Меню

Мужчина мусульманин отношение к женщине

Браки между христианами и мусульманами на Кипре. Права и обязанности женщины в мусульманской семье

Автор статьи — Арэти Димосфэнус, профессор факультета турецких исследований Кипрского Университета (Никозия) Впервые статья была опубликована в кипрском издании «Прасини аспида» в ноябре 2002 года.

Смешанные браки между христианами и иноверцами стали разрешаться на Кипре после санкционирования брака, регистрируемого в государственных инстанциях, для которого в отличие от брака церковного, разное исповедание супругов не служит препятствием. Смешанные браки оформляются на основании специального документа Martimonial Causes Act, принятого в 1950 году.

После его вступления в действие на Кипре государство зажгло «зеленый свет» для беспрепятственного заключения смешанных браков. Это важное событие для такой страны, где происходит встреча разных наций и религий и где включение этого «зеленого света» может повлечь за собой многочисленные беды для женщин-христианок. В большинстве случаев они вступают в брак с мусульманами абсолютно не осведомленные об особенностях исламской религиозной традиции и семейном укладе жизни. Часто все заканчивается тем, что супруг-мусульманин требует от жены принятия ислама или, более того, переезда вместе с ним на его историческую родину.

Я не упоминаю об «опасностях, таящихся в исламском браке для мужчины–христианина» потому, что мусульманское законодательство запрещает женщине, исповедующей ислам, вступать в брак с иноверцем. Подобные ограничение в мусульманском законодательстве, сформулированные уже в священном Коране, объясняются второстепенным положением женщины по отношению к мужчине в исламе и необходимы для того, чтобы предотвратить опасность их перехода в иную веру. Напротив, сильному полу, мужчинам-мусульманам разрешается брак с женщиной Kitabiya, будь то христианка или иудейка, потому что, во-первых, не существует угроза давления на них со стороны жены с целью изменения религии, а во-вторых, дети будут в любом случае воспитаны в исламе. Немаловажно и то, что в исламе активно развивается идея о том, что мужчина обязан постоянно воздействовать на свою жену с тем, чтобы она приняла ислам.

На Кипре в последнее время смешанные браки между мусульманскими мужчинами и женщинами – христианками перестали быть редкостью. По статистическим исследованиям, выполненным Министерством финансов Кипра, число подобных браков растет с каждым годом. Естественно, что подобные браки, запрещавшиеся церковным правом с древних времен (канон №14, IV Вселенский Собор), не признаются и сегодня Кипрской Церковью (статья Устава №220b). Смешанный брак допускается, по церковным канонам, только после принятия мусульманином крещения в православного.

Чтобы понять проблему смешанных браков между христианами и мусульманами на Кипре, необходимо не только знать статистику, но и иметь четкие представления о том, что такое мусульманский брак и каким образом он расторгается. Я вкратце расскажу о тех сторонах мусульманского брака, которые необходимо иметь в виду женщине-христианке прежде, чем выйти замуж за мужчину мусульманского вероисповедания.

Брак в исламе является официально оформленным соглашением взаимного обмена, при котором муж обязуется обеспечить приданое и полное содержание для жены в обмен на право пользования супружескими связями, которые запрещены вне брака. Речь не идет о религиозном соглашении, как в иудаизме, или христианском таинстве.

Несмотря на то, что разрешение Аллаха на брак молодожены получают во время религиозной церемонии при чтении отрывков из Корана, в последние годы наблюдается склонность к регламентированию брачного соглашения законами государственного частного права. В Тунисе, к примеру, только оформленный государством брак считается действительным.

Надо учитывать, что в отличие от женщины мужчина-мусульманин может иметь одновременно четырех законных жен. Многоженство запрещено законом только в Турции, Тунисе и на побережье Слонового Рога. В Ираке, Иране, Марокко, Пакистане и Сирии для вступления в брак более, чем с одной женой, требуется получение специального разрешения. Подобное разрешение выдается в том случае, если муж имеет материальные возможности содержать большее количество жен. Однако злоупотребления этим безобразным институтом многоженства в исламе не являются редкостью. Мусульманские источники красочно свидетельствуют благоверных мусульманах и их гаремах.
Развод в исламе происходит обычно в форме «отстранения». «Отстранением» называется изгнание мужем жены из дома и расторжение брака с ней. Супруг не обязан давать какие-либо объяснения жене по этому поводу, а она должна покинуть дом в течение трех месяцев после «отстранения». Супруг может известить супругу об «отстранении» устно, письменно, а также через посредников.
Расторжения брака через «отстранение» свойственно обществу, следующего строгому патриархальному уставу. Этот его пережиток представляет опасность не только женщине-мусульманке, но и любой женщине, вступающей в брак с мусульманином. Совершенно неслучайно, что именно мусульманское право командует огромной частью земного шара. В нашей стране сейчас появляются новые молодежные течения, усматривающие в исламе наиболее современную и многостороннюю философскую систему осознания мироздания. Их приверженцы склоняются к принятию ислама и следованию мусульманским законам. В тех же мусульманских странах, где законы ислама не вписаны в гражданский кодекс, они все равно живы в сердцах мусульман, в их традициях и обычаях, в повседневной жизни.
Турция принадлежит к тем немногим странам, которые секуляризовали свое право. Между тем, и здесь в последние годы наблюдаются тенденции оживления религиозной жизни и создания атмосферы жесткой непримиримости во многих областях повседневной жизни, потому что по своей сути народ продолжает оставаться мусульманским, применяя и в сфере устроения семьи традиционными религиозными законами. Конфликты, происходящие из-за противоречий между гражданским и религиозным законодательством, а также необходимость регистрации детей, рожденных в незаконном с точки зрения государства, религиозном браке, вынуждают правительство издавать специальные законы. Значительное число граждан предпочитает в процедуре заключения брака следовать предписаниям ислама.

На Кипре, равно как и в других европейских странах, мусульмане, приезжающие на заработки, оформляют государственный брак с женщинами- христианками и после нескольких лет жизни в стране жены стремятся перевезти семью к себе, на свою историческую родину.

А что будет, если жена христианка не последует за своим мужем на его мусульманскую родину? С какими проблемами она может столкнуться в исламской культуре? В какой вере будут воспитаны ее дети? Есть ли уверенность в том, что она не столкнется с проблемой многоженства?

Эти и многие подобные вопросы стоит изучить каждой христианке прежде, чем вступать в брак с иноверцем, и просто задуматься об особенностях общественного уклада жизни в мусульманской культуре.

***
Женщина обязана внимать своему супругу и оказывать ему полное послушание, за исключением тех случаев, когда он требует запрещенное исламом. Женщина приходит в семью мужа. Без его разрешения она не может отлучаться из дома, а также заниматься профессиональной деятельностью. Это запрещение сформулировано в современном законодательстве, к примеру, Египта, Сирии, Ирана и Ирака.

Супруга имеет право посещать своих родителей и близких родственников, хотя муж может ей запретить встречаться с ее детьми от прошлого брака. В некоторых мусульманских странах муж может сократить встречи жены с родителями до одной в неделю. Жена имеет право отказаться от супружеских отношений с мужем только в том случае, если он не внес обговоренной в брачном договоре доли приданого или в период поста. Необоснованный отказ жены приведет к ее «отстранению». Этим же закончится для нее и использование противозачаточных средств.

Священная книга мусульман, Коран, призывает мужей наказывать жен в случае их неповиновения, несогласия или просто в целях улучшения характера. В Коране сказано, что «Бог возвысил мужчин по их существу над женщинами, а кроме того мужья выплачивают брачное приданое… Браните их, запугивайте, когда не слушаются… бейте их. Если же жены послушны, то будьте к ним снисходительны».

Великий мусульманский богослов аль-Гхазали называет брак «разновидностью рабства для женщины. Ее жизнь становится полным послушанием мужу во всем, если он не преступает законы ислама». Воспитание детей – исключительное право мужа. Даже в том случае, если жена принадлежит к одной из «религий откровения», то есть если она иудейка или христианка. Воспитание детей в иноверии запрещено мусульманским правом. Современное законодательство не предусматривает никаких поправок по этому вопросу. В гражданском кодексе Египта, в статье №124, определено: «дети, рожденные в браке от иудейки или христианки, принимают религию отца». В Ливане, в статье 12 (от 18.11.1938), говорится о том, что «дети воспитываются в религии отца», то есть в исламе. В Турции, согласно статье №266, «брачный договор, который разрешает свободное религиозное воспитание детей, должен быть расторгнут».

Абсолютное притязание прав отца на воспитания детей в исламе станет понятным только в том случае, если мы будем иметь в виду, что повседневная жизнь мусульманина гораздо в большей мере, чем европейца пропитана религией, которая объемлет все сферы его жизни, от семейной до общественной.

Женщина в исламе и христианстве: новые вымыслы

Не так давно на страницах многих сайтов была опубликована статья профессора Казанского государственного университета г-на Шарифа Азимова «Женщина в исламе: правда и вымысел». В своей статье профессор не ограничивается объяснением положительного учения ислама о месте женщины, как можно было бы сделать вывод из заголовка. Напротив, он подвергает критике христианское и вообще библейское учение о женщине (так, как он его себе представляет) и силится доказать, что исламское несравненно возвышеннее, справедливее и «равноправнее» христианской и иудейской религий в этом вопросе.

