Меню

Эстетическое воспитание детей в д

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

«Дошкольная педагогика». Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина
«Просвещение», Москва, 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего коммунистического воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.
Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.
Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.
Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.
Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей.
Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от окружающего мира.
Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он еще неустойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.
Для сюжетно-ролевой творческой игры характерно не только наличие замысла в выборе и определении темы, сюжета, но и творческого воображения в их осуществлении. «Пусть поезд, — писала Н. К. Крупская, — на котором они едут, построен из стульев, пусть дом построен из щепок. В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения».
Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок. Другими словами, они комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое. Нередко дошкольники изображают в игре то, чего нет в действительности. Например, играя в одну из любимейших игр — в космонавтов, они отправляются на Венеру, Марс и другие планеты. Искренность детей в игре находит самое яркое выражение. Недаром великий русский режиссер К. С. Станиславский говорил актерам, что они должны учиться искренности, правдивости в искусстве у играющих детей.
Так же как и в игре, творчество детей проявляется и в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных нроизведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.
Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.
Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности. Вот стихотворение трехлетней Наташи, сочиненное ею для своей подруги:
Настя, одевайся!
Светит солнышко с утра.
В детский сад идти пора.
Так, осваивая те или иные навыки художественной деятельности, ребенок использует их, внося свою, пусть маленькую лепту в украшение жизни семьи, детского сада, своих сверстников.
В развитии художественно-творческих способностей детей особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченности.
Есть в Ленинграде за Невской заставой детский сад № 29. Рисунки его воспитанников известны во многих странах мира: Индии, Японии, США, Польше, ГДР, Швеции и т. д., куда они отправлялись на международные конкурсы детского творчества. Работы эти получили 17 золотых и множество серебряных медалей, десятки дипломов и ценных подарков.
В чем причина такого успеха? Это самый обычный детский сад, и дети здесь обыкновенные, только педагоги работают тут увлеченно, успешно развивают художественно-творческие способности малышей.
Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус — понятие широкое; он включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства, но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды.
В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства.
Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, К. И. Чуковского, слушая произведения П. И. Чайковского, Д. Б. Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса.
Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так, в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.

