Меню

Лечебная трава коса

Флора и фауна Кинбурнской косы

Из за того, что с одной стороны Кинбурнская коса омывается морской водой, с другой – днепровской, а суша покрыта ковыльной степью и обширными искусственными насаждениями хвойных деревьев, в понижениях растут дубы, берёзы, вербы — здесь создается своеобразный микроклимат, в котором произрастает множество целебных трав.

Поэтому Кинбурнскую косу иногда называют аптекой под открытым небом — растут здесь:

  • чебрец;
  • валерьяна;
  • зверобой;
  • много видов мяты;
  • бессмертник песчаный;
  • ромашка лекарственная;
  • золототысячник;
  • и много других трав.

Всего на косе растет более 500 видов травянистых растений. Лесные массивы здесь чередуются с участками нетронутой степи, и только здесь можно увидеть уникальное поле диких орхидей.

Кинбурнская коса – это любимое место обитания пернатых и водоплавающей птицы, где можно полюбоваться белыми цаплями, розовыми пеликанами, лебедями, белыми аистами, журавлями, фазанами – всего здесь гнездится около 240 видов птиц.

На Кинбурнской косе имеется около 200 озер с пресной и соленой водой,

а также несколько соледобывающих озер — в прошедшие столетия сюда за солью приезжали чумаки, о чем свидетельствуют чумацкие песни.

Есть здесь и озера с лечебной грязью, к которым в жаркие июльские и августовские дни приходит много людей, нуждающиеся в лечении остеохондрозных заболеваний и заболеваний суставов.


В настоящее время здесь создан заповедник, региональный ландшафтный парк «Кинбурская коса». Он включен в реестр ООН. Также созданы все условия для комфортного отдыха в частном секторе.

Коса для травы: описание моделей, характеристики

Имея в хозяйстве домашний скот и птицу, владелец вынужден делать запасы травы. Вручную это нереально – нужен подходящий инструмент. Кто-то покупает новейшие модели садового инвентаря, кто-то работает по старинке. Коса для травы и в наше время не потеряла своей актуальности. Она подойдет и тем, кто хочет создать на даче красивый травяной газон.

Когда-то на Руси траву не скашивали, а жали, используя серпы. Труд этот был тяжелым, ведь работникам приходилось сгибаться в «три погибели». Но эволюция со временем изменила ситуацию.

Дополнительная информация. Инициатором прогрессивных идей в России был Петр I. Идею с косой он позаимствовал в более развитой Европе. Чтобы инструменты повсеместно использовались, пришлось даже издавать специальные указы.

Сейчас в сарайчике у каждого сознательного хозяина найдется ручная коса для покоса травы. Несмотря на то, что производители выпускают много универсальной самоходной техники для косьбы, «старушка» не сдает своих позиций.

Существуют 3 вида кос:

  • Горбуша (еще ее называют волынка) особо не прижилась в народе – при косьбе приходится сгибаться из-за кривого древка; но инструмент имеет длинное режущее изогнутое полотно, что позволяет работать на участке с кочками и заросшими кустарниками;
  • Наиболее распространена в обиходе литовка, позволяющая работать с прямой спиной; отличается длинным косовищем и полотнами различного размера;
  • Есть еще серпанка – что-то среднее между косой и серпом; отличается компактными габаритами.

Каждая разновидность инструмента требует определенных навыков работы. Выбирается инструмент, исходя из условий, в которых придется его использовать.

Ручная коса

Конструкция косы для скашивания травы довольно проста, включает всего 4 элемента.

Из чего состоит коса-литовка

Для работ на садовых участках рекомендуется применять литовку под номерами 5 или 6 – их размеры более всего для этого подходят. Ими легко скашивается травка не только на открытых лужайках, но и вокруг деревьев, кустов, вдоль грядок.

Обратите внимание! Более длинные ножи (№№ 8 и 9) выбирают для сенокоса на открытой местности (в лугах, полях). Хотя пожилым людям и женщинам удобнее будет орудовать инструментом под № 7.

В продаже можно найти много садового инвентаря под марками популярных брендов. Например, стоит обратить внимание на ручную косу для травы Fiskars, где органично сочетаются качество, красивый дизайн и невысокая стоимость.

Механическая коса

Коса ручная для травы требует максимального напряжения всех мышц тела. Горожанам, приезжающим на дачу периодически, такой инструмент может показаться в тягость. Поэтому их взоры чаще обращаются на механический вариант, максимально облегчающий работу.

Назначение у устройства то же – скашивание травы, вот только косой его уже назвать сложно. Конструктивно это совершенно другой агрегат, именуемый газонокосилкой.

Инструмент представляет собой специальный блок на колесах, оснащенный ножами для срезания травы, которые действуют по принципу традиционных ножниц. При этом одно лезвие неподвижное, остальные – рабочие.

Управлять механической газонокосилкой несложно – достаточно толкать впереди себя за рукоятку. Ручку можно не только регулировать под нужную высоту, но и задавать подходящий наклон. Помимо ручного агрегата производители предлагают обратить еще внимание на шпиндельный вариант.

Газонокосилка шпиндельная

Этот аппарат представляет собой набор одноименных ножей, которые включаются в процесс от энергии, задаваемой крутящимися колесами. По принципу срезания травы можно выделить 2 типа рабочих органов:

  • в контактных – лезвия ножей пересекаются;
  • в бесконтактных – режущие полотна расположены на небольшом расстоянии друг к другу, растение скашивается за счет захвата и подачи травы к ножам.

Шпиндельные устройства требуют постоянной регулировки скорости и плохо прорабатывают участок. Поэтому на больших площадях использовать эти агрегаты не рационально.

Обратите внимание! Если сравнивать шпиндельную косилку с ручной, то вторая более легка в управлении, позволяет быстро обработать большой участок и сделать это качественно.

Складная коса

Выезжая на дачу, некоторые берут с собой инструмент, традиционная литовка в этом плане не совсем удобна. В некоторых случаях может быть и опасной из-за фиксированности конструкции.

Обратите внимание! Ранее коса металлическая для травы имела такую же конструкцию, что и литовка. Теперь в продаже чаще встречаются складные варианты, что делает инструмент более компактным и мобильным.

Древко и полотно несколько укорочены, по сравнению с классическим вариантом литовки. Рукоятки во многих моделях отсутствуют – вместо этого на верхнем конце косовища имеется прорезиненная насадка, чтобы ладонь не скользила.

В складном состоянии лезвие плотно прижато острой частью к косовищу. В рабочее положение приводится легко и быстро. Достаточно отвинтить «барашек» в месте соединения элементов инструмента, отвернуть полотно на 90 градусов и зафиксировать.

