Меню

Методика на самооценку для старших дошкольников

Методы изучения самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

Для исследования уровня сформированности самооценки и уровня притязаний детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха был сформирован комплекс методик, включающих в себя субъективные и объективные методы. Таким образом, были использованы следующие методы:

1) Метод тестовой диагностики – «Ступеньки» (Е.Е. Кравцовой) «Изучение общей самооценки» (А.И. Липкина); «Какой я?» (И.Г. Корнилова); «Игра в мяч» (Т.А. Репиной); «Оценочный тест» (И.В. Кривонос);

2) Проективная методика «Человек» (А.Л. Венгер);

3) Метод математической обработки данных – «Оценка достоверности различий между двумя выборками» по Манну-Уитни; метод «Ранговой корреляции» по Ч. Спирмену.

Система методик эксперимента была составлена, исходя из поставленных в данной работе задач; в специфике условий проведения эксперимента и на основе существующих представлений о системном подходе изучения формирования самооценки детей с нарушением слуха.

Для обследования детей мы применяем следующие методики, каждую из которых мы адоптировали для детей с нарушением слуха.

Методика 1. «Ступеньки» (Е. Е. Кравцова).

Цель: выявление уровня отношения ребенка к себе и к детям своей группы.

Организация: перед ребенком на стол кладут заранее вырезанные из цветной бумаги или картона ступеньки (количество ступенек соответствует количеству детей в группе). Рядом выкладываются таблички с именами всех детей группы, включая испытуемого.

Инструкция: «Вот ступеньки, а это – все дети группы. Прочти. Смотри, на верхние ступеньки мы поставим самых умных детей, самых хороших, добрых, а на нижние – самых глупых, плохих, злых. Посредине – чуть-чуть умных, чуть-чуть злых, чуть-чуть хороших. Расставь все таблички. Куда ты поставишь себя? А других?

Параметры «умный» и «глупый» можно варьировать: добрый-злой, красивый-некрасивый и т.п. в зависимости от пола и характера работы. Чтобы ребенку не приелась эта методика и, чтобы он не руководствовался своим прошлым опытом, её следует немного изменять, например, предлагать не ступеньки, а шарики, летящие на разной высоте, или пьедестал почёта, где на верхних ступеньках самые хорошие (добрые и т.д.), а на нижних – прямая противоположность.

По уровню выполнения этого задания детей можно подразделить на три уровня:

I уровня – дети уверено, без раздумья, ставят себя на верхнюю (или нижнюю) ступеньку независимо от того, какое из своих качеств предлагается оценить. Этому уровню соответствует низкий уровень развития самооценки — утрата детьми чувства индивидуальной и социальной самоценности, отсутствие или неадекватность системы ценностных ориентиров. Идеал сверхзавышен, либо занижен до собственного уровня.

При сведении всех результатов детей к школе 20-80 учитывалась сумма баллов (в зависимости от № ступеньки), полученных тем или иным ребёнком в группе.

Методика 2. «Какой Я?» (И. Г. Корнилова)

Цель: проанализировать качества, которые дети выделяют, как наиболее важные для себя и отношение к ним детей.

Организация: методика проводится строго индивидуально, так как присутствие других детей смущает или, напротив, вызывает агрессию у испытуемого.

Инструкция: «Сейчас я задам тебе несколько вопросов, послушай их внимательно и ответь на них. Ты хороший? »

Экспериментатор спрашивает у ребёнка, как он оценивает себя по следующим качествам личности (с учётом знаний глухих детей и сформированности представлений о каждом из них): хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный. Качества: внимательный, вежливый, умелый (способный), трудолюбивый и честный детям с нарушением слуха старшего дошкольного возраста незнакомы, поэтому мы не берём их для обследования.

Оценочные высказывания детей переводятся в баллы:

ответ «да» — 1 балл,

ответ «нет» — 0 баллов,

ответ «не знаю» — 0,5 балла.

Использование данной методики осуществляется без изменений и позволяет понять, какое место занимает ребёнок в микросоциуме своей группы, а также ту ценность, которую, как думает ребёнок, он представляет в глазах взрослых и сверстников, что позволит сузить о состоянии эмоциональной адаптации детей с нарушениями слуха.

Низкий уровень развития самооценки – утрата детьми чувства индивидуальной и социальной самоценности, отсутствие или неадекватность системы ценностных ориентиров. Идеал сверхзавышен, либо занижен до собственного уровня.

