Меню

Истинная слепота сочинение

«Слепой музыкант» Владимира Короленко

Творчество В. Короленко еще при его жизни стало символом совести и чести эпохи. Благодаря своей наблюдательности и умению понимать людей, писатель черпал сюжеты для своих произведений из реальных жизненных событий.

В. Короленко писатель-гуманист, в его произведениях человеческие чувства всегда выносятся на первый план. Благодаря силе писательского слова, автор заставляет нас сопереживать главному герою, вместе с ним переживать жизненные трудности, проникаться его мыслями и чувствами.

Во многих его произведениях поднимается вопрос о том, для чего существует человек, какую роль он играет в обществе. В рассказе « Слепой музыкант» очень четко прослеживается такая тематика. Короленко предоставляет возможность разобраться, что действительно есть слепотой человека: физическое или духовное ее проявление.

«Слепой музыкант» — краткий пересказ

Первые страницы рассказа повествуют о том, что в семье богатых украинских помещиков родился мальчик. Со временем странное выражение лица маленького Петеньки, толкает его мать на мысль, что ребенок слепой. Врач подтверждает ее догадки и констатирует, что мальчик никогда не сможет видеть.

Это полностью меняет жизнь матери, она начинает непрерывно заботиться о своем несчастном сыне и дарить ему максимальное количество материнской любви. У матери Петра есть родной брат — Максим Яценко, храбрый мужчина, которого еще с раннего детства тянуло на безрассудные подвиги.

Он убежал в Италию, чтобы взять участие в противостояние с австрийцами в составе отряда Гарибальди. В сражение он теряет ногу и вынужден вернуться назад на родину. Максим делает замечания своей сестре, что она не сможет путем безграничной заботы о Петеньке, воспитать в нем настоящего мужчину и сам берет на себя эту миссию.

Петенька рос очень впечатлительным мальчиком: его пугали звуки природы, он не мог справиться с обилием эмоций от различных шумов и часто терял чувство от них. Очень часто маленький Петенька заходит в конюшню, чтобы послушать как старый конюх Иохим играет на своей дудке.

Эта музыка захватывает Петю, духовно насыщает и завораживает его. Увидев это, Максим просит конюха петь слепому мальчику народные песни, что еще больше покоряет сердце незрячего. Единственным другом Петеньки была девочка Эвелина, дочь соседского помещика.

Вместе ребята росли, а вступив в юношество, ощутили настоящие чувства друг к другу. Эвелина, душа которой переполнена любовью и жалостью к Петру, принимает твердое решение стать его супругой, чтобы всю жизнь быть рядом с любимым человеком.

Истинная слепота и духовное прозрение

К тому времени, Максим научил играть Петра на фортепиано. Мелодия, которую он играл, завораживала всех слушателей: слепой мальчик умел материально ощущать все звуки, они помогали ему видеть окружающий мир без зрения.

Это дало возможность Петру осознать, что, несмотря на свои физические ограничения, он может стать полезным обществу. Чтобы привить племяннику чувство жизненной борьбы, дядя Максим везет его на паломничество в монастырь, где знакомит главного героя с такими же слепыми юношами как он.

Егорий и Роман потеряли зрение по разному: один, подобно Петру, родился незрячим, второй ослеп в 8 лет. В отличие от Романа, Егорий был озлобленный на весь мир он завидует своему другу, что он видел окружающую природу, себя, и лицо своей матери.

Роман же кроток и ласков, он пытается помочь Петру, объясняя разницу в цветах, описывая те или иные предметы. Через несколько лет, Петр становится известным музыкантом, публика восхищается его талантом.

На одном из концертов Петра, Максим, услышав народные мелодии в его исполнение, понимает, что именно в помощи становления слепого племянника и был главный смысл его жизни.

shaMan04kA

Помню смутно, но основная мысль такова, что люди часто не замечают всей красоты внутреннего мира тех людей, которые физически обижены судьбой.Люди часто судят» о книжке по обложке»,по внешности, и всецело полагаются на первое впечатление, произведенное человеком на них.Многие просто не способны осознать, что внутренняя красота души намного важнее красоты внешней, мы это замечаем в рассказе Короленко «Слепой музыкант».Писатель пытается донести до нас, что куда страшнее и необратимее слепота духовная, нежели слепота физическая.Как мы можем заметить, на протяжении всего рассказа мы все больше убеждаемся в том,что истинная слепота — это именно слепота души человеческой,неспособность разглядеть в потемках чужой души отсветы добра.Мы не видим всей глубины чувств и истинной доброты человека,замечая лишь какие то его физические недостатки.Мы не способны воспринимать человека с физическими недостатками так же беспристрастно,как, например, обычного человека, ничем не отличающегося от нас с вами. Наверняка, каждый из нас сам признается себе в этом.Не забывайте, что душа человека живет вечно, а тело- это лишь тленная оболочка, как и все физические недостатки, которые просто ничто по сравнению с изъянами душевными, нравственными.

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

План-конспект урока по литературе (8 класс) на тему:
Урок литературы в 8 классе.«Путь к прозрению» (по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»)

Цель урока: показать духовное прозрение обиженного судьбой человека, его сложный путь к осознанию своего предназначения; учиться характеристики героев; развивать навыки анализа художественного текста.

Ø Тексты повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

Ø Муз. Сопровождение. А.Пахмутова. Элегия «Обнаженное сердце». Юрий Медяник (скрипка, фрагмент)

Предварительный просмотр:

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ в 8 КЛАССЕ

«ПУТЬ К ПРОЗРЕНИЮ»

(по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»)

Самого главного глазами не

увидишь. Зорко одно лишь сердце.

Наполни смыслом каждое мгновение.

русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 72 г. Липецка

Цель урока: показать духовное прозрение обиженного судьбой человека, его сложный путь к осознанию своего предназначения; учиться характеристики героев; развивать навыки анализа художественного текста.

  • Компьютер
  • Проектор
  • Презентация
  • Тексты повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
  • Муз. Сопровождение. А.Пахмутова. Элегия «Обнаженное сердце». Юрий Медяник (скрипка, фрагмент)

1.Мотивация к учебной деятельности

Чтение отрывка из стихотворения Б.Пастернака

«Во всём мне хочется дойти до самой сути…»

-Удивительное воздействие оказывает на нас искусство. «Слепой музыкант» В.Г.Короленко прочитан… Сколько вопросов всплывает в сознании! В жизни всё самое сложное оказывается простыми истинами. Хотите ли,ребята, сегодня открыть что-то новое? (Да)

— Какое отношение к уроку имеет отрывок из стих. Б.пастернака «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии

Чтение прозы наизусть под аккомпанемент (Скрипка «Элегия»)

(Дети читают наизусть ключевые эпизоды повести)

-Какие мысли рождают прочитанные отрывки из произведения? Соотнесите их с эпиграфами к уроку.

-Слеп тот, кто думает только о себе.

-Слеп тот, кто не знает жизни.

-Истинная слепота не физическая, а духовная.

Вдумываясь в смысл повести, над какими вопросами следует поразмышлять?

1)-Что такое истинная слепота?

2)-Зачем на свете жить слепому?

3)-Что есть «прозрение»?

4. Построение проекта выхода из затруднения

-Какую цель урока нам надо поставить?

-Подумать над смыслом повести, пройти с героем Петром Попельским путь к «прозрению».

-Какова тема урока? (Путь к прозрению.)

