Меню

Методика для определения самооценки дембо-рубинштейн

Оглавление:

Методика Дембо-Рубинштейн

Вопрос завышенной и заниженной самооценки всегда интересовал психологов, периодически предпринимались попытки по созданию действенных методик. Нельзя сказать, что все они были неудачными, но абсолютно точного способа диагностики пока не имеется. Одной из самых известных методик исследования самооценки является способ диагностики Дембо-Рубинштейн. Назван он так в честь создателей – Тамара Дембо разработала методику, а Сусанна Рубинштейн модифицировала ее для исследования самооценки.

Методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн

Внешне эта методика довольно проста – испытуемым предлагается пройти тест, результаты которого впоследствии интерпретируются психологом. Бланк методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн выглядит следующим образом: на листе бумаги имеются семь вертикальных линий (шкал), обозначающих здоровье, ум (способности), умение делать что-то своими руками, внешность, характер, авторитет у сверстников, уверенность в себе. Каждая линия имеет четкие границы начала и конца, а середина отмечена еле заметным штрихом. Верхняя граница обозначает высшее развитие качества (самый счастливый человек), нижняя – полное отсутствие качества (самый несчастный человек). От испытуемого требуется отметить на каждой линии чертой (–) степень развития каждого качества на данный момент. Кружком (О) нужно отметить тот уровень развития качеств, который бы заставил испытывать за себя гордость. Далее следует объективно оценить свои возможности и отметить крестиком (х) уровень, который может быть достигнут.

Для простоты подсчетов высоту каждой шкалы нужно сделать 100 мм, а один миллиметр шкалы считать равным одному баллу (образец представлен на рисунке). На выполнение теста отводится 10-12 минут. Если вы собираетесь оценить собственную самооценку, то сначала пройдите тест, а потом читайте интерпретацию. Иначе ее понимание повлияет на результаты теста.

Интерпретация методики Дембо-Рубинштейн

Для определения самооценки по методике Дембо-Рубинштейн необходимо определить три ее параметра – высоту, устойчивость и реалистичность. Первая шкала «здоровье» в оценке не участвует, называясь пробной, остальные шкалы требуется оценивать.

Высота самооценки. Количество баллов до 45 означает низкую самооценку, от 45 до 74 говорит о среднем уровне самооценке, а высокой соответствует 75-100 баллов. Завышенная самооценка может говорить о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей работы, сравнивать себя с другими. Также слишком высокая самооценка может указывать на искажения в формировании личности – закрытость для опыта, неспособность осознавать собственные ошибки. Низкая самооценка свидетельствует или о подлинной неуверенности в себе или о защитной реакции, когда за признанием неумения скрывается нежелание что-либо делать.

Реалистичность самооценки. Нормальный уровень характеризуется результатом от 60 до 89 баллов, причем оптимальным считается показатель 75-89 баллов, который отражает наиболее реальное представление о своих возможностях. Результат более 90 баллов говорят о нереалистичном представлении о собственных возможностях. Результат меньше 60 характеризует заниженный уровень притязаний человека, что является индикатором неблагоприятного развития личности.

Устойчивость самооценки. Об этом факте говорит соотношение между значками, расставляемыми на шкалах. Крестики должны располагаться между знаками «–» и «О». Расстояние между нулем и крестиком отражает интервал недостижимого, чем он меньше, а расстояние до крестика больше, тем выше уровень оптимизма. Кружки должны быть немного ниже самой верхней отметки, человек должен понимать, что идеал ему не нужен. Если самооценка неравномерна, показатели разных шкал «скачут», то это свидетельство эмоциональной неустойчивости.

Применение данной методики для исследования самооценки может дать довольно точные результаты. Но стоит учесть, что самый точный анализ может произвести только специалист, так как любитель просто не обратит внимания на мелочи, имеющие очень большое значение.

Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн

Когда мы рассуждаем о самооценке личности, возникает вопрос о способах выявления ее реального уровня. Действительно имеет ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека уже является нереалистично высоким.

Думаю, каких либо стопроцентных методик не существует, но попытки их создания предпринимались.

Тамара Дембо (1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) — известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911 — 1990) — советский психолог, модифицировала методику Дембо.

Проведение теста

Дембо Тамара Вульфовна

Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.

образец теста Дембо-Рубинштейн

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Для удобства на бланке нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.

На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.

Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.

Основные параметры самооценки — это ее высота, устойчивость и реалистичность.

После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний — от нижней точки шкалы до знака «х»; высоту самооценки — от «о» до знака «-«; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Высота самооценки (-)

Рубинштейн Сусанна Яковлевна

Количество баллов примерно от 50 до 75 («средний» и «высокий» уровень) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такой уровень может указывать на искажения в формировании личности — закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа. Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х)

Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальный показатель (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) — между этими отметками.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы «х» должны находиться между символами «о» и «-«. Расстояние между х и о — это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Х» — это то, что «человек сможет», а то, что выше нее, — «недоступно». Ниже «х» вплоть до актуальной самооценки — то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше — невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота «кружков» должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если «кружок» находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.

Неравномерные оценки, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

«О» — идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом «х» мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «о» по-прежнему стоит выше «х». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты».

Методика Дембо — Рубинштейн

В ней использован прием T. Dembo, с помощью которого обнаруживались представления обследуемого о своем счастье. С. Я. Рубинштейн значительно изменила эту методику, расширила ее, ввела вместо одной шкалы четыре (здоровье, умственное развитие, характер и счастье).

В методике Дембо — Рубинштейн обследуемому представляется возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства.

Методика отличается крайней простотой в проведении. На листе бумаги проводится вертикальная черта длиной 10-20 см, о которой обследуемому говорят, что она обозначает счастье (или здоровье/умственное развитие/характер). Сообщается, что верхний полюс соответствует состоянию полного счастья, а нижний занимают самые несчастливые люди.

Обследуемого просят обозначить на этой линии жирной точкой своё место. Для нанесения точки может использоваться карандаш, ручка или маркер.

Далее приступают к беседе с испытуемым, в которой выясняют его представление о счастье и несчастье, здоровье и нездоровье, хорошем и плохом характере и т.д. Таким образом, поставленная точка — это не конец процедуры, а материал для обсуждения с испытуемым. Выясняется, почему испытуемый сделал отметку в определенном месте шкалы для обозначения своих особенностей. Например, что побудило его поставить отметку в данном месте шкалы здоровья, считает ли он себя здоровым или больным, если больным, то какой болезнью, кого он считает больными?

