Меню

Как повысить самооценку и уверенность ребенку

Как помочь ребенку повысить самооценку

В возрасте 12-17 лет многие подростки переживают кризис самооценки и идентичности личности. Недовольство внешним видом приводит к чувству вины и даже ненависти к себе и своему телу. Победить эти комплексы в одиночку подростку зачастую не под силу. Как могут помочь родители, рассказывает психолог Лариса Карнацкая.

В подростковом возрасте зависимость от самооценки крайне велика, гораздо больше, чем считают взрослые. Сегодня требование соответствовать медийным стандартам красоты и быть физически совершенным оказывает на девочек и мальчиков большое давление. Исследования бренда Dove выявили такую картину: хотя всего у 19% девочек-подростков наблюдается избыточный вес, 67% полагают, что им нужно похудеть. И за этими цифрами стоят реальные проблемы.

Девушки используют нездоровые методы, чтобы сбросить вес (таблетки, голодание), а мальчики принимают препараты, помогающие набрать мышечную массу. Из-за комплексов подростки ведут себя в обществе скованно, неуверенно и стараются избегать обще­ния даже со сверстниками. Дети, которые слышат в свой адрес насмешки, переносят гнев на себя и свои физические «недостатки», становятся озлобленными, скрытными.

Не стоит ждать, что ребенок перерастет эти комплексы. Лучше постараться помочь.

Поговорите откровенно

Чтобы разговорить подростка, нужно понять его переживания. Вспомните себя в его возрасте и свои переживания. Вы стеснялись, а может, даже ненавидели себя, считали себя неуклюжими, толстыми, некрасивыми. Оглядываясь на свое детство, мы привыкли вспоминать сплошные радости, забывая о трудностях и неприятностях. И ребенок чувствует, что в сравнении с родителями он живет неправильно.

Хвалите вслух

Упоминайте в разговоре, каким вы видите ребенка в повседневной жизни, подчеркивая его лучшие стороны. Это будет для подростка поддержкой, в которой он так нуждается. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым, а если ребенка подбадривают, учится верить в себя.

Поделитесь своим опытом, вспомните, как вы смогли пережить влияние извне и справиться с комплексами

Хвалите не только за внешность! Помимо комплиментов внешнему виду, ребенку полезно слышать от родителей похвалу за свои действия. Цените усилия, который ребенок прикладывает для достижения цели, а не результат. Объясните, что не все всегда получается так, как хочется. Но если концентрироваться на каждой неудаче, это не приблизит к успеху.

Относитесь к себе мягко

Матери не стоит критиковать свое отражение в зеркале в присутствии дочери-подростка, жаловаться на круги под глазами, лишний вес. Лучше поговорить с ней о том, как меняется тело девочки, какая красивая у нее походка и улыбка. Поделитесь с дочерью рассказом о том, как вы были недовольны собой в ее возрасте. Расскажите, как смогли пережить влияние извне или как кто-то значимый для вас смог справиться с комплексами. Еще один важный момент — моделирование: предоставьте ребенку возможность наблюдать, что вы к себе хорошо относитесь, себя цените, заботитесь о себе.

Формируйте систему ценностей

Объясните ребенку, что судить о человеке по внешнему виду — это поверхностно. Не критикуйте других в присутствии ребенка, он не должен принимать участия в таких разговорах или быть их свидетелем. Детское сознание очень восприимчиво, и подросток спроецирует на себя критику, направленную на других.

Объясните, что нас определяет не столько внешний вид, сколько личные качества и внутренний мир

Обсуждая внешние особенности, мы попадаем в определенную систему стереотипов и становимся зависимыми от них. И получается, что не «я живу», а «меня живут». «Меня живут» — навязанные размеры, параметры и представления о том, как я должна выглядеть.

Найдите достоинства

Подростки, с одной стороны, хотят быть как все, а с другой стороны — отличаться и выделяться. Учите ребенка гордиться своими умениями, особенностями и достоинствами. Задайте вопрос, что уникального он видит в каждом из членов семьи или друзей. Пусть он назовет свои достоинства и придумает, как подчеркнуть их.

Объясните, что нас определяет не столько внешний вид, сколько личные качества и внутренний мир, черты характера, наши умения, таланты, увлечения и интересы. Театр, музыка, танцы, спорт — любые хобби помогут выделиться на фоне других и поспособствуют развитию чувства уверенности.

Воспитывайте медиаграмотность

Объясните, что средства массовой информации о красоте и моде, рекламные плакаты не показывают людей такими, какие они есть. Идеальные образы в глянцевых журналах и популярных соцсетях призваны привлекать внимание, вызывать желание что-то купить. Наглядно продемонстрируйте, как можно с помощью современных программ изменить изображение до неузнаваемости.

Расскажите, что глянцевые журналы и социальные сети не показывают людей такими, какие они есть

Помогите ребенку выработать критический взгляд, который поможет не принимать все на веру. Обсудите, справедливо ли сравнивать живых людей с искусственно созданными изображениями, и обязательно подчеркните, что необходимо уважать и ценить то, что делает нас уникальными.

Давайте возможность высказаться

Поощряйте стремление ребенка иметь свое мнение и высказывать его. Чаще спрашивайте, чего сын или дочь хочет, предоставляйте возможность делать выбор самостоятельно и помогайте претворять в жизнь идеи. Это дает шанс поверить в свои силы и в будущем вырасти уверенным в себе человеком.

Об эксперте

Лариса Анатольевна Карнацкая — психолог, доцент Московского социально-педагогического института, эксперт бренда Dove в вопросе уверенности в себе среди девочек-подростков, член Глобального консультативного совета Фонда «Формирование самооценки» Dove. В рамках программы Dove Self-esteem «За истинную красоту» профессиональные психологи и эксперты бренда проводят серию уроков по повышению самооценки и поднятия уверенности в себе. В 2016 году география классов расширится, и на этот раз они пройдут в 39 городах России.

Дети прислушиваются к советам

68% детей прислушиваются к советам бабушек и дедушек, каждый третий ребенок доверяет им свои тайны, а 75% предпочитают именно с ними обсуждать свое будущее образование и работу.

10 вещей, которые должен узнать мой ребенок до 10 лет

Как тщательно мы иногда планируем путешествия или новый интерьер квартиры! А как насчет неизмеримо более важного дела — воспитания ребенка?

Наша семья глазами рекламы

Мы смотрим рекламные ролики на ТВ — но узнаем ли мы себя? Дети поучают родителей, отцы уже не претендуют на роль главы семьи, матери все умеют и успевают, дедушки — закадычные друзья своих внуков. О чем говорит такой наш семейный портрет?

Красота глазами ребенка

«Мама, разве ты не видишь, какая ты красивая?» Американка Бриджит Уайт решила опубликовать в интернете свое фото, сделанное семилетним сыном. Сначала снимок привел ее в ужас, а потом заставил увидеть себя глазами ребенка.

Выявляем самооценку ребенка и воспитываем здоровое самовосприятие

Вам не нравится, как ведет себя ребенок, или боитесь увидеть неуверенность и несостоятельность малыша в будущем? Тогда стоит знать, какая самооценка у вашего чада и как ее повысить.

Содержание

Полноценную личность, которая умеет принимать решения, учитывает мнения других людей, нормально относится к неудачам и старается перешагнуть преграды, стоит воспитывать с раннего возраста.

Именно от уверенности в себе и своих силах зависит то, как человек будет идти по жизни. Как же сформировать нормальную самооценку?

Уровни уверенности в себе ↑

Если у ребенка завышена самооценка, ее можно распознать:

  • в уверенности в собственной правоте;
  • в желании управлять остальными детьми, указывая на слабость каждого, но при этом не замечая собственных недостатков;
  • в попытках обратить на себя внимание;
  • в агрессии.

Дети с высоким самомнением унижают других, относятся свысока, нетерпеливы при общении, могут перебивать собеседника. Часто используемые слова – «Я лучший».

При заниженной самооценке ребенку свойственны такие особенности поведения и черты характера:

  • тревожность;
  • неуверенность в себе;
  • страх быть обманутым, обиженным, недооцененным;
  • недоверчивость;
  • стремление к уединению;
  • обидчивость;
  • нерешительность;
  • настрой на неудачи;
  • боязнь не справиться с задачей;
  • недооценка своих успехов.

Фразы, которые характеризуют заниженную оценку – «Я плохой», «Я не смогу».

Если у ребенка адекватная самооценка, то это будет выражено:

  • верой в собственные силы;
  • способностью просить помощи;
  • принятием решений;
  • умением признать свою ошибку и стремлением ее исправить.

Дети с нормальной самооценкой умеют принимать окружающих такими, какие они есть.

Важность грамотной похвалы ↑

Для формирования полноценной личности стоит заинтересовано подойти к воспитанию, одобряя, поощряя и используя похвалу.

Но следует знать, что не во всех случаях можно хвалить. Это такие ситуации:

  • если ребенок чего-то добился не самостоятельно (не утруждая себя физически или умственно);
  • не допускается хвалить за внешнюю привлекательность, способности;
  • не стоят похвалы игрушки и предметы гардероба;
  • недопустима похвала, если она вызвана жалостью;
  • не хвалите, если таким способом желаете вызвать положительное отношение к себе.

Как определить заниженную самооценку? Читай здесь.

