Меню

Курсовая работа дети из неблагополучных семей

Социальная работа с детьми из неблагополучных семей

Главная > Курсовая работа >Социология

Глава 1. Семья – основной объект социальной работы

1.1 Семья: понятие, виды, функции

1.2 Историческое развитие социальной помощи семье

Глава 2. Социальная работа с неблагополучными семьями

2.1 Ребенок в неблагополучной семье

2.2 Виды неблагополучных семей

2.3 Правовые основы социальной работы с семьей

2.4 Помощь семье и детям в решении возникших трудных жизненных ситуаций

Семья – это древнейший социальный институт и важнейший элемент структуры современного общества. Она характеризуется определенными социальными нормами, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между детьми и родителями, между женами и мужьями.

Во все времена семья являлась неким показателем состояния государства. Благополучие того или иного общества напрямую связано с благополучием семей, проживающих в нем. И поэтому общество должно способствовать поддержанию благополучной атмосферы внутри семьи, смягчать возникающие проблемы и решать вопросы.

Одним из предназначений семьи является воспроизводство нового поколения и воспитание его. Маленький человек в своей семье усваивает нормы и правила человеческого поведения, идет его приобщение к культуре. Семья воспитывает будущую личность, будущего полноправного участника общественных отношений, который будет вершить историю своей страны и общества, в котором он живет.

Кризисы, возникающие в обществе, прежде всего, бьют по семье, влияют на выполнение семьей своих функций. И чаще всего семьи перестают справляться с ними, они попадают в группу так называемых «семей социального риска», приобретают статус неблагополучных, становясь основными объектами социальной работы.

Нежелание или невозможность выполнения семьей функций наносит огромный урон обществу. Возрастает преступность, бродяжничество, наркомания и алкоголизм среди детей и подростков. Как результат, количество попавших в «группу риска» постоянно увеличивается. Эти проблемы начинают все больше влиять на привычный ход процессов во всех сферах жизнедеятельности, начинают назревать ситуации, которые в конечном итоге приводят к кризису во всей социальной структуре общества.

Таким образом, благополучие семьи зависит напрямую от благополучия общества, а благополучие общества, в свою очередь, – от благополучия семьи.

В современном обществе, в эпоху прогресса и компьютеризации, когда время пролетает с огромной скоростью, а люди живут быстро, когда многие ценности потеряли своё значение, вопрос семьи и брака продолжает оставаться актуальным, как и сотни лет тому назад. До сегодняшнего дня для многих людей, состоящих в браке или ещё пока не вступивших в семейные отношения, высшей ценностью является семья, а сохранение ее благополучия – одной из главных задач.

Поэтому многие привыкли рассматривать семью как особое место, где тебя любят, в тебя верят, понимают и ждут. Но при более детальном и глубоком рассмотрении семейных отношений и их тщательном изучение с точки зрения психологии, социологии и социальной работы, это не всегда так.

Все большее распространение получают неблагополучные семьи, семьи, в которых нарушено нормальное функционирование и жизнь. Алкоголизм одного или обоих родителей, жестокость и насилие по отношению к детям со стороны родителей или к женщинам со стороны мужей, экономические проблемы и безработица влияют не только на еще не окрепшую психику ребенка и его дальнейшую судьбу, но так же накладывают неизгладимый отпечаток на жизнь взрослых членов семьи.

Бытует мнение о том, что «выметать сор из избы», по крайней мере, неприлично, а все возникающие проблемы нужно решать внутри семьи. Так же не очень хорошо вмешиваться в чужую семейную жизнь, все это дела деликатные, внутрисемейные. Одна возникшая трудная жизненная ситуация порождает разнообразные проблемы. Но семья очень часто не может сама, без помощи специалистов, распутать клубок образовавшихся проблем, а этот клубок превращается в петлю на шее семейного благополучия, семья из семьи риска превращается в неблагополучную, становясь тем самым объектом социальной работы. Но, обращаясь в центры социальной помощи, семьи это делают иногда слишком поздно, когда исправить их положение бывает очень трудно, когда профилактическими методами им уже не помочь, а проблема, как злокачественная опухоль, требует операционного вмешательства. Специалист по социальной работе в таких вопросах должен быть особенно осторожен, деликатен и компетентен.

Глава 1. Семья – основной объект социальной работы

1.1 Семья: понятие, виды, функции

Существует множество определений семьи. Экономика, социология, психология, философия, культурология, а также многие другие общественные науки дают свое определение для этого понятия, выделяя в качестве семьеобразующих факторов различные стороны жизнедеятельности общества.