Положение женщины в исламе — традиционный пункт критики этой религии со стороны немусульман. Надо отметить, что современная полемика о месте женщины в исламе ведется, как правило, вовсе не с христианских позиций, а с позиций «гуманизма», «либерализма» и «общечеловеческих ценностей». Однако это вовсе не должно служить для мусульманских апологетов поводом грубо перетолковывать христианское учение в том смысле, которого оно не имеет. Вот как это делает г-н Азимов в своей статье.

Пытаясь «защитить Ислам и внести свой вклад в торжество последнего и истинного Послания» от упреков в полигамии, унижении женщины и низкой нравственности, г-н Азимов «переводит стрелки» на христианство, пытаясь доказать, что все вышеперечисленное не в меньшей степени свойственно христианству.

Мусульманский апологет пишет: «А что же Новый Завет? Как отмечает отец Юджин Хиллман в своей глубокой и серьезной книге «Новый взгляд на многоженство»: «. нигде в Новом Завете нет явного указания на то, что брак обязательно должен быть моногамным, или какого-либо предписания, запрещающего многоженство». Более того, Иисус (мир ему) не выступал против полигамии, хотя она была распространена среди евреев в его эпоху и в том обществе, где он жил».

Г-ну Азимову следовало бы обратиться к первоисточникам, вместо того, чтобы доверять отдельным тенденциозным примерам современной протестантской литературы, которые скорее являются проекцией внутренних комплексов авторов, нежели объективным научным исследованием вопроса.

Для православных читателей статьи (а в настоящее время большинство русскоязычных жителей России относит себя именно к этой конфессии) ни Юджин Хиллман, ни Дэвид Джитари не являются авторитетами, тем более такими, чтобы из их «глубоких и серьезных» книг достаточно было бы приводить одни выводы, без аргументов. Гораздо весомее было бы, если бы наш казанский исследователь поместил бы в своей работе развернутые цитаты из церковных авторов первых веков, в которых бы говорилось о полигамии ранних христиан.

Единственный аргумент, который нам предлагают: что в Новом Завете будто бы нигде нет прямого отрицания полигамии. Однако такое отрицание присутствует через однозначное утверждение моногамного брака: И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два (!) одною плотью, так что они уже не двое (!), но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:5-6, то же Мк 10:7-8, Еф 5:31). Моногамные браки однозначно утверждаются Господом как единственно естественная и законная форма семьи, при этом Он ссылается на то, что в начале создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть (Мк 10:6-8).

Так же и в другом месте: Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует (Мк 10:11-12, Лк 16:18). Употреблено все так же в единственном числе: один муж — одна жена.

Рассмотрим же теперь указания ранних христианских авторов первых двух веков по Р.Х., свидетельствующих о браках христиан:

«Мы охотно пребываем в узах брака, но только с одною женщиною, для того, чтобы иметь детей, и для сего имеем только одну жену или же не имеем ни одной» (Минуций Феликс. Октавий, XXXI).

«И жену каждый из нас, которую он взял по установленным у нас законам, имеет только для деторождения» (Афинагор. Прошение о христианах, 33).

«Если муж или жена умрет, и один из них вступит после этого в брак, согрешает ли вступающий в брак? — Не согрешает, говорит он, но если останется сам по себе, то приобретает большую славу у Господа» (Ерм. Пастырь, II, 4).

«Мы далеки от того, чтобы осуждать благословенный Богом союз мужа и жены, лишь бы союз этот был один. Адам был единственным мужем Евы, и Ева — единственной женой его… Знаю, что патриархи имели по нескольку жен, имели также и наложниц. Но, хотя синагога и была прообразом нашей Церкви, однако содержала много вещей, которые отменены были Новым Законом. Новый Закон был ожидаем именно потому, что старый был несовершенен… Упущения и пропуски первого откровения показывали, что надлежало усовершенствовать Закон, и это исполнено Господом нашим в Евангелии и апостолом Его в посланиях, где отменено все лишнее и объяснено все запутанное» (Тертуллиан. К жене, I.2.).

Из приведенных цитат вполне очевидно, что моногамия представлялась единственной естественной формой брака для христиан. Что же касается описанной в древних книгах Библии примерах полигамии, то она воспринималась как нечто совершенно неактуальное, и получало вполне стройное и логичное осмысление. Многоженство, согласно учителям Церкви, было дозволено как послабление немощи человеческой природы, отпавшей от Творца, с того же времени, как посредством Откровения укрепилось в людях Богопочитание, полигамия была упразднена, и человечество смогло вернуться к первоначальному, установленному еще в раю Самим Богом образцу брачных отношений.

Мусульмане смогут это понять, если они вспомнят, что точно также в Сунне объясняется тот факт, что Иаков, почитаемый в исламе одним из пророков, имел женами двух родных сестер, что запрещено нормами Корана. Наконец, даже иудейскими авторами отмечено, что «практически каждый случай полигамии, описанный в Библии, связан с несчастьем. Например, хотя Сарра сама поощряла Авраама взять в наложницы Агарь, кончилось все тем, что обе женщины возненавидели друг друга. Два поколения спустя, Иаков женился на сестрах Лии и Рахили: результатом этого полигамного брака было горе, омрачившее и следующее поколение, сын Лии возненавидел первенца Рахили Иосифа. Библия с неодобрением описывает и многочисленных жен, которых много позже взял себе Соломон, потому что они приносили в Израиль идолопоклонство».

Полигамия имела место в древности, но не имеется никаких указаний на Божественное ее установление — в Ветхом Завете нет ничего, что бы специально разрешало полигамию. Это было чисто человеческое установление. Наконец, даже в Ветхом Завете имеются цитаты, которые прямо указывают на нежелательность многоженства: «и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно» (Втор.17:17). Из этой цитаты видно, что многоженство «развращает сердце», и Господь призывает не делать этого.

Далее, указание на то, что полигамия была распространена среди евреев Палестины I века, не соответствует действительности.

В период возвращения из Вавилонского плена полигамные браки исчезают полностью среди еврейского народа. Ранняя раввинская литература определяет законы семейной жизни исключительно для моногамного общества, рассматривая возможность заключения брака со второй женой как нечто практически невозможное или давно отжившее. Из 2 800 мудрецов, которые упоминаются в Талмуде, только один имел двух жен. Элементарный анализ фактов доказывает, что моногамия стала нормой для всех еврейских общин задолго до распространения христианства и, соответственно, проповеди Христа. Отсюда понятно, почему Господь в Евангелии строго осуждает полигамию хронологическую (когда муж брал следующую жену, разводясь с предыдущей), но не осуждает полигамию единовременную (когда муж одновременно имеет несколько жен) — в это время такой уже просто не было среди слушателей благой вести.

Известные нам примеры из исторических источников соответствующего периода единодушно говорят о моногамии иудеев Палестины I века. Характерно, что даже саддукеи, подходившие ко Христу с каверзным вопросом о воскресении, должны были для представления ситуации, когда бы у одного из супругов имелось бы несколько законных «партнеров», предположить заведомо выдуманный пример женщины, которая выходила поочередно замуж за семерых братьев и потому породила сомнение, для кого из них она воскреснет (Мф 22:24-28, Мк 12:19-23, Лк 20:28-33).

Из этого следует, что то восприятие брака, согласно которому у одного мужчины единовременно не может быть больше чем одной жены, и у одной жены — больше одного мужа, разделялось всеми тогдашними иудеями как нечто само собой разумеющееся.

Избитым аргументом мусульманских апологетов, стремящихся защитить мусульманскую полигамию, является утверждение, что лучше все же человек будет в «законном браке» иметь половые отношения с несколькими женщинами сразу, чем, мол, ходить к проституткам и иметь любовниц, как на «христианском Западе». Не удержался от этого аргумента и г-н Азимов: «Стоит спросить себя, что же является более унизительным для женщины, «варварское» многоженство или «цивилизованная» проституция?»

Однако, во-первых, такое сравнение совершенно некорректно. Супружеская измена и просто блуд — не часть православной догматики, но, согласно христианству, тягчайший грех, приравниваемый к убийству, тогда как многоженство — неотъемлемая часть Ислама, закрепленная в его Священном писании (Коране) и Священном предании (Сунне).

Во-вторых, полигамия в мусульманских (даже в самых-самых шариатских) странах вовсе не решает проблемы проституции. Проституция, супружеская измена и прелюбодеяние весьма широко распространены в мусульманском мире. И в Исламабаде, и в Карачи, и в других городах арабских государств существуют своего рода кварталы красных фонарей, которые содержаться «правоверными» и посещаются тоже ими. Это распространено в связи с тем, что брак, по мусульманскому праву и обычаю, может заключать лишь тот человек, который способен содержать жену. И если хочешь иметь четыре жены — надо обеспечить содержание всем четырем, а это могут себе позволить лишь очень немногие. Поэтому основная масса мусульман — или еще холостых, или тех, кому уже надоели одна-две «законные» жены, — активно посещают проституток-мусульманок.

Наконец, в-третьих, развращение Запада произошло вовсе не из-за соблюдения Христовых заповедей, а как раз вследствие отступничества от Христа.

Что же касается настоящих, верующих христиан, то тут можно с уверенностью сказать, что чистые браки между ними, в соответствии с заповедями христианства — обычное явление, более того, в нем нет ничего удивительного, но самые совершенные принимают на себя даже подвиг безбрачия. Только для одержимого греховными страстями ума это представляется невозможным, Господь же подает чадам Своим, состоящим в супружестве, благодать любить друг друга всю жизнь и быть счастливыми друг с другом.

Так что даже вторичные браки, заключаемые овдовевшими Церковь, хотя и позволяет, снисходя к немощи отдельных чад, воспринимает как нежелательное. А по 40-му правилу Номоканона, «многоженство, т. е. четверобрачие и так далее, называется делом скотским и совершенно чуждым человеческому роду, а почему и недопустимо во Святой Церкви, по 80 правилу Василия Великаго, где велено расторгать таковые браки, и таких супругов подвергать епитимии на четыре года».

Читайте так же:  Признаки влюблённого льва мужчины

Далее в своей статье г-н Азимов развивает нападки на Священное Писание:

«Трудно говорить о Новом Завете как о писании, которое призывает к уважению матери. Напротив, может возникнуть впечатление, что Новый Завет считает доброе отношение к матери препятствием на пути Бога. В соответствии с Новым Заветом, нельзя стать хорошим христианином и достойным учеником Иисуса (мир ему), если ты не ненавидишь свою мать. Ему приписывают такие слова: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лука, 14:26)».

Крайне удивляет в этих словах полное игнорирование понимания Библии, содержащегося в Священном Предании той общины, которой и была написана и составлена эта Книга. Вообще игнорирование такой немаловажной реалии православного христианства как Предание — общая черта современного мусульманского сравнительного богословия, в том числе и отечественного. Причиной тому является, вероятно, отчасти невежество, а отчасти зависимость от зарубежной исламской критики протестантизма, которому, действительно, чужда такая реалия. Тем не менее, это все же довольно странно, особенно если учесть, что в суннитском исламе сходная реалия присутствует.

Ведь вряд ли бы г-н Азимов отнесся с одобрением, если бы какой-то критик ислама, цитируя Священную книгу мусульман, давал при этом лишь собственное понимание ее слов, игнорируя Тафсир (традиционное мусульманское толкование на Коран). Мусульманские апологеты не устают повторять, что Коран нельзя мыслить вне Предания-Сунны (на основе которой, складывается, в частности, и Тафсир). Странно, почему они в таком праве по умолчанию отказывают христианам. Почему-то автор разбираемой статьи не удосужился ознакомиться с пониманием христианами столь смутившей его цитаты. Хотя бы в исследовательских целях ему не помешало бы поинтересоваться, как понимается данное место в Предании Церкви — творениях Святых Отцов.

Преподобный Ефрем Сирин говорит, что эти слова Господь произнес, «чтобы ученики Его не относились легкомысленно к Его учению и наставлению» (Толкование на Четвероевангелие). «Смотри же, — пишет блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании, — в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания, и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания». Христианская традиция учит понимать эти слова Господа в свете другой Его фразы: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф 10:37). Для того, чтобы профессору Казанского университета это стало понятнее, мы напомним один хадис: «передал Абу Хурайра, что посланник Аллаха сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не уверует никто из вас по-настоящему, пока не полюбит меня больше, чем отца своего и сына своего»» (Ал-Бухари, 14).

«Более того, Новый Завет описывает Иисуса (мир ему) как безразличного и даже не уважающего свою мать».

Долгие часы, проведенные над Библией г-ном Азимовым, потрачены, как видно, впустую. Быть может, при более внимательном чтении мусульманский профессор смог бы обратить внимание на то, как Евангелие последовательно подчеркивает, что Иисус с детства был в повиновении у Своей Матери (Лк 2:51). Из послушания ей Он совершил и Свое первое чудо (Ин 2:1-11). Почтение к матери Господь называл в числе самых важных заповедей, соблюдение которых необходимо для желающего наследовать жизнь вечную (Мф 19:19, Мк 10:19, Лк 18:20) и, напротив, именно за нарушение почтения к матери Он порицал современных Ему фарисеев: Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим (Мф 15:4-6, то же Мк 7:10-12). Именно из сострадания к матери, единственного сына которой выносили мертвым на носилках, Он совершил чудо, воскресив его из мертвых (Лк 7:12), тем самым явив знак Своего милосердия ко всему материнству.

Как разительно это возвращение матери сына с поведением основателя ислама, который, участвуя в сражениях и отдавая приказы истреблять пленных, лишил сынов столь многих матерей своего времени! Наконец, следует вспомнить, что Господь, даже пребывая в страшных муках на кресте, не переставал заботиться о Своей Матери, передав ее на попечение одному из Своих учеников (Ин 19:26).

В лице Мухаммеда мы не увидим ничего подобного, ибо, будучи сиротой, он был не в состоянии личным примером научить своих последователей должному отношению к матери. Почтение делами, выражаемое к матери, не относится к деяниям, которые совершал основатель ислама.

Ученики же Христовы, составившие Новый Завет, имея перед собой такой Пример, с особенной силой утверждали необходимость почтения к матери: почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле (Еф 6:1-3). Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу (Кол 3:20). Апостол Павел особенно упоминал в своих посланиях: приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою (Рим 16:13). В другом месте, перечисляя наиболее скверные грехи, апостол ставит грех оскорбления матери перед убийством, мужеложством и др. (1 Тим 1:9).

В своей хуле на Священной Писание г-н Азимов доходит до совсем невообразимых вещей: «Библия считает преступной только внебрачную связь женщины (Левит, 20:10, Второзаконие, 22:22, Притчи, 6:20 — 7:27). В соответствии с библейским определением, если женатый мужчина спит с незамужней женщиной, то таковое вообще не считается преступлением. Женатый мужчина, имеющий внебрачные связи с незамужней женщиной, не является прелюбодеем, равно как и незамужняя женщина, вступившая с ним в связь, не является прелюбодейкой. В соответствии с библейским определением, если женатый мужчина спит с незамужней женщиной, то таковое вообще не считается преступлением. Женатый мужчина, имеющий внебрачные связи с незамужней женщиной, не является прелюбодеем, равно как и незамужняя женщина, вступившая с ним в связь, не является прелюбодейкой».

Но об этих словах никак иначе не скажешь: либо наглая ложь, либо грубое невежество. Седьмая заповедь звучит одинаково для мужчин и для женщин: не прелюбодействуй (Втор 5:18, Исх 20:14) За прелюбодеяние полагается смертная казнь равно и мужчине и женщине (Лев 20:10), равно предписывается: не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых (Втор 23:17).

Именно о мужчинах-прелюбодеях сказано: Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это (Притч 6:32), человек, блудодействующий в теле плоти своей, не перестанет, пока не прогорит огонь…Такой человек будет наказан на улицах города и будет застигнут там, где не думал. (Сир 23:22, 30).

Именно блуд со стороны древних евреев становится причиной отвержения Израиля: Как же Мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги. Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц (Иер 5:7).

А система двойных стандартов, более жесткая к прелюбодейке, чем к прелюбодею, известна как раз в исламе, так что, возможно, г-н профессор просто перепутал: «. и услышал от него Пророк: «Мой сын работал на этого человека и совершил прелюбодеяние с его женой. В возмещение убытков я отдал ему 100 овец и девушку-рабыню». Пророк ответил: «Забери своих овец и рабыню обратно, а сын твой получит 100 ударов и будет на один год изгнан. Покаявшуюся же прелюбодейку побейте камнями» (Малик 493:1524).

Казанский профессор рисует прямо-таки сказочные условия для женщины в исламе («Такова кораническая концепция супружеских отношений: любовь, милосердие, покой, отсутствие права собственности друг на друга и двойной морали») и даже утверждает, что «в Исламе женщине предлагается некое равноправие».

Объективности ради, мы изложим некоторые факты, о которых умолчал мусульманский апологет, и предоставим читателям самим судить, насколько эти заявления правдивы.

Коран учит, что: «Мужья стоят выше жен потому, что Аллах дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них» (Коран 4,38 по пер. Крачковского).

Согласно распространенному хадису-изречению «пророка», большинство женщин окажутся в аду. Ибн ’Умар рассказывал, что пророк сказал: О собрание женщин! Подавайте милостыню, побольше просите о прощении, ибо я видел, что большинство из обитателей огня — это вы. И одна женщина из их числа спросила: Почему большинство обитателей огня — это мы? Он сказал: Вы много проклинаете и неблагодарны к мужьям. Я не видел, чтобы у кого-то из обладающих разумом, было бы больше недостатков в вере и уме, чем у вас (Муслим, 1879). Согласно другому хадису, «пророк сказал: я не оставил после себя искушения более вредоносного для мужчин, чем женщины» (аль-Бухари и Муслим). Таким образом, мы видим, что Сунна полна высказываний оскорбительных и унизительных для женщин.

Пытаясь убедить читателя, что в исламе наличествует «некое подобие равноправия между мужчиной и женщиной», автор выпускает из виду, что полигамия сама по себе свидетельствует о глубоком диссонансе в правах: женщина, в отличие от мужчины, не может позволить себе иметь несколько мужей. Женщина обязана хранить верность мужу, в то время как муж вправе законно нарушать верность жене (с другой женой, с временной женой, с наложницей). Так что все прокламации о равенстве являются не более, чем недоброкачественным рекламным трюком.

Ставя вопрос о полигамии в современном западном мире, автор должен поставить тогда вопрос и о полиандрии в современном мусульманском мире, ибо традиционное мусульманское обоснование полигамии не вписывается в реалии сегодняшнего дня: женщины-бизнесмены вполне могут позволить себе содержать четырех мужей.

Понятно, что на такую постановку мусульманин-традиционалист не пойдет, но тогда к чему лукавить, говоря о каком-то «равноправии» в исламе?

Любой из четырех браков может быть расторгнут, и число последующих браков и разводов не регламентируется. Шариат знает несколько видов разводов, различавшихся как по самому порядку, так и по его юридическим последствиям. Хотя поводы для развода достаточно точно определены, муж мог развестись с женой и без объяснения причин в упрощенной форме (талак), произнеся одну из установленных фраз’ «ты отлучена» или «соединись с родом». В случае развода муж должен выделить жене необходимое имущество «согласно обычаю». Разведенная женщина в течение трех месяцев остается в доме бывшего мужа, чтобы определить, не является ли она беременной. В случае рождения ребенка он должен был быть оставлен в доме отца. Жена же может требовать развода только через суд, ссылаясь лишь на строго очерченные основания: если муж имеет физические недостатки, не выполняет супружеских обязанностей, жестоко обращается с женой или не выделяет средств на ее содержание.

Согласно шариату, свидетельство двух женщин в суде приравнивается к свидетельству одного мужчины. Женщинам также запрещено следовать за похоронной процессией. Мужчина-мусульманин имеет право жениться на иноверке, но мусульманка выйти замуж за иноверца не может.

Только в исламе существует чудовищное постановление, что если разведенные муж и жена захотят снова сочетаться браком, то для этого жене необходимо прежде выйти за другого мужчину (!), развестись с ним, и только после этого вернуться к прежнему: Если же он дал развод ей, то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними, что они вернутся (Коран 2.230).

В Коране прямо предписывается бить непокорную жену: увещевайте, избегайте их на ложе супружеском и бейте их (Коран 4:34). Даже до нынешнего дня и в самой Европе из-под пера ученых шейхов выходят специальные книги, посвященные тому, как надо «правильно» бить жену!

В качестве «домашнего задания» остается только сравнить мусульманское понимание женщины как ущемленного в правах, «наиболее вредоносного», «имеющего недостатки в вере и уме» нижестоящего существа, обреченного в большинстве своем оказаться в итоге в аду, и христианское понимание женщины как созданной по образу Божию (Быт 1:27) сонаследницы благодатной жизни, которой надлежит оказывать честь (1Пет 3:7), которая в браке имеет право быть единственной любимой (Еф 5:28), являясь в этой любви образом Святой Церкви (Еф 5:23).

Любовь и секс в Исламе. Часть пятая: Этика отношений между мужчиной и женщиной. [ислам]

Часть первая — здесь, часть вторая — здесь, часть третья — здесь, часть четвертая — здесь.

Скромность – повеление Аллаха

«У каждой религии есть своя особенность, и особенностью Ислама является скромность». Это утверждение, сделанное Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) около 1400 лет назад, сегодня остается не менее актуальным, чем в те дни. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) жил в трудное время, когда процветали рабство, разврат и пьянство, когда можно было безнаказанно издеваться над бедными женщинами, а богатые – могли жить, удовлетворяя свои прихоти и полностью отбросив мораль. И ничnо из этого не вызывало большого осуждения.

Еще задолго до Откровения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его единомышленников любили за благородство. Ниспосланные же позже аяты Корана призывали Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников (да будет доволен ими Аллах) своим примером показывать другим людям, что сострадание, щедрость, мужество, скромность и терпение – качества, необходимые для правильного образа жизни.

Скромность – такое незаметное качество, что, возможно, мало кто уделяет ему большое внимание. Каковы скромные люди? Они смиренны и стараются держаться в тени, не желая привлекать слишком много внимания к своей персоне. Когда их хвалят, они смущаются и искренне считают, что не заслуживают похвалы, поскольку всего лишь выполняют свои обязанности и стремятся заслужить довольство Аллаха Всевышнего. Они терпеть не могут, когда их пытаются поставить выше товарищей или сделать центром внимания, выставить напоказ.

Скромность включает также стыдливость и сдержанность. Она не присуща людям, стремящимся подчеркнуть свои физические достоинства. В наше время, когда молодые женщины ходят по улицам в одежде, покрывающей чуть больше, чем их нижнее белье, и это считается нормальным, когда весь образ жизни призывает женщину выглядеть настолько сексуально привлекательной, насколько она способна, когда девушка или женщина испытывает разочарование от того, что не все поворачивают головы в ее сторону, женщины, не принимающие всего этого и не желающие вести себя подобным образом, считаются весьма странными.

Это прискорбный случай дискриминации, потому что на самом деле есть много девушек и женщин, скромных по натуре, вовсе не желающих выставлять себя напоказ и не испытывающих каких-либо неприятных чувств от того, что они не привлекают похотливых взглядов.

Ношение хиджаба – один из тех моментов, которые, как ни странно, общество сделало проблемой для девушек и женщин, принявших Ислам и решившихся изменить свой стиль одежды, а также надеть платок. По иронии судьбы эти скромные и застенчивые женщины вынуждены чувствовать себя весьма неловко, когда, меняя прежние привычки, оказываются предметом пристального внимания публики. Когда вы надеваете хиджаб, то это часто вызывает недоуменные взгляды (особенно со стороны тех людей, которые знали вас раньше), вопросы, почему вы считаете себя «лучше» или «более святыми», чем другие, или же почему вы решили походить на арабку или пакистанку.

Мужчины-мусульмане часто не думают или не хотят думать об этом. Для мужчины не существует аналогичного требования, касающегося одежды и покрытия головы. Я думаю, новообратившийся мужчина испытал бы что-то подобное, если бы от него требовалось ходить на работу в длинной белой одежде, которую носят арабы.

Однако же в Исламе существуют предписания скромности, относящиеся и к мужчинам. Однажды мне пришлось испытать неприятное чувство, когда я летела на самолете из Дамаска. Все мужчины на борту были мусульманами, за исключением пары западных туристов. На этих мужчинах были рубахи, расстегнутые до пояса, и шорты. Они, скорее всего, не осознавали, какую реакцию вызовет у окружающих их внешний вид, или же не беспокоились об этом. На самом же деле мусульмане-мужчины должны одеваться скромно, чтобы их одежда не привлекала внимания к их сексуальности, а также во все чистое.

Одежда мусульманки – это не наказание и не испытание, а возможность выглядеть благородной и женственной, не вызывая при этом желаний плоти. «Покрытые женщины» – это не обязательно невинные девушки. Среди них могут быть и многодетные матери, и женщины, выходившие замуж не один раз.

Хиджаб не является проявлением ложной скромности, но он несет людям определенное послание: во-первых, что женщина приняла решение покориться Божьей воле в каждом аспекте своей жизни, и, во-вторых, что она хочет, чтобы ее ценили за ее характер и добрые дела, а не за то, что она красива, стройна и сексуальна.

Скромность подразумевает также простоту и отсутствие стремления к роскоши. Женщина может быть полностью покрытой, но при этом одетой в ткань с кричащим рисунком или узором, а также сверкать бижутерией, золотом и жемчугами. Аллах Милостивый будет судить женщину не за ее одежду, а за ее намерения (ният) и за тот образ жизни, который она ведет.

Но в любом случае одежда не должна быть облегающей, прозрачной и должна скрывать женские прелести. Главным требованием, предъявляемым к женской одежде, должна быть скромность. Что же касается стиля, цвета или других качеств, то здесь выбор женщины ничем не ограничивается.

Нет необходимости напоминать, что скромность должна проявляться не только в одежде, но и в поведении. Мы должны испытывать искреннее желание делать добро с единственной целью – снискать довольство Аллаха, не стремясь к материальной выгоде или популярности.

Скромность, простота и вера идут рука об руку. Несколько лет тому назад я дружила с мусульманином из Пакистана. Однажды он попросил меня привезти ему из Великобритании джинсы. Когда вместе с джинсами я привезла и рубашку, он почти обиделся. «Зачем ты это сделала? – спросил он, – ведь у меня уже есть две рубашки!» Он незамедлительно отдал одну из своих рубашек человеку более бедному, чем он. Я никогда не забуду этого урока. Это был один из тех моментов, которые способствовали моему обращению в Ислам.

Я получила от этого человека и другой урок. У него отлетела пуговица, и я выразила желание пришить ее. Это вызвало с его стороны легкий упрек, поскольку тем самым я лишила бы средств одного бедного человека, проживающего на той же улице. Он зарабатывал на жизнь мелким ремонтом одежды, в том числе и пришиванием пуговиц. Разве можно сравнивать такой простой и скромный исламский образ жизни с тем, что сейчас происходит среди некоторых богатых мусульман?

Скромность и искреннее смирение – дар от Аллаха, и люди, обладающие этими качествами, благословенны. Они словно свет в темноте и источник надежды на то, что люди станут совершеннее.

Скромный человек, ведущий простой образ жизни, делает бессмысленными высокомерие и помпезность окружающих. Своим примером он показывает, что есть нечто лучшее, чем безудержное стремление к роскоши, сексуальным утехам и желание занять высокое положение в обществе.

Читайте так же:  Как должна вести себя женщина с мужчиной водолеем

Рукайа Варис Максуд

В то время как Ислам не приветствует отказ от дозволенного, он также предупреждает верующих о недопустимости преступать границы, установленные Аллахом. Так, Ислам категорически запрещает прелюбодеяние. В Коране говорится:»И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь это – мерзость и плохая дорога!» (17:32).

