Меню

Методика диагностики воображения детей дошкольного возраста

Диагностика развития воображения

Развитие творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диагностика развития воображения.

Игровая методика для педагогов и родителей.

Предлагаемая игровая методика не только позволяет определить, насколько у ребенка развито воображение, но и является средством его развития.

Психологический смысл данной методики состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации: уйти от конкретности и реальности (например, от вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой.

Для проведения этой методики-игры подойдет любая сюжетная картинка, правда, с некоторыми особенностями. Вот пример такой картинки (рис. 1).

Около всех изображенных предметов расположены пустые кружочки. Для игры также понадобятся такие же по величине кружочки, но уже с нарисованными на них фигурками (рис. 2). Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на картинке.

Взрослый просит ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в «необычные» места, а затем объяснить, почему они там оказались.

Анализ выполнения задания.

В зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.

Одни дети (первый уровень) испытывают значительные трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие» места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же вам удастся добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: «Кошка на клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду потому, что она спряталась» и т.п. От кого и почему кошка или собака спрятались, дети при этом уровне развития воображения ответить не могут.

Вместе с тем ситуация коренным образом изменяется, если мы уберем целую картинку и, оставив лишь кружочки, поговорим с ребенком о том, где и почему может находиться тот или иной персонаж. В таких беседах со взрослым дети, как правило, показывают значительно лучшие результаты, чем при самостоятельном объяснении. Они могут придумать — правда, очень короткие и несложные — ситуации и истории (в основном по сюжетам знакомых им рассказов и сказок), объясняющие необычное положение персонажей.

Другие же дети (второй уровень) особых проблем при выполнении этого задания испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, едва мы попросим рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте.

Рассказы дошкольников с этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере малыши очень стараются это доказать. «В прошлом году на даче я видел, как кошка залезла на дерево (помещает кошку на дерево), папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)» и т.п.

Если изменить задание и попросить детей объяснить, как расставил персонажи взрослый или другой ребенок, то их рассказы станут более содержательными и детальными, чем тогда, когда они сами ставили картинки и пытались пояснить свои действия. Если же убрать большую картинку, то в отличие от детей с первым уровнем развития воображения они почти не будут реагировать на это, т.е. их рассказы и объяснения не станут качественно ни хуже, ни лучше.

Дети с высоким (третьим) уровнем развития воображения без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т.д.

Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую-либо роль, исходя из которой он и будет вести объяснения. Например: «Я волшебник, сейчас я оживлю эту картинку», — а затем следует фантастический рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: «На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались». Далее следует сказочный сюжет.

Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим.

Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить «чужое», то они должны проникнуть в «чужой» замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют. Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на картинке, мы же просим ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в «необычные» места, а затем объяснить, почему они там оказались.

Формирование воображения у детей предполагает известную свободу в использовании нормативов и образцов деятельности. Жестко заданные и некритично усвоенные ребенком системы образцов препятствуют творческому решению задач, ведут к однообразным, стереотипным действиям, препятствуют проявлению индивидуальности.

Таким образом, говоря о развитии воображения в дошкольном возрасте, можно использовать еще один показатель, а именно посмотреть, как ребенок применяет на практике усвоенные образцы и эталоны, т.е. являются ли эти образцы «шорами», ограничивающими его деятельность и препятствующими развитию его воображения и фантазии, или они составляют необходимый базис, на котором впоследствии строятся воображение и творчество ребенка.

Диагностика воображения дошкольника

В наше время технического прорыва ключевое место отводится развитию творческих способностей человека. Исполнительные работы перекладываются на машины и автоматы, роль автора принадлежит именно человеку 21 века — человеку, обладающему богатым воображением, умеющему находить нестандартные решения. Закладка творческих способностей начинается еще в детстве, в дошкольном возрасте. Поэтому диагностика воображения дошкольника занимает отдельное место в программе воспитания и развития в детском саду.