Информация о ообразовании:

Малая группа и ее структурная организация. Детский кол-в как объект и субъект воспитания
Малая группа – это немногочисленные по составу объединения людей, члены которого имеют общую цель и нах-ся друг с другом в непосредственном личностных контактах. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, к-ая выделяет и обособляет ее, придает ее относительную со .

Подготовка воспитателя к занятию
Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и прив .

Современное состояние и развитие курса информатики для основной школы за счет вопросов социальной информатики
Рассмотрев значимость вопросов социальной информатики для развития современного общества, выясним, насколько глубоко рассматриваются социальные аспекты информатики в школьном курсе, какие вопросы затрагиваются при изучении. Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ утвержд .

Timepsyhology

Исследование самооценки детей старшего дошкольного возраста. Исследование уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста

С целью изучения уровня развития самооценки дошкольников в начале практического исследования в этой области мы организовали констатирующий этап. Исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения детского сада № 372 комбинированного вида г. Волгограда. В исследовании участвовали дети 5 – 6 лет (10 человек).

Наше исследование было направлено на решение следующих задач:

1. выявление у детей уровней адекватности самооценки;

2. разработку программы коррекции выявленных у детей негативных особенностей формирования самооценки;

Для реализации поставленной цели нами были подобраны следующие методики:

1. Методика Марцинковской Т.Д. «Лесенка» [3];

2. Методика «Какой я?» [8];

3. Методика Щур В.Г. по определению своего места среди всех детей [8].

1. Процедура проведения методики Т.Д. Марцинковской «Лесенка».

Цель: исследование самооценки детей 4 – 6 лет.

Задача: выявить уровень адекватности самооценки детей дошкольного возраста.

Стимульный материал теста «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Посередине располагают фигуру ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

Инструкция: Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?

Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение, в случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов. Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

В результате проведенного исследования мы получили следующие результаты. (подробнее см. Приложение № 1

Из 10 опрошенных детей семеро поставили себя сами на высшую ступеньку «лестницы», двое на пятую ступеньку и один на четвертую. При предположении, куда бы поставила мама – трое детей расположили себя на 7 ступени, один – на 6, четверо – на 5 двое – на 4; куда бы поставил папа: на 7 ступень – пять испытуемых, на 6 – двое и на 5, 4, 3 ступени – по одному ребенку. При ответе, куда бы поставил тебя воспитатель: по три человека оказались на 7, 6 и 4 ступени, один ребенок – на 5. Таким образом, мы наблюдаем завышенную самооценку у всех данной группы в позициях «Я (сам)», «Мама»; в позиции «Папа» завышенная самооценка наблюдается у 8 детей; в позиции «Воспитатель» — самооценка завышена в 7 случаях.

2. процедура проведения методики «Какой Я?»

Эта методика предназначается для определения самооценки ребенком-дошкольником наличия у него некоторых качеств личности. Экспериментатор, пользуясь представленным протоколом (см. Приложение № 2

), спрашивает у ребенка, как он себя сам воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. В данной методике оцениваются следующие качества личности:

Читайте так же:  Как мужчине овну завоевать женщину рака

8. Умелый (способный)

Ответы оцениваются по вербальной шкале: да, нет, не знаю, иногда (не всегда). Оценка результатов: ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы по уровню развития

10 баллов – очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла – низкий; 0-1 балл – очень низкий.

Проведя исследование по данной методике, мы получили следующие результаты. У пятерых детей (Соня Л., Лера М., Леша Л., Рома Л.) очень высокий уровень самооценки. Все перечисленные выше набрали по 10 баллов, у пятерых – высокий уровень самооценки, причем, двое (Алиса Ю. и Костя К.) набрали по 8,5 баллов каждый, трое (Денис Х., Саша П., Стася И.) набрали по 9,5 баллов каждый. (подробнее см. Приложение № 2

). В процентном соотношении это выглядит следующим образом. (см. рис. 1)

Классификация систем восприятия окружающей действительности. По характеру восприятия.
Мы используем свои органы чувств для восприятия внешнего мира, его исследования и преобразования. Глаза, рот, нос, уши и кожа – наша единственная точка соприкосновения с окружающей действительностью. Мир представляет собой бесконечное разнообразие всевозможных сенсорных проявлений, но мы способны воспринимать лишь малую часть этого раз .

