Меню

Логопедическая работа с детьми 1 уровня речевого развития

Оглавление:

Логопедическая работа с детьми 1 уровня речевого развития

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими разный уровень речевого развития, проводится в специальных группах для детей с общим недоразвитием речи. Согласно «Типовому положению о дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи» в эти группы зачисляются:

а) дети с I уровнем речевого развития начиная с 3-летнего возраста со сроком обучения 3 — 4 г.;

б) дети со II уровнем речевого развития начиная с 4-летнего возраста со сроком обучения 3 г.;

в) дети с III уровнем речевого развития начиная с 4 — 5-летнего возраста со сроком обучения 2 г.

Занятия проводятся с подгруппами и индивидуально.

Задачи и содержание логопедической работы вытекают из анализа структуры речевого нарушения, а также сохранных и компенсаторных возможностей детей.

В основе формирования устной речи у детей лежит обучение составлению предложений разных типов.

Последовательность усвоения конструкций предложений, грамматических форм определяется тем, как происходит развитие речи в норме. Учебный материал, методические приемы каждого этапа работы предусматривают постепенное усложнение, но с обязательной опорой на то, что у ребенка уже сформировалось спонтанно или в результате предыдущей логопедической работы.

Учитывая возрастные, характерологические особенности безречевых детей, выраженный речевой негативизм, сниженную эмоциональную активность, необходимо с первых же занятий создавать у ребенка хороший настрой, желание «играть» (заниматься) с логопедом, активно контактировать с ним. Успех первых шагов во многом определяется тем, насколько логопед сможет заинтересовать ребенка, организовать увлекательную для него ситуацию, создать стимул для подражания. В работе с детьми с I уровнем речевого развития главными задачами являются следующие:

1. Развитие понимания речи.

2. Развитие активной подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний.

3. Развитие внимания и памяти.

С самых первых занятий используются варианты разных упражнений, направленных прежде всего на развитие у ребенка активного внимания, умения вслушиваться в обращенную к нему речь, выполнять задания на основе словесных конструкций. При этом уточняются значения ряда слов — названий предметов, действий, признаков. Важно, чтобы предметный словарь носил конкретный характер, а действия были наглядными, легко поддающимися демонстрации.

Обращения к детям следует облекать в форму побудительных и вопросительных предложений, в которых должны присутствовать одни и те же слова в разных грамматических формах. Такие упражнения проводят в игровой форме с широким использованием наглядной ситуации, при этом допускается ответ действием. Например: «К нам в гости пришел Незнайка. Он ищет своих друзей. Кто поможет ему найти собаку Дружка, лису Алису, Кота в сапогах? Покажите, у кого собака Дружок, где лиса Алиса. Кто нашел Кота в сапогах?» И т. д.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста, имеющими i уровень речевого развития Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Уклейкина Ирина Юрьевна, Пайдимирова Татьяна Петровна