Основные средства эстетического воспитания в детском саду

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.
Стены родного дома, вещи, окружающие ребенка с первых лет жизни, обладают большой силой воздействия. Удобная мебель, гармоничное сочетание цветовых пятен, предметы искусства, общий стиль оформления помещения — все это, воспринимаемое зрением, осязанием, находит отражение в памяти, сознании малыша.
Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска стен должна быть спокойной, светлых тонов.
Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними. Главными среди них являются:
1. Целесообразность, практическая оправданность обстановки.
2. Чистота, простота, красота.
3. Правильное сочетание цвета и света, создающее зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета. Например, бледно-желтые нарциссы рядом с синей водой аквариума усиливают красочность окружающего.
4. Все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль.
Особое место в оформлении группы должно принадлежать изобразительному искусству: картинам, эстампам, предметам прикладного искусства. Это расширяет эстетические представления детей, создает основу понимания произведений искусства, доставляет художественное наслаждение, вызывает желание самому нарисовать узор, цветок, сделать красивую игрушку.
Изображенные на картинах сюжеты должны быть доступными пониманию детей. Это — труд людей, жизнь детского сада, пейзажи, натюрморты, жизнь птиц и животных, сказочный мир. Во всех группах могут быть использованы натюрморты, эстампы с изображением животных, картины со сказочной тематикой. Пейзажи рекомендуется использовать в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к репродукциям картин знаменитых художников: «Грачи прилетели» Саврасова, «Золотая осень», «Март» Левитана, пейзажи Шишкина, «Аленушка», «Царевна и серый волк» Васнецова, «Девочка с персиками» Серова, «Сирень» Кончаловского и др. В комнате следует иметь не более 2—3 картин.
Хорошо, когда есть одна большая картина, особо привлекающая внимание детей, и две-три меньшего размера. Картины должны быть хорошо освещены, не мешать одна другой, поэтому не следует помещать их слишком близко. Менять картины и эстампы следует с учетом времени года, задач воспитательной работы с детьми. Например, хорошо вывешивать картины, связанные с темой предстоящей беседы, чтением художественного произведения, игрой.
Важное место в оформлении детского сада должно принадлежать произведениям народного прикладного искусства. Во всех группах должна быть представлена хохлома (мебель в книжном уголке и один-два предмета, которые меняются). Хорошо иметь веселую дымковскую игрушку, жестовские подносы, произведения из керамики.
Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть красоту, беречь ее, ценить. Поэтому воспитатель должен обращать их внимание на чистоту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, поощрять попытки самих детей украсить комнату.
Всему этому надо учить постепенно. Например, наблюдая вместе с детьми за работой няни, воспитатель подводит их к выводу, что она не только следит за чистотой, но и создает уют в комнате. Хорошо убранное, сверкающее чистотой помещение становится красивым. И дети сами постепенно привыкают поддерживать чистоту и порядок сначала при помощи взрослых, затем по их напоминанию, а к старшей группе уже самостоятельно.
С первых лет жизни детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. В этом отношении одним из сильнейших средств воздействия является пример самого воспитателя, единство его внутренней и внешней культуры.
Мощным средством эстетического воспитания служит родная природа. Особенно ярко и глубоко воспринимается ее красота в детстве и, запечатленная в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека.
Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката. Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать.
Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также являются важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательными друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомит дошкольников с этими профессиями, но и вызывает желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств.
Поэтому воспитатель основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей. В процессе целевых наблюдений и экскурсий педагог обращает внимание детей не только на существенные черты того или иного явления, но и на красоту слаженного труда, преобразующего природу, на благородство взаимоотношений между людьми, построенных на взаимопомощи, товариществе и заботе друг о друге. То, что по-настоящему взволнует детей, обязательно отразится в их играх, рисунках, рассказах.
Улицы, здания, памятники также способствуют эстетическому и нравственному воспитанию детей. Знакомство с их красотой и своеобразием начинается с самого простого и близкого: со здания детского сада, со своей улицы. С возрастом и накоплением знаний тематика ознакомления детей с достопримечательностями города, села расширяется. И где бы ни жили дети, в старших группах их обязательно знакомят со столицей нашей Родины Москвой, ее Красной площадью.
В процессе этой работы воспитатели дают детям представления о некоторых архитектурных особенностях построек и ансамблей, обращают внимание на своеобразие отдельных форм и линий, на целесообразность архитектуры, на то, как она вписывается в природный пейзаж. Эти впечатления дети отражают в строительных играх. Их постройки становятся все более сложными и красивыми. Отдельные здания, мосты, вокзалы начинают объединяться в творчестве детей в ансамбли улиц.
Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство. Оно знакомит детей с жизнью всей страны, воспитывает любовь к Родине, к ее честным, добрым, мужественным людям. Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Детям доступны многие его виды: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.
С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимают сказки. Высокую оценку дал им А. С. Пушкин: «Что за прелесть эти сказки. каждая из них есть — поэма».
Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. П. И. Чайковский писал: «Там, где бессильны слова, во всеоружии своем является более красноречивый язык — музыка». Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» — в этом был убежден В. А. Сухомлинский.
Изобразительное искусство также необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы.
На праздниках в детском саду разные виды искусства воздействуют на детей в своеобразии и единстве. Праздники оказывают сильное впечатление на дошкольников, надолго сохраняются в их памяти и служат важным средством эстетического воспитания. Высоки требования, предъявляемые к искусству для детей. Произведения, которые отбираются для дошкольников, должны быть высокохудожественными, доступными для понимания, отвечать задачам коммунистического воспитания.
Художественный материал для каждой последующей возрастной группы постепенно усложняется в связи с углублением задач эстетического воспитания. Это учтено в «Программе воспитания в детском саду», где определены художественные произведения для каждой возрастной группы.
Наконец, очень важно качество исполнения художественных произведений для детей, от которого во многом зависит эстетическое воспитание ребенка.
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.
Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.

Читайте так же:  Центра детского развития дом и дети

Оглавление:

Эстетическое воспитание детей

Автор: Ирина Нестерова

Нестерова И.А. Эстетическое воспитание детей [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В настоящее время в России остро стоит проблема эстетического воспитания детей. Именно эстетическое развитие является важнейшей стороной воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания.

Базовые основы эстетического воспитания закладываются при участии взрослых еще в дошкольном возрасте. Осознание ценности и красоты окружающего мира позволяет ребенку развивать кругозор и стимулировать развитие познавательных потребностей.

В современной науке широко используется следующая трактовка эстетического воспитания: Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное. Однако, это далеко не единственный подход к трактовке понимания эстетического воспитания в рамках психолого-педагогической науки.

Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, их звуковым, колористическим качествам. На основе полученных впечатлений и знаний эстетическое воспитание формирует разносторонние способности эмоционально-чувственной жизни и ценностного отношения к миру. В процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные эстетические творческие способности. В процессе всестороннего эстетического развития личности достигается гармония между личным и общественным, коллективным и индивидуальным.ие является очень важным аспектом в психолого-педагогической науке.

Понятие эстетического воспитания

Эстетическое воспитание является очень важным аспектом в психолого-педагогической науке. Многие ученые обращали внимание на роль эстетического воспитания.

Читайте так же:  Диатез у новорожденный ребенок

Понятие эстетического воспитания и его особенности интересовали отечественных педагогов достаточно давно. Так Э. В. Ильенков говорил об эстетическом воспитании как развивающем способность воображения и, в конечном итоге, чувство красоты, без которого невозможно представить себе человеческую жизнедеятельность [2].

Особый интерес представляет мнение Б. Т. Лихачева [3]. Он утверждал, что эстетическое воспитание содержит систему столпов, без которых эстетическое сознание ребенка не развивается в полной мере.

А. Ф. Лосев рассматривал предмет эстетики как мир выразительных форм, созданных человеком и природой. Он считал, что эстетика изучает не только прекрасное, но и безобразное, и трагическое, и комическое и т. д., поэтому она является наукой о выражении вообще. Исходя из этого эстетику можно определить как науку о чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира [4].

Часто можно столкнуться с тем, что «эстетическое» в контексте педагогики творчества понимается как имеющее отношение только к теории искусства, как некая обслуживающая отрасль. В. Т. Кудрявцев критикует современное эстетическое воспитание и «обслуживающие ее психолого-педагогические теории». Он считает, что современные теории эстетического воспитания утратили философскую глубину [6].

Значимость искусства как воспитательного элемента состоит в том, что оно учит не простому потреблению, а декодированию смыслов, заложенных в произведении искусства. Подобного рода эстетическое воспитание целиком зависит от таланта педагога, способного учить ребенка раскрывать глубинный смысл, замысел автора, природу явлений, их взаимосвязь в искусстве и реальной жизни, т. е. учить его мыслить, рассуждать, анализировать, а не сводить обучение только к механицизму, к муштре. Опираясь на это можно утверждать, что становится понятным, то что имел в виду Б. С. Братусь, говоря о личности и эстетическом воспитани. Согласно его восприятию эстетическое воспитание позволит личности, «без долгой рефлексии» отделять истинную красоту от безвкусицы, понимать произведения искусства и таким образом быть сопричастным тому великому наследию человечества, которое мы с гордостью называем культурой [1].

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей [1].

У эстетического воспитания можно выделить две цели:

  1. Ближайшая цель эстетического воспитания.
  2. Конечная цель эстетического воспитания.

Если рассматривать каждую из заявленных выше целей подробно, то ближайшая цель эстетического воспитания – это формировании правильного эстетического отношения к тем или иным явлениям деятельности, такое воспитание эстетических чувств, понятий, суждений, взглядов, которое оказывает влияние на культуру поведения человека, будь то ребенок или взрослый.

Конечная цель эстетического воспитания намного шире, чем ближайшая.

Конечная цель эстетического воспитания – воспитание человека с развитым кругозором и чувством прекрасного.

Эстетическое воспитание помимо целей обременено и системой сложных задач, от решения когорых зависит дальнейшее развитие личности.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность[5].

Таким образом, задача школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.

Основой процесса эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направлена на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности.

Итак, под эстетическим воспитанием подразумевается целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Действующий ФГОС уделяет много внимания эстетическому воспитанию и приобщению детей к миру искусства. Именно пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности: природе, живописи, декоративно-прикладному искусству, музыке, начинается уже со второй младшей группы.

Эстетика быта становится средством эстетического воспитания, если взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую сторону быта, привлекая его к анализу через непосредственное включение в совместную деятельность.

В современной педагогической науке существует четкое разделение способов и методов эстетического воспитания.

Средства эстетического воспитания – это отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности.