Необходимость проведения диагностики воображения в детском саду

В детском саду проводится комплекс мероприятий, направленных на развитие творческих способностей ребенка. Среди них, можно назвать программы на развитие детского воображения, разработанные Н.Е. Вераксой и О.М. Дьяченко, а также игровые тренинги воображения, предложенные психологом Е.В. Заикой.

Если в дошкольном учреждении не учреждена специальная парциальная программа, ставящая целью развитие именно творческих данных, то педагог или воспитатель может, на основе имеющихся занятий, использовать элементы программы ТРИЗ. Они универсальны и могут быть введены не только на специальных занятиях по музыке, конструированию, рисованию — то есть занятиях, предполагающих активное участие творческой составляющей, но и во время обычной свободной деятельности в группе. Помимо этого, не стоит забывать об игровой деятельности, которая во многом формирует характер ребенка. Следует подчеркнуть и важность сказки, которая активно развивает воображение, гибкость мышления, интуицию и так далее.

Диагностика воображения дошкольника показывает, что эффективное развитие творческих способностей ребенка возможно лишь при тесном взаимодействии дошкольного учреждения с родителями, семьей ребенка. В перспективном плане воспитателя должна быть отведена отдельная графа для проведения бесед и лекций с родителями, на которых педагог подчеркивает необходимость игры в семьи, предлагает возможные игры для совместного досуга.

Диагностика воображения дошкольника — незаменимое средство. Помимо демонстрации уровня развития воображения у детей, она также может выявить проблемы, разбираться с которыми будет психолог. Глядя на одну и ту же одинаковую картинку, дети могут по-разному ее толковать. Если анализируя картинку с изображением растаявшего снеговика ребенок говорит о том, что пришла весна и снег начал таять — это ожидаемый ответ. Но если ребенок трактует картинку таким образом, что снеговик сломали другие дети, то этот ответ должен насторожить педагога и свидетельствует о повышенной тревожности ребенка, возможной агрессивности по отношению окружающим.

Интересно то, что различные авторы выделяют разные способности, формирующие понятие «диагностика воображения дошкольника».

Диагностика воображения дошкольника на примере методик В. Синельникова и В. Кудрявцева

Диагностика воображения дошкольника может проводится по нескольким методикам. Мы расскажем о нескольких из них, авторами которых являются В. Синельников, В. Кудрявцев. Методики предназначены для детей 4-6 лет.

Методика «Дощечка»

Данная диагностика воображения дошкольника строится на экспериментировании. Для занятия понадобится деревянная дощечка, состоящая из четырех мелких квадратных звеньев, соединенных петлями.

Дощечка развернута перед ребенком. Психолог предлагает ребенку с ней поиграть, поэкспериментировать: согнуть, сложить. По мере того, как ребенок изучает свойства дощечки, психолог спрашивает у него: «Что у тебя получилось? На что похожа эта доска?». Занятие проводится до тех пор, пока ребенку не надоест.

При обработке данных психолог оценивает количество неповторяющихся ответов ребенка (например, «лодочка», «гараж»). За каждое новое название присваивается один балл.

Методика» Солнце в комнате»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности ребенка превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуации. Для занятия необходимо подготовить картинку с изображением комнаты, в которой находится солнце и человек. Также понадобится карандаш.

Психолог показывает картинку ребенку. Дошкольник должен перечислить все, что он видит на картинке. После того, как он все перечислил, психолог предлагает обратить внимание на солнце в комнате. Есть ли здесь ошибка? Как можно исправить картинку, чтобы она была правильной?

Ребенок может воспользоваться карандашом или обойтись устным комментарием.

В ходе обработки данных учитываются ответы ребенка:

  • Отсутствие ответа – один балл.
  • Формальное устранение несоответствия (закрасить солнце, стереть его) – два балла.
  • Более «сложное» устранение несоответствия: простой ответ (нарисовать в другом месте – на улице) – три балла, сложный ответ (переделать рисунок – превратить солнце в лампу) – четыре балла.
  • Конструктивный ответ (разделить несоответствующий элемент с другими, сохранив условия ситуации: нарисовать окно, нарисовать вокруг солнца рамку) – пять баллов.
Читайте так же:  У ребенка поднялась температура 39 без симптомов

Методика «Складная картинка»

Данная диагностика воображения строится на умении ребенка видеть целое раньше части. Для занятия понадобится складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба размером 10 на 15 см.

