Меню

Экологическое воспитание дошкольников в средней группе

Статья (средняя группа) на тему:
Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.

Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания, эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д)

Предварительный просмотр:

ГБДОУ №52 Фрунзенского района

«Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»

Воспитатель: Воронько Е.А.

В наше время проблемы экологического воспитания вышла на первый план и

им выделяют все большее внимание .

Почему эти проблемы стали актуальными?

Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная и неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Что включает в себя понятие «экологическая культура»?

Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания, эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д)

Основная задача ознакомления с окружающим в ДОУ состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

Занятия по ознакомлению с окружающим включает в себя ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с явлениями живой и неживой природы.

Во время занятий детей мы знакомим с определенным типом свойств, связей и отношений, специфическим для каждого из четырех основных направлений педагогической работы, выделенных в программе: «Человек», «Предметный мир», «Живая природа», «Неживая природа».

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этом возрасте у ребенка закладывается позитивное отношение как к природе, так и к себе и к окружающим людям.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей среднего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Цель экологического образования — формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности, формировать экологическую культуру дошкольников в детском саду надо с момента прихода детей в первую младшую группу.

Несмотря на наглядно-образный характер мышления дошкольников, мы считаем необходимым знакомить их не только с видимыми и ощутимыми связями и отношениями, существующими в природе, но и со скрытыми причинами природных явлений. Важно подарить ребенку не только радостное удивление натуралиста, но и приобщить его к пытливому анализу естествоиспытателя.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опыты, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, воплощать их в реальную действительность (отражать в игре, в изо деятельности, ухаживать за животными и растениями и т. д.). В этом им должны помочь взрослые (родители и педагоги).

У детей среднего дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологической культуры. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес.

Содержание формирования начал экологического воспитания должно отличаться научностью. Оно должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого — с другой.

Соответствующий дошкольному возрасту объем знаний, умений, ценностных отношений в области экологического просвещения ребенок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации, наблюдений, чтение художественной литературы. Влияние семьи на формирование начал экологической культуры ребенка определяется отношением ее членов к окружающей природе и общей культурой членов семьи .

Формирование экологической культуры в условиях детского сада предполагает развитие эстетических и этических чувств ребенка, которые вызывают радостное общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. При положительных эмоциях формируется осознание ценности природы, ее красоты, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности ребенка.

При организации и проведении наблюдений в природе в детском саду важными являются такие позиции: наличие природных объектов; определение содержания наблюдения; поиск оптимальных форм и приемов включения в них детей.

В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут (за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду; за таянием сосулек; за весенней грозой;) и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель (за поведением рыб в аквариуме; за снегом; за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком).

Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста.

Бытует мнение, что в экологическом образовании знания такого большого значения не имеют, а основной акцент делается на воспитания бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях. Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако, этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект. Необходимо разумно, с учетом психолого-физиологических особенностей, сочетать духовное и интеллектуальное развитие ребенка. Следует отметить, что многие педагоги в процессе обучения обращают внимание детей, прежде всего на живые объекты, особенно животных. Крайне мало внимания уделяется объектам неживой природы. Вместе с тем известно, что у детей велик интерес и к объектам неживой природы, и при правильной организации работы (проведении опытов, наблюдений) ребенок легко усваивает знания о неживой природе и ее связи с живой природы. Дети должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их необходимо учить не рвать красивые цветы, т.к. эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов. Воспитатель не должен употреблять в разговорах с детьми слова «вредные, полезные».

Экологические знания становятся основой экологического воспитания.

У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Важно также воспитывать понимание необходимости разумного потребления. Экологическое воспитание связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону. Воспитатель должен дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребенок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий. Потребность в общении детей с природой при формировании начал экологической культуры может быть удовлетворена специально организованным наблюдением в детском саду. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия — зрительное, слуховое, тактильное. Таким образом, я поняла, что дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. Воспитатель детского сада — одна из фигур педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Основное место в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т. д.). Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения.

Создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду — это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию групповых уголков природы, комнаты или кабинета природы, теплицы и пр., ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Методом эта деятельность становиться лишь в том случае, если она включена в педагогический процесс и выполняется совместно со взрослыми и детьми. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности. Совместно организационно — хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых и животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:

Читайте так же:  Ребёнок 6 месяцев плохо спит ночью причины

— слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;

— наблюдая за деятельностью взрослых;

— практически участвуя в ней.

Какие бы формы не принимала совместная деятельность взрослых идошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных с экологической точки зрения — действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная ее форма — создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового уголка природы в детском саду.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы будет полезен воспитателям детских садов, специалистам, родителям. Содержит конспекты занятий, перспективное планирование, опыты, дидактические игры, консультации для родителей, родительск.

Данная презентация создана в рамках проекта «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру». Презентация кратко отражает цель проекта, задачи, средства реализац.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанного правильного отношения:- непосредственно к самой природе во всем ее многообразии;- к людям, охраняющим и созидающим ее;- к людям.

экологическое воспитание детей среднего дошкольного воозраста.

Перспективное планирование представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи .

Сказки, как средство экологического воспитания детей.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является первой ступенью, где начинается решение проблемы экологического образования.Одной из актуальных проблем современности является взаимодейств.

Консультация (средняя группа) на тему:
Экологическое воспитание дошкольников

Консультация для воспитателей

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Экологическое воспитание дошкольников

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, наметить экологическую тропу.

Задачи педагогов сводятся к следующему:
1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:

  • знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д. );
  • предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;
  • формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:

  • знакомить с представителями живой и неживой природы;
  • рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;
  • способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
  • знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;
  • способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;
  • создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют.Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми, следует привлечь родителей к данной проблеме. В ДОУ педагоги проводят родительские собрания, лектории, дни открытых дверей .Ежегодно проводятся выставки цветов, поделок из природного материала, конкурс рисунков о природе. Родители присутствуют на занятиях по экологии, принимают участие в экологических акциях, праздниках : « Мы друзья природы», « Осенняя мелодия», «Зимняя сказка».
Ребенку нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.
Воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту — одна из важных задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители.
Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире.

Экологическое воспитание в средней группе

Ана Минатуллаева
Экологическое воспитание в средней группе

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Экология – это то, что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда.

Чтобы предотвратить варварское отношение к природе, стоит начинать воспитывать экологическую культуру с самых малых лет. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.

Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.

Экологическое воспитание:

вырабатывает ответственность за сохранение природы;

воспитывает чувство прекрасного, способность видеть природную красоту;

дает понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете;

предотвращает агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе;

направляет детскую активность в положительное русло и расширяет кругозор

Окружающий мир – это самый богатый источник знаний для ребенка. Маленький человечек бережно и с интересом относится к цветочкам, бабочкам, яркому солнышку да ко всему, что он видит вокруг себя. Взрослым, поддерживая вот такой искренний интерес ребенка к природе, важно помнить о воспитании бережного отношения к ней. Любовь к окружающему миру взрослые должны прививать ребенку с самого раннего детства с пеленок, своим личным примером. С самого рождения ребенок любит природу, стремится к единению с природой. Дети этого возраста чутки и отзывчивы. Они сопереживают, сочувствуют, у ребёнка формируется стиль поведения в природе. (Не бросят камень в кошку, не оставят после себя мусор, не разорят муравейник, не сорвут без надобности цветок и листок).

Дети должны знать, комнатным растениям нужна вода, воздух, птичке – семена, вода и тоже воздух, животным – корм и вода, воздух.

Правильное отношение к живым существам является конечным результатам и воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре.

Если ребёнок не знает и не понимает ничего то, что происходит за пределами его квартиры и детского сада, никакого отношения к этому миру у него возникнуть не может. Дети должны понимать,что растения и животные, птицы — живые существа, они дышат, пьют воду, растут, заводят потомство, а самое главное, чувствуют боль.

Форма работы с детьми дошкольного возраста:

— привлечение дошкольников к наблюдениям и сравнениям.

Например, после появления нового листочка, бутона, цветка можно предложить воспитанникам «сфотографировать» растение, а затем нарисовать растение с натуры. Затем сравнить растение, нарисованное с растением с «фотографии». Обязательно сделать вывод, что изменилось, какие несовпадения. Такие действия способствуют развитию наблюдательности, внимательности к некоторым деталям.

Этот метод заключается в том, что ребенку необходимо демонстрировать натуральные предметы, их изображения с помощью картинок, фотографий, кинофильмов.

Метод демонстрации используют для того чтобы уточнить, обобщить, систематизировать знания детей дошкольного возраста о предметах, явлениях в окружающей действительности.

Рассказывая ребенку о явлениях, предметах окружающей действительности., мы обогащаем впечатления у ребенка, оказываем влияние на его ум, воображения ребенка, на его чувства, его отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Рассказ должен иметь четко определенную тему, художественную форму, основываться на близких и интересных для детей фактах, можно привести примеры или случаи из своего личного опыта.

Читайте так же:  Гбу республиканский центр социальной помощи семье и детям

— чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы.

Этот метод способствует расширению знаний дошкольников о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сочувствия и сопереживания.

Беседу используют для обобщения и систематизации знаний у детей дошкольного возраста. Беседуя ребенок должен знать, о чем идет речь, чтобы включиться в диалог, поддержать беседу, слушать и понимать собеседника, иметь возможность ответить на какие-то вопросы, задаваемые по ходу беседы.

Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является – игра, поэтому играя, ребенок учиться взаимодействовать с природой, учиться общаться с птицами, животными, растениями, учиться взаимодействовать с предметами неживой природы. Дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.

Задачи по воспитанию экологической культуры.

Продолжать учить детей замечать состояние погоды и понимать связь между явлениями.

Продолжать приучать детей к труду в уголке природы.

Продолжать воспитывать у детей экологическую культуру, любовь к природе.

Закрепить знание об овощах, их вкусовых качествах, о животных.

Познакомить детей с круговоротом в природе (времена года).

Учить различать деревья, кустарники, травы.

Закрепить понятия: ствол, ветки, стебель, листья, цветы. Учить детей рассуждать, делать предположения, выводы.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач, как:

— формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения. Прежде всего, необходимо создать условия для получения экологических знаний и последующего их применения.

В группе должен быть оборудован экологический центр, где будут представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы.

Различные экологические акции и проекты помогут сформировать экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, охране деревьев на участке. Проекты могут быть направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам и др.

Вариантов и форм воспитания экологической культуры у дошкольников множество. Все зависит от нашего желания и нашей фантазии. Но научить ребенка с ранних лет жить в ладу с окружающей средой – это не простая, но очень важная задача.

Лето сухое и жаркое – зима малоснежная, морозная.

Если солнце всходит в тумане, днем будет тихо и душно.

Во время восхода солнца стоит духота – к ненастью.

Лучи солнца темнеют – к грозе.

Погода будет жаркой и солнечной:

— если на закате небо голубое, золотистое или ярко-розовое,

— если перед восходом солнца выпадает роса

— если при восходе солнце белого цвета

Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.

Снега осенью нанесет рано, и весна будет ранняя.

Первый снег, легший на сухую землю, обещает хорошее лето.

Первый снег упал на мокрую землю – останется, на сухую – скоро сойдет.

Первый снег выпадает за сорок дней до зимы

Зимой сухо и холодно, летом сухо и жарко.

Теплая зима – к холодному лету.

Зима снежная – лето дождливое.

Если весной много летит паутины – лето будет жаркое.

Если облака быстро движутся в одну сторону – будет жарко.

Птицы садятся на землю – к теплу, сидят на нижних ветках деревьев – к ветру.

Кукушка кукует весной сильно и часто – тепло не за горами.

1. Я шариком пушистым. Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -Остался стебелёк. Ответ: Одуванчик.

2. Так маленького Васю называют

И те цветы, что в поле собирают. Ответ: Василёк.

3. Звоночек синенький висел. Ни разу в жизни не звенел. Ответ. Колокольчик.

4. Золотая шапочка, белая рубашка. Как зовут цветок?Ответ. Ромашка.

5. Кувшинчики и блюдцаНе тонут и не бьются. Ответ: Кувшинки.

Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего Мир

природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный

источник детского разума.

Василий Александрович Сухомлинский.

Что значишь ты без трав и птиц

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймёшь ты, наконец,

Врубаясь в мёртвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец!

Семен Исаакович Кирсанов

Дидактические игры по экологии средняя группа

“Что надо для гнезда»

1. Учить детей понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.

2. Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах. Активизировать словарь по теме «Птицы»: перелётные – аист, скворец, утка; зимующие – воробей, ворона, сова, дятел, синица.

3. Побуждать различать голоса птиц в грамзаписи.

4. Воспитывать интерес к окружающей природе, бережное, заботливое отношение к птицам.

Игра предназначена для детей 4-7 лет.

Дидактические игры: «Кто где зимует?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих»

Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

Дидактические игра:»докажи, что это птица».

Цель: воспитывать познавательный интерес, воспитывать умение относить животных имеющих выделенные признаки к птицам.

.Дидактическая игра»Кто чей?».

Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять, чей птенец.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Экологическое воспитание посредством ФЭМП». Конспект интегрированного занятия «Экологическое воспитание через ФЭМП»Тема: «Необычная прогулка» Задачи: Образовательные: • Закрепить понятия.

Конспект НОД «Экологическое воспитание детей» в средней группе «Как зимуют дикие звери» Формы проведения: совместная деятельность детей и взрослого, игра со сказочным героем. Цель. Формировать представления о животном мире зимой.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Наушкинский детский сад» Консультация для воспитателей детского сада.

Самообразование в средней группе «Экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром» Сентябрь 1. Тема: Беседа «Здравствуй, осень» Цель: Расширять представления об осени как времени года; развивать умения сравнивать объекты.

Экологическое воспитание детей в разновозрастной группе Проект непрерывной образовательной деятельности: Воспитатель МКДОУ детского сада №1 «Тополек» — Титова Светлана Николаевна Возрастная :.

Экологическое воспитание детей средней группы детского сада Экологическое воспитание детей средней группы детского сада Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот.

Экологическое воспитание детей во второй младшей группе Экологическое воспитание детей второй младшей группы Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, воспитывать любовь к природе,.

Экологическое воспитание в старшей группе Давайте, дошколята, Природу охранять О ней ни на минуту не надо забывать! Экологическое воспитание в логопедической группе осуществляется.

Экологическое воспитание во 2 младшей группе Хочу представить Вам презентацию по экологическому воспитанию младших дошкольников. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической.

Консультация «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта» Человек и природа. Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но. Пожалуй. Никогда.

Экологическое образование детей средней группы

Взаимодействие человека с природой — чрезвычайно актуальная проблема современности. Система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня в своём начальном звене воспитания дошкольников. Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, культура.

Экологические проекты как форма образования в средней группе

Экологическое образование – важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания. В условиях пребывания малыша в детском саду удобно организовывать процесс познания различных форм природы.

Целью ориентированного экологического образования для дошколят выступает оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлениях. У ребенка формируется ответственное отношение к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств.

В ходе организации процесса экологического образования воспитателями решаются задачи:

· Формирование основ общей экологической культуры индивида.

· Создание базы знаний об окружающем мире, развитие которой продолжится в начальном образовательном учреждении.

· Процесс экологического образования может проводиться в различных формах. Одной из наиболее перспективных на сегодняшний день форм считаются экологические проекты.

Их отличительная особенность – непременное проведение исследования, а также активное вовлечение всех участников в его процесс.

При подготовке и реализации проекта экологической направленности предлагается принимать во внимание возраст детей, их подготовленность к планируемой деятельности, общий план воспитательной работы конкретного дошкольного учреждения. По продолжительности экологические проекты разделяются на:

· Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.

· Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.

· Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один год.

Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. Уровень руководства действиями детей, степень внимания к выполнению заданий различается для возрастных групп. Дети средней группы все мероприятия выполняют только под контролем и с непосредственной помощью воспитателя. При работе с ними используются самые простые и понятные формы заданий. Основные активные исследовательские методы, которые могут применяться при реализации экологического проекта на уровне детского сада:

Читайте так же:  Почему дети прячут еду

Обобщение и оформление (изложение) результатов исследований производится через:

· Подбор загадок, пословиц и поговорок по тематике.