В работе «Социология семьи» ее авторы отмечают наиболее удачное и точное определение понятия семьи, данное А.Г. Харчевым, которое учитывает, по их мнению, «критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности», «как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Очень часто понятие «семья» сводят к понятию «брак». Но это неправильно, так как понятие «семья» шире, чем «брак». «Брак – это союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу, детям и обществу.» 1 Семья же включает в себя не только супругов и их детей, она содержит вертикальные связи, то есть к семье относятся предки мужа и жены, иногда такие вертикальные связи уходят в глубь веков на сотни лет. Помимо вертикальных связей существуют и горизонтальные, это отношения с братьями, сестрами, зятьями, свекрами и так далее.

Семьей, в строгом смысле этого слова, можно считать людей, связанных такими отношениями, как супружество, родительство и родство, при наличие только этих трех факторов одновременно приобретается статус семьи. Термин «семейная группа» объединяет семейные образования, не обладающие триединым отношением: супружество – родительство – родство. Таким образом, получается, что семейная группа – это группа людей, ведущая совместно домохозяйство, объединена только родством, либо родительством или супружеством.

К такой группе относятся те, кто является родителями, но не состоят в браке или те, кто состоит в гражданском или законном браке, но без детей. В России большинство сожительствующих мужчин и женщин состоят в законном браке.

Можно на основании различных критериев выделить и разные виды семей. А.И. Антонов и В.М. Медков в своей книге «Социология семьи» выделяют следующие:

В зависимости от характера супружества выделяют:

Моногамные (брак одного мужчины и одной женщины);

Полигамные (брак одного мужчины с несколькими женщинами или наоборот);

По критерию власти различают:

Патриархальная семья (глава семьи – отец);

Матриархальные (большим авторитетом пользуется мать, а не отец);

Эгалитарные семьи (ситуативное распределение власти между родителями, равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями);

По социально-демографическому положению:

Гомогамные (семьи, в которых супруги одной национальности, с одинаковым уровнем образования, нет большой разницы в возрасте и так далее);

Гетерогамные (супруги различны по социально-демографическому положению);

По количеству поколений:

Нуклеарные – семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми, которые никогда не состояли в браке, то есть семьи, состоящие из двух поколений. Такой вид наиболее распространен в современном обществе. Название образовано от «нуклон», что с латинского переводится как «ядро». В такой семье так же, как и в расширенной, создается собственная субкультура, закрытая для интеграции различных культурных элементов из вне.

Расширенная (семья с тремя и более поколениями, которые объединяют в себя родителей, их уже взрослых детей с детьми-внуками);

В зависимости от брака, первый или второй, выделяют повторные семьи. В такую семью могут входить дети уже от этого брака, а также дети от первых браков. В данное время число таких семей увеличивается в связи с тем, что неумолимо растет число разводов. Ранее они появлялись только в случае смерти одного из супругов.

В зависимости от количества родителей в семье:

Неполные (семья, в которой детей воспитывает один родителей, как и повторные семьи, образовываются чаще всего в результате развода, реже в результате смерти одного из супругов);

Малодетные ( с 1 – 2 детьми);

Среднедетные (3 – 4 ребенка);

Многодетные (более 4 детей);

По материальному положению:

Малообеспеченные (семьи, у которых уровень доходов не превышает потребительского минимум);

Семьи благополучные и неблагополучные, которые не выполняют своих функций, подвержены действию негативных факторов в социальной среде.

Функции семьи характеризует ее как социальный институт общества. Если бы семья, в глобальном смысле, перестала выполнять предписанные ей функции, то погибла бы культура, прекратилась бы социализация, это бы привело к гибели мировой цивилизации. Отсюда можно сделать вывод, что семья, в современном обществе, – наиболее важный социальный институт с уникальными функциями и предписаниями. В связи с этой уникальностью функции не подразделяются на главные и второстепенные, они все являются важными в равной степени.

Для выделения семьи из других социальных институтов функции делятся на специфические и неспецифические. «Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах». 1

Согласно этому, в работе «Социология семьи» ее авторы выделяют следующие функции:

Репродуктивная, то есть рождение детей;

Экзистенциальная – их содержание;

Функция социализации – воспитание детей.

Передача собственности и статуса;

Организация производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга

Забота о здоровье и благополучие членов семьи, и многое другое.

В литературе можно обнаружить и другие виды классификации функций семьи. Например, В.Д. Альперович выделяет такие:

Читайте так же:  Лечение расширенных лоханок у детей

«Рождение и поддержание биологического существования детей;

Передача новым поколениям общественного и культурного наследия;

Стабилизация социальной структуры в результате наделения детей социальным положение;

Предотвращение дезинтеграции личности членов семьи, путем создания эмоционального комфорта и безопасности;

Социальное контролирование поведения ее членов;

Воспитательная функция.» 1

С изменениями в жизни конкретной семьи, с прохождением ею различных жизненных циклов, изменяется иерархия функций, меняется степень участия в реализации этих функций каждого члена семьи.