Психолог спрашивает у ребенка, что нарисовано на картинке. Затем психолог складывает картинку пополам и спрашивает у ребенка, во что превратилась утка. Занятие продолжается по мере раскладывания и складывания картинки. Всего возможно пять вариантов складывания: мостик, домик, угол, труба, гармошка.

При обработке данных учитывается общий смысл ответов во время выполнения задания.

  • Отсутствие ответа — один балл.
  • Ответ описательного типа, то есть перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его: «У утки нет головы», «Утка сломалась», «Утка разделилась на части» — два балла.
  • Ответы комбинирующего типа: включение персонажа (в данном случае — утки) в новую ситуацию, сохранение целостности изображения при сгибании рисунка («Утка заплыла за лодку», «Утка нырнула»), построение новых сюжетов («Как будто на трубе нарисовали утку») — три балла.

Методика «Как спасти зайку»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Для занятия понадобится:

  • блюдце,
  • ведерка,
  • деревянная палочка,
  • сдутый воздушный шарик,
  • лист бумаги,
  • фигурка зайки.

Все предметы раскладывают на столе перед ребенком. Психолог берет в руки зайчика и рассказывает про него историю: «Это зайка. Однажды он решил поплавать в море на корабле и уплыл очень далеко. Начался шторм, поднялись волны, зайка стал тонуть. Но мы с тобой можем спасти зайку. Для этого мы можем воспользоваться предметами, которые лежат перед тобой. С помощью какого предмета ты бы спас зайку».

Выполнение задания оценивается по нескольким уровням.

  • Ребенок выбирает предметы, которые можно использовать в готовом виде – ведерко, блюдце, палочку, с помощью которой можно спасти зайку – один балл.
  • Ребенок предлагает использовать предмет в не совсем стандартном виде – например, палочку использовать в качестве бревна, на котором зайка доплывет до берега – два балла.
  • Дети выбирают более комплексный и сложный вариант, используя в качестве основы преобразование наличного материла – например, надуть шарик, чтобы зайка на нем улетел, или сделать кораблик из листа – три балла.

Автор — Мария Даниленко.

Картотека по рисованию на тему:
Методы диагностики воображения дошкольников

Предварительный просмотр:

Методы диагностики воображения дошкольников

Методики и методы могут содержать как одиночные тесты, так и батареи тестов. Тесты, в свою очередь, могут быть вербальными (словесными), и невербальными — изобразительными (фигурные, рисуночные), звуковыми, двигательными. Некоторые тесты включают несколько заданий (так называемые батареи тестов) по 7 — 10 минут каждое и занимают в целом около 1 часа. Можно проводить каждое тестирование в виде отдельного задания. Также можно сочетать различные тесты, батареи тестов для получения разносторонних результатов.

Краткая характеристика некоторых методов и тестов

Метод диагностики художественного воображения «Рисунок».

В данном методе детям предлагают обычные, стандартные листы бумаги формата А4 и цветные карандаши либо фломастеры (не менее шести разных цветов). Детям дается задание: придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На выполнение задания отводится 5 — 10 минут. В ходе анализа каждый рисунок оценивается в баллах по следующим признакам:

— скорость процессов воображения;

— необычность, оригинальность стиля;

— богатство воображения (уровень фантазии, разнообразие);

— проработанность деталей и глубина образов;

Метод диагностики воображения речевого «Вербальная фантазия».

Ребёнку необходимо придумать рассказ (сказку, историю) о каком-нибудь живом существе — человеке, животном, или о чем-либо другом (по выбору ребенка) и изложить устно в течение 5 — 10 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (сказки, истории) отводится 1 минута, после чего ребёнок приступает к сочинению. Анализ устного произведения и оценка воображения проводятся аналогично методике «Рисунок».

Метод диагностики художественно-прикладного воображения «Скульптура».

Детям предлагается для лепки пластилин или глина и дается задание: слепить в течении 5 — 10 минут какую-нибудь фигурку, поделку. Воображение каждого ребёнка анализируется и оценивается аналогично предыдущим методикам.

Метод диагностики творческого воображения «Спросить и угадать «

Это одна из наиболее понятных моделей определения воображения, направленная на выявление чувствительности, любознательности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию. При выполнении данного задания нужно задать вопросы к картинке с изображением какой-либо ситуации, попробовать угадать, что предшествовало этой ситуации (предположительные причины возникновения ситуации) и что произойдет в дальнейшем (последствия, предполагаемый результат). Любознательность выражается в количестве и качестве вопросов, определяющих способность ребёнка выйти за пределы изображённой на картинке ситуации, а предположения гипотез о причинах и следствиях событий моделируют творческую способность воображения ребёнка.

Метод диагностики «Усовершенствование игрушки «.

Одно из наиболее глубоких, сложных и показательных заданий, которое вызывает большой интерес у детей и обладает высокой степенью валидности (характеристика степени измерения).

Метод «Необычное использование».

Это модификация широко известного теста Джон Гилфорда. В этом задании испытуемым бывает трудно преодолеть ригидность — уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что тестируемый фиксируется лишь на одном способе действия, например, предлагает использовать коробки только в обычной функции: как ёмкости, в которые можно складывать что-либо.

Метод «Невероятные ситуации».

В этом задании требуется объединение воображения и фантазии. Испытуемый сталкивается с невероятной ситуацией и должен представить себе все возможные выходы из неё. Данное задание является одним из наиболее эффективных, но многие дети считают его невыполнимым либо трудно выполнимым.

Тест «Нарисуй картинку».

Оригинальный тест с использованием определенного элемента рисунка в качестве исходной точки для создания картинки. Этот элемент представляет собой цветное пятно, по форме напоминающее простой, обычный предмет, образ. Художественный уровень рисунков в тестах не оценивается, здесь важна сама идея.

Тест «Закончи рисунок».

Состоит из 10 различных картинок. Сконструирован автором из нескольких тестов. Как известно из гештальтпсихологии, незаконченные фигуры вызывают желание, стремление завершить их быстро лёгким, простейшим способом. Ребёнок, способный увидеть и объединить несколько/все фигурок в одну целостную композицию, обладает чёткой целостностью восприятия, видения мира, перспективы; личностной целостностью.

Тест «Повторяющиеся фигуры»

Он аналогичен предыдущему, но стимульный материал представляет собой одни и те же фигуры, поэтому тестируемому ребёнку постоянно приходится преодолевать ригидность мышления и выдвигать новые идеи.

Таким образом, психодиагностика, как и любая другая наука, имеет методики и методы, позволяющие полноценно провести исследования и диагностику.

Методика диагностики воображения детей дошкольного возраста

1. Особенности воображения у дошкольников …………….…………..

2. Особенности диагностики воображения у дошкольников…………

3. Методики диагностики воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….

В последнее время актуальность и значимость проблемы развития творческого воображения все больше возрастает. Это связано с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созданию.

Согласно периодизации психического развития ребенка, предложенной Выготским Л. С. центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение [1, 73]. Оно строит свои «воздушные замки» из материала реальности, из тех элементов, которыми овладевает ребенок в процессе жизни, в процессе учения. Именно воображение открывает человеку мир, полный красоты, гармонии. Природа для него полна значения и смысла. Воображение оживляет мир, одухотворяет его, то есть насыщает человеческими чувствами и мыслями, сближает неодушевленную природу с живой человеческой судьбой.

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.

Наиболее успешно становления воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно, когда ребенок начнет «сочинять», «воображать» сочетая реальное с воображением.

1. Особенности воображения у дошкольников

Воображение – это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов.

Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Л. С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека» [1, 8].

Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил , чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы.

Читайте так же:  Акт об отсутствии участия в воспитании ребенка в течение 6 месяцев

Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.

На основе обобщения большого экспериментального материала, полученного разными специалистами при исследовании и детского воображения, выделены следующие этапы его развития:

I этап (до 3 лет). Воображение существует внутри других психических принципов, в них закладывается его фундамент. Образы нечетки, неадекватны содержанию. Анализ носит неизбирательный характер, а синтез представляет уподобление. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, преобладают сенсомоторные формы преобразования наглядно данного, появляются речевые формы. Развивается условное избирательное действие и активность типа «покажи как».

II этап (3 года). Происходит становление словесных форм воображения. Анализ делается более дифференцированным, появляется преобразование и комбинирование образов представлений. Отмечается отрыв условного действия от предметной опоры, идет детализация образа, посредством слова, появляется фантазийная ложь. Происходит опредмечивание образа действием. Появление аффективного воображения связано с осознанием ребенка своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.

III этап (4-5 лет). Ребенок начинает планировать, составлять в уме планы предстоящих действий. Усиливаются элементы самостоятельного построения ролевой игры. ребенок уже может представить состояние другого человека. Снижается фантазийный характер игровых действий. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.

IV этап (6-7 лет). Воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь сдержанностью и специфичностью. У ребенка развивается умение действовать в образном плане. Возникает интериоризированное воображение, необходимость во внешних опорах исчезает. Появляются элементы творчества [2, 14].

К концу дошкольного возраста воображение нормально развивающихся детей приобретает продуктивный характер и, по утверждению Е. Е. Кравцовой, определяется появлением и развитием у ребенка внутренней позиции, которая дает ему возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию, способствует появлению «умных» эмоций и подготавливает к переходу на новую возрастную ступень, к новой ведущей деятельности – учебной [3, 32].

В старшем дошкольном возрасте физиологический механизм познания окружающего мира достигает довольно высокой ступени развития. Вырабатывается оценочное отношение не только и не просто к природе, но и к результатам труда к сверстникам. Формируется эмоционально-оценочное разнообразие, то есть оценивается качество рисунка, поделки. примечательная особенность этого возраста: дети становятся маленькими «философами». Яркость, сила воображения, также в значительной степени обусловлены эмоциональной средой. Яркие картины, рисуемые воображением, нередко возникают вследствие повышенной чувствительности. Чем сильнее чувство, тем ярче образы воображения. Следует, также отметить еще одну особенность творческого воображения детей дошкольного возраста, что в развитии творческого воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах (в 3-4 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определяется характером игрушек, сходство предметов – заменителей с заместителями предмета, то у детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала. Их воображение опирается и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Способом «опредмечивания» дети начинают пользоваться еще в 3-4 года. Он состоит в том, что ребенок в незавершенной форме может усмотреть определенный предмет. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже относительно свободно владеет этим способом, а также учится добавлять к «определенному» рисунку разнообразные детали [2, 17].

Необходимо учесть, что у детей старшего дошкольного возраста уже более высокое общее развитие, выше умения и навыки, богаче впечатления, полученные через наблюдения. Их уже не удовлетворяет схематичность, упрощенность изображений, они более требовательны к результатам своего труда.

В этом возрастном периоде имеются широкие возможности для развития творческого воображения детей в связи с формированием таких психоневрологических новообразований, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия, а также устанавливаются наиболее тесные связи фантазирования с речемыслительными процессами, начинает складываться новая функциональная система воображения (Выготский Л.С., Давыдов В.В.) [1, 6].

Таким образом, появление воображения как самостоятельной функции дает ребенку не зависеть от реальности, принимать на себя образы любых людей и предметов и действовать не импульсивно, как попало, случайно, а по собственному замыслу. Все это дает толчок к творческому воображению. Оно открывает перед ребенком новый мир – мир сказки, помогает перевоплощаться, делает его независимым от ситуации – надситуативным, оно делает малыша волшебником.

2. Особенности диагностики воображения у дошкольников

Проводя диагностику развития воображения необходимо учесть, что начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно-ролевой игры. Дальнейшее развития воображения идет по нескольким направлениям, в каждом из которых предусмотрены свои задания.

На первом этапе главной целью занятий было формирование операционных навыков, необходимых для создания образов воображения. Детей учили построению знакомых им предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета), тренировали умение выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке.

На втором этапе целью становится обучение сюжетному видению на основе наглядных опорных знаков. Дети учатся анализировать объекты и ситуации: выделять главные и второстепенные признаки, видеть связь предметов по содержанию, располагать их в том или ином порядке; планировать свою деятельность, формировать предварительный замысел. Дети должны быть знакомы с материалом, используемым в заданиях.

На третьем этапе основное внимание должно уделяться приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов. Способность включать абстрактные элементы и знакомые фигуры в различных изображениях – это один из важных компонентов развития воображения [8].

На четвертом этапе целью работы становится развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества детей. В процессе обсуждения и уточнения представлений детей об окружающем мире они обучаются пониманию смысла с помощью интонации, опорных слов, иллюстраций, схем и символов, а также планированию, делению на смысловые части, последовательному изложению и рисованию. Важно, чтобы ребенок за словесным описанием учился видеть образное содержание. Особое внимание в заданиях этого блока должно уделяться словесной опоре.

Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности.

1. Быстрота воображения.

2. Необычность, оригинальность, глубина образов воображения.

3. Богатство фантазии, глубина и детализированность образов.

4. Эмоциональность образов [7].

Быстрота воображения, оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет в отведенное время самостоятельно.

Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет, то ему подсказывается какой-либо сюжет.

Необычность, оригинальность образов воображения оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, или пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, оригинальное.

Богатство, глубина и детализованность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, разнообразных характеристик и признаков, приписываемых всему этому, по наличию разнообразных деталей и характеристик образов.

Если ребенок использует более 7 таких признаков, а объект изображен не схематически, то богатство фантазии у него развито хорошо.

Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, насколько ярко и увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки.

Итак, воображение рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению дошкольника.

3. Методики диагностики воображения у детей дошкольного возраста

Метод диагностики воображения художественного – «Рисунок».

В данном методе детям предлагают обычные, стандартные листы бумаги формата А4 и цветные карандаши либо фломастеры (не менее шести разных цветов). Детям дается задание: придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На выполнение задания отводится 5-10 минут. В ходе анализа каждый рисунок оценивается в баллах по следующим признакам:

— скорость процессов воображения;

— необычность, оригинальность стиля;

— богатство воображения (уровень фантазии, разнообразие);

— проработанность деталей и глубина образов;

— эмоциональность образов [5].

Диагностика воображения речевого – «Вербальная фантазия».

Ребёнку необходимо придумать рассказ (сказку, историю) о каком-нибудь живом существе – человеке, животном, или о чем-либо другом (по выбору ребенка) и изложить устно в течение 5-10 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (сказки, истории) отводится 1 минута, после чего ребёнок приступает к сочинению. Анализ устного произведения и оценка воображения проводятся аналогично методике «Рисунок».

Метод диагностики воображения художественно-прикладного – «Скульптура».

Детям предлагается для лепки пластилин или глина и дается задание: слепить в течении 5-10 минут какую-нибудь фигурку, поделку. Воображение каждого ребёнка анализируется и оценивается аналогично предыдущим методикам.

Метод «Спросить и угадать» – это одна из наиболее понятных моделей определения воображения, направленная на выявление чувствительности, любознательности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию. При выполнении данного задания нужно задать вопросы к картинке с изображением какой-либо ситуации, попробовать угадать, что предшествовало этой ситуации (предположительные причины возникновения ситуации) и что произойдет в дальнейшем (последствия, предполагаемый результат). Любознательность выражается в количестве и качестве вопросов, определяющих способность ребёнка выйти за пределы изображённой на картинке ситуации, а предположения гипотез о причинах и следствиях событий моделируют творческую способность воображения ребёнка.

Метод «Усовершенствование игрушки».

Одно из наиболее глубоких, сложных и показательных заданий, которое вызывает большой интерес у детей и обладает высокой степенью валидности (характеристика степени измерения).

Метод «Необычное использование».

Это модификация широко известного теста Джон Гилфорда. В этом задании испытуемым бывает трудно преодолеть ригидность – уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что тестируемый фиксируется лишь на одном способе действия, например, предлагает использовать коробки только в обычной функции: как ёмкости, в которые можно складывать что-либо.

Метод «Необычные вопросы»».

Задание представляет вариант первого задания, только с более сильным акцентом на необычность вопросов.

Метод «Невероятные ситуации». В этом задании требуется объединение воображения и фантазии. Испытуемый сталкивается с невероятной ситуацией и должен представить себе все возможные выходы из неё. Данное задание является одним из наиболее эффективных, но многие дети считают его невыполнимым либо трудно выполнимым.

Тест «Нарисуй картинку». Оригинальный тест с использованием определенного элемента рисунка в качестве исходной точки для создания картинки. Этот элемент представляет собой цветное пятно, по форме напоминающее простой, обычный предмет, образ. Художественный уровень рисунков в тестах не оценивается, здесь важна сама идея.

Читайте так же:  Как исправить речь ребенка

Тест «Закончи рисунок». Состоит из 10 различных картинок. Сконструирован автором из нескольких тестов. Как известно из гештальтпсихологии, незаконченные фигуры вызывают желание, стремление завершить их быстро лёгким, простейшим способом. Ребёнок, способный увидеть и объединить несколько/все фигурок в одну целостную композицию, обладает чёткой целостностью восприятия, видения мира, перспективы; личностной целостностью [5].

Тест «Повторяющиеся фигуры» аналогичен предыдущему, но стимульный материал представляет собой одни и те же фигуры, поэтому тестируемому ребёнку постоянно приходится преодолевать ригидность мышления и выдвигать новые идеи.

Методика «Где чье место?» Для того чтобы так играть, надо уйти от конкретности и реальности (в данном случае вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком – общение взрослого с ним (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой. Иными словами, ребенок должен проявить свое воображение На этом принципе и основана игра-методика «Где чье место?». Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации. Для проведения этой методики-игры используется следующий рисунок:

Отдельно вырезаются кружки-вставки:

Инструкция: «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные» места. Объясни, почему они там оказались». Оценка: в зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.

Первый уровень: дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие» места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же удается добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: «Кошка на клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду потому, что она спряталась» и т.п.

Второй уровень: особых проблем при выполнении этого задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, как только экспериментатор попросит рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере малыши стараются это доказать. «В прошлом году на даче я как кошка залезла на дерево (помещает кошку на папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)» и т.п.

Третий уровень: дети без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т.д. Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую-либо роль, исходя из которой он и будет вести объяснения. Например: «Я волшебник, я оживлю эту картинку», а затем следует фантазия-рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: «На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались». Далее следует сказочный сюжет. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим. Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить «чужое», то они должны проникнуть в «чужой» замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют.

4 . Практическая часть

ПРОТОКОЛ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Дата проведения: 03.09.2015 г. Имя ребенка: Мария А. 5 л.8 мес.

  1. Название методики: Методика ««Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко)

Цель методики: выявление оригинальности решения задач на воображение.

В качестве стимульного материала использовался комплект карточек. На каждой карточке была нарисована фигурка неопределенной формы. Всего в наборе было 10 карточек. Ребенку предлагалась следующая инструкция: «Посмотри на этот листок. Кто–то из ребят начал рисовать, но не успел закончить. Придумай что из этого может получиться. Закончи рисунок». После того, как ребенок дорисовал рисунок, его спрашивали, что получилось. Ответ фиксировался.

Для оценки уровня выполнения задания, для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности: количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считались изображения в которых, фигура для дорисовывания превращалось в один и тот же элемент (например: треугольник и квадрат экран телевизора, это повторение, оба изображения не засчитываются ребенку). Затем сравнивали изображения, созданные каждым из детей группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое из детей нарисовали одно и то же изображение– не засчитывалось ни одному. Таким образом, коэффициент оригинальности равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы.

В соответствии с выявленным коэффициентом оригинальности, ребенку присваивался, тот или иной уровень развития творческого воображения.

Высокий уровень – коэффициент оригинальности выше 5.

Средний уровень – от 2–4.

Низкий уровень – коэффициент оригинальности ниже 1.

Маша, выслушав задание, уверенно приступила к работе, работала увлеченно, с желанием и интересом. Девочка быстро дорисовывала все фигурки, воплощая идеи, следовала за созданным образом. Однако в ее изображениях встречалось небольшое количество фигур, которые превращались в один и тот же элемент, такие как: домик, дом с девочкой, крыша дома и др. Легче выполняла основные элементы движения, но торопилась и как результат присутствовали неточности выполнения.

Основная трудность у Маши: не проявляла эмоционального отношения к изображению, избегала трудностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. У Аллы средний уровень развития воображения.

ПРОТОКОЛ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Дата проведения: 03.09.2015 г. Имя ребенка: Даниил М., возраст 6 л.1 мес.

Название методики: Методика ««Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко)

Цель методики: выявление оригинальности решения задач на воображение.

В качестве стимульного материала использовался комплект карточек. На каждой карточке была нарисована фигурка неопределенной формы. Всего в наборе было 10 карточек. Ребенку предлагалась следующая инструкция: «Посмотри на этот листок. Кто–то из ребят начал рисовать, но не успел закончить. Придумай что из этого может получиться. Закончи рисунок». После того, как ребенок дорисовал рисунок, его спрашивали, что получилось. Ответ фиксировался.

Для оценки уровня выполнения задания, для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности: количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считались изображения в которых, фигура для дорисовывания превращалось в один и тот же элемент (например: треугольник и квадрат экран телевизора, это повторение, оба изображения не засчитываются ребенку). Затем сравнивали изображения, созданные каждым из детей группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое из детей нарисовали одно и то же изображение– не засчитывалось ни одному. Таким образом, коэффициент оригинальности равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы.

В соответствии с выявленным коэффициентом оригинальности, ребенку присваивался, тот или иной уровень развития творческого воображения.

Высокий уровень – коэффициент оригинальности выше 5.

Средний уровень – от 2–4.

Низкий уровень – коэффициент оригинальности ниже 1.

Даниил поставленную задачу принял, самостоятельно без помощи экспериментатора выполнил задание. Время выполнения задания испытуемым составило 2.1 минуты. У ребенка присутствовала предваряющая вербализация. При решении творческих задач, в зависимости от типа использования элемента действительности для построения нового образа (по О. М. Дьяченко), Даниил использовал 2 тип решения — «объекты с деталями», например, к фигуре дорисовал веточку и листочек, назвав получившийся рисунок яблоком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. У Даниила высокий уровень развития воображения.

Воображение – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития воображения.

Воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни.

Диагностика воображения дошкольника — незаменимое средство. Помимо демонстрации уровня развития воображения у детей, она также может выявить проблемы.

Диагностика воображения дошкольника показывает, что эффективное развитие творческих способностей ребенка возможно лишь при тесном взаимодействии дошкольного учреждения с родителями, семьей ребенка.

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 234 с.
  2. Коршунова, Л. С. Воображение и его роль в познании / Л .С. Коршунова. – М.: МГУ, 1995. – 387 с.
  3. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника : Кн. для воспитателей дет.сада и родителей / Е. Е. Кравцова. – М. : Просвещение: Учебная литература, 1996.
  4. Кудрявцев, В. «Тропинки» воображения / В. Кудрявцев // Обруч. – 2006. – № 4. – С.38-41.
  5. Немов Р. С. Психология. Кн. 3 : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 640 с.
  6. Психологическая диагностика : Учебник для вузов / Под ред. М. К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб. : Питер, 2006. – 652 с.
  7. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов; Отв. ред. Крымский С. Б. – Киев : Наука, 1989.
  8. Фарман И. П. Воображение в структуре познания / И. П. Фарман. — М. : Академия, 2007. – 215 с.
  9. Шевандрин Н. И. Основы психологической диагностики. В 3 ч. / Н. И. Шевандрин. – М. : ВЛАДОС, 2003.
  10. Шмелёв А. Г. Основы психодиагностики / А. Г. Шмелёв. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 544 с.