Меню

Годовалый ребенок не хочет играть один

Оглавление:

Если ребенок не хочет играть один

Играя в одиночестве, ребенок получает особое, ни с чем не сравнимое удовольствие. Но, оставаясь наедине с самим собой, он должен чувствовать себя спокойно и безопасно. Ведь в большинстве случаев сложность не в том, что малыш не может придумать, чем ему заняться, а в том, что он не слишком уверенно чувствует себя без маминого присутствия. Некоторые дети словно «забываются», погружаясь в игру, в это время их совершенно не интересует местонахождение родителей. Малыши абсолютно безмятежны, поскольку уверены, что мама рядом и никуда не исчезнет, пока они самозабвенно играют. Но многие дети, оставшись в одиночестве даже на короткое время и утратив возможность вас контролировать, чувствуют сильную тревогу. Одиночество актуализирует и обостряет страхи. Это естественно. Именно поэтому предоставленный сам себе ребенок не может сосредоточиться на игре, поскольку ему необходимо поминутно убеждаться в том, что кто-то из взрослых рядом, в шаговой доступности. Отсюда и бесконечные просьбы поиграть вместе: малыш чувствует себя в безопасности, только когда вы с ним. Конечно, через какое-то время он станет самостоятельным и автономным и сможет спокойно переносить одиночество. Но ребенку понадобится поддержка, для того чтобы научиться обходиться без вашей помощи в процессе загона машинки в гараж или организации обеда для кукол.

В возрасте 2–4 лет ребенок начинает постепенно понимать, что он – отдельная личность, учится не оборачиваться к вам, когда спрашивают его имя, а отвечать самостоятельно. Он постепенно обретает индивидуальность, а этот процесс требует от него огромных затрат энергии. Это сложный период, ребенок будто раскачивается на качелях, то приближается к вам, не желая расставаться ни на минуту, то отдаляется, пробуя свои силы в независимом поведении. Это трудное время, когда одновременно он хочет оставаться малышом на маминых коленях и становиться взрослым, самостоятельным, умелым, проявлять инициативу. Он может всерьез тревожиться из-за столь противоречивых желаний, его боязнь одиночества усиливается, он чувствует себя неуверенно, поэтому ему необходимо больше вашего внимания, чем обычно. Малышу недостаточно собственных ресурсов, чтобы справляться с такими важными переменами. Отказываясь играть один, он как бы сообщает вам: «Папа, мама, я еще не совсем комфортно чувствую себя сам с собой». Либо у него складывается впечатление, что вы уделяете ему недостаточно внимания. Существует множество причин, объясняющих его чувство незащищенности. Важно попытаться понять, что мешает малышу стать источником игровых сюжетов и фантазий для самого себя, и помочь ему преодолеть эти затруднения.

Когда ваш малыш систематически зовет вас поиграть с ним, не чувствуйте себя обязанными откликнуться на его просьбу немедленно! Если вы действительно заняты или хотите немного отдохнуть, вы можете спокойно и твердо сказать ему: «Сейчас я занята и не могу помочь тебе. Я обязательно поиграю с тобой, когда освобожусь». Вы не становитесь плохими родителями, отказывая ребенку в незамедлительном выполнении его просьбы. Вы просто даете ему понять, что вы отдельный человек, со своими потребностями, и вправе ожидать от него терпения и понимания. Даже если маленький ребенок пока не способен обходиться без посторонней помощи, он не может быть постоянно зависим от других людей и от их присутствия. Это может усложнить его взрослую жизнь! Нам всем необходим собственный мирок, в котором мы способны получать удовольствие от уединения. Играя самостоятельно, ребенок обращается к своему воображению, он имитирует, представляет себя кем-то другим. В своей игре он может воображать себя сразу несколькими персонажами, выстраивать между ними отношения, говорить за них. Если же вы являетесь постоянным участником его игр, этот процесс несколько затормаживается.

Малыш нуждается в вас, чтобы научиться играть самостоятельно.

  • Вдохновите его. Наблюдайте за ним на расстоянии и, когда заметите, что у него что-нибудь получилось, обратите на это внимание. Похвалите его постройку, уют в кукольном домике или правильно собранные паззлы. Чтобы согласиться играть в одиночестве, ребенок должен быть достаточно уверен в себе. Ему необходимо слышать, что он делает все хорошо и правильно.
  • Помогите ему найти занятие. Иногда, оставаясь в одиночестве, он не знает, чем можно заняться. Он чувствует себя растерянным перед горой игрушек, ему сложно сделать выбор. Не настаивая на определенной игре, помогите ему выбрать занятие, задавая вопросы в игровой форме. Малыш наверняка подхватит одну из ваших идей, и у него сразу же появится желание поиграть.
  • Оставайтесь неподалеку. Не стоит садиться в непосредственной близости от него, но и не удаляйтесь далеко и разговаривайте с ним, не оставляя свои занятия. Ваш голос заполнит пустоту, пугающую ребенка.
  • Проявляйте интерес к играм ребенка. Для того чтобы помочь ему сделать выбор, вам нужно уверенно ориентироваться в его игрушках и иметь представление о его предпочтениях.

Для того чтобы малыш играл самостоятельно, предложите ему большой выбор игр. К 2–3 годам в его арсенале должно быть множество разнообразных игрушек: машин, животных, кукол и всего, что к ним прилагается. В этом возрасте не стоит ограничивать выбор игрушек, покупая мальчикам только технику, а девочкам только куклы и мягкие игрушки. Ребенок познает мир во всем его многообразии, и такие искусственные ограничения обедняют его игру.

Купите для малыша домик-палатку, в которой он сможет уединяться, когда вы поблизости. Он будет чувствовать себя комфортно в таком маленьком, уютном пространстве. Предложите ему пригласить в свой домик гостей и устроить для них чаепитие. Спросите его позволения, прежде чем заглядывать к нему. Это хороший способ дать ребенку почувствовать, что он огражден от внезапных вторжений. Такой подход откроет для него еще одну приятную сторону одиночества, возможность распоряжаться своим временем и пространством по собственному усмотрению.

Малыш делает первые шаги в мире логических представлений: подумайте о конструкторах и паззлах. И, конечно, цветные карандаши, краски, разноцветный пластилин, ножницы с тупыми концами и клей для самых маленьких найдут свое применение в его творчестве. И не забывайте о книгах с картинками, которые ваша кроха будет просматривать в одиночестве. после того как прочтет их вместе с вами!

Как мы портим детям игру: 6 типичных ошибок
Игра — ключ к умственному и физическому развитию малыша, она помогает крохе всесторонне и гармонично развиваться. Вот только в эпоху настоящего изобилия прекрасных игрушек, направленных на развитие сюжета, творчества и фантазии, у современных детей почему-то с этим большие проблемы. Им трудно придумать сюжет, у них проблемы с фантазией и воображением, они пассивны, заторможенны, несамостоятельны и не заинтересованы в игре. А все потому, что мы сами отбиваем у наших детей охоту играть. Читать далее

Научи меня играть!
Игра занимает огромное место в жизни любого ребенка. И не только ребенка, ведь психологи считают, что и во взрослой жизни игра продолжает жить в искусстве и спорте. Однако если игра для взрослых лишь развлечение, то для малыша 5–7 лет это самое важное, обязательное и жизненно необходимое дело. Читать далее

Я построю дом: о чем говорит детская игра в домики
Не сосчитать детей, для которых строительство своего дома – из камней, веток, ледяных глыб или одеял и подушек – было и остается самым любимым занятием. Игра в «домик», как и «дочки-матери», – одна из тех, что «на века». А ведь она не только развлечет малыша, но и поможет вам многое узнать о нем. Читать далее

Годовалый ребенок не хочет играть один

Плохая мама? Ребенок играет сам с собой

  • Перейти на страницу:

Плохая мама? Ребенок играет сам с собой

Сообщение sharik » Пт фев 01, 2008 08:46

Сообщение lana! » Пт фев 01, 2008 08:49

Сообщение kalibri » Пт фев 01, 2008 08:54

Сообщение sharik » Пт фев 01, 2008 09:03

Сообщение kalibri » Пт фев 01, 2008 09:08

Сообщение lana! » Пт фев 01, 2008 09:16

Сообщение sharik » Пт фев 01, 2008 09:29

Сообщение IreneM » Пт фев 01, 2008 09:30

Сообщение Женя П » Пт фев 01, 2008 09:30

sharik, вот , нашла нечто похожее

Сообщение IreneM » Пт фев 01, 2008 09:31

анекдот знаете? «говорите и вы!» 😉

Сообщение chapushilka » Пт фев 01, 2008 09:31

Сообщение Мама Марты » Пт фев 01, 2008 10:08

Как играть с ребенком 10 месяцев?

Всем привет..Дочке 10,5 мес., развивается нормально, но у меня похоже формируется комплекс: как зайду на сайты по развитию, там описано, что дети столько уже должны\могут уметь- даже,выполнить элементарные просьбы..Как вы играете развиваете своих детей в этом возрасте? У моей сейчас активно зубы, и она все в рот тянет..игрушки, кубики, пирамидки, фломастеры..Пирамидку посторою-разобьет и все, сразу в рот..нарисую что-ниб-не тянется..может я какя то не такая мама? Ребенок в основном играет один..Спасибо за отклики

Эксперты Woman.ru

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Щетинина Галина Александровна

Психолог, Онкопсихолог. Специалист с сайта b17.ru

Кедрин Андрей Викторович

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Истомина Инга Михайловна

Психолог, Инициационный специалист. Специалист с сайта b17.ru

Воробьева Юлия Николаевна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Шелудяков Сергей

Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Блужин Владимир Вячеславович

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Нечипоренко Ирина Павловна

Психолог, Психоаналитик. Специалист с сайта b17.ru

Светлана Филиппова

Психолог, Сексолог. Специалист с сайта b17.ru

Яна Вячеславовна Ром

Психолог, Семейный консультант. Специалист с сайта b17.ru

Наталья Евгеньевна Походилова

Психолог, Кинезиолог Онлайн-консультант. Специалист с сайта b17.ru

[223615] – 16 июля 2009 г., 14:28

Да так и развиваем.вы строите-она ломает.Разговаривайте,показывайте и называйте обычные вещи.Сейчас их задача постигать мир через руки-рот-звуки-запахи.игры элементарные-баба сеяла горох,коза-рогатая,сорока-ворона,ку-ку и прочая классика.не надо пока ничего рисовать.игрушки-по типу-вертеть-крутить-засовывать-вытаскивать,ставить одно на другое.при наличии игрушек,с которыми можно что-нибудь делать-ребёнок играет один с удовольствием.Дети вообще лет до трёх играют не» вместе»,а «рядом»

[2269685636] – 16 июля 2009 г., 14:50

Да, блин, вундеркинды у всех. Автор, не заморачивайтесь. Из того, что вы написали, понятно, что ребенок у вас нормальный. Стишки читайте и учите показывать некоторые движения. Например как мишка-косолапый ногой топает. Они быстро запоминают. Начинают повторять очень прикольно.

[5775386] – 16 июля 2009 г., 15:37

разговаривайте с ребенком больше, общайтесь. Только не сюсюкайте, проговаривайте слова хорошо. Может Вам покажеться, что ребенок «занят», отвлекается и не слушает, но на самом деле он всё слышит и «впитывает». Подождите пару месяцев, скоро сам Вас будет учить в кубики играть))))

[1410273869] – 16 июля 2009 г., 16:22

вот везука — один играет сам с собой, у меня очень компанейский товарищ, сам никогда! только мин на 5 🙂
а вообще оч полезно книжки покупать с катринками — показывайте и называйте, у меня ребенок года уже всю книгу показывал, что то коряво пытался называть, а теперь ему 1,7 болтает предложениями, все удивляются, мальчик, а так хорошо говорит, (ттт) и книжки ну оооч уважает. Знаете, продаются такие типо букварь для малышей, очень яркие.

[1582319149] – 16 июля 2009 г., 22:08

Читайте так же:  Анекдоты про ревнивого мужа

спасибо, подуспокоили немного)))

[4174931435] – 16 июля 2009 г., 23:07

Собираете пирамидку — называйте вслух цвета и размеры (сначала кладем самое большое красное колечко — видишь, оно большооое и красное, теперь кладем колечко поменьше зеленое — смотри, оно тоже большое, но поменьше и зеленое и т.п.).
Когда рисуете — тоже проговаривайте. Например, вот деревце. Смотри — это дерево. На нем зеленые листочки. Дерево внизу. Вот солнце — оно круглое желтое. Солнце вверху. Дерево — внизу. Солнце — вверху. Ну, и все в таком духе. Позже, когда ребенок будет чуть старше, начнете спрашивать его: «Покажи, что вверху?». Он покажет на солнце. Или зададите вопрос: «Покажи на картинке желтое (круглое, квадратное, треугольное, большое, маленькое и т.п.)». Он покажет.
Мелкую моторику развивайте. Найдите в сети пальчиковые игры, выучите, играйте. Купите специальные игры для развития мелкой моторики, подходящие для годовалого ребенка. Попросите помочь вам переложить фасолинки с одной тарелки в другую, собрать с пола пуговки и т.п. Начните лепить с детского пластилина или теста — пусть катает чего-нибудь ручками.
Ну, и читайте постоянно. Всегда. Много раз в день. Рассматривайте картинки, проговаривайте названия всех предметов, изображенных в книжке.
Еще полезно делать упражнения для органов артикуляции — вытащили, подвигали язычок качельками вверх-вниз, влево-вправо. Потянулись язычком к носу, потом к подбородку. Покатали язычком во рту как будто карамельку перекатываем. Губки сжали-расслабили, губки вытянули У-О-У-О. Язычок зажали передними зубками — отпустили. В общем, я все упражнения не помню. Поищите на сайтах по логопедии.
Удачи!

[4174931435] – 16 июля 2009 г., 23:18

У меня есть знакомая, работающая детским психологом. Она мне как-то сказала, что наблюдает одну закономерность: те дети, которые во младенчестве были неспокойными, часто оказываются более развитыми. Не всегда так, но часто. Объясняет она это так: неспокойные дети требуют больше внимания от родителей. Чтобы утихомирить капризного крикуна, родители берут его на руки, носят по комнате, что-то показывают-рассказывают, пытаясь отвлечь. А это соответственно развивает малыша. Так что, Автор, вы особо не заморачивайтесь, но постарайтесь переломить ситуацию — сделать так, чтобы ребенку было с вами интересно. Больше общайтесь с дочкой, разговаривайте, показывайте что-то, рассказывайте. И вам приятно, и ей — полезно.

[342663] – 17 июля 2009 г., 18:58

ребенок не должен играть один. Нужно разговаривать с ним, показывать, рассказывть и т д.

[1582319149] – 17 июля 2009 г., 19:43

А кто говорит, что ребенок всегда один играет? Вопрос у меня был, что некоторые пишут, что ребенок много чего долженн уметь уже делать и с ним нало Серьезно заниматься..а моей пока не слишком интересно, лучше игрушки помусолить..

[342663] – 18 июля 2009 г., 17:03

А кто говорит, что ребенок всегда один играет? Вопрос у меня был, что некоторые пишут, что ребенок много чего долженн уметь уже делать и с ним нало Серьезно заниматься..а моей пока не слишком интересно, лучше игрушки помусолить..

Почему дети не играют? О порядке и распорядке в детской

Много игрушек — это хорошо или плохо для развития малыша?

Очень часто можно услышать от мам: «Мой ребенок не играет. Игрушки неинтересны ему. Он гораздо охотнее возится рядом со мной на кухне, а самые разные игрушки в детской лежат без дела!».

Нормальна ли такая ситуация и в чем ее причина? Нужно ли что-то предпринимать, или малыш со временем начнет играть больше и лучше?

В наше время ситуация с детской игрой и игрушками совсем не такая простая и беспроблемная, какой кажется на первый взгляд. Давайте поговорим об «игрушечном хозяйстве» малыша с точки зрения пользы для развития личности.

Причины «затоваривания»

Как правило, у любого современного ребенка, почти независимо от уровня доходов семьи, игрушек много больше, чем ему нужно и полезно иметь. У такого «затоваривания» есть несколько причин.

1. Заветные желания папы и мамы. При появлении малыша в семье оба родителя (и особенно родитель, пол которого совпадает с полом родившегося ребенка) начинают покупать те игрушки, о которых мечтали в детстве и которых не имели.

Пик подобного рода покупок как раз и приходится на период от года до трех. И это родительское желание никак нельзя осуждать — его можно только осознавать и пытаться контролировать.

Мамы с упоением покупают кукольные сервизики и кроватки, коляски, а также самих кукол в товарном количестве. Папы покупают железные дороги впечатляющих размеров, разного рода машинки, автозаправки и даже, к ужасу мам, оружие.

2. Подарки — вторая причина превращения детской в игрушечный склад. По любому поводу бабушки, дедушки и другие гости приносят мягкие игрушки. Считается просто дурным тоном прийти в дом, где есть ребенок, и не принести ему в подарок игрушку. Как правило, мягкую.

Бывает так, что на рубеже второго года жизни игрушечное имущество ребенка за считанные недели увеличивается во много раз. А он не играет.

Родители иногда даже сердятся: «У него есть такие игрушки, от каждой из которых, имей я ее в детстве, просто визжал бы от счастья, а у него — никаких эмоций»

К сожалению, это как раз тот случай, когда количество игрушек и качество игры — вещи обратно пропорциональные. То есть чем больше игрушек, тем хуже игра.

Вспомните известный эпизод из «Цветика-семицветика» — девочка Женя говорит: «Хочу, чтобы все игрушки мира были мои». И дальше сама не знает, что с ними делать, потому что играть с таким немыслимым количеством всего и в голову не приходит. К сожалению, многие современные дети оказываются в очень похожем положении.

3. Погоня за «ранним развитием». Значительную часть игрушечного имущества современного ребенка составляют развивающие и обучающие игрушки. Их сейчас очень много, и родители могут скупать буквально все подряд, не очень присматриваясь к возрастным ограничениям на коробке с игрой или игрушкой.

Обучающие и развивающие игрушки, конечно же, должны у ребенка быть. Весь вопрос в количестве, качестве и способе применения. Развивающие игрушки ребенок может адекватно использовать только тогда, когда рядом есть заинтересованный взрослый, который доброжелательно покажет малышу, что именно можно делать с этой игрушкой.

Если же развивающие игры и игрушки лежат «в навале» в ящиках с другими игрушками, россыпью и вперемешку — то толку от такой развивающей игрушки почти никакого. И вряд ли ваш ребенок станет использовать ее по назначению.

4. Немыслимое разнообразие. Постсоветскому человеку все еще трудно привыкнуть к огромному предложению фактически по любой товарной позиции. Не умея выбирать, мы порой покупаем все подряд.

Нам часто кажется, что чем больше, тем лучше. На самом же деле в вопросах воспитания часто оказывается все иначе.

Так что большое количество игрушек имеет смысл только в том случае, если игровое пространство правильно организовано.

Создание игрового пространства и его организация

Устраивая детскую, помните, что для ребенка вещи, которые его окружают, — это целый мир. И вы вовсе не полочки развешиваете и шкафчики расставляете — вы создаете вселенную, в которой будет расти и учиться всему ваш малыш.

Порядок и беспорядок. Если ваш малыш уже начал ползать или ходить, игрушки, просто сваленные в ящик или корзину, не подойдут.

Психологи и педагоги считают, что оптимальное расположение игрушек — на уровне глаз ребенка, на неглубоких открытых полочках. То есть лучше всего подойдет для игрушек стеллаж, крепко привинченный к стене. (Не надо путать такой стеллаж с системой хранения игрушек, которая обязательно должна быть расположена в недоступном для детей месте. Хорошо если игрушки в системе хранения распределены по видам и лежат в закрытых непрозрачных коробках.)

Помните, что примерно до 3 лет ребенок гораздо лучше играет, если порядок на игровых полочках поддерживает мама. Дело в том, что дети в этом возрасте не способны создавать то, что специалисты называют «хорошей структурой» для игрушек.

Проще говоря, малыш увлеченно играет, пока может разрушать порядок и разламывать конструкции, созданные мамой. И как только все разрушено — интерес к игрушкам и игре, как правило, пропадает.

Где живут игрушки? Идеально, если в детской комнате присутствует игровая зона, и все игрушки «живут» именно там. Для детей постарше главным организующим пространство игровой зоны предметом может быть игрушечный дом.

Для ребенка хорошо, если маленькие звери лежат отдельно, машинки отдельно, а конструкторы не перемешаны между собой. Так малышу проще научиться играть, а не создавать вокруг себя хаос.

Дети очень любят, чтобы игрушки были разложены в разнообразные ящики, красивые коробочки и корзиночки. Так малышам проще понять, что у каждой игрушки свой домик.

Что делать с количеством? Один из простых и доступных способов сделать игрушку новой или почти новой для ребенка — убрать ее подальше. Этот же способ позволяет уменьшить количество игрушек.

Если вы разделите все игрушечное имущество ребенка на 3 или 4 примерно равноценные части, 3\4 уберете и будете менять игрушечную «экспозицию» раз в неделю — ребенок собственные игрушки будет воспринимать почти как новые.

Создание «да»-обстановки. Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо и свободно играл — вам как можно реже следует произносить в детской слово «нет». Это совсем не означает, что ограничения ребенку не нужны. Просто время игры — далеко не лучшее время для введения ограничений.

Детская игра — предельно важное занятие. В игре ребенок постигает мир человеческих отношений и устройство мира вообще. Человек, лишенный игры в детстве, неизбежно психически неполноценен.

Игра — пространство свободного творчества ребенка, и резкое мамино или нянино «нет» может это игровое пространство разорвать, тонкая ткань игры прервется, и ребенок не сможет продолжать играть дальше так же вдохновенно.

Ограничения, существующие в детской и по поводу игрушек, должны быть просты, понятны, постоянны и минимальны. Заранее решите, что именно нельзя делать ребенку с игрушками. И лучше всего уберите подальше предметы, вызывающие поток запретов или большую тревогу у взрослых. Дело в том, что если запрет повторяется часто, ребенок или научается игнорировать его, или вырабатывает излишнее упрямство через каждодневное сопротивление.

Искусство выбора игрушек

Игрушки, как и книжные иллюстрации, и обстановка детской во многом формируют эстетический мир и вкусы ребенка. Выбирайте игрушки того эстетического направления, которое вам, родителям, ближе всего. Выбирайте игрушки, которые вам кажутся красивыми.

Начнем все-таки с количества. Тут все просто: игрушек должно быть столько в свободном доступе, сколько ребенок, при организующей помощи взрослого, может относительно легко убрать.

Напомню еще раз про особенности развития внимания маленького ребенка: к концу первого года жизни малыш находится на «полевой стадии» развития внимания. Это означает, что если малыш начал играть с одной игрушкой, и при этом на глаза ему попалась другая, то он с большой вероятностью оставит первую, отвлечется. И станет заниматься со второй игрушкой, и так далее, пока не переберет их все.

Если ваш малыш с чем-то заигрался, ни в коем случае не надо стараться подсовывать ему новые предметы в попытках разнообразить игру. В этом возрасте мы очень ценим концентрацию внимания. Заигравшегося ребенка надо оставить в покое и тихо радоваться, что его способности к целенаправленному действию развиваются.

Если же ребенок сидит в куче игрушек, то самое вероятное, что он их станет просто раскидывать.

«Печать общения» на игрушке. Есть такой классический эксперимент в психологии развития: маму просят из всех имеющихся игрушек выбрать ту, в которую ее ребенок любит играть меньше всего, и в течение двух недель ежедневно по несколько минут играть с ребенком именно в эту игрушку. Результаты такого поведения превосходят все ожидания — игрушка становится из самой нелюбимой наиболее предпочитаемой. Ребенок и потом еще долгое время выбирает эту игрушку даже при самостоятельной игре.

Дело в том, что для ребенка эта, именно эта игрушка стала насыщенна присутствием мамы. Беря ее в руки, он вспоминает все предыдущие дни совместной игры, вспоминает, что и как мама с этой игрушкой делала. На этой игрушке, как говорят психологи, теперь лежит «печать общения».

Читайте так же:  Почему изменяют жены мужу

Так вот, если вы хотите, чтобы ваш ребенок играл со своими игрушками, вы должны вместе с ним проиграть в них много часов, «оживить» их своим присутствием.

Чтобы малыш играл, необходимо, чтобы мама играла вместе с ним. А иначе он будет играть только в мамины любимые игрушки — кастрюльки и мобильные телефоны. Ведь не секрет, что дети всем другим предпочитают те предметы, которыми пользуется мама.

Итак, современные дети не играют от того, что игрушек у них слишком много, а следовательно, они не являются ценностью. Дети не играют от того, что отсутствует передача игровой культуры между поколениями — так как дети в городах сейчас редко общаются между собой свободно и не учатся друг у друга играм. Это отсутствующее звено в передаче игровой культуры нужно заполнить собой взрослым — а взрослые тоже не играют с детьми. Кроме того, масса из предлагаемых игрушек — «неправильные».

Как опознать «неправильную» игрушку?

«Неправильная» игрушка изготовлена из неправильного (неестественного) материала, окрашена в неестественные, отсутствующие в природе цвета. «Неправильная» игрушка слишком похожа на настоящий предмет (например, маленький игрушечный утюг совсем как утюг большой). Эта чрезмерная похожесть не оставляет места для развития фантазии ребенка: игрушка и так слишком похожа на образец, ничего домысливать не надо.

В «неправильных» игрушках часто используется принцип кнопки. Малыш нажимает кнопку, и от этого простого движения загораются лампочки, начинают крутиться колесики, все приходит в движение. То есть затраченное усилие абсолютно не соответствует полученному результату. И не позволяет образовать причинно-следственные связи, а значит, интеллект развивается совсем не так, как при игре с простой игрушкой. Там, где «толкнул — покатилось» или «ударил — отлетело».

Тяга к ранним легким впечатлениям, к тому, что почти все вокруг является развлечением, откладывается очень глубоко. Понятно, что мы живем в цивилизации кнопки — но чем больше ребенок в дошкольном детстве увидит вещей, принцип работы которых ему очевиден и доступен, тем лучше у него будет развито логическое мышление.

У детей есть огромный интерес к ручному труду — и мужскому и женскому. Они очень внимательно смотрят на то, что делается руками. И если папа прибивает гвоздь или сверлит стену — то это для малыша просто праздник познания взрослой жизни.

Но, к сожалению, если образцы женского ручного труда можно увидеть (например, на кухне), то во многих семьях весь мужской ручной труд сводится к работе на клавиатуре компьютера. И это закономерно — такова стадия развития цивилизации.

И тем не менее, папам маленьких мальчиков я бы очень рекомендовала хотя бы изредка заниматься с ними тем, что веками составляло мужскую часть работы по дому. Это будет для них гораздо более развивающим занятием, чем многие развивающие игры.

Правильная игрушка многофункциональна. То есть ее можно использовать многими различными способами в самых разных играх.

Классический пример многофункциональной игрушки — мяч. Его можно и бросать, и катать, он может стать кукольным арбузом или сказочным колобком. Чем меньше ребенок, тем больше среди его игрушек должно быть многофункциональных.

Правильная игрушка сделана из экологичного материала (натуральная ткань, дерево, металл, кожа). Конечно, совсем без пластмассовых игрушек обойтись вряд ли получится, но можно стремиться к тому, чтобы их процент был как можно ниже. Кроме того, игрушка должна быть сделана из ударопрочных, нетоксичных, стойкоокрашенных материалов — в расчете на то, что маленький ребенок будет ее и грызть, и кусать, и ронять, и разными способами использовать не по назначению.

Многие китайские игрушки просто не предназначены для такого активного использования. Они только имеют вид игрушки, но ломаются в течение первой недели. Ребенок не успевает ни наиграться этой игрушкой, ни привязаться к ней. Настоящая игрушка должна быть качественной и крепкой.

Об уборке игрушек. Навыки самостоятельности

Есть замечательная русская пословица: «Любишь кататься — люби и саночки возить». Говорит она, как вы понимаете, о том, что нужно отвечать за последствия своих действий.

Для ребенка, которому скоро должно исполниться два года, подобные вещи начинают быть доступными, если родители считают нужным и правильным тратить время и силы на совместную уборку игрушек или участие малыша в уборке со стола.

По мнению большинства психологов, для развития ребенка полезно, чтобы у него присутствовали минимальные домашние обязанности. Именно при каждодневном выполнении дел по дому у человека формируется способность отвечать за себя, концентрировать внимание, пробовать доводить начатое дело до конца. Избавив ребенка от «неприятности» сбора игрушек, вы ему не поможете, а некоторым образом помешаете осознавать мир и себя в этом мире.

Естественно, большинству родителей и нянь гораздо проще и спокойнее убрать игрушки самим. Но если привычка участвовать в уборке детской не возникнет к малыша рано, до трех лет, то после сформировать ее будет гораздо труднее, так как ребенок станет активнее сопротивляться.

Старайтесь находить время, силы и фантазию, чтобы не силком привлекать ребенка к ежевечерней уборке игрушек. Сюжеты могут быть разные, но стержень один: сначала ребенок не может такие вещи делать сам, без участия мамы.

А если в семье несколько детей?

Как правило, первые дети, первенцы, становятся «квартирьерами» — именно при них появляется в семье наибольшее количество игрушек. Эти дети, становясь сначала просто старшими, а потом и самыми старшими в семье, долго помнят период своего безраздельного владычества над царством игрушек и могут с неохотой впускать в этот мир появляющихся наследных принцев — братишек и сестренок.

Основное правило можно сформулировать так: если в семье несколько детей, то основная масса игрушек (примерно 80%) должны быть общие, и по поводу них нужно договариваться: как их делить, что на что менять, кто и когда будет их убирать. Но у каждого ребенка, которому уже исполнилось 2 года, должен быть свой неприкосновенный ящичек, комодик или сундучок с игрушками и право этими игрушками не делиться. Подобный подход сократит количество ссор из-за игрушек и избавит детей от обостренного чувства собственничества.

Как обустроить детскую для двоих, троих и нескольких детей, мы будем подробно обсуждать в нашей следующей статье.

Годовалый ребенок не хочет играть один

Сообщение idunna » Пт июн 03, 2011 06:21

Погода хорошая, никто не пускает детей в гости. А так зимой каждый день к ней 4 -5 девочек приходило, конечно.

Добавлено спустя 4 минуты 37 секунд:

Ребенок сам и выпросил прибавление — год требовал. Ребенку уже донесено в доступной форме — и как кого мама любить будет, и что у ней чувстве не изменятся, и уже ласковые имена поделены — как ее зовем и как малыша будем звать. И она его ждет. Ему игрушки откладывает и картинки рисует. Скучно ей одной.

Добавлено спустя 2 минуты 42 секунды:

Она самостоятельная в бытовом плане. Только с играми проблема самостоятельными — а так ребенок сам достает из холодильника завтрак, его разогревает и убирает за собой посуду. Сам моется.

Добавлено спустя 7 минут 50 секунд:

Вообще, я тут на днях вроде нашла проблему- ей сейчас не игры в игрушки нужны ( она даже на улице с детьми в игрушки реже стала играть) а подвижные и умственные игры в команде. Вот позавчера она пять часов с мальчишками играла в казаки разбойники, домой пришла — отрубилась на ходу, так вчера в дочки матери с девочками играла вечером — а утром козлом скакала.
То есть удельный вес подвижный игр в команде должен быть процентов 80 %, тогда наверное будет дома играть.
То есть на улице сейчас буду массовиком — затейником ( приготовила 50 подвижных игр для детей от 5 — до 10 лет, и 50 умственных игр для детей от 5 до 10 лет, тоже можно в команде ), а дома пусть в игрушки играет. Вот так попробую действовать.
Спасибо всем откликнувшимся.
Все таки из подвижного ребенка тихони никак не получиться, что то я забыла об этом, поддавшись искушению сидеть с другими мамочками на лавочке, пока доченьки рядом на травке или на лавочке в куклы играют.

Почему дети не играют? О порядке и распорядке в детской

Много игрушек — это хорошо или плохо для развития малыша?

Очень часто можно услышать от мам: «Мой ребенок не играет. Игрушки неинтересны ему. Он гораздо охотнее возится рядом со мной на кухне, а самые разные игрушки в детской лежат без дела!».

Нормальна ли такая ситуация и в чем ее причина? Нужно ли что-то предпринимать, или малыш со временем начнет играть больше и лучше?

В наше время ситуация с детской игрой и игрушками совсем не такая простая и беспроблемная, какой кажется на первый взгляд. Давайте поговорим об «игрушечном хозяйстве» малыша с точки зрения пользы для развития личности.

Причины «затоваривания»

Как правило, у любого современного ребенка, почти независимо от уровня доходов семьи, игрушек много больше, чем ему нужно и полезно иметь. У такого «затоваривания» есть несколько причин.

1. Заветные желания папы и мамы. При появлении малыша в семье оба родителя (и особенно родитель, пол которого совпадает с полом родившегося ребенка) начинают покупать те игрушки, о которых мечтали в детстве и которых не имели.

Пик подобного рода покупок как раз и приходится на период от года до трех. И это родительское желание никак нельзя осуждать — его можно только осознавать и пытаться контролировать.

Мамы с упоением покупают кукольные сервизики и кроватки, коляски, а также самих кукол в товарном количестве. Папы покупают железные дороги впечатляющих размеров, разного рода машинки, автозаправки и даже, к ужасу мам, оружие.

2. Подарки — вторая причина превращения детской в игрушечный склад. По любому поводу бабушки, дедушки и другие гости приносят мягкие игрушки. Считается просто дурным тоном прийти в дом, где есть ребенок, и не принести ему в подарок игрушку. Как правило, мягкую.

Бывает так, что на рубеже второго года жизни игрушечное имущество ребенка за считанные недели увеличивается во много раз. А он не играет.

Родители иногда даже сердятся: «У него есть такие игрушки, от каждой из которых, имей я ее в детстве, просто визжал бы от счастья, а у него — никаких эмоций»

К сожалению, это как раз тот случай, когда количество игрушек и качество игры — вещи обратно пропорциональные. То есть чем больше игрушек, тем хуже игра.

Вспомните известный эпизод из «Цветика-семицветика» — девочка Женя говорит: «Хочу, чтобы все игрушки мира были мои». И дальше сама не знает, что с ними делать, потому что играть с таким немыслимым количеством всего и в голову не приходит. К сожалению, многие современные дети оказываются в очень похожем положении.

3. Погоня за «ранним развитием». Значительную часть игрушечного имущества современного ребенка составляют развивающие и обучающие игрушки. Их сейчас очень много, и родители могут скупать буквально все подряд, не очень присматриваясь к возрастным ограничениям на коробке с игрой или игрушкой.

Обучающие и развивающие игрушки, конечно же, должны у ребенка быть. Весь вопрос в количестве, качестве и способе применения. Развивающие игрушки ребенок может адекватно использовать только тогда, когда рядом есть заинтересованный взрослый, который доброжелательно покажет малышу, что именно можно делать с этой игрушкой.

Если же развивающие игры и игрушки лежат «в навале» в ящиках с другими игрушками, россыпью и вперемешку — то толку от такой развивающей игрушки почти никакого. И вряд ли ваш ребенок станет использовать ее по назначению.

Читайте так же:  Психология отношений женщины с женатым мужчиной психология

4. Немыслимое разнообразие. Постсоветскому человеку все еще трудно привыкнуть к огромному предложению фактически по любой товарной позиции. Не умея выбирать, мы порой покупаем все подряд.

Нам часто кажется, что чем больше, тем лучше. На самом же деле в вопросах воспитания часто оказывается все иначе.

Так что большое количество игрушек имеет смысл только в том случае, если игровое пространство правильно организовано.

Создание игрового пространства и его организация

Устраивая детскую, помните, что для ребенка вещи, которые его окружают, — это целый мир. И вы вовсе не полочки развешиваете и шкафчики расставляете — вы создаете вселенную, в которой будет расти и учиться всему ваш малыш.

Порядок и беспорядок. Если ваш малыш уже начал ползать или ходить, игрушки, просто сваленные в ящик или корзину, не подойдут.

Психологи и педагоги считают, что оптимальное расположение игрушек — на уровне глаз ребенка, на неглубоких открытых полочках. То есть лучше всего подойдет для игрушек стеллаж, крепко привинченный к стене. (Не надо путать такой стеллаж с системой хранения игрушек, которая обязательно должна быть расположена в недоступном для детей месте. Хорошо если игрушки в системе хранения распределены по видам и лежат в закрытых непрозрачных коробках.)

Помните, что примерно до 3 лет ребенок гораздо лучше играет, если порядок на игровых полочках поддерживает мама. Дело в том, что дети в этом возрасте не способны создавать то, что специалисты называют «хорошей структурой» для игрушек.

Проще говоря, малыш увлеченно играет, пока может разрушать порядок и разламывать конструкции, созданные мамой. И как только все разрушено — интерес к игрушкам и игре, как правило, пропадает.

Где живут игрушки? Идеально, если в детской комнате присутствует игровая зона, и все игрушки «живут» именно там. Для детей постарше главным организующим пространство игровой зоны предметом может быть игрушечный дом.

Для ребенка хорошо, если маленькие звери лежат отдельно, машинки отдельно, а конструкторы не перемешаны между собой. Так малышу проще научиться играть, а не создавать вокруг себя хаос.

Дети очень любят, чтобы игрушки были разложены в разнообразные ящики, красивые коробочки и корзиночки. Так малышам проще понять, что у каждой игрушки свой домик.

Что делать с количеством? Один из простых и доступных способов сделать игрушку новой или почти новой для ребенка — убрать ее подальше. Этот же способ позволяет уменьшить количество игрушек.

Если вы разделите все игрушечное имущество ребенка на 3 или 4 примерно равноценные части, 3\4 уберете и будете менять игрушечную «экспозицию» раз в неделю — ребенок собственные игрушки будет воспринимать почти как новые.

Создание «да»-обстановки. Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо и свободно играл — вам как можно реже следует произносить в детской слово «нет». Это совсем не означает, что ограничения ребенку не нужны. Просто время игры — далеко не лучшее время для введения ограничений.

Детская игра — предельно важное занятие. В игре ребенок постигает мир человеческих отношений и устройство мира вообще. Человек, лишенный игры в детстве, неизбежно психически неполноценен.

Игра — пространство свободного творчества ребенка, и резкое мамино или нянино «нет» может это игровое пространство разорвать, тонкая ткань игры прервется, и ребенок не сможет продолжать играть дальше так же вдохновенно.

Ограничения, существующие в детской и по поводу игрушек, должны быть просты, понятны, постоянны и минимальны. Заранее решите, что именно нельзя делать ребенку с игрушками. И лучше всего уберите подальше предметы, вызывающие поток запретов или большую тревогу у взрослых. Дело в том, что если запрет повторяется часто, ребенок или научается игнорировать его, или вырабатывает излишнее упрямство через каждодневное сопротивление.

Искусство выбора игрушек

Игрушки, как и книжные иллюстрации, и обстановка детской во многом формируют эстетический мир и вкусы ребенка. Выбирайте игрушки того эстетического направления, которое вам, родителям, ближе всего. Выбирайте игрушки, которые вам кажутся красивыми.

Начнем все-таки с количества. Тут все просто: игрушек должно быть столько в свободном доступе, сколько ребенок, при организующей помощи взрослого, может относительно легко убрать.

Напомню еще раз про особенности развития внимания маленького ребенка: к концу первого года жизни малыш находится на «полевой стадии» развития внимания. Это означает, что если малыш начал играть с одной игрушкой, и при этом на глаза ему попалась другая, то он с большой вероятностью оставит первую, отвлечется. И станет заниматься со второй игрушкой, и так далее, пока не переберет их все.

Если ваш малыш с чем-то заигрался, ни в коем случае не надо стараться подсовывать ему новые предметы в попытках разнообразить игру. В этом возрасте мы очень ценим концентрацию внимания. Заигравшегося ребенка надо оставить в покое и тихо радоваться, что его способности к целенаправленному действию развиваются.

Если же ребенок сидит в куче игрушек, то самое вероятное, что он их станет просто раскидывать.

«Печать общения» на игрушке. Есть такой классический эксперимент в психологии развития: маму просят из всех имеющихся игрушек выбрать ту, в которую ее ребенок любит играть меньше всего, и в течение двух недель ежедневно по несколько минут играть с ребенком именно в эту игрушку. Результаты такого поведения превосходят все ожидания — игрушка становится из самой нелюбимой наиболее предпочитаемой. Ребенок и потом еще долгое время выбирает эту игрушку даже при самостоятельной игре.

Дело в том, что для ребенка эта, именно эта игрушка стала насыщенна присутствием мамы. Беря ее в руки, он вспоминает все предыдущие дни совместной игры, вспоминает, что и как мама с этой игрушкой делала. На этой игрушке, как говорят психологи, теперь лежит «печать общения».

Так вот, если вы хотите, чтобы ваш ребенок играл со своими игрушками, вы должны вместе с ним проиграть в них много часов, «оживить» их своим присутствием.

Чтобы малыш играл, необходимо, чтобы мама играла вместе с ним. А иначе он будет играть только в мамины любимые игрушки — кастрюльки и мобильные телефоны. Ведь не секрет, что дети всем другим предпочитают те предметы, которыми пользуется мама.

Итак, современные дети не играют от того, что игрушек у них слишком много, а следовательно, они не являются ценностью. Дети не играют от того, что отсутствует передача игровой культуры между поколениями — так как дети в городах сейчас редко общаются между собой свободно и не учатся друг у друга играм. Это отсутствующее звено в передаче игровой культуры нужно заполнить собой взрослым — а взрослые тоже не играют с детьми. Кроме того, масса из предлагаемых игрушек — «неправильные».

Как опознать «неправильную» игрушку?

«Неправильная» игрушка изготовлена из неправильного (неестественного) материала, окрашена в неестественные, отсутствующие в природе цвета. «Неправильная» игрушка слишком похожа на настоящий предмет (например, маленький игрушечный утюг совсем как утюг большой). Эта чрезмерная похожесть не оставляет места для развития фантазии ребенка: игрушка и так слишком похожа на образец, ничего домысливать не надо.

В «неправильных» игрушках часто используется принцип кнопки. Малыш нажимает кнопку, и от этого простого движения загораются лампочки, начинают крутиться колесики, все приходит в движение. То есть затраченное усилие абсолютно не соответствует полученному результату. И не позволяет образовать причинно-следственные связи, а значит, интеллект развивается совсем не так, как при игре с простой игрушкой. Там, где «толкнул — покатилось» или «ударил — отлетело».

Тяга к ранним легким впечатлениям, к тому, что почти все вокруг является развлечением, откладывается очень глубоко. Понятно, что мы живем в цивилизации кнопки — но чем больше ребенок в дошкольном детстве увидит вещей, принцип работы которых ему очевиден и доступен, тем лучше у него будет развито логическое мышление.

У детей есть огромный интерес к ручному труду — и мужскому и женскому. Они очень внимательно смотрят на то, что делается руками. И если папа прибивает гвоздь или сверлит стену — то это для малыша просто праздник познания взрослой жизни.

Но, к сожалению, если образцы женского ручного труда можно увидеть (например, на кухне), то во многих семьях весь мужской ручной труд сводится к работе на клавиатуре компьютера. И это закономерно — такова стадия развития цивилизации.

И тем не менее, папам маленьких мальчиков я бы очень рекомендовала хотя бы изредка заниматься с ними тем, что веками составляло мужскую часть работы по дому. Это будет для них гораздо более развивающим занятием, чем многие развивающие игры.

Правильная игрушка многофункциональна. То есть ее можно использовать многими различными способами в самых разных играх.

Классический пример многофункциональной игрушки — мяч. Его можно и бросать, и катать, он может стать кукольным арбузом или сказочным колобком. Чем меньше ребенок, тем больше среди его игрушек должно быть многофункциональных.

Правильная игрушка сделана из экологичного материала (натуральная ткань, дерево, металл, кожа). Конечно, совсем без пластмассовых игрушек обойтись вряд ли получится, но можно стремиться к тому, чтобы их процент был как можно ниже. Кроме того, игрушка должна быть сделана из ударопрочных, нетоксичных, стойкоокрашенных материалов — в расчете на то, что маленький ребенок будет ее и грызть, и кусать, и ронять, и разными способами использовать не по назначению.

Многие китайские игрушки просто не предназначены для такого активного использования. Они только имеют вид игрушки, но ломаются в течение первой недели. Ребенок не успевает ни наиграться этой игрушкой, ни привязаться к ней. Настоящая игрушка должна быть качественной и крепкой.

Об уборке игрушек. Навыки самостоятельности

Есть замечательная русская пословица: «Любишь кататься — люби и саночки возить». Говорит она, как вы понимаете, о том, что нужно отвечать за последствия своих действий.

Для ребенка, которому скоро должно исполниться два года, подобные вещи начинают быть доступными, если родители считают нужным и правильным тратить время и силы на совместную уборку игрушек или участие малыша в уборке со стола.

По мнению большинства психологов, для развития ребенка полезно, чтобы у него присутствовали минимальные домашние обязанности. Именно при каждодневном выполнении дел по дому у человека формируется способность отвечать за себя, концентрировать внимание, пробовать доводить начатое дело до конца. Избавив ребенка от «неприятности» сбора игрушек, вы ему не поможете, а некоторым образом помешаете осознавать мир и себя в этом мире.

Естественно, большинству родителей и нянь гораздо проще и спокойнее убрать игрушки самим. Но если привычка участвовать в уборке детской не возникнет к малыша рано, до трех лет, то после сформировать ее будет гораздо труднее, так как ребенок станет активнее сопротивляться.

Старайтесь находить время, силы и фантазию, чтобы не силком привлекать ребенка к ежевечерней уборке игрушек. Сюжеты могут быть разные, но стержень один: сначала ребенок не может такие вещи делать сам, без участия мамы.

А если в семье несколько детей?

Как правило, первые дети, первенцы, становятся «квартирьерами» — именно при них появляется в семье наибольшее количество игрушек. Эти дети, становясь сначала просто старшими, а потом и самыми старшими в семье, долго помнят период своего безраздельного владычества над царством игрушек и могут с неохотой впускать в этот мир появляющихся наследных принцев — братишек и сестренок.

Основное правило можно сформулировать так: если в семье несколько детей, то основная масса игрушек (примерно 80%) должны быть общие, и по поводу них нужно договариваться: как их делить, что на что менять, кто и когда будет их убирать. Но у каждого ребенка, которому уже исполнилось 2 года, должен быть свой неприкосновенный ящичек, комодик или сундучок с игрушками и право этими игрушками не делиться. Подобный подход сократит количество ссор из-за игрушек и избавит детей от обостренного чувства собственничества.

Как обустроить детскую для двоих, троих и нескольких детей, мы будем подробно обсуждать в нашей следующей статье.