Работать складными косами для травы удобно только на небольших участках непродолжительное время. Поэтому рациональнее инструмент держать под рукой исключительно для облагораживания дачного участка. Для сенокоса этот вариант не подходит.

Что такое мини коса

Ограниченны возможности у дачника в том случае, если он купит маленький инструмент – косу-серпанку. Называется она так, потому что полотно имеет сходство с серпом. На прямой мощной ручке из металла, длиной не более 1 м, крепится изогнутое лезвие в 22-35 см. В последнее время часто выпускается в складном исполнении.

Вот только работать такой мини-косой на больших участках неудобно, так как постоянно придется либо нагибаться, либо приседать. Небольшой инструмент – наиболее приемлемый вариант для ухода за клумбами, ручного подравнивания газонов, скашивания травы на небольших участках и избавления от сорняков в саду.

Советы по выбору косы

Выбирая при покупке инструмент для косьбы, учитывают различные факторы. В первую очередь, нужно определиться с характеристикой участка, который будет обрабатываться. Если иметь в хозяйстве литовку, то на сложном рельефе или гористой местности ею не управиться – можно сломать косу.

Горбуша в данной ситуации окажется более приемлемым вариантом, хотя на обычной траве ровного участка ею управляться неудобно. Для покоса твердых растений лучше приобрести серпан, хоть и придется во время работы каждой травке «кланяться».

Определившись с типом инструмента, обращают внимание на другие критерии:

  • осматривают все детали косы на отсутствие повреждений;
  • проверяют крепление основных частей инструмента;
  • если коса складная, необходимо проверить надежность фиксирующего винта – «барашка»;
  • определяют качество полотна – металл правильной закалки при ударе должен звенеть;
  • нож и косовище должны быть достаточно гибкими, иначе инструмент очень быстро сломается;
  • у качественной косы режущая кромка хорошо заточена.

Последний фактор – залог производительности. Следует взять во внимание, что лезвие очень быстро тупится. Поэтому вместе с косой следует приобретать и точило, которое во время работы держат при себе.

Важно! Инструменты подбираются с учетом роста косильщика. Длина косовища должна быть такой, чтобы инструмент удобно было держать в руках.

Важен и вес косы. Оптимальный вариант полотна литовки № 5 – это облегченный инструмент, подходящий для дачных участков. Если возникнет необходимость в более длинных полотнах, следует взять во внимание, что с каждым лишним сантиметром ножа увеличивается масса самой косы.

Ручной инструмент для косьбы – отличный выбор для тех, кто занимается облагораживанием своего дачного участка время от времени. Наловчившись орудовать инструментом, весь процесс можно превратить в занимательный отдых на природе.

Чтобы коса прослужила как можно дольше, за ней нужно правильно ухаживать: своевременно проводить отбивание и заточку, обращать внимание на сохранность крепления. Хранят инструмент в сухом помещении вдали от солнечных лучей, в недоступном для детей месте.

Б) Растения: зелье, травы, цветы

Б) Растения: зелье, травы, цветы

Авран. Азалия. Аир. Алтея. Ангельское зелье. Арбуз. Багульник болотный. Баранец-трава. Барвинок. Бессмертник. Бех. Белена. Блават. Бобы. Богила. Божье тело. Божьи ручки. Борщевик. Васильки. Вербена. Верес. Виноград. Волчец. Вороний глаз. Гвоздика. Герань. Горец. Горицвет. Горох. Гравилат. Гречиха. Данник. Девясил. Донник. Дрок. Дудник. Дурман. Душица. Евшан-зелье. Ефилия. Жасмин. Живокость. Живучка. Забей-круча. Загадка. Заячьи ушки. Заячья капуста. Зверобой. Земляника. Золотой корень. Золототысячник. Зубровка. Иван-чай. Иссоп. Камыш. Капуста. Картофель. Касатик. Катран. Клечанье. Кликун-трава. Клубника. Ключ-трава. Ковыль. Козлятник. Колюка-трава. Конопля. Кориандр. Коровяк. Крапива. Красавка. Криворот. Кувшинка. Куколь. Кукуруза. Кукушник. Купина. Купырь. Лабазник. Лаванда. Ландыш. Лапчатка. Лён. Лилия. Лопух. Любисток. Любка. Лук. Майоры. Мак. Мандрагора. Манжетка. Марь. Марьянник. Медуница. Мелиса. Мокрец. Молодило. Морковь. Мох. Мята. Нарцисс. Настурция. Незабудка. Нечуйветер. Овес. Огурец. Одоен-трава. Одолень-трава. Одуванчик. Омела. Орлики. Осока. Осот. Пажитник. Папоротник. Парамон-трава. Парило. Пастернак. Пастушья сумка. Первоцвет. Перекати-поле. Переступень. Перец. Пёсий язык. Петров крест. Петровы батоги. Петрушка. Пион. Подбел-трава. Подснежник. Подсолнух. Плакун-трава. Плющ. Подорожник. Полынь. Помидор. Прикрыш-трава. Пролесок. Просвирник. Просо. Пшеница. Пятилистник. Разрыв-трава. Редька. Резеда. Рожь. Роза. Розмарин. Ромашка. Рута. Ряска. Ряст. Сабельник. Савва-трава. Свёкла. Сено. Симтарин-трава. Смолёвка. Смолка. Собачья крапива. Солома. Сон-трава. Стальник. Стожар. Табак. Тирлич. Тоя. Трой-зелье. Тыква. Тысячелистник. Тюльпан. Укроп. Улика-трава. Фасоль. Фенхель. Фиалка. Хмель. Хрен. Царь-зелье. Чабрец. Череда. Чернобривцы. Чернобыльник. Чертополох. Чеснок. Чечевица. Чистотел. Шалфей. Шафран. Шпинат. Щавель. Ясменник. Яснотка. Ятрышник. Ячмень

Почитались славянами цветы и травы. «Земля сотворена яко человек, вместо власов былие имеет!» – записано в древних «Травниках». Травник – древняя книга, в которой описывались лечебные растения и давались советы, как их использовать в народной медицине и народной магии.

Наделяли траву-зелье чудесными свойствами Матушки Сырой Земли. С древних времен понимали люди травы, умели использовать их целебные свойств. Полезные травы применялись в быту, кухне, лечении, а красивые и приятные были атрибутами ворожений, обрядов, праздников. В народной медицине в лечебных целях (для внешнего лечения) применяли и ядовитые растения – дурман, белладонну, купину, багульник, ряст, чистотел, белену, папоротник, норичник (укр. «ранник»). Процесс их собирания был окружен магическими действиями.

