Меню

Эмоциональность стеническая

Стенические и астенические эмоции

Любая деятельность, умственного или физического плана, бездеятельность, общение сопровождаются физиологическими изменениями. Они происходят в результате того, что нейроны передают друг другу импульсы, что приводит к активизации деятельности одних нейромедиаторов и угнетению других. Столь сложный физиологический процесс называется эмоциональным проявлением.

Стенические и астенические эмоции

Основным предназначением эмоций является отражение наших чувств. Кроме этого, они оказывают влияние на жизнедеятельность организма. По этому признаку эмоции делятся на стенические и астенические.

Стенические эмоции называют еще активными, так как они повышают жизнедеятельность организма. Астенические эмоции называют пассивными, потому что они снижают и угнетают важные жизненные процессы, протекающие в организме.

К стеническим эмоциям относится радость, восторг, наслаждение, удовольствие. Во время протекания этой эмоции у человека расширяются мелкие кровеносные сосуды, что приводит к улучшению питания важных органов и мозга. Положительные эмоции позволяют человеку стать более энергичным, активным. Человеку хочется двигаться, смеяться, жестикулировать, общаться. Улучшается умственная и физическая деятельность, приходят в голову нестандартные решения.

Астенические эмоции – грусть, печаль. Все процессы противоположны происходящим при стенических эмоциях. Кровеносные сосуды сужаются, человек бледнеет, ухудшается общее самочувствие, возникает озноб, одышка, сильная вялость. Теряется желание что-либо делать, появляется апатия, снижается продуктивность. При затянувшихся астенических эмоциях тормозятся все жизненные процессы в организме, ухудшается питание внутренних органов и кожи.

Как видно из этого, стенические и астенические чувства оказывают влияние не только на психику человека, но и на его здоровье. Именно по этой причине говорится, что все болезни проистекают от нервов. Чтобы продлить свое здоровье и молодость, необходимо увеличивать количество стенических, и уменьшать количество астенических чувств и эмоций.

Эмоциональность стеническая

Эмоциональные состояния — психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения. Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций это эмоция, точнее целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека.

По влиянию на жизнедеятельность человека, эмоции можно разделить на две группы:

стенические — повышающие жизнедеятельность организма и

астенические — понижающие их.

Эмоциональное состояние, в котором преобладают стенические или астенические эмоции, могут проявляться у человека в любом виде его деятельности и стать его характерологической чертой.

От эмоционального состояния человека зависит его жизнь, его здоровье, его семья, работа, все его окружение, а изменение эмоционального состояния человека приводит к коренным изменениям в его жизни.

В повседневной жизни люди расслаиваются по близким эмоциональным состояниям в группы. Разные группы плохо понимают друг друга, хуже происходит общение, внутри же группы дела обстоят несколько лучше. Как правило, цельная, сформировавшаяся группа принадлежит к одному эмоциональному состоянию.

Каждый человек уникален и придерживается своего личного мнения о жизни, но его точка зрения обусловлена не рассуждениями или образованием, а его эмоциональным состоянием.

Есть набор неизменных реакций, соответствующих каждому эмоциональному состоянию. У всех людей эмоции изменяются в строго определенном порядке. Эта закономерность применима для всех без исключения людей, одна и та же и неизменна по виду для всех.

Последовательность эмоциональных состояний человека выглядит следующим образом:
1. Зона активной жизни:

c) Сильный интерес.

2. Зона консерватизма:

Средний интерес, умеренный интерес.

Удовлетворенность, довольный, слабый интерес.

3. Зона антогонизма:

a) Антагонизм, открытая враждебность.

Враждебность, вражда, сильная неприязнь.

a)Гнев (злость, ярость).

a) Отсутствие эмоций.

b) Скрытая враждебность.

d) Задабривание, потребность умилостивить (примирение).

6. Зона горя и апатии:

b) Заглаживание вины, искупление вины.

Вкратце основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:

1) Радость (удовлетворение, веселье)
2) Грусть (апатия, печаль, депрессия), 3) Гнев (агрессия, озлобление),
4) Страх (тревога, испуг),
5) Удивление (любопытство),
6) Отвращение (презрение, брезгливость).