Технологии помощи детям из неблагополучных семей

Главная > Курсовая работа >Социология

Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы

по результатам социологического исследования

«Отношение населения столицы к социально незащищенным семьям — многодетным, неполным и семьям с детьми с ограниченными возможностями, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выявлению оценки москвичей результативности деятельности исполнительной власти по стабилизации ситуации в сфере детского и семейного благополучия»

№ 158 от «05» июля 2010 года

Раздел 1. Социальный контекст проблемы социального сиротства в г. Москве (степень включенности респондентов в тему)

Раздел 2. Степень социальной защищенности различных категорий семей и способы решения их проблем

Раздел 3. Восприятие москвичами проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Раздел 4. Информированность москвичей о мерах Правительства Москвы, направленных на поддержку семьи и ребенка

Раздел 5. Личный опыт обращения москвичей в специализированные органы и учреждения г. Москвы

Приложение № 1. Анкета массового опроса

получение информационной базы и аналитических материалов, выявляющих отношение населения столицы к социально незащищенным семьям — многодетным, неполным и семьям с детьми с ограниченными возможностями; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также предложения москвичей по стабилизации ситуации в сфере детского и семейного благополучия.

1. Определить отношение москвичей к проблемам социального сиротства, степени их включенности в проблему, а также уровень информированности населения о мерах Правительства Москвы, предпринимаемых в данной области.

2. Описать отношение населения к вопросу социального сиротства и социально незащищенным семьям.

3. Выявить уровень известности программ и мер Правительства Москвы, направленных на регулирование отношений в области семейной политики.

4. Оценить потенциал развития деятельности Правительства Москвы в области семейной политики (в первую очередь, методами информационной работы).

5. Выявить специфику социального поведения москвичей в плане готовности к участию в реализации мер, направленных на преодоление социального сиротства.

6. Обозначить основные формы и методы информирования населения г. Москвы о работе органов власти и управления, направленной на решение разноплановых проблем семьи и ребенка

7. Выявить представления москвичей об оптимальном соотношении участия различных субъектов социального пространства в процессе поддержки социально незащищенных семей.

В исследовании принимали участие респонденты в возрасте от 18 до 55 лет по схеме стратифицированной выборки с организацией ступеней по территориальному принципу. На последней ступени отбора применяется квотная выборка (квотирование по половозрастной структуре взрослого населения).

Сбор информации проводился методом массового опроса населения столицы по формализованной анкете путем личного интервью. Общий объём заявленной выборки – 600 человек. Общий объем реальной выборки – 600 человека. Выборка содержит квотирование по административным округам столицы, полу и возрасту респондентов. С целью более полной репрезентации групп населения, включенных и не включенных в проблему исследования, часть респондентов была опрошена на территории ЦСПСиД («Коптево», «Западное Дегунино», «Гольяново», «Тропарево-Никулино»). Отбор таких респондентов проводился в соответствии с заданными квотами и их общее количество в выборке не превышает 40%.

Исследование проводилось в июле 2010 года.

Общая структура выборки массового опроса

Доля населения г. Москвы

На основании проведенной диагностики ситуации исследовательским коллективом определены основные направления коррекции информационной политики, направленной на укрепление имиджа правоохранительной системы г. Москвы, которые изложены в разделах «Выводы» и «Рекомендации».

Раздел 1. Социальный контекст проблемы социального сиротства в г. Москве (степень включенности респондентов в тему)

Наиболее распространенной категорией социально незащищённых семей, согласно результатам проведённого исследования, являются неполные семьи. 77,7% респондентов имеют в своем личном окружении представителей данной категории. Также большая часть москвичей знает о многодетных семьях (62,8%). Чуть более половины респондентов (57,5%) имеют в своём личном окружении малообеспеченные семьи. Семьи из группы риска, то есть неблагополучные семьи, в своём личном окружении (среди соседей, друзей, знакомых) имеет почти каждый третий респондент (31,8%).

Меньше всего респондентам известно о семьях с приёмными детьми (20,7%) и семьях с детьми с ограниченными возможностями (27,8%).

Почти треть москвичей, принимавших участие в исследовании, могут отнести свою семью к перечисленным выше категориям. Данный высокий результат свидетельствует о высокой значимости мер Правительства Москвы, реализуемых в области социального сиротства, так как они затрагивают значительную часть общества. Стоит также учитывать, что московские семьи могут одновременно относиться сразу к нескольким категориям. Это обстоятельство дополнительно усиливает актуальность реализуемых мероприятий.

Почти половина респондентов (45,6%) уверена в том, что в обществе доминирует положительное отношение к многодетным семьям, что в целом должно являться основанием для реализации эффективной политики поддержки данной категории семей. 37,5% респондентов считают, что в обществе доминирует нейтральное отношение к многодетным семьям и только 9,8% опрошенных считает, что данное отношение является отрицательным.

Большинство (56,5%) из тех, кто ответил на вопросы анкеты, считает, что к неполным семьям в обществе преобладает нейтральное отношение. Возможно, данное обстоятельство связано с тем, что неполных семей в личном окружении москвича больше, чем других семей перечисленных категорий. Также подчеркнём, что примерно равные группы москвичей (около 18%), говорят о том, что к неполным семьям в обществе преобладает положительное либо отрицательное отношение.

К семьям с детьми с ограниченными возможностями в целом наблюдается нейтральное (39,9%) либо положительное (32,2%) отношение в обществе. 15,4% респондентов считают, что преобладает отрицательное отношение к данной категории семей. Обращает на себя внимание тот факт, что 12,5% респондентов затруднились при ответе на поставленный вопрос, что значительно больше, по сравнению с результатами оценки предыдущих категорий семей. В целом подчеркнём, что ни один из вариантов ответа не получил решающего преимущества по сравнению с другими. Этот факт может свидетельствовать о том, что в обществе ещё не сформировалось доминирующее отношение к семьям с детьми с ограниченными возможностями.

Почти половина респондентов считает, что в настоящее время в столице существует положительное отношение к семьям с приёмными детьми. Данное мнение оказалось гораздо популярнее, чем все остальные варианты ответа. 33,2% москвичей склоняются к тому, что в обществе к подобным семьям преобладает нейтральное отношение. Только 5,8% респондентов выбрали вариант ответа «отрицательное». Данные результаты свидетельствуют о том, что к семьям с приёмными детьми в целом преобладает положительное отношение.

При ответе на вопрос об отношении к неблагополучным семьям респонденты проявили максимальное единомыслие, так как 56,5% москвичей считают, что в обществе господствует отрицательное отношение к этой категории семей и только 9,6% граждан полагает, что данное отношение можно оценить термином «положительное». Примерно такая же группа респондентов затруднилась при ответе на данный вопрос.

Стоит подчеркнуть, что в целом в обществе наиболее негативное отношение вызывают неблагополучные семьи и данное мнение подтверждают полученные результаты опроса. Ни одна группа социально незащищённых семей, рассматриваемых в данном исследовании, не вызывает в обществе подобного отрицательного отношения.

Согласно результатам исследования, в обществе преобладает нейтральное отношение к малообеспеченным семьям. Почти половина опрошенных (49,2%) выбрала данный вариант ответа. Высок также процент тех, кто считает, что к малообеспеченным семьям существует отрицательное отношение, хотя данная группа значительно меньше по сравнению с вопросом по поводу неблагополучных семей. При этом также не высок процент тех, кто считает, что в обществе преобладает положительное отношение к данной группе семей.

Материал на тему:
Курсовая работа по социальной педагогике

Тема: «Неблагополучная семья – как социально-педагогическая проблема».

Предварительный просмотр:

Глава 1. Неблагополучная семья – как социально-педагогическая проблема.
1.1.Проблемы современной семьи—————————————————— 3

1.2.Сущностная характеристика неблагополучных семей————————- 8

Выводы по I главе

Глава 2.Практические аспекты социально-педагогической работы с неблагополучными семьями.

2.1. Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями——- 18

Выводы по II главе

Заключение
Список литературы

Глава 1. Неблагополучная семья – как социально-педагогическая проблема.

1.1 Проблемы современной семьи

В жизни каждого человека семья занимает важное место. В семье ребёнок усваивает нормы человеческих отношений, а став взрослым строит свои семейные отношения в соответствии с тем, какие отношения были у его родителей между собой, и как они относились к нему. От состояния семьи, на которую влияют все изменения, происходящие в обществе, зависит состояние государства. Во все века человечество понимало важность семьи. Семья есть самое возвышенное, что только можно придумать для воспитания нашего рода; из тихого святилища семьи приходит к нам счастье человека, и только одна семейная жизнь даёт для всей человеческой жизни самое важное – развитие и образование доброго сердца». По мнению многих педагог, лишь «в тихой и сердечной атмосфере семейного воспитания может естественно и нормально развиваться нежная индивидуальность ребёнка» [11].

