Меню

Интегративные качества личности детей дошкольного возраста

Интегративные качества развития личности ребенка дошкольного возраста

Дата публикации: 2013-03-03 | Просмотров: 14932 | Автор: Ольга Богданова

Доклад.

Проектная деятельность,

как средство для развития интегративных качеств детей.

Развитие интегративных качеств личности детей в современном образовании.

Новые государственные требования к качеству образования в детском саду ставят перед педагогами ДОУ сложные, но интересные задачи.

Развивающая функция образования обеспечивает становление личности ребенка и ориентирует педагогов на организацию личностно — направленного обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей.

Изучение и планирование результатов освоения детьми программы образования помогают выявить интегративные качества детей, которые приобрели воспитанники во время пребывания в детском саду.

Оценив результаты, педагог может определить повышение уровня развития интегративных качеств и успешность освоения программы.

Использование развивающего обучения и интегрированных способов познания окружающего мира ребенком позволяет педагогам полнее раскрыть индивидуальные возможности детей.

В педагогической науке интеграция рассматривается как ведущая форма организации содержания образования, в том числе и на первой важнейшей его ступени — дошкольной.

Почему же интеграция так важна для организации педагогического процесса в детском саду?

Первое, на что хочется обратить внимание – это целеполагающая основа развития детей дошкольного возраста – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности и всестороннего развития психофизических качеств, развитие которых неотделимо от воспитания.

Находясь в дошкольном учреждении большую часть времени, ребенок – дошкольник окунается в целый мир ощущений — общается, использует вербальные и невербальные средства общения, играет, интересуется, задает вопросы, сопереживает, планирует свои действия, принимает решение, соблюдает правила, применяет полученные знания на практике, владеет определенными умениями и навыками в различных видах деятельности и т.д. Все это — показатели развития интегративных качеств ребенка, которые невозможно отделить друг от друга, так как различные сочетания этих качеств – это индивидуальные особенности личности каждого ребенка.

И в зависимости от этих сочетаний – происходит развитие, но чтобы оно стало всесторонним – педагог должен стремиться к тому, чтобы качества сформировались в единое целое на максимальном уровне.

Второе, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в учреждении, педагогу необходимо сформировать для себя понятие: «Интеграция».

Что же может быть интегрировано в педагогическом процессе?
Что может и должно интегрироваться воспитателем?

1. Интеграция информации (содержание образования), которое представлено в образовательной программе.

2. Интеграция способов познания (представления, навыки и умения детей или опыт деятельности, которые также широко представлены в образовательных программах, по каждой образовательной области).

3. Интеграция взаимоотношений. Человек во взаимоотношении к миру: человек и природа; человек и общество; человек и человек, человек и культура.

4. Интеграция процессов и явлений. Объективные явления, процессы, предметы окружающего мира. Виды человеческой деятельности, образы, эмоции, профессии. Виды знаний, системы научных понятий, законы, ведущие идеи, системы действий, модели объективных процессов и явлений жизни.

В результате такой интеграции можно предположить вариативность интегрированных задач:

1. На основе нескольких образовательных областей.

2. На базе одной образовательной области.

3. При сочетании различных, но близких образовательных областей в качестве равноправных участников процесса.

4. Близких образовательных областей при сохранении специфики одной и при вспомогательной роли других.

5. Общая проблема (задача) объединяет различные образовательные области и занятия.

Тематическая интеграция происходит тогда, когда каждая последующая тема логически строится на основе предыдущей.

Знания и представления, круг необходимых умений интегрируются вокруг общей проблемы, характерной для нескольких образовательных областей.

Решением этих задач может стать использование в работе педагога проектной деятельности, как средства для развития интегративных качеств детей.

Педагоги нашего дошкольного учреждения успешно применяют на практике различные технологии проектной деятельности. Были осуществлены следующие проекты: «Семья», «Вместе с семьёй», «Азбука здоровья», «Волшебный круг», «В мире животных» и другие. Делясь опытом на педагогических советах, выявилась некоторая проблема в отслеживании результатов проектной деятельности, выявлении уровня развития интегративных качеств ребенка во время осуществления проекта.

Мною на педагогическом совете была предложена методическая разработка мониторинга, направленного на выявление умений и навыков детей в проектной деятельности. Ведь умения и навыки – это составляющие интегративных качеств развития детей. Данные исследования помогли нам выявить положительную динамику в развитии интегративных качеств во время проектной деятельности.

Третье: Важным этапом в определении уровня развития интегративных качеств является анализ развития ребенка в ходе проектной деятельности.

Автор Богданова О.В.

Мониторинг развития – методическая разработка.

Анализ развития ребенка в ходе проектной деятельности (мониторинг):

Проект: _______________________________________ (название).

Срок проведения________________________ Возраст детей __________

Количество участников проекта: дети _______ взрослые ___________

Показатели мониторинга.

№1). Владение способами познавательной деятельности.

№2). Умение использовать различные источники информации.

№3). Коммуникативные и адаптивные умения: работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям.

№4). Самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план.

Критерии бинарные: + или –

( плюс — владеет, умеет, пользуется, проявляет интерес),

( минус — не владеет, не умеет, не пользуется, интереса к проектной деятельности не проявляет).

Способ мониторинга – педагогическое наблюдение.

«Процент успеха» высчитывается по формуле: 100% / В * С = D; где:

А – количество детей в группе.

В – максимальное количество баллов: А* 4.

С – фактическое количество баллов.

D – ПРОЦЕНТ УСПЕХА.

Форма регистрации показателей:

Таблица из 6 столбцов:

— № по порядку;
— Фамилия имя ребенка;
— показатель №1;

Количество строк зависит от количества детей, участников проекта.

Можно сделать вывод, что развитие интегративных качеств детей может быть запланировано и осуществлено с помощью проектной деятельности в любом возрасте, начиная от малышей и заканчивая старшими дошкольниками. Отследить динамику развития поможет мониторинг, который целесообразно проводить по окончании каждого проекта.

От педагогического мастерства воспитателя, его культуры, любви к детям зависит уровень общего развития, которого достигает каждый ребенок; степень прочности приобретенных ребенком интегративных качеств. Многолетний опыт доказывает, что использование технологии проектной деятельности развивает детей дошкольного возраста, помогает ребенку становиться личностью, умеющей проявить свои приобретенные интегративные качества, а грамотно организованная работа поможет стать объективным, даст возможность отследить качественный уровень развития детей в проектной деятельности.

Богданова Ольга Владимировна

Работает воспитателем детского сада.
Стаж работы более 30 лет, высшая квалификационная категория.

Интегративные качества дошкольника

Мы живем во время, когда окружающий нас мир активно меняется. И система образования не остается в стороне от перемен, в настоящее время она также претерпевает изменения и активно обновляется. Современная система дошкольного образования постепенно уходит от учебно-дисциплинарной системы воспитания, становится более ориентированной на личность ребенка. Это значит, что цель ее уже не только вложить в ребенка необходимые навыки и умения, но и воспитать в нем гармоничную личность, создав для этого максимально комфортные условия. Осуществление этой задачи реализуется посредством развития интегративных качеств дошкольников, то есть тех его качеств и свойств, которые в своей совокупности и создают его индивидуальность.

Что включают в себя интегративные качества?

Посещая дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) ребенок получает море впечатлений, ведь там он играет и общается, получает новые навыки и применяет их на практике, задает вопросы и получает на них ответы, учится сопереживать и делиться эмоциями, соблюдать правила, планировать свои действия и подчиняться распорядку. Все выше перечисленное является показателями развития интегративных качеств личности ребенка. Для того чтобы развитие ребенка стало гармоничным и всесторонним необходимо, чтобы уровни развития всех его интегративных качеств были одинаково высоки.

Очень важным и даже основополагающим для дошкольников является их физическое развитие, ведь малыши познают окружающий мир в движении. Чем активнее и физически развитее ребенок, тем больше информации об окружающем его мире сможет он получить. Поэтому современные обучающие занятие не предполагают унылого сидения на одном месте и часто перемежаются физкультурными разминками.

Интегративные занятия включают в себя несколько разнообразных видов деятельности, в результате которых решается несколько задач. Дети свободно переключаются от одного вида деятельности к другому, при этом в памяти у них остаются самые яркие и интересные моменты. Задача интегративных занятий не только вложить в ребенка новые знания и умения, но и превратить его в активного участника процесса обучения, не давать ему заскучать, дать возможность самому принимать решения и делать выводы.

Использование принципов интеграции помогает сделать обучающие занятия интересными, стимулируют дошкольников проявлять инициативу, выстраивать логические цепочки, активно познавать окружающий мир, находить причины и следствия событий и поступков, планировать свои дальнейшие действия, активно общаться. Интересная игровая форма занятий поддерживает внимание дошкольника на высоком уровне, не позволяя ему заскучать и отвлечься.

Лучше всего формирование и развитие интегративных качеств дошкольников происходит в игре. Игра для дошкольников – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни. Это помогает сделать знания и запреты более понятными, увидеть последствия их нарушения. Игра хороший способ для ребенка примерить на себя различные роли, вступить в разноплановые отношения с ровесниками и взрослыми. В игре ребенок получает возможность научиться самостоятельно находить выход из предложенных ситуаций, получать новые знания и использовать их, избавиться от страхов и психологических проблем.

С целью оценки развития интегративных качеств дошкольников необходим их периодический мониторинг. В специальных бланках отмечают уровни развития интегративных качеств каждого ребенка, что позволяет в дальнейшем скорректировать учебно-воспитательный процесс.

Интегративные качества ребенка как результат освоения программы дошкольного образования

В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования.

Изменения, происходящие в жизни общества и государства безусловно влияют и на представления о том, каким общество и государство «видят» ребенка дошкольного возраста, получившего гарантированное Конституцией Российской Федерации дошкольное образование.

Федеральные государственные требования, утвержденные приказом № 655 от 23 ноября 2010 года Министерства образования и науки Российской Федерации, определяют, какое содержание должно реализовывать любое дошкольное учреждение для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. В словаре указано понятие интеграция — это процесс с помощью которого части соединяются в целое. На личностном уровне — это состояние организма когда все составляющие элементы индивида, его черты или качества действуют согласованно как единое целое.

Читайте так же:  Почему у ребенка пот холодный

Из этого следует, что сформированные интегративные качества ребенка -является итоговым результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. К 7-ми годам при успешном освоении Программы ребенком достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка

Федеральными государственными требованиями определены следующие личностные качества выпускника:

Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

  • Сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности.
  • Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Интегративное качество «Любознательный, активный»

  • Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
  • Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
  • Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности).
  • В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
  • Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

  • Откликается на эмоции близких людей и друзей.
  • Сопереживет персонажам сказок, историй, рассказов.
  • Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

  • Поведение преимущественно определяется на сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
  • Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
  • Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

  • Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач.
  • Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

Имеет представления

  • о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
  • о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
  • об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;
  • о мире.

Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

  • Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы. Возникает необходимость обеспечения педагогических условий, позволяющих гибко реализовать различные виды деятельности в единый образовательный процесс.

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

  • формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем («Безопасность»);
  • создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»);
  • участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);
  • активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни («Познание»);
  • проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой («Коммуникация»);
  • игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек («Чтение художественной литературы»);
  • привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование на занятиях физкультурой Изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество»);
  • ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).

Физическое развитие детей дошкольного возраста является основным в разностороннем развитии. Ребенок познает мир в движении, и чем многогранней эти движения, тем больше жизненный опыт малыша.

Задачи по обучению плаванию решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности.

Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.

Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.

В игре ребенок познает мир, малыш отвлекается от процесса обучения, он включается в игру и вместе с персонажами игр и игрушками осваивает водное пространство, преодолевая психологические проблемы и страхи. В коллективе детей многие задачи решать проще: каждый ребенок стремиться показать что-то свое; показать, чему научился именно он. Игра, игровая ситуация помогают обыграть каждую удачу или неудачу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя все более и более уверенно от занятия к занятию. В то же время, программа детского сада — это комплексная программа. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть построен таким образом, чтобы дошкольники получили как можно больше навыков и знаний.

Таким образом, процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Задача формирования УУД предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав базовых (т.е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению,
  • умение слушать собеседника.

Datalife Engine Demo

В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования.

Изменения, происходящие в жизни общества и государства безусловно влияют и на представления о том, каким общество и государство «видят» ребенка дошкольного возраста, получившего гарантированное Конституцией Российской Федерации дошкольное образование.

Федеральные государственные требования, утвержденные приказом № 655 от 23 ноября 2010 года Министерства образования и науки Российской Федерации, определяют, какое содержание должно реализовывать любое дошкольное учреждение для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. В словаре указано понятие интеграция — это процесс с помощью которого части соединяются в целое. На личностном уровне — это состояние организма когда все составляющие элементы индивида, его черты или качества действуют согласованно как единое целое.

Из этого следует, что сформированные интегративные качества ребенка -является итоговым результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. К 7-ми годам при успешном освоении Программы ребенком достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка

Федеральными государственными требованиями определены следующие личностные качества выпускника:

Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

  • Сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности.
  • Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Интегративное качество «Любознательный, активный»

  • Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
  • Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
  • Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности).
  • В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
  • Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

  • Откликается на эмоции близких людей и друзей.
  • Сопереживет персонажам сказок, историй, рассказов.
  • Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

  • Поведение преимущественно определяется на сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
  • Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
  • Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

  • Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач.
  • Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.
Читайте так же:  Рефлексия в младшем школьном возрасте

Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

Имеет представления

  • о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
  • о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
  • об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;
  • о мире.

Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

  • Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы. Возникает необходимость обеспечения педагогических условий, позволяющих гибко реализовать различные виды деятельности в единый образовательный процесс.

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

  • формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем («Безопасность»);
  • создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»);
  • участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);
  • активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни («Познание»);
  • проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой («Коммуникация»);
  • игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек («Чтение художественной литературы»);
  • привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование на занятиях физкультурой Изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество»);
  • ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).

Физическое развитие детей дошкольного возраста является основным в разностороннем развитии. Ребенок познает мир в движении, и чем многогранней эти движения, тем больше жизненный опыт малыша.

Задачи по обучению плаванию решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности.

Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.

Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.

В игре ребенок познает мир, малыш отвлекается от процесса обучения, он включается в игру и вместе с персонажами игр и игрушками осваивает водное пространство, преодолевая психологические проблемы и страхи. В коллективе детей многие задачи решать проще: каждый ребенок стремиться показать что-то свое; показать, чему научился именно он. Игра, игровая ситуация помогают обыграть каждую удачу или неудачу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя все более и более уверенно от занятия к занятию. В то же время, программа детского сада — это комплексная программа. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть построен таким образом, чтобы дошкольники получили как можно больше навыков и знаний.

Таким образом, процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Задача формирования УУД предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав базовых (т.е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению,
  • умение слушать собеседника.

Ещё конспекты занятий в детском саду:
Обеспечение готовности дошкольников к обучению
Интегрированные занятия, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей
Эффективные групповые формы методической работы в дошкольном учреждении
Организация познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками
Развитие познавательной и творческой активности детей в процессе обучения нетрадиционным изобразительным техникам
«Есть контакт!». Проект по взаимодействию педагогов и родителей по вопросам математического развития детей
| Интегративные | качества | в хорошем качестве | ребенка | ребенок дитя | Как | результат | результаты 2011 | освоения | освоение россии | программы | скачать программы | дошкольного | дошкольный возраст | образования | министерство образования | детский | детский сад | Страничка психолога | Интегративные качества ребенка как результат освоения программы дошкольного образования Детский сад

Интегративные качества личности детей дошкольного возраста

Интегративные качества развития личности детей дошкольного возраста

1-ая младшая группа

1. «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»:

-владеет основными движениями,

-проявляет желание играть в подвижные игры,

-владеет доступными навыками самообслуживания,

-имеет первичные знания о себе как о человеке, называет части тела.

2. «Любознательный, активный»:

-принимает активное участие во всех видах игр,

-проявляет интерес к окружающему миру, природе,

-принимает активное участие в продуктивной деятельности,

-проявляет активность при подпевании, выполнении танцевальных движений.

3. «Эмоционально-отзывчивый»:

-проявляет положительные эмоции в процессе самостоятельной двигательной деятельности,

-проявляет эмоциональную отзывчивость и заинтересованность в литературно-художественных произведениях и кукольных спектаклях,

-адекватно эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов и объектов природы (растения, животные),

-адекватно эмоционально реагирует на доступные возрасту музыкальные произведения, различает веселые и грустные мелодии.

4. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»:

-проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослыми,

-может рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта,

-поддерживает диалог со взрослым, обращается с речью к сверстнику.

5. «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»:

-соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания, в группе, на улице,

-соблюдает элементарные правила вежливости,

-проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников и персонажей произведений.

6. «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»:

-проявляет желание самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители,

-сооружает элементарные постройки по образцу, проявляет желание строить самостоятельно,

-ориентируется в помещении группы и на участке детского сада.

7. «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»:

-знает имена членов семьи.

8. «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»:

-умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, размеру,

-отвечает на простейшие вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?»,

-выполняет простейшие поручения взрослого,

-проявляет интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций.

9. «Овладевший необходимыми умениями и навыками»:

-у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности: игровой, продуктивной, трудовой, самообслуживания.

2-ая младшая группа

1. «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»:

-владеет основными движениями,

-проявляет двигательную активность, интерес к совместным играм и физическим упражнениям,

-владеет доступными навыками самообслуживания,

-имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, соблюдения гигиены.

2. «Любознательный, активный»:

-принимает активное участие во всех видах игр,

-проявляет интерес к себе, окружающему предметному и животному миру, природе, задает вопросы взрослым, наблюдает,

-принимает активное участие в продуктивной деятельности, испытывает удовольствие от коллективных работ, просмотра спектаклей и их обсуждения,

-пытается петь, танцевать под музыку, проявляет интерес к праздникам.

3. «Эмоционально-отзывчивый»:

-умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим,

-эмоционально-заинтересованно следит за развитием действия в сказках, драматизациях и кукольных спектаклях, сопереживает персонажам,

-проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, красоту окружающих предметов и объектов природы,

-проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различает веселые и грустные мелодии.

4. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»:

-умеет в быту, в самостоятельных играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками,

-умеет объединяться со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль в сюжетно-ролевой игре,

-умеет делиться своими впечатлениями со взрослыми,

-адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого; обращается к воспитателю по имени и отчеству.

5. «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»:

-имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице; на правильное взаимодействие с растениями и животными; отрицательно реагирует на явные нарушения усвоенных им правил,

-умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения; готов соблюдать элементарные правила в совместных играх,

Читайте так же:  Новые методики воспитания детей

-может общаться спокойно, без крика, имеет опыт правильной оценки хороших и плохих поступков, соблюдает правила элементарной вежливости.

6. «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»:

-стремится самостоятельно выполнять элементарные поручения,

-подбирает атрибуты к игре, устраивает игровую ситуацию, используя имеющиеся предметы,

-использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты; способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения,

-умеет занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью.

7. «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»:

-имеет первичные представления о себе: знает свои имя, возраст, пол; имеет первичные гендерные представления,

-называет членов своей семьи, их имена,

-знает название родного города (поселка),

-знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).

8. «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»:

-соблюдает правила организованного поведения в детском саду, дома, на улице; в случае проблемной ситуации обращается за помощью к взрослому,

-испытывает положительные эмоции от результатов продуктивной и познавательной деятельности,

-в диалоге со взрослым умеет услышать и понять заданный вопрос, не перебивает говорящего взрослого,

-проявляет интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций.

9. «Овладевший необходимыми умениями и навыками»:

-у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности: игровой, продуктивной, трудовой, самообслуживания.

Средняя группа

1. «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»:

-владеет основными движениями,

-проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях,

-владеет доступными навыками самообслуживания, знаком с понятием «здоровье», «болезнь»,

-знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений, правильном питании, закаливании, гигиене.

2. «Любознательный, активный»:

-проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности,

-проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

3. «Эмоционально-отзывчивый»:

-эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей,

-понимает и употребляет в речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические качества, эстетические характеристики.

4. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»:

-проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом; умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр,

-в конструктивных играх участвует в планировании действий, договаривается, распределяет материал, согласовывает действия и совместными усилиями со сверстниками достигает результата,

-активно вступает в контакты со сверстниками (ситуативно) и взрослыми (внеситуативно),

-делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

5. «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»:

-разделяет игровое и реальное взаимодействие; умеет планировать последовательность действий; в процессе игры может менять роли; умеет соблюдать правила игры,

-проявляет личное отношение к соблюдению (и нарушению) моральных норм (стремится к справедливости, испытывает чувство стыда при неблаговидных поступках),
-самостоятельно или после напоминания со стороны взрослого использует в общении со взрослым вежливые слова, обращается к сотрудникам детского сада по имени и отчеству; знает, что нельзя вмешиваться в разговор взрослых.

6. «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»:

-проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей; предпринимает попытки самостоятельного обследования предметов с опорой на все органы чувств,

-способен конструировать по собственному замыслу; на основе пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия,

-способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи,

-способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

7. «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»:

-знает свои имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи,

-может рассказать о своем городе,

-имеет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины, знает некоторые военные профессии.

8. «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»:

-выполняет индивидуальные и коллективные поручения; показывает ответственное отношение к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо,

-способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие; способен принять установку на запоминание,

-может описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, может выучить небольшое стихотворение,

-способен сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут.

9. «Овладевший необходимыми умениями и навыками»:

-у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности: игровой, продуктивной, трудовой, самообслуживания.

Старшая группа

1. «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»:

-владеет основными движениями и доступными навыками самообслуживания,

-проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях, соревнованиях, играх-эстафетах,

-имеет представление о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания,

-знает о ценности здоровья, пользе утренней зарядки, физических упражнений, правильном питании, закаливании, гигиене.

2. «Любознательный, активный»:

-проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности, использует различные источники информации,

-проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

3. «Эмоционально-отзывчивый»:

-эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей,

-понимает и употребляет в речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические качества, эстетические характеристики,

-понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений.

4. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»:

-распределяет роли в игре, исполняет роль, сопровождает действия речью, содержательно и интонационно,

-сочиняет оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории, использует все части речи, словотворчество,

-умеет делиться со взрослыми и детьми разнообразными впечатлениями,

-поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие и несогласие.

5. «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»:

-договаривается со сверстниками в коллективной работе, распределяет роли, при конфликте убеждает, объясняет, доказывает,

-оценивает свои поступки, понимает необходимость заботы о младших,

-самостоятельно использует в общении вежливые слова, соблюдает правила поведения на улице и в детском саду.

6. «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»:

-ориентируется в пространстве и времени (вчера-сегодня-завтра, сначала-потом),

-способен конструировать по собственному замыслу; способен использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи,

-способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения,

-способен самостоятельно придумать сказку на заданную тему.

7. «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»:

-знает свои имя и фамилию, возраст, имена, отчества родителей, места работы, значение их труда, имеет постоянные обязанности по дому,

-может рассказать о своем городе, называет свою улицу,

-имеет представление о Российской армии, войне, Дне Победы,

-имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна РФ, знает о Москве.

8. «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»:

-проявляет ответственность в трудовых поручениях, стремится радовать взрослых хорошими поступками,

-способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие; способен принять установку на запоминание,

-может выразительно, связно и последовательно рассказать небольшую сказку, может выучить небольшое стихотворение,

-способен сосредоточенно действовать в течение 15-25 минут.

9. «Овладевший необходимыми умениями и навыками»:

-у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности: игровой, продуктивной, трудовой, самообслуживания.

Подготовительная группа

1. «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»:

-сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности,

-самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

2. «Любознательный, активный»:

-интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире), задает взрослому вопросы, любит экспериментировать, активен на занятиях,

-способен самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности,

-в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому, принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

3. «Эмоционально-отзывчивый»:

-эмоционально откликается на переживания, эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов, художественных фильмов, спектаклей,

-эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

4. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»:

-адекватно использует вербальные и невербальные средства общения,

-владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

-способен изменять стиль общения со взрослыми и детьми в зависимости от ситуации.

5. «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»:

-поведение ребенка определяется не сиюминутными желаниями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,

-способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели,

-соблюдает правила поведения на улице, в общественных местах.

6. «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»:

-применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем),

-способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

7. «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»:

о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семенных обязанностей, семейных традициях;

об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;

о своем государстве, его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе;

о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

8. «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»:

-умеет работать по правилу и по образцу,

-слушать взрослого и выполнять его инструкции,

-способен сосредоточенно действовать в течение 20-30 минут.

9. «Овладевший необходимыми умениями и навыками»:

-у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности: игровой, продуктивной, трудовой, самообслуживания.

(Использованная литература: Верещагина Н.В. Результаты итогового мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств. — СПб., Издательство «Детство-пресс», 2011.)