Меню

Методика определения самооценки рубинштейна

Методика Дембо Рубинштейна (в модификации Прихожан А. М.) для определения уровня самооценки (2 9 кл.)

Главная > Документ

Изучить психологические особенности вновь поступивших обучающихся с точки зрения успешной адаптации к новым условиям обучения.

Выявить учащихся, испытывающих трудности адаптации к новым условиям обучения в санаторной школе.

Целевая группа: вновь принятые учащиеся 2 – 9 классов.

Сроки проведения: октябрь-ноябрь.

Особенности проведения диагностики: индивидуально или в малой группе (по 3-4 чел.)

«Анкета новичка» (автобиографические данные) (учащ. 2 – 9 кл).

Тест-анкета самооценки учащимися изменений своего состояния и здоровья (автор Смирнов Н.К.) (5 – 9 кл.).

Методика Дембо – Рубинштейна (в модификации Прихожан А.М.) для определения уровня самооценки (2 – 9 кл.).

Методика «Лица» (авторы Н.В.Лукьянченко, Т.Л.Ядрышникова) выявляет эмоциональное отношение к школе, отдельным школьным предметам (2 — 5 кл.).

Опросник «Чувства в школе» (автор С.В. Левченко) (2 – 9 кл.).

Методика Люшера М. для определения эмоционального состояния (2 – 9 кл.).

Методика «Диагностика тревожности» (в модификации Прихожан А.М.) ( 2-6 кл.)

Методика «Шкала тревожности» (по Кондашу) (7-9 кл.)

Тест-анкета «Изменения в образе жизни и состоянии здоровья учащихся» (автор Смирнов Н.К.) – метод экспертных оценок (учащ. 2 – 9 кл.)

Краткое описание диагностического комплекса.

В «Анкете новичка» учащиеся отмечают автобиографические данные.

Тест-анкета самооценки учащимися своего состояния и здоровья (Смирнов Н.К.) позволяет определить психологическое и физическое состояние учащихся «новичков».

Для определения уровня самооценки и выявления детей с низким и высоким уровнем самооценки применяется методика Дембо – Рубинштейна (в модификации Прихожан А.М.).

Для изучения адаптационных процессов важно знать и учитывать эмоциональное отношение подростков к школе, классу, к школьным предметам. (Проективная методика «Лица» авт. Н.В.Лукьянченко, Т.Л.Ядрышникова).

Опросник «Чувства в школе» позволяет сделать вывод об эмоциональных проблемах учащихся, определить какие чувства превалируют. Психолог получает возможность увидеть, есть ли временная дезадаптация, присущая этому периоду, и насколько она выражена (определяется по количеству выборов «негативных» чувств).

Методика М. Люшера позволяет определить эмоциональный фон ребенка, т.е. его преобладающее настроение. А также выявить энергетический баланс организма: способность к энергозатратам или установку на сбережение энергии.

Выявить уровень тревожности (школьной, самооценочной, межличностной) у учащихся 2-6 кл. поможет методика «Диагностика тревожности» (Прихожан А.М.).

Методика «Шкала тревожности» (по Кондашу) также поможет выявить уровень тревожности (школьной, самооценочной, межличностной) у учащихся 7-9 кл.

Метод экспертных оценок позволяет выявить учащихся с затруднениями адаптации в условиях школы. Предметом экспертной оценки являются: изменения в эмоциональном состоянии, образе жизни и здоровье учащегося в адаптационный период. Эксперты: кл. руководитель, воспитатели, лечащий врач, родители учащегося. Используется тест-анкета «Изменения в образе жизни и состоянии здоровья учащегося» (Смирнов Н.К.).

Примечание: диагностический комплекс может использоваться не полностью, в зависимости от результатов обработки основных методик:

Методика Люшера М. для определения эмоционального состояния.

Методика Дембо – Рубинштейна (в модификации Прихожан А.М.) для определения уровня самооценки.

Методика «Лица» (авторы Н.В.Лукьянченко, Т.Л.Ядрышникова) выявляет эмоциональное отношение к школе, отдельным школьным предметам.

тест-анкета «Самооценка изменений своего состояния и здоровья» (Смирнов Н.К.),

метода экспертных оценок тест-анкета «Изменения в образе жизни и состоянии здоровья учащихся» (Смирнов Н.К.)

