Меню

Эмоциональность выдержка

Выдержка, решительность и смелость человека

Волевые качества, характеризующие самообладание

Самообладание в данном случае — способность не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции. Самообладание — это власть человека над самим собой. С нашей точки зрения, самообладание является собирательной волевой характеристикой, которая включает в себя ряд самостоятельных волевых качеств, связанных с подавлением побуждений, обусловленных отрицательными эмоциями.

К волевым качествам, характеризующим самообладание, относятся выдержка, решительность, смелость.

Выдержка человека

Выдержка — это устойчивое проявление способности человека сдерживать свои эмоциональные проявления, подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, сильные влечения, желания, в том числе и агрессивные действия при возникновении конфликта. Последние могут быть прямыми физическими (например. когда человек бросается на обидчика с кулаками), косвенными физическими (например, человек, уходя, с досады хлопает дверью), прямыми вербальными (человек отвечает на сделанное ему замечание колкостью, вступает в перебранку) и косвенными вербальными (в случае, когда недовольство кем-то высказывается за его спиной в эмоционально повышенных тонах своим товарищам или родным).

В бытовом сознании это волевое качество понимается как хладнокровие, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта. Однако это не совсем точно, так как хладнокровие может быть связано с эмоциональной невозбудимостыо, бесчувственностью человека.

Своеобразным проявлением выдержки является долготерпение (стоицизм). Это способность человека долго переносить без срывов страдание, душевную муку, жизненные невзгоды, быть стойким.

Решительность человека

Разными авторами, психологами и философами решительность понимается по-разному. Общим для всех определений является отнесение решительности к принятию решения, указание на затраченное время принятия решения и на значимость ситуации. В то же время ряд вносимых в разные определения нюансов не могут остаться без критического рассмотрения. Например, ряд авторов полагает, что решительность — это принятие решения без колебаний и сомнений. Но это характеризует либо легкомыслие человека, либо принятие решения в ситуации, когда человек твердо убежден в правильности принимаемого решения на основании полной информации об имеющейся ситуации. Решительность чаше всего проявляется при неуверенности человека в правильности принимаемого решения и достижении успеха. Следовательно, для проявления решительности необходима определенная доля сомнения.

Решительность и есть проявление волевого усилия для преодоления этого сомнения, колебаний.

Второй момент, встречающийся в определениях решительности и вызывающий возражения, — это своевременность принимаемых решений. Своевременность в русском языке означает «в нужный момент, кстати». Данная характеристика может иметь место только при жестком ограничении времени на принятие решения. В остальных случаях важна не своевременность, а быстрота принятия решения.

Наконец, третий момент, с которым трудно согласиться, — это понимание решительности как принятия наиболее правильного в данной ситуации решения. Правильность или неправильность принятого решения — скорее характеристика мыслительной деятельности, адекватности понимания ситуации и полученной информации. Кроме того, быстро или медленно могут приниматься как правильные, так и неправильные решения.

Решительность — это способность человека быстро принимать решение в значимой (важной) для него ситуации. Решительность не тождественна поспешности, она характеризует быстроту принятия обдуманного решения, когда его последствия могут привести и к нежелаемому результату.

В большинстве случаев реши тельность связана с временем принятия решения в альтернативной ситуации, когда есть выбор. Однако она может проявляться и в безальтернативной ситуации, когда человек уже точно знает, что необходимо сделать (например, прыжок в высоту или в воду с вышки). При этом решительность связана со временем определения готовности к выполнению необходимого действия. Оказывается, что это время у людей различно, причем отмечается стабильность этих различий.

Часто решительность отождествляется со смелостью («смело — значит уверенно, без колебаний»). Но несмотря на то, что смелость и решительность могут в опасной ситуации обнаруживать корреляцию (чем боязливее человек, тем он более нерешителен) или проявляться в комплексе (например, расхрабриться — значит набраться смелости и решиться на что-либо), все же это разные волевые проявления.

Смелость человека

Смелость (храбрость) — это способность человека подавить защитные реакции, возникающие при страхе, и эффективно управлять своими действиями и поведением.

В бытовом сознании возникновение страха принимается за трусливость. На самом деле страх — это защитная биологическая реакция, появляющаяся независимо от воли человека. Поэтому среди людей со здоровой и развитой психикой бесстрашных нет. Сила воли проявляется не в отсутствии страха, а в способности управлять своими действиями и поведением с трезвой головой, не поддаваясь панике и желанию избежать опасной ситуации.

Эмоциональная выдержка

Нередко конфликт не разрешается, а лишь усугубляется из-за эмоционального типа ведения спора. Именно тон разговора сводит на нет возможности конструктивного диалога. Хотя все стороны, вовлеченные в конфликт, испытывают эмоциональное напряжение, это не повод вести разговор на повышенных тонах, не выбирать выражения, быть категоричными и безапелляционными.