В последнее время в специализированные детские сады всё чаще поступают безречевые дети 2 4 лет, дети, пользующиеся несколькими лепетными словами, плохо понимающие или понимающие обращённую речь только в условиях знакомой ситуации. С такими детьми сложно работать. Поэтому, логопеду , в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, необходимо выстраивать свою работу так, чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Необходимо способствовать повышению познавательного интереса и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Содержание коррекционной работы в образовательной организации должно быть направлено на преодоление или коррекцию недостатков в развитии детей с ОВЗ.Таким образом, мы говорим о помощи логопеда в организации сотрудничества детей и взрослых на всех этапах работы, так как ребёнок является полноценным участником образовательных отношений. В связи с этим, мы предлагаем систему коррекционно-логопедического воздействия, которая предназначена для работы с детьми раннего возраста и адресована родителям, логопедам и воспитателям. Она предусматривает поэтапное обучение ребенка,состоит из нескольких разнонаправленных групп игр, и включает в себя: развитие мышления, памяти, понимания речи; формирование предпосылок для развития активной речи. Прежде всего, с каждым ребёнком необходимо наладить доверительные отношения, чтобы предупредить или преодолеть речевой негативизм, определить возможности ребёнка, подобрать те упражнения, выполнение которых помогут адаптировать детей к речевому общению. Чем раньше будет начата коррекционная работа с логопедом , тем быстрее будет компенсировано речевое недоразвитие. Чтобы ребёнок заговорил, он должен быть готов к восприятию речи, должен уметь наблюдать, сравнивать, сосредотачивать внимание, поэтому работа над развитием психологической базы речи будет ведущей на первом этапе работы. Все задания и упражнения нужно предлагать в игровой, непринуждённой форме, на первых порах действуя одновременно с ребёнком, давая ему возможность выполнить задание по образцу, копируя действия взрослого. На первом этапе работы речевой отклик ребёнка необязателен. Ребёнок участвует в диалоге со взрослым любым доступным способом: жестом, мимикой, действием. В этом случае ему интересно, его не понуждают к однообразным повторениям. Материал для работы (игрушки, картинки) можно использовать многократно и вариативно. Сначала учим ребёнка запоминать и выбирать одну игрушку из нескольких предложенных в играх «Возьми, что скажу», «Дай мне». Далее в играх «Кто пришёл?», «Кто убежал?» предлагаем определить игрушку, которую добавили или убрали со стола. Для стимуляции речевой активности детей очень полезно использовать куклуперчатку, игрушку. Опосредованно, через игрушку, участвуя в диалоге со взрослым, малыш учится отражённо повторять 2 3 облегчённых слова, звукоподражания в таких играх, как «Прятки», «Скажи, как я». Дети с I уровнем речевого развития испытывают значительные затруднения в определении общего признака для нескольких предметов, поэтому обучение надо начинать с простых игр, находя лишнюю игрушку из 3-х в игре «Что лишнее?». Зрительное восприятие и внимание у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформировано, дети не умеют видеть одноимённые предметы, изображённые по-разному. Нужно научить их находить предмет по его контурному изображению, тени, соотносить предмет с картинкой, узнавать предмет, игрушку по характерной детали в играх «Отгадай, что это?», «Угадай, что нарисовано?» На втором этапе работы объём материала увеличивается, задания усложняются, например, в игре «Не ошибись» дети учатся выбирать и раскладывать игрушки из разных тематических групп в определённой последовательности. В игре «Выбери такой же» учатся подбирать картинки по смыслу, выбирать предметы одинаковые по цвету, форме или величине. Возможности к обобщению становятся шире, поэтому для игры «Что лишнее» подбираются 4 картинки или игрушки. Дети учатся складывать разрезные картинки из 2-х 6-х частей, с опорой на картинку образец, а также подбирают геометрические фигуры, формы к отверстиям в коробке в играх «Почтовый ящик», «Сортер». Работа по развитию понимания речи на первом этапе начинается с обучения нахождения предмета, игрушки по вопросу «Где?» После многократного нахождения предмета сначала на пост
оянном месте, потом, закрытого платочком, после, перенесённого в другое место, ребёнок усваивает значение этого вопроса практически. В играх «Поручения», «Покажи на себе», «Где у куклы?», «Ты покажи на себе, а я на кукле», дети учатся выполнять простые инструкции по слову взрослого, сначала подкреплённому жестом, действием, а затем только по словесной просьбе. К пониманию простых обобщений подводим постепенно, используя бытовые ситуации, игру. В совместных играх с ребёнком, как бы копируя житейские ситуации, не только расширяем представления детей об окружающем, но и вводим в пассив новые слова. Полезно рассматривание иллюстраций к стихам, сказкам, сюжетных картинок с одним действием с одновременным комментарием и вовлечением ребёнка в диалог: «Покажи, кто идёт; как рычит; где сидит», не требуя словесного ответа. В совместных демонстрациях игровых действий по сказочным сюжетам, в игре «Прятки», в бытовых ситуациях, взрослый употребляет слова в разных грамматических категориях, а ребёнок практически усваивает и различает значение разных вопросов: Где? Кто? Куда? Откуда? С кем? Пассивный словарь ребёнка становится достаточным для того, чтобы начать работу над пониманием доступных грамматических категорий. Так как ребёнок ориентируется на названия действий, а словарь признаков остаётся бедным, необходимо уделить внимание работе над загадками описательного характера, используя наглядную опору. Детально рассмотрев и обследовав игрушку, предмет, опираясь не только на зрительное, но и на тактильное, вкусовое, слуховое восприятие мы привлекаем внимание ребёнка к характерным признакам предметов. Отгадывая эти загадки, ребёнок усваивает значение слов признаков. В играх «Что мне нужно?», «Подбери предмет», «Выбери картинку» ребёнок учится устанавливать причинно-следственные связи. Еще один этап логопедической работы в системе направлен на развитие активной подражательной речевой деятельности. На этом этапе, начинаем учить называть близких людей, обращаться к ним, называть по именам, подражать голосам животных, называть звуки и шумы окружающего мира, подражать звукам музыкальных инструментов. Обучаем детей пользоваться не только существительными, но и глаголами, указательными местоимениями, составлять двухсловные предложения. Опираясь на большой практический опыт работы по данной системе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи І уровня, мы делаем вывод, что поэтапное обучение неговорящего ребёнка, включающее в себя не только развитие собственно речи, но и развитие понимания обращённой речи, слухового и зрительного восприятия, мышления, памяти, формирует необходимые предпосылки для возникновения коммуникативных навыков. В процессе коррекционной работы мы наблюдаем, что ребёнок начинает использовать активную речь, называя предметы окружающей действительности и действия с ними. Научается обращаться с просьбой к взрослым, отвечает на вопросы словом или простой фразой без использования жеста. Улучшается артикуляторная и мелкая моторика. Всё это приводит к повышению самооценки малыша, ребёнок становится менее капризным, улучшается его настроение, он проявляет интерес к занятиям. Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в основе коррекционного воздействия лежит работа по формированию психологической базы речи.