Средства и методы эстетического воспитания представлены в таблице ниже.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через творческую деятельность (рисование)

Над этой темой я работаю третий год, и неоднократно убеждалась, что эта проблема будет всегда волновать педагогов. Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные и не очень, контактные и замкнутые …! Но всех их объединяет одна, с нашей точки зрения, беда, – они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, интересы их однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных творческих людях. Как же разбудить в детях инте6рес к миру и к самому себе? Как заставить их душу “трудиться”? Эстетическое и художественное воспитание несет в себе огромный неосвоенный нашим образованием потенциал. Начатая вовремя серьезная работа педагогов в этом направлении может дать неоценимо важный результат в воспитании творческого, активного человека, интеллектуально развитого гармоничного. Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. Эстетическое воспитание тесно связано с современностью, во многом определяется ею, задачи эстетического воспитания связаны с формированием морального облика – дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Процесс воспитания сложный, многогранный, на него влияют многие факторы и социальная среда, и микросреда, т.е. семья и “улица”. Сложность еще и в том, что результаты воспитания не так быстро можно увидеть. Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Изобразительная деятельность является одной из самых интересных. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение, а иногда и отрицательное. Одним из основных процессов изобразительного искусства является творчество. Это неделимый, как вдох и выдох. Если у ребенка внутри пусто, его воображение – бедно, он мало что воспринимает и ничем не восхищен, то и выражать ему нечего. Его самовыражение будет соответствовать его внутреннему содержанию.

Поэтому, задача, которую я поставила перед собой – это учить ребенка видеть мир, осознавать увиденное, развивать у него творческие способности, наблюдательность, способность мыслить, рассуждать, не забывая о здоровье, сберегающих технологиях. Чтобы дети могли без какого – либо принуждения, а с желанием и охотой творить, на занятиях по изодеятельности я стараюсь наполнить их яркими, красивыми, радостными впечатлениями, способными активизировать их изнутри и помочь им разнообразно, в доступной им форме, выразить себя. Руководствуясь программой УО.Ф Змановского “здоровый дошкольник”, воспитываю у детей здоровое отношение к природе, к человеческому обществу и окружающему миру. Начиная со средней группы, провожу экскурсии в парк, лес, на реку; рассматриваем с детьми картины художников в сопровождении классической музыки, использую на занятиях природный материал, в теплое время года занятия провожу на свежем воздухе. Учу детей творить, а это самое главное. Всячески способствую тому, чтобы дети сами создавали, придумывали, понимали, помогаю им сделать самостоятельный шаг. Нетрадиционные занятия (интегрированные занятия – путешествия, занятия на свежем воздухе) помогают мне всесторонне развивать личность дошкольника.

Только когда ребенок духовно развит и здоров, он будет чувствовать себя счастливым, получит удовлетворение от своей работы, будет стремиться к совершенствованию. Поэтому, заботясь о их здоровье, я включаю на занятии игроритмику, пальчиковую гимнастику, зрительную гимнастику – Базарного, дыхательная гимнастика, физминутки, игры для развития мелкой моторики.

Художественные впечатления детства сильны и останутся в памяти на долго, иногда на всю жизнь. Сближение ребенка и природы происходит тогда, когда он начинает видеть ее красоту, накапливать впечатления от встреч с великолепием природы, через способность видеть прекрасное в природе, происходит становление эстетического отношения дошкольника к миру вообще. Но для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительный и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.

Воспитанный с детства на подлинно художественных произведениях ребенок в дальнейшем будет противостоять влиянию дурного вкуса, пошлых стихов и т.д.

Читайте так же:  Дошкольное воспитание планы и занятия

Цели и средства эстетического воспитания

Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное. В зависимости от возраста ребенка могут быть использованы различные методы нравственно-художественного развития личности.

Содержание

Выдающийся русский драматург А.П. Чехов сказал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Если взглянуть на это высказывание с точки зрения педагогики, то подобное состояние всеобъемлющей красоты и есть результат успешного эстетического воспитания.

Слово «эстетика» в переводе с древнегреческого означает «чувственное восприятие» и представляет собой учение о внешней форме и внутреннем содержании прекрасного в природе, общественной жизни, внутреннем мире человека.

Эстетическое воспитание – это развитие в человеке способности воспринимать, ценить, анализировать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве.

Здесь следует уточнить, что понятие «прекрасное» в контексте художественного формирования личности не совпадает со значением слов «красота, красивый». Последнее – это скорее описание внешней формы, которое зависит от конкретной исторической эпохи, и может меняться.

«Прекрасное» же находится вне зависимости от времени и включает в себя такие понятия, как гармония, гуманизм, совершенство, возвышенность, духовность.

