Меню

Методика диагностики одаренности для дошкольников

Методика диагностики одаренности для дошкольников

Ананьина Н.А., педагог-психолог I кв. категории
МБДОУ №92 «Голбакча» г.Набережные Челны

Проблема определения одаренности, ее выявление, развитие и сопровождение интересовала людей еще много столетий назад. …Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности уже в раннем детстве. Всем известны блестящие творческие достижения маленького А. Моцарта, выдающиеся успехи в детстве К. Брюллова, И. И. Мечникова, Н. Винера, В. Гюго, Ф. Шуберта, и этот список можно долго продолжать. Сегодня в обществе отмечается новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, талантом, творческими способностями, уникальным даром сможет уловить современный жизненный ритм. Именно таким потенциалом и обладают одаренные люди.

Лично мне одаренность раньше казалась явлением необычайно таинственным и редким, связанным с образами гениальных людей прошлого и отдельными примерами детей-вундеркиндов.

Сейчас с уверенностью можно сказать, что чем больше узнаешь об одаренности, тем сильнее растет интерес к ней. Е. С. Белова в своей книге «Одаренность малыша» сравнивает это уникальное явление со звездой, свет которой пронизывает каждого человека, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей, талантов. Ведь детство – неповторимая по своим возможностям пора развития. Очень хочется, чтобы каждый педагог, родитель почувствовал это и научился отыскивать «алмазные россыпи» дарований в своих детях.

Открытия эти радостны, но путь к ним тернист. Раскрывая природный потенциал каждого воспитанника, легко можно ошибиться как в оценке одаренности (недооценить или переоценить), так и в выборе форм, методов, направлений ее развития (переусердствовать, чрезмерно форсировать или неоправданно замедлить). Именно поэтому при воспитании и обучении детей с опережающим развитием необходимо активное участие специалистов, разбирающихся в специфике их развития, в проблемах их социализации и трудностях становления личности. Психологическое сопровождение, созданное на базе нашего дошкольного учреждения, позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка и рассматривает детскую одаренность в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Уже с момента поступления ребенка в детский сад начинается наблюдение за ходом развития малыша, его индивидуальными проявлениями. Именно метод наблюдения лег в основу задач нашего педагогического коллектива по выявлению способностей детей раннего возраста. Чтобы судить об одаренности ребенка, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему.

Как же определить среди группы детей одаренных?

Малыши с опережающим развитием отличаются высоким уровнем способности к самообучению, им присуща ранняя речь и большой словарный запас, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения. Наряду с этим замечается необычайная внимательность («все замечает!»), громадное любопытство («задает миллион вопросов обо всем на свете!») и цепкую память («все запоминает в таких деталях!»), хорошо развитое воображение («играет с воображаемыми друзьями»). Эти дети способны к творчеству, умеют классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны, в учении значительно превосходят сверстников.

Для умственно одаренных детей характерно предварительное планирование своей деятельности: игры, рисования, аппликации. Замыслы отличаются развернутостью и продуманностью последовательности будущих действий, богатством и оригинальностью, проявлением собственной индивидуальности.

Многие одаренные дети придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. В игре проще усваиваются знания, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал, у него воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются умения, навыки, вырабатывается сосредоточенность, развивается детская личность и осуществляется подготовка к переходу на следующий период развития. Поэтому с самого раннего детства мы уделяем большое количество времени играм с детьми. Особое внимание уделяем подбору игры на развитие сенсорных, двигательных и интеллектуальных способностей, постепенно усложняя правила. Ведь если детям будет интересно, они не устанут.

Надо отметить, что дети младшего дошкольного возраста, конечно, различаются по уровню умственного развития, однако его проявления настолько неоднозначны и изменчивы, что делать на их основании определенные выводы крайне трудно, и какое-либо заключение может рассматриваться лишь как предположение, а не окончательный вывод.

Сколько-нибудь надежное выявление умственно одаренных детей проводится воспитателями с детьми пятого года жизни. Для этого нами используется метод экспертных оценок. Воспитатели средней группы в конце учебного года заполняют анкету, где по пятибалльной системе оценивают степень проявления у детей следующих признаков: выполнение заданий на наиболее высоком уровне, сообразительность, инициативность, оригинальность и разнообразие продуктов деятельности, любознательность, широта кругозора, повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

Для более точного определения одаренности, также исходя из наблюдений, воспитателям заполняются следующие опросники:

  1. Опросник «Характеристики способностей к обучению» (для дошкольников).
  2. Опросник «Мотивационно-личностные характеристики» (для дошкольников).

Чтобы составить полную картину о развитии способностей ребенка, в свою работу включаем анкетирование родителей. В этом нам помогают:

  • «Методика диагностики детской одаренности для родителей», разработанная американскими учеными И. Г. Холлом, Н. Скиннером. Охватывает возрастной диапазон от одного месяца до семи лет. Состоит из трех относительно самостоятельных частей: «Общие двигательные способности», «Двигательные способности более специального характера» и «Познавательный язык».
  • Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа. Эта методика позволяет сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Она адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5до 10 лет. Стандартизированная анкета «Изучение познавательной потребности дошкольника», включающая 7 вопросов, адресованных родителям или воспитателям. Автор В. С. Юркевич, модификация и адаптация для детского сада Э. А. Барановой. Выявляет наличие, силу и устойчивость познавательной потребности.