Методика предоставляет свободу выбора шкал. В зависимости от конкретной задачи, стоящей перед исследующим, в методику можно вводить и другие шкалы. Так, при обследовании больных алкоголизмом мы пользуемся шкалами настроения, семейного благополучия и служебных достижений. При обследовании больных в депрессивном состоянии вводятся шкалы настроения, представления о будущем (оптимистического или пессимистического), тревоги, уверенности в себе и т. п.

Психически здоровым людям, по наблюдениям С. Я. Рубинштейн, присуща тенденция определять свое место по всем шкалам точкой «чуть выше середины». У психически больных отмечается тенденция относить точки отметок к полюсам линий и исчезает «позиционное» отношение к исследующему, играющее, важную роль в определении своего места на линиях шкал психически здоровыми, независимо от их самооценки и реальной жизненной ситуации.

Получаемые с помощью этой методики данные приобретают особый интерес при сопоставлении с результатами обследования у данного испытуемого особенностей мышления и эмоционально-волевой сферы. Могут быть выявлены нарушение критичности к себе, депрессивная самооценка, эйфоричность.

Сопоставление данных о самооценке с объективными показателями по ряду экспериментально-психологических методик в известной мере позволяет судить о присущем испытуемому уровне притязаний, степени его адекватности.

Методика носит для испытуемого весьма очевидный характер, поэтому её не рекомендуется применять в тех случаях, когда она может явным образом повлиять на судьбу испытуемого (например при приёме на работу).

Методику можно использовать в батареях психологических тестов при проведении исследований на более-менее больших выборках. В качестве исчисляемого показателя может браться расстояние от точки до начала линии, в процентах. Значение «55%» будет соответствовать положению «чуть выше среднего».

Методика для определения самооценки дембо-рубинштейн

Калькулятор

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Методика Дембо-Рубинштейн и её модификация Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Сидоров Константин Рудольфович

Подробно рассматривается методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн и её модификация, осуществленная Л.В. Бороздиной.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Сидоров Константин Рудольфович,

Dembo-Rubinstein technique and its modification

The self-assessment diagnostic technique by Dembo-Rubinstein and its modification perfomed by L.V. Borozdina are considered in detail.

Текст научной работы на тему «Методика Дембо-Рубинштейн и её модификация»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2013. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

МЕТОДИКА ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН И ЕЁ МОДИФИКАЦИЯ

Подробно рассматривается методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн и её модификация, осуществленная Л.В. Бороздиной.

Ключевые слова: методика, модификация методики, исследование самооценки.

Краткая информация о методике и ее назначении. Замысел исследования заимствован у Т. Дембо. Она разработала и применила методику для выявления представлений человека о своем счастье. В дальнейшем данный прием стал использоваться значительно шире — для выявления самооценки (СО) и сознания болезни у взрослых и детей [10]. В настоящее время существуют различные модификации данной техники, а ее использование возможно не только в клинической практике, но и в научных исследованиях [8]. Возможно проведение методики и в консультативной практике для выработки программ помощи клиенту, поскольку базируется она на психологическом общении диагноста и клиента.

Диагностический материал. Вариант С.Я. Рубинштейн (2004) предполагает следующий набор шкал: «здоровье», «ум», «характер», «счастье». Более глубокое исследование содержания СО и точная оценка таких ее параметров, как высота, устойчивость и адекватность осуществляются с помощью варианта методики Дембо-Рубинштейн [1; 4]. Стандартный набор состоит из 9 шкал: «здоровье», «ум», «характер», «счастье», «академическая успеваемость»/ «профессиональное мастерство», «социальные контакты», «внешность», «общая оценка себя», «будущее» [3], которые необходимо размещать в порядке минимально возможной их интерференции. Набор шкал можно расширить за счет техники «Выбор ценностей» в проективном варианте проведения. Испытуемым необходимо написать десять наиболее значимых для них ценнностей и проранжировать их в порядке значимости. Обработка данных методики «Выбор ценностей» предусматривает выделение наиболее значимых ценностей по частоте их встречаемости. Так, на выборке старшеклассников к 9 основным шкалам можно добавить еще три: «воля», «порядочность», «жизненный успех». Вместо шкалы «социальные контакты» целесообразнее ввести шкалу «общение с другими людьми» для лучшего ее понимания юношами при выполнении методики [11]. Число шкал и их содержание зависят от возраста испытуемых и задач исследования. Дополнительно могут быть предложены «свободные» шкалы, название которых респонденты предлагают сами [9]. Целесообразно вводить число шкал, кратное 3 (9, 12 или 15) для последующего определения параметров СО.

Испытуемым предлагается набор шкал СО, собранных в виде буклета бланков с изображением вертикальной линии постоянной длины 12 см. Все шкалы имеют чуть заметную точку посередине, чтобы избежать ошибок глазомера. Каждая шкала расположена на отдельном чистом листе (в середине листа) с обозначением названия шкалы печатными буквами в правом верхнем углу [8].

Л.В. Бороздина указывает со ссылками на других авторов, что оптимальный размер шкал -около 15 см [8]. Однако целесообразно использовать шкалу, равную 12 см. Это необходимо для верификации одного из видов внутриличностного конфликта. В этом случае за диагностикой СО должна следовать детекция уровня притязаний (УП) с помощью техники Хоппе в варианте, предложенном Юкнат, где содержатся однородные ранжированные по трудности задачи — всего 12 рангов сложности. Сопоставление ранговых градаций по двум методикам и дает возможность установить наличие/отсутствие внутриличностного конфликта [2; 4; 6; 7; 11].

Оборудование: ручка или карандаш для обозначения позиций на шкалах.

Проведение. Испытуемому предлагается стандартная инструкция, усвоение которой контролируется экспериментатором на первых двух шкалах, одна из которых является нейтральной или «пробной». Это шкала «почерк» [3; 4]. Вариант С.Я. Рубинштейн предполагает установление испытуемым только одной позиции (реальной СО). В модификации Л.В. Бороздиной по инструкции на каждой из шкал испытуемый проставляет три отметки: отражающую его реальную СО, желаемую (идеальную) и действительно достижимую (могу) [5]. Инструкция (по рабочей шкале «здоровье»): «Допустим, на этой линии расположились все люди мира: вот здесь вверху (показ) самые здоровые, а

Читайте так же:  Понять мужчина водолей влюблен

Методика Дембо-Рубинштейн и её модификация ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

здесь внизу (показ) самые больные. Как вы думаете, где ваше место среди всех этих людей по состоянию здоровья. Поставьте этим карандашом отметку — черту (-) в том месте, где, как вам думается, вы находитесь» [10]. «А теперь отметьте, каким бы вы хотели быть по состоянию здоровья, проставляя крестик (х) на линии» [9]. «Теперь укажите точкой (*), каким вы могли быть по состоянию здоровья, если бы приложили силу и старание» [11]. Испытуемому дают карандаш или ручку для отметки. Инструкцию можно разъяснять и повторять, но обсуждать решение испытуемого пока не следует [10].

