Меню

Картинки по развитию речи детей раннего возраста

Оглавление:

«Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности» «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемЗинаида Шункова

Похожие презентации

Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: ««Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности» «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности» «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад комбинированного вида 68 муниципального образования города Братска»

2 Игра первая ступень воспитания, она представляет исключительно благоприятные условия для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Ее характером определяются речевые функции, содержания и средства общения. Слово является для ребенка частью действительности. Игра первая ступень воспитания, она представляет исключительно благоприятные условия для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Ее характером определяются речевые функции, содержания и средства общения. Слово является для ребенка частью действительности.

3 . Расширение активного словаря, формирование грамматического строя речи; Обогащение пассивного словаря детей; Развивать способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, действия и обозначать их словом; Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно произносить звуки родного языка.

4 Дидактические игры игры-забавы, игры с сюжетными игрушками, Игры — драматизации

5 К играм-забавам относятся народные: игры-потешки Все они ярко эмоционально окрашены, включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. К играм-забавам относятся народные: игры-потешки Все они ярко эмоционально окрашены, включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами.

6 Игры, направленные на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета Главным фактором, влияющим на развитие речи детей является комментирующая речь, которой ребенок сопровождает свои действия с предметами и картинками. Игры, направленные на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета Главным фактором, влияющим на развитие речи детей является комментирующая речь, которой ребенок сопровождает свои действия с предметами и картинками.

7 К играм с сюжетными игрушками относятся процессуальные игры и игры-драматизации.. К играм с сюжетными игрушками относятся процессуальные игры и игры-драматизации.. В процессуальных (или изобразительных) играх дети, как правило, воспроизводят различные бытовые ситуации (кормление, купание, посещение магазина, врача). В процессуальных (или изобразительных) играх дети, как правило, воспроизводят различные бытовые ситуации (кормление, купание, посещение магазина, врача). В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов

8 Включение в общение с детьми игр и упражнений на формирование внимания к интонации воспитателя, на узнавание голоса сверстника. Расширение пассивного словаря за счет называния предметов и действий с ними Включение в общение с детьми игр и упражнений на формирование внимания к интонации воспитателя, на узнавание голоса сверстника. Расширение пассивного словаря за счет называния предметов и действий с ними Оречевление действий ребенка (от лица педагога, игрушки). Ритуальность, ритмичность проведения режимных моментов с использованием игровых и речевых приемов (стихи, потешки). Вопросно-ответная форма общения (по инициативе педагога), предполагающая использование односоставных инструкций.

9 1. Обстановка в группе эмоционально положительная, приветливое, доброжелательное отношение, улыбка воспитателя; 2. Оформление группы эмоционально привлекательное и эстетичное; 3. Игрушки и пособия яркие, красочные, доступные; — элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми; — игра должна быть основной формой организации разных видов детской деятельности; — в течение дня должно выделяться специальное время для разнообразных игр 1. Обстановка в группе эмоционально положительная, приветливое, доброжелательное отношение, улыбка воспитателя; 2. Оформление группы эмоционально привлекательное и эстетичное; 3. Игрушки и пособия яркие, красочные, доступные; — элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми; — игра должна быть основной формой организации разных видов детской деятельности; — в течение дня должно выделяться специальное время для разнообразных игр

12 Важно, чтобы предлагаемый детям материал стимулировал их интерес к самому процессу игры, давал детям новые, слова и выражения, вызывал у них желание разговаривать по существу и игр, комментировать свои действия, вступать в диалог со взрослыми и сверстниками.

Игры для развития речи с детьми раннего возраста.

Речь складывается из активного и пассивного словаря. Нужно заложить фундамент для речи – накопить достаточно большой пассивный словарь, для того чтобы появилась возможность перехода к активному словарю (самостоятельной речи). Поэтому в первую очередь необходимо научить ребенка понимать речь. Учить говорить нужно не только на специальных занятиях, но и в быту, во время повседневного общения. Для этого малышу задают вопросы, на которые первое время взрослому приходится отвечать самому. Так, мама застилает кроватку для малыша и говорит: «Куда Ваня сейчас пойдет? В кроватку. Спать». Если сначала малыш говорил «Бай-бай», то через некоторое время на этот вопрос он начнет отвечать «Пать» («Спать»). Таким образом из речи будут постепенно вытесняться звукоподражания и лепетные слова. Разговаривать с маленьким ребенком нужно только о тех предметах, которые привлекают его внимание в этот момент, или о тех действиях, которые он совершает. Например, купая малыша, нет смысла говорить об игрушках, лучше обратить его внимание на мочалку, мыло и полотенце. Малыш, увлекшись игрой, начнет повторять за вами предложенные звуковые комплексы и упрощенные слова. И неважно, какого качества будут эти первые слова, – важно, что они наконец-то прозвучат. Похвалите ребенка и порадуйтесь вместе с ним.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Кубик и кирпичик (с 1 года) Возьмите два кубика (с гранью не менее 4 см) и два кирпичика (с гранями не менее 1 х 4 х 5 см) одного цвета. Покажите малышу кубики, назовите их и продемонстрируйте, как можно построить домик (поставить один кубик на другой). Аналогично обучите ребенка выкладывать из кирпичиков дорожку (положить один кирпичик за другим). В процессе игры постоянно повторяйте названия строительного материала, говоря: «Это кубик. Поставим кубик на кубик», «Это кирпичик. Положим кирпичик за кирпичиком». Теперь положите перед ребенком кубик и кирпичик и спросите: «Где кубик?», «Где кирпичик?» А затем попросите: «Дай мне кубик (или кирпичик)!» .
Игра способствует выработке у ребенка умения различать предметы по названию и форме, учит малыша выполнять простейшие постройки по образцу, данному взрослым.