Для обеспечения психологической подготовки родителей, необходимой для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка, мы готовим консультативные материалы об одаренных детях и их воспитании через беседы и семинары, деловые игры и тренинговые занятия, а также регулярно представляем психологические материалы в печати, на страничках интернета. Поднимаем такие важные темы, как «Особенности одарённого ребёнка, влияние стилей детско-родительских отношений на его развитие», «Роль понимания взрослыми одарённости», «Ступени становления детской одарённости» и др.

По оценке специалистов, одаренными называют детей, которые, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др. Любознательность и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета в развитии каждого. Выбор области исследований ребенка – важный момент, который нельзя пропустить.

Хочется подробно остановиться на развитии умственной активности, являющейся существеннейшим условием роста интеллекта у детей.

Интеллектуальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики и психологии в начале XXI века — века информационных технологий, т. к. учитывает новые социальные и психолого-педагогические условия, предъявляющие детям повышенные требования к развитию восприятия и мышления, умственной работоспособности.

Известно, что только на основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии одарённости, поэтому для углубленного определения уровня развития интеллекта у детей используем следующие методики:

  1. «Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка» Н. И. Гуткиной.
  2. Шкала интеллекта Станфорд-Бине, которая является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей как у детей, начиная с 2-летнего возраста, так и у взрослых. Многие задания для младшего возраста требуют точных двигательных реакций. Этот тест позволяет определить умственный возраст испытуемого и IQ.
  3. Индивидуальный тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант) включающий следующие задания:

Субтест общей осведомленности — исследует запас относительно простых сведений и знаний.

Субтест общей понятливости — оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предположительных действиях в описанной ситуации.

Арифметический субтест — оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом.

Субтест установления сходства — оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий.

Словарный субтест — направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов).

Субтест повторения цифровых рядов — направлен на исследование оперативной памяти и внимания.

  1. Методика В. С. Юркевича «Дерево желаний», целью которой является изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации).
  2. Прогрессивные матрицы Равенна. Эта методика предназначается для проверки уровня развития наглядно — образное мышления у детей, начиная с 5-ти летнего возраста. Задания представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10-ти постепенно усложняющихся матриц.
  3. Рисуночный тест на интеллект (French). Тест предназначен для измерения общих умственных способностей детей от 3х до 8 лет. Он состоит из заданий 6 типов: определение объема словарного запаса, понимание, установление сходства, знание величин и чисел, память. Полученные результаты преобразуются в показатель умственного возраста.

Подводя итог вышесказанному, нельзя обойти вниманием тот факт, что одаренность — всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Хочется верить, что благодаря усилиям педагогов и специалистов нашего дошкольного учреждения, каждый одаренный ребенок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, полноценно раскрыться в профессии. Сумеет не потеряться в огромном мире и принести обществу свой вклад, созидая новое в различных сферах жизни.

Сайт воспитателя Новак Елены Валентиновны

Система работы с одарёнными детьми, включает в себя основные направления, которые тесно связаны и интегрируются между собой:

  1. создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одарённых детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;
  2. работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);
  3. работа с родителями (беседы, анкетирование).

Для поиска и отбора одарённых дошкольников используется поэтапная стратегия диагностики. На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одарённости с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одарённости. На втором этапе используются более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты). Для оценки специальных способностей (музыкальных, математических, художественных и др.) дошкольников используются экспертные карты, содержащие компоненты специальных способностей. Диагностировать каждого ребёнка по всем методикам нецелесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одарённость и т.д.) по результатам заполнения экспертных листов воспитателем, родителями.

Диагностика по выявлению одарённых детей включает:

  1. Выявление интересов, способностей к той или иной деятельности.
  2. Выявление предпосылок общей одарённости.
  3. Выявление уровня развития креативности (творческих способностей) ребёнка.

Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А.А. Лосевой. Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырёхбалльной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости. Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.

Методика «Карта одарённости» разработанная А.И. Савенковым, предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Она позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 до 10 лет следующих видов одарённости: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. Методика выполняет две функции:

  1. Диагностическая. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости.
  2. Развивающая. Утверждения, по которым оценивается ребёнок, можно рассматривать как основание для маршрута его дальнейшего развития. Родители могут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые им представляются более ценными.

Методика оценки общей одарённости, разработанная А.И. Савенковым, адресована родителям (может также применяться педагогами). Её задача – оценка общей одарённости ребёнка его родителями. Результат будет более объективен, если баллы независимо друг от друга поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребёнка. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

В инструкции к методике предлагается оценить по пятибалльной шкале уровень сформированности девяти характеристик, наблюдаемых у одарённых детей: любознательность (познавательная потребность), сверхчувствительность к проблемам, способность к прогнозированию, словарный запас, способность к оценке, изобретательность, способность рассуждать и мыслить логически, настойчивость (целеустремлённость), требовательность к результатам собственной деятельности.

По результатам оценки строиться девятиугольник. Этот график даёт наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую развивающую работу с ребёнком.

Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет) в адаптации Е.Е. Туник, состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработан специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой над опросниками можно быстро (за 10-20 минут) справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести подсчёты. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений за социальными взаимодействиями ребёнка в окружающей среде (во время игры, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях). Данный опросник позволяет провести экспертную оценку креативности дошкольника педагогами, родителями, психологом. По результатам обследования выявляется уровень креативности.