· Составление фотоотчета (с помощью родителей).

Реализация подобных проектов зачастую производится в три этапа. Подготовительный. В ходе подготовки проекта определяется его тема, оценивается доступность исследования этой темы, определяется так называемый полигон – территория с природными объектами, участвующими в наблюдении и эксперименте. Далее определяется цель проекта, выделяются задачи, производится подбор методов проведения исследования. Одновременно проводится разъяснительная и организаторская работа с воспитателями, родителями и самими детьми.

Исследовательский. Процесс исследования производится согласно разработанному плану. В плане расписывается последовательность исследовательских событий и обсуждение их результатов на занятиях в группах. Все совершающиеся мероприятия проекта должны отражаться наглядно: в рисунках, поделках, чтении и обсуждении тематических рассказов, составлении рассказов и размещении их в стенгазете или иной форме.

Завершающий. Весь комплекс действий завершается анализом результатов. Результаты в различных формах представляются на итоговом мероприятии, например, Празднике Лета, или Дне птиц.

Дети средней группы способны принять участие в проектах: «Маленькие огородники», «Наши младшие друзья». Здесь проводятся наблюдения за домашними животными, и организуются эксперименты с огородными растениями.

Конспект занятий по экологическому образованию с детьми средней группы «Цветы на подоконнике»

Образовательные задачи: учить детей сравнивать растения, находить сходство различие во внешних признаках; учить правильно называть цветы, сравнивать их по — внешнему виду; учить детей составлять короткий рассказ по вопросам воспитателя по опорной схеме; учить быть любознательными и наблюдательными.

Развивающие задачи: развивать интерес к развитию и росту растений; развивать монологическую речь; развивать желание ухаживать за растениями.

Воспитательные задачи: воспитывать в детях чувство прекрасного; воспитывать желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.

Словарная работа: декабрист, фиалка, герань, огонёк.

Оборудование. Комнатные растения: герань, фиалка, огонёк, декабрист; иллюстрации, карточки — схемы «Что необходимо растениям для роста»; игрушка «цветок»

Необходимо заранее подготовить, помыть комнатные растения. Ход занятия:

— Ребята, посмотрите на эти фотографии (групповая комната детского сада с растениями и без них).

— Какая фотография вам больше нравится?

— Почему? (ответы детей)

— Как хорошо, что вам понравилась именно та комната, где много красивых растений.

— А вы видели такие растения у нас в группе? (Видели).

— А вы видели такие же растения на улице? (нет).

— Правильно, ребята. Такие растения живут только в помещении, в детском саду или дома, поэтому их называют комнатные растения.

— Ребята, найдите в нашей группе такие же растения (дети находят растения по образцу на фотографии).

— Вы знаете, как называются эти растения? (Фиалка, герань, огонёк)

— Рома, покажи огонёк тем детям, которые ещё не знают его и т. д.

(Дети по очереди показывают несколько растений, которые уже знают).

— А теперь я познакомлю вас с растением, которые вы не знаете (воспитатель показывает декабрист.)

— Ребята, эти растения чем- то похожи друг на друга? (Да, у них есть листья, они зелёные, у них есть корни, они держатся корнями в земле и т д.)

— А чем растения отличаются? Как нам запомнить, какое растение как называется и не путать их? (У огонька красные цветы, у герани тоже красные цветы, у фиалки розовые цветы, у декабриста на листьях бугорки, у огонька стебель длинный, а у фиалки его не видно и т. д.).

— А теперь поиграем в игру «Найди такое же растение ». (Воспитатель показывает фотографии отдельных растений, дети по характерным признакам находят такое же и рассказывают, как они догадались, по каким характерным признакам).

— Ребята, вам все растения нравятся? (Да)

— Но все равно, какое- то растение, я знаю, вам нравится больше всех.

Подойдите к тому растению, которое вам больше всего понравилось (дети выбирают растение, подходят к нему) .

— Спросите у своего любимого растения шёпотом, чтобы только оно услышало, хорошо ему живётся в нашей группе? (Дети разговаривают с растениями).

В этот момент воспитатель нажимает на игрушку «цветок» (сюрприз) и он говорит

— Что ответили вам ваши растения? (Им нравится в нашей группе) .

— Молодцы, ребята. Это вы так хорошо ухаживаете за растениями: поливаете их, рыхлите почву, протираете пыль, и поэтому растениям нравится жить в нашей группе.

(Воспитатель выкладывает схему, без чего растения не могут жить) .

Игра «Что растениям необходимо для роста». (Дети выбирают необходимые карточки).

— Правильно, ребята. Лейкой мы поливаем растения. Без солнечного тепла и света растения не растут. Растениям нужен воздух. И обязательно им нужна наша забота, нежность и любовь.

— Ребята, а вы хотели бы быть красивыми комнатными растениями? (Да).

Психогимнастика «Я растение». (Дети закрывают глаза). Представь, что ты маленькое растение. Тебя посадили в тёплую, чёрную землю. Ты ещё маленький росток, совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Но вот чьи- то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Твои листики подросли, стебель становится крепким, ты тянешься к свету. Тебе так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами.

— Откройте глаза. Вам нравилось быть растениями? А почему? (За ними ухаживали, поливали, рыхлили и т. д.) .

— То же самое чувствуют наши растения на подоконнике. Мы каждый день будем ухаживать за цветами, им будет очень приятно жить в нашей группе. Мы будем у них спрашивать: «Хорошо ли вы себя чувствуете?»

Экологические игры для детей средней группы

Игры по экологии для детей дошкольного возраста могут иметь сюжет, роли, правила, а могут и содержать только задание. Есть игры, где действия играющих обусловлены текстом, определяющим их характер действий и последовательность.

В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. В дидактических предметных играх используются различные предметы природы (листья, фрукты, овощи и др.). В таких играх уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Дидактические настольно-печатные игры помогают детям систематизировать и классифицировать знания о растениях, животных и явле­ниях неживой природы.

Дидактические словесные игры проводятся, как правило, для закрепления знаний детей о свойствах и признаках тех или иных предметов окружающего мира.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и в повседневной жизни. А игровые упражнения направлены на закрепление полученных знаний. Многие упражнения имеют сюжетный характер. Это делает их интересными для детей.

Развлечения типа игры-забавы, игры-соревнования, хороводы в условиях природы родного края помогают углублять нравственное и эстетическое чувство детей. Для того чтобы дети не переутомлялись, есть малоподвижные игры.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относиться.

Игра «Чудесный мешочек». Цель игры: учить детей на ощупать узнавать овощ и правильно их называть, развивать речь детей.

Ход игры: отгадывать знакомый предмет на ощупь. Предмет из мешочка достать и показать можно только после того, как рассказано о нем; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию, неправильно назван.

Подвижная игра «Воробушки и кот». Дети-воробушки прячутся в свои гнездышки (за линию, в кружки, на­рисованные на земле) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки греется на солнышке кот. Как только кот задремлет, воробушки вы­летают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот просыпается кот, мяукает и бежит за воробушками, которые улетают в свои гнёзда. Сначала роль кота исполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.

Заключение

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности.

Организация и создание в ДОУ полноценной эколого-развивающей среды (различных «экологических пространств») – важнейшее обстоятельство в осуществлении воспитательно-образовательной работы с дошкольниками и их родителями. Задачи данного направления:

· развитие умений правильно взаимодействовать с природой;

· формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие);

· формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;

· развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними;

· развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира.

Список литературы

1. Лисеев И. Философские обоснования экологического образования в эпоху нанотехнологий: — Канон +; 2014 г., 328 стр.

2. Лыкова И., Рыжова Н. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду: — Цветной мир; 2012 г., 144 стр.

3. Николаева С. Методика экологического воспитания дошкольников: — Академия; 2012 г., 224 стр.

4. Николаева С. Теория и методика экологического образования дошкольников: — Академия; 2013 г., 272 стр.

5. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада /Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон; научн. рук. Е.В. Соловьева.– М.: Просвещение, 2011.

6. Серебрякова Т. Экологическое образование в дошкольном возрасте: — Академия; 2011 г., 208 стр.

7. Соломенникова О. Ознакомление с природой. Система работы в средней группе детского сада Мозаика-Синтез, 2012 г.