Меню

Как развивать речь у ребенка 15 лет

Четко, правильно, красиво: 8 упражнений для развития речи

Мамы, папы, не ленитесь, делайте вместе с ребенком упражнения для развития речи, бонусом к регулярным занятиям идут ваши собственные успехи в работе, потому что теперь и ваша речь станет четкой, правильной и красивой.

Упражнения для губ и языка. Эти упражнения для развития речи позволяют разработать артикулярный аппарат и улучшить формирование и прохождение звуков. Все упражнения нужно повторить по несколько раз.

  • Губы принимают форму, необходимую для произнесения того или иного звука (округлены – «О», принимают форму овала – «У), но вслух он не проговаривается. Затем возвращаются в исходное положение (сомкнутые губы).
  • Губы принимают форму для произнесения различных звуков. Например, цепочка «А»-«С»-«О»-«Ю»-«Ш»-«У». Затем возвращаются в исходное положение.
  • Растянуть губы в уголках, язык упереть в нижние зубы, чуть выгнув. Повторить несколько раз.
  • Поднять язык вверх, прижав боковые края к верхней челюсти.
  • Прогнуть язык, прижав кончик и часть спинки к небу.

Тренируйте произнесение отдельных звуков. Опишите ребенку, какое положение занимают губы и язык при произнесении того или иного звука, пусть он попробует сделать все по правилам.

Отрабатывайте звуки и слоги. Выберите звуки и слоги, произнесение которых вызывает у ребенка трудности. Работайте с ними, пока не достигните положительных результатов.

  • Дайте ребенку список односложных слов с трудным для ребенка звуком. К примеру: мэр, пэр, сэр, зал, лад, нут, кнут, свет, обед, бор, торт и т.д.
  • Сформируйте пары схожих по звучанию слов, которые ребенку нужно будет произнести: Рим – мир, мэр – пэр, клей –елей, ноль – вор, мел – смел и др.
  • Пусть ребенок выделяет голосом безударные гласные звуке. Например, нужно четко произносить звук «Е» в существительных с предлогом: на столике, в поле, при клумбе, в голове, на столе и т.д.
  • Выделение голосом звуков в приставках. Сформируйте упражнение из списка любых слов с различными парными приставками: пре- и при- (прекрасный, прелестный, приехать, прикрепить), без- и бес- (безнадзорный, безнадежный, беспризорный, бестактный), рас- и раз- (раскрасить, рассказать, развеять, развести). Следите за четкостью произнесения каждого звука приставки.

Такие упражнения вы можете формировать самостоятельно на абсолютно любые звуки.

Учитесь правильно ставить ударение. Познакомьте ребенка с Орфоэпическим словарем, в котором он сможет смотреть правильное произношение и ударение слов. Упражнение же будет таким: нужно произносить вслух слова, выделяя при этом ударения на первом слоге (на втором, третьем, последнем и т.д.).

Меняйте слова по родам, числам, падежам. Это упражнение направлено на избежание ошибок в согласовании слов. Предложите ребенку:

  • Просклонять существительные (машина, дерево, река, солнце, ворона и т.д.) по падежам.
  • Сказать, как будет звучать прилагательное (летний, морской, веселый) в мужиком, женском и среднем роде, а также в единственном и множественном числе.
  • Назвать формы глагола (петь, бежать, хлопать) в различных родах и числах.

Выполнять упражнения нужно вслух.

Тренируйте навык постановки логических интонационных пауз. Отработка этого навыка поможет сделать темп речи наиболее оптимальным – не быстрым и не замедленным. Для данного упражнения используются стихотворения: для детей младшего возраста подойдут шуточные стихи, для старших школьников – классические произведения.

Упражнение состоит из двух этапов.
1. Дайте ребенку листок с напечатанным на нем текстом стихотворения. Пусть он проставит знак «/» в местах логических пауз. Например:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу —
Потому что он хороший.
2. Логические паузы будут в следующих местах:
Уронили мишку / на пол,
Оторвали мишке / лапу.
Все равно его не брошу / —
Потому что он / хороший.
Затем ребенку нужно будет прочитать стихотворение с учетом всех логических пауз. Со временем задание можно усложнять, убрав в стихотворении все знаки препинания.

Учитесь объяснять пословицы и поговорки. Предложите ребенку список пословиц и поговорок, например:

  • Вывести на чистую воду;
  • Кашу маслом не испортишь;
  • Наш пострел везде поспел;

Попросите ребенка объяснить, как он понимает каждую из них. Затем обсудите ответы, если ребенок дал неверный ответ, расскажите, что имеется в виду в той или иной пословице. его. А чтобы закрепить результат, вспомните схожие по смыслу пословицы. Такое упражнение поможет определить уровень знаний определенных слов, их прямого и переносного смысла, а также сформировать представление о значении новых слов.

Читайте вместе и проводите литературные вечера. Переоценить пользу чтения невозможно. В развитии речи оно также играет одну из ключевых ролей, расширяя словарный запас ребенка, знакомя его с разными речевыми и грамматическими конструкциями, учит правильно произносить те или иные слова. Ребенок любит читать по себя? Отлично! Но время от времени просите его почитать вам вслух. Можете устраивать настоящие литературные вечера, когда собирается вся семья, а можно и друзей пригласить, и по очереди читает какую-то пьесу или роман, делится своими впечатлениями от прочитанных книг, обсуждает сюжет и главных героев.

