Меню

Изучение самооценки школьника

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Последние новости

Самое популярное

Методика изучения самооценки личности младшего школьника направлена на нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих «идеалу» и «антиидеалу».
Инструкция. Перед вами — ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Перепишите их с доски и подчеркните те, которые у вас есть. Вот примерный образец записи:

«Антиидеал»

Лучше, если каждый ряд будет состоять из 10 слов, так проще находить коэффициент самооценки. Если в графе «Идеал» подчеркнуто 8-9 качеств, то коэффициент равен 0.9 или 0.8. Это свидетельствует о завышенной самооценке. Если по «Антиидеалу» такая картина, то это говорит о заниженной самооценке.
Самооценку школьника можно сравнить с оценкой его личностных качеств товарищами или родителями.

Главное меню

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Изучение самооценки личности младшего школьника

Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих «идеалу» и «антиидеалу».

Инструкция: Перед вами – ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Перепишите их с доски и подчеркните те, которые у вас есть.

Лучше, если каждый ряд будет состоять из 10 слов, так как находить коэффициент самооценки проще. Если в графе «Идеал» подчеркнуто 8-9 качеств, то коэффициент равен 0,9 или 0,8. Это свидетельствует о завышенной самооценке. Если по «Антиидеалу» такая картина, то это говорит о заниженной самооценке.

Изучение самооценки школьника


Раздел младший школьник

Изучение самооценки личности младшего школьника.

Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих «идеалу» и «антиидеалу».

Инструкция: Перед вами — ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Перепишите их с доски и подчеркните те, которые у вас есть.

Изучение самооценки школьника

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКОВ

Одной из главных задач коммунистического строительства является задача формирования личности нового типа. Уже в стенах школы человек должен воспитываться «не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего — как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения» [1; 18]. Только творчески деятельная, социально активная всесторонне и гармонически развитая личность, умеющая реализовать свои возможности, способна участвовать в построении коммунизма. Осознание человеком своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей поведения, отношения к окружающему определяется и его самооценкой. Советские психологи рассматривают самооценку не только как компонент самосознания, но и как фундаментальное свойство личности, которое наряду с другими показателями характеризует ее активность, направленность. Самооценка играет важную роль в организации результативного управления поведением человека. От особенностей самооценки зависят особенности многих чувств, отношение личности к самовоспитанию, уровень притязаний. Формирование объективной оценки окружающих людей и адекватной самооценки собственных возможностей — важное звено в воспитании подрастающего поколения.

Для определения эффективных путей формирования правильной самооценки школьников воспитателю необходимо знать ее уровень, степень развития и характер в данный момент организации педагогического воздействия. Для этого он может воспользоваться методикой изучения самооценки, приведенной ниже. Эта методика представляет собой вариант методики Т.В. Дембо — С.Я. Рубинштейн [2; 140—142], предназначенной для исследования самооценки у психически больных людей, модифицированной и приспособленной к условиям общеобразовательной школы. В отличие от известных альтернативных методик типа профиля полярностей и листа прилагательных, обозначающих различные качества личности [4; 43], [3; 19], данная методика проста, она предусматривает быстрое заполнение опросного листа и обработку полученных результатов.

На специальном листе проводится несколько вертикальных линий (шкал), каждая из которых обозначает определенное состояние, свойство или черту личности. В нашем исследовании было 7 шкал: счастье, здоровье, ум, авторитет в коллективе, характер, организаторские способности, исполнительские способности. Однако можно включить любое их количество в зависимости от контингента изучаемых. Например, при анкетировании студентов вводились еще 2 шкалы — внешний виц человека и талант общения. Верхний полюс каждой шкалы соответствует наивысшему уровню развития того или иного показателя, нижний — самому низкому. Для отсчета верхнего и нижнего полюсов на листе проводятся горизонтальные линии (см. рис.).

Такой лист для опроса, изображенный на рисунке, получает каждый ученик. Значения шкал учитель записывает на доске и поясняет: «У каждого из вас есть самооценка своих возможностей, черт, состояний, способностей. Представьте, что шкалы с 1-й по 7-ю последовательно обозначают счастье, здоровье, ум, авторитет, характер и т. д. Верхняя горизонтальная линия символизирует наивысший уровень развития указанных показателей, нижняя — самый низкий. На каком уровне развития, по вашему мнению, находится ваше здоровье, характер, ум, авторитет. Отметьте это точкой на каждой из шкал».

