Меню

Коррекция самооценки у подростков программа

Психолого-педагогическая коррекция самооценки старших подростков

Серкова Алёна Михайловна,студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск[email protected]

Психологопедагогическая коррекция самооценки старших подростков

Анотация. В статье представлен анализ диагностики самооценки старших подростков (из числа учащихся 8гокласса), модель психологопедагогической коррекции самооценки студентов колледжа, обобщены результаты диагностики до реализации программы. Ключевые слова: подростковый возраст, самооценка, уровень притязаний, личность, анализ, обобщение, эксперимент, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, тестирование,моделирование. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Подростковый возраст–важный и трудный этап в жизни каждого человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую судьбу. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возрасте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив. Для данного периода характерно становление сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности. Самооценка определяется, как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Согласно исследованиям психологов, в частности, И. В. Дубровиной, веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли [2, с. 235]. От самооценки человека зависит характер его общения, отношенияс другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной. Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях выбора, как в трудных жизненных ситуациях, так и в повседневной деятельности, в общественной работе. Неудача или успех наиболее остро переживаются в той деятельности, которую сам человек считает для себя основной, где у него есть высокие притязания. Уровень притязаний —характеризует: 1)уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данныймомент); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я). Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций —тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке]. На сегодняшний день исследования самооценкиподростков представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов, –какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Анализ психологопедагогических исследований позволил разработать модель психологопедагогической коррекции самооценки старших подростков, которая содержит четыре блока: теоретический, диагностический, коррекционноразвивающий и аналитический блоки. Результатом является изменение или не изменение уровня самооценки старших подростков в результате реализации программы психологопедагогической коррекции (Долгова В. И, Аркаева Н. И., Цветкова Н. И., [3, 4, 5]).

Теоретический блок: анализ психологопедагогической литературы, целепологание;подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. Методы: обобщение, анализ, моделирование

Диагностический блок: проведение диагностики самооценки старших подростковс помощью методик:методика В. В. Новикова «Кто я есть в этом мире»; нахождение количественного выражения уровня самооценки (С. А. Будасси); диагностика самооценки ДембоРубинштейн в модификации А. М. Прихожан. Методы: тестирование и констатирующий эксперимент

Коррекционноразвивающий блок: формирующий эксперимент, разработка и реализация программы психологопедагогической коррекции самооценки студентов колледжа. Задачи программы: 1.Приобретение навыка формирования активной жизненной позиции. 2. Формирование уверенного поведения через осознание своих личностных качеств ивозможностей. 3. Формирование позитивного отношения к себеАналитический блок: повторнаядиагностика самооценки студентовколледжа: методика В. В. Новикова «Кто я есть в этом мире»; нахождение количественного выражения уровня самооценки (С. А. Будасси); диагностика самооценки ДембоРубинштейн в модификации А.М.Прихожан; анализ результатов исследования, проверка гипотезы Ткритерием ВилкоксонаЦель: теоретически обосновать и экспериментально проверить психологопедагогическую коррекцию самооценки старших подростков

Результат исследования: уровень самооценки старших подростков изменится или не изменится в результате реализации программы психологопедагогической коррекции

В исследовании самооценки старших подростков приняли участие ученики 8го класса МОУ СОШ с. Толсты Варненского района Челябинской области. В количестве 16 человек. Из них 6 девочек и 10 мальчиков. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается, но есть часто болеющие дети. В полных семьях проживают 10 человек. Условия воспитания в этих семьях удовлетворительные. Дети живут в хороших семейных условиях, где им оказаны должные доброта и внимание. В неполных семьях проживают 6 человек. Многие из учащихся воспитываются в многодетных семьях. Честь детей проживает в соседнем селе и вынуждены каждый день ездить в школу на школьном автобусе. 13 человек обучаются с 1гокласса. На разных этапах исследования подключались учащиеся, оставленные на повторный год обучения. Учащиеся проявляют интерес к определенным учебным предметам. Во время занятий присутствует конкуренция между учениками. В большинстве случаев интересуются исключительно собственными достижениями. Любят и с интересом выполняют индивидуальные задания. На занятиях не могут долгое время концентрироваться на одном предмете. Во время проверочных и контрольных работ стараются помочь друг другу. Изза желания быть первыми, на уроках часто торопятся и проявляют невнимательность. Быстро теряют интерес к предмету, если у них чтото не получается. Без присмотра учителя не могут поддерживать порядок и дисциплину во время урока. Учащимся не хватает внутренней мотивации. В классе присутствуют 9 неуспевающих, 7 человек имеют абсолютную успеваемость, качественных успевающих нет. Психологический климат в коллективе достаточно благоприятный: каждый ученик толерантно относится к своим товарищам, не проявляя никакой неприязни. В классе присутствуют неуспевающие ученики. Очень часто происходят конфликты как между классом и учителями, так и между учениками. Так как в начальной школе часто менялись классные руководители, не сформировано понятие дисциплины. Класс слабоорганизованый, прослеживается повышенная возбудимость. Ученики находятся на стадии формирования классного коллектива и актива класса, поэтому работа ведется в направлении выполнения коллективных дел, распределения между собой работы и наиболее рационального ее выполнения. Несмотря на благоприятный психологический климат в классе, группа имеет слабую сплоченность. Каждый учащийся не чувствует себя частью коллектива. В связи с этим рекомендуется чаще собирать класс вне школы, проводить различные мероприятия, направленные на сплочение и укрепление коллектива. Методы исследованияНазовем далее семейство определений, на которое мы опираемся в нашем исследовании. Анализ –процесс мыслительного или практического расчленения какоголибо объекта (феномена) насоставные элементы, которые можно рассматривать в отдельности, сопоставлять между собой, выявлять связи и т. д. Обобщение –продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Эксперимент –проводимый вспециальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Констатирующий эксперимент –это эксперимент, устанавливающий наличие какоголибо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых. Формирующий эксперимент –метод прослеживания изменений психики ребенка в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого. Тестирование (от англ. test –опыт, проба) –метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Моделирование –это деятельность по построению и изучению моделей для указанных целей. Моделирование является одним из способов научного познания и теоретическим методом исследования процессов и состояний при помощи реальных или идеальных, прежде всего математических, моделей. Исследования самооценки старших подростков проводилось с помощью нахождения количественного выражения уровня самооценки С. А. Будасси; диагностики самооценки ДембоРубинштейн в модификации А. М. Прихожан и по методике В. В. Новикова «Кто я есть в этом мире».

