Меню

Метод исследования самооценки и уровня притязаний

Исследование самооценки и уровня притязаний современной молодежи

Главная > Дипломная работа >Психология

Глава 1. Теоретические подходы к изучению самооценки, уровня притязаний и категории образа в современной психологии

Самооценка: понятие, уровни, типы, условия формирования

Уровень притязаний как характеристика личности

Категория образа в психологии

Глава 2. Экспериментальная часть

2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования

2.2 Методики исследования

2.3 Результаты исследования

Юность и ранняя молодость – время делать выбор. Молодым людям приходится задумываться о своем месте в жизни, определять будущую специальность, место учебы или работы, находить новых друзей и подруг, часто – адаптироваться на новом месте.

Немаловажным, а для многих самым значительным вопросом является выбор брачного партнера. То, каким образом осуществляется этот выбор, интересовало многих исследователей. Фрейд был одним из первых, кто стал размышлять над теми причинами, по которым люди вступают в брак. По его мнению, благодаря бессознательному процессу дети могут переносить любовь, испытываемую ими к родителю противоположного пола, на другие, общественно одобряемые объекты – своих потенциальных супругов.

На протяжении 1950 – 1980-х годов были созданы разнообразные теории выбора брачного партнера.

Согласно теории комплементарных потребностей Уинча, взаимное притяжение испытывают партнеры с противоположными характеристиками: властного мужчину может заинтересовать кроткая женщина, а спокойного и мягкого влечет к энергичной и прямой женщине. [Цит. по кн. 2, с. 43]

Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности (например, половая потребность и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными и дополняют их. Кроме того, были разработаны разнообразные теории фильтров, согласно которым каждый этап более глубинного знакомства рассматривается как прохождение некоторого «фильтра» в отношениях [Цит. по кн. 2, с. 43].

Теория «стимул – ценность – роль», разработанная Б.Мурштейном, гласит, что подбор супругов мотивирован стремлением каждого партнера сделать наилучшее из всех возможных приобретений. Достоинства и недостатки другого человека исследуются в процессе развития отношений с ним, когда различные факторы пропускаются через систему фильтров для определения того, стоит ли продолжать эти отношения. Такое исследование происходит на каждой из трех стадий ухаживания. На стадии стимула, когда мужчина и женщина встречаются или видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнение по поводу внешности другого человека, его ума и умения держаться в обществе. Если первое впечатление благоприятно, пара переходит ко второй стадии ухаживания – стадии сравнения ценностей – времени, когда из совместных бесед мужчина и женщина должны понять, согласуются ли их интересы, установки, взгляды и потребности. В течение заключительной ролевой стадии возможные партнеры выясняют, насколько совместимо выполнение ими своих ролей в браке или другом типе отношений [Цит. по кн. 2, с. 44].

Согласно Б. Адамсу, который изучал прочные студенческие пары на протяжении 6-и месяцев, первичное влечение основано, скорее, на внешних особенностях, таких как, физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше притягивает партнеров друг к другу. Члены пары, связавшие себя взаимными обязательствами, изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак. [Цит. по кн. 2, с. 44].

В противоположность этому, Мак-Голдрик рассматривает процесс образования пары с позиции теории семейных систем. Такой подход делает акцент на том, что образование пары представляет собой развитие новой структуры, равно как и процесс узнавания друг друга. В образовании пары решающее значение имеет задача переопределения границ. Постепенно пара переопределяет свои отношения с окружающими – своими семьями и друзьями – и друг с другом. В отношениях происходит целый ряд как неформальных перемен, так и формальных событий, таких, как ритуал вступления в брак, который должен официально установить границы семейной пары [Цит. по кн. 2, с. 44].

Было установлено, что положительное значение для брака имеют следующие факты добрачной истории: положительное первое впечатление друг о друге, период ухаживания (не меньше шести месяцев и не более трех лет), одобрение выбора родными и близкими, проявление инициативы брачного предложения со стороны мужчины, принятие брачного предложения после непродолжительного обдумывания [2, с. 45].

Немаловажную роль в построении образа будущего супруга играет самооценка и уровень притязаний молодых людей.

Поэтому целью нашего исследования было изучение влияния самооценки и уровня притязаний на образ будущего супруга.

Самооценка и уровень притязаний влияют на образ будущего супруга.

Чем выше уровень притязаний и уровень самооценки, тем более высокие требования к образу спутника.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1) Провести теоретический анализ литературы по теме исследования;

2) Разработать методику исследования;

3) Проанализировать полученные результаты;

4) Сделать выводы.

Объект исследования – самооценка и уровень притязаний в юношеском возрасте, а также категория образа.