Семья — древнейший институт человеческого общества — прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития, когда человек «без роду, без племени» вообще не мог существовать, через «большую семью», вмещавшую под одной крышей несколько поколений живших в тесном контакте с «роднёй», включавшей братьев — сватьев и других многочисленных родственников, к нуклеарной, «ядерной» семье, состоящей только из родителей и детей. Современное состояние семьи не внушает особого оптимизма. Ее проблемы кажутся порой трудноразрешимыми. Наша современная семья определилась как семья образцовая с бесконфликтным настоящим и блистательным будущим. В чем проявляются кризисные явления в семье? Прежде всего, в ее нестабильности. В крупных городах распадается свыше 50% браков (в некоторых местах уровень разводов достигает 70%). Причем у более чем трети распадающихся семей совместная жизнь продолжалась от нескольких недель до 4 лет, т. е. совсем недолго. Нестабильность семьи приводит к росту неполных семей, снижает родительский авторитет, отражается на возможностях формирования новых семей, на здоровье взрослых и детей. К нестабильности семьи следует добавить ее дезорганизацию, т.е. увеличение числа так называемых конфликтных семей, где муж и жена живут как «кошка с собакой», а воспитание детей в обстановке ссор и скандалов оставляет желать лучшего. Это самым плачевным образом сказывается как на взрослых, так и на детях. Именно в недрах такой семьи скрываются источники алкоголизма, наркомании, неврозов и правонарушений. В результате страдают взрослые, страдают дети, страдает общество. Среди факторов, фатально влияющих на семью, следует указать и на культ потребления, в основе своей призванный заменить истинный смысл жизни и подлинные ее ценности, прежде всего человеческую близость, погоней за иллюзорными престижными вещами, чувственным удовольствием, за иллюзорным статусом, когда самые близкие люди становятся жертвой потребительского отношения друг к другу. Потребительская установка на успех, канон которой определяется модой и средствами массовой информации, усиливает феномен отчуждения. В нашей стране к этому добавляется постыднейший дефицит самых необходимых средств жизни — продовольствия, одежды, жилья, медикаментов. Растет детская смертность, сокращается продолжительность жизни. Растет преступность, растет социальная нестабильность, пагубно влияющая на жизнь семьи. И все же в условиях тотального отчуждения семья остается главным прибежищем духовной безопасности, человеческого самоутверждения и эмоциональной защищенности. Поэтому сегодня, как никогда прежде, к семье предъявляются высокие требования. Семья разрушается, но на — нее возлагают надежды, в нее продолжают верить. Общим местом стало утверждение о том, что новое общественное положение женщины стало великим завоеванием, положившим конец моногамному браку, основанному на ее экономической зависимости и главенстве мужчины. Экономическая и социальная самостоятельность женщины, как и ее равенство в правах с мужчинами, бесспорно, является положительным фактором современного общественного развития. Между тем для нормального существования супружества и оптимальной социализации детей необходимо наличие, совместное участие и ответственность обоих супругов. Значение отца в воспитании детей имеет тем большее значение, что без него подготовка ребенка к роли супруга и родителя оказывается неполноценной. Особенно велика роль отца для мальчика в процессе становления того уровня его личности, который связан с развитием его роли как мужчины. Невовлеченность отца (или мужчины-воспитателя) в этот процесс приводит к формированию замещающих мужественность проявлений, т. е. к псевдомужественности, требующей постоянного подтверждения в актах агрессии и других видах отклоняющегося поведения. Материнство, более древнее, чем семья институт человеческого общества. Но ныне все чаще говорят о кризисе материнства. Вовлеченная в работу мать, сдвинувшая отца на периферию семьи, одна не может справиться с ответственной ролью главной кормилицы и единственной воспитательницы детей. Рассмотрению отношения мать — ребенок и воздействию на это отношение общества уделяется все больше внимания не только в социально-философских, педагогических и психологических трудах. Эта проблема привлекает и психиатров, видящих в особой интенсивности этих отношений один из источников шизофрении Нарушения в дифференциации родительских ролей, заполняемые претензиями к детям, исключающими пути их спокойного социального развития в семье, называют «семейным гомеостазом», который трудно поддается изменениям, где истинная враждебность и истинная близость мистифицированы, где наблюдается спутанность ролей, где ребенка либо буквально забивают чрезмерными упованиями, контролем, заигрыванием; либо обесценивают мир его эмоций и его личности, оставляя, по сути дела, на произвол судьбы [35].