Метод экспертных оценок

Экспертные оценки пока явно недостаточно используют­ся в психолого-педагогических исследованиях, хотя потенциал их высок и многие достоинства проявляются именно в об­разовательной среде. Главный инструмент при этом подходе — личность эксперта (от лат. ехрег1из — опытный) как человека, компетентность и опытность которого служат залогом объективности получаемых оценок. От эксперта ждут не применения верифицированных, валидных методик, а суждений и заключений, основанных на его опыте, наблюдениях и профессионализме.

При оценке отдельного школьника число экспертов должно быть не менее трех. Желательно включение в число экспертов классного руководителя ученика, учителя физкультуры, завуча по оздоровительно-воспитательной рабо­те, школьного психолога, социального педагога, школьного врача, воспитателя. В некоторых случаях привлекаются родители учащихся. Чем больше экспертов, тем выше объективность получаемой оценки.

Анкеты на каждого участвующего в обследовании ученика (или выбранных, например, из группы риска) заполняются экспертами независимо друг от друга в соответствии с прилагаемой инструкцией. Организует исследование обычно классный руководитель, зам. по здоровью или психолог. Отвечать можно не по всем позициям, а выбрав те из них (желательно как можно больше), оценка по которым будет объективной. Средняя оценка каждого эксперта вычисляется как частное от деления суммы всех выставленных им баллов на число позиций, по которым давалась оценка. Похожая анкета используется для получения самооценки от самого школьника. Для этого учителем проводится анкетирование учащихся (текст корректируется с учетом возраста школьников) со строгим соблюдением конфиденциальности ответов. Баллы может проставить сам учитель, проводящий обследование, в процессе беседы-интервью со школьником. Итоговая оценка для каждого школьника по каждой тест — анкете — среднее от суммы баллов всех экспертов и среднего балла самооценки.

Тест — анкетные методы диагностики,

основанные на принципах экспертных оценок

(Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. — 320 с.)

Тест — анкетные методы диагностики здоровья детей имеют следующие достоинства:

По результатам диагностики удается оценить состояние не только физического здоровья, но и психологического здоровья школьников.

Проведение таких исследований не требует материальных затрат, если не считать краткосрочного обучения педагогов.

3.Сами процедуры обследования являются элементом дополнительной мотивации учащихся на заботу о своем здоровье, тренировки навыков биологической обратной связи.

Главным инструментом диагностики при этом подходе служит не прибор, а человек, возможности которого неизмеримо выше самых совершенных технических средств.

Участие в процедуре диагностики учителей школы в качестве экспертов служит дополнительным фактором (рычагом) вовлечения их в работу школы, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Используемые методики позволяют проводить как скрининг с последующим выделением групп риска, так и мониторинг здоровья учащихся.

Проведение процедур психолого-педагогической диагностики хорошо сочетается с методами медико-физиологической диагностики и дополняет их.

Такой диагностический подход имеет три особенности:

• получаемые данные носят ориентировочный характер. Это не диагноз и не медицинское заключение, а лишь возможность выделить группы риска и зоны дальнейших, более углубленных исследований;

• в тест — анкетах учтено неблагоприятное воздействие на организм и психику сочетания нескольких факторов риска (кумулятивный эффект), при котором общий риск заболеваний резко возрастает;

• используется метод экспертных оценок (количественных и качественных).

Тест-анкета «Изменения в образе жизни и состоянии здоровья учащихся» (Смирнов Н.К.).

Она предлагается педагогам, способным выступить в роли экспертов по оценке образа жизни и состояния здоровья учащихся (классным руководителям, социальным педагогам), а также родителям школьников. Каждый эксперт отвечает только на те вопросы, по которым располагает достаточными сведениями. По каждой позиции необходимо получить не менее трех оценок, иначе она исключается из общего подсчета ввиду недостоверности. Вычисляется итоговый балл для каждого школьника как среднее арифметическое оценок экспертов и самооценки.

Инструкция: выберите позиции, по которым Вы можете оценить учащегося. Оценивание проводится по 11-балльной шкале: от -5 (минус 5) — максимально негативные для здоровья учащегося изменения до +5 (плюс 5) — максимально положительные для здоровья изменения; 0 баллов — отсутствие изменений.

Шкала: -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5

Как изменилось состояние здоровья учащегося за оцениваемый период?

Как изменилось отношение учащегося к своему здоровью за оцениваемый период?

Как изменился образ жизни учащегося: режим дня, физическая активность, характер питания?

Как изменились ситуация в семье учащегося, его окружение?

Как изменилось материальное положение семьи учащегося?

Как изменились черты характера и поведение учащегося?

Как изменился интерес учащегося к учебе, стремление к знаниям?

Какова тенденция изменений во внешнем облике учащегося?

Как изменились у учащегося проявления утомления (по выраженности, скорости наступления, частоте)? (К -5 — усиление; к +5 — ослабление.)

Как изменились у учащегося проявления стресса, фрустрации (по силе, выраженности, частоте)? (К — 5 — усиление; к -1-5 — ослабление.)

Как изменилось у учащегося превалирующее настроение? (К -5 — ухудшение настроения; к +5 — улучшение.)

Чаще или реже стал учащийся жаловаться на свое здоровье? (К -5 — чаще; к +5 — реже.)

Какова динамика вредных привычек у учащегося?

Как изменился контакт (взаимопонимание, сотрудничество) школы с родителями учащегося?

Тест-анкета для самооценки учащимся изменений своего состояния и здоровья.

Инструкция: оцени изменения твоего здоровья и образа жизни за указанный учителем период времени по 11-балльной шка­ле: от -5 (минус 5) — максимально негативные для здоровья учащегося изменения, до +5 (плюс 5) — максимально положительные для здоровья изменения, 0 баллов — отсутствие изменений.

Читайте так же:  Как расстаться и забыть парня

Шкала: -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5

Как изменилось за оцениваемый период состояние твоего здоровья? (К -5 — ухудшилось; к +5 — улучшилось.)

Как изменилось твое отношение к своему здоровью? (К -5 — стал реже, меньше заботиться о своем здоровье; к +5 — стал лучше, больше заботиться о своем здоровье.)

Как изменился твой образ жизни с точки зрения его влияния на здоровье?

Как изменилась за это время твоя физическая активность (занятия в спортсекциях, выполнение комплексов упражнений, пробежки, лыжи и т.д.)?

Как изменился за это время характер твоего питания?

Как изменилось за это время материальное положение твоей семьи?

Как изменились твои привычки, влияющие на здоровье? (Вредные —- к -5; полезные — к +5.)

Усилился или ослабел твой интерес, стремление к знаниям, связанным с проблемами здоровья?

Отмечаешь ли ты изменения в своем внешнем облике? Если да, то в какую сторону? (К —5 — в худшую; к + 5 — в лучшую.)

Чаще (быстрее) или реже стало наступать у тебя состояние утомления на уроках и дома? (К -5 — более быстрое и частое наступление; к +5 — реже наступающее утомление.)

Чаще или реже стало наступать у тебя состояние стресса?

Как в среднем изменилось за этот период твое настроение? (К -5 — в худшую сторону; к + 5 — в лучшую.)

Чаще или реже у тебя появлялись жалобы на свое здоровье? (К — 5 — чаще; к -Ь5 — реже.)

Изменился ли за это время контакт твоих родителей со школой?

(Проводящий анкетирование учитель перед раздачей школьникам анкет должен разъяснить им процедуру оценивания, так как это не просто привычные ответы «да — нет», а оценка изменений. Необходимо удостовериться, что учащиеся понимают как проводить оценку в баллах по шкалам, пояснить на примерах, но не из вопросов анкеты.)

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

для обучающегося ГБООУ АО АСШИ № 1

Спецификой деятельности ГБООУ ОА АСШИ № 1, основанной в 1971 году, является лечение и обучение более 200 детей г. Архангельска и Архангельской области с диагнозом «сколиоз». Для всех учащихся независимо от тяжести заболевания в школе созданы благоприятные условия, способствующие умственному и физическому развитию личности, подготовке успешной социализации детей с проблемами здоровья к жизни в обществе. В условиях оторванности от семьи, перехода в новый детский коллектив, проблем со здоровьем, наши дети особенно нуждаются в поддержке и помощи педагогов, медицинских работников, школьного психолога.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться в процессе коллективных групповых и индивидуальных занятий.

Программа индивидуальной работы выстраивается исходя из принципов учета «зоны ближайшего развития» (предполагает сотрудничество с взрослым в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии), возрастных особенностей, учета психологических проблем детей с заболеванием «сколиоз», добровольного участия в занятиях. Работа осуществляется с помощью арт-терапевтических методов.

