Меню

Когда в семье рождается второго ребенок

Оглавление:

Детские пособия и выплаты на второго ребенка

По нормам российского законодательства в сфере государственной поддержки семей с детьми при рождении второго ребенка родителям положены единовременные и ежемесячные пособия, аналогичные выплачиваемым по случаю беременности и при рождении первого ребенка. В дополнение к этому предоставляются выплаты материнского (семейного) капитала, размер которого на 2017 год составляет 453026 руб. (индексация данной выплаты до 1 января 2020 года проводиться не будет из-за большого дефицита бюджета).

Единовременное пособие по беременности и родам

  • Выплачивается за весь декретный отпуск суммарно в зависимости от сложности родов (140 дней — обычные роды, 156 дней — осложненные роды, 194 дня — в случае рождения двух и более детей).
  • Для безработных (неработающих) мам пособие по беременности и родам предусматривается в установленных случаях в минимальном размере.
  • Устанавливается в размере 100% среднего заработка для работающих женщин. Средняя заработная плата рассчитывается за два календарных года, предшествующих году ухода в отпуск по беременности и родам.
  • Пособие назначается работодателем в течение 10 дней после предоставления пакета документов. Выплата пособия производится в день выплаты зарплаты в организации, где до декрета работала женщина.

Срок обращения за выплатой пособия по беременности и родам ограничен шестью месяцами со дня окончания отпуска по беременности и родам.

Единовременное пособие при рождении второго ребенка

Может получить один из родителей (как правило, мама) либо лицо, его заменяющее. Размер пособия в 2017 году составляет 16350,33 руб.

Пособие выплачивается по месту работы родителя, подавшего в бухгалтерию организации заявление о назначении выплаты и пакет необходимых документов, или безработным в отделениях социальной защиты населения. Назначается и выплачивается в течение 10 дней с момента подачи документов и не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.

Подробнее о данной выплате можно ознакомиться в данной статье.

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет

Является ежемесячным и назначается по месту работы родителя, подавшего в бухгалтерию организации заявление о назначении пособия и пакет необходимых документов. Выплачивается в размере 40% от среднего дохода за предыдущие два года, предшествующие рождению ребенка. Пособие также может быть получено другими родственниками, фактически осуществляющими за ним уход.

Минимальный размер выплаты по уходу за вторым ребенком до 1.5 лет составляет 6131,37 руб.

Больше информации о расчёте и начислении пособия по уходу за ребенком.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет

Выплачивается по месту работы молодой мамы. Компенсация по уходу за ребенком до 3 лет положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Необходимо предъявить нужные документы в бухгалтерию организации, где работала женщина до декретного отпуска. Выплата производится в течение десяти дней с момента подачи пакета документов. Этот вид пособия является ежемесячным.

Материнский капитал

Право на получение материнского капитала предоставляется один раз при рождении второго или последующего ребенка в семье. Размер маткапитала в 2017 году составляет 453 026 руб.

Получить материнский капитал семья может в территориальном подразделении Пенсионного Фонда РФ по месту фактического проживания при предъявлении необходимого пакета документов. Срок обращения за получением сертификата государственного образца не ограничен.

Рождение второго ребенка: как подготовить первенца

В семье новорожденный. Что чувствует старший ребенок?

Рождение второго ребенка — важное событие не только для родителей, но и для их первенца. Нужно ли готовить ребенка к появлению младенца? Когда рассказать о беременности и что должен знать старший ребенок?

Некоторые родители не уделяют особого внимания этим вопросам. «Он еще маленький, все равно не поймет», «Зачем говорить, и так будет все ясно», «Пусть это будет сюрпризом».

Но дети, независимо от возраста, чувствуют изменения в жизни семьи, улавливают перепады в настроении, реагируют на ссоры. С возникшими переменами у них может нарушиться режим дня, появиться плаксивость, беспокойство или отказ от еды. Маленький ребенок не может задать вопрос, сказать о своих переживаниях, но он хорошо интерпретирует состояние родителей.

Поэтому важно говорить о предстоящих изменениях. Тогда, как правило, дети лучше адаптируются к новой ситуации и новому ритму жизни семьи.

Поговорим об этом

В раннем возрасте ребенок начинает познавать мир и чувствует себя в нем еще не очень уверенно. Для малышей важен покой и стабильная обстановка, поэтому слишком долгое ожидание может вызвать беспокойство и тревогу. За 2-3 месяца до родов скажите о том, что у вас скоро появится еще один малыш. «Мама с папой тебя очень любят. У мамы и папы скоро будет еще один малыш».

С детьми дошкольного и младшего школьного возраста не стоит подробно и слишком заблаговременно обсуждать тему предстоящего появления младенца, они не любят долгого ожидания, оно может смениться раздражением и недовольством: «Ну, когда же он появится?» Подготовку лучше начать за 3-4 месяца, действуя тактично и аккуратно. Бывает, что ребенок, услышав новость, не расспрашивает родителей про будущего малыша. В этом случае проявите понимание, не давите на ребенка — ему просто нужно время на то, чтобы справиться со своими чувствами.

Ожидание второго ребенка — хороший период для того, чтобы укрепить эмоциональную связь с первенцем. Старайтесь проводить больше времени вместе. Во время бесед о будущем малыше вспоминайте то время, когда ваш старший ребенок был крохотным младенцем. Можно всем вместе посмотреть фотографии первенца, где он еще маленький. «Здесь ты совсем маленький, ты умел только спать, сосать грудь и кричать. А сейчас ты умеешь ходить, говорить, играть, прыгать» (перечисляйте достижения ребенка). «Когда появится братик, он тоже будет таким маленьким, каким был ты. Он не сможет сразу играть с тобой, сначала он будет спать, просить есть или смотреть на тебя».

Навещайте друзей, у которых есть новорожденный, чтобы старший ребенок мог изучить младенца, рассмотреть, подарить ему игрушку.

Старший ребенок может поучаствовать в оформлении детской или уголка для будущего малыша. Нарисовать рисунок и повесить его над кроваткой, выбрать плакат или повесить свою фотографию.

Предоставьте старшему возможность открывать подарки, которые принесут новорожденному. Приготовьте подарок своему первенцу от будущего малыша и не забудьте вручить его при знакомстве детей друг с другом.

Подростковый период имеет свои особенности. Подростку не нужно объяснять, что такое младенец и откуда он берется. Но важно сохранить с ребенком доверительные отношения и не утаивать информацию, дожидаясь, когда старший «сам поймет». Не ждите, когда ребенок догадается, или случайно услышит ваш разговор, или узнает от друзей или знакомых. В этом случае он может подумать, что вы с ним не считаетесь или вам неловко сообщать о беременности.

Новость о беременности матери влечет за собой внимание к сексуальной жизни родителей. Об этом стоит говорить спокойно, тактично и без смущения. Девочек часто беспокоит физиологический аспект беременности и родов. «Маме будет больно, это страшно, а вдруг с ней что-то случится?» Отнеситесь с пониманием к чувствам и переживаниям дочери. Используйте книги, детские энциклопедии, видеоматериалы (соответствующие возрасту) и развейте страхи ребенка. Поощряйте вопросы и старайтесь искренне отвечать на них.

Как снизить тревогу ребенка перед родами?

Чтобы снизить тревожность и страхи ребенка накануне рождения малыша, можно использовать следующие приемы:

  • Расскажите ребенку, что вас не будет несколько дней. Пусть он поможет вам собрать необходимые вещи.
  • Не изолируйте ребенка накануне рождения малыша, отправляя его погостить к бабушке или к родственникам без объяснения причин. Не стоит предъявлять младенца в качестве «сюрприза». Для старшего ребенка очень важно быть с вами в этот период.
  • Пока вы будете в роддоме, близкие могут организовать досуг ребенка (поход в кино или в парк).
  • Дайте ребенку на хранение какой-нибудь предмет, который имеет для вас ценность (любимая книга, игрушка, предмет одежды, украшение). Ребенок будет знать, что вы его не бросили и обязательно вернетесь.
  • Поручите старшему несколько своих обязанностей на время, пока вас не будет (кормить кошку, поливать любимый цветок, проверять почту). Пусть он ощущает себя важным человеком.
  • Договоритесь о том, как вы будете общаться во время вашего отсутствия дома (телефон, электронные письма).

Запретные или «плохие» чувства

Настал долгожданный момент, вы в предвкушении. Не спешите строить идеальный сценарий. Бывает, что старший ребенок, приходя встречать вас в роддом, не обращает никакого внимания на новорожденного младенца. Дайте ему время — сейчас он пришел к маме, по которой сильно скучал. Обнимите и поцелуйте старшего, поговорите с ним, а потом покажите младенца.

Не проецируйте на старшего ребенка свои чувства и надежды: «Ты обязательно полюбишь малыша, вы сможете вместе играть, ты станешь о нем заботиться. « Будьте готовы к тому, что старший ребенок может испытывать и негативные эмоции: раздражение, гнев, обиду, ревность и т.д.: «Я его не хочу, давай его выбросим. Пусть его заберут. Он плохой, без него было лучше». Не ругайте его за это. Пусть ребенок поделится своими переживаниями, расскажет о том, что его тревожит.

Бывает обратная ситуация, когда старший ребенок стремится быть таким, каким хотят видеть его родители: милым и любящим. «Посмотрите, как он любит свою сестренку», «Он так радуется, когда ее видит». Старший ребенок в это время гладит, целует и обнимает малыша. Казалось бы, о чем беспокоиться? Но не может быть все настолько идеальным. Не исключено, что ребенок подавляет свои негативные чувства по отношению к младенцу. Позвольте малышу выражать негативные эмоции: в беседе с вами, в рисовании или игре.

Если же негативные переживания будут замалчиваться, тогда через какое-то время может появиться невротическая симптоматика (кусание ногтей, сосание пальца, энурез, энкопрез, тики, заикание и др.), и тогда уже не обойтись без помощи специалиста.

Помните, что ребенку нужно примерно полгода, чтобы адаптироваться к изменившимся условиям. Постарайтесь, чтобы его режим сильно не изменился. Он так же спит в своей кроватке, у него не забрали игрушки, чтобы отдать малышу, он продолжает ходить в детский сад или школу, он может смотреть любимые мультики или играть на в привычном месте.

Читайте так же:  Методы воспитания стимулирование

Помогите старшему найти место в комнате, где он сможет хранить свои вещи и игрушки, которыми не захочет делиться с малышом. Пусть это будет его личное пространство.

Сейчас старшему ребенку понадобится много тепла, ласки и любви — больше, чем прежде. Ему нужно убедиться в том, что он так же нужен родителям.

Регресс или игра «в младенца»

«Он снова как будто стал маленьким. Просит грудь или бутылочку, писает в штанишки, требует, чтобы его покачали, как младенца. Он стал беспокойным и плаксивым». Что произошло со старшим ребенком, который утратил приобретенные навыки?

Это так называемый временный регресс (ребенок вернулся на предыдущую стадию развития). Это реакция на изменившуюся ситуацию в семье. Ребенку нужно побыть в прошлом — там ему было спокойно и безопасно, мама была рядом. Главное, чтобы этот период не затянулся и ребенок продолжал развиваться дальше.

Если вы столкнулись с регрессом, не пугайтесь и не паникуйте. Пусть лучше ребенок открыто выразит свои чувства, чем спрячет их глубоко внутри. Поэтому ни в коем случае не ругайте ребенка за такое поведение, он делает это не специально.

Попробуйте поддержать игру «в младенца» — «запеленайте» старшего ребенка, покачайте его. Играйте по 10-15 минут в день. Пусть ваш первенец снова побудет младенцем. Как только он переварит новые впечатления, проиграет свои чувства, потребность в этой игре отпадет, ему это будет не нужно. Как правило, этот период занимает 2-3 недели.

Если вы видите, что данный период затянулся более чем на 2 месяца, лучше проконсультироваться с психологом. Возможно, переживания ребенка слишком болезненны, тогда период регрессии может затянуться и повлечь за собой осложнения.

Выбираем стратегию поведения

«Как помочь старшему ребенку в этот период? Как лучше себя вести? Просить ли его о помощи?» Подобные вопросы часто задают себе родители.

Прежде всего, обозначьте границы: «Если ты сердишься на малыша, ты можешь нам об этом сказать, но ты не можешь бить его или кричать».

Вы можете просить старшего ребенка о помощи (подать подгузник, сходить в аптеку, принести бутылочку, покачать малыша), но не превращайте его в няньку. Помните, что у старшего есть свои дела и обязанности.

Обращаясь к старшему, используйте просьбу («Ты не мог бы мне помочь?», «Если тебе не трудно, пожалуйста»), а не приказ («Ты должен мне помогать», «Заботиться о маленьком — твоя обязанность»). Не забудьте поблагодарить и похвалить своего первенца.

Не сталкивайте детей между собой, ставя их в пример друг другу. «Посмотри, как малыш хорошо поел, не то, что ты». Вы можете сказать: «Покажи младшему, как нужно кушать, он еще не научился делать это так хорошо, как ты».

Попросите папу или бабушку хотя бы недолго посидеть с младенцем, а сами отправьтесь со старшим в магазин (чтобы купить что-то для него, а не для малыша) или на прогулку.

Не заставляйте старшего играть с младшим. Силовые приемы здесь не помогут. Пусть пройдет немного времени, и старший ребенок сам проявит интерес к малышу.

Избегайте в разговоре таких фраз, как: «Ты старший — ты должен ему уступать», «Ты уже большой, а он маленький и ничего не понимает», «Ты уже взрослый, зачем тебе это?». Это может спровоцировать протестные реакции и негативное отношение к младшему ребенку.

Помните, что от родителей и ближайших родственников зависит, как ребенок адаптируется к своей новой роли. Старайтесь быть нежными, ласковыми и терпеливыми с обоими детьми. Не забывайте и о себе, найдите время для отдыха, расслабления, встреч с друзьями. Если вы будете счастливы сами, то вы сможете сделать счастливыми и своих детей.

Рождение второго ребенка: как подготовить первенца

В семье новорожденный. Что чувствует старший ребенок?

Рождение второго ребенка — важное событие не только для родителей, но и для их первенца. Нужно ли готовить ребенка к появлению младенца? Когда рассказать о беременности и что должен знать старший ребенок?

Некоторые родители не уделяют особого внимания этим вопросам. «Он еще маленький, все равно не поймет», «Зачем говорить, и так будет все ясно», «Пусть это будет сюрпризом».

Но дети, независимо от возраста, чувствуют изменения в жизни семьи, улавливают перепады в настроении, реагируют на ссоры. С возникшими переменами у них может нарушиться режим дня, появиться плаксивость, беспокойство или отказ от еды. Маленький ребенок не может задать вопрос, сказать о своих переживаниях, но он хорошо интерпретирует состояние родителей.

Поэтому важно говорить о предстоящих изменениях. Тогда, как правило, дети лучше адаптируются к новой ситуации и новому ритму жизни семьи.

Поговорим об этом

В раннем возрасте ребенок начинает познавать мир и чувствует себя в нем еще не очень уверенно. Для малышей важен покой и стабильная обстановка, поэтому слишком долгое ожидание может вызвать беспокойство и тревогу. За 2-3 месяца до родов скажите о том, что у вас скоро появится еще один малыш. «Мама с папой тебя очень любят. У мамы и папы скоро будет еще один малыш».

С детьми дошкольного и младшего школьного возраста не стоит подробно и слишком заблаговременно обсуждать тему предстоящего появления младенца, они не любят долгого ожидания, оно может смениться раздражением и недовольством: «Ну, когда же он появится?» Подготовку лучше начать за 3-4 месяца, действуя тактично и аккуратно. Бывает, что ребенок, услышав новость, не расспрашивает родителей про будущего малыша. В этом случае проявите понимание, не давите на ребенка — ему просто нужно время на то, чтобы справиться со своими чувствами.

Ожидание второго ребенка — хороший период для того, чтобы укрепить эмоциональную связь с первенцем. Старайтесь проводить больше времени вместе. Во время бесед о будущем малыше вспоминайте то время, когда ваш старший ребенок был крохотным младенцем. Можно всем вместе посмотреть фотографии первенца, где он еще маленький. «Здесь ты совсем маленький, ты умел только спать, сосать грудь и кричать. А сейчас ты умеешь ходить, говорить, играть, прыгать» (перечисляйте достижения ребенка). «Когда появится братик, он тоже будет таким маленьким, каким был ты. Он не сможет сразу играть с тобой, сначала он будет спать, просить есть или смотреть на тебя».

Навещайте друзей, у которых есть новорожденный, чтобы старший ребенок мог изучить младенца, рассмотреть, подарить ему игрушку.

Старший ребенок может поучаствовать в оформлении детской или уголка для будущего малыша. Нарисовать рисунок и повесить его над кроваткой, выбрать плакат или повесить свою фотографию.

Предоставьте старшему возможность открывать подарки, которые принесут новорожденному. Приготовьте подарок своему первенцу от будущего малыша и не забудьте вручить его при знакомстве детей друг с другом.

Подростковый период имеет свои особенности. Подростку не нужно объяснять, что такое младенец и откуда он берется. Но важно сохранить с ребенком доверительные отношения и не утаивать информацию, дожидаясь, когда старший «сам поймет». Не ждите, когда ребенок догадается, или случайно услышит ваш разговор, или узнает от друзей или знакомых. В этом случае он может подумать, что вы с ним не считаетесь или вам неловко сообщать о беременности.

Новость о беременности матери влечет за собой внимание к сексуальной жизни родителей. Об этом стоит говорить спокойно, тактично и без смущения. Девочек часто беспокоит физиологический аспект беременности и родов. «Маме будет больно, это страшно, а вдруг с ней что-то случится?» Отнеситесь с пониманием к чувствам и переживаниям дочери. Используйте книги, детские энциклопедии, видеоматериалы (соответствующие возрасту) и развейте страхи ребенка. Поощряйте вопросы и старайтесь искренне отвечать на них.

Как снизить тревогу ребенка перед родами?

Чтобы снизить тревожность и страхи ребенка накануне рождения малыша, можно использовать следующие приемы:

  • Расскажите ребенку, что вас не будет несколько дней. Пусть он поможет вам собрать необходимые вещи.
  • Не изолируйте ребенка накануне рождения малыша, отправляя его погостить к бабушке или к родственникам без объяснения причин. Не стоит предъявлять младенца в качестве «сюрприза». Для старшего ребенка очень важно быть с вами в этот период.
  • Пока вы будете в роддоме, близкие могут организовать досуг ребенка (поход в кино или в парк).
  • Дайте ребенку на хранение какой-нибудь предмет, который имеет для вас ценность (любимая книга, игрушка, предмет одежды, украшение). Ребенок будет знать, что вы его не бросили и обязательно вернетесь.
  • Поручите старшему несколько своих обязанностей на время, пока вас не будет (кормить кошку, поливать любимый цветок, проверять почту). Пусть он ощущает себя важным человеком.
  • Договоритесь о том, как вы будете общаться во время вашего отсутствия дома (телефон, электронные письма).

Запретные или «плохие» чувства

Настал долгожданный момент, вы в предвкушении. Не спешите строить идеальный сценарий. Бывает, что старший ребенок, приходя встречать вас в роддом, не обращает никакого внимания на новорожденного младенца. Дайте ему время — сейчас он пришел к маме, по которой сильно скучал. Обнимите и поцелуйте старшего, поговорите с ним, а потом покажите младенца.

Не проецируйте на старшего ребенка свои чувства и надежды: «Ты обязательно полюбишь малыша, вы сможете вместе играть, ты станешь о нем заботиться. « Будьте готовы к тому, что старший ребенок может испытывать и негативные эмоции: раздражение, гнев, обиду, ревность и т.д.: «Я его не хочу, давай его выбросим. Пусть его заберут. Он плохой, без него было лучше». Не ругайте его за это. Пусть ребенок поделится своими переживаниями, расскажет о том, что его тревожит.

Бывает обратная ситуация, когда старший ребенок стремится быть таким, каким хотят видеть его родители: милым и любящим. «Посмотрите, как он любит свою сестренку», «Он так радуется, когда ее видит». Старший ребенок в это время гладит, целует и обнимает малыша. Казалось бы, о чем беспокоиться? Но не может быть все настолько идеальным. Не исключено, что ребенок подавляет свои негативные чувства по отношению к младенцу. Позвольте малышу выражать негативные эмоции: в беседе с вами, в рисовании или игре.

Если же негативные переживания будут замалчиваться, тогда через какое-то время может появиться невротическая симптоматика (кусание ногтей, сосание пальца, энурез, энкопрез, тики, заикание и др.), и тогда уже не обойтись без помощи специалиста.

Помните, что ребенку нужно примерно полгода, чтобы адаптироваться к изменившимся условиям. Постарайтесь, чтобы его режим сильно не изменился. Он так же спит в своей кроватке, у него не забрали игрушки, чтобы отдать малышу, он продолжает ходить в детский сад или школу, он может смотреть любимые мультики или играть на в привычном месте.

Читайте так же:  Развитие предметных действий в дошкольном возрасте

Помогите старшему найти место в комнате, где он сможет хранить свои вещи и игрушки, которыми не захочет делиться с малышом. Пусть это будет его личное пространство.

Сейчас старшему ребенку понадобится много тепла, ласки и любви — больше, чем прежде. Ему нужно убедиться в том, что он так же нужен родителям.

Регресс или игра «в младенца»

«Он снова как будто стал маленьким. Просит грудь или бутылочку, писает в штанишки, требует, чтобы его покачали, как младенца. Он стал беспокойным и плаксивым». Что произошло со старшим ребенком, который утратил приобретенные навыки?

Это так называемый временный регресс (ребенок вернулся на предыдущую стадию развития). Это реакция на изменившуюся ситуацию в семье. Ребенку нужно побыть в прошлом — там ему было спокойно и безопасно, мама была рядом. Главное, чтобы этот период не затянулся и ребенок продолжал развиваться дальше.

Если вы столкнулись с регрессом, не пугайтесь и не паникуйте. Пусть лучше ребенок открыто выразит свои чувства, чем спрячет их глубоко внутри. Поэтому ни в коем случае не ругайте ребенка за такое поведение, он делает это не специально.

Попробуйте поддержать игру «в младенца» — «запеленайте» старшего ребенка, покачайте его. Играйте по 10-15 минут в день. Пусть ваш первенец снова побудет младенцем. Как только он переварит новые впечатления, проиграет свои чувства, потребность в этой игре отпадет, ему это будет не нужно. Как правило, этот период занимает 2-3 недели.

Если вы видите, что данный период затянулся более чем на 2 месяца, лучше проконсультироваться с психологом. Возможно, переживания ребенка слишком болезненны, тогда период регрессии может затянуться и повлечь за собой осложнения.

Выбираем стратегию поведения

«Как помочь старшему ребенку в этот период? Как лучше себя вести? Просить ли его о помощи?» Подобные вопросы часто задают себе родители.

Прежде всего, обозначьте границы: «Если ты сердишься на малыша, ты можешь нам об этом сказать, но ты не можешь бить его или кричать».

Вы можете просить старшего ребенка о помощи (подать подгузник, сходить в аптеку, принести бутылочку, покачать малыша), но не превращайте его в няньку. Помните, что у старшего есть свои дела и обязанности.

Обращаясь к старшему, используйте просьбу («Ты не мог бы мне помочь?», «Если тебе не трудно, пожалуйста»), а не приказ («Ты должен мне помогать», «Заботиться о маленьком — твоя обязанность»). Не забудьте поблагодарить и похвалить своего первенца.

Не сталкивайте детей между собой, ставя их в пример друг другу. «Посмотри, как малыш хорошо поел, не то, что ты». Вы можете сказать: «Покажи младшему, как нужно кушать, он еще не научился делать это так хорошо, как ты».

Попросите папу или бабушку хотя бы недолго посидеть с младенцем, а сами отправьтесь со старшим в магазин (чтобы купить что-то для него, а не для малыша) или на прогулку.

Не заставляйте старшего играть с младшим. Силовые приемы здесь не помогут. Пусть пройдет немного времени, и старший ребенок сам проявит интерес к малышу.

Избегайте в разговоре таких фраз, как: «Ты старший — ты должен ему уступать», «Ты уже большой, а он маленький и ничего не понимает», «Ты уже взрослый, зачем тебе это?». Это может спровоцировать протестные реакции и негативное отношение к младшему ребенку.

Помните, что от родителей и ближайших родственников зависит, как ребенок адаптируется к своей новой роли. Старайтесь быть нежными, ласковыми и терпеливыми с обоими детьми. Не забывайте и о себе, найдите время для отдыха, расслабления, встреч с друзьями. Если вы будете счастливы сами, то вы сможете сделать счастливыми и своих детей.

Рождение второго ребенка. Не отстраняйте старшего!

Как вместе пережить важное семейное событие.

Попробуем поговорить о рождении второго ребенка. Начнем с подготовки к беременности и самой беременности. Да-да, с подготовки к беременности, вы не ослышались. Неважно, представляет ли себе ребенок, что это такое, но ему нужно рассказать, что скоро у мамы в животике будет жить и расти малыш. Ведь ожидание прекрасного события — это для всей семьи. Если мама и папа планируют беременность и ожидают ее, то старший ребенок также вполне может в меру своего понимания ожидать этого.

Беременность, на мой взгляд, скрывать от ребенка не нужно даже на очень ранних сроках — если говорить о личном опыте, то мы объявили об этом нашей шестилетней дочери сразу после теста. Дальше шли по книжке «Удивительное начало твоей жизни» — каждую неделю обсуждали, что там творится у мамы в животике, какой малыш, что умеет делать. Купили дочке стетоскоп, она почти ежедневно выслушивала малыша, разговаривала с ним. Брали на все УЗИ и проверки. Объясняли, почему берут кровь, зачем меряют давление.

Я рассказывала про все изменения в организме женщины — у нас энциклопедия есть про беременность, там все подробно представлено — изнутри и снаружи. Дочка все время считала, сколько осталось месяцев, недель и дней (чем вам не математика!) — на календаре была отмечена предварительная дата родов. Самым главным на данном этапе я считаю даже не рассказы о том, что такое беременность и какой малыш в тот или иной период. Самое важное — помочь ребенку осознать, что младший уже есть! Он не «будет потом», не «придет», а уже пришел, только живет пока у мамы в животике и его не видно, но он есть, существует. Это, уверяю вас, снимет очень много послеродовых проблем.

Что чаще всего я слышу либо в советах для тех, кто ожидает второго ребенка, либо в рассказах о собственном опыте? Старшего нужно максимально окружить всеобщим вниманием, чтобы он даже не заметил никаких изменений, и его не особо трогала занятость мамы малышом. Старший должен ехать с папой в зоопарк, с бабушкой — в кино, с дедушкой на аттракционы, заедать все это ежедневно мороженым, к вечеру получать новую игрушку, няню, и прочая, и прочая. На мой взгляд, это как раз и есть самая главная ошибка. Почему?

Второй ребенок приходит в семью. Не к маме! И не к маме и папе! Он приходит ко всем троим, включая первенца. Это означает, что теперь у всех жизнь изменится окончательно и бесповоротно. Да, вполне возможно, что первые дни эти изменения будут совсем не радужными, а эмоции, очень даже может быть, — не очень положительными. Но самое главное, чтобы старший пережил это привыкание к малышу вместе с родителями или хотя бы с мамой, если папе сразу же на работу.

Все мы знаем, что женщине после родов необходим «период гнездования», когда хочется зарыться с малышом в норку, сидеть там тихонько и никого не видеть и не слышать. Приходят всякие новые чувства, бурлят гормоны, работают инстинкты. А старший — не человек что ли? У него тоже все бурлит и работает! И если в самые первые дни его изолировать от общения с малышом, не давать вместе с мамой пережить первые трудности и (вполне может быть) первые слезы по поводу утраты безраздельного владения мамой, дальше войти в роль будет тяжелее.

Если в самом начале старший получает повышенное внимание со всех сторон, он будет ждать такого же развития событий и дальше, но этого-то как раз и не произойдет! Получится разочарование и новые негативные эмоции. Старший ребенок должен немножко расстаться с эгоизмом — ведь любовь по сути своей дает, а не требует себе. И вот ему тоже необходимо учиться любить — любить и поддерживать маму в новой для него роли, любить этого совершенно неинтересного крикуна, претендующего на полное мамино внимание, и это умение поддерживать семью в трудностях ему много раз пригодится в будущем.

Некоторые говорят — ну ладно, девочка! А мальчику-то это зачем? А мальчик вырастет в папу, и будет очень удивлен послеродовым поведением своей жены! И вместо того, чтобы ей помочь и поддержать в первые трудные недели, отправится веселиться с друзьями и получать повышенное внимание на стороне?

Еще одной тяжелой ошибкой родителей является приурочивание к появлению малыша детского сада для старшего. Ребенок это воспринимает как отверженность и ненужность — мама обнимается на кровати с малышом, а ты иди в сад!

Очень советую особенно первые дни после родов, как бы ни было трудно, провести вместе с обоими детьми — да, при том, что маме никак не уделить внимание старшему, никак не почитать книжки и т.п. Лучше подключать старшего к посильному уходу за младшим: сложить пеленочки, подать-принести-унести нужное маме, дать ей водички. Старшему не менее, чем самой маме, нужно войти в свою новую роль и привыкнуть к собственному братику или сестричке. Следующие дети не будут воспринимать малыша так остро, как первый — ведь он всегда жил в центре вселенной, и тут на тебе, новости какие!

Мне после родов все по очереди приятельницы предложили «забрать Иду, ведь тебе нужно быть с маленьким». Я всем вежливо поддакнула и ни разу дочку ни к кому не отправила. Первый месяц мы втроем гнездовались, никого не звали, только после периода новорожденности стали как-то приходить в обычный режим.

Многие не хотят, чтобы у старшего «сбивался привычный режим». Вы только подумайте, какое огромное событие переживает ребенок! И он должен стоически выдерживать «привычный режим»?! Можно временно бросить всякие учебные дела (благо мы на домашнем обучении — раздолье!), снизить до минимума требования к ребенку, вплоть до автоматических навыков, которые отработаны уже давным-давно.

У ребенка сейчас такие эмоциональные перегрузки — не нужно ему еще бегать на кружки и делать поделки! Ему вполне достаточно того, что необходимо осмыслить перемены. Любое, самое малейшее дело сейчас может выбить его из колеи, а уж требования каких-то творческих потуг точно не к месту. У кого дети в начальной школе, я бы даже советовала отпросить на несколько первых дней ребенка, ничего страшного не случится со школой.

Совершенно нормален для старшего любой регресс — будьте спокойны, это временно. Совсем маленькие (2-3 года) начинают специально писать в штанишки, более старшие могут описаться от эмоциональной встряски — ругать ни в коем случае не нужно, ребенок и сам переживает по этому поводу. У детей могут быть беспричинные слезы, им все срочно нужно делать с мамой, хотя еще вчера малыш кричал «Я сам!».

Если вы практиковали совместный сон, старший может явиться под бочок, при том, что давно переселился — позвольте ему это сделать. Вот чего не нужно делать — так это попрекать возрастом («Ты же старший! как тебе не стыдно!») — ребенок не выбирал, когда ему родиться, и не надо его за это отчитывать. Самое лучшее — любую реакцию воспринимать как должное, кроме негативного отношения к малышу — это нужно разруливать, пока не поздно.

Читайте так же:  Особенности социального обеспечения семей с детьми

Рождение второго ребенка: как подготовить первенца

В семье новорожденный. Что чувствует старший ребенок?

Рождение второго ребенка — важное событие не только для родителей, но и для их первенца. Нужно ли готовить ребенка к появлению младенца? Когда рассказать о беременности и что должен знать старший ребенок?

Некоторые родители не уделяют особого внимания этим вопросам. «Он еще маленький, все равно не поймет», «Зачем говорить, и так будет все ясно», «Пусть это будет сюрпризом».

Но дети, независимо от возраста, чувствуют изменения в жизни семьи, улавливают перепады в настроении, реагируют на ссоры. С возникшими переменами у них может нарушиться режим дня, появиться плаксивость, беспокойство или отказ от еды. Маленький ребенок не может задать вопрос, сказать о своих переживаниях, но он хорошо интерпретирует состояние родителей.

Поэтому важно говорить о предстоящих изменениях. Тогда, как правило, дети лучше адаптируются к новой ситуации и новому ритму жизни семьи.

Поговорим об этом

В раннем возрасте ребенок начинает познавать мир и чувствует себя в нем еще не очень уверенно. Для малышей важен покой и стабильная обстановка, поэтому слишком долгое ожидание может вызвать беспокойство и тревогу. За 2-3 месяца до родов скажите о том, что у вас скоро появится еще один малыш. «Мама с папой тебя очень любят. У мамы и папы скоро будет еще один малыш».

С детьми дошкольного и младшего школьного возраста не стоит подробно и слишком заблаговременно обсуждать тему предстоящего появления младенца, они не любят долгого ожидания, оно может смениться раздражением и недовольством: «Ну, когда же он появится?» Подготовку лучше начать за 3-4 месяца, действуя тактично и аккуратно. Бывает, что ребенок, услышав новость, не расспрашивает родителей про будущего малыша. В этом случае проявите понимание, не давите на ребенка — ему просто нужно время на то, чтобы справиться со своими чувствами.

Ожидание второго ребенка — хороший период для того, чтобы укрепить эмоциональную связь с первенцем. Старайтесь проводить больше времени вместе. Во время бесед о будущем малыше вспоминайте то время, когда ваш старший ребенок был крохотным младенцем. Можно всем вместе посмотреть фотографии первенца, где он еще маленький. «Здесь ты совсем маленький, ты умел только спать, сосать грудь и кричать. А сейчас ты умеешь ходить, говорить, играть, прыгать» (перечисляйте достижения ребенка). «Когда появится братик, он тоже будет таким маленьким, каким был ты. Он не сможет сразу играть с тобой, сначала он будет спать, просить есть или смотреть на тебя».

Навещайте друзей, у которых есть новорожденный, чтобы старший ребенок мог изучить младенца, рассмотреть, подарить ему игрушку.

Старший ребенок может поучаствовать в оформлении детской или уголка для будущего малыша. Нарисовать рисунок и повесить его над кроваткой, выбрать плакат или повесить свою фотографию.

Предоставьте старшему возможность открывать подарки, которые принесут новорожденному. Приготовьте подарок своему первенцу от будущего малыша и не забудьте вручить его при знакомстве детей друг с другом.

Подростковый период имеет свои особенности. Подростку не нужно объяснять, что такое младенец и откуда он берется. Но важно сохранить с ребенком доверительные отношения и не утаивать информацию, дожидаясь, когда старший «сам поймет». Не ждите, когда ребенок догадается, или случайно услышит ваш разговор, или узнает от друзей или знакомых. В этом случае он может подумать, что вы с ним не считаетесь или вам неловко сообщать о беременности.

Новость о беременности матери влечет за собой внимание к сексуальной жизни родителей. Об этом стоит говорить спокойно, тактично и без смущения. Девочек часто беспокоит физиологический аспект беременности и родов. «Маме будет больно, это страшно, а вдруг с ней что-то случится?» Отнеситесь с пониманием к чувствам и переживаниям дочери. Используйте книги, детские энциклопедии, видеоматериалы (соответствующие возрасту) и развейте страхи ребенка. Поощряйте вопросы и старайтесь искренне отвечать на них.

Как снизить тревогу ребенка перед родами?

Чтобы снизить тревожность и страхи ребенка накануне рождения малыша, можно использовать следующие приемы:

  • Расскажите ребенку, что вас не будет несколько дней. Пусть он поможет вам собрать необходимые вещи.
  • Не изолируйте ребенка накануне рождения малыша, отправляя его погостить к бабушке или к родственникам без объяснения причин. Не стоит предъявлять младенца в качестве «сюрприза». Для старшего ребенка очень важно быть с вами в этот период.
  • Пока вы будете в роддоме, близкие могут организовать досуг ребенка (поход в кино или в парк).
  • Дайте ребенку на хранение какой-нибудь предмет, который имеет для вас ценность (любимая книга, игрушка, предмет одежды, украшение). Ребенок будет знать, что вы его не бросили и обязательно вернетесь.
  • Поручите старшему несколько своих обязанностей на время, пока вас не будет (кормить кошку, поливать любимый цветок, проверять почту). Пусть он ощущает себя важным человеком.
  • Договоритесь о том, как вы будете общаться во время вашего отсутствия дома (телефон, электронные письма).

Запретные или «плохие» чувства

Настал долгожданный момент, вы в предвкушении. Не спешите строить идеальный сценарий. Бывает, что старший ребенок, приходя встречать вас в роддом, не обращает никакого внимания на новорожденного младенца. Дайте ему время — сейчас он пришел к маме, по которой сильно скучал. Обнимите и поцелуйте старшего, поговорите с ним, а потом покажите младенца.

Не проецируйте на старшего ребенка свои чувства и надежды: «Ты обязательно полюбишь малыша, вы сможете вместе играть, ты станешь о нем заботиться. « Будьте готовы к тому, что старший ребенок может испытывать и негативные эмоции: раздражение, гнев, обиду, ревность и т.д.: «Я его не хочу, давай его выбросим. Пусть его заберут. Он плохой, без него было лучше». Не ругайте его за это. Пусть ребенок поделится своими переживаниями, расскажет о том, что его тревожит.

Бывает обратная ситуация, когда старший ребенок стремится быть таким, каким хотят видеть его родители: милым и любящим. «Посмотрите, как он любит свою сестренку», «Он так радуется, когда ее видит». Старший ребенок в это время гладит, целует и обнимает малыша. Казалось бы, о чем беспокоиться? Но не может быть все настолько идеальным. Не исключено, что ребенок подавляет свои негативные чувства по отношению к младенцу. Позвольте малышу выражать негативные эмоции: в беседе с вами, в рисовании или игре.

Если же негативные переживания будут замалчиваться, тогда через какое-то время может появиться невротическая симптоматика (кусание ногтей, сосание пальца, энурез, энкопрез, тики, заикание и др.), и тогда уже не обойтись без помощи специалиста.

Помните, что ребенку нужно примерно полгода, чтобы адаптироваться к изменившимся условиям. Постарайтесь, чтобы его режим сильно не изменился. Он так же спит в своей кроватке, у него не забрали игрушки, чтобы отдать малышу, он продолжает ходить в детский сад или школу, он может смотреть любимые мультики или играть на в привычном месте.

Помогите старшему найти место в комнате, где он сможет хранить свои вещи и игрушки, которыми не захочет делиться с малышом. Пусть это будет его личное пространство.

Сейчас старшему ребенку понадобится много тепла, ласки и любви — больше, чем прежде. Ему нужно убедиться в том, что он так же нужен родителям.

Регресс или игра «в младенца»

«Он снова как будто стал маленьким. Просит грудь или бутылочку, писает в штанишки, требует, чтобы его покачали, как младенца. Он стал беспокойным и плаксивым». Что произошло со старшим ребенком, который утратил приобретенные навыки?

Это так называемый временный регресс (ребенок вернулся на предыдущую стадию развития). Это реакция на изменившуюся ситуацию в семье. Ребенку нужно побыть в прошлом — там ему было спокойно и безопасно, мама была рядом. Главное, чтобы этот период не затянулся и ребенок продолжал развиваться дальше.

Если вы столкнулись с регрессом, не пугайтесь и не паникуйте. Пусть лучше ребенок открыто выразит свои чувства, чем спрячет их глубоко внутри. Поэтому ни в коем случае не ругайте ребенка за такое поведение, он делает это не специально.

Попробуйте поддержать игру «в младенца» — «запеленайте» старшего ребенка, покачайте его. Играйте по 10-15 минут в день. Пусть ваш первенец снова побудет младенцем. Как только он переварит новые впечатления, проиграет свои чувства, потребность в этой игре отпадет, ему это будет не нужно. Как правило, этот период занимает 2-3 недели.

Если вы видите, что данный период затянулся более чем на 2 месяца, лучше проконсультироваться с психологом. Возможно, переживания ребенка слишком болезненны, тогда период регрессии может затянуться и повлечь за собой осложнения.

Выбираем стратегию поведения

«Как помочь старшему ребенку в этот период? Как лучше себя вести? Просить ли его о помощи?» Подобные вопросы часто задают себе родители.

Прежде всего, обозначьте границы: «Если ты сердишься на малыша, ты можешь нам об этом сказать, но ты не можешь бить его или кричать».

Вы можете просить старшего ребенка о помощи (подать подгузник, сходить в аптеку, принести бутылочку, покачать малыша), но не превращайте его в няньку. Помните, что у старшего есть свои дела и обязанности.

Обращаясь к старшему, используйте просьбу («Ты не мог бы мне помочь?», «Если тебе не трудно, пожалуйста»), а не приказ («Ты должен мне помогать», «Заботиться о маленьком — твоя обязанность»). Не забудьте поблагодарить и похвалить своего первенца.

Не сталкивайте детей между собой, ставя их в пример друг другу. «Посмотри, как малыш хорошо поел, не то, что ты». Вы можете сказать: «Покажи младшему, как нужно кушать, он еще не научился делать это так хорошо, как ты».

Попросите папу или бабушку хотя бы недолго посидеть с младенцем, а сами отправьтесь со старшим в магазин (чтобы купить что-то для него, а не для малыша) или на прогулку.

Не заставляйте старшего играть с младшим. Силовые приемы здесь не помогут. Пусть пройдет немного времени, и старший ребенок сам проявит интерес к малышу.

Избегайте в разговоре таких фраз, как: «Ты старший — ты должен ему уступать», «Ты уже большой, а он маленький и ничего не понимает», «Ты уже взрослый, зачем тебе это?». Это может спровоцировать протестные реакции и негативное отношение к младшему ребенку.

Помните, что от родителей и ближайших родственников зависит, как ребенок адаптируется к своей новой роли. Старайтесь быть нежными, ласковыми и терпеливыми с обоими детьми. Не забывайте и о себе, найдите время для отдыха, расслабления, встреч с друзьями. Если вы будете счастливы сами, то вы сможете сделать счастливыми и своих детей.