После выставления субъектом графических оценок с ним проводится клиническая беседа с целью верификации данных отметок и выяснения их аргументации. Выясняются общее представление респондента о себе и других людях, критерии оценки собственных качеств, способ обоснования выбранного положения на шкалах, мотивы выбора «свободных шкал», аргументация дифференциации или ее отсутствия между реальной и идеальными СО [9], реальной и достижимой, достижимой и идеальной. Беседа, проводимая с клиентом (психологическое общение), позволяет не только раскрыть особенности СО субъекта, но и его внутриличностные и межличностные конфликты. И в этом большая диагностическая ценность методики.

С.Я. Рубинштейн (2004) ввела ряд рекомендаций при организации клинической беседы. Так, если испытуемый отнес себя к наиболее здоровым людям, его спрашивают о том, каких людей он отнес бы к наиболее больным, а если он ставит свою отметку между здоровыми и средними, спрашивают о том, чего ему не хватает, чтобы признать себя вполне здоровым.

Важно прояснить диагносту не только реальные оценки испытуемого (есть по шкале), но и его идеальные (хочу), достижимые (могу) оценки. К чему стремится субъект, чего мог бы достичь по конкретной шкале, то есть что в его силах и что от него не зависит. Чрезвычайно важным диагностическим признаком является положение достижимой СО относительно реальной и идеальной СО, а также расстояние между идеальной и реальной СО. Здесь можно говорить об оптимизме/пессимизме испытуемого, что имеет важнейшее диагностическое значение.

Регистрация показателей и интерпретация

На основании полученных данных строится профиль реальной, идеальной и достижимой СО.

Высота самооценки определяется по уровню пролегания профиля реальной СО. Если большинство графических отметок располагается в диапазоне от 0 до 40 мм — это свидетельствует о низкой СО; от 40 до 80 мм — о средней; от 80 до 120 мм — о высокой. Можно выявить и промежуточные диапазоны: от 60 мм и выше — средневысокая СО; от 60 мм и ниже — средненизкая. Если большинство графических отметок нельзя отнести к какому-то определенному диапазону, то следует говорить о лабильном профиле СО [9]. Аналогично определяются идеальная и достижимая СО.

Уровень СО устанавливался по преимущественному расположению 2/3 отметок в каком-либо из выделенных секторов или одном из смежных с ними [8].

Степень удовлетворенности собой определяется соотношением профилей реальной и идеальной СО: чем значительней они расходятся, тем ниже степень удовлетворенности собой, и наоборот, чем ближе пролегают эти два профиля, тем выше удовлетворение собой [9].

Устойчивость СО определяется повторным тестированием через 10-14 дней. Если значительных расхождений между профилями реальной СО при первом и втором предъявлении методики не выявлено, то следует говорить об устойчивости СО [9].

СО признается неустойчивой, если обнаруживается расхождение при ретесте около половины набора шкал на величину от полсектора [8].

Адекватность СО исследуется методом экспертных оценок. В качестве экспертов выступают индивиды (обычно не менее трех человек), которые хорошо знают респондента. Эксперты оценивают респондента по тем же самым параметрам, которые предъявлялись самому респонденту. Экспертные оценки усредняются и по ним строится профиль экспертных оценок. По соотношению профилей реальной СО и экспертной оценки судят о степени адекватности СО. Если профиль реальной СО респондента пролегает значительно ниже экспертного, то говорят о заниженной СО, если выше, то о завышенной [9].

За критерий адекватности СО принимается совпадение отметок испытуемых и экспертов с точностью до сектора по 2/3 комплекта шкал [8].

2012. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

1. Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. 1986. № 3. С. 22-30.

2. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопр. психологии. 1993. № 4. С. 104-113.

3. Бороздина Л.В. Тестовый материал к спецпрактикуму «Самооценка и притязания: диагностика факторов риска психосоматических заболеваний». М., 1997.

4. Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: дис. . д-ра психол. наук. М.: МГУ, 1999.

5. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. М.: ООО «Проект-Ф», 2001. 204 с.

6. Бороздина Л.В., Пукинска О.В., Щедрова Л.В. Верификация «триады риска» на материале первичной артериальной гипертонии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2002. №2. С. 3-24.

7. Бороздина Л.В., Былкина Н.Д. «Триада риска» у пациентов с дуоденальной язвой // Психол. журн. 2002. №2. С. 65-78.

8. Бороздина Л.В. Уровень притязаний: классические и современные исследования. М.: Акрополь, 2011. 322 с.

9. Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010. 392 с.

10. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (практическое руководство). Тернополь, 2004. 168 с.

11. Сидоров К.Р. Феномен несоответствия уровней самооценки и притязаний в ранней юности: дис. . канд. психол. наук. М.: МГУ, 2007.

Поступила в редакцию 17.01.13

Dembo-Rubinstein technique and its modification

The self-assessment diagnostic technique by Dembo-Rubinstein and its modification perfomed by L.V. Borozdina are considered in detail.

Keywords: technique, technique modification, self-assessment analysis.

Сидоров Константин Рудольфович, кандидат психологических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: kо[email protected]

candidate of psychology, associate professor Udmurt State University

Методика дембо рубинштейн исследование самооценки

Методика Дембо?-Рубинште?йн — метод психодиагностики, направленный на изучение самооценки испытуемого, разработанный Т. В. Дембо в 1962 году и дополненный С. Я. Рубинштейн в 1970 году.

Первоначально Т. В. Дембо тест разрабатывался с целью изучения представления о счастье. С. Я. Рубинштейн модифицировала и расширила методику, перенаправив её на изучение самооценки и сознания болезни и добавив варианты интерпретации.

Стимульный материал методики представляет собой четыре вертикальные линии, последовательно расчерченные на горизонтальном листе бумаги и обозначающие собой четыре шкалы: шкалу здоровья, шкалу ума, шкалу характера и шкалу счастья.

Методика проводится в форме свободной беседы. На листке бумаге чертится первая вертикальная линия. Экспериментатор объясняет испытуемому, что это шкала здоровья, в самом верху которой расположены самые здоровые люди, а в самом низу — самые больные, а затем просит отметить своё местоположение на шкале. Рядом с первой линией проводится вторая, шкала ума, и дается аналогичная задача. Затем третья линия, шкала характера, и четвёртая, шкала счастья.