Обычно человек хорошо знает свое эмоциональное состояние и производит перенос на других людей и на всю жизнь. Чем выше эмоциональное состояние человека, тем легче ему достичь своих целей в жизни. Такой человек рационален, разумен, поэтому он более счастлив, более жив, более уверен. Чем ниже его эмоциональное состояние, тем больше поведение человека находится под управлением его сиюминутных реакций, несмотря на его образование или интеллект.

СТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое «СТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ» в других словарях:

эмоции — (от лат. emoveo потрясаю, волную) особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. Выделяя в … Большая психологическая энциклопедия

Эмоции, онтогенез эмоций — Эмоции в переводе с латинского языка дословно означают «возбуждать, волновать». Под эмоциями понимают реакции по типу субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результата… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЭМОЦИИ — [син. чувствования (Geffihle), аф фективность (см. Аффект)], субъективное переживание удовольствия, наслаждения (положительные Э.) или неудовольствия и страдания (отрицательные Э.) при воздействии на организм внешнего раздражения (ощущения) или… … Большая медицинская энциклопедия

Стенические чувства — (эмоции) переживания, повышающие активность личности военнослужащего … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Эмоции — (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных… … Википедия

ЭМОЦИИ — (от лат emoveo потрясаю, волную), переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе Э проявляются в виде удовольствия, радости, страха и т и Будучи тесно связанными с потребностями, Э отражают в форме непосредств. переживаний… … Российская педагогическая энциклопедия

Эмоции — – общее название реакций организма, в которых выражается отношение индивида к объекту, ситуации, явлению. См. Эмоция. * * * (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

АСТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ — (англ. asthenic emotions; от греч. а отриц. частица + sthenos сила) окрашенные отрицат. эмоциональным тоном чувства подавленности, уныния, печали, пассивного страха и т. п. При переживании А. э. человек сутулится, дыхание становится медленнее… … Большая психологическая энциклопедия

Эмоция — Эта статья об одном из видов эмоциональных процессов. О более общем понятии см. Эмоциональный процесс. Эмоция (от лат. emoveo потрясаю, волную) эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий… … Википедия

Болевой порог — Болевой порог это уровень раздражения, причиняемого нервной системе, при котором человек чувствует боль. Болевой порог индивидуален для каждого, один и тот же уровень раздражения может выразиться как в незначительной, так и в сильной боли… … Википедия

Активные эмоции

Выступая субъектом теоретической и практической деятельности, познающей и изменяющей окружающую среду, личность не является ни бесстрастным созерцателем, ни беспристрастным автоматом: взаимодействуя и оказывая влияние на предметы, явления, процессы, субъектов действительности, индивидуум и сам испытывает многочисленные влияния, переживает все то, что происходит с ним. Эти переживания формируют эмоциональную сферу личности.

Читайте так же:  Почему мужчинам нравится красный цвет

Основные характеристики эмоций

Главным отличием аффективно-эмоциональной сферы от других психических феноменов является тот факт, что эмоции выражают состояние субъекта, его отношение к объекту, характеризуются полярностью. Все многообразие качеств и оттенков чувств не сводится к голой эмоциональности, или аффективности, представляя собой специфический процесс познания и отражения действительности. Эмоциональный фон, таким образом, не противопоставляется познавательным процессам, но органично дополняет их, формируя единство интеллектуального и эмоционального.

Виды эмоций

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Возникновение, протекание эмоций как отношения личности имеет деятельностную природу, характеризуется высокой активностью, обусловливает деятельность и обусловливается ей. В наиболее общем виде выделяют стенические и астенические эмоции.

Стенические (активные) эмоции представляют собой переживания, которые характеризуются повышением жизнедеятельности, возникновением состояния возбуждения, бодрости, радостного подъема, волнения.

В процессе переживаний стенических эмоций дыхание становится легким и глубоким, сердце работает интенсивней, корпус выпрямляется, организм мобилизуется для выполнения определенных видов деятельности, в глазах появляется блеск. Стенические эмоции активны, сопровождаются положительным эмоциональным тоном. Примером стенической эмоции может выступать переживание радости.