Принципы построения патопсихологического эксперимента
Получение данных для диагностики. Патопсихологические данные носят дополнительный характер и их ценность обнаруживается только при сопоставлении с результатами клинико-психологического исследования и в ряде случаев — с результатами других вспомогательных исследований (например, элекгроэнцефалографии, реоэнцефалографии и т.д.). Патопсихо .

Выводы.
Таким образом, мы находим подтверждение гипотезы о том, что помимо полезных сведений об общении и коммуникации НЛП содержит большой педагогический потенциал и может служить основой в разработке методов для осуществления индивидуального подхода к обучению. Например, используя в своей речи синестезию (связь между репрезентативными систем .

Методическая разработка (старшая группа) на тему:
Исследование самооценки дошкольников

исследование самооценки дошкольников

Предварительный просмотр:

  1. Особенности проявления самооценки детей старшего дошкольного возраста
  1. Исследование самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Описание методов исследования
  1. Анализ результатов исследования
  1. Пути развития оптимальной самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Одной из самых значительных и актуальных тем в педагогике можно считать, на мой взгляд, проблему становления самосознания и самооценки личности. Самооценка дошкольника имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам, поэтому в этот период важно заложить основы для формирования адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требования социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой задачи и цели.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки взрослых. Старшие дошкольники могут верно осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к ним со стороны окружающих. Цель моей работы заключается в выявлении самооценки у детей старшего дошкольного возраста. В данной работе участвовала группа детей старшего дошкольного возраста(6 человек), так как эти дети посещают детский сад ежедневно. Я использовала следующие методы исследования по выявлению самооценки: методика «Нарисуй себя», методика «Лесенка», методика «Проба Де Греефе», тест самооценка дошкольника.

Особенности проявления самооценки детей старшего дошкольного возраста

Появление и развитие самосознания происходит в различных видах деятельности. При этом, взрослый, организуя на ранних этапах эту деятельность, помогает ребенку овладеть средствами осознавания себя и самооценивания. Источником развития самосознания считается ведущая деятельность. В старшем дошкольном возрасте решающее значение в формировании самооценки является игра. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки взрослого. Заниженные самооценки оказывают самое отрицательное воздействие, а завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов, но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка. Поэтому, правильность представлений старшим дошкольником своих действий во многом зависит от оценочного воздействия взрослого. В тоже время, полное сформированное представление о себе позволяет ребенку критически относиться к оценкам окружающих. Собственная внутренняя позиция детей старшего дошкольного возраста по отношению к другим людям характеризуется осознанием собственного Я, своего поведения и интересом к миру взрослых. В старшем дошкольном возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит не только на основе общения со взрослыми или сверстниками, но и собственного практического опыта. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых и легко поддаются их влияниям. Существенную роль в развитии самооценки играет общение со сверстниками. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Оценка старшим дошкольником происходит труднее, чем сверстника. К ровеснику он более требователен и оценивает его более объективно, самооценка дошкольника очень эмоциональна, часто положительно, отрицательные самооценки наблюдаются очень редко. Самооценка у детей старшего дошкольного возраста обычно неадекватная (чаще завышенная), это происходит оттого, что ребенку трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей его возможности. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами. Где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Исполнение ребенком какой-либо роли в игре дает детям возможность согласовывать свои действия со сверстниками, развивает способность к сопереживанию и формирует коллективистские качества. В игре у ребенка удовлетворяется потребность в признании и осуществляется самопознание. Игра – это школа социальных отношений, в котором моделируются формы поведения дошкольника. В разных видах деятельности самооценка разная. В изобразительной деятельности ребенок оценивает чаще всего себя правильно, в грамоте – переоценивает, а в пении – недооценивать. Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца, чаще всего не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию, афишируют свои знания и умения, стараются обратить на себя внимание. На занятиях могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, баловаться. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены на себя и не склонны к сотрудничеству. К похвале воспитателя относятся как к чему-то само собой разумеющемуся, ее отсутствие может вызвать у них недоумение, обиду, тревогу, иногда раздражение и слезы. Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели, стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны, таким детям свойственно стремление к успеху. Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству, не способны постоять за себя, заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Такие дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это чаще всего малопривлекательные дети. Такого ребенка не следует торопить с ответом, надо дать ему возможность собраться с мыслями. Задача взрослых с такими детьми – обеспечить успех деятельности, дать возможность ребенку поверить в свои силы, эмоциональная поддержка, похвала могут частично снять неуверенность в себе и тревожность. Особенности проявления самооценки детей старшего дошкольного возраста зависит от многих причин. Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития. В одних случаях неадекватно завышенная самооценка обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности. В других – формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь завышенная самооценка будет выполнять скорее всего защитную функцию. Считается, что завышенная самооценка несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представление о себе в процессе деятельности. Заниженная самооценка встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей. Проявление в деятельности и поведении детей седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии. Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия – основа формирования самоконтроля и самооценки.