Самое важное в конфликте — контроль эмоций: это максимально ровный тон, сдержанная точность в высказываниях и продуманный подбор слов. Следить за отсутствием проявления вовне даже намека на раздражение.
Легко сорваться, если одна из конфликтующих сторон предъявляет беспочвенные обвинения и нелепые претензии, оскорбляет и требует заведомо невыгодные для другой стороны вещи. Потому что эмоции мешают понять, что именно побуждает человека действовать таким образом.

Помогает следующая программа действий:

1. Если реакция человека неадекватна и противоречит здравому смыслу, переключитесь с эмоциональной оценки его поведения. И поищите ответ на вопрос: какие глубинные проблемы или потребности она может отражать? Вам на самом деле может быть глубоко безразлично почему он ведет себя на грани допустимого. Зато замечательно переключает с желания ответить в тон на поиск рациональных причин такого «интересного» поведения. То есть включает логику.
2. Взгляните на ситуацию его глазами: как он может видеть ее со своей позиции, что он может думать о ситуации в целом и о вашей роли в ней?
3. Увидьте себя глазами другого человека: может быть вы сделали что-то такое, что ему крайне неприятно, он чего-то не понимает и злится? Если вы не позволите себе сползти в переживание неприятных эмоций из-за его поведения , а займетесь осмыслением эмоциональных реакций своего оппонента — вы легко восстановите контроль над своими эмоциями.

В этом помогут правила контроля эмоций в общении:

1. Правило обезличенного спора: претензии не должны переходить в навешивание ярлыков мало отличающихся от оскорблений;
2. Не судить о человеке как о личности в целом по одному качеству, или по его поведению в одной конкретной ситуации. Он мог просто сорваться.
3. Дать возможность человеку высказать свою точку зрения на ситуацию, на болевой аспект проблемы. Не прерывать его. Пока ему есть что сказать — пусть говорит.
4. Искать где и в чем вы можете согласиться с ним. То есть переводить конфликт в конструктивное русло.
5. Еще до начала выяснения отношений определитесь, что лично вы хотите на перспективу: доказать свою правоту, ценой испорченных или даже разорванных отношений, или же сохранить возможность общаться после выхода из конфликта.
6. Аргументирование выдвигаемых вами положений должно опираться не на чье-то частное мнение (даже очень авторитетное), а на конкретные факты.
7. Не избегайте контакта глаз с собеседником, это стимулирует обоих выбирать выражения, хотя и таращиться друг на друга в упор тоже не стоит — можете спровоцировать драку! Не сокращайте дистанцию и не увеличивайте ее без необходимости, разместитесь в пространстве под некоторым углом, а не прямо друг против друга.
8. Не вступайте в контакт, пока оппонент занят другими делами. Если он увидит, что ему нужно отложить все свои дела, чтобы решить вопрос с вами, он уже из-за одного этого невольно проникнется некоторым уважением к вам как к сильной личности. А в конфликте это всегда вам на руку и сдерживающий фактор для него.
9. В процессе беседы последовательно проводите основную мысль. Не решайте все спорные вопросы за одну беседу.
10. Не провоцируйте собеседника с первых же минут подыскивать контраргументы в свою защиту и занимать оборонительную позицию. Для этого не начинайте прояснение ситуации с самых болевых и трудных зон ваших с оппонентом проблем. С точки зрения психологии это промах.
11. В конфликте акцентируйте свое внимание не на форме, а на содержании того, что говорит оппонент и что говорите вы сами. Здесь важно что, а не как.
12. Задавайте больше уточняющих вопросов. Это покажет второй стороне, что вы хотите разобраться в причинах взаимонепонимания, а не поругаться.
13. Если оппонент прав, признайте это сразу и полностью.
14. Сначала отвечайте на его аргументы, затем приводите свои собственные. Это будет диалог.
15. Учитывайте личностные особенности оппонента: подстройте свой темп аргументации к особенностям темперамента партнера. Не говорите в быстром темпе с заторможенным собеседником. И наоборот, не говорите растянуто и медленно с импульсивным
16. Больше используйте доказательную аргументацию, а не контраргументацию.
Первая — это обоснование своих взглядов и последовательность выводов.
Вторая — опровержение взглядов и выводов оппонента.
17. Оперируйте простыми, точными и ясными понятиями. Не запутывайте никого громоздкими фразами и малопонятными терминами.
18. Позаботьтесь о том, чтобы ваши аргументы и факты были достоверными и легко проверяемыми.
19. Помните: излишняя убедительность вызывает отпор, а 1-2 точных довода достигают цели.
20. Следите за нитью разговора, не выдергивайте фразы из контекста и пресекайте это у противоборствующей стороны.
21. Следите за своим дыханием и мышечным напряжением. В самые неприятные моменты разговора будьте максимально расслаблены и дышите глубоко и спокойно, тогда оппонент не сможет втянуть вас в скандал, как бы ни старался.