Одна из важнейших задач этики сексуальных отношений в Исламе – это помочь мужчине или женщине сохранить целомудрие. С этой целью установлены определенные правила, которых должны придерживаться в одежде каждый мусульманин и мусульманка. В Коране есть аят, имеющий такой смысл: «О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние, которое прикрывало бы вашу мерзость, и перья. А одеяние богобоязненности – лучше. Это – из знамений Аллаха, может быть, вы вспомните!» (7:26).

Таким образом, самая лучшая защита верующего от мерзости – одеяние богобоязненности. Именно оно в первую очередь позволяет ему или ей хранить целомудрие несмотря на то, что в современном обществе девственники и девственницы считаются чем-то вроде отклонения от нормы, в то время как самые извращенные виды сексуальных отношений становятся все более приемлемыми. Однако не стоит подстраиваться под «стандарты общества» ценой отказа от предписаний своей веры. Ведь в Коране говорится: «Это только сатана, который делает страшными своих близких. Но не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы – верующие!» (3:175).

Любой мусульманин и любая мусульманка должны руководствоваться примерами, приведенными в благородном Коране. Одним из таких примеров является Марйам (мир ей), которой посвящена отдельная сура (сура 19). О Марйам (мир ей) упоминается и в других сурах, например: «И ту, которая сохранила свою скромность. И Мы вдохнули в нее от Нашего духа и сделали ее и ее сына знамением для миров» (21:91).

Коран содержит подобные примеры и для мужчин. В нем приводится рассказ про Йусуфа (мир ему): «И совращала его та, в доме которой он был, и заперла двери и сказала: «Поди сюда». Сказал он: «Упаси Аллах! Ведь Господь мой прекрасным сделал мое пребывание. Поистине, не будут счастливы неправедные!» (12:23).

Коран предписывает «потуплять свои взоры и беречь свои члены» как верующим мужчинам, так и верующим женщинам (24:30–31).

Семья в Исламе должна иметь в том числе и материальную основу: «И пусть будут воздержаны те, которые не находят возможности брака, пока не обогатит их Аллах Своей щедростью» (24:33). Это может привести к возникновению трудностей в половой сфере у юношей, не готовых к женитьбе из-за отсутствия средств. Лучшим средством в таких случаях является пост, о чем говорится в хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Сообщается, что Абдулла, да будет доволен им Аллах, сказал: «[Однажды, когда] мы были вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), он сказал: «Пусть женится тот, кто может [жениться], поскольку это в наилучшей степени способствует потуплению взоров и защите половых органов; тому же, кто жениться не может, следует поститься, ибо пост для него [будет подобен] холощению» (Сахих аль-Бухари, 878 (1905)).

Проф. Хасан Хасаут

Одним из предписаний, которым следует руководствоваться при выборе будущей супруги, является девственность. Аиша (да будет доволен ею Аллах) однажды спросила Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «О Посланник Аллаха, если бы ты нашел на пастбище место, где до тебя уже кто-то побывал, и место, куда никто не доходил, где бы ты пас своего верблюда?» Он ответил: «Там, где еще никто не был». Тогда Аиша сказала: «Я – та женщина, которую никто не тронул» (аль-Бухари).

Впрочем, это отнюдь не означает, что нельзя вступить в брак с женщиной, которая была ранее замужем. Все жены самого Посланника (да благословит его Аллах), кроме Аишы, состояли в браке до того, как стали его супругами.

Иногда девственность связывают лишь с анатомической особенностью женщины, ни разу не вступавшей в половое сношение (наличием у нее девственной плевы). Вместе с тем девственность имеет в первую очередь нравственное значение.

Девственницы обладают особым достоинством, о чем упоминается в Коране: «Может быть, его Господь, если он даст вам развод, заменит ему женами лучшими, чем вы, – предавшимися, верующими, благочестивыми, обращающимися, поклоняющимися, паломничающими, вдовами и девушками» (66:5).

Рай описывается в Коране так: «Мы ведь создали их творением и сделали их девственницами, мужа любящими, сверстницами, – для владык правой стороны» (56:35–38); «Там скромноокие, которых не коснулся до них ни человек, ни джинн» (55:56).

При этом, как уже говорилось, обязанность хранить свое целомудрие лежит не только на женщинах, но и на мужчинах. В иудейской и христианской традиции существовал несправедливый подход: от девушки или ее родителей требовали непременного предоставления доказательств ее непорочности.

Во Второзаконии говорится: «Если кто возьмет жену, и войдет к ней, и возненавидит ее, и будет возводить на нее порочные дела, и пустит о ней худую молву, и скажет: «Я взял сию жену, и вошел к ней, и не нашел у нее девства», то отец отроковицы и мать ее пусть возьмут и вынесут признаки девства отроковицы к старейшинам города, к воротам; и отец отроковицы скажет старейшинам: дочь мою я отдал в жены сему человеку, и ныне он возненавидел ее, и вот он возводит на нее порочные дела, говоря: «я не нашел у дочери твоей девства»; но вот признаки девства дочери моей. И расстелют одежду пред старейшинами города. Тогда старейшины того города пусть возьмут мужа, и накажут его, и наложат на него сто сиклей серебра пени, и отдадут отцу отроковицы за то, что он пустил худую молву о девице Израильской; она же пусть останется его женою, и он не может развестись с нею во всю жизнь свою. Если же сказанное будет истинно, и не найдется девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти; ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и так истреби зло из среды себя» (Второзаконие, 22:13–21).

Вместе с тем, как показывают медицинские исследования, при дефлорации не всегда выделяется кровь. Это может быть связано с анатомическими особенностями девственной плевы. Кроме того, плева может быть повреждена или растянута в результате некоторых видов спортивных занятий (например, езды на велосипеде или верхом на лошади). Существуют также некоторые, хотя и редкие случаи, когда девочка рождается без девственной плевы.

Некоторые ученые утверждают, что все перечисленное встречается не очень часто. Но даже если это и так, какое унижение может испытать невиновная девушка, обвиненная в совершении прелюбодеяния! В некоторых случаях спор может разрешить медицинский осмотр жены, подтверждающий наличие у нее девственной плевы. Существует также принятая в некоторых странах практика, когда невеста предъявляет жениху своего рода «сертификат» – справку от гинеколога. Однако многие мусульманки считают такую процедуру унизительной. Наилучшим выходом является проявление богобоязненности и доверия друг к другу.

Требования, аналогичного высказанному во Второзаконии, нет ни в Коране, ни в хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Более того, принятая в некоторых регионах практика вывешивания простыней после первой брачной ночи на всеобщее обозрение осуждается Шариатом. Это является неприемлемым древним пережитком, который должен быть искоренен.

Мужу следует помнить о том, что дефлорация является достаточно болезненной процедурой. После брачной ночи следует сделать перерыв перед последующими половыми сношениями, чтобы эта боль не повторилась снова. В противном случае неудачный сексуальный опыт может создать эмоциональные и физиологические проблемы у женщины в будущем.

Муфтий Ибрагим Десай (Mufti Ebrahim Desai)

Доктор Шахид Асар (Shahid Athar)

Одна из ироний современного мира – отношение к женскому головному убору в разных культурах. В одних случаях головной платок на голове у женщины почитается как знак святости, когда его надевают католические монахини, а в других – подвергается брани, как знак притеснения, когда его надевают мусульманские женщины из соображений скромности и благочестия.

Сегодня некоторые европейские страны прилагают значительные усилия, чтобы законодательно ввести запрет или ограничение на ношение головных платков мусульманками. Такие законодательные акты подрывают основы терпимости и равенства в обществе, которое борется за плюрализм и свободу вероисповедания.

В настоящее время Франция рассматривает возможность полного запрета на ношение платков в школах. В двух землях Германии предложен законопроект, запрещающий ношение платков в общеобразовательных учреждениях.

Данная статья посвящена хиджабу, благочестию покрытия головы мусульманскими женщинами, а также сравнительному изучению иудейско-христианской традиции ношения женских головных уборов.

Некоторые на Западе считают головной платок, который традиционно носят мусульманские женщины из соображений благочестия, величайшим символом притеснения и зависимости. Посмотрим, как же обстоит дело в иудейско-христианской традиции, и попытаемся установить историческую правду.

Как пишет раввин Мэнхэйм М. Брэйер (профессор библейской литературы в университете Иисуса Навина) в своей книге «Еврейские женщины в раввинской литературе», выходя в люди, еврейские женщины по традиции покрывали голову, часто закрывая все лицо и оставляя открытыми только глаза. Он цитирует некоторых знаменитых древних раввинов, говоривших, что «не подобает дочерям израилевым ходить с непокрытой головой», и проклинали тех, «кто позволит жене своей ходить с непокрытой головой. а женщина, которая откроет свою голову для украшения, да будет ввергнута в нищету». Иудейские законы запрещали испрашивание благодати для кого-то или чтение молитв в присутствии замужних женщин без платка, поскольку непокрытие женской головы рассматривалось как нагота. Доктор Брэйер также упоминает о том, что «в эпоху танаим непокрытие головы иудейкой считалось верхом бесстыдства. Если ее голова была непокрыта, она должна была заплатить за этот проступок 400 цузимов».