Обобщенные результаты первичной диагностики самооценки старших подростков по трем методикам

№ п/пИспытуемыйМетодика самооценки С. А. БудассиМетодика ДембоРубинштейн (А. М. Прихожан)Методика В. В. Новикова«Кто я есть в этом мире»Общий уровень1.

Б. Н. Адекватно высокаяЗавышеннаяЗавышеннаяЗавышенная2.

В. Н. Адекватная ВысокаяЗавышеннаяВысокая3.

В. Д. Адекватная АдекватнаяАдекватная Адекватная 4.

ВысокаяАдекватная Адекватная 5.

Г. П. Неадекватно низкая ВысокаяАдекватнаяАдекватная6.

Д. В. Неадекватно высокая ВысокаяВысокаяВысокая7.

Е. Е. Адекватная ВысокаяВысокаяВысокая 8.

И. И. АдекватнаяВысокаяВысокаяВысокая9.

И. Н. ВысокаяВысокая ВысокаяВысокая10.

И. Ф. АдекватнаяЗавышеннаяЗавышенная Завышенная11.

Л. В. Адекватная ВысокаяВысокаяВысокаяП. Д. Адекватно высокая АдекватнаяВысокаяВысокая 13.

Ш. М. Адекватная ЗавышеннаяВысокаяВысокая14.

Ш. О. Адекватная ЗавышеннаяЗавышеннаяВысокая15.

Ш. Н. Адекватная ВысокаяВысокаяВысокая16.

Ч. В. АдекватнаяВысокаяВысокаяВысокая

По результатам диагностики по методике нахождение количественного выраженияуровня самооценки (С. А. Будасси) были получены следующие результаты: учащихся с неадекватно высоким уровнем самооценки 6,25% (1 человек), с адекватно высоким уровнем самооценки 12,5% (2 человека),с адекватным 75% (12 человек) и с неадекватно низким 6,25% (1 человек). По методике диагностики самооценки ДембоРубинштейн в модификации А.М.Прихожан выявлено, что учащихся с очень высоким уровнем самооценки 25% (4 человека), с высоким уровнем 56,25% (9 человек), и со средним уровень самооценки 18,75% (3 человека). По методике В. В. Новикова «Кто я есть в этом мире» выявлено, что учащихся с завышенным уровнем самооценки 25 % (4 человека), с высоким уровнем 62,5% (10человек) и с адекватным уровнем 12,5% (2 человека). Обобщенные результаты диагностики самооценки старших подростков показывают, что учащихся с высоким уровнем самооценки 68,75% (11 человек), завышенный уровень 12,5% (2 человека), учащихся с адекватным уровнем самооценки 18,75% (3 человека). Люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Это доказывает необходимость реализации программы психологопедагогической коррекции самооценки у учащихся 8гокласса.

Ссылки на источники1.Будасси С. А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 2007 год, № 4. URL : http://www. voppsy. ru/J87_93. htm ( дата обращения 11. 12. 2014). 2.Дубровина И. В. Практическая психология образования: учебник для студ. высш. и сред. спец. учеб. завед / И. В. Дубровина. –М.: ТЦ «Сфера», 2009. 528с. 3.Долгова В. И., Цветкова Н. В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №7. С. 8998. 4.Долгова В. И., Аркаева Н. И. Смысложизненные ориентации: формированиеи развитие. –Челябинск: Искра, 2012. –229 с. 5.Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах//материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению «Педагогика и психология», (2829 марта 2008 г.) / Федеральное агентство по образованию РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Челябинский гос. пед. унт; [сост. : Долгова В. И., Долгов П. Т., Крыжановская Н. В. ]. –Челябинск, 2008.

Alena Serkova,student of psychology Department, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, [email protected] correction of the selfesteem of older adolescentsAbstract. The article presents the analysis of the diagnostic selfassessment of older adolescents (students in 8th grade), a model of psychologicalpedagogical correction of selfesteem of College students, summarizes the results of the diagnosis to the implementation of the program. Keywords:adolescence, selfesteem, level of aspiration, personality, analysis, synthesis, experiment, ascertaining experiment, a formative experiment, testing, modeling.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ ЗАСТЕНЧИВОСТИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Одной из сфер, востребованных и популярных среди современных подростков при выборе дополнительного времяпрепровождения, мы можем назвать деятельность в рамках художественно-эстетического направления. Среди основных задач деятельности художественно-эстетического направления можно отметить воспитание эстетического вкуса, реализацию творческого потенциала подростков, развитие общей и эстетической культуры личности, художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства, создание художественных образов. Результатом творчества подростков здесь может выступать как прикладное творчество, так и подготовка концертных номеров, т.е. презентация собственного творчества путем сценических выступлений.

Здесь нередко возникает необходимость определенного «настроя» на концертное выступление, а в ряде случаев встает вопрос об организации в грамотной психолого-педагогической работы, способствующей коррекции сценической застенчивости подростков.

С целью коррекции сценической застенчивости подростков нами предлагается комплексная работа, состоящая из коррекционно-развивающей программы для учащихся и психолого-педагогических рекомендаций педагогу.

Для реализации комплексного подхода к решению проблемы преодоления сценической застенчивости у подростков, принимающих участие в концертной деятельности, нами был разработан ряд психолого-педагогических рекомендаций педагогу, выполнение которых позволит грамотно построить работу занимающихся в сценических коллективах детей.

Данные рекомендации составлены в соответствии с выделенными особенностями, подростков принимающих участие в концертной деятельности, реализация которых зависит от деятельности самого педагога. К таким особенностям мы относим: личностные особенности, самоотношение и самооценку, уровень притязаний и т.д. Представленная рекомендация состоит из 4 блоков, которые направлены на:

 Учет индивидуально-личностных особенностей ребенка

 Учет специальных особенностей ребенка (развитие артистизма)

 Организацию деятельности ребенка.

