Меню

Коррекция просодической стороны речи у детей

Коррекция просодической стороны речи при различных нарушениях. 4924

. В [ ] Дополнительная информация для студенток по билету.

[ Просодика (просодия) – это совокупность ритмико-интонационных средств речи. Интонационно- выразительная сторона речи реализуется через такие качества речи, как

Ø Высота и сила голоса

Ø Модуляции голоса

Ø Логическое ударение

Ø Речевое дыхание

Ø Полётность голоса

Просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации. ( По Е.Ф.Архиповой)]

Наиболее широко освещено в литературе состояние просодических компонентов при речевых расстройствах органического характера, таких как дизартрия, ринолалия и заикание; встречаются отдельные указания на расстройство просодики при алалии.

При дизартрии наблюдаются просодические и голосовые нарушения: нарушение интенсивности голоса (тихий или слишком громкий голос), наличие назального оттенка, появление фальцета на фоне грудного регистра. Общее звучание речи характеризуется как смазанное, невыразительное, нечеткое. Причиной голосовых и просодических расстройств являются нарушения тонуса артикуляторной, фонационной и дыхательной мускулатуры. Но проявляются они в разной степени и в различных вариантах.

Так при мозжечковой дизартрии главным симптомом служит нарушение ритма речи, которое проявляется в скандированности ( т.е. в нарушении плавности речи, когда больной говорит как бы по слогам). У таких больных также страдает мелодика речи, происходит повышение тона на ударном гласном, присутствуют лишние паузы. Речь звучит напряженно, недостаточно внятно. При экстрапирамидной дизартрии темп речи замедлен, мелодика вырождается, речь становится монотонной; нарушается структура синтагм; страдают паузация и акцентуация. В основе данного расстройства лежит распад подкоркового фона речевых движений. При постцентральной апраксической дизартрии речь замедляется, становится неплавной и напряженной; просодические нарушения напоминают нарушения при заикании. В основе этого типа дизартрии лежит расстройство праксиса. Нарушения просодики возникают и при стёртой дизартрии у детей. Исследования Е.М.Мастюковой, Л.И Беляковой и др. показали, что в этом случае страдает восприятие интонационных структур, а также способность владеть своим голосом (не удаются модуляции по силе и высоте, голос звучит тихо или слишком громко).

По классификации Всемирной Организации Здравоохранения, ринолалия и ринофония причислены к голосовым расстройствам. Ринофония характеризуется только изменением носового резонанса. Ринолалия, помимо нарушения резонанса, включает также искажение звукообразования. Изменение голоса при ринолалии отмечается всеми исследователями и рассматривается как один из ведущих симптомов нарушения речевого развития. Т.Н. Воронцова, оценивая голос детей, страдающих ринолалией, указывает, что уже в период формирования первых слов он приобретает носовой оттенок, отмечается нарушение высоты, силы и тембра. Голос характеризуется как глухой, монотонный, слабый, немодулированный, с резким носовым оттенком.

Работу по нормализации просодической стороны речи следует проводить на материале стихотворений, басен, песенок, сказок .Сначала дети учатся вслед за логопедом подбирать нужные интонации, повышать или понижать голос. Затем они разыгрывают сказку между собой или дома с родителями. Каждое занятие должно состоять из нескольких упражнений по коррекции дыхания, активизации артикуляционной моторики, развитию подвижности мышц небно-глоточного кольца, уменьшению носового оттенка голоса, формированию правильного произношения.

При заикании страдают практически все компоненты интонации: и темп, и ритм, и паузация, и постановка логического и фразового ударения, тембр, высота и громкость голоса. Такое обилие нарушений вызвано тем, что заикание – сложное речевое расстройство, при котором затронуты и речевое дыхание, и голосообразование, и артикуляция.

Речевые расстройства тахилалия и брадилалия связаны с нарушением темпа. При тахилалиине только темп речи ускорен, но и вообще двигательная, психическая и речевая активность больных повышены. Мысли сбивчивы, речь торопливая, нечеткая, с многочисленными повторами, пропусками и перестановкой слогов. При брадилалии речь в целом замедлена, много ненужных пауз, мышление также замедленно. При коррекции этих нарушений полезно привлекать внимание больных к их речи, учить их контролировать себя. Необходимо осознание речевого дефекта и повышение эмоционального напряжения с целью преодоления дефекта.

При алалии основное внимание исследователей уделяется состоянию лексико-грамматического строя речи . Лишь в единичных работах имеются незначительные указания на состояние просодической стороны речи детей, страдающих алалией. Так, например, в работе Н.Н. Трауготт, касающейся организации логопедической помощи детям с моторной алалией, указывается на то, что при изучении речи моторных алаликов вызывал интерес вопрос развития «музических компонентов речи» — мелодии, ритма и интонации. В связи с этим, автор выделяет две группы детей. У первой группы не отмечается никаких особенностей интонационного оформления речи. Зато у детей другой группы речь мало модулирована, невыразительна и монотонна, встречаются случаи нарушения темпа и ритма речи, неправильная постановка логического ударения. Автор указывает на то, что ребенок с алалией испытывает сложности интонационного оформления произвольного высказывания, хотя его спонтанная речь может быть достаточно выразительной.

Таким образом, анализ литературных источников подтверждает разнообразие проявлений просодических расстройств при различных нарушениях речи.

Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией

В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и др.

Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок-подросток-взрослый», то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.

Проблемой просодической стороны речи занимались выдающиеся ученые (В.М.Бехтерев, Н.А.Власова, В.А.Гринер, В.А.Гиляровский, Н.С.Самойленко, Ю.А.Флоренская, Е.В.Чаянова и др.). Они подчеркивали, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.

Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка, так как кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несет еще и компенсаторную нагрузку.

В ряду различных методик, представляющих систему работы по коррекции дизартрии, нет ни одной методики направленной на формирование просодической стороны речи. В существующих методиках по коррекции дизартрии, исследования имеют фрагментарный характер, который не уделяет средствам должного внимания.

В программе обучения дошкольников Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, логопедическая работа направлена на коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, расширение словарного запаса и т.д. Но в ней не выделено раздела посвященного формированию просодической стороны речи.

В настоящей время поднимается проблема формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Основные компоненты просодической стороны речи.

Рассмотрев структурные компоненты просодической стороны речи, мы все же остановимся на тех компонентах, особенности которых целесообразно рассмотреть у детей 5-6 лет на первом году обучения, а именно: речевое дыхание; темпо-ритмическая организация речи; интонация; голосовые модуляции (сила и высота голоса); тембр речи.

Выделенные нами структурные компоненты просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией имеет свои особенности, а именно:

  • речевое дыхание чаще всего верхнеключичное;
  • речевой выдох ослаблен;
  • речь монотонна, маловыразительна;
  • темп речи замедленный или ускоренный;
  • ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;
  • голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют;
  • голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;
  • тембр чаще низкий;

Для того, чтобы выявить степень сформированности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией, можно воспользоваться методиками Е.Ф Архиповой, которые подобраны с учетом онтогенетического принципа, структуры дефекта и возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Воздействовать на формирование просодических компонентов речи предлагаю при помощи комплекса упражнений логопедической ритмики. Который, направлен на обучение и воспитание детей дошкольного возраста с дизартрией, посредством движения, слова и музыки, а так же на преодоление выделенных особенностей просодики у детей дошкольного возраста.

Логоритмические упражнения должны проводиться на разных этапах занятий: перед началом занятий, в процессе (физкультминутка), после занятий. А также на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре, а также включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад. Эта работа не должна заканчиваться даже тогда, когда ребенок уходит домой. Там эту работу продолжают родители, следуя рекомендациям логопеда.

Традиционную утреннюю гимнастику целесообразно заменить занятием продолжительностью 10-15 мин, включающим в себя элементы логопедической ритмики, что послужит в свою очередь базой для проведения логоритмических занятий.

Содержание занятия должно быть напрямую связано с изучаемой лексической темой, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.

Формирование просодической стороны речи осуществляется в комплексе с формированием других сторон речи (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, и т.д.) и проводится на логопедических занятиях: по развитию речи, по коррекции звукопроизношения, на этапах постановки, дифференциации, автоматизации звуков и логоритмических занятиях.

Отдельной методики по формированию просодической стороны речи не существует, поэтому в коррекционной работе мы использовали приемы, предложенные Бабиной Г.В., Бабушкиной Р.Л., Власовой Т.М., Емельяновой Л.Ф., Лопатиной А.В., Серебряковой Н.В., Изучив предложенные методики по формированию просодической стороны речи, мы адаптировали приемы и методы коррекционной работы, разработанные разными авторами, для детей дошкольного возраста.

Читайте так же:  Почему дети часто болеют психосоматика

Формирование просодической стороны речи целесообразно проводить в три этапа, ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.

Этапы формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

Нарушения просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией и пути их коррекции — проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Важнейшей задачей воспитания и обучения дошкольных образовательных учреждений является всестороннее развитие личности ребенка и подготовка его к школе, что предполагает речевое, когнитивное и психомоторное развитие ребенка в присущих для данного возраста видах деятельности.

Основной функцией становится общение. Для этого используются различные единицы речи: текст, предложение, слово в их лексическом и грамматическом значениях. Языковые значения передаются при помощи разнообразных просодических компонентов речи: интонации, речевой мелодии, временных и тембровых характеристик, ритма, паузы (А.Н. Гвоздев, 1949; А.В. Реформатский, 1969; Л.Р. Зиндер, 1979; И.Г. Торсуева, 1979; Л.В. Бондарко 1982; Е.И. Диброва, 2002 и др.).

В настоящее время среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто она сочетается с другими речевыми нарушениями. Сегодня данная речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах.

Как отмечают исследователи (О.В. Правдина, 1963; Е.Ф. Соботович, 1974; Г.В. Гуровец и С.И. Маевская, 1982; Е.Н. Винарская, 1989; Л.А. Позднякова, 2003; Г.В. Бабина 2003; Л.В. Лопатина 1999, 2001, 2004; Е.Ф. Архипова, 2006 и др.) стертая дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии. Кроме того, значительное количество речевых нарушений у данной категории детей так или иначе оказывается связанным с неспособностью детей оформлять свою речь просодическими элементами языка. У детей с данной формой речевой патологии речь часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Для них характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и отрицательно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности.

Все вышесказанное обусловливает необходимость детального теоретического и практического изучения нарушений просодической стороны речи при стертой дизартрии и определение оптимальных средств коррекции выявленных нарушений.

Объект исследования – просодическая сторона речи детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Предметом исследования являются нарушение просодических компонентов речи у дошкольников со стертой дизартрией.

Целью исследования является выявление состояния и особенностей просодических компонентов речи у дошкольников со стертой дизартрией и составление методических рекомендаций по качественному улучшению методов логопедической работы, направленной на коррекцию просодической стороны речи у данной категории детей.

Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:

1) Научно-теоретическое обоснование и разработка методики констатирующего эксперимента.

2) Количественный и качественный сравнительный анализ особенностей и уровня сформированности просодики у дошкольников 6-6,5 лет со стертой дизартрией и их сверстников с нормальным речевым развитием.

3) Подбор и адаптация методических рекомендаций по совершенствованию логопедической работы, направленной на коррекцию просодических компонентов у дошкольников со стертой дизартрией, с учетом выявленной симптоматики.

В исследовании используются следующие методы:

1) Организационный (организация исследования, отбор детей в экспериментальную группу).

2) Биографические (анализ анамнестических данных, беседа).

3) Эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент).

4) Количественный (обработка экспериментальных данных).

5) Интерпретационный (качественный анализ результатов эксперимента, обобщающие выводы).

Теоретическая значимость работы заключается:

– в уточнении нарушений голосовых, темпо-ритмических, артикуляционно-фонетических просодических расстройств при стертой дизартрии;

– в определении методов и приемов коррекции просодики с учетом выявленных нарушений у детей со стертой дизартрией, которые могут способствовать повышению эффективности преодоления данного речевого расстройства.

Практическая значимость состоит:

– в сравнении состояния просодических компонентов речи у дошкольников со стертой дизартрией и их сверстников с нормальным речевым развитием;

– в определении последовательности и содержания логопедической работы по коррекции просодики у детей со стертой дизартрией.

Гипотеза исследования. У детей со стертой дизартрией вследствие артикуляторных нарушений и органической недостаточности мышц речевого аппарата нарушаются просодические компоненты, а именно темп и тембр речи, сила и высота голоса, интонационное оформление речи, умение различать и воспроизводить ритм, ударение, паузацию в речи. Нарушение голосовых, темпо-ритмических и артикуляционно-фонетических просодических расстройств и учет выявленных нарушений просодики у данной категории детей позволит определить дифференцированный подход к логопедической работе, направленной на их коррекцию.

Особенности коррекции различных речевых нарушений у дошкольников

На индивидуальных занятиях с логопедом коррекция звуков речи у детей дошкольного возраста включает в себя упражнения на развитие дыхания и просодики. При этом коррекция просодической стороны речи осуществляется параллельно с упражнениями на развитие голоса. На занятиях ребенок учится пользоваться своим голосом для выражения различных интонаций. Задача логопеда при этом состоит в том, чтобы помощь малышу приобрести навык управления повышением и понижением голоса при произнесении отдельных звуков, слогов, слов, а также словосочетаний и целых законченных фраз.

Мелодико-интонационная сторона речи включает в себя умение правильно расставлять логические ударения. Это значит, что ребенок должен научиться выделять голосом наиболее важные по смыслу слова в предложении. Большое значение имеет и формирование навыка пользования различными интонациями – вопросительной, повелительной, восклицательной. Естественные интонации – важная составляющая речи, умея пользоваться различной интонацией, человек может легко выразить в речи не только смысл, но и эмоции.

На занятиях с логопедом также осуществляется коррекция темпа речи и формирование правильного дыхания. Заикание на согласных, затягивание отдельных звуков, паузы в речи часто связаны со спазмами речевого аппарата, неумением правильно дышать. Дыхательные упражнения оказывают существенный благотворный эффект в преодолении заикания, поэтому именно им следует уделять повышенное внимание.

Пути коррекции просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи (звукопроизношение, голос, темп, тембр, дыхание), обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых случаях наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков.

Стертая дизартрия (лёгкая степень дизартрии) в логопедической практике – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи.

Одной из актуальных проблем у детей дошкольного возраста является коррекция нарушений просодической стороны речи при стертой дизартрии. Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и выразительность.

Коррекционная работа с детьми по формированию просодической стороны речи должна сочетать мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, ритма, темпа, силы и модуляции голоса. А также на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов, развитие эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства и настроения.

Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Вырабатывается нижнерёберное, диафрагмальное дыхание.

Упражнения для развития длительного плавного выдоха.

«Листья шелестят»

Детям раздаются полоски тонкой зелёной бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу: «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.

«Снежинки летят»

На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу: «Снежинки летят».

Сила голоса – это умение управлять голосом, делая переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Основная задача в работе над силой голоса – это сформировать умение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации: громко отвечать на занятиях, умеренно – в группе. Используем следующие приемы работы:

  • произнесение изолированных гласных звуков, согласных ( шепотом, тихо, громко);
  • произнесение слогов, звукоподражаний и звукосочетаний с различной громкостью;
  • воспроизведение чистоговорок, поговорок и загадок громко, умеренно и тихо;
  • чтение стихов, потешек и считалок с различным уровнем громкости;
  • выполнение установки – читать стихотворение громко или тихо;
  • повышение и понижение громкости голоса в зависимости от содержания текста;

Упражнения для развития силы голоса

  • «Певцы» (пение гласных звуков).
  • «Паровозик» (пение гласного — у -, далеко — близко).
  • «Учим мишку петь» (гласные звуки).
  • «Строим домик» (тук – тук — тук).
  • «Играем на барабане» (та – та – та, да – да – да, та – да – та — да).
  • «Вьюга». (Пришла зима. Налетела вьюга, завыла: у – у – у)
  • «Угадай, чей это голос – мамы или детёныша?»
  • «Забиваем гвозди». (Произнесение слогов с ударением на последнем слоге: та – та – та – тан, га – га – га — ган).
  • «Эхо» (рассказ стихотворения с заданной силой голоса, с соблюдением нужного темпа и ритма).
  • «Разговор кошки с хозяйкой» (покажите, как кошка просит молоко, как поет песенку: мяу – мяу весёлым, радостным голосом).
  • Проговаривание междометий: «Ай!», «Ой!», «Ах!», «Ох!» (удивлённо, сердито, весело и печально).

Если прислушаться к речи окружающих и своей собственной, можно заметить движение голоса по звукам разной высоты. От основного тона голос отклоняется вверх, вниз, устанавливается на среднем уровне, затем опять повышается, падает. Этот процесс происходит не в беспорядке, а по определенным законам, образуя мелодику речи. Способность голоса переходить от высоких звуков к средним и низким называется гибкостью голоса.

Читайте так же:  Биоптрон в лечении детей

Упражнения для развития высоты голоса

— Произнеси: «Кто сидел на моем стуле?» так, как это сказал бы Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка.

— Послушай, и покажи, кто так голос подает: кошка или котенок, собака или щенок, корова или теленок? (Му- высоким голосом, му – низким голосом. Мяу. Ав.)

— Покажи, как гудит большой пароход и маленький, как подают голос животные и детеныши (У – большой пароход, низкий голос; У – маленький пароход, высокий голос).

— Попробуй не ногами, а голосом подняться по ступенькам, а потом спуститься. Когда голос поднимается по ступенькам, он повышается и становится тоньше, а когда спускается наоборот ниже.

— Покажи, как укачивают куклу: А — А – А – А

— Покажи, как стучат часы: тик – так, тик- так…

— Покажи, как звенит колокол: динь – дон…

Темп — это средство художественной выразительности, придающее речи живость, динамику, богатство выразительного звучания. Это умение быстрого (торопливого) проговаривания слов, в среднем темпе, до медленного.

Упражнения для развития умения пользоваться разным темпом речи.

— Посмотри на картинки. Ежик ходит спокойно и говорит спокойно, в средне темпе.

Черепаха ползает медленно и говорит очень медленно.

Заяц бегает быстро и говорит очень быстро.

Послушай предложение, угадай, как я говорю, и подними соответствующую картинку.

— Послушай внимательно предложение и повтори его за мной точно так же.

« Весной тает снег, и бегут ручьи» (норма).

«Самолет построим сами и помчимся над лесами» (быстро).

«Улитка носит свой домик на спине» (медленно.)

Ты будешь читать стихотворение, как увидишь карточку с зайцем, читай быстро; увидишь черепаху – читай медленно; а если ежа – читай нормально, спокойно.

С помощью интонации предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально – смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость).

Упражнения для тренировки интонационной выразительности речи

Произнеси громко, четко, не торопясь: «Новые тапки у моего Потапки»

— с вопросительной интонацией, с восклицательной интонацией

— по секрету (шепотом)

— напевая слова рифмовки

— медленно (улитка), быстро (ежик, заяц)

— низким голосом (мишка), высоким голосом (мышка)

Учитель-логопед МКДОУ «Детский сад № 14 «Звёздочка» Подкорытова Н.П.

Учебно-методический материал по теме:
Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией.

Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией.

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ ПРИ ДЦП.

Устная речь — это основная форма коммуникации, которая представляет собой сочетание слушания и говорения. По мнению Николая Ивановича Жинкина, просодика является наивысшим уровнем развития языка, а генетически просодические средства древнее, чем словесные. Просодические проявления становятся предпосылкой для языкового развития.

При дизартрии ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией мышц артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, связанное с органическим поражением центральной нервной системы. Имеет место нарушение синхронизации между дыханием, фонацией и артикуляцией. В основе речевых нарушений у детей с дизартрией лежат не только изменения мышечного тонуса, но и недостаточность кинестетического восприятия. Особенности структуры нарушений речи при дизартрии и степень их выраженности зависят от локализации и тяжести поражения мозга.

Нужно отметить, что речевые нарушения на фоне церебрального паралича затрагивают всю речевую систему от двигательного звена и кинестетического восприятия до самой лингвистической системы.

Нарушения просодических компонентов речи — это один из наиболее характерных признаков дизартрии. Они имеют стойкий характер и с трудом поддаются коррекции, что препятствует овладению навыками полноценной коммуникативной деятельности.

Просодика – это интонационно выразительная окраска речи. Она представляет собой совокупность ритмико-интонационных свойств речи, которые реализуются через такие качества речи, как речевое дыхание, тембр, высота, сила, модуляции голоса, темп, пауза, ритм, логическое ударение.

Именно темпо-ритмические и мелодико-интонационные расстройства в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи детей с дизартрией.

Речь при дизартрии у детей смазанная, нечёткая.

— Темп речи нарушен. Он может быть ускоренным или замедленным (чаще ускоренным).

— Фраза формулируется нечётко: беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, фраза недоговаривается до конца.

— Голос то тихий, то громкий, монотонный, часто назализованный, хриплый.

— Преобладает ключичный тип речевого дыхания: вдох короткий, поверхностный, выдох слабый.

Нарушения просодической стороны речи у детей с дизартрией влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи, не дают возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля, могут вызвать семантические нарушения и затруднять коммуникацию.

Однако, до настоящего времени эта проблема остаётся малоизученной. В научно-методической литературе имеются лишь единичные исследования состояния просодики и приемы преодоления просодических нарушений у детей с дизартрией.

При обследовании просодики у детей с дизартрией можно придти к следующим выводам:

1.Все показатели результатов обследования отстают от нормы по количественным и качественным показателям.

2. Наиболее сформированы у детей способность к восприятию и воспроизведению ритма и модуляции голоса по силе.

3. На самом низком уровне развития: восприятие интонации и логического ударения .

4. Способность к восприятию интонационных структур развита слабее, чем способность к их воспроизведению.

Однако единой методики коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией нет. Поэтому при составлении коррекционной программы нет, поэтому можно использовать несколько методик:

Методика В.Т.А. Сорокиной, которая представлена в диссертации «Коррекционно-педагогическая работа по формированию интонационной стороны речи у дошкольников с церебральным параличом», из методики А.В.Коротковой — поэтапность коррекционного воздействия, разработанная для детей с ДЦП, методика развития речевого дыхания Н.Н.Гончаровой, Т.Г.Шишковой, комплексный ортофонический метод Е.С.Алмазовой, «Методика преодоления фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии» Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, методики И.А.Поваровой, Е.Ю. Румянцевой.

Основными принципами коррекционной работы с детьми с дизартрией являются: последовательность, поэтапность, системный подход, учет структуры дефекта, раннее начало работы.

Коррекционная программа может включать следующие направления работы:

1.Развитие восприятия и воспроизведения ритма.

2.Развитие восприятия и воспроизведения интонации.

3.Развитие восприятия и воспроизведения логического ударения.

4. Развитие модуляции голоса по высоте и силе.

Программа, направленная на коррекцию просодической стороны речи у детей с дизартрией, представлена поэтапно в виде комплекса упражнений.

Занятия рекомендуется проводить индивидуально и в группах.

I этап (подготовительный) целью которого является формирование и развитие базовых компонентов мелодико-интонационной стороны речи.

Знакомство с новым материалом, его восприятие, усвоение детьми, знакомство со способами выполнения заданий.

II этап (основной). Его цель — формирование и коррекция просодической стороны речи и развитие способностей детей самостоятельно выполнять задания.

III этап (заключительный). Цель- закрепление материала, автоматизация его во фразовой речи.

Направления работы на этапах.

На I этапе выделены следующие направления работы:

1. Выработка правильных дыхательных кинестезий

— нормализация тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры путем проведения массажа и двигательной гимнастики.

— дифференциация ротового вдоха и выдоха

— дифференциация носового и ротового дыхания

-формирование силы, целенаправленности и длительности воздушной струи с использованием общепринятых упражнений: сдувание ватки с ладони, задувания свечи, упражнений с воздушными фломастерами.

2. Выработка правильных фонационных кинестезий .

— формирование фонации на выдохе (произнесение фонемы «м» на мягкой атаке и нахождение более комфортного звучания голоса)

— увеличение времени фонации (пропевание на одном выдохе ряда из гласных звуков, при этом фонация сочетается с движениями рук, так как дети с двигательной патологией следят за правильностью движений, отвлекаясь от голосоподачи.)

-формирование координации дыхательных, фонационных и артикуляционных кинестезий (Пропевание слогов и слоговых рядов на одном выдохе.)

3. Развитие модуляций голоса по силе и высоте.

Упражнения проводятся путём подражания звучанию различной высоты с опорой на движение руки или графическое изображение.

Пример: по развитию силы голоса «Приближение самолёта» — усиление силы звука.

4. Коррекция ритма

— формирование восприятия и воспроизведения элементарных ритмических компонентов и комплекса ритмических структур.

Упражнения: Инструкции: «Послушай, сколько было ударов и покажи карточку», «послушай, сколько было ударов и повтори за мной» (Воспроизведение).

Направления работы II этапа:

1. Постановка продуктивных схем дыхания (формирование и автоматизация нижнерёберного типа дыхания).

Упражнения: Работа с воздушными фломастерами, направлена на автоматизацию силы, направленности и длительности воздушной струи.

Кроме этого, Упр. На задувание свечей – на одном выдохе – длительность и экономное расходование выдыхаемого воздуха, под удары метронома – внутренняя ритмичность дыхательных движений.

Упр. На развитие речевого дыхания – Вдох – руки вверх, выдох – руки медленно опускаются и произносятся нараспев слоги, слова, фразы из 2-4 слов.

2. Развитие силы и высоты голоса

Упражнение: Счет с постепенным увеличением высоты голоса

или увеличением его силы на одном выдохе. (Например, на картинке куст с помидорами помидоры разного размера, чем больше помидор, тем громче должен звучать голос.)

3.Развитие ритмической стороны речи

— обучение восприятию-воспроизведению акцентированных и не акцентированных ударов с целью формирования представлений об интенсивности акустического звука.

— развитие ритмического чувства речевых движений.

Упражнения: чтение стихов с двусложным ритмическим рисунком (ямб, хорей), сопровождающиеся ритмическим плавным дерижированием.

4. Формирование мелодико-интонационной стороны речи.

-знакомство с различными видами интонации, дифференциация их в импрессивной речи и формирование базы для перевода в экспрессивную речь (произнесение ряда гласных с различной интонацией. АОУИ.)

Читайте так же:  Симптомы активного ребенка

Упражнение: Выделение из текста вопросительного предложения путем показа карточки.

— формирование представлений о логическом ударении

Упражнение: Логопед спрашивает, выделяя голосом из предложения наиболее важное слово – ребёнок отвечает. (Вы мне сегодня звонили?)

Направления работы III этапа:

1.Развитие просодической стороны речи.

-Формирование и дифференциация различных интонационных структур в экспрессивной речи.

Упражнение: Отработка различных интонационных конструкций с интонационным центром в разных позициях.

Работа проводится на материале считалок, диалогов, сказок.

— развитие воспроизведения логического ударения

Упражнение: Логопед просит произнести фразу, выделяя голосом сначала первое слово, потом второе и т.д.

— автоматизация полученных навыков в практической деятельности.

Упражнение: Чтение текстов-диалогов по ролям, разыгрывание сценических диалогов.

Работа по коррекции просодической стороны речи у детей тогда считается завершённой, когда дети используют просодическое оформление в экспрессивной речи.

Однако, следует учитывать, что у детей с дизартрией при ДЦП трудно выработать новые автоматизированные навыки ритма, мелодичности, интонированности речи. Удаётся лишь добиться улучшение просодики на выученном материале и под контролем логопеда.

Но комплексное коррекционно-логопедическое воздействие обязательно должно включать работу по формированию просодической стороны речи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье представлен практический материал для коррекционных занятий по формированию произношения у детей, для которых русский язык не является родным.

Радионова Н.А. Логопед реабилитационного центра «Лучик» г. Ханты- Мансийск. Развитие просодических компо.

Презентация. Коррекция просодической стороны речи.

В статье говориться о том,что учитывая общее состояние здоровья, особенности моторной и психической сферы ребенка с дизартрией, необхо­димо спланировать коррекционную работу так, чтобы она включала на.

Основной задачей коррекционной работы в нашей школе является: научить детей правильно и связно выражать свои мысли, уметь поддерживать диалог, чувствовать себя уверенными в речевом поведении.

Сложная структура речевого нарушения при дизартрии требует комплексного подхода в организации и проведении коррекционных мероприятий.Нарушения координации движений являются основным признаком за.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья, образования – приоритетная задача и одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия.

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

студент, кафедра социальной, специальной педагогики и психологии, АГПУ, г. Армавир

студент, кафедра социальной, специальной педагогики и психологии, АГПУ, г. Армавир

старший преподаватель, АГПУ, г. Армавир

На сегодняшний день актуальной проблемой среди детей дошкольного возраста является нарушение речи, а также проблема дизартрии, которая имеет тенденцию к большому росту. При дизартрии речь невнятная, которая возникает в результате расстройства артикуляции, голосообразования и нарушения речевого дыхания. В добавок к этому страдает просодика (пауза, темп, речевое дыхание, интонация, тембр, мелодика, высота голоса, модуляция, сила голоса, дикция, логическое ударение, ритм и полетность голоса).

Флоренская Ю.А, Бехтерев В.М, Власова Н.А, Чаянова Е.В, Самойленко Н.С и другие знаменитые ученые изучали проблему просодической стороны речи. Они писали, что просодическая сторона речи оказывает значительное влияние на интеллектуальное, физическое, эстетическое и моральное воспитание детей.

Важную роль в развитии речи играет просодика, поскольку несет нагрузку на компенсаторную, коммуникативную, эмоциональную и смысловую функцию. [1, с. 2] Просодика – это совокупность ритмико-интонационных свойств речи. С помощью компонентов просодики определяется разборчивость и выразительность речи, ее эмоциональная окраска во время общения и т.п.

Известно, что не существует ни единой методики коррекции дизартрии, которая была бы направлена на развитие просодической стороны речи. В имеющихся методиках по коррекции дизартрии обследование носит фрагментарный характер, не уделяющий средствам соответствующего внимания.

Логопедическая работа по коррекции произношения звуков, расширению активного и пассивного словаря, развитию фонематических процессов и т.д. была представлена Чиркиной Г.В и Филичевой Т.В. в программе обучения детей дошкольного возраста. К сожалению, в ней нет раздела, в котором освящен раздел формирования просодики. Из чего можно сделать вывод о том, что по сей день поднимается вопрос о формировании просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией. [2, с. 297]

Стертая дизартрия – это патология речи, которая проявляется в нарушениях просодических и фонетических компонентов речевой системы и возникает в результате невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Лопатина Л.В.)

Токарева О.А. была первой, кто предложил понятие стертая дизартрия, которая характеризуется как легкие проявления псевдобульбарной дизартрии, отличающиеся значительной сложностью преодоления. Позже Давыдов М.П., предложил немного видоизмененное понятие стертой дизартрии. Он пишет, что нарушение произношения звуков вызвано избирательной недостаточностью некоторых функций моторики речевого аппарата, вялостью и слабостью артикуляционной мускулатуры.

Стёртая дизартрия имеет структуру дефекта, которая включает в себя нарушения просодической стороны речи и проявляется в несовершенствах интонационно-выразительных средств речи.

Основными причинами возникновения стертой дизартрии являются:

  • токсикозы во время беременности;
  • асфиксия;
  • гипоксия;
  • резус-несовместимость;
  • инфекция;
  • энцефалопатия;
  • родовспоможение;
  • стремительные или затяжные роды;
  • опухоли головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • наследственные заболевания нервной и нервно-мышечной системы.

В симптомах стертой дизартрии отмечается: невыразительная, неразборчивая и невнятная речь, плохая дикция, замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и другие признаки. Данные признаки отличаются особой трудностью преодоления, искажением звуков, смазанной, размытой, нечеткой артикуляцией (которую можно заметить в потоке спонтанной речи), нарушением общей и мелкой моторики, анатомо-физиологическими особенностями артикуляционного аппарата, специфичностью звукопроизношения, паретичностью мышц органов артикуляции, спастичностью мышц (амимичное лицо), гиперкинезом, апраксией, девиацией, гиперсаливацией, ослабленным речевым выдохом, ускоренным темпом речи, носовым оттенком, речевой выдох укорочен (говорят на вдохе), захлебывающейся речью.

Основными показателями при диагностике дизартрии по степени поражения являются мимика, голосообразование, дыхание, удержание артикуляционной позы, рефлекторные движения языка (его формо-положение), мягкое нёбо, произвольные движения языком (губами), гиперкинезы, звукопроизношение, оральные синкинезии. Понятие основных показателей:

  • Голосообразование – длинная голосодыхательная струя в полном объеме. Мягкая голосоподача;
  • Мимика – выразительная симметричная. Полный контроль и управление ею;
  • Произношение – звуки, произносимые изолированно в норме. Однако, в спонтанной речи наблюдается смазанность во всех группах фонетики;
  • Рефлекторные движения языка – в полном объеме и достаточном темпе (облизывание губ и жевание);
  • Формо-положение языка – кончик языка ярко выражен и по средней линии;
  • Удержание артикуляционной позы – выполняется легко под счет до десяти и более. Небольшая саливация. Цианичность отсутствует;
  • Произвольные движения языка – все движения в полном объеме и темпе. Имеются небольшие нарушения дифференцированного движения органов артикуляции;
  • Рефлекторные движения языка – в полном объеме и достаточном темпе (облизывание губ и жевание);
  • Мягкое нёбо – расположено по средней линии. Во время кашля на твердой атаке сокращается;
  • Гиперкинезы – отсутствует;
  • Произвольные движения губ: улыбка, вибрация и трубочка – симметричны, воспроизводятся в полном темпе и объеме. Возможно движение сопротивления;
  • Оральные синкинезии – отсутствуют;
  • Дыхание – отмечается смешанный грудобрюшной тип, обе половины работают равномерно;
  • Произношение – звуки, произносимые изолированно в норме, однако, в спонтанной речи наблюдается смазанность во всех группах фонетики.

Коррекция просодики у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией включает следующие этапы: [3, с. 37]

  • — Первый этап (подготовительный) – в него входит работа над голосом и речевым дыханием, формированием темпо-ритмической стороны речи;
  • — Второй этап (основной) – работа ведется по знакомству и развитию основных представлений об интонации (повествовательной, вопросительной и восклицательной), дифференциации интонационной структуры предложения;
  • Третий этап (заключительный) – работаем над предложениями с интонационными конструкциями.

Предлагаем применять такие упражнения по развитию речевого и физиологического дыхания как: «Подуем в трубочку», «Фокус-покус», «Лопнула шина», «Футбол», «Волшебные колпачки», «Снегопад», «Лодочки плывут по озеру», « Покатаем бревнышки». Игры для развития голоса: «Сломанный телефон», «Шмель», «В гору», «Укачивание куклы», «За грибами», «Теплоход». [4, с. 79]

Например, такие логопедические игры: «Песенка ветерка» (произносить звук [у] в одной тональности и силе, а затем переходим от громкого к тихому голосу без паузы), «Учим зайку петь» (а, о, у, и, ы, я, ю, е, ё), «Построим домик котику» (та-та-да-да-та-та-да-да), «Чей голос прозвучал?» и т.д. [4, с. 75]

Ведем работу по развитию чувства ритма, используя для этого любые стихотворения. Например: [5, с. 51]

  • Си-дит в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,
  • Чи-та-ет сказ-ку по скла-дам.
  • Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,
  • Ко-зел ша-га-ет по цве-там. (Стучим указательным и большим пальцем по столу в ритм).

Таким образом, у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией нарушена просодическая сторона речи, что остается по сей день актуальной проблемой. В этом возрасте у детей развивается языковая способность. Это говорит о том, что необходимо учитывать принципиально особое значение интонации в процессе становлении восприятия и воспроизведения разных средств общения, осуществления коммуникационной стороны речи. Занимаясь с детьми по развитию просодики, мы восстанавливаем взаимосвязь между звучанием и дыханием, устанавливаем и закрепляем в спонтанной речи громкое, звонкое звучания голоса.

Список литературы:

  1. Ежкова Н. А., Елецкая О. В. Использование спектрального анализа при оценке звукопроизношения у дошкольников с речевой патологией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 23. – с. 1–5.
  2. Елецкая О.В., Тараканова А.А., Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебн. -метод. пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 312 с.
  3. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры / авт. — сост. Н.П. Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В. Леонтьева. Волгоград: Учитель, 2011. — 141с.
  4. Логопедические игры для детей / И.В. Корнеева. – Изд. 2-е. – Ростов на Дону: Феникс, 2016. – 95 с. – (Библиотека логопеда).
  5. Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 222 с.