-Давайте подумаем и также запишем, какие вопросы нам необходимо обсудить.(Записываем в тетради план)

I. В чём вы видите трагедию Петра Попельского? Что такое истинная слепота, по мнению Короленко?

II. Зачем на свете жить слепому?

III. Когда пришло озарение, просветление? Что есть «прозрение»?

5. Реализация построенного проекта

  1. –В чём трагедия Петра Попельского? (В.Г.Короленко о трагедии заявляет уже в начале текста: «…ребёнок родился слепым…». Взрослея, Пётр переходил от отчаяния к радости. В пору отрочества сознание слепоты мучило всё больше. Слёзы появлялись на глазах, когда он слушал дудку Иохима и грустные народные песни. История Юрка-бандуриста озарила светом жизнь Петра. Он подумал, тоже может быть героем, но «всё это в прошлом, теперь такого не бывает». Пётр чувствует духовную близость со слепым звонарём Егором, думает, озлобленность-удел слепорождённых. Он становится замкнутым , считает . что взамен любви Эвелины он может дать только одно страдание. Трагедия юноши в том, что собственное несчастье закрыло от него всё прекрасное жизни-талант, любовь окружающих. Он сосредоточился лишь на своём горе, стал раздражителен.

-Прочитайте ключевые предложения эпизодов, где герой говорит о желании видеть предметы, равно как и чувствовать.(6-7 гл.)

-Испанский художник 18 в. Франсиско Гойя так прокомментировал одну из своих работ: «воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ… » Какова внутренняя связь между высказыванием художника и идеей повести? (У Петра нет гармонии в душе . Озлобленность, страх заполнили пустоту. Мы слышим грустные, полные одиночества, импровизации. Герой замыкается в себе ещё больше.)

-В жизни каждого человека существует счастливые моменты. Есть ли они в жизни Петра Попельского? (Простые человеческие радости окружают Петра, но он их не ценит-это Блаженство иметь любящих родных, Блаженство быть любимым Эвелиной, Блаженство быть умным и талантливым.)

— Что же такое истинная слепота, по мнению В.Г.Короленко? (По мнению в.Г.Короленко, истинная слепота – не физическое увечье, а неумение замечать то прекрасное, что посылает жизнь.)

— Обратите внимание на картину нидерландского художника Брейгеля Старшего «Притча о слепых». Она о будущем человечества.

— Вызывают ли сочувствие слепцы? Какова, по Брейгелю, их судьба? (Слепцы страшны и безобразны, их лица искажены. Сочувствия не вызывают, т.к они ущербны нравственно(духовно). Они слепо блуждают по земле в потёмках духа. Это путь к гибели.)

— Сравните эту картину с работой англ. Художника Д.З. Миллеса «Слепая девушка». Какая из них созвучна больше «Слепому музыканту»?(Картина Брейгеля, конечно, трагичнее. Люди доведены до крайности. Их финал-гибель. Картина Миллеса драматична. Девушка слепа, но она может видеть сердцем, душой. Она воспринимает мир через звуки(гармоника на её коленях)и ощущения (рука её держится за траву).Для неё не всё потеряно. Картина созвучна «Слепому музыканту». В отличие от брейгелевских героев это не тупик. Пётр инстинктивно тянется к свету. Ему предстоит научиться видеть душой. Ведь «самого главного глазами не увидишь.Зорко одно лишь сердце».)

II. – Зачем жить именно слепому? – вопрошает Пётр Попельский. Что слышится в этом вопле отчаянья? (Пётр переживает состояние душевного кризиса. Он не видит смысла в жизни-любви, признании.)

-Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий человек нуждается в помощи и поддержке . Кто из известных писателей размышлял об этом? Какую роль в воспитании Петра сыграл Максим Яценко? (В жизни Герцена большую роль сыграли учителя — Протопопов и старик Бушо. в минуту душевной усталости С. А. Есенин обращается к матери. Каждый из литераторов проповедует одно и то же: в жизни есть прекрасное, его только надо суметь найти. Это прекрасное — встречи с умными, благородными людьми. Знать, что такие люди есть на свете, — величайшее счастье. И мать и Эвелина, каждая по-своему, любили Петра. Их любовь неразделима жалостью к нему. Максим же знал, что « жизнь — борьба -ив ней нет места для инвалидов». Он закалил Петра и поставил его перед выбором . «Неизвестно, что вышло бы со временем из мальчика. если бы странная судьба и австрийские сабли не заставили дядю Максима поселиться в деревне, в семье сестры»)

-Перед каким выбором в жизни стоит Пётр? Что такое выбор?(Выбор — это умение определить линию жизни, сделать какой-то важный шаг. Перед Петром стоял сложный гамлетовский вопрос: быть ши не быть, смириться и страдать ши бросить вызов судьбе? Пётр выбирает путь поисков. Он странствует, постигает»широкий необъятный мир», знакомится с людьми, их судьбами, набирается, узнаёт чужое горе «слепых и зрячих». Его музыкальное ухо улавливает новые песни и мелодии. Муз. импровизации становятся богаче и производят на слушателей неизгладимое впечатление. Его путь подобен пути М. Горького, который, судя по датам, в это же время совершш свои знаменитые странствия по Руси, Украине, Молдавии, Крыму, Кавказу. »Хождение моё было вызвано не стремлением к бродяжничеству, а желанием видеть, где я живу, что за народ вокруг меня».)

-Какой смысл вкладывает автор в слова: «Душа его была исцелена» ?

(Пётр смягчился. Перестал думать только о себе, о своём горе, перестал мучить окружающих своим мрачным настроением. Перед ним открылся путь к нравственному возрождению.)

III. -Где и когда пришло озарение, просветление, нравственное

прозрение? Что есть прозрение? (Дома Петру сообщили, что сын «видит несомненно». Душа его пережила истинное потрясение: «Страх мгновенно схлынул, надежда превратилась в уверенность, осветив душевный строй слепого. Это был переворот. он испытал радость, понял, что может дать жизнь и счастье другому человеку, почувствовал, что способен думать о другом человеке больше, чем о самом себе. Отныне душа Петра была открыта для радости и света, для любви к людям. Эти чувства нашли воплощение в музыке. Теперь он не боится людей, он несёт им свой талант, свои думы. )

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Духовное прозрение состоит в том, что Пётр Попельский обрёл смысл жизни, стал истинным художником, способным говорить своей музыкой о радостях и печалях широкого мира, способным напоминать счастливым о несчастных.

-Каков же он, путь к прозрению?

Путь к прозрению — сложный путь за счастьем. Оно оказалось рядом. Судьба подарила огромное творческое и человеческое счастье: умную, добрую, любящую жену, сына, родившегося зрячим, талант композитора и пианиста. Пётр Попельский научился видеть сердцем, жить, наполняя каждое мгновение смыслом.

  1. Самостоятельная работа (по творческим группам)

1-я группа( философы). Письменно изложите ответ на вопрос: каков путь к прозрению.

2-я группа (художники). Представьте смысл повести в виде символического рисунка.

3-я группа (литераторы). На основе плана попытайтесь предоставить устное монологическое высказывание по теме урока.

  1. Включение в систему знаний и повторение

По окончании выполнения самостоятельной работы ученики

делятся впечатлениями, обсуждая полученные результаты.

— Ребята, а где вам пригодятся полученные знания?

(При написании сочинения нам понадобится умение выстраивать свои мысли по плану, лаконично, последовательно. Сложный путь Петра Попельского к истине поможет разобраться в непростом жизненном пути. )

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(Демонстрируется рисунок творческой группы и комментарий к нему, Озвучивается ответ на вопрос.)