Цели и задачи ↑

Главная цель эстетического воспитания заключается в том, чтобы взрастить в человеке эстетическую культуру, включающую следующие компоненты:

  1. Восприятие — это способность видеть прекрасное в любом его проявлении: в природе, искусстве, межличностных отношениях.
  2. Чувства – эмоциональная оценка прекрасного.
  3. Потребности – желание и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создание прекрасного.
  4. Вкусы – умение оценивать и анализировать проявления окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам.
  5. Идеалы – личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве.

Задачами являются:

  • формирование гармоничной личности;
  • развитие в человеке способности видеть и ценить прекрасное;
  • закладка идеалов прекрасного и выработка эстетических вкусов;
  • побуждение к развитию творческих способностей.

Средствами приобщения к прекрасному являются:

  • изобразительное искусство (живопись, скульптура);
  • драматургия (театр);
  • архитектура;
  • литература;
  • телевидение, СМИ;
  • музыка различных жанров;
  • природа.

К методам относятся:

  • личный пример;
  • беседы;
  • школьные уроки и занятия в детском саду, кружках, студиях;
  • экскурсии;
  • посещение театра, выставок, музеев, фестивалей;
  • утренники и вечера в школе и ДОУ.

Самым действенным из всех методов является личный пример учителя (родителя). Посредством его формируется тот идеал, который потом ложится в основу всего художественного сознания. Личный пример включает в себя: манеру поведения, общения, внешний вид и моральные качества.

Эстетическое воспитание ↑

Эстетическое воспитание – задача не только воспитателей и учителей. Это непрерывный процесс, который берет свое начало в семье, а продолжается педагогами.

На чем строятся беседы по половому воспитанию? Читай далее.

Содержание эстетического развития в семье включает:

  • личный пример родителей;
  • пение песен и колыбельных;
  • рисование;
  • чтение книг, рассказывание сказок;
  • беседы;
  • эстетика быта.

Как уже упоминалось, самым важным методом здесь является личный пример родителя. Народная мудрость подчеркнула это пословицей «Яблоко от яблони недалеко падает».

Первое, что видит ребенок в семье – это мама и папа. Они являются его первыми эстетическими идеалами. В этом деле нет мелочей, важными являются и внешний вид родителей, и их манера общения, разговора, и семейные критерии прекрасного и безобразного.

Семейное эстетическое воспитание складывается из многих составляющих:

  1. Опрятно одетые члены семьи, атмосфера взаимного уважения, искренние эмоции, умение выражать свои чувства словом, наличие дисциплины и правил поведения – вот те основы, на которых строится правильное эстетическое сознание ребенка.
  2. Воспитание музыкального вкуса начинается с пения колыбельных песен, потешек, детских песен как отдельно матерью, так и совместно с ребенком.
  3. Умение ценить произведения искусства, тягу к созиданию развивает рисование. Употребление различных техник: карандаш, гуашь, акварель, фломастеры, карандаши, помогает ребенку знакомиться с цветами, их сочетаниями, развивает способность видеть форму и содержание.
  4. Чтение книг, рассказывание сказок помогает ребенку освоить все богатство родного языка, научиться использовать слово в качестве инструмента выражения эмоций.
  5. Беседы необходимы для ответов на вопросы ребенка, возникающие во время познавания окружающего мира. Они помогают научиться отличать прекрасное от безобразного, гармонию от хаоса, возвышенное от низменного.
  6. Эстетика быта включает дизайн детской комнаты, общее оформление жилого пространства: картины на стенах, живые цветы, порядок, чистота. Все это с самого раннего детства формирует у ребенка внутреннее чувство прекрасного, которое затем найдет свое выражение в эстетическом сознании.

Хотя основоположник педагоги К.Д. Ушинский писал, что каждый школьный предмет содержит эстетические элементы, все-таки наибольшее влияние на развитие эстетических вкусов учащихся оказывают уроки:

  • Русского языка и литературы. Они знакомят детей с сокровищницей родной речи, помогая овладеть словом, научиться ценить и анализировать произведения мировой классики.
  • Музыки. Музыка и пение развивают голос и слух. Кроме того, изучаемые на уроках теоретические основы музыки учат детей правильно оценивать любое музыкальное произведение с эстетической точки зрения.
  • Рисования (уроки изобразительного искусства). Рисование способствует выработке художественного вкуса. Изучение работ классиков мировой живописи, скульптуры на уроках изобразительного искусства формирует в детях способность видеть прекрасное в самых разных его выражениях.