Учет и использование в педагогической деятельности разработанных рекомендаций может позволить педагогу оказать помощь ребенку в преодолении сценической застенчивости. Это в свою очередь обеспечит реализацию комплексного подхода к проблеме особенностей «Образа Я» подростков, принимающих участие в концертной деятельности. В качестве эффективного средства позволяющего подростку преодолеть сценическую застенчивость, выступает коррекционно-развивающая программа, состоящая из 10 занятий.

Читайте так же:  Основная цель самооценки это

В рамках коррекционно-развивающей работы необходимо формировать:

 представление об артистизме, преодолении сценической застенчивости (в когнитивном плане)

 позицию уверенности и позитивного отношения к себе, (в эмоциональном плане)

 способность нейтрализовать страхи, управлять своими эмоциями, воспитание сценической выдержки и воли (в поведенческом плане).

Обратимся непосредственно к коррекционно-развивающей программе.

Цель – получить информацию об особенностях «Образа Я» подростков принимающих участие в концертной деятельности, изучение нарушений психологического здоровья у детей. Методы и методики представлены в пункте 2. Установочный блок

Цель – информировать подростков, родителей и педагогов о наличии страха перед сценическим выступлением и методах его коррекции.

 Проведение бесед непосредственно с самим субъектом коррекционной работы (подростком, испытывающим «страх перед сценой», разъяснение ему причин, вызывающих этот страх)

 Проведение бесед с родителями, чьи дети нуждаются в коррекции

 Проведение бесед с педагогом объединения, в котором занимается подросток о целях, задачах, методах диагностики и коррекции

 Создание позитивного настроя у подростка на психокоррекционный процесс

Цель – создание условия для преодоления подростками «страха перед сценой»

В таблице 1 представлены задачи, формы, приемы, и психологические механизмы формирования когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов в преодолении сценической застенчивости у подростков.

Коррекционно-развивающая программа по преодолению сценической застенчивости у подростков (коррекционный блок).

формирование знаний о способах преодоления сценической застенчивости

осознание различных способов борьбы со «страхом сцены»

обучение различным способам саморегуляции

анализ сценического поведения

анализ реальных ситуаций

элементы групповой дискуссии

от представления о сценическом поведении других людей к анализу собственного поведения

знакомство с позицией

овладение элементами саморегуляции

развитие способности к позитивному отношению к себе

обучение анализу чувств и переживаний в ситуациях, где необходимо проявлять уверенное поведение

упражнения на релаксацию

игры с малой подвижностью

метод направленного воображения

Через прямое и опосредованное моделирование к переживанию своего состояния и состояния других людей в ситуациях, где нужно уверенное поведение

коррекция самооценки и личностных качеств

проигрывание различных вариантов уверенного поведения

развитие навыков управления своими эмоциями

ролевое проигрывание поведения уверенных людей

метод направленного воображения

От взаимодействия ребенка с другим к моделированию в игровых ситуациях, а потом к проигрыванию реальных жизненных ситуаций

Цель – оценка эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы

 данные повторной диагностики

 отзывы родителей, педагогов

Теперь перейдем к непосредственному рассмотрению организационных основ и особенностей построения коррекционно-развивающей программы по преодолению сценической застенчивости у подростов.

Коррекционно-развивающая программа по преодолению сценической застенчивости включает комплекс упражнений, подобранных и представленных в соответствии с общими принципам построения коррекционно-развивающей работы. Такими принципами являются:

 принцип адекватности. Подобранные упражнения коррекционно-развивающей программы соответствуют подростковому возрасту и поставленным задачам;

 принцип моделирования. В работе используется опосредованное воссоздание жизненных ситуаций – через игру;

 принцип оптимальности. Представленные упражнения в полной мере способствуют решению поставленных задач;

 принцип системности. Упражнения в программе представляют собой систему коррекционных, профилактических и развивающих мероприятий. Коррекционная функция направлена на преодоление симптомокомплекса «страха сцены», профилактическая — на формирование представлений о специальных приемах, повышающих эффективность концертной и других видов деятельности, создание позитивного отношения к процессу сценического выступления; развивающая функция заключается в развитии способности настраивать себя на концертное выступление, используя различные приемы.

 принцип дозировки. Продолжительность каждого занятия соответствует исследуемому возрастному этапу –подростковому возрасту и составляет 45-60 минут;

 принцип динамики. Упражнения в последующей коррекционно-развивающей программе повторяются и, вместе с тем усложняются;

 принцип оптимального сочетания основных и фоновых упражнений также учтен при разработке данной программы;

 принцип разнообразия упражнений. Упражнения в пределах одного занятия разнообразны и основаны на чередовании видов деятельности.

Необходимо отметить условия формирования группы для коррекционно-развивающей работы. Оптимальным по численному составу является группа 6-8 человек, один из которых должен быть организованным. Эффективность деятельности такой группы определяется возможностью психолога контролировать и управлять действиями учеников. Группа комплектуется из подростков, занимающихся в сценических коллективах. Половой состав может быть как гомогенным, так и гетерогенным. В коррекционную группы подбираются дети, имеющие низкие показатели по тем индивидуальным особенностям, которые выявляются с помощью предложенных диагностических методик.

Занятия целесообразно проводить 2 раза в неделю, продолжительностью по 45 – 60 минут. Нами разработано 10 занятий.

Коррекционно-развивающая программа включает три этапа. Первый этап организационный, который включает первое занятие. Его основной задачей являются: установление позитивного эмоционального контакта, знакомство и формирование представлений о предстоящей работе, создание установки на активный психокоррекционный процесс. На данном этапе вводится ритуал, который будет повторяться на каждом занятии, проводится групповая дискуссия о значимости преодоления сценической застенчивости, информирование о целях работы.

Второй этап – основной продолжительностью 9 занятий. Его основными задачами являются: формирование позиции уверенности, формирование адекватной самооценки и положительного самоотношения, развитие артистизма и актерских способностей, обучение способам саморегуляции.. Данный этап состоит из 3 подэтапов: первый этап направлен на формирование позиции уверенности и позитивного отношения к себе, второй – умения управлять своими эмоциями, третий — способности планировать свои действия и руководствоваться этим планом во время сценических выступлений. Кроме того, в занятия включены упражнения, способствующие развитию самоконтроля, произвольности, фоновые упражнения, задания на релаксацию, рефлексию.

