Меню

Коррекция самооценки у подростков

Самооценка

Самооценка ребенка, подростка, школьника, взрослого

Самооценка – это уровень уважения самого себя. Как вы относитесь к себе, принимаете ли Вы себя таким, как есть, считаете ли себя личностью, достойной уважения, несмотря на отдельные недостатки, или не считаете себя таковым. В зависимости от этого различают адекватную, завышенную и заниженную самооценку. Как завышенная, так и заниженная самооценка для развития личности одинаково непродуктивна. При завышенной самооценке развиваться некуда, т.к. человек уже «само совершенство, идеал». Однако это признается, мягко говоря, не всеми, поэтому многочисленные конфликты с окружающими, в которых виноватыми являются обязательно другие.

Низкая самооценка личности

Заниженная самооценка приводит к тому, что человек считает себя хуже других, менее достойным, умным, красивым и т д.

Влияние самооценки на личность человека очень велико. Чем мешает человеку низкая самооценка? При низкой самооценке человек не верит в себя, свои возможности, не нравится себе. Недовольство собой испытывают постоянно или очень часто. Человек работает, достигает целей, ставит новые цели, а отрицательное отношение к самому себе остается. Кроме того, низкая самооценка обязательно отражается на внешности человека (это могут быть поза, жесты, мимика, поведение). Поскольку 70 % информации о человеке дают эти показатели, то понятно, что круг недовольства собой постоянно подпитывается и замыкается: «Я хуже, чем он» — говорите Вы на подсознательном уровне через позу, жесты. «Да, он хуже, и сам дает мне это знать о себе», — считывают вашу подсознательную информацию другой.

Диагностика уровня самооценки

Если вы хотите узнать вашу самооценку личности, ответьте на вопросы теста, поставив у каждого числа одну из четырех цифр, наиболее соответствующую Вашей оценке: нет, не так – 0; частично так – 1; в основном так – 2; да, все именно так и есть – 3.

  1. Я обычно сравниваю себя с другими людьми.
  2. Я часто чувствую себя усталым.
  3. У меня сильная потребность в одобрении.
  4. У меня часто возникает ощущение, что я должен защитить себя.
  5. Я предпочитаю ничего не делать из-за боязни провала.
  6. Я хочу всегда все сделать на 101%.
  7. Я часто считаю, что другие люди несут ответственность за мои проблемы.
  8. Я боюсь показать свое настоящее Я.
  9. Я всегда пытаюсь сделать что-то хорошее для других.
  10. Я очень зависим от мнения других людей.
  11. Мне трудно в чем-то отказать людям.
  12. Я часто завидую другим в том, что у них есть.
  13. Если я сделаю ошибку, то считаю себя менее достойным, чем другие.
  14. Я очень тревожусь о том, что окружающие думают обо мне.
  15. Меня всегда тянет подвергнуть сомнению свои способности.
  16. Я осуждаю себя за ошибки, которые совершаю.
  17. Часто чувствую себя не готовым к новой ситуации.
  18. Чаще всего я считаю себя менее достойным человеком, чем другие.
  19. Мне трудно принимать комплименты от других людей.
  20. Я часто испытываю чувство вины.

Если Вы хотите оценить результаты теста диагностики уровня самооценки, то просто сложите цифры, которые поставили с каждым предложением.

0-10 баллов — У Вас есть некоторые проблемы, связанные с недостатком самоуважения.

11-20 баллов — Вы чувствуете себя неуютно в жизни из-за недостаточного уважения к себе и поэтому часто неудовлетворенны и несчастны.

21-40 баллов — Вы могли бы подарить себе заслуженную порцию самоуважения, Вы сами затрудняете себе жизнь.

41-60 баллов — Вы почти отказываете себе в уважении и страдаете из-за этого. Вам надо серьезно поработать над собой.

Способы повышения, коррекции и улучшения самооценки

Улучшение самооценки с помощью упражнения «Самовосприятие»

Остановитесь на минуту и подумайте о том, что Вы должны нравиться и самому себе. Произнесите вслух или подумайте про себя: «Я забочусь о себе, мое благополучие очень важно для меня. Я хочу поддержать себя и сделать все хорошо. Я хочу по-настоящему хорошей жизни. Я всегда на своей стороне». Чувство собственной поддержки усилится, если Вы обнимите себя или просто сожмете руки, как бы подкрепляя этим ободряющие слова».

Коррекция самооценки с помощью упражнения «Ваши ценные качества»

Составьте список Ваших ценных качеств. Можно внести в него какие-нибудь из нижеперечисленных пунктов:

  1. Я забочусь о своей семье.
  2. Я люблю животных.
  3. Я – хороший друг.
  4. Я помогаю людям.
  5. Я признаю свои ошибки.
  6. Я довольно привлекателен.
  7. Я талантлив.
  8. Я умею хорошо делать (перечислите).
  9. Я стал лучше понимать себя

Носите написанный на листе бумаги список с собой. Когда негативные мысли начинают одолевать Вас – достаньте его, прочитайте.

Представьте себе то, что у Вас получается особенно хорошо, мысленно похвалите себя за наличие этого позитивного качества. Думайте о себе только хорошее. Распространите на себя собственную любовь просто потому, что она очень полезна для Вас.

Коррекция самооценки с помощью упражнения «Ваша осанка»

У человека, недовольного собой, опускаются плечи, становится сутулой спина, опускается подбородок. И, наоборот, когда он доволен собой, то плечи распрямляются, голова и подбородок поднимаются. Поэтому, при коррекции, тренируя мыщцы-разгибатели спины, Вы избавляетесь не только от сутулости, но и поднимаете ваше настроение и самооценку. Хорошую нагрузку эти мыщцы-разгибатели получают во время плавания. выпрямляя спину, улучшая свою осанку, вы перестаете подпитывать собственный круг недовольства собой.