Читайте так же:  Лечение охриплости голоса у детей

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Уклейкина Ирина Юрьевна, Пайдимирова Татьяна Петровна,

Текст научной работы на тему «Логопедическая работа с детьми раннего возраста, имеющими i уровень речевого развития»

Логопедическая работа с детьми раннего возраста, имеющими I уровень речевого

Уклейкина Ирина Юрьевна, Пайдимирова Татьяна Петровна

МДОУ «Детский сад №14, компенсирующего вида», МДОУ «Детский сад №40, компенсирующего вида»

логопед, безречевые дети, моторная алалия, система

В последнее время в специализированные детские сады всё чаще поступают безречевые дети 2 -4 лет, дети, пользующиеся несколькими лепетными словами, плохо понимающие или понимающие обращённую речь только в условиях знакомой ситуации. С такими детьми сложно работать. Поэтому, логопеду, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, необходимо выстраивать свою работу так, чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Необходимо способствовать повышению познавательного интереса и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Содержание коррекционной работы в образовательной организации должно быть направлено на преодоление или коррекцию недостатков в развитии детей с ОВЗ.Таким образом, мы говорим о помощи логопеда в организации сотрудничества детей и взрослых на всех этапах работы, так как ребёнок является полноценным участником образовательных отношений. В связи с этим, мы предлагаем систему коррекционно-логопедического воздействия, которая предназначена для работы с детьми раннего возраста и адресована родителям, логопедам и воспитателям. Она предусматривает поэтапное обучение ребенка,состоит из нескольких разнонаправленных групп игр, и включает в себя: развитие мышления, памяти, понимания речи; формирование предпосылок для развития активной речи. Прежде всего, с каждым ребёнком необходимо наладить доверительные отношения, чтобы предупредить или преодолеть речевой негативизм, определить возможности ребёнка, подобрать те упражнения, выполнение которых помогут адаптировать детей к речевому общению. Чем раньше будет начата коррекционная работа с логопедом, тем быстрее будет компенсировано речевое недоразвитие. Чтобы ребёнок заговорил, он должен быть готов к восприятию речи, должен уметь наблюдать, сравнивать, сосредотачивать внимание, поэтому работа над развитием психологической базы речи будет ведущей на первом этапе работы. Все задания и упражнения нужно предлагать в игровой, непринуждённой форме, на первых порах действуя одновременно с ребёнком, давая ему возможность выполнить задание по образцу, копируя действия взрослого. На первом этапе работы речевой отклик ребёнка необязателен. Ребёнок участвует в диалоге со взрослым любым доступным способом: жестом, мимикой, действием. В этом случае ему интересно, его не понуждают к однообразным повторениям. Материал для работы (игрушки, картинки) можно использовать многократно и вариативно. Сначала учим ребёнка запоминать и выбирать одну игрушку из нескольких предложенных в играх «Возьми, что скажу», «Дай мне». Далее в играх «Кто пришёл?», «Кто убежал?» предлагаем определить игрушку, которую добавили или убрали со стола. Для стимуляции речевой активности детей очень полезно использовать куклу-перчатку, игрушку. Опосредованно, через игрушку, участвуя в диалоге со взрослым, малыш учится отражённо повторять 2 — 3 облегчённых слова, звукоподражания в таких играх, как «Прятки», «Скажи, как я». Дети с I уровнем речевого развития испытывают значительные затруднения в определении общего признака для нескольких предметов, поэтому обучение надо начинать с простых игр, находя лишнюю игрушку из 3-х в игре «Что лишнее?». Зрительное восприятие и внимание у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформировано, дети не умеют видеть одноимённые предметы, изображённые по-разному. Нужно научить их находить предмет по его контурному изображению, тени, соотносить предмет с картинкой, узнавать предмет, игрушку по характерной детали в играх «Отгадай, что это?», «Угадай, что нарисовано?» На втором этапе работы объём материала увеличивается, задания усложняются, например, в игре «Не ошибись» дети учатся выбирать и раскладывать игрушки из разных

