Меню

Курсовая работа на тему семейные конфликты

Семейные конфликты и их причины (2)

Главная > Реферат >Социология

Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Ни одна сфера жизни человека не свободна от конфликтов. Исключением не является и семья. Конфликт — это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликты неистребимы, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти.

Конфликты бывают внешними (конфликт с другими людьми) и внутренними (конфликт с самим собой). При внутренних конфликтах внешнего оппонента нет. Однако это не значит, что внутренние конфликты — пустяк или что они не важны для принятия решений. Внутренние конфликты определяют нашу систему ценностей, нередко вердикт «верно» или «неверно» является результатом внутреннего конфликта. Эти конфликты — основа этики и морали. Если бы люди в тех или иных ситуациях не ощущали внутреннего конфликта, они никогда не задумывались бы о вопросах нравственности. Понятию «внутренний конфликт» очень близко понятие «совесть».

Не говоря уже о том, что большинству людей никакого удовольствия конфликты не доставляют, современные ученые-медики отмечают губительные последствия стрессов, причиной большинства которых является конфликт. Улаживать конфликты — это решать человеческие проблемы. Уладить конфликт означает почти наверняка сохранить взаимоотношения. Если бы это было не так, люди не пытались бы улаживать конфликты.

При спорах и раздорах любая семья и взаимоотношения в ней могут сохраниться, дать трещину или распасться. Но люди хотят помогать друг другу и поддерживать взаимоотношения. Это желание сохраняется даже тогда, когда появившиеся разногласия вызывают конфликт.

Конечно, признанный, серьезный, глубоко переживаемый конфликт берет свое, но, если есть намерение его уладить, вероятность того, что удастся сохранить взаимоотношения в их внутреннем, глубинном проявлении, очень велика. Очень важно, чтобы стороны объективно оценили друг друга и предприняли возможные усилия для признания ценности и важности своих взаимоотношений, даже при их нынешнем конфликте. Этот шаг одинаково пригоден для споров между учителем и учеником, матерью и детьми, между мужем и женой.

Самое главное, чтобы противоположные стороны видели смысл сохранения отношений. Если же они не видят смысла сохранить их, то они не заинтересованы в его улаживании. Итак, для улаживания конфликта необходимо, чтобы все участники признали, что каждый из них ценен сам по себе как личность, что в позициях оппонента могут быть свои достоинства, что каждого волнуют свои (иногда одинаковые) проблемы и что у каждого из них где-то глубоко внутри скрыто одно желание: уладить конфликт и сохранить взаимоотношения.

Женатые люди сегодня сталкиваются с большими проблемами, чем они ожидали, собираясь вступать в брак.

Брак соединяет двух людей с разными пристрастиями, разным семейным окружением, разным уровнем зрелости, — разные темпераменты под одной, иногда крошечной крышей. Финансовые проблемы становятся еще одним бременем в супружеских трудностях. Когда на сцене появляются дети, вырастают конфликты по разным воспитательным подходам. Все эти различия могут принести большую горечь. Если их не решать, они легко могут привести к распаду семьи, эмоциональным проблемам, насилию, а иногда один или оба партнера ищут внимания и компании вне дома.

Сопоставьте эти проблемы со знанием о том, что часто брак не получается, потому что один или оба партнера вступают в брак, не понимая, что они делают. Иногда они слишком молоды, чтобы понять, что же такое брак, или они, возможно, слишком эгоцентричны, чтобы отдавать так же много, как они получают.

К тому же, бытом многих семей правят сейчас три докультуры: психологическая неграмотность – незнание женской и мужской психологии, азов эмоционального общения в семье; половое невежество – незнание законов человеческой сексуальности, разладов мужской и женской половой природы и способов их смягчения; воспитательная неграмотность – незнание коренных отличий детской психологии от взрослой, неумение воспитывать детей в ключе их психологии и в духе нынешнего образа жизни.

Эти три невежества чрезвычайно усложняют жизнь большинства семей, особенно молодых, тогда как знания могут очень помочь им. Впрочем, одних знаний здесь явно не хватает. Семья попала сейчас в острый кризис: взрыв разводов и одиночества, увеличение количества абортов, падение рождаемости.

Данная работа посвящена изучению основных причин семейных конфликтов, т. к. только зная причины конфликта, можно управлять его ходом и, что не менее значимо, предотвращать его.

Предмет работы – причины семейного конфликта, а объектом изучения является сам конфликт.

Можно предположить, что одной из основных причин семейных конфликтов является недостаточная осведомлённость супругов друг о друге. Следствием является и личностное непонимание, и различные взгляды на воспитание ребёнка, и нетерпимость к проступкам другого, и, наконец, неудовлетворённость семейной жизнью.

Цель и гипотеза ставят перед нами следующие задачи:

Исследование основных причин конфликтов в семье.

Изучение способов разрешения конфликтных ситуаций у исследуемых пар.

Выявление уровня терпимости каждого из супругов.

Семейные конфликты в современной психологической литературе.

Народная мудрость гласит: “Дом держится на четырёх углах, а семья – на двух головах”. Четыре угла семейного очага – это взаимная любовь, взаимная верность, взаимное уважение и взаимная помощь. В качестве созидателей, хранителей семейного очага муж и жена равно ответственны за его судьбу, за прочность и долговечность брака, в равной мере определяют психологический климат в семье, гармонию супружеских отношений. Нельзя строить семейные отношения на неравенстве, господстве одного из супругов над другим.

Вступая в брак, люди хотят семейного счастья. Но их надежды не всегда сбываются. В отдельных регионах до 50 % семей распадаются.

После вступления в брак молодожёнам предстоит хорошо узнать друг друга, изучить привычки, выработанные в прежней жизни, научиться взаимодействовать, отказываться от того, что этому взаимодействию мешает. Но это удаётся далеко не всем – и тогда супруги перестают понимать друг друга, между ними возникают конфликты, перерастающие в семейные ссоры и скандалы.