Доктор Брэйер объясняет, что платки у иудеек не всегда считались только признаком благочестия. Иногда платок в большей степени символизировал особое положение в обществе и богатство, чем благочестие. Платок олицетворял достоинство и превосходство высокородной женщины. Он также олицетворял недоступность женщины как священное владение ее мужа.

Платок подчеркивал чувство собственного достоинства женщины и ее социальный статус. Женщины низшего уровня часто надевали платок, чтобы произвести впечатление принадлежности к более высокому классу. То, что платок являлся знаком благородного происхождения, было причиной того, что в древнееврейском обществе его запрещали носить женщинам легкого поведения. Однако публичные женщины часто носили специальный головной шарф, чтобы выглядеть респектабельнее. Еврейские женщины, живущие в Европе, продолжали носить платки до XIX века, когда их жизнь стала более тесно ассоциироваться с окружающим светским окружением. Внешнее давление европейского образа жизни в XIX веке заставляло многих из них выходить на улицу с непокрытой головой. Некоторые еврейские женщины посчитали более удобным для себя заменить традиционный платок на парик как на другую форму головного покрова. Сегодня многие иудейки не покрывают голову, за исключением тех случаев, когда они идут в синагогу. Некоторые же из них, например, принадлежащие к секте хасидов, до сих пор пользуются париками.

Что можно рассказать о христианской традиции? Хорошо известно, что католические монахини покрывают свою голову платком уже на протяжении сотен лет, но это еще не все. Апостол Павел в Новом Завете сделал несколько интересных замечаний о ношении платка женщинами: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христосу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для ангелов» (1 Коринф. 11:3–10).

Аргументация христианского апостола Павла в доказательство необходимости ношения платка женщинами заключается в том, что платок символизирует знак власти мужчины, который является образом и славой Бога над женщиной, созданной из и для мужчины. Св. Тертуллиан в своем знаменитом трактате «Об обязательности ношения платков для девственниц» писал: «Молодые девушки, вы носите свои платки на улицах, следовательно, вы должны носить их в церкви, вы носите их перед чужаками, тогда почему бы вам не носить их перед вашими братьями. » Среди канонических законов католической церкви есть закон, который требует от женщин, чтобы они прикрывали свою голову в церкви. Некоторые христианские конфессии, например, меннониты, заставляют своих женщин носить платок и по сей день. Причины, по которым надо носить платки, в соответствии с мнением лидеров их церкви, заключаются в том, что «покрытие головы – это символ подчинения женщин мужчинам и Богу», что соответствует высказыванию апостола Павла в Новом Завете.

Из вышесказанного следует, что ношение головного убора женщиной не является признаком исключительно мусульманского вероисповедания. Однако Ислам вменил это ей в обязанность. Коран предписывает верующим мужчинам и женщинам опускать взоры к земле и хранить скромность. Священный Коран вменяет верующим женщинам в обязанность закрывать голову, шею и грудь: «Скажи верующим, чтобы они потупляли свои взоры; хранили бы себя от чувственных пожеланий: в этом для них наибольшая чистота. Бог ведает их дела. Скажи также и верующим женщинам, чтобы они потупляли свои взоры; хранили бы себя от половых пожеланий; показывали бы только те из своих нарядов, которые наружу, накладывали себе на грудь покрывала. » (24:30, 31).

Священный Коран разъясняет, что платок – это неотъемлемая часть благопристойности: «Пророк! Скажи супругам твоим, дочерям твоим, женам верующих: плотнее опускали бы они на себя покрывала свои: при таком опускании они не будут узнаваемы и потому не будут оскорбляемы. Бог – прощающий, милосерд» (33:59).

В этом вся суть. Благочестие предписывается женщине для ее же защиты от оскорблений, или, проще говоря, благочестие – это защита для женщины.

В отличие от платка в христианской традиции, хиджаб не является знаком власти мужчины над женщиной. Хиджаб – это не знак роскоши или отличия некоторых замужних женщин благородного происхождения, в отличие от платка в иудейской традиции. В Исламе хиджаб – это знак благочестия, который подчеркивает цельность личности женщины. Коран делает упор на защите женской репутации и предписывает жестоко наказывать мужчин, если они ложно обвиняют женщину в греховности: «Тех, которые будут клеветать на замужних женщин и не представят четырех свидетелей, наказывайте восемьюдесятью ударами и никогда не допускайте их к свидетельству как людей негодных, исключая тех, которые после того покаются и исправятся. Бог – прощающий, милосерд» (24:4, 5).

Некоторые люди, особенно на Западе, высмеивают аргумент благочестия ради защиты. Их аргумент заключается в том, что лучшая защита – это распространение образования, цивилизованное поведение и сдержанность. Согласимся с этим. Но этого явно недостаточно. Если «цивилизация» – это достаточная защита, то почему женщины, живущие в Северной Америке, не смеют ходить без сопровождения по темным улицам или даже через пустые автомобильные стоянки? Если образование – это решение проблемы, тогда почему в наших университетах имеется служба «сопровождения до дома», предназначенная главным образом для студенток? Если сдержанность – это ответ на животрепещущий вопрос, тогда почему в газетах ежедневно сообщается о случаях сексуального домогательства на работе?

В списке тех, кого привлекали к судебной ответственности за сексуальные домогательства за последние несколько лет, числятся морские офицеры, менеджеры, университетские профессора, сенаторы, верховные судьи и даже президент США!

Вот лишь некоторая статистика, которая публиковалась в брошюрах отдела по женским вопросам Королевского университета Канады:

qв Канаде женщины подвергаются сексуальным домогательствам каждые 6 минут; каждая 3-я женщина в Канаде подверглась сексуальному домогательству хотя бы раз в жизни;

qкаждая 4-я жительница Канады находится под риском быть изнасилованной или была подвержена неудачной попытке изнасилования хотя бы раз в жизни;

qкаждая 8-я женщина в Канаде подвергнется сексуальному домогательству, посещая колледж или университет.

Исследование установило, что 60 % канадских студентов-юношей обязательно стали бы домогаться сексуальной близости с девушками, если бы знали, что их попытки останутся безнаказанными.

Чтобы пресечь постоянное насилие над женщинами, необходимо произвести радикальные изменения в социальной и культурной жизни людей. Культура благочестия крайне необходима: скромность в одежде, в разговоре, в повадках как мужчин, так и женщин, в других отношениях. Печальная статистика заставляет задуматься. Одинокие женщины являются заложницами этого легкомыслия. В сущности, страдаем мы все. Как сказал Джебран Халиль Джебран: «. получающий удары отличается от того, кто считает их».

Общество, подобно Франции, изгоняющее молодых женщин из школ из-за их стремления носить благочестивую одежду, в конечном итоге, просто вредит самому себе. В этом-то и состоит одна из горьких ироний современного мира – отношение к одному и тому же виду женского головного убора в разных культурах существенно различается. В одних случаях платок на голове у женщины почитается как знак святости, когда его надевают католические монахини, а в других – подвергается брани как знак притеснения, когда его надевают мусульманские женщины из соображений скромности и благочестия.

Шариф Абдель Азим
доктор философии Королевского университета,

Отношения между мужчинами и женщинами в обществе

В исламском обществе царит дух как индивидуальной, так и коллективной ответственности перед Аллахом, очертившим границы для человеческого поведения. Во исполнение этого принципа Ислам принимает строгие меры для соблюдения чистоты и целостности его членов и институтов, особенно семьи. Вспомним, что Ислам защищает честь и достоинство женщины и требует, чтобы к ней относились с уважением. Ее сексуальность никоим образом не должна эксплуатироваться, и к ней нельзя относиться как к «объекту секса»; к ней следует относиться как к личности, чья сексуальность не является предметом ее отношений с кем-либо, кроме ее мужа. Он не только имеет исключительное право на половую доступность своей жены, но также не должен делить ни с каким другим мужчиной ее красоту и женскую привлекательность. Это же правило действует и в обратном направлении как исключительное право жены на сексуальные отношения со своим мужем, за исключением полигамного брака, когда каждая жена имеет равное право на мужа по всем аспектам. Будучи основан на этих общих правилах, Ислам установил некоторые принципы регулирования взаимоотношений полов и контроля полового поведения мусульман.

Первый из этих принципов – это запрет свободного общения мужчин и женщин. Таковое всегда порицается, если только оно не преследует важных и законных целей, а происходит просто ради забавы или удовольствия, получаемого от разнополой компании. По этой причине во многих странах мусульманского мира школы, колледжи, больницы, общественный транспорт имеют специальные отделения для женщин и мужчин.

Дома часто строятся таким образом, что мужчину-посетителя встречает и провожает в гостиную мужчина, а женщина в это время выполняет домашнюю работу в повседневном платье, и посетитель не видит ее и никоим образом не причиняет ей неудобства. Точно так же и у женщины есть круг своих подруг, и они в гостях не встречаются с членами семьи мужского пола.

Разделительной чертой между допустимостью и неправильностью в общении людей противоположных полов является гласность. Иными словами, встречаться и общаться мужчине и женщине, теоретически способным вступить в брак, допускается только прилюдно, если есть на то учебная, профессиональная или рабочая необходимость. Они могут общаться как человек с человеком. Как мужчина с женщиной они могут общаться только в том случае, если имеют намерение познакомиться с целью последующей женитьбы. Если такого намерения и предложения нет, то их общение друг с другом как мужчины с женщиной греховно.