Травознаи и зелейники, знахари и ведуны знали свойства каждой травинки: и когда собирать, и как приготовить, от какой болезни, на зло или на добро. Трава хоть и символизирует покорность, потому, что кланяется ветру, за свои целебные свойства, красоту, нежность, мягкость опоэтизирована в народном творчестве – травушка-муравушка, мурава.

Зелье, зело, зелень – душистые травянистые растения, а также отвар, настойка из них. Издавна верили в чудесную силу воздействия зелья на человека, его жизнь, поступки, чувства, здоровье. Использовали зелье против болезней и против нечисти, от грозы и грома; как приворотное и отворотное средство в любви. На Симона Зилота (Зельника), 23 мая, до восхода солнца по росе собирали лекарственные травы (зелье) – Симоново зело. Симон – отец Николая, он дает травам чудесную исцеляющую силу. Из трав варили напитки, в отварах купали детей и купались сами, омывали раны, некоторые зела зашивали в одежду как обереги, а еще вплетали в косы от нечистой силы (чеснок в косу невесте перед свадьбой).

«На протяжении тысячелетий украинцы скопили значительный опыт в области народной медицины, в частности зелолечения. Разнообразен видовой состав растений, а сфера применения широка и многообразна. Наукой подтверждена рациональность использования многих из них, и они вошли в арсенал научной медицины. Есть в арсенале народной медицины украинцев растения, наделенные всесильными и разнообразными целебными действиями, магическими свойствами. Их причисляют к разряду зелья от всех недугов. Такие взгляды базируются, с одной стороны, на огромном опыте, многовековых наблюдениях за растительным миром, с другой – в них нашли отображение представления наших предков, отголосок тех далеких времен, когда человек одушевлял природу, поклонялся ее силам. И возникли легенды о чудодейственном зелье – универсальных лекарствах от всех недугов и повальных болезней, обереги от злых сил» (Зоряна Болтарович).

Читайте так же:  Морской рис полезные свойства отзывы

Целебные свойства трав люди открыли давно, но оберегали эти древние знания: волхвы, казаки-характерники, знахари, бабки-пупорезки – на добро; ведьмы, ворожеи, колдуны – во зло.

Языческое почитание зелья, вера в то, что зелье создано богами на пользу людям, на здоровье, были заимствована христианством. Уже служителями церкви было создано много рукописных Требников. В Требниках есть очень древние молитвы о зелах, как, например: «Еже освятити какое-либо благовонное зелие», «На Благословение руты и прочих зелий ядомых», «На Благословение зелия противу недугов».

В церковь несут святить зелье и плоды на Маккавеев (медовый Спас, первый Спас – 14 августа по новому календарю), на Преображение (второй Спас, яблочный – 19 августа по новому календарю) и на Первую Пречистую (Успение Пресвятой Богородицы, в преддверии третьего Спаса – 28 августа по новому календарю).

Церковь освятила применение разного зелья, как целебного средства, тем самым отобрала это у волхвов и волшебниц. Таким способом христианство привлекало людей в новую веру. В почитании трав и цветов сохранились элементы языческого поклонения Природе.

И ныне во дворах растут цветы. (Цветок – самая красивая часть растения на конце стебля; имеет декоративное и культовое значение. Цветок, которым девушки украшают косы, – косица.) Цветы символизируют жизненную силу и радость, победу над зимой и над темными силами. Цветы символизируют рай, потому издавна принято украшать могилы цветами. Символичной есть раскраска цветов: белый цвет – невинность, чистота, в то же время – смерть; красный – жажда жизни, кровь; голубой – тайна, преданность, таинство; желтый – солнце, тепло, золото. Мудрые хозяйки помнят древние приметы – какой цветок, какое зелье что символизирует и какое у него назначение.

Лечебная трава коса

ЛЕЧЕБНЫЕ ТРАВЫ И РАСТЕНИЯ

Небесная:
Лекарственные чаи

Есть травы, которые лечат одну болезнь, но есть и такие, которые оказывают благотворительное влияние на весь организм, не вызывая при этом никаких побочных явлений. К таким травам относится все еще недооцененная ромашка аптечная. Ее необходимо иметь в каждом доме, особенно если в нем есть дети или люди пожилого возраста. Ромашка аптечная содержит эфирное масло, в состав которого входят азулен, органические кислоты, глюкоза, а также витамин С, каротиноиды и минеральные. Ромашка полезна во многих случаях, в первую очередь при простудах. Она оказывает потогонное, спазмолитическое, обезболивающее, антисептическое, заживляющее и восстанавливающее действие. Улучшает процесс пищеварения, способствует отхаркивающее действие. Улучшает процесс пищеварения, способствует отхождению газов и мочеотделению, а иногда помогает при аллергических заболеваниях. Ванны из ромашки полезны грудным детям. Настой из ромашки должны регулярно пить пожилые люди, она показана при печеночной недостаточности и некоторых женских болезнях.

Настой готовят следующим образом: 1 чайную ложку цветков ромашки заливают стаканом кипятка, накрывают и настаивают 15 минут. Пьют 3 раза в день по 1/4 стакана.

Прекрасным бодрящим и одновременно лечебным средством является настой из мяты перечной. Этот настой оказывает согревающее, спазмолитическое, желчегонное, желчеобразующее и дезинфицирующее действие. Улучшает работу желудка, возбуждает аппетит. Мята содержит эфирные масла, в том числе ментол, дубильные вещества, витамин С и провитамин А.

Настой готовят, заливая 1 чайную ложку травы стаканом кипятка.

Мелисса лекарственная (лиманная мята) отличается приятным лимонным запахом. Она содержит эфирные масла, дубильные вещества, органические кислоты, сахара и минеральные соли. Мелисса — средство спазмолитическое, успокаивающее; ее применяют при неврозах, неврастении, повышенной нервной возбудимости и вызванной ею бессоннице. Прекрасно помогает при желудочных заболеваниях на нервной почве.

Принимают мелиссу чаще всего в виде настоя: 1 чайную ложку мелиссы заливают стаканом кипятка, настаивают и пьют 3 раза в день по полстакана.

И вкусен и полезен чай из соцветий липы. Эти соцветия, отличающиеся сильным медовым запахом, содержат дубильные вещества, слизь, пектины, флавоноиды, органические кислоты, минеральные соли — магний, а также эфирные масла, сахара и некоторые витамины. Настой из липы обладает потогонным и жаропонижающим свойствами, его следует пить при простудах, ангинах, а также заболеваниях почек, мочевого пузыря, при неврозах.