Почему далеко не всем удаётся сохранить семью? Почему между супругами возникают ссоры и конфликты, нередко ведущие к разводам? Почему исчезает любовь и уважение, когда-то объединявших их? Чтобы ответить на эти вопросы, надо выяснить, как молодожёны понимают любовь, какого человека называют любимым.

Потребности, которые супруги удовлетворяют в браке, различны, поэтому и содержание любви неодинаково. Один человек понимает любовь как физическое влечение. Потребность в половой близости, другой – как близость с другим человеком, с другом. Обращает на себя внимание тот факт, что конфликтующие и разводящиеся супруги на первое место в любви ставят личные потребности и стараются использовать любимого человека как средство их удовлетворения. Такая любовь носит потребительский характер. При настоящей же любви человек посвящает свою жизнь любимому, стремится доставить ему радость, сделать его счастливым. Непонимание этого приводит к тому, что любовь пропадает (при этом возникает вопрос: а была ли она вообще?)

Каждый человек имеет свою “модель” любимого (любимой). Сильная потребность иметь любимого рядом приводит к тому, что нередко людям кажется, что они нашли его наконец-то. Эта установка мешает реально увидеть достоинства и недостатки любимого. Однако рано или поздно человек раскрывается, и нередко наступает разочарование, причём не только в объекте любви, но и в любви вообще (отсюда возникает суждение – “любви нет вообще”).

Человек может влюбиться с первого взгляда, если объект любви соответствует его модели – отличается красотой, эрудицией, интеллигентностью, чуток, добр и деликатен, имеет престижную профессию. Однако в семейной жизни, когда появляются домашние заботы, когда необходимо заботиться о других членах семьи, посвящать им своё время, и нередко подчинять свои интересы, “любимый” зачастую поворачивается совсем другой стороной.

В молодости, на этапе поиска будущего супруга, внешность играет весьма важную роль. В супружеской жизни главным становится отношения между супругами, наличие у них таких качеств, как нежность, порядочность, честность и дружелюбие. Поэтому, если один из супругов перестаёт отвечать потребностям другого, наступает разочарование и любовь уходит. Так, если один из супругов учится, стремится повысить своё образование, другому необходимо задуматься над собственным духовным развитием, совершенствовать свои общие и специальные знания, повышать свою профессиональную квалификацию. Многие так и поступают. Но нередко один из супругов этому препятствует: мешает учиться, стремится загрузить различными делами, отвлекающими от интересующей его деятельности, ограничить общение с новыми людьми, соответствующими возросшим духовным потребностям и способностям супруга (или супруги). В этом случае возрастающая разница в уровнях развития супругов и конфликты, усиливающие противоречия, могут стать причиной исчезновения любви и распада семьи.

Многие молодые супруги не понимают, что брак – это постоянный труд, творческий поиск путей сохранения взаимопонимания и любви. И к любви себя надо готовить. Надо учиться дарить счастье другому.

Источниками нарушения семейных отношений являются, как правило, столкновение различных представлений мужа и жены о целях семьи, о конкретном содержании её функций и способов их реализации, о распределении ролей в семье. Если супруги не будут понимать друг друга в жизненно важных для существования брака вопросах и действовать соответствующим образом, если не выработают общую систему взглядов, то супружеские отношения будут разрушаться.

Учёные считают, что многие причины неудачных браков существуют уже в момент их заключения. Эти причины именуются факторами риска построения счастливой семьи.

Возраст вступления в брак. Социологические исследования показывают, что раннее заключение брака является важным фактором, влияющим на удовлетворённость отношениями в семье. При изучении успешных и неуспешных браков выяснилось, что в группе успешных семей только 43 % вступили в брак до 21 года, а неуспешных 69 %. Успешный брак предполагает высокий уровень социальной и психологической зрелости людей, т. к. для него необходимы устойчивые установки, определённые знания и умения, чего в зачастую нет в юношеском возрасте.

Экономический фактор. Изучение бракоразводной практики показало, что малая зарплата, отсутствие отдельной квартиры никогда не называется в качестве первопричины разлада в семье, на первом месте обычно стоят причины нравственно-психологического характера, а материальные затруднения могут усугублять разногласия и осложнять уже нарушенные отношения.

Жилищные условия. Этот фактор связан с раздельным или совместным проживанием молодой пары с родителями. Данные исследований говорят о том, что молодые семьи, проживающие совместно с родителями, несколько стабильнее тех, кто живёт раздельно, хотя конфликты между молодыми супругами и их родителями при совместном проживании возникают нередко. С одной стороны совместное проживание содействует внешнему социальному контролю со стороны родителей за молодой парой, выполнением её семейных функций, обогащает личностные контакты. Однако, с другой стороны жизнь с родителями может затруднять процесс адоптации супругов, мешает их желанной самостоятельности, мешает развитию чувства ответственности за созданную семью.

Огромную роль играют такие факторы, как родительские семьи, в которых воспитывались супруги; отношение родителей к браку детей; добрачная беременность – является при создании семьи высоким фактором риска. Ускоренное формирование семьи приводит к неудовлетворённости, что влияет и на эмоциональную сторону взаимоотношений между мужем и женой.

Продолжительность знакомства до брака. Этот фактор является довольно значимым для прочности брака. Непродолжительность знакомства до брака не позволяет будущим супругам узнать друг друга настолько, чтобы иметь адекватное представление о возможности совместной адоптации, особенностях характеров и темпераментов.

Семейные конфликты (5)

Главная > Реферат >Психология

Содержание

В последние годы растет интерес к изучению психологии и психотерапии семьи. Объектом данного изучения является семья и ее проблемы, конфликты между членами семья. Семьей и ее проблемами начинают интересоваться не только специалисты в этой области (семейные психологи и психотерапевты), но также представители смежных дисциплин.