Предмет исследования – зависимость образа будущего супруга от самооценки и уровня притязаний.

В качестве испытуемых выступили:

20 учеников 10-го класса СШ №15 г. Егорьевска, Московской области;

20 студентов 3-го курса Московского Государственного Открытого Педагогического университета. Филиал в г. Егорьевске, Московской области.

Для решения поставленных задач были использованы метод анкетирования (для определения социальных характеристик испытуемых и дополнительной информации об образе супруга (см. приложение 1) и психодиагностические методики:

Оценка уровня притязаний по методике А.И. Липкиной (см. приложение 2).

Семантический дифференциал для определения уровня самооценки (см. приложение 3).

Семантический дифференциал для исследования образа будущего супруга (см. приложение 4).

ГЛАВА I . Теоретические подходы к изучению самооценки, уровня притязаний и категории образа в современной психологии

Самооценка: понятие, уровни, типы, условия формирования

В современной психологии проблема самооценки является одной из наиболее разрабатываемых. Исходным для ее анализа служит традиционное представление о том, что самооценка функционирует как часть самосознания. При всей бесспорности такого положения оно кажется слишком общим, задающим только ракурс анализа. Необходимо найти формы соотношения самосознания и самооценки, установить место последней в его структуре. В связи с этим неизбежно встает вопрос об уточнении понятия «самооценка». Следует признать, что ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого определения данного концепта.

При отсутствии общепринятого определения самооценки в психологии сформирован все же более или менее устоявшийся взгляд на ее онтологический статус.

В зарубежной литературе принят термин «концепция “Я“», обозначающий совокупность всех представлений индивида о себе. В концепции «Я» выделяются описательная составляющая, называемая образом «Я», как некая когнитивная подструктура, и эмоционально-ценностное отношение человека к себе, именуемое самоотношением. Поведенческие реакции, порождаемые образом «Я» и самоотношением, конструируют поведенческую составляющую концепции «Я». Самооценка в этой трехчастной схеме чаще всего прямоотождествляется с эмоционально-ценностным отношением субъекта к себе, реже – с образом «Я» или концепцией «Я» в целом. Нетрудно видеть, что при таком подходе, который типичен и для зарубежной, и для нашей психологии, а точнее – заимствован за рубежом и утверждается у нас, самооценка как самостоятельный предмет анализа попросту пропадает, и мы приходим к полной потере очень важного личностного конструкта [4, с.99].

Альтернативная точка зрения советских психологов, декларированная С.Л. Рубинштейном, звучит так: «Не сознание рождается из самосознания, из «я», а самосознание возникает в ходе развития личности, по мере того, как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, «я» само формируется в ней. Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути» [27, с. 635].

Первый этап в формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяющего из окружающего, — продолжает он, — связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений. Эти последние вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий.

Дальнейшей ступенькой на этом же пути, считает Л.С. Рубинштейн, является начало ходьбы, самостоятельного передвижения. И в этом втором, как и в первом, случае существенна не столько сама по себе техника этого дела, сколько то изменение во взаимоотношениях индивида с окружающими людьми, к которому приводит возможность самостоятельного передвижения, так же как и самостоятельного овладения предметом посредством хватательных движений. Одно, как и другое, одно вместе с другим порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. Ребенок реально начинает становиться относительно самостоятельным субъектом различных действий, реально выделяясь из окружающего. С осознанием этого объективного факта, — подытоживает С.Л. Рубинштейн, — и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем «я». При этом человек осознает свою самостоятельность, свою обособленность от окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного «я» через познание других людей. Самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в качестве своей основы становление ребенка практическим субъектом, сознательно отделяющим себя от окружения.

Диагностика самооценки и уровня притязаний

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

4.авторитет у сверстников;

5.умение многое делать своими руками, умелые руки;

7.уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Читайте так же:  АМ Прихожан самооценка

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

1.По каждой из шести шкал определить:

a. уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

b. высоту самооценки — от «о» до знака «—»;

c. значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2.Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Тест Шварцландера «Исследование уровня притязаний» (вариант В. и И. Буяновых) представляется как проверка моторной координации. Этот тест является экспресс-методикой и позволяет быстро (буквально за несколько минут) определить уровень притязаний человека. Испытуемому предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями по общему количеству проб. Ему необходимо поставить крестики в максимальном количестве квадратиков в одном из прямоугольников за определенное время. Предварительно его просят назвать количество квадратов, которое он предполагает отметить за 10 секунд. После каждой пробы испытуемый подсчитывает количество реально отмеченных им квадратиков. Время от пробы к пробе уменьшается на 1 секунду. При обработке результатов сопоставляется количество крестиков, которое испытуемый предполагал отметить, с их реальным количеством. Таким образом – по специальной формуле – определяется целевое отклонение. В зависимости от него выявляется уровень притязаний человека – чем меньше целевое отклонение, тем выше уровень притязаний (от нереально низкого до нереально высокого).