За что же можно хвалить? Поощряйте желание ребенка выражать свое «Я» и развиваться. Повысить самооценку можно:

  • если хвалить за любые мелочи: оценки, победы, а малышей 5-6 лет даже за первые художественные творения;
  • авансовой похвалой, которая позволит вызвать веру в собственные силы, используя фразы: «У тебя все выйдет!», «Я верю, что у тебя получится» и т. п.;
Читайте так же:  Методики для повышения самооценки

Правила наказания ↑

Чтобы сформировалась полноценная личность с адекватной самооценкой, не обойтись без наказаний, которые должны быть справедливыми.

Обязательно следует проинформировать малыша о том, за что он будет наказан и каким образом.

Наказывать необходимо с учетом определенных правил:

  1. Соблюдайте сроки, на которые будет назначено наказание (запрет кататься на велосипеде на 2 дня, смотреть мультики неделю и т. д.).
  2. Не переходите на личность, то есть избегайте оскорбительных фраз, не акцентируйте внимание на личности.
  3. Не упоминайте старых огрехов, наказание – сейчас и именно за этот проступок, не ворошите прошлое. Запомните: наказали, значит простили!
  4. Должна быть последовательность.
  5. Наказывая, вы не должны навредить здоровью.
  6. При появлении сомнения (наказать ли) не нужно наказывать в профилактических целях.
  7. За один проступок – одно наказание, которое может быть более или менее строгим (в зависимости от вины).
  8. Нельзя лишать родительского внимания, даже если вы сердитесь.
  9. Не забирайте вещь, что подарена.
  10. Простите ребенка, если он сделал что-то хорошее (ухаживал за больным и т. п.).

Физический вид наказания допускается исключительно в том случае, когда есть угроза здоровью или жизни (как своему, так и другого человека):

  • игры с огнем;
  • драка со слабым;
  • еще одна ситуация – когда ребенок целенаправленно проверяет границы терпения родителя или изводит детей, которые не могут защитить себя.

Необходимо и при физическом виде наказания придерживаться правил:

  1. Никогда не запугивайте предстоящей карой, говоря «Я сейчас достану ремень» и т. п. Лучше уж сгоряча шлепать по попе, чем заранее планировать, изводя малыша терзаниями и переживаниями, что вот-вот его ударят.
  2. Никакого пристрастия! Не кричите, следите за тем, как вы выражаете эмоции. Физическое воздействие должно быть редким методом воспитания.
  3. Не подойдет такой способ влияния на малыша, которому больше 3 лет. Для детей 7-8 лет это просто унизительно, поэтому придется подобрать более действенные варианты наказания.

Хороший метод – наказание бездействием:

поставьте сына или дочь в угол, но обозначьте время, которое ему нужно там простоять. Очень хорошо, если в этой комнате будут часы. По истечению указанного времени ребенок может покинуть угол и извиниться.

Только не перестарайтесь! Не стоит оставлять малыша в темной закрытой комнате. Такое наказание принесет вред, вызвав фобии.

Ни в коем случае не определяйте такое наказание, как чтение, уроки, спортивные упражнения!

Не допускается наказывать в следующих случаях:

  • при плохом самочувствии малыша;
  • во время еды, перед тем, как уложить спать, после сна, в игровом процессе, при выполнении поручений;
  • если недавно была нанесена душевная или физическая травма;
  • если ребенок не справляется со страхом, проступок совершен из-за невнимательности, подвижности, раздражительности, но прилагались старания;
  • если причина того, почему ребенок поступил именно так, не ясна;
  • если вы чувствуете усталость, злитесь из-за своих проблем;
  • нельзя ругать за плохие отметки в дневнике, если ребенок проявлял старания.

Как повысить самооценку ребенку ↑

  1. Не отстраняйте малыша от домашних дел, не решайте за него любую проблему, но и следите за нагрузкой. Задача, поручение или просьба должна быть под силу ребенку.
  2. Не стоит перехваливать, но и без поощрения не обойтись, если есть заслуга.
  3. Выбирайте адекватный вид наказания и похвалы.
  4. Следует поощрять инициативу.
  5. Учите адекватно реагировать на неудачи, показывая на собственном примере (Не говорите «У меня получилась отвратительная каша! Не буду больше никогда ее варить!». Лучше выразиться так: «Каша не удалась. Но ничего страшного. В следующий раз постараемся ее не переварить»).
  6. Нельзя сравнивать малыша с другим ребенком. Сравнение допускается только с самим собой.
  7. Ругать необходимо за проступок, а не за характер.
  8. Давая отрицательную оценку, вы становитесь врагом творчества.
  9. Стоит разбирать неудачи, делая вывод (расскажите пример подобного поведения, чем все закончилось).
  10. Принимайте сына/дочь такими, как они есть.
  11. Верьте в успехи вашего подростка.
  12. Дайте выразить собственное мнение малышу.
  13. Проводите доверительные беседы вместо ругани.
  14. Давайте установки: «Мы счастливы, что ты у нас есть», «Мы любим тебя», «Мы верим в тебя».
  15. Подберите литературные произведения, которые научат выйти из трудной ситуации, помогут не падать духом.

Чтобы повысить самооценку ребенку, используйте такой прием:

Попросите у него совета и выполните так, как он вам порекомендует. Это даст положительные результаты в формировании адекватного отношения к себе.
Позвольте себе «умалиться», выразите потребность в помощи и защите.
Даже в 5 лет использование такого приема может дать отличный результат.

А вот для того, чтобы привести в норму завышенную самооценку, учите:

  • учитывать желания и мнения окружающих;
  • воспринимать критические замечания;
  • проявлять уважение к чувствам других.

Стоит помочь ребенку, если задача для него сложная. Но не стоит запрещать и пресекать проявление инициативы (помыть посуду, протереть пыль), иначе в будущем вы получите лентяя, который самостоятельно ничего не сможет сделать.

Позвольте ребенку выполнить то, что он может. В 10 лет некоторые дети уже встречаются с представителями противоположного пола, достигают олимпийских успехов, а вы переживаете, правильно ли чадо отрежет кусочек хлеба.

Игры и тесты ↑

С помощью игровых ситуаций можно определить уровень самооценки, а также оказать влияние на формирование адекватного отношения к себе.

Как поднять самооценку подростку? Упражнения читай здесь.

Читай о видах самооценки личности в зависимости от уровня в нашей статье.

  • Проведите тест «Лесенка» (можно и в 3 года). Нарисуйте ступеньки, объясните, что на нижних стоят самые плохие, злые, нетерпеливые и т. д.. детки, а на верхней – умные, послушные и заботливые малыши. Спросите, куда стал бы он. Позвольте нарисовать себя на выбранной ступеньке. При выборе 1-3 ступеньки станет ясно, что у вашего чада занижена самооценка, 4-7 – адекватная, 7-10 – завышена.
  • Игра «Имя». Предложите подобрать себе имя (то, которое нравится). Выясните, почему ребенок не выбрал свое, чем он недоволен. Такая ситуация разъяснит, какая самооценка у малыша.
  • «Жмурки». Эта игра позволяет побыть на лидерской роли. Ребенок добивается успеха, а это вызовет положительные изменения самооценке.
  • «Зеркало». Дети отражают мимику, жесты и движения (зеркальное отражение). «Зеркало» (ребенок) должно отгадать, что показывают именно его. Такая игра научит ребенка открытости, раскованности.
  • Соревновательные игры, в которых можно научиться проигрывать и правильно реагировать на неудачи.
  • «Связующие нити». Ребята сидят в кругу и передают клубок, сопровождая действие рассказами о том человеке, который держит его в руках.
  • «Настроение». Сидя в кругу, ребята предлагают варианты поднять настроение: совершить добрый поступок, поухаживать за питомцем, почитать любимую книжку. Эта игра может уменьшить тревожность, а также научит принимать решения.
  • «Проигрываем ситуацию». Детям необходимо играть самого себя. Остальные роли распределяются между сверстниками или родителями. Пример ситуации:
  1. Ты выиграл в спортивном состязании, а друг оказался на последнем месте. Как ты поможешь ему успокоиться?
  2. У тебя есть три банана. Как ты поделишь их на двоих?
  3. Друзья начали играть в игру, а ты опоздал. Что ты скажешь, чтобы играть вместе с ними?

Самооценка ребенка зависит от воспитания. От того, насколько вы постараетесь, как научите малыша выходить из ситуаций, реагировать и поступать, и будет зависеть вся дальнейшая его жизнь.

Видео: Как поднять самооценку ребенка

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

Как повысить самооценку (15 правил)

Что объединяет серую мышку, всегда отмалчивающуюся на уроках, и внешне весьма самоуверенного амбициозного ученика, вечно лезущего на рожон? Казалось бы, ничего общего нет и быть не может. А между тем, общее есть, и имя ему – заниженная самооценка. Это она заставляет отсиживаться в углу: мол, мое мнение ничего не стоит, я человек маленький, все равно ничего не изменится. Это она, наоборот, заставляет чрезмерно, до карикатурности, демонстрировать свою значимость, трясти рукой, чтобы спросил учитель, выкрикивать с места. Это она мешает добиваться желаемого, не дает реализоваться способностям, отравляет жизнь.

Заниженная самооценка – откуда она?