Читайте так же:  Как влюбить в себя мужчину способы

Проблема конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Конфликт наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Так как в семье люди тесным образом взаимодействуют между собой в течение длительного времени, то в такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.

На протяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с трудными ситуациями, которые либо объективно нарушают жизнедеятельность человека или его семьи, либо субъективно воспринимаются им как сложные и ведут к конфликту.

Многочисленные исследования показывают, что все семьи по-разному противостоят жизненным трудностям. Для одних последствием неблагоприятных воздействий будет нарастание семейных проблем: повышение конфликтности, снижение удовлетворенности семейной жизнью, болезни, развод и пр.

Предметом изучения психологии и психотерапии семьи является та область социальной жизни, которая подвержена влиянию социальных стереотипов. Следовательно, на формирование представлений о семье значительное воздействие оказывает обыденный опыт. Все рождаются в семье и большую часть жизни в ней находятся, поэтому зачастую опираются на ограниченные знания, пытаясь понять, что собой представляют семейные отношения.

Объект работы: конфликты между членами семьи

Предмет работы: особенности проявления и специфика протекания семейных конфликтов.

Цель работы: изучить особенности проявления и специфика протекания семейных конфликтов

Для реализации цели работы были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть конфликт и его функции;

Изучить структуру семейных отношений и функции семьи;

Установить причины возникновения семейных конфликтов, их протекания и их последствия.

При написании данной курсовой работы использовались труды таких авторов, как Г.Б. Бедненко, Л.Я. Верб, Ю.Ю. Елисеев, В.А. Ильин и другие [5, 6, 7, 8, 9 и др.]

Методы исследования: теоретические методы такие, как анализ научной литературы.

Практическая значимость: данные материалы можно использовать при проведении социально-психологического консультирования членов семьи, написании рефератов и т.п.

Теоретические основы изучения семейных конфликтов

Структура семьи и ее функции

Социальная психология традиционно уделяла большое внимание семье, рассматривая ее как пример естественной малой группы. Семья – это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях.

Сферы жизнедеятельности семьи непосредственно связанны с удовлетворением определенных потребностей её членов.

Для более полного представления, дадим характеристику личностного и общественного значения важнейших функций семьи в обществе:

1. Воспитательная функция состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации детях. По отношению к обществу эта функция, реализуемая семьей, обеспечивает социализацию подрастающего поколения

2. Хозяйственная функция заключается в удовлетворении материальных потребностей семьи. В этом смысле семья обеспечивает восстановление затраченных при физическом труде сил.

3. Эмоциональная функция. Реализуется в удовлетворении потребностей семьи в симпатии уважении признании эмоциональной поддержке, психологической защите. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.

4. Духовного общения – эта функция проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии членов общества.

5. Функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто не обладает в достаточной степени способностью строить своё поведении в полном соответствии с социальными нормами. Это касается пожилых людей, детей и тех членов семьи, которые страдают каким- либо физическим недугом. [6, С.46]

Семейные, супружеские отношения между мужчиной и женщиной сопровождаются обрядом бракосочетания. Брак рассматривается в наше время как союз, основанный на эмоциональных связях больше, чем на хозяйственно-материальных 1 . Семья, являясь одним из важнейших институтов общества, позволяет ее членам реализовать необходимость потребности. Особенно подчеркивает роль семьи социальная психология, так как в семьи происходит становление личности.

Структура и функции семьи изменяются на различных этапах жизнедеятельности семьи. Существуют несколько периодизаций жизненного цикла семьи, на основе наличия или отсутствия детей в семье, а также их возраста. Большое распространение получила периодизация, которая включает пять стадий жизненного цикла:

1. Зарождение семьи, то есть с момента заключения брака до появления первого ребенка. Важнейшие задачи, решаемые на этом этапе: психологическая адаптация супругов к условиям семейной жизни и психологическим особенностям друг друга;

2. Приобретение жилья и совместного имущества;

3. Формирование отношений с родственниками. Сложный процесс формирования внутрисемейных и вне семейных отношений, сближения привычек, представлений, ценностей на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно. Косвенное отражение всех этих трудностей – количество и причины разводов

4. Рождение и воспитание детей — это косвенный этап жизненного цикла – сложившаяся зрелая семья, включающая в свой состав несовершеннолетних детей.

5. Завершение жизнедеятельности семьи.

Период завершения жизнедеятельности семьи включает в себя следующие моменты: окончание выполнения семьёй воспитательной функции, начало трудовой деятельности детей, начало самостоятельной семейной жизни детей и забота старшего поколения о подрастающем поколении. Все эти процессы обуславливают качественное содержание жизни семьи. Особенно очевидны сдвиги в повседневной жизни, связанные с особенностями возврата. Постепенное ослабление физических сил увеличивает роль восстановительных функций быта, отдых приобретает важное значение. Часть проблем, с которыми сталкиваются дети на первых этапах своей второй семейной жизни, перекладывается на старшее поколение 2 .

Следует обратить внимание на нарушения функций семьи, которые затрудняют или препятствует выполнению семьей её функций, и представляют одну из особенностей её жизнедеятельности. Основные факторы, способствующие нарушению реализации функций семьи:

личностные особенности членов семьи;

взаимоотношения между членами семьи, а также уровень сплоченности и взаимопонимания в семье;

определенные условия жизни семьи.