Настои готовят следующим образом: 1 чайную ложку сухих соцветий заливают стаканом кипятка, настаивают и пьют 3 раза в день по полстакана.

Молодым людям, страдающим угревой сыпью, рекомендую регулярно пить настой из фиалки трехцветной, то есть из анютиных глазок, а также протирать лицо настоем из зверобоя. Фиалка трехцветная регулирует и улучшает обмен веществ, нередко нарушающихся в период полового созревания, а зверобой обладает вяжущим и противомикробным действием. Фиалка трехцветная и зверобой иногда продаются в одноразовых пакетиках, что очень удобно.

Кроме того, фиалку трехцветную можно использовать как потогонное и мочегонное средство, а также при бронхите и сухом кашле.

Настоящий кладезь здоровья — крапива двудомная, содержащая ценные коротиноиды, флавоноиды, большое количество хлорофилла, витамины С и А, минеральные соли (калий, кальций, железо), дубильные вещества, жиры, углеводы и белки. Ее ценят за кроветворные и мочегонные свойства. Крапива двудомная способствует улучшению обмена веществ и уменьшению чрезмерного потоотделения. Крапиву рекомендуют принимать и при малокровии и анемии. Наиболее ценна, естественно, молодая свежая крапива, из которой или выжимают сок, или же добавляют ее свежие листья в салат. Отвар из сушеных листьев крапивы пьют в виде чая полстакана 3 раза в день.

Готовят этот чай (настой) так: 1 чайную ложку крапивы заливают стаканом горячей воды и кипятят на медленном огне 15 минут.

И все же, прежде чем пить лекарственные травы, особенно готовые сборы, советую проконсультироваться с врачом.
Автор: Гурницкая Ядвига

Милисента:
ОМЕЛА БЕЛАЯ

Омела белая — на стволе Омела издавна используется как лекарственное растение. Прежде всего омелу ценили как лекарство от всех болезней и средство против всякого яда. Древнее поверье друидов, что омела является универсальным противоядием, сохранялось вплоть до нашего века у крестьян в Лакоме на юге Франции: омелу клали на живот больного и давали ему выпить ее настой.
В I веке Плиний отметил, что омела хорошо помогает при эпилепсии и приступах головокружения, сам же он лечил омелой раковые опухоли. Со времен же Гиппократа в медицине ее применяли как кровоостанавливающее и вяжущее средство. Японские айны, швейцарские крестьяне и врачи Англии и Голландии XVIII в. считали омелу могучим целебным средством.
Так как омела, укрепившись на ветках дерева, не падает на землю, считали, что эпилептик не сможет свалиться в припадке до тех пор, пока он носит кусок омелы в кармане или настой ее в желудке. Вплоть до XVIII в. омелу рекомендовали как средство от падучей болезни.
Иероним Бок (1498-1554) и П.А. Маттиолус (1501-1577) утверждали, что омеловая мазь лечит нарывы, язвы и гнойные раны, а Себастьян Кнайпп рекомендовал омелу для остановки кровотечений и лечения нарушений кровообращения. Исходя из этого, как антисептик от гнойных ран, в средневековье омелу белую имел при себе каждый путник.
Теофраст Парацельс во времена Средневековья успешно использовал омелу белую при лечении многих заболеваний. Омелой белой Парацельс лечил все нервные заболевания, все виды внутренних кровотечений, паралич спинного мозга, головные боли, болезни глаз, все виды опухолей. Именно Парацельс, как врач, маг и алхимик, изучил все свойства омелы белой и научно обосновал её применение.
В настоящее время в народной медицине омелу белую используют при эпилепсии, судорогах и кровотечениях. Больным гипертонической болезнью первой и второй стадии дают омелу, поскольку она вызывает улучшение общего самочувствия, снимает головную боль, улучшает сон, успокаивает, повышает работоспособность, снижает максимальное и повышает минимальное артериальное давление.
Настои из листьев применяются сейчас в качестве кровоостанавливающего и противосудорожного средства. Водный настой веток с листьями используют для улучшения деятельности кишечника (потому, что он обладает вяжущим и противоглистным (на круглых глистов) действием), при узловатом расширении вен и трофических язвах конечностей. Чай из омелы пьют, чтобы избавиться от легких нарушений сердечной деятельности нервного характера, и принимают ванны при истерии. Но именно ягоды омелы, высушенные и растертые в порошок, а потом растворенные в крепком вине, употребляют при эпилепсии.

Магия:
Душистым веткам омелы в древности приписывали необычайную колдовскую силу. Считалось, что с помощью омелы можно отыскать самый тайный клад. Также из веточек омелы делают амулеты для сохранения верной любви в семье, для того, чтобы забеременеть и родить здорового, красивого ребёнка. Женщины, желавшие зачать ребёнка, носили веточки омелы на талии или на запястьях. Ветки омелы развешивают в домах и хозяйственных постройках как оберег против колдовства, от пожаров, болезней и невезения.
Это растение было важной частью языческих ритуалов и торжеств многих европейских племён. Друиды — жрецы древних кельтов, в чьей культуре омела играла наиболее значительную роль, считали растение святым и верили, что оно может исцелять любые болезни и предохранять от зла. Особенно сильные качества друиды приписывали тем редким омелам, которые находили на дубе. В дни зимнего солнцестояния (в Рождество) существовал обычай: для прибавления добра в доме надо выкопать омелу и поцеловать ее корень. Кроме того, друиды собирали ягоды омелы на Рождество, причем с большими церемониями, в час, точно определенный астрономическими вычислениями. Они считали, что ягоды в этот момент насыщаются тройной силой: светил, дерева и благочестивой толпы и, следовательно могут производить чудесные исцеления, предсказания и притягивать счастье.
Англичане, как потомки друидов, обожествляют омелу белую, растущую на дубе, считая её самым священным растением. Свою искреннюю веру в целебно-магические свойства омелы белой англичане доказали делом. Переселенцы, уезжая в далёкую Америку, непременно брали с собой омелу белую — как талисман — оберег и лекарственное средство. На новой земле омела белая стала частицей родной Англии, стала символом верной любви и счастья. Кстати, любовь американцев к омеле белой стала традицией: в канун Нового года веточка омелы украшает дом каждой американской семьи и под ней принято целоваться.

