Меню

Формула самооценка

Самооценка

Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида, т.е. то, что личности кажется значимым. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

Самооценка, т.е. оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, безусловно, относится к базисным качествам личности. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Виды самооценки

Оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности — парциальной. Также выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную, т. е. соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню — высокому, среднему, низкому. Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности.

Адекватная самооценка

Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку.

Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы ‘примеряет’ на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения — самооценку.

Формула самооценки У. Джемса:

Самооценка = Успех / Уровень притязания

Таким образом, есть две возможности поднять самооценку: либо добиваться успеха, либо снизить притязания. Идеально, когда уровень достижений соответствует уровню притязаний, но при этом уровень притязаний чуть-чуть, самую малость, выше.

В реальности все может обстоять сложнее: нередко люди, изначально придерживаясь подхода, что все равно у них ничего не выйдет, могут увеличить свой успех, а в других случаях лица с заниженной самооценкой буквально до минимума занижают свои притязания, но повышения самооценки это не вызывает. Творческие люди, движимые неудовлетворенностью собой, нередко ставят более сложные задачи, склонны стремиться к совершенствованию, к самоактуализации – более полному выявлению и раскрытию своих личностных возможностей.

Интересно то, что на самооценку могут повлиять иногда самые неожиданные факторы, например, правильно сделанная фотосессия. Что значит правильно? Есть фотографы, которые производят съемку человека не с самых выгодны ракурсов, не умеют выделить его сильные черты, подчеркнуть выразительность лица. Но есть фотографы, которые работают с любовью к человеку, внимательно выискивая нужный ракурс, определенный градус поворота головы при работе с фотопортретом. В нашем городе мне известен один такой хороший фотограф — Ксения Кононова. Заказанные у нее фотопортреты реально повышают самооценку. Люди на них видят себя добрыми и привлекательными.

Самооценка и уровень притязаний личности

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Человек сверяет то, что он делает с тем, чего от него ждут.

1) положительная, отрицательная, противоречивая; 2) высокая или низкая;

3) верная, неверная, вымышленная, искаженная;

4) адекватная, неадекватная (неадекватная завышенная или неадекватная заниженная).

Самооценка – результат проекции «реального Я» на «Я идеальное».

Кроме самооценки следует отметить оценку личности группой и ожидаемую оценку. Они все могут расходиться между собой, особенно в детских коллективах.

Согласно К.Роджерсу, высокая, «забегающая вперед» реальных возможностей личности самооценка необходима для личностного роста. Многочисленные отечественные исследования показали, что только адекватная самооценка позволяет личности жить без внутренних конфликтов, а неадекватная – источник разочарований и повышенной личностной тревожности.

В структуре самооценки выделяются 2 компонента:

1) когнитивный – знание о себе, доводы, анализ, сравнение, синтез, суждение, умозаключение;

2) эмоциональный – отношение к себе, удовлетворенность, раскаяние, одобрение.

Самооценка выражается в 2-х формах – общей и частной. Она может быть как более, так и менее категоричной (думаю, наверное, мне так кажется и т. п.).

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний.

Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.

Стремление повысить самооценку проявляется в двух тенденциях:

1) стремлении повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех;

2) снизить притязания, чтобы избежать неудачи.

Уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Формула У.Джемса: Самоуважение = Успех / Притязания

По формуле для повышения самоуважения можно избрать два пути:

1) повышая успех или 2) снижая притязания.

Следует различать самоуважение – отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими-то моими реальными достоинствами или недостатками, и самопринятие – непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Все эти особенности самоотношения, накладывающие огромный отпечаток на всю жизнь человека, формируются родительским воспитанием. Позитивная самооценка, лежащая в основании внутренней свободы, создается любовью, а отрицательная – нелюбовью. Самоотношение является механизмом обратной связи.

Уровни самореализации (Коростылева Л.А).

3) уровень реализации ролей и норм в социуме (с элементами духовного и личностного роста);

4) смысложизненной и ценностной реализации (реализации сущностной аутентичности).

Формула здоровой самооценки. На что обратить внимание

Недавно ко мне обратились родители 12-летней девочки (назовём её Лена) с жалобами на низкую самооценку. Во время диагностической встречи мы провели один из моих любимейших тестов на самооценку. Я не буду его пересказывать здесь целиком. Если коротко: в тесте нужно отмечать варианты крестиками в таблице на время, предварительно оценив свои возможности. По итогам мы видим соотношение уровня притязаний «какого результата я планирую достичь» и уровня достижений, и понаблюдать, как одно влияет на другое.