Читайте так же:  Отношения с девушкой вконтакте

ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»,

Проблема сформированности самооценки у детей с интеллектуальной недостаточностью на сегодняшний день является весьма острой. При росте детей с интеллектуальной недостаточностью, возрастает и число детей с неправильно сформированной самооценкой, что ведет к проблемам в дальнейшей интеграции в общество.

Актуальность исследования вызвана тем, что неадекватная самооценка приводит к трудностям в учебной деятельности, социализации личности и дальнейшей интеграции детей в общество.

Цель исследования- разработка диагностической программы, направленной на изучение самооценки детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.
  2. Разработать диагностическую программу по исследованию самооценки у детей данной категории.

Исследование проводилось на базе ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей с ОВЗ». В исследовании приняли участие 5 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), из них 4 мальчика и 1 девочка.

В психологии самооценку рассматривают как «оценку собственной личности, своих возможностей, качеств, а так же положение себя в обществе как активного субъекта взаимоотношений»[6].

Самооценка это ядерное образование самосознания личности, выступает как система представлений и оценок о себе, своих возможностей и качествах и системе отношений с другими людьми. Центральной функцией самооценки является регуляторная (Чеснокова И.И., Столин В.В.), которая определяет особенности деятельности и поведения личности, характер построения взаимоотношений с миром[2]. Ещё две не менее важные функции самооценки: защитная, т.е. предоставляющая возможность сохранять свою личность стабильной и независимой и функция развития, т.е. предоставляющая возможность давать оценку своему поведению через оценки себя окружающими. Также следует упомянуть и эмоциональную функцию самооценки. Именно самооценка дает возможность чувствовать те или иные эмоции, связанные с поступками, чертами характера и т.п.[1].

Самооценка является центральным звеном саморегуляции, а так же она определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к окружающим и к самому себе.

Самооценка включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важного фактора всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека[2].

Структура самооценки представлена двумя компонентами: когнитивным (т.е. отражает знания человека о себе) и эмоциональным (т.е. отражает отношение личности к себе, удовлетворенность собой). В деятельности эти компоненты функционируют неразрывно: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое (И.И.Чеснокова)[2].

Самооценка может быть адекватной и неадекватной.

При адекватной самооценке человек правильно соотносит свои способности и возможности, правильно оценивает себя и к результаты своей деятельности, реально смотрит на свои неудачи и успехи, ставит перед собой достижимые цели. Таким образом, адекватная самооценка- это итог постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему поведению и к своей деятельности.

Но самооценка может быть и неадекватной, то есть чрезмерно завышенной или заниженной.

При неадекватно завышенной самооценки у личности возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своих возможностей, своей личности и своей ценности для окружающих. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя.

Заниженная самооценка приводит к неуверенности в себе, робости, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка ведет к развитию комплекса неполноценности, безынициативности, безразличия, самообвинения и к высокому уровню тревожности. Такие люди ограничиваются решением обыденных задач и слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления.

Самооценка начинает складываться с детского возраста, когда ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Дети 3-4-х лет не учитывают своих реальных возможностей, а просто приписывают себе все положительные качества. Старшие дошкольники (5-6 лет) в основном верно оценивают свои достоинства и недостатки, учитывая мнение о них со стороны окружающих. Самооценка детей младшего школьного возраста является оценочным поведением учителя, родителей и их отношением к образовательной деятельности ребенка. В подростковом возрасте самооценка терпит колоссальные преобразования, связанные с новой ситуацией развития. В юношеском возрасте самооценка уже стабильна и перестаёт изменяться под влиянием мелких факторов. Во взрослом возрасте самооценка складывает в результате деятельности индивида. В старческом возрасте самооценка характеризуется стабильной, при сохранении положительной «я-концепции», но может и занижается из-за того, что возрастает критичность к своему поведению и внешнему виду[4].

Особенности сформированности самооценки у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Самооценка дошкольника с данным нарушением в обычных условиях воспитания подвержена целому ряду изменений.

В целом, самооценка старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью характеризуется как неадекватная вследствие менее развитых компенсаторных и психозащитных возможностей по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

Когда ребенок мал и интеллектуальный дефект не заметен, как правило создается постоянная ситуация успеха. У ребенка возникает неадекватно завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений. Но как только ребенок расширяет круг общения со сверстниками, самооценке может быть нанесен серьезный удар. Кроме того, источником вторичной невротизации ребенка может быть семья, если родители не в силах скрыть досады на данного ребенка или психически нормально развивающиеся брат или сестра постоянно подчеркивают свое превосходство.

Завышенная самооценка дошкольников, рассматриваемой категории, связана с их общим интеллектуальным недоразвитием, общей незрелостью личности. Л.С. Выготский указывает, что возможен и иной механизм образования симптома повышенной самооценки: «она может возникнуть как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих»[4].

Таким образом, самооценка старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью подвержена серьезным контрастным изменениям и характеризуется как неадекватная.

Характеристика содержания диагностической программы. На сегодняшний день существует множество психодиагностических методик, позволяющих определить особенности самооценки: «Лесенка» В.Г. Щур, Методика определения эмоциональной самооценки А.В. Захаров, «Дерево» Д. Лампен, (в адаптац. Л.П. Пономаренко), Шкалы Дембо-Рубенштейн, Пробы Де-Греефе, «Нарисуй себя» А.М. Прихожан, З. Василяускайте, Модифицированная методика А.И. Липкиной «Три оценки», Т. В. Дембо Исследование самооценки, Методика «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки», «Какой я?» Р.С. Немова, «Самооценка дошкольника» Т.В. Драгуновой.

Краткая характеристика диагностических методик представлена в таблице №1.

Таблица 1.

Коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование адекватного уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Изучение эффективности применения методов диагностики самооценки детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 03.05.2017 2017-05-03

Статья просмотрена: 695 раз

Библиографическое описание:

Фаттахова В. М., Исакова Е. А., Коновалова Н. В. Изучение эффективности применения методов диагностики самооценки детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 295-298. — URL https://moluch.ru/archive/151/42748/ (дата обращения: 15.02.2019).

Самооценка — является формой отражения человеком самого себя как объекта познания и определяет характер социального поведения, активность человека, а также его потребность в достижениях и постановки целей. Главная ее функция — это регулирование отношений человека с окружением при сохранении своей самобытности. Воспитание активной, социально-адаптированной и творческой личности одна из главных задач современного образования. Для осуществления этой задачи, молодому педагогу необходимо иметь полное представление о самооценке своих воспитанников, чтобы контролировать качественные изменения в самооценке детей. В настоящее время необходимы методики, доступные педагогам и эффективные в изучении самооценки для выстраивания индивидуальных линий поведения. Но при большом разнообразии диагностических методик, направленных на изучение самооценочного компонента самосознания детей, стоит отметить сложность ориентации в них со стороны педагогов. На наш взгляд, с особой актуальностью выступает проблема поиска эффективных методов диагностики самооценки детей старшего дошкольного возраста. Возникает необходимость практического решения данного направления в диагностической работе педагогов в дошкольной организации — изучение эффективности применения методов диагностики самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Необходимо отметить проблемы диагностики самооценки детей старшего дошкольного возраста: присутствие неоднозначных трактовок и интерпретаций в процессе обработке результатов (особенно в проективных методах); сложная система обработки фактических данных; отсутствие единых критериев для сравнительной характеристики; низкая информативность. Выше обозначенные трудности указывают на необходимость практического решения данного направления в диагностической работе педагогов в дошкольной организации. На основании выше изложенного мы выделили критерии отбора диагностических методик: информативность, широта отражения качественных характеристик самооценки; стандартные схемы обработки информации; соответствие возрастным особенностям развития самооценки, фиксирование постепенного возникновения и оформления самооценочного компонента «Образа Я»; минимальные затраты ресурсов и времени; результативность диагностических процедур.