тематических групп в определённой последовательности. В игре «Выбери такой же» учатся подбирать картинки по смыслу, выбирать предметы одинаковые по цвету, форме или величине. Возможности к обобщению становятся шире, поэтому для игры «Что лишнее» подбираются 4 картинки или игрушки. Дети учатся складывать разрезные картинки из 2-х — 6-х частей, с опорой на картинку — образец, а также подбирают геометрические фигуры, формы к отверстиям в коробке в играх «Почтовый ящик», «Сортер». Работа по развитию понимания речи на первом этапе начинается с обучения нахождения предмета, игрушки по вопросу «Где?» После многократного нахождения предмета сначала на постоянном месте, потом, закрытого платочком, после, перенесённого в другое место, ребёнок усваивает значение этого вопроса практически. В играх «Поручения», «Покажи на себе», «Где у куклы?», «Ты покажи на себе, а я на кукле», дети учатся выполнять простые инструкции по слову взрослого, сначала подкреплённому жестом, действием, а затем только по словесной просьбе. К пониманию простых обобщений подводим постепенно, используя бытовые ситуации, игру. В совместных играх с ребёнком, как бы копируя житейские ситуации, не только расширяем представления детей об окружающем, но и вводим в пассив новые слова. Полезно рассматривание иллюстраций к стихам, сказкам, сюжетных картинок с одним действием с одновременным комментарием и вовлечением ребёнка в диалог: «Покажи, кто идёт; как рычит; где сидит», не требуя словесного ответа. В совместных демонстрациях игровых действий по сказочным сюжетам, в игре «Прятки», в бытовых ситуациях, взрослый употребляет слова в разных грамматических категориях, а ребёнок практически усваивает и различает значение разных вопросов: Где? Кто? Куда? Откуда? С кем? Пассивный словарь ребёнка становится достаточным для того, чтобы начать работу над пониманием доступных грамматических категорий. Так как ребёнок ориентируется на названия действий, а словарь признаков остаётся бедным, необходимо уделить внимание работе над загадками описательного характера, используя наглядную опору. Детально рассмотрев и обследовав игрушку, предмет, опираясь не только на зрительное, но и на тактильное, вкусовое, слуховое восприятие мы привлекаем внимание ребёнка к характерным признакам предметов. Отгадывая эти загадки, ребёнок усваивает значение слов — признаков. В играх «Что мне нужно?», «Подбери предмет», «Выбери картинку» ребёнок учится устанавливать причинно-следственные связи. Еще один этап логопедической работы в системе направлен на развитие активной подражательной речевой деятельности. На этом этапе, начинаем учить называть близких людей, обращаться к ним, называть по именам, подражать голосам животных, называть звуки и шумы окружающего мира, подражать звукам музыкальных инструментов. Обучаем детей пользоваться не только существительными, но и глаголами, указательными местоимениями, составлять двухсловные предложения. Опираясь на большой практический опыт работы по данной системе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи I уровня, мы делаем вывод, что поэтапное обучение неговорящего ребёнка, включающее в себя не только развитие собственно речи, но и развитие понимания обращённой речи, слухового и зрительного восприятия, мышления, памяти, формирует необходимые предпосылки для возникновения коммуникативных навыков. В процессе коррекционной работы мы наблюдаем, что ребёнок начинает использовать активную речь, называя предметы окружающей действительности и действия с ними. Научается обращаться с просьбой к взрослым, отвечает на вопросы словом или простой фразой без использования жеста. Улучшается артикуляторная и мелкая моторика. Всё это приводит к повышению самооценки малыша, ребёнок становится менее капризным, улучшается его настроение, он проявляет интерес к занятиям. Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в основе коррекционного воздействия лежит работа по формированию психологической базы речи.

1.Борякова Н. Ю., Соболева А. Г., Ткачёва В. Г. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. Москва, 1994. — 93 стр.

2.Гришвина А. В. Пузыревская, Е. А. Сочеванова, Е. В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М.: Просвещение, 1988. — 93 стр.

3.Жукова, Н. С. Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. Преодоление задержки речевого

развития у дошкольников. М.: Просвещение, 1973. — 224 стр.

4.Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. — 224 стр.

5.Парамонова, Л. Г. Стихи для развития речи. СПб.: Дельта, 1998. — 208 стр.

6.Развивающие игры с малышами до трех лет: Популярное пособие для родителей и педагогов /сост. Галанова Т. В. Ярославль: Академия развития, 2002. — 176 стр.

7.Янушко, Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 — 3 лет. Москва.: Теревинф, 2007. — 424 стр.

8.Статья в книге: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. 1998 г. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи //Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов пед. вузов /под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, стр. 513-551.

9.Статья в книге: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. 2010 г. Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития // Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М.: Просвещение, стр. 93-95.

Как определить ОНР 1 уровня, какие основные характеристики у этой степени патологии

Дети с нормальными интеллектуальными способностями и полноценной слуховой деятельностью зачастую страдают дисфункцией в формировании разных (звуковых, семантических и лексико-грамматических) речевых сторон. Причина формирования нарушения заключается в речевых расстройствах, что вызывает общее недоразвитие речи (ОНР). Одной из самых сложных патологий является ОНР 1 степени.

Выявить наличие нарушения можно при логопедическом осмотре, после чего начинается этап коррекции, в результате которого происходит не только формирование речевого понимания, полноценного словарного запаса, но и постановка верного звукопроизношения и грамматического строя языка.
При отсутствии своевременного лечения в будущем ребенок может страдать дисграфией или дислексией.

Классификация ОНР

Обращая внимание на клинический состав категории детей с ОНР можно выделить три группы:

  • ОНР неосложненной формы, которая характеризуется наличием минимальной мозговой дисфункцией, проявляющейся в неполном контроле тонуса мышц, моторных преобразований, а также проявлением незрелого поведения в эмоционально-волевой сфере.
  • ОНР осложненной формы отмечается у детей, страдающих неврологическими или психологическими синдромами, например, церебрастеническим, судорожным или гипердинамическим.
  • Дети, которые отличаются органическими дефектами в речевых отделах мозга, подвержены развитию грубого недоразвития речи.