Есть и другие методики, направленные на диагностику уровня притязаний. Например, тест «Решетка мотивации достижений» Н. Шмальта позволяет рассчитать показатель «чистой надежды», по которому можно судить о том, что преобладает у данного испытуемого – надежда на успех или боязнь неудачи, или же они сбалансированы. Кроме экспериментальных методик исследования уровня притязаний в распоряжении психологов имеются специально разработанные опросники. В качестве примера можно привести вариант методики В. Гербачевского, предложенный К. Малышевым и предназначенный для оценки уровня притязаний руководителя. С ее помощью можно определить мотивационные компоненты, связанные с уровнем притязаний, непосредственно в ходе эксперимента. Методика позволяет выявить опорные мотивы, на основе которых происходит вовлечение «Я» индивида в ту или иную деятельность и формирование его уровня притязаний, а также роль разнообразных когнитивных и регулятивных процессов, составляющих вместе с мотивами внутренний механизм притязаний. Эта методика включает в себя 54 вопроса-утверждения. Испытуемый заполняет опросник во время выполнения той или иной деятельности – после выполнения какого-то ее этапа. Инструкция и сам опросник выдаются испытуемым до начала эксперимента. При обработке результатов ответы переводятся в баллы с помощью специального ключа для каждого из 18 компонентов мотивационной структуры и происходит их диагностика. Анализ результатов проводится с учетом того, что при решении проблемы актуализируются различные потребности и мотивы. Исходя из них, человек оценивает трудность задания и прогнозирует свой успех или неудачу. Достоинством этой методики является ее высокая надежность и валидность, а недостатком – отсутствие нормативных данных. Результаты каждого теста по себе ничего не говорят, для получения выводов они сопоставляются с результатами данной группы.

Методики Т. Элерса – «Диагностика личности на мотивацию к успеху» и «Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач» также являются опросниками. Первый состоит из 41 вопроса. Ответы обрабатываются в соответствии с ключом. В зависимости от количества набранных баллов определяется уровень мотивации к успеху – от низкой до слишком высокой. Второй опросник включает в себя список слов из 30 строк по 3 слова в каждой строке. Испытуемый должен выбрать одно из 3-х слов, которое наиболее точно его характеризует. Для подсчета баллов дается ключ. Чем больше сумма полученных баллов, тем выше мотивация к удаче. Результаты, полученные по этим двум опросникам, рекомендуется анализировать в совокупности. Тогда можно получить общую картину уровня притязаний человека.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ;

Практическое занятие №2

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Практическое занятие №1

Задание 1. Составьте протокол наблюдения за ребенком (цель наблюдения, критерии и показатели).

С целью проверки эффективности формирующих воздействий мы проводим наблюдения за играми,которые предусматривают необходимость гуманных проявлений, например: «Кукла Маша заболела, ее надо полечить», «Больница» и др. Предусматривались также соревновательные моменты, чтобы выявить, как ребенок выполняет предписанные ролью игровые действия, как организует свое поведение, если он знает, как ему следует вести себя.

Мы перенесли в игре акцент с выполнения роли как обычного игрового взаимодействия на ее идеальное исполнение, т. е. выдвигалось требование сыграть наилучшего смотрителя, самого внимательного и заботливого врача и т. п.

Например, в игре «Больница» между персоналом(врачами,медсёстрами) проводился конкурс, кто же из них самый внимательный, добрый, чуткий по отношению к своим пациентам. Введение судейской группы (на следующем этапе) должно было повысить значимость для детей установку на лучшее понимание роли.

Вера, исполняющая роль врача, ходит по палатам, следит за порядком. Увидев маленького пациента без присмотра, воскликнула: «Почему ты остался один без присмотра? Не плачь, маленький, успокойся, сейчас найдем твою маму». Вытирает носовым платком ему «слезы». Строгим голосом делает замечание Ульяне, исполняющей роль медсестры: «Смотри за своими пациентами лучше и не оставляй их одних!»

Для детей данной группы образец — средство выражения отношения. Несколько иначе ведут себя в игре малоактивные, застенчивые дети. Они любят играть, но из-за застенчивости, робости часто отказываются от центральных ролей, предпочитая второстепенные роли или индивидуальные игры. Их игровые действия со сверстниками ограничены, скованы. Они стесняются открыто проявлять чувства. В совместной игре применяют привычные способы обращения, образец копируют частично, нерешительно пользуются эмоционально-выразительными реакциями, показанными взрослыми. Их отличает желание спрятать от постороннего взгляда свои эмоции.

Задание 1. Методика лесенка В.Щур и С. Якобсона

Одной из самых распространённых методик диагностики самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста является тест “Лесенка”. Он проводится как в групповой, так и в индивидуальной форме. Использовать для диагностики его могут психологи детских дошкольных учреждений, школьные психологи, педагоги, воспитатели и родители. Существует несколько модификаций данной методики. Например “Лесенка” В. Щура и С. Якобсона насчитывает семь ступенек и к ней прилагаются фигурки мальчика и девочки, вырезанных из бумаги или картона. Этот вариант методики направлен не только на исследование уровня самооценки ребёнка, но и на выявление личных притязаний. Модификация методики авторов М. Лисина и Я. Коломенский представляет собой лист бумаги с изображённой на нём лесенкой, состоящей из шести ступенек, фигура мальчика и девочки, вырезанных из бумаги также имеется в наличии.

Для исследования самооценки младшего школьника существует много различных методик. Нами же была использована методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо — С. Рубинштейна (Рубинштейн, 1970), в педагогике он бытует под домашним названием «линеечки».

Использование «линеечек» Дембо-Рубинштейн не как инструмента клинического исследования, а как портативного инструмента массовых обследований самооценки школьников стало возможным после валидизации этого метода в работах А.В. Захаровой (1993) и Г.А. Цукерман (1993).

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования.

Материалом для исследования послужили ряд шкал (100 мм.), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.)

Методика предполагает следующую процедуру проведения. Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: «Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?».

На примере оценки качества «здоровье» ребенок с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно

Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибалльной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого, подсчитывается средний балл самооценки. «Нормальной», «Средней» самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2,5 и немного выше; «Высокой» – со средним баллом 4–5; «Низкой» – со средним баллом 0-2,5.

2).Методика Пономаренко Л.П.

Наряду с методикой изучения самооценки качеств личности нами был использован тест Л.П.Пономаренко на основе методики семантического дифференциала.

Учащимся предлагалось пройти тест, состоящий из полярных характеристик. На бланке представлено 15 свойств характера, имеющие два полярных полюса. Последовательно по каждой паре ребята определяли, как это свойство проявляется у них. В середине бланка имеются колонки, имеющие номера от 1 до 7.

На I этапе работы по каждой паре они выбирали номер колонки, соответствующий тому, как каждое из свойств проявляется у них в настоящий период их жизни («Реальное Я»). Выбор обозначали крестиком («х») в соответствующем квадратике.

После того как все участники выполнят это задание, можно приступать ко II этапу работы. Теперь нужно снова вернуться к первой паре полярных характеристик и оценить, как бы вы хотели, чтобы это свойство было развито у вас, т. е. каким бы вы хотели быть, и обозначаете свой выбор кружочком (Приложение 2).

По каждой паре полярных свойств посчитайте разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Для этого высчитывается абсолютная разница (без учета знака) между номером столбца, где стоит крестик, и номером, где вы поставили кружок.

Заключительный этап работы состоит в суммировании всех 15 цифр, представляющих собой разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Полученная сумма сравнивается с ключом.

Цифра более 25 свидетельствует о заниженной самооценке ее обладателя. Цифра от 10 > 25 свидетельствует об адекватной самооценке. Результат менее 10 баллов свидетельствует о высокой самооценке.

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире все большее значение приобретают проблемы становления регулятивных процессов, позволяющих человеку выступать подлинным субъектом собственного поведения и деятельности, самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. Центральное место среди факторов, которые обуславливают формирование механизмов саморегуляции, занимает самооценка, детерминирующая направление и уровень активности субъекта, становление его ценностных ориентации, личностных смыслов и в конечном итоге предел его достижений.

Вопросы социально-психологической природы и нравственной основы самооценки, ее структуры и роли в психической жизни личности в достаточной степени исследованы в трудах отечественных и зарубежных специалистов: Е.Т. Соколова, 1 А.В. Петровский, 2 Р. Бернс 3 и другие. Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам 4 В психологии самооценка представлена как главное личностное образование и важнейший компонент «Я-концепции». 5 Адекватная самооценка – необходимый психологический фактор формирования зрелой личности, который играет значимую роль в становлении ее индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.

Читайте так же:  Разница возрасте 28 лет

В последнее время вопросы, связанные с изучением направленности личности, ее самооценки, самоуважения, устойчивости личности занимают важное место в проблематике психологии личности. Подобные явления достаточно сложны и неоднозначны для научного познания, успех их изучения во многом зависит от степени совершенства применяемых методов исследования. Интерес человека к изучению особенностей своей личности – самооценке, темпераменту, интеллекту, эмоциональным состояниям и так далее – повлек за собой появление множества методик исследования личности, в частности методик исследования самооценки, среди которых есть как эффективные, пригодные для практического применения, методики, так и те, валидность и надежность которых можно поставить под сомнение.

Цель данной работы заключается в исследовании особенностей диагностики самооценки личности.

1) Изучить понятие самооценки личности, ее виды, уровни и социально-психологическую сущность;

2) Изучить методики исследования самооценки личности.

1. Социально-психологическая природа самооценки

Американский философ и психолог Уильям Джемс был первым представителем зарубежной психологии, который ещё в 1892 году стал изучать самооценку в рамках исследования самосознания. Он отмечал зависимость самооценки от характера взаимоотношений индивида с другими людьми. Р.Бернс отмечает, что У.Джемс вывел формулу самооценки, обозначив ее термином «самоуважение»: самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь. 1

Роберт Бернс рассматривает самооценку в структуре «Я-концепции», которая определяется им как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. 2 ««Я-концепция» – это относительно устойчивая, в большей или в меньшей степени осознанная и переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе». 3 Из данного определении следует, что «Я-концепция» является системой отношений человека как к себе, так и к окружающему миру: людям, предметам, явлениям и так далее. Информация, полученная человеком из внешней среды, воспринимается им в контексте системы таких отношений, и, исходя из степени соответствия или несоответствия своим целям, из того, что в себе несет полученная информация – угрозу или одобрение, – человек строит свое поведение. Принято считать, что «Я-концепция» является ядром системы саморегуляции человека. В основе «Я-концепции» лежат самооценка и уровень притязаний. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. 1

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки заключается в определенном творческом отношении к собственной личности – в стремлении измениться, совершенствовать себя, и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта. 2 Самооценка является сложным образованием человеческой психики, которое возникающим на основе обобщающей работы процессов самосознания, которое проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Именно по этой причине в течение жизни самооценка имеет свойство изменяться. Если личность находится в постоянном развитии, соответственно будут меняться и ее представления о себе и отношение к себе.

Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе, социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения. Важно заметить, что самооценка всегда носит субъективный характер независимо от того, что лежит в ее основе – собственные суждения индивида о себе, интерпретации суждений других людей, или же индивидуальные идеалы или культурные нормы.

Насколько сложна и многоаспектна сама личность, настолько многоаспектно и содержание самой самооценки. Оно включает в себя совокупность ее нравственных ценностей, отношений, возможностей, способностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира. А.В.Петровский отмечает, что самооценка есть результат далеко не всегда отчетливо осознаваемый личностью, своего рода проекцией реального «Я» на «Я идеальное», что позволяет понять сложный, составной характер самооценки и выяснить, что оценка самого себя осуществляется не непосредственно, а с помощью эталона, который составлен из ценностных ориентации, идеалов личности. 1

Для полноценной характеристики позиции личности недостаточно знать только лишь самооценку человека, необходимо также иметь представление о том, какова, по мнению данной личности, оценка, которую она заслужила в социуме. Самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы – составляющие структуры личности, и человек объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего положения в обществе.

Чем более развит человек, тем больше у него оказывается видов и разновидностей самооценок. У маленького ребенка вообще трудно говорить о какой-либо самооценке, развитый человек различит у себя самооценку способностей и личностную самооценку, самооценку общую и самооценки частные, самооценку плавающую и стабильную, адекватную и нет, низкую и высокую, завышенную и заниженную и так далее. 2

Самый простой вид самооценки – оценка своей способности что-то сделать, с чем-то справиться – «Я умею», « Я могу». Другой вид самооценки – личностная самооценка, заключается в том, как человек в целом оценивает себя как личность и свой характер, свое место среди окружающих и место в жизни (например, «Я – лидер», «У меня сложный характер»). Сюда входит и видение своего статуса, и важные для человека социальные роли, жизненные задачи, которые человек оценивает как «мне по силам». Личностная самооценка и самооценка способностей внутри одного человека могут сильно различаться и не соответствовать друг другу. Личностная самооценка может быть как стабильной, мало зависящей от успешности человека в тех или иных конкретных ситуациях, так и плавающая, которая будет зависеть от текущего настроения и ситуативного успеха или неудачи. 1

Частные самооценки – оценка человеком себя в различных жизненных сферах: на работе, учебе, в личной жизни, оценка своего интеллекта и физических способностей, а также конкретно-ситуативные самооценки: умение рисовать или умение сдать экзамен, не зная материала; таких самооценок может быть очень много, применительно к разным ситуациям.

У каждого человека существует своего рода «внутренний манометр» показания которого говорят о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет, т.е. он показывает уровень самооценки. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. 2 Высокий, средний и низкий – таковы основные уровни определения самооценки. При высоком уровне самооценки человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий, у него сформировано положительное отношение к себе, он умеет по заслугам оценить себя и свою деятельность. Средний уровень самооценки, говорит о том, что у человека может проявляться неуверенность в себе, неоднозначность при оценке своих действий, время от времени он старается подстроиться под мнение других людей. Когда уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе; самооценка может понижаться ситуативно. Низкая самооценка сопровождается системой установок и поведенческих тенденций, которые сами по себе могут существенно затруднять межличностное общение, а также порождать внутреннее самоотчуждение человека. Индивиды, которые оценивают себя невысоко, ожидают, что окружающие относятся к ним так же. Личности с заниженной самооценкой острее многих других реагируют на предложения и отказы в установлении личных контактов с окружающими, однако, такие люди особенно отзывчивы к обращениям и просьбам со стороны, реагируя повышенно враждебно на тех, кто лично их отвергает. Люди с невысокой самооценкой чувствительны к критике и воспринимают ее как подтверждение собственной неполноценности, а комплименты в свой адрес принимают с настороженностью. В целом же низкая самооценка порождает взаимосвязанный комплекс психологически неблагоприятных факторов, препятствующих установлению хороших личных взаимоотношений с окружающими людьми: самоуничижительное сознание и поведение, ощущение собственной некомпетентности и многое другое. 1

В психологии также различают самооценку адекватную и неадекватную. Адекватная самооценка представляет собой реальный взгляд личности на себя, а также достаточно объективную оценку собственных способностей, возможностей, свойств и качеств. Когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, самооценка является адекватной. Адекватная самооценка не однородна, у одних людей она высокая, у других более низкая. Неадекватная самооценка соответствует то личности, чье представление о себе далеко от реального, необъективно, мнение о себе резко расходится с тем, каким е считают другие. 2

Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть как завышенной, так и заниженной. При переоценке своих возможностей, результатов деятельности, личностных качеств самооценка является завышенной. Обычно такие люди самоуверенно берутся за работу, превышающую их реальные возможности, что при неудаче может привести к их разочарованию и стремлению переложить ответственность за них на обстоятельства или других людей. Ввиду завышенной самооценки человек нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и, в конце концов, может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. 1

Если же человек недооценивает себя, оценка самого себя является ниже той, которая есть в действительности, его самооценка – заниженная. Такая самооценка разрушает представление человека о его собственные успехах и хорошем отношении к нему со стороны окружающих, а реальные свои успехи он воспринимает как временные и случайные, положительная оценка окружающих зачастую воспринимается как насмешка, издевка. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, безразличия, самообвинения и тревожности. Как завышенная, так и заниженная самооценка затрудняют жизнь человека.

А.В.Петровский указывает, что самооценка непосредственно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. 2 Стремление к повышению самооценки в том случае, когда у человека есть возможность свободно выбирать уровень трудности очередного действия, порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны – стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой – снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе – соответственно снижается.

Такой важнейший компонент целостного самосознания личности, как самооценка, выступает необходимым условием гармоничных отношений человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди как социальные существа неизбежно включаются. Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно формируют самооценку личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению. 1

2. Методики исследования самооценки личности

В настоящее время существует множество методик, которые позволяют рассмотреть самооценку человека на основании различных показателей. Психология располагает рядом экспериментальных методов выявления самооценки человека, ее количественной и качественной характеристик. Так, например, с помощью коэффициента ранговой корреляции можно сопоставить представление личности о том, какими качествами она хотела бы обладать в первую очередь, во вторую и так далее – (Я идеальное) и обладает, по её мнению, в действительности в первую очередь, во вторую и так далее – (Я текущее). Важно, что в ходе исследования испытуемый производит необходимые подсчеты самостоятельно по предложенной ему формуле, и не сообщает экспериментатору сведений о своем реальном и идеальном Я, это позволяет ему не говорить о себе больше, чем ему этого хотелось бы, излишне раскрыть себя. Полученные коэффициенты самооценки личности позволяют составить представление о том, какова самооценка в количественном выражении. 1

Читайте так же:  Какие мужчины живут дольше женатые или холостые

Наиболее популярными методиками исследования самооценки личности на сегодняшний день являются следующие:

1) Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн. Данное исследование названо по именам двух ее авторов – Тамары Дембо, разработавшей данную методику с целью изучения представлений о счастье, и Суссаны Яковлевны Рубинштейн, которой принадлежит модификация методики Дембо для изучения самооценки. Если сравнить модификацию с первоначальным вариантом, то можно увидеть более расширенную методику и по количеству шкал (их стало 4 вместо одной – «здоровье», «ум», «характер», «счастье»), и по вариантам интерпретации. П.В. Яньшин предложил добавить еще две обязательные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм». Позже доктор психологических наук А.М. Прихожан ее также модифицировала, пополнив список еще тремя шкалами: «авторитет у сверстников», «умение много делать своими руками, внешность». Вместо шкалы «счастье» была введена шкала «уверенность в себе». 2 В настоящее время существует множество вариантов и модификаций этой психодиагностической методики, но основные принципы остаются прежними. По результатам проведенной методики можно сделать вывод о трех основных параметрах самооценки: высоте, устойчивости и реалистичности. При проведении данного исследования необходимо учитывать все комментарии испытуемого, сказанные относительно полюсов, шкал и его положения на этих шкалах. Ученые отмечают, что внимательный анализ беседы позволяет сделать намного больше выводов о самооценке личности, чем простой анализ расположения отметок на шкалах.

2) Методика исследования самооценки личности по Будасси. Данная методика является одной из самых популярных в психологии, и дает возможность провести количественное исследование самооценки, выявив уровень и адекватность самооценки, отношение идеального и реального «Я». Стимульный материал представляет собой набор 48 свойств личности – «вдумчивость», «мечтательность», «развязность» и так далее. Основу этого метода составляет принцип ранжирования. Цель обработки результатов – определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и «Я реальное». Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции. Методика исследования Будасси предполагает самооценивание человека, которое может происходить двумя способами. Первым является сопоставление своих притязаний с реальными, объективными показателями своей деятельности. Вторым путем является сравнение себя с другими людьми . 1

3) Тест Кеттелла (16-факторный личностный опросник) – один из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране, разработанный под руководством Р.Б. Кеттелла. Данный опросник ориентирован на выявление относительно независимых 16 факторов личности. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты. 2 Фактор MD является дополнительным к основным 16-ти и выделен в личностной методике Кеттелла для форм С и D. Средние значения данного фактора характеризуют адекватность самооценки личности, ее определенную зрелость. Для исследователя данные по этому фактору имеют большое значение, поскольку помогают оценить зрелость личности, а также могут использоваться при индивидуальной работе с испытуемым.

4) Методика исследования самооценки «Лесенка» В.Г.Щур помогает выявить систему представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. «Лесенка» имеет два варианта использования: групповой, позволяющий оперативно выявить уровень самооценки и индивидуальный, при котором есть возможность выяснить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей. Стимульный материал представлен в виде лестницы из 7 ступеней на 1 ступени располагаются «самые хорошие ребята», на 7 – «самые плохие» , задача ребенка определить свое место на лестнице. Так как данная методика ориентирована на детей, то большое значение имеет создание атмосферы доверия, открытости, доброжелательности, необходимо обращать внимание на комментарии, которые дает ребенок в процессе исследования. 1

Также к исследованию самооценки у детей относятся такие методики как методика определения эмоциональной самооценки А.В.Захарова и методика самооценки «Дерево» Д. Лампен (модификация – Л.П. Пономаренко). Обе методики направлены на выявление уровня самооценки ребенка. В рамках первой методики исследования самооценки ребенок среди 8 кружков должен выбрать тот, в котором, по его мнению, он находится. Во второй методике стимульный материал представлен в виде нарисованного дерева с лесными человечками, каждый из которых имеет свое положение, свое занятие, у каждого свое настроение, задача ребенка выбрать фигуру, с которой он ассоциирует себя больше остальных. 2

5)Тест межличностных отношений Т.Лири. Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 году и предназначена для оценки наблюдаемого поведения людей, для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. С помощью данной методики можно выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Данный опросник включает 128 оценочных суждений, представленный 8 типами отношений, которые образуются в 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений.

6) Методика диагностики самооценки психических состояний Г.Ю. Айзенка. Данная методика применяется для диагностики самооценки таких психических состояний как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Стимульный материал представлен в виде перечня психических состояний, присущих / не присущих испытуемому. В результате интерпретации результатов можно определить характерную для испытуемого степень выраженности исследуемых состояний. 1

Также к методикам исследования самооценки относятся следующие: методика А.И. Липкиной «Три оценки», с помощью которой определяется уровень самооценки, устойчивость или неустойчивость самооценки, аргументация самооценки; тест «Оцени себя сам», где можно выявить адекватную, неадекватно завышенную и неадекватно заниженную самооценку испытуемых; методика «Справлюсь или нет?», направленная на определение оценочной позиции, и многие другие методики.

В целом же методики диагностики самооценки личности направлены на выявление уровня самооценки, определение ее адекватности, на исследование общей и частной самооценки, а также на определение соотношения «Я реального» и «Я идеального».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка несомненно оказывает влияние на эффективность деятельности человека и на развитие его личности. Это субъективное личностное образование нашей психики. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми, а также она непосредственно связана с уровнем притязаний личности.

Существуют различные виды самооценки: выделяют самооценку способностей и личностную, общую и частные, плавающую и стабильную, адекватную и неадекватную, низкую, среднюю, высокую, завышенную и заниженную и другие.

Такой важнейший компонент целостного самосознания личности, как самооценка, выступает необходимым условием гармоничных отношений человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

Существует множество методик, которые позволяют рассмотреть самооценку человека на основании различных показателей. Наиболее популярными методиками исследования самооценки личности на сегодняшний день являются следующие: исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн, с помощью которой можно сделать вывод о трех основных параметрах самооценки: высоте, устойчивости и реалистичности; методика исследования самооценки личности по Будасси, которая позволяет провести количественное исследование самооценки, выявив уровень и адекватность самооценки, отношение идеального и реального «Я»; методика исследования самооценки «Лесенка» В.Г. Щур, помогающая выявить систему представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди, и как соотносятся эти представления между собой; тест межличностных отношений Т.Лири, предназначенный для оценки наблюдаемого поведения людей, для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я», методики самооценки «Дерево», «Три оценки», «Оцени себя сам» и многие другие.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.: Речь, 2007. – 334 с.

2. Бернс Р. «Я – концепция» и «Я – образы». Самосознание и защитные механизмы личности [Текст] / Р.Бернс. – Самара: Бахрах, 2003. – с. 656 с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов [Текст] / А.Г.Маклаков. – СПб.: ООО «Питер Пресс», 2008. – 581 с.

4. Немов Р.С Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 4-е изд., кн.1 Общие основы психологии [Текст] / Р.С.Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.

5. Петровский А.В. Психология: Учебник для студ высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] / А.В.Петровский. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – 512 с.

6. Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] /М.Г.Ярошевский. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – с. 254.

7. Всетесты.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vsetesti.ru/245/

8. Карпов А.В. Общая психология [Электронный ресурс] / А.В.Карпов. – Режим доступа: http://psyera.ru/samoocenka-2110.htm

9. Коллекция психологических методик «МетоДичка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodi4ka.com/dembo-rubinshteyn

10. Кондаков И. Психологический словарь [Электронный ресурс] / И.Кондаков, 2000. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/478/word/samocenka

11. Пиховкина Н.В. Психологи на b17.ru [Электронный ресурс] / Н.В. Пиховкина. – Режим доступа: http://www.b17.ru/article/3260/

12. Тестотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/34.html

13. Энциклопедия практической психологии «Психологос» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_i_uroven_samoocenki

1 Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности [Текст] / Е.Т.Соколова. – М.: МГУ, 1990. — 215 с.

2 Петровский А.В. Психология: Учебник для студ высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] / А.В.Петровский. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – 512 с

3 Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.: Речь, 2007. – 334 с.

4 Кондаков И. Психологический словарь [Электронный ресурс] / И.Кондаков, 2000. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/478/word/samocenka

5 Карпов А.В Общая психология [Электронный ресурс] / А.В.Карпов. – Режим доступа: http://psyera.ru/samoocenka-2110.htm

1 Бернс Р. Я – концепция и Я – образы. Самосознание и защитные механизмы личности [Текст] / Р.Бернс. – Самара: Бахрах, 2003. – с. 126.

2 Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.: Речь, 2007. – 334 с.

3 Петровский А.В. Психология: Учебник для студ высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] / А.В.Петровский. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – с. 254.

1 Петровский А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] / А.В.Петровский. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – с. 255.

2 Карпов А.В Общая психология [Электронный ресурс] / А.В.Карпов. – Режим доступа: http://psyera.ru/samoocenka-2110.htm

1 Петровский А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] / А.В.Петровский. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – с. 256.

2 Энциклопедия практической психологии «Психологос» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_i_uroven_samoocenki

1 Энциклопедия практической психологии «Психологос» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_i_uroven_samoocenki

2 Петровский А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] / А.В.Петровский. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – с. 256.

1 Немов Р.С Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд., кн.1. Общие основы психологии . [Текст] / Р.С.Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – с.618.

2 Карпов А.В Общая психология [Электронный ресурс] / А.В.Карпов. – Режим доступа: http://psyera.ru/samoocenka-2110.htm

1 Петровский А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] / А.В.Петровский. — М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – с. 256

1 Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов [Текст] / А.Г.Маклаков. – СПб.: ООО «Питер Пресс». – 2008. – с.314.

1 Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] /М.Г.Ярошевский. — М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – с. 254.