Поручения (с 1 года) Возьмите 5–8 игрушек, с которыми малыш постоянно играет. Попросите ребенка дать вам игрушки (предметы), названия которых малыш хорошо знает, или положить игрушки (предметы) на свое место; открыть или закрыть дверь в комнату и т. п. Называя имена близких, попросите ребенка отнести им игрушку или привести взрослого сюда.
С помощью игры у ребенка выработается понимание речи (без показа) – названий нескольких предметов, действий, имен окружающих, выполнение отдельных поручений.

Знакомые вещи (с 1 года 3 месяцев) Используйте игрушки, с которыми малыш постоянно играет; предметы обихода. Во время игр, кормления и гигиенического ухода за ребенком называйте предметы и игрушки, которыми пользуется малыш (машинка, мячик, полотенце, мыло, часы и т. п.). Расставьте перед ребенком четыре предмета (игрушки) и попросите показать каждый из них. При этом задавайте ребенку вопросы: «Где …?» Расставьте эти же предметы перед малышом в другом порядке и вновь дайте задание показать каждый из называемых предметов.
Игра способствует расширению запаса понимаемых ребенком слов, обозначающих предметы быта, игрушки.

Моя одежда (с 1 года 3 месяцев) Во время сборов на прогулку, одевания после сна называйте предметы одежды малыша (рубашка, трусы, колготки, майка и т. п.). Разложите перед ребенком 4 предмета одежды и попросите показать каждый из них. При этом задавайте малышу вопросы: «Где …?» Разложите эти предметы перед малышом в другом порядке и вновь дайте задание показать каждый из названных предметов.
Задача игры – расширить у ребенка запас понимаемых слов по теме «Одежда».

Покажи носик (с 1 года 3 месяцев) Общаясь и играя с ребенком, почаще показывайте и называйте части лица самого малыша, а также игрушек: куклы, собачки, медвежонка. Попросите ребенка показать указательным пальчиком, где у него носик, глазки, ротик, ушки. Затем дайте задание малышу показать эти же части лица на кукле, на игрушке-зверюшке.
Игра поможет ребенку запомнить слова, обозначающие части лица, будет способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

Кукла Ляля (с 1 года 3 месяцев) Вам потребуются кукла, кукольная кроватка, тарелочка, ложечка, тележка (коляска для куклы). Покажите ребенку разные варианты игровых действий: уложите куклу спать, покормите с ложки, покатайте в тележке (коляске). Все свои действия комментируйте. Предложите ребенку: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку», «Покатай куклу в тележке».
Игра поможет ребенку расширить запас понимаемых слов, обозначающих разные действия.

Вытри Ляле носик (с 1 года 6 месяцев) Возьмите куклу и носовой платок. Указав на куклу, скажите ребенку: «У Ляли грязный носик. Вот платок. Вытри Ляле носик». Малыш будет сам прикладывать носовой платок к носу куклы.
С помощью этой игры ребенок научится отображать в своей игре часто наблюдаемые в жизни действия, расширит словарь понимаемых слов.

Сборы на прогулку (с 1 года 6 месяцев) Перед прогулкой разложите уличную одежду ребенка на стульчике. Скажите: «Сейчас мы пойдем гулять. Где у нас лежит шапка? Вот она. Какая она пушистая – потрогай ручками! Давай наденем шапку на головку. Вот так! Посмотрись в зеркало. Какая шапочка красивая – синяя-синяя! А это – ленточки у шапки. Мы сейчас завяжем ленточки, чтобы ушкам было тепло. Вот так! Тепло? Тепло!» … ? Игра продемонстрирует взрослому, как нужно проговаривать свои действия, общаясь с малышом, расширит запас понимаемых слов.
Выставка игрушек (с 1 года 6 месяцев) Сделайте для ребенка полочку, расположенную на уровне его глаз, и расставьте на ней игрушки. Поочередно называйте игрушки, размещенные на полочке. Разрешите ребенку взять эти игрушки и поиграть с ними, но затем попросите поставить все игрушки обратно. В течение дня несколько раз подводите малыша к полке, показывайте и называйте расставленные на ней игрушки. В конце дня снова назовите стоящие на полочке игрушки и попросите ребенка самого показать их. На другой день замените игрушки или, если малыш еще не запомнил названия, оставьте прежние, но добавьте новую.
Игра поможет расширить пассивный словарь ребенка.

Читайте так же:  Мероприятия по устройству детей сирот в семьи

Обед для зверей (с 1 года 6 месяцев) С помощью игрушек-зверюшек, игрушечного столика и посуды организуйте игру с кормлением зверей. Скажите ребенку, что звери проголодались. Предложите накормить их обедом. При этом сами с собой ведите диалог: – Вот кошечка бежит – топ-топ-топ! (Двигайте игрушечную кошечку.) Что она говорит? – Мяу-мяу! Кушать хочу! – Садись, кошечка, за стол! (Посадите кошку за игрушечный столик.) – Это кто идет вперевалочку? Мишка шагает – топ-топ, топ-топ! Что он говорит? – Э-э-э! Кушать хочу! – Садись, мишка, за стол! (Посадите мишку за игрушечный столик.) Можно посадить за стол собачку, зайчика, обезьянку и дать всем по тарелочке и ложечке, обсудив предварительно, что в тарелку «налит суп».
Игра развивает понимание ребенком обращенной к нему речи.

Кто что делает? (с 1 года 9 месяцев) Возьмите сюжетные картинки, например: мальчик ест, девочка спит, дети играют с мячом. Показывайте ребенку эти простые картинки и рассказывайте ему, кто на них изображен и что делает. Затем разложите картинки на столе и предложите малышу показать ту, на которой мальчик ест. Затем пусть малыш выберет картинку, на которой девочка спит, и ту, где дети играют. По этим же картинкам можно задать малышу вопросы: «Кто это?» и «Что делает?» На вопрос «Кто?» малыш будет подавать вам картинки. А на вопрос «Что делает?» – изображать знакомые действия. Если речевые возможности позволят, то ребенок ответит и на вопросы.
С помощью этого задания ребенок будет учиться понимать простые вопросы.

Части тела (с 1 года 9 месяцев) Общаясь и играя с ребенком, показывайте и называйте части тела. Попросите ребенка показать на себе, где находятся разные части тела: глаза, лоб, нос, волосы, спина, живот, руки и ноги. Попросите показать эти же части тела на кукле. Пусть ребенок покажет их на картинке.
Игра поможет ребенку запомнить слова, обозначающие части лица, будет способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

Волшебный мешочек (с 2 лет) Вам потребуются мешочек из яркой ткани и небольшие игрушки. Покажите ребенку мешочек и скажите, что он не простой, а волшебный: сейчас из него появятся разные игрушки. Вынимайте из мешочка игрушку, например, лисичку, называйте ее, а затем передавайте малышу. Доставая из мешочка следующую игрушку, например, кубик, назовите и его. Так одну за другой достаньте из волшебного мешочка 3–4 игрушки, назовите их и отдайте ребенку для рассматривания. Когда малыш рассмотрит все игрушки, попросите его убрать игрушки в мешочек. При этом называйте одну за другой, а ребенок пусть кладет их по очереди в волшебный мешочек.
Игра развивает у ребенка понимание речи, расширяет его пассивный словарь.

Кто это? (с 2 лет) Возьмите картинки с изображениями мальчика, девочки, мужчины, женщины. Разложите их перед малышом и называйте каждую: «Это тетя», «Это дядя», «Это мальчик», «Это девочка». Попросите показать сначала мальчика, потом девочку и т. д. Когда малыш правильно покажет картинку, отдайте ее ему. В конце игры все четыре картинки должны оказаться у малыша. Можно продолжить игру, попросив ребенка вернуть вам картинки: сначала мальчика, потом девочку, затем тетю и дядю. Получив картинки, разложите их в два ряда на столе, а затем скажите: «Спрячу девочку!» и переверните картинку обратной стороной кверху; «Спрячу мальчика!» и переверните следующую картинку и т. д. Попросите кроху вспомнить: «Где спрятался мальчик?», «Где тетя?» и т. д. Дав ответ, малыш может сам перевернуть картинки рисунками кверху. Если он ошибся, сами правильно назовите картинку. Если же ребенок выберет картинку правильно, похвалите. Аналогично проводите игры с картинками, на которых изображены домашние (кошка, собака, корова, лошадка) или дикие (медведь, лиса, волк, заяц) животные.
Игра развивает понимание ребенком обращенной к нему речи и совершенствует мелкую моторику пальцев рук.

Что делает? (с 2 лет) Возьмите сюжетные картинки: кошка спит, кошка ест из миски, кошка играет с мячиком. Разложите их перед малышом и попросите показать, где кошка спит, где играет, а где ест. Можно предложить ребенку показать картинки с мальчиком: мальчик бежит, прыгает, плавает, ест ложкой из тарелки, пьет из чашки, едет на машине, рисует, играет с воздушным шариком, умывается, плачет и т. п. (для одной игры – не более пяти картинок).
Игра развивает у ребенка понимание речи, расширяет его пассивный словарь за счет глаголов.
Слушай и выполняй (с 2 лет) В повседневном общении, в играх называйте и показывайте самые разные действия. Так, покажите, как можно кружиться на месте, прыгать, поднимать и опускать руки, приседать и т. п. Затем попросите малыша выполнить ваши команды. Команды могут быть следующими: «Сядь-встань-попрыгай»; «Встань-подними руки вверх-опусти руки-сядь»; «Попрыгай-покружись-присядь»; «Топни ножкой-похлопай в ладошки-беги ко мне».
Игра поможет закреплению в пассивном словаре ребенка слов, обозначающих действия.

Покажи и спрячь (с 2 лет) Возьмите два кубика, два мячика, две матрешки, две машинки. Разложите игрушки на столе и попросите ребенка выбрать те из них, которые вы назовете, а затем спрятать их в коробку. Например, скажите: «Спрячь в коробку кубики», а когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте: «Нет кубиков. Где кубики? Там – в коробке». Такие же действия произведите с остальными игрушками.
Игра поможет развить у ребенка понимание грамматических форм слов: родительного падежа множественного числа существительных, значение предлога «в», вопросительного слова «где». Игрушки-шалуны (с 2 лет) Используйте для игры любую мягкую игрушку, например, кошечку. Возьмите игрушку и скажите ребенку, что сегодня кошечка расшалилась: Скачет, прыгает, играет, А куда – сама не знает. Посадите кошку ребенку на плечо (при этом придерживайте ее) и спросите: «Где киса?», а затем сами ответьте: «На плече». Затем посадите игрушку на голову ребенка и вновь спросите: «Где киса? На голове». Кошку можно посадить ребенку на колени, на ладошку. Точно так же кошечка прячется под разные предметы мебели, а вы комментируете ее действия: «Киска под столом, под стулом, под кроватью» и т. д. В следующий раз кошечка будет прятаться за какие-либо предметы: за шкаф, за кресло, за спину, за дверь, за занавеску. И наконец киска устала шалить и легла отдохнуть. Вот она лежит у папы, у мамы, у бабушки и у самого малыша на коленях и поет песенку: «Мур-мур-мяу! Мур-мур-мяу!» В следующий раз проведите игру с птичкой, подвешенной на нитке, которая «летает» по комнате и садится на разные предметы, игрушки и людей.
С помощью этой игры ребенок начнет понимать значения предлогов.

Источник:Ольга Новиковская «1000 игр, заданий и упражнений для развития речи»

Тренажёр по развитию речи на тему:
Сюжетные картинки для развития речи

Сюжетные картинки для развития речи

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картины для работы логопеда в ДОУ с детьми 3-7 лет.

Красочные сюжетные картинки.

Красочные сюжетные картинки.

Иллюстрационный материал к разработкам.методического направления представлен в виде видеозаписей занятий, которые можно посмотреть в интернете по приведенным ссылкам.

Картинки: 1. Изображение зимы — составить рассказ об этом времени года, повторить признаки зимы.2. Стихотворение про январь месяц для разучивания.

В данной презентации представлено пособие, которое может стать незаменимым в развитии речи детей раннего возраста, т.к. способно активизировать речь малышей, пополнить из словарный запас и поможет пор.

Рассказы полезно составлять как по предметным картинкам, так и по сюжетным. При составлении рассказа по сюжетным картинкам особую сложность представляет необходимость не только описывать действующих п.

Запись на стене

1. «Развивайся, малыш!» О.В.Закревская

Развивайся,малыш! по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. А это
✔ Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.
✔ Предметные картинки по развитию речи.
✔ Сюжетные картинки по развитию речи.

2.Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста

Материал предназначен для логопедов, воспитателей, методистов ДОУ, а также родителей детей раннего школьного возраста. Предметные и сюжетные картинки подготовлены с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей, которые только начинают говорить. Все наглядные материалы выполнены в соответствии с программными требованиями к воспитанию и развитию детей раннего возраста. Картинки целесообразно использовать на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью. Стимульный материал рекомендуется использовать вместе с пособием О.Е. Громовой «Методика формирования начального детского лексикона».

Использование звучащей картинки для развития речи детей раннего возраста

Наталья Божедомова
Использование звучащей картинки для развития речи детей раннего возраста

Опыт работы по теме: «Использование звучащей картинки для развития речи детей раннего возраста»

К. Д. Ушинский говорил: «Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний». «Если ребенок молчит, покажи ему картинку, и он заговорит».

Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему.

В начале года я провела диагностику по НПР, результаты показали, что на высоком уровне – никого; на среднем уровне – 5 человек; на низком уровне – 16 человек.

Из наблюдений за детьми по развитию речи, за последнее время увеличилось число детей с проблемами звукопроизношения и задержкой развития речи. Я пришла к выводу, что необходимо больше внимания уделять именно развитию речи. Поэтому я поставила перед собой цель:

«Использовать «звучащие картинки» для активизации и развития речи детей»

«Звучащая картинка» — это иллюстрация к произведению малого фольклорного жанра (песенка, потешка) или небольшому стихотворению, доступному и понятному ребенку. Картинка состоит из двух частей: основной (заготовка воспитателя) и съемной (продукт детской деятельности).

Читайте так же:  Вышивка крестом новорожденные дети

Исходя из данных диагностики и решений поставленной цели, были сформулированы задачи:

1)Знакомить детей с устным народным творчеством, воспитывать эмоциональную отзывчивость;

2)Развивать речь, мелкую моторику рук;

3)Учить детей воспринимать произведения, понимать их содержание;

4)Расширять словарный запас детей;

5)Развивать память, внимание.

Поставив цель и задачи, я на первом этапе, стала изучать методическую литературу по данной теме. В своей работе я использовала опыт работы, данный опыт был апробирован в МДОУ №8 г. Мирный Архангельской области. Данный опыт соответствует требованиям ФГОС об интеграции образовательных областей.

Интегрируются: Коммуникация + Чтение художественной литературы;

Коммуникация + Художественное творчество;

Коммуникация + ФИЗО + Музыка.

Составила перспективный план НОД с детьми. Обогащала предметно – развивающую среду.

2 этап – основной, он строился по алгоритму последовательности.

• Знакомить детей с потешками.

В период адаптации, когда дети скучали по маме, дому, не способны были общаться с другими детьми и со мной, находились в угнетенном состоянии. Мне помогало установить первоначальный контакт с ребенком — потешка. Я наполняла потешками повседневную жизнь детей. В проведении режимных моментов вызывало у детей отрицательное отношение. Для того, чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовились ко сну с удовольствием, я использовала потешнки. Так, во время умывания использовала потешки «Водичка, водичка,» «Кран откройся!», «Ай лады, лады, лады, не боимся мы воды….». Такие дети как Олег, Злата, Маша, Глеб очень боялись воды и не хотели умываться. Но ритмичные слова потешки стали вызывать у детей радость и они с удовольствием стали подставлять руки под струю. Потешки помогли мне наладить контакт с Ульяной, Машей, Арсением, Ксюшей («Не плачь детка, прискачет к тебе белка, принесет орешки…»)

В процессе кормления, чтобы вызвать у детей желание есть, произносила: «Умница Лиза (Саша, Влада, Дима) ешь кашку сладенькую, вкусненькую, душистую».

Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги (Ваня К., Ваня П., Дима, Вероника, Аня). Таким детям я ласково пела песенки «Баю, баюшки, баю…», «Баю, бай, ты собаченька не лай…» Используя этот прием при укладывании, я заметила, что дети стали спокойнее быстрее засыпать, не тревожились во сне. Подъем также, приветствую пробуждению ласковыми словами «Потягуши, потягуня….»

Сложный процесс – одевание. Никто не умел и не любил одеваться сами. И вот для того, чтобы быстрее осваивались навыки, я использовала потешки «Маша варежку одела…», «Вот они – сапожки».

• Проговаривание потешки с педагогом.

Побуждала детейсреднего уровня (Лизу, Ульяну, Машу, Веронику, Таю) проговаривать потешки вместе со мной. Дети низкого уровня, либо повторяли последние слова (Тарас, Ксюша, Рада, Арсений, Матвей О.). Другие просто слушали и выражались эмоциями (Дима, Олег, Ариадна, Аня). Третьи не повторили и не выражали никаких эмоций (Матвей Х., Ваня К., Ваня П., Глеб, Злата).

• Чтение потешек в сочетании с движениями.

Затем чтение потешек стала сочетать с движениями (пальчиковые игры, которые выполняли, также не все дети. С Димой, Ариадной, Арсением, Матвеем О. проводились индивидуально. Это игры («Сорока – сорока»,«Этот пальчик – дедушка…», «Капусту режем, режем…», «Ладушки – ладушки…»). В игре «Ладушки» я использовала имена всех детей: «…маслом поливала, детям давала: Раде два, Саше два, Ване два.». При этом касалась руками каждого ребенка, такой эффект психологического «поглаживания» сближает и ребенок чувствует внимание к себе лично.

Заучивание потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. С ними я работаю так: беру руки ребенка в свои, хлопаю ими в ладоши, в такт, развожу в стороны, поднимаю на голову ребенка (Матвей Х., Олег, Матвей О.). Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение.

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику рук, я учила их разнообразным выразительным движениям. Например, показать, как неуклюже ходит медведь, осторожно ходит котик, топает бычок и т. д.

Наблюдая за детьми, я заметила, что дети самостоятельно осуществляют перенос действий полюбившейся потешки — в игры, в повседневную деятельность.

Во время игры с куклами, укладывая спать, дети с удовольствием пели колыбельные (Маша, Аня, Рада, Вероника, Ульяна). Во время кормления приговаривали: «Кушай Катя кашку…» (Лиза, Матвей О., Олег (жесты). Во время игры в парикмахерскую- Тая Злате говорит: «Тебе не больно? Я тебя причешу и вырастит коса до пояса».

• Запоминание потешек с помощью картинок.

Повседневную жизнь детей дополняла такими потешками, которые легко воспринимались детьми и могли воплотиться в «звучащей картинке». Картинка состоит из двух частей: основной и съемной. Дети дополняют картинку новыми элементами («Солнышко – лучиками», «тарелочки – оладушками»). Это дает эффект высокой концентрации внимания и мыслительной активности. Также при изготовлении элементов дети могут повторить потешку (песенку, в результате чего развивается звуковая культура речи, пополняется словарь. Картинка служит мощным стимулом для проговаривания. Сравнить это можно со знакомой ребенку иллюстрацией из книжки, глядя на которую он озвучивает (или пытается озвучить) ее содержание. Нельзя не отметить и эмоционально – творческий компонент изготовления «звучащей картинки». Добавляя на картинку ту или иную деталь испытывает, чувство удовлетворения оттого, что видит результат своей деятельности, чувствует себя творцом. Благодаря максимальной включенности детей в работу по создании «звучащей картинки», показ картинки, на последнем этапе деятельности, производит эффект загоревшейся лампочки: зрительный образ – сигнал, на который дети отвечают воспроизведением текста.

Таким образом происходит приобщение детей к устному народному творчеству.

Исходя из данной работы, я провела диагностику по НПР на конец года, результаты показали, что на высоком уровне — 5 человек;на среднем уровне – 9 человек; на низком уровне – 7 человек.

1)Обогащение предметно – развивающей среды;

2)Создание информационного стенда для родителей по теме «Развитие речи детей с помощью «звучащей картинки».

3)Проведение индивидуальных консультаций с родителями.

Анализ проведенной работы по развитию речи в первой младшей группе Анализ проведенной работы по развитию речи в первой младшей группе Психологи убедительно показали, что все психические процессы у ребенка.

Логопед в школе… Логопед в школе: Нарушения звукопроизношения очень ярко проявляют себя в дошкольном возрасте. Именно поэтому люди, далекие от педагогики,.

Обобщение опыта работы на тему «Использование пособия «Живая картинка в познавательном развитии детей раннего возраста»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 133

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Тема: «Использование пособия «Живая картинка»

в познавательном развитии детей раннего возраста»

Наумова Людмила Владимировна

Комсомольск — на — Амуре

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На формирование полноценного восприятия окружающей действительности направлено сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

является основой для интеллектуального развития;

упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

готовит к реальной жизни;

позитивно влияет на эстетическое чувство;

является основой для развития воображения;

дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

влияет на расширение словарного запаса ребенка;

влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо все потрогать. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе ребенок познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

В содержании психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» выделены задачи образовательной деятельности:

— Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом.

— Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развития разных видов детского восприятия: зрительного слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

— Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.

— Поддерживать положительные переживания детей в процессе общения с природой: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов.

— Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов — названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше).

Главное условие работы с дошкольниками — ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства. Воспитателю следует так строить работу с детьми, чтобы ребенок был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

Е.И.Тихеева подчеркивала, что картинкам и картинам «как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни».

Уникальность и ценность «Живой картинки» заключается в том, что наглядность сочетается со словом и действием, это особенно значимо для развития маленького ребенка. Поэтому такие картинки особенно необходимы в раннем детстве, когда формируются высшие психические функции детей: восприятие, воображение, память, мышление, речь (формируется словарь, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь).

Читайте так же:  8 месяцев ребенку развитие и питание комаровский

Вначале ребёнок учится рассматривать изображение, узнавать в нем знакомый предмет и называть его, а затем выполнять дидактические задания, например, на выбор, группировку или дифференциацию.

Очень полезно для обогащения знаний детей рассматривание картинок и иллюстраций. Они занимают в развитии ребенка третьего года жизни значительно большее место, чем в более раннем возрасте, т.к. содержание их становится более доступным детскому восприятию. О значении картин в развитии детей прекрасно сказал К.Д. Ушинский: «Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким — нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками 20 таких слов — и ребенок усвоит их на лету. Показывание картинок и рассказы по ним — лучшее средство для сближения с детьми».

Мы знаем, что детей легче заинтересовать показом игрушек, чем картинок, и проводить инсценировку проще, чем рассказ по картинке. Это и навело автора пособия «Занятия по развитию речи с детьми до трех лет» Петрову В.А. создать картинки с меняющимся содержанием нарисованного. Тогда для проведения рассказа можно пользоваться не многими, а одной картинкой, меняя персонажи по ходу самого рассказа. Картинки как бы «оживают», меняют свой вид неожиданно для ребенка и поэтому получили свое название «Живых картинок».

В своей книге « Занятия по развитию речи с детьми до трех лет» В. А. Петрова предложила и подробно описала методику работы с пособием «живая картинка». В. А. Петрова предлагает несколько возможных вариантов игр — занятий по развитию речи детей до 3-х лет. Мы успешно применяем этот опыт в современных условиях, опираясь на содержание основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.

Для изготовления «Живой картинки» нужен фон, т.е. крупная картинка, изображающая сад, двор, улицу, лес — словом то место, где происходит действие. В разных местах этой картинки (наклеенной на картон) делаются горизонтальные разрезы, в которые вставляются нужные фигурки. Работая с «Живой картинкой», взрослый, продолжая рассказ и не переставая обращаться к детям, вставляет, требующуюся по ходу рассказа фигурку, и дети уже видят измененную картинку. Изменение можно достигнуть и другим способом: перед наклеиванием картинки на картон можно заранее с трех сторон прорезать, имеющиеся на картинке двери дома, шкафа, калитку, если таковая на картинке имеется, а за дверью, окном или калиткой подклеить другие фигурки, которые будут обнаружены детьми, когда дверь, или калитка откроется.

«Живые картинки» чрезвычайно удобны, дети их смотрят с неослабевающим интересом. Каждая «живая картинка» может служить для двух-трех разных по содержанию занятий; можно менять отдельные эпизоды, произвольно сокращать и увеличивать количество действующих лиц, переносить элементы одного рассказа в другой. «Живые картинки» можно приблизительно подбирать по темам: знакомство с улицей, животными, домашними птицами, лесом, с магазином и покупками, игрой детей в комнате, на площадке, зимой и летом. Содержание картинок разное, различны оно и по сложности: для самых маленьких лучше, когда изображен один предмет, для детей постарше интересны картинки, изображающие какое-либо действие, 2-3 предмета, иди 2-3 действующих лица одновременно.

Методические приёмы, используемые в процессе работы с «Живой картинкой»:

H1 Заголовок

Своевременное и правильное овладение речью важно для развития ребенка. Сначала он осознает речь, слышит ее и понимает, общаясь со взрослыми. Потом говорит только о том, что он видит и делает в данный момент. Поэтому объединение слова и дела – очень важная составляющая формирования активной речи. Взрослым следует помочь детям накопить словарный запас. Новые слова должны быть понятны детям. Активизировать речь возможно с помощью игр и упражнений.

В области речевого развития ребенка перед педагогом ставятся основные задачи, они же этапы развития речи:

  • развитие понимания речи окружающих, или развитие пассивной речи;
  • формирование активной речи;
  • формирование фонематического слуха и силы речевого дыхания;
  • развитие речи как средства

управления собственным поведением.

Совершенствование пассивной речи

Одним из важных проявлений речевого развития ребенка раннего возраста является пассивная речь. Ребенок должен научиться пони‐ мать речь взрослых. Совершенствование грамматической структуры речи и преодоление проблемы ситуационной связанности – важнейшие моменты развития в раннем возрасте.

Помогают в решении этих проблем сказки, потешки, песенки, стихи. Но для этого педагог или родители должны так преподнести данный материал, чтобы он был понятным, доступным и интересным для малышей. Можно заинтересовать детей спектаклями разных видов театра, созданными по знакомым сказкам; выразительным чтением. Каждое литературное произведение обязательно прочитывается много раз, чтобы дети повторяли уже знакомые слова.

Можно организовать различные подвижные игры, в которых педагог сопровождает слова соответ‐ ствующими движениями.

Игра «Наши игрушки» Мы с игрушками играем, Мы их выше поднимаем, Опускаем дружно вниз.

Ты с игрушкой покружись! А теперь идем, идем

И в корзинку их кладем!

Игра «Дождик»

Дождик, дождик, веселей! (Поднимают руки вверх и встряхивают кистями.)

Капай, капай посмелей! (Стучат пальцами одной руки по ладони другой.)

Поливай, поливай! (Встряхивают кистями рук.)

Будет крепче урожай! (Разводят руки в стороны.)

Капай, капай, не жалей! (Встряхивают кистями рук.) Мы гулять пойдем скорей! (Шагают, высоко поднимая ноги.)

Слова и выражения, смысл которых ребенок хорошо понимает, не всегда употребляются им в активной речи или употребляются очень редко. Поэтому для обогащения словарного запаса и, как следствие, для дальнейшего употребления слов в активной речи необходимы специально организованные игры. Для запоминания детям предлагаются слова,которые обозначают знакомые ребенку действия, предметы и явления.

Игра «Встречаем гостей!»

Цель. Обогащать пассивный словарь (названия домашних животных).

Материал. Игрушки: кошка, собачка.

Ход игры.

Воспитатель.

К нам в гости кто‐то пришел. Попробуйте отгадать!

Коготки на лапках,

«Мяу» говорит ребяткам. (Ответы детей.)

Как говорит кошка? Какая у неешерстка? Какая у нее мордочка?

Слышите, к нам еще гости торопятся! Отгадайте загадку: Хвост колечком,

Лежит на крылечке, Дом охраняет,Очень громко лает. (Ответы.)

Правильно, это собака. Как оналает? Что собака охраняет?

В последующих играх добавляются другие домашние животные.

Игра «Картинки»

Цель. Обогащать пассивный словарь (название предметов мебели).

Материал. Иллюстрации с изображением предметов мебели.

Ход игры. Детям раздается по одной иллюстрации.

Воспитатель. Посмотрите, какие у вас красивые картинки! Давайте поиграем! Я буду называть слово, а вы

внимательно слушайте. У кого такая картинка, пусть покажет ее всем.

Называются предметы мебели.

Воспитатель хвалит детей.

Игра «Где же ручки?»

Цель. Обогащать пассивный словарь (названия частей тела).

Ход игры. Воспитатель проситдетей показать различные части

тела: «Покажите, где у вас носик?щечки? ручки?» и т.д. Далее можно усложнить задание: «А чем вы смотрите? А чем едите?».

Развитие активной речи

Просто разговаривать с ребенком недостаточно, необходимо развивать и активную речь малыша. Известный способ ее развития – повторение за взрослым произнесенных им звуков, фраз, слов, т.е. подражание.

В один–три года дети еще не умеют произносить многие сложные по артикуляции слова. В этот период они могут придумывать свои слова и звукосочетания, которые понятны только близким взрослым.

Существует ряд эффективных приемов развития активной речи ребенка. Такие как договаривание последних слов в стихотворениях, в каких‐либо фразах, вопросы к детям, многократное повторение речевого материала, ритмическое сочетание текста с движениями, с мелодией, использование иллюстраций к текстам, рифмованные за‐ гадки.

Игра «Самолеты»

Цель. Развивать подражание движениям и речи (звуку) взрослого.

Ход игры.

Летит, летит самолет,

В небо поднимается.

Прямо, прямо и вперед,

Дети «летят», расставив руки в

стороны и произнося звук «у‐у».

Игра «Передай!»

Цель. Развивать подражание движениям и речи взрослого («на»,«дай»), обогащать фразы с этими

Материал. Игрушки.

Ход игры. Покажите детям мишку. Протяните мишке кубик и скажите: «На, мишка, кубик! На!». Затем попросите у мишки кубик: «Мишка, дай кубик! Дай!». Ваша речь должна быть эмоционально окрашена. Предложите малышам повторить.

Игра «Отгадай!»

Цель. Развивать активную речь с помощью рифмованных загадок.

Материал. Картинки или игрушки отгадки.

Ход игры. Сначала покажите детям игрушку‐отгадку, затем зачитайте саму загадку.

  • То мурлычет, то играет,То куда‐то убегает,Может прыгнуть на окошко.Ну конечно, это… кошка.
  • Встретишь – гогочет,Ущипнуть хочет.А я его не боюсь,Потому что это… гусь.
  • Он живет в лесу под елкой.Он не в шерстке, а в иголках.На колючку он похож.Ну конечно, это… еж.
  • Он в берлоге спит зимой. Под раскидистой сосной. Может громко он реветь. Это мишенька… медведь.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух – это восприятие звуков речи, их узнавание и различение. Формирование звукопроизношения начинается с гласных и простых по артикуляции согласных ([п], [б], [в], [м], [ф]). Правильного звукопроизношения можно добиться с помощью речевых чистоговорок. Детям предлагается рассматривать картинки и повторять слоги из фраз. Например: мо‐мо‐мо – люблю эски‐ мо, ва‐ва‐ва – на дворе трава. И т.д.

Пособия для развития речевого дыхания

Четкое произношение слов и фраз зависит от степени развития речевого дыхания ребенка. Дети с удовольствием выполняют упражнения на длительный и плавный выдох. Они старательно выдувают мыльные пузыри, дуют на бумажные сне‐ жинки, осенние листья

Очень интересное пособие можно сделать из пластиковой бутылки. Наполняем бутылку конфетти, закрываем крышкой, в которой сделано отверстие по диаметру трубочки от коктейля. Дети дуют в трубочку и любуются взлетающими конфетти. Можно наполнить бутылку любой крупой, тогда сила выдоха должна быть больше

Итак, в раннем возрасте стремительно растет пассивный и активный словарь; формируются коммуникативная, обобщающая и регулятивная функции речи; начинается усвоение грамматического строя речи.

Источники

  1. 1. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. СПб: Детство‐пресс,
  2. 2. Дуткевич Т.В. Детская психология. Киев: Центр учебной литературы,2012.
  1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2–3 лет.М.: Сфера, 2007.
  1. Рудик О.С. Развитие речи детей

2–4 лет в свободной деятельности: Метод. рекомендации. М.: Сфера, 2009.

  1. Смирнова Е.О. Дети раннего возраста в детском саду. М.: Пед. ун‐т«Первое сентября», 2010.
  1. Смирнова Л.Н. Развитие речи у де‐тей 2–3 лет: Пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика‐Синтез, 2007.
  1. 7. Теплюк С.Н. Ребенок третьего года жизни: Пособие для родителей и педагогов. М.: Мозаика‐Синтез, 2011.
  1. 8. Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста: Метод. пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика‐Синтез, 2010.