Читайте так же:  Как ведут себя ревнивые парни

Второй принцип состоит в том, что, если такое общение все же происходит, как мужчины, так и женщины должны соблюдать пристойность в своих речах, взглядах и поведении. Очевидно, что женщина либо может быть деловой и целеустремленной, либо должна всеми явными и неявными способами проявлять в общении с мужчиной свою сексуальность. Последнее мусульманским женщинам не разрешено. Мужчинам следует быть такими же сдержанными, не смотреть целенаправленно и с интересом на женские прелести, не быть с женщиной игривым и «дружески расположенным», не допускать какого-либо физического контакта, а вести общение в прямой и строгой манере.

Третий принцип, регулирующий взаимоотношения полов в Исламе, гласит, что мужчине и женщине, не состоящим в браке или в близком родстве, не разрешается оставаться друг с другом наедине. В известном хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) утверждает: «Тот, кто верит в Аллаха и в Последний День, не должен быть наедине с женщиной иначе, как в присутствии ее махрама, ибо cатана будет третьим». Как красноречиво здесь сказано о том, что происходит между мужчиной и женщиной, остающимися наедине, когда к ним подкрадывается сознание своей сексуальности, воздействуя на их отношения и заставляя их чувствовать по отношению друг к другу то, чего они не должны чувствовать, возмущая их внутреннее равновесие и чистоту и ведя их к возможному греху. Таким образом, даже когда мусульманин или мусульманка встречается со своим будущим брачным партнером, Ислам запрещает им оставаться наедине, дабы не возник соблазн и возможность для дурных поступков.

Четвертый принцип состоит в том, что мусульманка должна скрывать от мужчины привлекательные формы своего тела при помощи строгого одеяния. В кругу семьи она может свободно одеваться и украшать себя. Более того, Ислам поощряет ее в этом, чтобы она была привлекательной для своего мужа, поскольку ее красота предназначена для него. Она также вольна делать это, находясь среди других женщин-мусульманок в отсутствие мужчин. Но вне своего дома, а также в присутствии мужчин, не являющихся махрамами (даже дома), она обязана носить скрывающее одеяние, чтобы все, кто ее видит, понимали, что она порядочная, скромная и честная женщина и никоим образом не стремится продемонстрировать свою сексуальность.

Добропорядочная мусульманская женщина, носящая скромную одежду, символизирующую ее женственность, но скрывающую ее сексуальность, заслуживает уважения мужчин.

Исламская концепция женственности может быть лучше всего понята именно в таком контексте. Уважение и статус, которыми пользуется мусульманская женщина, определяются не ее физической привлекательностью и участием в социальной жизни наравне с мужчиной, а ее благочестием и стремлением скрыть свою красоту и сексуальность, свое женское очарование и хранить их для того мужчины, с которым она состоит в браке. На самом деле Ислам предписывает хиджаб не только для защиты общества от негативного действия бесконтрольного полового влечения и защиты чести и достоинства женщины, но и для нейтрализации ее сексуальности, чтобы женщина была позитивной, конструктивной, а не вредоносной силой в обществе. Благодаря ее скромному одеянию и добропорядочности мужчины могут относиться к ней как к личности, а не как к сексуальному объекту, то есть ее ценность для общества определяется не ее физической привлекательностью, а исключительно ее человеческими достоинствами. Потому, становясь старше, мусульманка и не теряет своей ценности как в собственных глазах, так и в глазах общества, что для мусульман ценность женщины, равно как и мужчины, увеличивается с возрастом по мере накопления ими мудрости и жизненного опыта, ничуть не уменьшаясь с увяданием юности и красоты. Для мусульманской женщины источником общественного уважения и статуса являются ее характер и личные качества, ее скромность и достоинство, благочестие и образованность и ее роль жены и матери, а не сексуальная привлекательность и непринужденное общение с мужчинами.

Исламское учение, таким образом, внушает как женщинам, так и мужчинам прочный дух застенчивости, сдержанности и скромности в присутствии представителей противоположного пола (и конечно, если говорить о скромности, то и в присутствии лиц того же пола), что является весьма прочной преградой для непристойности. Сознательный мусульманин так же скрупулезно, как и его сестра-мусульманка, воздерживается от всего, что может привести его к запретному, и от того, что может унизить его в собственных глазах или перед его Господом; его одежда и манеры свидетельствуют, что он обладает самоуважением и лишен недостойных намерений и желаний. Короче говоря, целомудрие, скромность и чистота – это не просто внешние ограничения, установленные религией, но скорее внутренние качества, которые лелеет и стремится сохранить в себе как искренний мусульманин, так и искренняя мусульманка.

Отсюда становится понятно, почему мусульманам в общем-то трудно привыкнуть к современным западным обычаям. Сознательных мусульман, приезжающих в страны Запада или живущих там, часто до глубины души поражает полнейшее отсутствие стыда и скромности, поскольку общество никак не осуждает незаконные половые связи. Они расценивают открытую демонстрацию тела и вызывающее сексуальное поведение как проявления, унижающие человеческую личность. Их также весьма огорчает тот факт, что в западном обществе сексуальная подоплека может просматриваться во множестве случаев общения между мужчиной и женщиной, свидетелями чего им так часто приходится быть. Например, она просматривается в общении между преподавателем и студенткой, врачом и пациенткой, начальником и его секретаршей, между соседями, друзьями и даже родственниками, что проявляется в непристойных шутках, комплиментах, похлопываниях по плечу и постоянных намеках сексуального характера.

Среди мусульман, за исключением живущих в «западном» духе и некоторых других, в основном сбившейся с верного пути молодежи, такое поведение поистине редкость. Взаимоотношения мужчины и женщины, боящихся Аллаха и строго соблюдающих Его ограничения, строятся совершенно по-иному. Соблюдение этих ограничений заставляет как мужчину, так и женщину понимать, что в их взаимоотношениях не должно быть даже намека на секс; любые намеки подобного рода воспринимаются как угроза и величайшее оскорбление и делают дальнейшее общение запретным и невозможным. Для сознательных мусульман внимание со стороны представителя противоположного пола (исключая собственного супруга), проявляемое посредством вольной беседы, комплиментов, игривости, двусмысленных замечаний, всякого рода прикосновений (в том числе рукопожатий и похлопываний по плечу) и всего прочего, имеющего сексуальную подоплеку, является оскорбительным, унизительным и весьма порицаемым.

Подводя итог, скажем, что Ислам считает половое влечение весьма влиятельным элементом человеческой природы, который проявляется при малейшем удобном случае. Если отсутствуют принципы и ограничения, подобные рассмотренным выше, нет уверенности в том, что оно не выйдет за пределы дозволенного. Это влечение, естественно, будет искать способы свободного проявления, что мы и наблюдаем в западном обществе. Сознавая его силу и постоянное присутствие в любой ситуации свободного общения мужчины и женщины наедине, Ислам запрещает подобное общение, поскольку гораздо более эффективно, как, впрочем, и реально, предотвратить соблазн, нежели рассчитывать, что люди сами смогут сопротивляться ему, в то время как обстоятельства ему благоприятствуют.

Ислам также настаивает, что у человека есть право иметь супругу, принадлежащую только ему, то есть такую, телом которой не наслаждались глаза или руки других. Он полностью отвергает мнение о том, что в качестве критерия истинного и ложного принимаются чувства людей по отношению друг к другу или удовольствие, получаемое от общения, а также о допустимости преобладания над человеком необузданного стремления к удовлетворению животных желаний. Моральный и духовный ущерб, наносимый людьми себе, а следовательно, и обществу, когда они пренебрегают жизненной необходимостью человека в чистоте и целостности, следуя слепым физическим стремлениям, не может быть оценен никем, кроме Аллаха, который однозначно и полностью запретил подобное и уведомил нас о страшных наказаниях за это в будущей жизни.

— Я еду надолго в Москву. Я молод и не женат. Что же мне делать?

— В любом случае, в любом месте необходимо быть богобоязненным. Если же ты боишься, что можешь попасть в Москве в большой грех, то тебе крайне нежелательно туда ехать. Наш Пророк учил нас так поступать в подобных случаях: «Кто может, пусть женится, а кто не может, пусть соблюдает пост». Поэтому, если ты все-таки вынужден ехать, то постись и проси у Всевышнего Аллаха силы, терпения и защиты от грехов. Пусть сопутствует тебе богобоязненность и крепкий иман.

— Может ли незамужняя женщина встречаться с женатым мужчиной (если они очень любят друг друга), или необходимо собрать все свои силы и отказаться от этих отношений? Не знаю, что делать в этом случае. Все понимаю, знаю, что это неправильно, но сердцу не прикажешь.

— Мусульмане не должны строить свои отношения подобным образом. В том случае, если тяжело отказаться от таких встреч, вы должны заключить никях. Причем то, что мужчина женат, не является препятствием для брака.

— В меня сильно влюблена одна замужняя женщина-христианка. Она постоянно признается мне в своих чувствах, я отвечаю ей, что тоже люблю, дабы не травмировать ее, хотя это и не так. Как правильно поступить в этом случае?

— Во-первых, вы должны перестать лгать ей. Аллах говорит в Священном Коране: «А кто обманет – придет с тем, чем обманул, в День Суда. Потом всякой душе будет воздано сполна, что она приобрела» (3:161). Во-вторых, вам необходимо прекратить с ней вообще какое-либо общение, в противном случае Вы подвергаете себя риску совершить тяжкие грехи.

— Когда мне было 18 лет, я полюбила коллегу по работе. Я просто потеряла покой, несмотря на то, что он был старше меня на 33 года, имеет жену и 7 детей. Вскоре мы поженились. В то время я была помолвлена, но отказала своему бывшему жениху. Его же супруга нам не мешала, так как живет в другой стране.

Мы вместе уже 3,5 года. Наши отношения больше не секрет. Его сын даже работает вместе с нами. Однако возникла новая проблема.

В связи с моей работой мне приходится много общаться. Наша компания собиралась приобрести у одной пакистанской фирмы их продукцию. Я познакомилась с руководителем этой компании. Начав переписываться по интернету, мы стали лучшими друзьями, как брат и сестра. Я рассказала ему все о моей жизни.

Вскоре он начал проявлять ко мне симпатию, из-за чего у нас возник серьезный конфликт. Но он не оставлял меня, даже звонил моему мужу и его сыну. Этот парень не хочет признавать мой брак с взрослым мужчиной, у которого уже есть одна жена. Он утверждает, что я не должна быть второй женой, так как это грех, и хотел приехать, чтобы забрать меня к себе. Он мне тоже очень симпатичен, более того, я думаю, что люблю его. Все это доставляет мне огромные страдания, я чувствую себя виноватой.

С одной стороны, с мужем мы живем в соответствии с Шариатом. Я очень восхищаюсь им и считаю, что не вправе нанести ему обиду. Ведь я даже не вправе желать каких-либо отношений с другим мужчиной. Я также уважаю его жену, которая обладает большим сердцем, смирившись с тем, что он состоит в браке со мной.

С другой стороны – неженатый молодой парень, который меня очень любит и беспокоится обо мне, готовый все вытерпеть. Он даже начал учить русский язык ради меня. Это он посоветовал мне обратиться с моей проблемой к алиму. Я считаю, что совершаю грех, даже общаясь с этим парнем.

На сегодняшний день я не знаю, что делать. Однако я уверена, что не смогу оставить своего мужа. Наверное, я сойду с ума.

— Молодого человека, который предлагает вам оставить законного супруга, запутал шайтан. Этот человек не имел права даже намеками предлагать выйти за него замуж. Таких людей Шариат называет смутьянами.

В хадисе сказано, что человек, разлучавший супругов, будет одним из тех, кто дальше всех сядет от Пророка (мир ему и благословение) в Судный день.

Мы искренне советуем вам проявлять максимум терпения и покорности своему мужу и прекратить какие-либо контакты с этим молодым человеком. В противном случае вы ввергнете себя в тяжкий грех.

— Я очень любил и люблю одну мусульманку, хотел на ней жениться. Она тоже меня очень любила. К сожалению, дело у нас дошло до орального секса до заключения бракосочетания по Шариату.

Однако недавно она уехала, и мы не виделись полтора месяца. После приезда девушка объявила, что выходит замуж за другого мусульманина. В то же время она сказала, что не любит его и что если бы он знал о наших с ней отношениях, то не женился бы на ней. Должен ли я рассказать ему о том, что было между нами, дабы он не обманулся?

— О ваших отношениях с этой девушкой вы не должны кому-либо рассказывать. Напротив, вам необходимо скрыть то, что было, ибо Аллах скроет недостатки того, кто скрывает ошибки другого.

В то же время, если речь идет о порочной девушке, которая не сожалеет о содеянном и ведет распутный образ жизни, то в случае, если о ее недостатках у вас спрашивает человек, намеренный на ней жениться, вы можете рассказать ему о случившемся. При этом необходимо преследовать цель уберечь юношу от ошибки, то есть чтобы он не пострадал от подобной женщины.

-Будет ли действительным брак, если интимные отношения имели место до свадьбы по невежеству?

— Такой брак будет действительным. Кроме того, людям, виновным в подобном грехе, необходимо покаяться перед Всевышним и просить Его о прощении.

-Разрешает ли Шариат гименопластику (восстановление девственности)?

— Согласно нормам Ислама, совершать операцию по восстановлению девственной плевы недопустимо. В подавляющем большинстве случаев это делается с целью ввести будущего мужа в заблуждение. В хадисе сказано: «Кто лжет нам – тот не из нас».

Девственность не является обязательным условием шариатского брака (никях). Наличие сексуальных отношений девушки до принятия Ислама не может служить поводом для упреков в ее адрес. Она имеет право не рассказывать о причине и обстоятельствах произошедшего. По воле Аллаха, если мусульманка, некогда оступившаяся, искренне раскаялась, то она найдет свое счастье, не прибегая к недозволенному.

— Допустимо ли общение с представителями противоположного пола по интернету?

— Допустимость общения такого рода зависит от обсуждаемых тем. Является дозволенным вести разговор об Исламе, о религиозных обязанностях и правилах (даже с женщинами, состоящими в браке). Кроме того, разрешено обсуждать необходимые вопросы быта и т. п.

Запрещенными для обсуждения с представителями противоположного пола, не являющимися близкими родственниками (махрам), являются все темы, которые могут привести собеседников к греху.

?Я мусульманка, татарка. Мне 18 лет, я учусь на первом курсе университета. Недавно я познакомилась с молодым человеком, мусульманином, ему 28 лет. Он никогда не был женат.

В наших отношениях нет даже разговоров о запретном. Мы просто встречаемся, ходим в кино. Но получилось так, что мои родители против наших с ним отношений. Причин для этого много, в первую очередь его возраст, а также моя юность.

Благодаря этому молодому человеку я начала совершать намаз, хотя и не пять раз в день. Тем не менее, когда есть возможность, стараюсь не пропускать молитву, особенно по утрам. Помогите, пожалуйста, мне советом. Как я должна поступить в этой ситуации?

!То обстоятельство, что этот человек научил Вас совершать намаз, не может служить основанием для поступков, запрещенных Аллахом. Молодым людям, не состоящим в браке, запрещено общаться и тем более ходить в кино. Если вы любите друг друга, серьезно смотрите на отношения с этим человеком и хотите выйти за него замуж, то должны помнить, что все происходит согласно предопределению Аллаха. Поэтому, если Всевышним Вам нечто предписано, то этому никто не сможет воспрепятствовать. Может быть, Ваши родители сегодня выступают против Ваших отношений, но потом передумают и придут к другому решению.

В священном хадисе сказано: «Тот, кто полюбит кого-либо и, утаив свое чувство, сохранит целомудрие, проявив терпение, будет прощен Всевышним за свои грехи и войдет в Рай».

Для всего свое время, не переставайте надеяться на милость Всевышнего и просите у Него помощи в этом деле.

— Может ли незамужняя девушка знакомить сестер с братьями по вере только для вступления в брак?

— Может, тем более в условиях России, где очень сложно найти верующего спутника или спутницу жизни. Общение между мужчинами и женщинами, юношами и девушками возможно «в необходимых и вынужденных ситуациях просто как между людьми».

Каноническое предостережение вступает в силу, когда общение становится «общением между противоположными полами». Желающие вступить в брак могут общаться и смотреть друг на друга как представители разных полов, но как только они понимают, что в данном знакомстве нет перспектив брачного союза, им необходимо намекнуть об этом друг другу и прекратить общение, чтобы не попасть за границы греха и в то же время дать другим возможность познакомиться с намерением женитьбы или замужества.

— Можно ли женщине здороваться с мужчинами за руку? Если да, то кто первым должен протягивать руку?

— Женщине можно здороваться за руку с близкими родственниками, с которыми запрещен брак (отец, сын, брат и т. д.), но с чужими мужчинами это запрещено. Первым же руку протягивает младший.

— Когда мы едем в городском транспорте, в особенности – в часы пик, мужчины и женщины вынуждены плотно прижиматься друг к другу – настолько плотно, что между ними не остается свободного пространства. Будет ли человек нести ответственность за то, что оказался в такой ситуации?

— Шейх Ахмед Кутти, старший лектор и специалист из Исламского института Торонто (Онтарио, Канада) пишет по этому поводу следующее:

«В таких ситуациях прежде всего стоит поискать альтернативные возможности, которые позволили бы вам избегать тесного физического контакта с представителями противоположного пола. Подумайте, например, нельзя ли изменить часы работы, маршрут или время поездок (избегая часа пик). Если вы можете позволить себе что-либо из этого, то поступите именно так.

Однако если вы не располагаете подобными возможностями, то допустимо пользоваться транспортом, но при этом вам следует стараться не фокусировать внимание на представителях противоположного пола. Для этого подумайте о чем-то отвлеченном, прибегните к зикру (поминанию Аллаха). Постарайтесь добиться такого состояния, в котором вы не будете чувствовать разницу между стоящей рядом с вами соседкой (соседом) и предметом мебели.

Если вы сделали все, что от вас зависит, то тем самым выполнили свой религиозный долг, а остальное оставьте на суд Всевышнего. В Коране содержится аят с таким смыслом: «Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее» (2:286). Наша задача – во всем проявлять богобоязненность.

Просите помощи у Аллаха, чтобы избежать искушений. Помните: «А кто полагается на Аллаха, для того Он достаточен» (65:3).

Любовь и секс в Исламе: Сборник статей и фетв. – М.: Издательский дом «Ансар», 2004. – 304 стр.