Развитие речи у ребенка: 15 заданий от логопеда

Умение выражать свои мысли – одно из важных условий для достижения успеха в любых областях. Поэтому заниматься развитием речи с ребенком надо с раннего возраста. В этом помогут специально подобранные игры и задания.

Татьяна Ткаченко
логопед, заслуженный учитель РФ, автор серии развивающих книг «Завтра в школу», Москва

Говорить красиво – значит прежде всего говорить грамотно: в соответствии с лексическими нормами родного языка, согласовывая слова, выговаривая все буквы, правильно ставя ударение. Словарь 5-летнего ребенка в норме составляет примерно 3000 слов. Однако такое количество находится в пассивном запасе – иначе говоря, ребенок понимает эти слова, но в речи использует далеко не все. Активно употребляются не более 500 слов, т.е. примерно 1/6 часть! Поэтому полноценное использование детского словарного багажа – важнейшая задача педагогов и родителей, которые стремятся воспитать у малыша «дар слова».

Ученые выделяют различные причины затруднений при подборе слов: психологические, физиологические, педагогические. Но для всех детей характерно одно – отсутствие навыка быстрого и точного подбора слов при формулировании мысли. Многолетний опыт убеждает, что заучивание слов, повторение их вслед за взрослым дает незначительный эффект. Гораздо важнее формировать у ребенка систему словесных ассоциаций, т.е. планомерно раскрывать связи, существующие между словами. При затруднениях в подборе слов взрослый может помочь ребенку, используя жесты и мимику, демонстрацию предметов, действий, признаков. Главное – настойчиво добиваться, чтобы малыш назвал нужное слово сам, извлек из своего пассивного словарного запаса. Подобные упражнения рекомендуется проводить в игровой форме.

Как говорить правильно с детства

Называем! (1–2 года)

Словарный запас ребенка в год составляет около 10 слов, а к 2 годам достигает 300 слов. Основная задача этого периода речевого развития – самостоятельно называть окружающих людей, игрушки, объекты, узнавать на картинках домашних животных, транспорт, строения, договаривать за взрослым простые потешки, подпевать знакомые песенки.

* «Переводчик»

Если малыш употребляет не полные слова, а их аналоги (вместо «машина» говорит «би», вместо «собака» – «ав»), родителям следует реагировать примерно так: «Верно! Это собака, она лает «ав-ав»! Или: «Да, это дождик, он капает кап-кап». То есть стать добрым, поощряющим малыша «переводчиком». Но ни в коем случае нельзя говорить: «Неверно сказал! Не так! Скажи хорошо!» Такая реакция самых близких людей снизит речевую активность ребенка.

* «Теремок»

Возьмите коробку из-под обуви, проделайте в ней несколько окошек, но вырежьте их не полностью, чтобы свободно открывать и закрывать. Спрячьте за коробкой три знакомых малышу игрушки, например: волка, лисичку, зайку. По очереди высовывайте зверька и от его имени обращайтесь к ребенку: «Здравствуй, мальчик! Как тебя зовут? Ты узнал меня? Кто я? Да, я зайка-попрыгайка! (лисичка-сестричка, волчок – серый бочок). А какой у меня хвостик? А какие ушки? Я прыгаю или хожу?» и т.д.

* «Подскажи словечко»

Сначала несколько раз повторите малышу короткую рифмовку о знакомом объекте. Новые понятия поясняйте с помощью движений и жестов (изобразите, что значит «вылакала», «облизала», «поскакал»). Затем говорите стишок с паузами, чтобы кроха добавлял пропущенные слова:

Молочко из миски
Вылакала киска,
Носик облизала
И шепнула: м-м-м-мало!

Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Надо зайке поскакать,
Свои лапоньки размять!

Время предложений (2–3 года)

Малыш уже знает от 300 до 1000 слов. Начинается переход к фразовой речи – к использованию предложений. Помните, что основой фразы служит слово – действие, поэтому употреблению глаголов уделяем особое внимание.

* «Уши, ноги, нос»

Сначала несколько раз совместно проделайте и отчетливо назовите действия, которые особенно близки ребенку: моем (ручки), топаем (ножками), хлопаем (в ладоши), нюхаем (цветок) и пр. Затем возьмите куклу-бибабо, которую надевают на руку, и от ее лица спросите малыша: «Что ты делаешь ножками? Ручками? Носом? Зубками? Глазами?»

* «Предметы и ответы»

Разложите перед малышом ложку, фломастер, шампунь, утюг, тряпку, ключ. Указывая на предметы, спросите так, будто сомневаетесь: «Чем мне вытирать пыль? Открывать дверь? Чем я буду есть? Чем – мыть голову? Гладить белье? Чем буду рисовать?» Пусть малыш поможет вам найти предмет, а затем к каждому предмету попытается подобрать слово-действие.

* «Объяснялки»

Объясните ребенку, что терка нужна, чтобы тереть, пила – чтобы пилить, и что пары слов похожи. Постарайтесь вместе по названию предмета найти подобное слово-действие, а значит, объяснить, как появились некоторые слова: скакалка (с ней скачут), грелка (ею греют), клей, салатница, пугало. Помогая малышу подыскать подходящий глагол, бережно исправляйте ошибки.

* «Дела-делишки»

Откройте книгу с картинками. Рассмотрев объекты (людей, животных, транспорт), спросите о выполняемых ими действиях: «Кто бежит? Сидит? Плывет? Прыгает? Рычит? Едет по дороге?» Затем, показывая на картинки, задайте вопросы: «Что делает машина (зайка, мальчик, ворона и пр.)»? Помогайте малышу жестом, мимикой, говорите первые звуки в слове, но не произносите его целиком. Пусть ребенок сделает это сам.

Читайте так же:  Алименты пособие по уходу за ребенком

Говорим правильно. Важные подробности (3–4 года)

В этот период словарный запас ребенка составляет около 2000 слов. Чтобы он активно общался, побуждайте его задавать вопросы, пополняйте речь новыми глаголами, словами-признаками (прилагательными), познакомьте со словами противоположного значения (антонимами), предлагайте шуточные стихи и ошибочные варианты словосочетаний для исправления.

* «Вот так репка!»

Предложите малышу послушать сказку «Репка», в которой Торопыжка перепутал важные слова. Попросите малыша исправить ошибки Торопыжки и рассказать сказку правильно. Например: «Положил дед репку. Раздулась репка большая-пребольшая. Стал дед репку толкать. Дергает, дергает, а выкопать не может», и т.д.

* «Кот – Все наоборот»

Расскажите малышу, что в волшебной стране жил-был Кот-Все наоборот, ему говорили: «Нож острый!», а он: «Нет! Тупой!» «Ночь темная!» А он: «Нет! Светлая!» и др. Предложите догадаться – какие неправильные слова называл упрямый Кот (задания читайте выразительно, с соответствующей интонацией).

* «Имя и растение»

Обратите внимание малыша на то, что названия некоторых растений напоминают имена: анютины глазки – Анюта, колокольчик – Коля. Пусть ребенок отгадает: кому можно подарить растение так, чтобы имя оказалось похожим по звучанию. «Кому маргаритку? А василек? Розу? Настурцию? Ромашку? Иван-чай?»

* «Небылицы»

Предложите ребенку внимательно послушать шуточные стихи и подробно, точными словами объяснить – почему они называются «небылицами».

Булка в магазин сходила,
Мальчика себе купила,
Чтобы вместе у реки
Петь про летние деньки.

Кот залаял, зарычал,
Пса на дерево загнал.
Кот на ветке посидел,
Отдохнул и… улетел!

Юный рассказчик (4–5 лет)

3000 слов – именно таков сейчас средний словарный запас ребенка! Старайтесь пополнять его за счет новых слов-действий (глаголов), слов-признаков (прилагательных), названий частей предметов, обобщающих наименований (мебель, посуда, одежда и пр.). Чаще сопоставляйте объекты по цвету, форме, величине, материалу.

* «Пять предметов»

Глядя на окружающие объекты, помогите малышу подобрать к прилагательному сначала по два слова – названия предметов, а затем увеличить количество слов до пяти. Например: «Деревянным бывает что?» (ложка, рама, стул, стол, карандаш, шкаф). Или так: «А что большое? Вкусное? Холодное? Пластмассовое? Белое? Прозрачное?» и пр.

* «Только на ощупь!»

Объясните малышу, что игра будет необычной. Сначала завяжите себе глаза, пусть он положит вам в руки любую игрушку. Покажите, как весело рассказывать о том, чего вы не видите. Затем предложите ребенку закрыть глаза, дайте в руки один из знакомых предметов и попросите рассказать: из чего он сделан, для чего нужен, какого цвета и формы.

* «От стихотворения к рассказу»

Пересказ (а не заучивание) стихов помогает использовать слова и фразы, которых нет в образце, а значит, активизирует речь ребенка. Предложите ему послушать стихотворение, а затем рассказать историю своими словами:

Я, бабуля, не горланю!
Я, бабуля, не кричу!
Я свою собачку Фаню
Разговаривать учу.
Фаня! Повтори – ди-ван,
Это курт-ка, здесь кар-ман.
Вот о-кош-ко, рядом шкаф.
Ну, а ты все – ав да ав!

Конечно, развитие речи ребенка во многом зависит от самих родителей. Если они в обиходе постоянно используют просторечные выражения, сленг, то ребенок будет копировать их манеру говорить независимо от того, играют ли они с ним в «правильные» речевые игры или нет. Так что мамам и папам, желающим, чтобы их малыш говорил красиво, стоит прежде всего обратить внимание на свою собственную речь.

Развитие речи ребенка от 1 до 2 лет

Ваш малыш недавно отпраздновал свой первый день рожденья.

Наступает новый этап в его, да и в вашей жизни. В литературе по психологии и педагогике обычно подробно рассказывается о первом годе жизни, поскольку именно тогда происходят самые значительные изменения в развитии ребенка, а потом – о трехлетках, ведь именно в три года происходит знаменитый психологический кризис. Но период от года до двух лет не менее важен в развитии личности.

Малыш уже многое может понять, но пока ему очень сложно выразить словами свои мысли и желания. А как много хочется сказать! Помогите ему. Для этого нужно целенаправленно заниматься развитием речи своего карапуза. Чем лучше вы будете понимать друг друга, тем меньше у малыша останется поводов для капризов и истерик.

Давайте разберемся, как развивается речь в этом возрасте.

Стадия первая: первые слова

От года до полутора малыш начинает очень активно передвигаться в пространстве и накапливать новый опыт. Этот опыт обязательно отражается и в речевом развитии.

Обычно первые слова появляются в возрасте 9,5 месяца – 1 год 6 месяцев. Чаще всего они обозначают самых близких людей: мама, папа, баба, дядя, тетя. Легко малыш воспроизводит и звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.д. Нередко вместо целого слова ребенок произносит начальный или ударный слог (ко вместо кошка или бура вместо Чебурашка). Но поскольку эти «слова» обозначают конкретные вещи и произносятся в определенной ситуации (при виде кошки или Чебурашки), мы можем назвать их словами, а не случайными слогами.

Замечено, что одни дети больше «любят» существительные, обозначающие предметы и людей, а другие – предпочитают глаголы, связанные с социальным взаимодействием – «уходи», «хочу», «дай» и т.д.

Первые слова имеют широкое обобщенное значение. Однако это совсем не то обобщение, к которому мы привыкли, называя куклу, мишку и мячик игрушками. Ребенок пока выделяет какой-нибудь один признак, и объединяет по нему самые разные вещи. Так, словом «ням-ням» годовалый ребенок называет всякую еду, а также посуду, из которой его кормят. Проголодавшись, он тоже кричит «Ням-ням!» (=хочу есть!), а, увидев на улице подростка, жующего жвачку, комментирует: «ням-ням» (=ест).

Маленькая Лиза словом «уна» (луна) называла все предметы округлой формы – оладьи, круглые пятнышки на оконном стекле, круги в книгах, почтовые штемпели на конвертах, круглые тисненые рамки на книжных переплетах, букву «О». А Федя решил обобщить звучащие предметы. Словом «ко-ко», которое сперва в его словаре обозначало кукарекающего петуха, Федя стал называть звуки скрипки, пианино, аккордеона, любую музыку и музыкальные игрушки. Обобщающим принципом может стать и текстура: словом «гав-гав» Катюша называла не только собаку, но и всех пушистых животных, мягкие домашние тапочки и даже фотографию старика в меховой шубе.

В этот же период дети очень любят показывать пальчиком на интересующий их предмет с вопросительным словом «Ы?». Нередко родителей это раздражает, они считают, что так вести себя неприлично. Но такой жест очень важен для развития речи! Ни в коем случае не запрещайте это делать, и, более того, помогите крохе освоить такой жест, если в этом есть необходимость.

Известный российский психолог Л. С. Выготский считал, что указательный жест изначально был просто неудавшимся или незаконченным хватательным движением. «Ребенок пытается схватить слишком далекий предмет; его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе… Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только. Но когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других».

Таким образом малыш делает удивительное открытие: все вокруг имеет свое название – каждый, каждый предмет! «Ы?» с указательным жестом – это жадный вопрос: «Что это?» Это – кошка, а это – дом, а это – большой самосвал… Пассивный словарь (т.е. слова, которые ребенок понимает, но не может воспроизвести сам) с каждым разом становится все богаче, и когда-нибудь непременно из пассивного превратится в активный (активный словарь – это те слова, которые ребенок произносит).

Тактика ваших действий

Как и прежде, главное – общайтесь со своим малышом! Поймав его заинтересованный взгляд или указательный жест, называйте предметы, которые вас окружают, комментируйте свои действия. Не стесняйтесь говорить вслух и на улице – вашему крохе очень важно услышать от вас, что происходит в песочнице, куда торопятся прохожие и какого цвета платье у той красивой тети.

Постарайтесь, чтобы ваши комментарии не оставались только звуком, а имели какое-то подкрепление в телесных ощущениях, движении. Малыш гораздо лучше запомнит слово «дерево», если потрогает ладошкой шершавую кору, слово «платочек» – когда сам попытается завязать платок на кукле, слово «колокольчик» – если позвенит настоящим колокольчиком.

Старайтесь «представить» ребенку новое слово в разнообразных сочетаниях с другими словами и предметами. Например, показывая молоко, покажите, как оно выглядит в стакане или в кастрюле, в которой вы собираетесь варить кашу. Комментируйте свои действия: «Мама наливает молоко в стакан», «белое молоко, вкусное», «выпей молоко» и пр.

Полезно рассматривать и обсуждать не только различные предметы, но и картинки с их изображением. Ведь к этому возрасту малыши уже достаточно неплохо идентифицируют предмет и его образ. Сравнивайте реальные вещи с картинками. Что общего, чем они отличаются? Например, увидев в журнале фотографию девочки в красной шапке, найдите шапочку своего крохи и сравните: «У девочки шапка, и у Алеши шапка. У девочки шапка красная, а у Алеши – желтая» и т.д.

Первые обобщения

Постепенно малыш устанавливает связь не только между конкретным предметом и словом, но и между другими такими же предметами и этим словом. Как это происходит?

Вот, например, эксперимент, который был проведен психологами с маленькими детьми.

В эксперименте участвовали две группы детей в возрасте от 1 года до года и 3-х месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев почти каждый день 10 раз на пять секунд показывали незнакомый ему предмет – книгу и говорили: «Книга! Книга!» Дети каждый раз обращали взгляд и поворачивали голову в сторону предмета. За время наблюдения эта реакция была повторена 500 раз.

С детьми второй группы также применяли одну книгу, но ребенок под руководством взрослого производил с ней разнообразные действия. «Вот книга!», «Открой книгу!», «Закрой книгу!» и т.д. Малышам давалось всего 20 различных команд; в каждую из них входило слово «книга», и каждая требовала определенной двигательной реакции. Эти двигательные реакции повторялись лишь 50 раз за все время наблюдений.

Затем в обеих группах были проведены контрольные испытания. Во время этих испытаний перед ребенком раскладывалось много различных предметов: кубики, куклы, игрушечные звери, несколько книг, отличающихся по величине, толщине, цвету обложки и пр. Взрослый обращался к ребенку со словами: «Дай книгу!» Важно было выяснить, какую книгу выберет ребенок. Лишь ту, которую он видел раньше, или любую другую, объединив предметы понятием «книга»? Дети из первой группы брали только одну книгу – ту, которую они видели в течение двух предыдущих месяцев, и отдавали ее экспериментатору. Когда их просили взять еще книгу, то они или брали первый попавшийся предмет (это могла быть кукла, заяц и т.д.) или же не делали ничего. Значит, для детей этой группы слово «книга» осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело. Так что большое число повторений, даже с одновременным показыванием соответствующего предмета, еще не способствует развитию обобщения.

Читайте так же:  Почему ребенок 3 месяца плачет во сне

И поэтому – учите кроху действовать с различными предметами, обязательно называя вслух эти действия. Ту же книжку можно принести, показать кукле, открыть, закрыть, пролистать, положить на стул, найти в ней интересную картинку и пр. Почаще обращайтесь к малышу с различными простыми просьбами. Он будет очень рад помочь вам, а заодно обогатит свой словарный запас и получит первый опыт обобщения.

Потешки и прибаутки

Разнообразные потешки и прибаутки в каком-то смысле – идеальные первые художественные тексты, которые ребенок воспринимает буквально с молоком матери. Ведь в них описывается реальный жизненный опыт, окружающий мир, комментируются различные природные явления и пр. При этом четкий ритм и напевность потешек помогают малышу легко усвоить новые понятия и порой сделать то, что не очень хочется, но необходимо. Например, умываться можно под такую потешку:

  • Водичка, водичка, умой Ване (Маше) личико,
  • Чтобы щечки краснели, чтобы глазоньки блестели,
  • Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Заодно проведем и первый урок по строению тела и покажем, где у нас личико, щечки, глазки, роток и зубок. Потом, после умывания, можно еще раз повторить потешку, на этот раз изображая, как нужно умываться, не забывая ни про глазки, ни про щечки.

Ваш малыш – малоежка, и накормить его – целая проблема? Возможно, придет на помощь другая потешка:

  • Пышка, лепешка в печке сидела, на нас глядела, – в рот захотела.
  • Уж я Танечке пирог испеку,
  • Уж я внученьке румяненький.
  • На нем корочка пшеничная,
  • А начиночка яичная,
  • А помазочка медовая,
  • Моя внученька бедовая.
  • Эти потешки можно читать во время еды.
  • Надевая на кроху рубашечку, приговаривайте:
  • Тетка Агашка, сшей мне рубашку:
  • Надо нарядиться, еду прокатиться!

Рассказывают потешки и о природных явлениях. Например, о дождике:

А затянувшийся дождь попробуйте «прогнать» такой потешкой:

В потешках подчеркиваются и новые умения малыша: например, овладение ходьбой:

  • Заинька, походи,
  • Серенький, походи,
  • Вот так, вот сяк походи
  • Вот так, вот сяк походи!

Первые шаги, конечно, невозможно представить без многочисленных падений и ушибов. Погладьте ушибленное место, приговаривая:

  • У кошки боли,
  • У собаки боли,
  • А у Андрюши не боли,
  • У Андрюши боль на березку улети.

В такого рода потешках есть, кроме всего прочего, и глубокий психотерапевтический смысл. Они позволяют отвлечься от боли, а значит – снять напряжение, которое связано с болью. Такое психологическое лечение вполне действенно для малыша.

Кстати, знаете ли вы, что самая, пожалуй, известная пальчиковая игра «Сорока-сорока», не заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца:

Игра имеет продолжение. Взрослый говорит:

  • Пошел сам искать:
  • Здесь водичка холодненькая (поглаживая запястье малыша),
  • Здесь тепленькая (поглаживая локоток),
  • Здесь горяченькая(поглаживая плечо),
  • А здесь – кипяток, кипяток, щекоток! (взрослый щекотит ребенка под мышкой)

Ведь смысл этой потешки не только в развитии мелкой моторики. Она дает ребенку радость телесного контакта, возможность почувствовать свои пальчики, локоть, плечо, в конечном итоге – сформировать представление о своем теле.

Есть особые потешки и для того, чтобы уложить ребенка спать. Они могут стать частью вашего ритуала, который готовит малыша ко сну. Например, в кроватку можно положить пушистого игрушечного котенка, который будет «баюкать» своего маленького хозяина:

  • Приди, котенька-коток,
  • Приди, серенький хвосток,
  • Приди, котик, ночевать,
  • Приди с Дашенькой играть.
  • Уж как я тебе, коту,
  • За работу заплачу:
  • Шубку новую сошью
  • И сапожки закажу.

Стадия вторая: первые фразы

На самом деле, первые фразы, как ни странно это звучит, были заключены уже в одиночных словах. Ведь одиночные слова для малыша – это целый комплекс различных идей. Так, слово «мама», произнесенное в различных ситуациях, с меняющейся интонацией и в сопровождении разных жестов, может означать: «Я хочу к маме», «Мама, завяжи мне шнурок» или «Вот моя мама». Ребенок нашел на полу красивую пуговку, поднял ее и приглашает маму полюбоваться: «Мама! Мама!» А когда он упал, то в его жалобном хныканье тоже звучит: «Ма-ма-а-а!»

Однако после того, как вашему малышу исполнится полтора года, вы, скорее всего, услышите от него первую «настоящую» фразу: «Мама, дай!» или «Папа, иди!» и пр. Примерно в 1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев кроха хорошо усваивает повелительное наклонение глагола и формы множественного числа, а к двум годам – падежные формы существительных (хотя окончательно этот процесс закончится к 3-4 годам).

У девочек соединение слов во фразы происходит несколько раньше, у мальчиков – на два-три месяца позже. После того, как будет произнесена первая фраза, развитие речи обычно идет очень бурно. Почти каждый день можно услышать от малыша все новые и новые фразы. Однако имейте в виду, что кроха, как и прежде, нуждается в вашем внимании и ответе. Если же ответа нет или он односложный и не эмоциональный, то интерес к речевой деятельности теряется, и развитие затормаживается.

Очень важно показывать ребенку, что вы его понимаете, и «переводить» его первые неуклюжие словечки на обычный, правильный взрослый язык.

Вот пример. Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике.

«Но!» – говорит кроха, увидев нож, которым мама собирается резать овощи. «Да, это нож», – соглашается мама.

«Болёй!» – добавляет ребенок.

«Большой нож» – «переводит» мама, незаметно соединяя оба слово в словосочетание, и добавляет: «Большим ножом будем резать капусту». Такой «перевод» будет способствовать более быстрому и успешному соединению слов в предложение.

Не бойтесь «неправильных» младенческих слов, они обязательно когда-нибудь превратятся в «настоящие». Оцените попытку ребенка, пусть пока еще не очень удачную, поделиться с вами жизненным опытом. Это придаст ему уверенность в своих силах и ощущение, что его понимают.

Сюжетная игра и речь

Бывает, что малыш в возрасте от года до двух не разговаривает и при этом никак не играет. В этом случае, прежде всего, постарайтесь научить его играть.

На первый взгляд кажется, что сюжетная игра никак не связана с развитием речи. Однако, на самом деле это не совсем так. Годовалый ребенок с помощью речи не только сообщает о своих желаниях и проблемах, он еще и пытается поделиться со взрослым своими впечатлениями. Так, когда малыш показывает пальчиком на машину, он хочет сказать: «Я увидел машину, посмотри и ты на нее!» Но для того, чтобы назвать какие-нибудь объекты, ребенку необходимо их запомнить. Причем, запомнить не как отвлеченные понятия, а как пережитые на собственном опыте. И в этом ему поможет простейшая сюжетная игра – покормить куклу, уложить ее спать, спеть ей колыбельную песенку, погулять с ней по дорожке. С помощью реальных, простых действий малыш в игре прорабатывает свой опыт, а в речи этот опыт закрепляется. Если раньше ребенок как бы не замечал, что он делает, то теперь он обращает на действия особое внимание. И поэтому сюжетные игры, повторяющие действия самого малыша, нужно обязательно комментировать: «Зайка гуляет, прыгает, копает лопаткой». Покажите ребенку, как можно играть с той или иной игрушкой, и вскоре он начнет повторять ваши игровые сюжеты.

Вы можете сочинять и показывать малышу простые и короткие сценки с игрушками. Например, мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мячик и ищет его. Попросите ребенка помочь своим маленьким друзьям.

Те же потешки и прибаутки, о которых мы говорили выше, можно разыгрывать и с игрушками. Например, так:

  • Большие ноги шли по дороге:
  • То-о-оп, то-о-оп, то-о-оп, то-о-оп (произносится медленно, низким голосом).
  • Маленькие ножки бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ, то-о-оп (произносим высоким голосом и быстро).

Сравните ножку малыша и ногу взрослого, покажите, как кто ходит. А теперь найдите две похожие игрушки разного размера (двух мишек, зайчиков или кукол), постройте для них из кубиков разные дорожки (широкую и узкую) и пусть ваши игрушечные герои ходят то медленно, то быстро. Смотрите, сколько понятий усвоит ребенок из такой немудреной забавы: большой, маленький, медленно, быстро, широкий, узкий!

Ловкие пальчики

Тренировка тонких движений пальцев оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этот феномен давно известен психологам и логопедам. И они не устают повторять, как важно развивать мелкую моторику рук. В этом помогут и разнообразные пальчиковые игры, и манипуляции с бумагой (ее можно рвать на мелкие кусочки, мять, комкать), и откручивание-закручивание крышек на банках и бутылках.

Как всегда, неисчерпаемый ресурс в этом отношении – обычная кухня. Моему ребенку, например, очень понравилось прятать маленькие игрушки из киндер-сюрпризов в миску с сухим горохом или чечевицей, а потом отыскивать их на ощупь (будьте внимательны, в киндер-сюрпризах нередко попадаются мелкие детали, которые, разумеется, малышу давать нельзя). Горошинки мягко массажируют маленькие пальчики, и кроха получает множество приятных тактильных ощущений. Попробуйте сами!

Можно рисовать пальчиками на подносе, на котором тонким слоем насыпана мука или манка. Можно поиграть с ватными палочками, по одной вытаскивая их из баночки, а потом засовывая обратно. Можно цеплять разноцветные прищепки на пластмассовую банку или коробку, а потом отцеплять их и бросать в ту же банку.

Оглянитесь вокруг, и, возможно, вы найдете новую интересную и полезную забаву для своего крохи.

Малыш не говорит. Что делать?

В разговоре о развитии речи от 0 до 12 месяцев мы уже говорили о том, что нужно быть осторожным с модным ныне ранним обучением. Это касается и возраста от года до двух лет. Подчас родители буквально с пеленок начинают знакомить своего малыша с геометрическими фигурами, буквами, цифрами, забывая при этом о реальных, жизненных предметах и ситуациях, окружающих ребенка. Ведь буквы и цифры – это абстракция, которая возможна только в результате большого опыта, а его у ребенка нет, как и нет физиологической возможности для абстракций такого уровня.

Его мозг пока не созрел для подобных действий. В результате такого раннего обучения речевое развитие малыша сбивается с заложенного природой курса. В этом случае стоит на время отвлечься от многочисленных кубиков и сложных интеллектуальных программ. Гуляйте, играйте, пусть ваше общение будет живым и эмоциональным. Для малыша сейчас это гораздо важнее, чем все новомодные методики раннего интеллектуального развития.

Читайте так же:  Физическое и психическое развитие ребенка 2-3 лет

Если к двум годам ваш ребенок не начал говорить, прежде всего, постарайтесь выяснить, пытается ли он общаться какими-то другими способами – с помощью жестов, интонаций, «тарабарского» языка. В этом случае первые «настоящие» слова, скорее всего, вот-вот появятся. Если же малыш никак не пытается установить контакт с окружающим миром, нередко родители замечают и другие особенности ребенка: он играет в одни и те же шаблонные игры, повторяет стереотипные движения, не всегда откликается на свое имя, не смотрит в глаза, не отвечает на множество обращенных к нему вопросов, не чувствует вашего состояния. Зачастую у таких детей речь развивается трудно и поздно. Особое внимание нужно обратить, если раньше ребенок пытался общаться с вами и другими детьми, а потом внезапно перестал это делать.

В этом случае, не откладывая, обратитесь за помощью к хорошему психологу.

Удачи вам и терпения, и совсем скоро вы будете вести со своим малышом вполне полноценные диалоги.

Маленький оратор. Как развивать речь ребенка?

Простые и интересные упражнения от логопеда.

В современном мире красивая и грамотная речь является залогом успеха. Правильная речь помогает ребенку свободно общаться с окружающими, успешно учиться и быть уверенным в себе. Как научить ребенка выражать свои мысли?

С чего начать занятия

Механизм формирования речи у ребенка запускается с самого первого дня жизни. Чтобы этот процесс протекал быстро и гладко, нам, взрослым, необходимо стать самыми активными его участниками. Это долгосрочное вложение наших сил и эмоций окупится с лихвой уже через три-четыре года, когда мы получим интересного собеседника со своим нестандартным мышлением и суждениями. Развитие речи у детей — это ежедневная работа малыша и родителей. Давайте рассмотрим этапы развития речи у ребенка.

С чего же начать? Родители являются речевым образцом для ребенка. Вот почему так важно тщательно следить не только за тем, что вы говорите, но и как вы говорите. С самых первых дней стимулируйте речь малыша: говорите с ребенком как можно больше — произносите слова четко, медленно, но эмоционально. Озвучивайте все, что вы делаете, при этом старайтесь не ограничиваться только бытовой речью. Читайте потешки, стихотворения — все то, что ритмично и хорошо ложится на слух. Вместе рассматривайте, точнее, изучайте картинки в полюбившейся малышу книжке, задавайте вопросы. Сначала он будет только показывать то, что вы просите, а затем и пытаться повторить за вами. Играйте вместе с ребенком в игрушки, в театр. Давайте ему образец выстраивания диалогов, ситуаций, и постепенно ребенок ответит вам, а затем и сам будет придумывать условия игры.

Речь — это сама жизнь, поэтому не замыкайте обучение в рамках печатной продукции и интерактивных игрушек . Окружающий мир, природа вдохновят вашего малыша на новые словесные открытия, разовьют фантазию и пробудят воображение. На прогулках старайтесь обращать внимание на такие детали, как свернувшийся сухой лист, похожий на трубочку, который может стать подзорной трубой или капельку росы, которая вполне может стать самым настоящим морем для муравьев. Летом стройте замки из песка с извилистыми ходами, запускайте совместно бумажные самолеты, выкладывайте на песке рисунки из природного материала. Осенью собирайте букеты листьев (заодно выучите названия деревьев, оттенки цветов), желуди, семена клена, которые потом пойдут на поделки. Зимой лепите снеговиков и раскрашивайте их красками, принесите домой сосульку — пусть она растает в тазике. Весной пускайте кораблики в ручьях, покажите малышу капель, прислушайтесь к чириканью воробьев. Все эти действия укладываются в режимные моменты ребенка и не требуют специальных затрат. Но вот если упустить время, предоставить малыша самому себе, то ближе к школе придется наверстывать упущенное семимильными шагами и то, что так естественно закладывалось в детстве, придется впихивать большими порциями. А от такого информационного переедания, сами знаете, что бывает: усталость, нервозность, нежелание учиться.

К сожалению, далеко не у каждого родителя есть время и возможность заниматься со своим ребенком системно. На помощь могут придти специалисты-педагоги, — в том числе детские логопеды в детских развивающих центрах. Чаще всего программы в них направлены на то, чтобы ребенок развивался гармонично, получая и усваивая информацию в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Как продолжить обучение ребенка

Что же происходит дальше? А дальше мы учим ребенка пользоваться тем, что он накопил, то есть правильно и складно выражать свои мысли — объяснять, доказывать, выстраивать логику повествования и сочинять. Это уже более сложный процесс, выходящий за рамки бытовой речи и имеющий отношение к словесному творчеству. Здесь берут свои истоки будущие сочинения.

Начнем данный этап с азов — умения составить небольшой рассказ о любом живом и неживом объекте или предмете. В будущем подобного рода информация пригодится вашему первокласснику для подготовки докладов: ведь очень часто именно неумение правильно распорядиться большим объемом информации приводит к тому, что ребенок затрудняется начать повествование, составить рассказ по картинке. Этот процесс сравним с вопросом из взрослой жизни: «Как дела?», когда можно долго и разнообразно говорить на предложенную тему, но большинство ограничивается ответом: «Нормально». Воспользуемся схемами — этими универсальными картами, которые являются четкими пошаговыми инструкциями и не дают сбиться с верного пути словотворчества, в тоже время, избавляя от повторов и запинок в речи.

Например, вот какой рассказ о собаке можно составить по данной схеме:

«Собака — это домашнее животное. Внешний облик собаки зависит от породы. Таксы — маленькие, с длинным телом, вытянутой мордой и длинным хвостом. Лапы у них короткие. Эти собаки предназначены для охоты на лис в узких норах. Боксеры имеют приплюснутую морду, широкую грудь, крепкие лапы — это бойцовская порода. В деревнях собаки живут на улице в конуре. В городах собак держат в квартирах. Они питаются мясом, специальным кормом. Издавна собака была другом и незаменимым помощником человека. Она помогала ему сторожить дом, пасти овец, охотиться на волков, лис, птиц, спасала человека и на воде, и в горах. Есть специальные собаки-поводыри для слепых».

После того, как ребенок научился составлять рассказы-описания, можно переходить к следующему этапу — обучению составления рассказов по серии картинок. Здесь важно умение выстроить логическую цепочку: разложить картинки в правильном порядке, ведь все наши действия в обычной жизни совершаются по неким схемам.

Важно донести до ребенка, что картинки и происходящие на них события — это не абстрактные истории, а то, что окружает малыша в повседневной жизни. Пусть ребенок отождествит себя с главным героем. Расскажет, что бы он почувствовал, сказал и сделал на месте персонажа. Пусть даст свое имя и имена своих друзей нарисованным детям.

Пусть малыш расскажет правила игры в прятки, салочки, что нужно сделать, чтобы почистить зубы, вскипятить воду в чайнике или спуститься на первый этаж.

Очень важно расширять кругозор ребенка, рассказывать обо всем, что его окружает — это в значительной степени поможет обогатить словарный запас вашего малыша и быстрее развить полноценную грамотную речь. Старайтесь бывать с вашим ребенком в разных местах, перепробовать как можно больше разных дел, поиграть в самые разные игры. Например, если малыш ни разу не был на рыбалке, он не сможет сочинить рассказ о веселых приключениях мальчишек-рыболовов на речке, так как здесь действуют свои законы, своя терминология.

Затем мы учим ребенка составлять рассказы по картинке. Подключим воображение и превратим одну картинку в серию из трех, мысленно представив начало, а потом и концовку нашего рассказа.

И последний этап — наиболее сложный — это умение составить рассказ-описание природы по картинке. На первый взгляд, здесь нет ни действия, ни героев, только один лес. Но, закрыв глаза и шагнув из реальности в самую чащу воображаемого леса, обнаруживаешь, что жизнь здесь бьет ключом. Чтобы не заблудиться в этой чаще, на помощь нам придет, опять же, схема-описание примет времен года.

Вот пример рассказа об осени, составленного по данной схеме:

«Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. В начале осени стоят погожие дни. Это время называют „бабье лето“. Но потом небо хмурится, затягивается тучами и целыми днями моросит нудный дождик. Дует пронзительный холодный ветер. Деревья наряжаются в расписные одежки — желтые, красные, оранжевые, пурпурные. Дунет ветер — и посыплется с деревьев разноцветный дождь из листьев. Осень — пора листопада. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Животные готовятся впасть в спячку, нагуливают жирок, делают запасы еды на зиму. Белки, зайцы меняют свои летние шубки на зимние».

И напоследок — общение с ребенком

В дошкольном возрасте естественная среда обитания ребенка — это игра, поэтому превратите учебу в игру. Занимайтесь, то есть общайтесь на прогулке, по дороге в сад, магазин. Не сидите дома за столом, как в школе: просто дайте ребенку полистать книгу, и то задание, которое его заинтересует, выполните вместе. Если ваш ребенок мотивирован на учебу, то, наоборот, можно поиграть с ним в школу. В любом случае, руководствуйтесь индивидуальными особенностями вашего ребенка, найдите к нему подход, и он ответит вам заинтересованностью, восприимчивостью и понятливостью.

Внимательно выслушивайте ребенка, не перебивайте и не торопите его, не ругайте и не сравнивайте с другими. Занимайтесь в то время, когда у ребенка хорошее настроение, когда он выспался и не голоден.

Русский язык, как и любой другой, требует регулярности, поэтому лучше заниматься каждый день по 15-20 минут, чем один раз в неделю по часу. Когда наши дети, начинают изучать иностранный язык — мы понимаем, что только регулярные занятия могу гарантировать результат и эффективность, изучение русского языка и развитие речи также не является исключением и требует системного подхода.

Уже с малых лет необходимо приучать ребенка говорить не только на языке быта, но использовать в своей речи все богатство русского языка. Общение — одна из основных потребностей человека, и ваш малыш нуждается в нем как никто другой. У каждого есть возможность творить, и мы можем это делать ежеминутно, создавая маленькие словесные шедевры. Язык не только одно из важнейших средств коммуникации, но и живой материал, имеющий свой цвет, форму и вкус. Нам предстоит открыть это детям, научив их творить в рамках определенных законов. Это долгий путь, и от нас, взрослых, зависит, будет ли им узкая блуждающая тропинка или широкая дорога на пути к новым знаниям, открытиям и свободному общению.

Марина Киселева учитель-логопед