Затем начинается этап экспериментально спровоцированной беседы. Испытуемому предлагается объяснить, каких людей он считает самыми счастливыми, а каких — самыми несчастными. Также, в зависимости от того, где на шкале расположил себя испытуемый, задается вопрос, почему он выбрал для себя именно такое местоположение, и что мешает ему причислить себя к самым счастливым людям. Кроме того, подлежит обсуждению и само понятие счастья. Далее экспериментатор таким же образом обсуждает с испытуемым три предыдущие шкалы. Особенной аккуратности требует шкала ума, где испытуемого просят также описать, какими качествами своего ума он недоволен. Вопросы об отметке на шкале характера задаются таким образом, чтобы выяснить, какими чертами своего характера больной недоволен, какие считает хорошими. Затем допускается создание испытуемым 1-3 собственных шкал с дальнейшей проработкой их по вышеуказанной схеме.

В процессе беседы допускается создание пометок на рабочем листе.

Анализ методики опирается в большей степени на последующее обсуждение, а не на расположение меток. По данным исследований С. Я. Рубинштейн (1970), у большинство психически здоровых взрослых и подростков наблюдается тенденция расположения метки «чуть выше середины» вне зависимости от их самооценки. При различных психических заболеваниях обнаруживаются тенденции смещения отметки к крайним точкам шкалы. Так, например, больной шизофренией может отметить своё местоположение в высших точках первых трех шкал, а на последней шкале (шкале счастья) причислить себя к самым несчастным, объясняя это тем, что счастливые люди — творцы, а ему творить помешали врачи. Депрессивная больная шизофренией с идеями самообвинения может оценить себя как стоящую выше среднего уровня по здоровью, самой глупой и самой плохой по характеру, а также самой несчастной.

Абсолютного значения такие проявления самооценки не имеют, кроме того, нет диагностически значимых типов оценок. Данная методика способствует анализу личности испытуемого в каждом отдельном случае. Экспериментатор должен самостоятельно интегрировать полученные в результате проведения методики данные в общий личностный портрет испытуемого: оценить направленность его притязаний, самооценки, локус контроля. Особенно полезные данные могут быть выявлены при сопоставлении результатов этой методики с результатами исследований особенностей мышления и эмоционально-волевой сферы.

Данная методика применяется как на здоровых испытуемых, так и на больных в рамках патопсихологической диагностики. В связи с тем, что методика может быть весьма очевидной для испытуемого, её не рекомендуется применять в ситуациях, когда результаты могут значительно повлиять на будущее испытуемого (например, при собеседовании на работу). Она может быть использована также в батареях психологических тестов на больших выборках.

Детский вариант методики

Предложенный С. Я. Рубинштейн вариант адаптации теста к детскому возрасту содержит модификацию пробы Де Греефе. При оценке себя по шкале «ум» ребенку предлагается также отметить разноцветными черточками положение своего соседа по парте и своего учителя (или учительницы). Оценка по шкалам «характер» и «счастье» дается в сравнении с учениками своего класса. Шкала «здоровье» является тренировочной, на примере которой ребенку объясняются приемы работы со шкалами, ответы по ней не учитываются в результатах методики. После проставления меток начинается беседа с ребенком, цель которой, понять мнение ребенка о той или иной оценке, так же, как и в беседе со взрослым.

Детский вариант методики дает возможность выявить самооценку детей, которую можно считать показателем зрелости их личности.

Модификация П. В. Яньшина

П. В. Яньшин существенно дополнил методику, добавив шкалы «удовлетворенность собой» и «оптимизм», видоизменив инструкцию и составив более жесткую схему анализа. Нововведенные элементы инструкции:

  1. Отметьте черточкой на шкале, как вы себя оцениваете в данный момент по… (данному параметру)?
  2. Отметьте кружком на шкале, где бы вы мечтали находиться в идеале между этими полюсами?
  3. Отметьте галочкой на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности? Чего вы можете добиться, объективно оценивая свои возможности?»
  4. Полюс должен быть представлен одним человеком (человеком в единственном числе).
  5. На шкале должна быть отмечена середина

Анализ результатов теста производится по 11 параметрам с опорой на проставленные метки.

1. Высота самооценки (фон настроения);

  • чрезмерно высокая (высокий фон настроения) — актуальная самооценка находится в третьем интервале.
  • повышенная (повышенный фон настроения) — актуальная самооценка колеблется в пределах 1-1,5 интервалов и находится главным образом в границах двух верхних интервалов.
  • нормальная (ровный фон настроения) — актуальная самооценка находится в первом интервале.
  • пониженная (пониженный фон настроения) — актуальная самооценка находится на средней отметке или в интервале ниже средней отметки.
  • выраженно низкая (низкий фон настрония) — актуальная самооценка находится внижнем интервале.

    2. Устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость);

  • эмоциональная устойчивость — актуальная самооценка колеблется в пределах 1-1,5 интервалов.
  • эмоциональная неустойчивость — актуальная самооценка колеблется в пределах 3 и более интервалов; при равномерной самооценке встречаются западения по одной шкале и подъем по другой.

    3. Степень реалистичности и/или адекватности самооценки (при её повышении);

    4. Степень критичности, требовательности к себе (при понижении самооценки);

      чрезмерно повышенная требовательность к себе — большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки.

    5. Степень удовлетворенности собой (по прямым и косвенным индикаторам);

  • косвенный индикатор — расстояние между отметками актуальной и идеальной самооценки по шкалам; чем это расстояние меньше, тем больше удовлетворенность собой.
  • прямой индикатор — высота актуальной самооценки на шкале «удовлетворенность собой».

    6. Уровень оптимизма (по прямым и косвенным индикаторам);

  • косвенный индикатор — соотношение интервала возможного (расстояние от актуальной самооценки до объективной оценки собственных возможностей) и интервала невозможного (расстояние от оценки собственных возможностей до идеальной самооценки); чем больше интервал возможного и меньше — невозможного, тем выше уровень оптимизма.
  • прямой индикатор — высота актуальной самооценки на шкале «оптимизм».

    7. Интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки;

  • отсутствие интегрированности — показатели оптимизма и удовлетворенности собой по прямым и косвенным индикаторам не совпадают.
  • интегрированность — показатели оптимизма и удовлетворенности собой по прямым и косвенным индикаторам — совпадают.