Читайте так же:  Лимфаденит у детей лечение комаровский

XX век вообще проявил повышенный интерес к жизни личности. Социальные сдвиги, политические катаклизмы, экономический и научно-технический прогресс по-новому поставили проблему человека. Оказалось, что общество получает от человека больше, если рассматривает его как личность. А первое, в чем проявляется неповторимость личности,— потребности. Вовлечение женщин в процесс труда и политическую жизнь не могло не отразиться на характере отношений между полами. Сегодня мало кто оспаривает тот факт, что ключевая роль в семье принадлежит женщине. Именно ее сознание, поведение, ее роль как супруги, матери, работницы предъявляют к ней высокие требования. Эта двойственность влияния профессиональной занятости женщин непосредственно переносится и на процесс воспитания. Однако положительные и отрицательные моменты данного воздействия зависят как от нравственно-психологического климата в семье, так и от личности матери, уровня ее образованности, общей культуры, авторитета у ребенка. Огромна роль женщины как организатора семьи, как хранительницы семейного очага в самом лучшем смысле этого слова. В настоящее время, как показывают исследования, никогда не ссорится примерно только четверть семей. Но сравнительно широкая распространенность ссор и конфликтов говорит о том, сколь велико для функционирования семьи умение не обострять, а преодолевать ссоры, т.е. созидать, формировать культуру супружеских взаимоотношений, которую надо целенаправленно воспитывать и в семье, и в школе. Культурой же определяется и отношение супругов к самому воспитанию детей, в частности понимание смысла и значения нравственного воспитания в формировании личности [37].

В настоящее время для того, чтобы обеспечить рациональное сочетание ролей матери, работницы, хозяйки, в стране осуществлен ряд мер, направленных на облегчение положения женщин, совмещающих профессиональный труд и материнство, на помощь в воспитании детей и выполнении родительских обязанностей, усиление психологической и педагогической помощи. Это привело к некоторым положительным сдвигам. Однако до сих пор не решен вопрос о неполном рабочем дне для матерей или о сокращенной рабочей неделе, слабо развита помощь на дому. Все еще дебатируется возможность оплачиваемого отпуска женщинам-матерям по уходу за ребенком до достижения им двух-трех лет, а также число оплачиваемых дней при болезни ребенка. До сих пор полностью не удовлетворена потребность населения в детских дошкольных учреждениях. Вместе с тем как мировой, так и отечественный опыт убеждает, что рост благосостояния не ведет к автоматическому росту эффективности семейного воспитания. Более того, улучшившиеся материальные возможности семьи нередко используются, и особенно матерью, в ущерб нравственному развитию детей, усиливая у них иждивенческие настроения, формируя пренебрежение к труду — главной сфере связи человека с обществом, а следовательно, и главному источнику трудовой морали, определяющей весь образ жизни человека. Иначе говоря, и матери должны получать подготовку к самостоятельной жизни [45].

Речь идет о том, чтобы превратить семью из объекта постоянной заботы только одной женщины в тесный союз людей, каждый из которых вносит свою лепту в строительство семейного очага.

1.2 Сущностная характеристика неблагополучных семей

Работая с неблагополучными семьями, необходимо четко определять понятие «неблагополучная семья». Большинство исследователей выделяют три аспекта понимания данного термина:

1.Медицинский — это семьи, где наблюдаются медико- биологические отклонения у членов семьи. ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи;

2.Социально-административный — семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития;

3.Психолого-педагогический — семьи, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.

Понятие «социально-неблагополучная семья» появилось ещё в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Неблагополучные семьи имеют низкий социальный статус, как правило в нескольких сферах жизнедеятельности не справляются с возложенными на них функциями. Это понятие позволяло выделить категории людей, семей, поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам. Под неблагополучной семьей понимается такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые не лучшим образом сказываются на их дальнейшей жизни. Семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной. Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций. Проблемы неблагополучной семьи могут быть поняты и решены в их социокультурном контексте, так как сама семья есть порождение и отражение конкретной исторической и социокультурной ситуации. Поколениям 90-х годов ХХ столетия довелось жить в особое время. Переход страны на иной путь развития экономики сильно отразился на российской семье, что в последние десятилетия повлекло значительные ее изменения. Уменьшилась роль государства в области социальных гарантий и поддержки, это привело к ослаблению общественной ценности семьи и снизило ее социальный статус. Ученые и практики стали выделять особую категорию семей «социального риска». Смысл данного определения связан с понятием социального здоровья семьи, антипод которого выделяется социальное напряжение. Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными переживаниями. Хорошо, если в детском саду в этот момент рядом с ребенком окажется чуткий педагог или психолог, который познакомит его со всем спектром чувств, тогда истинное «Я» ребенка может быть сохранено. В противном случае ребенок будет вынужден расти и взрослеть, играя чужие роли [39].

В психолого-педагогической литературе описаны роли, которые играют дети в семьях, где кто-то болеет алкоголизмом или наркоманией. Например, «семейный герой» — ребенок, на которого «вся надежда», как правило, послушный и исполнительный, с пяти лет бегает в булочную, мать им гордится; в этой ситуации дети прячут за «героизмом» эмоциональную и душевную боль, чтобы не чувствовать ущербность, они вырастают с привычкой «быть героями». Или роль «шута» — дети играют эту роль, чтобы сглаживать в семье напряжение, переводить его в шутку, за маской веселости прячется все та же душевная боль. «Козел отпущения» — на ребенка сыплются все невзгоды семьи, что «папа снова напился», «что денег не хватает», «что сломался холодильник, а на ремонт нет денег», разбилась посуда и т.д. Но сам ребенок не имеет в семье права ответить, он выражает свой протест иначе, нередко, следуя образу хулигана со всеми вытекающими последствиями. «Потерянный ребенок» — живет в своем мире. Никто не знает и не интересуется, что у него происходит внутри, он даже по квартире ходит тихо и незаметно. Можно с грустью констатировать, что у всех детей, играющих подобные роли в семьях, попросту потеряно детство[2].

Читайте так же:  Организация игровой деятельности детей в младшей группе

В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Говоря о способах помощи таким детям, нужно в первую очередь сказать, что для этого требуется изменить ситуацию в семье, т.к. семья – основа воспитания и развития ребёнка, именно родители и близкие люди формируют личность, характер маленького человека. Без этого все старания специалистов ДОУ по коррекции отклоняющегося поведения, по его адаптации окажутся напрасными.

Ученые делят детей из неблагополучных семей на две группы. К первой он относит детей, нуждающихся в защите от семьи. Технологии работы с ними обусловлены характером семейных проблем, в зависимости от которого разрабатывается план реабилитации, включающий комплекс мер от сокращения сроков пребывания ребенка в семье до помещения его в центр реабилитации на основании решения органа местного самоуправления. Ко второй группе относятся дети, нуждающиеся в восстановлении утраченных контактов с семьей. Работа с ними нацелена на восстановление их контактов с семьёй. Её проводят социальные педагоги, педагоги-психологи, администрация образовательного учреждения, сами дети. Дети приобретают столь «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. Наличие того или иного фактора социального риска в семье не означает обязательного возникновения социального отклонения в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. При этом такая вероятность возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска. Медицинские исследования показывают, что по мере увеличения числа факторов риска растёт заболеваемость детей в семье [5]. Таким образом, неблагополучные семьи – это семьи, имеющие трудноразрешимые проблемы, ограничивающие её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех её членов.

К неблагополучным семьям социальные педагоги относят: семьи алкоголиков, наркоманов, психически неуравновешенных людей, неполные и малообеспеченные, многодетные и нетрудоспособные семьи, имеющие детей или родителей инвалидов, молодые и безработные семьи, семьи с несовершеннолетними либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми, а также семьи, в которых родители заняты индивидуальной трудовой деятельностью, сопряжённой с разъездами [31].

1.3 Типы неблагополучных семей

Неблагополучная или асоциальная семья, в отличие от благополучной семьи, находящейся в зоне риска, представляет серьезную угрозу для ребенка, принося ему немало моральных переживаний, подвергая его опасности получить психические заболевания, в том числе задержку в психофизическом развитии. В неблагополучных семьях ослаблен или отсутствует контроль за детьми, возникает детская безнадзорность и беспризорность, практикуются побеги из дома, бродяжничество, половая распущенность, правонарушения и преступная деятельность, алкоголизм, наркомания и токсикомания подростков. Данные явления результат попустительского, бесконтрольного отношения государственных и общественных структур к неблагополучным семьям. Ряд исследователей (С.В. Титова, О.П. Потапенко, Е.Ю. Фисенко и др.) выделяют следующие типы неблагополучных семей исходя из оснований, отрицательно характеризующих семью:

1. Неблагополучные семьи группы социально-экономического и психолого-педагогического риска — это, в первую очередь, малообеспеченные семьи, с низким материальным уровнем жизни, нерегулярными доходами родителей (и нежеланием родителей увеличивать свои доходы), плохими жилищными условиями, эмоционально и физиологически страдающими от бедности и лишений детьми. Существенной характеристикой данной категории семей является потребительское отношение к ребенку, зачастую как к единственному источнику материального дохода (денежное пособие, дополнительное питание, социальный пакет и т. п.) Как следствие, в таких семьях имеют место грубые нарушения законных прав и интересов детей. Не обеспечивается полноценное воспитание, обучение и развитие, не осуществляется необходимый контроль за поведением и жизнью ребенка. Общая негативно-эмоциональная атмосфера в семье отрицательно влияет на психологическое состояние ребенка и результаты его обучения. Имеют место глубокие конфликты между членами семьи, в которые специально или непроизвольно втягивается ребенок. Отчетливо вырисовывается педагогическая несостоятельность родителей, которая порождает серьезные проблемы в поведении и психосоматическом здоровье ребенка.

2. Семьи группы морально-нравственного риска с криминальными характеристиками — это семьи с родителями-алкоголиками, наркоманами, агрессивными к детям и другим членам семьи, с аморальным или паразитическим образом жизни, разделяющие традиции преступной субкультуры, имеющие судимость, допускающие инцест, имеющие склонность к садизму, страдающие психическими заболеваниями. Ситуативной, семьей морально-нравственного риска для ребенка может стать семья, где происходит развод родителей или смерть одного или обоих родителей.

3. Семьи, практикующие жестокое обращение с детьми. Стиль семейных отношений в таких семьях проявляется в физических наказаниях и лишении ребенка нищи, одежды, прогулок на свежем воздухе с целью «эффективного воспитания». Одним из основных факторов, провоцирующих жестокое отношение к детям, может являться пьянство одного или обоих родителей. Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, препятствует его полноценному развитию. В таких асоциальных, дезорганизованных семьях с наркологической, психопатологической отягощенностью родителей имеют место случаи особой семейной жестокости.

4.Неблагополучные семьи с психически неустойчивыми родителями или другими членами семьи , с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями между супругами, с деформированными ценностными ориентациями транслируют детям двойную мораль, лицемерие и другие отрицательные человеческие черты. Часто эти явления имеют место по причине педагогической несостоятельности родителей: воспитанием занимаются малообразованные, малокультурные люди, унижающие личное достоинство ребенка и других членов семьи, транслирующие уничижительное отношение к людям, не принимающие иную точку зрения и настаивающие на собственном негативном отношении к жизни. Как правило, в таких семьях психологические переживания родителей из-за бедственного материального положения, безработицы выливаются в жестокое обращение с детьми. Нередко отклонения в психике родителей приводят к деспотизму, вызывают сильное недовольство своими детьми из-за невыполненных ими завышенных родительских требований. Зачастую усталость и депрессия родителей является результатом их психологической жестокости, которая затем передается и детям, порождает конфликты подростков со сверстниками и педагогами.

5.Семьи, пренебрегающие санитарно-гигиеническими требованиями, здоровым образом жизни, — не прививают детям навыков гигиены, не следят за здоровьем своего ребенка, его физиологическим, познавательным, психологическим развитием. В семьях с нарушенными представлениями о здоровом образе жизни, аккуратности, гигиене и т. и. наличествует фон повышенной конфликтности между членами семьи. Дети из таких семей не обретают общепринятых в обществе навыков ухода за своим телом, одеждой, чем вызывают отвращение у сверстников, становятся изгоями, не могут построить долговременных взаимоотношений с представителями другого пола, не умеют позитивно решать свои возрастные задачи. В связи с этим конфликтность и драматизм отношений в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и юношеском возрасте.

Неблагополучные семьи могут возникать также в результате брака несовершеннолетних родителей, а также повторных, многократных браков, в которых есть сводные дети, вызывающие различное отношение родителей. В таких семьях дети остро ощущают либо свою ненужность, либо гиперопеку и подчеркнутую ненависть одного из родителей к себе или сводному брату (сестре). Дети страдают от того, что взрослые напрямую заявляют о их ненужности, воспринимают детей как тяжелую ношу, обузу, досадную помеху для своей свободной и счастливой жизни. Угрызения совести и морально-нравственные страдания ребенка приводят к нервно-психическим срывам, деструктивным или зависимым формам поведения, внутренним протестам в виде отказа от семьи, ухода из дома, бродяжничества, личностной деградации. Как правило, неблагополучная семья характеризуется глубокой педагогической несостоятельностью и уклонением родителей от своих обязанностей. Весь диапазон рисков в целом можно свести к тому, что в неблагополучных семьях складывается отрицательное восприятие ребенка другими членами семьи. Как показывает практика, такие семьи зачастую перекладывают на школу свои непосредственные семейные функции и задачи, что ведет к усилению социально-педагогического иждивенчества семьи, ее отчуждению от прямых функций по социализации детей, их интеграции в общество как полноправных и полноценных его граждан. Самоустранение родителей от своих обязанностей возникает в связи с отсутствием необходимого уровня общей и педагогической культуры, что требует дополнительных усилий от специалистов школы по социально-педагогическому и специально-психологическому сопровождению неблагополучной семьи. Основной особенностью всех неблагополучных семей является отсутствие надзора за несовершеннолетними. В таких семьях калечатся судьбы детей, которые не нужны своей семье, и поэтому они находят себя вне дома, в компаниях сверстников, в неформальных асоциальных объединениях молодежи [39].

Необходимо выделить общие для всех неблагополучных семей особенности. К ним, прежде всего, относятся:

-категорический отказ родителей от сотрудничества с детским садом или социальным институтом, по вопросам воспитания и образования ребенка;

-уклонение от исполнения родительских обязанностей, перекладывание своих родительских обязанностей детский сад;

-конфликтность всех членов семьи, агрессивное отношение к окружающим;

-отсутствие надзора за несовершеннолетними;

-злоупотребление родительскими правами — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их нуждами.