Астенические эмоции – чувства подавленности, печали, уныния, пассивного страха, окрашенные отрицательным эмоциональной тоном.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В процессе переживания астенических эмоций человек сутулится, дыхание становится медленным, глаза тускнеют, личность отказывается от борьбы с трудностями, проблемами, отходит от преодоления конфликтно-проблемных ситуаций. Перманентное переживание астенических эмоций может привести к формированию неадекватных поведенческих стратегий. Примером астенического переживания может выступать ощущение печали.

Стенические эмоции повышают жизнедеятельность личности, астенические, наоборот, подавляют и угнетают все жизненные процессы организма.

Основные функции эмоций

Как активные (стенические), так и пассивные (астенические) эмоции выполняют ряд актуальных функций в жизнедеятельности личности, среди которых следует назвать следующие:

  • функция побуждения, которая позволяет эмоциям стимулировать или притормаживать деятельность индивидуума, направленную на удовлетворение тех или иных потребностей;
  • дезорганизационная функция;
  • следообразующая функция, которая проявляется исключительно в экстремальных состояниях;
  • предвосхищающая, эвристическая функция, дополняющая когнитивные процессы;
  • синтезирующая функция, которая состоит в интеграции эмоциональной и интеллектуальной составляющей, единства когнитивных процессов и эмоционального отношения к результатам познания, что обеспечивает возможность структурирования, целостного отражения переживания и познания;
  • экспрессивная функция, которая находит свое отражение в реализации влияния эмоционального состояния на коммуникативную сферу деятельности личности.

Таким образом, эмоции выступают неотъемлемой составляющей психики личности, дополняющей когнитивную сферу индивидуума, что позволяет формировать целостность и структурированность переживания и познания.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Стенические и астенические эмоции

По тому влиянию, которое оказывают эмоции на жизненные процессы в организме и на деятельность человека, различают активные, или стенические, и пассивные, или астенические эмоции.

Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма; астенические эмоции, наоборот, угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме.

Примером стенических эмоций может быть чувство радости. У человека, испытывающего радость, происходит значительное расширение мелких кровеносных сосудов, в связи с чем улучшается и усиливается питание всех жизненно важных органов, особенно мозга. Такой человек не чувствует утомления, наоборот, испытывает сильную потребность в действиях и движениях. В состоянии радости человек обычно много жестикулирует, прыгает, пляшет, бьет в ладоши, издает радостные крики, громко смеется, совершает другие быстрые и энергичные движения. Повышенная двигательная активность связана у него с ощущением силы, он чувствует себя легко, бодро. Приток крови к мозгу облегчает его умственную и физическую деятельность: он много и оживленно говорит, быстро соображает, продуктивно работает, в его сознании возникают оригинальные мысли и яркие образы. Усиливается приток крови и к периферическим органам — кожа краснеет, становится гладкой и блестящей, повышается температура тела, глаза блестят, лицо становится оживленным, сияющим: одновременно повышается деятельность органов внешней секреции — на глазах появляются слезы, во рту увеличивается выделение слюны. Значительно улучшается деятельность органов питания: систематически испытывающий чувство радости человек полнеет, становится упитанным, приобретает энергичный, юный, цветущий вид.

Примером астенической эмоции может быть противоположное радости чувство печали. В состоянии печали, благодаря деятельности вазомоторного аппарата, кровеносные сосуды сокращаются и возникает известная анемия кожи, внутренних органов и, главное, мозга. Лицо становится бледным, удлиняется, вытягивается, теряет свою полноту, приобретает резко выраженные заостренные черты, снижается температура кожи, появляется ощущение холода и даже озноба. В связи с замедлением кровообращения возникает затрудненное дыхание, одышка. Пониженное питание мозга вызывает снижение деятельности произвольного двигательного аппарата: движения становятся медленными, вялыми, совершаются с трудом и неохотно, вследствие чего уменьшается продуктивность работы; походка становится медленной, человек не идет, а как бы «плетется». Резко снижается мышечный тонус: человек чувствует себя вялым, расслабленным, спина у него согнута, голова и руки опущены, нижняя челюсть иногда отвисает; голос становится слабым, беззвучным; появляется чувство сильной усталости, невозможности удержаться на ногах, стремление обо что-нибудь опереться. Анемия мозга приводит к снижению умственной работоспособности, мышление становится вялым, заторможенным («неподвижным»), человек испытывает сильное нерасположение к умственной деятельности. Длительное, систематическое чувство печали приводит к снижению всех жизненных процессов в организме, к нарушению питания внутренних органов и кожи: человек худеет, кожа его сморщивается, волосы быстро седеют, он выглядит не по возрасту рано постаревшим.

Стенические и астенические эмоции играют большую роль в спортивной деятельности. Первые наблюдаются при правильной тренировке и особенно при наличии у спортсмена «спортивной формы». Благодаря им спортсмен испытывает подъем всех жизненных сил, стремление к победе, к преодолению препятствий, чувство эмоционального возбуждения, получившего характерное название «спортивной злости».

Астенические эмоции возникают при перетренировке, когда спортсмен чувствует вялость, упадок сил, нежелание тренироваться, а иногда и неудовлетворение данным видом спорта. Если эти астенические эмоции становятся стойкими, они приводят спортсмена к отказу от спортивной деятельности. Это говорит о необходимости тщательно учитывать эмоциональные состояния в процессе спортивной деятельности, своевременно принимать необходимые меры к созданию таких условий тренировки, которые поддерживали бы стенические эмоции.

Эмоции. Значение эмоций и чувств в деятельности человека. Проявление эмоций и чувств. Виды эмоций и чувств. Стенические и астенические эмоции.

Эмоции и чувства – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. В этом проявляется регуляторная функция эмоций и чувств. Эмоции и чувства также задействованы и в регуляции поведения человека в целом. Прежде всего, к таким функциям следует отнести отражательную функцию чувств, которая выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страз различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.

Читайте так же:  Как понять влюблен ли мужчина в вас

Эмоциональная оценка событий может формироваться не только на основе личного опыта человека, но и в результате сопереживаний, возникающих в процессе общения с другими людьми, в том числе через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и т.д. Выполняют еще и прединформационную, или сигнальную функцию. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворение потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т.д. Оценочная, или отражательная, функция эмоций и чувств непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. Чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, т.е. осуществляют подкрепляющую функцию. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность человека в ту или другую сторону. Еще одна функция эмоций и чувств – приспособительная. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям. Существует и коммуникативная функция чувств.

Эмоции и чувства, будучи субъективными по своей форме существования переживаниями, вместе с тем всегда имеют внешние проявления и выражаются в разнообразных движениях, мимике и пантомимике, в интонациях и тембре голоса, а также сопровождаются органическими изменениями, проявляющимися в покраснении, побледнении, в замедлении или в ускорении ритма сердцебиения и дыхания.

Американский психолог К. Изард выделяет 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе (страдание), гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина (раскаяние).

К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.

Переживания человека могут проявляться не только в виде эмоций и эмоциональных состояний, но и в виде разнообразных чувств. Чувства в отличие от эмоций имеют не только более сложную структуру, но и характеризуются определенным предметным содержанием. В зависимости от их содержания чувства бывают: моральные или нравственные, интеллектуальные или познавательные и эстетические. В чувствах проявляется избирательное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира.

По влиянию на поведение и деятельность человека немецкий философ И. Кант разделил эмоциональные реакции (эмоции) на стенические («стена» по-гречески – сила), усиливающие жизнедеятельность организма, и астенические – ослабляющие ее. Стенический страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (бегстве от опасности). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость («окрыленный успехом», говорят в таких случаях).

Активация нервной системы и, прежде всего, ее вегетативного отдела приводит к изменениям во внутренних органах и организма в целом, приводя либо к мобилизации энергоресурсов, либо к их демобилизации.

Эмоциональность стеническая

Актуальность темы данной работы связана с тем, что культурные нормы современного общества требуют от человека сдержанности в проявлении чувств, поэтому человеку сегодня необходимо развивать в себе умение владеть и управлять своими переживаниями, настроением. В эмоциях и чувствах совершаются и выражаются переживания человеком своего отношения к окружающему. Положительные переживания способствуют развитию интереса к какому-то объекту, притягивают к нему, а отрицательные – отталкивают, вызывают желание отдалиться, устранить их из своей жизни. Следовательно, эмоции для человека являются своего рода внутренним двигателем, побуждающим к действию. Эмоции оказывают мотивирующее влияние на поведение и деятельность человека, его поступки, отношения, развитие самого человека и достигаемые им результаты.

