Меню

Интерес к чтению детей младшего школьного возраста

Воспитание интереса к чтению у учащихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970- 1980 годы возник и разделялся миф о России как о самой “ читающей стране мира”. Высокий престиж чтения в обществе, и особенно “серьёзной” литературы, классики, произведений в “толстых журналах”, собирательство книг, создание своих домашних библиотек — всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. Но сегодня ситуация значительно изменилась. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились. В наш век научно- технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка.

Многие учителя, да и родители тоже недовольны тем, что дети не любят читать. Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. А ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

Меняется отношение к чтению у детей. Для чтения детей характерно:

  • постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения;
  • сокращение чтения в свободное время;
  • изменение характера чтения;
  • преобладание “делового” чтения над “свободным”;
  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

Педагоги всерьёз озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды.

При таком положении школа, а не сам ребёнок, определяет необходимость чтения и его репертуар. Ученик идёт в библиотеку, чтобы выполнить задание учителя. Общение с книгой дома или в библиотеке он воспринимает как продолжение урока за рамками класса. Это так называемое “изучающее чтение” по мотивации – вынужденное чтение. Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве.

Отсюда спрос на книги с готовыми домашними заданиями и сочинениями, на свёрнутую энциклопедическую информацию, на скачивание рефератов из компьютера. Если мотив идёт не от личности школьника, то результат чтения её не касается. А между тем привитие детям интереса к чтению на 90% зависит от родителей.

Искусство и литература развивают память, мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. В своё время Дидро справедливо утверждал: “Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению”. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через неё происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению.

С.Я.Маршак писал: “Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник — автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник- читатель”.

Таким образом, чтение — это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он даёт незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства. Все вышесказанное обусловило необходимость целенаправленной работы по привитию интереса к книге.

В нашей стране ежегодно 1 сентября проводится всероссийский праздник “День знаний”. Международный день грамотности в ряде стран проводится 8 сентября. Этот праздник был объявлен ЮНЕСКО более 40 лет назад, но особенно активно он отмечается в последние 10–15 лет. В этот период во многих странах мира в первую неделю сентября открываются книжные выставки и ярмарки, проводятся конференции, конкурсы, викторины и различные акции, привлекающие внимание к чтению, которое лежит в основе получения знаний и становления личности.

Понятие грамотности претерпело ряд изменений и воспринимается иначе, чем 10 лет назад: это не только умение читать, писать, считать, владеть основами работы с компьютером и умение работать с информацией. Однако и сегодня в основе грамотности лежит читательская деятельность, от умения и навыков чтения зависит, насколько успешно читатель сможет жить в информационном обществе.

Осознание важности поддержки чтения стало предметом заботы государства и общества во многих странах мира.

В настоящее время и российские школьники перестали читать, на досуге играют в компьютерные игры, эта тема стала предметом обсуждения в средствах массовой информации. В России в 2007 году впервые был проведён Всероссийский урок чтения.

Однако создать полную и достоверную картину чтения детей сегодня очень сложно, это связано с тем, что государство недостаточно озабочено проблемами детского чтения. Не было проведено ни одного всероссийского исследования детского чтения. В 2000 году по результатам международного исследования pisa Россия заняла в нём 28 место. Это исследование заставляет нас задуматься о детском чтении, понять и принять меры, ведь чтение — это первооснова для развития личности и успешного обучения ученика. В грядущем обществе “экономики знаний” чтение и “человек читающий” всё больше осознаётся как национальная ценность. Читающие нации создаются из читающих детей. Сегодня в России необходимо осознание проблемы чтения детей

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное, организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении, как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в гимназии, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога.

В гимназии работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, а также через внеурочную деятельность. Группы продлённого дня, которые существуют в каждом классе начальной школы, предоставляют широкие возможности для познавательного развития учащихся, для воспитания интереса к книгам и стремления к чтению.

Изучив литературу по данной теме, обобщив собственный опыт и опыт коллег по теме “Воспитание интереса к книге”, выстроили систему внеклассных занятий и внеурочной деятельности.

  1. Внеклассные занятия.
  2. Часы общения с книгой.
  3. Библиотечные часы.
  4. Экскурсии в музеи.
  5. Клуб “Наследие”.
  6. Конкурсы сочинений и рисунков.
  7. Конкурсы чтецов стихотворений.
  8. Дидактические игры.
  9. Работа с родителями.

Данная система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности. Также позволяет развить речь учащихся, повышает учебную мотивацию детей и, главное, воспитывает грамотного читателя. Использование компьютерных технологий в учебной и внеклассной работе позволяет значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. С использованием ИКТ можно проводить интересные, познавательные игры, викторины, различные диспуты, знакомить детей с писателями и их произведениями и т.д. С использованием мультимедийных технологий на основе телевизионных игр “Звёздный час”, “Своя игра”, “Счастливый случай”, “Большие буквы”, “Что? Где? Когда?”, созданы игры-занятия, которые способствуют развитию познавательного интереса, развивают мышление, воспитывают интерес к книге. Они могут быть использованы на уроках и во внеурочное время.

Внеклассные занятия предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного роста. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы внеклассных занятий: занятие–диспут, занятие–спектакль, занятие–праздник, занятие–интервью, интегрированное занятие, конференция, устный журнал, конкурсы, литературные встречи, литературная гостиная; литературный ринг и т.д.

Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд.

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда воспитатель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это приносит положительные результаты.

Заботясь о качестве обучения младших школьников–читателей, о воспитании интереса к книге не стоит забывать о среде, которая существенно влияет на весь процесс формирования личности учащегося, и в первую очередь, о семье, в которой ребенок растет.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет педагогу обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей – основное условие успешного формирования ребенка–читателя в семье, поэтому необходимо использовать воспитательный потенциал семьи, устанавливать контакты с родителями, оказывать им необходимую помощь.

Как же воспитывать и поддерживать интерес к книге в семье? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно проанализировать читательские умения, запросы учеников, результаты проверки техники чтения. Для родителей проведены консультации на тему: “Книга в нашей семье”, “Моя настольная книга”, “Книга моего детства” и др., что позволило выявить уровень развития читательской самостоятельности учащихся, читаемость семьи. Все это помогло нам при планировании работы с родителями в данном направлении.

Воспитать любовь к книге и чтению помогают родительские собрания: “Роль чтения в жизни ребенка”, “Правильное чтение – залог успешного обучения учащегося”, собрание – практикум “Как помочь ребенку овладеть связной речью”, праздник “Папа, мама, я – читающая семья”, индивидуальные консультации и информационные уголки для родителей, где помещена “Памятка для родителей по воспитанию интереса к книге”.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.

2. Воспитывайте читателя личным примером.

3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.

4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.

5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.

6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.

7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.

8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг.

9. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.

10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.

Читайте так же:  Полиневрит симптомы у детей

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога — научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: “Привить ребёнку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать”.

Формирование интереса к чтению у младших школьников

Актуальность темы. В эпоху развитого социализма проблема формирования всесторонне развитой личности приобретает особую актуальность и представляет собой объективную необходимость, обусловленную закономерностями строительства коммунистического общества. Решение данной проблемы ставит сложные и ответственные задачи перед современной педагогической наукой.

Общепризнанна огромная роль литературы и чтения в формировании личности. Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках чтения. Именно здесь, на начальной ступени обучения следует приобщать ребенка к литературе, формировать у него интерес к чтению книг вообще. На необходимость повышения уровня преподавания чтения в младших классах и литературы в школе обращено внимание в постановлениях партии и правительства, в решениях партийных съездов, в основных направлениях школьной реформы, ибо эта проблема не только педагогическая, но и политическая: «какие знания, ценности, моральные нормы будут заложены в информирование населения л систему образования — проблема прежде всего политическая»1. Однако, задача формирования будущего культурного читателя на уроках чтения по-прежнему стоит на повестке дня.

Ребенок, который приходит в школу, любит рассказы, сказки, стихи, но постепенно у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания чтения в школе. Школа вооружает ребенка навыком чтения, т.е. формирует чтеца. Но этого недостаточно. В конечном итоге все младшие школьники овладевают техникой чтения, все без исключения способны прочитать предложенный им текст, а детских книг без побуждения со стороны не читают. А это значит, что ухе в русле формирования навыков чтения школа должна воспитывать активного, вдумчивого читателя. Уровень теоретической разработки проблемы, существующие недостатки в школьной практике, реальное отношение большинства учеников к чтению, требования социального развития общества и обуславливают актуальность темы.

Объектом исследования является процесс формирования интереса к чтению у младших школьников.

Предмет исследования составляет содержание и организация формирования интереса к чтению у младших школьников.

Гипотеза исследования; решение задачи формирования интереса к чтению у младших школьников возможно, если:

— процесс обучения чтению будет целенаправленно организован и связан с возбуждением познавательных интересов;

— расширятся границы содержания чтения, данного в учебниках; методический аппарат разработки материала будет соответствовать требованиям развивающего обучения;

— в учебно-воспитательном процессе систематически будут применяться разнообразные формы работы с учениками, способствующие возникновению интереса к чтению, достижению самостоятельности и социальной активности учащихся.

Цель исследования — разработка педагогических условий, методов я средств развития интереса к чтению в начальных классах.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие

I. Изучить читательские интересы учащихся начальное ступени обучения.

2. Разработать и проверить в экспериментальном обучении содержание и методику формирования у детей читательского интереса.

3. Разработать учебники чтения для учащихся начальной школы.

4. Выявить условия формирования читательской самостоятельности, ведущей к социальной активности учащихся младших классов.

Методологической основой исследования являются учения классиков марксизма-ленинизма о воспитании и образовании, о литературе и ее роли в формировании всесторонне развитой личности, партийные и правительственные документы о школе, материалы XXVII съезда КПСС, основные направления реформы; труда классиков педагогики.

Комплекс методов исследования определялся целями и задачами, которые выдвигались на различных этапах исследовательской работы /1978-1986/. В их числе нами использовались такие, как:

I) анализ специальной литературы по педагогике, психология, литературоведению, связанной с исследуемой проблемой;

2) обобщение передового опыта;

3) опытно-экспериментальная работа;

6) сравнительный анализ.

Исследования проводились с 1978 по 1986 года в начальных классах экспериментальной средней школы № I им. К.Д. Ушинского г. Тбилиси.

Научная новизна; в работе впервые в систематизированном виде обобщен и оценен опыт экспериментального обучения чтению и на этой основе воспитания читательских интересов младших школьников выявлены и раскрыты такие педагогические условия формирования интереса к чтению, как перестройка обучения на основе гуманно-личностного подхода, специальная разработка учебников чтения по ровному языку, построение учебного процесса на мотивационной основе, направленного на расширение у детей представлений о содержании чтения, восприятие его этической, эстетической, социальной, исторической сторон; показано влияние читательской самостоятельность на развитие социальной активности учащихся младших классов.

Теоретическое значение. Результаты исследования способствует восприятию литературных произведений младшими школьниками в единстве его содержания и формы при сочетании художественного восприятия с познавательным и эмоциональным обогащением, что вносит вклад в решение проблемы формирования читательского интереса в младшем возрасте.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней разработана методика обучения чтению, способствующая формированию читательских интересов младших школьников; дана методическая разработка материала чтения в младших классах с учетом развивающего характера обучения; определены основные принципы составления учебников чтения; основные выводы исследования могут быть использованы в массовой практике начальных классов так же с целью интенсификации учебно-воспитательного процесса в целом.

Апробация и внедрение, основных результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории экспериментальной дидактики НИИ педагогических наук им. Я.С. Гогебашвили МП ГССР, на конференциях аспирантов и молодых ученых.

Экспериментальная система обучения чтению на протяжении ряда лет осуществляется в № I экспериментальной средней школе им. К.Д. Ушинского г. Тбилиси.

Основные положения диссертации нашли отражение в учебниках родного языка, разработанных в лаборатории экспериментальной дидактики авторским коллективом (Ш.А. Амонашвили, Т.М. Гелашвили, М.С. Гвилава, М.Д. Кобахидзе, Н.Н. Кипиани, Н.А. Амонашвили, Н.Г. Шакулашвили).

Результаты исследования обобщены на курсах переподготовки учителей, организованных ЦИУУ Министерства просвещения Грузинской ССР; проведены лекции и семинары для учителей, включенных в эксперимент.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА

Во введении обосновывается актуальность темы, ее новизна, сформулированы объект исследования, предмет, гипотеза, задачи, теоретическая и практическая значимость работы.

Глава первая — «Проблема формирования интереса к чтению у младших школьников — состоит из двух параграфов, в которых рассмотрены основные психолого-педагогические и методические направления обучения чтению; выявлены особенности читательских интересов младших школьников.

Существует два понятия детского чтения. В широком смысле чтение детьми и подростками произведений художественной, научно-художественной, научно-популярной литературы и художественной публицистики; в более узком, специальном значении — педагогически направленный процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умение правильно и глубоко понимать прочитанное, что, в конечном итоге, приводит к развитию эстетического чувства, формирована нравственности. Сфера вашего исследования — второе, специальное понятие данного вопроса.

Чтение играет огромную роль в жизни ребенка, зарабатывает у него определенное миропонимание, определенные нормы поведения, художественный вкус. Крупнейшие писатели, мыслители, деятели педагогики и психологии, методисты: Л.Н. Толстой, М. Горький, Я.С. Гогебавшили, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили, Н.Н. Светловская, Л.И. Белонькая, Л.А. Николаева, З.И. Романовская, О.И. Никифорова, Т.Д. Полозова, В.Ф. Рамишвили, Э.В. Какабадзе и др. в своих работах глубоко и основательно рассматривают такие существенные стороны данной проблемы, как назначение чтения, литературы в деле воспитания подрастающего поколения, вопросы психологической природы детского чтения, пути воспитания читателя. Однако результаты данных исследований показывают, что проблема формирования интереса к чтению у младших школьников остается нерешенной в полной мере как в теоретическом, так и методическом плане. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребенка, a также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в чтении книг, зависят от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры.

Построенная на содержательно-оценочной основе, экспериментальная система, созданная лабораторией экспериментальной дидактики научно-исследовательского института педагогических наук им. Я.С. Гогебашвили МП Грузинской ССР, охватывает все стороны содержания обучения и учебно-воспитательной работы. Новое содержание обучения заключается в разработке и использовании методических путей, средств и форм, соответствующих развивающему обучению и личностно-гуманному подходу к детям. Формирование читательской самостоятельности как одного из компонентов обучения также требует разработки соответствующего содержания и методики. Предлагаемое диссертационное исследование ставит целью осветить такую сторону процесса развивающего обучения, как формирования читательской самостоятельности, интереса к чтению у младших школьников.

Главной задачей начальной школы является выработка прочного навыка беглого, сознательного, правильного и выразительного чтения, что, безусловно, важно, но недостаточно. Формирование навыка чтения уже на начальном этапе обучения должно основываться на возникновении и развитии интереса к чтению; этот процесс следует строить на разнообразном материале, учитывая психологические особенности ребенка; в обучении чтению необходимо слить воедино процессы формирования навыков чтения и возникновения интереса к чтению, включая их в общее развитие ребенка. Интерес к чтению с самого начала должен использоваться как средство решения познавательных задач. Но возникновение интереса невозможно без прочного навыка чтения. В свою очередь, навык чтения не сформируется без познавательного интереса к выработке этого навыка. Эти два явления так прочно взаимосвязаны, что их трудно разграничить. В силу этого возникла необходимость изучить эти явления во взаимообусловленном единстве и создать систему обучения, которая обеспечит возникновение и развитие интереса к чтению в процессе формирования навыка чтения.