Мифы и Легенды:
Омела белая Много легенд и преданий гуляет по свету о колдовских свойствах омелы белой. Например, древние считали, что семена омелы падают с небес на стрелах молний. Также считалось, что омела белая символизирует сущность жизни, божественную субстанцию, панацею, бессмертие. Будучи ни деревом, ни кустом, омела олицетворяет все, что является «ни тем, ни другим». Расширяя это понятие, она символизирует свободу от ограничений. Человек, находясь под омелой, становится свободным от ограничений, но не имеет защиты и вступает в мир хаоса. Омела является Золотой Ветвью друидов и Энея и олицетворяет женский принцип, противопоставленный мужскому в образе дуба. Она символизирует новую жизнь и возрождение во время зимнего солнцестояния. Предания гласят, что омела родилась от удара молнии в ветвь дуба и, таким образом получила дополнительные духовные качества. Сок ее ягод — пища для тела и духа. Омела белая ассоциируется с норвежской богиней Бальдур.
Популярная и ныне традиция — целоваться на Рождество под ветками омелы — по некоторым мнениям, берёт начало в древнескандинавской мифологии, где омела находилась в подчинении богини любви, красоты и плодородия Фрейи. Другие исследователи считают, что эта традиция происходит из свадебных церемоний, которые обычно отмечались во время сатурнианских зимних празднеств в Древнем Риме — на их месте с приходом Христианства стали отмечать Рождество. Воины-враги, встретившись под омелой, должны были сложить оружие до конца дня.
Существует и ещё одна легенда, которая более близка к настоящему времени – о том, как Николая Васильевича Гоголя опоили омелой.
Родовое имение Гоголя — Васильевка находится на Полтавщине, в одном из самых красивых мест округи. По красоте здешних мест Гоголь тосковал всю жизнь, описывая их в своих литературных трудах. Самым примечательным местом в имении был большой пруд, окружённый роскошными ивами и тополями-осокорями, похожими на сказочных великанов. Осокори обвивала омела белая. За прудом начинались заповедные леса — знаменитая Яворивщина. По преданию, влюблённая в юного Николая Гоголя крепостная напоила его приворотным зельем из омелы. Не совсем удачно девушка приготовила напиток — любовь не родилась. Возникло пристрастие к живой природе, равное обожествлению. Николай Васильевич стал самым романтическим писателем 19 века, ибо понимание необъяснимых тайн природы далось ему легко.

Читайте так же:  Народные методы лечение шпоры

Кулинарные и медицинские рецепты
— Свежую омелу используют для улучшения аппетита, а также как приправу к мясу.
— Кроме того, употребляют чай из омелы – не только как лекарственный препарат, но и просто для укрепления иммунитета (особенно после тяжелых инфекционных заболеваний) и в профилактических целях.
— Чай из омелы:
2 чайные ложки с верхом омелы залить 1/4 л холодной воды и через 10-12 часов процедить.
— Пить по две чашки в день – лучше утром и вечером, но можно и в течении дня.
Побочные действия: при использовании чая из омелы в вышеназванной дозировке побочные действия неизвестны.

Другие рецепты, настои, отвары, зелья:
Рецепт №1 (для укрепления ослабленной сердечной мышцы):
30 грамм омелы отварить в 1 литре воды.
Принимать: по трети стакана три раза в день.
Рецепт №2 (при легочных и других кровотечениях):
15 грамм омелы залить 1 стаканом кипятка. Настаивать до остывания. Процедить.
Принимать: пить по 1 столовой ложке 3 раза в день через 30-40 минут после приема пищи.
Рецепт №3 (для улучшения сна и кровообращения):
1 столовая ложка сухих листьев омелы белой на 1 литр воды, довести до кипения, кипятить не более 5-6 минут, настоять 15 минут.
Принимать: по 2 столовых ложки три раза в день за полчаса до еды – взрослым. Детям ограничить приём отвара до 1 столовой ложки раз в день перед сном.
Рецепт №4 (при артрозах, повышенном и пониженном кровяном давлении):
1 чайную ложку омелы настоять в 1 стакане холодной кипяченой воды.
Принимать: по трети стакана три раза в день.
Рецепт №5 (при судорогах и кровотечениях):
15 г измельченного сырья заливают 200 мл воды, нагревают на кипящей водяной бане 15 минут, охлаждают (45 минут), процеживают и добавляют кипяченую воду до первоначального объема.

Народная Медицина:
Отцветающая мать-и-мачеха В народной медицине листья мать-и-мачехи применяют вместе с цветками в виде отвара как отхаркивающее и потогонное при простудных заболеваниях, а также при воспалениях слизистых оболочек, катаре желудка (гастрит), почечных заболеваниях, катаре мочевого пузыря (цистит), катаре толстой и тонкой кишки (колит и энтерит). Также иногда растение используют в сборе с цветами черной бузины, липовым цветом, коровяком, окопником и другими растениями.
Сок, выжатый из свежего растения, считается ранозаживляющим. Иногда его назначают при туберкулезе и затяжном рините (вводят в ноздри). Отвар из взятых поровну листьев мать-и-мачехи и крапивы применяют для мытья головы при выпадении волос, перхоти и зуде кожного покрова.
Кроме того, свежие листья прикладывают при воспалениях, чтобы произвести нарыв; сок их – от золотушных нарывов; в виде кашицы – к вередам, несозревшим нарывам – камчугам (откуда и взялось народное название «камчужная трава»).
Также в народной медицине листья часто применяют для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения.
Сигареты из мать-и-мачехи курят при сильном спастическом кашле. Вот что по этому поводу пишет Авиценна: «Говорят, что мать-и-мачеха лучшее лекарство от кашля и «стоячего дыхания»…, если ты возьмешь ее сухие листья или корень и будешь ими окуриваться и вдыхать дым, то польза ее станет явной». Кроме того, о полезных свойствах курения мать-и-мачехи говорили Диоскорид, Плиний и Гален. Еще такой же дым «держат во рту» при зубной боли
Предупреждение:
Но в некоторых странах мать-и-мачеху пытались запретить в качестве свободно распространяемого растения (а в Австралии и Новой Зеландии даже запретили) из-за того, что в листьях содержатся алкалоиды, которые отрицательно влияют на печень. Единственное, что нужно всегда помнить, так это то, что любое лекарство может стать смертельным ядом, если не следить за его дозировкой.
Мать-и-мачеху нельзя принимать при беременности, задержки месячных, болезнях печени. К тому же пользоваться чаем из мать-и-мачехи нельзя длительное время.
Активные вещества:
Листья мать-и-мачехи содержат горькие гликозиды, сапонины, каратиноиды, галловую, яблочную и винную кислоты, ситостерин, аскорбиновую кислоту, полисахариды (инулин и декстрин), слизи, дубильные вещества, следы эфирного масла, минеральные соли.
Цветки также имеют лекарственное значение и используются в сборах. Они содержат арнидол, дубильные вещества, сигмастерин, тараксантин, фарадиол, ситостерин.