В данную методику могут быть привнесены некоторые дополнения: например, можно указать среднюю линию, предварительно обсудить с учащимися понятие каждого показателя, взятого для самооценки. На первом этапе нашего исследования эти дополнения отсутствовали, так как выяснялось самосознание подростков в чистом виде. Эксперимент проводили классные руководители, что способствовало получению более объективных данных, так как контакт, доверие между воспитателями и воспитанниками в этом случае больше, чем у экспериментатора и испытуемых.

В качестве последних были учащиеся IV — X классов Новгорода, всего около 600 человек. Используя, изложенную методику, мы изучали возрастную динамику самооценки у школьников, определяли характер ее взаимосвязи с уровнем развития различных сторон личности, в частности с развитием активной жизненной позиции.

С учетом результатов исследования, проведенного в 1965—1975 гг., мы предположили, что самооценка большинства младших подростков ( IV кл.) будет завышенной, у школьников

Рис. Общий вид опросного листа.

старшего подросткового возраста ( VII кл.) — более адекватной. Предполагалось также, что уровень самооценок по разным показателям, несмотря на их завышенный характер в целом, должен быть дифференцированным, так как они слишком разнородны (ум и здоровье, счастье и авторитет и т. д.), что самооценка подростков экспериментального класса будет более адекватной по сравнению с самооценкой подростков контрольного класса вследствие специальной работы по активизации оценочной деятельности учащихся. Эта работа включала: привлечение учащихся к планированию деятельности пионерского отряда и анализу результатов различных видов этой деятельности (пионерских сборов, культпоходов, трудовых субботников), написание сочинений типа «Портрет моего товарища», «Какой я?», хронометрирование своего рабочего времени и составление на его основе режима дня, программ самовоспитания «Оцени прожитый день» и т. п.

Весной 1980 г. IV экспериментальный класс сравнивали с контрольными ( IV и VII ) классами. Полученные результаты не совпали полностью с предполагаемыми. В каждом классе по уровню самооценки можно было выделить четыре основные группы подростков. В группах с высоким уровнем самооценки, со средним и низким школьники обобщенно (высоко, низко или средне) оценивали самые различные стороны своей личности, в четвертой группе самооценка носила ярко выраженный дифференцированный характер по каждому показателю. Высокий уровень самооценки оказался лишь у подростков экспериментального класса (18 человек из 29). В IV контрольном классе группу с высокой самооценкой составили лишь 4 человека, в VII — 6. Несмотря на возрастное различие, значительное число учащихся контрольных классов ( IV — 9 человек, VII — 8 человек) имели дифференцированную самооценку и самооценку среднего уровня ( IV — 9 человек, VII — 13 человек).

Осенью 1980 г. эксперимент был повторен. Учащимся разъяснили содержание всех предлагаемых для самооценки показателей, на опросных листах, в инструкции ввели средний уровень самооценки (горизонтальная линия в средней части шкалы). Предполагалось, что самооценка у подростков экспериментального класса несколько снизится и в целом во всех классах будет более дифференцированной вследствие более точного представления оцениваемых качеств (на основе инструкции и собственного вновь приобретенного опыта).

В итоге оказалось, что количество высоких самооценок в экспериментальном классе не уменьшилось (19 человек). Появилось значительное количество высоких самооценок у бывших семиклассников (13 вместо 6, причем без всяких признаков дифференциации, а в VII классе у 5 подростков эти признаки просматривались). Ярко дифференцированная самооценка осталась лишь у 7 подростков контрольного V класса (вместо 13 в IV классе). Значительно сократилось и количество низких самооценок. Этот факт можно отметить как положительный, как доказательство эффективности работы классного руководителя по формированию адекватной самооценки, оптимистического взгляда на свои возможности и способности у школьников этой группы.

Работа заключалась прежде всего в совершенствовании или перестройке межличностных отношений в коллективе подростков, в правильной инструментовке метода поручений и организации деятельности. Подростки с низкой самооценкой своей личности постоянно включались в дела коллектива, для них специально подбирали поручения, вначале не очень сложные, но с быстро ощутимыми результатами, заставляющие этих подростков общаться с товарищами, взрослыми, школьниками младшего возраста (например, помощь первоклассникам в оформлении альбомов, изготовление лопаток, игрушек для детского сада, разведка интересных дел в зоне пионерского действия). Малейший успех поощрялся. Эта деятельность способствовала повышению авторитета подростков, формированию у них таких черт личности, как общительность, организованность, выдержанность, уверенность.

Читайте так же:  Мужчинам нравятся маленькие женщины

Для выяснения причин изменений в самооценках младших и старших подростков, было увеличено число испытуемых по параллельным классам и по возрастам. Весной 1981 г. эксперимент был проведен с учащимися IV — X классов. Для получения объективных данных в старших классах листы разрешалось не подписывать. Результаты оказались вновь неожиданными и интересными.

Как и можно было предположить, наибольшее количество высоких самооценок оказалось в классах младшего подросткового возраста. Но в этот ряд «неожиданно» попал один VII класс (из трех в школе) и «выпал» один из четвертых классов. В старшем подростковом и юношеском возрастах большинство учащихся имеет средний уровень самооценки. Однако и здесь есть различия по классам. Например, в одном из X классов 17 человек из 26 имеют среднюю самооценку, а в параллельном классе таких лишь 8 человек, 13 же имеют ярко выраженную дифференцированную самооценку.

Для установления причин подобных отклонений от возрастных особенностей в развитии самооценки у школьников отдельных классов был применен ряд других методов. В частности, наблюдение, сбор независимых характеристик, изучение продуктов деятельности.

На основании бесед с классными руководителями, администрацией школы, пионерами и комсомольцами, а также на основании анализа успеваемости, наблюдений за учащимися в период коллективных дел (комсомольских собраний, пионерских сборов, субботников, вечеров и т. п.) установлены следующие закономерности.

В классах с более высокой успеваемостью, значительными успехами коллектива в общественной, трудовой, спортивной деятельности число учащихся с высокой обобщенной самооценкой разных свойств личности больше, чем в классах, где процент хорошо успевающих невелик, где низкая активность учащихся в различных видах деятельности.

Высоких самооценок больше в тех классах, где классные руководители имеют высокую самооценку, стремятся к первенству своих классов в общешкольном ученическом коллективе и к своему собственному первенству в соревновании педагогов. Такие классные руководители являются яркими, творческими личностями, оказывающими положительное влияние на формирование самооценки своих учеников и класса в целом. Отдельные учащиеся таких классов не всегда критично переносят высокую оценку воспитателя, данную всему коллективу, на собственную личность.

Вскрытые закономерности позволяют сделать предварительные выводы о том, что уровень самооценки тесно связан с уровнем развития интеллектуальной, общественной, трудовой активности личности. Он связан также и с оценкой личности окружающими, особенно учителями, родителями и товарищами. Однако не всякая педагогическая оценка имеет положительное влияние на развитие самооценки школьника. Самооценка оказывает более стойкое сопротивление низкой оценке учителя, и, наоборот, сдвиги в отношении к себе совершаются быстрее через более высокую оценку. Но наряду с этой общей закономерностью оценка должна быть дифференцированной по разным показателям личностных свойств, чтобы у одних воспитанников не создавалось впечатление своей исключительности, а у других не закреплялось чувство собственной неполноценности. Объективная оценка становится впоследствии источником формирования адекватной самооценки. Оценка сверстников в подростковом возрасте имеет большее значение, чем оценка взрослых. Поэтому различные виды деятельности и общения, особенно старшего подростка и юноши, надо организовывать с таким расчетом, чтобы в них в полной мере раскрылись истинные достоинства подростка, чтобы сверстники видели эти достоинства и объективно оценивали их.

Предлагаемая методика поможет классному руководителю быстро сделать срез уровня самооценки у своих воспитанников. Полученные результаты дадут, конечно, лишь общее первоначальное представление о характере самооценок в классе, однако позволят наметить группы учащихся, требующие индивидуального педагогического подхода. Однако эта методика не гарантирует всесторонности знаний воспитателя о самооценке учащихся, в частности классный руководитель по данным этой методики не может судить о таких немаловажных параметрах самооценки, как ее устойчивость, адекватность, динамическая тенденция.