Читайте так же:  Психология завоевания мужчины

Для решения поставленных в работе задач мы обратились к исследованиям таких ученых как Даниил Борисович Эльконин, Мая Ивановна Лисина 3, 6. Основываясь на положениях, представленных в работах этих ученых, мы сформулировали понятие самооценки и проследили динамику развития самооценки в дошкольном детстве. К старшему дошкольному возрасту происходит переход от абсолютной самооценки к относительной, формируется осознанный стиль поведения, проявляется адекватность и дифференцированность самооценки. Самооценка в дошкольном возрасте превращается в особый компонент «образа Я» — важнейшее звено мотивационно-потребностной сферы личности. На основании изученных работ, М. И. Лисиной, Г. А. Урунтаевой, О. А. Белобрыкиной, Т. В. Галкиной мы можем говорить, что в старшем дошкольном возрасте наиболее адекватной самооценкой является завышенная (в 6–7 лет — высокая и дифференцированная), относительная и абсолютная позитивная самооценка1,2,4,5.

Экспериментальное исследование было направлено на изучение эффективности методик по диагностики самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 28 «Дельфин» г. Осинники (с сентября 2016 г. по ноябрь 2016 г). В экспериментальном исследовании принимали участие 28 детей старшей группы, средний возраст которых составил 5,4 года и 26 детей подготовительной к школе группы, средний возраст которых составляет 6,5 лет. При отборе методик нам было важно выявить реальный характер переживаний ребенка, его уровень мотивационной сферы и степень адекватности, позволяющий увидеть целостный характер изучаемого явления. Необходимо проводить сравнительный анализ полученных результатов, что позволит более полно охарактеризовать направленность развития самооценки у старших дошкольников.

При составлении комплекса особое внимание уделялось тем процедурам, использование которых позволит получить полную информацию о развитии самооценки и позволит осуществление количественного — качественного анализа и оценки, а также будут достаточно экономным. Кроме того, возможность проведения различных диагностических процедур с детьми на двух ступенях дошкольного детства (старшая и подготовительная группа) позволяет отследить динамику развития самооценки, постепенное возникновение и оформление самооценочного компонента «Образа Я», возможные трудности и проблемы развития, поэтому нами был разработан алгоритм проведения процедур (см. таблицу -1).

Алгоритм работы сдиагностическими методиками

1.Обьеденение детей в группы и формирование двух комплексов методик

Методика Г. А. Урунтаевой. Изучение самооценки в различных видах деятельности.

Методика «Игра в мяч» Т. А. Репина

Методика Т. Дембо-С. Я. Рубинштейн.

Выявление наиболее эффективной методики для каждой возрастной группы

Обобщение результатов по двум возрастным группам по каждому комплексу. Формирование рекомендаций.

Процедуры диагностики в комплексе «А» принципиально различны по содержанию, по энергозатратности и по объёму полученной информации, но схожие по цели. В комплекс «В» вошли методики, которые так же имеют одну цель — исследование особенностей развития частной самооценки и являются разными вариантами одной модели, имея небольшие отличия по обработке результатов, но отличаются графически, и имеют различный перечень изучаемых качеств. Включение схожих по целям диагностических процедур в одну группу позволит, на наш взгляд, оценить для какой возрастной группы детей, и в каком соотношении процедуры более эффективны для изучения самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Каждый комплекс был апробирован нами в обеих возрастных группах, но с разными подгруппами детей. Это позволило нам с одной стороны увидеть особенности применения процедур в зависимости от возраста, с другой стороны позволило выделить достоинства и ограничения в их применении.

На основании выше изложенных позиций мы провели диагностику самооценки и проанализировали результаты:

