Меню

Консультация по трудовому воспитанию дошкольников

Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье и детском саду»

Елена Ежова
Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье и детском саду»

Труд облагораживает человека. (В. Г. Белинский)

Неусыпный труд все препятствия преодолевает. (М. В. Ломоносов)

Истинное сокровище для людей — умение трудиться. (Эзоп)

Жить — значит работать. Труд есть жизнь человека. (Вольтер)

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Важно не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст — ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. И маленькие глухие дети не являются исключением.

Самообслуживание в повседневной жизни — это начало трудового воспитания детей дошкольного возраста. При поступлении в детский сад дети с недостатком слуха нередко оказываются беспомощными в самообслуживании. Чаще всего это является результатом семейного воспитания, поскольку физическая ослабленность большинства детей, моторная неловкость, медлительность побуждают окружающих взрослых к подмене элементарного, доступного по возрасту труда ребенка собственным.

Уже с раннего возраста дети пытаются многое сделать сами. Собственно, ребенок ничего еще не может сделать сам, но желание и стремление к этому уже проявляет. Очень важно закрепить это желание, а не потушить. Никогда не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам. Начнем с утра. Ребенок сам умывается, одевается, чистит зубы. Туалетные принадлежности желательно расположить так, чтобы ребенок мог самостоятельно взять расческу, мыло, полотенце. Регулярно родители должны привлекать ребенка к уборке постели: сложить пижаму, заправить одеяло и т. д. и затем постоянно следить и напоминать, чтобы он сам приводил ее в порядок.

Конечно, первое время на это будет уходить немало времени. Вам порой не хватает терпения, хочется все сделать самим: невелика помощь ребенка, да и медленно он все делает, а время дорого, но вы должны понимать, что с предоставления самостоятельности начинает у ребенка формироваться потребность к трудовым усилиям, ощущение своей причастности к общим семейным делам.

Приучая трудиться ребенка, необходимо, прежде всего, быть последовательным и требовательным к себе. Только постоянный собственный пример трудолюбия и аккуратности позволит вам быть требовательными к ребенку. Ведь он многое делает по подражанию, и если видит в вас людей трудолюбивых, то легче и нам формировать у него трудолюбие.

Мы в детском саду приучаем детей самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду в шкафчик, обувь ставить на полку для обуви. Но все наши труды идут насмарку, если не закреплять эти навыки. Мы приучаем детей обслуживать себя: самостоятельно умываться, при этом обязательно закатывать рукава, следим, чтобы дети не разбрызгивали воду и т. д. Закрепляйте эти навыки дома, пусть это получается пока неумело, но старательно. Прежде чем требовать от ребенка качественного выполнения порученного, надо научить его это делать.

Уже в младших группах детского сада мы начинаем приучать детей помогать старшим в сервировке стола: дети помогают разложить ложки, вилки, помогают убрать чашки со стола. Мы требуем, чтобы дети сами поддерживали порядок в игровом уголке, приучаем убирать игрушки после игры на свои места, учим бережному отношению к игрушкам. И родителям я советую приучать ребенка поддерживать порядок в игрушках, готовить одежду и обувь с вечера, проверять все ли в порядке сложено, не порвано ли. Все это казалось бы мелочи, но ведь с таких мелочей начинает вырабатываться в человеке организованность, аккуратность, собранность, а они так необходимы при обучении в школе.

Мы в детском саду стараемся вовлекать детей в общий труд. Привлекаем к уборке веранды, участка. И родители должны помогать нам в этом: принимать активное участие в субботниках детском саду, во дворе, где вы трудитесь вместе с детьми. Главное не в том, что помощь ребенка настолько мала, что почти не ощутима, а в том, чтобы приучить его к мысли: папа и мама трудятся, и он тоже должен трудиться. С этого начинается чувство ответственности, сопричастности к семейному коллективу.

Много полезных навыков и умений приобретает ребенок в детском саду. Родители должны стараться поддерживать требования воспитателя. Например, дети дежурят по столовой в детском саду — поручите ребенку постоянное дежурство и дома. В детском саду дети поливают цветы, кормят рыбок — пусть дома это тоже станет обязанностью ребенка. Думаю, что такой домашний труд в сочетании с систематическим трудовым воспитанием в детском саду поможет сформировать у детей глубокое убеждение, что без труда не прожить. Держаться с детьми нужно ровно, спокойно, не повышать голоса. И ребенок привыкнет делом откликаться на спокойное родительское слово. Не забывайте похвалить, если видите, что, хотя, поручения и нелегко далось, а ребенок все-таки его выполнил.

По-моему, ругать и наказывать ребенка за сломанную игрушку, испорченную случайно вещь нецелесообразно, тем более, если он и сам переживает при этом. А вот починить, привести в порядок игрушку, книжку постарайтесь обязательно вместе с вашим ребенком.

Вы сами должны внимательно относиться и беречь те подарки, которые приготовил вам малыш к празднику или на занятиях в детском саду. Пусть его подарки не всегда совершенны — но ведь он так старался, переживал, хотел сделать вам приятное.

В летнее время дети наблюдают, как люди трудятся в огородах, в садах. У нас в детском саду есть свой огород, где дети наблюдают и участвуют в работе вместе со взрослыми. Мы сами их вскапываем, сеем семена, поливаем, пропалываем, рыхлим. Неплохо, если и в семье выделят ребенку свой участок — крохотную грядку, где он будет трудиться наравне со взрослыми. Во всем этом особенно ценно то, что, с одной стороны, такой непосредственный контакт с природой и воспитывает в ребенке добрые чувства, а с другой — способствует пониманию результативной значимости труда. Мне кажется, что, если ребенок помог вам посадить и вырастить дерево, увидел на нем плоды, вряд ли у него поднимется рука что-то сломать, загубить живое, оскорбить действием природу.

И в заключение я хочу сказать, что результаты наших воспитательных усилий убеждают в том, что в нравственно-трудовом воспитании детей родителям принадлежит решающая роль.

Консультация «Нравственное воспитание в детском саду и семье» Гуманные чувства, закладываемые семьей, являются важной предпосылкой нравственного развития ребенка. Общение ребенка с родителями происходит.

Формирование культуры поведения старших дошкольников в семье и детском саду Формирование культуры поведения эта проблема нравственного становления личности существует очень давно и в этой области сделано много открытий.

Консультация для родителей «Физическое воспитание ребенка в ДОУ и в семье» Забота о здоровье детей, сохранение и укрепление которого составляет основное содержание физического воспитания, — в центре внимания детских.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье» Многие родители уделяют внимание трудовому воспитанию детей, развивают у них навыки самостоятельности. Поэтому большинство детей, придя.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье» Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна.

Консультация для родителей «Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье» Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями.

Консультация для родителей «Воспитание вежливости в семье» И. В. Носкова, воспитатель МБДОУ №69 «Дюймовочка», г. Северодвинск Консультация для родителей: «Воспитание вежливости в семье». Вежливость.

Тренинг для родителей «Индивидуальный подход к детям в детском саду и семье» Цель: Решение вопросов воспитания детей, связанных с учётом особенностей ребёнка и условий его жизнедеятельности, признание права ребёнка.

Трудовое воспитание детей. Консультация для родителей (2 младшая группа) Как растить трудолюбивых. Все родители хорошо понимают, как привить ребёнку элементарные трудовые навыки, ведь труд формирует личные.

Трудовое воспитание в детском саду Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. И задача педагогов и родителей.

Консультация для родителей: «Трудовое воспитание детей в семье».

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: «Трудовое воспитание детей в семье».»

Трудовое воспитание детей в семье

Цель: познакомить и приобщить родителей к информации о трудовом воспитании в семье.
Назначение: данный материал предназначен для родителей дошкольников, а также будет полезен воспитателям.
Актуальность. «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни.» (К.Д.Ушинский).
Труд-всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы,но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим,потому что именно творческий труд,делает человека богато духовно. Для того, чтобы ребёнок получил полноценное воспитание, необходимы не только совместная деятельность со взрослым, двигательная активность и стремление к знаниям, но также важен и труд.
Трудолюбие прививается с младенчества. И тут необходим вклад не только воспитателей, но и родителей. Стремление к труду изначально прививается родителями. А уже в дальнейшем развивается в детском саду и школе.Если ребёнок сам стремиться трудиться или выполнять трудовые поручения, то этим он воспитывает любовь к труду, чувство долга. У него воспитывается характер, умения и навыки в труде развиваются быстро и главное – с интересом для самого ребёнка.
Основы трудового воспитания закладываются в семье.
Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Успехом в воспитания трудолюбия можно назвать вырабатывание привычки у детей выполнять обязанности самостоятельно. Ребёнка необходимо научить тому, что его дела он должен делать сам, тогда у него будет развиваться чувство значимости. А наша обязанность – обязанность взрослых – развивать самостоятельность, трудолюбие и стремление к успеху.
Кто он, как его зовут?
Кто на свете самый главный
Самый добрый; самый славный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну\ конечно,
Это труд!
Кто на свете самый умный,
Самый старый; самый юный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Кто на все века и годы
Настоящий царь природы?
Царь полей, заводов, руд?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
***
«Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач». К.Д.Ушинский.

Уважаемые родители!
Разрешите предоставить вашему вниманию буклет по теме « Трудовое воспитание дошкольников»
ЧТО ЗНАЧИТ подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Без этого не может быть успехов ни в учении, ни в будущей деятельности; без этого нет ни уважения окружающих, ни чувства собственного достоинства. Иными словами, без этого нет счастья.
Только в труде, систематическом и упорном, формируется личность, выковываются ее лучшие качества.
Работая вместе с другими детьми, помогая им и получая их помощь, ребенок становится более отзывчивым, чутким. Ежедневное решение той или иной практической задачи развивает умственные способности, любознательность, настойчивость.

Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека. Заботясь о нем, заботьтесь о том, чтобы он был трудолюбив!

Ошибаются родители, которые думают, что пора трудового воспитания наступает, когда ребенок достигает школьного возраста или становится еще старше.
Стремление к активному практическому действию свойственно детям, заложено в них от природы. Это драгоценное качество надо поддерживать, развивать, умело направлять.
Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты

Советы родителям
• Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;
• Закрепить за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;
• Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;
• Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение;
• Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда;
• Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой;
• Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам;
• Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний;
Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду. С этого начинается воспитание бережного отношения к общественному достоянию

Читайте так же:  Можно ли рис 8 месячному ребенку

Консультация для родителей на тему: «Трудовое воспитание детей в семье и в детском саду».

Автор: Незнанова Светлана Вячеславовна

Консультация для родителей на тему: «Трудовое воспитание детей в семье и в детском саду».

Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста, в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным.

Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в одежде, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, а из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

Труд детей в природе.

Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.

Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство.

В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений.

«Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства»

Работа с семьей.

Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие. Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.

Как ребенка приобщить к труду?

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить, что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному труду со взрослыми.

Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей.

В процессе трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлеб завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале. Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.

В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде.

Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна

Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях: «Подай!», «Подержи!», « Поднеси!», то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться.

Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с интересом.

Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь.

Труд детей в семье, организуемый взрослыми, сближает ребенка, способствует влиянию взрослого, но его интересы и потребности. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию.Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Консультация по трудовому воспитанию дошкольников

Медникова Е.А., воспитатель МАДОУ Д/С №106 «Забава» г. Набережные Челны РТ

Что значит подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное — научить любить труд и находить в нем источник радости.

Детский труд — это привлечение детей к работе на регулярной основе.

Дошкольникам доступен легкий хозяйственно-бытовой труд. Участие в нем имеет огромное воспитательное значение. Именно с помощью такого труда устанавливаются у ребенка взаимоотношения с окружающими его людьми.

Работая вместе с другими детьми, помогая им и получая их помощь, ребенок становится более отзывчивым, чутким. Ежедневное решение той или иной практической задачи развивает умственные способности, любознательность, настойчивость.

У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в тех видах труда, которые им еще мало доступны. Но гораздо труднее добиться, чтобы желание это было устойчивым. С азартом взявшись за дело, малыш способен быстро охладеть к нему, отвлечься, заняться чем-нибудь другим.

Для малыша важнейшее средство трудового воспитания — игра.

Главной задачей трудового воспитания является формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Дети двух-трех лет вполне в состоянии выполнить простейшие поручения — убрать свои игрушки, что-то поднять, принести — например, подать маме книгу, папе — очки, бабушке — домашние туфли.

Трудовое, нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование активной позиции человека могут быть достигнуты только совместными усилиями семьи и общественности.

Очень важно уметь вовремя прийти ребенку на помощь, терпеливо напоминать, что и как надо делать его, замечая даже самые маленькие достижения.

Одевая малыша, разговаривайте с ним, привлекайте его внимание к своим действиям, показывайте отдельные приемы, давайте простые задания: натяни чулочек, поправь фартучек, подай кофточку, возьми платочек.

На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он не просто тычет ею в снег, а расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями, совком.

Привлекайте его и к работе по дому — пусть в меру своих сил учится поддерживать порядок в квартире, ставить на место сдвинутые стулья, вытирать пыль.

Если детей включают в совместный со взрослыми и доступный труд, они трудятся с большим желанием, стремятся выполнить работу лучше и сделать больше.

Включение детей в труд взрослых на практике реализуется двумя путями: во время наблюдений и экскурсий, когда даются сведения о работе тружеников ближайшего окружения, и при организации совместной трудовой деятельности со взрослыми.

Необходимо чаще рассказывать о пользе, которую они приносят взрослым, участвуя с ними в общем труде. Постепенно дети будут осознавать, как можно помогать окружающим, приносить радость, заботиться о них. Таким образом, совместный труд взрослого и детей является одной из весьма действенных форм организации трудовой деятельности детей, позволяющей формировать у них любовь и уважение к труду и людям труда.

Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка.

Главная цель трудового воспитания детей — это формирования у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.

Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребёнка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.

Консультация на тему:
Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье»

консультация помогает родителям не доспукать ошибок в процессе организации трудовой деятельности ребенка-дошкольника.

Предварительный просмотр:

Войлочникова Светлана Петровна,

воспитатель МБДОУ №121 города Оренбурга

Консультация для родителей

«Трудовое воспитание дошкольников в семье»

Дошкольный возраст – это период когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых, поэтому он наиболее благоприятен для приобщения детей к труду. Главная задача взрослых – это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.

Правильное воспитание невозможно представить себе как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры. В нашей стране труд перестал быть предметом эксплуатации, он сделался делом чести, славы, доблести. В нашей Конституции написано: « Кто не работает, тот не ест».

Трудовая деятельность дошкольника не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка. Специфика труда дошкольника состоит в том, что труд тесно связан с игрой. У игровой и трудовой видов деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых, а также стремление к самостоятельности. В труде и игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых, действует в воображаемом плане, в труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.

Читайте так же:  Развитие речи у дошкольников денисова дорожин

В труде ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и познает мир социальных отношений между людьми.

Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию нравственных качеств.

Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает ребенка ответственным, значимым, самостоятельным. А вот отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности и эгоизма.

Существует ряд ошибок, которые допускают родители в трудовом воспитании детей:
– Ироническое, пренебрежительное отношение к труду ребенка. Ирония и «пренебрежение отобьет охоту даже у взрослого, что же говорить о малыше
— Стремление родителей все сделать самим. Нехватка времени и нежелание переделывать работу за ребенком приводит к тому, что родители делают все сами – даже то, что малыш в состоянии сделать сам.
– Приучение к труду силой. Случается, что родители слишком требовательны к ребенку. Они не только дают ему слишком много работы, но и заставляют его делать все идеально. В результате у детей появляется отвращение к труду.
– Нежелание родителей помогать. Некоторые родители считают, что малыш должен до всего доходить «своим умом». В большинстве случаев ребенок лишается поддержки в виде опыта и мудрости взрослых.

1. Не запрещайте ребенку помогать вам.

Наоборот, надо выражать радость и дать понять ребенку, что без его помощи вам не обойтись. Если вы опасаетесь, что ваша квартира сильно пострадает после такой помощи, то давайте задания сами. Можно попросить собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы или дать другие несложные задания. После выполнения поручения, обязательно похвалите его, даже если что-то получилось не так. Понятно, что взрослым проще и быстрее сделать все самим, но дайте ребенку возможность ощутить свою полезность.

2. Превратите домашнюю работу в игру.

Вариантов много, можно устроить соревнование: кто быстрее соберет игрушки, кто чище вымоет тарелку и т.д. Можно приобщать к выполнению работы игрушки: мама с зайцем моет посуду, а дочка с мишкой протирают пыль. Еще вариант – придумать небольшую сказку о выполняемом поручении. Возможно, вы придумаете свою игру. Самое главное, чтобы ребенку было интересно.

3. Доверьте ребенку выполнять определенные вещи.

В семье у каждого должны быть распределены обязанности. Надо дать малышу почувствовать себя полноценным помощником. Когда ребенок увидит, что каждый в семье выполняет свои обязанности, то он осознает свою важность и не будет отказываться от работы.

4. Объясняйте ребенку, что вы от него хотите.

Нужно четко сформулировать, какую помощь вы хотите получить от ребенка. Не ругайте ребенка, если он не понимает, что вы хотите. Попробуйте объяснить еще раз. Очень важно не повышать голос, не говорить приказным тоном, а спокойно просить ребенка о конкретной помощи. Очень хорошо, если вы предложите ребенку сделать что-то вместе. Можно предлагать ребенку выбор, например: «Ты будешь мыть посуду или вытирать пыль?»

5. Самое главное – не забывайте хвалить ребенка! Родители часто совершают ошибку, обещая за выполненную работу материальные поощрения, например: вымоешь посуду – куплю мороженое. Ребенок быстро привыкнет к такой схеме и будет вам помогать только за определенное вознаграждение.

Надо приучать малыша к тому, что помогая вам, он приносит пользу близким людям. Давайте малышу задания, которые у него лучше получаются.

6. Не забывайте, что родители всегда являются примером для детей.

Обратите внимание, с какими эмоциями, словами, настроением вы выполняете домашнюю работу. Если она вызывает у вас отвращение, раздражение, вы всем своим видом показываете, как ненавидите мыть пол или посуду. Старайтесь всем своим видом и поведением вызвать у ребенка желание вам помочь. Он должен понять, что это интересно.

В заключении хочется отметить, что правильное воспитание невозможно представить, как воспитание нетрудовое.

Труд всегда был основанием для человеческой жизни, благополучия человека. Следует помнить, что труд – это дело чести, славы доблести. Поэтому задача взрослых, в первую очередь родителей – научить ребенка трудиться, привить ему интерес к трудовой деятельности, желание помогать.

  1. Комарова Т.С. Трудовое воспитание в детском саду: для занятий с детьми 2 – 7 лет: программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
  2. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. — М.,1991.
  3. Щелкин Л. Воспитание детей в процессе труда (старшая группа) // Дошкольное воспитание. – 1987. — № 12

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Через труд для других, через добрые дела для окружающих формируется сознание ребёнка, понимание того, что каждый человек должен трудиться.

Консультация для родителей о четырех видах трудового воспитания дошкольников. Рекомендации родителям о трудовом воспитании детей в семье.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье».

Труд. Какое это прекрасное и хорошее слово.

В дошкольном возрасте необходимо развивать у детей важные для труда физиологические и психологические предпосылки – самостоятельность, целеустремлённость, уверенность движений, активность. Програ.

Вряд ли найдётся взрослый, который будет возражать против того, что ребёнка нужно приобщать к труду. Вместе с тем вопросы трудового воспитания в каждой семье решаются по- своему. В дошкольном возрасте.

Консультация для родителей « Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей

« Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Трудовое воспитание занимает одно из центральных мест в общем процессе воспитания детей. Трудовая деятельность в детском возрасте помогает формировать из ребенка социально адаптированную и полностью самостоятельную личность, понимающую, что труд жизненно необходимое средство существования и нравственная потребность человека.

Основные задачи трудового воспитания детей.

— Ознакомление с трудом взрослых.

— Воспитание уважения к труду.

— Воспитание интереса к труду.

— Обучение простейшим трудовым навыкам и умениям.

— Воспитание самостоятельности и трудолюбия.

— Обучение труду в коллективе и на благо коллектива.

Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

С какого возраста начинать трудовое воспитание?

С раннего возраста, у детей формируют навыки труда, направленные на удовлетворение личных потребностей, они связаны с процессами одевания, раздевания, приема пищи и с соблюдением элементарных навыков личной гигиены. В совместной со взрослыми деятельностью детей знакомят с новыми трудовыми операциями: поставить посуду, протереть стол, убрать игрушки. На прогулке дети могут помочь взрослому убрать на дорожках и скамейках листву, собрать лопаткой снег. В уголке природы вместе со взрослыми поливают цветы, кормят пернатых любимцев на участке детского сада.

Обучая детей младшего дошкольного возраста навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребенка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия. От взрослого требуется огромное терпение и педагогический такт, чтобы не погасить детскую инициативу. Необходимо поощрять попытки детей помогать друг другу.

Хозяйственный – бытовой труд детей этого возраста сводится к выполнению простейших поручений, но этот труд следует всячески поощрять, поскольку эти действия содержат початки коллективного труда. Необходимо, чтобы труд был посильным для детей. Однако уже в этом возрасте они должны почувствовать, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Следует учить детей трудиться рядом друг с другом, не мешая.

Уход за животными и растениями родители должны выполнять в присутствии детей, поясняя свои действия и побуждая у детей желание помогать ему. Важно формировать у детей желание помогать, заботится о животных и растительном мире.

Как правильно построить трудовое воспитание?

Правильная организация трудового воспитания детей предусматривает соблюдение нескольких несложных правил:

Это означает, что ребенка нельзя заставлять трудиться насильно и нагружать непосильной для его возраста работой.

Каждой трудности — по разу.

Чтобы процесс трудового воспитания не был монотонным, обыденным и скучным необходимо дать ребенку возможность попробовать свои силы в различных сферах деятельности. Помимо того, что это сделает процесс приобщения к труду интересным и ярким, это так же позволит выявить индивидуальные способности и склонности ребенка.

Сформируйте конечную цель.

Для успешного освоения любого навыка необходима определенная мотивация. Чтобы пробудить желание ребенка к труду – следует детально обрисовать ему результаты работы.

Кроме мотивации для освоения трудовых навыков необходимы такие качества, как внимание, упорство настойчивость. Именно этих качеств часто не достает большинству детей. Чтобы справиться с данными возрастными трудностями следует внести в трудовой процесс какой – то « интерес» — «изюминку». Для этого достаточно включить в работу игровой момент, чтобы сделать ее захватывающим и радостным занятием.

Не наказывайте работой.

Ни в коем случае не следует наказывать детей работой. Труд должен приносить удовлетворение и радость, а не вызывать страх и обреченность.

Что дает трудовое воспитание?

Дети получившие правильное трудовое воспитание уважают труд других людей, знают цену трудовых усилий и всегда обратят внимание на человека, нуждающегося в помощи.

Уважаемые родители, помните, что только труд поможет детям вырасти самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами общества.

Консультация по теме:
Консультация для педагогов на тему: «Трудовое воспитание дошкольников»

Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника.

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Консультация для педагогов на тему:

Трудовое воспитание дошкольников

Подготовила: воспитатель ГБОУ СОШ №1034

«Труд − всегда был основой для человеческой жизни и культуры».

Труд, в широком смысле, − это слияние порывов души и энергии, ума и рук, отношения человека к человеку и человека к коллективу. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому дошкольное трудовое воспитание направлено на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду.

Труд развивает умственные способности ребенка: его сообразительность, творческую смекалку.

На современном этапе, к сожалению, этой проблеме уделяется недостаточно внимания, что актуализирует поднятую нами проблему. Дошкольные учреждения выполняют задачу большой значимости − подготовку детей к обучению в школе. Поэтому именно в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу −формирование нового человека.

Мысль «я должен» рождается у ребенка тогда, когда у него есть чувство удивления перед трудом матери, отца, детского коллектива. Требуется большое воспитательное мастерство, чтобы ребенок занялся настоящим полезным трудом. В напряжении физических сил воспитывается благородство души, честь, достоинство. Семья – первый родник, от которого рождаются чувства и убеждения. Ребенок, который вырос в атмосфере потребительского счастья, становится невосприимчивым к слову, призыву, внушению, поучению, напутствию. Человеческая жизнь начинается тогда, когда ребенок делает не то, что хочется, а то, что нужно семье, обществу.

Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка, именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах затрагивали эту тему Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.C. Макаренко, В.A. Сухомлинский. Обратимся к их высказываниям.

Выдающийся труд Я.А. Коменского «Материнская школа», написанный почти три с половиной века назад, был первой и блестящей попыткой создания теории дошкольного воспитания, положившей начало продуманной и организованной работе с маленькими детьми в соответствии с их возрастными особенностями.

Развивая свои мысли об обучении деятельности, Я.А. Коменский устанавливает три вида деятельности. Один вид он относит к деятельности ума, другой − к деятельности языка, третий − к действию рук».

Радость труда − могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. В труде распространяется богатство человеческих отношений.

Мысли К.Д. Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. К.Д. Ушинский утверждает : « Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья. Труд − важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения ».

К.Д. Ушинский придавал большое значение физическому труду, считал очень полезным, чтобы человек в своей деятельности сочетал физический и умственный труд. Говоря о труде, он указывал, что «учение- есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли». Он решительно возражал против развлекающего, забавляющего обучения, против стремления некоторых педагогов сделать обучение для детей как можно более легким. Учить, играя, писал К.Д. Ушинский, можно только маленьких детей.

Читайте так же:  Формирование у детей дошкольного возраста представлений о множестве

В своих работах Н.К. Крупская неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, − это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

В лекции о трудовом воспитании А. С. Макаренко раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда детей, отметив, что в нем формируется самостоятельность, ответственность, самоорганизация, целенаправленность их поведения. Педагог особое значение придавал коллективному детскому труду, в котором возникает взаимная ответственность участников. «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу»,— писал он.

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: « Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей». Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка.

В трудовой деятельности дошкольники овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладевать новыми умениями и навыками.

В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид.

Трудовая деятельность закаливает детей физически, так как многие ее виды дети выполняют на воздухе. Они становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует старательность и исполнительность.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно — бытовой труд, труд в природе и ручной труд .

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий

навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей. В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.

Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.

В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

В младших группах дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.

Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними. Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них.

Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим.

В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности.

Ручной труд — это изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. В процессе работы дошкольники знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид.

Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. На родительских собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах с родителями педагог рассказывает о требованиях «Программы воспитания в детском саду» к трудовому воспитанию детей. Он дает родителям конкретные рекомендации и советы о том, каким должно быть содержание труда детей дома, как его организовать и методически правильно им руководить: прежде чем требовать от ребенка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен сделать; не наказывать трудом; поощрять за старание; не перегружать, создавать нормальные условия для труда.

Воспитатель рекомендует родителям придерживаться тех же требований при организации труда детей, что и в дошкольном учреждении. Учитывая возраст и возможности ребенка, приучать его к самообслуживанию, не делать за него то, что он должен и может сделать сам.

На основе классификации Ю.К. Бабанского, В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой можно выделить две группы задач:
1. Помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью: в освоении

структуры деятельности; приобретении трудовых навыков, умений;
2. Развитие личности ребенка в труде: развитие свойств, качеств личности; формирование взаимоотношений; приобретение социального опыта взаимодействия.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах : в форме поручения, дежурств, коллективной ( общей, совместной) трудовой деятельности.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Совместная деятельность — еще один метод ознакомления детей с трудом взрослых. Этот труд нагляден и понятен и по характеру действий, и по явно ощутимым результатам, он содержит много элементов, близких к навыкам, прививаемым детям (например, навыкам соблюдения чистоты и порядка). Наиболее благоприятные условия складываются тогда, когда взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая детям посильные поручения, налаживая сотрудничество. Дети выполняют отдельные трудовые поручения, для детей постепенно вводятся дежурства.

Работы, которые могут быть выполнены детьми совместно с воспитателями:

  1. Уход за растениями.
  2. Починка игрушек.
  3. Подготовка к рисованию, к работе с клеем.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется только в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.

Требования к организации детского труда :

1. Систематичность детского труда . Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка

2. Постепенность рабочей нагрузки . Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Не посильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости», что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребенка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяют частоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью.

3. Подбор оборудования для труда . Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию – к их размеру, материалу, окраске – и к организации труда дошкольников. С точки зрения нравственного воспитания правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд.

4. Создание в группе трудовой атмосферы . Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя — постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от

самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.

Исследования, проведенные по трудовому воспитанию, показывают, что важнейшим условием для перехода к более высокой ступени деятельности — к учению – является воспитание у дошкольников способности систематически выполнять посильные обязанности вне зависимости от личного желания ребенка, от случайностей его настроения. Когда ребенок к концу дошкольного возраста хорошо справляется со своими весьма несложными делами, можно считать, что он подготовлен к выполнению более сложных обязанностей, которые возложит на него школа.