Третий этап — завершающий, включает одно последнее занятие. Задачи данного этапа: закрепление сформированных приемов организованного поведения , поддержание позитивной атмосферы взаимодействия, получение обратной связи о проведенной работе и возможности применения детьми усвоенных знаний в обычных условиях жизни, при подготовке к концертным выступлениям, фестивалям и конкурсам.

Каждое занятие коррекционно-развивающей программы имеет следующую структуру:

4. Основная часть

a. Упражнения на коррекцию сценической застенчивости

b. Фоновые упражнения

c. Упражнения на развитие актерских способностей, развитие такого качества как артистизм.

Цель ритуала – создать атмосферу доверия, искренности, единства группы для выполнения последующих заданий.

Целью релаксации является снятие напряжения, расслабление мышц, успокоение, короткий отдых, переключение внимания, отвлечение от предшествующих занятию событий.

Разминка предоставляет возможность создания позитивного эмоционального настроя на работу, сплочения группы (на первых занятиях), включение в активную деятельность.

Основная часть направлена на решение основных поставленных задач коррекционно-развивающей программы: формирование позиции уверенности и позитивного отношения к себе, умения управлять своими эмоциями, самоконтроль, произвольность. Кроме того, в основную часть входят фоновые упражнения, предназначенные для переключения с одного вида деятельности на другой, что препятствует быстрому утомлению ребенка, упражнения для повышения мотивации к выполнению заданий, сплочения группы.

Цель рефлексии является получение обратной связи, осознание своих достижений или неудач на занятии.

Также на первом занятии проводится упражнение на знакомство, а на последнем — особый ритуал – прощание. Задание на знакомство необходимо, так как в коррекционно-развивающую группу могут входить дети из разных коллективов. Цель задания познакомиться, узнать друг друга. Упражнение на прощание подводит итог проведенной работе и символизирует её окончание.

Оценка эффективности коррекционно–развивающей работы по преодолению сценической застенчивости подростков, может проводиться в соответствии с критериями и показателями, представленными в таблице 2. За критерии эффективности коррекционно-развивающей программы мы понимаем качественные характеристики изменений в позиции уверенности и отношения к себе, в умении управлять своими эмоциями, самоконтроле, установлению адекватной самооценки и уровня притязаний.

Критерии и показатели эффективности коррекционно-развивающей работы

Коррекция самооценки старших подростков

студент, кафедра социально – педагогического образования ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», г. Челябинск

старший преподаватель кафедры СПО

Подростковый период — важный период жизни, во многом определяющий судьбу человека.

Самооценку рассматривают и как элемент самоотношения, наряду с самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т.п. И.С.Кон считает, что итоговым мерилом собственного «Я» является самоуважение. Самоуважение является мерой принятия или же непринятия себя [1, с. 35]. Чесноков И.И. использует в своих работах такой термин как «эмоционально-ценностное отношение личности к себе». Она определяет ее как «вид эмоциональных переживаний, в которых отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, открывает относительно самой себя, т.е. разнообразные ее самоотношения» [4, с. 310]. Леонтьев А.Н. осмысливает самооценку через такую категорию как «чувство», как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее «выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций»[2, с. 25].

Самооценка понятие, которое просит какого-то образца сопоставления, но это не апатичное сопоставление. Молодые люди ищут некий идеал, для того чтобы поставить себе «оценку» в самых различных проявлениях собственного «Я». Подростковому возрасту свойственно такое явление как подъем самомнения.

Самооценка является составляющей самосознания, наравне с познанием о себе, оценкой собственных телесных данных, возможностей, моральных свойств и действий.

Для корректировки уровня самооценки подростков широко применяется метод социально — психологического тренинга.

Социально-психологический тренинг является методом преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия.

Тренинг рассматривают как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических особенностей человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека [4, с. 310].

С.И. Макшанов определяет тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений феноменов человека или группы с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. Также С.И. Макшанов в своем определении использует термин «изменение» вместо понятия «воздействие». По его мнению с помощью категории «изменение» можно определить цель и результат процесса, а с категорией «воздействие», которая является процессуальной характеристикой, этого сделать не возможно [3, с. 100].

В российской психологии под социально-психологическим тренингом, или же тренингом общения, понимаются те направления тренинга, где объектом влияния считаются свойства, качества, умения, возможности и установки, проявляющиеся в общении.

Для корректировки уровня самооценки старших подростков была разработана программа тренинговых занятий, которая велась с респондентами экспериментальной группы «А», разбитой на 2 подгруппы (по 13 человек каждая).

Тренинговая программа предназначена для массовой работы с респондентами подросткового возраста. За основу была взята тренинговая программа «Познай себя». Автор: Погодина Ольга Петровна, педагог-психолог. Цель программы: формирование адекватной самооценки у подростков. Длительность проведения: 4 занятия, по 1-му занятию в неделю.

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ***, в 8а и 8б классах, с учащимися 14-15 лет. Обследование проводилось с группой учащихся. В исследовании приняли участие 26 человек.

Для проведения исследования нами был подобран опросник, направленный на определение уровня самооценки для детей возрастной группы от 13 до 16 лет. По каждому из суждений на самооценку надо было дать ответ — «очень часто», «часто», «редко» или «никогда» в зависимости от того, насколько свойственны мысли, описанные в опроснике.

Время выполнения — 15 мин. Форма проведения: групповая.

В процессе проведенного исследования в экспериментальной группе были получены следующие данные: на констатирующем этапе эксперимента обучающихся с высоким уровнем самооценки – 13%, со средним уровнем – 32%, с низким – 55%. На контрольном этапе – учащихся с высоким уровнем самооценки – 16%, со средним – 46%, с низким – 35% (рис. 1)

Рисунок 1. Результаты диагностики 8а класса на констатирующем и контрольном этапах

В контрольной группе (8б класс) получены следующие показатели: на констатирующем этапе обучающихся с высоким уровнем самооценки – 6%, со средним уровнем – 39%, с низким – 55%. На контрольном этапе – учащихся с высоким уровнем самооценки – 6%, со средним – 44%, с низким – 50% (рис. 2).

Рисунок 2. Результаты диагностики 8б класса на констатирующем и контрольном этапах

Можно отметить, что в результатах повторной диагностики в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика, а именно: уровень самооценки подростков на формирующем этапе эксперимента повысился на 14 %, тогда как в контрольной группе изменения незначительны – 5% (рис. 3).

Рисунок 3. Результаты диагностики 8а и 8б классов

Целью повторной диагностической процедуры являлось выявление эффективности тренинговой программы. Результаты, представленные в таблице, наглядно свидетельствуют о том, что уровни самооценки респондентов экспериментальной группы «А» и контрольной группы «Б» имеют существенные отличия, в противовес результатам, полученным в ходе констатирующего этапа эксперимента.

Список литературы:

  1. Кон И.С. Открытие Я: учеб. Пособие. М.: Политиздат, 1978. – 367 с.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность: учеб. Пособие. М.:1975. — 304 с.
  3. Макшанов С. И. Психология менеджмента: учеб. Пособие. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. – 272 с.
  4. Чеснокова И.И. Особенности развития самооценки в онтогенезе: учеб. Пособие. — М.: 1978. — 330 с.

Программа «Формирование адекватной самооценки у слабоуспевающих подростков»

Данная программа состоит из 10 занятий и расчитывается на срок 6 недель.Занятия проводятся по принципу социалоно-психологического тренинга. Каждое занятие построено по единой схеме:1 приветствие;2 опрос самочувствия;3основная часть;рефлексия прошедшего занятия.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 г. Павлово

«Формирование адекватной самооценки

у слабоуспевающих подростков»

На протяжении всей жизни человека, на каждом этапе его социокультурного развития самооценка играет очень большую роль. И семья, и школа одинаково способствуют развитию у ребенка как положительных, так и отрицательных представлений о себе. В результате совместной деятельности и общения родители, братья и сестры, учителя и сверстники могут внушать ребенку как то, что само его существование представляет собой большую ценность для окружающих. Так и то, что существо он бесполезное и никому не нужное.

Для психологов и педагогов все более очевидным становится тот факт, что самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. Данные многих исследований ( Бернс Р. Божович Е. и др.) говорят о том, что неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение во многом обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой. Это особенно характерно для детей, живущих в неблагоприятных жизненных условиях, детей, которые учатся хуже своих возможностей, бросают школу, наконец, для тех из них, кто становится малолетними правонарушителями .

Читайте так же:  Феномен самооценки в психологии

Самооценка очень сильно влияет на учебную деятельность. По результатам многочисленных исследований выяснилось, что испытуемые со средней самооценкой имеют, в основном, хорошую успеваемость и уступают первым в уровне учебной мотивации. Преподаватели характеризуют их не как заинтересованных и активных, а как способных и дисциплинированных, способных скорее к пересказу, чем к собственному анализу материала.

Испытуемые с низкой самооценкой отличаются посредственной успеваемостью и получают характеристики безынициативных, незаинтересованных, неактивных. Иногда у них наблюдается угасание интереса к изучаемым дисциплинам. Очень важно, что это падения интереса не всегда связано с разочарованием в учебе, нередко является следствием разочарования в себе.

Подросткам с высокой оценкой свойственна отличная успеваемость, интерес к учению и активность в нем, глубина и прочность знаний, самостоятельность в анализе изучаемого материала.

Адекватная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек, особенно подросток, думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке.

Знания об ученике, учет его психологических особенностей помогают правильно спланировать коррекционную работу с ним.

При коррекционной работе важное значение имеют продукты деятельности подростков (рассказы, рисунки и др.), игры-упражнения. Однако слабоуспевающие подростки с трудом входят в контакт , могут отказываться принимать участие в игре, отвечать на вопросы психолога. В таких случаях необходимо постараться обеспечить подростку комфортное пребывание в группе коррекции.

Методологической основой программы послужили методические рекомендации авторов: Лидерс А.Г.‹‹ Психологический тренинг с подростками››,Петрушкин С.В.‹‹ Психологический тренинг в многочисленной группе››, Прутченков А.С.‹‹ Социально психологический тренинг в школе›› .

Программа психологической коррекции включает три этапа:

Каждый этап предполагает работу по основным блокам:

• Сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.

• Развитие представлений о ценности другого человека и себя самого, формирование чувства доверия и уверенности в себе, развитие сплоченности группы через совместную деятельность, закрепление позитивного отношения к себе.

• Приобретение навыка деятельности в конфликтной ситуации, усвоение способов разрешения собственных проблем.

Программа направлена также на развитие средств самопознания подростков, на повышение представлений о собственной ценности на развитие мотивов межличностных отношений, уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении.

Это необходимо для того, чтобы обеспечить подростка средствами, позволяющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним каждодневные задачи.

Подростковый возраст является благоприятным периодом для такой работы, т.к. мотивационно-смысловая система еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается в групповой психотерапии.

Подросткам необходимо создать условия для групповых дискуссий, группового принятия решение, принятие ответственности за решение. Стимулировать проявление обратной связи в группе, проявления рефлексии.

Данная программа состоит из 10 занятий и рассчитывается на срок 6 недель. Занятия проводятся по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не должна превышать одного школьного урока, два раза в неделю. Каждому подростку необходимо обеспечить возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Каждое занятие построено по единой схеме:

2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в ситуацию “здесь и теперь”, рефлексируя свое актуальное эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и переживаниях).

3. Основная часть (подвижные игры и пассивные упражнения — и те, и другие заканчиваются обсуждением и рефлексией)

4. , Рефлексия прошедшего занятия по схеме:

а) Как вы себя чувствуете сейчас?;

б) Выполнение, какого задания вызвало наибольшие трудности? 5. Прощание.

Традиционная схема занятий сама выполняет психотерапевтическую функцию, являясь ритуалом, оказывающим позитивное влияние в силу своей повторяемости, помогая включиться в ситуацию “здесь и теперь” и снятию эмоционального напряжения.

Проведение программы с детьми младшего школьного возраста не требует специальных материалов: нужны лишь звездочки-основы для визиток, тетради для рисования и записей, наборы цветных карандашей, скотч.

“В начале работы группы каждый из вас оформит визитку, где должно быть указано тренинговое имя. При этом вы в праве взять себе любое имя: свое настоящее, игровое или своего друга или знакомого, реально политического деятеля или литературного героя и т.п. Представляется полная свобода выбора. Ваше тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Эти визитки крепятся булавкой на груди, так чтобы все могли прочитать ваше имя. В дальнейшем на всем протяжении занятий мы будем обращаться друг к другу по этим именам.

У вас есть 5 минут для того, чтобы выбрать имя, сделать свои визитки и подготовиться к взаимному представлению. Основная задача представления ─ подчеркнуть свою индивидуальность. Для этого мы сядем в большой круг, по очереди называя себя, вы объясните, почему взяли именно это имя на время тренинга. Необходимо подчеркнуть свои особенности, которые действительно выделяют вас из окружающих, являясь стержнем вашей индивидуальности”.

″Правила нашей группы.″

После того, как мы выбрали имена и познакомились, приступим к изучению основных правил социально-психологического тренинга. В каждой тренинговой группе могут быть свои правила, но приведенные ниже лежат в основе работы практически всех групп. Сейчас мы обсудим основные из них. А затем приступим к выработке правил работы именно нашей группы. Поэтому внимательно выслушайте предлагаемые правила:

Доверительный стиль общения.

Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей, чтобы участники максимально доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму общения на ″ты″. Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе и ведущего, не зависимо от возраста, социального положения, жизненного опыта.

Общение по принципу ″здесь и теперь″.

Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Это срабатывает “механизм психологической защиты”. Но основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый из нас смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами в группе.

Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрыть собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывания типа: “Большинство людей считают, что…” на такое: “Я считаю, что…” отказываемся мы и от безадресных суждений о других. Заменяя фразу типа: “Многие меня не поняли” на конкретную реплику: “Оля и Соня не поняли меня”.

Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, то есть только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе.

Конфиденциальность всего происходящего в группе.

Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том , что никто не расскажет о переживаниях человека, о том о чем он поделился во время занятий. Мы не боимся, что содержание нашего общения может стать известным другим людям, кроме члена группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

Определение сильных сторон личности.

Во время занятий каждый из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работали вместе. Каждому члену группы – как минимум одно хорошее доброе слово.

Недопустимость непосредственных оценок человека.

При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: “Ты мне не нравишься”, а говорим: “Мне не нравится твоя манера общения”.

Разнообразие контактов и общения с различными людьми.

Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятий мы стремимся общаться со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.

Активное участие в происходящем.

Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу группы. Мы активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и группу в целом. Мы все время в группе, внимательны к другим, нам интересны другие люди.

10. Уважение говорящего.

Когда высказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем, давая человеку, возможность сказать то, что он хочет. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.

Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя самого участника. Первый участник называет своё имя в сочетании с именем прилагательным (например: весёлая Валентина). Второй участник вначале называет первого участника, затем своё имя так же в сочетании с именем прилагательным. Третий участник называет первых двух, затем называет себя и так ─ вплоть до последнего участника, который называет всех сидящих в кругу и только затем ─ себя.

″Здравствуй, я тебя помню!″

“Мы начинаем нашу встречу взаимными приветствиями. Сейчас вы по очереди будете здороваться друг с другом, обязательно подчеркивая индивидуальные особенности того, к кому обращались. Разумеется обращение начинается с имени, которое написано на визитке данного человека”.

″Скажи мне, кто твой друг.″

“Безусловно, у каждого из вас в группе уже появился человек, который чем-то близок к вам. В течении 5 минут вы должны набросать ″психологический портрет″ этого человека. Указывать на признаки, особенно внешние, по которым можно сразу узнать конкретного человека, нельзя. В ″портрете″ должны быть не менее 10 – 12 черт характера, привычек, особенностей, характеризующих именно этого человека. Затем написавший выступает со своей информацией перед группой, а остальные участники пытаются угадать, чей это портрет”.

«Вспомните и запишите, какими ласковыми именами вас называют ваши родные, близкие вам люди, ваши знакомые. Задумайтесь, кто и в каких случаях это делает чаще? Когда от вас что ─ то требуется? Когда к вам обращаются с очередной просьбой? Когда у вашего собеседника просто хорошее настроение:

Какие чувства вы испытываете, когда к вам обращаются именно так?

Что вам хочется сказать или сделать в ответ на хорошие слова? А теперь вспомните и запишите кого и когда вы называете ласково. Что вы при этом испытываете сами? А люди, с которыми вы так обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение?».

Участникам группы предлагается вынуть из конверта вопрос, написанный на полоске бумаги, и ответить на него. На определенном этапе можно предложить отвечать на каждый вопрос всем по кругу. Вопросы составлены так, что позволяют откровенно высказываться о том, что волнует, интересует членов группы, узнать каковы их ценности, убеждения.

Если бы вы могли перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это?

Если бы вы смогли на недельку поменяться местами с кем – либо, то кого бы вы для этого выбрали? Почему?

Если бы добрая фея обещала выполнить три ваших желания, то чтобы вы пожелали?

Если бы вы в течении одного дня были невидимыми, то как бы вы этим воспользовались?

Ваша любимая книга?

Какого человека вы считаете великодушным?

По каким критериям вы выбираете себе друзей?

В какой стране вы хотели бы жить?

Если бы вам предложили наметить план вашей жизни, какими бы были три самые главные цели?

Чем вы любите заниматься в свободное время?

Если бы вам не мешали всевозможные жизненные обстоятельства, то в какое учебное заведение вы бы поступили?

″Мои сильные стороны.″

“У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувства внутренней свободы и уверенности в своих силах, что помогает выстоять в трудную минуту. При формулировании своих сильных сторон не берите ″в кавычки″ слова, внутренне отказываясь от них. Вы можете также отметить те качества, которые вам импонируют, но они вам не свойственны и вы хотите выработать их в себе. На составление списка вам дается 5 минут.

Затем мы сядем в большой круг и выслушаем ваши записи и комментарии к ним. На выступление вам дается 2 минуты”.

″Мои добрые дела.″

» Доброе отношение к людям, к своим близким, родным и просто знакомым должно проявляться не только на словах, но и в конкретных делах. Вспомните, какое конкретное доброе дело вы сделали за вчерашний день? Кто был это человек? Что вы при этом чувствовали? Как вас отблагодарил этот человек? Сколько своих добрых дел вы смогли вспомнить? Способны ли вы на добрые дела? Если нет, то что вам мешает? Вы всё время в ответ ждёте благодарность в виде, подарка или услуги? Проанализируйте свои привычки. Есть ли среди них привычка делать добро? » .

Вы даёте пять минут для того, чтобы участники письменно ответили на эти вопросы. Затем группа садится в круг и участники по очереди высказываются.

Доброта лежит в основе взаимоотношений людей. Это крайне важно для эффективной работы тренинга. В самом начале работы участники должны настроиться на доброе отношение друг к другу, иначе им будет трудно от души, искренне выполнять правила группы. Участники должны внимательно выслушивать выступавшего. Только научившись именно так воспринимать слова человека, участник тренинга сможет увидеть себя его глазами. А это открывает возможность для дальнейшего личностного развития.

Читайте так же:  Что делать если муж флиртует

″Вы меня узнаете?″

“ Иногда обстоятельства складываются так, что назначается встреча с совершенно незнакомым человеком. Хорошо если есть фотография этого человека. А если нет? Что делать? Вы договорились по телефону о дне, времени, месте встречи и о ″пароле″, по которому вы узнаете друг друга. Это может быть красный шарф и т. п. Ведь так обычно и поступают люди.

Давайте уйдем от этого стериотипа. Опишите себя так, чтобы человек, которого вы встречаете, сразу вас узнал. Найдите такие признаки! Это может быть ваша привычка поправлять очки, теребить правой рукой мочку уха, или необычная деталь походки. Время для этой работы – 5 минут. Затем мы обсудим ваши записи и ощущения, которые возникли у вас во время выполнения этого задания”.

“В прежние времена на воротах замка и на щите рыцаря писали девиз рода, то есть краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Сейчас мы подумаем над девизом каждого из нас. Каждый из членов группы должен сформулировать свой девиз, который отражает его жизненное кредо, отношение к миру в целом, к окружающим людям, е себе.

На формулировку девиза вам дается 5 минут. Вы можете спокойно поработать, вспоминая известные вам девизы, изречения, высказывания, мудрые мысли и т.д. затем вы по очереди зачитаете свои девизы другим членам тренинговой группы и в случае необходимости дадите необходимые пояснения”.

“Умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверено в этом мире. Но этого мало. С помощью этого умения вы можете решать массу вопросов и проблем, которые возникают в жизни любого человека. Еще раз внимательно вдумайтесь в слова Генри Форда. Он говорит о причинах своего успеха – пойми точку зрения другого человека и посмотри на вещи с двух точек зрения: с его и со своей.

Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и также приятно расстаться с ним. Помните, что важно понять человека, его позицию, но при этом не забывая себя, свои интересы, потребности и т.д.”.

Члены группы встают по принципу ″карусели″ то есть лицом друг к другу и образуя два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный. По сигналу участники внешнего круга делают одновременно один шаг вправо и оказываются перед новым партнером.

Каждый раз роль участника задаете вы: 1 “перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече”.

Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 2 – 3 минуты. Затем вы даете сигнал, участники должны в течении 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти к новому партнеру. Эти правила распространяются на ниже идущие ситуации.

2 “перед вами неизвестный человек. Познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где он учится”.

3 “перед вами совсем маленький ребенок, он чего-то испугался и вот – вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его”.

4 “вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека…”

5 “после длительной разлуки вы встречаете вашего любимого, вы так рады этой встрече. И вот наконец он рядом с вами”.

“Один из самых близких людей, которого вы, наверное, хорошо знаете вы сами. Действительно, кто лучше вас знает ваши особенности, привычки, желания. Каждый из вас в течении 5 минут должен составить подробную психологическую самохарактерискику, включающую не менее 10 — 12 признаков. В этой характеристике не должно быть внешних примет, по которым можно сразу вас узнать. Это должно быть психологическое описание вашего характера, ваших привязанностей, взглядов на мир, на взаимоотношения людей.

После написания характеристик вы сдадите их мне. Перемешав листы, мы начнем зачитывать ″автопортреты″. Остальные члены группы должны по тексту узнать автора. Вы вправе вносить коррективы в автопортрет участника например, добавить несколько штрихов к особенностям его характера, которые удалось увидеть во время занятий.

Один из участников садится в центр круга, каждый из участников обращается к нему по следующей формуле: «Когда ты делаешь (говоришь) то ─ то и то ─ то или ведёшь себя так ─то и так ─ то, то у меня возникают такие чувства или мне кажется, что это значит то ─ то и то ─ то».

Высказывания должны быть по возможности конкретны, используется только информация, полученная за время прохождения занятий. Следует избегать определений и оценок типа «нравится», «хорошо», «плохо». Описанную процедуру проходит каждый участник группы. Человек, сидящий в центре круга, должен стараться слушать как можно внимательнее, не спорить, не перебивать, не затевать дискуссий, не требовать объективных доказательств субъективных переживаний людей, дающих ему обратные связи, не помогать и не подсказывать словом, не защищаться от обратной связи.

Продолжается до тех пор, пока ни кто уже ему не сможет ничего сказать. После того, как все участники высказались, участник, относительно которого производились высказывания, расскажет, что он из этого извлёк, что принял, что отвергает.

Произвольно выбираются две пары. Им предлагается принять участие в соревновании: «кто больше скажет комплиментов». По сигналу ведущего один из партнеров в паре начинает говорить комплименты другому. Остальные участники делятся на две группы. Первая внимательно следит за тем, чтобы комплименты не повторялись, иначе будет засчитан проигрыш, вторая ─ за тем, чтобы комплименты были «качественными». Если упражнение затягивается, ведущий может остановить его для последующего обсуждения. Участники пытаются описать свои ощущения; испытывали ли они неловкость в явно искусственных ситуациях общения, которые к тому же усугублялись соревновательным моментом; испытывали ли они некие положительные эмоции? Почему? С чем это связано? Ведущий направляет разговор в русло серьезного анализа.

″Моя любимая игрушка.″

“У каждого из нас в детстве есть любимая игрушка. Хорошо, если мы не забываем о ней. Это как бы связывает нас с чудесным миром детства, когда мы были самыми счастливыми, получив игрушку? Что это? Плюшевый мишка? Кукла? Как ее звали? И где она сейчас? Расскажите о своей любимой игрушке и о своих чувствах которые вызвали эти воспоминания. Будьте предельно искренни и откровенны, поделитесь своими детскими радостями и огорчениями. Ведь вы уже достаточно хорошо знаете друг друга. И приступайте…

“Мы уже убедились, что в этой группе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем доверить друг другу что-то о себе без всякой предварительной подготовке. Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будите по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано в этой карточке. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным. Члены группы будут внимательно слушать вас, и если они почувствуют, что вы не искренны и неоткровенны, вам придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать еще раз ответить. Кто хочет первым?”

Примерное содержание карточек:

“Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня…”

“Мне очень трудно забыть, но я…”

“Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…”

“ Мне бывает стыдно, когда я…”

“Особенно меня раздражает то, что я …”

“Мне особенно приятно, когда меня…”

“Знаю, что это очень трудно, но я…”

“Иногда люди не понимают меня, потому что я…”

“Думаю, что самое важное для меня…”

“Когда я был маленький, я часто…”

«Мои слабые стороны «.

“Вы уже многое узнали о себе и о других членах группы. Многое мы смогли и понять, нам удалось взглянуть на себя и других с иной точки зрения. Не всегда все устраивало нас друг в друге. Сегодня каждый из вас должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах, т. е. О том, что он осознает в себе как комплекс, как внутренний барьер страх или иную помеху, который в чем-то мешает. Не обязательно говорить только об отрицательных чертах своего характера, вредных привычках; важно отметить то, что является или может являться причиной конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения и т. п. Это может быть и положительная черта, но в ее крайнем проявлении, например, отзывчивость- вы не можете никому ни в чем отказать, хотя сами от этого страдаете. На это вам дается 3 минуты.

Составьте список ваших слабых сторон. Разместите его на левой половине листа. На правой стороне против каждого пункта укажите то положительное, что этому можно противопоставить.

Разверните и обоснуйте контраргументы. Найдите им подходящие примеры.

Выберите одного из ваших товарищей по группе и изложите ему эти контраргументы, подтвердив их примерами.

″Представьте себя ребенком″.

В каждом из нас до сих пор находиться ребенок.

Мы живем с грузом тех суждений, которые слышали, будучи детьми.

Основа нашего жизненного сценария- то, как нас запрограммировали в детстве. Возьмите лист бумаги и сделайте на левой его стороне список всего того отрицательного, что ваши родители, учителя, родственники говорили о вас. А затем справа запишите все то хорошее, что вам говорили о вас радные и учителя.

Какой из этих списков длиннее? Какой из них в большей степени определяет ваше отношение к себе?

Перед студентами ставиться задача: выбрать себе иностранное имя и заявить о себе присутствующим от этого имени. Студенты по кругу выполняют задание. Затем каждый высказывается о своих ощущениях, почему он избрал это имя.

-Случаен ли выбор тех имен, которые мы себе присваиваем?

-Какую роль в жизни человека играет его имя?

-Не испытывает ли кто-нибудь из вас дискомфорт от своего имени? Принимаете ли вы его?

Один из участников садится в центр круга. Группа задает ему 5 вопросов. Это могут быть вопросы в рамках определенной социальной роли или любые другие. Например, вопросы как студенту, как будущему учителю, как сыну( дочери) и т.д.

Затем следующий желающий садиться в центр круга. Ему также задаются 5 вопросов, но с обязательной сменой социальной роли.

Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то, что является, может являться точкой опоры в различные моменты жизни. Важно, чтобы говорящий высказывался прямо, без всяких “но”, “если” и т.д. Это упражнение направлено не только на самораскрытие, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Поэтому, выполняя его, необходимо избегать высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Преподаватель должен пересекать каждую попытку самокритики, самоосуждения.

Другие члены группы не задают вопросы, не высказываются, они остаются только слушателями. Через 3-4 минуты начинает говорить следующий член группы, сидящий справа от предыдущего, и так до тех пор, пока не выскажутся по очереди.

После этого преподаватель предлагает всем попытаться провести “инвентаризацию” своих сильных сторон и записать их в тетрадь.

Затем студенты объединяются в группы по 2-3 человека и обсуждают, как смогли бы они, опираясь на свои сильные стороны, сделать что-то по-настоящему ценное, не ограничиваясь только индивидуальными интересами и потребностями.

В заключение участники возвращаются в общий круг и рассказывают друг другу о том, как они собираются использовать свои сильные стороны.

“Приветствуя, сегодня друг друга, мы будем опираться на наши ассоциации, вызванные миром животных или птиц. Вступая в контакт со своим партнером, вы должны сказать ему, с каким животным (птицей) вы связываете его образ, и объяснить, что лежит в основе вашей ассоциации. Участники располагаются традиционно в общий круг, и первый обращается к партнеру, например, сидящему справа, устанавливая контакт. Таким образом, этюд приветствия осуществляется по кругу.

Во время разговора двух участников остальные члены группы должны внимательно слушать, отмечать как положительные, так и отрицательные стороны контакта. Участник, который не может сразу сказать, какое животное или птицу напоминает собеседник, вправе пропустить контакт, но он должен извиниться перед партнером и попросить разрешения объяснить свою ассоциацию, но только после окончания этюда”.

“Каждый член группы должен сейчас выбрать себе партнера. В течение 3 минут один из вас в устной форме будет описывать состояние, настроение, чувства, желания своего партнера. Тот, чье состояние описывают, должен или подтвердить правильность и достоверность предположений, или опровергнуть их. Оба партнера вправе комментировать высказывания друг друга. Настройтесь на понимание друг друга, посмотрите на человека, который сидит рядом с вами. О чем он сейчас думает, что чувствует, о чем мечтает? Именно он, а не кто-то другой, и тем более — не вы! Ведь другой человек — это целый мир! Приоткройте его для себя. Как вы думаете, что вас ждет в этом путешествии в другой мир? Время на обмен информацией в одной паре — 5 минут.

Затем вы поменяетесь ролями, и тот, кто «писывал состояние партнера, будет слушать о себе”.

“Сформулируйте основные цели, которых вы хотели бы достичь в ближайшее время. Что вас ждет в перспективе? К чему стремится ваша душа? Или, может быть, вас ждут какие-то важные, но не зависящие от вас дела? Итак, четкая и ясная перспектива ваших целей: