Меню

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка.Разработка руководителя научного общества «Эврика» МКОУ СОШ№10 г.Железноводска.

Столичный учебный центр
г. Москва

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка в МКОУ СОШ№10 города Железноводска.

Индивидуальный образовательный маршрут — это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Цель: Сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка .

И ндивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные

поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики.

Этап 1 – диагностический.

Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

1. Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития

диагностика познавательной деятельности учащихся;

исследования эмоционально-личностной сферы;

диагностика межличностных отношений;

диагностика психологического здоровья;

2. Занести полученные результаты в базу данных.

По результатам работы составляется

Карта индивидуального психологического развития ребенка

1.Характеристика познавательных процессов.

Мышление (уровень развития, особенности интеллектуальной деятельности).

Память (уровень развития процессов запоминания и воспроизведения материала, особенности мнемонической деятельности)

Внимание (уровень развития произвольного внимания, особенности организации и проявления внимания).

2.Сильные стороны познавательной деятельности ребенка.

3. Слабые стороны познавательной деятельности ребенка.

Этап 2 — Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута.

Прогнозирование — индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»;

Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»;

Конструирование – индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в

какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».

Этап 3 — Разработка программы проектной деятельности второй половины дня.

Выбор проектов, согласование расписания, целей, форм и способов деятельности, критериев оценки результата: кружки, факультативы, проектная деятельность, экскурсии и др.

Этап 4 — Разработка программы здоровье сбережения:

выбор форм и расписания спортивных занятий, определение спортивной нагрузки;

осознание состояния собственного здоровья, его ограничений и возможностей;

составление программы здоровье сбережения;

консультации со специалистами, значимыми взрослыми.

Этап 5 — «Интеграция с другими специалистами» — привлечение(если необходимо) к работе с данным ребенком других специа листов.

Этап 6 — « Определение способов оценки и са мооценки успехов воспитанника»

Самооценка: «Что я хотел?», «Что я сделал для достижения цели?», «Чему научился?», «Что необходимо сделать ещё?».

Способы оценки результатов: показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, экзамен, зачётная работа и др.

уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей или одаренности.

В МКОУ СОШ №10 г Железноводска я разработала индивидуальный образовательный мар шрут на основе принципа логарифмиче ская спираль. (Химико-биологический профиль)

методики диагностики уровня креативности

методики для выявления уровня психосоциального развития ребенка

методики диагностики интеллектуального уровня

Банк методик диагностики:

1.Анкеты для родителей учащихся.

2. Диагностика для классных руководителей . 3.Психологическая диагностика учащихся:

содержание диагностики одарённых обучающихся старших классов:

1. Профессиональное самоопределение 2. Конкурентоспособность личности 3. Портфолио личностного развития

Занести полученные результаты в базу данных. По результатам работы составляется Карта индивидуального психологического развития ребенка

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ:

1.Освоение знаний об основных биологических теориях, о методах биологических наук, о строении, многообразии и особенностях биосистем, выдающихся биологических открытиях и исследованиях в современной науке. 2. Овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования и грамотно оформлять полученные результаты. 3.Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. 4. Использовать приобретённые ЗУН на практике- сформировать ключевые компетенции.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ : в индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим ребенком срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ: предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой дея тельности со своим ребенком.

5 . РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА (почасового)

1.Базовые 2. Профильные 3. Элективные

6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов круг методов и техноло гий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуаль ного образовательного маршрута Учитывая индивидуальные особенности, можно очертить круг методов и техноло гий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуаль ного образовательного маршрута.

Характеристика качеств личности

Любопытство характерно для каждого ребенка и одаренного и обычного. Любознательность-признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одаренным детям в большей степени, чем сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.

Сверхчувствительность к проблеме

Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.

Проблемные, ориентированные на творческую самостоятельную работу задания.

Характеристика качеств личности

Склонность к задачам дивергентного типа

Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов.

Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а также способность разрабатывать существующие идеи.

Работа по разработке новых идей или уже существующих.

Высокая концентрация внимания

Сложные и сравнительно долговременные задания.

Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать нередко выражается в склонности к коллекционированию

Задание по ведению летописи, собирание материала для музея и т.д.

Способность к оценке

Производное критического мышления

Задания по анализу собственной или чужой деятельности.

Одаренные дети могут, если не все, то многое.

Развивать и поддерживать широту интересов (например, добавить занятие с другими специалистами).

7. ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

Организация социального партнёрства

Для работы над проектами по биологии и экологии привлекаются специалисты из лабораторий микробиологии и аналитической химии СЭС, Кавминкурортресурсы, Железноводского лесничества, гидрогеологической станции, Дома детского творчества.

8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ УСПЕХОВ ОБУЧАЮЩЕГОСЯНА КАЖДОМ ЭТАПЕ ОСВОЕНИЯ МАРШРУТА. Способы оценивания по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагно стики. Самооценку обучающийся может провести по схеме самоанализа.

Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?).

Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?).

Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?).

Какова эффективность моих действий? (Чему научился?; Что необходимо еще сделать?).

Возможные формы занятий для одаренных воспитанников, занимающихся по индивидуальному образовательному маршруту:

Беседа; Экскурсия; Наблюдение; Практическое занятие; Тренинг; Творческая мастерская Творческий отчет; Эксперимент; Эвристическая беседа; Мозговой штурм, Проектная деятельность

Возможные формы подведения итогов:

Методическая разработка по теме:
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка.

Старший дошкольный возраст.

Предварительный просмотр:

Индивидуальная карта и маршрутное сопровождение ребёнка дошкольного возраста с признаками одарённости.

Фамилия, имя дата рождения- Никонова Полина Сергеевна-6 лет.

Дошкольное образовательное учреждение МАДОУ №68 д/с «Ромашка».

Характеристика муз. способностей

Цели и задачи образовательной работы.

Раздел основной образовательной программы реализуемый в индивидуальной работе.

Используемые технологии и методики.

Примерные сроки достижения результатов.

Критерии оценки эффективности индивидуальной работы.

Старший дошкольный возраст.

Старшая группа №4.

Полина-у девочки ярко выражены музыкальные способности. Она любит музыку, артистична, быстро отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает, сочиняет свои мелодии. Девочка свободно воспроизводит мелодию голосом, точно её интонируя, подбирает по слуху на музыкальном инструменте. Когда она поет, то вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение. Её речь грамматически правильна, выразительна и эмоциональна: она с легкостью изменяет силу голоса, темп, тембр, высоту, динамику. Девочка отличается высокой любознательностью и наблюдательностью, способностью отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Она легко устанавливает контакт с собеседником.

Сохранение и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка представляется очень важной и актуальной задачей, поэтому для работы с Полиной был составлен индивидуальный образовательный маршрут.

Цель: создание оптимальных условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.

— раскрыть музыкальные способности;

— совершенствовать и расширять систему дополнительного образования;

— вовлекать в конкурсы на различном уровне;

— создавать насыщенную предметно-развивающую музыкальную среду

— повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в вопросах

поддержки и сопровождения способных детей.

«Художественно-эстетическое развитие»-(ладовое чувство, чувство ритма, творчество)

1 .Педагогический мониторинг.

Определение «проблемных» и «успешных» зон развития- углублённое диагностическое обследование

-Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребёнка;

-Подбор методик, определение методов и приёмов работы.

-подбор индивидуальных заданий;

-связь с родителями и педагогами;

Читайте так же:  Кто начисляет пособие по уходу за ребенком до 15 лет для работающих

-Корректировка задач, методов работы с ребёнком.

2.Формы работы с одаренными детьми: творческие мастерские, , работа по индивидуальным планам, участие в конкурсах, фестивалях, кружках .

3.Использование методик направленных на обеспечение эмоционального благополучия и развития вокально-хоровых навыков-музыкотерапия;

-Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой;

-Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова и т. д., а также:

метод наблюдения за музыкой; метод сопереживания; метод моделирования художественного творческого процесса; метод интонационно стилевого постижения музыки.
4.Педагогическая технология развития сотрудничества у старших дошкольников в процессе пения.

«Проектирование индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка» учителя русского языка и литературы Куликовой И.М.

В данной статье Куликовой И. М. «Проектирование индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка» описывается система работы с одаренными детьми, особенности работы в сельской школе; поэтапно описывается работа по созданию и реализации индивидуального проекта (образовательного маршрута) с конкретным одаренным ребенком. Приводятся задания, способствующие развитию одаренности школьника; основные формы тьюторского сопровождения; результаты диагностики; лист индивидуального образовательного маршрута; индивидуальный учебный план (недельный) ученицы.

Просмотр содержимого документа
««Проектирование индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка» учителя русского языка и литературы Куликовой И.М.»

Проектирование индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка.

«В душе каждого ребенка

есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой,

они красиво зазвучат».

В данной статье поэтапно описывается работа по созданию и реализации индивидуального проекта (образовательного маршрута) с одаренным ребенком.

Работа с одаренными детьми мною ведется в системе: урок- факультатив — элективный курс — кружок – проект. Например, на занятиях элективного курса «Учимся писать реферат» изучаются требования к реферату, на уроке литературы в начале учебного года составляется проект, на факультативных занятиях проводятся индивидуальные консультации, взаиморецензирование работ учащимися. В конце учебного года все учащиеся (кто на уроке, кто на ЭК) на зачете защищают свою работу. Затем происходит определение лучшей работы и выдвижение ее для научно-практической конференции; печатание в ученическом журнале, газете (статья); для участия в литературных конкурсах.

Для работы с одаренными детьми мною разработана программа и преподается факультативный курс «Филология», элективный курс, где работа ведется по разным направлениям:

1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;

2) интеллектуальные и творческие конкурсы;

3) исследовательская деятельность

Цель программы: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – научно- исследовательская деятельность, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Принимая участие в школьной научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.

Работаю с детьми в данном направлении 13 лет. Ежегодно к научно-практической конференции проводим 2-3 исследования по литературе и русскому языку.

Филологическое направление основной общеобразовательной программы школы реализуется через интегрированную урочную и внеурочную деятельность (элективные и факультативные курсы), где происходит формирование ИКТ-компетенций обучающихся и основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, предусматривающих активные формы творческой самостоятельной деятельности учащихся, выполнение ими работы исследовательского характера. Русский язык и литература как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными детьми. Однако в сельской школе работа в данном направлении осложняется тем, что наполняемость классов составляет 8-16 человек; следовательно, талантливых детей не так уж много. В то же время в сельской школе обучение в основном индивидуальное, дифференцированное, личностно-ориентированное. Поэтому есть необходимые условия для раскрытия и развития способных учеников. Эта работа носит длительный и кропотливый характер. Одаренных детей выявляю в 5 классе и целенаправленно занимаюсь с каждым индивидуально. Для исследовательской деятельности мною были выбраны несколько детей. Одна из них Роговая Дарья, ученица 8 класса. Дарья Обладает следующими качествами: способность к быстрому усвоению и отличная память; любопытство, любознательность, стремление к знаниям; высокая личностная ответственность; самостоятельность суждений; адекватная самооценка.

Для сопровождения Дарьи разработан лист индивидуального образовательного маршрута. Методика построения индивидуального образовательного маршрута состоит из следующих обязательных этапов: диагностика потенциальных способностей, диагностика собственного выбора и заказа родителей; выбор структуры маршрута и программ, способов и форм интеграции с дополнительным образованием; построение индивидуальной; образовательной программы конкретного учащегося; подбор методик для внутренней и внешней оценки результатов реализации учащегося.

учащийся научится выделять и формулировать проблему, гипотезу, ставить цели и задачи, находить пути их решения, отбирать материал, анализировать и обобщать материал, создавать презентацию и сокращать исследовательскую работу до пятиминутного устного выступления, выступать при защите работы.

Задания, способствующие развитию одаренности школьника.

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка

Цель индивидуального образовательного маршрута: создание условий для формирования личностного ипрофессионального самоопределения одарённого ребёнка посредством вокального искусства.

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Первомайского района Тамбовской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества»

Первомайского района Тамбовской области

от 29 августа 2016 г

«Дом детского творчества»

____________ Н.А. Павлова

Приказ № от 2016г.

К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «ЛИРА»

учащейся МБОУ ДО «Дом детского творчества»

Ситниковой Александры– 16 лет

Срок реализации – 1 год

Автор-составитель

Ломакина Оксана Александровна

педагог дополнительного образования

На современном этапе обновления образовательного процесса в организации дополнительного образования характерной чертой является ориентация на максимальную индивидуализацию развития ребёнка под руководством педагога дополнительного образования. Реализация данного подхода осуществляется посредством разработки индивидуальных образовательных маршрутов.

Дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности. Ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание. Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

Данный образовательный маршрут актуален, так как проблемы развития и воспитания детского голоса в вокальном искусстве стоит сегодня очень остро. Потому как появилось большое количество вокальных студий, коллективов, всевозможных конкурсов, фестивалей и в ремя предъявляет к детскому голосу очень высокие требования.

Актуальность заключается в оригинальном сочетании психологических, художественных, физических и социальных условий для развития творческой деятельности учащихся. Современные жизненные условия выдвигают свои требования: быть инициативными; нестандартно мыслящими; быть ориентированными на лучшие результаты.

Выбор того или иного индивидуального маршрута определяется комплексом факторов: особенностями, интересами и потребностями самого ребёнка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; возможностями удовлетворить образовательные потребности одарённой личности; ресурсными возможностями.

Индивидуальный образовательный маршрут — это программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности .

Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту основана на следующих принципах:

-индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности педагога и учащегося;

— вариативность программ, учебных курсов, что позволяет реализовать образовательные потребности учащихся, их родителей.

Цель индивидуального образовательного маршрута: создание условий для формирования личностного ипрофессионального самоопределения одарённого ребёнка посредством вокального искусства.

Задачи индивидуального образовательного маршрута:

  • совершенствовать знания о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра, приёмах стилизации эстрадной песни;
  • овладеть более глубокими навыками вокальной культуры исполнения (передача голосом внутреннего эмоционального состояния), навыками сценического мастерства;

— обучить исполнению произведения в различных стилях( на иностранномязыке), пониманию идеи музыкального произведения и выражению его образа и эмоциональной глубины.

— способствовать развитию сценической речи, образного мышления через

пластику и ритмику, импровизацию, эмоциональное раскрепощение;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

— развить вокальную технику в джазовой манере исполнения «глиссандо», «мелизмы», «форшлаги».

— повысить роль самостоятельной творческой работы педагога и учащегося, реализуя творческий проект;

  • воспитывать социально-ценностное отношение к культурному наследию вокально-сценического искусства,
  • повысить мотивацию к концертной деятельности, формировать профессиональное самоопределение;

Ожидаемые результаты индивидуального образовательного маршрута

  • историю современной музыки, стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни;
  • знать правила охраны голоса в предмутационный период;
  • основные приёмы постановки мюзикла.
  • повысить уровень вокального исполнительства , свободно использовать дополнительные регистры — фальцетный, свистковый (флажолетный), смену тембровых оттенков голоса ;
  • чисто исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;

— стимулировать потребность к творческому самовыражению обучающихся,

способствовать приобретению их социального опыта в процессе деятельности.

  • овладеть навыком сценической культуры- голосом, мимикой и телом;
  • владеть техникой исполнения произведений на иностранном языке в джазовой манере пения;
  • самостоятельно импровизировать и сочинять мелодии на заданные темы, композиции песен, осуществлять постановку мюзикла.

Индивидуальный образовательный маршрут

Ситниковой Александры Геннадьевны, учащейся творческого объединения «Лира».Срок реализации образовательного маршрута– 2016 – 2017 учебный год, 144 часа – 2 раза в неделю по 2 часа, возраст учащейся — 16 лет.

Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие одаренного ребенка, направлен на преодоление трудностей и создание максимально благоприятных условий для развития творческой личности.

Характеристика личностных качеств

За годы обучения Александра зарекомендовала себя только с положительной стороны. Она старательная, внимательная, дисциплинированная, аккуратная, любознательная девочка. Жизнерадостность, оптимизм, открытость, дружелюбие, умение отстаивать свои взгляды и убеждения — отличительные черты характера Ситниковой Александры. Она творчески развитая личность, ориентированная на успех, максимально адаптированная к современным условиям.

Читайте так же:  Развитие графических навыков у детей 3 лет

За время обучения Александра проявила высокое профессиональное мастерство. Она овладела вокально-техническими умениями и навыками, освоила основы вокального исполнительства, знания по музыкальной грамоте. Александра успешно выступала на концертах, конкурсах разного уровня, интернет-конкурсах и являлась победителем.

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

оксана григорьевская
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

Одним из пунктов инициативы «Наша новая школа» является создание системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности. Для проявления способностей ребёнка необходимы особые условия, и среди них главное – человек, который смог бы увидеть эту одарённость, оценить её должным образом и помочь её раскрытию, и это особенно важно в дошкольном возрасте.

Когда одарённые дети вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперёд. В результате у них может угаснуть познавательный интерес, желание заниматься. Поэтому на фронтальных, групповых, индивидуальных занятиях таким детям следует предлагать усложнённые варианты заданий, всё это в рамках требований ФГОС. Такой подход к организации образовательного процесса реализует принцип индивидуально – дифференцированного подхода и окажет помощь детям в развитии их способностей и одарённости.

Основные принципы организации работы с одаренными детьми:

— Обучение на более высоком уровне трудности

— Создание обогащенной предметной и образовательной среды, способствующей развитию одаренности ребенка

Индивидуализация и дифференциация обучения

— Психолого-педагогическая поддержка ребенка

— Использование новых образовательных технологий

Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики.

Наблюдения за детьми, диагностические обследования позволили выявить и одарённых детей, которых характеризует выраженная активность, устойчивый интерес к разным видам деятельности и сферам действительности, высокий уровень развития способностей и овладения детскими видами деятельности.

Наблюдая за детьми своей группы, я обратила внимание, на Артёма О. Проведя с ним диагностику, с помощью методического пособия «Развитие творческих способностей дошкольников» авторов Котовой Е. В., Кузнецовой СВ., Романовой Т. А., я выявила, что Артём проявляет способности к словотворчеству. Литературный опыт активно используется этим ребёнком в творческой речевой деятельности при создании собственных стихов, сказок, загадок. На основе наблюдений, диагностических обследований я составила индивидуальный маршрут для Артёма О.

Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка

Возраст – 6,5 лет

Вид одарённости – художественная

Склонности – сочинение сказок, стихов, загадок

Форма работы – индивидуальная работа

Сопровождающий педагог – воспитатель Григорьевская Оксана Николаевна

Характеристика на воспитанника подготовительной группы Артёма О

Мальчик поступил в группу в сентябре 2011 года, в возрасте 3 –х лет. Адаптация к воспитателям и детям в группе прошла успешно.

В группе со сверстниками очень общителен, доброжелателен, проявляет инициативу. Охотно контактирует с взрослыми Содержание игровой деятельности разнообразно, умеет пойти на компромисс, уступить, вежлив. В ролевых играх демонстрирует способность к развитию сюжета.

Он обладает достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. С удовольствием слушает чтение произведений, любит читать сам. Ребенок активен в поиске новой информации, стремиться задавать вопросы и экспериментировать. Сформирован определенный объем знаний и навыков.

Психические процессы и речь развиты в соответствии с возрастной нормой Ребенок имеет фонетически правильную речь, пользуется относительно богатым запасом слов, употребляет сложные грамматические структуры. В своей активной речи ребенок выражают свои знания, свое понимание окружающей жизни, переживания. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. С удовольствием придумывает сказку, рассказ. Развернуто рассказывает о своих впечатлениях и чувствах. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта; рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем; умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения. стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает; с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

На занятиях активен, проявляет интерес ко всем видам деятельности, стремится к конечному положительному результату деятельности. Старателен, прилежен.

Ребенок воспитывается в полной семье. Родители систематически интересуются успехами сына, оказывают необходимую помощь воспитателям. Атмосфера в семье дружелюбная, относиться к родителям и младшей сестре с большой любовью.

Цель: создание необходимых условий для реализации интереса ребёнка к сочинительству.

• способствовать развитию навыков чтения

• продолжать развивать интерес к театрализованной игре через активное вовлечение в игровые действия;

развивать память;

• содействовать проявлению активности, самостоятельности, эмоциональности и выразительности в движениях и речи;

• воспитывать чувство удовлетворения от совместной с педагогом деятельности;

Месяц Неделя Используемые приёмы Цель Применение детского творчества

4-я Этюд «Весёлые человечки»

Этюд «Собираемся на бал» Развитие воображения, эмоциональности Режиссёрские игры, драматизации, музыкальные игры

4-я Игры и упражнения «Семья слов», «Какой? Какая? Какое?», «Подбери слова».

Развивающая игра «Придумай имя»

Игры «Добавь словечко», «Придумай красивое предложение»

Игра «Чудесные вещи»

Использование разных частей речи, активизация словаря

Развитие воображения, обучение словесной импровизации

Расширение словарного запаса, развитие умения распространять предложения

Развитие креативности мышления, обучение словесной импровизации Подготовка к обучению грамоте

Придумывание сказок, составление рассказов, игровая деятельность

Художественная деятельность, творческие игры

4-я «Сочинение сказки»

Игра «Придумай, о чём может идти речь»

Творческое задание «Необычная машина»

Игра «Зверь, птица, насекомое, небылица»

Обучение придумыванию и пересказываю сказки (последовательность, логика, эмоциональность)

Обучение формированию фраз, согласованию частей речи

Развитие фантазии, обучение модифицированию сюжета

Развитие фантазии при сочинении небылиц, развитие чувства ритма

Художественно – речевое творчество, создание книжек — малышек

Подготовка к обучению грамоте

Продуктивная деятельность, творческие игры

Придумывание окончания стихов, игры — фантазии

Игра «Как лучше сказать?»

Творческое задание «Нарисуем портрет»

Употребление образных слов и выражений, разных частей речи, придумывание рифм

Формирование представления об описании и его структурных элементах

Обучение составлению схем разных рассказов Сочинение стихов, словотворчество

Продуктивная деятельность, описательные рассказы, монологическая речь

Рассказывание по картинам, описательные рассказы, игровая деятельность

4-я Работа с малыми фольклорными формами

Работа с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»

Сопоставительный анализ сказок

Работа со сказкой Д. Родари «Хитрый Буратино» (картинка-идея)

Малые фольклорные формы (придумывание загадок)

Упражнения-фантазии по стихотворениям

Осмысливание значения пословиц, составление по ним небольших рассказов и сказок

Развитие представления о композиции рассказа, обучение придумыванию продолжения и окончания рассказа

Понимание сходства и различия сюжетов в идеях сказок, использование выразительных средств для придумывания окончания сказок

Радость от общения со сказкой, развитие речетворческих способностей

Понимание образных выражений, формирование чувства рифмы

Формирование представлений об образно-выразительных средствах языка, обучение подбору эпитетов и сравнений Игровая деятельность, художественно-речевое творчество

Чтение художественной литературы, самостоятельное сочинение, продуктивная деятельность

Чтение художественной литературы, художественно-речевая деятельность

Продуктивная деятельность, создание книжек-малышек

Самостоятельное сочинение, словотворчество, игровая деятельность

Сочинение стихов, загадок, словотворчество

4-я Работа с басней

Творческое рассказывание по картине И. Левитана «Март»

Сравнение рассказа и сказки, творческие задания

Творческое задание по стихотворению И. Сурикова «Зима» Обучение пониманию аллегории, развитие чуткости к восприятию образного строя языка басни

Воспитание желания выразить в слове свои переживания и впечатления

Обучение составлению лирических рассказов и сказок

Обучение умению чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, подбирать эпитеты, сравнения и метафоры Чтение художественной литературы

Художественная деятельность и восприятие произведений искусства

Чтение художественной литературы, художественная деятельность

Сочинение стихов, загадок, словотворчество

Работа со стихотворением С. Михалкова «Дядя Стёпа»

Работа со сказками Д. Родари «Сказки, у которых три конца»

Творческое задание «Придумай сказку»

Придумывание коротких стихов с опорой на картинку, по готовой рифме Развитие способности замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения, понимать переносное значение метафор, фразеологизмов

Развитие фантазии, умения активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях

Развитие фантазии, воображения, умения применять полученные знания и умения самостоятельно

Развитие чувства рифмы и ритма, умения использовать образный язык стихотворения Сочинение стихов, рассказов, сказок, самостоятельное творчество

Самостоятельное придумывание сказок, продуктивная деятельность, игры — импровизации, драматизации

Сочинение сказок, их обыгрывание, участие в театрализованных праздниках

Создание книжек — малышек, участие в конкурсах

Май Изготовление книжки стихов и сказок и создавление мультфильма по придуманному рассказу «Полёт к планете «Дружба»» в программе Стрейч Онлайн

Вывод: в результате работы с ребёнком по индивидуальному маршруту у него повышается уровень речевого развития и словесного творчества, появляется желание проявлять свою инициативу, способности. Ребёнок самостоятельно научился читать, проявляет повышенный интерес к чтению, посещает городскую библиотеку. Индивидуальный подход в данной работе с поддержкой родителей, даёт высокие результаты, положительно влияет на его развитие.

Игры для развития речи.

«Отгадай, что я вижу». Предложить ребенку отгадать задуманное слово, которое задумали, пользуясь словами-подсказками. Такая игра насыщена прилагательными и глаголами –то есть теми частями речи, которые детьми усваиваются с трудом, но от которых зависит образность, красота и точность высказывания.

Читайте так же:  Расчет по уходу за ребенком до 15 лет в 2019 году

«Добавь словечко». Эта игра способствует словотворчеству детей, что в свою очередь помогает им освоить русский язык, его грамматику. Особенно детям нравится сочинять стихотворные небылицы.

«Сочинялки». Предложить ребенку сочинить сказку про какой-нибудь понравившийся объект. Эта игра учит фантазировать ребенка.

«Звуки улицы». Попросите ребенка закрыть глаза и прислушаться к звукам вокруг. Пусть ребенок перечислит все, что он услышал. Такая игра позволит ребенку не только научиться внимательно слушать, но и развивает его речь.

«Бывает- не бывает». Предложить ребенку подтвердить правильность высказывания словами бывает-не бывает. Такая игра развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.

«Найди неправильную букву». Среди нескольких букв нужно найти зеркально написанную. Такая игра очень полезна для профилактики ошибок при письме.

«Скажи слово руками». Попросить ребенка прохлопать, протопать, прокивать заданное слово.

По методическому пособию «Развитие творческих способностей дошкольников» авторы Котова Е. В., Кузнецова СВ., Романова Т. А

Цель: определение способности к самостоятельному построению наглядной модели — подсказки, отражающей услышанную сказку.

Оборудование: набор цветных карандашей или фломастеров, лист бумаги, текст рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ».

Дети рассаживаются за столиками, и педагог рассказывает им историю, к которой нужно нарисовать подсказку. Затем читает детям рассказ Е. Чарушина, либо рассказывает небольшую историю, придуманную им самим. После рассказа дети рисуют на своих листочках подсказки к услышанной истории.

Показатель — овладение детьми действием построения модели истории.

Низкий уровень — отказываются от выполнения задания, либо рисуют модель, не соответствующую услышанному, либо модель в целом соответствует рассказу, но в ней пропущено много важных эпизодов.

Средний уровень — изображенная модель соответствует услышанной истории, правильно воспроизводят последовательность основных эпизодов, но допущены негрубые ошибки (пропуск одного-двух персонажей или эпизодов, не самых важных).

Высокий уровень — построенная модель точно соответствует структуре рассказа.

Цель: диагностирование умения сочинять сказки и истории с опорой на символические средства.

Оборудование: лист бумаги с изображенной на нем моделью.

Педагог говорит детям, что Баба Яга прислала им подарок, и прикрепляет к фланелеграфу лист бумаги с моделью. Это подсказка, с помощью которой можно придумать разные интересные истории. Важно обратить внимание на то, что Баба Яга очень хитрая, поэтому придумала необычную подсказку — надо ее внимательно рассмотреть и о чем-то догадаться. Затем каждый ребенок рассказывает сочиненную им историю или сказку. После того как все дети закончат рассказывать, педагог спрашивает, в чем же заключалась хитрость Бабы Яги (в подсказке три кружка: два белых и черно-белый, а в сказке два героя — в последнем эпизоде черно-белый кружок превращается в белый). Педагог благодарит всех детей за рассказанные истории и обещает передать их Бабе Яге (придуманные истории записываются).

Показатель — использование символических средств при сочинении сказок и историй.

Низкий уровень — не могут превратить заместители контрастных цветов в противоположные по смыслу персонажи даже при помощи наводящих вопросов типа: «Как ты думаешь, какой характер у наших героев?» «Обрати внимание на кружки, какого они цвета?»

Средний уровень — превращают заместители в противоположных по смыслу персонажей с помощью наводящих вопросов.

Высокий уровень — находят объяснение превращению в последнем эпизоде черно-белого персонажа в белый.

Цель: диагностирование умения сочинять сказки и истории на заданную тему.

Педагог предлагает детям придумать свои собственные сказки о том, как однажды солнышко спряталось за тучу, и что потом случилось. Дети по очереди рассказывают, а педагог по ходу оценивает уровень развития воображения (детям эти оценки не сообщаются). Если ребенок испытывает затруднения при сочинении, ему задаются наводящие вопросы.

Показатель — элементы творчества при сочинении сказок.

Низкий уровень — не могут справиться с заданием даже при помощи педагога, либо придумывают схематичную и неоригинальную сказку.

Средний уровень — самостоятельно выполняют задание, при этом придуманная ими сказка схематична, без деталей, неоригинальна; либо придумывают с элементами оригинальности, деталями, но при помощи педагога.

Высокий уровень — самостоятельно придумывают сказку с деталями и элементами оригинальности.

Цель: выявление уровня развития показателей творчества (сочинительского и исполнительского) в ходе воплощения заданного образа с помощью языка выразительных движений.

Педагог просит помочь ему придумать сказку про Чудище, а потом поиграть в нее. Начинает рассказывать, а дети дополняют разными подробностями, деталями, чтобы лучше представить, что происходит.

Затем просит детей попробовать рассказать эту сказку с помощью движений. Стараться двигаться выразительно, чтобы без слов было понятно, кого они изображают, что делает каждый герой, какие у него настроение, характер. Подсказывает, что перед началом исполнения партнеры могут договориться, как разыгрывать сказку, кто какую роль исполняет, с какого места начинает и т. п. Кроме того, обращает внимание детей на то, что «Чудище — невиданное», значит и движения у него ни на кого не похожие. Педагог просит придумать для Чудища особенные, необычные движения, чтобы по ним можно было понять, что изображается фантастическое, сказочное существо. Наконец, дети исполняют образно-пластический этюд «Про Чудище».

Для выполнения задания детям даются две попытки. Перед повтором партнеры (в паре) меняются ролями и могут дополнительно обсудить, уточнить способы совместного воплощения образного содержания.

Примечание. Во время исполнения этюда педагог, подсказывая ключевые фразы, делает между ними паузы, достаточные для того, чтобы дети могли не торопясь передать в движении заданный смысл, наполнив его деталями и подробностями. В паузе перед повтором педагог не делает замечаний, а лишь дает общую рекомендацию: попытаться передать образ по-своему, не повторяя того, что делал партнер в первой попытке; стараться быть в образе от начала до конца этюда, выразительно передавая в пластике особенности его характера, переживаний, действий.

1-й показатель — сочинительское творчество.

Нулевой уровень — отказываются выполнять задание вообще; повторяют известные по обучению способы передачи образа с заметным несоответствием заданному смыслу.

Низкий уровень — повторяют показ партнера в первой попытке; подбирают уже известные способы передачи образа в соответствии с общим заданным смыслом; используют в большинстве случаев схематические движения, без деталей; оригинальность двигательно-пластического образа проявляют в движениях, которые не осваивались в ходе обучения, не встречаются в композициях других детей и самим «автором» демонстрируются впервые; выстраивают «рваную» композицию, без «связок» между эпизодами.

Средний уровень — самостоятельно подбирают подходящие по смыслу способы воплощения образа, близкие к известным по обучению, иногда превнося некоторые оригинальные штрихи вспомогательного плана (существенно не изменяя основной способ); показывают более или менее детализированные способы; композиция имеет связки между эпизодами, но не во всех случаях.

Высокий уровень — находят собственные оригинальные способы воплощения образа, вспомогательные штрихи, наиболее точно передающие заданный смысл; хорошо детализируют двигательно-пластический образ; композиция этюда связная, целостная.

2-й показатель — исполнительское творчество.

Нулевой уровень — отказываются выполнять задание; выполняют движения невыразительно, вне образа, без какой-либо перестройки привычной пластики.

Низкий уровень — есть фрагменты перестройки пластики в соответствии с характерными особенностями образа, но при этом движение охватывает не все тело (например, руки и ноги — в образе, а мимика — свойственна самому ребенку); пытаются скорректировать свое исполнение, но неудачно.

Средний уровень — показывают (более или менее продолжительно) движение всем телом, но исполнение не яркое, несколько поверхностное (внутренне чуть отстраненное); попытки улучшить свое исполнение приносят заметный результат.

Высокий уровень — достаточно продолжительно (иногда от начала до конца исполнения) удерживают образ, двигаясь всем телом, ярко, в своеобразной манере, с очевидным внутренним «проживанием» образа; стремятся к более выразительному исполнению, в результате чего смысл передается более точно.

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка на первое полугодие 2014-2015 учебного года ОБЩИЕ ДАННЫЕ Ф. И. О. ребенка А. Витя.

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника Возраст ребенка: 6 лет Пол: женский Проблема: слабо развито понятие о звуковой структуре слова Цель индивидуального маршрута: развитие.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР Калиничева В. В. Новикова И. В. Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях специального детского сада во многом.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ) Представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу позиции субъекта.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка ФИО ребенка Кирилл А. Дата рождения 18.05.2012г Фамилия имя отчество бабушки, возраст Е. Г. Дата начала ИОМ 1.10.2015г Проблема: Ребёнок.

Индивидуальный образовательный маршрут, создание специальных условий с ребенком ОВЗ (особенности физического развития) Начну выступление со слов Василия Александровича Сухомлинского «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,.

Карта одаренного ребенка Карта одаренного ребенка. 1. ФИО ребенка: Коновалова Мария Алексеевна 2. Дата рождения: 24.01.12 3. Ф. И. О. мамы, образование: Коновалова Ольга.

Коррекционная работа-индивидуальный маршрут развития (первая младшая группа) Индивидуальный маршрут развития Ф. И. воспитанника группа «Гномики» возраст 2 года 3 месяца № п/п Образовательные области Основные задачи.