Помощь психолога в коррекции самооценки

Психология может предложить вам множество способов коррекции завышенной или заниженной самооценки. Но изучить их самостоятельно и правильно использовать удается далеко не каждому. Часто для их подбора, адаптации под вас и эффективного использования требуется помощь психолога.

Наши психологи в Туле обязательно помогут вам в диагностике уровня самооценки, улучшат самооценку дошкольников, школьников, подростков и взрослых, скорректируют заниженную или завышенную самооценку личности. Приходите к нам!

Программа работы психолога с подростками, имеющими низкую и неадекватную самооценку, с их родителями

Общая идея программы: неадекватная самооценка препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, свидетельствует о неблагополучном развитии личности подростка. Необходимо выявить конфликтную зону в системе взаимоотношений подростков и родителей.

Цель: направить программу на повышение общего уровня самооценки у подростков, содействовать оптимизации межличностных взаимоотношений РЕБЕНОК—РОДИТЕЛЬ в семье.

Всего: 8 занятий:
4 занятия — с детьми;
3 занятия — с родителями;
1 занятие — совместное.

Почему смешиваем разные формы: лекции, дискуссии, психотехнические игры и т.д.? Их диктует сама проблема. Самооценка — сложное комплексное образование. Одними психотехническими упражнениями не справиться. Полярно должна вестись работа с родителями. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Форма промежуточного и окончательного контроля:

  • устные отчеты участников (рефлексия) в конце занятия и во время чаепития;
  • в групповой дискуссии участники группы имеют возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Здесь они учатся формировать свои мысли, аргументировать свое мнение, спорить, не оскорбляя друг друга. После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как они чувствовали себя в той или иной ситуации, мотивируют свои поступки. Слияние с общиной и коллективное действие избавляют от застенчивости и ощущения личной вины. Появляется гармония внутреннего мира с внешним миром, полным опасности, в котором нужно ставить реальные цели и достигать их. Это дает участникам возможность осознавать свои успехи, изменения, намечать план применения этих достижений в дальнейшем, а также дает возможность ведущему контролировать эффективность тренингового процесса.

Методика “Самооценка” Дембо-Рубинштейна (на последнем занятии).

План работы психолога с подростками, имеющими низкую и адекватную самооценку, с их родителями

Домашнее задание: игра: “Анонимный список претензий”.

1. Лекция “Самосознание личности”

Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о ”Я” соотносился главным образом с познанием человека самого себя как существа мыслящего — в этом значении и нужно понимать слова Декарта “Я мыслю, следовательно, существую”. Но потом стало очевидно, что человеческое “Я” гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В состав “Я” входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе (“образ Я”) и с тем, каким он хотел бы быть.

Проблема самосознания сложна. Каждый человек имеет множество образов своего “Я”, которые существуют разных уровнях развития, в разных ракурсах, каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент, каким он мыслит идеал своего “Я”, каким это “Я” станет, если все задуманное сбудется, как это “Я” выглядит в глазах других людей и т.д. Будучи субъектом познания, человек, вместе с тем, выступает и как объект по отношению к самому себе.

Что такое самосознание? В психологической науке принято следующее определение: “Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный “образ Я” (Кон И.С. Открытие “Я”. М., 1987).

Образ “Я” — это не просто представление о самом себе, социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе “Я” можно выделить 3 компонента.

1. Познавательный (когнитивный) — знание себя, самосознание.
2. Эмоционально-оценочный — ценностное отношение к себе.
3. Поведенческий — особенности регуляции поведения.

Возможно существование и фантастического “Я” . В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей.

Все “Я” уживаются в человеке одновременно. И если одно из “Я” будет преобладать над другими, это может отразиться на его личности.

Например, хотеть быть сильным и не заниматься спортом. Желаемое не совпадает с действительностью. Степень правильности “Я” выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самого себя, своих качеств и места среди других людей.

С помощью самооценки проходит регуляция поведения личности. Деятельность и общение дают важные ориентиры для поведения. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его качествам и поступкам.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем его самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа “Я”. Такая самооценка показывает, какую по степени трудности цель ставит перед собой человек. Психолог Джеймс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.

Самооценка = Успех / Притязания.

Формула свидетельствует о том, что стремление к повышению самооценки может реализоваться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, и в случае успеха уровень притязаний повышается, человек готов решать более сложные задачи, при неуспехе — наоборот.

Люди, мотивированные на успех, ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха; выбирают соответствующие средства и способы, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.

У людей, мотивированных на избежание неудач, главная цель не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Такие люди неуверенны, боятся критики, и если есть сомнения успеха в работе, то это вызывает отрицательные эмоции. Человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, избегает ее.

Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками.
Чтобы достичь успеха, человек должен предъявлять требования к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере добивается успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки,

Читайте так же:  Брат жены по отношению к сестре мужа

Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.

Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур легкими задачами и целями так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

3. Упражнение на самоидентификацию. Кто Я?, Какой Я?

Материал: тетрадные листы бумаги, ручки.

Инструкция: написать 10 ответов на вопрос “Кто Я?“ и 10 ответов на вопрос, “Какой Я?”.

При этом можно учитывать любые свои характеристики, черты, интересы, эмоции — все, что покажется вам подходящим для того, чтобы описать себя фразой, начинающейся с “я”.

После выполнения задания ребята складывают листочки на стол. Ведущий берет наугад листок и читает написанное. Все пытаются угадать, о ком идет речь. При этом ведущий может сказать, что не будет зачитывать очень личные характеристики. Если все же кто-то не хочет, чтобы его записи прочитали, то листок остается у хозяина.

Занятие № 2.

1. Упражнение “Настроение“ (взято из системы Н. Роджерса) “Как снять осадок после неприятного разговора”.

Инструкция: возьмите чистый лист бумаги и цветные карандаши, расслабленно левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет: линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите: грустное настроение, как вы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны. После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием эмоционально разорвите листок, выбросите в урну. Всего 5 минут, а ваше эмоциональное неприятное состояние уже исчезло. Оно перешло в рисунок и было уничтожено вами.

2. Упражнение “Расслабление“ — на быстрый отдых и расслабление.

Инструкция: сядьте удобнее на стульях, расслабьте мышцы положите удобно руки, закройте глаза. Старайтесь ни о чем не думать, отдохните на стульях. Вам удобно. Глаза закрыты. Вы полностью ли уменьшить их, чтобы избежать неудач.

3. Упражнение “Ситуация”.

Цель: развивать личностную свободу и раскованность для улучшения взаимоотношений и взаимопомощи.

Инструкция: вы должны придумать причины возникновения ситуации, а также развить ситуацию дальше.

Варианты:
1. “Саша не успела выучить домашнее задание”.
2. “Максим прогулял урок”.
3. “Толя взял магнитофон своего друга без разрешения”.
4. “Рома пришел домой в 12 часов ночи”.
Причины, выявленные ребятами, помогут лучше понять некоторые поступки. Показать причины, почему родители сердятся, когда подросток поздно приходит с прогулки и т.д. Обсуждение помогает показать участникам, что необходимо предвидеть последствия своих поступков и свое поведение соотносить с реакцией окружающих людей.

Занятие № 3.

1. Упражнение: “Поставь себя на место другого”.

Цель: улучшать взаимоотношения между подростками и родителями.

Инструкция: вспомните свой недавний конфликт с ребенком (родителем). А теперь расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя на месте того, с кем спорили. Представили? Внутренне про себя спросите у “него”: какие впечатления он получил от общения с вами. Продумайте, что бы мог сказать про вас ваш бывший собеседник. Затем проиграйте в своем воображении беседу таким образом, чтобы оставить у вашего партнера приятные воспоминания о себе. Что изменилось? Вы поняли, что, прежде всего, изменилась ваша внутренняя позиция? Вы начинаете беседу, внутренне готовясь к равноправному контакту. Эта психологическая подготовка связана со сменой вашей позиции, вашим внутренним стремлением к полноценному диалогу.

2. Упражнение на доверие “Слепой и поводырь”.

Инструкция: “разделитесь, пожалуйста, на пары. Кто в паре будет первым, а кто вторым? Первые номера — слепые, вторые — поводыри Слепые, закройте глаза и ходите по комнате. Чувствуйте, каково быть слепым в одиночку. Слепые остановитесь”. К каждому слепому подходит свой поводырь, берет его за руку и знакомит с миром, с комнатой, с другими слепыми.

Теперь поводыри оставляют “своих” слепых и подходят к другим. Затем слепые открывают глаза, делятся впечатлениями и меняются поводырями, возвращаются к первым и тоже делятся впечатлениями и меняются ролями.

Это упражнение можно проводить в полной тишине, можно разрешить разговаривать только слепому, только поводырю или обоим.

Домашнее задание: игра “Анонимный список претензий“.

Инструкция: в условленный вечер каждый из членов семьи бросает в почтовый ящик конверт, в котором он высказывает свои претензии к другим членам семьи. В назначенный день конверт вскрывается, и претензии зачитываются вслух. Если мать или отец оказались в центре обсуждения, и относительно них были высказаны определенные претензии, пусть они обдумают свое поведение и постараются изменить свою позицию в семье.

Занятие № 4.

1. Обсуждение домашнего задания: “Анонимный список претензий”. Совместное обсуждение.

2. Упражнение “давление”.

Цель: почувствовать, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства.

— Встаньте друг против друга, поднимите руки на уровень груди, слегка соприкоснитесь ладонями.
— Договоритесь о том, кто будет ведущим, его задача — слегка надавить на ладони партнера. Затем поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре. Выскажите друг другу впечатления. В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее: когда вы давили или когда ваш партнер давил на ваши ладони.
— Возможно, вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае. Тогда попробуйте не давить друг на друга, а реализовать совместное движение обращенными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла.

Вывод. Почувствовали ли вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства?

Занятие № 5.

1. Изобразительная игра “Эмоциональное состояние”.

Цель: используя минимум выразительных средств изобразить эмоциональное состояние, создать возможность для самовыражения подростков.

Инструкция: по очереди каждый из вас должен изобразить эмоциональное переживание. Группа должна попытаться отгадать название этого переживания.

2. Повторная диагностика по методике Дембо-Рубинштейна “Самооценка”.

Занятия с родителями

1. Родительское собрание “Наши дети”.

Во всех детях мы замечаем нужду в безопасности и развитии — это начало начал.
Но в чем ваш ребенок нуждается? Мы привыкли говорить, что все одинаково важно. Конечно. Но в паре безопасность — развитие для нас, конечно же, важнее развитие. Нам важно запустить тяжелый маховик развития, чтобы оно никогда не останавливалось, ни в 13—15, ни в 25, ни в 75. Но тут и начинается самое интересное — развитие не идет до тех пор, пока не удовлетворена потребность ребенка в безопасности.

Отец бьет сына, чтобы лучше учился, — результат нетрудно предсказать: сын может получить лучшие отметки, но развитие его останавливается. Взяв в руки ремень, чтобы “вложить ума” отец выбивает ум из ребенка. И не только потому, что взрослый наносит физические травмы сыну, а еще и потому, что нарушается чувство безопасности личности. Там, где нет безопасности, учение на ум не идет.