Мероприятия в библиотеке

Библиотека всегда ассоциировалась с сокровищницей знаний. Это уважительное отношение к книгам можно использовать для эстетического воспитания школьников младших и средних классов школы.

Среди мероприятий, проводимых в библиотеке можно выделить:

  • ознакомительные беседы, рассказывающие о ценности книг, бережном отношении к ним;
  • тематические книжные выставки, посвященные, например, старинным книгам, литературе о войне, защите окружающей среды;
  • дни «приведи друга», направленные на побуждение детей записаться в библиотеку;
  • литературные и поэтические вечера, посвященные творчеству конкретного писателя или поэта, со знакомством с его биографией, выдающимися произведениями, чтение отрывков из них или декламация стихов наизусть.

Открытый урок

Открытый урок отличается от обычного тем, что методику работы учителя (преподавателя) в классе могут видеть и перенимать его коллеги. Поскольку право давать открытые уроки имеют только педагоги с высоким уровнем научно-методической подготовки, использующие оригинальные обучающие методики.

Этот вид учебного процесса может использоваться как средство передачи позитивного опыта в эстетическом воспитании учащихся. Особенной ценностью обладают открытые уроки по художественно-прикладному искусству (рисование, труд), музыке, русскому языку и литературе.

Как и на уровне, семьи формат беседы в процессе обучения в школе являются неотъемлемой частью формирования художественного сознания учащихся.

Они могут проводиться в форме:

  • классных часов;
  • свободных уроков.

Классный час учитель может использовать не только для организационной работы с детьми, но и как инструмент эстетического воспитания. Например, приурочивая его к дню рождения писателя, поэта, композитора или международному дню музыки (музеев).

Свободные уроки – это уроки, которые посвящены обсуждению того или иного произведения (урок литературы), события (урок истории, обществознания). При этом учитель не только побуждает учеников к дискуссии, но и сам направляет мысль детей, мягко формируя правильное представление.

Рекомендации по нравственно-художественному развитию личности ↑

Методы отличаются в зависимости от возраста детей.

Детей дошкольного возраста

Принципы включает:

  • создание эстетики обстановки;
  • самостоятельная художественная деятельность;
  • занятия с воспитателем.

Эстетика обстановки в ДОУ включает в себя:

  • цветовое решение игровых комнат и классов;
  • использование живых растений;
  • оформление мебели, наглядных пособий;
  • поддержание порядка, чистоты.

Самостоятельная художественная деятельность должна быть реализована в виде уроков свободного творчества. На них ребенок имеет возможность выполнять задания, руководствуясь только собственным представлением. Такая форма работы развивает воображение, стимулирует зрительную память, учит оценивать конечный результат.

Занятия с воспитателем направлены на формирование эстетического вкуса, идеалов и критериев оценки прекрасного под руководством наставника.

Младших школьников

Поскольку школьник уже имеет анализировать и строить логически-смысловые цепочки, это необходимо использовать при эстетическом воспитании детей этой возрастной группы.

О ведущем методе экологического воспитания читай далее.

Как проходит внеклассное мероприятие по гендерному воспитанию? Узнай из статьи.

Основными методами работы по эстетическому воспитанию с учениками начальной школы являются:

  • школьные уроки;
  • классные часы;
  • тематические утренники и вечера;
  • экскурсии в парк, краеведческий музей;
  • конкурсы рисования, пения;
  • творческие домашние задания.

Подростков-старшеклассников

Эстетическое воспитание в этом возрасте является самым сложным для любого учителя, так как основные идеалы и критерии у ребенка к этому моменту уже сложились.

Работа с этой группой детей должна включать следующие методы:

  • открытые уроки;
  • беседы, дискуссии;
  • классный час;
  • экскурсии в музеи изобразительного искусства;
  • посещение театров (оперный, драматический), филармонии;
  • привлечение детей в секции и кружки (живописи, конструирования, сценического искусства, танцев);
  • литературные конкурсы на лучшее эссе, декламацию стихотворения;
  • сочинения на тему прекрасного, возвышенного, низменного.

Таким образом, эстетическое воспитание – это не одноразовое мероприятие. Оно должно начинаться с самого рождения ребенка в семье, подхватываться воспитателями детских садов, продолжаться в школе и университете и сопровождать человека всю его жизнь уже в форме самосовершенствования.

Видео: Так ли оно важно?

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!