Истинная слепота сочинение

Помню смутно, но основная мысль такова, что люди часто не замечают всей красоты внутреннего мира тех людей, которые физически обижены судьбой.Люди часто судят\» о книжке по обложке\»»,по внешности, и всецело полагаются на первое впечатление, произведенное человеком на них.Многие просто не способны осознать, что внутренняя красота души намного важнее красоты внешней, мы это замечаем в рассказе Короленко \»»Слепой музыкант\»».Писатель пытается донести до нас, что куда страшнее и необратимее слепота духовная, нежели слепота физическая.Как мы можем заметить, на протяжении всего рассказа мы все больше убеждаемся в том,что истинная слепота — это именно слепота души человеческой,неспособность разглядеть в потемках чужой души отсветы добра.Мы не видим всей глубины чувств и истинной доброты человека,замечая лишь какие то его физические недостатки.Мы не способны воспринимать человека с физическими недостатками так же беспристрастно,как, например, обычного человека, ничем не отличающегося от нас с вами. Наверняка, каждый из нас сам признается себе в этом.Не забывайте, что душа человека живет вечно, а тело- это лишь тленная оболочка, как и все физические недостатки, которые просто ничто по сравнению с изъянами душевными, нравственными.

Читайте так же:  Последствия аденовирусного конъюнктивита
Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

Сочинение «Душевная слепота в басне И. А. Крылова «Зеркало и Обезьяна»

Конкурсная работа учащегося 6 класса Хосоева Эдуарда на тему «Душевная слепота в басне И. А. Крылова «Зеркало и Обезьяна».

Предварительный просмотр:

Сочинение на тему: Душевная слепота в басне И. А. Крылова «Зеркало и Обезьяна»
Говоря о баснях И. А. Крылова, мне в голову сразу приходит произведение «Зеркало и Обезьяна». Эту басню я запомнил с уроков литературы в третьем классе, потому что строчки: «Что это там за рожа?» тогда очень рассмешили меня и врезались в память. Еще меня удивлял момент в басне, когда Обезьяна, смотрясь в зеркало, не понимала, что это ее отражение.
Честно говоря, и смысл басни поначалу для меня заключался лишь в том, что гримасничать и кривляться, как обезьяна, нехорошо. Это, наверное, было мое «детское» понимание басни, и ее истинную суть я понял со временем. Ведь мораль заключается не только в том, что кривляться плохо, но и в том, что осуждая кого-то, приглядись, какой ты сам, сумей увидеть свои недостатки в «зеркале жизни». И не столько физические, а именно духовные пороки.
Однажды я был в парке, и на соседней скамейке девушки очень бурно обсуждали свою знакомую, называя ее «болтушкой» и «сплетницей». В тот момент они напоминали мне мартышку у зеркала, и «Мишенькин совет» из басни:
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
— они бы точно не услышали, ведь девушки в своем поведении не видели ничего плохого и не считали себя похожими на их знакомую.
Это пример того, когда человеком овладевает порок этой самой мартышки из басни — осуждать чужие недостатки, не видя их у себя. К сожалению, люди бывают не только слепы к своим недостаткам, но еще и глухи к советам. Это подтверждается и поведением следующего героя басни – Климыча.
Используя образ Климыча, автор осуждает еще один человеческий порок – жадность, который заставит человека, занимающего правящую должность, неизбежно брать взятки. Осуждая взяточничество, И. А. Крылов также проводит паралллель между Обезьяной и Климычем, который тоже не хочет видеть свой порок, и это подтверждают строки:
«Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра».
Мы знаем, что выражение «на руку нечист» укрепилось за людьми, которые проворачивают разные плохие «делишки» для своей выгоды. И в настоящее время таким людям объявлена война, с этим страшным пороком борется все общество, это мы видим с экранов телевизоров и слышим по радио.

«Таких примеров много в мире» — пишет И. А. Крылов, говоря тем самым, что прежде чем говорить о промахах и проступках других, необходимо задуматься, почему меня это интересует. Может быть я сам «грешен» именно в том, в чем и хочу обвинить другого человека? Может, я таким образом стараюсь оправдать себя?
Конечно, порою так не хочется признавать, что ты болтлив или глуп, трусоват или высокомерен, а может быть и жаден, ведь жить в образе «слепой мартышки» гораздо проще. Но ты человек и должен открыть глаза на свои недостатки и постараться прогнать из себя эту обезьяну, глупую и невежественную как в басне И. А. Крылова «Зеркало и Обезьяна».

А если тебе подскажут твои родные или друзья, или даже незнакомые люди, что ты недостойно ведешь себя и совершаешь ошибки, то, пожалуйста, услышь их совет, не будь этой самой обезьяной, которая не признает и не слышит советов.

Понятно, что «Не любит узнавать никто себя в сатире».
Но хотя бы наедине с самим собою человек должен анализировать свои поступки, деля их на положительные и отрицательные. Если кто-то не делал этого раньше, то после прочтения басен И. А. Крылова станет задумываться над собственным поведением. Человек может увидеть свои недостатки и постараться их исправить, сделав мир чуточку лучше и добрее.
Я восхищаюсь творчеством И. А. Крылова!

Проверено экспертом

Короленко В.Г. «Слепой музыкант «

«Истинная слепота – не физическое увечье, а неумение замечать то прекрасное, что посылает жизнь.»
В.Короленко

«ПУТЬ К ПРОЗРЕНИЮ»Петрусь родился слепым,в богатой семье помещика ,на западе (современной) Украины.»ребёнок родился слепым…»Трагедия семьи ,незрячий малыш,горе и чувство вины матери,которая пытается оградить ребёнка от внешнего мира и трудностей чрезмерной опёкой,излишним вниманием и баловством.Младенец ограждён от внешнего мира,тепличные условия,созданные матерью.В процесс воспитания вмешивается дядя младенца, Максим,отставной военный,потерявший ногу и смотревший с интересом на племянника:как маленький калека сможет бороться за место в жизни,преодолеть трудности,завоёвывать место под солнцем,которого никогда не увидит.Пертусь пробуждает интерес к жизни у дяди-калеки,Максим требует от домочадцев не проявлять к малышу «глупую заботливость, устраняющую от него необходимость усилий».Прилагая усилия,мальчик начинает познавать мир,различая звуки,голоса,исследуя предметы на ощупь.Благодаря дяде,Петрусь самостоятельно передвигается,у него вырабатывается упорство в познании окружающего мира.Украина-это природа,музыка земли и пение души.Петрусь познаёт мир через звучание природы,голоса и рассказы людей,через народную музыку и песни.Любовь к музыке помогает становлению в жизни,Иохим помог Петру понять,полюбить народную музыку,открыв музыкальность мальчика.Знакомство с Эвелиной-это ещё один подарок судьбы для Петра,рядом появляется близкий друг и толкая человеческая душа.Пётр пытается искать место в жизни,но для начала он не принимает свою слепоту.Обладая сильным характером,Пётр ожесточился,он не может смириться,что не такой,как все.Он замыкается в себе,теряет смысл в жизни,но помогает дядя Максим,ставящий его перед выбором-опустить руки или бросить вызов судьбе.Пётр сделал свой выбор,он отправляется странствовать,познавая настоящую боль,страдания и счастье слепых и зрячих,добрых и озлобленных.Пройдя через испытание,Пётр находит гармонию в себе,встаёт путь к нравственному возрождению.Из мрачного,замкнутого юноши,он становится уверенным в себе молодым человеком,он начинает любить жизнь,не боится быть обузой,а становится талантливым музыкантом,любящим мужем и счастливым отцом.Весть,что его сын видит,сделала Петра окончательно свободным человеком,видящим сердцем смысл жизни,ценящим каждый миг счастья,что дарила ему судьба.Он прозрел духовно,сделав счастливыми своих близких,которые так долго этого ждали.Его талант принесёт ему признание,Петр Попельский добьётся успеха как композитор и пианист,любовь зрителей сделает знаменитостью «слепого музыканта».

