Меню

Мероприятия по устройству детей сирот в семьи

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Сбор информации о лучших практиках семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , и поддержки замещающих семей в субъектах Российской Федерации

В рамках подготовки проведения Всероссийского Форума приемных семей (9-12 октября 2016 г.) и развития сайта Минобрнауки России «Усыновите.ру» Центр развития социальных проектов по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации (в рамках исполнения Государственного контракта от 10 мая 2016 г. №07. D 06.11.0013 на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд по проекту «Организация, проведение и информационно-техническое сопровождение всероссийского слета-форума приемных семей» ) проводит сбор информации о лучших практиках семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – замещающих семей), и поддержки замещающих семей в субъектах Российской Федерации.

Сбор информации для последующего размещения на сайте проводится по следующим разделам:

1. Региональное законодательство в области семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиты их прав (таблица 1).

2. Региональный сайт по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая специализированные сайты для замещающих родителей (таблица 2).

3. Региональные некоммерческие организации, занимающиеся съемкой видеосюжетов о детях-сиротах, работающие в сфере семейного устройства детей-сирот, оказывающие методическую помощь приемным семьям и детям-сиротам, занимающиеся сопровождением и постинтернатной адаптацией детей-сирот (таблица 3).

4. Инновационные формы семейного устройства детей-сирот (таблица 4).

5. Мероприятия и информационные проекты по популяризации и развитию семейного устройства детей-сирот, сообществ замещающих семей (проведение информационных/рекламных кампаний, форумов, организация клубов приемных семей, развитие ассоциаций и других объединений приемных семей) (таблица 5).

6. Инновационные проекты и технологии сопровождения замещающих семей и профилактики возвратов детей-сирот из замещающих семей (таблица 6).

7. Проекты наставничества для замещающих семей (таблица 7).

8. Использование конфессиональных, этнических, народных ценностей, традиций, ресурсов в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (предоставляется в виде аналитической справки).

9. Инновационные технологии по устройству воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (работа организации для детей-сирот) (таблица 8)

10. Реализация права на образование детей-сирот (предоставляется в виде аналитической справки).

11. Организация отдыха детей-сирот, воспитывающихся в замещающих семьях (предоставляется в виде аналитической справки).

12. Методические и информационные пособия для сферы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (прилагаются копии документов или ссылки на них в сети Интернет).

Результаты сбора информации необходимо направить в соответствии с Приложением 1 не позднее 17 октября 2016г. на электронный адрес bankpr @ centrrsp . ru .

В качестве приложений к сбору информации могут быть направлены нормативно-правовые акты, методические и информационные материалы, соответствующие разделам сбора информации в виде документов в формате . doc , . txt или . pdf , а также ссылки на Интернет-ресурсы.

Контактное лицо по сбору информации:

Матвеева Марина Сергеевна, 8 (495) 651-84-30 (в рабочие дни с 12 до 18 часов по московскому времени).

Подробная информация и формы для заполнения размещены на сайте «Усыновите.ру» в разделе «Методические материалы».

Новости Минпросвещения РФ

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

11 Февраля 2019

В стране прорабатывают новую форму устройства сирот.

05 Февраля 2019

Размер ежемесячных выплат семьям, у которых под опекой или попечительством находятся дети, необходимо установить на уровне равном или превышающем величину прожиточного минимума ребёнка в регионе. Соответствующий законопроект разработали член комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Сергей Вострецов и член комитета по федеративному устройству Юрий Волков, передает RT.

04 Февраля 2019

Благотворительный фонд «Измени одну жизнь» запустил карту России со статистикой по усыновлению детей-сирот в регионах благодаря видеоанкетам.

Проблема семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из приоритетов государственной семейной политики.

Мероприятия по устройству детей сирот в семьи

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТАМБОВА
Тамбовская область

от 29 мая 2014 года N 4288

Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению
семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в городе Тамбове на 2014-2018 годы

В целях развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализации их права жить и воспитываться в семье, укрепления института профессионально подготовленной семьи, координации деятельности, оказания содействия и поддержки замещающим родителям, во исполнение постановления администрации Тамбовской области от 10.04.2014 N 394 «Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Тамбовской области на 2014-2018» ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить План мероприятий по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Тамбове на 2014-2018 годы согласно приложению.