Откуда же берется низкая самооценка? Все очень просто…«Опять уронил, растяпа!», «Посмотри, на кого ты похож, неряха!», «Простых вещей не понимаешь, бестолочь!», — не правда ли, знакомый рефрен иного стиля родительского воспитания?
Что ж, в самом деле, все мы родом из детства. Но бывают ситуации, когда даже у взрослого, вполне благополучного человека самооценка в одночасье может опуститься почти на нулевой уровень. Иногда для этого бывает достаточно какого-нибудь неприятного известия — об измене близкого человека или о внезапном сокращении на работе.
Но не только и не столько внешние обстоятельства играют свою роль в падении самооценки – в этом может быть повинен даже тип темперамента. Если у сангвиников и флегматиков самооценка, как правило, стабильна, то у холериков она скачет, как стрелка барометра; меланхолики же, чаще всего, страдают от заниженной самооценки.
Что ж, с первопричинами заниженной самооценки немного разобрались. Возникает резонный вопрос: а как же повысить самооценку? Как перестать прозябать на обочине и взять от жизни свое? Вот несколько простых правил…

Читайте так же:  Концепции самооценки в психологии

Повышаем самооценку

Правило 1-е, профилактическое. Уважаемые родители! Помните: если без конца повторять своему чаду, что он ничего не знает, не умеет и ничего-то никогда у него не получается, то вполне возможно, что однажды Ваш отпрыск и в самом деле в это поверит, а тогда – проблемы с самооценкой ему гарантированы. Что бы ни произошло, рекомендуется критиковать сам проступок, а не его виновника: ребенок всегда должен знать, что Вы его любите таким, каков он есть.

Правило 2-е. Забудьте о том, как сильно Вы хотите повысить свою самооценку. Слишком сильное желание зачастую становится препятствием на пути к своему осуществлению. Просто живите – и верьте, что Вы добьетесь всего, что захотите.

Правило 3-е . Если решили сделать что-то, не откладывайте дело в долгий ящик. Чем дольше собираетесь начать, тем более непреодолимыми кажутся возможные трудности.

Правило 4-е . Каждый день узнавайте что-нибудь новое, делайте то, что никогда раньше не делали.

Правило 5-е . Если что-то Вам непонятно – не бойтесь задать вопрос собеседнику. Это как раз часто отражается на вашей самооценке, негативно или позитивно, решать вам. Лучше единожды показаться дураком, чем попадать впросак раз за разом.

Правило 6-е . Запишитесь в тренажерный зал или хотя бы заведите привычку делать утреннюю гимнастику. Сильное, тренированное, свободное в своих движениях тело удивительным образом влияет на живущий в этом теле дух.
И еще, сходите в парикмахерскую. Обновите гардероб. Сделайте в доме генеральную уборку. Такие казалось бы мелочи тоже значат очень много для повышения самооценки.

Правило 7-е. Старайтесь чрезмерно не демонстрировать свою значимость. Внутренняя уверенность в себе не нуждается в «громких» внешних проявлениях. Самооценка является лишь показателем того, как вы оцениваете свои силы для достижения той или иной цели. Окружающие вас люди оценят это ваше качество без ваших же явных «намеков».

Правило 8-е. Вечное недовольство всем и вся любого превратит в унылого брюзгу. Больше оптимизма!

Правило 9-е. Вечное недовольство собой сродни мазохизму, и уж никак не способствует повышению самооценки. Поменьше ругайте и почаще хвалите себя! Коллекционируйте свои успехи, даже самые незначительные, можно даже записывать их в специальный журнал.

Правило 10-е . Прекратите сравнивать себя с другими, это редко когда помогает повышению самооценки. Сравнивайте только себя-сегодняшнего с собой-вчерашним.

Правило 11-е . Никогда не оправдывайтесь. Человек, сбивчиво бубнящий оправдания, производит жалкое впечатление. Если возникла такая нужда, спокойным и уверенным голосом объясните свой поступок.

Правило 12-е. Забудьте про страх. Представьте себе, что произошло именно то, чего Вы так боялись. Заранее продумайте варианты, как Вы будете действовать. Помните, что в формировании самооценки полезен любой, даже отрицательный опыт.

Правило 13-е . Разрешите себе быть несовершенным. Пусть Вы что-то делаете хуже других – никто не вправе ожидать, чтоб Вы всегда были безупречны во всех отношениях.

Правило 14-е . Примите участие в благотворительной акции – или хотя бы помогите донести сумку пожилой соседке. Помощь ближним – для самооценки один из лучших витаминов роста.

Правило 15-е . Заведите собаку – как бы ни повернула фортуна, для нее Вы всегда будете Самым Любимым Хозяином.

И, напоследок, главное – действуйте! Действуйте решительно и безоглядно, идите вперед, не задумываясь о впечатлении, помня лишь о стоящей впереди цели. В конце концов, когда цель будет достигнута, Вам уже не придется беспокоиться о том, как повысить свою самооценку – она и так будет достаточно высока.

Как повысить самооценку ребенка?

Люди относятся к нам так же, как мы сами относимся к себе. С этим утверждением сложно поспорить. Многие жизненные достижения напрямую связаны с уверенностью человека в себе и своих силах. И наибольшую роль в этом вопросе играет самооценка. Она формируется с младенческого возраста и оказывает огромное влияние на дальнейшую жизнь человека, его поступки, отношение к определенным событиям и окружающим людям. Развитие самооценки ребенка и чувства собственного достоинства — одна из важнейших задач, которую должны ставить перед собой родители, чтобы воспитать полноценную личность.

Низкая самооценка у ребенка – что делать?

Большинство педагогов придерживаются мнения, что характер личности формируется благодаря той среде, в которой он растет. Если человека с ранних лет всячески поощряют и поддерживают в его увлечениях, то во взрослой жизни он будет чувствовать в себе силы в любом трудном деле и при любых жизненных обстоятельствах. Но зачастую родители допускают огромную ошибку в воспитании, не замечая, что любая их фраза может серьезно и навсегда ранить психику малыша. Примеров таких фраз предостаточно:

  • «За что мне такое наказание? Из тебя никогда не будет толка»
  • «Ты бездарь, что из тебя вырастет?»
  • «Прекрати заниматься глупостями, лучше займись серьезным делом»

Влияние родителей на самооценку ребенка огромно. Малыш как губка впитывает каждое слово, сказанное в его адрес. Если малышу внушить, что он ничего не умеет и не может, то вряд ли можно рассчитывать на его успехи в учебе, карьере и любой деятельности. Рассмотрим краткую характеристику личности с заниженной самооценкой:

  • человек с заниженным чувством достоинства постоянно ждет унижения, насмешек и оскорбления;
  • он становится неудачником и жертвой обстоятельств;
  • обладает многочисленными комплексами неполноценности, не доверяет людям, живет в одиночестве и постоянной изоляции;
  • постоянно сталкивается с трудностями в принятии решений;
  • боится всего и всех, испытывает страх перед жизненными обстоятельствами и позволяет себя унижать и подавлять;
  • в итоге человек может стать настолько равнодушным к жизни и убитым своими же неудачами, что превращается либо в наркомана, либо начинает злоупотреблять алкоголем.

Это лишь некоторые примеры, во что может перерасти заниженная самооценка у ребенка. Поэтому с ранних лет важно исправить ситуацию и заставить малыша поверить в свои силы. И если вы сомневаетесь, есть ли у вашего отпрыска проблемы с чувством собственного достоинства, нужно проверить это самостоятельно или с помощью психолога.

Как правило, диагностика самооценки ребенка происходит за счет анализа его поступков. С первыми действиями малыша приходят и первые ошибки. Важно в самом начале жизненного пути малыша научить его адекватно воспринимать свои поступки и уметь их анализировать. Вторая важная черта, на которую следует обратить внимание это отношение ребенка к самому себе. Если вы заметили, что малыш апатичен, не общителен и неуверенно ведет себя в некоторых ситуациях, важно провести с ним беседу и выяснить причины такого поведения. Возможно, они кроются в поведении самих родителей. Кстати, на чувство достоинства ребенка влияет и то, как родители относятся сами к себе. Если отец или мать постоянно жалуются на жизнь и на свои неудачи, ребенок может перенять такой настрой к жизни.

Как повысить самооценку ребенку, пока не стало поздно?

Коррекция самооценки у детей должна быть процессом целенаправленным и непрерывным, а также незаметным для самого малыша. Для этого существует несколько способов:

1. Разнообразьте деятельность ребенка, чтобы у него появилась возможность оценить себя и свои силы в действии. Например:

  • слушание сказок и музыки (с последующем обсуждением услышанного и увиденного);
  • исследование окружающего мира и различные эксперименты;
  • поддержка ребенка в обсуждении интересующих его тем, ответов на вопросы и т.д.

2. Давайте ребенку право выбора. Это может проявляться в любом действии, начиная с того из какой тарелки кушать или какой игрушкой играть и заканчивая выбором куда пойти погулять и каким видом деятельности заняться. Поощряйте любую активность малыша и его интерес к различным секциям и увлечениям. Это позволит ему сделать свой жизненный выбор.

3. Слушание музыки, сказок, песен или звуков окружающей среды позволит малышу научиться отличать один звук от другого, анализировать и подбирать описание тому, что было услышано. Впоследствии это поможет ребенку полноценно выражать свои мысли и эмоции.

4. Совместная деятельность с ребенком позволит не только обеспечить комфорт и уверенность в себе. Любой возникающий вопрос будет сразу же удовлетворяться вами, что позволит ребенку скорее освоиться в окружающем мире и познать его как можно шире.

Кроме вышеперечисленных методов повышения самооценки у детей, стоит обратить внимание и на то, как вы сами выглядите со стороны и как ведете себя с малышом и с окружающими. Стоит помнить, что дети учатся жизни не только благодаря игре, но и за счет подражания. Поэтому не стоит срываться на малыша, если у вас был трудный день, не выясняйте при ребенке отношения, не наказывайте и не критикуйте его. Ваш положительный пример и разъяснение, почему стоит или не стоит совершать различные поступки, позволят вашему малышу сделать правильный выбор в жизни и обрасти уверенность в себе. И тогда у вас не возникнет вопроса, как поднять самооценку ребенку.

У ребенка заниженная самооценка – что делать?

Формирование нашего «я» начинается чуть ли не с рождения

В первую очередь наша самооценка складывается из совокупности мнений о нас окружающих. И начинается эта история в детстве. Если у ребенка занижена самооценка, проблемы в будущем ему просто гарантированы.

Читайте так же:  Секреты успешных отношений для современной девушки

То, как мы сами себя воспринимаем, зависит от отношения к нам в первую очередь родителей. А уже после – окружающих людей. Подрастая, ребенок начинает задавать себе вопрос: «Какой я?» И в первую очередь его самооценка складывается из мнений о нем окружения. То, что думают и говорят люди о его внешности, состоянии здоровья, способностях, недостатках, характере напрямую влияет на самооценку.

Если над ребенком с детства начинают смеяться, концентрируют всё внимание на физических данных, с точки зрения окружающих некрасивых, если его осуждают, критикуют, обвиняют, обзывают, то самооценка медленно, но верно начинает звучать приблизительно так: «Я хуже всех!»

А если при таком отношении окружающих у ребенка нет никакой моральной поддержки со стороны родителей, которые должны защищать от необъективных оценок других людей – самооценка неминуемо становится заниженной.

Что же происходит, когда такой ребенок вырастает? Наивно предполагать, что став взрослым, он сможет себя достойно защитить от неадекватных нападок и несправедливой критики.

Человек с такой самооценкой – вечная жертва. Он с детства убежден, что негативное отношение к нему окружающих абсолютно заслужено. Он ведь всегда был хуже других. А значит, не достоин лучшего. Его удел – то, что остается после умных и талантливых.

Берем судьбу малыша в свои руки

Ни один нормальный родитель не пожелает своему ребенку такой участи. Поэтому, если вы вдруг начинаете замечать, что сына или дочь обзывают в школе или в детском саду, если малыш отказывается туда идти, у него нет друзей, или он считает себя хуже других, – бездействовать не стоит. Лучше поискать причину такого поведения и постараться повысить самооценку ребенка.

Часто причиной насмешек других детей становится какая-нибудь особенность внешности либо дефект речи, например, полнота или заикание.

В таком случае нужно донести до сознания вашего ребенка, что идеальных людей на свете просто нет. У многих людей есть какой-то внешний дефект, которого не то что дети, а взрослые стесняются и даже стыдятся. Но дети особенно жестоки, они не умеют приукрашивать правду.

Если у вашего ребенка есть дефект и его дразнят, вы, конечно, можете на правах взрослого человека вмешаться в конфликт детей и прекратить нападки на собственное чадо, наказав обидчика словесно или как-то иначе (можно даже затеять «разборки» с родителями грубияна). Но вы не сможете везде ходить за сыном или дочерью как телохранитель, и защищать их от нападок постоянно. Особенно это будет трудно сделать в средней школе, где дети уже не особенно боятся взрослых.

К счастью, существует другой способ борьбы – повышение самооценки. Сначала займитесь этим сами, и постепенно ребенок научится тоже.

Уровень самооценки и поведение

Что делать, если вы не можете определить, какая самооценка у вашего ребенка? Здесь все просто. Просто понаблюдайте за ним пристально, особенно за тем, как он ведет себя в компании сверстников.

Активность, бодрость, чувство юмора – качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они с радостью участвуют в совместных играх, не обижаются и не впадают в истерику, если проигрывают.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость, как правило, свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они стремятся быть первыми и принимают близко к сердцу, если это не удается.

Разумеется, это краткие описания. Но, возможно, кто-то из родителей все-таки узнал своего ребенка?

Тест «Лесенка»

Самооценку малыша легко проделать с помощью теста, который можно использовать для детей от 3-х лет.

Нарисуйте на листе бумаги лесенку из 10 ступенек. После этого покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, грубые, завистливые) мальчики и девочки, на второй ступеньке – чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на последней, верхней ступеньке стоят самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Очень важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках! А потом попросите ребенка нарисовать, на какой ступеньке хотел бы стоять он сам.