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Что такое истинная слепота сочинение

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

alexalex543212

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Истинная слепота сочинение

В настоящее время все мы находимся в такой жизненной ситуации, когда уже никоим образом и никакими стенами не можем отделить себя от окружающего мира. Какова она? Мы живем в мире религиозного плюрализма. Мы оказались перед лицом такого множества проповедников, каждый из которых предлагает нам свои идеалы, свои нормы жизни, свои религиозные воззрения, что предыдущее поколение, или мое поколение, пожалуй, не позавидует вам. У нас было проще. Основная проблема, перед которой мы стояли, была проблема религии и атеизма.

У вас, если хотите, появилось нечто гораздо большее и гораздо худшее. Есть Бог или нет Бога — это только первая ступень. Ну хорошо, человек убедился, что есть Бог. А дальше? Вер много, кем ему стать? Христианином, а почему не мусульманином? А почему не буддистом? А почему не кришнаитом? Я не хочу перечислять далее, сейчас так много религий, вы их лучше меня знаете. Почему, почему, и почему? Ну ладно, пройдя сквозь дебри и джунгли этого многорелигиозного древа, человек стал христианином. Все понял, христианство — это лучшая религия, правильная.

Но какое христианство? Оно столь многолико. Кем быть? Православным, католиком, пятидесятником, лютеранином? Опять несть числа. Вот перед какой ситуацией оказалась сейчас современная молодежь. При этом представители новых и старых религий, представители неправославных конфессий, как правило, гораздо больше заявляют о себе, и имеют значительно большие возможности пропаганды в средствах массовой информации, чем мы, православные.

Итак, первое, перед чем останавливается современный человек — это множество вер, религий, мировоззрений. Поэтому сегодня мне бы хотелось по скору, очень конспективно пройтись по этой анфиладе комнат, которая открывается перед множеством современных людей, ищущих истину, и посмотреть хотя бы в самых общих, но принципиальных чертах, почему все-таки человек должен, не только может, а действительно должен на разумных основаниях стать не просто христианином, но христианином православным.

Итак, первая проблема: «Религия и атеизм». Приходится встречаться на конференциях, очень значительных, с людьми, которые действительно образованы, действительно ученые, не верхогляды, и приходится сталкиваться постоянно с одними и теми же вопросами. Кто такой Бог? Есть ли Он? Даже: зачем Он нужен? Или, если Бог есть, то почему Он не выступит с трибуны Объединенных Наций и не объявит о Себе? И такие вещи можно услышать. Что можно сказать на это?

Этот вопрос, как мне кажется, решается с позиции центральной современной философской мысли, которую легче всего выразить понятием экзистенциальности. Существование человека, смысл человеческой жизни — в чем основное ее содержание? Ну, конечно, прежде всего в жизни. А как же иначе? Какой смысл я переживаю, когда сплю? Смысл жизни может быть только в осознании, «вкушении» плодов своей жизни и деятельности. И еще никто никогда не мог и во веки веков не будет считать и утверждать, что конечный смысл жизни человека может быть в смерти. Здесь и лежит непроходимый водораздел между религией и атеизмом. Христианство утверждает: человек, эта земная жизнь является только началом, условием и средством подготовки к вечности, готовься, тебя ожидает вечная жизнь. Оно говорит: вот, что необходимо для этого сделать, вот каким необходимо быть, чтобы вступить туда. А что утверждает атеизм? Нет Бога, нет души, нет вечности и потому верь, человек, тебя ожидает вечная смерть! Какой ужас, какой пессимизм, какое отчаяние — мороз по коже от этих страшных слов: человек, тебя ожидает вечная смерть. Я уже не говорю о тех, скажу мягко, странных обоснованиях, которые приводятся при этом. Одно это утверждение заставляет содрогнуться человеческую душу. — Нет, избавьте меня от такой веры.

Когда человек заблудится в лесу, ищет дорогу, ищет путь домой и вдруг, находя кого-то, спрашивает: «Есть ли отсюда выход?» А тот ему отвечает: «Нет и не ищи, устраивайся здесь, как можешь», — то поверит ли он ему? Сомнительно. Не начнет ли искать далее? И найдя другого человека, который скажет ему: «Да, выход есть, и я тебе укажу признаки, приметы, по которым ты сможешь отсюда выйти», — то не ему ли он поверит? То же самое происходит и в области мировоззренческого выбора, когда человек оказывается перед лицом религии и атеизма. Пока у человека еще сохраняется искра искания истины, искра искания смысла жизни, до тех пор он не может, психологически не может принять концепции, утверждающей, что его как личность, и, следовательно, всех людей ожидает вечная смерть, для «достижения» которой, оказывается, необходимо создавать лучшие экономические, социальные, политические, культурные условия жизни. А далее все будет о,кэй — завтра вы помрете и вас отнесем на кладбище. Просто «замечательно»!

Я сейчас указал вам только на одну сторону, психологически очень существенную, которой, как мне кажется, уже достаточно для каждого человека с живой душой, чтобы понять, что только религиозное мировоззрение, только мировоззрение, которое принимает за свою основу Того, Кого мы называем Богом, позволяет говорить о смысле жизни.

Итак, я верю в Бога. Будем считать, что мы первую комнату прошли. И, поверив в Бога, я вхожу во вторую… Боже мой, что здесь я вижу и слышу? Народу полно, и каждый кричит: «Только у меня истина». Вот задача-то… И мусульмане, и конфуциане, и буддисты, и иудеи и кого только нет. Много тех, среди которых находится теперь христианство. Вот стоит и он, христианский проповедник, посреди других, а я ищу, кто же прав-то здесь, кому же верить?

Тут имеются два подхода, может быть их и больше, но я назову два. Один из них, который может дать человеку возможность убедиться, какая религия есть истинная (то есть объективно соответствует человеческой природе, человеческим исканиям, человеческому пониманию смысла жизни) заключается в методе сравнительно-богословского анализа. Довольно долгий путь, тут нужно хорошо изучить каждую религию. Но далеко не каждый может пройти этим путем, нужно большое время, большие силы, если хотите, соответствующие способности для того, чтобы изучить все это — тем более, что это отнимет столько сил души…

Но есть и другой метод. В конце концов, каждая религия обращена к человеку, ему она говорит: истина вот какова, а не что-то другое. При этом все мировоззрения и все религии утверждают одну простую вещь: то, что сейчас есть, в каких политических, социальных, экономических, с одной стороны, и духовных, моральных, культурных и т.д. условиях — с другой, живет человек — это ненормально, это не может его устроить и даже если кого-то лично это и удовлетворяет, то подавляющее число людей в той или иной степени от этого страдает. Это не устраивает человечество в целом, оно ищет чего-то другого, большего. Стремится куда-то, в неизведанное будущее, ждет «золотого века» — настоящее положение вещей никого не устраивает.