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать), в строгом значении слова, – это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства [2]. Они включают в себя три основных компонента: 1. Физиологический компонент представляет изменения физиологических систем, возникающие при эмоциях (изменение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, сдвиги в обменных процессах, гормональные и др.). 2. Психологический – собственно переживание (радость, горе, страх и др.). 3. Поведенческий компонент – экспрессия (мимика, жесты) и различные действия (бегство, борьба и пр.).

Первые два компонента эмоций – это внутренние их проявления, которые «замыкаются» внутри организма. Выход вовне и разрядка чрезмерной эмоциональной энергии осуществляется благодаря третьему компоненту – поведению. Для физического и душевного здоровья человека необходим своевременный сброс излишней энергии. Он может происходить в виде любых приемлемых для самого человека и общества движений и действий: подвижные игры, ходьба, бег, шейпинг, танцы, бытовые [4].

Проблема эмоционального развития личности является в психологии одной из самых сложных и малоизученных. Существуют противоречивые мнения относительно данной проблемы. Ряд психологов (К. Изард, X. Остер, П. Экман) считают, что эмоциональная система является врожденной и самой зрелой по сравнению с другими субсистемами личности. Это связано с функциональным значением этой системы, которая обслуживает большое число жизненно важных функций. Так, К. Изард пишет: «Качество отдельно взятого эмоционального переживания остается неизменным на протяжении всей человеческой жизни, однако причины, его вызывающие, и его последствия зависят от степени зрелости индивида» [1]. Положение об адаптивной функции эмоций является ключевым моментом для теории К. Изарда, которая дает представление об их развитии. Процесс возникновения и развития эмоций подчиняется биологическим закономерностям.

Другая точка зрения заключается в том, что эмоциональная сфера человека, как и все психические процессы, развивается. Анализируя душевные состояния личности, Н.Я. Грот пришел к выводу, что они являются своеобразным барометром индивидуальной и социальной ее жизни. К числу таких душевных состояний он относил пессимистическое и оптимистическое настроение человека. Согласно своей теории, Н.Я. Грот считал, что пессимизм и оптимизм характеризуются преобладанием неприятных или приятных чувств и соответствующим им строем мышления. Поэтому они не только выражают степень соответствия внешних и внутренних отношений (отношений между состоянием среды и потребностями личности), но и показывают, прогрессирует в данную эпоху человеческое общество или регрессирует [2] .

С.Л. Рубинштейн выделяет три уровня в эмоциональной жизни человека. Первый уровень – это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Сюда относятся элементарные или так называемые физические чувствования удовольствия и неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями. Чувствования такого рода могут выступать в качестве эмоциональной тона отдельного ощущения. Так же они могут выражать общее самочувствие индивида, носящее неопредмеченный характер. Примером может служить чувство беспредметной тоски, тревоги или радости. Более высокий уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. На смену беспредметной тревоге приходит страх перед чем-нибудь. Человек всегда боится чего-то, точно так же удивляется чему-то и любит кого-то. На данном уровне чувство является выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Третий уровень – обобщенные мировоззренческие чувства. Они образуют основные проявления эмоциональной сферы, органически включенной в жизнь личности. Очевидно, что второй и третий уровни эмоциональной сферы – продукты воспитания, а не врожденные [3].

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Нам становится трудно промолчать, остаться бездействующим. И наоборот, астенические эмоции, вызывают скованность и пассивность. Так, переживающий чувство стыда школьник нередко испытывает внутренние угрызения совести и старается оставаться «в тени» [2].

Читайте так же:  Муж не зарабатывает и хочет ребенка

В зависимости от ситуации и индивидуальности человека, эмоции могут по-разному оказывать влияние на его поведение. У каждого имеются индивидуальные различия по глубине и устойчивости чувств. У одних людей они носят поверхностный характер, протекают легко и малозаметно, у других же, чувства захватывают их целиком и оставляют в сознании глубокий след. Именно это обусловливает неповторимость каждого из людей, определяет его индивидуальность.

В практической части работы мы поставили перед собой цель определить уровень эмоционального состояния студентов. В опросе приняли участие 30 студентов вуза: 14 девушек (педагогический институт, 4 курс) и 16 юношей (технический институт, 4 курс). В работе был использован тест «Проверь свой эмоциональный интеллект» (автор Г.Г. Ларин). Тест состоит из 3 частей: часть A – отношение к себе (внутренний, личностный EQ); часть B – отношение к другим (социальный, коммуникативный EQ); часть C – отношение к жизни в целом (бытовой, житейский EQ).

Эмоциональный профиль и жизненные параметры.

Характеристики эмоциональной сферы введены в мотивационную психодиагностическую методику не случайно. Эмоция, эмотивность прямо связана с мотивацией, являясь структурой внутренней субъективной оценки реализации мотива. В используемой методике в этом плане выделяются две шкалы – характер эмоциональных предпочтений и характер поведения в стрессовой ситуации стенический (С) и астенический (А ). Таким образом, вычленяются 4 типа эмоционального профиля (ЭП) – :

1. СТЕНИЧЕСКИЙ (С-С),

2. АСТЕНИЧЕСКИЙ (А-А),

3. СМЕШАННЫЙ СТЕНИЧЕСКИЙ (А-С),

4. СМЕШАННЫЙ АСТЕНИЧЕСКИЙ (С-А).

СТЕНИЧЕСКИЙ ЭП характеризуется предпочтением эмоций стенического типа и стеническим поведением в стрессовых ситуациях. Такой человек любит активность, напряжение, возможно, азарт и риск. Устойчив и рационален в стрессовой ситуации, успешно действуя в ней.

Ниже отражены те из исследованных групп, которые обнаружили наибольшую процентную долю этого профиля в соответствующей группе.

Среди них (как можно видеть из таблицы):

Ученики-младшеклассники с их натуральными активными устремлениями и смелостью, наверное, связанной с еще не выработанным умением разглядеть и оценить характер ситуации – ее стрессогенность, опасность, критичность; учащие-ся 9 класса вспомогательной школы, возможно с теми же устремлениями и возможностями; социально активные и любознательные участники отряда «Дозор».

Сюда же примыкают; студенты ГИТИС с их возвышенно-творческими установками и верой во всемогущество их искусства.

Представители сильного пола среди ИТР и работников управленческого труда — люди закаленные в жизненных и трудовых перипетиях, и их стеничность не должна вызывать вопросов.

А вот группы с наименьшим представительством эмоциональных профилей стенического типа:

Это: старшеклассники, повидимому, уставшие от учебы в школе и ожидающие в близком будущем более легкой жизни; почему-то оказавшиеся здесь хорошо успевающие шестиклассники; работающие женщины в возрасте от 30 до 60 лет – женщины в принципе менее стеничны, чем мужчины; и наконец, работники мелкой торговли с их недостаточно организованной эмоциональной сферой.

АСТЕНИЧЕСКИЙ эмоциональный профиль по определению противоположен стеническому. Он характеризуется эмоциональными предпочтениями пассивного, гедонистического типа и недостаточной устойчивостью к давлению стрессовых факторов. Посмотрим, представители каких групп этим страдают (а быть может, и радуются) больше других.

Полученные в реальном обследовании результаты в целом соответствуют тем характеристикам, которые ожидались по определению. Наиболее астеничны: старшеклассники, в том числе плохоуспевающие; женщины, работающие в трудных профессиях, включая работниц ИТР и управленческого труда а также слушатели Высших режиссерских курсов ГИТИСа обоих полов. Торговые работники и здесь показывают рекордные результаты – почти половина обследованных характеризуется астеническим эмоциональным профилем. Интересно, что у учащихся вспомогательной школы удельный вес астенического типа достаточно высок (34%), но не больше удельного веса противоположного ему стенического типа. (33%). Эмоциональная дезадаптация, повидимому, проявляется в крайностях.

СМЕШАННЫЙ СТЕНИЧЕСКИЙ тип ЭП характеризуется стеничностью поведения в стресс-ситуациях и одновременно — астеничностью в эмоциональных предпочтениях; отнесение его хотя и к смешанному, но стеничному типу связано с тем, что по нашему мнению, именно отношение к стресс-факторам является системообразующим в эмоциональной сфере человека в целом (почему? – вопрос, хотя и специальный, но несложный). Поэтому, этот тип вместе с чисто стеническим ЭП следует рассматривать как достаточно адекватный в достижении цели и мотива в продуктивной деятельности, в которой всегда встречается достаточно трудностей. Из общей таблицы видно, что смешанный стенический ЭП является наиболее распространенным в большинстве групп, особенно в молодежных. Естественно предположить, что именно стеническое отношение к стресс-факторам формирует в дальнейшем и эмоциональное предпочтение к стеническим эмоциям. Характерно, что среди всех обследованных групп только у учащихся вспомогательной школы этот тип ЭП составляет менее 10 %.

СМЕШАННЫЙ АСТЕНИЧЕСКИЙ тип ЭП противоположен предыдущему.

Он характеризуется стенической эмоциональностью и астеническим поведением в стрессовых ситуациях; среди почти всех обследованных групп он является наименее распространенным. И это можно понять: стеническая эмоциональность в сочетании с неустойчивым поведением в стресс-ситуациях должна создавать общую жизненную неуравновешенность, невротизм. Этот тип ЭП среди всех групп более всего характерен для учащихся вспомогательной школы, далее – для женщин инженерно-технических работников и, наконец, для плохоуспевающих учеников 6 класса. Возможно, ранняя неуспеваемость является следствием этой самой общей жизненной неуравновешенности.

ВЫВОДЫ

1. Главной, системообразующей мотивационной характеристикой личности, на которую «ложатся» различные жизненные проявления, является соотношение ее производительной и потребительной направленностей. Это соотношение воплощается в характерных мотивационных профилях – «прогрессивном» и «регрессивном»; оно представляет собой важнейшую составляющую мотивационной сферы личности по линии «личностное развитие – регресс», будучи подверженным, в свою очередь, влиянию таких факторов как возраст, пол, род занятий, интеллектуальные и социальные установки индивидов.

2. Другие мотивационные профили – «экспрессивный», «импульсивный» и «уплощенный» в смысле влияния на характер и результаты деятельности можно считать вторичными, формообразующими; в то же время, в определенных условиях они могут оказывать большее или меньшее влияние на параметры деятельности. Так, представители «экспрессивного» МП, повидимому, могут успешно действовать в условиях, требующих повышенного самовыражения, самоутверждения. Характерная для представителей «импульсивного» МП борьба основных групп мотивов может отрицательно влиять на процесс и результаты целенаправленной деятельности. Впрочем, аналогичное влияние может быть присуще и «уплощенному» мотивационному профилю, для которого характерно отсутствие борьбы мотивов, что может вызывать определенное равнодушие, пассивность.

3.Существенное влияние на поведение могут оказывать характеристики эмоционального профиля личности. В целом, положительным фактором творческой, учебной и рабочей активности можно считать ЭП стенического типа; астенический ЭП в этом аспекте скорее может играть отрицательную роль. Наиболее распространенным типом ЭП, в то же время, является смешанный стенический тип.

Литература.

Мильман В.Э. Динамическая структура мотива, цели и плана. – «Материалы

IX Всесоюзной конференции по кибернетике». М. 1981. т.3. с. 89-93.

Мильман В.Э. Производительная и потребительная мотивации.“ Психоло

Мильман В.Э. Мотивация и эмоциональность. – «Эмоции в физическом

воспитании учащихся». Воронеж. 1986.

Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. –

«Вопросы психологии», 1987, № 3.

Мильман В.Э. Мотивационный профиль личности – «Практикум по психо-

диагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции», М. МГУ,

Мильман В.Э., Московкина А.Г. Мотивация и фрустрация у подростков. –

«Психология подростка», М. МПУ, 1993.

Дата добавления: 2014-12-11 ; просмотров: 2377 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