Существуют факторы, способствующие нарушению реализации воспитательной функции семьи. К таким факторам могут быть отнесены:

неполный состав семьи;

недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей

негативность отношений между родителями;

конфликтность семьи (не только по вопросам воспитания но и по иным вопросам касающимся воспитания семьи);

вмешательство со стороны родственников в воспитание детей. [2, С. 103]

Структура семьи позволяет определить, каким образом распределены обязанности и права между её членами, кто осуществляет руководство, а кто исполнение. С точки зрения структуры можно выделить такие семьи, в которых руководство и организация всех её функций сосредоточены в руках одного её члена семьи семь, где все члены семьи принимают участи в решении тех или иных проблем. Наиболее распространенная возрастная структура семей в нашем обществе – это семья, включающая мужа жену детей и кого-нибудь из старшего поколения. Семья чаще всего ориентирована на равноправное распределение прав и обязанностей, а так же на равное участие в решении всех семейных проблем. Нарушения структуры семьи это такие особенности её структуры, которые препятствуют выполнению её функций. Это может быть неравномерное распределение хозяйственно бытовых обязанностей между супругами, т. к. мешает удовлетворению потребности одного из супругов в становлении физических сил в удовлетворении духовных потребностей.

В жизни семьи наступает время хозяйственно-бытовой активности и активного преобразования функции духовного общения и эмоциональной функции. Перед супругами возникает задача сохранения эмоционально — духовной общности в новых условиях, отличающихся от тех, в которых создавалась семья. Особо значима воспитательная функция. Обеспечение физического и духовного развития детей ощущается членами семьи как наиболее важная задача в этот период. На этом этапе возникают различные проблемы и нарушения. Основными источниками нарушения жизнедеятельности семьи являются:

перегрузка одного из супругов или обоих перенапряжение их физических и морально-нравственных сил;

необходимость перестройки эмоционально духовных отношений. [1, С. 74]

Часто наблюдаются различные появления эмоционального остывания супружеские измены, сексуальные дисгармонии и разводы по причине “разочарования в характере’’ и любви к другому человеку. Основные нарушения здесь связаны воспитательными трудностями.

Завершение основного жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга общения и возможностей заостряет потребность у старшего поколения в признании со стороны детей. Особо заметную роль на этом этапе играет чувство своей нужности, значимости для детей и близких.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что семья строится в основном на эмоциональных связях. Следует отметить, что существуют факторы, способствующие нарушению функций семьи. Таким образом, структура семьи и ее функции изменяются на различных этапах жизнедеятельности семьи, благодаря внешним условиям среды, изменения характера и отношения и т.п.

Семейные конфликты и способы их разрешения

Основные стадии в протекании конфликта как процесса. Классификация споров на почве неудовлетворенных потребностей супругов, а также по степени опасности для семейных уз. Мотивации данной категории разногласий. Способы их разрешения в семейных отношениях.

Подобные документы

Понятие конфликта, его сущность и основные причины. Основные типы конфликтогенов, методы их предотвращения и разрешения. Классификации и причины семейных конфликтов, изучение кризисных периодов в браке. Некоторые правила для супругов во избежание споров.

контрольная работа, добавлен 14.06.2010

Специфика возникновения, ключевые причины и особенности протекания конфликтов в семье. Основные, наиболее часто встречающиеся неконструктивные установки на брак. Способы предупреждения и разрешения семейных споров. Классификация конфликтных ситуаций.

реферат, добавлен 18.02.2013

История развития и становления конфликтологии как науки, её объекты. Понятие конфликтов, их классификация. Формирование семейных отношений. Основные причины возникновения семейных конфликтов и их виды. Предупреждение и пути разрешения семейных конфликтов.

реферат, добавлен 19.05.2012

Характеристика и сущность конфликтов в супружеской паре. Семейные отношения и понятие неконструктивной установки на брак. Причины возникновение семейных конфликтов, их типы и классификация, психологические способы их предупреждения и методы разрешения.

контрольная работа, добавлен 24.09.2014

Семья как один из важнейших инструментов социализации личности. Понятие и сущность семейного конфликта, его особенности и роль в семейных отношениях. Кризис во взаимодействии родителей и детей. Особенности предупреждения и разрешения семейных конфликтов.

реферат, добавлен 18.02.2016

Семейные конфликты: их характеристика, цели, задачи, гипотезы и методы исследования. Обсуждение результатов изучения основных причин конфликтов в семье, уровня конфликтности супругов, семейных ценностей, родительских отношений, способов разрешения конфлик

курсовая работа, добавлен 10.08.2009

Описание методик и стратегических средств разрешения конфликтных ситуаций. Характеристика факторов конструктивного разрешения конфликта. Модели поведения в конфликтной ситуации. Оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта.

реферат, добавлен 17.10.2010

Суть конфликтных отношений, которые всегда связаны с осознанием людьми противоречий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов. Влияние внутриличностного конфликта на семейные отношения и способы его разрешения.

дипломная работа, добавлен 15.08.2011

Понятие, виды и специфика конфликта в сфере внутрисемейных отношений. Психологические аспекты консультирования и социальной терапии, как метода разрешения конфликтов в семейных отношениях. Рекомендации по совершенствованию социальной работы с семьями.

дипломная работа, добавлен 30.03.2015

Рассмотрение понятия и особенностей межличностного конфликта. Описание причин, провоцирующих конфликты, а также условий их протекания. Поиск путей разрешения социально-психологических разногласий, возникающих между индивидами или группами людей.

Курсовая работа на тему » Конфликт в молодой семье»

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Тывинский Государственный Университет»

Кафедра психологии и акмеологии образования

Курсовая работа

Конфликты в молодой семье

Выполнила:студентка 4 курса 2 группы ИФ Ф.И.О Научный руководитель: Панкратова С.Е. -старший преподаватель кафедры психологии и акмеологии образования

Содержание

Глава I.Конфликты в молодой семье………………………………………. 5

1.2.Понятие семейных конфликтов и причины их возникновения………. 7

1.3. Пути предупреждения и разрешения семейных конфликтов…………. 12

Глава II.Эмпирическое исследование причин конфликтов в молодых семьях……………………………………………………………………….……. 16

2.1. Организация и проведение исследования………………………………. 16

2.2. Анализ и интерпретация результатов……………………………………. 20

Список литературы……………………………………………………………. 26

Введение

Актуальность исследования. Ежегодно в нашей стране создаются миллионы семей, которым предстоит крепнуть, расти. Молодой считается семья с детьми или без них со стажем брака до 5 лет и возрастом супругов не старше 30 лет. Таких семей в нашей стране примерно 18%. Благополучие, прочность этих семей является важной общественной проблемой.