    8. Противоречивость/непротиворечивость показателей самооценки;

  • испытуемый дает себе различные оценки (актуальная самооценка) по сходным шкалам (например, высокая оценка по шкале «здоровье» и низкие оценки по шкалам психическое и физическое здоровье).
  • 9. Зрелость/незрелость отношения к ценностям;

    незрелость — показатель идеальной самооценки совпадает с верхним полюсом шкалы в трех и более случаях.

    10. Наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции»;

  • парциальная компенсаторная потеря критичности — компенсация частной проблемы (единичного западения самооценки) чрезмерным завышением самооценки по отдельной шкале; устойчивая самооценка на фоне которой наблюдается провал по одной шкале и подъем по другой шкале.
  • механизм борьбы с депрессией — компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при пониженной в целом актуальной самооценке; линии актуальной и идеальной самооценок параллельны, несколько неустойчивы, актуальная самооценка понижена.
  • вытесняемая неудовлетворенность собой — компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при повышенной в целом актуальной самооценке; линии актуальной и идеальной самооценок параллельны, несколько неустойчивы, актуальная самооценка повышена.
  • дезинтеграция осознанного и неосознанного уровней самооценки — несоответствие результатов косвенной и прямой оценки оптимизма и удовлетворенности собой; различие (несовпадение) между косвенными и прямыми индикаторами удовлетворенности собой и оптимизма.
  • инфляция мечты — смещение отметок идеальной самооценки на уровень отметок оценки своих возможностей; отметки идеальной самооценки и объективной оценки своих возможностей совпадают.
  • неадекватно завышенная самооценка с признаками нарушения критичности; устойчивое повышение самооценки доходит до верхнего интервала.

    11. Характер и содержание проблем и их компенсаций

    Модификация А. М. Прихожан

    В данной модификации введены дополнительные параметры обработки результатов. Кроме того, А. М. Прихожан ввела иные шкалы: здоровье, ум/способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками/умелые руки, внешность, уверенность в себе. В этой модификации испытуемому выдается уже готовый бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. В инструкции испытуаемому предлагается черточкой отметить своё местоположение на шкале, а крестиком — тот уровень развития качества, при котором он бы мог ощутить гордость за себя.

    Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы получают количественную характеристику (например, 54 мм соответствует 54 баллам). Последовательность действий:

  • уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
  • высоту самооценки — от «о» до знака «—»;
  • значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

    2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

    Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

    Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) свидетельствует о реалистичной (адекватной) самооценке. При этом оптимальным для личностного развития следует признать результат, находящийся в верхней части этого интервала — от 60 до 74 баллов.

    Расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки.

    За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которые он действительно стремится достичь. Притязания в значительной степени основываются на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития.

    Методика Дембо — Рубинштейн

    Инструкция. «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

  • здоровье;
  • ум, способности;
  • характер;
  • авторитет у сверстников;
  • умение многое делать своими руками, умелые руки;
  • внешность;
  • уверенность в себе.
  • На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя».

    Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

    Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

    Обработка и интерпретация результатов

    Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

  • По каждой из шести шкал определить:
  • уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
  • высоту самооценки — от «о» до знака «—»;
  • значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
  • Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

    Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

    Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

    Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

    В табл. даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.).

    Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.

    Методика дембо рубинштейн исследование самооценки

    Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан

    Источник: «Практикум по возрастной психологии» под редакцией Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф., СПб, 2002, с. 559.

    Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личностных качеств, таких, как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определёнными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.

    Инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и т. д. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Испытуемым предлагается семь таких линий.

    2) ум, способности;

    4) авторитет у сверстников;

    5) умение много делать своими руками, умелые руки;

    7) уверенность в себе.

    На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя. Испытуемому выдаётся бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой.

    Обработка и интерпретация результатов.

    При обработке учитывается шесть шкал (первая, тренировочная – «здоровье» – не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах, по шести шкалам рассчитывается средняя величина показателей уровня притязаний и самооценки. Полученные показатели сравниваются с количественными характеристиками по таблице и выявляются уровни притязаний и самооценки обследуемого.

    Длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 балла).

    1. По каждой из шести шкал определить:

    а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы (0) до знака «х»;

    б) высоту самооценки – от 0 до знака «-»

    Уровень притязаний: норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

    Высота самооценки: количество баллов от 45 до 74 удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определённые отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.

    Бланк ответов. Методика Демо-Рубинштейна, модификация Прихожан.

    Фио __________________________ Возраст _______ Дата _____________

    Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень

    развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить

    вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое

    развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они

    обозначают: здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение

    многое делать своими руками, умелые руки; внешность; уверенность в себе.

    На каждой линии чертой () отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого

    качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком ( х )

    отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены

    Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М.

    Когда мы рассуждаем о самооценке личности, возникает вопрос об Это методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн. Измерение самооценки по методике Дембо — Рубинштейн. Предлагаемая методика измерения самооценки представляет собой вариант. Методика Дембо? — Рубинште?йн — метод психодиагностики, направленный на изучение самооценки испытуемого, разработанный Т. В. Дембо в 1962. ЛИЧНОСТИ ДЕМБО — РУБИНШТЕЙН. Тест самооценки личности Дембо — Рубинштейн используется для работы с учащимися 8-11 классов.

    Прихожан. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.

    Исследование самооценки по методу Дембо — Рубинштейн (модификация П.В.Яньшина с элементами клинической беседы).

    ДЕМБО — РУБИНШТЕЙН. 1. Краткая информация о методике. Предлагаемая методика измерения самооценки представляет собой вариант известной.

    Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:. ум, способности;.

    авторитет у сверстников;. умение многое делать своими руками, умелые руки;. уверенность в себе. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”. Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

    Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин. Обработка и интерпретация результатов. Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается).

    Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам). По каждой из шести шкал определить:. уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;. высоту самооценки — от «о» до знака «—»;. значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

    Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

    Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности.

    Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий. В табл.

    даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел. Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.

    Методика «Дембо-Рубинштейн»: самооценка младших школьников

    Особенности социального поведения детей-учащихся начального звена.

    Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом детства. В этот период происходит усвоение моральных и поведенческих норм, формирование отношений в коллективе. От этого этапа зависит уровень интеллекта и личности.

    Особенности социального поведения детей младшего

    Ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, запускается процесс сравнения себя с другими, желание быть лучше других, приходит осознание необходимости обучения, подчинения системе обучения, правилам поведения, чувство ответственности за их нарушение. Дети этого возраста ясно понимают смысл этих норм и правил и готовы к их выполнению. Взрослым и учителям необходимо быть очень бдительными, чтобы не упустить шанс своевременно использовать эту готовность. Он не должен бояться наказания за неисполнение правил, он должен понять необходимость их исполнения. Здесь большая роль отводится учителю и родителям. Им необходимо разъяснить ребенку о важности таких качеств как дисциплинированность, организованность и негативные последствия нерадивости и разболтанности.

    Постановка требований к ребенку должна всегда сопровождаться контролем выполнения этих требований ребенком. У учителя должны быть хорошо отработанные приемы контроля и поощрения исполнительности и обязательного реагирования на несоблюдение и неисполнение норм и правил. Иначе у ребенка сложится ощущение, что неукоснительное и обязательное соблюдение норм и правил вовсе необязательно и что это просто прихоть взрослых.

    Отношение ребенка к правилам поведения неоднозначно. Он пытается разобраться, какие бывают правила, какие бывают меры наказания за те или иные провинности, каким образом можно избежать наказания или как отличиться, чтобы достичь высшей похвалы от учителя или родителя.

    Социальная ситуация ребенка меняется, как только он выходит за рамки семьи. Круг знакомых расширяется, в жизнь ребенка вторгаются новые лица — как взрослые, так и ровесники, со своими привычками, со своим микроклиматом. Дети в этом возрасте доверчиво подчиняются авторитету взрослых, их требованиям. Они стараются копировать их манеры, поведение, рассуждения. Ребенок начинает внимательно следить за поведением окружающих его детей, такое поведение сопровождается сильным эмоциональным напряжением, чувством страха, испуга и смятения. Оказавшись в новой для него ситуации, ребенок замечает за собой несвойственное для себя поведение, он одновременно прислушивается к себе и пытается осмыслить происходящее. Для этого периода характерно конформное поведение, когда ребенок неосознанно следует за другими, вместе со всеми тянет руку на уроках, хотя вовсе не готов к ответу.

    С началом процесса совместного обучения устанавливаются контакты с одноклассниками, это чаще всего сосед по парте, ребенок со схожими интересами. В ходе установления взаимоотношений с одноклассниками, у ребенка обнаруживаются подлинные индивидуальные особенности. Сравнивая себя с другими, ребенок пытается дать себе оценку.

    Самооценка формируется через самопознание. Самооценка является неотъемлемым компонентом самопознания, то есть осознания своей значимости, своих способностей, физических сил, поступков, отношения к окружению. Самооценка формирует дальнейшее отношение ребенка к себе, в свою очередь, это влияет на его поведение в обществе. На самооценку влияют критичность, требовательность к себе и окружающим.

    В период обучения в начальной школе у детей формируется самооценка.

    При этом у них выявляются все виды самооценок:

  • адекватно-устойчивая;
  • завышенно-устойчивая;
  • неустойчивая (неадекватно завышенная либо заниженная).

    Обладающие адекватной самооценкой дети общительны, находчивы, бодры, активны. Адекватно оценивая свои возможности они выбирают соответствующие задачи, хорошо справившись с трудной задачей — они берутся за более сложные, тем самым повышая свою самооценку.

    Правильная оценка своих возможностей и способностей, вера в собственные силы характеризует детей с завышенной самооценкой. Как правило, это максимально самостоятельные дети. Им присущи такие черты личности как чрезмерная самоуверенность, бестактность, высокомерие, снобизм. Дети с неадекватно — заниженной самооценкой резко отличаются от остальных. Это робкие, неуверенные в себе школьники. Чаще всего такие дети будут избегать различного рода трудностей, в силу своей неуверенности. Если таких детей не поощрять и не подбадривать, то их них вырастают замкнутые, неуверенные в себе люди.

    Развитию психических процессов способствует учебная деятельность в начальных классах. Ученики начальных классов отличаются жаждой познания окружающего мира, любознательностью, здоровым любопытством. В этот период у них ярко выражена эмоциональность восприятия. С возрастом у ребенка этот процесс становится целенаправленным и управляемым. Ученики начальных классов, не прилагая усилий, запоминают все новое, так как у них сильно развито непроизвольное внимание.

    Импульсивность, общая недостаточность воли – отличительная черта характера детей этого возраста. На данном этапе большое влияние на ребенка имеет коллектив. Участие в общественной жизни школы, в коллективных мероприятиях закладывают основу коллективистских отношений.

    Методика «Дембо-Рубинштейн»

    Методика — это исследование самооценки. Методика отображает разное отношение между двумя структурами личности: «Реальным Я» и «Идеальным Я». Качество этого отношения влияет на самооценку человека. Большая разница между «Реальным Я» и «Идеальным Я» указывают на человека с заниженной самооценкой. Равное соотношение «Реального Я» и «Идеального Я» дает адекватную самооценку. Человек, считающий себя идеальным, имеет завышенную самооценку.

  • Цель Методики: определить степень сформированности самооценки учащегося.
  • Возраст испытуемого: 6-7 лет
  • Форма: беседа

    Перед ребенком лист бумаги, где изображены четыре круга, с нумерацией от 1 до 4. Ребенку разъясняется ситуация: «Дети твоего класса заняли эти круги».

  • Круг под №1 заняли успешные дети, которые никогда не ошибаются, все знают, у них всегда готовы ответы на все вопросы, они все умеют, хорошо себя ведут.
  • В круг под №2 собрались дети, у которых не все получается, они могут ошибаться, что-то не знать, иногда могут неправильно себя повести.
  • В круг под №3 вошли дети, не совсем успешные, у которых мало что получается. Они могут дать ответ лишь на самые простые вопросы, они нередко выслушивают замечания, часто не выполняют задания.
  • В круг под №4 встали дети с плохим поведением, они редко отвечают на поставленные вопросы, не выполняют задания, много ошибаются, часто выслушивают замечания.

    Какой из этих кругов ты бы занял и почему?

    Как правило, дети, с завышенной самооценкой, занимают круг под №1, №2 или №3 — с адекватной, №4 — с заниженной. Уровни сформированности самооценки налицо.

    Учителю важно в процессе общения с ребенком учитывать его самооценку. Для того чтобы на стадии формирования личности, когда самооценка поддается воздействию и ее можно изменить, благоприятное воздействие учителя принесет хорошие плоды в становлении и развитии личных качеств.

    Верная самооценка способствует успешной реализации человека, помогает правильно определить цели в жизни, самоутвердиться. Поэтому очень важно помочь ребенку в период развития сознания помочь выявить скрытые возможности, утвердиться, помочь верно оценить себя и свои возможности. Ведь нередко неверное представление о себе приводит к срывам, депрессии и болезням.

    1. Измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

    Предлагаемая методика измерения самооценки представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, модифицированной А. М. Прихожан (1984,1988).

    Вариант для младших школьников

    Бланк методики с 8 вертикально расположенными линиями, представляющими собой биполярные шкалы (рис. 1). Длина линии — 100 мм. Верхняя и нижняя линии отмечены черточками, середина — точкой. Каждая линия имеет название сверху и снизу:

    0 здоровый — больной;

    1 аккуратный — неаккуратный;

    2 умелый — неумелый;

    Методика проводится в 1 классе — индивидуально, во 2 классе — [ допускается фронтальное выполнение. Перед началом работы дается I общая инструкция.

    Инструкция (дается устно)

    «Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Это можно сделать словами. Сказать о себе: «Я самый умный» или «Я не очень веселый». Но можно рассказать о себе и по-другому, с помощью вот таких линий».

    Психолог рисует на доске вертикальную линию, отмечая ее верх и низ горизонтальными черточками, а середину — заметной точкой.

    «Например, вот эта линия. Она расскажет нам, как можно оценить свое здоровье. На самом верху этой линии (ставит крестик на самом верху линии) находятся самые здоровые люди на свете. Они никогда ничем не болели, даже не чихнули ни разу. А в самом низу (ставит крестик) находятся самые больные люди на свете. Они все время болеют и болеют очень тяжелыми болезнями. Никогда не бывают здоровыми.

    Посередине (ставит крестик в середине линии) находятся те, кто бывает болен и здоров примерно поровну.

    А если человек почти совсем здоров, но иногда все же болеет, где он нарисует свой крестик?»

    Психолог предлагает ученикам ответить, просит их аргументировать свой ответ, подробно объясняет, почему считает ответ верным или неверным.

    «А если человек часто болеет, и ему это надоело, и он стал укреплять свое здоровье, заниматься зарядкой, закаляться и вот уже две недели здоров. Куда он поставит крестик?»

    «Все поняли, как можно пользоваться такими линиями, чтобы рассказать о себе?» (Отвечает на вопросы детей.)

    «А теперь я вам раздам листки, на которых нарисованы такие линии, и каждый сможет рассказать о себе так, как мы сейчас научились».

    Психолог раздает бланки, в 1 классе — с заранее подписанными фамилиями и всей необходимой информацией. Во 2 классе дети подписывают бланки сами, необходимо выделить на это специальное время и проверить правильность заполнения.

    «Посмотрите на первую линию. Она поможет каждому рассказать о своем здоровье. Напоминаю: наверху находятся самые здоровые, а в самом низу — очень больные. А как каждый из вас оценит свое здоровье? Где поставит свой крестик?»

    Психолог проходит по классу, проверяя выполнение задания. Важно обратить внимание на то, не перевернут ли бланк, убедиться, что дети правильно понимают, где верх линии, проверить, поставлен ли крестик на первой линии, подписанной «здоровый — больной».

    «Теперь вы научились оценивать себя с помощью линий.

    Посмотрите теперь на вторую линию. В самом верху написано «аккуратный», внизу — «неаккуратный». На самом верху этой линии крестик ставят самые аккуратные ребята, у которых в тетради никогда не бывает даже помарки, даже пятнышка. А в самом низу — ужасные неряхи, самые неаккуратные. Где находишься ты? Посмотри внимательно на свой листок и поставь свой крестик».

    Психолог вновь проходит по классу, проверяя выполнение задания. Важно обратить внимание на то, не перевернут ли бланк, убедиться, что дети правильно понимают, где верх линии, проверить поставлен ли крестик на второй линии, подписанной «аккуратный-неаккуратный».

    Так последовательно заполняются все 8 линий.

    В 1 классе необходима инструкция психолога перед каждой линией. Во 2 классе обычно достаточно объяснений, сделанных на первых двух линиях, далее дети работают самостоятельно. Но ориентироваться следует на общий уровень класса.

    После завершения работы психолог собирает листы.

    Рис.1. Методика Дембо-Рубинштейн: бланк для младшего школьного возраста

    Обработке подлежат результаты на шкалах 2-8. Шкала «Здоровье» рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит. При необходимости данные по ней анализируются отдельно.

    По каждой из семи шкал (за исключением шкалы «Здоровье»)определяется высота самооценки — от «О» до знака «крестика».

    Определяется средняя мера самооценки школьника. Ее характеризует медиана показателей по всем анализируемым шкалам.

    Определяется степень дифференцированности самооценки. Ее получают, соединяя все крестики на бланке испытуемого. Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьника разных сторон своей личности, успешности деятельности.

    Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем меньшее значение имеет средняя мера самооценки и поэтому она может использоваться лишь для некоторой ориентировки.

    4. Особое внимание обращается на такие случаи, когда пропускаются некоторые шкалы, крестики ставятся за границами шкалы (выше верхней или ниже нижней части), используются знаки, не предусмотренные инструкцией и т.п.

    Оценка и интерпретация результатов

    ДЛя оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными ниже (табл. 1, 2).

    Наиболее благоприятными с точки зрения личностного развития являются следующие результаты: средняя или высокая при умеренной степени дифференцированности.

    Таблица 1. Показатели уровня самооценки

    Таблица 2. Показатели дифференцированности самооценки

    Оценка результатов в 4-балльной шкале:

    4 балла- высокий или средний уровень самооценки при умеренной дифференцированности

    3 балла — высокий или средний уровень самооценки при слабой или сильной дифференцированности

    2 балла — все случаи очень высокой и низкой самооценки

    1 балл — ребенок не принимает задания или выполняет его формально

    Вариант для подростков и старших школьников Экспериментальный материал

    Бланк методики, содержащий инструкции, задания, а также место для записи результатов и заключения психолога (рис. 2).

    Рис.2. Методика Дембо-Рубинштейн: бланк для подростков

    Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Условно эту оценку можно изобразить в виде вертикальной линии, нижняя точка которой указывает на самую низкую оценку, а верхняя — на самую высокую.

    Здесь нарисовано 7 таких линий и написано, что каждая из них означает.

    Оцените себя по каждому из предложенных здесь качеств, сторон личности и черточкой (-) отметьте на каждой линии эту самооценку.

    После этого представьте, каким должно было бы быть это качество, сторона личности, чтобы вы были удовлетворены собой, чувствовали гордость за себя. Отметьте это на каждой линии знаком (х).

    7 вертикальных линий, размером 100 мм, представляющих собой биполярные шкалы. Верхняя и нижняя линия отмечены черточками, середина — точкой. Каждая линия имеет название сверху и снизу:

    1 хороший характер — плохой характер;

    2 умный — глупый;

    3 способный — неспособный;

    4 авторитетен у сверстников — презирается сверстниками;

    5 красивый — некрасивый;

    6 уверенный в себе — не уверенный в себе.

    Методика может проводиться фронтально — с целым классом или группой учащихся — и индивидуально с каждым школьником. При фронтальной работе после раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащимся предлагается выполнить задание на первой шкале (здоровый — больной). Затем следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, обращая внимание на правильность использования значков, точное понимание инструкции, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10-15 мин.

    Обработке подлежат результаты на шкалах 2-7. Шкала «Здоровье» рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит. При необходимости данные по ней анализируются отдельно.

    Для удобства подсчета оценка переводится в баллы. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим начисляются баллы (например, 54 мм = 54 баллам).

    1. По каждой из семи шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определяются:

    уровень притязаний в отношении данного качества — по расстоянию в миллиметрах (мм) от нижней точки шкалы (0) до знака «х»;

    высота самооценки -от «0» до знака » «;

    величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от «х» до » «; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом. Записывается соответствующее значение каждого из трех показателей (уровня притязаний, уровня самооценки и расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

    Определяется средняя мера каждого из вышеперечисленных показателей у школьника. Ее характеризует медиана, вычисляемая по всем анализируемым шкалам.

    Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого всезначки » » (для определения дифференцированности самооценки)или «х» (для уровня притязаний). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности, успешности деятельности.

    В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса) можно использовать разность между максимальным и минимальным значением, однако этот показатель рассматривается как условный.

    Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем меньшее значение имеет средняя мера и, соответственно, она может использоваться лишь для некоторой ориентировки.

    4. Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, пропускаются или не полностью заполняются некоторые шкалы (указывается только самооценка или только уровень притязаний), значки ставятся за границами шкалы (выше верхней или ниже нижней части), используются знаки, не предусмотренные инструкцией и т. п.

    Методика нормирована на соответствующих возрастных выборках учащихся московских школ, общий объем выборки — 500 чел., девушек и юношей примерно поровну.

    Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными ниже (табл. 3, 4).

    Наиболее благоприятными с точки зрения личностного развития являются следующие результаты: средний, высокий или даже очень высокий (но не выходящий за пределы шкалы) уровень притязаний, сочетающийся со средней или высокой самооценкой при умеренном расхождении этих уровней и умеренной степенью дифференцированности самооценки и уровня притязаний.

    Продуктивным является также такой вариант отношения к себе, при котором высокая и очень высокая (но не предельно), умеренно дифференцированная самооценка сочетается с очень высокими, умеренно дифференцированными притязаниями при умеренном расхождении между притязаниями и самооценкой. Данные показывают, что школьники с таким отношением к себе отличаются высоким уровнем целеполагания: они ставят перед собой достаточно трудные цели, основывающиеся на представлениях о своих очень больших возможностях, способностях, и прилагают значительные усилия для достижению этих целей.

    Таблица 3. Показатели самооценки и уровня притязаний

    Таблица 4. Показатели расхождения самооценки и уровня притязаний

    Неблагоприятными для личностного развития и для обучения являются все случаи низкой самооценки. Неблагоприятными являются также случаи, когда школьник имеет среднюю, слабо дифференцированную самооценку, сочетающуюся со средними притязаниями и характеризующуюся слабым расхождением между притязаниями и самооценкой.

    Очень высокая, слабо дифференцированная самооценка, сочетающаяся с предельно высокими (часто даже выходящими за крайнюю верхнюю точку шкалы), слабо дифференцированными (как правило, совсем не дифференцированными) притязаниями, со слабым расхождением между притязаниями и самооценкой, обычно свидетельствует, что старшеклассник по разным основаниям (защита, инфантилизм, самодостаточность и др.) «закрыт» для внешнего опыта, нечувствителен ни к своим ошибкам, ни к замечаниям окружающих. Подобная самооценка является непродуктивной, препятствует обучению и шире — конструктивному личностному развитию.

    В качестве дополнительных показателей используется анализ поведения во время эксперимента и результаты специально проведенной беседы.

    Интерпретация особенностей поведения во время выполнения задания

    Данные об особенностях поведения школьника во время выполнения задания дают полезную дополнительную информацию при интерпретации результатов, поэтому важно наблюдать и фиксировать их.

    Сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что «работа глупая», «я не обязан этого делать», отказ от выполнения задания, стремление задать экспериментатору различные не относящиеся к делу вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение задания (сравнительно с другими школьниками не менее, чем на 5 мин.) и др. служат свидетельством повышенной тревожности, вызванной столкновением конфликтных тенденций — сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего для себя самого, собственную несостоятельность. Такие школьники в беседах, проводимых после эксперимента, часто отмечают, что боялись ответить «не так», «показаться глупее, чем есть», «хуже других» и т. п.

    Слишком медленное выполнение работы может свидетельствовать о том, что задание оказалось для школьника новым, но в то же время очень значимым. Медленное выполнение и наличие многочисленных поправок, зачеркиваний, как правило, указывает на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью и неустойчивостью самооценки. Слишком быстрое выполнение обычно свидетельствует о формальном отношении к работе.

    Для более глубокого понимания особенностей уровня притязаний и самооценки школьников проведение методики может быть дополнено индивидуальной беседой со школьником. При индивидуальном выполнении работы беседа может непосредственно следовать за выполнением задания, при фронтальном проведении беседа обычно проводится после обработки результатов.

    При проведении беседы необходимо выполнять следующие требования:

    внимательно слушать школьника;

    выдерживать паузу, не торопить школьника;

    в тех случаях, когда школьник испытывает трудности при ответах на прямые вопросы (Почему ты так оценил свой ум? характер?) переходить на косвенные формы (например, предложить рассказать о его сверстнике с характеристиками, аналогичными тем, которые дал школьник и т. п.);

    задавать достаточно широкие вопросы, вовлекающие школьника в разговор;

    не подсказывать «забытых» слов, выражений;

    задавать конкретные, уточняющие, но не наводящие вопросы;

    держаться свободно, без напряжения;

    регулировать темп, тон и лексический состав собственной речи в соответствии с соответствующими характеристиками речи школьника;

    не давать оценочных суждений как вербальных, так и невербальных;

    эмоционально поддерживая школьника, не высказывать вместе с тем чрезмерной заинтересованности в его ответе;

    общий тон беседы должен быть, как правило, спокойным, доброжелательным и в то же время достаточно деловым; следует исключать непосредственную реакцию на содержание сказанного школьником.

    Читайте так же:  Беременна разлюбил муж