Читайте так же:  Глазные капли от катаракты в украине

Отсюда становится понятным, почему существо каждой религии, всех мировоззрений сводится к учению о спасении. И вот здесь-то мы и сталкиваемся с тем, что уже дает возможность, как мне кажется, сделать обоснованный выбор, когда мы оказываемся перед лицом религиозного многообразия. Христианство в отличие от всех других религий утверждает нечто, чего другие религии (и тем более мировоззрения нерелигиозные) просто не знают. И не только не знают, но когда сталкиваются с этим, то с негодованием отвергают. Это утверждение заключается в понятии т. н. первородного греха. Все религии, если хотите даже все мировоззрения, все идеологии говорят о грехе. Называя, правда, это по-разному, но это неважно. Но ни одно из них не считает, что природа человека в настоящем его состоянии больна. Христианство же утверждает, что то состояние, в котором все мы, люди, родились, находимся, растем, воспитываемся, мужаем, созреваем, — состояние, в котором мы наслаждаемся, развлекаемся, учимся, делаем открытия и так далее — это есть состояние глубокой болезни, глубокого повреждения. Мы больны. Речь идет не о гриппе и не о бронхите и не о психическом заболевании. Нет, нет, мы психически здоровы, и физически здоровы — можем задачи решать и в космос летать — мы глубоко больны с другой стороны. В начале бытия человеческого произошло какое-то странное трагическое расщепление единого человеческого существа на как бы автономно существующие и часто противоборствующие между собой ум, сердце и тело — «щука, рак да лебедь»… Какой абсурд утверждает христианство, не правда ли? Все возмущаются: «Я ненормальный? Извините, другие может быть, но не я». И вот здесь-то, если христианство право, и заключен самый корень, источник, того, что человеческая жизнь как в индивидуальном, так и во всечеловеческом масштабе, ведет к одной трагедии за другой. Ибо если человек серьезно болен, а он ее не видит и потому не лечит, то она погубит его.

Другие религии не признают этой болезни в человеке. Отвергают ее. Они считают, что человек — это здоровое семечко, но которое может развиваться и нормально и ненормально. Его развитие обусловлено социальной средой, экономическими условиями, психологическими факторами, обусловлено многими вещами. Поэтому человек может быть и хорошим и плохим, но сам он по своей природе хорош. Вот главный антитезис нехристианского сознания. Я не говорю нерелигиозного, там и говорить нечего, там вообще: «человек — это звучит гордо». Только христианство утверждает, что настоящее наше состояние — это состояние глубокой поврежденности, причем такой поврежденности, что в личном плане человек сам не может исцелить его. На этом утверждении строится величайший христианский догмат о Христе как Спасителе.

Эта идея является принципиальным водоразделом между христианством и всеми прочими религиями.

Теперь я попытаюсь показать, что христианство в отличие от других религий имеет объективное подтверждение данного своего утверждения. Давайте обратимся к истории человечества. Посмотрим, чем оно живет всю доступную нашему человеческому взору историю? Какими целями? Конечно же, оно хочет построить Царство Божие на земле, создать рай. Одни с помощью Бога. И в этом случае Он рассматривается не более как средство к благу на земле, но не как высшая цель жизни. Другие — вообще без Бога. Но важно другое. Все понимают, что невозможно это Царство на земле без таких элементарных вещей, как: мир, справедливость, любовь (само собой понятно, какой может быть рай, где идет война, царит несправедливость, злоба и т.д.?), если хотите, уважение к друг другу, снизойдем и до этого. То есть все прекрасно понимают, что без таких основополагающих нравственных ценностей, без их осуществления невозможно достичь никакого благоденствия на земле. Всем понятно? Всем. А что делает человечество всю историю? Что делаем? Эрих Фромм хорошо сказал: «История человечества написана кровью. Это история никогда не прекращающегося насилия». Точно.

Историки, особенно военные, могли бы, думаю, прекрасно проиллюстрировать нам, чем наполнена вся история человечества: войны, кровопролития, насилия, жестокости. Двадцатый век — по идее, век высшего гуманизма. И он показал этот верх «совершенства», превзойдя пролитой кровью все предыдущие века человечества вместе взятые. Если бы наши предки смогли посмотреть на то, что произошло в двадцатом веке, они содрогнулись бы от масштабов жестокости, несправедливости, обмана. Какой-то непостижимый парадокс заключается в том, что человечество по мере развития своей истории делает все точно наоборот основной своей идее, цели и мысли, к которой изначала были направлены все его усилия.

Я задаю риторический вопрос: «Может ли вести себя так умное существо?» История просто издевается над нами, иронизирует: «Человечество, поистине, умно и здраво. Оно не душевнобольное, нет, нет. Оно просто творит немножко больше и чуть-чуть хуже, чем это делают в сумасшедших домах».

Увы, это факт, от которого никуда не уйти. И он показывает, что не отдельные единицы в человечестве заблуждаются, нет и нет (к сожалению, только единицы не заблуждаются), а это какое-то парадоксальное всечеловеческое свойство.

Если посмотрим теперь на отдельного человека, точнее, если у человека хватит нравственных сил «к себе оборотиться», на себя посмотреть, то он увидит картину не менее впечатляющую. Апостол Павел точно ее охарактеризовал: «Бедный я человек, делаю не то доброе, что хочу, а то злое, что ненавижу». И действительно, каждый, кто хотя немного обратит внимание на то, что происходит в его душе, соприкоснется с самим собой, то не может не увидеть, насколько он духовно болен, насколько подвержен действию различных страстей, порабощен им. Бессмысленно спрашивать: «Зачем ты, бедный человек, объедаешься, опиваешься, лжешь, завидуешь, блудишь и т. д.? Ты же этим убиваешь самого себя, разрушаешь семью, калечишь своих детей, отравляешь всю атмосферу вокруг себя. Зачем бьешь себя, режешь, колешь, зачем губишь свои нервы, психику, само тело? Ты понимаешь, что это губительно для тебя?» Да, понимаю, но не могу этого не делать. Василий Великий как-то воскликнул: «И не зарождалось в душах человеческих более пагубной страсти, нежели зависть». И, как правило, человек, страдая, не может справиться с собой. Здесь, в глубине своей души каждый разумный человек постигает то, о чем говорит христианство: «Делаю не то доброе, что хочу, а то злое, что ненавижу». Это здоровье или болезнь?!

В то же время для сравнения посмотрите, как может меняться человек при правильной христианской жизни. Те, которые очистились от страстей, приобрели смирение, «стяжали, — по слову преподобного Серафима Саровского, — Духа Святого», приходили к любопытнейшему с психологической точки зрения состоянию: они начинали видеть себя худшими всех. Пимен Великий говорил: «Поверьте, братие, куда будет ввержен сатана, туда буду ввержен я»; Сисой Великий умирал, и лицо его просветилось, как солнце, так что на него невозможно было смотреть, а он умолял Бога дать ему еще немного времени на покаяние. Что это? Лицемерие какое-то, смиренничание? Да избавит Бог. Они, даже в мыслях боялись согрешить, потому говорили от всей своей души, говорили то, что действительно переживали. Мы же этого совсем не чувствуем. Я переполнен всякой грязью, а вижу и чувствую себя очень хорошим человеком. Я хороший человек! Но если что-то и сделаю плохо, то кто без греха, другие не лучше меня, да и виноват не столько я, сколько другой, другая, другие. Мы не видим души своей и потому столь хороши в своих глазах. Как разительно отличается духовное зрение человека святого от нашего!

Так вот, повторяю. Христианство утверждает, что человек по своей природе, в его настоящем, так называемом нормальном, состоянии глубоко поврежден. Этого повреждения, к сожалению, мы почти не видим. Странная слепота, самая страшная, самая главная, которая присутствует в нас, — это есть невидение своей болезни. Это действительно самое опасное, потому что когда человек увидит свою болезнь, он лечится, идет к врачам, ищет помощи. А когда видит себя здоровым, то отправит к ним того, кто говорит ему, что он болен. Вот тяжелейший симптом той самой поврежденности, которая присутствует в нас. А что она есть, об этом однозначно со всей силой и яркостью свидетельствует как история человечества, так и история жизни каждого человека в отдельности, и в первую очередь каждому человеку его личная жизнь. Вот на что указывает христианство.

Скажу, что объективное подтверждение только одного этого факта, одной этой истины христианской веры — о поврежденности человеческой природы — уже показывает мне, к какой религии я должен обратиться. К той, которая вскрывает мои болезни и указывает средства их излечения, или к религии, которая замазывает их, питает человеческое самолюбие, говорит: все хорошо, все прекрасно, нужно не лечиться, а лечить окружающий мир, нужно развиваться и совершенствоваться? Исторический опыт показал, что значит не лечиться.

Ну, хорошо, дошли до христианства. Слава Тебе, Господи, нашел истинную веру, наконец-то. Вхожу в следующую комнату, а там опять народу полно и вновь крики: моя христианская вера самая лучшая. Католик призывает: посмотри сколько за мной стоит — 1 миллиард 45 миллионов. Протестанты самых различных деноминаций указывают, что их 350 миллионов. Православных меньше всех, всего 170 миллионов. Правда, кто-то подсказывает: истина не в количестве, а в качестве. Но вопрос в высшей степени серьезный: «Где же оно, истинное христианство?»

К решению этого вопроса также возможны разные подходы. Нам в семинарии всегда предлагали метод сравнительного изучения догматических систем католицизма и протестантизма с православием. Это — метод, заслуживающий внимания и доверия, но мне он все же представляется недостаточно хорошим и недостаточно полным, потому что человеку, не имеющему хорошего образования, достаточных познаний, совсем не легко разобраться в дебрях догматических дискуссий и решить кто прав, а кто виноват. К тому же там используются подчас такие сильные психологические приемы, которые легко могут сбить человека с толку. Вот, к примеру, обсуждаем с католиками проблему примата папы, а они говорят: «Папа? Ой, такая чепуха эти примат и непогрешимость папы, ну что вы!? Это то же самое, что у вас авторитет патриарха. Непогрешимость и власть папы, практически, ничем не отличаются от авторитетности заявлений и власти любого предстоятеля Православной Поместной Церкви». Хотя в действительности здесь принципиально различные догматические и канонические уровни. Так что сравнительно-догматический метод очень не прост. Особенно когда вы будете поставлены перед лицом людей, не только знающих, но и стремящихся во что бы то ни стало убедить вас.

Но есть другой путь, который со всей очевидностью покажет, что есть католицизм и куда он ведет человека. Это метод тоже сравнительного исследования, но исследования уже духовной области жизни, наглядно проявляющей себя в жизни святых. Именно здесь во всей силе и яркости обнаруживается вся, выражаясь аскетическим языком, «прелестность» католической духовности, — та прелестность, которая чревата тяжелейшими последствиями для аскета, ставшего на этот путь жизни. Вы знаете, что иногда я выступаю с общественными лекциями, и на них собираются разные люди. И вот нередко задают вопрос: «Ну, а чем католичество отличается от православия, в чем его ошибка? Не является ли оно просто другим путем ко Христу?» И много раз я убеждался, что достаточно привести несколько примеров из жизни католических мистиков, чтобы спрашивающие просто сказали: «Спасибо, теперь все ясно. Больше ничего не нужно».

Действительно, по своим святым оценивается любая Поместная Православная Церковь или инославная. Скажите мне, кто ваши святые, и я скажу вам, какова ваша Церковь. Ибо любая Церковь объявляет святыми лишь тех, которые воплотили в своей жизни христианский идеал, как он видится данной Церковью. Поэтому прославление кого-то является не только свидетельством Церкви о христианине, который по ее суждению достоин славы и предлагается ею в качестве примера для подражания, но и прежде всего свидетельством Церкви о самой себе. По святым мы лучше всего можем судить о действительной или мнимой святости самой Церкви.

Приведу несколько иллюстраций, свидетельствующих о понимании святости в католической церкви.

Одним из великих католических святых является Франциск Ассизский (XIII в.). Его духовное самосознание хорошо открывается из следующих фактов. Однажды Франциск долго молился (чрезвычайно показателен при этом предмет молитвы) «о двух милостях»: «Первая — это чтобы я. мог. пережить все те страдания, которые, Ты, Сладчайший Иисусе, испытал в Твоих мучительных страстях. И вторая милость. — это, чтобы. я мог почувствовать. ту неограниченную любовь, которою горел Ты, Сын Божий». Как видим, не чувства своей греховности беспокоили Франциска, а откровенные претензии на равенство с Христом! Во время этой молитвы Франциск «почувствовал себя совершенно превращенным в Иисуса«, Которого он тут же и увидел в образе шестикрылого серафима, поразившего его огненными стрелами в места крестных язв Иисуса Христа (руки, ноги и правый бок). После этого видения у Франциска появились болезненные кровоточащие раны (стигмы) — следы «страданий Иисусовых» (Лодыженский М.В. Свет Незримый. — Пг. 1915. — С. 109.)

Природа этих стигм хорошо известна в психиатрии: непрерывная концентрация внимания на крестных страданиях Христа чрезвычайно возбуждает нервы и психику человека и при длительных упражнениях может вызывать это явление. Ничего благодатного здесь нет, ибо в таком сострадании (сompassio) Христу нет той истинной любви, о существе которой Господь прямо сказал: кто соблюдает заповеди Мои, тот любит Меня (Ин. 14;21). Потому подмена борьбы с своим ветхим человеком мечтательными переживаниями «сострадания» является одной из тяжелейших ошибок в духовной жизни, которая приводила и приводит многих подвижников к самомнению, гордыне — очевидной прелести, нередко связанной с прямыми психическими расстройствами (ср. «проповеди» Франциска птицам, волку, горлицам, змеям . цветам, его благоговение перед огнем, камнями, червями).

Очень показательна и цель жизни, которую поставил перед собой Франциск: «Я трудился и хочу трудиться. потому что это приносит честь» (Святой Франциск Ассизский. Сочинения. — М., Изд. Францисканцев, 1995. — С.145). Франциск желает пострадать за других и искупить чужие грехи (С.20). Не потому ли в конце жизни он откровенно сказал: «Я не сознаю за собой никакого прегрешения, которое не искупил бы исповедью и покаянием» (Лодыженский. — С. 129.). Все это свидетельствует о невидении им своих грехов, своего падения, то есть о полной духовной слепоте.

Для сравнения приведем предсмертный момент из жизни преподобного Сисоя Великого (V в.). «Окруженный в момент своей смерти братией, в ту минуту, когда он как бы беседовал с невидимыми лицами, Сисой на вопрос братии: «Отче, скажи нам, с кем ты ведешь беседу?» — отвечал: «Это ангелы пришли взять меня, но я молюсь им, чтобы они оставили меня на короткое время, чтобы покаяться». Когда же на это братия, зная, что Сисой совершен в добродетелях, возразила ему: «Тебе нет нужды в покаянии, отче», — то Сисой ответил так: «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего» (Лодыженский. — С. 133.) Это глубокое понимание, видение своего несовершенства является главной отличительной чертой всех истинных святых.

Читайте так же:  Слабый астигматизм у детей

А вот выдержки из «Откровений блаженной Анжелы» (†1309 г.) (Откровения блаженной Анжелы. — М., 1918.).

Дух Святой, — пишет она, — говорит ей: «Дочь Моя, сладостная Моя. очень Я люблю тебя» (с. 95): «Был я с апостолами, и видели они Меня очами телесными, но не чувствовали Меня так, как чувствуешь ты» (с. 96). И такое открывает о себе Анжела: «Вижу я во мраке Святую Троицу, и в самой Троице, Которую вижу я во мраке, кажется мне, что стою я и пребываю в середине Ее» (с. 117). Свое отношение к Иисусу Христу она выражает, например, в таких словах: «могла я всю себя ввести внутрь Иисуса Христа» (с. 176). Или: «Я же от сладости Его и от скорби об отшествии Его кричала и хотела умереть» (с. 101) — при этом она в ярости так начинала бить себя, что монахини вынуждены были уносить ее из костела (с. 83).

Резкую, но верную оценку «откровений» Анжелы дает один из крупнейших русских религиозных мыслителей XX-го века А.Ф. Лосев. Он пишет, в частности: «Соблазненность и прельщенность плотью приводит к тому, что Святой Дух является блаженной Анжеле и нашептывает ей такие влюбленные речи: «Дочь Моя, сладостная Моя, дочь Моя, храм Мой, дочь Моя, услаждение Мое, люби Меня, ибо очень люблю Я тебя, много больше, чем ты любишь Меня». Святая находится в сладкой истоме, не может найти себе места от любовных томлений. А возлюбленный все является и является и все больше разжигает ее тело, ее сердце, ее кровь. Крест Христов представляется ей брачным ложем. Что может быть более противоположно византийско-московскому суровому и целомудренному подвижничеству, как не эти постоянные кощунственные заявления: «Душа моя была принята в несотворенный свет и вознесена», — эти страстные взирания на Крест Христов, на раны Христа и на отдельные члены Его Тела, это насильственное вызывание кровавых пятен на собственном теле и т.д. и т.п.? В довершение всего Христос обнимает Анжелу рукою, которая пригвождена ко Кресту, а она, вся исходя от томления, муки и счастья, говорит: «Иногда от теснейшего этого объятия кажется душе, что входит она в бок Христов. И ту радость, которую приемлет она там, и озарение рассказать невозможно. Ведь так они велики, что иногда я не могла стоять на ногах, но лежала и отнимался у меня язык. И лежала я, и отнялись у меня язык и члены тела» (Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — М., 1930. — Т. 1. — С. 867-868.).

Ярким свидетельством католической святости является Катарина Сиенская (+1380), возведенная папой Павлом VI в высший разряд святых — в «Учители Церкви». Зачитаю несколько выписок из католической книги Антонио Сикари «Портреты святых». Цитаты, по-моему, не потребуют комментарий.

Екатерине было около 20 лет. «Она чувствовала, что в ее жизни должен произойти решающий перелом, и продолжала истово молиться Своему Господу Иисусу, повторяя ту прекрасную, нежнейшую формулу, которая стала для нее привычной: «Сочетайся со мной браком в вере!» (Антонио Сикари. Портреты святых. Т. II. — Милан, 1991. — С.11.).

«Однажды Екатерина увидела видение: ее божественный Жених, обнимая, привлекал ее к Себе, но потом взял из ее груди сердце, чтобы дать ей другое сердце, более похожее на Его собственное»(с.12).

Однажды сказали, что она умерла. «Она сама говорила впоследствии, что ее сердце было растерзано силой божественной любви и что она прошла через смерть, «узрев райские врата». Но «вернись, дитя Мое, — сказал мне Господь, тебе нужно вернуться. Я приведу тебя к князьям и властителям Церкви.» «И смиренная девушка начала рассылать по всему свету свои послания, длинные письма, которые она диктовала с поразительной быстротой, часто по три или по четыре одновременно и по разным поводам, не сбиваясь и опережая секретарей. Все эти письма завершаются страстной формулой: «Иисус сладчайший, Иисус Любовь» и часто начинаются словами. «Я, Екатерина, служанка и раба рабов Иисуса, пишу вам в драгоценнейшей Крови Его. » (12).

«В письмах Екатерины бросается в глаза прежде всего частое и настойчивое повторение слов: «Я хочу» (12).

«Некоторые говорят, что решительные слова «я хочу» она в состоянии экстаза обращала даже ко Христу» (13).

Из переписки с Григорием Х1, которого она убеждала вернуться из Авиньона в Рим: «Говорю вам от имени Христа . Я говорю вам, отче, в Иисусе Христе. Ответьте на зов Святого Духа, к вам обращенный» (13).

«А к королю Франции обращается со словами: «Творите волю Божию и мою» (14).

Не менее показательны «откровения» и возведенной также папой Павлом VI в «Учители Церкви» Терезы Авильской (XVI в.). Перед смертью она восклицает: «О, Бог мой, Супруг мой, наконец-то я Тебя увижу!». Этот в высшей степени странный возглас не случаен. Он — закономерное следствие всего «духовного» подвига Терезы, существо которого открывается хотя бы в следующем факте.

После многочисленных своих явлений «христос» говорит Терезе: «С этого дня ты будешь супругой Моей. Я отныне не только Творец твой, Бог, но и Супруг» (Мережковский Д.С. Испанские мистики. — Брюссель, 1988. — С. 88.) «Господи, или страдать с Тобой, или умереть за Тебя!» — молится Тереза и падает в изнеможении под этими ласками. «, — пишет Д. Мережковский. Не приходится поэтому удивляться, когда Тереза признается: «Душу зовет Возлюбленный таким пронзительным свистом, что нельзя этого не услышать. Этот зов действует на душу так, что она изнемогает от желания». Не случайно поэтому известный американский психолог Вильям Джеймс, оценивая ее мистический опыт, писал, что «ее представления о религии сводились, если можно так выразиться, к бесконечному любовному флирту между поклонником и его божеством» (Джемс В. Многообразие религиозного опыта. /Пер. с англ. — М., 1910. — С. 337).

Еще одной иллюстрацией представления о святости в католицизме является Тереза из Лизье (Тереза Маленькая, или Тереза Младенца Иисуса), которая, прожив 23 года от роду, в 1997 году, в связи с столетием со дня кончины, «непогрешимым» решением папы Иоанна Павла II была объявлена еще одним Учителем Вселенской Церкви. Вот несколько цитат из духовной автобиографии Терезы «Повесть об одной душе», красноречиво свидетельствующие о ее духовном состоянии (Повесть об одной душе // Символ. 1996. №36. — Париж. — С.151.)

«Во время собеседования, предварившего мой постриг, я поведала о делании, которое намеревалась совершить в Кармеле: «Я пришла спасать души и прежде всего — молиться за священников» (Не себя спасать, но других!).

Говоря о своем недостоинстве, она тут же пишет: «Я неизменно храню дерзновенное упование на то, что стану великой святой. Я думала, что рождена для славы и искала путей к ее достижению. И вот Господь Бог . открыл мне, что моя слава не будет явлена смертному взору, и суть ее в том, что я стану великой святой. » (ср.: Макарий Великий, которого сподвижники за редкую высоту жизни называли «земным богом», лишь молился: «Боже, очисти мя грешного, яко николиже сотворих благое пред Тобою»). Позднее Тереза напишет еще более откровенно: «В сердце моей Матери-Церкви я буду Любовью. тогда я буду всем. и через это моя мечта осуществится. «

В высшей степени «замечательно» учение Терезы о духовной любви: «Это было лобзание любви. Я чувствовала себя любимой и говорила: «Я люблю Тебя и вверяю Тебе себя навеки». Не было ни прошений, ни борьбы, ни жертв; уже давно Иисус и маленькая бедная Тереза, взглянув друг на друга, поняли все . Этот день принес не обмен взглядами, а слияние, когда больше не было двух, и Тереза исчезла, словно капля воды, потерявшаяся в океанских глубинах». Едва ли требуются здесь какие комментарии к этому мечтательному роману бедной девушки — Учителю католической церкви.

