Меню

Как развивать ребенка будучи еще в животе

Как «воспитывать» ребенка еще до его рождения?


Раньше, когда говорили о беременности, о ребенке упоминали лишь как о плоде. С конца 70-х г.г. ХХ века о еще нерожденном ребенке стали активно говорить как о человеке. Ребенок у мамы в животе еще не личность, но и рождается он не «чистым листом» — это тоже давно известно. Поэтому сегодня будущие родители большое внимание уделяют установлению контакта и общению с ним.
Отношение людей к этому очень разное: одни считают саму постановку вопроса полным абсурдом, другие воспитание ребенка до рождения воспринимают как важную задачу.
Давайте же разберемся, можно ли общаться с ребенком до рождения, как это можно делать, и что это дает ребенку.

1. Развеем мифы и заблуждения.

А) Если Вы планируете развивать у еще нерожденного малыша интеллект, умственные способности или талант к чему-либо – выбросьте это из головы. Это невозможно. В силу сугубо физиологических условий. Что Вы действительно можете развивать – это эмоциональную чувствительность дитя, то есть стимулировать его органы чувств. Что, в свою очередь, и станет фундаментом успешного развития способностей малыша в будущем.
Поэтому не стоит пытаться учить ребенка в утробе алфавиту или «знакомить» его с таблицей умножения.

Б) Если Вы думаете, что маленький человечек в состоянии понимать смысл посылаемой ему речевой информации, то Вы однозначно переоцениваете его возможности. Чтобы понимать смысл речи, нужно знать значения слов (если Вам доводилось бывать в иноязычной среде без переводчика, вы догадаетесь, что я имею в виду).
Поэтому наивно думать, что, слушая сказку про репку, малыш в состоянии понять ее сюжет: он не имеет никакого представления ни о том, что такое «репка», кто такой «дед» и что означает «тянут-потянут, вытянуть не могут».
А вот ритмику, тембр и интонацию, которые присутствуют в Вашем голосе при чтении сказки, малыш улавливает отлично. На уровне вибраций. И если эти вибрации ему приятны, он действительно от сказки испытает настоящее удовольствие именно как от способа Вашего общения с ним.

В) Если «внутриутробное воспитание» своего малыша Вы превратите в работу, где четко расписан план по дням и «должностные обязанности» звучат как «прослушивание музыки», «чтение поэзии» и «ритмичные поглаживания живота», то польза от такого занятия будет невелика. Находясь в животе у мамы, ребенок воспринимает происходящее на уровне эмоций.
Довольна мама – доволен малыш. Мама грустит – грустит и дитя.
Поэтому механическое выполнение «плана развивающих мероприятий» без теплого и сердечного эмоционального сопровождения, когда это не «от души», а потому что «так модно», не принесет желаемых результатов.
Для дитя будет лучше даже если мама и вовсе ничего «специального» для него делать не будет, но при этом постарается окружить будущего малыша атмосферой безграничной любви к нему и радости ожидания.

Г) Если и предыдущий пункт мама доводит до абсурда и старается полностью исключить из своей жизни неприятные эмоции, желая оградить малыша от стрессов, это так же не сослужит ему доброй службы.
Ведь мы говорим, что в утробе матери ребенок получает свой первый эмоциональный опыт. А любой опыт всегда состоит как из приятных моментов, так и не очень. Если же мама «рафинирует» эмоциональную среду ребенка, искусственно исключит разнообразие эмоций, то он недополучит нужные представления о разных сторонах и проявлениях жизни, будет не готов к возможным стрессам.

Но, естественно, маме следует стремиться к преобладанию позитивных эмоций. Просто не стоит панически реагировать на любое возникновение во время беременности нерадужного настроения и не укорять себя за это.

2. Поговорим о том, как общаться с малышом.

А) Не превращайте его в средство своей самореализации.
Старайтесь удержаться от соблазна планировать его будущие успехи: говорить по-английски в 1 год, в 2 уже читать, а в 4 лучше всех цитировать классиков. Он будет одаренным, если вы просто дадите ему шанс прожить 9 внутриутробных месяцев и все его раннее детство в счастливой, жизнерадостной, доверительной атмосфере, снабжая информацией 5 органов чувств (зрение, обоняние, осязание, вкус и слух).

Б) Разговаривайте с ним.
Поскольку слух у ребенка развивается раньше всего, а к моменту рождения малыш уже может узнавать маму и папу по голосам и интонациям, то конечно, с ним можно разговаривать. Не просто мысленно общаться или что-то тихонечко нашептывать, а именно говорить. Расскажите ребеночку, как вы его любите и ждете, какой он у вас замечательный, умный, добрый, любящий и талантливый, что чувствуете в своем сердце нежность и теплоту, и как вы счастливы, что он пришел к вам. И еще многое, и многое, что вам захочется сказать ему от самого сердца. Это касается не только мамы, но и папы.

В) Пойте ему.
Даже если Вы не в восторге от своих вокальных способностей. Когда женщина поет, она соединяется со своими чувствами и эмоциями и переживает их гораздо полнее. И, конечно же, ребенок тоже ощущает более сильные импульсы от своей мамы – не только голос говорит ему теперь о любви и нежности, но и ее дыхание и все тело как бы пропитывается этими вибрациями.

Г) Слушайте музыку.
Не животу наушники одевайте, а слушайте сами. Малыш узнает, что нравится Вам, а Вы по его поведению вскоре начнете чувствовать, что нравится ему. Вкусы у деток разные, однако учеными обнаружена закономерность, что малыши больше любят структурированные мелодии (Вивальди, Моцарт, народная музыка, детские песни), не очень любят басовые, низкие звуки (Бетховен, Бах, Лист). Познакомьте дитя со своими любимыми композициями и исполнителями – возможно, они придутся по вкусу и ему. Следует избегать резких и агрессивных, тяжелых музыкальных жанров.

Д) Двигайтесь.
Образ жизни современной женщины часто бывает малоподвижным, особенно если работа связана с компьютером. Давно известно, что маленький человечек хорошо развивается, когда мама много двигается: ходит, совершает разнообразные движения, меняет положение тела. Все это способствует развитию мозга ребенка.

Е) Читайте вслух.
Это могут быть ваши любимые стихи или проза, детские сказки, потешки и т.д. Как уже говорилось выше, делайте акцент на тембре и интонации, ритмике голоса. Важна эмоциональная атмосфера при таком чтении – нужно, чтобы Вы сами получали от этого удовольствие, были настроены на занятие, а не выполняли это ради какой-то формальности, «гуляя» мыслями где-то далеко при этом.

Ж) Прикасайтесь.
Поглаживания животика и ответные толчки малыша станут первыми прообразами Вашего диалога с малышом. Таким способом Вы можете не только проявлять ласку и любовь, но и «играть» с ребенком, «успокаивать» его, если слишком уж резвится. Очень полезно подключать к этому процессу и будущего отца.

З) Просто любите его всем сердцем – лучшего «воспитания» еще никто не придумал!

Как развивать ребенка в 2 месяца? Ребенку 2 месяца. Развивающие игры для ребенка до года

Каждая мама должна понимать, что развивать малыша нужно с самого рождения, а не только с того момента, когда он начинает говорить или активно интересоваться окружающими вещами. Так, в данной статье хочется рассказать о том, как развивать ребенка в 2 месяца.

Двухмесячный малыш остается еще совсем маленьким и еще не до конца окрепшим (это происходит примерно к началу-средине третьего месяца жизни крошки), однако он уже активно осваивает движения руками и ногами, развивая мышечную систему и немного контролируя свои взмахи. Ребенок в 2 месяца умеет немножко поднимать голову в положении «лежа на животе», однако на спинке он еще пока лежит несимметрично, подгибая поочередно то одну, то другую ножку. Ситуация же изменится ближе к концу второго месяца жизни. Что касается пальцев рук, то они почти все время будут сжаты в кулак, если взрослый человек вложит туда пальчик, ребенок его сильно сожмет. Руки кроха уже умеет поднимать до самой головы и держать вдоль верхней части своего туловища. Также важно помнить мамам, что в этом возрасте крик ребенка – основное средство общения с окружающими. Так он сигнализирует, если ему холодно, он хочет кушать или маме нужно срочно поменять крохе подгузник. Также ребенок криками может «говорить» о различных болевых ощущениях, которые он может в этот момент ощущать. В это же время малыш начинает разговаривать, а точнее – лепетать, произнося различные звуки. Преобладать будут такие гласные, как а, е, у о, ее. Может кроха также выговаривать букву «х» вместе с гласными – «хо», «хе», «ха». Важно сказать, что в это время мама может увидеть первую улыбку младенца, который таким образом будет благодарить ее за уход и теплоту. Ну и это самое время начинать работать с карапузом, развивая его в различных направлениях.

Если женщина хочет знать, как развивать ребенка в 2 месяца, ей нужно помнить, что первое правило: как можно больше уделять внимание своей крохе. В большинстве случаев ребенку все равно, что ему будут делать или какие с ним манипуляции будут проводить, ему нужно, чтобы мама была рядом. Надо как можно чаще брать дитя на руки, практиковать контакт «кожа к коже», много рассказывать малышу, даже просто проговаривая свои действия. Так малышу будет интереснее наблюдать за окружающими, плюс он всегда будет слышать человеческую речь и таким образом обучаться понимать мир. В это время важно, чтобы возле ребенка находилась не только мама, но и папа. Таким образом ребенок будет воспринимать мир с разных сторон и идентифицировать себя несколько иначе, нежели когда пребывает исключительно в женской, маминой компании.

Какой режим ребенка в 2 месяца? Вот также важный вопрос. Важно сказать, что особых указаний нет, это, как правило, все индивидуально, и в это время малыш сам регулирует свое время игр и отдыха. Однако в целом можно сказать, что на моменты бодрствования уже уходит гораздо больше времени, нежели на первом месяце жизни, и данный период постепенно увеличивается. Так, кроха спит примерно 3-4 раза в день по полтора-два часа, в сумме же это составляет около 8 часом днем и 16-18 за сутки. В этот период уже можно выделит некую особенность крохи – будет он «совой» или «жаворонком». Так, некоторые дети более активны с самого утра, а кто-то – любитель ночью гулять, а утром высыпаться. В это время изменить данную ситуацию будет практически невозможно, т.к. малыш пока пользуется только сигналами собственных биоритмов. Важным становится режим ребенка (в 2 месяца). Тут мама должна уяснить, что, например, купать кроху нужно в одно и то же время. Так же лучше поступать и с прогулками, чтобы ребенок мог ориентироваться в течение дня, а ближе к вечеру понимать, что скоро нужно ложиться на долгий ночной сон. Что касается ночного сна, то если ребенка ничто не беспокоит, например колики, он может спать беспробудно примерно 6 часов, не просыпаясь даже на перекус. Однако если есть какие-то проблемы, нужно при первом крике младенца реагировать на его зов: просто подходить или прикладывать к груди. Так малыши в этом возрасте лучше всего успокаиваются.

Читайте так же:  Боль в животе на 4 неделе

Часто у мам возникает вопрос о том, как развивать ребенка в 2 месяца. Все просто, можно это делать при помощи различных игрушек. Что же это может быть? Ясно, что различные погремушки. Они должны быть яркими, издавать разнообразные звуки. Однако не слишком большими и грузными, т.к. крохе пока тяжело удерживать предметы. Погремушки можно развесить над ребенком, и он просто будет их задевать ножками или ручками. Также хорошо запастись различными рисунками, на которых будут изображены большие одноцветные предметы. Так малышу будет легче воспринимать рисунок. Хорошо также приобрести мобиль — вращающуюся карусельку, которая также в это время будет крохе интересна.

Развитие: осваиваем движения

Итак, как развивать ребенка в 2 месяца? Делать эту нужно грамотно, не сваливая все в кучу, а работая с ребенком поочередно то с чем-то одним, то с другим. Так, сейчас речь пойдет о том, как помочь малышу осваивать движения.

Повороты: в это время можно помогать крохе учиться осваивать перевороты с животика на спинку и обратно. Сначала лучше посмотреть, как это делают детки постарше и уже по их примеру помогать своему ребенку. Первое: нужно положить малыша на живот и помочь руками ему перевернуться на спинку – это немного легче, нежели переворачиваться со спины на животик. Но тренировать нужно оба варианта. Также нужно положить дитя на спинку, обхватить по бокам руками и как бы качать его из стороны в сторону, показывая, что именно так позже он и будет переворачиваться. Через некоторое время нужно дать крохе попробовать самому повторить все движения. Не беда, если с первого раза ничего не получилось, заниматься нужно ежедневно, не бросая этого занятия. Важный момент: лучше, если все время малыш будет поворачиваться к маме, а не отворачиваться от нее, это будет дополнительным стимулом отлично выполнять поставленные задачи.

На ручки: также важно как можно чаще брать малыша на руки, однако не в одном положении, а по-разному. То его можно поносить лежа на руках на спинке или на животе, то немного подержать столбиком. Ребенком можно также крутить-вертеть, не нужно этого бояться. Тем более что деткам это чаще всего нравится.

Голова: если ребенку 2 месяца, нужно помогать ему работать с мышцами шеи, учить держать головку. Для этого карапуза нужно положить на живот так, чтобы при поднятии головы он находился прямо перед лицом мамы. Привлекать ребенка можно различными методами: показывая игрушки, картинки, просто разговаривая с ним. Нужно делать то, что карапузу нравится, и тогда он начнет потихоньку самостоятельно учиться поднимать голову, чтобы лучше видеть маму или то, что она показывает.

Мышцы: если ребенку 2 месяца, его уже можно поднимать за руки. Как это делать? Когда кроха лежит на спине, мама дает ему два своих пальца, за которые ребенок хватается, и медленно подсаживает ребенка. Если все проходит успешно, можно поднимать дитя и дальше, в положение стоя. А если руки ребенка довольно крепкие, и малыш не бросает мамин палец, можно также со временем попробовать таким образом понять его над матрасом. Можно не бояться это делать, тем более что деткам это очень нравиться. Еще одно упражнение, которое поможет малышу в будущем: в положении «лежа на животе» нужно поджимать ему ножки под животик. И если пока сам он этого делать не будет, на будущее эти тренировки ох как пригодятся.

Развитие: ручки

Изучаем предметы. Какие могут быть занятия с ребенком (2 месяца)? Все просто, можно начинать изучать на ощупь все предметы, которые находятся дома. Для этого нужно на краткий период взять кроху на ручки в положении «столбик» и носить по дому, проводя его ладошкой по различным предметам. Малыш будет чувствовать, что все они отличаются друг от друга не только по цветам, но также и на ощупь: одни прохладные и твердые (мебель), одни мягкие и теплые (подушки или плюшевые игрушки). Важно сказать, что все, что видит кроха, нужно комментировать, рассказывать ему, что это такое и для чего это нужно. Также обязательно нужно начинать развивать мелкую и крупную моторику пальчиков ребенка (это понадобится, особенно для развития речевого центра малыша). Так, ему в ладошку нужно вкладывать различные предметы и рассказывать, что это и для чего нужно. Один раз, например, это может быть толстая вязальная нитка с узелком на конце, в другой раз – фломастер и так далее. Также для развития мелкой моторики можно сделать дома игрушки. Для этого нужно сшить небольшой мешочек из плотной яркой ткани, который заполняется бисером или, например, пшеном. Все хорошенько зашивается, чтобы ничего не выпало и вкладывается малышу в ручки. Трогая такую подушечку, карапуз массирует свои пальчики и способствует таким вот простым образом собственному развитию.

Развитие: речь

Именно в это время малыш начинает «гулить», т.е. по своему разговаривать с окружающим миром. Не нужно бояться говорить с малышом на его языке. Так он будет понимать, что все сказанное можно повторить, и будет стараться это сделать. В 2 месяц жизни ребенка, общаясь с ним, нужно исключать из своей речи различные местоимения. Лучше говорить не «я», а «мама», не «он» или «она», а «папа» или «бабушка». Также крошку нужно как можно чаще называть по имени, чтобы он к нему привык: «Сашенька проснулся!» или «Сашенька сейчас будет кушать». Когда хочется что-то сказать ребенку, нужно называть его по имени, чтобы он понимал, когда и как правильно к нему обращаются. Однако сознательно реагировать на свое имя малыш начнет только к полугоду своей жизни.

Массаж рук

Также очень важно делать ежедневный массаж ребенку. 2 месяца крохе – это то время, когда его нужно активно развивать. Бывают ситуации, когда массажи назначает врач по тем или иным показаниям, однако мама также должна самостоятельно дома разминать своего ребенка. Это может быть простой массаж рук. Нужно положить малыша на спинку и стать у его ног. Затем в ручку младенца маме нужно вложить свой палец и поглаживать сначала кисть ребенка, а потом уже и всю руку. Движения должны быть легкими, плавными, никуда и ни на что нажимать не надо. Проделывается это с одной рукой и со второй. Далее ручки немножко сгибаются-разгибаются, также мама может легенько помассировать ладошку крохи.

Массаж ног

По такому же принципу, как и массаж рук, проводится массаж ног. Нужно положить малыша на спинку, встать у его ног, взять в руку сначала одну ногу, поглаживая ее от стопы к бедру, однако обходя область колена и передней части голени. Далее все проделывается с другой ногой. Можно также помассировать стопу.

Массаж спины

Как еще можно делать массаж ребенку (2 месяца крохе)? Так, это может быть легкий массажик спины. Сначала нужно тыльной стороной ладони от ягодиц легенько проводить по спинке к голове, обратно же массажные поглаживающие движения делаются уже ладонью. Так повторить нужно 4-5 раз. Также хорошо развивать и позвоночник крохи. Для этого его нужно положить на бочок, одной рукой зафиксировать ножки, а другой проводить по позвоночнику снизу, от крестца, кверху. Согласно рефлексу, ребенок выгнет спинку. Проделав такие манипуляции на одном боку, малыша нужно перевернуть на второй и повторить то же самое.

Массаж живота

Также важен и массаж живота крохи. Особенно это нужно деткам, которые страдают коликами. Так, в первую очередь необходимо поглаживать животик малыша по часовой стрелке, делается это примерно 5 раз. Далее руки мама ставит друг за другом на животике и поочередно гладит малыша движениями вниз, проделывая так пять раз. Важно, что эти движения совпадают с работой кишечника, помогая ребенку легче переносить процессы переваривания пищи. Хорошо также поглаживать косые мышцы живота крохи, проводя ладонями от боков к центру животика.

Существую также развивающие игры для ребенка до года. В такой ситуации хорошо использовать различные вспомогательные предметы. Один из них – большой мяч, фитбол. На него нужно положить ребенка (если кроха голенький, лучше мяч застелить тканью) на живот и покатать так немного то в одну, то в другую сторону. Это не только развивает мышцы ребенка, но также и делает небольшой массажик живота, что очень полезно такому малышу.

Игры: взгляд

Какие существуют развивающие упражнения для детей? Так, почему бы не потренировать зрение малыша? Для этого нужно взять какой-то яркий предмет, можно фонарик, и водить им перед взором ребенка сначала с одной стороны в другую. Кода малыш будет уверенно следить за предметом, можно продолжать игру далее, водя им сверху вниз. Когда и это уже уверенно получается, можно двигать предметом по кругу. Однако стоит помнить, что если крохе быстро надоело это занятие, его лучше прекратить и перейти к чему-то другому.

Читайте так же:  Эрозивный бульбит лечение 12 кишки

Игры: стихи

Развитие ребенка (2-3 месяца) уже позволяет крохе отчетливо слышать все, что произносят взрослые. Это самое подходящее время познакомить карапуза со стишками, ведь практически всем деткам очень нравятся рифмованные строки. Можно декламировать детские (и не только) стихи, а можно просто импровизировать, зарифмовывая все, что происходит вокруг и таким вот образом общаться с карапузом.

Шумные игры

Как развивать ребенка грудного возраста? Для этого достаточно просто прикрепить к пинеткам звоночки-колокольчики. И при каждом движении ног малыш будет слышать отчетливый звук. А если он крохе понравится, ребенок будет как можно больше двигаться, тренируя таким образом свои мускулы.

Игра «Где я?»

Чтобы развивать слух и зрение крохи, можно поиграть с ним в простую игру под названием «Где я?» Для этого маме достаточно просто передвигаться по комнате в тот момент, когда малыш лежит, скажем, на кроватке. Так, ребенок будет стараться отыскать взглядом маму, тренируясь при этом. Стоит сказать, что это отличная игра, ведь попутно можно сделать много полезных вещей.

Игра «Что это?»

Для того чтобы развивать осязание ребенка, ему можно давать трогать различные предметы. Они могут быть твердыми и мягкими, теплыми и холодными, гладкими и шершавыми. Также можно подобрать различные лоскуты, чтобы ребенок понимал, что все в мире разное не только на вид, но и на ощупь.

Игра на развитие мышц шеи

Для этой игры мама должна лечь на спину и положить на себя животиком вниз ребенка. Когда малыш удобно устроился, нужно позвать его по имени и постараться добиться того, чтобы он хотя бы немножко поднял голову и посмотрел на лицо мамы. Так делать до тех пор, пока малыш не откажется поднимать головку.

Стоит отметить, что сегодня существует огромное количество различной литературы на тему «Развиваем ребенка дома». Там можно найти различного плана советы, которые, к слову, могут даже противоречить друг другу. Так, одни специалисты будут говорить, что в таком возрасте ребенка нужно как можно меньше тормошить, другие же, напротив, будут рекомендовать элементы динамической гимнастики для новорожденных. Поэтому родителям грамотно нужно подходить к выбору тех занятий и упражнений, которыми они хотят развивать собственного ребенка, ориентируясь на рекомендации педиатра и собственный опыт и мнение.

Как развивать ребёнка в 2 месяца

Как заниматься с ребёнком второго месяца. В какие игры можно играть с ребёнком в 2 месяца. Игры для ребёнка в 2 месяца. Зарядка для ребёнка в 2 месяца.

Как развивать зрение, слух и двигательные способности ребёнка в 2 месяца.

В один прекрасный день вы заметите, как в ответ на ваше внимание малыш отворачивается и делает вид, что не замечает вас или занят своими делами. Эта реакция должна вас скорее порадовать — именно так он демонстрирует свою уверенность в вашей любви. Конечно, он скорее важничает и кокетничает в полной уверенности, что вы не исчезнете и не оставите его. Это большой комплимент с его стороны.

Таким нехитрым способом ребенок самоутверждается. В эти моменты важно поддерживать эту игру, демонстрируя вашу мамину надежность. Если же сделать попытку вернуть его в кроватку или передать на руки другому человеку, малыш тут же зальется слезами.

Развивайте речевое внимание ребенка, разговаривая с ним нежным голосом и комментируя действия, которые вы делаете совместно. Например, если вы купаете малыша, сопровождайте это мероприятие от начала до конца соответствующими словами: «Сейчас мы будем купаться. Поплаваем в теплой водичке. Искупались. Будем вытираться». Говорите ласковые слова.

Малыш очень любит тембр вашего голоса, получает огромное удовольствие от ваших интонаций, звучащей речи — они необходимы ему.

Наслаждайтесь первыми беседами друг с другом. Склонившись над малышом, вы можете вызывать ответное гуление, разговаривая на его языке: причмокивайте, воспроизводите «младенческие» звуки с различными интонациями, громче или тише, нараспев или коротко, нежно или весело. Ребенок будет пытаться подражать вам и через некоторые паузы начнет отзываться. Вслушивайтесь в звуки, которые он произносит, и отвечайте ему.

Развитие слуха ребёнка в 2 месяца

Если вы хотите развивать у ляльки слух, а заодно получить еще один способ успокаивать или взбадривать его, включайте музыку. Во время кормления и перед сном это может быть спокойная мелодия, а во время зарядки и гимнастики — веселая, ритмичная.

Браслеты с бубенцами

Надевайте на ручки ребенка мягкие цветные браслеты с бубенцами. Двигаясь, он будет невольно прислушиваться к звукам.

Две игрушки

В этом месяце можно немного усложнить игры с погремушками. Сначала вы можете использовать одну, слегка погремев ею с одной, а затем с другой стороны. Через некоторое время возьмите две игрушки с отличающимися звуками, поочередно гремя первой с одной стороны, а второй — с другой. Только обязательно делайте паузы на несколько секунд.

Мобиль

Над кроваткой можно повестить музыкальный мобиль — его любят все дети. Включайте его на пять минут — этого достаточно, иначе малыш утомится.

Развитие зрения ребёнка

Разноцветные рожицы

Вы по-прежнему можете рисовать веселые рожицы и вывешивать их в кроватке. Ребенку это не надоело. Но чтобы изображения не наскучили ему, используйте каждый раз разные краски, когда рисуете глаза, волосы и губы.

Слежение за игрушкой

Возьмите яркую игрушку на длинной ручке и медленно подвигайте ею из стороны в сторону по дуге на расстоянии около 50 см от глаз ребенка, вызывая слежение.

Затем поменяйте траекторию движения и двигайте игрушкой вверх-вниз и вкруговую. Но слишком не увлекайтесь этой игрой — малыш от нее быстро устанет, ведь его зрение еще тренируется.

❧ Особенной любовью малышей всегда пользуется кукла-неваляшка. Ставьте ее недалеко от ребенка.

Развитие двигательной активности ребёнка. Зарядка для ребёнка в 2 месяца

Старайтесь во время бодрствования вызывать его общее двигательное оживление, разговаривая и подбадривая его. Помните, что не следует слишком туго пеленать малыша, чтобы не сковывать его движения. Лучше всего надевать ему ползунки, иногда держите его полностью раздетым.

❧ Предоставляйте ребенку свободу движений, он быстрее научится координировать их, что важно для его гармоничного физического развития.

Чаще держите младенца в вертикальном положении — это полезно для укрепления шейных мышц.

Делайте с ним зарядку в первой половине дня:

❧ положив ребенка спиной на ровную поверхность, поднимайте и опускайте руки, сначала поочередно, а потом вместе;

❧ разводите и сводите руки малыша, скрестив их перед грудью, сначала правая вверху, а затем — левая;

❧ используйте движения «боксера» — вытягивайте поочередно руки вперед;

❧ возьмите ребенка за ножки под пяточки и делайте движения, имитируя езду на велосипеде;

❧ подводите обе ноги, согнутых в коленях, к животу и затем выпрямляйте их;

поднимайте его прямые ноги. Положите четыре пальца руки на колени малыша, большие пальцы — под колени, зафиксировав голень. Ножки выпрямляют настолько, насколько позволяет ребенок, при этом ягодицы не должны отрываться от стола;

❧ поднимите ребенка и, поддерживая под мышки, приподнимайте и опускайте его, чтобы он отталкивался ногами от опоры.

Помните, что гимнастика делается в медленном темпе.

Развитие тактильных ощущений у ребёнка

Развивайте тактильные ощущения и мелкую моторику рук ребенка, сочетая легкий массаж кистей и игры с погремушкой:

❧ просовывайте свой большой палец в кулачок, раздвигая его сжатые пальчики скользящим движением от ладони к кончикам;

❧ делайте поглаживающие движения ладошкой ребенка о вашу ладонь крест накрест (проводка ладони начинается между большим и указательным пальцами);

❧ поглаживайте своей рукой по тыльной стороне кисти малыша по направлению к пальчикам;

❧ помассируйте каждый пальчик по отдельности от основания к кончику;

❧ освободите большой пальчик ребенка от кулачка, промассируйте его от основания к кончику и сделайте им круговые движения;

❧ круговые массирующие движения по ладони ребенка с легким нажатием («Сорока-белобока»),

Сорока-белобока

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала:

Ты воды не носил,

Тебе нет ничего!

После легкого массажа вложите в ручку ребенка погремушку в виде кольца или гантели. Сначала он может даже не смотреть на игрушку, а его движения будут неловкими, но постепенно его действия станут целенаправленными. Помните, что все игрушки, которые вы даете ребенку в руки, должны быть чистыми, потому что малыш обязательно попробует их на вкус.

Дети, с которыми проводятся подобные «занятия», намного раньше учатся удерживать предметы и манипулировать ими.

❀ Для развития тактильных ощущений ребенка используйте игры со специальной перчаткой, на каждом пальчике которой нашиты кусочки разной материи. Также используйте предметы из разного материала и поглаживайте ими ручки ребенка, называя их.

Как развивать малыша в 5 месяцев?

Пятимесячный кроха даже не подозревает, что всего через месяц его ждет «половина первого юбилея». Он развивается не по дням, а по часам, беспрестанно радуя своих родителей. С этого месяца ребенок начнет меньше прибавлять в весе и росте, поскольку входит в этап повышенной двигательной активности. Постепенно он будет приближаться к освоению навыка самостоятельной ходьбы, а также речи. Ну а пока на этом пути его поджидает первая неприятность: скоро полезут первые зубки. Кроха постоянно что-то тянет в ротик, чтобы унять зудящие десны. Родители могут облегчить страдания своего чада специальными медикаментозными средствами, а также охлаждающими игрушками – прорезывателями. А вот как правильно развивать ребенка в возрасте 5 месяцев? Ведь это уже совсем не тот беспомощный комочек, который они, кажется, еще совсем недавно привезли из роддома.

Так много уже умеет

Да, карапуз значительно прибавил с того момента. И не только в весе или росте. Он стал довольно смышленым, умелым. Чего ребенок уже достиг к этому возрасту?

  • В положении на спине он умеет приподнимать головку и плечи, давая понять родителям, что скоро будет готов садиться. Но пока еще высаживать его рановато: позвоночник недостаточно окреп.
  • Умеет переворачиваться со спины на животик, с бока – на спину или животик.
  • Лежа на животике, ребенок отталкивается от опоры, стараясь ползти. Пока что получается только по-пластунски, но совсем скоро кроха научится вставать на четвереньки и даже раскачиваться.
  • Координация «рука – глаз» достаточно развита, и малыш уже в состоянии точно определить расстояние до игрушки, чтобы схватить ее. Он может делать это любой рукой, лежа на животе или спине, даже если игрушка находится над его головой, а если она падает – ищет ее глазами. Многие детки умеют перекладывать игрушку из руки в руку.
  • Кроха проявляет живой интерес к игрушкам: он подолгу их рассматривает, держит в ручках, ощупывает, может отдать взрослому, бросить, умеет нажимать на кнопки, если они есть.
  • Активно развиваются эмоции грудничка. Он уже научился выражать радость, недовольство, даже страх. Может требовать, сердиться, заливисто хохотать.
  • Заметен прогресс и в речевом развитии крохи. Он переходит от гуления к лепету. Ребенок уже научился повторять разные слоги, некоторые малыши умеют их удваивать (ба-ба, ду-ду). Ребенок активно приглашает взрослых беседовать с ним, выражает бурную радость, когда ему отвечают, учится повторять звуки за взрослыми.
  • Значительно окрепла нервная система малыша. Сейчас она в состоянии выдерживать достаточно интенсивные физические и эмоциональные нагрузки. Ребенок может бодрствовать не менее 2 часов между снами, поэтому их количество сокращается днем до 3.
Читайте так же:  Лфк при гастритах

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Что нужно развивать?

Обычно к 5-месячному возрасту в арсенале любого малыша – множество самых разных игрушек. Какие из них для карапуза сейчас самые актуальные?

  • Прорезыватели для зубов.
  • Игрушки с зеркальными поверхностями.
  • Музыкальные игрушки или инструменты (барабан, бубен, дудочка, ксилофон, панели с кнопками, проигрывающими мелодии).
  • Прозрачные тубы с сыпучим содержимым.
  • Мячи разных размеров.
  • Неваляшки.
  • Погремушки в виде животных, фруктов, ягод.
  • Игрушки с нанизанными на основу мелкими предметами, колечками, шариками.
  • Развивающие коврики.

Но сами по себе игрушки не дадут ребенку необходимых навыков. Для этого с ним должны играть взрослые. Развивающие игры для детей 5 месяцев должны быть разносторонними – дающими стимул для развития и физических навыков, и речи, и органов чувств, и эмоций.

Что касается последних, то сейчас наиболее актуально развивать у ребенка чувство юмора. Не наше, взрослое, основанное на понимании сложных законов жизни, а то наивное детское, которое заставляет кроху реагировать смехом. Как можно это сделать? Довольно просто:

  • подбрасывать ребенка и ловить, если ему это нравится;
  • щекотать или дуть на животик;
  • строить смешные рожицы;
  • издавать забавные звуки (например, фыркать);
  • играть с мыльными пузырями, которые всегда вызывают у деток этого возраста бурный восторг;
  • трогать ручками малыша губы взрослого, когда он произносит разные слоги;
  • играть в прятки – ребенок будет визжать от восторга, когда мама, спрятав лицо руками, начнет искать свое чадо (а если спрятать под салфеткой его собственное личико, то совсем скоро он поймет, что маму можно найти, стянув салфетку);
  • иногда бывает достаточно просто бросать и поднимать какую-то игрушку (особенно мячик).

Весьма полезно сейчас знакомить ребенка с разными запахами. Это могут быть, например, фрукты, ягоды, молоко, выпечка, специи, кофе, даже мамины духи, если их нанести на ватку и дать время немного «выдохнуться».

Следите, чтобы запахи не были слишком резкими, не отталкивали кроху и не вызывали дискомфорта. Всегда говорите, что это так пахнет, комментируйте, понравилось крохе или нет. Но! Если ваш ребенок склонен к аллергическим реакциям, игры с запахами лучше не проводить!

Общий и музыкальный слух, а также чувство ритма прекрасно развивают различные мелодии (а это пригодится для последующего речевого развития). Они могут быть бодрыми или медленными, тихими или громкими. При этом мама обязательно рассказывает ребенку, какой темп и какая громкость у каждой мелодии. А если при этом еще и потанцевать с малышом в такт музыке, то такие занятия с ребенком будут способствовать стимуляции вестибулярного аппарата, который нужно развивать для освоения ходьбы.

«Трогательно-хватательные» навыки

Для чего ребенок все трогает? Изучает мир. Но польза от прикосновений и в другом: так он развивает тактильные ощущения, а также мелкую моторику, необходимую для стимулирования речевых навыков. Трогать малышу можно все, что угодно, если это не опасно (не обожжет, не поранит, не может быть проглочено) – игрушки разных форм и размеров, предметы обихода из разных материалов (дерево, металл, пластик, ткань, картон, вата, перья, мех). При этом важно следить, чтобы ребенок не тянул это в ротик. Поэтому лучше, если мама будет сама касаться предметами ручек, пальчиков крохи, научит сжимать их, но не даст пробовать на зуб.

Весьма полезны в этом плане всевозможные развивающие коврики: ребенку обычно есть что трогать или ощупывать на них.

Что касается захвата предметов, то этот навык совершенно необходим малышу. Его нужно учить брать, отдавать, бросать предмет, стучать одной игрушкой о другую, открывать, нажимать, трясти. Для этого важно, когда ребенок бодрствует, раскладывать перед ним разные предметы, подвешивать их на шнурках перед глазами, давать в ручки. При этом обязательно называем, что дали, какого оно цвета, с какими свойствами (теплое, холодное, пушистое, гладкое, твердое).

Ни в коем случае не допускайте, чтобы ваш ребенок имел доступ к медикаментам. Даже пустые флакончики или тюбики могут содержать остатки просроченного средства, которое будет слизано. А таблетки он и вовсе может проглотить в любой момент!

И снова – к мелкой моторике

Развивать ребенка в 5 месяцев невозможно в отрыве от развития речи. А ее стимулировать нужно постоянно. Здесь не зря все время говорится о необходимости все называть и комментировать для крохи: постоянная речевая среда – прекрасный стимул для речевых навыков малыша. Но не единственный. Прекрасно способствуют развитию речи упражнения, стимулирующие мелкую моторику, в частности пальчиковые игры.

В этом возрасте кроме всем известных «ладушек», «сороки-вороны» и «козы рогатой» полезны специальные комплексы упражнений.

  1. Начинаются они с разогревающей разминки. В нее входят поочередное сгибание-разгибание каждого пальчика и всей ладошки, поглаживающие движения по ладошкам, массаж каждого пальчика с проработкой всех фаланг (так, словно ребенку надевают перчатку).
  2. Далее ребенку сгибают-разгибают кисти рук, затем сжимают и разжимают кулачки, прокручивают их в разные стороны. Все движения важно сопровождать ритмичными прибаутками, которые несложно сочинить самим (а можно подобрать готовые).
  3. Каждый пальчик немного потягивают, затем выполняют ним круговые движения в разные стороны.
  4. Поднимают ручки ребенка и стараются провести ими по волосикам на голове.
  5. В качестве дополнительных «тренажеров» могут выступать, например, грецкие орехи, массажные шипованные мячики, ребристые карандаши, которые катают между пальчиками и ладошками крохи.

Чтобы помочь ребенку быстрее освоиться с артикуляционным аппаратом, используйте зеркало. Поднесите к нему ребенка и начинайте медленно, утрированно имитировать какой-то звук (животного, птицы, ветра, мотора). Малыш не только начнет повторять за вами, но и сможет видеть одновременно ваши движения и свои.

Движение – не ограничивать!

Развивать малыша в 5 месяцев в физическом плане не менее важно. Ведь чем крепче и сильнее его мышцы, суставы, скелет, чем лучше он научится держать равновесие, тем быстрее начнет ползать, вставать и – к радости родителей – ходить без их помощи. Поэтому сейчас особенно важно стимулировать ребенка к движению. Пусть он учится садиться, ползать, топать ножками. Для этого подойдут следующие упражнения.

  • Когда кроха лежит на животике, пусть перед ним лежат яркие игрушки, за которыми он захочет потянуться. Возможно, это будет музыкальная игрушка, которую ему нравится нажимать. Ребенок будет барахтаться на поверхности, стараясь достать до предмета. Можно помочь ему, подставляя под пяточки опору. Когда у него получится достать до игрушки, обязательно похвалите!
  • Возьмите ребенка под мышки, поставьте ножками на опору и наклоняйте в стороны примерно на 45 градусов. Это тренирует вестибулярный аппарат. Также для этой цели хорошо кружить малыша, переворачивать, поднимать и опускать – то есть всячески менять его положение в пространстве.
  • Малыша нужно подтянуть за ручки в сидячее положение, а затем аккуратно толкнуть назад, чтобы он лег на спину. Он будет стараться снова сесть, укрепляя мышцы шеи, спины, бедер, а также вестибулярный аппарат.
  • Возьмите ребенка руками под грудь, приподнимите и опустите себе на колени. Как только он упрется и сделает толчок, снова приподнимайте его и опускайте. Следите, чтобы вес малыша не переносился полностью на ножки.
  • То же упражнение, только на твердой опоре. Малышу дают возможность, упершись в поверхность, сделать несколько шагов, а затем снова поднимают.

Кстати, многие родители сегодня спешат заменить пружинящие прыжковые упражнения качанием ребенка в прыгунках. Да, это ему доставляет эмоциональное удовольствие. Но! Стоит иметь в виду, что чаще всего, находясь в прыгунках, детки отталкиваются от опоры только пальчиками ног, что приводит в дальнейшем к деформации стоп. А если малыш полноценно встанет на всю ступню, то его вес даст непосильную нагрузку на тазобедренные суставы. И еще один довод против этого устройства – оно лишает ребенка полноценного телесного и зрительного контакта, а также общения с родителями.

Если вы не хотите препятствовать физическому развитию ребенка, сведите до минимума время, которое он проводит в «заточении» манежа, ограничивающего подвижность. Забудьте о том, чтобы обкладывать свое чадо подушками и оставлять сидящим на кровати или диване. Во-первых, маленький позвоночник еще не готов к такой нагрузке. Во-вторых, малыш будет стремиться к маме, поэтому перевернется и скатится, как умеет, на пол. То есть – упадет и ударится.

С того момента, как ребенок начал перемещаться (пусть даже на животе, перекатами или «по лягушачьи»), расчистите ему путь от всего, что может быть опасным (бытовые приборы, розетки и шнуры, лекарства и бытовая химия, стекло).

Итак, впереди ребенка ждет окончание первого полугодия жизни вне маминой утробы. А это значит – новые навыки, умения и победы. Малыш научится полноценно ползать, вставать на ножки, отпускать опору, сделает свои первые шаги, скажет первые слова… Все это уже не за горами. Чтобы этими навыками кроха овладел своевременно, важно постоянно развивать его во всех сферах. А главное – крепко любить.