Если ребенок поставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, – средняя (адекватная).

Если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

Правила 6-ти «не»

Как повысить самооценку сына или дочери? Прежде всего, не нужно делать определенных вещей.

1.Давая негативную характеристику действиям ребенка, не стоит говорить: «Ты не умеешь так делать, рисовать…и т.п.». В этих случаях ребенок теряет уверенность в своих способностях, силах.

2.Не следует допускать, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка допустимо критиковать только за поведение. Негативная оценка личности может формировать комплекс неполноценности и, как следствие – заниженную самооценку.

3.Недопустимо сравнивать ребенка с кем-то другим, кому-то его противопоставлять. Подобные сравнения являются психотравмирующими, формируют негативное отношение к жизни, эгоизм и зависть. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).

4.Ребенок реагирует не только на ваши слова, но и на эмоциональную окраску высказывания. Поэтому в интонации, обращенной к нему, не должны сквозить раздражение, злоба или агрессия.

5.Если вы хотите, чтобы ребенок вырос уверенным в себе и без проблем с самооценкой, не оберегайте его от каждого повседневного дела. Пусть он поможет вам с уборкой, сам польет цветок, сходит в магазин, получит удовольствие от того, что справился с «заданием» и заслуженную похвалу.

6.Не бросайтесь сразу решать за него все его маленькие проблемы.

Завышение планкине выход

Бывает так, что родители слишком завышают планку своих надежд: мечтая о ребенке, который был бы самым лучшим, успешным и талантливым, они не хотят примириться с тем, что их ребенок самый обыкновенный.

Дети таких родителей посещают сразу несколько кружков и секций, при этом обучаясь в элитной гимназии и практически не бывая дома. На отдых у такого «страдальца» времени практически не остается. Ребенок старается изо всех сил, боится разочаровать родителей, но они, как правило, все равно чем-то недовольны.

К чему такое родительское поведение приводит? Ребенок замыкается в себе. И тем самым делает первый шаг к одиночеству. Ведь оно так притягательно своей безопасностью! В нем нет риска стать отвергнутым как взрослыми, так и детьми. Одиночество само по себе – не катастрофа. Но это прекрасная питательная среда для «выращивания» всяких комплексов, особенно если ребенок не получает эмоциональной поддержки со стороны близких людей.

Укрепляем «слабые места»

Для формирования нормальной самооценки родителям важно создать такие взаимоотношения с ребенком, в которых он сможет воспринимать себя благоприятно. Тогда он будет нормально, без снижения самооценки, воспринимать чужие успехи.

Если малыша дразнят за внешность, можно, например, объяснить ребенку, что каждый орган нашего тела выполняет определенную функцию, а то, как они выглядят – уже второстепенно.

Неплохо также научить его некоторым ответам, которые можно использовать, если его будут обзывать. Например: «Я, может, и толстый, зато умный. А ты худой, но глупый, умеешь только обзываться».

Если у ребенка будут в запасе подготовленные ответы, он почувствует себя более уверенно.

В том случае, когда дразнят девочку, можно постараться ее модно одеть – одежда и аксессуары в подростковой среде играют очень весомую роль. Если ребенок полный или некрасив внешне, но у него есть что-то, что другие дети мечтают иметь, они не придадут особого значения дефектам.

Попробуйте научить своего ребенка быть популярным. Постарайтесь донести до него, что это вовсе не значит стать хвастунишкой. Но популярность – это не только умение быть красиво одетым. Это еще и способность делать что-то лучше других, например, интересно рассказывать. Чем популярнее станет ребенок в среде своих сверстников, тем больше у него будет друзей и меньше помех в учебе. А чем лучше он будет учиться, тем быстрее он займет в этой жизни место, которое заслуживает.

Научите своего ребенка говорить «нет». Не только дети, но и взрослые, имеющие свое мнение и умеющие отказать, пользуются уважением окружающих.

Перехваливать детей не стоит, но не надо забывать их поощрять, если они этого заслуживают.

По возможности, старайтесь разбудить даже в застенчивом малыше инициативу, чтобы он учился делать что-то самостоятельно. Если ребенок осознает, что сам умеет справляться с трудностями, это реально повысит самооценку.

Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за вами. Показывайте на собственном примере адекватность отношения к успехам и неудачам.

Внимательно наблюдайте за ребенком. Тогда вы не упустите момент и заметите, какие он испытывает трудности. Как только обнаружите слабые места, ищите способ их укрепить. И конечно, первым делом повысьте свою собственную самооценку, особенно если с этим есть проблемы.

И самое главное: не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему всю свою любовь!