Отталкиваясь от степени ОНР выделяют четыре уровня:

  • 1 уровень речевого развития характеризуется абсолютным отсутствием общеупотребительной речи – «безречевые дети».
  • При 2-ом уровне речевого развития отмечается употребление начальных элементов речи, бедным словарным запасом, а также проявлением аграмматизма.
  • Если у ребенка отмечается развернутая фразовая речь, но звуковые и смысловые стороны не полностью развиты, то речь идет о 3-ем уровне речевого развития.
  • При 4-ом уровне речевого развития наблюдаются не значительные недочеты в фонетико-фонематической, а также лексико-грамматической речевых сторонах
Читайте так же:  Воспитание детей в европейских семьях

Детальная характеристика ОНР 1 степени

Ребенок с данным диагнозом крайне ограничен в средствах общения. В активном словарном запасе можно выделить лишь небольшое количество слов, которые употребляются в обиходе, при этом произношение каждого происходит нечетко. К таким фразам также могут добавляться различные звукоподражания или обычные звуки.

Дети в большинстве случаев в общении используют свою мимику и жесты, не разделяя комплексы для описания качеств, действий или предметов. Чаще всего детский лепет расценивается однословным предложением, которые повторяется многократно.

Ребенок не дифференцирует обозначения предмета и действия. То есть любое действие, он может охарактеризовать предметом, например, глагол открывать заменяется словом дверь, которое чаще всего произносится нечетко. Такой же эффект наблюдается и в обратном, то есть предмет заменяется действием. Самым распространенным примером считается замена слова «кровать» на глагол «пат» (спать). Из-за скудного словарного запаса одно слово может быть многозначным.

Речь таких детей полностью лишена флексий, в результате чего все слова употребляются лишь в корневой форме. Каждый лепетной элемент сопровождается активной жестикуляцией в качестве дополнительной поддержки в пояснении.

При отсутствии ориентирующих признаков ребенок не сможет отличить множественную и единственную формы существительного, а также прошедшее время глагола или мужской и женский род. У большинства детей наблюдается полное отсутствие понимания предлогов.

Характеристика слухоречевой стороны при ОНР 1 уровня заключается в фонетической неопределенности. При воспроизведении звуков наблюдается диффузный характер, что объясняется недостаточно развитой артикуляцией, а также низкой способностью к звуковому распознанию. Чаще всего дефектные звуки доминирует над верным произношением.
При ОНР 1 уровня дети не могут различать и воспринимать слоговую структуру.

Общая характеристика 2,3 и 4 уровня ОНР

Для 2 уровня ОНР характерно увеличение речевой активности. В общении ребенок применяет постоянный, но все еще искаженный и узкий запас употребляемых слов. На данном уровне ребенок способен дифференцировать предметы, действия, пользоваться местоимениями, некоторыми союзами и предлогами. Ребенок активно реагирует на картинки, которые носят знакомый характер, то есть, например, на предметы, окружающие его в повседневной жизни.

Речь строится из элементарных предложений (используется 2-3, в редких случаях 4 слова). Ребенок не может назвать цвета, формы предмета, поэтому незнакомые слова старается заменить близкой по смыслу фразой.

Для третьего уровня ОНР характерно развитие развернутой обиходной речи. При этом отмечается неполное знание некоторых слов, а также неправильное составление определенных грамматических форм. Чаще всего дети данной группы страдают от нарушения слуховой дифференциации звуков. Главной отличительной особенностью данной степени считается неспособность к словообразованию, путаница в падежах и словесных форм.

Четвертый уровень ОНР обнаруживается при детальной диагностике, ведь в жизни многие родители не обращают внимания на небольшие дефекты в речи. Основная проблема данных детей заключается в неспособности удержания фонематического образа слова, а также в нарушении дифференциации звука.

Методика обследования

Любые речевые дефекты диагностируются на приеме у логопеда, в результате которого происходит выявление речевого навыка ребенка, определяется уровень психического развития.

Важным этапом считается проведение анализа для установки взаимного содействия между звуковой стороной речи, лексическим запасом и грамматическим строем. В результате чего можно выделить три этапаизучения:

  • ориентировочный, или первый этап, в результате которого происходит заполнение карты ребенка с родительских слов, изучается документация и проводится беседа с малышом;
  • при втором этапе обследования проводится диагностика языковой системы, ее составляющих, в результате чего составляется заключение от логопеда;
  • на третьем этапе логопед производит наблюдение в динамике, например, в процессе обучения.

При беседе родителей чаще всего удается собрать информацию о предречевых реакциях ребенка, например, о гулении, лепете. Появляется возможность узнать точный возраст формирования первых слов. При подозрении на развитие ОНР первого уровня важно выяснить наблюдается ли у ребенка формирование двухсловных или многословных предложений, насколько развита его общительность и стремление к контакту.

Но самым важным считается непосредственная беседа с ребенком, в результате которой происходит установка контакта и настрой и общение. В процессе беседы задаются различные вопросы, которые помогают лучше узнать его кругозор, любимые занятия, определить насколько хорошо он ориентируется в пространстве и времени.

При определении причины развития дефекта в звуковой стороне речи важно провести обследование артикуляционного аппарата, а также его моторики.

Не менее важным является обследование общей и мелкой моторики, которое основывается на общем виде, осанке малыша, способности к самообслуживанию (например, логопед может попросить его застегнуть самостоятельно пуговицы или зашнуровать ботинки). Также обращается внимание на ходьбу, бег, прыжки и прочие виды физической активности.

Очень важно определить умеет ли малыш сохранять равновесие.

В конечном итоге логопед проводит полное и всестороннее изучение поведения, которое в последующем обобщается в логопедическое заключение, на основе которого подпирается коррекционная работа и составляется маршрут терапии.

Обучение детей 1 степени ОНР

Важно помнить, что коррекционный процесс – это длительный и сложный путь, который поможет детям с ОНР сформировать речевые средства, полностью избавив от застенчивости.

Для детей, которые страдают первым уровнем ОНР необходимо развить понимание речи, сформулировать самостоятельный словарный запас, с помощью которого они смогут составлять простые предложения.

Лучше всего, если занятия с такими детьми будут практиковаться в небольших группах, используя игровую форму обучения. После этого наступает процесс, когда логопеду необходимо помочь детям расширить их понимание речи. Дать верное понятие о различных предметах, действиях и явлениях, которые их окружают. Каждое словосочетание необходимо подкреплять наглядным примером. Фразы должны состоять из двух-четырех слов, попутно склоняясь и употребляясь с предлогами, тем самым позволяя детям почувствовать разницу в звучании.

В качестве материала для работы можно использовать игрушки, одежду, различную посуды или продукты питания.

Следующим этапом коррекции ОНР 1 степени станет развитие самостоятельной речи. Логопеду необходимо создать ситуации, которые вызовут не только интерес, но и коммуникативно-познавательную необходимость в применении речи. Первым делом можно попробовать научить малышей называть правильно всех членов семьи, после этого перейти на простые имена (например, Маша, Саша, Оля).

Далее наступает более сложный период, когда ребенку необходимо выразить свою просьбу, при этом прикрепив слово жестом (например, слово «дай» можно сопроводить жестом руки).
Как только у малыша появляется способность к подражанию взрослого необходимо перейти на правильное воспроизведение ударного слога, после которого переключаются на более сложные слова ( машина, рука, ручка).
После правильного вовлечения ребенка в процесс коррекции специалист вводит игру краткий ответ на поставленный вопрос, что способствует формированию простой формы диалога.
После того, как ребенок преодолеет первую ступень речевого развития наступает следующие этапы корректировки, которые основываются на :

  • внедрении интенсивной работы по пониманию речи, с помощью которой развивается способность к пониманию различных форм слова;
  • расширении словарного запаса;
  • коррекции правильного произношения каждого слова, верного понимания всех звуков.

В последующем логопед обучает детей понимать различие при применении приставок к словам, определять разницу в роде, объединять предметы, которые связывает что-то общее.

Исправление дефектов речи может занять не один год, ведь с каждым шагом ребенок будет переходить на новый уровень развития, благодаря чему в конечном итоге полностью сформулирует правильную форму слова, повысит свой словарный запас.

После посещения логопеда ребенок начинает чувствовать себя комфортно к окружающей среде, добросовестно относится к процессу познания мира, тем самым проходит полную социальную адаптацию.

«РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОНР 1 УРОВНЯ»

Столичный учебный центр
г. Москва

РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОНР 1 УРОВНя

Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития

Для детей I уровня характерна лепетная речь или ее отсутствие. Активный словарь этих детей состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов (мама, папа, дай, на). Структура этих слов часто нарушена. Пассивный словарь несколько шире активного. Фразы на данном уровне нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, грамматически не связанными между собой например: «Тата тёти атяти» (Таня хочет кататься на санках) и т. д.

Дети I уровня затрудняются и в понимании грамматических форм, не различают число и род имени существительного, имени прилагательного и некоторых падежных форм. Дети опираются в основном на лексическое, а не на грамматическое значение слова.

Для данной группы детей характерна несформированность зрительного и слухового внимания и памяти. Внимание неустойчиво, работоспособность низкая. Учитывая все это, коррекционная работа с данной категорией детей строится следующим образом.