  1. Методика «Игра в мяч», (автор Т. А. Репина) позволяет изучить уровень притязаний ребенка. Вметодике «Игра в мяч» ребенок включен в игровую ситуацию. Если дети 5–6 лет воспринимали процедуру как игру, и она вызывала у них положительные эмоции, то для детей 6–7 лет это было скорей соревнование и после процедуры дети обсуждали свои успехи. Процедура очень проста по содержанию и не требует подготовительной работы и дополнительного оборудования. Вместе с тем она достаточно информативная и проста в обработке.
  2. Методика по изучению уровня самооценки детей в разных видах деятельности (автор Г. А. Урунтаева). Процедура очень информативна, дает возможность увидеть все стороны формирующейся самооценки в дошкольном возрасте в различных видах деятельности. Позволяет увидеть не только индивидуальные линии самооценки детей, но уровни мотивации самооценки, которые очень точно указывают на зависимость адекватности самооценки от внешнего взаимодействия с окружающими.
  3. Методика Т. Дембо-С. Я. Рубинштейн. Методика имеет достаточно простую и понятную процедуру обработки, позволяя сделать общие выводы, характеризуя эмоциональную направленность и определяя уровни самооценки, так же можно увидеть формирование у детей гендерных различий при выборе качеств личности. Но при всех очевидных плюсах, мы не рекомендовали эту процедуру для детей 5–6 лет, так как дети не понимают смысл некоторых слов, обозначающих качества личности и не всегда детям понятен принцип работы. Для детей 6–7 лет методика достаточно доступна, понятна и позволяет определить уровень и характер дифференциации самооценки и оценить уровень её адекватности.
  4. Методика «Лесенка» (автор В. Г. Щур). Методика «Лесенка» (автор В. Г. Щур) позволяет изучить различные характеристики самооценки, такие как дифференциация конкретной и общей самооценки, а также различие идеальной и реальной видов самооценки. Общие результаты экспериментальной группы детей старшего дошкольного возраста по этой методике говорят о преобладании у большинства детей положительной завышенной самооценки. Для детей 5–6 лет более интересна, актуальна методика «Лесенка», так как в этом возрасте дети не уходят в отрицательные характеристики самооценки, сохраняя завышенную положительную самооценку. Эта методика понятна детям и больше похожа на игровую ситуацию, где наглядно они могут представить различные ступени лесенки и себя на них.

При сопоставлении полученных результатов, мы выявили большое количество совпадений по результатам этих двух методик. Методика «Игра в мяч» хорошо подходит для общей диагностики уровня притязаний во всех возрастных группах. Методика Г. А. Урунтаевой можно использовать для уточнения характера самооценки, ее положительной направленности и мотивации. Методики «Игра в мяч» (автор Т. А. Репина), «Изучение самооценки детей в разных видах деятельности» (автор Г. А. Урунтаева) легко могут трансформироваться в развивающие игры, направленные на формирование позитивного образа «Я», развитие и обогащение его новыми качествами.

Важно отметить, что самооценка служит системообразующим ядром личности: она определяет уровень притязаний, влияет на формирование стиля и поведение ребенка. Так как самооценка дошкольника находится на стадии становления, то психологическая диагностика в этом возрасте крайне необходима в целях профилактики и коррекции нарушений в сфере самосознания ребенка. Своевременное восстановление самооценки до адекватного уровня позволит не только реализовать работу по формированию готовности к школьному обучению, но и нормализовать развитие многообразных сфер личности. Личностно — ориентированный подход, являясь фундаментом современного образования, предполагает построение педагогического процесса на основе диагностической работы3. Диагностическая работа является основанием для коррекционно — развивающей работы с детьми и без неё очень затруднительно эффективно осуществлять педагогические воздействия. Наша исследовательская работа ставила перед собой цель нахождения наиболее эффективных и малозатратных по времени и по ресурсам диагностических методик, что было продиктовано реалиями современного детского сада. Нам необходимо было не просто описать и выявить сущность самооценки у детей с целью оценки её актуального состояния, но и увидеть работу самих методик, выяснить насколько они эффективны, экономны, доступны по времени проведения, какой объём информации могут предоставить.

Полученные данные по каждому ребенку, и в целом по всей возрастной группе, поможет педагогам понять, каким образом можно вносить новое содержание в различные виды деятельности, как стимулировать развитие дифференцированной самооценки в естественных условиях детского сада. Все процедуры позволяют комплексно изучить проявление различных характеристик самооценки, что в совокупности дает целостное представление об индивидуальных особенностях ее функционирования у всех детей в старшей и подготовительной к школе группе. Результаты, полученные по отдельным методикам, могут сопоставляться между собой, для составления более полной картины. Таким образом, представленные нами методики позволяют диагностировать старших дошкольников и изучать самооценку по таким показателям, как общая направленность (эмоциональное принятие себя), дифференцированность, критичность, осознанность, адекватность. Определение уровня сформированности новых качеств позволяет получить целостное представление о возрастных и индивидуальных вариантах развития самооценки дошкольников, что выступает исходным моментом в планировании и организации индивидуально ориентированной поддержки и помощи детям в развитии и образовании.