2. Определить координатором Плана мероприятий по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Тамбове на 2014-2018 годы комитет по охране здоровья населения и социальному развитию администрации города Тамбова.

3. Комитету по охране здоровья населения и социальному развитию администрации города Тамбова (Кривушина) в пределах своей компетенции ежегодно до 25 июля и 25 декабря направлять информацию о его исполнении в управление образования и науки Тамбовской области.

4. Информационному управлению администрации города Тамбова (Казарина) опубликовать настоящее постановление в газете «Наш город Тамбов».

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города Тамбова С.В.Кузнецова.

Глава администрации города Тамбова
А.Ф.Бобров

29 мая 2014 г.
N 4288

План мероприятий по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Тамбове на 2014-2018 годы

Приложение
к постановлению администрации города Тамбова
от 29.05.2014 года
N 4288

Устройство детей-сирот в семьи: как решаются проблемы ребенка в Подмосковье

Проблема устройства детей-сирот в семьи по-прежнему актуальна не только для Подмосковья, но и для всей страны. На региональном уровне этими вопросами занимаются территориальные подразделения по опеке и попечительству Министерства образования Московской области. О том, сколько детей-сирот нашли семью в Подмосковье в этом году и как проходит обучение будущих усыновителей и опекунов, читайте в материале портала mosreg.ru.

Устройство детей-сирот в семьи в 2017 году

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин «В Московской области проживает более 25 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Из них около 24 тысячи находятся в замещающих семьях. Это порядка 95% от общего числа детей-сирот в регионе», – рассказала первый заместитель председателя правительства Московской области Ольга Забралова.

Как отмечает первый зампред, всего в 2017 году в такие семьи было передано 1317 детей. 278 детей было усыновлено, 662 ребенка устроены под опеку и попечительство, 374 ребенка – в приемные семьи, 3 – на патронатное воспитание.

Усыновление

Источник: ©, flickr.com, RIBI Image Library Усыновление является приоритетной формой устройства детей, которые остались без попечения родителей. Вместе с тем эта форма предполагает самую высокую степень ответственности родителей за судьбу ребенка и его полноценное развитие – ведь он принимается в семью на правах кровного, биологического ребенка. Надо отметить, что при усыновлении дети приобретают право наследования, в том числе и после совершеннолетия. Усыновление детей производится в судебном порядке по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка.

Опека и попечительство

Опека или попечительство – это устройство ребенка в семью, когда он остается на гособеспечении. Но опекун сам выбирает форму и место получения ребенком образования, воспитывает ребенка, принимает меры по защите его прав. Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, попечительство – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. При этом, если ребенку уже есть 10 лет, то любая форма устройства возможна только с его согласия. Опекуны (попечители) получают на содержание ребенка ежемесячное и единовременное пособие.

Читайте так же:  Как сопли лечить у ребенка месячного

Приемная семья и патронатное воспитание

Источник: Фотобанк Московской области, Виктор Анашкин При устройстве ребенка в приемную семью заключается договор между местным органом опеки и попечительства и приемными родителями. Приемному родителю выплачивается вознаграждение, выполнение обязанностей по договору засчитывается в трудовой стаж. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме домашним воспитанием.

Еще одна форма устройства – патронатное воспитание. Патронатный воспитатель также получает вознаграждение и обеспечивает все сферы жизни ребенка – от образования до развлечений.

Службы сопровождения замещающих семей

Источник: Фотобанк Московской области, Елена Коробова В Московской области система сопровождения замещающих семей развивается с 2008 года. Задача таких служб – подготовка будущих приемных родителей и помощь семье, взявшей на воспитание детей.

В настоящее время в Подмосковье функционируют 75 служб сопровождения, в 72 из них проводится подготовка в школах приемных родителей. В соответствии с утвержденной программой там читают лекции социальные педагоги, психологи, юристы и другие профильные специалисты. Важно знать, что с 2012 года прохождение этой подготовки стало для будущих приемных родителей обязательным (кроме близких родственников ребенка и людей, ранее уже имевших успешный опыт усыновления и воспитания подопечных или приемных детей).

Программа обучения в этих школах рассчитана на 80 академических часов. Проводятся лекционные и практические занятия, которые разделены на несколько блоков: особенности развития ребенка, медико-социальные и нормативно-правовые основы воспитания, и другие. В конце подготовки будущие приемные родители должны пройти итоговую аттестацию в форме собеседования. По итогам подготовки гражданину выдается свидетельство установленного образца о прохождении подготовки, действующее на территории Российской Федерации.

Мероприятия

1. Организационные мероприятия

— эффективности деятельности органа опеки и попечительства по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

отдел по опеке и попечительству

Проведение семинара для социальных педагогов, общественных инспекторов по охране детства, руководителей ТОСов, руководителей общественных советов

«Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории городского округа »

отдел по опеке и попечительству,

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

Принятие сообщений о гражданах, изъявивших желание принять детей в семью

отдел по опеке и попечительству

в течение всего времени

Организация взаимодействия органа опеки и попечительства со службой содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

отдел по опеке и попечительству

в течение всего времени

Изучение опыта работы других органов опеки и попечительства

отдел по опеке и попечительству

в течение всего времени

Проведение межведомственного совещания «О развитии института приемных семей в городском округе. Опыт и проблемы» (с участием приемных родителей).

отдел по опеке и попечительству

Организация и проведение заседаний рабочей группы по развитию различных форм устройства детей в семьи по темам:

— О деятельности службы содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

— О работе по информированию населения о формах устройства детей в семью и привлечении общественных организаций к деятельности по пропаганде приемной семьи.

отдел по опеке и попечительству,

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

1 раз в полгода

Заседание совета по опеке и попечительству при администрации городского округ город Михайловка « Об основных итогах деятельности по развитию различных форм устройства детей в семьи».

члены совета по опеке и попечительству

Проведение межведомственного совещания с участием кандидатов и приемных родителей, воспитывающих детей-инвалидов «Сложно, но не страшно»

отдел по опеке и попечительству,

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей , ГУСО «Михайловский центр социального обслуживания населения»

ГКУ «ЦСЗН по городскому округу город Михайловка»

ГБУЗ «МГДБ», отдел по образованию,

Взаимодействие со службой содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

отдел по опеке и попечительству

в течение всего времени

II. Информационно-просветительская работа с населением

Подготовка и размещение в СМИ материалов, пропагандирующих семейные формы устройства детей, положительный опыт семейного воспитания детей, информирование населения о различных формах устройства детей и телефонах, местах обращения за консультацией.

отдел по опеке и попечительству,

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

в течение всего времени

Проведение прямой телефонной линии администрации городского округа город Михайловка «Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

отдел по опеке и попечительству

1 раз в квартал

Разработка и распространение тематических буклетов, листовок по вопросам государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формам устройства детей в семьи

отдел по опеке и попечительству,

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

в течение всего времени

Информирование население города через СМИ о проблемах социального сиротства, пропаганда положительного опыта воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях

отдел по опеке и попечительству,

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

в течение всего времени

Размещение информационных печатных материалов по пропаганде семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях здравоохранения и образовательных организациях города

отдел по опеке и попечительству,

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

в течение всего времени

Проведение информационных встреч с жителями города, трудовыми коллективами по вопросам социальной поддержки семей с детьми, охране прав детства и пропаганде семейных форм устройства детей, в том числе временной передаче детей в семью

отдел по опеке и попечительству,

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

в течение всего времени

Участие в расширенных заседаниях общественных советов сельских территорий по вопросам развития института приемной семьи.

отдел по опеке и попечительству,

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

в течение всего времени

Выступления на родительских собраниях в школах, дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, педагогических советах по вопросам ответственного родительства, и по вопросам развития института приемных семей

отдел по опеке и попечительству,

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

в течение всего времени

Проведение культурно-досуговых и спортивных мероприятий с участием населения и детей, воспитывающихся в замещающих семьях

отдел по опеке и попечительству,

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей, учреждения дополнительного образования,

учреждения культуры и спорта, КЦСОМ «Юность»

в течение всего времени

Размещение на официальном сайте городского округа информации для граждан (потенциальных родителей), освещающей правовые вопросы, новости и особенности семейного устройства

отдел по опеке и попечительству

Размещение производной информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в устройстве на воспитание в семью посредством современных информационно-коммуникационных технологий, на официальном сайте городского округа

отдел по опеке и попечительству

в течение всего времени

Организация взаимодействия с сайтами, блогами и т.д., оказывающими содействие в устройстве детей в семью

отдел по опеке и попечительству,

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

в течение всего времени

III. Работа с гражданами, желающими принять детей в семьи.

Формирование банка данных граждан — кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели.

отдел по опеке и попечительству

в течение всего времени

Создание базы данных семей, принимающих воспитанников школ-интернатов на каникулярное время, как потенциальных приемных родителей

отдел по опеке и попечительству

в течение всего времени

Проведение встреч потенциальных кандидатов в приемные родители и представителей приемных семей.

отдел по опеке и попечительству,

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

во время прохождения подготовки граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью

Подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

отдел по опеке и попечительству,

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

в течение всего времени

Реализация программы сопровождения приемных родителей.

отдел по опеке и попечительству,

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

в течение всего времени

Психолого-педагогическое обследование граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью

Читайте так же:  Развитие теории физического воспитания ребёнка

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

в течение всего времени

Помощь кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание, в выборе формы устройства ребенка

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

в течение всего времени

Консультирование граждан по вопросам семейного устройства

отдел по опеке и попечительству,

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

в течение всего времени

Знакомство кандидатов в замещающие родители с основами законодательства в сфере защиты прав детей-сиро и детей, оставшихся без попечения родителей.

отдел по опеке и попечительству,

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

в течение всего времени

I V . Сопровождение замещающих семей

Оказание психолого-медико-педагогической, правовой и иной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях

отдел по опеке и попечительству,

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

в течение всего времени

Оказание педагогическо-правовой помощи замещающим родителям в воспитании детей, оставшихся без попечения родителей

отдел по опеке и попечительству,

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей, ГУСО «Михайловский центр социального обслуживания населения» ГКУ «ЦСЗН по городскому округу город Михайловка»

в течение всего времени

Проведение периодического комплексного психолого-педагогического обследования детей, переданных на воспитание в семью

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

в течение всего времени

Организация и проведение обучающих семинаров, тренингов для замещающих родителей, собраний.

отдел по опеке и попечительству,

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

в течение всего времени

Оказание в получении детьми из замещающих семей образования, медицинской помощи, защиты законных прав детей, в том числе помощи во взаимодействии с различными организациями, учреждениями.

отдел по опеке и попечительству,

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

в течение всего времени

Привлечение опекунов, приемных родителей к участию в конкурсах, грантах с освещением результатов в СМИ

отдел по опеке и попечительству

в течение всего времени

Организация работы Клуба приемных родителей «Гармония»

отдел по опеке и попечительству,

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

в течение всего времени

Организация и проведения «круглого стола» приемных родителей по обмену опытом в воспитании детей.

отдел по опеке и попечительству,

служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей

Мероприятия по устройству детей сирот в семьи

7 — 8 октября уполномоченный по правам человека в Воронежской области Т.Д. Зражевская и уполномоченный по правам ребёнка при губернаторе Воронежской области И. Н. Попопва приняли участие в Межрегиональной конференции «Каждый ребёнок имеет право на семью».

Конференция состоялась по инициативе Уполномоченного по правам человека в городе Москве и при поддержке Правительства Москвы. Целью проведения конференции было усиление роли омбудсменов в решении проблем социального сиротства. Участники обсудили совместную работу по профилактике и ликвидации сиротства, состоялся обмен опытом.

На открытии конференции выступили уполномоченный по правам человека в России Элла Памфилова, уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева, директор департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Владимир Петросян и другие.

В конференции приняли участие Уполномоченные по правам человека и ребёнка, представители профильных органов исполнительной власти, представители министерств образования и науки России, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, представители общественных и некоммерческих организаций.

Во время конференции было проведено три круглых стола:

Во время круглых столов обсуждались следующие темы:

  • Реализация инновационных программ, направленных на ликвидацию сиротства, как социального явления в городе Москве.
  • Цели и задачи Центров содействия семейному воспитанию в работе по ликвидации сиротства и определению воспитанников в семьи.
  • Работа Интернет — портала Регионального Банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей города Москвы.
  • Формы и методы работы с кровной семьей по профилактике различных видов сиротства в нашем обществе.
  • Реализация пилотного проекта «По имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей — инвалидов» (постановление Правительства Москвы от 23 января 2014г. № 8-ПП): инмлидав.»
  • Взаимодействие с НКО в реализации программ по ликвидации сиротства и опыт работы общественных организаций (волонтеров).
  • Функционирование Центров социальной помощи семье и детям на примере ЦСПСиД «Западное Дегунино» города Москвы.

Кроме того, участники посетили Кризисный центр помощи женщинам и детям, Православный Свято-Софийский детский дом (Негосударственный детский дом для инвалидов с тяжёлыми множественными нарушениями развития) и семьи, участвующие в пилотном проекте по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приёмной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов.

ПРОЕКТ

РЕЗОЛЮЦИЯ

Межрегиональной конференции «Каждый ребенок имеет право на семью»

город Москва, 7-8 октября 2015 года

В период с 7 по 8 октября 2015 г в городе Москве прошла Межрегиональная конференция «Каждый ребенок имеет право на семью», в которой приняли участие Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (его представители), Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (его представители), Уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, входящих в состав ЦФО, председатели Координационных советов Уполномоченных по правам человека других федеральных округов Российской Федерации, представители профильных органов исполнительной власти регионов ЦФО, представителей Министерства образования и науки Российской Федерации, специалисты и эксперты, работающие в сфере профилактики социального сиротства и развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общее число участников – 150 человек.

Участники конференции, рассмотрев и обсудив актуальные проблемы обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье, изучив опыт города Москвы в данной сфере, отмечают следующее.

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы одной из главных задач является обеспечение жизни и воспитания ребенка в семье, а также намечен комплекс мер по развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Участники Конференции отметили, что в субъектах Российской Федерации, входящих в состав ЦФО, за последние годы существенно усилилась профилактическая работа с различными слоями социального общества за счет внедрения инновационных технологий (Социальный патруль, Сетевая семейная терапия, Сеть социальных контактов, Раннее выявление семейного неблагополучия, Раннее вмешательство в кризисную ситуацию в семье, Скорая помощь в семью, Работа со случаем и др.), усиления работы по предупреждению жестокого обращения и насилия в отношении детей, создания кризисных и реабилитационных центров.

Дальнейшее развитие получили системы материального и нематериального стимулирования кандидатов в замещающие родители, в усыновители, дифференцированные меры по поддержке семей, воспитывающих различные категории детей-сирот. В регионах ЦФО активно развиваются и внедряются в практику различные инновационные технологии поиска, отбора и подготовки кандидатов, включая информационно-просветительские и рекламные кампании. Большой спектр программ и услуг реализуют некоммерческие организации, включая создание видеороликов о детях, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот, программы наставничества, социального рекрутмента семей для подростков, привлечения приемных родителей в качестве волонтеров, создание семейных городков и детских деревень для приемных родителей и другие.

По итогам реализации федеральных и региональных нормативных правовых актов, принятых в течение 2013 и 2014 годов, в ЦФО, как и России, впервые с 2008 года наметилась тенденция увеличения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), переданных на семейные формы воспитания: в 2012 году — 10 450 детей, 2013 году – 11 211детей, детей, 2014 году – 11 267детей. Важным фактом является превышение числа устроенных в семьи детей (11 267 детей) над числом выявленных (10 894 детей) в течение 2014 года, что означает снижение числа детей в организациях для детей-сирот. Ежегодное сокращение в ЦФО числа выявленных детей как оставшихся без попечения родителей, составляет от 3,4% до 10%.

Участники конференции с удовлетворением отмечают хороший темп уменьшения количества детей-сирот в региональных банках данных – за 2014 год сокращение составило 21,1% при среднем по России – 19,5 %.

В 2014 году по сравнению с 2013 годом на 4,8% (с 10235 в 2013 году до 9742 в 2014 году) сократилось число детей, у которых лишены или ограничены в родительских правах родители.

Большое внимание на конференции было уделено обсуждению реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» в субъектах РФ, входящих в состав центрального федерального округа.

Читайте так же:  Почему ребенок не ест ночью

Каждый регион принял План мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот, в котором определяет их будущее. Участники конференции считают приоритетным проведение реструктуризации сети организаций для детей-сирот на территории своего субъекта с учетом региональных особенностей; разукрупнение организаций для детей-сирот, создание в них безопасных, приближенных к семейным условий проживания и воспитания; использование ресурсов организаций для детей-сирот в деятельности по профилактике социального сиротства, семейному устройству и социальной адаптации детей-сирот.

При этом участники конференции указали на существующие основные проблемы, препятствующие этому процессу: подведомственная разобщенность организаций; трудоустройство сотрудников при ликвидации либо реорганизации организации; отсутствие нормативного правового акта о сохранности льгот работникам организаций, не являющихся в связи с реорганизацией образовательной организацией; отсутствие возможности произвести реконструкцию зданий организаций для детей-сирот по квартирному типу, спроектированных по коридорному типу; несоответствие зданий организаций для детей-сирот новым санитарным правилам; недостаточное либо отсутствие финансирования текущего и капитального ремонта зданий, отсутствие средств для строительства новых зданий.

В течение двух дней участники конференции делились инновационным опытом на выездных площадках города Москвы: центрах содействия семейному воспитанию, в центре поддержки семьи и детства, в центрах социальной (постинтернатной) адаптации Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

По итогам работы межрегиональной конференции участники приняли следующую резолюцию.

1.Рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации:

  • поддержать проект федерального закона № 649934-6 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи детей на социальное воспитание», позволяющий обеспечить устройство в семьи детей-сирот отдельных категорий (дети подросткового возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья, братья и сестры и т.д.), и ускорить его принятие;
  • рассмотреть вопрос о возможности введения обязательной подготовки в школах приемных родителей опекунов и попечителей из числа кровных родственников.

2.Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти:

  • подготовить предложения по совершенствованию норм семейного законодательства Российской Федерации, регламентирующих процедуры отобрания детей, лишения родительских прав, ограничения родителей в правах, а также порядок общения с детьми родителей, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, если это отвечает интересам детей;
  • ускорить внесение изменений в Федеральный закон № 120-ФЗ, которыми предусматривается приведение его положений в соответствие с Федеральным законом № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
  • обеспечить распространение передового регионального опыта в сфере семейного устройства, накопленного в регионах ЦФО, в том числе опыт города Москвы;
  • обеспечить мониторинг реализации в субъектах Российской Федерации планов мероприятий (программ) по обеспечению семейного устройства детей-сирот и дорожных карт субъектов Российской Федерации по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот, направленных на обеспечение создания условий для устройства детей-сирот на воспитание в семьи российских граждан, а также создания условий воспитания детей в организациях, приближенных к семейным, обеспечения постинтернатной адаптации выпускников таких организаций;
  • разработать методические рекомендации для образовательных, социальных, медицинских организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для специалистов органов опеки и попечительства, служб сопровождения о порядке, возможностях и формах выявления случаев жестокого обращения с воспитанниками организаций и детьми-сиротами в замещающих семьях с целью профилактики и оказания помощи;
  • разработать механизмы профилактики возвратов детей-сирот из замещающих семей, включая меры по усилению контроля за адаптацией детей и соблюдением их прав в замещающих семьях;
  • обеспечить мониторинг реализации в субъектах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» и рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в указанное постановление;
  • продолжить практику организации и проведения всероссийских мероприятий по вопросам семейного устройства детей-сирот и деятельности организаций для детей-сирот в целях распространения лучшего опыта субъектов Российской Федерации, в том числе форумы приемных семей;
  • доработать модельную программу социального сопровождения семей с детьми, с учетом специфики развития и семейной адаптации детей-сирот и имеющимся в регионах опыта работы служб сопровождения и направить методические рекомендации в субъекты Российской Федерации;
  • ускорить работу по введению в практику утвержденных Министерством труда и социального развития Российской Федерации новых профессиональных стандартов специалистов, работающих в области семейного устройства детей-сирот и сопровождения замещающих семей.

3. Рекомендовать региональным и муниципальным органам власти:

  • уточнить содержания планов по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и ускорить работы по приведению организаций для детей-сирот в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «Об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • обеспечить при реализации региональных программ реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот проведения общественного обсуждения, привлечения экспертов, проводить в СМИ разъяснительную работу;
  • обеспечить выделение финансовых средств в необходимом объеме на реализацию реформирования организаций для детей-сирот; проводить регулярный мониторинг реализуемых мероприятий на уровне субъекта Российской Федерации и их оценку;
  • усилить и дифференцировать подготовку кандидатов в замещающие родители, выражавших желание принять в свою семью детей-сирот подросткового возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья, сиблингов;
  • использовать индивидуальные методы работы с родителями, ограниченными или лишенными родительских прав, по восстановлению родительских прав и возврату ребенка в кровную семью; в этих случаях предусмотреть различные формы взаимодействия с кровной и приемной семьи, а также участие специалистов органов опеки и аппаратов Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка;
  • шире внедрять в практику работы современные технологии волонтерства, гостевой семьи для социальной адаптации воспитанников и выпускников, получения опыта проживания в семье;
  • развивать институт наставничества для разных категорий семей и детей-сирот в организациях, замещающих семьях, в постинтернатный период;
  • продолжить работу по созданию региональных/муниципальных банков данных выпускников организаций для детей-сирот и лиц из их числа;
  • обеспечить индивидуальное сопровождение выпускников с учетом положений Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
  • рассмотреть возможность предоставления бесплатной юридической помощи для лиц из числа детей-сирот старше 23-х лет.
  • активизировать работу по проведению обучающих мероприятий для работников организаций для детей-сирот с целью обучения их современным технологиям работы по новым направлениям деятельности, взаимодействия с социально ориентированными негосударственными организациями, волонтерами; организовать консультирование по вопросам воспитания, обучения, реабилитации и защиты прав детей;
  • расширить спектр и повысить качество социальной рекламы, направленной на семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • усилить и дифференцировать подготовку кандидатов в замещающие родители, выражавших желание принять в свою семью детей-сирот подросткового возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья, сиблингов;
  • разработать единую методику сбора, обработки и использования статистических данных и критериев результатов, полученных на их базе;
  • разработать комплекс мер по привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию услуг в сфере семейного устройства детей-сирот и сопровождения замещающих семей; разработать порядок взаимодействия организаций для детей-сирот с НКО и волонтерами;
  • предусмотреть возможность участия в электронных торгах по закупке жилья для детей-сирот как юридическим, так и физическим лицам (в особенности – в сельской местности и малых городах);

4. Рекомендовать Уполномоченным по правам человека, Уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, входящих в состав ЦФО:

усилить контроль и обеспечить защиту прав и законных интересов детей:

  • при выявлении детского и семейного неблагополучия и принятия решения об отобрании ребенка;
  • при помещении ребенка в медицинские организации для детей-сирот в части обоснования (правового статуса и диагноза) и сроков нахождения;
  • при помещении ребенка и нахождении его под контролем в организации для детей-сирот в части обоснованности направления, сроков пересмотра диагнозов, временности нахождения в организации (наличие работы по его семейному устройству), проведения индивидуальной коррекционно-развивающей работы и подготовки к самостоятельной жизни (наличие в организации программ подготовки к самостоятельной жизни);
  • при добровольном помещении ребенка в организацию для детей-сирот в части обоснованности и сроков нахождения ребенка;
  • при проведении реформирования организаций для детей-сирот в части создания условий, приближенных к семейным, постоянства воспитателей в группе и запрета на перевод воспитанников из группы в группу; обоснованности перевода ребенка в другое учреждение, учета его мнения и наличие подготовки к переводу;
  • при реализации права на образование в части получения образования за «стенами детского дома», поступления в образовательные учреждения среднего профессионального образования детей-сирот из организаций и замещающих семей;
  • содействовать качеству предоставления социальных услуг при подготовке кандидатов в замещающие родители и сопровождению семей и выпускников на межведомственной основе;
  • обеспечить поддержку в создании и организации работы общественных объединений замещающих родителей (ассоциаций, советов приемных семей, клубов опекунов и пр.);
  • при решении вопросов о своевременном предоставлении жилья детям-сиротам, достигшим 18-летнего возраста;
  • усилить роль общественных советов при Уполномоченных.