Меню

Направленность личности и самооценка

Направленность личности

Направленность личности

Направленность — важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного существа, главные тенденции его поведения.

Направленность личности — ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности.

Как бы ни различались трактовки личности в психологии, практически все исследователи считают, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой является направленность личности. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.

Направленность воплощается в различных формах — ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик.

В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной позитивной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью, высокой социальной активностью.

Формирование направленности личности

Несмотря на различие трактовок личности во всех подходах выделяется ее направленность в качестве ведущей характеристики. В разных концепциях эта характеристика раскрыта по-разному: как “динамическая тенденция” (С. Л. Рубинштейн), “смыслообразующий мотив” (А. Н. Леонтьев), “доминирующее отношение” (В.Н. Мясищев), “основная жизненная направленность” (Б. Г. Ананьев), “динамическая организация сущностных сил человека” (А. С. Прангишвили). Таким образом, направленность выступает как обобщенное свойство личности, которое определяет ее психологический склад.

Совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности деятельность и являются относительно независимыми от данных ситуаций, называются направленностью личности человека. Она всегда социально обусловлена и формируется посредством воспитания.

Направленность — это установки, ставшие свойствами личности.

В направленность включаются несколько связанных форм, которые мы кратко опишем:

  1. влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;
  2. желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;
  3. стремление — возникает при включении в структуру желания волевого компонента;
  4. интерес — познавательная форма направленности на предметы;
  5. склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента;
  6. идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;
  7. мировоззрение — система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;
  8. убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. А функция мотива состоит в том, чтобы придавать направленность производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно “подпитывать”. Ее необходимо вести, реализовывать. Еще одна функция мотива является смыслообразованием, благодаря которому понятие мотива выходит на личностный уровень. Смысл — это ответ на вопрос: зачем? Для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? Человек является существом ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, то мотив как побудитель не сработает. Деятельности не будет и останется нереализованный мотив.

Надо заметить, что потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность личности лишь частично, являясь ее основой, базисом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. В виду этого необходимо различать цель деятельности и жизненную цель. Человек выполняет в течение жизни множество многообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется своя цель. Жизненная цель выступает в качестве объединения всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. С жизненными целями связан уровень достижений личности. Осознание не только цели, но и реальности рассматривается человеком как перспектива личности.

Состояние расстройства, подавленности, противоположное переживаниям, свойственным человеку, осознающему перспективу, называется фрустрацией. Она возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда они воспринимаются таковыми.

Понятие и сущность направленности личности, основные составляющие направленности

Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение и деятельность, на достижение относительно сложных жизненных целей.

Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (рыбалка, вязание, фото и изобразительное творчество, спорт и др.).

Во всех видах активности человека направленность проявляется в особенностях интересов личности.

Потребности человека занимают центральное место и играют ведущую роль в системе направленности (рис. 1) личности как в сложном ее психическом свойстве, включающем в себя систему побуждений, которая определяет активность личности и избирательность ее отношений к действительности. Система направленности личности включает следующие основные элементы (компоненты): ценностно-смысловые образования и притязания личности, основанные на оценке ею своих возможностей и ситуации, ожиданиях определенных результатов своих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т.п. Притязания личности, или потребность в статусе, — интегральная форма выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности; это претензии на определенное место в системе профессиональных и других социальных и межличностных отношений, на успех в действиях, поступках, на то или иное место в жизни и т.п. Самооценка — одно из базовых личностных образований.

Потребностные состояния личности зависят от объективных обстоятельств, объектов и предметов потребностей человека, а также от его систем смысловых и ценностных образований, притязаний и других личностных особенностей. Возникновение у человека тех или иных потребностных состояний обусловливает постановку соответствующих целей и возникновение мотивов их реализации.

Потребности человека реализуют две основные функции — целеполагания и побуждения. Первая обусловливается системой смысловых образований, а вторая — системой ценностных образований личности.

Рис. 1. Система направленности личности (по В.А. Сластенину и В.П. Каширину):

  • СЦСОЛ — система ценностно-смысловых образований личности;
  • ПС — субъективная потребность личности, ее потребности ее состояние;
  • МЦ — мотив цели;
  • МПССРЦ — мотивы путей, средств, способов реализации цели;
  • Ц- цель;
  • Д — деятельность

Характеристика направленности

В зависимости от сферы проявления различают такие виды направленности личности, как профессиональная, нравственная, политическая, бытовая и др., например в сфере творчества, спортивной деятельности и т.п.

Направленность личности характеризуется:

  • уровнем зрелости — степенью общественной значимости основных устремлений личности, ее нравственным обликом, идеологической позицией и т.п.;
  • широтой — диапазоном сфер проявления устремлений личности;
  • интенсивностью — силой устремлений личности по реализации поставленных целей;
  • иерархией видов направленности конкретной личности (ведущие виды, главные, доминантные и др.).

Еще Ч. Дарвин, признавая, что определенные реакции и поступки человека основаны на врожденных механизмах, вместе с тем отмечал, что многое в поведении человека обусловлено общественными нормами. Например, такие врожденные реакции, как переживание чувства страха, стремление к избеганию опасности или самозащите, способные вызвать физиологический аффект, могут сдерживаться, контролироваться и направляться сознанием человека. Кроме того, эти эмоции, как показывают медицинские исследования, можно ослабить или усилить посредством медикаментов, следовательно, они не замкнуты фатально на прирожденных механизмах психики. При этом все специфическое для поведения человека не является врожденным, а все врожденное не носит черт, специфических только для человека. Так, переживания и эмоции, порождаемые как внешними, так и внутренними причинами, выражаются у человека обычно в форме, принятой в той культуре, к которой он принадлежит.

Направленность в разных научных подходах к личности выделяется в качестве ведущей характеристики, хотя и толкуется по-разному: как динамическая тенденция (С.Л. Рубинштейн), как смыслообразующий мотив (А.Н. Леонтьев), как доминирующее отношение (В.Н. Мясищев), как основная жизненная направленность (А.С. Прангишвили).

Как говорилось выше, мотивы могут быть осознанными в большей или меньшей степени и совсем неосознанными. Основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность личности — это обусловленная системой побуждений личная целеустремленность человека, совокупность мотивов, определяющие деятельность и поведение человека.

ЛЕКЦИЯ № 10. Самооценка личности

ЛЕКЦИЯ № 10. Самооценка личности

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в развитии личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т. е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе.

Читайте так же:  Психология когда женщина хочет

Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку примеривать свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т. е. уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением. Все это и делает самооценку важным фактором в формировании личности.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. В последнем случае человек постоянно сталкивается с неуспехом, он часто вступает в конфликты с окружающими, нарушается гармоничность развития его личности. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности (например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, требовательности; неадекватная – неуверенности или излишней самоуверенности, некритичности).

Конечно, вполне адекватная самооценка, адекватное отношение к себе являются высшей стадией развития самооценки и характерны для взрослого человека. В процессе же развития ребенка должны иметь место некоторые особенности формирования самооценки, специфические для каждой ступени возрастного развития.

Проблеме развития самооценки посвящено много исследований как у нас в стране, так и за рубежом. Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, т. е. максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой. При этом сама окружающая среда рассматривается как враждебная человеку. Такой подход характерен как для З. Фрейда, так и для его последователей-неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромма и др.). В работах этих психологов самооценка выступает как функция личности и рассматривается в связи с аффективно-потребност-ной сферой личности.

С точки зрения советской психологии роль самооценки не ограничивается приспособительной функцией; самооценка становится одним из механизмов, реализующих активность личности.

Большое значение для решения проблемы самооценки имеют работы К. Левина и его учеников, которые занимались специальным изучением мотивов, потребностей, уровня притязаний и их соотношения.

В результате этих и других исследований ученые пришли к выводу о соотношении самооценки и уровня притязаний. Интересной с этой точки зрения является теория К. Роджерса.

Личность, по К. Роджерсу, возникает в процессе развития, и ее сущностью являются знание индивида о себе и самооценка. Самооценка возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, оценочного взаимодействия с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие прежде всего согласуются с его самооценкой.

В индивидуальном развитии, как говорит К. Роджерс, между представлением человека о себе и реальным опытом, включающим в себя и оценки окружающих, и моральные ценности, может возникнуть конфликт. В одних случаях причиной конфликта является расхождение между самооценкой и оценками окружающих, в других – расхождение между самооценкой и тем идеальным представлением о себе, отвечать которому человек стремится. Но не всегда это расхождение является патогенным. К. Роджерс считает, что выход в большей мере зависит от того, как сложилась самооценка в индивидуальном опыте человека. Некоторые люди не желают перестраивать свою самооценку и искаженно интерпретируют свой реальный опыт. Другие оказываются способными перестраивать самооценку, приводя ее в соответствие со своим реальным опытом. Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта являются условием безболезненной адаптации к условиям жизни. Решающее значение для нормального психического состояния человека имеет согласие с самим собой, т. е. правильное, адекватное отношение и к себе, и к своим возможностям. Психологи отмечают значение для развития личности потребности в положительной оценке: индивид нуждается в одобрении и уважении других людей. На основе этого уважения возникает самоуважение, которое становится важнейшей потребностью индивида.

В советской психологии исследования проблемы самооценки связаны с изучением проблемы развития и самосознания, с именами Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Л. И. Божович, М. С. Ней-марк, Л. С. Славиной, Е. А. Серебряковой и др. Эти исследования посвящены изучению уровня притязаний детей, их уверенности или неуверенности в себе и связанных с этим особенностей их самооценки.

Самооценка, закрепившаяся и ставшая чертой характера, не ограничивается рамками какой-либо одной деятельности, а распространяется и на другие виды деятельности. Важным фактором развития личности ребенка являются оценки его окружающими. Эмоциональное самочувствие ребенка зависит от того, какие взаимоотношения сложились у него с окружающими людьми, отвечает ли он тем требованиям, которые к нему предъявляются, насколько удовлетворяется его потребность в положительной оценке. С возрастом самооценка как мотив поведения и деятельности становится достаточно устойчивым образованием и более значимой, чем потребность в оценке окружающих.

Генетическая потребность в оценке – более раннее образование, чем потребность в самооценке. С возрастом самооценка в известной мере эмансипируется от мнения окружающих и начинает выполнять самостоятельную функцию в формировании личности, опосредуя отношение субъекта к действительности, в том числе к оценкам окружающих. Сущность этой функции заключается в том, что человек на основе оценки своих возможностей предъявляет к себе определенные требования и поступает в соответствии с этими требованиями.

Надо отметить, что требования, предъявляемые к ребенку или подростку извне, если они расходятся с требованиями его к себе, неспособны оказать на него должное воздействие. Возможность поступать независимо или вопреки оценкам окружающих связана с устойчивостью личности. Если расхождение между оценкой или самооценкой носит длительный характер (особенно в тех случаях, когда оценка является адекватной), последняя либо перестраивается вслед за оценкой, либо возникает острый конфликт, приводящий к серьезному кризису. Поэтому так важно изучать самооценку человека и ее соответствие или несоответствие оценке.

Самооценка и уровень притязаний подростков с разной направленностью личности

Цитирование:

Комментарии(<< comments.length >>)

Ссылка на экспорт

  • 428005, г. Чебоксары,
    ул. Гражданская,
    Дом 75
  • Телефон: 8-800-775-0902
  • +7 (8352) 222-490
  • [email protected]
  • interactive-plus

Присоединяйтесь

Содержимое данной страницы доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» 4.0 International

Форма подписки

Подпишитесь на нашу рассылку и станьте одним из первых, кто будет в курсе всех новостей!

На вашу почту выслана инструкция для подтверждения учетной записи.

Благодарим за интерес, проявленный к нашей компании!

Направленность личности и самооценка

66 Направленность личности

Ведущей характеристикой личности большинство исследователей считают ее направленность, хотя толкуют ее сущность по-разному. Так, для. СЛРубинштейна направленность — это»динамическая тенденция», для. ОМЛеон нтьева -«системообразующих мотив», для. ВММьясищева -«доминирующее отношение», для. БГ. Ананьева -«основная жизненная направленность», для. АСПрангишвили -«динамическая организация сущностных сил человека»Исследован ния направленности личности осуществляется путем изучения всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентаций убеждений и т.п.. Таким образом, направленность является системообразующей свойством личности, которая определяет ее психическое стеклатості, яка визначає її психічний склад.

. Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности, и относительно независимых от конкретных ситуаций

Направленность личности является социально обусловленной и формируется путем воспитания. Она включает иерархически связанные между собой формы:

— поезд — простейшая биологическая форма направленности;

— желание — осознанная потребность и влечение к чему-то определенному;

— стремление — это желание при включении волевого компонента;

— интерес — познавательная форма направленности на определенный предмет;

— склонность — это интерес при включении волевого компонента;

— идеал — предметная цель, конкретизирована в образе или представлении;

— мировоззрение — это система философских, этических, эстетических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

— убеждение — высшая форма направленности, которая понимается как система мотивов личности, побуждающих ее поступать своих взглядов, принципов, мировоззрения

Как отмечалось выше, мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. В направленности личности ведущая роль принадлежит осознаваемым мотивам потребностно-мотивационная сфера частично характер ктеризуе направленность личности, является фундаментом, на котором формируются жизненные цели личноститі.

Следует различать цели деятельности и жизненные цели протяжении жизни человек выполняет большое количество деятельностей, реализуя в каждой из них определенную цель. Жизненная цель выступает интегратором отдельных целей, связанных за них с определенными деятельностями. Реализация отдельных целей является вместе с тем отдельной реализацией общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан и уровень притязаний. В жизненных целях оказывается осознанная»концепция собственного будущего»Осознание личностью не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личностиособистості.

Читайте так же:  Психология женщин после расставания с мужчиной

67 Самооценка и уровень притязаний

Важными характеристиками личности является ее самооценка и уровень притязаний

Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и своего места среди других людей

Известно, что самооценка личности не всегда является результатом четко осознанной проекции реального»Я»и»Я»идеального. Вот почему можно выделить такие разновидности самооценки завышенную, нормальную, или адеква. АТНУ и заниженную. Завышенная самооценка — это переоценка личностью самой себя, что чаще всего приводит к эгоцентризму, избыточности, агрессивности, подозрительности, потери контакта с окружающими (друзьям и, близкими, родными, сотрудниками и т.д.никами тощо).

Заниженная самооценка характеризуется неуверенностью в себе, в своих возможностях, равнодушии, повышенном уровне тревожности, отказе от инициативы, приводит к недооценке личностью самой себя и а к формированию комплекса неполноценности. Адекватная, или нормальная самооценка свидетельствует об оптимальном соотношении возможностей и способностей человека и адекватного осознания окружающей действительностиі.

Как завышенная, так и заниженная самооценка могут быть результатом внутреннего конфликта личности, который проявляется во внутренних (ориентированных на самого себя) и внешних (ориентированных на окружение) форма.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Уровень притязаний — это желательная самооценка личности (уровень образа»Я»), которая проявляется через меру трудности в достижении поставленной цели

Формирование уровня притязаний порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны — стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой — снизить притязания, чтобы избежать неудач в случае ку успеха уровень притязаний, как правило, повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, в случае неуспеха, соответственно, снижаетсяя.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Направленность личности

Ведущей характеристикой личности большинство исследователей считают ее направленность, хотя толкуют ее сущность по-разному. Так, для С. Л. Рубинштейна направленность — это «динамическая тенденция», для А.Н.Леонтьев — «системообразующий мотив», для В.М.Мьясищева — «доминирующее отношение», для Б.Г. Ананьева — » основная жизненная направленность «, для А.С.Прангишвили -» динамическая организация сущностных сил человека «. Исследование направленности личности осуществляется путем изучения всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентаций, убеждений и т.д. . Таким образом, направленность является системообразующей свойством личности, определяет ее психический склад.

Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, и относительно независимых от конкретных ситуаций.

Направленность личности является социально обусловленной и формируется путем воспитания. Она включает иерархически связанные между собой формы:

— Поезд — самая биологическая форма направленности;

— Желание — осознанная потребность и влечение к чему-то определенного;

— Стремление — это желание при включении волевого компонента;

— Интерес — познавательная форма направленности на определенный предмет;

— Склонность — это интерес при включении волевого компонента;

— Идеал — предметная цель, конкретизирована в виде или представлении;

— Мировоззрение — это система философских, этических, эстетических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

— Убеждение — высшая форма направленности, которая понимается как система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядов, принципов, мировоззрения.

Как отмечалось выше, мотивы могут быть осознаваемые и неосознаваемые. В направленности личности ведущая роль принадлежит осознаваемым мотивам. Потребностно-мотивационная сфера частично характеризует направленность личности, является фундаментом, на котором формируются жизненные цели личности.

Следует различать цели деятельности и жизненные цели. В течение жизни человек выполняет большое количество деятельностей, реализуя в каждой из них определенную цель. Жизненная цель выступает интегратором отдельных целей, связанных с определенными деятельностями. Реализация отдельных целей является вместе с тем отдельной реализацией общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан и уровень притязаний личности. В жизненных целях оказывается осознанная «концепция собственного будущего». Осознание личностью не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.

Самооценка и уровень притязаний личности

Важными характеристиками личности являются ее самооценка и уровень притязаний.

Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и своего места среди других людей.

Известно, что самооценка личности не всегда является результатом четко осознанной проекции реального «Я» и «Я» идеального. Вот почему можно выделить следующие разновидности самооценки: завышенную, нормальную, или адекватную и заниженную. Завышенная самооценка — это переоценка личностью самой себя, что чаще всего приводит к эгоцентризма, избыточности, агрессивности, подозрительности, потери контакта с окружающими (друзьями, близкими, родными, сотрудниками и т.д.).

Заниженная самооценка характеризуется неуверенностью в себе, в своих возможностях, равнодушия, повышенном уровне тревожности, отказе от инициативы, что приводит к недооценке личностью самой себя и к формированию комплекса неполноценности. Адекватная, или нормальная самооценка свидетельствует о оптимальное соотношение возможностей и способностей человека и адекватного осознания окружающей действительности.

Как завышена, так и заниженная самооценка могут быть результатом внутреннего конфликта личности, который проявляется во внутренних (ориентированных на самого себя) и внешних (ориентированных на окружение) формах.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний — это желанная самооценка личности (уровень образа «Я»), которая проявляется через меру трудностей в достижении поставленной цели.

Формирование уровня притязаний порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны — стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой — снизить притязания, чтобы избежать неудач. В случае успеха уровень притязаний, как правило, повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, в случае неуспеха, соответственно, снижается.

6.3. Направленность личности

В качестве ведущей характеристики личности выделяется ее направленность. Существуют разные определения этого понятия, например, «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н.Леонтьев), «основная жизненная направленность» (Б.Г.Ананьев).

Направленность это совокупность устойчивых потребностей и мотивов личности, ориентирующих ее деятельность и определяющих главное направление ее поведения.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

Направленность личностиэто установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. В основе всех форм направленности лежат мотивы деятельности.

Установка готовность, предрасположенность личности к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

Влечение — психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность, побуждающее человека к соответствующим действиям.

Желание — состояние осознанной, актуализированной потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.

Склонность специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая предрасположенность личности к какой-либо определенной деятельности.

Убеждение — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своим и взглядам и, принципам и, мировоззрением.

6.4. Самосознание личности и ее жизненный путь. Я-концепция личности

Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделять в представлении себя свое «Я» от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир предметом осмысления и понимания. Этот процесс называется формированием самосознания человека.

Самосознаниеосознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.

Самосознание выражается в эмоционально-смысловой оценке человеком своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразности действий и поступков. Вовлекаясь в деятельность, индивид становится объектом социальной оценки — как удовлетворяющий или не удовлетворяющий ее технологическим требованиям. Человек превращается в условие реализации (актуализации) самого себя. «Я», рассматриваемое действующим лицом как условие самореализации, приобретает личностный смысл. Смысл «Я», таким образом, и является единицей самосознания.

Самооценка (иногда: самоотношение, субъективное отношение к себе, Я-концепция) — устойчивое структурное образование, наделяемое личностью для обозначения собственной ценности и значимости и влияющее на ее развитие, деятельность и поведение.

Самооценка человека формируется на основе оценок окружающим и его деятельности, соотношения реального и идеального представления о себе.

Уровень притязаний личностистремление человека к достижению целей той сложности, на которую он считает себя способным.

Уровень притязаний личности формируется в результате переживания самой личностью своих достижений как успешных или неуспешных. Уровень притязаний может быть адекватным возможностям личности и неадекватным (завышенным или заниженным).

Субъективная картина жизненного пути в самосознании человека строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических фактах. Соотнести себя с формами социальной жизни, в которых предстоит жить и действовать, выявив свои возможности, особенности, и на этом основании определить свое место в этих формах, структурах — такова одна из главных задач индивидуальной жизни.

Жизненный путь личностижизнь конкретной личности, имеющая определенные закономерности, поддающаяся описанию и объяснению; эволюция личности, последовательность возрастных этапов развития личности, этапов ее биографии; движение личности к высшим , более совершенным формам , к лучшим проявлениям человеческой психики.

Жизненный путь подлежит периодизации, не только возрастной (детство, юность, зрелость, старость), но и личностной, которая может не совпадать с возрастной.

Читайте так же:  Отношения с женатым мужчиной любовь к женатому мужчине

Качества личности выступают как движущая сила жизненной динамики, содержательности жизни. Побуждения к действию, притязания, способности, намерения, направленность, интересы выражаются в жизненных проявлениях личности. Способности личности к организации жизни, к решению ее противоречий, к построению ценностных отношений называют жизненной позицией, которая является особым жизненным или личностным образованием.

Жизненная позицияспособ самоопределения личности в жизни, обобщенный на основе ее жизненных ценностей и отвечающий основным потребностям личности, являющийся результатом взаимодействия личности с ее собственной жизнью, ее собственным достижением.

Жизненная позиция характеризуется противоречиями личности и способам и их разрешения. Иллюстрацией неспособности решать жизненные противоречия являются два феномена — уход и возложение ответственности на другого. Негибкость жизненной позиции проявляется в стремлении сохранять свои взгляды на жизнь, «принципы», привычки, круг общения и т.д. неизменными.

Жизненная позиция личности может быть определена через ее активность как способ общественной жизни, место в профессии, способ самовыражения, совокупность отношений личности к жизни. Реализацию жизненной позиции во времени и обстоятельствах жизни, соответствующую динамическим характеристикам жизненного пути, называют жизненной линией.

Жизненная линия это определенная последовательность (или непоследовательность) личности в проведении, реализации своей жизненной позиции, верность своим принципам и отношениям в изменяющихся обстоятельствах.

Основной характеристикой прогрессивной жизненной линии является непрерывное обратное влияние результатов предшествующего этапа (решений, поступков и т.д.) на последующий.

Удовлетворенность (или неудовлетворенность) жизнью является показателем реальной проблемности (наличии противоречий) личности.

Стратегия жизни личности заключается в раскрытии и разрешении подлинных причин возникающих противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен. Способность личности разрешать противоречия является мерилом ее соииально-психологической зрелости, мужества, стойкости и принципиальности.

Жизненная стратегия — это способы изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностям и личности; построение жизни исходя из своих индивидуальных возможностей и возможностей, вырабатываемых в жизни.

Принципиальное содержание жизненной стратегии состоит не только в своеобразном структурировании, в организации жизни, но и в созидании ее духовно-ценностного, духовно-этического уровня и способа, что приносит подлинное удовлетворение человеку.

С тенденцией самоактуализации связан процесс формирования «Я-концепции» личности, который особенно активно идет в период ранней взрослости.

«Я-концепция»человека – представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Таким образом, Я-концепция формируется в связи с самореализацией личности, стремление к актуализации – мотивирующий стимул развития Я-концепции.

Однако у взрослого человека этот процесс в большей мере контролируется принятыми личностью социальными (культурологическими, нравственными и др.) понятиями и ценностями. В соответствие с представлениями, устремленностями, критериями оценки определенных социальных групп, к которым относится личность, у нее возникают различные представления относительно личной направленности и способов самоактуализации. Я-концепция включает в себя, следовательно, и то, что связано с определенными стремлениями в самоактуализации. Таким образом, возникает конфликт взаимообусловленности.

Личный опыт не всегда согласуется с Я-концепцией. Это рассогласование воспринимается как угроза Я-концепции. Ситуация, когда человек чувствует, что его Я-концепция находится под угрозой, негативно сказывается на эмоциональном благополучии и вызывает переживание несчастья. В зависимости от степени угрозы, которую несет собой опыт, человек может защищать свою Я-концепцию, отвергая опыт или искажая его восприятие. Люди, в особенности взрослые, психологически благополучны в той степени, в какой их представление о себе позволяет им воспринимать важный для них опыт. Эту возможность обеспечивает константное ядро Я-концепции.

Константное ядро Я-концепции (основные представления о себе) полноценно функционирующих, или самоактуализирующихся, взрослых людей должно включать, согласно системе взглядов К.Роджерса и А.Маслоу: открытость для опыта, рациональность, личную ответственность, чувство собственного достоинства, способность к установлению и поддержанию хороших личных отношений и ведению этичного образа жизни. В соответствии со взглядами этих представителей гуманистического направления в психологии, вышеперечисленные составляющие Я-концепции должны обеспечить человеку возможности переживания счастья.

«Оболочка» Я-концепции взрослого включает в себя многофакторный Я-образ, а также меняющиеся положительные и отрицательные самооценки. Я-образ включает в себя совокупность чувственных образов (ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов действий человека по отношению к самому себе и другим.

Различие между Я-образом и Я-концепцией состоит в том, что Я-концепция взрослого не всегда соответствует его собственному Я-образу, отражающему преимущественно личностные переживания. Конгруэнтность Я-концепции – соответствие, состояние гармонии, которое ощущается, когда нет несоответствия между переживаниями человека и его Я-концепцией – достигается посредством самоактуализации.

Таким образом, состояние гармонии между представлениями человека о себе, его потенциалом («ядро» Я-концепции) и Я-образом (непосредственно тем, что человек являет собой и те чувства, которые это вызывает) – конгруэнтность Я-концепции, достигается посредством самоактуализации. Именно ощущение баланса, гармонии, соответствия между потенциалом человека и реальной действительностью является условием эмоционального благополучия, фактором, обуславливающим переживание счастья. Мы представили данную мысль в графическом виде (рис.4).

Константное «ядро» Я-образ

(основные представления и отрицательные

человека о себе) самооценки)

Необходимо отметить, что в Я-образе взрослых молодых людей имеются гендерные различия. Из обобщения экспериментальных исследований отечественных и зарубежных ученых И.С.Кон делает вывод, что мужской Я-образ содержит преимущественно информацию о значимости Я в трудовых, деловых, спортивных и сексуальных сферах. Молодые женщины в Я-образе отражают преимущественно то, на сколько они внешне привлекательны. Молодые мужчины склонны переоценивать свои качества, будь то положение в группе или личные способности. Женские самооценки обычно скромны и реалистичны. С точки зрения И.С.Кона, завышенные самооценки помогают мужчинам соответствовать стереотипам маскулинности.

Согласно Т. В. Андреевой, у мужчин Я-концепция отличается большей направленностью на самоактуализацию в творчестве, а Я-образ моделирует и осознает себя преимущественно в сферах: «работа», «любовь», «познание», с некоторым игнорированием Я-образа, связанного с семейными ролями.

У женщин Я-концепция, наряду с «мужскими» типами направленности самоактуализации (познание, творчество), содержит и специфические женские модели Я-образа, связанные с семьей, любовью, материально обеспеченной жизнью. Для многих женщин такой «саморазвивающийся прогноз» совпадает с их реальным Я-образом.

Н. Н. Обозов на основании исследований ряда авторов подчеркивает следующие психологические гендерные различия. Существуют различия между полами по отношению к похвале и вознаграждению. Женщина, даже если она понимает, что работа сделана хорошо, все равно испытывает потребность в том, чтобы работа была отмечена окружающими людьми. Мужчины тоже любят получать вознаграждения за свой труд, но если мужчина уверен, что он сделал хорошую работу, то он будет иметь высокое мнение о себе даже в том случае, если его работа не признается окружающими. Мужчины более независимы в самооценке от мнения окружающих.

Наряду с этим, женщины больше, чем мужчины, нуждаются в интимности и доверительности отношений с конкретным человеком. Это позволяет считать, что Я-концепция женщин более индивидуализирована, в отличие от мужской – более социализированной. Если реальный Я-образ женщины достаточно далек от идеальной модели Я-образа (например, женщина не имеет доверительных личных отношений), то она чувствует свою ущемленность больше, чем мужчина. Кроме того, женщины чаще используют психологические защиты (стабилизирующие Я-концепцию), маскирующие самовосприятие неудовлетворенной реальности. Способность сублимироваться также лучше развита у женщин (например, общение с ребенком), в то время как психологические защиты мужчин более прямолинейны в своей рациональности или иррациональности (например, алкоголизация).

Таким образом, молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются достижение идентичности и близости и выбор профессионального пути.

Близость представляет собой единение двух идентичностей, но без утраты каждым индивидуумом своих неповторимых особенностей. Истинная близость без достижения собственной идентичности невозможна, к последней же ведет постепенная реализация своего потенциала, всех своих возможностей и способностей.

Наиболее значимыми мотивами выбора профессии являются практические соображения, родительские установки, желание реализовать свой потенциал, интерес к профессии, ее престижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом.

В период ранней взрослости наиболее важное место в жизни человека занимает освоение профессиональной деятельности и самосовершенствование, налаживание межличностных контактов, в частности, создание собственной семьи, а также проведение свободного времени и досуговой деятельности, которая позволяет воплотить в жизнь нереализованный потенциал личности.

Многие представления о себе, которые формируют Я-концепцию в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самоопределения личности. В соответствии с восприятием своих физических особенностей, профессиональной ориентацией и основными личностными и социальными установками целостной Я-концепции формируются факторы, определяющие эмоциональное благополучие личности.

Я-концепции мужчины и женщины имеют некоторые различия. Так, Я-концепция женщин более индивидуализирована, в отличие от мужской – более социализированной. У мужчин Я-концепция отличается большей направленностью на самоактуализацию в творчестве. У женщин Я-концепция, наряду с «мужскими» типами направленности самоактуализации, содержит семейную направленность.