Вообще-то я очень медлительная, – прокомментировала Лена и сделала первую очень скромную «ставку» в 10 крестиков. Ну уж наверное не настолько, — подумала я, засекая время.

Сначала результаты подсчитала Лена, оказалось ровно 10 крестиков. Когда за проверку взялась я, выяснилось, что крестиков не 10, а 14! Получается, Лена была настолько уверена в своей медлительности, что даже её восприятие подстроилось, и она увидела то, что ожидала. К сожалению, так происходит не только с крестиками и не только с Леной. Корни, во многом, в отношениях с учёбой. Под давлением учителей, которые привыкли видеть в ребёнке единственную функцию «ученик», под влиянием родителей, озабоченных успеваемостью больше, чем всем остальным, дети и сами перестают видеть свою ценность вне поля «отличник-двоечник».

Давно известно такое явление как «эффект Пигмалиона». Чаще всего речь о нем заходит как раз в контексте обучения. Суть эффекта в том, что отношение учителя и других значимых взрослых, которые так или иначе касаются учёбы, к ученику как к успешному или неуспешному может серьезно влиять на результаты ребёнка.

Читайте так же:  Привязанность и любовь психология

Итак, можно подумать, что с самооценкой всё просто. Высокая подразумевает позитивную оценку себя, веру в успех и в то, что человек достоен похвалы. Это, по идее, должно приводить к устойчивости, целеустремленности и оптимизму. И конечно же к успехам! То есть, чтобы сформировать высокую самооценку у ребёнка, его нужно хвалить. На самом деле оценивание, хоть положительное (молодец), хоть отрицательное (что ты за идиот/растяпа/тормоз), приводит в одну и ту же нарциссическую ловушку только с разных входов.

Суть этой ловушки заключается в невозможности принимать себя не оценивая.

Преобладание оценки может приводить к самым разным последствиям — от выученной беспомощности до синдрома отличника. И в том и в другом случае человек может быть как успешным, так и неуспешным. Но при любом исходе трудно рассчитывать, что выросший на оценках человек будет жить в ладу с собой. Скорее всего он будет выбирать оценивающее окружение. Не потому что так ему нравится, а потому что это созвучно сложившейся картине мира, а значит, безопасно. Каждый раз когда меня уносит в привычное поле оценочности по отношению к сыну, я представляю себе будущую невестку, выбранную по моему образу и подобию, и меня отпускает.

Вокруг самооценки и методов её воспитания много спорят. Например, кто-то боится ребёнка перехвалить, потому что это приведёт к неадекватного самомнению и к отсутствию стремления чего-то достигнуть, потому что и так молодец. Но тут важно не перепутать похвалу с любовью. Любовь и вера родителей — это неоценимый багаж, из которого ребёнок формирует свою внутреннюю опору, не бойтесь «перелюбить».

Ещё есть мнение, что нужно сначала похвалить, а потом указать на недостатки. Вроде как, чтобы было куда стремиться — указать направление движения. И в этом тоже нет ничего плохого, но важно учитывать два момента.

Во-первых, насколько исправление этих недостатков реально доступно конкретному ребёнку с учётом уровня его развития. Ведь если ставить постоянно непосильные задачи «на будущее», чтобы понимал, что его ждёт впереди, можно напугать масштабами предстоящей задачи. Дорогу осилит идущий, и иногда полезнее просто идти и видеть то, что под ногами и вокруг, чем разглядывать карту и высчитывать километры своего непростого пути.

Во-вторых, каков у этого конкретного ребёнка баланс мотива избегания неудач и мотива достижения успеха. Образно выражаясь, в управлении движением всегда участвуют два процесса — возбуждение и торможение. И если «педаль тормоза» восприимчива даже к легкому прикосновению – пока мы не перестанем на неё нажимать, на газ давить бесполезно. Для ребенка, чей мотив избегания неудач преобладает над мотивом достижения успеха, указания на недостатки будут действовать как педаль тормоза.

И последнее — если уж мы взялись оценивать, очень важно оценивать не самого ребёнка, а его действия. Не «ты хороший/плохой ученик», а «ты написал хорошую работу/ в твоей работе есть недочеты».

Примерная формула здоровой самооценки: существенная её часть – безусловное принятие и небольшая доля – собственно оценка достижений.

Выходит, работу над самооценкой ребёнка стоит начинать с «инвентаризации» безоценочного отношения в семье. Как это сделать? Постараться убрать оценочные суждения там, где они на самом деле не нужны. Когда ребёнок помогает убраться, мы говорим ему «молодец», в то время как взрослому сказали бы «спасибо» или «мне так приятно». Привычная автоматическая оценка подменяет благодарность и искреннее выражение чувств. Когда ребёнок занимается творчеством, прежде чем это оценивать, тоже стоит притормозить и задать себе вопрос: «Что я хочу поддержать в ребёнке сейчас — удовольствие от процесса, смелость творить и искать формы самовыражения, или работу на результат?». И если ценность всё же не в последнем, стоит поделиться своими впечатлениями и чувствами. Вместо «У тебя получился хороший рисунок» сказать «Сколько вдохновения! Ты так увлечён, я рад за тебя». «Это хорошее сочетание цветов» заменить на «Мне так нравятся цвета, которые ты выбрал». Отсутствие оценки в первую очередь помогает ребёнку прислушаться к тому, что вдохновляет его самого, от чего лично он получает удовольствие. Помните, заменяя оценочное суждение поддержкой, вы убираете ещё одну ворчливую невестку/тирана-зятя из вашего будущего.

Что же касается баланса похвалы-замечаний – это вопрос тонкий и индивидуальный. Точно не стоит хвалить за то, чего ребёнок на самом деле не сделал. Если цель была вполне конкретная и он с ней не справился — не стоит делать вид, что так и надо. Но если вы видите, что задача трудна – разделите её на посильные части, и тогда у него будет возможность почувствовать себя успешным, справившись с подходящей нагрузкой. Когда мотив избегания неудач у ребёнка преобладает над мотивом достижения успеха — это знак взрослым, что надо быть особенно чуткими. В моей практике бывали случаи, когда я избегала указания на недостатки в течении нескольких месяцев и даже года. Только поддержка. И это дало свои плоды. А с другими детьми можно было буквально с первых занятий (речь о логопедических и нейропсихологических занятиях) обсуждать: «Здесь ты справился отлично, а здесь видно, что тебе было трудно, хоть ты и старался. Давай попробуем ещё раз».

Ну и последнее. Хотя я и говорила о работе над самооценкой и формировании самооценки, важно помнить, что мы все равно не обладаем такой властью над другим человеком, пускай и собственным ребенком, чтобы что-то в нем сформировать. Мы лишь можем поддерживать какие-то процессы, а каким-то препятствовать. Что бы ни было у ребёнка с самооценкой, не спешите говорить себе «я плохой родитель». Ведь безусловное принятие нужно вам самим не меньше, чем ребёнку.

Мама сына-дошкольника, психолог, логопед, со-основатель проекта «Без рецепта. Психологическая антиконсультация» , автор и иллюстратор книги «Сказки Матушки Земли», автор статей на популярных родительских сайтах и в печатных изданиях, создатель сообщества в Fb «Быть родителем чувствительного ребенка».

Формула самооценка

У известного голливудского актера Чака Норриса как-то спросили: что вы будете делать, если в подворотне вас остановят злодеи с ножом в руках и потребуют кошелек. «Конечно, отдам кошелек, – ответил Чак, – деньги можно заработать, а вторую жизнь не купишь ни за какие деньги». Хотя трудно представить такую сцену в кино. Вероятно, знаменитый супермен реально оценивал свои возможности.

Самооценку можно сравнить с зеркалом. Если зеркало кривое, то оно искажает отражение. Так и самооценке можно доверять только тогда, когда она правильная, а не заниженная и не завышенная. Завышенная или заниженная самооценка, как и кривое зеркало, плохой советчик.

Эти такие разные люди были талантливы и успешны в профессиональной деятельности. Причиной их несчастья стала заниженная самооценка, то есть неспособность принять и полюбить себя, признать свое возможное несовершенство.

Оцените свои качества по десятибалльной шкале:

Запишите фамилии трех девочек и трех мальчиков, которых считаете самыми умными, самыми добрыми и самыми справедливыми.

Это задание ребята могут выполнять на отдельных листочках, которые затем собирает учитель, чтобы зачитать вслух имена без указания автора записки. Три-четыре фамилии, которые встречаются чаще всего, записываются на доске. Победителям можно вручить символические призы, грамоты, знаки отличия. Можно поинтересоваться, совпадает ли самооценка с высокой оценкой класса, что чувствовали ребята, когда слышали свои фамилия. Ребята, чьи имена не прозвучали, могут быть разочарованы, особенно, если их самооценка завышена. Учителю не стоит комментировать результаты опроса. Подводя итоги, важно отметить, что эти качества может воспитать в себе любой человек: если спортсмен, оказавшийся на пьедестале, перестанет тренироваться, то завтра его место займет другой.

Сопоставление самооценки и оценки одноклассников дает богатую информацию для самоанализа, заставляет задуматься, насколько собственная оценка совпадает с оценкой других людей.

Вспомните, о чем вы мечтали, когда ходили в детский сад. Запишите свои мечты на листочке. Вспомните, о чем вы мечтали в первом классе, и запишите свои мечты. Подчеркните мечты, которые уже сбылись, и зачеркните то, о чем вы перестали мечтать. Насколько реалистичными вам кажутся ваши детские мечты сегодня? Подумайте, о чем вы мечтаете сейчас. Запишите, если хотите.

Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:

Главное в этой формуле – самооценка. Он нее зависит очень многое. Самооценка высокая, а запросы разумные – человеку живется легко и спокойно, он уважает себя и других, открыт и доброжелателен, никого не трогает и ничего не боится. Его достижения превосходят его запросы, он знает себе цену, и никому не завидует.

Помните тост из фильма «Кавказская пленница»? «Я могу купить козу, – говорит герой фильма, – но не имею желания. Я хочу купить дом, но не имею возможности. Так выпьем за то, чтобы наши желания соответствовали нашим возможностям!»

Читайте так же:  Как влюбить в себя мужчину близнеца женщине рыбе

Неудачник – это не тот, у кого чего-то мало, а тот, кто страдает, потому что ему надо больше. Уровень претензий должен соответствовать уровню возможностей.

Если достижения скромные, а запросы – непомерные (могу купить только самокат, а хочу джип), человек начинает страдать от невозможности достичь невозможного, одним завидовать, других унижать, чтобы хоть как-то возвыситься. Ему кажется, что все ему чего-то должны – родители, друзья. Человек с заниженной самооценкой отравляет жизнь себе и близким. Есть только способа повысить самооценку. Попробуйте найти их, используя в качестве подсказки формулу Джеймса (добиться успеха в какой-нибудь деятельности или снизить уровень притязания – достичь одновременно и того и другого удается только великим людям).

САМООЦЕНКА НИКТО НЕ ЗНАЕТ О НАС СТОЛЬКО ДУРНОГО, КАК МЫ САМИ, И НИКТО ТАК ХОРОШО НЕ ДУМАЕТ О НАС, КАК МЫ САМИ. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемwww.valdvul.narod.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » САМООЦЕНКА НИКТО НЕ ЗНАЕТ О НАС СТОЛЬКО ДУРНОГО, КАК МЫ САМИ, И НИКТО ТАК ХОРОШО НЕ ДУМАЕТ О НАС, КАК МЫ САМИ.» — Транскрипт:

1 САМООЦЕНКА НИКТО НЕ ЗНАЕТ О НАС СТОЛЬКО ДУРНОГО, КАК МЫ САМИ, И НИКТО ТАК ХОРОШО НЕ ДУМАЕТ О НАС, КАК МЫ САМИ.

2 ЧТО ТАКОЕ САМООЦЕНКА? САМООЦЕНКА –оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. САМООЦЕНКА –оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

3 Виды самооценки Высокая самооценка- Высокая самооценка- склонность личности высоко оценивать свои возможности и достоинства. Может привести к конфликтам с окружающими. Порождает обидчивость, подозрительность и даже агрессивность. склонность личности высоко оценивать свои возможности и достоинства. Может привести к конфликтам с окружающими. Порождает обидчивость, подозрительность и даже агрессивность. Завышенная самооценка свидетельствует о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, нечувствительность к своим ошибкам, неуспехом, замечаниям и оценкам окружающих. Завышенная самооценка свидетельствует о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, нечувствительность к своим ошибкам, неуспехом, замечаниям и оценкам окружающих.

4 Виды самооценки Низкая самооценка характерезуется неуверенностью в себе, отношениям к себе, как ни к чему неспособному, неумелому, ненужному. Порождает тревожность, безынициативность. Низкая самооценка характерезуется неуверенностью в себе, отношениям к себе, как ни к чему неспособному, неумелому, ненужному. Порождает тревожность, безынициативность. Подростки с заниженной самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы. Они стесняются, испытывают чувство неловкости, стараются быть незаметными. Подростки с заниженной самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы. Они стесняются, испытывают чувство неловкости, стараются быть незаметными. Адекватная самооценка Адекватная самооценка

5 Грета Гарбо Пауль Эренфест

6 ФОРМУЛА САМООЦЕНКИ Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья: Самооценка = успех/ уровень притязаний ( что я хочу) ( что я хочу)

7 Достичь и того и другого удается только великим людям Если ваша цель- жизнь в гармонии с собой и миром, необходимо, чтобы уровень притязаний (что я хочу) соответствовал успеху. Если ваша цель- жизнь в гармонии с собой и миром, необходимо, чтобы уровень притязаний (что я хочу) соответствовал успеху.

8 Способы повышения самооценки Добиться успеха к какой-либо деятельности. Добиться успеха к какой-либо деятельности. Снизить уровень притязаний. Снизить уровень притязаний. Поверить в себя, в свои возможности. Поверить в себя, в свои возможности. Внешность, речь, поведение – это выражение индивидуальности человека. Изменить себя, свою жизнь – это не значит стать каким- то суперменом. Главное — изменить отношение к себе. Поверить в себя! Главное — изменить отношение к себе. Поверить в себя!

9 Самоанализ. «зелёный»- да, «жёлтый»- не уверен, «красный»- нет составляющие индивидуальности составляющие индивидуальности цвет цвет 1.Мне нравится, как я выгляжу 2.Я доволен своим внешним видом 3.Я уверенно держусь в кругу своих друзей 4.Я не боюсь выступать перед аудиторией 5.Я доволен своей учёбой 6.Я верю в свою мечту 7.У меня хорошо развито чувство юмора 8.Я легко завожу знакомства 9. Я способен принимать решения самостоятельно 10. Я умею легко переживать свои неудачи

10 Если в твоём цветовом спектре преобладает зелёный цвет ты человек, уверенный в себе, целеустремлённая личность. Если в твоём цветовом спектре преобладает зелёный цвет ты человек, уверенный в себе, целеустремлённая личность. Жёлтый цвет говорит о том, что тебе не хватает уверенности в себе. Жёлтый цвет говорит о том, что тебе не хватает уверенности в себе. Красный цвет сигнализирует о твоих проблемах, которые мешают развитию твоей индивидуальности и требуют внимания е себе. Красный цвет сигнализирует о твоих проблемах, которые мешают развитию твоей индивидуальности и требуют внимания е себе.

Завышенная и заниженная самооценка: формула самооценки

Завышенная и заниженная самооценка: формула самооценки

В современной психологии слово «самооценка» — один из самых популярных терминов. Мы знаем о том, что самооценка должна быть адекватной, что низкая самооценка это плохо и т.д.

Если разобраться в сути этого слова, самооценка это, по-другому, «оценка себя». Но что мы имеем в виду, когда говорим о самооценке? И что такое завышенная и заниженная самооценка?

Формула самооценки

Вообще, понятие «самооценка» родилось около 100 лет назад, когда известный психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки:

Что означает эта формула? Самооценка это отношение уровня достижений к уровню притязаний человека.

Эта формула означает, что самооценка человека зависит от 2 вещей: от того, чего мы добились, и от того, чего бы мы хотели добиться.
Если мы добиваемся больше, чем ожидаем, у нас должна быть высокая самооценка. Если мы ожидаем от жизни больше, чем добиваемся, мы страдаем от низкой самооценки. По крайней мере, так должно быть согласно формуле самооценки.

Но есть вещи, которые не вписываются в эту стройную и логичную формулу. Например, такие понятия, как завышенная и заниженная самооценка.

Завышенная самооценка

Логичный вопрос — а как же завышенная самооценка? Неужели она появляется на основании многочисленных достижений и минимальных ожиданий (судя по формуле)? К сожалению, нет.

Понятие завышенной самооценки — явление, которое не подчиняется этой формуле. Слово «завышенная» означает преувеличенная, а значит — неадекватная.

Очевидно, что завышенная самооценка появляется у людей вовсе не из-за большого количества достижений.

Люди с завышенной самооценкой это обычно «жертвы воспитания», когда родители учат ребенка ценить себя «на вес золота» независимо от того, чего он достиг. И это, конечно, не совсем правильно. Почему?

Потому что завышенная самооценка мешает человеку адекватно видеть свои достижения и оценивать себя объективно. Это вызывает проблемы как в работе, так и в общении с окружающими.

Заниженная самооценка

Еще одно понятие, которое не подчиняется формуле самооценки — заниженная самооценка. Это более печальное явление, чем завышенная самооценка. Почему?

Потому что люди с завышенным самомнением живут в «приятном неведении». Это нельзя назвать правильным, но завышенная самооценка защищает многих людей от депрессии и приступов тревожности.

Что не так в случае с заниженной самооценкой?

Когда у человека заниженная самооценка, его мнение о себе гораздо ниже объективной оценки. Часто люди с заниженной самооценкой склонны к излишнему «самокопанию» и «самобичеванию» без повода. Им часто кажется, что их достижений все еще недостаточно, чтобы высоко себя ценить.

К сожалению, люди с заниженной самооценкой, со всеми своими достоинствами и достижениями, не ценят себя объективно.
Обычно, причины заниженной самооценки кроются в воспитании, когда родители не учат ребенка ценить свои достижения и гордиться ими. В результате, человек себя не ценит по достоинству, даже когда для этого есть все причины.

Скромность или низкая самооценка?

Многие люди путают заниженную самооценку со скромностью. В чем разница? Скромный человек может иметь как высокую самооценку, так и низкую. Скромный человек просто «не кричит» о своих достижениях, но он может гордиться ими и обладать адекватной, а не заниженной самооценкой.

Формула самооценка

Мой skype для консультаций:
romanovsergey1

телефон:
+38 (код Украины) 050 690 74 77

Запишись на консультацию прямо сейчас
Записаться на консультацию

Мало знать себе цену – нужно ещё и пользоваться спросом. Самомнение и самооценка – это разные вещи! Самооценка зависит от реального продвижения к постеленной цели, а самомнение – может быть накрученным и неадекватным.

Самое сложное в моей работе – это пересмотреть видео на YouTube с похожим названием. И мне становится ясно, почему многие люди не доверяют психологам. И кстати правильно делают.

В видео с самым большим количеством просмотров «психологи» рекомендуют заняться аффермациями. И больше всего меня потешило видео, где рекомендуется за одну секунду до оргазма произнести: Я достоин больших денег! И самое главное, — везде расставить маячки! Извините, но это – белая горячка!

Волшебные заклинания такого плана не работают! Вы просто потратите свою энергию на дуракаваляние!
Итак, запомните три фразы: самоуважение, позиция достоинства и реальные достижения! Вот что необходимо для поднятия самооценки.

Самоуважение даёт Вам право подняться над ситуацией и формирует позицию достоинства – морально-нравственное отношение к самому себе. Позиция достоинства – это стартовая площадка для поднятия самооценки. А аффермации – это сказки для взрослых людей, хотите, верьте! Итак, начнём по существу!

Читайте так же:  Психология восприятия женщин

Самооценка – это оценивание своих реальных достижений по отношению к тому, чего хотели бы получить или достичь!
И самое главное в самооценке – это адекватность, поскольку самооценка определяет уровень притязаний!

Поэтому, в психологии и существует формула самооценки, введённая Вильямом Джеймсом более ста лет тому назад. Формула отражает уровень самооценки через дробь, в числителе которой уровень достижений, в знаменателе уровень его притязаний. Притязания – это то, на что человек претендует, это его стремления. То есть, соотношение реальных достижений и того, к чему человек стремится.

Если уровень успеха (уровень достижений) высок (человек многого добился), то самооценка высокая. Но если человек на многое рассчитывал (высокий уровень притязаний), но добился меньше (низкий уровень достижений), то самооценка будет низкая.
В структуре самооценки существует два компонента: эмоциональная и интеллектуальная. Эмоциональная компонента это самоуважение — отношение к себе по отношению к желаемой цели. Когнитивной или интеллектуальной компонентой (знания о себе) будет мнение человека о своих способностях, не зависящее от реальных успехов.

Самооценка это самоуважение и эмоциональное отношение к самому себе. И человек оценивает себя, как ресурс, который может справиться с поставленными задачами. Я справляюсь – хороший ресурс, не справляюсь – плохой, низкая самооценка!

Самооценку, нельзя отделить от самоуважения, как от эмоции. Поскольку в формуле Симонова об эмоциях говорится, что эмоциональное состояние зависит от возможности удовлетворения потребности, то есть поставленной задачи. Чувствуется возможность – прилив сил. Поскольку одна из функций эмоций – энергетическая. Обеспечить энергией человека, для достижения поставленной цели!

Поэтому я и говорю, что если интеллектуальная (когнитивная) составляющая самооценки отрицательна, то есть человек осознаёт, что реально не реализовал поставленные задачи, а эмоциональная составляющая положительна (накрутить себя), то самоуважение будет искусственным и вскоре разобьётся об реальность!

Следовательно, уровень самоуважения можно повысить, либо повышая успех и реальные достижения (числитель дроби), либо снижая притязания – стремления получить что-либо (знаменатель).

Также самооценка бывает актуальной (то, что уже достигнуто) и потенциальной (то, на что человек способен). И здесь очень важно, чтобы человек ощущал, как он продвигается к поставленным целям и потенциально возможной самооценке. Очень важен фактор успеха! Поэтому цели и задачи должны быть реально достижимыми.

Самооценка бывает адекватной и неадекватно, т. е. соответствующей/несоответствующей реальным достижениям и потенциальным возможностям человека.

Так же различается самооценка по уровню — высокому, среднему, низкому. Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать причиной неврозов личности.

Таким образом, есть две возможности поднять самооценку: либо добиваться успеха, либо снизить притязания. Идеально, когда уровень достижений чуть ниже уровня притязаний, поскольку разница потенциалов, плюс ощущение своего влияния на реальные события повышает мотивацию достижения. В противном случае, если вы будете понижать свои требования к жизни (уровень притязаний), то возможно формирования мотивации избегания неудачи!

Те люди, которые придерживаясь подхода, что «все равно у них ничего не выйдет», просто понижают свою мотивацию к успеху. Тем самым лица с заниженной самооценкой буквально до минимума занижают свои притязания, но повышения самооценки это не вызывает.

Функции самооценки – это регуляторная, на основе которой совершается выбор.
Например, лица с неадекватной самооценкой (завышенная или заниженная) будут ставить себе цели или слишком простые (чтобы наверняка справится) или слишком сложные (чтобы в случае неудачи сказать: ну тут бы мало, кто справился).
Защитная функция – сохранить стабильность в самоуважении, но может проявляться в раздражительности на критику, зависти и агрессии и обвинении других. И функция развития – Я могу, я достоин!

Главное в самооценке – это адекватность, то есть выбирать цель «по зубам». «Тренируйся на кошках».
Как повысить? Только через реальные достижения! Как дети: мама смотри я научился, смотри, как я могу! Только овладевая определённым навыком! И ощущения того, что вы продвигаетесь.

Успешный человек обладает независимой (общей) самооценкой и она не зависит от ситуации. Вчера дворянка, а сегодня официантка! Это независимая самооценка с определённым уровнем притязаний и сохранившимся чувством достоинства позволит вернуться на достойною позицию в обществе, поскольку не сломается чувство что – Я это достоин!

И, конечно же, для взрослого человека самооценка определяет его личностный статус, который является основой социального статуса.

Как повысить уверенность? И как себя полюбить?

1. Уверенность приобретается только через опыт, и говорить нужно о том, как убрать излишнюю тревожность!
2. Полюбит себя? Только через подтверждения своих результатов продвижения. Чего-то достигли – купили себе новое платье, сходили в косметический кабинет и так далее. Но если вы смотрите в зеркало и говорите себе, какая Вы красивая, и что многого достойны, но заходите в продуктовый магазин и покупаете дешёвые сосиски, то о какой самооценке может идти речь?
3. Перестаньте сравнивать себя с другими.
4. Самокритика – может быть родительскими голосами.
5. Только реальные достижения, реально достижимые, ограничивающие во времени цели.

Занятие по профориентации для учащихся 9-х классов по теме: «Моя самооценка»

Цели: самопознание, самопрезентация, знакомство с понятием “самооценка”.

Материалы: бейджики для уч-ся, тетради, авторучки, листы небольшого формата для записей.

1. Организационный момент.

3. Основная часть.

  • Работа в тетрадях. Упражнение “Кто я?”
  • Упражнение “Какой Я?”.
  • Работа на листочках. Упражнение “Самый…”.
  • Теоретический блок. Формула самооценки У.Джеймса.
  • Работа в кругу. Продолжи предложение.

4. Контрольные вопросы.

5. Итоги. Обратная связь. Ритуал окончания занятия.

1. Организационный момент. Бейджики. Слово психолога о целях и теме занятия.

2. Разминка. Игра “Моргалки”.

Участники игры делятся на пары. Можно использовать считалку “кошка-мышка”. Один человек из пары садится на стул в кругу (“мышка”), а другой (“кошка”) встает у него за спиной. Число участников должно быть нечетным. Стульев и “кошек” должно быть на 1 больше, чем “мышек”. Задача “кошки”, оказавшейся без “мышки”, — сманить любую “мышку” из тех, кто сидит на стульях, моргая выбранной “мышке”. Задача других “кошек” не отпустить свою “мышку”. “Кошкам” нельзя держать руки на плечах у “мышки”, нужно только удерживать их, соблюдая правила безопасности. “Мышка”, которую сманивает “кошка” с пустым стулом, сама решает, крепко ли ее удерживают, и если ее “кошка2 зазевалась или не успела уверенно удержать свою “мышку” за плечи, она перемещается на свободный стул, и новая “кошка” ловит следующую “мышку”. Игра динамичная и очень эмоциональная. Через некоторое время “кошки” и “мышки” меняются местами.

3. Основная часть.

Работа в тетрадях. В течение 5 минут 10 раз по-разному ответьте на вопрос: “Кто я?”. Если вы смогли придумать себе не более 5 характеристик, вероятно, вы или не хотите раскрываться даже перед собой, или редко задумываетесь о себе. Возможно. вам этого достаточно. Но если вы будете так сдержаны в реальной презентации, вашему собеседнику придется самому “достраивать” ваш образ. Чаще всего встречаются ролевые и биографические характеристики (“юноша”, “сын”, “дочь”). Если таких характеристик большинство, возможно, вы предъявляете себя в жизни как носителя формальных характеристик, под которыми могут подписаться миллионы людей. Вы не забыли про свою индивидуальность?

Тест, который мы сейчас выполнили, основан на самооценке.

Работа в тетрадях. Упражнение “Какой я?”. Оцените свои качества по 10-бальной шкале.

1 2 3 4 5 ум 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 доброта 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 красота 6 7 8 9 10

Работа на листочках. Упражнение “Самый…”. Каждый уч-ся на листочке должен написать имена тех девушек и юношей из класса, кого он считает первыми в номинациях “самый умный”, “самый добрый”, “самый красивый”. Психолог собирает листочки и зачитывает имена. Фамилии уч-ся, которые встречаются чаще всего, записываются на доске. Победителям можно вручить символические медальки. Это упражнение заставляет задуматься, насколько собственная оценка совпадает с оценкой других людей.

Теоретический блок. Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую называют формулой счастья.

Самооценка = успех : уровень притязаний

Есть два способа повысить самооценку:

  1. Добиться успеха в какой-нибудь деятельности.
  2. Снизить уровень притязания.

Достичь одновременно и того и другого удается только великим людям.

4. Контрольные вопросы.

Способность оценивать себя называется:

а) самодеятельность; б) самооценка; в) самопрезентация; г) самовосприятие.

2) На самооценку в первую очередь влияет:

а) уровень притязаний; б) привлекательность; в) трудолюбие; г) здоровье.

3) “Формулу счастья” вывел:

а) Павлов; б) Селье; в) Джеймс; г) Гиппократ.

4) На достоверность результатов тестирования влияет ваша:

а) искренность; б) критичность; в) общительность; г) независимость.

5. Итоги. Обратная связь. Аплодисменты (хлопают в ладоши те, кому понравилось занятие).

  • Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.
  • Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2009.
  • Филимонова О.Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов / Ольга Филимонова. – М.: Чистые пруды, 2008. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Школьный психолог”. Вып. 20).