосомные заболевания;
  • пороки головного мозга;
  • эпилептический синдром;
  • поражения и патологии центральной нервной системы;
  • опухоли головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;
  • наследственные эндокринные заболевания;
  • соматические патологии;
  • нарушения и заболевания органов чувств;
  • отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.

Нарушения психического развития у детей проявляются в виде недоразвития, повреждений личностного развития и отсутствия самоопределения, невозможности умственного развития и проблем с познанием, психопатии и искажений (аутизм).

Наиболее серьезными причинами нарушений психического развития являются наследственные, биологические, социальные и психогенные факторы.

Нарушения психического развития у детей выражаются в значительном отставании в развитии от сверстников, замедлении психического становления, несоответствии в поведении и восприятии с возрастными нормами. Эти нарушения начинают проявляться с раннего возраста, и они часто связаны с мозговой дисфункцией.

При определении причин нарушений психического развития необходимо учитывать темперамент ребенка, наличие соматических и церебральных патологий, эмоциональное состояние и депривацию.

К биологическим причинам нарушений относятся патологии в период беременности, недоношенность, родовые и послеродовые травмы, соматические заболевания и мозговые травмы.

Нарушения психического развития могут быть вызваны социальными факторами, в том числе недостатком во внимании и отрывом от матери, социальной изоляцией, дефицитом воспитания, обучения и развития, неблагоприятными условиями в семье и обществе.

Типы нарушений психического развития

Нарушения психического развития классифицируются на несколько типов.

К основным типам нарушений психического развития можно отнести:

  • дизонтогенез, в том числе поврежденное, замедленное и искаженное развитие;
  • необратимое психическое недоразвитие;
  • дисгармоничное психическое развитие;
  • дегенеративное психическое развитие, связанное с эпилепсией и другими заболеваниями;
  • патологическое психическое развитие, вызванное психическими и соматическими патологиями.

Также выделяют типы нарушений психического развития по шизофреническому процессу: асинхронию, ретардацию и умственную отсталость.

В некоторых случаях проявляются клинические формы нарушений, в том числе акселерация, инфантилизм, аутизм и соматопатия.

Отдельно в медицине выделяют нарушения психического развития, связанные с видом олигофрении – неосложненная, нейродинамическая, анализаторная и психопатическая форма.

Профилактика нарушений психического развития

Особое значение в препятствовании развитию психических нарушений выполняет комплексная система профилактических мер. Профилактику психических нарушений необходимо начинать проводить с регулярного осмотра и консультаций у педиатра, а также проверки психомоторных реакций у ребенка.

Состояние психического развития должны определять логопед, детский психолог, педиатр и дефектолог. Точный диагноз ребенка и тип нарушений психического развития можно определить с помощью диагностического обследования.

Профилактика нарушений психического развития основана на использовании специальных медицинских, педагогических, психологических и социальных методов проверки ребенка. Для создания правильной среды для психического развития используется благоприятное коррекционное пространство, в котором ребенок развивает познавательную функцию, логическое мышление и приобретает учебные навыки.

Важным фактором профилактики является соблюдение безопасности, а также проведение медицинских и педагогических консультаций с первых месяцев беременности.

После рождения ребенка и в течение первого года его жизни можно выявить первые признаки психических нарушений. Отсутствие реакций на звук и свет могут первыми признаками таких нарушений.

У детей дошкольного возраста нарушения психического развития часто проявляются в виде проблем с речью и письмом, отставании в моторном развитии и слабой памяти.

Для проведения эффективной профилактики нарушений психического развития необходимо исключить конфликты в семье, избегать физических и психологических травм во время беременности, а также следует создать благоприятную среду для развития ребенка.

Лечение нарушений психического развития

Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.

Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка.

В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.

При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести:

  • коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации;
  • коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи;
  • сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки;
  • аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия;
  • релаксационные упражнения;
  • лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития;
  • физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры.

Важным этапом лечения нарушений психологического развития является индивидуальная учебная и развивающая программа для ребенка. Эта программа должна быть разработана педагогами и психологами, а в ее состав должны входить специальные интеллектуальные упражнения, художественные задания, музыкальные и хореографические занятия.

Видео с YouTube по теме статьи:

Нарушения в психическом развитии человека ребенка

Калькулятор

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Нарушение психического развития у детей

Нарушение психического развития представляет из себя психическое состояние человека, при котором темпы формирования личности, умственные и познавательные способности человека, а также некоторые психические функции развиваются не в полной мере. Данные нарушения, как правило, встречаются у детей младшего возраста и вызваны различными патологиями и травмами, которые влияют на развитие психического состояния человека. Стоит отметить, что всего врачами выделено четыре степени нарушений психического развития, которые варьируются в зависимости от степени дефекта и длительности наступления, при этом одни последствия удается полностью преодолеть и устранить их проявление, а другие не поддаются лечению вообще.

Нарушения психического развития выделяются следующих типов:

  • Повреждение отдельных анализаторов, приводящее к таким проблемам, как нарушение слуха или зрения;
  • Повреждение подкорковых и регуляторных систем, приводящие к более серьезным проблемам с психическим развитием человека.

Заболевания по симптомам

Любой симптом — сигнал организма о том, что нарушен какой-либо орган, отдел или целая система. Чтобы узнать, почему возникает нарушение психического развития у ребенка, нужно исключить некоторые заболевания. Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок прошёл своевременную диагностику, уточните у врачей, отчего появилось нарушение психического развития и как быстро и эффективно улучшить состояние ребенка.

Перечень заболеваний, при которых встречается нарушение психического развития:

  • Соматические и психические патологии;
  • Недоношенность;
  • Пороки головного мозга;
  • Поражение ЦНС;
  • Эндокринные заболевания, передаваемые по наследству;
  • Нарушение органов чувств у ребенка.

Нарушение психического развития у ребенка могут быть вызваны не только биологическими факторами, такими как различные нарушения в работе внутренних органов, но и психогенные факторы или социальные, например недостаток внимания к ребенку со стороны матери или общие неблагоприятные условия в семье.

Среди всех типом нарушения психического развития у ребенка, необходимо выделить следующие:

  • Умственная отсталость, при которой ребенок не может выполнять те или иные действия, свойственные детям в том же возрасте;
  • Ретардация, выраженная задержка общего уровня психического развития ребенка;
  • Асинхрония, представляющая из себя неравномерное развитие систем организма.
Читайте так же:  Как приучить ребенка спать в кроватке в 3 месяца

Лечение и специалисты

Лечением нарушений психического развития у ребенка должен заниматься только квалифицированный специалист. Только врач может сказать вам, чем лечить гематурию у малыша, как избавиться от осложнений нарушений психики предотвратить их появления у ребёнка в дальнейшем. На вопрос о том, что делать, если у вашего грудничка возникло нарушение психики, могут ответить следующие врачи:

Специалисты, к которым нужно обращаться при возникновении

Эффективность лечения такого заболевания, как нарушение психического развития, в первую очередь, зависит от взаимодействия различных врачей, а также тех методов терапии, которые ими выбираются в каждом случае. Основной задачей для назначения лечения является определение причины заболевания, при этом, в зависимости от этого, могут назначаться различные медикаменты или другие виды терапии.

В число занятий, направленных на улучшение состояния ребенка, могут входить и некоторые виды реабилитации, включающие в себя физические упражнения, некоторые виды гимнастических упражнений, а также занятия, направленные на общее расслабление организма. Как правило, наиболее эффективное лечение складывается из сочетания нескольких видов терапии, включающей как медикаментозные препараты, так и индивидуальные программы, разработанные в соответствии с необходимыми задачами по восстановлению нормального уровня психического развития у ребенка.

48. Типы нарушений психического развития

48. Типы нарушений психического развития

Существуют различные классификации дизонтоге-неза. Рассмотрим некоторые из них и дадим описание видам дизонтогенеза.

Г. Е. Сухарева различает три вида дизонтогенеза:

3) искаженное развитие.

Близкой к рассмотренной является еще одна классификация нарушений психического развития.

1. Необратимое недоразвитие (связано с олигофренией).

2. Дисгармоническое развитие (связано с психопатией).

3. Регрессирующее развитие (связано с прогрессирующими дегенеративными заболеваниями, злокачественной эпилепсией).

4. Альтернирующее развитие (наблюдается при различных соматических и психических патологиях).

5. Развитие, измененное по качеству и направлению (при шизофреническом процессе).

Г. К. Ушаков и В. В. Ковалев предложили выделить основные клинические типы дизонтогенеза:

1) ретардация – это заторможенное психическое развитие или устойчивое психическое недоразвитие;

2) асинхрония – дисгармоническое психическое развитие.

Клинические формы дизонтогенеза можно классифицировать следующим образом:

1) умственная отсталость;

2) пограничные и парциальные задержки психического развития;

3) искажения психического развития;

4) аутистические расстройства;

Наиболее распространенной считается следующая классификация дизонтогенеза:

1) психическое недоразвитие;

2) задержанное развитие;

3) поврежденное психическое развитие;

4) дефицитарное психическое развитие;

5) искаженное психическое развитие;

6) дисгармоническое психическое развитие.

Существуют и другие дифференциации видов олигофрении. Например, в педагогическом плане наиболее распространенной можно считать классификацию М. С. Певзнер. Данный автор выделяет пять основных видов олигофрении.

1. Неосложненная олигофрения.

2. Осложненная олигофрения с присутствием нарушений нейродинамики.

3. Олигофрения, характеризующаяся нарушением различных анализаторов.

4. Олигофрения, для которой характерны психопа-топодобные формы поведения.

5. Олигофрения с четко выраженной лобной недостаточностью.

Похожие главы из других книг

Два подхода к коррекции нарушений речевого развития

Два подхода к коррекции нарушений речевого развития В дефектологической практике приходилось наблюдать детей 4–5 и даже 6 лет с относительно сохранным пониманием речи и с полным (или почти полным) отсутствием экспрессивной речи. При обычном способе занятий с таким

36. Условия психического развития личности

36. Условия психического развития личности Сущность личности, как мы знаем, по своей природе социальна. Источники ее развития находятся в окружающей среде. Процесс развития личности в этом смысле, есть процесс усвоения человеком социального опыта, который происходит в

39. Закономерности психического развития личности

39. Закономерности психического развития личности В психологии отмечаются общие тенденции, закономерности психического развития. Так, при любых, даже самых благоприятных условиях обучения и воспитания, различные психические функции, психические проявления и

40. Этапы психического развития человека

40. Этапы психического развития человека Развитие ребенка – сложный диалектический процесс. В психологии выделяют следующие периоды развития ребенка и школьника: новорожденный (до 10 дней), младенческий возраст (до 1 года), ранний детский (1–3 года), преддошкольный (3–5 лет),

3. Периодизации психического развития

3. Периодизации психического развития Развитие человека индивидуально. В его онтогенезе реализуются как общие закономерности развития представителя человечества, так и индивидуальные особенности развития каждого человека в отдельности.Процесс развития человека

Диагностика уровня психического развития

Раздел I. ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Раздел I. ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Основные темы и понятия раздела – О диагностических методах психологического исследования школьников – Современное состояние психологической диагностики в дефектологии – Диагностическая

15. Уровни психического развития

15. Уровни психического развития Степень и показатели психического развития человека в процессе формирования его личности называют уровнями психического развития личности. Во время жизни каждый человек проходит несколько этапов развития, и каждому из них свойственны

Дети с задержкой психического развития

Дети с задержкой психического развития Задержка психического развития (ЗПР) наблюдается у детей, перенесших слабо выраженные органические повреждения центральной нервной системы (во внутриутробном развитии, во время родов или в раннем детстве) или имеющих генетически

Основные понятия психологии развития и факторы психического развития

6.6.1 Нарушения физического и психического развития

6.6.1 Нарушения физического и психического развития У большинства детей, живущих в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются «методами воспитания», или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например в семьях родителей-алкоголиков,

4.2. Аномалии физического и психического развития

4.2. Аномалии физического и психического развития Понятие аномалии физического развития мы используем в самом широком смысле этого слова, имея в виду все то, что прямо не относится к психологии человека, а имеет отношение к его биологическому созреванию. Вариантов таких

Проблема психического развития человека

Проблема психического развития человека В прологе к своей автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления» Юнг размышляет о специфике человеческого бытия и говорит, что, «подобно другому существу, человек есть сколок бесконечного божественного

Симптомы болезни — нарушения психического развития у ребенка

Нарушения и их причины по категориям:

Нарушения и их причины по алфавиту:

нарушение психического развития у детей —

Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Развитие психики характеризуется относительной обратимостью изменений, направленностью (то есть способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером (например, воспроизводимостью однотипных изменений у особей одного вида).

Психическое развитие ребёнка заключается в том, что под влиянием условий жизни и воспитания происходит формирование самих психических процессов, усвоение знаний и умений, образование новых потребностей и интересов.

Физиологической основой изменения психики ребёнка является развитие его нервной системы, развитие высшей нервной деятельности.

С возрастом увеличивается масса головного мозга, совершенствуется его анатомическое строение. Если у новорождённого вес мозга составляет, в среднем, 380 г, то в семилетнем возрасте он достигает 1350 г.
Вместе с увеличением массы мозга и совершенствованием его строения происходит развитие высшей нервной деятельности.

При каких заболеваниях возникает нарушение психического развития у детей:

Первое нарушение – синдром невропатии.

Это нарушение, которое можно обнаружить достаточно рано – от рождения до 3 лет. Такой ребеночек очень беспокоен, он часто срыгивает, страдает запорами и поносами, нарушениями аппетита и сна, он чувствителен к погоде – словом, это целый букет, получить который родителям тяжело. При всем при этом никаких органических патологий у такого малыша не обнаруживается, и все врачи только разводят руками – практически здоров.

Еще одно нарушение – ранний детский аутизм. Этот синдром проявляется отчетливо после 4 лет, когда обычно начинает прогрессировать. Обусловлен он в первую очередь наследственностью и проявляется главным образом в отсутствии или значительном снижении контактов с окружающими. Но это не значит, что малыш просто необщителен – здесь все обстоит гораздо сложнее. Ребенок изо всех сил, активно стремится к одиночеству, избегает общения и со взрослыми (включая родителей), и со сверстниками.

Самые обычные явления – попытка познакомиться, поиграть, даже погладить по голове – вызывают у таких детей неадекватные по силе негативные реакции, причем самым сильным раздражителем является лицо человека и взгляд прямо в глаза.

Читайте так же:  Сгорела семья 7 детей

Этим детям настолько сложно переносить такие сверхназгрузки на психику, что они впадают в истерику, в слезы, убегают, отворачиваются, прячут лицо за ладошками – все, что угодно, лишь бы их оставили в покое, наедине с собой.

Такие малыши страдают от многочисленных страхов, на которые, впрочем, они не жалуются окружающим, а вырабатывают свои защитные ритуалы. Интеллект у них вовсе не обязательно снижен, более того, возможна сверходаренность в какой-либо области, они очень легко оперируют символами (а вот образами – нет). Однако такому ребенку сложно проявить и развить свои таланты, потому что имеются проблемы с концентрацией внимания, в их действиях нет целенаправленности.

К каким врачам обращаться, если возникает нарушение психического развития у детей:

Вы заметили нарушение психического развития у детей? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас нарушилось психическое развитие у ребенка? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию на форуме. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Рубрикатор

Причины нарушений психического развития ребенка

Возникновение болезни, ее течение, прогноз и исход зависят от вызвавшей ее причины и совокупности внешних и внутренних условий. В тех случаях, когда организм ослаблен, причиной психического заболевания могут быть неблагоприятные факторы внешней среды.

Все причинные факторы психических заболеваний можно разделить на две группы: экзогенные — факторы внешней среды, и эндогенные — факторы внутренней среды.

К экзогенным факторам относятся различные инфекционные заболевания, механические травмы мозга, интоксикации, неблагоприятные гигиенические условия, психические травмы, истощение и др.

Инфекции занимают одно из первых мест среди причин психических расстройств у детей, особенно слабоумия. Дети и подростки с психозами, умственной отсталостью, аномалиями речи, зрения, слуха, нарушениями эмоционально-волевой сферы в большинстве случаев перененесли инфекционные заболевания. Срени них следует выделить:

нейроинфекции, при которых поражается ЦНС (менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты);

детские инфекции (корь, коклюш, ветряная оспа, дифтерия);

общие инфекционные заболевания (грипп, туберкулез, сифилис, токсоплазмоз).

Инфекционные заболевания при снижении защитных свойств организма могут привести к возникновению временных или стойких и необратимых психических расстройств. Исход заболевания (временное или стойкое, обратимое или необратимое) зависит:

во-первых, от силы воздействия фактора,

во-вторых, от того, на какой стадии развития действуют эти факторы (во внутриутробном развитии, во время родов, в раннем, дошкольном, школьном возрасте),

в-третьих, от способности ЦНС мобилизовать защитные свойства организма.

Интоксикации (отравления) организма различными токсическими (ядовитыми) веществами также могут вызвать психические расстройства. Токсическими веществами называют те, которые при воздействии на организм способны вызвать резкое нарушение функций организма и различные психические расстройства. К ним относятся промышленные, бытовые вещества, лекарственные средства (в больших дозах).

Токсические вещества проникают в организм различными путями, главным образом через пищеварительные и дыхательные пути, и приводят как к временным психическим расстройствам, так и к необратимым дефектам интеллекта. Кроме того, эти вещества могут поражать будущее потомство. Наиболее распространенной интоксикацией является алкогольная.