В начальный период семейной жизни происходит превращение формально провозглашенного брачного союза в подлинно семейную ячейку. Молодая семья – сложное время создания общих потребностей, интересов, взглядов, вкусов и привычек. Иными словами, необходимо из двух различных «я» создать систему «мы». Это нелегкая задача. От того, насколько молодые супруги сумеют адаптироваться, освоить новые роли, создать обстановку взаимопонимания и уважения, во многом зависит прочность супружества, создание благоприятного климата для дальнейшего развития семейных отношений.

Читайте так же:  Брак разница в возрасте 14 лет

Для молодых браков характерны первоначальное вхождение в мир друг друга, распределение труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождение в роли мужа и жены, деформирование личности, процесс приобретения жизненного опыта, взросления и возмужания. А с появлением ребенка напряженность бюджета времени, резкое ограничение развлечений, отдыха, досуга, возрастание физической и нервной усталости. В связи с этим у них существенно ограничиваются возможности для профессионального роста, для реализации своих интересов. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи. Немалая часть молодых семей распадается в самом начале совместной супружеской жизни. Статистика показывает, что около 2/3 разводов приходится на пары со стажем брака до пяти лет.

Объект исследования – молодая семья.

Предмет исследования – причины конфликтов в молодой семье.

Цель исследования изучитьпричины конфликтов в молодых семьях.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть понятие семейных конфликтов и причины их возникновения;

— рассмотреть пути предупреждения и разрешения семейных конфликтов;

— выявить причины конфликтов в молодых семьях.

Гипотеза – мы предполагаем, что конфликты в современных молодых семьях, в основном, обусловлены экономическими проблемами.

Методы исследования: анализ литературы, тест и опрос.

Количество респондентов: 16.

Глава 1. Конфликты в молодой семье

Семья – это ячейка общества, группа родственников, иногда живущих вместе, но однозначно общающихся между собой. Каждая отдельная семья – это равноправный союз женщины и мужчины, подразумевающий взаимные обязательства и обязанности.

  1. Что такое семья?

В узком понимании семья – это муж, жена и их дети. Это каждая отдельная семья. В широком смысле слова, семья – это те же муж, жена и дети, плюс родители с обеих сторон, бабушки и дедушки и так далее. То есть в этом случае семья – это род, объединенный одной (или несколькими) фамилиями.

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребенка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи», традиционно считается основным предназначением создания семьи.

Семья — это целая организация взаимоотношений между людьми; она может приобретать разнообразные формы. Качество форм будет зависеть от представительства, от тех составных частей, которые будут населять это государство. Поэтому и проблемы различаются по степени их разрешения.
За отношения в семье должны нести ответственность две стороны: как муж, так и жена. А так как семья — это живой организм, ее эволюция неминуема.
Как любая форма организации, семья имеет свои законы, правила сосуществования. Для мужчин и женщин они различны. В последнее время причиной многих бед в семье является женщина. Именно от ее поведения зависит исход событий в отношениях. Стремление найти ответы на волнующие вопросы — ее главная задача в достижении благополучия в семье. Семейной жизни нужно учиться. И если девочку не подготовили к этому ее родители, то в дальнейшем возможны большие потери времени и сил.
В семье каждый ее член одновременно является и учеником, и учителем, так как это процесс творческий. А сама связь есть очередная ступенька в обучении отношению к себе и своему окружению.
На самых первых этапах развития такого взаимодействия присутствует большая доля агрессии, ревности. Все это происходит потому, что каждый здесь стремится к власти, к монополии, к превосходству.
Таким образом, семья — социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

1.2.Понятие семейных конфликтов и причины их возникновения

Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей – в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако становление семьи – это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов. Это реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей, во всей ее сложности и многообразии; она включает в себя непрерывные переговоры, заключения соглашений, компромиссы и, конечно, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье [6,3].

Семейные конфликты – это конфликты, возникающие между членами одной семьи как по поводу вопросов жизнедеятельности семьи, так и по поводу удовлетворения разнообразных потребностей ее членов, соответствия ролевого поведения ожиданиям [2,181].

Семью можно рассматривать с двух основных позиций: как малую социальную группу и как социальный институт. В первом случае речь может идти о социально – психологическом (эмоционально-психологическом), а во втором – о социологическом (инструментальном) уровнях группового общения. Исходя из этого, первая группа конфликтов будет обусловлена в основном личными качествами супругов и особенностями внутрисемейных отношений. Вторая – влиянием внешних субъективно – объективных условий на супружеские отношения. В повседневной семейной жизни отличить внутренние причины конфликтов от внешних бывает непросто. Одни и те же внешние воздействия могут вызывать порой диаметрально противоположную реакцию у различных супружеских пар. Например, тяжелые финансовые и бытовые условия для одной семьи могут стать причиной постоянных конфликтов и даже развода, а для другой – одним из основных факторов укрепления семейных уз. Порой и сами супруги не в полной мере осознают реальные причины конфликтов [8,44].

Новый, весьма сложный образ жизни, груз семейных обязанностей, не устроенность быта и прочие связанные с началом совместной жизни вещи оказываются для многих супружеских пар неожиданной, неприятной, а порой и неподъемной ношей. О том, что дело обстоит именно так, свидетельствует авторитетные мнения А. Харчева и В. Мацковского, которые к числу основных причин семейных конфликтов и разводов в молодых семьях относят установку на брак как на нечто легкое. Проявляется эта установка в следующих четырех факторах: 1) неподготовленность молодых людей к резкому изменению образа жизни; 2) сложность отношений между поколениями; 3) гедонистическое отношение к браку (когда от него ждут одних только приятных неожиданностей); 4) отсутствие подготовки к выполнению всего комплекса функций, необходимых семье [14,112-113].

Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера. Конфликт, как правило, порождается не одной, а комплексом причин, среди которых весьма условно можно выделить основную причину [16,51].

Так, В. А. Сысенко выделил следующие причины супружеских конфликтов:

  1. неудовлетворенность потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушение чувства достоинства со стороны другого партнера;
  2. неудовлетворенность сексуальных потребностей одного из супругов;
  3. неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях: отсутствие ласки, нежности, заботы, внимания и понимания;
  4. пристрастие одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм, наркотикам;
  5. финансовые разногласия супругов: вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в ее материальное положение;
  6. неудовлетворенность потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, в сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношении к родителям и так далее;
  7. различные потребности и интересы в проведении отдыха и досуга, разногласия в увлечениях [21,12-13].

Разумеется, данная классификация не охватывает всего многообразия супружеских конфликтов, но дает возможность систематизировать основные из них. Рассмотрим некоторые из этих конфликтов.

Одной из наиболее часто встречающихся психологических проблем у молодых супругов является проблема взаимодействия с родительскими семьями. Она может порождаться в большей степени кем-то из супругов либо родителями.

В первом случае недостаточная зрелость одного из молодых людей, его эмоциональная зависимость от родительской семьи не позволяет сформироваться нормальной супружеской системе [13,136]. Многие молодые люди далеко не сразу осознают, что теперь все проблемы, трудности, спорные вопросы они должны решать именно друг с другом, а не со своими родителями [20,64].

Во втором случае проблема исходит от родителей, которым трудно снизить степень своего участия в жизни выросшего ребенка. Им бывает непросто отказаться от идеи оказания помощи, даже если молодые в ней не очень нуждаются [13,136]. При этом ожидания детей и родителей относительно баланса оказания и получения помощи и благодарности могут не совпадать [13,77].

Молодая пара должна установить территорию, относительно независимую от родительского влияния, а родителям, в свою очередь, необходимо изменить способы взаимодействия с детьми после того, как те создали собственную семью [22,76].

Как утверждают социологи, истоки многих конфликтов в молодых семьях следует искать в борьбе за главенство в семье. Причем установка на лидерство касается не только сугубо бытовых проблем брака (как тратить деньги, где проводить отпуск и тому прочее), но и, по сути дела, всего комплекса взаимоотношений между мужем и женой [25,35].

У каждого человека еще до вступления в брак складываются свои представления о том, какой должна быть семейная жизнь, какие обязанности должны быть у супругов. Но складывающиеся семейные отношения нередко приходят в противоречие с тем, что ожидали от семейной жизни будущие супруги [23,40]. Конфликты на почве разделения труда, рассогласования в системе – взаимных прав и обязанностей в семье порой неразрешимая проблема для молодых супругов [21,15].

Любые социально-экономические трудности семьи: отсутствие собственного жилья, низкая зарплата, необеспеченность детскими садами и яслями — отражаются на психическом самочувствии супругов, а в конечном счете на их взаимоотношениях [21,21].

У всех молодых супругов независимо от их обеспеченности существуют финансовые проблемы. Начинающим семейную жизнь необходимо научиться уравновешивать свои желания с возможностями, расходы – с доходами, то есть создать удовлетворяющую их модель планирования и распределения семейного бюджета [19,21].

Много ссор, обид и недоразумений возникает из-за расхождения во взглядах на проведение свободного времени [25,60].

Если супруги признают друг за другом право на своеобразное временное отдельное времяпровождение как своеобразных отдых от постоянного контакта друг с другом, то конфликтов в их жизни будет меньше. В современной жизни, напряженной, насыщенной многими событиями, люди нуждаются в разнообразном отдыхе, в том числе и за пределами семьи. Такой отдых крайне необходим каждому, но он будет полноценным тогда, когда между супругами установились полное взаимопонимание и доверие [15,163].

Если нет доверия, возникает чувство ревности, которое вносит в семейную жизнь много неприятностей [25,28]. Лаконичное и довольно четкое определение ревности можно найти в толковом словаре В. Даля: «Ревность – слепая и страстная недоверчивость, мучительное сомнение в чей-то любви или верности» [4,88].

Психологи утверждают, что здоровое чувство ревности, ревность в малых дозах – необходимый компонент любви. А вот проявление ревности уже зависит от общего уровня культуры человека, от чувства собственного достоинства, умения управлять своими эмоциями [25,29].

Причин и поводов для возникновения конфликтных ситуаций становится значительно больше с появлением ребенка в семье. У супругов появляются новые нелегкие обязанности по уходу за ребенком, его воспитанию. В связи с этим у них существенно ограничиваются возможности для профессионального роста, для реализации своих интересов. Возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по вопросам воспитания ребенка. В этот период усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временной дисгармонии сексуальных отношений [5,254].

Читайте так же:  Как поговорить с мужем об отношениях

Таким образом, мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся в литературе причины конфликтов в молодых семьях: сложность отношений между поколениями, претензии на лидерство, разделение домашних дел, экономические проблемы, проведение досуга, ревность и появление ребенка в семье. Насколько соответствует это реальной жизни, покажет нам соответствующее эмпирическое исследование.

1.3. Пути предупреждения и разрешения семейных конфликтов

Социологи указывают, что «браков, с самого начала свободных от конфликтов, в действительности не существует» [11,16]. Счастливые семьи отличаются не отсутствием или низкой частотой конфликтов, а малой их глубиной и сравнительной безболезненностью и беспоследственностью [7,200]. Каждый разрешенный конфликт усиливает взаимопонимание, взаимоуважение и увеличивает заботу друг о друге [19,106].