На первом этапе логопед работает над словарем, уточняет и расширяет пассивный и активный словарный запас детей. Слова, которые подбирает логопед, должны быть понятны детям и удобны для произнесения. Это могут быть имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы. Вначале отрабатываются наиболее легкие слова по своей структуре: двусложные с открытыми повторяющимися слогами, такие, как мама, папа, баба, Тата затем двусложные слова с ударением на первом, на втором слоге, например: Пата, Вова, Оля, Катя, вата и т. д. потом односложные слова типа: дом, мяч, дай, пей и т. д. Постепенно структура слова усложняется, отрабатываются трехсложные с прямыми, открытыми слогами (машина, собака, синяя и др.) и двусложные со стечением согласных (кошка, ложка, мишка, кукла, большой, сидят, едят и т. д.). Как только у ребенка появится даже самый незначительный словарный запас, логопед может начинать работу над фразой. Вначале это будет простое двусоставное предложение типа: Это мама. Вот мама. Мама сидит. Моя мама затем предложение с обращением: Тетя, дай мяч с указательным местоимением: Это маленький мяч.

Это большой мяч распространенное с прямым дополнением: Лена везет мишку и т. д.

Методика логопедической работы при моторной алалии (1 уровень ОНР)

Логопедическая работа с не говорящими детьми, строится поэтапно. Результативность зависит от целевой установки, обоснованности речевых умений, которыми ребенок должен овладеть на данном этапе, эффективности путей средств, методов логопедического воздействия.

Читайте так же:  Преодоление эгоцентризма в дошкольном возрасте

Логопедическая работа с детьми, имеющими моторную алалию, опирается на онтогенетическую последовательность речевого развития по А. Н. Гвоздеву:

 предложение из слов корней

 первые формы слов

 наличие развернутой фразовой речи с проблемами в формировании лексики, грамматики, фонетики.

Первый этап логопедической работы соотносится с 1 уровнем ОНР и длится примерно до появления фразовой речи.

 Формирование мотивационной основы речевой деятельности

 Воспитание речевой и психической продуктивной активности ребёнка

 Развитие импрессивной речи (восприятие и понимание речи)

 Формирование активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению

 Формирование первоначального навыка общения в различных ситуациях (поддержание элементарного диалога)

 Совершенствование неречевых процессов.

Ключевое внимание уделяется смысловой стороне речи, неправильное произношение допустимо. Первоначальный шаг – установление эмоционального контакта с ребенком, создание доброжелательной атмосферы.

Совершенствование понимания обращенной речи. Необходимо дать знания о глагольных формах, их дифференциации – дотянуть понимание до предикативного уровня

Расширение импрессивного словаря проводится по лексическим темам «Игрушки», «Части тела и лица», «Предметы обихода», «Животные». Основные приемы работы – показ, демонстрация, инструкция, вопрос (после знакомства с предметом: «Покажи, где. »)

Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые совершают близкие ребенка и он сам. Обязательно обеспечиваем связь – глагол + существительное. Учим дифференцировать элементарные грамматические формы, понимание вопросов косвенных падежей.

Совершенствование неречевых процессов с помощью выполнения различных невербальных (без использования слов) заданий:

 Формирование контрастных величин (большой, маленький, средний)

 Обучение ориентировке в пространстве, а позже и во временах года

 Понятие об основных цветах

 Понятие о форме

 Слуховое внимание и восприятие (где спрятался колокольчик?)

 Совершенствование памяти (чего не стало)

 Мыслительные операции (четвертый лишний, разрезные картинки, доски Сегена)

Формирование доступного активного словаря . Вызываются звукоподражания и аморфные слова. Необходимо при первой же возможности комбинировать слова во фразу.

Итог первого этапа: расширение кругозора и представлений об окружающем мире. Умение поддерживать на доступном уровне диалог, первые попытки комбинирования слов, владение элементарным активным словарем.

Планирование логопедических занятий

Перспективный план работы с детьми 1-го уровня ОНР.

Жужма А.Н. учитель-логопед МБДОУ детский сад № 18 города Крымска, Краснодарского края (20 лет педагогического стажа).

Развитие понимания речи,

Развитие общей и мелкой моторики, подражательности, конструктивного праксиса. Развитие зрительного внимания и восприятия.

Формировать внимание к неречевым звукам, развивать слуховое восприятие – игра “Где гремит?”

Преодолевать речевой негативизм, вызывать желание говорить.

Учить повторять за взрослым слова, обозначающие близких ребенку людей (мама, папа, баба, тетя, дядя, ляля).

Формировать умение отвечать на вопрос кто это?

Вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание, правильную артикуляцию гласных звуков А, У, преодолевать твердую атаку голоса – упражнение “Послушай и повтори”:

А-а-а! – мама качает малыша

Уа! Уа! – плачет малыш

О-о-ох! – стонет старая бабушка

Развивать сильный плавный выдох, активизировать губные мышцы – дыхательное упражнение “Музыкальный пузырек”.

Учить произносить слова слоговой структуры первого типа – двухсложные слова из открытых слогов, упражнение “Узнай, кто это?”

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР I, II, III уровней

Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами. Когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта в рамках отдельно взятой семьи и всей нации, когда осуществляется полноценный обмен этим опытом, когда устанавливаются межличностные контакты.

Все это было бы невозможно без речи. Ее роль в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых — родителей и педагогов — помочь ему овладеть устной (и письменной) речью.

К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамотой.

Специфика коррекционной работы в дошкольном учреждении заключается в формировании понятийного мышления, расширении познавательных возможностей воспитанников. Дети могут ориентироваться в окружающем их мире, получая представления о природе и обществе. Ребенок обогащает свой лексический запас, грамматически правильно строит фразу при выражении определенной мысли.

Наконец, умело построенная коррекционная работа способствует формированию нормальной психической жизни ребенка.

Предлагаемое пособие состоит из четырех разделов, написанных разными авторами, под общей редакцией канд. пед. наук, доцента КПГУ П.Н. Лосева. Разделы «Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР I, II, III уровней» и «Организация комплексной службы сопровождения ребенка со стойким специфическими расстройствами речи и выраженными нарушениями психики» составлены заведующим ДОУ 249 г. Красноярска В.И. Черных и учителем-логопедом высшей квалификационной категории А.Г. Барановой. Авторы раздела «Формирование эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе коррекционной работы» — учитель-логопед ДОУ 249 г. Красноярска Е.П. Тимошенко и канд. пед. наук, доцент КПГУ П.Н. Лосев.

Авторы надеются, что данная книга поможет логопедам и педагогам ДОУ в их работе, столь необходимой в формировании физически и психологически здорового человека.

Характеристика групп детей с ОНР I, II, III уровней

Речевую группу «Общее недоразвитие речи I, II, III уровней» составляют дети с расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано группой ученых АПН СССР под руководством Р.Е. Левиной. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам строения высших психических функций.

Общее недоразвитие речи в чистом виде встречается крайне редко: только у 30% детей группы наблюдаются признаки ОНР без нарушения нервно-психической деятельности. Остальные имеют как психоневрологические, так и соматические проблемы.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой среды. Связь между речевым нарушением и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности развития мышления.

Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя формированию речевого интеллекта.

У детей этой группы отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной логической снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети забывают сложные задания и последовательность их выполнения, например, при движении по словесной инструкции: прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. Наблюдается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обследуя детей, имеющих общее недоразвитие речи, психоневролог ставит им дополнительный диагноз — задержка психического или интеллектуального развития.

В данной речевой группе ребенок начинает говорить позднее ровесников, отмечаются скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепета до развернутого ее состояния, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Работать над речью необходимо комплексно, поскольку нарушены все компоненты языковой системы: звукопроизношение, лексико-грамматическое оформление, связная речь, фонетико-фонематический слух.

Организация коррекционно-воспитательной работы с такими детьми требует не только тесной взаимосвязи всех сотрудников ДОУ (воспитателей, логопедов, психолога, руководителей физического и музыкального развития), но и взаимодействия их с врачами-специалистами, особенно невропатологом.

Общее недоразвитие речи подразделяется на три уровня.

 Активный словарь находится в зачаточном состоянии. Он состоит из звукоподражаний, лепета и лишь небольшого количества общеупотребительных слов, значения которых неустойчивы и недифференцированы.

 Пассивный словарь шире активного, однако понимание вне ситуации весьма ограничено. Фразовая речь почти полностью отсутствует.

 Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не сформирована. Дети находятся на уровне лепетной речи, нуждаются в большой подготовительной работе: в установлении контакта с ребенком, развитии зрительного и слухового восприятия и памяти, умения ориентироваться в пространстве, мелкой моторики рук.

Речевые возможности детей значительно возрастают. Общение осуществляется не только с помощью жестов, сопровождаемых лепетными обрывками слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонематическом и грамматическом отношении речевых средств.

 Активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и обогащается некоторыми прилагательными (качественными) и наречиями.

 Речь пополняется отдельными формами словоизменения. Наблюдаются попытки детей изменить имена существительные по родам, числам и падежам, глаголы — по временам, но это не всегда удается.

 Дети начинают использовать фразы.

 Улучшается понимание речи, расширяется активный и пассивный словарь, возникает осмысление некоторых простых грамматических форм.

 Произношение звуков и слов очень нарушено. Дети еще не подготовлены к овладению звуковым анализом и синтезом.

 На фоне сравнительно развернутой речи отмечаются неточности в употреблении обиходной лексики. В активном словаре детей преобладают имена существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качество, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов на фоне отсутствия в речи их сложных видов.

 Присутствует недостаточная сформированность грамматических форм языка: ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.

 В активной речи употребляются преимущественно простые предложения без второстепенных членов. Имеются большие затруднения в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

 У большинства детей еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушение структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.

 Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами.

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР I, II, III уровней

В настоящем разделе определены основные задачи, выстроены направления и содержание работы приводятся примерные игры и задания, подобран вербальный лексический материал для пересказов, описаний, игр-драматизаций и диалогов. Все это позволяет установить тесную взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя, обеспечить индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми