Меню

Характер детей младшего школьного возраста

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель исследования — выяснить, какими путями формируется характер младших школьников, каковы его особенности и недостатки; рассмотреть эти особенности на примере учащихся 2-А класса МОУ СОШ №2 им. К. Д. Бальмонта и провести исследование, которое поможет наметить программу по развитию недостающих черт характера учащихся 2-А класса.

Основной метод, использованный в работе, это эксперимент, вспомогательный метод — тестирование, которое поможет в измерении индивидуальных различий характера.

После подробного изучения теоретических положений по данной теме удалось выяснить, что биологическую основу характера составляет темперамент, а его физиологической основой является тип нервной системы. Тип нервной системы может помогать или затруднять формирование тех или иных свойств характера. Характер — это всегда продукт общества, он формируется в деятельности и общении. Формы социальных взаимоотношений играют ведущую роль в формировании характера. На характер влияют интересы человека, потребности, интеллект и способности, воля, эмоции, а также самооценка и общественное мнение. Характер проявляется в содержании и в форме поведения, в деятельности, в направленности личности, в действиях и поступках.

Далее было проведено исследование особенностей характера учащихся 2-А класса МОУ СОШ №2 им. К. Д. Бальмонта, которые посещают группу продленного дня. Их количество 13 человек.

Исследование началось с проведения тестов, помогающих определить тип темперамента, преобладающие черты характера у детей: тест «Определение темперамента ребенка», Волков Б. С., Волкова Н. В., тест «Кактус», Панфилова М. А.

В результате было выявлено, что дети 2-А класса обладают различными типами темперамента, но большинство все же имеют черты характера, свойственные активным типам темперамента. Дети с такой биологической основой характера активные, общительные, энергичные, целеустремленные или, по крайней мере, имеют все возможности для формирования таких черт характера при наличии правильных условий. Но проблема заключается в том, что дети не могут продемонстрировать эти качества, потому что у них не развито понятие коллективизма. Они сдерживают свою активность, вырабатывая тем самым такое качество, как интровертированность.

Для получения более подробных результатов был проведен еще один тест, в результате которого выяснилось, что, действительно, у детей преобладают такие черты характера, как эгоцентризм, демонстративность и интровертированность.

Кроме того, были особо выделены двое учащихся, у которых возможностей к развитию общительности и коллективизма значительно меньше, т.к. биологическую основу их характера составляет пассивный меланхоличный тип темперамента. Для них характерны такие черты характера, как чувствительность, тревожность, робость, стеснительность социальная пассивность и неуверенность. Им особенно трудно в данном коллективе, потому что таким детям необходимо, чтобы не только учитель, но и сверстники помогали им адаптироваться в коллективе, но в условиях разобщенности это невозможно.

Таким образом, в процессе исследования выявились проблемы формирования характера у учащихся 2-А класса МОУ СОШ №2 им. К. Д. Бальмонта. Оказалось, что самая главная проблема заключается в неумении общаться со сверстниками и работать в коллективе. Эти черты характера нужно развивать с помощью различных коллективных игр и упражнений, примерные варианты которых были подобраны в качестве программы, которая и составляет собой основу эксперимента: игры «Клубочек», «Найди друга» и др.

Реализация этой программы предполагает положительный результат, т.е. формирование коллективного духа, уверенности в себе и общительности у детей в данной группе. Кроме этого, разработанная программа поможет двоим учащимся, испытывающим наибольшие трудности в межличностном общении, адаптироваться в коллективе, а остальные учащиеся научатся уважать мнения друг друга, действовать не только в интересах себя, но и всей группы. Положительный эффект от реализации программы можно снова проверить с помощью примененных тестов.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

С приходом в школу меняется образ жизни детей, их обязанности и задачи. Меняется и их психология. Происходит переход от игровой деятельности к учебной, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Меняется система личностных взаимоотношений: если раньше дети просто играли, то теперь от них требуется внимание, родители и учителя хотят, чтобы они получали и могли применить знания, оценивают их. Дети учатся контролировать свое внимание, волю, поведение.

Это довольно трудный период в жизни ребенка, светлое ожидание какого-то чуда от прихода в школу рушится практически в первые дни, ведь вместо чудес дети получают трудности, им нужно работать: слушать и запоминать, читать, писать, выполнять задания, да еще и строить новые отношения — с учителем и одноклассниками. Особенно трудно «домашним» детям, тем, которые не ходили в детский сад.

Кризис 7 лет

В 7 лет у ребенка происходит внутренний перелом. Он пытается понять, кто он и чего от него хотят. Прежде чем что-то совершить, ребенок уже задумывается, чем это чревато для него. Многие дети начинают «что-то из себя изображать», то есть ищут свою роль.

В возрасте 6-8 лет дети еще довольно импульсивны, действуют под влиянием сиюминутных эмоций, у них пока недостаточно воли, они могут опустить руки при неудаче и перестать двигаться к цели. Кроме того, могут отмечаться упрямство и капризность. Читайте подробнее о Кризисе младшего школьного возраста.

Приблизительно с 9 лет дети уже начинают контролировать свои эмоции и поведение. Ребенок учится выражать свои чувства, гнев словесно (раньше он делал это с помощью плача или кулаков), может иронизировать, обсуждать что-то или кого-то.

Формируются моральные качества:

  • совесть;
  • чувство ответственности за себя, друзей, класс;
  • сочувствие чужой беде;
  • протест против несправедливости.

Младший школьный возраст очень важен для закладки основных качеств характера, психологии человека, именно в этом возрасте дети начинают разграничивать добро и зло, хорошее и плохое, оценивать поступки свои и другого, усваивают правила и нормы общения. У ребенка начинает формироваться внутренняя позиция (собственное мнение, самооценка, отношение к людям и событиям).

Формирование личности

Дети младшего школьного возраста начинают осознавать себя как личность, у них формируется самооценка, и важно помочь им в ее формировании. Ребенок, которому постоянно делают замечания и указывают на неудачи, становится неуверенным в себе, формируется низкая самооценка. А тот, кого поддерживают, поощряют и помогают, приобретает адекватную самооценку, он уверен в себе, но не самоуверен. Если же восхищаться ребенком по поводу и без, не делая никаких замечаний и позволяя все, то это чревато завышенной самооценкой и рождением эгоцентризма, что не менее плохо, чем низкая самооценка.

Этот период важен для закладки трудолюбия и самостоятельности. Ребенку в этом возрасте хочется походить на взрослого, стать самостоятельным. Он стремится все делать сам, учится принимать решения и отвечать за них. Необходимо доверять ребенку домашние дела, давать выполнимые поручения в школе, предоставлять право выбора. Если решать все за него и ограждать от любых трудностей, он вырастет инфантильным. Но и навязывать большое количество заданий и требовать их безупречного исполнения нельзя, это может вызвать отторжение и сопротивление.

Авторитеты

У детей в этом возрасте — безграничное доверие и подчинение взрослому (учителю или родителям), особенно в 1-2 классах. Слова взрослого, его оценка очень важны для ребенка. Даже сами себя дети тоже оценивают пока словами взрослого, поэтому важно не критиковать и не ругать, а мягко направлять, поддерживать веру ребенка в себя.

После третьего класса авторитет учителя уменьшается, важнее становится одобрение сверстников. Важно быть принятым коллективом. В этот период ребята создают неформальные группы со своими правилами поведения и нормами, но пока они еще нестабильны. Тем не менее уже появляются лидеры. Ребенку важно публичное одобрение и его социальный престиж. Он ищет свое место в группе, и кроме отношений с родителями и учителем на его психоэмоциональном состоянии сказываются отношения со сверстниками, с товарищами.

Мотивация может быть двух видов: достижения цели или избегания неудач. Когда ребенка хвалят и поддерживают, ставят ему цели, за которые поощряют, он приобретает мотив достижения цели. Если же его чаще ругают за то, чего он не сделал или сделал недостаточно хорошо, а победы игнорируют, то у ребенка возникает мотив избегания неудач, «лишь бы не ругали». Он губителен для детской психики, для самооценки. В дальнейшем ребенок всю жизнь будет существовать с такой мотивацией и, весьма вероятно, высот не достигнет. Вот почему крайне важно правильно мотивировать и стимулировать ребенка в этом возрасте.

В педагогических работах Ш.А. Амонашвили рекомендует не использовать в начальной школе оценки, особенно низкие, чтобы избежать формирования у детей мотива избегания неудач.

Сначала все дети стремятся хорошо учиться, чтобы получить одобрение взрослых, и расстраиваются от неудач и, тем более, критики. В такой ситуации у них могут формироваться отклонения в поведении, как, например, напускное равнодушие, паясничанье, постоянная взвинченность, нервозность, страх перед наказанием. Со стороны учителя и родителя крайне важно правильно себя повести и направить ребенка на получение знаний без каких-либо личностных оценок и характеристики умственных способностей, заинтересовать его учебой, не делая акцент на хороших или плохих отметках.

К 11 годам дети начинают понимать, что недостаток способностей можно компенсировать прикладыванием больших усилий. Если ребенок хочет учиться, он может контролировать свою волю и сидеть над учебником до тех пор, пока не поймет материал.

В этом возрасте уже четко видны разграничения в способностях детей: у кого-то математический склад ума, у — кого-то гуманитарный, творческий.

Особенностью младшего школьного возраста лет является то, что этот возраст — фундамент всей будущей жизни ребенка. Что будет заложено в возрасте 6-11 лет, то и станет его характером. Поэтому и от учителя, и от родителей требуется терпение и умение ненавязчиво направить и подсказать, научить различать добро и зло и отвечать за свои поступки, привить умение думать и давать адекватную оценку действиям и событиям, и, самое главное, помочь поверить в себя.

Читайте так же:  Развитие графических навыков у детей 3 лет

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Календарь развития ребенка: младший школьный возраст 7–10 лет

Ваш малыш уже познакомился со своей первой учительницей и одноклассниками, и постепенно осваивает жизнь в новом, «школьном» ритме с уроками и первыми домашними заданиями.

В семь–десять лет ведущей деятельностью становится учебная. От того, насколько успешно ребенок адаптировался к обучению, зависит его последующий успех. Кроме того, происходит резкий скачок в физическом, интеллектуальном и психологическом развитии. Появляются совершенно новые социальные роли, которые были неведомы ребенку раньше.

По традиции Я – Родитель дает десять рекомендаций родителям детей в возрасте от семи до десяти лет.

Развитие ребенка в 7–10 лет

Физическое развитие ребенка

Ребенок в возрасте семи–десяти лет становится сильным, выносливым и ловким, имеет потребность в регулярной нагрузке. Понимает и принимает правила командных игр и требования тренера, занимаясь спортом. Легко выполняет размашистые движения. Тонкие движения становятся четче ближе к концу младшего школьного возраста.

Интеллектуальное развитие ребенка

В этом возрасте дети уже успешно осваивают школьную программу. В младших классах они учатся обобщению и знакомятся с различными абстрактными понятиями, сравнивая и различая их между собой. Ближе к концу периода младшего школьного возраста ребенок уже умеет самостоятельно рассуждать, анализировать, делать выводы, становится способен к рефлексии – оценке своего внутреннего состояния. Он может усилием воли сосредоточиться на выполнении определенной задачи и думать тогда, когда это нужно, а не только тогда, когда ему что-то интересно или просто нравится.

Психологическое развитие ребенка

Ребенок в младшем школьном возрасте осознает свою принадлежность к социуму, и примеряет на себя множество новых ролей: ученик, одноклассник, друг, гражданин. Умеет и любит общаться со взрослыми и сверстниками, учитывая не только свои интересы, но и интересы других людей. Способен дать оценку действиям и событиям. Нуждается в поддержке и одобрении взрослого: учителя, родителя. Становится более самостоятельным и инициативным. В этом возрасте начинают выравниваться процессы возбуждения и торможения, и ребенок легче успокаивается, проще реагирует на неудачи.

10 рекомендаций родителям детей младшего школьного возраста

Я – Родитель предлагает вам десять рекомендаций по воспитанию ребенка младшего школьного возраста, которые помогут ему успешно пройти к новый жизненный этап.

1. Обеспечьте регулярную физическую нагрузку и ежедневные прогулки на свежем воздухе

Организм ребенка в возрасте семи–десяти лет испытывает резкий скачок роста. Для гармоничного развития необходимо, чтобы в жизни младшего школьника на регулярной основе присутствовала хорошая физическая нагрузка: активные прогулки, спортивные занятия в секциях или кружок танцев. Минимум полтора–два часа в день ребенку следует проводить на свежем воздухе.

2. Оцените степень готовности ребенка к школьной нагрузке

Проконсультируйтесь с грамотным психологом, который даст оценку готовности малыша к занятиям. Не все дети одного возраста имеют одинаковый уровень психофизического и эмоционального развития. Кому-то будет скучно в классе от простоты заданий и требований, а кому-то может быть невыносимо сложно. Зная слабые и сильные «места» своего ребенка, вы сможете лучше помогать ему с выполнением домашних заданий.

3. Обращайте внимание на отношения ребенка и основного педагога

В начальных классах у ребенка продолжается закладка основы будущей личности. И то, какой педагог попадется младшему школьнику, играет большую роль в ее становлении.

Темперамент, внешность, даже темп речи учителя могут не подойти одному ребенку, и, наоборот, будут приводить в восторг другого.

Например, если ваш ребенок замыкается в себе, когда на него повышают голос, то учителя с громким голосом ему, скорее всего, воспринимать будет сложно. Или же ваш ребенок предпочитает все делать «с чувством, с толком, с расстановкой», а учительница – быстрая и активная: такие два темперамента могут порождать непонимание и трудности с учебой. Это совсем не значит, что нужно менять класс: родителям подобные ситуации скорее показывают, где нужно дополнительно обучать ребенка общению с разными по темпераменту людьми.

4. Пробуждайте и поощряйте интерес у ребенка к чтению

В младшем школьном возрасте ребенок проявляет интерес к чтению и читает самостоятельно. Многие родители считают, что в этом возрасте ребенок должен все читать сам, но в этом случае не стоит удивляться, что интерес к чтению может пропасть.

Интерес надо поддерживать. Ходите вместе с сыном или дочерью в библиотеки, покупайте вместе книги, обменивайтесь книгами с друзьями. Покупайте ребенку те книги, которые его увлекают. Младшие школьники имеют наглядно-образное мышление, поэтому важно выбирать книги с хорошими иллюстрациями. Чтобы привлечь внимание к той или иной литературе, вычитывайте интересные эпизоды с интригующим сюжетом, забавной игрой слов, стихотворениями. Выступайте примером для подражания и читайте дома сами.

Если ваш ребенок с интересом читает описания в каталоге игрушек, комиксы про супергероев или статьи в журнале мод – это знак, свидетельствующий о том, что, скорее всего, в среднем школьном возрасте у вас дома появится вдумчивый книголюб.

5. Поощряйте игровую деятельность ребенка и вовлекайте его в игру

В младшем школьном возрасте игровая деятельность по-прежнему остается жизненно необходимой. В идеале она сопутствует ребенку в школе и дома.

Дети воспринимают информацию наглядно и через действие, они не способны долго удерживать внимание на словах, не подкрепленных визуально или действием. Спектр игр расширяется, наряду с сюжетно-ролевыми дети проявляют интерес к играм с четкими правилами: настольным, командным игровым и командным спортивным.

К тому же, игра помогает сохранить детскую непосредственность, раскованность, которые часто теряются под гнетом новых жизненных обстоятельств и психологических переживаний в возрасте от семи лет.

Дома вы можете обучить ребенка игре в шахматы. Это позволит развить у младшего школьника логику, выработает стратегическое мышление и обучит тактике.

6. Обеспечьте сыну или дочери надежный тыл

В жизни вашего ребенка происходит множество перемен и волнений. А вы – его «главный взрослый». Позаботьтесь о том, чтобы дома его ждал питательный и полезный обед, уют, спокойная атмосфера, душевные разговоры. Будьте заботливы и поддерживайте ребенка во внешних конфликтах, но не решайте их за него.

7. Следите за тем, когда ребенок ложится спать

Избежать утомляемости в школьный период поможет режим дня. Помните о том, что ранний подъем требует раннего отбоя.

Если ребенок учится во вторую смену, продумайте, когда ему удобнее и эффективнее делать уроки. Перенесите дополнительные занятия на первую половину дня, чтобы освободить остаток вечера для отдыха и семейного общения, прогулок и игр.

8. Укрепляйте волевые и нравственные качества ребенка

В младшем школьном возрасте начинает укрепляться сила воли, формируются нравственные черты характера. Воспитание воли и нравственных идеалов должно идти не только со стороны школы, но и со стороны семьи.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был целеустремленным, ответственным, честным, отзывчивым, справедливым, – учите его этому на своем примере.

9. Поощряйте самостоятельность в учебе и дома

В младшем школьном возрасте формируется произвольное внимание. Ребенок, прежде достигавший целей, которые ставят перед ним взрослые, учится ставить цели самостоятельно. Таким образом, сын или дочь учатся учиться.

То же касается и самообслуживания. Ребенок в возрасте семи–десяти лет способен сам проконтролировать, чистил ли он зубы, собрал ли портфель, сделал ли домашнее задание. Также важно, чтобы ребенок имел свои обязанности по дому и выполнял их.

10. Следуйте за интересами ребенка

Поощряйте интересы и выдумки ребенка. Богатая фантазия, интерес к различным областям жизни зачастую не могут найти развития или развиваются в недостаточной степени в чрезмерно теоретизированной современной школе, поэтому родителям так важно поддерживать творческие интересы ребенка и направлять его по верному пути, раскрывая способности и таланты.

Формирование характера младшего школьника

Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. «Психология»
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Начало формирования личности следует считать началом формирования характера. Конечно, мы не можем говорить о том, что в период дошкольного и младшего школьного возраста формируются устойчивые черты характера, но предпосылки для формирования, основы его закладываются именно в эти периоды жизни ребенка.
Дошкольный период жизни ребенка очень важный этап развития личности — в школу ребенок приходит с уже усвоенными привычными формами поведения, с определенными отношениями к действительности, с усвоенными нормами поведения.
Поступление в школу вносит существенное изменение в жизнь и деятельность ребенка. Учебная деятельность предъявляет свои требования к ребенку, развивая у него определенные организованные формы поведения, внося большие изменения в его деятельность и его отношения с окружающими. Ребенок этого возраста начинает осознавать себя как член коллектива, занимающийся определенной общественно значимой деятельностью, что признается и всеми окружающими.
Учебная деятельность ставит ребенка в новые отношения с людьми — с товарищами, учителями, родителями. Все это вносит изменения в привычные отношения, которые складывались до поступления в школу.
Ребенок осознает, что изменились отношения к нему, к его деятельности и со стороны взрослых, со стороны родителей; новая деятельность меняет его отношения с товарищами, изменяет его отношение и к самому себе.
В связи с возникновением новой ведущей деятельности — учения — возникают и новые мотивы, связанные с учебной деятельностью: мотивы долга, ответственности, интереса.
В процессе учебной работы школьника, усложнения отношений с людьми воспитательная работа учителя создает условия для развития у учащегося необходимых качеств, которые впоследствии станут основой его характера.
В процессе воспитания можно сформировать характер ребенка, можно изменить и ликвидировать отрицательные черты его характера и привить положительные. Не существует детского характера, который нельзя было бы воспитать и перевоспитать; для этого нужно только создать условия воспитания и обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Учитывая положительное и отрицательное в поведении школьника, узнав, что умеет и как умеет делать ученик, как он проявляет себя в определенной обстановке, учитывая влияния, которые оказывают на учащегося окружающие, учитель сможет воздействовать на формирование положительных черт характера ученика, ставя его в определенные условия и организуя его деятельность. Намечаются следующие основные пути воспитания характера школьника.
1) Формирование коммунистического мировоззрения, убеждений как основы характера. Коммунистическая направленность личности определяется богатством знаний, практической деятельностью, выражается в жизненных устремлениях человека. В воспитании коммунистической направленности личности большое значение имеет обучение, идейно-политическое воспитание, правильные отношения людей в быту, которые создают объективную основу формирования черт характера.
2) Организация деятельности (учебной, игровой, трудовой), в процессе которой человек практически овладевает правилами поведения. Воспитатели создают специальные условия для упражнений и закрепления правильных форм поведения и поступков в творческом труде, в труде коллективном, имеющем общественное значение.
3) Создание целенаправленного коллектива и хороших коллективистических отношений между людьми. В борьбе коллектива за достижение поставленных целей в преодолении трудностей формируются положительные черты характера личности.
4) Воспитательное значение примера людей, с которыми живет, учится и работает человек. Пример знатных людей нашей героической эпохи, пример литературных героев, товарищей, родителей и воспитателей является психологической основой преднамеренного или непреднамеренного подражания, отражается на поступках, отношениях и поведении человека.
5) Самовоспитание — когда человек знает сильные и слабые стороны своего характера и может наметить пути формирования у себя положительных черт характера — имеет огромное значение для воспитания характера.
Расскажем о путях и формах воспитания характера школьника.
Воспитывающий характер начального обучения дает возможность ребенку постепенно усваивать моральные требования, которые ему необходимо соблюдать как члену социалистического общества. В процессе чтения, во время бесед, в яркой и интересной форме, вызывающей определенные положительные эмоции, ребенок усваивает, в соответствии с его возрастом, определенные нормы общественного поведения, общественных отношений. Ученик знакомится со славными делами, поступками, трудовыми ратными подвигами советских людей, восторгается ими и сам желает быть таким, он эмоционально переживает то, о чем слышит и читает, и это особенно запечатлевается в его памяти. Ребенок знает о направленности деятельности людей, у него возникает желание следовать за этими людьми, но еще отсутствуют умения и практический опыт.
Усвоенные детьми моральные требования, понимание их надо связать с моральным практическим опытом школьников. С I класса дети хорошо усваивают принципы морали: человек человеку — друг, товарищ и брат. Один за всех, все за одного.
Включение ребенка в практические дела (помощь дома, помощь товарищам), контроль за их выполнением, обсуждение этих дел и создает условия для приобретения детьми морального опыта, закрепления опыта поведения, который постепенно становится привычным, становится чертой характера.
Эти первоначальные основы морального опыта очень существенны для дальнейшего формирования характера.
Пионерская организация и ее работа по воспитанию у учащихся коммунистической направленности и мировоззрения играет важную роль в воспитании характера. Осознавая себя членом организации, выполняя взятые на себя обязательства, участвуя в общественных мероприятиях, в общественном труде, в походах, коллективных играх, дети на практике овладевают коммунистическими формами поведения.
Большое значение для формирования характера имеет пример других людей: желая походить на взрослых, ребята многое заимствуют у взрослых и подражают им. Поведение морально воспитанного человека, коммунистически убежденного и целенаправленного дает много положительного для формирования правильного поведения и возникновения хороших дел школьников.
В общественно полезном труде создаются наиболее благоприятные условия для воспитания характера школьника. Организованный целенаправленный коллективный труд, имеющий общественное значение, вызывает у учащегося много положительных эмоциональных переживаний, которые формируют правильное отношение к труду, к трудящемуся человеку.
Воспитание характера младшего школьника успешно протекает в коллективе: одновременно с другими чертами характера в коллективной деятельности у ребенка воспитывается такая ценная черта характера, как коллективизм.
Впервые чувство коллективизма у ребенка проявляется еще «в дошкольном возрасте: он стремится быть в кругу своих сверстников, участвовать в коллективных играх и занятиях, подчиняться коллективным требованиям (например, в игре).
Изолированность от коллектива сверстников плохо влияет на ребенка: в результате воспитания в кругу взрослых у детей могут развиваться отрицательные черты характера (замкнутость или чрезмерная развязность, боязнь коллектива, индивидуализм, эгоизм и некоторые другие).
Желание трудиться и играть в коллективе следует рассматривать как естественное и необходимое стремление здорового и полноценного ребенка, как проявление естественной особенности детей этого возраста.
У семи-восьмилетних детей чувство коллективизма, как правило, развито еще слабо. Условия жизни и организация занятий в школе не всегда способствуют воспитанию коллективистических качеств личности.
В процессе учебной работы ученик учится индивидуально, он получает индивидуальную оценку за свой труд. В классе во время занятий школьник находится в коллективе товарищей, но он иногда бывает поставлен в такие условия, при которых в процессе учебной деятельности у него не создаются коллективные отношения.
Учитель обращается к классу, коллективу, но это общее коллективное «мы» иногда переходит в «я». Учительница говорит: «Мы все будем писать хорошо. Все начали писать». Учащиеся это переосмысливают — «Я буду писать хорошо. Я начал писать». «Мы все должны учиться хорошо»,— говорит учительница, но ученик эти слова относит только к себе.
В исследованиях М. Н. Волокитиной показано, что школьники I класса часто обращение ко всему классу, замечание всему классу не относят к себе. Первоклассник еще не осознает себя членом коллектива, не умеет соотнести свое «я» с коллективом. Этому надо учить ребенка, создавая такие условия, где бы он мог учиться поведению в коллективе.
Только когда учитель организует общую трудовую деятельность, ставит общие цели перед всем классом и вызывает стремление действовать сообща, только тогда начинается воспитание коллективизма. У учащихся I—II классов создаются привычные формы поведения в коллективе, которые формируются в условиях коллективного труда, игры, учения. Они закрепляются, и учитель учит переносить это воспитанное отношение в другие ситуации, а это и создает ту основу, на которой воспитывается в дальнейшем важная черта характера — коллективизм.
Опыт воспитательной работы школ показывает пути формирования чувства коллективизма. Например, школьники выращивают цветочную рассаду, разбивают в скверах клумбы, сажают цветы. В ходе коллективной работы дети усваивают такие понятия, как «наши цветы», «наша клумба», «это мы все сделали». В процессе труда возникают новые коллективистические отношения, взаимная помощь, общие переживания, общая целеустремленность, чувство ответственности за всех, за результат коллективной работы. Повторяясь и закрепляясь, такие чувства постепенно становятся чертами характера.
Чувство коллективизма в значительно большей степени проявляется у учащихся III—IV классов. К этому возрасту у детей усложняется их общественная деятельность, большое влияние на их учение и общественную работу оказывает пионерская организация, все больше учащиеся начинают осознавать окружающую жизнь и значение коллектива в труде, в жизни. В коллективе развиваются такие положительные черты характера, как взаимная поддержка, оценка коллективом поведения отдельных членов. Цель коллектива становится для каждого школьника своей личной и в то же время общественной целью.
В коллективной деятельности у школьника воспитывается такая черта характера, как умение подчиняться требованию коллектива и руководителя, умение требовать. Постепенно общественный труд, общественная деятельность развивают у школьников потребность жить и работать в коллективе.
Внимательное, чуткое отношение к другим людям часто еще недостаточно воспитано у младшего школьника. Психологическая особенность детей этого возраста заключается в том, что они, хотя могут уже ответить, как должны вести себя в отношении других людей, проявляют эти качества только в определенной обстановке: в присутствии родителей, учителя. Когда ребенок этого возраста один или среди товарищей, он забывает о том, к а к он должен вести себя.
Следовательно, чуткость как психическое качество, притом сложное, глубокое, не сразу воспитывается у младших школьников, но отдельные проявления его вполне доступны детям этого возраста и могут стать для них привычной формой поведения при соответствующей воспитательной работе учителя.
Воспитание у школьников гуманности как черты характера, выражающей отношение к другим людям, неотделимо от их коллективной деятельности. В коллективном труде развиваются чувства товарищества, воспитывается глубокое уважение и любовь к человеку. У детей младшего школьного возраста гуманность надо воспитывать с первых дней обучения в школе. Сначала это качество проявляется в некоторых практических делах. В классе заболел ученик. Товарищи по классу проявляют к нему внимание, заботу, навещают его, помогают учиться — так приобретается новый опыт поведения и формируется новая черта характера — чуткость.
Следующий аналогичный случай вновь вызывает внимательное и чуткое отношение к товарищу, а затем это отношение к людям становится привычным; возникает потребность чутко, внимательно и любовно относиться не только к заболевшему товарищу, но и вообще к людям, которые нуждаются в заботе, помощи.
Воспитание черт характера, выражающих отношение человека к себе, необходимо начинать уже у детей дошкольного возраста. Продолжая воспитание, у учащихся начальной школы необходимо воспитывать прежде всего скромность.
Отсутствие скромности у детей проявляется в неумении вести себя в коллективе, в классе, среди взрослых, в общественных местах. Это проявляется в том, что ученик начинает перебивать речь других, не дает возможности говорить взрослым, делает неуместные замечания во время беседы, хвалит себя, свои поступки и т. д.
Причину отсутствия скромности у ребенка следует искать прежде всего в семье. Если учащийся I класса в домашней обстановке привык быть в центре внимания и получать, порой незаслуженно, высокую оценку, то и в классе этот школьник требует такого же особого отношения к себе от учителя и товарищей.
Учитель должен терпеливо вести борьбу с проявлениями переоценки своей личности школьниками, постепенно приучая их давать правильную оценку своим действиям и поступкам, воспитывая у учащихся привычку сдерживать себя, не противопоставлять себя коллективу, уважать мнение взрослых и своих товарищей.
Учитель рассказывает детям о скромных людях, объясняет, в чем красота их поступков. Для этой цели он читает им статьи, книги, рассказывает, что скромность украшает человека. В ходе беседы можно сравнивать поступки скромных людей с делами тех, у кого отсутствует скромность, и делать соответствующие выводы. Такие беседы вызывают у учащихся желание подражать скромным, трудолюбивым людям.
Поощряя скромность учащихся, учитель создает условия для формирования этого качества как черты характера. Скромность воспитывается и в семейной обстановке — пример родителей, их отношение к себе и детям, скромность самих родителей является лучшим фактором воспитания скромности детей.
Учащиеся начальной школы часто удачно подмечают недостатки других и критикуют их, но плохо замечают свои недостатки и неохотно говорят о них. Для развития самокритичности у школьника особенно большое значение имеет оценка учителя, которая заставляет учащегося более правильно оценивать самого себя. Учитель приучает школьника к самооценке, научив его находить свои недочеты, ошибки и хорошие стороны в своей работе, научив его оценивать свой труд.
Правильная самооценка способствует общему развитию личности. Если учащийся недооценивает себя, то он обычно переоценивает других людей, переоценивает трудности в учении. Обычно от таких школьников можно услышать: «Да разве я смогу?! Да разве я это знаю?!» В действительности такие учащиеся многое могут, многое знают и умеют, но неверие в свои силы вызывает недооценку себя.
Наоборот, учащийся, который слишком переоценивает себя, недооценивает других и встречающиеся трудности. Отсюда промахи в учении и работе, которые такой ученик чаще всего объясняет несправедливым отношением к нему, тем, что для него умышленно создают такие условия, в которых он терпит неудачи. Часто у подобных учащихся такое недовольство ведет к отрыву от коллектива и порой к озлобленности. С такими учащимися учитель должен вести систематическую индивидуальную работу, добиваясь правильной оценки ими самих себя.
Воспитание самостоятельности как черты характера начинается также уже в дошкольном периоде детства. Проявление самостоятельности можно наблюдать, когда ребенок стремится действовать без помощи взрослых. В таких случаях малыш начинает протестовать. «Я сам»,— говорит он. Если самостоятельность ребенка пресекается взрослыми, то у ребенка могут развиться отрицательные черты характера: упрямство, лень, негативизм.
Исследования А. П. Ларина показали, что основной причиной проявления упрямства у детей является подавление их самостоятельности, свободы, инициативы.
Самостоятельность как черта характера приобретает большое значение в учебной работе. Учитель учит ребенка мыслить и действовать самостоятельно, знакомит его с приемами самостоятельной работы, учит его самостоятельно добиваться знаний и овладевать умениями, освобождая его от излишней опеки.
В раннем детстве очень распространено подражание, которое не теряет своего значения и в школьные годы. Но если ученик чрезмерно подражает и всю свою работу основывает на подражании и всегда ищет пример, шаблон, то у него не развивается инициатива и самостоятельность. Опытный учитель обычно не ориентирует ученика на слепое подражание, он заставляет его разными приемами самостоятельно искать и находить решение задачи.
Ученику можно показать, как делать, но нельзя делать за ученика; необходимо учить его самостоятельно преодолевать трудности.
Воспитание самостоятельности на уроке хорошо организовано в школах Липецкой области.
С первых минут урока учащиеся работают самостоятельно, у них воспитана такая установка — надеяться только на самих себя, но не списывать. Весь урок идет активная самостоятельная работа.
Важным моментом является и то, что школьники сами находят нужный материал.
Отрицательные черты, противоположные самостоятельности, проявляются у учеников как следствие неправильного воспитания. К таким чертам следует отнести негативизм — стремление делать все, противоположное тому, что советуют другие, не считаясь с целесообразностью совета или указания. Это обычное явление у избалованных детей, а иногда у забитых и напуганных, которые не доверяют советам, видят в них какую-то скрытую неприязнь, направленную против них.
И в первом, и во втором случае дети не руководствуются разумными соображениями, не проявляют самостоятельности в решении вопроса, а выражают только одно желание: делать не так, как советуют.
Во время учебных занятий надо учить таких школьников проявлять настойчивость, выдержку, самостоятельность, решительность, дисциплинированность.
Учебная и трудовая деятельность человека всегда требует проявления настойчивости, умения преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца. Рассказывая учащимся о жизни великих ученых, общественных и политических деятелей, учителя дают возможность понять школьникам, что такое настойчивость и как проявлять ее в своей работе. Важно внушить ребенку веру в свои силы, убедить его в том, что данная работа для него посильна, что он может преодолеть трудности. Ребенок младшего школьного возраста часто в процессе работы забывает о цели, стоящей перед ним, в результате этого настойчивость учащегося ослабляется.
Отрицательной чертой характера является упрямство. У младшего школьника упрямство проявляется чаще всего как привычная форма поведения, воспитанная в семье; иногда упрямство выступает как временное состояние, как ответ на несправедливость, обиду и т. д. Учителю важно в каждом отдельном случае раскрыть причину, природу упрямства, индивидуально определять приемы воспитания.
Трудно преодолеть упрямство у детей потому, что они часто путают упрямство с настойчивостью, считая такое качество положительным, хорошим.
Выдержка еще слабо развита у младших школьников; они быстро поддаются настроению и открыто, а порой бурно выражают свои чувства. Если взрослые в семье невыдержанны, это отражается на ребенке — он тоже несдержан, много кричит, шумит. У такого ребенка часто меняется настроение — оно отражает изменение настроения взрослых в семье.
Отсутствие выдержки у ребенка часто бывает связано с его нервными заболеваниями, травмированием его. Этих детей особенно следует оберегать от резких воздействий и не создавать обстановки для проявления невыдержанности. Однако детям не следует и внушать, что они больны, нервны, так как это вызывает еще большее развитие невыдержанности у ребенка.
В учебной работе учитель часто может наблюдать у учащихся проявление решительности или отсутствие ее. На уроке арифметики школьник решил задачу, а руки не поднимает, сомневается, правильно ли решил, или поднимет руку и опять опустит.
Нерешительность ребенка может стать чертой характера, если она является следствием внушения, чрезмерной опеки, особенно в семье: «Да разве ты сделаешь?», «Не бегай — ушибешься», «Не лазай — упадешь» и т. д.
Если ребенок проявил несколько раз решительность, то он начинает верить в себя; у него появляется мысль «я могу». Поверив себе в одном деле и проявив решительность, ребенок начинает проявлять ее в других делах.
За время обучения в школе формируется сознательная дисциплинированность как черта характера. Чрезмерная строгость и слепая дисциплина — указывал Ф. Э. Дзержинский — это проклятые учителя детей; они учат чувствовать и желать одно, а делать другое из страха. Основой дисциплинированности является убежденность, моральная устойчивость, быть дисциплинированным по убеждению, а не по принуждению. У детей младшего школьного возраста важно выработать некоторые привычки общественного поведения, которые будут развивать у них привычку поступать должным образом по убеждению, а следовательно, способствовать формированию сознательной дисциплинированности.
Обязательным условием воспитания у детей дисциплинированности как черты характера, является совместная работа школы и семьи.
Мужество и смелость способны проявить и младшие школьники. Мы часто слышим сообщения по радио и читаем в газетах и журналах: «Мальчик спас жизнь ребенку, который тонул», «Девятилетняя девочка вынесла ребенка из огня». Эти мужественные поступки свидетельствуют о большой готовности детей совершать их. Все это — результат воспитательной работы советской школы и советской семьи.
Для того чтобы знать школьника и воспитывать с учетом индивидуальных особенностей его характера, следует глубоко и всесторонне изучить его. Нельзя быстро определить черты характера школьника. Характер сложен, многогранен и многообразен, поэтому необходимо долго и пристально изучать его в различных условиях. Изучая отдельные черты характера учащихся, следует иметь в виду всегда характер в целом.
Изучение характера ребенка — длительный процесс. Если учитель систематически наблюдает за тем или иным учеником, он должен вести запись своих наблюдений, собирая разнообразные материалы о деятельности и поведении ребенка, о его отношении к труду, к окружающим людям, товарищам, к самому себе. Необходимо особенно пристально изучать проявление волевых черт характера ребенка.
При изучении учащихся следует помнить слова К. Д. Ушинского: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничними, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями».
Надо хорошо выяснить в процессе изучения положительные и отрицательные черты характера учащегося и определить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию.

Читайте так же:  Правила питания для детей школьного возраста

Вопросы для повторения

1. Дайте определение характера человека.
2. Как формируется характер человека и можно ли переделывать и изменять характер?
3. Можно ли формировать новые черты характера?
4. В чем значение волевых качеств для формирования характера человека?
5. Как можно узнать и изучить характер человека?
6. Расскажите об основных этапах формирования характера младшего школьника.

Составьте характеристику одного учащегося и наметьте воспитательные мероприятия по дальнейшему формированию положительных черт его характера и перевоспитанию отрицательных.