Читайте так же:  Лечение кашля и поноса у детей

Нужно также иметь в виду, что способности ребёнка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Сколько-нибудь надёжное выявление умственно одарённых детей возможно, начиная с конца пятого, начала шестого года жизни. До этого дети, конечно, тоже различаются по уровню умственного развития, однако его проявления настолько неоднозначны и изменчивы, что делать на их основании определённые выводы крайне трудно. При этом не существует и не может существовать методов и показателей, однозначно фиксирующих умственную одарённость любого ребёнка. Заключение о наличии умственной одарённости может делаться лишь на основании всего комплекса данных, полученных при применении разных методов, и такое заключение может рассматриваться лишь как предположение, а не окончательный вывод.

По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одарённости воспитанников, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребёнка по дальнейшему развитию его одарённости, в т.ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.

Для удобства проведения диагностики мною разработаны электронные варианты опросников указанных выше методик в виде таблиц Excel с автоматической обработкой результатов. Можно высылать нужный тест родителям на электронную почту (или записать на флэш-носитель) и затем, получив от них заполненную таблицу, распечатать её вместе с результатами и графиками.

Диагностика одаренности дошкольников.

Транскрипт

1 С. А. Илларионова, Диагностика одаренности дошкольников. МБДОУ Детский сад 53 г. Белово, Кемеровская обл. Данная статья затрагивает вопрос выявления одаренности детей дошкольного возраста. Статья предназначена воспитателям, родителям. «Можно сказать без всякого преувеличения, что решительно все практические мероприятия по охране развития ребенка, по его воспитанию и обучению нуждаются в диагностике развития». Л. С. Выготский. Проблема выявления одаренности детей дошкольного возраста волнует и ученых, и педагогов, и это не случайно: по последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены поддержки, так необходимой для развития своих талантов. В результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляет себя как одаренные. возрасте. Поэтому важно начинать проводить диагностику детей уже в дошкольном Диагностика одаренности — это выявление у ребенка в детском саду необычайной внимательности (умения длительное время концентрироваться на определенном занятии и при этом не уставать), огромного любопытства, отличной памяти, прекрасно развитого воображения, умения классифицировать. Цель диагностики установление наличия признаков одаренности ребенка и определение степени их выраженности. Задачи: — Раскрыть индивидуальные особенности детей в той или иной области; — Определить степень выраженности одаренности у детей; — Создать благоприятные условия для развития одаренных детей. Поскольку возможна одаренность лишь к определенному виду деятельности, выделяют два вида одаренности: специальную, создающую возможность успеха в определенной деятельности и общую, которая обеспечивает успешность освоения широкого круга деятельности. Дети значительно различаются по уровню одаренности. Особая, исключительная одаренность это одаренность, для выявления которой, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Эта одаренность, что называется, видна невооруженным взглядом. Такие яркие способности не даются даром: именно эти дети чаще всего относятся к группе психологического риска. У 1

2 них отмечаются серьезные проблемы общения, часто повышенная эмоциональная возбудимость, гиперактивность, в некоторых случаях проявляется синдром аутизма. Гораздо меньше проблем с одаренными детьми, условно называемыми «высокая IQ ума». Это тоже одаренные дети, но их одаренность носит более нормальный, привычный характер. Этим детям повезло с самого начала, у них хорошая семья, много внимания и любви родителей. Именно эти дети демонстрируют такой факт: пропасти между одаренными и обычными детьми нет, а одаренность может быть в той или иной мере результатом полного и яркого развития достаточно обычных от природы возможностей. Указанные выше группы одаренных детей даже по внешнему виду резко отличаются друг от друга: особо одаренные дети часто меньше ростом и физически слабее своих сверстников, а дети с «высокой нормой» здоровее и выше своих сверстников. По виду деятельности, в которой проявляется одаренность, различают несколько ее видов: интеллектуальная, академическая, художественная, организаторская, психомоторная. Детей с интеллектуальной одаренностью называют «светлыми головами» и «надеждой образовательного учреждения». Можно выделить два основных подвида интеллектуальной одаренности: проявляются общие умственные способности или же незаурядные способности, в какой либо одной области знаний. Как правило, такие дети почти всегда вступают в конфликт с педагогами, оспаривают свою правоту, иногда конфликт перерастает в принципиальное несогласие педагога с ребенком, и ребенок либо замыкается в себе, либо попадает в разряд трудновоспитуемых. Дети с академической одаренностью, прежде всего, блестяще учатся. Художественная одаренность проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности: музыке, танцах, живописи, сценической деятельности, скульптуре. Дети с этим видом одаренности не особо хорошо учатся. Для этого много причин: и пониженная мотивация к усвоению, и, собственный, иногда очень причудливый мир, в котором не всегда есть место групповым занятиям. Организаторская или лидерская одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию. Психомоторную, или спортивную, одаренность иногда связывают с пониженными умственными способностями, но это не так. Дети со спортивными способностями не всегда хорошо учатся, но это связано с недостатком времени и желания. Выявление одаренных детей продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Одаренность невозможно выявить по одному тесту, поскольку высокие или низкие значения по определенной методике не являются показателем наличия или ее отсутствия. Диагностика одаренности должна осуществляться по нескольким методикам, охватывающим все сферы ребенка. Она не должна концентрироваться на интеллектуальных тестах, поскольку высокий 2

3 уровень интеллекта не всегда является признаком одаренности ребенка. Уникальность одаренного человека состоит в том, что все, что бы он ни сделал, обязательно будет отличаться от того, что может сделать другой (в том числе и не менее одаренный человек). Поэтому один из акцентов диагностики одаренности должен быть сделан на выявлении индивидуального стиля деятельности (кодирования и переработки информации, постановки и решения проблем, познавательного отношения к миру). Обычно в детском саду выявляют одаренных детей воспитатели. Детская одаренность выявляется в процессе наблюдения за детьми, изучения их психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления с помощью тестов, анкетирования. Для проявления детской одаренности необходимо использовать следующие формы работы: — конкурсы выставки детского творчества разной тематики; — музыкальные шоу; — спортивные соревнования; — поэтические и литературные гостиные; — викторины; — интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»); — турниры по шашкам. Диагностика одаренности детей проходит в три этапа: 1 этап групповой мониторинг детей и отбор группы детей, показавших высокие и выше среднего результаты. 2 этап анализ результатов наблюдений воспитателей (воспитатели заполняют «Карту выявления одаренных детей») и анкетирования родителей (родители заполняют «Таблицу экс опроса»). По оценке взрослых выявляются одаренные дети. 3 этап индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, анкет, тестов. Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности. 1 этап предполагает открытие, констатацию одаренности ребенка, его интересов и склонностей. Информация поступает от родителей, воспитателей, специалистов ДОУ. На этом этапе воспитатели знакомят родителей с возрастными особенностями детей, наблюдают за детьми, анализируют индивидуальные особенности каждого ребенка, выявляют детей с ярко выраженными способностями. Несоответствие индивидуального статуса ребенка возрастным закономерностям развития и образовательным возможностям должно 3

4 рассматриваться как усиление внимания к ребенку с целью определения индивидуального плана развития, построения развивающей работы. На 2 этапе — с помощью экспертных оценок педагогов и родителей можно получить дополнительную информацию об индивидуальной одаренности ребенка, а также выявить детей, высокий уровень способностей которых по каким либо причинам не был раскрыт. На 3 этапе диагностики происходит уточнение выявленных способностей ребенка. На этом этапе воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других специалистов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка. Для уточнения способностей детей используется пакет методик с целью определения уровня личностного развития ребенка в рамках четырех основных направлений дошкольного образования: социально личностного, познавательно речевого, художественно эстетического, психофизического. Диагностические задания следует проводить в игровой форме в тот промежуток времени, когда ребенок продуктивно активен и занимается с желанием. Поскольку тестирование требует большой самоотдачи, диагностическое обследование следует проводить не спеша, постепенно предлагая не более 1 2 заданий за один промежуток времени (для детей 5 6 лет до 20 минут, для детей 6-7 лет не более 30 минут). Далее обобщается вся информация о ребенке, разрабатывается индивидуальная программа развития одаренного ребенка. Для определения уровня развития способностей у детей возможно использование следующих методик: Опросник для выявления (экспертной оценки) одаренных детей А. А. Лосевой. Данный опросник может быть использован для оценки одаренности дошкольников педагогами, родителями. Опросник включает характеристики 10 сфер, где ребенок может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырехбальной системе характеристики указанных сфер проявления одаренности. Если какая- то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого. Опросник креативности Дж. Рензулли, в адаптации Е. Е. Туник (для детей от 5 лет), состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработанные специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой можно быстро справиться (за минут) и произвести подсчеты. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений педагога, родителей за социальными взаимодействиями ребенка в окружающей среде (во время игры, на занятии, во время какой либо иной деятельности). По результатам обследования выявляется уровень креативности. 4

5 Для оценки специальных способностей дошкольников педагогам целесообразно предлагать экспертные карты, содержащие компоненты специальных способностей: музыкальных, математических, художественных и др. Методика оценки общей одаренности, разработанная А. И. Савенковым. Методика адресована родителям (может использоваться педагогами). Ее задача оценка общей одаренности ребенка. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов. В инструкции к методике родителям предлагается оценить по пятибалльной шкале уровень сформированности девяти характеристик, наблюдаемых у одаренных детей: любознательность (познавательная потребность), сверхчувствительность к проблемам, способность к прогнозированию, словарный запас, способность к оценке, изобретательность, способность рассуждать и мыслить логически, настойчивость (целеустремленность), требовательность к результатам собственной деятельности. По результатам оценки строится девятиугольник. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую работу с дошкольником. Методика «Карта одаренности», разработанная А. И. Савенковым. Методика предназначена для родителей, и позволяет оценить степень развития у ребенка от 5 до 10 лет следующих видов одаренности: интеллектуальной, творческой, академической, художественно изобразительной, музыкальной, литературной, артистической, технической, лидерской, спортивной. Выбор методик определяется возрастным контингентом обследуемых детей, выявляемыми видами и компонентами одаренности, поставленными диагностическими задачами, уровнем подготовленности педагогов к работе с данными методиками. Итак, одаренность ребенка может реализоваться в зависимости от взрослых, умеющих вовремя ее распознать и направить в нужное русло. Список литературы 1. Дементьева Л. А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми. Курган, Одаренные дети / Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М., Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. М., Хеллер К. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Современные концепции одаренности и творчества / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.,

Для дошкольников

  • Главная
  • Детский сад
  • Диагностика одаренности детей дошкольного возраста

Диагностика детской одаренности, Методика «Карта одаренности» (А. И. Савенков) — Теория и методика воспитания младших школьников — Учебные материалы для студентов

• организаторская, лидерская одаренность.