Читайте так же:  Отношения между мужчиной и женщиной типы

Это очень простые и действенные способы погасить растущее эмоциональное напряжение в конфликте и проявить эмоциональную выдержку.

Эмоциональная устойчивость

В понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л. М. Аболин (1987), М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко (1990) и др. Так, некоторые авторы рассматривают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», а не функциональную устойчивость человека к эмоциогенным условиям. При этом под «устойчивостью эмоций» понимаются и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных состояний и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Таким образом, в одном понятии объединены разные явления, которые не совпадают по своему содержанию с понятием «эмоциональная устойчивость».

Для Т. Рибо (1899), Е. А. Милеряна (1966,1974), С. М. Оя (1969), О. А. Черниковой (1980), Н. А. Аминова и ряда других авторов эмоциональная устойчивость равнозначна эмоциональной стабильности, так как они говорят об устойчивости определенного эмоционального состояния.

С. М. Оя одним из признаков эмоциональной устойчивости считает наличие незначительных сдвигов в величинах показателей, характеризующих эмоциональные реакции, а Е. А. Милерян в книге «Психологический отбор летчиков» (1966) пишет, что под эмоциональной устойчивостью следует понимать и невосприимчивость к эмоциогенным факторам (наряду со способностью контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции). Я. Рейковский полагает, что у некоторых лиц эмоциональная устойчивость проявляется из-за их низкой эмоциональной чувствительности. К. К. Платонов и Л. М. Шварц (1948) к эмоционально неустойчивым относят тех, кто повышенно эмоционально возбудим и склонен к частой смене эмоциональных состояний. В то же время авторы признают большую роль воли в обеспечении эффективности деятельности при возникновении сильной эмоции. Н. Д. Левитов (1964) связывает эмоциональную неустойчивость с неустойчивостью настроений и эмоций, а Л. С. Славина (1966) — с «аффектом неадекватности», проявляющимся в повышенной обидчивости, замкнутости, упрямстве, негативизме. Л. П. Баданина (1996), понимая под эмоциональной неустойчивостью интегративное личностное свойство, отражающее предрасположенность человека к нарушению эмоционального равновесия, включила в число показателей этого свойства повышенную тревожность, фрустрированность, страхи, нейротизм.

Так же понимают эмоциональную устойчивость и зарубежные авторы. Дж. Гилфорд (Guilford, 1959) рассматривает эмоциональную неустойчивость как легкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебание настроений. П. Фресс (1975) в качестве главной характеристики эмоциональности выделяет эмоциональную неустойчивость (невротичность), характеризующуюся чувствительностью человека к эмоциогенным ситуациям. Близко к такому пониманию эмоциональной устойчивости—неустойчивости введенное, Р. Кеттеллом и др. (Cattell, Eber, Tatsuoka, 1970), понятие «аффективная устойчивость», под которой понимается отсутствие невротических симптомов и ипохондрических проявлений, спокойствие, устойчивость интересов.

Таким образом, эмоциональная устойчивость, с точки зрения названных выше авторов, характеризуется эмоциональной невозмутимостью, невпечатлительностью, т. е. нереагированием человека на эмоциогенные раздражители, ситуации.

Некоторые авторы понимают под эмоциональной устойчивостью не эмоциональную невозмутимость, а преобладание положительных эмоций (Ольшанникова, 1974; Аболин, 1974). В. М. Писаренко (1986а), например, рассматривает эмоциональную устойчивость как «такое свойство личности, которое обеспечивает стабильность стенических эмоций и эмоционального возбуждения при воздействии различных стрессоров». Я полагаю, что это не самое лучшее определение эмоциональной устойчивости, поскольку эмоциональное возбуждение как раз и наблюдается при воздействии различных стрессоров. Гораздо точнее он определяет эмоциональную устойчивость, когда понимает под ней самообладание, выдержку, хладнокровие.

В других случаях под эмоциональной устойчивостью понимают такую степень эмоционального возбуждения, которая не превышает пороговой величины и не нарушает поведение человека (Рейковский, 1979) и даже положительно влияет на эффективность деятельности (Писаренко, 1964; Черникова, 1967, 1970, и др.). Например, О. А. Черникова пишет, что «эмоциональная устойчивость спортсмена выражается не в том, что он перестает переживать сильные спортивные эмоции, а в том, что эти эмоции… достигают оптимальной степени интенсивности» (1967, с. 6). По В. Л. Марищуку (1982), эмоциональная устойчивость представляет собой способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности. В. А. Плахтиенко и Ю. М. Блудов (1985) связывают с эмоциональной устойчивостью надежность деятельности: «Эмоциональная устойчивость — это свойство темперамента… позволяющее надежно выполнять целевые задачи…». Они полагают, что эмоциональная устойчивость обеспечивается оптимальным использованием резервов нервно-психической эмоциональной энергии.