Магия:
По магическим и астрологическим характеристикам род у мать-и-мачехи женский, покровительствующая планета – Венера, а стихия – вода. Что касается управляющего знака зодиака, то тут мы находим два таких: овен и близнецы. Но, что удивительно, сведения из разных источников иногда относят это растение не только к двум вышеописанным, но и к раку, и даже ко льву (за счет ярко-желтых цветков). Хотя лично я, учитывая огненную стихию овна и льва, склонна относить мать-и-мачеху все-таки к близнецам или раку.
Как можно догадаться, лишь взглянув на управляющую планету, магические силы растения заключаются, по большей части, в любви.
Так же наиболее распространенным применением является курение мать-и-мачехи в составе благовоний, во время ритуала вызова духов или для получения пророческих видений. Кроме того растение используется в сборах, призывающих благополучие, здоровье и спокойствие. Может присутствовать в амулетах для детей и женщин. Но основное действие мать-и-мачехи – успокоение и смягчение. Это, как мне кажется, связано с лекарственным применением растения: ведь оно смягчает кашель и лечит заболевания дыхательных путей.
Практическое использование мать-и-мачехи в любовное магии таково (помимо того, что она является естественным афродизиаком): растение добавляется в мешочки, которые носят с целью привлечения любви.
Британские поверья утверждают, что тот самый мягкий белый пух, располагающийся на стороне «матери» когда-то давно использовался шотландскими горцами в качестве наполнителя для матрасов и подушек. Конечно, в это слабо верится, ибо сложно представить, сколько килограммов листьев понадобилось для одной захудалой подушечки, но британцы ассоциируют растение именно с этим поверьем.

Мифы и Легенды:
С появлением на земле этого цветка связана легенда, не обошлось здесь без любви и ревности.
Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, потому что не хотела, чтобы он ходил встречаться с ней и своей бывшей женой. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем временем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала, была девочка уже бездыханная. Бросилась она на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки.

Применение в кулинарии:
Салат из моркови с листьями мать-и-мачехи
Ингредиенты: 50 г. свежей моркови, 13 г. листьев мать-и-мачехи, 30 г. кефира, соль. Очищенную сырую морковь натереть на крупной терке. Перебранные и промытые в нескольких водах листья мать-и-мачехи следует мелко нарезать, заправить кефиром и посолить.

Жевательные конфеты с лечебным эффектом для горла
Ингредиенты: 1 литр свободно упакованных листьев мать-и-мачехи (я так полагаю, речь идет о литровой банке листьев), 450 г. сахара, 600 мл. воды, 450 г. кукурузного сиропа, 50 г. масла, пол чайной ложки пищевой соды. Тщательно вымойте листья мать-и-мачехи, а затем положите их в кастрюлю, долив туда 600 мл воды воды. Нагревайте смесь еще 2 минуты после кипения. Отфильтруйте листья от воды, но не выливайте получившуюся жидкость. Добавьте в кастрюлю сахар, кукурузный сироп и масло вместе с жидкостью, оставшейся от кипячения листьев. Кипятите до тех пор, пока получившаяся «ириска» не станет ломкой, если ее бросить в миску с холодной водой. Снимите кастрюлю с огня и добавьте пищевую соду. Взбивайте смесь ложкой, пока она окончательно не затвердеет. Затем выложите массу на неглубокий, обмазанный маслом поднос. Раскатайте получившуюся твердую массу, порежьте ее на удобные кубики и сложите получившиеся кофетыв банку или любое другое место, где вам будет удобно их хранить.

Соус (крем) с мать-и-мачехой
Мать-и-мачеха Ингредиенты: 250 г. молодых мелко порубленных листьев мать-и-мачехи, 1 зубчик чеснока (тертый), 1 чайная ложка жареных кунжутных семечек, соль и черный перец. Поместите листья мать-и-мачехи с тертым чесноком в кастрюлю и залейте смесь водой, чтобы полностью закрыть содержимое. Доведите смесь до кипения, а потом убавьте огонь и подождите еще около 10 минут. Процедите листья и разотрите их в ступке вместе с кунжутными семечками. Слегка просушите смесь и смешивайте ее до получения однородной массы. Добавьте соль и черный перец по вкусу. Подавайте на стол в качестве добавки к картофельному пюре или соусу для риса. Может также идти в паре с салатом или овощами.

Народная Медицина:
Издревле полынь использовалась при лечении малярии. Методы лечения подробно описаны многими древними учеными-медиками: Гиппократ в III веке до н.э. и Ибн Сина (Авицена) в Х веке н.э. В славянской литературе полынь, как лекарство от малярии, упоминается в ХII в. в «Слове Даниила Заточника» и в русских летописях XIV в. , в книге «Благопрохладный Ветроград» в 1616 г., в словаре, изданном в 1792 г. Российской Академией, — во всех этих источниках упоминается полынь.

Чернобыльник применялся при нервных болезнях как успокаивающее средство, корни — при эпилепсии, листья — как болеутоляющее и регулирующее функциональную деятельность желудочно-кишечного тракта. Ее применяют как желчегонное, желудочное, мочегонное, болеутоляющее, успокаивающее и глистогонное средство. Известно о ее применении и в парфюмерии: эфирное масло полыни Царица Клеопатра использовала для получения туалетной воды. В «Гербарии» Банкеса, выпущенном в XVIII в., отмечалось, что «полынь, если ее сжечь, а пепел собрать и растереть с растительным маслом, восстанавливает рост волос у того, кто их уже лишился», а в другом средневековом трактате «Сады здоровья» сообщается, что дым, поднимающийся при сжигании этого растения, хорошо пахнет и изгоняет из дома змей. А в монастырских садах Западной Европы полынь выращивали с 9 века. Именно ее листья использовали для приготовления абсента (Absinthe от Artemisia absinthium), горькой настойки, популярной во Франции (и не только в ней).

Магия:
Полынь горькая «Полынь настоящая, или вермут. Насыщеная астральным светом низшего качества. Нечто вроде гашиша Запада. Годится для некоторых опытов, причем нужно пользоваться цветущими верхушками растения и при химической обработке их соблюдать величайщую чистоту» (Sed.)

Полынь с древних времен использовали как обереги от темных сил. Ее добавляли в зелья, которые защищали от колдовства и от молнии, применяли в лекарственных снадобьях от лихорадки, слабеющего зрения.

Существует легенда, по которой необходимо в ночь, накануне Иванова дня, раскопать землю у корня полыни, найти там уголек и носить его с собой. И этот самый уголек защитит вас от чумы, молнии, малярии и ожогов. Причем, информация от разных источников отличается временем суток сбора травы: одни утверждают, что собирать необходимо в полдень, другие — в полночь. «Кроме церковного ладана (незаменимое средство против всякой нечистой силы) отыскалось еще снадобье, равносильное священной вербе и свечкам страстной недели, — полынь трава окаянная. Собирали после троицына дня до первых петухов. Рвали только левой рукой».

Различные источники по-разному предлагают рассматривать роль полыни в магии. Но все сходятся в одном. Это наиболее эффективное средство против русалок и схожих с ними мифологических персонажей славянского фольклора. И чаще всего полынь применяли на Троицкой неделе – в период появления русалок. Полынь, «трава окаянная, бесколенная», при борьбе с русалками считалась «снадобьем, равносильным священной вербе и свечам Страстной недели», а также ладану. В России, на Украине, в Полтавской губернии, в Харьковской губернии , да и в других городах и селах полынь и подобные ей травы раскидывали по дому, клали на окна, пороги, под стрехи домов, дабы защититься «от русалок, выходящих в эту ночь из своих вод на сушу», а если «на зелене свята» приходилось ночевать на открытом воздухе, клали ее под голову. От нападения русалок носили с собой полынь; ее же бросали в воду, если все же случалось купаться. Защищаясь от мавок, украинские девушки носили полынь за пазухой; ее вплетали в косы, полагая, что тогда русалка не станет их щекотать. Болгары и сербы приписывали ей способность «отгонять самодив, караконджулов и демонов болезней». Интересно, что вовсе не обязательно было носить с собой само растение; считалось, что даже одного названия полыни достаточно, чтобы русалки разбежались. Во многих контекстах полынь встречается не одна, а вместе с каким-либо растением, либо синонимичным ей по отгонной функции (зоря, любисток Levisticum officinalis L.), либо, напротив, привлекающим русалок (мята, петрушка). И не забудьте при встрече с русалками о простейшем заклинании. На вопрос русалки «що в тебе в руках?» полагалось отвечать «полынь», — тогда она скажет: «цур тоби, пек тоби! згынь!» и исчезнет.

Читайте так же:  Народные средства лечения эндометриоза отзывы

В Пруссии, Баварии и других германских землях полынь использовалась в тех же целях, что рябина в Шотландии — то есть, для защиты от ведьм. Прусские фермеры складывали стожки из этой травы на въездах и вокруг лугов, где паслись коровы, чтобы защитить животных и их молоко от ведьм. В Японии жители ограбленного дома, обнаружив следы грабителя, жгут на них полынь, чтобы уязвить его ноги и не дать ему убежать от полиции.

Существует также довольно много суеверий, связанных с полынью, которые касаются ухода за глазами. Считалось, что если посмотреть на пламя костра, зажженного в честь летнего солнцестояния, сквозь пучок полыни, то это обеспечит хорошее зрение в течение года. В Германии и Богемии молодые люди надевали шапочки из полыни, сквозь которые глядели на пламя костров Иванова дня, чтобы сохранить свои глаза в порядке до конца года. В некоторых источниках полынь упоминается в составе зелья «противу усталости». Полынный сок, выпитый из яичной скорлупы, или мазь из полыни, приготовленной на свином смальце, помогали от общей усталости. Путникам рекомендовалось положить полынь в башмаки утром, чтобы идти без усталости много миль.

Полынь кустарниковая является одним из символов любви. Народные ее названия — «молодой любовник», «поцелуй меня скорей», «девичья погибель». Согласно иной интерпретации, полынь символизирует старость. Отсюда другое народное название кустарниковой полыни — «старик». Является также знаком шутливости.

Мифы и Легенды:
Родовое название по имени Артемисии, жены царя Мавсола, или от греческого “artemes” — здравый, невредимый, в связи с лечебными свойствами растения; absinthium — латинизированное греческое название полыни absinthion, от “а” — не и “psenthos” — наслаждение, удовольствие, т. е. растение, не доставляющее удовольствия в связи с горьким вкусом.

Горький, как полынь, «полынь – горькая трава» — эти слова, наверное, можно уже воспринимать как штамп. Латинское название полыни — Artemisia — трава здоровья — было дано в честь Артемиды — богини охоты, Луны, плодородия, деторождения и врачевания. Существует предание, по которому Артемида, являясь покровительницей рожениц, первая применила полынь в качестве родовспомогательного средства.. Полынь — это одна из тех загадочных трав, упоминания о которых можно встретить и среди папирусов Древнего Египта (1550 г. до н.э.), о ней знали в Древней Греции, Китае. Жрецы Изиды, богини плодородия и материнства, носили на голове венки из полыни. О ее полезных свойствах знали древние греки, арабы и китайцы. Описания целебных свойств полыни встречаются в древнейших памятниках письменности. Русское название «полынь» произошло от славянского «полети» — гореть, опять-таки из-за очень горького вкуса, от которого во рту горит. Есть также версия, что название свое полынь — пелын – получила, вероятно, из-за характерного для растения цвета.

Русское название полынь — от старорусского глагола “полети” — гореть (остался в слове “спалить”). Если пожевать лист, то во рту долго будет ощущение, как будто чем-то опалило.

Свящ. Писание представляет нечестие и пороки человеческие под видом полыни, как крайне горькие по их последствиям (Амос 5:7, 6:12), и изображает тягость наказания Божия, которое постигает всякого человека грешного в следующем выражении: «говорит Господь Саваоф, Бог Израилев (об Иудеях); вот, Я накормлю их, этот народ, полынью, и напою их водою с желчью (Иер 9:15), и в другом месте пр. Иеремия говорит: «Помысли о моем страдании и бедствии моем, о полыни и желчи» (ПлачИер 3:19).

А.Н. Куприянов в своей статье рассказывает следующую легенду:
«Когда-то давно в степи жили два брата – хан Отрок и хан Сырчан. Русский князь разбил их войско и надолго разъединил братьев. Об этом повествует древняя Волынская летопись, талантливо переложенная на стихи Аполлоном Майковым. Хан Сырчан посылает певца вернуть брата в родную степь с гор Кавказа, где он живет в роскоши и богатстве, и дает такой наказ: Ему ты песен наших спой, Когда ж на песнь не отзовется, Свяжи в пучок емшан степной И дай ему – и он вернется.
В сноске к стихотворению дается разъяснение: «Емшан – название душистой травы, растущей в наших степях, вероятно, полынок».

В популярной поэме средних веков «О свойствах трав» полынь называется матерью многочисленных трав и утверждается, что «отведавший это растение может совсем не страшиться любого зловредного зелья, и ни один из зверей не дерзнет его тронуть». .