В специальной литературе термину «процесс чтения» дается разное истолкование, но С.Д. Пурцеладзе, В.И. Чистяков, И.В. Баранников, К.В. Мальцева, М.Н. Борисова, И.М. Бернан, В.А. Бухбиндер, Д.Б. Эльконин, В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько, М.М. Рубинштейн и др. единогласны в том, что чтение — это, в конечном итоге, понимание прочитанного. Следует отметить, что некоторые исследователи стараются дать более глубокое, всестороннее определение процесса чтения. Они признают ведущее значение осмысленного чтения, при котором слова и фразы становятся выразителями содержания и обретают способность возбуждать у читателя поток представлений, образов, картин, мыслей, чувств, стремление. Чем лучше человек владеет техникой чтения, тем меньше он уделяет внимания техническому прочтению текста. Задача первоначального обучения чтению заключается в том, чтобы ребенок как можно быстрее овладел техникой чтения, чтобы этот процесс стал для него привлекательным, удовлетворяющим его познавательные интересы.

Принимая во внимание то положение, что овладение техникой чтения сложный и долгий процесс, требующий от ребенка больших усилий, многие ученые пытались облегчить ребенку эту трудность, создавая оригинальные системы обучения чтению (АН. Мосиава, Д.Б. Эльконин,3.И. Ходжава, В.Ф. Ромишвили, Ш.А. Амонашвили, В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько, Я. Котетишвили). В диссертации дается анализ этих методик. Перспективным представляется путь, предложенный экспериментальной системой Ш. Амонашвили, которая, по словам Г. Щукиной, использует мощного союзника обучения — интерес.

Читайте так же:  Пособие по уходу за ребенком продлят до трех лет

Что определяет читательские интересы большинства детей младшего школьного возраста? Ответ на этот вопрос позволит более глубоко вникнуть в проблему чтения и интереса с целью их органического слияния. Чтение довольно сложный, индивидуальный процесс. Каждый читатель откликается на книгу какой-либо особой стороной своей личности. Так, у одного в соответствии с его индивидуальным характером и жизненным опытом при чтении данного произведения особенно разгорается чувство, у другого — ум, рассудочность подавляет и оттесняют эмоционально-волевую сторону личности. Именно поэтому придается особое значение изучению индивидуальностей, интересов младших школьников. Д.Н. Узнадзе считает, что на первом этапе овладения навыком чтения ребенка интересует само чтение, оно доставляет ему удовольствие как процесс, а не только как средство ознакомления с интересным содержанием. Тенденция действия и улучшения механизма чтения, по словам Д.Н. Узнадзе, лежит в основе того обстоятельства, что ребенок с целью удовольствия, развлечения начинает читать книги, преимущественно отдавая стихам, так как его привлекает в них музыкальность, ритмика, рифма, хотя содержание не всегда бывает понятным. Это положение и в настоящее время соответствует действительности. Но со временем /во П, Ш, IV классы/ отношение ребенка к чтению книг меняется. В связи с исследованием данной проблемы мы разработали специальный вопросник, по которому были изучены читательские интересы учащихся классов Ш /IV год обучения/ двух средних школ г. Тбилиси — № I экспериментальной и №170. Перед опросом проверялась техника чтения, после чего задавались следующие вопросы:

1. Назовите произведения, прочитанные самостоятельно.

2. Какие книги запомнились и полюбились вам больше всех? Почему?

3. Чему отдаете предпочтение, книге или экранизации? Почему?

4. Кто подбирает вам книги?

5. Интересуются ли родители вашим чтением?

6. Где и кем работают ваши родители?

7. В результате опроса выяснилось, что: I) ученики экспериментальной школы лучше владеют техникой чтения, они более начитаны, чем их сверстники из контрольной школы; выбор книги у них осознан; они аргументируют свой выбор, делая глубокое обобщение; 2) детям нравятся веселые, динамичные сюжеты, свободные от скучных дидактических нравоучений; 3) аудиовизуальные формы искусства (кино, телефильмы) не мешают возникновению интереса к чтению. Когда процесс обучения чтению с самого начала направлен на воспитание интереса к чтению, тогда вышеуказанные формы искусства (развлечения) возбуждают интерес к прочтению той или иной книги /»Принц и нищий», «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Лурджа Магданы»/. Ученики экспериментальной школы предпочтение отдают книге, аргументируя свои выбор; 4) социальное происхождение семьи ребенка не имеет решающего значения в формировании читательских интересов. Часто ребенок, воспитывающийся в интеллигентной семье, читает несистематически; родители не направляют их читательские интересы.

Вторая глава — «Содержание и организация формирования интереса к чтению в начальных классах» — состоит из 4 параграфов. В ней разработана структура рабочей гипотезы исследования; обобщен и осенен опыт экспериментальной системы обучения чтению; охарактеризована специфика построения учебников чтения и намечены пути интенсификации учебно-воспитательного процесса в школе; выявлена читательская активность учащихся в условиях экспериментальной системы обучения.

Структура рабочей гипотезы диссертации разработана в виде модели, с учетом принципов системы экспериментального обучения, осуществляемой лабораторией экспериментальной дидактики НИИ педагогических наук им. Я.С. Гогебашвили МП Грузинской ССР под руководством Ш.А. Амонашвили. Замысел экспериментальных исследований, их принципиальные, основы определялись и осуществлялись в единых поисках сотрудников лаборатории /БИ Хачапуридзе, Т.М. Гелашвили. Ш.А. Амонатвила, В.Г. Ниорадзе. Г.Д. Иванишвили, Т.В. Лоладзе, Н.А. Амонашвили/.

Сутью экспериментального обучения является гуманно-личностный подход, формирование у школьников мотивов учебной деятельности, познавательной активности и самостоятельности, т.е. превращение ученика из объекта в субъект обучения. В этом направлении были определены содержание и характер обучения отдельным учебным предметам, особенности учебно-воспитательного процесса. Прежде всего это отразилось на характере отношений и общения между учителем и учащимися, атак же ученика с одноклассниками. В этом контексте была разработана оценочная система экспериментального обучения, в которой содержательная сторона выступает показателем и регулятором учебной деятельности школьников. В качестве исходной позиции была принята психологическая концепция о соотношении обучения и развития, сложившаяся в советской психологии /Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьев/. В разных направлениях экспериментального обучения нашли отражение фундаментальные психолого-дидактические исследования /Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская/. Система обучения чтению и формирование читательских интересов младших школьников, которая стала предметом изучения в данном труде, базируется на изложенных выше общих основах экспериментальной дидактической системы и представляет собой ее органическую часть. Главнее в этой системе заключается в следующем: процесс выработки у детей навыка чтения надо включить в более широкую, содержательную, эмоциональную, интересную, познавательную деятельность, формировать этот навык не как самоцель, а как способ решения познавательных задач.

Изучение чтения начинается с объективации речи при помощи применения способа материализации. Теоретической основой данной системы является формирование так называемого устного чтения; на первом этапе дети овладевают способом структурного анализа слова, после чего «нового» звука для них практически не существует. При помощи разноцветных (синих — для обозначения согласных и красных — для обозначения гласных) фишек они «пишут» и «читает» проанализированные слога, т.е. материализуют звуковой состав слоях. Это происходит так: проговорив медленно и растянуто слово, ребенок выделяет первый звук и кладет фишку; повторным проговариванием слова выделяет второй звук я тоже кладет фишку. Так выделяет он и последующие звуки. Таким образом, он получает модель слова с его звуковым составом, который можно манипулировать: переставлять фишки, заменяя один звук другим, наблюдать, как меняется слово. По этому же принципу происходит и работа над структурным анализом предложения. После этого дети знакомятся с буквами, что уже не представляет собой особую трудность, так как они овладели обобщенным способом звукового анализа слова. В экспериментальном обучении дети усваивают букварь за 4 месяца, взамен 9 месяцам в обычной школьной практике, когда у них ввиду растянутости этого процесса постепенно теряется интерес к чтению. Для возникновения познавательного интереса к формированию навыка чтения в экспериментальном обучении практикуются упражнения примерно такого характера: 1. На доске делается запись: 0000 000000. Учитель задает вопрос: — Где «написано» (или «спрятано») слово «МАМА»? Дети анализирует схему и заключают, что слово «МАМА» написано слева. 2. Учитель указывает на схему:⊏⊐ ⊏⊐ и спрашивает: — Правильно я «записала» предложение «солнце улыбается весело»? После анализа схемы дети обнаруживают, что допущена ошибка, не хватает одной фишки, для обозначения слова.

К концу букварного периода у учащихся вырабатывается навык чтения целыми словами. Овладение грамотой завершается «праздником букваря», на котором дети читают самостоятельно подобранные стишка, загадки, пословицы, небольшие рассказы.

Для успешного развития читательских интересов младших школьников решающим является не только методика обучения чтению, но и содержание чтения, данное в учебниках классного и внеклассного чтения. Ведь учебник эта та основная книга, с которой ребенок имеет дело. Здесь же отметим, что экспериментальная система рассматривает классное и внеклассное чтение как единое целое, дополняющее друг друга.

В лаборатории экспериментальной дидактики разработаны учебника чтения по родному языку для I, П, Ш и IV классов. В создании этих книг учтен богатый опыт Я.С. Гогебашвили, КД. Ушинского. Каждый учебник состоит из двух книг. Их смена в течении года способствует возникновению новых познавательных стремлений у учащихся, ребенок наглядно видит, как растет, продвигается вперед. При отборе материала для книг чтения руководствовались воспитательными целями, принималось во внимание жанровое и тематическое разнообразие, произведения о настоящем и прошлом; произведения классиков и современных авторов, фольклор, учитывались возрастные особенности детей, их читательские интересы, и, что самое главное, определяющее значение придавалось художественной ценности произведения. Ребенок всегда должен иметь дело с высокохудожественными произведениями, с истинной литературой, что способствует формированию художественного вкуса у учащихся, «ведь именно художественный вкус помогает отличать настоящую красоту жизни от фальшивой красивости, истинное искусство — от подделки»2. Проблема вкуса связывается с вопросом о сущности личности, ее духовного богатства. Главное не количество прочитанного материала, и не усвоение понятий об изобразительных средствах, а высокое художественное достоинство произведений предлагаемых детям для чтения. Лишь идейно-тематический подход к отбору произведений не всегда позволяет успешно решить задачу развития младших школьников, формирования их художественного вкуса. Стремление сообщить детям определенный круг фактов и идей по той или другой теме приводит к тому, что в ряде разделов учебников чтения, особенно на общественно-политические темы, наряду о высокохудожественными, помещается большое количество слабых по своим художественным достоинствам произведений. Именно по этой причине в экспериментальных учебниках часто предпочтение отдается историческим документам, письмам: напр., в учебники Ш- IV классов внесены письма Л.И. Ленина к матери, биографии пионеров-героев.

Материал для экспериментальных книг отбирался с помощью самих учителей и учащихся. Многие учителя являются соавторами учебников. Проводились беседы с учениками, что позволило авторам не только опираться при отборе произведений на свой художественный вкус, но учесть направленность интересов детей, доступность текстов их восприятию. Можно, конечно, сомневаться в осознанности и достоверности указанных самими детьми мотивов. Однако их осмысление дает возможность сделать определенные выводы: дети проявляют большой интерес к общественной жизни, к истинной поэзия; просят внести в книги больше произведений грузинских классиков, исторических произведений; просят составить книгу, «чтобы она была «настоящей», «веселой» и «красивой», «чтобы в ней было много рассказов И. Чавчавадзе, Л. Церетели, Я. Гогебашвили», «чтобы в ней можно было много узнать». Познавательный мотив является ведущим в читательской деятельности большинства школьников. Довольно распространенным является и учебный мотив, так как основная деятельность детей связана с учением; » читай, чтоб быть грамотным», «чтоб хорошо учиться», «чтоб хорошо читать и писать сочинения». Однако, учитывая многие пожелания учащихся, считаем, что надо не приспосабливаться к сегодняшним вкусам и запросам школьников, а поднимать я развивать их вкусы и запросы. Научить ребенка читать можно на любом материале, но привить любовь к чтению, развивать его эстетический вкус можно только на произведениях подлинно художественных. Идейно-эстетический принцип-главный принцип при отборе материала для экспериментальных книг чтения.

Большое значение придается и принципу связи с современностью. В книги внесены обращения к детям известных грузинских писателей и поэтов, данные в рукописной форме; особое внимание уделено произведениям, отражающим жизнь детей среди сверстников, в детском коллективе.

Экспериментальные учебники отличаются от действующих еще и тем, что в них вошли значительное количество пословиц и мудрых изречений, образцов народного творчества; внесены ребусы, кроссворды, лабиринты, загадки, скороговорки, считалки, описание игр; в них много юмора, много интересных, занимательных заданий, полезных советов; большие по объему рассказы даются отдельными отрывками на разных страницах, дети с интересом ищут нужные страницы, с удовольствием читают «длинные» произведения.

Читайте так же:  Преодоление эгоцентризма в дошкольном возрасте

Особенностью построения экспериментальных учебников являемся таксе их методическая обработка. Задания и вопросы носят не только воспроизводящий характер, но главным образом, развивающий: к каждому произведению дается минимум вопросов и заданий. Их значение не только в том, чтобы раскрыть идейно-художественное содержание произведения искусства, а в том, чтобы направить внимание учителя и учащихся на существенную художественную деталь произведения /Е.И. Ильин/, которая может остаться незамеченной. Важное значение имеют вопросы, которые возбуждают мысль и чувства школьников, вызывают живой обмен мнениями, способствуют обогащению их духовного мира. Они направлены на выявление индивидуальных мнений учащихся.

Глубокому пониманию художественного образа способствуют задания сравнить героев различных произведений. Часто предлагается несколько произведений на одну и ту же тему; детям предоставляется возможность свободного выбора произведения. На специально отведенных страницах дети помещают иллюстрации, пишут сочинения.

Ряд вопросов к произведениям дает возможность направить мысль учащихся на уяснение особенностей произведений одного и того же автора, например: «Припомните других героев из рассказов Р. Инанишвили, сравните их. В чем вы видите сходство или разницу между ними?»

Все экспериментальные учебники по родному языку для начальных классов связаны единством замысла — ввести детей в мир художественной литературы, сформировать интерес к чтению, — единством дидактических принципов, положенных в основу, и единством композиции. В них шире представлена современная грузинская литература /К. Гамсахурдиа, Ч. Амиреджиби, Н. Думбадзе, Г. Рчеулишвили, Э. Кипиани, К. Киквадзе, М Элиозишвили, О. Иоселиани, В. Тордуа, Т. Гоголадзе, Г. Канчели/; усилен патриотический мотив (Л. Асатиани, М. Геловани, А. Каландадзе, М. Мачавариани, М. Лебанидзе, Ш. Нишнианидзе).

В экспериментальные учебника вошло большое количество образцов грузинского народного творчества: во втором классе изучается 17 произведений, в 3-м — 18 (соответственно в действующем учебнике грузинского языка Ш класса помещено 7 произведений). Считаем, что образцы народного творчества по сей день сохраняют познавательную и художественную ценность своей мудростью, непосредственностью, доступностью, в чем и заключается ах сила воздействия.

В заключении можно сказать, что в экспериментальной системе построения учебников классного и внеклассного чтения особая значимость придается формированию мотивов чтения, выработке положительного отношения к учебному процессу в целом; расширению познавательного диапазона материала чтения; при отборе произведений ведущим становится эстетический принцип; содержание чтения сближается с познавательными интересами младших школьников.

Выше неоднократно отмечалось, что экспериментальная система обучения предусматривает специфическую форму взаимоотношений. Характер отношений и методический аппарат создают единое целое. Выделяют два вида педагогических отношений: императивный и гуманный. Императивный тон в обучении оказывает на учащихся негативное влияние, вызывает отрицательные эмоции как по отношению к учителю, так и всему учебному процессу, отбивает охоту учиться, внушает страх к трудностям, тогда, когда гуманный подход к учащимся усиливает эмоциональное отношение к школе, обучению, учебному материалу. Всему этому способствует особое построение учебного процесса — отказ от отметок и их замена содержательными оценками, специфическая организация учебного материала, усиление учебно-познавательных действий учеников. Опыт доказывает, что в условиях гуманного подхода у ученика развивается познавательный интерес, что со своей стороны выявляет его активное отношение к учебному материалу, усиливается желание чтения, стремление к самостоятельности. Уже на 3-м году обучения достигается самостоятельность в чтении младших школьников: на этом этапе дети осознают значение и роль книги, могут аргументировать свой выбор и собственное мнение; оценивают произведения эстетически; имеют любимых писателей, умеют пользоваться различными словарями и энциклопедиями; их привлекает нравственность героев книг. Все это способствует достижению высокой социальной активности учащихся.

В эксперименте особое внимание уделяется и организации урока: вначале учитель знакомят класс с учебными задачами, привлекая детей к сотрудничеству в построении урока; эти задачи заранее готовятся (пишутся) на доске. В процессе урока постепенно отмечается окончание рабою одного вида и переход на другой. Это способствует поддержанию мобилизированного внимания, проведению урока в быстром темпе, развитию критического отношения к учебному процессу.

В учебные задачи (наряду с другими) включается также работа по формированию интереса к чтению. Например, на доске пишутся следующие учебные задачи:

1. Повторение склонения имен существительных;

2. Выразительное чтение басни Сулхана Саба Орбелиани;

3. Отбор пословиц для первоклассников;

4. «В стране мифов …5»

5. Подытоживание урока.

Учитель «согласовывает» с учениками план урока:

— Вас устраивает такой план работы? Или, быть может, вы бы хотели добавить что-нибудь еще?

— Добавим «5 минут поэзии»!

— С удовольствием! (добавляет 6-й пункт), видите, сколько у нас дел, мы должны помогать друг другу, чтобы все успеть! /3 кл. пед. М Чкония/. Третий и четвертый пункты указывают на то, как учитель старается заинтересовать детей чтением.

Усилению мотивационного отношения к чтению способствует задания, которые предоставляют ребенку возможность свободного выбора: учитель предлагает несколько вариантов учебной деятельности — чтение, пересказ, разбор произведения — ученик может выбрать одно из них.

В диссертации описаны формы работы над составлением собственных книг учащихся, книг-малюток, что требует высокой читательской культуры, наблюдательности, художественного вкуса.

Бесспорна роль поэзии в формировании настоящего читателя, в постижении детьми красит и гармонии поэтического слова. Однако, в действующей программе методике ей отводится незначительное место. В экспериментальном обучении особое внимание придается приобщению детей к поэзии. В учебные задачи урока часто включаются такие рубрики, как: «Знакомимся с поэзией Г. Табидзе», «Весна в поэзии А. Каланладзе», «Листопад. Листопад. » Не надо избегать таких серьезных формулировок. При работе над поэтическим произведением большую роль играют вопросы развивающего характера, например:

Пед.: — Почему вам нравятся стихи Анны Каландадзе? Учен.: — Они очень красивые, нежные, в них много художественных слов.

Пед.: — Только в этом заключается значение поэзии Каландадзе?

Учен.: — Наверно и в том, что много стихов этой поэтессы посвящены родине. Мы также должны любить родину. /III кл. М. Кобахидзе/.

Как видим, кроме способности эстетического восприятия у детей вырабатывается активная гражданская позиция, они способны делать обобщенные вывода. В пример этому в диссертации дается описание урока, проведенного в III классе /пед. Ц. Гошхотелиани/, на котором дети при помощи анализа литературных произведений ответили на вопрос: «Что такое, быть человеком?»

Анализ сочинений учащихся II-III классов выявляет особенности отношений младших школьников к творчеству писателя; особенности их художественного восприятия: они касаются почти всех сторон литературного произведения (стиль, тема, язык), стараются выразить собственное отношение к творчеству писателя. Оказалось, что детей привлекает нравственность героев, их патриотизм, справедливость. В своих рассуждениях они опирается не на собственный жизненный опыт (которого у них пока еще нет), а на опыт, обогащенный литературными произведениями; устно и письменно аргументируют свои соображения; сравнивают героев книг, делят их на положительных и отрицательных, оценивают их поступки.

Эффективным средством в формировании социальной активности учащихся является работа третьеклассников с младшими школьниками, описанная в диссертации. Маленьких в такой работе увлекает дружба ее старшими, они стараются подражать им, наглядно видят свое «будущее взросление». А для старших это возможность выявления самостоятельности, начитанности. Они выпускают для маленьких газеты, «книги», подбирают стихи, пословная, рассказы, иллюстрируют, задают вопросы детям, проводят литературные викторины, конкурсы чтения. В ходе такой работы учителю предоставляется возможность наблюдать за формированием у учеников читательской активности, самостоятельности. Определять, что их увлекает, как развивается у детей интерес к чтению.

Проведенная исследовательская работа позволяет сделать следующие основные выводы:

1. В педагогике начальных классов существует система развития читательских интересов, но в этой системе содержание и методика развития интересов к чтению разработана недостаточно; изучение уровня читательской самостоятельности учащихся начальных классов показало, что большинство учеников читают несистематически, выбор книги у них не осознан, они не могут аргументировать свой выбор, тогда, как ученики экспериментальной школы лучше владеют техникой чтения, они более начитаны, могут аргументировать свое мнение, делая глубокое обобщение. Вышесказанное указывает на определяющее значение характера я направления системы обучения в целом.

2. Наиболее оптимальным средством формирования интереса к чтению у младших школьников является: а) своевременное овладение техникой чтения, в прочной связи с возникновением и развитием познавательных интересов к чтению; б) специальная разработка учебников классного и внеклассного чтения; в) гуманно-личностный подход к учащимся, максимальный учет индивидуальных особенностей младшего школьника, сотрудничество с ним, проявление доброжелательности, чуткости. Такая разработка учебного процесса акцентрирует ведущую роль учителя, в формировании читательских интересов. Учитель является организатором коллективного поиска на уроках чтения.

3. В условиях экспериментальной системы обучения учащиеся достигают высокой читательской самостоятельности и социальной активности. Они имеют любимых писателей, аргументируют свой выбор, устно и письменно рецензируют прочитанные произведения, составляют книги-малютки, их привлекает нравственность героев книг, оценивают произведения эстетически, могут пользоваться различными словарями и энциклопедиями.

4. Гипотеза о правомерности и большой перспективности развития интереса к чтению у младших школьников путем тесной взаимосвязи процессов овладения чтением и возникновения познавательных интересов к овладению этим навыком вполне подтвердилась.

Результаты исследования предоставляет возможность сформулировать ряд практических рекомендаций, которые будут способствовать повышению эффективности воспитания читательских интересов у младших школьников:

— изучение чтения следует начинать с объективации речи при помощи способа материализации. У детей сперва формируется так называемое устное чтение, а потом происходит знакомство с буквами, что уже не представляет собой особую трудность. Поэтому целесообразно сократить время изучения букваря до 4 месяцев, взамен 9 в обычной школьной практике;

— следует внести определенные изменения в построении учебников классного и внеклассного чтения, с точки зрения и структуры и содержания. При отборе материала особое внимание уделять идейно-эстетической ценности произведений. Методический аппарат разработки материала должен соответствовать требованиям развивающего обучения;

— целью стимуляции читательской активности младших школьников следует разнообразить формы работы с учащимися, опираясь на гуманно-личностный подход (свободный выбор произведения, рецензирование, иллюстрирование, работа с младшими, составление для них книг-малюток, проведение литературных викторин и конкурсов. ).

Основные положения и практические результат диссертации изложены в следующих публикациях автора:

1. Для овладения самостоятельным чтением. — «Дацкебити скола, сколамдели агзрда» («Начальная школа, дошкольное воспитание»), 1984, № 3, с.58-64 (на груз. яз.).

2. Воспитание литературного интереса у младших школьников. — Тезисы докладов республиканской конференции молодых ученых филологов и аспирантов, посвященный 75-летия Акакия Гацерелия, — Тбилиси, 1984, с.57 (на груз. яз.).

3. Особенности восприятия литературного произведения на начальном этапе обучения. — Тезисы докладов всесоюзной конференция «Актуальные проблемы современного языковедения и литературоведения», — Тбилиси, 1985, с.93-94.

4. Формирование интереса к чтению. — «Дацкебити скола, сколамдели агзрда» («Начальная школа, дошкольное воспитание»), 1986, № I, с.49-56 (на груз. яз.).

5. «Цискари» — Книга чтения по родному языку для экспериментальных II классов. — Тбилиси, «Ганатлеба», 1983. В соавторстве.

1 Горбачев М.С. Политический доклад Центрального Комитета КПСС ‘ ХХУП съезду КПСС /25 февраля 1986 года/.-М.: Политиздат, 1986, 23с.

2 Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. М., «Педагогика»,1982, с.13.