Л. М. Аболин считает правомерным под эмоциональной устойчивостью понимать устойчивость продуктивности деятельности, осуществляемой в напряженных условиях. Понимая слабость такой позиции в связи с тем, что в этом определении не отражены собственно эмоциональные явления, Аболин уточняет и расширяет его, отмечая, что эмоциональная устойчивость «это прежде всего единство различных эмоциональных характеристик, направленных на достижение поставленной цели». Исходя из этого, он дает следующее расширенное определение эмоциональной устойчивости: «ЭУ — это свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели». Автор утверждает, что, по существу, это функциональная система эмоционального регулирования деятельности.

Отсюда главным критерием эмоциональной устойчивости для многих ученых становится эффективность деятельности в эмоциогенной ситуации. О. А. Сиротин (1972) включает в определение эмоциональной устойчивости способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке. В. М. Смирнов и А. И. Трохачев (1974) пишут, что под эмоциональной устойчивостью понимается константность психических и двигательных функций в условиях эмоциогенных воздействий. Я. Рейковский (1979) определяет эмоциональную устойчивость как способность эмоционально возбужденного человека сохранять определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций. Ю. Н. Кулюткин и Г. С. Сухобская (1996) считают, что она проявляется в том, «насколько терпеливым и настойчивым является педагог при осуществлении своих замыслов, насколько характерны для него выдержка и самообладание даже в самых стрессовых ситуациях, насколько он умеет держать себя в условиях отрицательных эмоциональных воздействий со стороны других людей». Н. А. Аминов (1988) приписывает высокую эмоциональную устойчивость тем лицам, которые «лучше осуществляют контроль своих собственных эмоциональных реакций».

В данных высказываниях за эмоциональную устойчивость по существу принимается способность подавлять эмоциональные реакции, т. е. «сила воли», проявляемая в терпеливости, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самообладании), ведущих к стабильности эффективности деятельности.

Не случайно К. К. Платонов (1984) подразделяет эмоциональную устойчивость на эмоционально-волевую (степень волевого владения человеком своими эмоциями), эмоционально-моторную (устойчивость психомоторики) и эмоционально-сенсорную (устойчивость сенсорных действий).

Еще один подход в понимании эмоциональной устойчивости имеется у П. Б. Зильбермана (1974), который под этим понятием понимает «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке». Сходна и позиция Б. X. Варданяна (1983), который определяет эмоциональную устойчивость как «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельности».

М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко (1990) понимают эмоциональную устойчивость как качество личности и психическое состояние, обеспечивающее целесообразное поведение в экстремальных ситуациях. По мнению авторов, «такой подход позволяет вскрывать предпосылки эмоциональной устойчивости, кроющиеся в динамике психики, содержании эмоций, чувств, переживаний, а также диалектически устанавливать зависимость ее от потребностей, мотивов, воли, подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач».

Однако этот подход имеет и слабые стороны, которые отмечают М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко. По этому поводу они пишут: «Считая эмоциональную устойчивость интегральным свойством личности или свойством психики, очень важно определить место и роль в нем собственно эмоционального компонента. В противном случае трудно избежать отождествления эмоциональной устойчивости с волевой и психической устойчивостью, которые также могут рассматриваться как интегральные свойства личности, обеспечивающие успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке. Другими словами, соотнося результаты деятельности с эмоциональной устойчивостью, нельзя не учитывать, что успех выполнения необходимых действий в сложной обстановке обеспечивается не только ею, но многими личными качествами и опытом человека».

Можно согласиться с необходимостью интегральной характеристики человека, действующего в напряженной эмоциональной ситуации. Однако для такой характеристики имеется другое название — надежность.

Различия в механизмах устойчивости человека к действию эмоциогенного фактора (например, однообразия впечатлений) при развитии эмоционального состояния (например, через какое время появляются скука, апатия, сопровождающие состояние монотонии) и при проявлении самообладания во время переживания страха (смелости, решительности) очевидны. Поэтому вряд ли целесообразно объединять эти, в сущности различные психологические феномены, под общим названием, что имеет место у П. Б. Зильбермана. Так, рассматривая эмоциональную устойчивость как адаптацию к эмоционально значимой ситуации, он выделяет две стадии. Первая — эмоциональной реактивности — характеризуется вегетативными сдвигами, возникающими в организме под влияние эмоциогенного воздействия. Вторая стадия — эмоциональная адаптация к возникшим в организме сдвигам вегетатики. Ее смысл состоит в подавлении возникших вегетативных сдвигов и саморегуляции, направленной на сохранение целесообразного поведения. Но саморегуляция — это волевой процесс и тогда становится неясным, чем является эмоциональная устойчивость — волевым свойством личности или эмоциональным.

Делаются попытки выявить общие факторы, влияющие на «эмоциональную устойчивость» человека. О. А. Сиротин (1974), например, выявил связь «эмоциональной устойчивости» с силой и подвижностью нервной системы. О. Н. Лукьянова и др. (1975), изучая зависимости между эффективностью деятельности при разной степени эмоционального напряжения и свойствами нервной системы, установили, что группа эмоционально устойчивых по сравнению с эмоционально неустойчивыми в ситуации напряжения характеризуется большей лабильностью и относительной слабостью нервной системы. По Р. И. Аллагулову (1971), эмоциональная устойчивость имеет отрицательную связь с силой нервной системы. С. А. Изюмова и Н. А. Аминов (1978) обнаружили связь эмоциональной устойчивости с высокой лабильностью и активированностью (последняя рассматривается как баланс нервных процессов), но не выявили связей с силой нервной системы. По данным Г. Б. Суворова (1981), использовавшего опросник Кеттелла (форма А), у лиц с хорошей контролируемостью эмоций сила нервной системы и инертность торможения выражены в большей степени, чем у лиц с плохой контролируемостью эмоций. Л. М. Аболин (1976) отмечает, однако, что связь эмоциональной устойчивости со свойствами нервной системы выявляется только у молодых спортсменов. У опытных эмоциональная устойчивость базируется на особенностях психической организации действий (планировании, ориентировочных действиях, игровых двигательных действиях). Следовательно, у первых проявляется природная эмоциональная устойчивость, а у вторых — обусловленная опытом, умениями.

Читайте так же:  Как общаться с другом в переписке

Различия в выявленных связях объясняются, очевидно, тем, что и эмоциональная устойчивость и сила нервной системы измерялись разными способами С моей точки зрения, об истинной эмоциональной устойчивости следует говорить в том случае, когда определяются:

1) время появления эмоционального состояния при длительном и постоянном действии эмоциогенного фактора (например, время появления состояния монотонии и эмоционального пресыщения при выполнении однообразной работы); чем позднее появляются эмоциональные состояния, тем выше эмоциональная устойчивость;

2) сила эмоциогенного воздействия, которая вызывает определенное эмоциональное состояние (страх, радость, горе и т. п.); чем больше должна быть сила этого воздействия (например, значимость потери или успеха), тем выше эмоциональная устойчивость человека.

Кроме того, не существует «общей» эмоциональной устойчивости. К различным эмоциогенным факторам эта устойчивость будет разной. Поэтому корректнее было бы говорить не об эмоциональной устойчивости, а об устойчивости личности к конкретному эмоциогенному фактору (например, о монотоноустойчивости).

Боец в темноте с lightsaber выдержка длиной эмоциональный мыжской портрет.

Боец в темноте с lightsaber выдержка длиной эмоциональный мыжской портрет черная белизна

Фото снято: March 04th, 2018

Авторское право © 2000-2019 Dreamstime. Все права защищены.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Дошкольное образование. Разное
  • Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

  1. Сигнальная. Ее сущность состоит в том, чтобы подавать эмоциональный сигнал, как реакцию на то или иное воздействие внешней среды или внутреннее состояние организма.
  2. Регулятивная. Эмоции могут регулировать функционирование как отдельных психических процессов, так и деятельность человека в целом. Положительный эмоциональный фон повышает качество деятельности. Страх в зависимости от особенностей личности может либо парализовать человека, либо, напротив, мобилизовать все его ресурсы на преодоление опасности.
  3. Познавательная. Эмоции могут как стимулировать, так и подавлять процесс познания. Если человеку интересно, любопытно что-либо, он будет охотнее включаться в процесс познания, чем если объект ему неприятен, вызывает отвращение или просто скуку.
  1. если ребенок систематически подвергается отрицательным оценкам со стороны взрослого, он вынужден вытеснять в бессознательное большое количество информации, поступающей из окружающей среды. Новые переживания, не совпадающие со структурой его «Я концепции», воспринимаются им негативно, в результате чего ребенок оказывается в стрессовой ситуации;
  2. при неблагополучных отношениях со сверстниками возникают эмоциональные переживания, характеризующиеся остротой и длительностью: разочарование, обида, гнев;
  3. самое основное — семейные конфликты, разные требования к ребенку, непонимание его интересов также могут вызвать у него негативные переживания, отвержение, гиперопека, сверхтребовательность.

Методы коррекции эмоциональных нарушений

Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей:

  • активные мимические упражнения предотвращают перерастание некоторых эмоций в патологию;
  • благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка организма;
  • при произвольном воспроизведении выразительных эмоций у детей происходит оживление соответствующей эмоции, при этом возникают яркие воспоминания о неотраженном ранее переживании, что помогает снять первопричину нервного напряжения;
  • происходит расширение системы знаний детей о эмоциях, ребенок наглядно может убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в различных позах, жестах. Это позволяет ориентироваться в эмоциональных состояниях окружающих;
  • имитация эмоциональных состояний способствует развитию устойчивости, концентрации, переключаемости внимания, позволяет произвольно изменять мышечный тонус. Это формирует у детей произвольную регуляцию поведения;
  • с помощью имитаций строится образ другого лица, одновременно строится и углубляется представление о себе.
  • приветствия;
  • основная часть;
  • беседа на тему;
  • игровое упражнение;
  • заключительная часть (закрепление игровых и тематических навыков).
  • часто употреблять слова: молодец, прекрасно, хорошо, очень приятно, умница, красиво, отлично, блестяще, восхитительно и д.р.;
  • если что-то раздражает, то обращаться

ОПИСАНИЕ ИГР
Игра 1. «Радость и грусть» (автор И. Климина)
Цель: развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции и чувства других людей.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: рисунки.
Описание игры: дети внимательно рассматривают рисунки, а потом раскладывают их в два ряда — радость и грусть — в зависимости от цветовой гаммы.
Комментарий: основная задача взрослого — помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок они считают веселым, а другой — грустным.

Игра 2. «Королевство эмоций»
Цель: расширять представление детей об эмоции «зависть», учить детей понимать причины, которые приводят к тому или иному настроению.
Оборудование: игрушка гнома, пиктограммы и рисунки сказочных персонажей с различными эмоциями.
Гном раскладывает по кругу пиктограммы всех известных детям эмоций и говорит, что сегодня они попали в Королевство эмоций. «Ребята, как вы думаете, какие эмоции могут подружится друг с другом, а какие навсегда останутся одни?» После ответов каждому ребенку предлагается подружить эмоции с помощью какой-либо истории. Тот, кто быстро справился с заданием, начинает рассказывать свою сказку, остальные внимательно слушают.
После выполнения задания гном обязательно хвалит детей.

Игра 3. «Пчелка в темноте».
Цель: закрепить умение выражать эмоцию «страх», развивать активный словарь эмоциональных состояний, коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.
Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «страх»; карточки, на которых изображены сказочные герои с выражением эмоции «страх»; несколько стульев для взрослых; материя, которая не пропускает свет.
Гном выбирает одного ребенка, который будет играть Пчелку. Он говорит о том, что Пчелка очень любит собирать мед. Она полетела на полянку, где растут много, много разных цветов. Перелетая с одного цветка на другой, Пчелка не заметила, как наступил вечер. А вечером цветы закрываются, поэтому Пчелке пришлось сидеть внутри цветка в темноте до утра.
Затем педагог от лица гнома ставит стулья так, чтобы ребенок-Пчелка мог залезть на стул и ходить по ним, не боясь упасть. Это цветы. После того как наступил вечер, Пчелка остается на одном из стульев и его закрывают материей, которая не пропускает свет. Несколько минут ребенок сидит в темноте, затем наступает утро, и материю снимают, Пчелка улетает к себе домой. В роли Пчелки должен побывать каждый ребенок.
При выполнении этой инсценировки важно знать, насколько каждый ребенок боится темноты и лучше всего иметь в запасе материал с разной плотностью. Для детей, которые очень сильно бояться темноты, необходимо использовать почти прозрачную материю.
В конце гном Вася хвалит всех детей за смелость независимо от того, хорошо или плохо они исполнили роль Пчелки.

Игра 4. «Отгадай настроение сказочных героев».
Цель: закрепить умение детей сравнивать эмоции на картинке с соответствующей пиктограммой, продолжать учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.
Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «зависть», сюжетные картинки, на которых изображены люди в разных позах, комплекты пиктограмм (8 шт.).
Гном предлагает детям поиграть в следующую игру. У каждого ребенка на столе лежат комплекты пиктограмм (8 шт.). Взрослый поочередно показывает детям карточки с различными настроениями сказочных героев. Дети должны поднять пиктограмму с соответствующей эмоцией. Это упражнение дает возможность педагогу наиболее точно определить детей, которые еще не совсем овладели данным умением.

Игра 5. «Без слов».
Цель: развивать у детей навыки общения, учить детей понимать своего собеседника по выражению его лица, жестам, позе.
Оборудование: игрушка гном.
Выбирается водящий. Он показывает без слов какой-то предмет, действие, пытается что-то сказать. Задача остальных детей – угадать то, что делает водящий. Игра продолжается до тех пор, пока в роли водящего не побывает каждый ребенок. Педагог следит за тем, чтобы отгадывали по возможности все дети. Если кто-то все время затрудняется это сделать, ему помогают наводящими вопросами.

Игра 6. «Не урони мяч».
Цель: развивать у детей коммуникативные навыки, внимание, умение работать с партнером, способствовать сплочению детского коллектива, учить детей умению проигрывать, развивать симпатию.
Оборудование: игрушка гном, игрушки из «Киндер-сюрприза» (любое количество, но не меньше чем 30 шт. на каждую пару), 2 маленьких ведерка, мяч, магнитофон, запись веселой музыки, бумага, цветные карандаши.
Гном предлагает детям встать парами лицом друг к другу и держать руками один мяч. Под звуки музыки детям нужно будет выполнить те действия, о которых будет говорить взрослый, при этом каждая пара должна постараться не выпускать мяч из рук. Действия: присесть, попрыгать на двух ногах, на одной ноге, побегать, покружиться.
После выполнения задания ребятам предлагается встать спиной друг к другу, держать мяч спинами и выполнять команды гнома. Действия: присесть, покружиться, походить по комнате. При этом надо постараться, чтобы мяч не упал.

Игра 7. «Падающая башня» (автор — Н. Кряжева)
Цель: отработка негативных эмоций, развитие целеустремленности, снятие агрессивности.
Возраст:4-5 лет.
Количество играющих: 2-5 человек.
Необходимые приспособления: подушки.
Описание игры: дети из подушек строят высокую башню, а затем пытаются взять ее штурмом, взбираясь на самый верх. Победитель тот, кто первым взберется на башню, не разрушив ее.
Комментарий: важно обезопасить детей от травм, заранее убрать опасные предметы.
Строительство башни доставляет детям не меньшее удовольствие, чем ее покорение. тем более, это будет оказывать еще и терапевтический эффект, даст возможность ощутить не только радость освобождения от негативных эмоций, но и радость созидания.

Читайте так же:  Брежнева меладзе разница в возрасте

Игра 8. «Высвобождение гнева» (автор — К. Рудестам)
Цель: отработка негативных эмоций.
Возраст: любой.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: мягкий стул или куча подушек.
описание игры: подушки, на которые будет вымещаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударять по ним — пластмассовой выбивалкой, бадминтонной ракеткой, просто расслабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувства гнева.
Комментарий: при ударе из подушки обычно лети пыль, поэтому лучше делать это на улице, а ребенку объяснить, что выместив свой гнев на подушке, он еще и взрослым помог очистить помещение от пыли.
Игру полезно проводить систематически, так как негативные эмоции постоянно требуют выхода, и лучше, если ребенок выплеснет свой гнев на подушках, чем на окружающих.

Игра 9. «Динозаврики» (автор — Н. Кряжева).
Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: 6-7 человек.
Описание игры: дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.
Комментарий: игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется.

Игра 10. «Разговор с руками» (автор — И. Шевцова)
Цель: отработка эмоций, развитие позитивного самовосприятия.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: взрослый и ребенок.
Необходимые приспособления: карандаш, лист бумаги.
Описание игры: в нее играют, если ребенок склонен к дракам или разрушению. Взрослый предлагает ребенку обвести контур ладошек, а затем оживить их: нарисовать им лица, можно раскрасить пальчики цветными карандашами. Затем взрослый начинает разговор с пальчиками, расспрашивая их об их привычках и привязанностях, о том, что они любят и что нет. отвечать может ребенок, но если он молчит. то взрослый сам отвечает за пальчики, рассказывая о том, какие они хорошие, как много они умеют. Потом взрослый говорит : «Но пальчики иногда не слушаются своего хозяина» — и предлагает заключить с непослушными пальчиками договор, что они в течении 2-3 дней не будут никому причинять боль и ничего ломать, а делать только хорошее: здороваться, мастерить, играть, помогать хозяину одеваться и раздеваться. Для гиперактивных детей назначают меньший срок 1-2 дня или даже несколько часов. Если ребенок вступает в эту игру, то через оговоренный промежуток времени можно повторить рисование с ним, похвалив пальчики и их хозяина, а также предложив больший срок действия договора.

Игра 11. «Лови-лови!» (автор — Р. Калинина)
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: палочка длинной 0,5 м с прикрепленными к ней легким мячиком на яркой ленте.
Описание игры: выбирают ведущего, вручают ему палочку. затем становятся в круг, а ведущий — в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови-лови!». задача играющих — поймать мяч, который все время подлетает вверх. ловить мяч могут сразу несколько участников.
Комментарий: игра сильно возбуждает детей, поэтому ее лучше всего проводить во время прогулки после сна. Ее хорошо использовать, когда необходимо активизировать детей, повысить тонус, снять эмоциональное напряжение, направить их двигательную активность в нужное русло.

Игра 12. «Ласковые лапки»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.
Описание игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывает на стол. ребенку предлагается оголить руку по локоть: взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке — отгадать предемет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

Игра 13. «Растущие цветы»
Цель: укрепление уверенности в себе, стимулирование стремления к лидерству, развитие наблюдательности.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: музыкальные инструменты, 2-3 больших бумажных цветка.
Описание игры: один ребенок играет на музыкальном инструменте, остальные слушают. Одновременно взрослый, спрятавшись за высоким предметом мебели, начинает поднимать цветок. Когда музыка стихает, цветок перестает расти, при быстрой и громкой музыке он растет быстрее. Если цветок не может уже расти дальше, все начинают танцевать вокруг него или изображать его увядание. если одновременно играет два инструмента, можно использовать два цветка.
Комментарий: когда детям станет ясна суть игры, взрослого можно заменить ребенком.
После игры с детьми проводится беседа. У ребенка-цветка модно спросить, под какие звуки ему хотелось расти, а под какие- нет. У ребенка — музыканта можно спросить, хотелось ли ему, чтобы цветок рос, если нет, то почему.
В процессе игры взрослый должен пытаться комментировать темп роста цветка, предлагать те или иные версии поворота сюжета. например: если цветок долго не растет, взрослый должен обратить внимание детей на звуки, а затем на то, что, вероятно, ему они не нравятся или что ему грустно. Можно попросить всех детей вместе с музыкантом помочь цветку подрасти.
Игра стимулирует детей к пониманию чувств другого человека, развивает чувство эмпатии, желание помочь при необходимости.

Игра 14. «Пес Барбос» (автор — Н.Л. Кряжева)
Цель: развитие произвольности, самоконтроля.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: 6-8 человек.
Необходимые приспособления: платок.
Описание игры: выбирается ребенок, который будет «Пес Барбос». Он завязывает глаза и уши платком, сворачивается в клубок и делает вид, что спит. остальные дети должны тихонько проходить мимо него. Неожиданно «Пес Барбос» просыпается и с лаем ловит побеспокоивших его детей. Пойманный становится собачкой.
Комментарий: игра происходит шумно и интересно. Взрослому не стоит сдерживать эмоциональные порывы детей, дайте им повеселиться вдоволь. такой выплеск поможет детям через полчаса сосредоточиться на занятиях.
Игры 15. «Мышка» (авторы — Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)
Цель: развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: 3-6 человек.
Необходимые приспособления: мышка, бубен, платок.
Описание игры: двое детей садятся на стулья друг против друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача — сконцентрироваться на своих ощущениях.
Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по разному: под гармошку ползает, а под бой барабана — прыгает; если под звуки бубна она ходит по рукам, а по дудочку — взбирается на шею и т.д.
Комментарий: с детьми можно провести беседу о том, что звуки. как и люди, так же имеют свой характер, свое настроение. В зависимости от темпа музыки меняются движения, поэтому под одни звуки хочется двигаться плавно и медленно, а под другие хочется прыгать.
После игры с первым участником нужно говорить об его ощущениях, что ему понравилось, когда ему было приятно, а когда нет. Это поможет лучшему осознанию ребенком его чувств и переживаний.

Игра 16. «Улитка» (Н. Кряжева)
Цель: развитие выдержки и самоконтроля.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: 4-5.
Описание игры: дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним.
Комментарий: чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить немало усилий, так как они активны и подвижны.
Особенно полезно эту игру включать в работу групп, в которых участвуют конфликтные, агрессивные дети. Также ее можно использовать в работе с гиперактивными детьми, но лишь на последних этапах коррекции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Барднер, Г. Я хочу. [Текст] / Г. Барднер. – С-Пб, 1993. – 521 с.
  2. Исаев, Д. Психическое недоразвитие у детей. [Текст] / Д. Исаев. – М.: Медицина, 1992. – 327 с.
  3. Леви, В. Нестандартный ребенок. [Текст] / В. Леви. – М., 1990. – 439 с.
  4. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина – М.: Генезис, 2000. – 243 с.
  5. Минскин, Е. От игры к знаниям. [Текст] / Е. Минскин. – М.: Просвещение, 1999. – 187 с.
  6. Роговин, А. Хочу сделать сам! [Текст] / А. Роговин. – М.: Педагогика, 1982. – 138 с.
  7. Филиппова, Ю.В. Общение. Дети от рождения до 5 лет. [Текст] / Ю.В. Филипова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 323 с.
  8. Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. [Текст] / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2003. – 246 с.
  9. Широкова, Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога [Текст] / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 237 с.