Травмы головного мозга, особенно закрытые, — важный фактор возникновения острых и хронических психических расстройств. В зависимости от обширности травмы психические расстройства могут быть временными или стойкими, необратимыми. Травма черепа может спровоцировать какое-либо другое заболевание. Вследствие механической травмы головного мозга могут развиваться различные дефекты интеллекта — от незначительных до весьма глубоких. Травматизация головного мозга может произойти:

внутриутробно (ушибы, падения, подъем больших тяжестей, непосильный физический труд беременной женщины, небольшое количество околоплодных вод, длинная пуповина),

во время родов (продолжительные или стремительные роды, акушерско-хирургическое вмешательство),

в грудном, раннем детском, дошкольном и школьном возрасте (игровая, бытовая, уличная, транспортная и др.).

Родовая травма обусловливает внутричерепные кровоизлияния, асфиксию (удушье) и связанное с ней кислородное голодание головного мозга, могут возникать либо сразу же после травмы, либо спустя некоторое время после нее.

Неблагоприятные гигиенические условия среды: истощение у родителей, неполноценное питание беременной или новорожденного, брак в слишком молодом или пожилом возрасте, охлаждение новорожденного, недоношенность плода, тяжелый физический труд во время беременности, профессиональные отравления, токсикозы беременности — могут быть причиной аномалий психики у детей.

Психогенные факторы, т.е. события и ситуации, травмирующие психику, могут приводит к развитию реактивных психозов и неврозов. Поэтому психическая травма в виде страха, запугивания, гнева, обиды, потери близких, краха надежд может рассматриваться как фактор психических расстройств.

К эндогенным факторам, вызывающим развитие психических расстройств, относятся некоторые заболевания внутренних органов (соматические), аутоинтоксикации (во время нарушения функций пищеварения), нарушения обмена веществ, функций эндокринных желез, наследственные факторы и наследственная предрасположенность.

Наследственные факторы связаны с передачей патологических признаков от родителей их потомству.

Наследственная предрасположенность — особая восприимчивость, чувствительность организма к внешней вредности, к пониженной сопротивляемости организма.

Нарушение психического развития

Общие сведения

Психический дизонтогенез (нарушение психического развития) это патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций. Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще встречается задержка психического развития. В клинической психиатрии дизонтогенез относят к задержкам и искажениям психического развития.

Группа расстройств, объединяемая понятием «задержки психического развития» включает патологические состояния, характеризующиеся недостаточностью интеллекта и психики в целом. К искажениям психического развития относят состояния, отличающиеся парциальностью и диссоциативностью развития психических функций. Одни из них могут характеризоваться ускорением, а другие — задержкой развития.

Задержка психического развития представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% среди детей. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией. Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике в процессе школьного обучения.

Причины задержки психического развития

Причиной заболевания являются биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Биологические факторы: негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления, вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

Читайте так же:  Диатез у новорожденный ребенок

патология беременности (тяжелый токсикоз, резус-конфликт, гипоксия плода);

внутричерепные родовые травмы;

ядерная желтуха новорожденных;

фетальный алкогольный синдром.

В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут вызывать тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др. ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

Задержка психического развития может возникать под влиянием социальных факторов, что не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях:

авторитарного характера воспитания;

дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация задержки психического развития

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Выделяют четыре клинических типа задержки психического развития.

Задержка психического развития конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок:

Ведет себя, как более младший по возрасту;

страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие.

Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.

ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется следующими симптомами:

низкой работоспособностью ребенка;

меньшим объемом памяти;

плохой сформированностью навыков деятельности;

ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке:

ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Заболевание вызвано первичным частичным органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности:

отсутствие живости и яркости эмоций;

низкий уровень притязаний;

Характеристика детей с задержкой психического развития

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития затрагивают все интеллектуальные процессы:

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже развит слух, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной практикой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию.

Диагностика задержки психического развития

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией в составе детского психолога,логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование, диагностическое обследование речи, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка выносится заключении о наличии задержки психического развития, даются рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные школы или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии. Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК,массаж, водолечение.

Профилактика задержки психического развития

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Задержка психического развития это синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Задержку психического развития следует отличать от приобретенных состояний дефекта личности и интеллектуальной деятельности вследствие (болезненного процесса или другого повреждения психики. В последнем случае принято говорить о слабоумии, или деменции. В рамках психического недоразвития различают тяжелые состояния умственной отсталости и относительно легкие задержки психического развития (пограничные формы задержки развития).