У ребят лидеров способности развиваются полнее, чем у тех, кто чувствует себя в коллективе неуверенно. Мы часто говорим, что для хорошего учения нужно чувство успеха. А почему? Да потому, что успех и дает чувство полной безопасности. Когда потребность в безопасности удовлетворена, полностью включается потребность в развитии, и ребенок умнеет на глазах. Чем сильнее действует одна потребность, тем сильнее проявляется другая. Чем более озабочен своей безопасностью ребенок, тем меньше потребность в развитии, и само развитие приобретает в этом случае уродливый характер. Ребенок научается хитрить, ловчить, обманывать. Он изобретает потрясающие способы отлынивать от работы. Вряд ли вы хотите, чтобы развитие вашего ребенка приняло такое направление.

Конечно, для развития нужны опасности. Не надо их бояться. Но пусть это будут опасности, которые всегда встречаются на пути предприимчивого смелого человека.

В книге “Рождение гражданина” В.А. Сухомлинский писал: “В годы отрочества человек больше, нежели в другой период своей жизни, чувствует потребность в помощи, совете. Иногда подросток одинок, хотя вокруг него люди.

Одиночество среди людей опасно. Оно заключается в том, что никто — ни учитель, ни родители — не знают, чем живет подросток.

Ребенок становится подростком. Не спешите отогнать тревогу. Она пришла законно. Она говорит вам, что человек растет, что он становится самостоятельнее, ищет какую-то свою, не совсем протоптанную дорогу в жизни. Уберечь его мы не можем. А вот помочь найти, выбрать — не только можем, но и должны”.

А для этого надо по-новому взглянуть на семью: здоровая ли в ней атмосфера?

Едва ли полезет на строительные леса мальчик, которого отец научил забираться с рюкзаком на высокую гору. Скорее всего, не возьмет сигарету подросток, который привык дышать чистым воздухом лыжных походов. И уж конечно, не обидит человека ребенок, когда ему в семье ежедневно подают пример такой “эмоциональной культуры”, которая, по словам В.Л. Сухомлинского, является “азбукой нравственного благородства”.

Ребенок взрослеет. Вас это тревожит? Не спешите отогнать тревогу, она пришла законно.

2 часть. Обсуждение проблемы воспитания детей и общения с ними.

3 часть. Ознакомление родителей с результатами диагностики по самооценке.

Занятие II.

1. Игра “Воспоминание”.

Целью занятия являются оживление и обновление воспоминаний родителей о том, какими они были в детстве и какие впечатления переживали.

Инструкция: вспомните свое детство, какие внутренние мотивы заставляли вас совершить тот или иной поступок. Расскажите нам. В ходе игры организуется совместное обсуждение воспоминаний детства, предпринимается попытка понять мотивы поступков своих детей, посочувствовать им, проявить доверие.

2. Упражнение “две минуты отдыха” (на быстрый отдых и расслабление).

Инструкция: сядьте удобно, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула, закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хорошо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно, это место вашей мечты. Побудьте там. делайте то, что вам приятно делать. Или ничего не делайте, как хотите. Побудьте там, где вам хорошо, три минуты…
Через 2—З минуты группа выходит из упражнения сама.

3. Упражнение “Ритм” (взято из системы И. Роджерса). Целью упражнения является создание гармонии внутреннего мира родителей, ослабление психологической напряженности развитие внутренних психических сил.

Инструкция: это упражнение выполняется в паре и помогает участникам формировать открытость к собеседнику.
Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один — ведущий, второй — “зеркало”. Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий начинает осуществлять произвольные движения руками, а играющий роль “зеркала” пытается отразить их в том же ритме. Роли несколько раз меняются.

Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать внутренний ритм другого человека и как можно полнее отразить его. При этом полезно думать, что ваш ребенок — индивидуальность, обладающая уникальным психологическим ритмом. Чтобы правильно понять его, необходимо почувствовать его энергетику, темперамент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию.

Занятия III.

1. Упражнение “Контакт глаз”.

Целью упражнения является введение понятия “невербальное общение”

Инструкция: всем необходимо встать в круг и попытаться встретиться с кем-то взглядом. Когда двоим это удается, они меняются местами.

Рефлексия. Было ли это общением? Только ли при помощи слов мы общаемся?

2. Упражнение “Модальность”.

Инструкция: почувствуйте себя подростком. Какие слова ваш ребенок чаще всего слышит дома? Примерно следующие: “Ты должен хорошо учиться!”, “Ты должен думать о будущем!”, “Ты должен уважать старших!”, “Ты должен слушаться старших!”. Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: “Ты можешь. ”, “Ты имеешь право. ”, “Тебе интересно. ”.
А теперь перейдите в позицию родителя. Что вы чаще всего говорите о себе, обращаясь к подростку. А говорите следующее: “Я могу тебя наказать. ”, “У меня есть полно право. ”, “Я знаю, что делать. ”, “Я старше и умнее. ” Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ребенку.

Ребята понимают, что они “не могут ничего”, для них одни запреты, а взрослые “могут все”, у них полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость, обостряя взаимодействие детей с взрослыми, и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Нельзя забывать, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не “вытянуть” возложенной на него тяжелой ноши долга. Давайте потренируемся.

Особенности самооценки у подростков-девочек с противоправным поведением и ее коррекция Симончик Елена Ивановна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Симончик Елена Ивановна. Особенности самооценки у подростков-девочек с противоправным поведением и ее коррекция : диссертация . кандидата психологических наук : 19.00.07.- Улан-Удэ, 2006.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-19/379

Содержание к диссертации

Глава 1. Анализ теоретических и экспериментальных исследований самооценки подростков с противоправным поведением 9

1.1. Самооценка в психологической структуре личности 9

1.2. Факторы формирования самооценки в подростковом возрасте и её особенности 27

1.3. Факторы, определяющие противоправное поведение и самооценку подростков 49

Глава 2. Сравнительная характеристика уровней самооценки у подростков- девочек с противоправным поведением и правопослушных подростков- девочек 77

2.1. База, процедура и методы исследования 77

22. Результаты экспериментального исследования самооценки подростков- девочек с противоправным поведением 86

2.3. Психолого-педагогические пути и методы коррекции противоправного поведения подростков 114

Введение к работе

Актуальность исследования. В XXI в. проблема преступности несовершеннолетних остается актуальной для всего мирового сообщества, озабоченного поиском и выработкой гуманно-эффективных мер профилактического воздействия и борьбы с этим опасным явлением. В России это также одна из наиболее острых проблем, и, несмотря на кардинальные изменения в обществе, подростковая преступность по-прежнему серьезно влияет на перспективы развития будущего страны. Несовершеннолетние — наиболее криминогенно активная часть населения, и преступность с их участием возрастает интенсивнее преступности взрослых лиц. Статистика подтверждает, что каждое десятое преступление в России совершается несовершеннолетними или при их участии. Растет и женская преступность. С 1993 по 2003 г. наблюдался рост в среднем на 1-2% в год. За 10 лет (1991 — 2001 гг.) уровень женской преступности в России вырос более чем в два раза. В женской преступности наблюдаются такие негативные тенденции как агрессивность, омоложение, и особенная жестокость при совершении преступлений. В Бурятии число преступлений, совершенных лицами женского пола в 2003 г., составило 13,7% от всех преступлений. Незначительный удельный вес женской преступности отнюдь не умаляет ее огромной социальной опасности. К тому же, по Бурятии количество преступлений, совершаемых девочками в возрасте 14-17 лет, на 0,9% выше, чем в среднем по России.

В связи с этим, перед психологами, занимающимися проблемами подростковой преступности, в первую очередь стоит задача раскрытия причин отклоняющегося поведения подростков вообще и подростков-девочек, в частности.

Подростковый возраст — это период активного формирования самосознания, выработки собственной, независимой системы эталонов самооценивания, постепенной интериоризации оценок, и дальнейшее построение в соответствии с ней своего поведения. Изучение самооценки актуально именно в подростковом возрасте, когда повышается ее регулятивная функция, и она все в большей степени включается в процесс управления поведением лично-

4 сти (Ананьев Б. Г., 1980; Божович Л. И., 1968; Липкина А. И., 1974; Чесноко-ваИ.И., 1977 и др.).

Общепризнанными являются представления о связи самооценки с асоциальным и криминальным поведением несовершеннолетнего, так как самооценка является одним из ведущих личностных проявлений, провоцирующих асоциальное поведение. Отсюда следует педагогический вывод, что асоциальное поведение подростков можно корригировать, влияя на факторы формирования самооценки. Выявление особенностей самооценки несовершеннолетних правонарушителей дает возможность проводить диагностику отклонений в поведении на более ранних стадиях их появления, что позволит проводить как коррекционно-педагогическую, так и профилактическую работу.

Цель исследования: выявить психологические особенности самооценки подростков с противоправным поведением.

Объект исследования: самооценка подростков.

Предмет исследования: особенности развития, формирования и коррекции самооценки подростков-девочек с противоправным поведением.

Теоретическое изучение проблемы и анализ практического опыта позволили сформулировать гипотезу исследования. В своей работе мы исходили из следующих допущений:

самооценки подростков-девочек с противоправным поведением и с правопослушным поведением значимо различны в отношении ее устойчивости и уровня;

факторы формирования неадекватной самооценки у подростков- девочек с противоправным поведением связаны, в первую очередь, с социально-психологической ситуацией в семье;

самооценка подростков-девочек с противоправным поведением неадекватна и компенсаторно завышена;

самооценка подростков — девочек с противоправным поведением становится более адекватной в условиях психолого — педагогической коррекции их поведения.

5 Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

Осуществить теоретический анализ современного состояния проблематики самооценки и показать факторы ее формирования у подростков.

Выявить особенности самооценки подростков с противоправным поведением, в том числе, их половозрастные особенности.

3. Экспериментально исследовать самооценку подростков-девочек с
противоправным поведением, так и у их сверстниц с правопослушным пове
дением.

4. Разработать и апробировать программу коррекции неадекватной са
мооценки подростков-правонарушителей.

Методологическую основу исследования составили: культурно-историческая концепция (Выготский Л. С), принцип личностного подхода (Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л.). Кроме того, мы руководствовались концептуальными положениями гуманистической психологии об изучении личности как саморазвивающейся системы (Маслоу А., Олпорт Г., Роджерс К., Франкл В.). Мы также опирались на научные работы, посвященные самым разным аспектам самосознания и самооценки (Ананьев Б. Г., Бороздина Л. В., Липкина А. И., Миронова Т. Л. и другие), работы по изучению самооценки подростков (Божович Л. И., Кон И. С, Савонько Е. И., Чеснокова И. И. и другие), а также исследования самооценки несовершеннолетних правонарушителей (Гиппенрейтер Ю. Б., Реан А. А., Валицкас Г. В., Каплан Г., Акбиева 3. С, Дандарова Ж. К. и другие).

База и этапы исследования. Исследование имело сопоставительный характер и проводилось на базе спец. профтехучилища № 1 и общеобразовательной школы № 37 г. Улан-Удэ, в течение 1998-2005 гг. и состояло из трех этапов.

На первом этапе (1998 — 1999 гг.) была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, определена цель, объект, предмет, методология исследования, сформулированы гипотеза и задачи, были подобраны психодиагностические методики и намечен план прове-

дения экспериментальной работы. На данном этапе проводилось пилотажное исследование подростков на базе воспитательной колонии №1 г. Улан-Удэ. Выборочную совокупность составили 30 подростков-правонарушителей.

На втором этапе (1999 — 2002гг.) было проведено основное диагностическое исследование особенностей самооценки подростков-правонарушителей; осуществлялся качественный и количественный анализ полученных данных.

На третьем этапе (2002 — 2005гг.) была разработана и апробирована программа психокоррекционной работы с подростками, направленная на формирование адекватной самооценки подростков-правонарушителей, оформлялся текст диссертации.

В общей сложности в исследовании приняли участие 100 человек, в том числе 50 подростков-девочек с противоправным поведением и 50 правопос-лушных сверстниц.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в экспериментальной части работы использовались следующие методы, методики и методические приемы: наблюдение, опрос, методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеева (МИС), методика Дембо-Рубинштейн (Д-Р), методика «Личностный дифференциал» (ЛД), адаптированная в НИИ психоневрологии им. В. М. Бехтерева, клиническая беседа, экспертные оценки, анализ индивидуальных дел подростков — правонарушителей.

Надежность и достоверность результатов обеспечивались применением стандартных тестовых методик и обработкой полученных материалов с помощью методов математической статистики (корреляционного анализа и сравнения средних значений по критерию Манна-Уитни).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе дана содержательная характеристика различных уровней самооценки в психологической структуре личности подростка-правонарушителя; экспериментально установлены и статистически обоснованы различия уровней самооценки у подростков-правонарушителей и правопослушных подростков-девочек; на основе экспериментального иссле-

7 дования получены знания, которые углубляют понимание психологической структуры самооценки у девочек-подростков с противоправным поведением; доказана обоснованность повышения самооценки для адаптации и социализации подростков.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в вузовских курсах по проблемам психологии подростков с отклоняющимся поведением. Кроме того, полученные результаты позволяют дополнить существующую систему воспитательных воздействий на подростков правонарушителей, позволяя предвидеть и предупреждать формирование личности с асоциальными формами поведения. Результаты проведенного исследования представляют практический интерес для психологов, работающих в системе школьной психологической службы, для психотерапевтов и консультантов, работающих с подростками «группы риска», а также в специализированных учебных заведениях для несовершеннолетних правонарушителей. На основе материалов исследования разработаны рекомендации для практических психологов по диагностике и коррекции самооценки подростков. Практическая апробация программы продемонстрировала эффективность предложенных коррекционных мероприятий.

Положения, выносимые на защиту:

1. Самооценка подростков с противоправным поведением значимо отли
чается в сторону завышения, от самооценки подростков без отклонений в
поведении. Неадекватность самооценки влечет за собой искажение личностного
развития подростков, способствуя возникновению противоправного поведения.

Факторами формирования самооценки у подростков выступают: учебная деятельность и такие социальные факторы как внешние оценки и уровень включенности в систему межличностных отношений, а также отношения с родителями и семьей в целом.

Самооценка подростков-девочек с противоправным поведением характеризуется меньшей устойчивостью, по сравнению с правопослушными подростками.

4. Успешность коррекции самооценки подростков с противоправным
поведением достигается с помощью коррекционного тренинга, направленно
го на формирование адекватной самооценки и осознание необходимости са
мопознания и самосовершенствования.

Апробация работы. Основные теоретические положения диссертации обсуждены на заседаниях кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета в 1998-2004 гг., на межвузовских научно-практических конференциях г. Иркутска (1999, 2000, 2002, 2005 гг.), на научно-практической конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов БГУ, посвященной 5-летию университета (Улан-Удэ, 2001 г.), на I международной научно- практической конференции «Проблемы личности на рубеже третьего тысячелетия» (Улан-Удэ, 2002 г.), на региональных и межрегиональных научно-практических конференциях в г. Улан-Удэ (2002, 2003 гг.). Содержание работы отражено в 13 публикациях.

Структура и объем диссертации: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы включающего 239 источников и приложения. В тексте диссертации имеются 26 рисунков и 8 таблиц. Объем работы 186 страниц.

Самооценка в психологической структуре личности

В современной литературе проблема самооценки является одной из наиболее сложных в психологии личности. Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, А. И. Липкиной, С. Л. Рубинштейна, В. И. Мясищева, Е. И. Са-вонько, И. И. Чесноковой и других.

Анализ психологической литературы показал существование широкого терминологического набора понятий, описывающих такие образования личности, связанные с восприятием человека самого себя и с отношением к себе, как самосознание, самооценка, самопознание, «Я — образ», «Я — концепция» и др. Далеко не все эти понятия определены достаточно четко. Некоторые из них употребляются и как синонимы, другие используются в более узком, специальном смысле. Следует отметить, что и сам термин «самооценка» часто несет неодинаковую смысловую нагрузку и неоднозначно понимается разными исследователями. В психологическом словаре под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского самооценка рассматривается как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей» [147].

Самооценка личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира. По Л. В. Бороздиной самооценка выступает основным ядром личности, являясь важнейшим регулятором поведения [37].

Определенное место среди исследований занимают работы, в которых самооценка рассматривается как часть самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностной аспект, органично включенный в процесс самопознания. Таким образом, в исследованиях, обсуждаются, с одной стороны, проблемы связи личности и самооценки, с другой — самоотношения, самосознания и самооценки. Эти подходы вскрывают сложность и многозначность сущности самооценки как психического феномена (Бороздина Л. В., 1999; Пантилеев С. Р., 1991; Чеснокова И. И., 1982 и другие).

Многие авторы (Божович Л. И., 1953; Боришевский М. И., 1980; Сапож-никова Л. С, 1980; и другие) определяют самооценку как целостное структурное образование самосознания. Существуют подходы, определяющие самооценку как итог интегративной работы основных структурных частей самосознания (Липкина А. И., Чеснокова И. И.), как единицу самосознания (Столин В. В.), как механизм переработки знаний о себе (Лисина М. И., Стреляу А. И.), как одну из составляющих структур самосознания (Берне Р., Кон И. С).

Таким образом, рассматривая самооценку как сложное системное образование, следует отметить, что ни в отечественной, ни в зарубежной психологии нет единого общепринятого определения самооценки. Термин «самооценка», являясь одним из ключевых понятий психологии личности и социальной психологии, используется широко и многозначно.

Зарубежные исследователи первыми обратились к изучению самооценки и выявлению проблем, связанных с этим психологическим образованием личности. Так В. Джеймс (1902) рассматривал самооценку как определяющий компонент образа «Я» личности. Он отождествлял понятия «самооценка» и «самоуважение», и еще в начале XX в. высказывал мысль о том, что самоуважение, как определяющий компонент образа «Я» личности, характеризуется отношением действительных ее достижений к тому, на что человек претендует. Таким образом, самооценка (самоуважение) может быть представлена в виде формулы, где числитель выражал реальные достижения индивида, а знаменатель — его притязания: самоуважение = успех/притязания. Другими словами, самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям. Так Джеймс фактически указал на два пути повышения самооценки: в одном случае, нужно приложить усилия для достижения успеха, в другом — снизить уровень собственных притязаний, что позволит сохранить самоуважение даже при скромных успехах. По мнению В. Джеймса наиболее результативным является первый путь. Джеймс замечает, что наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы собирались стать и что мы собирались совершить [67]. Следовательно, Джеймс рассматривал самооценку как средство обеспечения внутренней согласованности или гармонии.

Исследователь S. Coopersmith (1959) первоначально выделил пять форм проявления самооценки (низкая, средняя, соответствующая, высокая, очень высокая), на основе которых он классифицировал испытуемых на различные подгруппы. Автор впоследствии ограничился использованием только трех форм самооценки: низкой, средней и высокой. Но как выяснилось позднее, они оказались недостаточно валидными и не отражали действительной дифференциации. Под самооценкой S. Coopersmith понимал присущее индивиду чувство собственной целостности, показателем которого для социума служит определенная реакция самого индивида на окружающее. S. Coopersmith в своей работе основное внимание обращает на выявление и изучение степени влияния различных социальных факторов на генезис самооценки ребенка. К таким факторам он относит: стиль воспитания и поведения родителей, порядок распределения детей в семье, характер отношений ребенка со сверстниками, степень успешности в процессе освоения различных видов деятельности. S. Coopersmith пришел к выводу, что решающим фактором формирования самооценки в большей степени являются отношения ребенка в семье, чем общие условия его существования. Полученные им результаты послужили экспериментальным подтверждением целого ряда положений «зеркального Я»: когда родители проявляют в обращении с ребенком любовь, уважение и доверие, ребенок приучается и сам относится к себе как к человеку, достойному этих чувств [234].

Факторы, определяющие противоправное поведение и самооценку подростков

Подростки — наиболее криминогенно активная часть населения и их криминальная пораженность почти в три раза выше по сравнению с населением в целом. Заметно нарастает криминальная активность тринадцати -пятнадцатилетних, и тенденция к «омоложению» участников преступлений стала характерной чертой развития преступности несовершеннолетних. Борьба с криминальной ситуацией в молодежной среде и ее профилактика является важной задачей для государства. Для того чтобы успешно решить данную задачу необходимо исследовать причины отклоняющегося поведения и разработать меры воспитательного воздействия.

Необходимо отметить, что в подходах к изучению девиантного поведения имеется большое разнообразие. Существует множество определений этого явления в отечественных и зарубежных научных работах. В этих работах девиантное поведение часто приравнивается по смыслу к делинквентному, отклоняющемуся от норм, саморазрушающему поведению, трудновоспитуемости и т.п.

Проблема девиантности впервые была выделена в социологических и криминологических трудах (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Н. Смелзер и др.).

Так, у истоков социологических исследований девиантного поведения находился Э. Дюркгейм, который в своей работе «О разделении общественного труда» (1900г.) ввел понятие аномии. Под этим понятием он понимал состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которое вызывается периодами упадка и расцвета. Р. Мертон предложил собственное понимание аномии: причиной девиаций является разрыв между целями общества и социально — одобряемыми способами осуществления этих целей. Продолжая работу над понятием аномии, Т. Парсонс сформулировал восемь типов девиантного поведения. Для него противоречите между целями и средствами является лишь одним из конкретных случаев социального напряжения. Возникновение девиаций он объясняет невыполнением ожиданий.

Ч. Фрейдер, анализируя теоретические подходы к девиации, выделяет три основных, отдавая предпочтение третьей: 1) с точки зрения социализации; 2) с позиции социального контроля; 3) с позиции социальной реакции. У Н. Смелзера девиантность определяется соответствием социальным ожиданиям (нормам). За собой девиация влечет изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание.

Среди психологических теорий существуют следующие подходы к изучению этого явления. Так, согласно психоанализу, существуют три структуры личности, связанные с разными уровнями сознания — «Я», «Сверх-я» и «Оно». Между этими структурами личности существуют зоны конфликтов, которые могут привести к отклонениям, если «Я» не обладает достаточной силой, чтобы восстановить между структурами равновесие. Частые фрустрации, которые под давлением «Сверх-я» (которое образуется под влиянием социальной среды и ее запретов) испытывает «Оно» как совокупность биологических влечений и потребностей, побуждают «Я» (которое руководствуется принципом реальности) снимать напряжение с помощью различных форм отклоняющегося поведения. Согласно мнению представителей данного направления, лица с отклоняющимся поведением, включая нервно-психические отклонения и социальную девиацию, отличаются повышенной тревожностью, агрессивностью, комплексом неполноценности. В данном направлении особое внимание уделяется природе агрессивности, которая, с этой точки зрения, является первопричиной насильственных преступлений. Считается, что в основе агрессии лежат нереализованные врожденные неосознаваемые влечения. Фрейд в основе этих неосознаваемых и подавляемых влечений рассматривал либидо.

В гуманистической психологии сформировавшееся представление о девиации связано с «Я — концепцией». С точки зрения К. Роджерса, неадаптивные формы поведения возникают в результате несоответствия между «реальным Я», страдающим под бременем жизненных обстоятельств, и глубинными чувствами человека, составляющими его «идеальное Я». Низкая самооценка и неуверенность в себе рассматриваются как источники нарушения адаптации и аномалий развития.

Согласно бихевиористам, акцент в происхождении девиантного поведения переносится на неадекватное социальное научение. Данный подход сосредотачивает свое внимание на возможности коррекции неадекватного поведения путем организации положительного подкрепления и коррекции последствий отклоняющегося поведения.

База, процедура и методы исследования

Исследование имело сопоставительный характер и проводилось на несовершеннолетних правонарушителях в возрасте 14-16 лет и правопослушных подростках того же возраста.

В исследовании участвовали 50 подростков правонарушителей женского пола из спец. профтехучилища № 1 г. Улан-Удэ. В качестве контрольной группы выступили правопослушные подростки из общеобразовательной школы № 37 г. Улан-Удэ. Дети из данной школы имели сходное с преступниками экономическое и социальное происхождение. Общее число право-послушных подростков составило группу из 50 человек.

Выбор несовершеннолетних женского пола диктовался следующими соображениями. Преобладающее число психологических исследований несовершеннолетних правонарушителей проводилось без учета такого важного фактора, как фактор пола. Преступность несовершеннолетних признавалась как типично мужская, и женской преступности не уделялось должного внимания. В исследованиях несовершеннолетних преступников нельзя не учитывать особенностей женской и мужской психологии, поскольку они накладывают свой отпечаток на субъективную сторону противоправных действий.

Данную возрастную группу 14-16 лет выбрали исходя из следующих соображений:

— именно для этого возрастного периода характерны сложные формы отклоняющегося поведения;

— в этом возрасте повышается интерес к различным формам противоправного поведения.

Методическое обеспечение исследования. Проведенное нами экспериментальное исследование включало:

— изучение «индивидуальных дел» несовершеннолетних правонарушителей, которые составлялись психологом, педагогами и воспитателями и включали характеристики правонарушителей, акты семейно-бытовых условий обследуемого и т.д.;

— беседы с психологами и воспитателями учреждений об индивидуально-психологических особенностях личности правонарушителей, об их положении в группе сверстников, особенности их поведения и т.п., что в совокупности и представляет собой экспертные оценки;

— клиническую беседу с подростком, в ходе которой выяснялось как подросток рефлексирует свое поведение, каким образом, по его мнению, на его поведение влияли такие факторы как его окружение, среда и др. В ходе беседы по мере возможности создавалась атмосфера доверительности и безопасности, с условием неразглашения содержания беседы.

Кроме того, использованная нами батарея методик включала в себя: Методика Дембо-Рубинштейн. Эта методика широко используется в детской психологии как самостоятельно, так и в контексте клинической беседы с целью выявления когнитивной составляющей самооценки. Испытуемому предлагались одна за другой несколько графических шкал, ориентированных вертикально. Известная инструкция, данная автором, не нарушалась. Далее испытуемому для самооценивания предлагались следующие шкалы: здоровье, ум, характер, счастье. Испытуемого просили указать не только положение, где он находится в настоящее время, но и где он хотел бы находиться. После выполнения задания проводилась клиническая беседа с испытуемым для верификации шкальных отметок испытуемого. Графическое шкалирование в методике Дембо-Рубинштейн доступно всем подросткам. Каждому испытуемому предлагались бланки методики, сообщались инструкции и задания. Обработка результатов проводилась по четырём шкалам, и каждый ответ выражался в процентах. В соответствии с этим ответы испытуемых получали количественную характеристику. По каждой из шкал определялись уровень притязаний и уровень самооценки, рассчитывалась средняя величина самооценки по всем шкалам. Результаты исследования сверялись с психодиагностической шкалой.

Последний этап работы включал сравнительный анализ психологических характеристик групп испытуемых с целью выявления психологических различий. При этом первую серию составил анализ особенностей становления самооценки подростков экспериментальной и контрольной групп, вторую серию составил анализ внутри — и межгрупповых различий по уровню сформированности самооценки с учётом половозрастных особенностей, и в третьей серии была представлена попытка выявить степень влияния противоправного поведения на формирование самооценки.

Методика «Личностный дифференциал» направлена на изучение самосознания. Цель — изучить субъективные аспекты отношений испытуемого к себе. Метод психосемантического дифференциала был разработан Ч. Осгу-дом в 1955 г. в рамках бихевиоризма и предназначался для интерпретации понятий испытуемым. Ч. Осгуд предложил трехмерную модель семантического дифференциала: фактор оценки, фактор силы, фактор активности. Суть методики заключается в следующем. Стимул (слово, символ, понятие) оценивается путем соотнесения с одной из фиксированных точек шкалы, заданной полярными по значению признаками (чаще выраженными прилагательными). Пространство шкалы воспринимается испытуемыми как непрерывной континуум градаций выраженности значений. Таким образом, семантический дифференциал является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедуры шкалирования. Данная автором, инструкция не нарушалась.