Оказать помощь подростку, повысить качество его психического здоровья, а возможно и качество жизни в целом можно через индивидуальную работу с ним, где возможно решение следующих задач:

расширение границ самовосприятия;

оказание помощи в отреагировании переживаний и фантазий, способствующих изменению поведения и улучшению состояния здоровья через формирование внутренней картины здоровья;

активизация способности к разрядке эмоционального напряжения.

развитие эмоциональной устойчивости и активизация внутренних ресурсов.

За основу в разработке индивидуальной программы работы взяты упражнения и техники, предложенные М.В. Киселевой (М.В. Киселева Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов. Спб.: Речь, 2006. – 160 с.) и медитативные сказки С.А. Черняевой (Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – Спб.: Речь, 2007.).

Показания к прохождению данного цикла занятий: дети с проблемами адаптации, повышенной тревожностью, неадекватной самооценкой, негативным представлением о себе; дети, переживающие сложные жизненные ситуации.

Цели программы индивидуальной работы:

1.Развитие личности, коррекция образа «Я» и принятие его.

2.Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы.

Активизация процесса рефлексии, осознания и принятия себя.

Прояснение видения и представления о своем физическом «Я».

Мобилизация ресурсов организма, снятие напряжения.

Количество занятий: от 8 до 14.

Длительность одного занятия (сессии) составляет 45-60 минут.

Периодичность: 1-2 раза в неделю.

Материалы: бумага (А-4, А-3), краски, кисти, стаканчик с водой, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, простой карандаш, ластик, трубочка коктейльная, шерстяная нить, стекло (10х15), тексты сказок, музыка.

1.Подготовительный. Организационные процедуры, знакомство с материалами, исходная диагностика.

2.Основной (коррекционно-развивающий). Творческая деятельность. Интуитивное познание. Оценка промежуточных результатов.

3.Заключительный. Завершение работы, оценка конечных результатов.

Ребенок лучше осознает собственные переживания и эмоциональные состояния.

Наблюдаются проявления идентичности (осознание и принятие себя в физическом и психологическом плане, позитивного самоотношение).

Идет ослабление проявлений утомления, раздражительности, эмоционального напряжения.

Повышается уверенность в себе; снижается тревожность в ситуациях, предполагающих самовыражение.

Делает самостоятельные попытки в планировании перемен на ближайшее будущее.

— значительные перерывы между арт-терапевтическими сессиями, что снижает терапевтический эффект;

— неготовность родителей и окружающих близких взрослых к изменениям, происходящих в ребенке;

— наличие страхов у родителей, влияющих на детей.

Тематика занятий и содержание подбираются с учетом результатов диагностики и проблем в развитии.

Исследование самооценки (методика Дембо – Рубинштейн)

Методика предназначена для исследования самооценки у школьников; она основана на непосредственном оценивании (шкалировании) учащимися ряда личностных качеств, таких как способности, красота и т.д.Методика валидна для умственно отсталых младших школьников от 9 – 10 лет. Методика прошла апробацию в диссертационных исследованиях (Малинаускене М.А., 1977; Гаурилюс И.А., 1998), дипломных исследованиях выпускников ИСПиП.

Оборудование: бланк, на котором изображено 7 линий, высотой каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. Шкалы обозначены:

авторитет у сверстников;

умение много делать своими руками, умелые руки;

уверенность в себе.

Инструкция: «Представь себе, что на этой линии (1 шкала) стоят все ученики твоей школы. Внизу стоят самые больные дети, они часто болеют, у них плохое здоровье. Вверху стоят дети с очень хорошим здоровьем, ни не болют, про их говорят, что они очень здоровые. Отметь, пожалуйста, где, как ты думаешь, находишься ты («-»). А теперь отметь, куда бы поставила тебя твоя учительница (друзья)» («Х»). Аналогичным образом ребенок оценивает себя по остальным шкалам.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по 6 шкалам (первая, тренировочная – «здоровье» — не оценивается). Каждый ответ выражается в баллах.

1. По каждой шести шкалам определяется:

уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «Х»;

высоту самооценки – от «0» до знака «-»

значение расхождений между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака «Х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки он выражается отрицательным числом.

Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удовлетворяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высока» самооценка) удовлетворяют реалистическую («адекватную») самооценку.

Количество баллов от75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценки. Завышенная самооценка может указывать на незрелость личности, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности.

Количество балов ниже 45 указывает на заниженную самооценку и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.

Несуществующее животное

По своему характеру тест “Несуществующее животное” относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования. Методика валидна для умственно отсталых подростков от 9 – 10 лет. Дана методика была апробирована в дипломных исследованиях работах студентов ИСПиП/

Оборудование: лист формата А-4, простой карандаш средней мягкости

Инструкция: “Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием”.

Показатели и интерпретация

ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Читайте так же:  Рыбы мужчина характеристика как завоевать

Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить дополнительно.)

Положение “анфас”, т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали “уши” – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истеро-идно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

НЕСУЩАЯ, ОПОРНАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (ноги, лапы, иногда – постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небаналыюсть; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

ЧАСТИ, ПОДНИМАЮЩИЕСЯ НАД УРОВНЕМ ФИГУРЫ. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

ХВОСТЫ. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо – отношение к своим действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

КОНТУРЫ ФИГУРЫ. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная – если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой – если имеет место затемнение, “запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты – соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры – против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур – защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое – элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа – больше в процессе деятельности (реальной), слева – больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ. Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но “ усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии – слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него.) Обратный же характер линий – жирная с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ , выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА ЛИНИИ (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же – фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Читайте так же:  Как завоевать любовь мужчины рыбы

Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного” – постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму “готового”, существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер” и т.п.). Другой вариант – словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и т.п.). Первое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе – демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (“лялие”, “лиошана”, “гратекер” и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) – при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (“тру-тру”, лю-лю”, “кускус” и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “гулобарниклета-миешиния” и т.п

Примерная сводная таблица показателей по методике «Несуществующее животное»

Модификация методики самооценки Дембо-Рубинштейн А. М. Прихожан

Термин «самооценка» используется не только в психологии, он важен и в повседневной жизни.

Кто-то мнит себя властелином жизни и на каждом углу старается научить жить других, а кто-то постоянно стесняется и боится, хотя обладает не меньшими знаниями и не худшими качествами.

Почему это происходит? Правильно оценить себя, понять, что в тебе не так, сделать грамотные выводы и начать над собой работать – все это помогает сделать методика самооценки и уровня притязаний Дембо Рубинштейн.

Именно обладая адекватной самооценке, человек максимально адаптируется в социуме, делает карьеру, добивается высоких результатов на своем поприще, имеет много друзей и приятелей. Теперь подробнее.

Что такое когнитивная психология? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что это такое?

Правильно оценить себя всегда трудно.

Кто-то ощущает себя зрелым и умным, а кто-то вечно недоволен собой, поэтому чувствует неуверенность и наполнен огромным количеством комплексов.

Чтобы дать объективную характеристику себе самому была разработана методика Тамары Дембо – уроженки России, которая эмигрировала в Германию.

Дополнила ее наша соотечественница – советский психолог Сусанна Рубинштейн.

Методика проста – тестируемому предлагается 4 нарисованные шкалы, которые соответствуют таким критериям, как:

Каждая шкала – по 100 мм, где каждый миллиметр – определенный балл. Посередине каждой линии стоит точка. Человек на этих вертикальных линиях отмечает разными значками (черточкой, кружком, крестиком):

  1. Каков он сегодня?
  2. Каким бы хотел быть в идеале?
  3. Каким будет, если начнет анализировать и работать над собой, удовлетворительный для себя уровень?

Затем по обозначенным знакам (черточка, круг и крестик) дается характеристика самооценки каждого – в зависимости, куда поставил тот или иной знак человек.

На схеме будет видно, насколько отличается «я реальный» от «я идеального».

Все отметки ниже среднего уровня говорят о низких критериях того или иного показателя, выше — о высоких и завышенных.

Список самых распространенных фобий вы найдете на нашем сайте.

Особенности модификации А. М. Прихожан

Автор методики Прихожан лишь добавила несколько шкал и увеличила число линий до 7-ми. А. М. Прихожан посчитала, что недостаточно для объективной картины 4-х характеристик и ввела оценки:

  • внешности;
  • умения что-то делать своими руками;
  • признания ровесников.

Также посчитала нужным изменить, на её взгляд, абстрактное понятие «счастье» на уверенность в себе.

Тестирование по этой методике проходит так же – человек отмечает значками три разных уровня. Те значки, которые находятся ниже середины, — негативная область, выше – позитивная.

А. М. Прихожан на своей схеме так и обозначила верхние и нижние уровни. К примеру, под шкалой ум стоит словосочетание – глупый человек, над шкалой – умный человек.

Эта методика наиболее популярна в современной психологии, так как позволяет открыть человека с разных сторон. Анализ этого теста наиболее глубок и разнообразен.

Область применения

Методики Дембо-Рубинштейн и А. М. Прихожан активно используются как для индивидуального тестирования, так и для группового:

  1. В образовательных учреждениях.
  2. В кабинете психолога.
  3. При профориентации или профессиональной переподготовке.
  4. Для определения качеств сотрудника при принятии на работу.
  5. При изучении себя и самоанализе.
  6. При желании человека что-то изменить в своей жизни.

Причин прибегнуть к данным методикам на самом деле – огромное множество. Ведь познать себя – это правильно рассчитать свои силы, умения и навыки, когда вы находитесь в социуму:

  1. Учитесь в школе или вузе.
  2. Работаете в любом коллективе.
  3. Посещаете секции и кружки.
  4. Встречаетесь с друзьями и знакомыми.

Методика поможет переоценить себя и, возможно, скорректировать свое отношение к себе самому. А это напрямую скажется и на поведении, и на отношении к окружающим людям.

Научиться адекватно оценивать себя — это не просто, поэтому при тестировании необходимо прибегнуть к помощи профессионального психолога.

Как проводится исследование?

Человеку или группе людей выдаются листы со шкалами и обозначениями либо 4-х, либо 7-ми критериев. В течение 10-12 минут предлагается поставить определенные значки на трех уровнях:

  • я – сегодня – ставим черточку;
  • я – идеальный – ставим нолик;
  • я – достаточный – ставим крестик.

После чего измеряются отрезки между данными параметрами, которые и расскажут вам о том, какая у вас самооценка и что надо делать, чтобы изменить ее. Чем больше отрезок – тем ниже самооценка.

Как анализируются результаты?

Как проводится диагностика?

Чем больше отрезок от отметки «я сегодняшний» до отметки» идеальный» — тем ниже самооценка.

Если отрезок минимальный или вообще эти две отметки совпадают – то завышенное мнение о себе – налицо.

Отрезки считаются по миллиметрам, каждый миллиметр – балл. Если отрезок от 50 мм до 75 мм – то у вас средняя адекватная самооценка, больше 75 мм – заниженная, меньше 50 – завышенная.

Адекватная самооценка доказывает, что человек не преувеличивает и не преуменьшает своих достоинств и способностей. Он объективен к себе самому.

Завышенная говорит об излишних внутренних иллюзиях по отношению к себе. Не так вы и хороши, как рисует вам внутреннее восприятие. Стоит избавиться от внутренней «звездности», которая, как правило, порождает пренебрежение к остальным.

Заниженная самооценка мешает человеку развиваться, общаться, делать карьеру, находить новых друзей. Он постоянно не уверен в себе, и это отталкивает от него людей.

Таким людям предстоит глобальная работа над собой по искоренению комплексов и поднятию самооценки. Тут без помощи профессиональных психологов вряд ли обойтись.

Также характеристике поддается уровень оптимизма тестируемого. Он будет складываться между разницей отрезков от крестика до нолика и от крестика до черточки, то есть от достаточности человека, до уровней сегодняшнего восприятия себя и идеального.

Чем больше разница между отрезками, тем оптимистичней человек.

Если ваше идеальное восприятие стоит на верхней шкале, то вряд ли вы много мыслили перед тем, как его поставить.

Быть идеальным – это из области фантастики.

Если вы видите, что на разных шкалах кардинально разные показатели, то это может говорить о вашей чрезмерной эмоциональности, неуравновешенности.

Методика Дембо-Рубинштейна, модификация Прихожан. Обработка и интерпретация результатов.

Пройди тест – пойми, кто ты

Протестировать себя по методике на выявление самооценки Дембо-Рубинштейн не трудно. А эффект от результата теста огромен. Вы увидите себя как бы со стороны и начнете совершенствоваться.

Помните, что неверная самооценка может очень сильно навредить в будущем.

Еще Сократ сказал, что «Я знаю, что я ничего не знаю» — было ли это низкой самооценкой или показателем ума? Ведь чем умнее человек, тем он чувствует себя более незнающим. Четкий ответ на этот вопрос дала бы методика Дембо-Рубинштейн. Жаль, Сократ жил задолго до ее появления.

Еще раз о методике самооценки по Дембо-Рубинштейн: