Меню

Методика самооценка психических состояний айзенка

Оглавление:

Реультаты теста «Самооценка психических состояний» (Тест Айзенка)

II. Фрустрация: 0 баллов

не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей

III. Агрессивность: 0 баллов

вы спокойны, выдержаны

IV. Ригидность: 0 баллов

ригидности нет, легкая переключаемоcть

Пояснения к полученным результатам теста.

Тревожность — эмоциональное состояние или индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Мы все тревожимся по разным поводам. Человек с нормальным уровнем тревожности испытывает реальный страх, связанный с опасностью во внешнем мире. Повышенный и высокий уровень тревожности чаще связан с неизвестной, неопределённой опасностью, которая, вполне возможно, существует только в вашем сознании. Человеку с высоким уровнем тревожности порой кажется: если он не станет тревожиться, то что-то случится плохое (с близким человеком или со всем миром в целом). Это уже невротическая тревожность. Таким людям обязательно надо заняться аутотренингом, тренингом эмоциональных состояний.

До сих пор нет единого мнения о причинах тревожности у людей. Преобладает точка зрения, что тревожность имеет частично врождённую, частично приобретённую природу. Имея некоторую генетически обусловленную склонность к тревожности, человек, в результате неправильных действий родителей, педагогов, внутренних конфликтов (прежде всего самооценочного характера) и других социально обусловленных причин, со временем приобретает её.

При фрустрации возникает чувство, что перед вами стена, которую не преодолеть. Оно появляется в ситуации, которая воспринимается вами как угроза удовлетворению той или иной потребности. Она проявляется как разочарование, тревога, раздражение и даже отчаяние.

В состоянии фрустрации люди всё ещё продолжают борьбу за получение желаемого, даже если не знают точно, что нужно сделать для достижения успеха.

Например: вам отказали в работе, которую вы хотели получить. В нормальном состоянии человек будет искать другую работу. В состоянии фрустрации… Одна клиентка рассказывала, что на колени упала перед директором.

-Нет. Потом было стыдно, но я не понимала, что делаю. Такое отчаяние овладело мной, будто нет выхода из этой ситуации.

Если у вас высокий показатель по этому параметру, вам надо учиться контролировать свои чувства, учиться рефлексии. Проговаривайте, что вы почувствовали в той или иной ситуации, что можно изменить, к каким последствиям приведёт, если вы пойдёте до конца, следуя негативным эмоциям. Посмотрите на себя со стороны. Вы себе не нравитесь в таком состоянии? «Наденьте на лицо улыбку». Тренируйтесь на самых простых, но неприятных ситуациях.

Ригидность (в психологии) (от лат. rigidus — жесткий, твердый) В психологии под ригидностью понимают неспособность индивида перестроиться. Все ригидные люди похожи между собой, так как обладают целым рядом типичных качеств и черт, свойственных большинству из них.

  • Склонность к упрямству
  • Верность привычкам
  • Эмоциональная впечатлительность
  • Излишняя внушаемость
  • Неспособность к саморегуляции и самокоррекции.

В умеренной степени ригидность личности даже полезна, так как выражает устойчивость интересов, активность позиции, которая усиливается при действии внешних сил, верность своим принципам, трезвость взглядов на окружающую действительность, педантичность и аккуратность. В этом случае ригидность мышления и трудности переключения хорошо сочетаются с рациональным складом ума и изобретательностью. Человек этого типа любит конкретность и точность, его раздражает неопределенность задания, неаккуратность и безалаберность окружающих людей. Ригидная личность более устойчива к стрессовым ситуациям, что обусловлено меньшей подверженностью внешнему влиянию, а также особыми защитными механизмами.

В отношениях с другими людьми ригидность проявляется чувством соперничества и соревновательности. Некоторые черты, например, одержимость определенной идеей, склонность к планомерным действиям и способность вселять уверенность в других, помогают в формировании лидерских качеств, особенно вкупе с высоким профессионализмом и хорошим интеллектом. Личности с ригидностью разной степени нередко встречаются среди экономистов, бухгалтеров, математиков, инженерно-технических работников и в других сферах, где требуется расчет, точность и системный подход.

В привычном понимании ригидность, как правило, рассматривается и оценивается как негативная черта человеческого характера. Однако именно благодаря этому качеству люди способны к однотипной и монотонной работе. Умеренная ригидность мышления – это необходимое условие успеха во многих профессиях, например, рабочие на конвейере, бухгалтера, авиа- и железнодорожные диспетчеры и т. п. В широком смысле слова ригидность обуславливает проблемность группового и индивидуального поведения.

Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)

Тест направлен на изучение психологического состояния человека через диагностику таких психических состояний как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность человека. Часто проявляется в склонности человека переживать сильную тревогу по значительным и незначительным поводам. Психологическое состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения человека. Черта характера в виде склонности к реакциям тревоги, чувства опасения или страха, часто не вполне оправданных.

Фрустрация – психическое состояние (обман, тщетное ожидание), наполненное тревогой, досадой, внутренним дискомфортом. Возникает, если не наступают события, которых человек ожидал, не исполняются надежды, возникают преграды на пути к цели.

Агрессия – поведение человека, выражающееся в повышенной психологической активности, стремлении к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям.

Ригидность (жесткость, твердость) – неготовность человека к изменениям программы действий, в соответствии с новыми ситуационными требованиями.

Предлагаем Вам самостоятельно оценить свое психическое состояние.

Скачайте размещенный ниже файл и отметьте в таблице соответствующие Вам позиции.

Если описанное состояние очень подходит Вам, то за ответ поставьте 2 балла: если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит – то 0 баллов.

Методика самооценка психических состояний айзенка

Библиографическая ссылка на статью:
Лебедева Т.Е., Голубева О.В. Конфликтность: особенности оказания помощи сотрудникам коллектива // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23343 (дата обращения: 07.02.2019).

В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии управления ведутся по следующим направлениям: теоретико-игровое; теория организационных систем; теория и практика переговорного процесса [1,2].

На основании теоретического анализа психологической литературы по проблеме психологической помощи сотрудникам по проблемам конфликтности была разработана программа исследования.

Цель исследования: изучение особенностей организации психологической помощи сотрудникам по проблемам конфликтности; разработка и апробация программы психологической помощи сотрудникам.

Основу программы исследования составили:

  1. Программа психологической помощи «Конструктивное решение конфликтных ситуаций».
  2. Опросник оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН).
  3. Методика диагностики самооценки психических состояний (по Айзенку)
  4. Тест К. Томаса.

Выборка: В исследовании принимали участие 124 сотрудника

В экспериментальной группе в исследовании приняло участие 62 человека. Из беседы с руководителем, выяснилось, что сотрудники часто конфликтуют, не организованы.

В контрольной группе было обследовано 62 человека. Здесь выявлены схожие с экспериментальной группой проблемы конфликтности, неорганизованности.

Эмоциональное состояние сотрудников измерили с помощью опросника САН. Первичный качественный анализ показал, что средние значения показателей экспериментальной (контрольной) группы ниже нормы. Из чего следует неблагоприятное состояние испытуемых.

Результаты исследования представлены на рисунке 1

Рисунок 1. Измерение самочувствия, активности, настроения (САН) (1 срез)

Следующим шагом нашего исследования было измерение эмоционального состояния сотрудников методикой диагностики самооценки психических состояний (по Айзенку).

Из рисунка 2 видно,что средние значения показателей экспериментальной (контрольной) группы по шкале тревожность имеют показатели ниже нормы, по шкале фрустрация средний уровень. Результаты исследования представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Диагностика самооценки психических состояний (по Айзенку) (1срез)

Далее были изучены стили поведения сотрудников в конфликтных ситуациях. Результаты исследования представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Диагностика по К. Томасу (1 срез)

Обобщая полученные данные можно сделать следующие выводы:

— негативное эмоциональное состояние и трудности в разрешении конфликтов испытывают большинство сотрудников фирмы (Экспериментальная и контрольная группа).

На основании теоретического анализа и результатов психодиагностического обследования, был разработан проект авторской программы для психологической помощи сотрудникам по конструктивному решению конфликтных ситуаций, состоящий из 7 занятий [3,4].

Повторная диагностика показала, что произошли изменения в эмоциональном состоянии и стилях поведения в конфликтных ситуациях сотрудников. Полученное по шкалам «самочувствие», «активность», «настроение» по опроснику САН в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.

Количественный анализ результатов экспериментальной (контрольной группы) позволил отметить, что среднее значение показателей по Тесту самооценка психических состояний (по Айзенку) в экспериментальной группе по всем шкалам меньше, чем в контрольной группе. Результаты исследования представлены на рисунке 4. После проведения авторской программы психологической помощи и консультирования у испытуемых экспериментальной группы наблюдается положительная психического состояния, а именно, снижение показателей по шкалам тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

Рисунок 4. Диагностика самооценки психических состояний (по Айзенку) (2срез)

Результаты сравнительной психодиагностики стратегий поведения в конфликтных ситуациях показывают эффективность проведённой авторской программы психологической помощи и консультирования сотрудникам по проблемам конфликтности. По результатам явно прослеживается перераспределение выраженных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Рисунок 5. Диагностика по К. Томасу (2 срез)

Из рисунка 5 видно, что после проведения авторской программы психологической помощи у испытуемых экспериментальной группы наблюдается положительная динамика стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Следовательно, мы можем отметить, что реализация комплексной программы психологической помощи сотрудникам научно-производственной фирмы по проблемам конфликтности, помогла положительному изменению психоэмоционального состояния, оптимизации стилей поведения в конфликтных ситуациях участников экспериментальной группы.

Взаимосвязь психических состояний и интернет-активности личности Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Козлова Наталия Сергеевна

Данная работа посвящена анализу активности пользователей Сети в зависимости от их личностных особенностей, в частности психических процессов. Основной целью ставится изучение взаимосвязей особенностей вовлеченности личности в интернет-пространство с уровнем выраженности у нее тревожности , фрустрации , агрессивности и ригидности . Приведенные результаты основываются на методе корреляционного анализа.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Козлова Наталия Сергеевна,

RELATIONSHIP OF PERSON’S MENTAL STATES AND INTERNET ACTIVITY

In this article we study the relationship of internet users’ activity with their personal traits, particularly, psychic processes. The main goal is uncovering the specifics of the person’s involvement into the Internet with their level of anxiety, frustration, aggressiveness and rigidity. The results are based on correlation analysis.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь психических состояний и интернет-активности личности»

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Козлова Наталия Сергеевна

канд. псих. наук, доцент кафедры социальной психологии Ивановского государственного университета,

РФ, г. Иваново E-mail: [email protected]

RELATIONSHIP OF PERSON’S MENTAL STATES AND INTERNET ACTIVITY

candidate of psychology sciences, associate professor of the Department of Social Psychology of Ivanovo State University,

Данная работа посвящена анализу активности пользователей Сети в зависимости от их личностных особенностей, в частности психических процессов. Основной целью ставится изучение взаимосвязей особенностей вовлеченности личности в интернет-пространство с уровнем выраженности у нее тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности. Приведенные результаты основываются на методе корреляционного анализа.

In this article we study the relationship of internet users’ activity with their personal traits, particularly, psychic processes. The main goal is uncovering the specifics of the person’s involvement into the Internet with their level of anxiety, frustration, aggressiveness and rigidity. The results are based on correlation analysis.

Козлова Н.С. Взаимосвязь психических состояний и интернет-активности личности // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 8 (18) .

Ключевые слова: Интернет, тревожность, ригидность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

Keywords: Internet, anxiety, rigidity, frustration, aggressiveness, rigidity.

В качестве деятельности, подвергшейся нашему анализу, была определена интернет-активность личности. Это преимущественно связано с распространением сети Интернет в повседневной жизнедеятельности общества. Кроме этого, как пишет А.Е. Войскунский, «в академической, и в практической психологии наблюдается отчетливая заинтересованность в изучении соответствующих явлений. Налицо тенденция к оформлению области исследований, связанной с деятельностью человека в Интернете, в качестве отдельного направления психологической науки» [1]. Это обусловило проведение нами цикла исследований, посвящённых проблеме виртуального мира [2—4]. По их итогам мы пришли к необходимости изучения взаимосвязей специфики вовлеченности пользователей Сети и их психических состояний.

Проблема психических состояний, начиная с древних времен, с момента зарождения самой психологической науки, привлекала внимание ученых. И на сегодняшний день она остается не менее актуальной. Так, под психическим состоянием понимается отражение личностью ситуации в виде совокупности различных характеристик человека, возникающее в динамике психической деятельности и выражающее единство поведения и переживания. Данное определение подтверждает нашу мысль о том, что психические состояния в существенной степени детерминируют любую деятельностьи общение человека, в том числе и интернет-активность.

В рамках эмпирического исследования нами были использованы тестовая методика «Самооценка психических состояний» Айзенка [5], авторская анкета, посвященная интернет-активности, а также метод корреляционного анализа.

Начнем мы с исследования тревожностикак состояния, способного повлиять на специфику активности личности в Интернете. Так, лица с повышенным уровнем данного свойства не склонны участвовать

в образовательных программах (официальных и неофициальных), предполагающих дистанционное обучение (г=-0,30, при р

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

Взаимосвязь психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы

Дата публикации: 01.12.2015 2015-12-01

Статья просмотрена: 758 раз

Библиографическое описание:

Агеева Л. Г., Костюнина Е. А. Взаимосвязь психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 864-868. — URL https://moluch.ru/archive/103/23946/ (дата обращения: 15.02.2019).

В статье рассмотрена проблема взаимосвязи психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы, проанализирована актуальность данной проблемы.

Ключевые слова: психические состояния, межличностное общение, старшие подростки.

В современном мире актуальным является рассмотрение проблемы взаимосвязи психических состояний и особенностей межличностного общения у детей в пубертатном периоде развития. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что процесс взаимосвязи психических состояний и характер межличностного общения по сравнению с другими психологическими явлениями изучен довольно мало. Интерес к таким исследованиям быстро возрастает, т. к. психические состояния и межличностное общение являются важными составляющими поведения человека. В педагогике и психологии подростковый возраст занимает центральное место, т. к. в подростковом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, оценивание себя, возникают рефлексия, самоконтроль и т. д. Однако, недостаточная изученность взаимосвязи психических состояний, закономерностей взаимоотношений с психическими процессами и свойствами, которые характерны для данного возраста, существенно уменьшает эффективность различных педагогических методов обучения и воспитания детей подросткового возраста. Подростковый возраст характеризуется тем, что он находится на рубеже перехода из детского возраста к взрослому образу жизни. По сути, это самая важная характеристика подросткового возраста. В этом возрасте поведение подростков претерпевает значительные изменения и во многом зависит от психического состояния и межличностного общения со сверстниками.

Сельские подростки существенно отличаются от городских подростков. Сельским подросткам характерна практичность, открытость, дружелюбность, общительность, эмоциональная устойчивость, присуща некая удовлетворенность положением каких-либо дел, можно сказать, что они более спокойные, склонные к групповой деятельности, существенно различаются условия труда села (огород). Городские подростки характеризуются более высокими показателями вербального и общего интеллекта. Например, городские подростки возбудимы, энергичны, в некоторой мере даже импульсивны, активны, у них может наблюдаться эмоциональная неустойчивость, высокая тревожность. Городские жители характеризуются большим количеством населения, даже разными этносами. Существенно различается речь и поведение сельских подростков от городских. Обучение в городских школах положительно сказывается на интеллектуальном развитии подростков, но нельзя не учитывать присущую им тревожность, эмоциональную неустойчивость, которые могут в определенной степени препятствовать полноценному развитию интеллектуальных возможностей подростка [1, с. 56].

Читайте так же:  Общаюсь с ребенком как со взрослым

Таким образом, обучение в воспитание подростков в мало населенном пункте и городе по-разному влияют на показатели интеллектуального и личностного развития детей, на межличностное взаимодействие со взрослыми и сверстниками

Цель исследования заключается в теоретическом и эмпирическом изучении и установлении взаимосвязи между психическим состоянием и особенностями межличностного общения старших подростков сельской школы.

Объектом исследования являются непосредственно психические состояния и особенности межличностного общения старших подростков сельской школе.

Предметом исследования является характер взаимосвязи межличностного общения старших подростков с их психическими состояниями.

Психическое состояние представляет собой как наиболее сложная, многофункциональная система, для которой характерно в различные возрастные периоды: усложнение внутреннего состояния подростка и самоконтроля, расширение каких-либо пространств, увеличение сложности их переживания, большая их осознанность. У подростков наблюдаются как отрицательные (тревожность, агрессивность, стресс, ригидность), так и положительные психические состояния (счастье, любовь и др.). Состояния, переживаемые подростком в данном возрасте характеризуются устойчивостью (по сравнению с младшими возрастами), противоречивостью, усложнением семантических пространств и др. Также подростковый возраст является одним из самых непростых переходных возрастных периодов, так в этом возрастном периоде перед ребенком стоит выбор, либо пойти учиться в старшие классы, либо продолжить обучение в техникумах, училищах. В подростковом возрасте в значительной степени изменяется поведение, характер общения подростка с окружающими, перестраивается психика в целом, изменяется общение со сверстниками, оно становится интимно-личностным, появляются новые формы взаимодействия со сверстниками [4, c. 18].

Итак, подростковый возраст является одним из важных периодов становления личности, когда дети проявляют как детские, так и взрослые черты. Особенности, которые свойственны только подростковому возрасту, можно заметить и при исследовании психических состояний. По мнению Е. П. Ильина психические состояния, которые переживают подростки, в наибольшей степени связаны с общением. При этом у детей подросткового возраста сохраняется отрицательное отношение к себе, из-за этого данный возраст характеризуется предрасположенностью к отрицательным эмоциям и изменениям в мотивационной сфере [2, с. 25].

Проблемами подросткового возраста, такими как взаимоотношения с окружающими и сверстниками, занимались многие отечественные и зарубежные ученые, такие как К. К. Платонов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. К. Маркова и т. д. Изучением подростков посвятили много времени и такие авторы, как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, К. И. Давыдов и многие другие.

К особенностям подросткового возраста относится повышенная конфликтность, агрессивность, тревожность, зависимость от окружающих и сверстников, озабоченность вопросами пола, поиск своего «образа Я», чувство взрослости, рефлексия и многие другие. Ученые Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова считают подростковый кризис самым трудным, способствуют возникновению острой эмоциональной нестабильности подростка. В современных условиях общества к типичным проблемам подросткового возраста относится проблема постоянного усовершенствования учебной деятельности, которое выражается в появлении новых предметов, увеличении количества изучаемых предметов, общего объема информации, знание иностранных языков и необходимости достаточно раннего профессионального самоопределения (либо пойти учиться в старшие классы, либо продолжить обучение в техникумах и училищах). Трудность состоит также в том, что, начиная подготовку к профессиональной деятельности, подростки еще не готовы по-взрослому относиться к себе и, в частности, эффективно регулировать свои психические состояния, что не может не отразиться на продуктивности деятельности и на отношениях с окружающими. В большинстве случаев, выбор за подростка в данной ситуации принимают родители [3, с. 34].

Проблемой межличностного общения подростков занимались такие исследователи как Л. И. Божович, В. А. Горянина, А. Н. Леонтьев, А. А. Бодалев, Е. П. Ильин и многие другие. Межличностные отношения представляют собой систему взаимодействия с окружающими, взрослыми и сверстниками. Стремление быстрее стать взрослым приводит часто к поиску собственного образа жизни подростка и его деятельности. Направления поиска могут быть различны, например, бросить школу, пойти учится в другое учебное заведение (техникум), начать зарабатывать деньги (подработки), некоторые подростки пытаются утвердить себя в новой позиции, подражая поведению взрослых: начинают курить, употреблять спиртные напитки в большом количестве, одеваться по взрослому, пробуют наркотики, знакомятся с сексуальными отношениями, для них очень характерно внимание к внешнему виду и т. д. Межличностное общение старших подростков играет значительную роль в формировании личности, развитии и воспитании подростка на каждом возрастном этапе. От того, как происходит взаимосвязь психических состояний и межличностного общения старших подростков, зависит успешность профессиональной деятельности, активность подростка в общественной жизни, происходит преодоление трудностей в процессе взросления. В особенности данная взаимосвязь мало изучена в сельских школах.

Таким образом, можно сказать, что взаимосвязь психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы мало изучена, поэтому требует эмпирического исследования.

В нашем исследовании участвовало 20 старших подростков МБОУ Шараповской СОШ Шатковского района. В качестве диагностического инструментария использовались: методика «Диагностика самооценки психических состояний» Г. Айзенка; «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири.

Результаты диагностики психических состояний респондентов представлены в таблице 1 и графически на рис. 1.

Результаты диагностики самооценки психических состояний (в %)

Уровень выраженности псих. состояний

Как проводится диагностика самооценки человека

Человек понимает свою ценность для других людей. А также способен оценить свои недостатки, достоинства, чувства и эмоции. Все эти проявления сознательности носят название — самооценка психических состояний личности — о которой пойдет речь далее.

Люди могут отличаться отношением к самому себе. Одни из них способны проводить публичные выступления, а другие стесняются общаться с продавцами в магазине. В чем причина различий? Существует единый термин в психологии, описывающий все подобные типы поведения — самооценка. Данное понятие, отражающее личностную характеристику, применяется психологами, врачами, педагогами. А также обычными людьми в быту. По определению это собственное представление человека о своей важности.

Самооценка психических состояний

Самооценка формируется у человека еще в детстве. Для этого необходимо наличие самосознания, которое образуется до достижения 3 лет. При взрослении появляется способность осознавать себя по элементарным характеристикам. А также анализировать отношение окружающих. При этом можно обнаружить первые признаки наличия самооценки. Но формируется она весьма долго и всю жизнь проявляет динамику изменений. О том, как формируется личность читайте в этой статье.

В результате изучения были выработаны методы расчета параметров этого понятия и выделены разновидности самооценки:

  • низкая, с неуверенностью в себе;
  • адекватная, с поведением, соответствующим ситуации.
  • завышенная, при которой идеализируют себя.

Для исследования видов самооценки выработаны психологические инструменты. Это следующие методики:

  • Айзенка;
  • Дембо-Рубинштейн;
  • Будасси для концепции «Я».

Рассмотрим первый способ самооценки психических состояний.

Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)

По Айзенку предлагается ряд утверждений, описывающих состояния. Используя лист самооценки, человек проставляет 2 балла, если ему часто присуще подобное, 1 балл — редко и 0 баллов, если указанного состояния у него не бывает. Для примера, это следующие строки с утверждениями:

  • не ощущаю уверенности в себе;
  • зачастую краснею из-за мелочей;
  • беспокойно сплю.

Всего дается 4 группы по 10 фраз с кратким описанием состояний.

Оценка и интерпретация баллов

По окончании прохождения теста результаты обрабатываются их подсчетом.

  • 1 группа фраз по состояниям проверяет тревожность;
  • с 11 по 20 вопрос — фрустрация (состояние, проявляемое при неудаче, тщетном ожидании и т. д.);
  • 3 группа — агрессивность;
  • 4 — ригидность (твердость, неспособность меняться или реагировать под ситуации).

Далее методика диагностики самооценки заключается в отнесении подсчитанных балов по каждой категории фраз к малому, среднему и значительному проявлению тревожности (либо агрессивности, а также ригидности и фрустрации). Так по 1 категории значение от 0 до 7 баллов трактуется, как малая тревожность, до 14 баллов — средняя, а от 15 до 20 получает чрезмерно тревожный человек.

Описание состояний (Айзенк)

По результатам теста самооценка психических состояний может показать норму по всем категориям или отклонение от нее. Далее, к примеру, при повышенной ригидности дается рекомендация не менять место работы или личную жизнь. А человек с агрессией оценивается, как имеющий трудности в общении.

Методика Дембо Рубинштейн: исследование самооценки

Соответствующее норме отношение к себе весьма важно, иначе у человека возникнут трудности в деятельности, при общении с окружающими и родственниками. Исследование самооценки по методике Дембо и Рубинштейна заключается в нанесении меток на шкалы. Для испытаний предоставляется бланк с заданием — лист самооценки.

Важно! Сейчас применяется не классический способ, а модификация психолога А. М. Прихожан. В ее версии исследование самооценки по методике Дембо и Рубинштейна проводится с увеличением числа шкал от 4 до 7. А также с некоторым изменением категорий «уверенность в себе», «счастье».

Каждый может проверить себя, для чего применяется шкала самооценки. На одном ее конце низкие баллы, а на другом — наивысший (10). Требуется отметить чертой уровень того или иного своего качества. А крестом обозначают то число баллов, при котором наступает гордость или довольствие.

Категории тестирования по Демб и Рубинштейн

Для тестирования предоставляется 7 следующих категорий:

  • здоровье;
  • ум и способности;
  • характер;
  • авторитетность среди сверстников;
  • умение что-то делать;
  • уверенность в себе;
  • внешние данные.

Обновленная методология самооценки Дембо и Рубинштейна применяется для тестирования, при котором шкала самооценки «здоровье» имеет тренировочное назначение. При выводе результата она не берется в расчет. Ведь этот параметр не является личностным. Тест выполняют за 10 или 12 минут. Далее методика самооценки личности переходит к анализу полученных результатов.

Все шкалы изготавливаются по 100 мм, в результате чего баллы легко исчисляются в миллиметрах. По сути это методика самооценки и уровня притязаний, в которой первый показатель замеряют от 0 до «-«, а второй — от 0 до «х». После этого вычисляют расстояние между чертой и крестом. Если притязания ниже самооценки, результат отмечают отрицательным числом.

Результаты тестирования по Дембо и Рубинштейн

Подсчитав баллы, определяют искомую характеристику.

  • Сумма очков по притязаниям должна быть от 75 до 89, если человека можно считать адекватным, реалистично относящимся к своим возможностям.
  • Отсутствие самокритичности наблюдается при 90 или 100 баллах.
  • При результате ниже 60 личность не может развиваться, у нее нет стремлений.

Аналогично трактуется самооценка, которая адекватна (реалистична) при значении от 45 до 74, более 75 указывает на завышенную характеристику относительно самого себя. Такой человек не прислушивается к советам. Тот, у кого набралось меньше 45, имеет проблемы при создании своего благополучия, не уверен в себе.

Нахождение количественного выражения уровня самооценки по Будасси

Самооценка подлежит измерению. Для этого разработана методика Будасси. Основа — способ ранжирования, при котором предлагается 48 слов о свойствах личности. Используя лист самооценки, испытуемый выбирает 20 для характеристики идеального человека (эталона). Могут быть выбраны плохие качества: эгоизм, грубость. Далее методика Будасси предполагает построение эталонного ряда в протоколе (он же — лист самооценки). Сначала располагают важные и хорошие свойства, а в конце — плохие и нежелательные.

Также необходимо построить ряд из свойств, которые присущи испытуемому. Наиболее ярко выраженной его характеристике присваивают 20-ый ранг, а наименее — 1-ый. Лист самооценки (протокол), включающий идеальное и реальное «Я», обрабатывается с целью выявления связи между ними. Применяется коэффициент ранговой корреляции. Сначала определяют разность двух рядов по каждой черте характера. Полученные числа возводят в квадрат, суммируются. Значение суммы записывается в формулу r = l — 0,00075 x Σ d2.

Число r — коэффициент со значением от -1 до + 1, характеризующий самооценку.

  • Если он от — 0,37 до + 0,37, между реальностью и идеалом слабая связь, что указывает на нечеткое представление о реальном и эталонном «Я».
  • При коэффициенте до +1 проявляется адекватная оценка себя.
  • При + 0,39 и до + 0,89 самооценка завышена.
  • После + 0,9 завышение чрезмерное.
  • От — 0,38 до — 1 заниженная самооценка.

Из чего состоит тест Шкала Занга для самооценки депрессии

Чтобы выявить различные симптомы угнетенных состояний сознания, применяется шкала Занга для самооценки депрессии. Тест проходят самостоятельно, в результате чего определяют тяжесть недуга. В исследовании 10 вопросов формулируются положительно и столько же — отрицательно. Отвечают одним из 4 слов:

Ответам даются от 1 до 4 баллов. После 10 минут, на протяжении которых заполняют лист самооценки, производят суммирование и выясняют уровень депрессии. Если число баллов от 20 до 49, состояние в норме. Остальные показатели — увеличивающаяся по мере повышения баллов тяжесть данного состояния.

Другие методики

  • Экспресс диагностика уровня самооценки личности, осуществляющаяся быстрым способом. По инструкции нужно отвечать на вопросы словами: часто (3 балла), очень часто (4 балла), редко (1 балл), иногда (2 балла). К примеру: часто ли друзья подбадривают? Или: имеется ли беспокойство относительно будущего? Заполняя лист самооценки опросника, следует сложить баллы.
  • Диагностика нравственной самооценки проводится по баллам: 4 при полном согласии с фразой, 3 — почти согласен, 2 — несколько согласен, 1 — не согласен. Лист самооценки заполняется написанием этой цифры против высказываний типа: «Зачастую я добрый». Диагностика нравственной самооценки применима к подросткам в школе.
  • Вербальная диагностика самооценки личности имеет целью помочь сделать вывод о том, что ему дальше делать с тем или иным отношением к себе. Аналогично предыдущему методу нужно отвечать на предложенные суждения одним из слов: «очень часто», «часто», «редко», «никогда». А также заполнять лист самооценки баллами, соответствующими каждому ответу.

Показатели оценивания — уровень и соответствие. Завышенный результат отражает положительное отношение к себе, а заниженный — негативное. Из литературы на эту тему рекомендуется « Шесть столпов самооценки » — книга, считающаяся классикой в психологии. В ней рассматриваются аспекты данного понятия: насколько это важно, от чего зависит, как повысить уровень. Описывается 6 практик, которые помогут человеку утвердиться.

Тест: самооценка психического состояния (САН)

Методика самооценки психического состояния Ганса Айзенка направлена на диагностику и оценку самочувствия, активности и настроения индивида, поэтому сокращенное название данного психологического теста – САН. Тест состоит из 30 вопросов, на которые испытуемый может ответить, выбрав соответствующий ему балл в ступенчатой шкале с показателями от 1 до 4.

Инструкция к тесту

Охарактеризуйте свое самочувствие, выбрав для этого необходимое количество баллов от 1 до 4. При этом учтите, что оценки от 1 до 2 баллов соответствуют левому столбцу, а оценки от 3 до 4 баллов соответствуют правому столбцу. Отвечайте на каждый вопрос, принимая во внимание, что более четко выражают Ваше согласие с тезисами баллы 1 и 4, менее четко выражают Ваше согласие с тезисами баллы 2 и 3.

Особенности психических состояний студентов в период сессии

Сущность психических состояний. Особенности эмоциональных состояний студентов, влияющих на познавательную активность в процессе учебной деятельности. Исследование развития у детей состояния нервно-психического напряжения в ситуациях зачетов и экзаменов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Особенности психических состояний студентов в период сессии

Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования психических состояний студентов педагогического вуза в период сессии

1.1 Проблема психических состояний в психологической литературе

1.2 Специфика психических состояний студентов до и в период сессии

Глава 2. Эмпирическое исследование психических состояний студентов педагогического вуза в период сессии

2.1 Диагностика психических состояний студентов до и во время сессии

2.2 Особенности изменений психических состояний студентов в период сессии

психический эмоциональный студент сессия

Актуальность. Эффективность любой человеческой деятельности, в том числе и учебной, зависит от множества различных факторов, среди которых важнейшую роль играют субъективные, то есть те, что связаны с различными характеристиками и особенностями самого субъекта деятельности. Их значение убедительно доказывается как научными исследованиями, так и реальной практикой. В последние годы, например, все чаще и чаще выясняется, что причиной многих аварий, несчастных случаев были ошибки человека.

Все субъективные факторы эффективности деятельности могут, по всей видимости, быть сведены либо к проблеме мотивации, либо к проблеме компетенции (сфера рационального знания), либо к проблеме психического состояния (сфера переживания). Сказанное в полной мере касается учебной деятельности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений.

В учении решающую роль играют мотивация, которая может носить личностный и общественный характер, ориентация на стремление к принятию или на страх отвержения, и способности, которые также определяют успех или неудачу. Учебная деятельность всегда предполагает контроль за усвоением получаемых знаний (экзамены, зачеты, коллоквиумы, семинары и другие формы). Психические состояния студента в процессе контроля могут сильно повлиять на результат его деятельности.

Читайте так же:  Простить ли женщине измену

Одним из структурных элементов учебного процесса является экзаменационная сессия. Экзамен является ситуацией, несущей в себе существенный элемент неопределенности, заключающийся, прежде всего в неизвестности исхода. Экзаменационная сессия насыщена многообразными эмоциями, оказывающими то или иное влияние на результативность сдачи экзаменов. Иногда оптимальная степень возбуждения способствует хорошим результатам, но если возбуждение принимает форму лихорадки, то есть появляется перевозбуждение или, наоборот, апатия, то последствия оказываются отрицательными. Даже компетентные студенты в неопределенной и экстремальной ситуации экзамена при наличии состояний напряжения, страха могут не раскрыть полностью своих способностей, профессиональных знаний, умений, навыков.

Любая профессиональная деятельность, связанная с ситуациями контроля, проверки, отчета, соревнования, приводит к возникновению неравновесных психических состояний. Через эти состояния человек отражает и свое отношение к явлениям действительности. А отражение происходит большей частью в виде переживаний, основой которых являются не непосредственные внешние воздействия, а их накопленное обобщение во внутреннем мире человека.

Таким образом, проблема изменения психических состояний в обучении имеет важное практическое значение. Понимание студентами своих психических состояний и умение регулировать их позволяет им улучшить эффективность учебной деятельности, избежать множества стрессогенных ситуаций или, по крайней мере, смягчить их воздействия и разрешить их с наименьшими потерями для себя. С другой стороны, преподаватели, обладая соответствующими психологическими знаниями и умениями, могут более эффективно руководить учебной деятельностью студентов.

Проблема психических состояний, впервые поставленная в отечественной психологии Н. Д. Левитовым (1955 г.), в настоящее время является активно изучаемой областью психологии. Дальнейшую разработку эта проблема получила в трудах ряда известных психологов (А. Г. Гримак, Н. Д. Данилова, Л. Г. Дикая, А. И. Еремеева, Е. Г. Ильин, Э. И. Киршбаум, А. Г. Ковалев, А.Б.Леонова, В. Л. Марищук, А. О. Прохоров, Ю. Е. Сосновикова и др.).

Имеющиеся исследования показывают, что психические состояния определяют в существенной мере успешность деятельности субъекта, физическое и психическое здоровье; выявляют закономерности, характеризующие состояние работающего человека, особенности психической регуляции. Созданы концептуальные схемы анализа и методические средства оценки психических состояний.

Тем не менее, проблема изменения психических состояний до настоящего времени разработана недостаточно. Это выражается в меньшей изученности данного явления по сравнению с другими формами проявлений психики — процессами и свойствами; нет общепринятого мнения об определении, механизмах, классификации и методах исследования психических состояний и их регуляции.

Изучением психических состояний студентов в различные периоды учебной деятельности занимались Л. М. Аболин, И. А. Васильев, Л. В. Винокурова, Г.Ш.Габдреева, М. М. Гарифуллина, Ю. М. Десятникова, Э. Л. Носенко, Н.Б.Пасынкова, Н. М. Пейсахов А. О. Прохоров, В. П. Шарай и др. Хотя работы этих авторов являются значительным вкладом в разработку проблемы, в них изучены не все ее аспекты. Не рассматривались, например, в полной мере вопросы, связанные с динамикой негативных психических состояний студентов высших профессиональных учебных заведений в процессе подготовки и сдачи экзаменов.

Таким образом, изучение психических состояний актуально в практическом плане, поскольку они (эти состояния) влияют на эффективность деятельности человека, в том числе, на эффективность учебной деятельности студентов.

Противоречия исследования: 1) между необходимостью теоретических и эмпирических знаний об особенностях проявлений психических состояний в различные периоды учебной деятельности студентов и недостаточной изученностью данного вопроса в науке;

2) между необходимостью обеспечения максимальной эффективности учебной деятельности студентов и наличием субъективно-психологических факторов, одним из которых являются специфические психические состояния, снижающих ее.

Проблема исследования состоит в выяснении вопроса, какие психические состояния являются доминирующими в период экзаменационной сессии, как изменяется их выраженность по мере приближения самого экзамена.

Заключённое в проблеме противоречие находит своё отражение в теме исследования «Изменение психического состояния студентов в период сессии».

Цель исследования: Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка специфики изменения психических состояний у студентов в период сессии.

Объект исследования: психические состояния студентов.

Предмет исследования: особенности психического состояния студентов в период сессии.

Гипотеза исследования. Возможно, психические состояния студентов в период экзаменационной сессии характеризуется возникновением отрицательных психических состояний: тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.

В соответствии с целью и гипотезами решались следующие задачи:

1) провести теоретический анализ разработки проблемы психических состояний студентов в период сессии в психологической литературе;

2) определить диагностические методики исследования психических состояний студентов в период экзаменационной сессии;

3) исследовать особенности проявления психических состояний до начала и в период экзаменационной сессии.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения отечественной психологии о причинной обусловленности психических явлений, об их динамичности, о том, что психические свойства — и предпосылка и результат поведения личности, выработанные Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, Б. М. Тепловым и др. Психические состояния рассматривались с учетом их личностной обусловленности, с учетом личностных позиций его участников; а также как продукт развития и результат деятельности (А. Г. Ковалев, В. С. Мерлин, Н. Д. Левитов, П. В. Симонов, и др.) Непосредственной теоретико-методологической основой исследования стали теоретические принципы и положения концепции психических состояний, предложенные А. О. Прохоровым.

Методы исследования: В исследовании применялись методы эмпирического познания: тестирование, интервью, беседа и эксперимент; и теоретического научного познания: анализ психологической литературы.

В работе использовались следующие методики: Самооценка психических состояний по Айзенку; Самооценка тревожности Спилбергера, опросник Басса — Дарки «Диагностика состояния агрессии».

База исследования. Эксперимент осуществлялся на базе ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим. В эксперименте участвовали 20 студентов педагогического факультета специальности «Педагогика и психология.

1. Постановочный (сентябрь — октябрь 2012г.) — осознание проблемы, изучение литературы, определение объекта, предмета, формулировка целей и задач, подбор методов и методик исследования.

2. Собственно исследовательский (ноябрь 2012г. — март 2013г.) — Выявление особенностей проявления состояний студентов до и после сессии.

3. Оформительско-внедренческий (апрель 2013г.) — апробация результатов, литературное оформление работы.

Практическая значимость. Результаты и исследования могут быть использованы в работе по повышению эффективности индивидуального взаимодействия педагогов и студентов; саморегуляции студентами своих психических состояний в период экзаменационной сессии.

Полученные материалы могут быть использованы руководителями учебных заведений, преподавателями, психологами, а также в процессе курсовой переподготовки и повышения квалификации преподавателей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Определены особенности психических состояний студентов педагогического вуза в период сессии.

Структура работы. Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, библиографического списка из 32 источников.

Глава 1. Теоретическое исследование психических состояний студентов педагогического вуза в период сессии

1.1 Проблема психических состояний в психологической литературе

В психологии наиболее распространенным является представление о состояниях как относительно устойчивых психических явлениях, имеющих начало, течение и конец, т. е. динамических образованиях. Общепринятым является и мнение о состояниях как психических явлениях, отражающих особенности функционирования нервной системы и психики человека в определенный период времени или адаптационного процесса [6].

Различные авторы неоднократно предпринимали попытки дать научное определение понятия «психическое состояние» и разработать классификацию состояний. Впервые вопрос о психических состояниях как общепсихологической категории, требующей систематического изучения, был поставлен Н.Д.Левитовым [10]. Им были подведены итоги изучения психических состояний к данному периоду времени, рассмотрены механизмы и особенности проявления психических состояний, намечены общие задачи изучения, которые состояли в выделении психических состояний в особую категорию и установлении связи психических состояний с другими психологическими категориями.

В определении Н. Д. Левитова психические состояния рассматриваются как самостоятельная «целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности» [10, С. 20]. Достоинством данного определения является то, что оно подчеркивает, что всякое психическое состояние есть синдром, т.е. нечто целостное, что оно на некоторое время характеризует своеобразие психической деятельности, связано с психическими процессами, но, в отличие от последних, более целостно, наконец, оно также связано и с психическими свойствами личности.

Интерес представляет определение понятия «психическое состояние», данное Ю. Е. Сосновиковой: «Психическое состояние человека — это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека как обладателя этой психики, с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией» [21, С. 20].

Несколько иначе подходит к рассмотрению проблемы состояний Е.П. Ильин [7]. Он рассматривает состояния, которые развиваются у человека в процессе его общественно значимой деятельности и затрагивают как психологические, так и физиологические структуры человека. Такие состояния он называет психофизиологическими, чтобы отделить их от элементарных состояний возбуждения и торможения, развивающихся на определенных уровнях регулирования. По определению Ильина, психофизиологическое состояние — это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.

Таким образом, Е.П. Ильин выделяет особый вид состояний — психофизиологические состояния, которые связаны с психическими и физиологическими структурами человека. При этом любое психическое состояние человека оказывается связанным с физиологическими структурами человека (либо оно будет вызвано физиологическими процессами, либо будет способствовать возникновению определенных физиологических процессов). Учитывая это, подход Е.П. Ильина приобретает особую привлекательность при рассмотрении психических состояний в рамках общей проблемы адаптации человека.

Данное Е.П. Ильиным определение психофизиологического состояния предполагает, что оно — причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психических уровней (субсистем) управления и регулирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. Поэтому всякое состояние является как переживанием субъекта, так и деятельностью различных его функциональных систем. Причем оно выражается не только в ряде психофизиологических показателей, но и в поведении человека.

По мнению автора данной концепции, в любом психофизиологическом состоянии должны быть обязательно представлены все вышеперечисленные уровни, и только по совокупности показателей, отражающих каждый из этих уровней, можно сделать заключение о имеющемся у человека состоянии. Ни поведение, ни различные психофизиологические показатели, взятые в отдельности, не могут достоверно дифференцировать одно состояние от другого, так как, например, увеличение частоты пульса или уменьшение времени реакции могут наблюдаться при различных состояниях.

Отличительной чертой данной позиции является и то, что если Н.Д. Левитов говорил о недопущении сведения состояний к переживаниям, то Е.П. Ильин считает, что исключать их из характеристики состояний тоже нельзя. Переживания, по его мнению, занимают ведущее место в диагностике состояний. Именно переживание чего-то (апатии, страха) позволяет достоверно судить о возникшем у человека психофизиологическом состоянии. Следовательно, психологические особенности личности играют, вероятно, ведущую роль в образовании психофизиологических состояний. Если это так, то механизмы регуляции психических состояний надо искать в самой личности.

Итак, психическая сторона состояний находит отражение в виде переживаний и чувств, а физиологическая — в изменении ряда функций, и в первую очередь вегетативных и двигательных. Переживания и физиологические изменения неотделимы друг от друга, т. е. всегда сопутствуют друг другу. Например, усталость, апатия сопровождаются изменением ряда физиологических функций, так же как и физиологические признаки определенного состояния сопровождаются чувством усталости, апатии.

Таким образом, в концепции Е.П. Ильина целесообразно выделить несколько основных положений. Во-первых, состояние человека обусловлено воздействием факторов внешней среды и внутренних условий, к которым относятся структуры психического и физиологического уровня. Во-вторых, субъективная сторона со стояний (переживания) играет одну из ведущих ролей в регуляции состояний.

Несколько иное определение понятия «психическое состояние» дает В.Н. Мясищев. «Под состоянием, — пишет он, — мы понимаем общий функциональный уровень, на фоне которого развивается процесс» [12, С. 21]. То, что психическое состояние — фон, на котором происходят психические процессы, не вызывает сомнений, но определение психического состояния как функционального уровня несколько обедняет его по сути. Вызывает сомнение то, что В. Н. Мясищев, ставит в один ряд с состояниями и отношения в какой-то мере их противопоставляя. Под отношениями В. Н. Мясищев понимает целостную «систему индивидуальных избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» [12, С. 22]. Характерно, что В.Н. Мясищев, устанавливая связи отношений с процессами и свойствами личности, посвятив рассмотрению этих связей специальные параграфы, не сделал попытки установить взаимосвязь между отношениями и состояниями. Вместе с тем, следует отметить, что В.Н. Мясищев счел нужным выделить психическое состояние как особую психологическую категорию и указал на важность изучения психических состояний для понимания психики, как в норме, так и в патологии.

Необходимо специально оттенить специфику понятия «переживание», которое является одним из ключевых в нашем понимании состояния. Некоторые исследователи связывают данное понятие только с аффективной сферой личности. Но это слишком узкое толкование. Понятие «переживание» шире «эмоций чувств», т.к. переживание проявляется не только в аффективной форме, но и в форме потребностей, волевого усилия, а следовательно, и произвольного внимания и произвольной памяти. Акт любопытства, как и догадка, также переживается. Таких позиций, например, придерживается К.К.Платонов [15].

Согласно В. Н. Мясищеву, действия и переживания человека определяются не непосредственными внешними воздействиями, а их накопленным обобщением во внутреннем мире, которое представляет систему отношений человека, определяющих опосредованный характер его реакций на воздействия окружающего мира и его внешне инициативное и самостоятельное поведение. Другими словами, переживание — есть накопленное обобщение во внутреннем мире субъекта, своими основаниями оно связано с системой отношений человека.

С. Л. Рубинштейн писал: «Переживание человека — это субъективная сторона его реальной жизни…» [19, С. 76]. Понятие «переживание выражает собой специфический аспект сознания, он всегда наличен в каждом реальном, конкретном психическом явлении; он всегда во взаимопроникновении и единстве — со знанием.

Исходя из данных о наличии теоретических и практических разработок по проблеме «состояний», мы считаем, что наиболее плодотворными являются идеи и концептуальные положения, предложенные А. О. Прохоровым.

Таким образом, под «психическим состоянием» мы будем понимать —относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека как обладателя этой психики, с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией» [21, С. 20].

Об особенностях психических состояний студентов в сессионный период пойдёт речь в следующем параграфе.

1.2 Специфика психических состояний студентов до и в период сессии

Особенности эмоциональных состояний студентов, влияющих на познавательную активность в процессе учебной деятельности, были рассмотрены в работе А. Я. Чебыкина [24]. А. В. Плехановой был описан ряд методических приемов, с помощью которых могут быть вызваны и актуализированы положительные психические состояния. В исследовании А.Н.Лутошкина [11] были выделены коллективные эмоциональные состояния и изучены их функции. В то же время надо отметить, что в перечисленных работах внимание уделялось преимущественно только наиболее общим проявлениям и особенностям психических состояний в учебном процессе.

Экзаменационная сессия является одним из структурных элементов учения — ведущего вида деятельности студентов. Напряженный характер экзаменационной сессии является ее специфической чертой. Наряду с воздействием социальных факторов, существенное влияние на работоспособность, активность студента и его психическое состояние оказывают и информационные параметры деятельности — содержание, объем экзаменационных билетов, темп предъявления вопросов. Другие характеристики — особенности сдачи экзамена, связанные с преобразованием — воспоминанием рабочей (заученной) информации, являются основной причиной развития состояния психического напряжения и напряженности. В многочисленных исследованиях показано, что возникновению напряженности (деятельностной и эмоциональной) способствуют чрезмерная субъективная сложность задания, высокая ответственность за результат деятельности, воздействие различного рода помех, а также дефицит информации или времени, избыточность информации и другие факторы. [4, 25].

Но, экзамен — не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. Среди медиков [1, 5]существует точка зрения, что до 90% всех заболеваний могут быть связаны со стрессом. Отсюда можно сделать вывод, что экзамены здоровья учащимся не прибавляют, а наоборот. Действительно, многочисленные исследования показывают, что во время подготовки и сдачи экзаменов имеют место интенсивная умственная деятельность, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна (поверхностный, беспокойный сон), эмоциональные переживания. [17, 25]. Все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние и сопротивляемость организма.

В своей учебной работе студентам часто приходится встречаться с трудностями, которые они должны преодолевать. В лучших случаях, пpи встрече с трудностями, студент находится в психическом состоянии, которое можно назвать состоянием готовности преодолевать трудности. Это состояние характеризуется уверенностью, твердой решимостью справиться с трудностью, мобилизацией для этого всех своих сил. Встречаются студенты, которые предпочитают трудный материал, который способствует сосредоточению всех усилий человека. Такое состояние часто свидетельствует о настойчивости и вдумчивости студента, а иногда оно объясняется объективной привлекательностью трудной задачи. Некоторые студенты плохо справляются с трудностями в своей учебной работе. Они проявляют малодушие, недостаток настойчивости и выдержки. [8].

Читайте так же:  Эмоциональность стеническая

Иногда студентам предъявляются чрезмерные требования, являющиеся для них сверхсильными раздражителями. Непосильные требования могут вызвать у студентов обострение не только возбуждения, но и торможения. Трудность задачи или требования не всегда студентами оценивается правильно. В этой оценке нередко много субъективного. К трудным и ответственным моментам следует отнести экзамены. Нет такого студента, который не переживал бы особого психического состояния в период экзаменационной подготовки, а особенно во время самого экзамена.

В этих ситуациях у студентов неизменно присутствуют элементы стрессового характера. Помимо сильного интеллектуального напряжения, с экзаменами у студентов связано выявление ряда отрицательных эмоций: страха, беспокойства, тревоги, причиной которых является неопределенность исхода экзаменационной ситуации, оценка ее в субъективном, личном плане как «опасной», критической. В дни сдачи экзаменов ухудшается память, замедляется время реакции, наблюдается наибольший выброс адреналина и норадреналина в кровь. Изменяются вегетативные показатели: отмечается учащение сердцебиения на 10-15 ударов в минуту, усиление тремора рук, снижение температуры пальцев. Все это свидетельствует о сопровождающем возбуждении симпатоадреноловой системы. Во многих исследованиях подтверждается неблагоприятное влияние экзаменов на сердечно-сосудистую систему студентов. Кроме того, в ситуации экзаменов отмечено снижение уровня мышления, внимания, памяти и всех показателей шкалы самооценки, самочувствия, настроения, работоспособности, ночного сна, аппетита. Появляются страх и неуверенность в себе, которые, связываясь с заниженной самооценкой, в свою очередь приводят к новым аффективным переживаниям. [13, 16].

Для успешной сдачи экзамена важно, в каком психическом состоянии находится студент. Наиболее благоприятное для успешной сдачи экзаменов психическое состояние студентов характеризуется внимательностью, серьезностью, уверенностью, относительным спокойствием. Все студенты волнуются во время экзамена, и потому желательное спокойствие при его сдаче надо назвать относительным. Весь период сдачи экзаменов характеризуется состоянием умственного напряжения. Это напряжение иногда сопровождает умственную деятельность на уровне непосредственного или чувственного познания действительности, особенно когда требуются точные формулировки. Во время сдачи экзамена любое припоминание ответа на вопрос может быть напряженным состоянием, переживаемым мучительно, особенно в тех случаях, когда забывается что-то хорошо известное, а отложить воспроизведение нельзя. Если студент не понимает смысла предлагаемой ему задачи и делает большие усилия, чтобы осознать, в чем заключается проблема. Это зависит как от объективной трудности проблемы, так и от ясности и отчетливости её формулировки. Причем напряженным может быть психическое состояние на различных этапах решения проблемы. Неспокойным бывает состояние и при выборе средств решения задачи. [3, 10].

В любом случае за психическим состоянием экзаменационного напряжения обычно следует разрядка. Эта разрядка переживается по- разному. В одних случаях она является охранительным торможением; в других — констатацией того, что трудное позади, и воспоминанием о минувших трудностях; в-третьих — переключением на другую деятельность. Психические переживания студентов исключительно сложны и разнообразны. Эмоциональные переживания во время экзамена принимают особенно острый характер. От интенсивности предэкзаменационных реакций во многом зависит и окончательный успех. Существует мнение, что оптимальная степень возбуждения способствует хорошим результатам. Мы будем называть эти состояния предэкзаменационными. На степень предэкзаменационного возбуждения оказывают влияние многие факторы, однако основными являются: характер экзамена, поведение и настрой преподавателя, подготовленность к экзамену, самоуверенность, индивидуальные типологические особенности студента и др.

Ситуация экзамена требует от студента волевой готовности, собранности, дисциплинированности. Тем не менее, если студент обладает данными свойствами, но имеет высокий уровень тревожности, то эта ситуация может образовать различного рода проблемы, для разрешения которых уже необходимо будет принимать специальные меры.

В целом тревожность — это многозначный психологический термин, которым описывают как определенное состояние индивида в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ научно-психологической литературы последних лет [13, 22] позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различных стрессов.

Тревожность понимают как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности [13, 14].

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека [26]. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом и неопределенностью ситуации.

Березин Ф.Б. определил тревожный ряд [2], который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

1) ощущение внутренней напряженности — не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;

2) гиперестезические реакции — тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;

3) собственно тревога — центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак: невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;

4) страх — тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога, могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;

5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы — нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;

6) тревожно-боязливое возбуждение — вызываемая тревогой дезорганизация поведения достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок, представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе «человек-среда», она активизирует адаптационные механизмы и, вместе с тем, при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений.

Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений [23]. Трудности и возможные неудачи в учебной деятельности при сдаче экзаменов могут привести к возникновению у человека не только психических состояний стресса и тревожности, но и состояния фрустрации. Буквально этот термин означает переживание расстройства (планов), уничтожения (замыслов), крушения (надежд), напрасные ожидания, переживание провала, неудачи.

Фрустрация — психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса [9]. Применительно к человеку фрустрацию в самом общем виде можно определить как сложное эмоционально-мотивационное состояние, выражающееся в дезорганизации сознания, деятельности и общения и возникающее в результате продолжительного блокирования целенаправленного поведения объективно непреодолимыми или субъективно представляемыми трудностями.

Фрустрация проявляется тогда, когда лично значимый мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а возникшее при этом чувство неудовлетворенности достигает степени выраженности, превышающей «порог терпимости» конкретного человека, и проявляет тенденцию к стабилизации.

К условиям возникновения состояния фрустрации относятся [20]:

1) наличие потребности как источника активности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия;

2) наличие сопротивления (препятствия-фрустратора). В свою очередь препятствия могут быть следующих видов:

а) пассивное внешнее сопротивление (наличие элементарной физической преграды, барьера на пути к цели; удаленность объекта потребности во времени и в пространстве);

б) активное внешнее сопротивление (запреты и угрозы наказанием со стороны окружения, если субъект совершает или продолжает совершать то, что ему запрещают);

в) пассивное внутреннее сопротивление (осознанные или неосознанные комплексы неполноценности; неспособность осуществить намеченное, резкое расхождение между высоким уровнем притязаний и возможностями исполнения);

г) активное внутреннее сопротивление (угрызения совести: оправданы ли выбранные мною средства в достижении цели, моральна ли сама по себе цель).

Возникновение фрустрации, ее выраженность обусловливается не только объективными обстоятельствами, но и зависят от особенностей личности, от ее «способности» терпеть. При изменении по каким-либо причинам жизненных стереотипов чаще всего происходит нарушение удовлетворения привычного комплекса потребностей. В результате может возникнуть совокупность фрустраций.

Если у человека часто повторяются фрустрации, то его личность может приобрести деформационные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность (при фрустрациях в форме агрессии) или утрату делового оптимизма и нерешительность (при «автоагрессии»), вялость, безразличие, безынициативность (при депрессии); ригидность (при фиксации) и т. д. Чаще всего такие состояния возникают в период сессии и перед ней. Частный же выход из состояния фрустрации путем перемены деятельности приводит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организованности, целенаправленности [14].

Разрешение фрустрации (выход из нее) может осуществляться несколькими способами: отказ от выполнения действия; обход препятствия; поиск замещающей цели; уход из ситуации; с помощью общения типа «поплакаться в жилетку» с посторонним лицом. И, прежде всего, это ситуация, в которой проявляется личность человека в зависимости от своих индивидуальных особенностей. В нестандартной ситуации неопределенности человек либо гибко и легко приспосабливается к новым условиям, либо косно, инертно, нечувствительно ведет себя в изменившихся условиях (состояние ригидности). Ригидность характеризуется как состояние психологического консерватизма, негибкости личности. Формами проявления ригидности можно назвать инерционность мышления, плохую переключаемость внимания, привязанность к небольшому кругу старых друзей, тенденцию планировать свои действия заранее и отрицательную реакцию на внезапное их изменение. Ригидность, таким образом, понимается как затрудненность, вплоть до полной неспособности, в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, требующих ее перестройки [14]. В нашем случае условием является ситуация экзамена.

Выделяются: 1) ригидность когнитивная — обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации; 2)ригидность аффективная — выражается в косности аффективных, эмоциональных откликов на изменяющиеся объекты эмоций; 3) ригидность мотивационная — проявляется в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих гибкости и изменения характера поведения [14].

Уровень ригидности, проявляемой субъектом, обусловлен взаимодействием его особенностей личностных с характером среды, включая степень сложности, стоящей задачи, ее привлекательности, наличие опасности, монотонность стимуляции и пр. Уровень ригидности зависит от уровня агрессивности.

Агрессия предполагает наличие многих факторов, присущих исключительно людям и обусловливающих поведение (например, мстительность, расовые или этнические предрассудки). Немаловажное значение имеет разграничение понятий агрессии как состояния и агрессивности как устойчивой черты личности. Агрессия — это состояние, определяющее индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда. Основные формы — агрессия реактивная, агрессия враждебная, агрессия инструментальная и автоагрессия. В неопределенной ситуации экзамена в большей мере присутствуют агрессия инструментальная и агрессия реактивная. Агрессия инструментальная отличается тем, что цель действия субъекта, проявляющего агрессию, нейтральна, и агрессия используется лишь как средство достижения этой цели. Агрессия реактивная возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр. Здесь выделяются: 1) агрессия аффективная; 2) агрессия импульсивная; 3) агрессия экспрессивная [Там же]. Вся эта группа состояний (тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность) носит отрицательную окраску, но именно она наиболее характерна для студентов в период неопределенной и экстремальной ситуации экзамена.

Необходимой составной частью процесса формирования готовности к экзаменам является психологическая подготовка. Психологическая подготовка представляет собой процесс создания, поддержания и восстановления состояния психической готовности студента к ответу на экзамене, к борьбе за достижение наилучшей оценки. Создание состояния психической готовности — предмет забот и активной деятельности преподавателя и самого студента. В психолого-педагогическом плане заботы эти касаются определения задач, средств, методов, методических приемов и организации процесса психологической подготовки к экзамену. Продуктивное решение всего этого круга вопросов требует от преподавателя и студента понимания психологической сущности рассматриваемых явлений. Формирование состояния психической готовности к экзамену представляет собой процесс направленной организации сознания и действий студента, исходя из предполагаемых условий будущего экзамена. Направленная организация сознания студента заключается в том, чтобы создать такое отражение предполагаемых условий предстоящего экзамена, которое вызвало бы положительное отношение к ответу на экзамене. На наш взгляд, подготовку необходимо вести по оси: должен — могу — хочу, которые характеризуют рациональную, моральную и эмоциональную базу сформированного отношения к экзамену. Это создает соответствующее состояние полной психической готовности. Все это совершается в реальных условиях подготовки к экзамену, воплощается в конкретных действиях студента и преподавателя.

Таким образом, у студентов возникают и развиваются состояния, которые классифицируются как состояния нервно-психического напряжения, которое возникает: в случае жесткости лимитов времени, дающегося на выполнение заданий; в случае сложности адаптации к учебным условиям; в случае эмоциональных и интеллектуальных напряжений в ситуациях зачетов, экзаменов; в случае ожидания неблагоприятных исходов на экзаменах; сверхсильной мотивации; при доминирующих отрицательных психических состояниях (фрустрация, агрессивность, тревожность, ригидность) и определяемых свойствами личности.

психический эмоциональный напряжение студент

Глава 2. Эмпирическое исследование психических состояний студентов педагогического вуза в период сессии

2.1 Диагностика психических состояний студентов до и во время сессии

Исследование проходило на базе ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишима. В эксперименте участвовали 20 студентов 3 курса, 901 группы, педагогического факультета специальности «Педагогика и психология», из них 1 юноша и 19 девушек.

Психологическое обследование испытуемых проводилось с использованием следующих методик до сессии (см. приложение I) и во время сессии (см. приложение II):

Самооценка психических состояний по Айзенку (фрустрированности агрессивности); опросник Спилбергера (изучение самооценки личностной тревожности); опросник Басса — Дарки «Диагностика состояния агрессивности».

Данные методики позволили рассмотреть динамику состояний тревожности, фрустрации, агрессии, ригидности в период экзаменационной сессии.

Исследование проходило в два этапа. В первой части исследования приняли участие 20 человек (студенты 3 курса 901 группы), изучались психологические состояния в учебной деятельности.

Во второй части с целью исследования динамических особенностей психических состояний нами моделировались типичные ситуации, вызывающие эти состояния. Естественной моделью являлась ситуация экзамена. На втором этапе в эксперименте приняли участие так же 20 человек (студенты 3 курса 901 группы).

Каждый студент участвовал во всех видах исследования. Полученные в ходе исследования параметры нашли свое отражение в таблицах, рисунке, диаграммах.

Исследование начиналось задолго до начала экзаменационной сессии (2,5 — 3 месяца), опросники — до экзамена, и в последний день перед экзаменом.

Испытуемым предлагался Опросник Г.Айзенка по самооценке психических состояний, который позволяет выявить четыре базисных состояния человека (тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность), являющиеся доминирующими в определенном континууме времени. Методика состоит из 40 вопросов, ответы на которые варьируются от 0 до 2 баллов в зависимости от степени выраженности того или иного предлагаемого качества или ситуации. Доминирующим является состояние, которое в сумме определяется набором более 10 баллов.

Лица с выраженной тревожностью характеризуются неуверенностью, мнительностью, повышенной ответственностью за порученное дело, беспокойством о возможных неудачах, непереносимостью ожидания, психологическим атавизмом.

Лица с выраженным состоянием фрустрации характеризуются депрессивным поведением, тревожностью, фрустрационной агрессией, которая может быть направлена на себя, на других, на весь свет, на вещи.

Агрессия проявляется в завышенной самооценке, стремлении к лидерству, неумении прислушиваться к мнению собеседника, желании оставлять за собой последнее слово, мстительности.

Состояние ригидности проявляется в психологическом консерватизме и негибкости личности: инерционность мышления, плохая переключаемость внимания, тенденция планировать свои действия заранее, нежелание менять привычки, привязанность к небольшому кругу старых друзей, упрямство.

С помощью опросника было проведено обследование студентов педагогического факультета. Регистрация психических состояний проводилась в реальных условиях учебной деятельности. Основное требование инструкции — необходимость выделения тех психических состояний, которые характерны для субъектов в период их учебы в учебном заведении. Результаты по данной методике представлены нами в табл. 1и 2.

Показатели самооценки психических состояний студентами до экзаменационной сессии