Наиболее ярко чудесные свойства полыни обрисованы в даосской китайской мифологии, согласно которой вариантом даосского рая является остров бессмертных — Пенлай. На этом острове те, кто откушают чудесных растений с дивным ароматом, становятся бессмертными. Интересно, что Пенлай — это реальная местность на полуострове Шаньдун в Китае, где проживала народность «лай», а «пен» в переводе означает полынь — артемизия.

Буковинские травницы почитали ее «травиной над травинами». Очевидно, такой высокий статус обусловлен теми магическими свойствами, которыми наделялось растение.

Рецепты:
Настой травы полыни горькой.
10 г (2 столовые ложки) травы помещают в эмалированную посуду, заливают 200 мл (1 стаканом) горячей воды, закрывают крышкой и нагревают в кипяченой воде (на водяной бане) 15 мин. Затем охлаждают 45 мин, процеживают и оставшуюся массу отжимают. Приготовленный настой разбавляют кипяченой водой до первоначального объема 200 мл. Настой хранят в прохладном месте не более 2 дней.

Народная Медицина:
Чертополох целители любят за ее абсолютную безвредность, чем она и отличается от других трав. Немного найдется лекарственных трав, столь уважаемых в прошлом, как чертополох. По преданию, древнегреческая поэтесса Сафо использовала его корневище как средство, усиливающее половую активность. В такое действие этого растения очень верили в древности. Помимо этого корневище ценили как средство для регулирования менструального цикла и лечения желудочных заболеваний; кроме того, верили в его способность защитить от инфекционных заболеваний.
В средние века область применения его значительно расширилась (грудные болезни, водянка, периоды депрессии, задержка мочеиспускания, цинга и атрофия десен, желтуха, чахотка, кожные болезни).
Современная народная медицина переняла все эти показания, как это часто бывает, без всякой критики. Исторические документы свидетельствуют о том, что древние греки использовали отвар плодов молочного чертополоха 2000 лет назад. Полагают, что римляне знали о его полезных свойствах и использовали при лечении заболеваний печени. В Индии он применяется в гомеопатической и народной медицине. А в Европе экстракт молочного чертополоха с давних пор рекомендуется при таких печеночных нарушениях, как гепатит и цирроз. В древнем медицинском справочнике греческий травник Диоскорид рекомендовал чертополох молочный при очень многих заболеваниях. Во всех русских справочниках о целебных растениях есть упоминание о чертополохе, который упоминается при очень многих заболеваниях.

Магия:
С древности оно использовалось как в медицине, так и в кулинарии и магических обрядах. Это очень сильное растение, обладающее, безусловно, магической силой, способное прогонять злых духов и вообще зло.
Чертополох в переводе со старорусского означает «пугающий чертей». Это вполне соответствует способностям этого растения. Черти его действительно боятся, поэтому у входа в дом вешали это растение, чтобы не впускать в жилище нечисть. Сажали чертополох на могилах колдунов и проклятых людей, чтобы помешать нечисти утащить их души в пекло.
В курениях это растение не применяли — дым чертополоха очень горький, ест глаза и горло. Нечисть выгоняет, но и людям оставаться в таком мареве сложновато.
Наибольшей силы чертополох достигает, когда распускается его цветок. Чертополох — надежная защита от порчи, напущенной из зависти. Говорят, что сухой цветок чертополоха, на котором намотан волос хозяина, не только защищает от многих чар, но и «возвращает» их тому, кто их навел. Цветок надо менять каждое лето, срезая его в жаркий полдень, предшествующий новолунию. При этом необходимо убедится, что вокруг нет посторонних. До наступления полнолуния следует носить вместе оба цветка, а затем сжечь старый на живом огне, предварительно с ним попрощавшись и поблагодарив. Характерно, что каждый последующий талисман вбирает в себя силу предыдущего. По поверью, чертополох отгоняет чертей и покойников-вампиров. Для этого нужно носить с собой целиком все растение. Дымом фимиама, изготовленного из чертополоха, окуривают огнестрельное оружие, которое плохо стреляет: то есть во время охоты ранит, но не убивает дичь.

Мифы и Легенды:
Чертополох Чертополох означает грех, скорбь, проклятие Бога при изгнании из рая. В римской мифологии Церера, богиня жатвы, покровительница плодородия, зажигает факел из сухого, чертополоха.
Чертополох является символом Шотландии; согласно легенде, когда вторгнувшиеся в 8 веке даны пытались ночью тайно подобраться босиком к скоттам, они попали да заросли чертополоха; от их вскриков скотты подняли тревогу и полностью разбили данов. Чертополох был принят в качестве эмблемы Шотландии в царствование Якова III; в британском гербе появился в 1702 году вместе с девизом Nemo me imрипе lacessit — «Никто не тронет меня, не поранившись». Эта эмблема так же является центральной на нагрудном знаке «Самого древнего и благородного ордена Чертополоха»; кавалеры это го ордена уступают в ранге только кавалерам «Ордена Подвязки».
Историю названия молочного чертополоха можно прочесть во втором слове его латинского наименования – Silybum marianum: для людей, которые назвали так это растение, белые полоски на его листьях являлись молоком святой девы Марии.
Накануне Ивана Купала девушки гадали по травам:
Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно), на ночь клали под подушку, чтоб приснился суженый – «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!».
Также считалось, что охота будет удачной, если на охоту брать чертополох с крапивой.

Применение в кулинарии

Чертополох добавляют в кондитерские изделия, хлеб, напитки. Несколько заводов выпускают водку с расторопшей.

Магические рецепты
Зелья для уничтожения злых духов.
Ингредиенты: Лаванда, мимоза, чертополох, родниковая вода
Инструменты: котёл, чашка глиняная, ложка серебряная, нож магический, доска разделочная (фарфоровая или деревянная).
Приготовление:
Для начала необходимо добавить в глиняную чашку кристальной воды, после положить туда отмеренные с помощью серебряной ложки кусочки мелко-порезанной лаванды, подождав, пока из этого получится что-то похожее на чай, следует начать резать на фарфоровой доске корневище чертополоха. Добавив настойку, надо поставить котёл на медленный огонь и варить 20 минут, помешивая через каждый 7 минут по часовой стрелке. Окончательное зелье должно иметь серебристый оттенок. Пар поднимется над зельем спустя трое суток. После этого необходимо отлить зелье в специальные сосуды и расставить их по комнате, откуда надо изгнать злых духов. При этом надо сказать заклинание:
Лаванда, мимоза, Святой чертополох (Святой трилистник),
Изгоните Зло, рассейте его во времени,
Пусть этот миг исчезнет навсегда.