На методическом развитии воображения основывается мистический опыт одного из столпов католической мистики, родоначальника ордена иезуитов Игнатия Лойолы (XVI в.).

Его книга «Духовные упражнения», пользующаяся огромным авторитетом в католичестве, непрерывно призывает христианина к тому, чтобы представить себе, вообразить, созерцать и Святую Троицу, и Христа, и Богоматерь, и ангелов и т. д. Все это принципиально противоречит основам духовного подвига святых Вселенской Церкви, поскольку приводит верующего к полному духовному и душевному расстройству.

Авторитетный сборник аскетических писаний древней Церкви «Добротолюбие» решительно запрещает такого рода «духовные упражнения». Вот несколько высказываний оттуда.

Преподобный Нил Синайский (V в.) предупреждает: «Не желай видеть чувственно Ангелов или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря, и поклонившись врагам-демонам» (Преп. Нил Синайский. 153 главы о молитве. Гл. 115 // Добротолюбие: В 5 т. Т. 2. 2-е изд. — М., 1884. — С. 237).

Преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), рассуждая о тех, кто на молитве «воображает блага небесные, чины ангелов и обители святых», прямо говорит, что «это есть знак прелести». «На этом пути стоя, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими и подобное» (Преп. Симеон Новый Богослов. О трех образах молитвы // Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. С. 463-464).

Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) напоминает: «Никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или ангела, или святого какого. Приемлющий то. легко прельщается. Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть. но паче похваляет его, как мудрого» (Преп. Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим // Там же. — С. 224).

Как прав был тот помещик (об этом пишет свт. Игнатий Брянчанинов), который, увидев в руках своей дочери католическую книжку «Подражание Иисусу Христу» Фомы Кемпийского (XV в.), вырвал у нее из рук, и сказал: «Прекрати играть с Богом в роман». Вышеприведенные примеры не оставляют сомнений в справедливости этих слов. К великому сожалению, в католической церкви уже перестали, видимо, отличать духовное от душевного и святость от мечтательности, а следовательно, и христианство от язычества.

Это, что касается католицизма.

С протестантизмом, мне кажется, достаточно и догматики. Чтобы увидеть его существо, я ограничусь сейчас только одним и главным утверждением протестантизма: «Человек спасается только верою, а не делами, потому верующему грех не вменяется в грех». Вот основной вопрос, в котором протестанты запутались. Они начинают строить дом спасения с десятого этажа, забыв (если помнили?) учение древней Церкви о том, какая вера спасает человека. Не вера же в то, что Христос 2000 лет тому назад пришел и все сделал за нас?!

В чем же отличие в понимании веры в православии от протестантизма? Православие тоже говорит, что спасает человека вера, но верующему грех вменяется в грех. Какая это вера? — Не «умовая», по свт. Феофану, то есть рассудочная, но то состояние, которое приобретается при правильной, я подчеркиваю, правильной христианской жизни человека, благодаря лишь которой он убеждается, что только Христос может его спасти от рабства и мучительства страстей. Как достигается эта вера-состояние? Понуждением к исполнению заповедей Евангелия и искренним покаянием. Преп. Симеон Новый Богослов говорит: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи», то есть открывает ему его бессилие самому без помощи Божией искоренить в себе страсти. Сам, один человек не может — с Богом же, «вдвоем», оказывается, все может. Правильная христианская жизнь как раз и открывает человеку, во-первых, его страсти-болезни, во-вторых — что Господь близ каждого из нас есть, наконец, что Он готов в любое мгновение придти на помощь и спасти от греха. Но спасает Он нас не без нас, не без наших усилий и борьбы. Необходим подвиг, который делает нас способными к принятию Христа, ибо показывают нам, что сами без Бога не можем себя исцелить. Только когда я тону, убеждаюсь, что мне нужен Спаситель, а когда на берегу мне никого не надо, только видя себя тонущим в мучительстве страстей, я обращаюсь ко Христу. И Он приходит, помогает. Отсюда и начинается живая спасительная вера. Православие учит о свободе и достоинстве человека как соработника Бога в своем спасении, а не как «соляном столпе», по словам Лютера, который ничего не может. Отсюда становится понятным значение всех заповедей Евангелия, а не одной только веры в деле спасения христианина, становится очевидной истинность православия.

Так для человека начинается православие, а не просто христианство, не просто религия, не просто вера в Бога.

Я все вам сказал, больше ничего не знаю. Впрочем, можете задавать вопросы, но лишь те, на которые я могу ответить.

В спорах с католиками, используя сравнительный метод, мы приводим разные аргументы, но ведь и в Житиях свт. Димитрия Ростовского иногда находят явления, как будто напоминающие католическую мистику. А сейчас порой просто апокрифы пишутся.

— Хороший вопрос, на это отвечу следующее.

Во-первых, относительно Житий святителя Дмитрия Ростовского. Не секрет, что свт. Дмитрий Ростовский без достаточной проверки, не критически, использовал, к сожалению, католические агиографические источники после XI столетия. А они, по исследованиям, например, иеромонаха Серафима Роуза являются очень недостоверными. Эпоха, в которую жил Дмитрий Ростовский, была у нас эпохой очень сильного католического влияния. Вы же знаете: Киево-Могилянская Академия в начале XVII века, Московская Духовная Академия конца XVII века, вся наша богословская мысль, наши духовные учебные заведения до самого конца XIX века развивались под сильнейшим влиянием католического и протестантского богословия. И сейчас инославное влияние очень ощутимо, учебники-то почти все старые, а по ним нередко и новые составляются, почему наши духовные школы имели и имеют значительный схоластический характер. Школа должны быть в монастыре, сквозь монастырь должны пройти все учащиеся духовных школ, независимо от того, какой они впоследствии изберут путь — монашеский или семейный. Итак, действительно, в Житиях святителя Дмитрия Ростовского встречаются материалы непроверенные. Они-то подчас и вызывают смущение у читателя. Но если бы католики указали нам сейчас на то, что вы назвали апокрифами, то наша Церковь с удовольствием бы отказалась от них. А, вот, католики отказались бы от Терезы Великой или Маленькой?

— Алексей Ильич, вот мы сейчас издаем «Жития святых» архиепископа Филарета (Гумилевского), как Вы именно к этому автору относитесь?

— К нему самое положительное отношение. Слава Богу, что вы взялись за это издание. Архиепископ Филарет (Гумилевский) — авторитет и в исторической, и в богословской науке. Его Жития, с их выверенностью, ясностью изложения, отсутствием экзальтированности, как мне кажется, лучше всего подходят современному человеку, привыкшему на все смотреть критически. Я думаю, что ваше издательство сделает большой подарок как ученым, так и рядовым читателям.

— Уважаемый Алексей Ильич, Вы были известны как убежденный противник канонизации Царской семьи. Изменилось ли Ваше отношение после канонизации?

— Я смиряюсь перед соборным решением Церкви.