Необходимо отметить, что не всякий супружеский конфликт имеет отрицательное значение. Есть конфликты, которые помогают супругам выработать единые позиции по спорным вопросам, узнать и учитывать потребности и интересы друг друга. Конечно, лучший способ разрешения супружеских конфликтов – это предупреждение их возникновения [8,47].

Проблеме предупреждения супружеских конфликтов посвящено много работ (В. Владин, Д. Капустин, И. Дорно, А. Егидес, В. Левкович, Ю. Рюриков). Большинство из них сводится к следующему:

— уважение себя и другого;

— конструктивное разрешение, выражение появившихся ошибок, негативных эмоций, обид и тому подобное, а не накапливание их внутри себя;

— отказ от использования сексуальных упреков в адрес партнера;

— не допускаются негативные замечания в адрес партнера в присутствии других людей, посторонних, а особенно детей;

— адекватная оценка собственных способностей и достоинств, умение признать свою неправоту, если этого требует ситуация;

— доверие к партнеру, минимализация чувства ревности;

— внимательность по отношению к партнеру, умение слушать и слышать его;

— стремление к сохранению своей физической привлекательности, здоровья, работа над собственными недостатками;

— нельзя обобщать все недостатки партнера и рассматривать его личность как отрицательную во всем, необходимо в разговоре указывать на конкретные недостатки, конкретное неприемлемое поведение в конкретной ситуации, а не вообще;

— уважение интересов и хобби партнера;

— отказ от стремления всегда и везде указывать на правду, умение понять, в какой ситуации, правда, будет воспринята неадекватно, будет лишней;

— отказ от постоянного совместного времяпровождения, наличие у каждого из партнеров собственных личных границ, умение отдохнуть друг от друга [1,332].

Для предупреждения конфликтов важно знать не только, что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предконфликтная ситуация возникает обычно не внезапно, а постепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора превышает допустимый, и грамотно прекратить его [1,408-409]. Для этого каждому из супругов необходимо знать особенности проявления характеров друг друга и вместе учиться управлять ими [9,219].

Есть только один способ разрешения семейных проблем, конфликтных ситуаций, избавления от обиды – это общение супругов, умение разговаривать друг с другом и слышать друг друга. За затяжным, неразрешенным конфликтом, ссорой, как правило, скрывается неумение общаться. Под которым мы подразумеваем не только то, что следует, а что не следует говорить, но и как следует, а как не следует говорить.

Еще один источник трудностей в общении, особенно в конфликтных ситуациях – неумение выражать и проявлять свои чувства и переживания. Самый верный вариант и продуктивный способ выражения негативных переживаний – разговор. Во-первых, появляется реальная возможность быть понятым, а у вашего супруга или супруги – желание делиться своими переживаниями с вами. Во-вторых, когда человек говорит о своих переживаниях, описывает их словами, он сам начинает их лучше понимать и оценивать. Разногласия неизбежны в совместной жизни, особенно в начале ее [20,69-72]. Главное – понять, что проблемы возникают не из-за наших разногласий (они есть всегда), а из-за того, как их обсуждают. Одно дело, когда каждая сторона прислушивается к мнению другой, находит общие точки, и совсем другое, когда доказательство своей правоты сводится к крику и угрозам [18,233].

В зависимости от средств, выбираемых супругами для разрешения конфликта, он может выполнять как разрушительную, так и созидательную роль. К средствам, разрушающим семейные отношения, относятся оскорбления, унижение человеческого достоинства, стремление проучить, обидеть, свалить вину за возникший конфликт друг на друга. В итоге исчезает взаимное уважение, супружеское взаимодействие становится неприятной обязанностью. Во втором случае, когда конфликт выполняет созидательную роль, супруги стремятся выбирать средства, способствующие выяснению причин конфликтов, ищут их, прежде всего в своих действиях и поступках, выражают взаимную готовность изменить сложившиеся отношения [23,8-9]. Владея конструктивными способами разрешения конфликтов, можно найти выход из самых, казалось бы, безнадежно противоречивых столкновений, и, наоборот, при неумении правильно проводить конфликт мельчайший повод может привести к серьезным последствиям [17,480].

Конструктивное разрешение конфликта может произойти только в том случае, если между партнерами, возможно, наладить отношения, умение пойти на уступки. Условиями конструктивного завершения конфликта являются:

— отказ от достижения победы любой ценой, умение пойти на компромиссы;

— уважение партнера независимо от того, в чем он виноват и чего заслуживает;

— выяснение истинных причин беспокойства, переживаний и противостояний;

— отказ от максимализма и категоричности в проявлении своей позиции, умение выслушивать позицию другого;

— недопустимость втягивания в супружеский конфликт других людей – родителей, родственников, друзей и особенно детей, недопустимо манипулирование, шантаж партнера с помощью детей [3,148].

Итак, чтобы сберечь любовь молодым супругам нужно овладеть культурой спора и разрешения конфликта, заключающемся в умении, с одной стороны, аргументировано выражать свое мнение, не повышая голоса и не обижая партнера, а с другой стороны, в умении признавать правоту другого, способности подчиняться этой правоте [24,25].

Таким образом, в ходе написания первой главы мы рассмотрели следующие причины конфликтов в молодых семьях: сложность отношений между поколениями, претензии на лидерство, разделение домашних дел, экономические проблемы, проведение досуга, ревность и появление ребенка в семье. А зная причины, способствующие возникновению конфликтов между супругами, можно обосновать условия их предупреждения. Это уважение себя и другого; выражение появившихся ошибок, негативных эмоций, обид, а не накапливание их внутри себя; доверие и внимательность по отношению к партнеру, умение слушать и слышать его.

Важно не столько уметь предотвращать конфликты, сколько эффективно их разрешать в конструктивном направлении. А конструктивное разрешение конфликта может произойти только в том случае, если между супругами, возможно, наладить отношения, умение пойти на уступки. Взаимные уступки – важнейшее условие и путь к созданию дружной и прочной семьи.

Глава II. Эмпирическое исследование причин конфликтов в молодых семьях

2.1. Организация и проведение исследования

Психология у всех без исключения людей в чем-то существенном отличается, и эти различия неизбежно начинают проявляться во внутрисемейных взаимоотношениях людей, особенно в первые месяцы и годы существования семьи. В силу таких различий между членами семьи возникают противоречия, ссоры и даже конфликты, которые супругам приходится разрешать [12,283].

Целью нашего исследования было изучение причин конфликтов в молодой семье.

Предполагалось, что конфликты в современных молодых семьях в основном обусловлены экономическими проблемами.

Задачей исследования было выявление причин конфликтов в молодых семьях. На основе анализа литературы нами были рассмотрены следующие причины конфликтов молодых семьях: сложность отношений между поколениями, претензии на лидерство, разделение домашних дел, экономические проблемы, проведение досуга, ревность и появление ребенка в семье.

Испытуемые: в нашем исследовании приняли участие 10 молодых семей со стажем брака до пяти лет и возрастом супругов не старше 30 лет. Для выявления соответствия этим критериям у молодых семей спрашивали стаж брака и возраст супругов.

Для изучения конфликтов в молодых семьях нами были использованы две методики:

  1. Методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю. Е.

Алешиной, Л. Я. Гозмана, Е. М. Дубовской. Результаты, полученные с помощью данной методики, дает возможность охарактеризовать обследуемую семью по ряду параметров: наиболее конфликтогенные сферы семейных отношений, степень согласия (или несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре [10,280-286] (см. Приложение 1).

2) Тест «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях» [5,259-261] (см. Приложение 2).

Анализ существующих работ по проблемам психологии семьи позволил авторам методики «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» выделить восемь сфер семейной жизни, которые чаще всего выступают причиной межличностных конфликтов супругов.

  1. Проблемы отношений с родственниками и друзьями.
  2. Вопросы, связанные с воспитанием детей.
  3. Проявление супругами стремления к автономии.
  4. Ситуации нарушения ролевых ожиданий.
  5. Ситуации рассогласования норм поведения.
  6. Проявление доминирования супругами.
  7. Проявление ревности супругами.
  8. Расхождения в отношении к деньгам.

Параметрами для описания поведения человека в ситуации конфликта были выбраны активность (или пассивность) в ситуации конфликта, согласие (или несогласие) с партнером по взаимодействию.

Методика представляет собой 22 вербально описанные ситуации семейного взаимодействия, которые носят конфликтный характер. Для ответа испытуемым предлагается шкала возможных реакций, в которую заложены два признака: активность или пассивность реакции и согласие или несогласие с супругом (то есть позитивность или негативность реакции).

Шкала сконструирована так, что один ее полюс (левый) составляет активное выражение несогласия, затем идут пассивное выражение несогласия, нейтральное поведение, пассивное выражение согласия и, наконец, другой полюс (правый) составляет активное выражение согласия полюс (правый) составляет Шкала имеет следующий вид:

♦ -2. Категорически не согласен (не согласна) с тем,что он (она) делает и говорит в данной ситуации; активно выражаю несогла­сие и настаиваю на своем.

♦ -1. Нeсогласен (не согласна) с тем, что он (она) делает и говорит в данной ситуации, демонстрирую своё недовольство, но избегаюобсуждения.

♦ 0. Ничего не предпринимаю, Не выказываю свое отношение, жду дальнейшего развития событий.

♦ +1. В целом Согласен (а) с тем, что говорит он (она), но не считаю необходимым выражать свое отношение.

♦ +2. Полностью согласен (а) с тем, что она (он) делает иговорит вданной ситуации, активно поддерживаю ее (его) и одобряю.

Перед заполнением опросника испытуемым дается следующая инструкция: «В отношениях между супругами довольно, часто бываютнедоразумения, столкновение интересов, противоречия. Вам предлагаются (ниже приводятся) достаточно типичные ситуации, такие же или почти такие, же возникает в каждой паре. Бывали он, навер­ное, и у вас. Пожалуйста, выберите тот вариант из предлагаемых ответов (см. шкалу), который, в наибольшей степени близок, к тому себя ведете в подобных ситуациях. Не стоит слишком, долго за­думываться над выбором ответа, так как, в данном случае не может быть ответов правильных и неправильных. Отметьте на ответном лис­те номер того варианта, который показался вам наиболее подходящим, и переходите к следующей ситуации. Все ответы будут сохранены в тайне».

Испытуемым предлагаются типичные для семейных пар ситуации, на которые необходимо отреагировать так, как в жизни.

При работе с методикой необходимо использовать два разных варианта – для мужа и жены, так как общий вариант может вызвать непонимание и путаницу у респондента.

В методике «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях» предлагается проанализировать и оценить по пятибалльной шкале свое поведение во взаимодействии с супругом (супругой) по 15 позициям, представленным в матрице. Оценивается готовность супругов к конструктивному взаимодействию в супружеских отношениях

2.2. Анализ и интерпретация результатов

При анализе результатов методики «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» все ситуации группируются в восемь блоков (шкал) (см. табл. 1).

Результаты методики получают путем расчета общего индекса (среднее арифметическое ответов по всем ситуациям методики), а также частных индексов по блокам (среднее арифметическое по каждому блоку).

Значения индексов меняются в интервале от -2 до +2. Отрицательное значениеиндексов говорит о «негативных» реакциях респондента в конфликтных ситуациях, положительное — о «позитивных» реакциях. Значения в диапазоне от -1 до +1 подчеркивают пассивный характер поведения испытуемого в семейных конфликтах, а близкие к +2 или к –2 об активной по­зиции в данных ситуациях.

Блоки (шкалы) методики «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации»