Меню

Лихачев цель и самооценка

Лихачев цель и самооценка

Дорогие участники фестиваля!

Прочитайте размышления Д.С.Лихачева. Используя любую, известную вам методику, сделайте комплексный риторический анализ текста. Выполненный вами анализ должен представлять собою целостный текст, построенный по законам риторики. Перечисленные ниже вопросы могут помочь вам выполнить задание. Однако они не являются жестким планом анализа.

  • Какова основная мысль (основной тезис) текста? Как выражена в авторская позиция?
  • Какие доводы (аргументы), потверждающие основную мысль, использует автор? Как доводы соотносятся друг с другом? Как система доводов позволяет автору выразить свое отношение к заявленной проблеме?
  • Прокомментируйте композиционные особенности данного текста.Как построение помогает автору сделать основную мысль убедительной, а также выразить свою позицию?
  • Проанализируйте риторические средства выразительности (тропы и фигуры) данного текста. Подумайте, почему именно эти средства выразительности использует автор. Как они помогают выразить авторскую позицию, сделать текст убедительным и интересным для читателея?
  • Выразите свое отношение к проблеме, которая волнует автора. Развернуто обоснуйте свое мнение.

Ориентировочный объем выполненной работы: 6-8 стр.

Текст для анализа:

Цель и самооценка.

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура.

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит перед собой цель, достойную человека.

Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье,-какие неудачи могут его постигнуть! Не тому помог, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи. Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает и у самых лучших врачей. Но в сумме ты помог все-таки больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая-неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности-огорченье. У кого-то лучшая мебель или лучшая машина-тоже огорченье, и еще какое! Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от сердца, а не только от головы, не было бы «принципом», лишенным чувства доброты.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, к своей стране, к ее великому прошлому, ко всему человечеству.

Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, — явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности. В этом есть какое-то своеобразное презрение к людям, стремление выделиться.

Я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к людям), но не обязательно «лучше других», и библиотеку себе надо составлять, и машину хорошо приобрести для себя и для семьи. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное, и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где не нужно. Когда это понадобится-другое дело. Там посмотрим-кто и к чему способен.

Эссе «Выбор цели жизни» по статье Д.С.Лихачёва «Цель и самооценка»

В этом эссе ученица выражает своё согласие с точкой зрения автора статьи «Цель и самооценка» Д.С.Лихачёва, рассуждаеет о проблемах молодежи.

Предварительный просмотр:

Эссе «Выбор цели жизни» по статье

Д.С.Лихачёва «Цель и самооценка»

Автор: ученица 9 класса

Утегенова Баян Номирбаевна

учитель русского языка и литературы

Нуралиева Райхан Аленовна

Выбор цели жизни

Моё знакомство с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым, точнее сказать, с его трудами, состоялось недавно. Для меня, обучающейся казахской средней школы, имя крупнейшего учёного было малоизвестным. Изучив биографию и труды Дмитрия Сергеевича, я поняла, что они открывают большие возможности для размышления над смыслом жизни.

Мне пятнадцать лет. Казалось бы, самая прекрасная пора…Однако это на первый взгляд так кажется. На самом деле мне иногда становится трудно оттого, что не нахожу ответов на вопросы, которые мучают в бессонные ночи и пугают немного. Зачем человек приходит в этот мир? Как найти своё место в жизни? Как претворять свои мечты, замыслы в жизнь? Как человеку не заблудиться в потоке больших перемен? Есть ли готовые рецепты счастливой жизни?

И я не одна с таким душевным состоянием среди своих сверстников. Мне приходится слышать из их уст слова безысходности, отчаяния. «Мне надоело жить». «Устал от непонимания окружающих. Не знаю что делать?». В работе академика Лихачёва я нашла ответы на эти вопросы.

В статье автор затронул актуальную сложную тему выбора жизненных целей, самооценки человека. Для передачи своей позиции, подчеркивания важности высказываемых мыслей, придания им большей убедительности автор использует публицистический стиль. Он открыто демонстрирует свои мысли о том, какой должна быть цель жизни, ради чего живёт человек на земле. Нельзя не согласиться с автором, который пишет, что «…человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу…». Да, добиться чего-то в жизни без конкретной цели достаточно сложно. Я часто возвращаюсь мыслями к парадоксу древнегреческих учёных: «Если я знаю, что ищу, то зачем ищу, а если не знаю, что я ищу, то зачем я ищу, а если я не знаю, что ищу, то как же я могу искать». Лихачёв стремится донести до нас главную мысль о том, что «только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость». «По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой». Позиция автора представляется мне убедительной, потому что если для человека главное в жизни материальные блага (красивая машина, ведение прибыльного бизнеса, модная одежда, загородный элитный дом), то он оценивает себя на уровне этих благ. Для него люди, которые не имеют ни красивой машины, ни элитного дома, ни бизнеса, кажутся людьми маленькими. Красота и богатство внутреннего мира простых людей у него не вызывают никакого чувства уважения. Он никогда не довольствуется тем, что имеет, стремится гнаться за чем-то. Ему кажется, что жизнь коротка, что он опоздает куда-то, пропустит что-то самое важное в жизни. Постоянные мысли о приобретении материальных благ уводят его от земного счастья, приводят к хаосу, огорчению, страху перед будущим. Дмитрий Сергеевич подсказывает нам, что таких людей ожидает: «…-огорчение….-огорчение….- опять огорчение. больше огорчений, чем радостей…» Таким образом, у него не остаётся времени на самые простые человеческие радости, он может остаться ни с чем. Поэтому я уверена, что человеку надо привести в порядок свой духовный мир, чтобы там не было места зависти, корысти, алчности, страху.

Все ошибаются в пути к достижению жизненно й цели. Ошибаются врачи, сотрудники правоохранительных органов, может быть, и наши добрые учителя. Поэтому нельзя не согласиться со всемирно известным академиком, который подводит нас к пониманию простой истины: в жизни никто не застрахован от ошибок, роковая ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни.

Автор, используя глагол в повелительном наклонении (призыв), предлагает читателю задумываться над вопросом: « Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?» Самое главное, по мнению Лихачёва, чтобы сделанное добро шло от умного сердца, а не от головы, не было бы одним только принципом. Я разделяю мнение автора, доброе дело надо делать не для кого-то и не для чего-то. Автор заставляет нас понять, что необходима человеку внутренняя потребность, внутренний голос, который подсказывает ему «Иди, помоги ближнему!» «…главная жизненная задача не должна быть замкнута только на собственных удачах, она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, ко всей вселенной ». В этом предложении полно отражена основная мысль текста. Дмитрий Сергеевич обращает внимание читателя на то, что главная жизненная задача должна диктоваться любовью к семье. Действительно, добро берёт начало у колыбели младенца, у родного очага.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв в конце статьи даёт мудрые советы: «А эту главную жизненную задачу не надо подчёркивать в глазах остальных людей. Не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель изнуряла тебя там, где это не нужно». Правда, научиться быть добрым очень трудно.

Я счастлива, что так неожиданно состоялась моя встреча с замечательным человеком. Мысли, советы из небольшой книги писателя стали моими спутниками. Друзьям, которые сетуют на то, что жить стало скучно, я говорю: «У тебя есть цель в жизни? Какая она? Если нечего сказать, то, давай, поговорим!»

«Человек, который совсем не думает о себе, — явление ненормальное…» Да, я часто думаю о своём будущем. У меня много планов: хочу успешно окончить школу, поступить в высшее учебное заведение, стать врачом, как мама. Я мечтаю о том, как успешно будет складываться моя карьера и какой счастливой будет моя семья. И я знаю, что в пути достижения своих жизненных целей всегда буду руководствоваться определенными нравственными принципами. Потому что труд, целеустремленность, умеренность во всём и порядочность, доброта приведут человека к достижению цели, к успехам и гармонии с самим собой. Именно они, на мой взгляд, делают окружающих нравственнее, счастливее.

Консультация по русскому языку в 11-м классе

При написании сочинения (задание части С) дети в большинстве случаев способны сформулировать тему текста, уяснить позицию автора, то при её комментировании испытывают затруднения. Ещё более сложно старшеклассникам изложить собственный взгляд на проблему; опираясь на мысли, содержащиеся в тексте, представить свои аргументы, доказывающие или опровергающие справедливость выводов автора.

Цель: проанализировать содержание текста, определить, какие проблемы в нём подняты; выявить авторскую позицию; подумать, согласны ли вы с Д.С. Лихачёвым, решить, какие аргументы, подтверждающие справедливость точки зрения автора или опровергающие её, можете привести. Результатом должно стать сочинение, написанное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению задания С единого государственного экзамена.

(1) Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку.
(2) По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.
(3) Если человек рассчитывает приобрести все элементарные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…
(4) Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчить их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
(5) Он ставит себе цель, достойную человека.
(6) Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость.

Задания группам:

  • 1-я группа: Изменилось ли ваше настроение после прочтения текста? Насколько важно то, о чём говорится в тексте? Почему?
  • 2-я группа: Какое название отражает тему текста? «Чтобы не угасла душа», «Сердце бьётся для всех», «Озарять светом других», «Человечность – величайшее чудо мира», «Редчайший дар – жить не для себя», «Для чего я живу?». Как вы озаглавили бы текст по-другому?
  • 3-я группа: Какое изречение наиболее точно отражает главную мысль текста?

Смысл жизни нельзя найти в готовом виде раз и навсегда данным, уже утверждённым.
Каждый человек, как в физическом, так и в духовном смысле, чтобы жить, должен сам дышать и питаться!

Итак, какая проблема волнует Лихачёва? Запишите её либо в форме вопроса, либо сочетанием слов «проблема (чего?)» поднимается в тексте.

После того как проблема сформулирована, задание: найдите формулировку проблемы без грамматических ошибок, используя предложенную памятку.

  • Д.С.Лихачёв рассматривает проблему того, что есть цель жизни.
  • В тексте излагается проблема о смысле жизни.
  • Автор анализирует проблему о поиске смысла жизни.
  • Проблема, о которой затронул автор, очень актуальна.
  • В тексте поднимается проблема смысла жизни.
  • Проблема о том, что нужны цель и задачи жизни, волнует Д.С.Лихачёва.

ПАМЯТКА: В тексте исследуется, поднимается, рассматривается, затрагивается, анализируется проблема (ЧЕГО?) подвига, нравственного выбора, интеллигентности…..

Фрагменты сочинений учащихся по статье Д.Лихачёва

1. Д.Лихачёв рассуждает о том, что человек должен сознательно выбирать свою жизненную цель. Автор говорит, что цели могут быть разные: одни люди стремятся приобрести материальные блага, другие хотят приносить людям добро. Нельзя не согласиться с Д.Лихачёвым, что только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить жизнь с достоинством.

2. Автор текста утверждает, что от того, какую цель выбирает человек, зависит его самооценка. Доказывая свою позицию, Д.Лихачёв рассуждает о том, что, мечтая только о материальных благах, человек и себя ценит на их уровне: как владельца машины, дачи. Если же цель высокая, то и ценит он себя достойно.
В статье также говорится о том, что высокая цель позволяет человеку прожить свою достойно.

1. Проанализируйте и оцените сочинения в соответствии с первыми критериями (К1, К2).
2. Отметьте достоинства понравившегося вам текста.
3. Какие недочёты вы можете отметить в других комментариях?

На чем следует акцентировать внимание, чтобы избежать ошибок по критериям 1 и 2?

1. Вступление должно быть соотнесено с проблематикой текста.
2. Избегать повтора слова «проблема».
3. Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что…», «проблема о мужестве и стойкости» и т. д. (Проблема чего?)
4. Не пересказывать и не списывать текст большими фрагментами.
5. Не искажать фамилию автора: например, после текста указано «по Д. С.Лихачёву», « по Л.Матрос». В работах пишут: «Текст, написанный Д. Лихачёвым…», «Проблема, поднятая Матросом…».

С какой целью Д.Лихачёв употребляет в тексте однокоренные слова жизнь, жизненная, живёт, жизненно? Сколько раз повторяется слово человек? Определите авторскую позицию, дописав следующие предложения:

Авторы стремятся донести до читателя мысль о том, что…… – эти языковые средства позволили ему образно, ярко выразить свою позицию.

Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции

1. …Думаю, что мало кто решится спорить с Д.Лихачёвым. Автор прав: самооценка зависит от цели. Именно об этом говорит нам русская литература. Вспомните судьбу героя рассказа А.Чехова «Крыжовник», оценившего себя в стоимость маленькой усадебки и собственного крыжовника, а также слова его брата: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар».
К сожалению, и в наше время именно количество материальных благ часто определяет для человека собственную ценностью, поэтому рассуждения Д.Лихачёва очень актуальны для нас.

2. Рассуждения автора показались мне очень актуальными для нашего времени. Как часто мы даём оценку человеку по тем вещам, которыми он владеет. Знакомясь с новым человеком, смотрим: дорого ли он одет, узнаём, есть ли машина, деньги. Да и он себя часто ценит так же. Даже вуз порой выбираем не для того, чтобы знания получать. А из расчёта престижности.
Конечно, обладание определенными материальными благами – это хорошо. Д.Лихачёв и не призывает отказываться от машины или дачи. Но должно же быть и что-то высокое.
Любуются люди храмом Василия Блаженного, Исаакиевским собором, росписями Сикстинской капеллы. Века прошли со времени их создания, а все любуются. Какой была самооценка их творцов? Такой же, как и цель, – на века.

1. Удалось, ли автору сочинения сформулировать собственное мнение?
2. Какие аргументы он приводит в подтверждение своей точки зрения? Назовите их.
3. Предлагаем вашему вниманию логические схемы исходного текста. Оцените их. При необходимости внесите уточнения.

Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения

1. О необходимости высокой цели знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.
Именно поэтому к данной теме и обращается Д.Лихачёв. Он помогает нам увидеть проблему влияния цели на жизнь каждого из нас с новой стороны.

2. Как часто говорят: «У него заниженная самооценка, у него завышенная», но задумывались ли вы, как можно измерить степень точности самооценки? Д.Лихачёв помогает нам найти ответ на этот весьма актуальный вопрос.

3. О необходимости иметь высокую цель в жизни знает каждый. К сожалению, часто только «знает». Д Лихачёв, замечательный литературовед, философ и, прежде всего, Человек, помог мне увидеть проблему влияния цели на жизнь каждого из нас с новой стороны.

4. Проблемы нравственности, духовности – это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть рещено. Но особенность нравственных проблем в том и заключается, что каждый человек находит в них что-то своё.

Вот и Д.Лихачёв помогает нам по-новому посмотреть на проблему взаимозависимости жизненной цели и самооценки человека.

1. Соответствуют ли вступления основной проблеме?
2. Какие виды вступлений использовались? Какое вступление использовали бы для своего сочинения вы? Обоснуйте своё мнение.

Письмо шестое ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА

ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то Цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?

Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.

Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится – другое дело. Там посмотрим, кто и к чему способен.

Текст Лихачёва Д.

(1)Когда человек выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке, низкой или высокой.

(3)Если человек рассчитывает приобрести материальные блага, то он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура.

(4)Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека.

(6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (7)От ошибок никто не застрахован. (8)Но самая главная ошибка — неправильно выбранная главная задача в жизни: это ошибка роковая. (9)Не повысили в должности -огорчение. (10)Не успел купить марку для своей коллекции — огорчение. (11)У кого-то лучшая мебель или машина — опять огорчение.

(12)Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. (13)А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? (14)Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было его внутренней потребностью. (15)Поэтому главная жизненная задача не должна быть замкнута только на собственных удачах. (16)Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

(17)Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботясь о себе, ничего не приобретать и не радоваться повышению в должности? (18)Отнюдь нет!

(19)Человек, который совсем не думает о себе, — явление ненормальное: в этом есть какое-то показное преувеличение своей доброты и бескорыстия.

(20)Поэтому речь идёт лишь о главной жизненной задаче. (21)А её не надо подчеркивать в глазах остальных людей. (22)И одеваться можно хорошо, но не обязательно лучше других. (23)И библиотеку нужно составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. (24)И машину хорошо приобрести. (25)Только не надо второстепенное превращать в первостепенное.

*Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906-1999) — русский литературовед, филолог, общественно-политический деятель, историк культуры, автор фундаментальных трудов, посвященных главным образом истории древнерусской литературы.

Лихачев цель и самооценка

Лихачев цель и самооценка

Самая большая ценность – жизнь

«Вдох – выдох, выдох!» Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от „отработанного” воздуха».

Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» – это значит «умер».

Душно бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Следует хорошенько «выдохнуть» все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.

Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

Надо быть открытым людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто хорошее, «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

Заметить красоту в природе, в поселке, городе, не говоря уже – в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.

Я долго искал это слово – «сфера». Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором – границами. «Расширять пределы жизни» – не годится для выражения моей мысли по той же причине. «Расширять горизонты жизни» – это уже лучше, но все же что-то не то. Максимилиан Волошин любил хорошее слово – «окоём». Это все то, что вмещает глаз, что он может охватить. Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

В чем смысл жизни

Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание.

Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать для себя только.

Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить и врать.

Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. Вранье всегда видно. Людям особое чувство подсказывает, врут им или говорят правду. Но иногда нет доказательств, а чаще – не хочется связываться…

Природа создавала человека много миллионов лет, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством, и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена. Мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество природы и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Как это понимать, как прилагать к своей жизни – на это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам и т. д. Но жить нужно созидая, поддерживать созидательность в жизни. Жизнь разнообразна, а следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности в жизни должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей. Как вы считаете?

В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря.

Точка отсчета. Так вот, задача каждого человека и в крупном и в малом – повышать этот уровень счастья. И личное счастье тоже не остается вне этих забот. Но главным образом – окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко, без забот. А кроме того, это значит повышать уровень счастья своей страны и всего человечества, в конце концов.

Способы различные, но для каждого что-то доступно. Если недоступно решение государственных вопросов, что повышает всегда уровень счастья, если они мудро решаются, то повысить этот уровень счастья можно в пределах своего рабочего окружения, в пределах своей школы, в кругу своих друзей и товарищей. У каждого есть такая возможность.

Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. Вот это и есть творчество. Творчество – оно беспрерывно. Так что жизнь – это и есть вечное созидание. Человек рождается и оставляет по себе память. Какую он оставит по себе память? Об этом нужно заботиться уже не только с определенного возраста, но, я думаю, с самого начала, так как человек может уйти из жизни в любой момент и в любой миг. И очень важно, какую память он о себе оставляет.

Цель и самооценка

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной.

Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном

Письма к молодым читателям.

Письмо первое. Большое в малом.

Письмо второе. Молодость — вся жизнь.

Письмо третье. Самое большое.

Письмо четвертое. Самая большая ценность жизни.

Письмо пятое. В чем смысл жизни.

Письмо шестое. Цель и самооценка.

Письмо седьмое. Что объединяет людей.

Письмо восьмое. Быть веселым, но не смешным.

Письмо девятое. Когда следует обижаться?

Письмо десятое. Честь истинная и ложная.

Письмо одиннадцатое. Про карьеризм.

Письмо двенадцатое. Человек должен быть интеллигентен.

Письмо тринадцатое. О воспитанности.

Письмо четырнадцатое. О дурных и хороших влияниях.

Письмо пятнадцатое. Про зависть.

Письмо шестнадцатое. О жадности.

Письмо семнадцатое. Уметь спорить с достоинством.

Письмо восемнадцатое. Искусство ошибаться.

Письмо девятнадцатое. Как говорить?

Письмо двадцатое. Как выступать?

Письмо двадцать первое. Как писать?

Письмо двадцать второе. Любите читать!

Письмо двадцать третье. О личных библиотеках.

Письмо двадцать четвертое. Будем счастливыми.

Письмо двадцать пятое. По велению совести.

Письмо двадцать шестое. Учитесь учиться!

Письмо двадцать седьмое. Четвертое измерение.

Письмо двадцать восьмое. Быть вместе.

Письмо двадцать девятое. Путешествуйте!

Письмо тридцатое. Нравственные вершины и отношение к ним.

Письмо тридцать первое. Круг нравственной оседлости.

Письмо тридцать второе. Понимать искусство.

Письмо тридцать третье. О человеческом в искусстве.

Письмо тридцать четвертое. О русской природе.

Письмо тридцать пятое. О русской пейзажной живописи.

Письмо тридцать шестое. Природа других стран.

Письмо тридцать седьмое. Ансамбли памятников искусства.

Письмо тридцать восьмое. Сады и парки.

Письмо тридцать девятое. Природа России и Пушкин.

Письмо сороковое. О памяти.

Письмо сорок первое. Память культуры.

Письмо сорок второе. Уметь заметить красоту наших городов и сел.

Письмо сорок третье. Еще о памятниках прошлого.

Письмо сорок четвертое. Об искусстве слова и филологии.

Читать онлайн «Письма о добром и прекрасном» автора Лихачев Дмитрий Сергеевич — RuLit — Страница 2

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» – слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией – к фашизму.

Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость – всегда» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.

САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ – ЖИЗНЬ

«Вдох – выдох, выдох!» Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от „отработанного воздуха“.

«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.

Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.

Я долго искал это слово – сфера. Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», – но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором – границами. Расширять пределы жизни – не годится для выражения моей мысли по той же причине. Расширять горизонты жизни – это уже лучше, но все же что-то не то. У Максимилиана Волошина есть хорошо придуманное им слово – «окоем». Это все то, что вмещает глаз, что он может охватить. Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ

Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали.

ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то Цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое!

Вам недостает времени, чтобы придумать сценарий, игру, викторину, вопросы к зачету? Задумали что-то необычное? Заходите ко мне на блог. Надеюсь не разочаровать вас. Методические материалы, примеры уроков и игр, веселые уроки, варианты проверочных работ, тесты, сценарии, стихи, впечатления, сочинения — все это вы найдете в моем блоге — блоге учителя литературы, работающего более 30 лет в одной из гимназий Эстонии. Приглашаю учеников, настоящих и бывших, а также их родителей. Я всем гостям рада.

вторник, 28 марта 2017 г.

Д. Лихачёв «Цель и самооценка»

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?

Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.

Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится – другое дело. Там посмотрим, кто и к чему способен.

Дмитрий Лихачёв: Цель и самооценка

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая ? неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности ? огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции ? огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина ? опять огорчение, и еще какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится – другое дело. Там посмотрим, кто и к чему способен.

В «Татьянином дне» впервые опубликовано 8 августа 2011 года под названием «Цель и самооценка»

Дмитрий Сергеевич Лихачев

Письма к молодым читателям

Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.

Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.

Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите.

Большое в малом

В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном, тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения – Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

Общее правило: блюсти большое в малом – нужно, в частности, и в науке. Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого. Если же стремиться в науке к «мелким» целям – к доказательству «силой», вопреки фактам, к эффектности результатов или к любым формам самопродвижения, – то ученый неизбежно терпит крах. Может быть, не сразу, но в конечном счете! Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым.

Соблюдать большое в малом надо во всем решительно. Тогда все легко и просто.

Молодость – вся жизнь

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь – помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные – не давать спать!

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и среди близких.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нельзя, нет необходимости ненавидеть чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, – мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода.

Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость – вся жизнь» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.

Дмитрий Лихачев: » Цель и самооценка»

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то Цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое!

Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.

Автор: Дмитрий Лихачев, из книги «Письма о добром и прекрасном».

Читайте так же:  Отношения мужчины и женщины при беременности