Методика «Карта одаренности» (А. И. Савенков)

Эта методика создана на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введен «Лист вопросов», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.

Методика адресована родителям (может применяться и педагогами) . Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций.

Первая и основная функция – диагностическая. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку, «портрет развития его дарований».

Вторая функция – развивающая. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) – если оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

Читайте так же:  Где взять ребенка на воспитание

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10–15 минут.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной вашего ребенка. А пока можете считать, что вы получили «два» по этому параметру «в родительской школе».

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все схватывает на лету.

4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства) .

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.) , в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.

54. Обращается к рисунку или лейке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) , и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей) .

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.) .

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.) , способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники) больше, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.) .

74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему поправилось, в своем рисунке, игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры-драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются) . Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

Материал (старшая группа) по теме: Диагностика одарённости детей дошкольного возраста

Опубликовано 26.02.2012 — 8:35 — Мамаева Ольга Владимировна

Предлагаемый комплект методик для углубленного изучения сфер деятельности одаренных детей по критериям психологического мониторинга.

Можно выбрать одну или несколько методик, в зависимости от индивидуальных особенностей одаренного ребенка и задачи углубленного исследования определенной сферы деятельности.

Когнитивная сфера.

Мышление.

Методика исследования особенностей мышления (МИОМ) — адаптированный вариант теста Амтхауэра. Тест предназначен для исследования структуры интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года.

Состоит из 9-ти субтестов, каждый из которых, направлен на измерение различных функций интеллекта. Определяется IQ по каждому из субтестов, а также общий IQ.

Выявляет конкретность и самостоятельность мышления. Способность к обобщению и мыслительная изобретательность. Индуктивное мышление. Богатство воображения, пространственное воображение.

Практическая или теоретическая одаренность.

Продуктивность мышления

Методика Туник Е. Е. позволяет исследовать творческое мышление:

Тесты позволяют оценить различные параметры творческого мышления: вербальное творческое мышление, образно-творческое мышление; дают возможность изучить взаимокорреляции между показателями отдельных факторов – беглости, гибкости, продуктивности, оригинальности мышления.

Диагностика креативности.

Тест Е. Торренсадает возможность оценить уровни развития вербального, образного и звукового творческого мышления. Дает представление о качественном своеобразии этих структур у разных людей.

Можно использовать следующие интеллектуальные тесты:

Тест структуры интеллекта Амтхауерапредназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте с 13- ти лет.

Тест состоит из девяти субтестов каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Во всех группах заданий, за исключением 4-6 субтестов, используются задачи закрытого типа.

Шкала умственного развития Бине-Симона.

Авторы методики — А. Бине, Т. Симон. Методика содержит 30 тестов-заданий, расположенных по мере возрастания трудности таким образом, что вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом. Тест интеллекта. Возраст испытуемых — дети.

Состоит из 30 тестов-заданий, расположенных по мере возрастания трудности.

ШТУР А И Б(Школьный тест умственного развития) .

Состоит из 6 субтестов: 1. Осведомленность (2 субтеста) ; 2. Аналогия (1 субтест) ; 3. Классификация (1 субтест) ; 4. Обобщение(1 субтест) ; 5. Числовые ряды (1 субтест) .

Тест интеллекта. Разработан сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии АПН СНГ для диагностики уровня интеллектуального развития учащихся с 6-9 –х классов.

ГИТ (Групповой интеллектуальный тест) Тест, известный в нашей стране под названием Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) , в оригинале имеет название — Vana Intelligence Test — VIT. Он разработан словацким психологом Дж. Ваной и известен как надежный, валидный, хорошо зарекомендовавший себя в практике школы инструмент. Тест содержит 7 субтестов:

1 — исполнение инструкций (направлен на выявление скорости понимания простых указаний и их осуществления) ;2 — арифметические задачи (диагностирует сформированность математических знаний и действий, которые усваиваются школьниками в процессе обучения) ;3 — дополнение предложений (оценивает понимание смысла отдельных предложений, развитие языковых навыков, умение оперировать грамматическими структурами) ;4 — определение сходства и различия понятий (проверяет умение анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков) ;5 — числовые ряды (выявляет умение находить логические закономерности построения математической информации) ;6 — установление аналогий (диагностирует умение мыслить по аналогии) ;7 — символы (проверяет скоростные возможности выполнения простой умственной работы) .

КОТ «Краткий отборочный тест» для определения интегрального уровня интеллектуальной продуктивности». Тест В. Н. Бузина, Э. Ф. Вандерлика. Шкалы: мышление (обобщение, анализ, гибкость, инертность, переключаемость) , восприятие (скорость, точность, отвлекаемость) .

Внимание.

  • Исследование переключаемости внимания с помощью таблиц Шульте.
  • Измерение устойчивости и концентрация внимания с помощью корректурной пробы Бурдона-Анфимова.
  • Измерение характеристик произвольного внимания методом интеллектуальной пробы.
  • Методика Пьерона-Рузера
  • Счет по Е. Крепелину (модификация Р. Шульте)
  • Методика В. М. Когана

Память.

  • Методика психометрической оценки памяти Д. Векслера. Все методики, направленные на исследование памяти, характеризуются обязательным количественным определением получаемых с их помощью результатов.

Цель изучения, какой — либо одной из сторон функции памяти.

  • Запоминание двух групп слов.
  • Запоминание 10 слов по А. Р. Лурия
  • Запоминаие 2-х фраз
  • Исследование опосредованного запоминания (по Леонтьеву)
  • Исследование опосредованного запоминания (пиктограмма)

Предварительный просмотр:

Раннее выявление одаренности детей

Тема раннего выявления одаренности у детей очень актуальна в настоящее время в связи с тем, что появились большие возможности развивать и обучать детей, как в муниципальных, как и коммерческих детских садах, кружках, студиях, группах раннего развития, школах искусств, у большинства родителей часто возникает вопрос: как и что развивать у ребенка? Ведь семьи инженерно-технических работников уверены, что их дети, несомненно, будут склонны к математике и технике, но, ни как не могут быть художниками или иметь гуманитарный склад ума и поэтому, развивая только математические способности, врожденный творческий гуманитарный дар может просто «уснуть», и ребенок в своей дальнейшей жизни не сможет полностью реализоваться, ни в одной из областей. Поэтому необходимость раннего выявления одаренности детей очевидна.

Что же такое детская одаренность?

Детская одаренность – это наличие у ребенка потенциально высоких интеллектуальных способностей и достижений, которые значительно превышают нормы, характерные для его возрастного этапа.

Однако, следует заметить, что как и у любой монеты, у детской одаренности есть две стороны: положительная и отрицательная.

Опираясь на личный опыт педагогической работы с детьми раннего возраста, положительными проявлениями детской одаренности являются: лидерство, независимость, настойчивость, разнообразие интересов, смекалка, отличная память, нестандартное мышление, неуемное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за несколькими событиями одновременно, большой словарный запас, изобретательность и и богатая фаетазия; а отрицательными проявлениями детской одаренности – зачатки диктаторства, нетерпимости и повышенной требовательности к себе, нестабильность настроения, дети более капризны и импульсивны.

Детская одаренность, как правило, проявляется в очень раннем возрасте, многие психологи и педагоги, занимающиеся этой темой исследования профессионально, считают, что выявить одаренность можно у ребенка, начиная с девятимесячного возраста. Чем раньше будет выявлена одаренность, тем больше времени будет на реализацию, раскрытие и развитие таланта.

Как выявить детскую одаренность?

Выявление одаренности – это очень сложный и многогранный процесс.

Опять же, опираясь на свой педагогический опыт, выделю шесть основных этапов выявления детской одаренности в раннем возрасте:

Читайте так же:  Почему дети быстрее взрослых

1 этап. Классификационный, который предусматривает определение видов одаренности у детей раннего возраста по следующим направлениям деятельности для проведения дальнейшей диагностики детей раннего возраста :

— практическая деятельность (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная) ;

— познавательная деятельность (интеллектуальная одаренность в различных сферах деятельности) ;

— художественно-эстетическая деятельность (хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность) ;

— коммуникативная деятельность (лидерская и аттрактивная одаренность) ;

— духовно-ценностная деятельность ( одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям) .

2 этап. Исследовательско-диагностический, который предусматривает:

— анкетирование родителей, воспитателей и психологов с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;

— проведение диагностики, которая позволяет с помощью простых заданий установить степень развития познавательной сферы, оценитьразвитие памятии внимания, уровеньразвития речевой сферы, крупной имелкой моторики. Для диагностики используются кубики, предметы быта, игрушки (пирамидки иконструкторы) , карточки с изображениями.

3 этап. Развивающий (прогностический) , который определяет: сроки реализации программы; сроки реализации каждого этапа диагностики; прогнозируемые результаты; критерии оценивания результатов по этапам работы.

4 этап. Экспериментально-практический, который осуществляется в трех направлениях: работа с педагогами, работа с детьми и работа с родителями.

5 этап. Аналитико-рефлексивный, который включает: непосредственно анализ результатов диагностики; описание динамики развития детей с предпосылками одаренности; Анализ и обобщение полученных результатов, их соответствие или не соответствие поставленным целям и задачам.

6 этап. Реализационной, который включается в себя не только разработку предложений, рекомендаций по дальнейшему совершенствованию данной работы и механизмов совершенствования управленческой деятельности и регулирования процесса реализации программы в целом, но и определение направлений дальнейшей работы с одаренными детьми.

Какие методы могут определить одаренность ребенка раннего возраста?

При диагностике одаренности детей раннего возраста психологи и педагоги должны использовать следующие методы:

1.Наблюдение (определение задачи и цели (для чего? с какой целью?) ; выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?) ; выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?) ; выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?) ; обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?) ).

2.Тесты, опросники, анкеты.

Выявление одаренности у детей происходит постепенно. Результаты любых тестирований на одаренность ребенка не являются окончательными и могут быть интерпретированы по-разному.

Ведь высокие показатели психодиагностических методик вовсе не говорят об уникальной талантливости, а низкие – о бездарности малыша в той или иной сфере деятельности. Нельзя оценивать уровень одаренности только на основании одного лишь тестирования. Каждый ребенок индивидуален и поэтому ни один из методов в отдельности, так и в совокупности не смогут со стопроцентным результатом оценить степень одаренности ребенка.

Одним из лучших методов диагностики, на мой взгляд, является психолого-педагогический мониторинг, который включает в себя следующие требования:

— оценка деятельности и поведения малыша должна проводиться со всех сторон. Педагог обязан использовать разные источники информации о способностях ребенка;

— процесс выявления одаренности предусматривает наблюдение за ребенком в течение длительного времени;

— для того чтобы проанализировать способности ребенка, нужно его вовлекать в разные занятия и виды деятельности;

— при оценке продуктов деятельности детей (например, стихотворений, рисунков, идей) нужно привлекать экспертов с разных областей;

— нужно не только смотреть на ту одаренность, которая есть, а и на перспективы ближайшего развития;

— при обследовании педагог должен использовать множество диагностических процедур. Их нужно отбирать в соответствии с предполагаемым видом одаренности;

— любую диагностику одаренности нужно максимально приближать к реальной жизни;

— педагог должен проанализировать реальные достижения ребенка. Речь идет об олимпиадах, соревнованиях, конкурсах.

Даже комплексная многоэтапная оценка степени или уровня одаренности детей раннего возраста не исключает субъективных оценок педагога. Поэтому категорически нельзя называть ребенка исключительно одаренным или же наоборот, обычным малышом. Такие оценки могут впоследствии очень негативно повлиять на развитие ребенка.

Зачем же тогда диагностировать одаренность у детей?

Выявлять одаренность нужно, чтобы потом правильно и рационально развивать ребенка в той или иной сфере.

А в заключении хочется сказать, что каждый ребенок – одаренный ребенок, которому необходима родительская любовь и постоянная поддержка!

Любите своих детей такими, какие они есть!

Все о детях — Выявление одаренности у детей дошкольного возраста. Работа с одаренными детьми

Диагностический этап: подготовка пакета психолого-педагогических диагностик выявления общей, интеллектуальной, творческой одаренности по возрастным группам. Проведение обследований детей по желанию родителей.

Информационный этап: просвещение и консультирование по особенностям ОД (одаренных детей) всех субъектов программы (по планам-графикам) .Развивающий этап: разработка программ, методик, раздаточных материалов для обучения специалистов и родителей методам выявления и развития одаренности дошкольников. Тренинги для детей, родителей, воспитателей и др. Индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия с ОД.

Воспитатель

Информационный этап:– организация и проведение работы с родителями по воспитанию одаренного ребенка в семье. Определение и написание своих функций (своей части работы) в общем плане сопровождения ОД.

Развивающий этап: определение специальных способностей методом педагогической диагностики; разработка и использования на занятиях заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей ОД. Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в группе.

Специалисты

Информационный этап: беседа с родителями по тематике различных типов специальных способностей. Разработка рекомендаций для семьи, имеющей ОД в какой-либо области.

Проведение практикумов для родителей по выявлению скрытой одаренности в рамках дней «Открытых дверей» или в процессе проведения круглых столов.Развивающий этап: разработка и внедрение различными специалистами программ, включающих элементы повышенной сложности.

Заместитель заведующей по основной деятельности

Информационный этап: создание банка данных по ОД ДОУ. Консультации для родителей, воспитателей, специалистов и др.Организационный этап: включение в годовой план развития ДОУ дополнительных платных образовательных услуг.

Организация в рамках ДОУ семинаров по обмену опытом по взаимодействию с конкретным одаренным ребенком в рамках программы сопровождения. Организация постоянно действующей службы «Не прозевайте вундеркинда!» и «Дней открытых дверей» по проблематике ОД. Проведение заседаний клуба «Одаренный педагог».Этап контроля: контроль за выполнением программы сопровождения; мониторинг динамики развития ребенка (срезы) .

Информационный этап: участие в круглом столе со специалистами ДОУ по проблемам ОД. Посещение родительских клубов. Участие активных родителей в педагогическом процессе.

Развивающий этап: определение одаренного ребенка в специальные кружки и секции, в музыкальные, хореографические и спортивные школы. Обеспечение одаренному ребенку развивающей среды в домашних условиях. Выполнение рекомендаций по развитию специалистов ДОУ.

План программы «Сопровождение ребенка,

Цель: гармонизация и развитие незаурядных интеллектуальных способностей одаренного ребенка.

  • Создать условия для развития и гармонизации незаурядных интеллектуальных способностей у детей.
  • Социализация ребенка в группе сверстников.
  • Развитие творческого мышления, наблюдательности и познавательной активности.

Диагностический этап: подготовка и проведение констатирующей и итоговой диагностики с ОД.

Информационный этап: заседание круглого стола для педагогов и специалистов ДОУ «У ребенка незаурядный интеллект». Проведение консультаций с родителями ОД. Организация индивидуального консультирования для педагогов и специалистов ДОУ по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с незаурядным интеллектом.

Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми данной категории:

  • Индивидуальные занятия 1 раз в 2 недели;
  • Развивающие занятия с элементами тренинга;
  • Организация кружка интеллектуального развития.

Воспитатель

Диагностический этап: проведение педагогической диагностики и выделение детей с повышенными интеллектуальными способностями в отдельную группу развития. Ведение дневника наблюдения за данной категорией детей (по запросу администрации) .

Информационный этап: консультирование родителей по вопросам воспитания одаренного ребенка в семье. Подбор и размещение в группе выставки детской научно-популярной литературы. Знакомство с энциклопедиями по различным направлениям деятельности.

Посещение библиотек и выставок.

Развивающий этап: использование в воспитательно-образовательном процессе заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей ОД. Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в группе. Создание уголка научно-исследовательской деятельности.

Заместитель заведующей по основной деятельности

Информационный этап: создание информационной базы данных о детях с повышенными интеллектуальными способностями.

Организационный этап: составление совместного плана работы со специалистами ДОУ. Обучение кадров. Организация в рамках ДОУ семинаров по особенностям взаимодействия с одаренным ребенком в рамках программы сопровождения.

Организация открытых мероприятий по проблематике ОД.

Этап контроля: контроль эффективности работы специалистов по данной теме. Анализ результатов деятельности специалистов. Построение перспективы дальнейшей работы по данной теме.

с ярко выраженными спортивными способностями»

Цель: гармонизация и развитие ярко выраженных спортивных способностей одаренного ребенка.

  • Создание комплекса условий, обеспечивающих эффективность и качество работы с детьми.
  • Привлечение специалистов по физической культуре для работы с этими детьми.
  • Достижение детьми более высоких результатов.

Информационный этап: подбор методических материалов и литературы по данной тематике. Консультирование родителей и воспитателей.Развивающий этап: обеспечение работы по гармонизации личности и интеллекта физически одаренного ребенка.

Заместитель заведующей по основному виду деятельности

Организационный этап: планирование работы руководителя по физическому воспитанию. Разработка методических рекомендаций. Обеспечение помощи руководителя по физическому воспитанию (методики, оснащение спортивным инвентарем и др.) . Этап контроля: осуществление контроля за качеством и сроками работы с детьми.

Руководитель физического воспитания

Информационный этап: рекомендации по взаимодействию с ребенком для родителей и воспитателей. Пропаганда лучшего опыта работы с ребенком, имеющим физическую одаренность.

Организационный этап: разработка индивидуального плана работы с физически одаренным ребенком. Осуществление подбора индивидуальных комплексов упражнений для ребенка и формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов.

Организация спортивных мероприятий и вовлечение в них этих детей. Мониторинг динамики физического развития ребенка. Профессиональное общение со специалистами из спортивных школ с целью определения физически одаренного ребенка в необходимую спортивную секцию.

Развивающий этап: развитие физических параметров на индивидуальных и групповых занятиях с детьми. Воспитатель

Информационный этап: пропаганда здоровье сберегающего образа жизни среди родителей. Информирование родителей о способностях и достижениях их ребенка.Развивающий этап: развитие физических качеств в повседневной жизни с учетом рекомендаций руководителя по физическому воспитанию.

Развивающий этап: развитие физических способностей ОД посредством определения их в специализированные секции и спортивные кружки, либо выполнение рекомендаций специалистов в домашних условиях.

План программы«Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные музыкальные способности»

Цель: гармонизация и развитие ребенка с музыкальной одаренностью.

  • Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребенка.
  • Формирование эстетического вкуса.
  • Стимулирование развития творческой деятельности ОД.

Диагностический этап: общая и углубленная психологическая диагностика: уровень притязаний, тревожность, коммуникативные навыки, социальный статус и др. (по запросу родителей) . Анализ педагогической диагностики. Диагностика педагогов: креативности, стиля межличностного общения.

Анкетирование родителей.Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ. Составление рекомендаций по взаимодействию с музыкально одаренным ребенком для всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Участие в круглом столе, посвященном выработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.Развивающий этап: коррекционно-развивающие программы по снятию эмоционального напряжения (обучение релаксации) . Тренинг общения для педагогов.

Диагностический этап: педагогическая и специальная диагностика с целью определения музыкальной одаренности.Информационный этап: направление родителей на консультации специалистов музыкальной школы или студии.

Участие в круглом столе, посвященном разработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.Развивающий этап: создание развивающей среды: приобретение фонограмм, инструментов и др. Разработка программ работы с подгруппой музыкально одаренных детей.

Методы и формы развития музыкальных способностей:

  • развитие музыкального слуха,

Другие статьи по теме:

Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег.

Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель — это человек, который каждый день помогает маленьком.

Развитие театральных способностей детей дошкольного возраста

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самост.

«Психология формирования особенностей развития, творческих способностей у детей дошкольного возраста» Гениями не рождаются — ими становятся. Сложно представить себе ситуацию, при которой ребенок.

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с в.

Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег.

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей.

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития речи детей в разном возрасте. Особенности развития речи детей мл.

Художественно эстетическая деятельность детей дошкольного возраста

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста В последнее время в системе дошкольного образования произошли определенные позитив.

Логическое мышление у детей дошкольного возраста

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА.

Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста

Опыт работы «Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста» (3 часть) Взаимодействие с родителями воспитанников Для родителей подготовила родит.

Программы развития детей дошкольного возраста

Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Цветной мир» через кружковую деятельность Пояснительная записка В мировой педагогике стало общепринятым начинать ра.

Диагностика детей дошкольного возраста с РДА Эмоциональное общение со взрослым. Задание 1. «Дай ручку! » Цель: оценивается способность найти эмоциональный контакт ребенка со взрослым. Методика об.

Родительское собрание начинает вести воспитатель. (Традиционное приветствие) . 4. Информационный этап проведения собрания В первую очередь на данном этапе представитель администрации ДОУ представ.