Для более глубокого изучения самооценки школьников результаты, полученные при помощи данной методики, необходимо уточнить, дополнить наблюдениями классного руководителя, оценками товарищей, коллектива в целом путем социометрических срезов, проведения сочинений «Какой я?», «Портрет моего товарища», «О себе», заполнения анкет, сравнения самооценок успеваемости с официальными отметками за четверть, год.

В нашем исследовании через несколько недель после экспериментального изучения самооценки учащихся им предлагалась анкета, включающая следующие вопросы: назови самых авторитетных ребят в классе, самых умных; кто, по твоему мнению, является лучшим организатором коллективных дел в классе, лучшим исполнителем поручений в коллективе; что такое счастье; что такое характер; при самооценке уровня развития своего ума учитывал (а) ли ты свою успеваемость по всем предметам?

Изучая личность школьника, воспитатель должен знать, что методы исследования эффективны лишь в системе их применения, которая обеспечивает целостность ее изучения, большую объективность результатов, снятие с этих результатов определенной доли субъективизма. Методы должны носить не только констатирующий характер, но и формирующий. Так, по результатам эксперимента и анкетирования целесообразно проводить коллективные и индивидуальные беседы, организовывать диспуты. По возможности желательно включать методы изучения в естественные условия жизни коллектива. Так, определяя уровень социометрического статуса младших подростков, в начале учебного года целесообразно посадить учащихся за парты по их желанию, попросив предварительно написать, кто с кем хочет сидеть за одной партой и кто с кем не хочет.

1. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14—15 июня 1983 г.—М., 1983, 80 с.

2. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. — Ташкент, 1976, 326 с.

3. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. — М., 1976, 303 с.

4. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. — М., 1978, 176 с.

Поступила в редакцию 13. I 1983 г.

Исследование уровня самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации

Статья просмотрена: 1204 раза

Библиографическое описание:

Охлопкова В. С., Данилова М. В. Исследование уровня самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 584-587. — URL https://moluch.ru/archive/51/6600/ (дата обращения: 15.02.2019).

В настоящее время современная семья сталкивается все с большим количеством проблем: разводы, жестокое обращение в семье, безнадзорность и беспризорность детей, алкоголизм и противоправные действия одного или обоих супругов. Увеличивается число неблагополучных семей, дети из которых все чаще попадают в реабилитационные центры. Многообразие социальных проблем в наибольшей степени влияет именно на детей, нарушая их развитие и формирование.

Под самой трудной жизненной ситуацией принято понимать ситуацию, которая нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно [4].

Ребенок очень восприимчив к тому, что его окружает: к атмосфере царящей в семье, к тому как родители относятся к нему и друг к другу, как воспринимают его ровесники и учителя.

А. И. Липкина утверждает, что существует прямая зависимость самооценки ребенка от вовлеченности в его жизнь родителей, от сплоченности семьи, при этом уровень самооценки никак не связан с материальным положением [2, с.31].

Изучением развития самооценки у детей в младшем школьном возрасте так же занимались многие современные исследователи, такие как: Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, А. В. Захарова, И. И. Чеснокова.

Младший школьный возраст начинается с поступления ребенка в школу и вносит в его жизнь существенные изменения. Перед ребенком встают новые задачи и проблемы, которые он вынужден решать. Ребенок сталкивается с новым коллективом, с учителями, а так же с необходимостью адаптироваться к новым условиям, при этом ведущей деятельностью становится учебная. Такие резкие изменения могут стать стрессовыми для ребенка. Результаты его деятельности теперь оцениваются особыми баллами, на ребенка накладывается ответственность за его успеваемость. Оценка учителей и сверстников приобретает важное значение, влияющее на самооценку ребенка.

Л. В. Бороздина акцентирует внимание на том, что ребенок в младшем школьном возрасте еще не способен к полноценной самооценке и имеет тенденцию переносить на себя оценочные суждения окружающих [1, с. 62]. Следовательно, главным критерием самооценки ребенка является отношение к нему окружающих, в первую очередь родителей. Не получая должной заботы и внимания, наблюдая за конфликтами в семье, ребенок ищет причины именно в себе и, ощущая негативное или безразличное отношение родителей, может начать чувствовать себя плохим, никчёмным, неудачником, что ведет к понижению самооценки и неуверенности в себе и своих силах.

Дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, дети к которым применяют насилие и жестокое обращение, дети из неполных семей, дети мигрантов, дети, родители которых злоупотребляют алкоголем и наркотическими веществами и другие, не могут в одиночку справиться со своими проблемами. Они переживают большое психологическое напряжение, искажается их представление о себе.

Читайте так же:  Как ведет себя мужчина во время беременности

Поэтому так важно изучение психоэмоционального состояния детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Особенно следует уделять внимание их самооценке, так как она является одним из важнейших факторов, влияющих на поведение и дальнейшую направленность развития личности. Через самооценку отражается, каким себя видит ребенок и на что он претендует и надеется в будущем.

Нами было проведено эмпирическое исследование самооценки 20 детей младшего школьного возраста на базе ГКУСО ВО «Владимирский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (г. Владимир).

В работе применялись следующие методики исследования:


методика исследования самооценки Дембо-Рубенштейн;

методика исследования самооценки «Лесенка»;

тест на определение самооценки (Л. С. Бочкарева).

Результаты, полученные после интерпретации исследования по методике Дембо-Рубенштейн, отображены на Рис.1:

Рис.1. Результаты методики Дембо-Рубенштейн

Подводя итог по всем шкалам данной методики, можно сделать вывод, что заниженная самооценка преобладает.

Результаты по методике «Лесенка» отображены на Рис. 2:

Рис. 2. Результаты методики «Лесенка»

Как видно из Рис. 2 завышенная и заниженная самооценки находятся на равном уровне, но при этом у 60 % детей наблюдается несовпадение их оценки себя самих с отношением, по их мнению, окружающих к ним. Из них 40 % считают, что о них думают хуже, чем они сами о себе и 20 % наоборот думают, что их переоценивают. Такие результаты говорят об эмоциональном неблагополучии детей.

Еще один тест на определение самооценки мы взяли из методического пособия Л. С. Бочкаревой «Как стать уверенным», в котором самооценка подразделяется на 5 видов: завышенная, высокая, адекватная, заниженная и критически заниженная. Результаты теста отображены на Рис. 3:

Рис. 3. Результаты теста на определение самооценки

Из представленной гистограммы мы видим преобладание низкой самооценки, по отношению к другим выделенным видам.

Подводя итог по результатам всех проведенных методик, можно сделать вывод о том, что существует тенденция к заниженной самооценки у детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для здорового развития таких детей и их дальнейшей успешной жизнедеятельности необходимо с раннего возраста воспитывать адекватную самооценку себя и окружающих, пока она еще только формируется и на нее легко повлиять. Дети, не получающие полноценного развития в семье, нуждаются в этом как никто другой.

Необходимо показать ребенку, что он ничем не хуже других, нужно помочь ему проявить себя, совместно найти ту деятельность, в которой он бы он был успешен. Для детей с заниженной самооценкой необходимо использовать похвалу. Создание ситуаций успеха является одной из форм повышения самооценки, которая поможет ребенку поверить в свои силы и заслужить уважение товарищей. Так же, немаловажно научить ребенка правильно оценивать свои силы и возможности, научить анализировать свои действия и поступки находить оптимальные способы их решения.

С точки зрения различных авторов, главным для повышения самооценки является развитие таких качеств как: чувство уникальности и индивидуальности, чувство безопасности, чувство личностной значимости, чувство идентичности, чувство принадлежности, чувство личностного контроля и др. [3, с. 246]. При этом необходимо снижение эмоционально-психического напряжения, негативных психических состояний тревоги, страха и стыда.

О. Н. Молчанова отмечает, что простое поддержание высокой самооценки, на основе постоянного одобрения и похвалы, без учета реальных достижений и адекватной оценки детьми своих способностей и возможностей, может привести к высокомерию и «нарциссизму». В итоге самооценка ребенка перестает отражать состояние реальных жизненных процессов. Поэтому программы для работы специалистов с детьми должны быть направленны не столько на повышение самооценки, сколько на её развитие, на повышение самоуважения и формирование оптимальной, здоровой самооценки [3, с.244].

Программа по формированию адекватной самооценки у детей может содержать: тематические беседы, тренинги, арттерапию, работу со сказками, игры на сплочение, различные упражнения на повышение самооценки. При этом важным является формировать у ребенка веру в успех, концентрировать внимание на уже достигнутых им результатах.

В задачи программы так же должны входить: создание доверительных отношений в группе, создание атмосферы безопасности и поддержки, формирование внимательного отношения друг к другу, развитие навыков самоанализа, осознание своих достоинств и недостатков.

Главное — помнить, что формирование самооценки — это длительный процесс, который требует индивидуального подхода к каждому ребенку.

Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и её отношение с Я-концепцией// Вестник Московского Университета СЕР. 14. Психология, — № 1. — 2011. — С. 54–65.

Липкина, А. И. Самооценка школьника. — М.: Изд-во «Знание», 1976. –64с.

Молчанова, О. Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: Учебное пособие / Молчанова О. Н. — М.: Изд-во: «Флинта, Наука», 2010. — 392с.

Изучение самооценки школьника

В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования. Современная школа призвана разрешить противоречие между социальной и личностной значимостью формирования самооценки и низким уровнем ее сформированности в младшем школьном возрасте.

Рассмотрим понятие «самооценка» с учетом факторов, влияющих на ее формирование, и определим психолого-педагогические условия построения образовательного процесса, способствующие становлению объективной и содержательной самооценки.

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Сензитивным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте.

Рассмотрим основные факторы, непосредственно влияющие на формирование самооценки младшего школьника.

1. Мнение родителей, стиль домашнего воспитания.

На становление самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности.

Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения.

Дети с заниженной самооценкой не имеют с родителями доверительных отношений, не чувствуют их эмоционального участия. Они либо пользуются большой свободой, которая, по сути, является результатом бесконтрольности, следствием равнодушия родителей к детям, либо испытывают чрезмерное ущемление собственной свободы со стороны родителей, подвергаясь их жесткому ежедневному контролю, негативной критике.

В семьях, где дети имеют адекватную высокую или адекватную устойчивую самооценку, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает [1].

Родители задают исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний ребенка в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Уровень притязаний ребенка, родителей по отношению к ребенку и его потенциальные возможности зачастую не совпадают, порождая переживания, снижение уровня мотивации, что может нанести ущерб личности школьника.

Таким образом, для формирования объективной и содержательной самооценки младшего школьника учителю необходимо осуществлять целенаправленную работу с родителями.

2. Наличие (отсутствие) навыков учебной деятельности, оценка учителя.

Формирование учебной самостоятельности младшего школьника невозможно без сформированности у него навыков учебной деятельности, важным и непременным условием которой являются контроль и оценка.

Человек оценивает свои особенности (качества личности, способности, возможности) по отношению к определенному предмету деятельности. Оценка себя как субъекта деятельности есть по существу определение человеком своих возможностей реального (или планируемого) включения в тот или иной вид деятельности – общение, игру, учение, труд. Согласно разработанной в советской психологии теории деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), развитие психики в онтогенезе связано с организацией определенных форм предметной деятельности. «При изучении самооценки необходимо выделять особенности предметной деятельности ребенка как на «первичном», так и на «вторичном» уровне, т.е. на уровне оперирования с «образом» предмета» [3].

Структура деятельности включает ряд компонентов: мотивы, цели, условия, действия, операции. Опора при самооценке на каждый из этих компонентов способствует ее объективности.

Становление содержательной и объективной самооценки должно быть связано с обращением к анализу существенных свойств предмета и способов его преобразования, т.е. выделению четких критериев для оценивания. Поскольку в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, необходимо, по мнению Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, формировать самооценку ребенка, используя возможности этой деятельности. Самооценка представляет собой движение к выполнению учебной задачи в целом: «да, это я умею и могу двигаться дальше» или «этот способ действия мною еще не освоен, и необходимо еще поработать над некоторыми операциями».

Читайте так же:  Как повысить самооценку и уверенность ребенку

Мы считаем, что необходимо научить младшего школьника четко формулировать цели, планировать свою деятельность по их осуществлению, сравнивать результаты деятельности, саму деятельность с эталоном (оценивать себя), разрабатывать совместно с учителем пути корректировки деятельности, что предусматривает необходимость овладения младшим школьником структурой контрольно-оценочного акта.

Согласно Л.М. Фридману, оценочный компонент занимает ведущее место в учебно-познавательной деятельности школьника. Подчеркивая ведущую роль оценки, Фридман говорит о двух видах контрольно-оценочной деятельности: внешней и внутренней. Внешняя деятельность осуществляется учителем, внутренняя – учащимися. Эти два вида деятельности непосредственно взаимосвязаны. Учитель должен учитывать результаты контрольно-оценочной деятельности учащихся при осуществлении своей аналогичной деятельности. «Учащиеся же осуществляют внутреннюю контрольнооценочную деятельность, подражая и ориентируясь на соответствующую деятельность учителя, корректируют свою деятельность в зависимости от результатов контрольно-оценочной деятельности учителя» [4].

Л.М. Фридман, говоря о необходимости самооценки учащихся, не придает ей первостепенного значения в процессе контрольно-оценочной деятельности. Мы же, вслед за Г.А. Цукерман, склонны считать, что самооценка должна предшествовать учительской оценке, поскольку является непременным условием формирования учебной самостоятельности школьника, развития его личности. Оценка учителя прежде всего должна способствовать становлению объективной самооценки ребенка, поэтому важно научить младших школьников с помощью учителя вырабатывать однозначные, предельно четкие критерии оценки, разрабатывать оценочную шкалу.

Таким образом, самооценка сопровождает весь ход учебно-познавательной деятельности, то опережая выполнение действий и операций, определяя качество, то перепроверяя уже выполненные действия и операции с целью установления их правильности. «Чем сильнее оценочный компонент в учебно-познавательной деятельности ребенка, чем этот компонент с обостренными свойствами сомнения и контроля является динамичнее во всем процессе решения задачи и сопровождает этот процесс, тем успешнее будет учиться ребенок и приобретать способность к действительной самостоятельности в учении» [5]. Оценочный компонент становится внутренним стимулом в учебно-познавательной деятельности школьника, вселяет в него уверенность, оптимизм в преодолении трудностей, придает сложным учебным задачам притягательную силу познания. Ученик начинает поощрять сам себя, так как внутри своей учебной деятельности он находит источники своего стимулирования.

3. Оценка одноклассников.

Научить ребят объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Необходимо ставить ученика в позицию учителя, предъявлять ему четкие критерии для оценки учебной работы товарища и учить оценивать и анализировать деятельность одноклассников с точки зрения заданных критериев. «Следует постоянно фиксировать внимание детей на разных сторонах поведения каждого ребенка в различных видах деятельности, привлекать всех к активному наблюдению за этим поведением, формировать в детском самосознании объективные критерии оценки, привлекать детей к совместной оценке, в своей же оценке подчеркивать продвижение каждого ребенка вперед, его моральный рост» [1].

Учителю важно помнить, что оценочная позиция младшего школьника меняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Первоклассник накапливает пассивный опыт оценивания под влиянием оценок учителя и родителей. Во 2-м классе ученик может анализировать результаты своей учебной деятельности и результаты деятельности своих товарищей под руководством учителя. В 3-м и 4-м классах учащиеся должны уметь анализировать и обобщать результаты своей учебной деятельности с большей самостоятельностью, по сравнению с второклассниками, разрабатывать пути корректировки результатов деятельности под руководством учителя.

Владение навыками самооценивания и взаимооценивания будет способствовать более быстрой адаптации ребенка в среднем звене школы.

4. Собственный жизненный опыт.

Самооценка складывается под воздействием определенного жизненного опыта, является результатом переживания человеком своих успехов или неудач. Поэтому важно научить школьников анализировать причины, которые способствовали их успеху или неудаче в конкретной ситуации, делать выводы и строить свою дальнейшую деятельность с учетом полученных выводов.

Описанные выше факторы наглядно представлены на рисунке.

Анализ данных факторов позволил определить комплекс основных психолого-педагогических условий, способствующих формированию самооценки:

– культура общения педагога и учащегося, учеников друг с другом, родителей с ребенком;

– формирование учебной самостоятельности младшего школьника;

– создание ситуации успеха в процессе организации учебной деятельности;

– использование разнообразных форм и методов обучения при организации учебной деятельности;

– обучение младших школьников приемам самоконтроля;

– обучение младших школьников приемам самооценивания и взаимооценивания, способам корректировки полученного результата;

– осуществление целенаправленной работы с родителями.

Для реализации этих условий мы используем следующие формы работы:

– работа в творческих группах;

– индивидуальная работа учителя с учеником;

– индивидуальная работа родителя с учеником;

– самостоятельная работа учащегося.

Для обучения младших школьников приемам самооценивания и взаимооценивания целесообразно использовать разнообразные формы оценивания:

1. «Портфолио». Портфолио достижений ученика используемое в экспериментальном классе складывается из трёх основных разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».

Факторы развития самооценки младшего школьника

1. «Портфолио документов».

В «портфолио документов» входят индивидуальные образовательные достижения школьника – копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, др. мероприятиях (копии выписок, грамот, свидетельств, сертификатов, вкладыша в аттестат и т.п.).

2. «Портфолио работ».

«Портфолио работ» оформляется в виде дневника достижений с приложением самих работ: текстов, бумажных или электронных документов, видеозаписей, фотографий. Это собрание творческих, исследовательских и проектных работ ученика, информация об элективных курсах (курсы по выбору ученика), описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. В данном дневнике ребята самостоятельно оценивают свои знания по 5-балльной системе по заранее предложенным критериям, выработанным учителем совместно с учащимися, оценки выставляются по основным темам. Учитель систематически проверяет эти дневники, выставляет рядом с оценкой учащегося свою отметку, дает рекомендации родителям. Родители регулярно проверяют дневники для само оценок, следят за выполнением рекомендаций учителя, задают вопросы учителю на страницах дневника.

Эта часть портфолио ученика дает качественную оценку по параметрам: полнота, разнообразие, убедительность материалов, ориентированность на выбранный профиль обучения, динамика учебной и творческой активности, направленность интересов.

3. «Портфолио отзывов».

Эта часть портфолио должна включать автобиографию ученика, его жизненные планы, характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, экспертами, письменный анализ отношения самого школьника к своей деятельности и ее результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме, рекомендательные письма и пр.).

2. Тематические оценочные листы. В оценочных листах фиксируется уровень обученности каждого ученика в виде определенных символов (1-й класс), например: «круг» – тема усвоена полностью, знания осознанные, прочные; «квадрат» – тема в целом усвоена; «треугольник» – тема усвоена не до конца; «отрезок» – тема не усвоена. При оценке по 5-балльной шкале (2-й класс) учителем даются письменные рекомендации ученику и родителям по ликвидации пробелов в знаниях и подбирается материал для индивидуальной работы. Уровень обученности в оценочных листах фиксируется как учителем, так и самими учащимися, что позволяет отслеживать уровень объективности самооценки, планировать дальнейшую работу с каждым учеником. Для того чтобы ученик мог объективно оценить свои знания, учитель предлагает в начале изучения каждой темы критерии, по которым умения и навыки учеников будут оцениваться в рамках данной темы.

В 2015–2016 учебном году нами была проведена диагностика сформированности самооценки младшего школьника с целью выявления уровня ее развития, анализа и последующей коррекции. За основу была взята методика А.И. Липкиной «Три оценки». Приведем описание этой методики.

Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем оценивают работу учеников тремя отметками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные отметки. Обведи кружком ту, с которой ты согласен».

Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь?

2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

3. Твоя работа заслуживает отметки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или огорчишься?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям: – совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

– характер аргументации самооценки:

а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;

б) любая другая аргументация;

в) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

Для выяснения уровня притязаний (прогностической самооценки) используется следующая методика. Разным по успеваемости ученикам дается поочередно три задания: одно – по русскому языку, одно – по математике (оба на основании изученного материала), третье – внеучебное. Ученику предлагается ознакомиться с заданием и ответить на вопрос, сможет ли он выполнить задание, на какую оценку и почему. Анализ позволяет выявить складывающуюся у каждого ученика оценочную позицию.

С помощью методики А.И. Липкиной были обследованы учащиеся одного класса (29 человек) на момент окончания первого года и начала второго года обучения и получены следующие результаты (таблица).