Меню

Формирование успешной личности в условиях фгос

Формирование жизненно успешной личности

Тема формирования жизненно успешной личности приобрела в последнее время в нашей стране особую актуальность и остроту.

Переход к новой системе социально-экономических отношений вызвал кризисные, сопровождающиеся стрессами изменения в условиях жизни людей, в их ценностных ориентациях и в целом привел к ухудшению социального здоровья общества. Эти изменения оказали негативное влияние прежде всего на молодое поколение и привели к тому, что большое количество юношей и девушек, вступающих в жизнь, испытывают трудности в процессе социализации, которые проявляются в виде личной неуспешности, отсутствии способности к профессиональной ориентации и переориентации, невыраженной ответственности перед самим собой, своей семьей.

Для обеспечения адекватного восприятия мира молодыми людьми необходимо формирование социальной компетентности, которая предполагает воспитание таких качеств как гражданственность, патриотизм, ответственное отношения человека к состоянию того общества, в котором он живет, и способность проектировать жизненный успех и достигать его. Поэтому задача воспитания успешной личности определена как приоритетная в Мероприятиях по развитию образования Свердловской области на 2004-2007 годы [с.6, с.10, с.19].

Однако само понятие жизненной успешности является весьма неоднозначным. С.И.Ожегов [8, с.826] трактует успех как удачу в достижении чего-нибудь и общественное признание. В “Кратком толковом словаре русского языка” [4, с.192] успех рассматривается как положительный результат какого-либо дела, достижения в чем-нибудь и признание успешный — такой, который дает положительные результаты, заканчивается успехом.

Существуют и другие определения, но ни одно из них не дает полного и однозначного ответа на те вопросы, которые из века в век задает себе человечество: в чем же именно заключается жизненный успех и какого человека можно назвать успешным? Что предпочтительней: многомиллионное состояние или душевное спокойствие? Какую роль в собственной успешности играет человек? Или успех — это дело случая, удачи, Фортуны? Что помогает достичь успеха? Какие качества человека помогают ему двигаться вверх по социальной лестнице? Какие законы определяют это движение? И? самое главное, зачем человеку нужно быть успешным?

Категории успеха и жизненной успешности человека являются предметом исследования психологии (А.Маслоу, Д.МакКелланд, Дж.Аткинсон), социологии (П.Сорокин, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, К.Девис, У.Мур, М.Вебер, У.Уорнер), педагогики (Дж.Дьюи, А.С.Белкин), социальной работы (М.Ричмонд) и социальной педагогики (М.А.Галагусова, А.В.Мудрик), литературы (Ф.М.Достоевский, П.Коэльо) и конечно же философии (Ф.Ницше, Ч.Пирс, В.Джемс, С.Хук, Ф.Шиллер, Э.Фромм).

Попробуем проанализировать и обобщить наиболее значимые и известные из существующих концепций и моделей жизненной успешности человека.

Стремления человека к достижению успеха обусловлено врожденными животными программами. Биологическая “успешность” человека выражается в обладании физической силой и быстротой поведенческих реакций, более развитыми мыслительными способностями, умением ориентироваться в нестандартной ситуации и т.д. Это позволяет индивиду рано или поздно занять более высокую статусную позицию в группе и обществе. С биологической точки зрения, более высокий статус повышает шансы индивида для спаривания, а, следовательно, для воспроизводства большего количества особей, обладающих нестандартными, выдающимися качествами. Это дает возможность в дальнейшем виду как таковому выйти на более качественный уровень и больше шансов сохраниться в межвидовой борьбе.

Первоначально возникшее на ранних этапах развития человечества неравенство вследствие природных различий людей по физическим данным, личностным качествам и т.д. было неустойчивым и не приводило к закреплению статусов. Однако со временем начинается нормативное закрепление и создание законодательной базы для возвышения отдельных социальных групп в обществе. Произошло разделение общества на богатых, зажиточных и бедных.

Долгое время понятие жизненного успеха в сознании людей связывалось именно с богатством. Этому способствовало и появление идеологической основы в виде религиозной концепции пуританства или кальвинизма, получившей широкое распространение в Соединенных Штатах и Европе. Согласно ей главная задача человека — прославлять Бога — и не молитвами, но земными делами, своей профессиональной деятельностью. Приумножение славы Господней есть приумножение богатства.

Идеи кальвинизма получили свое развитие в философском течении, возникшем в 70-х гг. XIX-го в. в США, получившем название прагматизма (от греческого pragma — дело, действие).

Основные идеи прагматизма как философского учения выдвинул американский философ, логик и математик Ч.Пирс (1939-1914). Представителями данной школы являются американцы В.Джемс, Дж.Дьюи, С.Хук, английский философ Ф.Шиллер.

Прагматизм нередко называют философией дела, действия, тем самым подчеркивая ее практическую нацеленность. Согласно прагматизму, единственным критерием истинности выступает успех какого-либо начинания, поступка, дела. В качестве цели человеческого существования прагматизм выдвигает индивидуальное благополучие и возможность достижения богатства и счастья. Основным героем философии прагматизма является человек-делец, энергичный, умеющий быстро действовать, проникнутый духом индивидуализма, привыкший опираться во всем на свои силы, добивающийся успеха.

Идеи прагматизма в течение нескольких десятилетий были широко распространены в США, где они оказали огромное влияние на науку, право, политику, образование. В начале 20-го в. американский прагматизм проник в страны Западной Европы и в некоторые страны Азии, в том числе Китай. После второй мировой войны это течение уступает место другим течениям, однако и сегодня оно остается одним из наиболее влиятельных в западной философии.

В целом эту стратегию жизненной успешности можно охарактеризовать одним словом — “иметь”.

Однако параллельно этой концепции развиваются и другие, которые можно было бы условно назвать “быть”.

Основоположником этого направления можно считать Ф.Ницше, выдвинувшего идею “сверхчеловека”. Сверхчеловек Ницше — независимая, самостоятельная личность, полюбившая себя, принявшая себя, осознавшая свои желания и потребности. Это человек, превзошедший себя, оторвавшийся от “стада”, способный критически взглянуть на мир вокруг себя, на устоявшиеся ценности. Он не просто разрушает то, что было создано до него, он обладает волей для создания новых ценностей, соответствующих его миропониманию, его мироощущению, его собственному “Я”.

Учение Ф.Ницше о “сверхчеловеке” получило свое развитие в теории самоактуализации А.Маслоу. В своей книге “Мотивация и личность” (1970 г.) А.Маслоу [15, с.86] определяет самоактуализацию, “как полное использование и реализация способностей, таланта, потенциала личности”. Самоактуализирующиеся люди – это люди, развивающиеся до состояния полностью адекватного их возможностям и полностью реализующие все, на что они способны. С точки зрения А.Маслоу, мотивация обычного человека — стремление к отсутствующему удовлетворению базальных потребностей (физиологических потребностей, потребностей в безопасности, в социальных связях). Успешный же человек — это человек, ориентированный на удовлетворение потребностей более высокого уровня — “потребностей роста”:

— потребностей в уважении, которые включают, во-первых, потребности в уважении со стороны других — в признании ими личностных качеств и достижений; во-вторых, потребность в самоуважении;

— потребностей самоактуализации – это потребности личности в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, в росте собственной личности, в понимании, осмыслении и развитии собственного “Я”.

Подобной точки зрения в вопросе жизненной успешности человека придерживается и Паоло Коэльо — бразильский писатель, являющийся на сегодняшний день самым читаемым автором в мире. Произведения Коэльо — философские притчи, героями которых становятся как наши современники, так и библейские персонажи и сказочные герои. Но всех их связывает одно — поиск собственного предназначения на Земле. Пройдя через испытания, иногда горькие и тяжелые, они учатся распознавать свою мечту, стремятся к ее осуществлению, идя по дорогам своей Судьбы. По мнению Коэльо, успешный человек — это прежде всего человек, осознавший самого себя, свои способности, таланты, склонности, мечтания как собственное предназначение, ведь “каждый человек, чем бы он не занимался, играет главную роль в истории мира” [3, с.220]. Только познание и принятие самого себя дает человеку веру в свои возможности и способность реализовать свои мечты. Только осознание своей Судьбы, своего пути как смысла жизни приносит человеку ощущение жизненной полноты, счастья, душевного равновесия, а значит — делает успешным.

Обобщая вышесказанное, обратимся снова к стратегиям жизненной успешности, для которых характерной является установка “иметь”. Можно ли считать такую личность по-настоящему успешной? Вряд ли. Вечная погоня за материальными ценностями никогда не приносит полного удовлетворения (ведь всегда есть кто-то, у кого чего-то больше) и, в конце концов, приводит к душевному опустошению. Формирование личности, девизом которой станет “быть”, как по-настоящему успешной, направленной на самопознание, самоактуализацию, самосовершенствование и самореализацию — вот задача, которая стоит сегодня перед нашим обществом и школой как его основным институтом. Ведь именно за такими личностями будущее.

А как же дело обстоит на самом деле? Проведенное несколько лет назад в нашей школе исследование ценностных ориентаций учащихся показало, что большая часть вступающих в жизнь выпускников школы желает достичь успеха в профессии, но только половина из них связывает этот успех с хорошей учебой, талантом и трудом. При этом более 50% выпускников видят свою будущую жизнь неопределенно или как “мрак”. Хотя большое количество подростков ценит счастливую семейную жизнь, любит своих родителей, но при этом более половины из них не ценят свою Родину, ее природу, не считает нужным помогать людям, беречь свое здоровье. В большинстве своем юноши и девушки озабочены повышением собственного материального благополучия, желают иметь много денег, ибо они, по представлению подростков, являются эквивалентом жизненного успеха. Большую роль в формировании подобных смысложизненных установок играют, конечно же, средства массовой информации и прежде всего телевидение, активно пропагандирующее через, так называемый, “американский образ жизни” идеи прагматизма. А происходит это с молчаливого согласия или, что еще хуже, с поддержки, как семьи, так и школы.

Читайте так же:  Почему ребенок ходит на носочках 15 года

Данные, полученные в ходе нашего исследования ценностных ориентаций, послужили поводом для пересмотра всей системы воспитательной работы в школе. Были определены приоритетные направления воспитательной работы (патриотическое воспитание, экологическое образование и воспитание, профессиональная ориентация, создание системы ученического самоуправления, развитие системы дополнительного образования и т.д.), создана программа работы с педагогами, детьми и родителями.

В общих чертах работу школы по формированию жизненной успешности учащихся можно представить следующим образом:

Методическая разработка по теме:
ПРОЕКТ «Формирование и развитие социально- успешной личности в условиях современной школы».

«Настоящее искусство воспитания состоит

в том, чтобы так влиять на идеалы и цели,

а также мотивы ежедневного поведения,

чтобы воспитанник хотел идти путём, который

показывает ему опытный воспитатель, и

одновременно, чтобы он усиленно работал

над своим умственным развитием, над

собственным характером, над

усовершенствованием мотивов собственного

поведения»

(В.Оконь. основы проблемного обучения).

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие социально- успешной личности в условиях современной школы.

«Настоящее искусство воспитания состоит

в том, чтобы так влиять на идеалы и цели,

а также мотивы ежедневного поведения,

чтобы воспитанник хотел идти путём, который

показывает ему опытный воспитатель, и

одновременно, чтобы он усиленно работал

над своим умственным развитием, над

собственным характером, над

усовершенствованием мотивов собственного

(В.Оконь. основы проблемного обучения).

Актуальность темы проекта обусловлена следующими причинами:

  1. Современная жизнь требует от человека, не только деловых и организационных качеств, но и способность ориентироваться в изменяющихся условиях, умение общаться, сотрудничать, умение сделать карьеру — быть успешной личностью.
  2. Культурная интеграция, обмен опытом, высокие интеллектуальные требования, большая конкуренция, умения взаимодействовать с широким кругом людей выступают важнейшими факторами успеха в нашей современной жизни.
  3. Для эффективного выполнения жизненных задач и для полноценной актуализации жизненных планов выпускнику школы необходимо кроме предметных знаний, умений и навыков ещё и оптимально развитые социально-личностные качества.

Таким образом, очевидна необходимость проекта , цель которого –

Формирование, развитие и становление самосовершенствующейся социально-успешной личности, умеющей и способной приспосабливаться к изменяющимся жизненным условиям, соблюдая все нормы цивилизованного общества.

  1. Формирование нравственных представлений о личности, её проявлениях и побуждение к осмыслению своих личностных качеств.
  2. Выявление собственных противоречий и проблем учащихся на пути к личностному росту и успеху, с помощью различных диагностических методик.
  3. Формирование и развитие таких умений как сотрудничество, ответственность, законопослушание.
  4. Обучение умениям достигать поставленных целей, анализировать, выбирать методы успешных достижений целей.
  5. Формирование мотивации (желания) быть успешным.
  6. Воспитание уверенности в достижении целей (позитивная Я-концепция).
  7. Моделирование действий учащихся по формированию собственной личности.

Теоретические основы проекта:

Воспитательные функции в образовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники, но основная роль в обеспечении воспитательного процесса принадлежит классному руководителю. Именно классный руководитель является ключевой фигурой в воспитании школьника, так как каждый день «прикасается к его личности». Процесс воспитания в современной школе направлен сейчас, в первую очередь, на формирование личности, в котором важно участие каждого педагога школы. В формировании личности можно выделить много направлений, но я бы согласилась с таким учёным, как Н.Д. Талызина, психологом А.Маслоу, которые убеждены, что необходимо сконцентрироваться вокруг следующих личностных образований:

  1. Я-концепция (здоровое самоуважение);
  2. Сотрудничество (отношение к другим, развитие чувств, объединяющих людей, на уровне относительно устойчивых и постоянных отношений);
  3. Законопослушание (ответственность, дисциплина).
  4. Достижение успеха в жизни.

Эти блоки наполняются более частными личностными качествами необходимыми учащемуся в этом мире:

  • Аутентичность;
  • Нравственность;
  • Чувствительное отношение к событиям;
  • Эмпатию (проникновенное понимание других);
  • Доверие;
  • Доброжелательное чувство юмора;
  • Творчество.

Я-концепция – это система мнений (оценочных суждений, убеждений, чувств) о себе (А,Маслоу, Д,Снигг, К.Роджерс.) Работая над формированием позитивной Я – концепции важно учитывать общие закономерности развития психики ребёнка и опираться уже на созревшие механизмы и функции, которые выявлялись с помощью тестовых методик. Тестовые методики позволяют выявить уровень самооценки, наличие тревог, страхов, напряжения.

Необходимые принципы работы с детьми по формированию позитивной Я-концепции:

  • Подходить к каждому ребёнку с «оптимистической гипотезой», то есть опираться на лучшее в нём, верить в его возможности.
  • Поддерживать всё положительное, вызывать активное стремление стать лучше.
  • Отказаться от сравнения с другими детьми. Не противопоставлять, а сравнивать с самим собой, то есть его новые достижения с прежними, что будет ориентировать ребёнка на вполне достижимую цель, даст ощущения роста своих возможностей.
  • Постоянно обогащать личный опыт участия в различных видах деятельности, в общении, в познании, то есть неуклонно развивать самостоятельность и творческие проявления.
  • Дать каждому возможность ощутить радость роста своих сил, возможностей достижений.
  • Дать почувствовать заинтересованное отношение к нему: радость в случаи успеха, огорчение в случаи не правильного поступка, озабоченность в случаи неудачи. Это создаёт ощущение защищённости, уверенности в своих силах.
  • Стимулировать и поощрять проявления творчества и самостоятельности.

Основная проблема, которая возникает сейчас у современного человека, это конфликтные ситуации с окружающими. Решить эту проблему возможно лишь расширяя диапазон поведения учащихся. Которые вырабатываются на занятиях психологического цикла и здесь большая работа будет возложена на классные часы и мероприятия, а также занятия с психологом.

Позитивная Я-концепция, вера в свои силы, чувство собственного достоинства, чувство значимости – это близкие понятия, которые обеспечивают успешный жизненный стиль и с этим трудно не согласиться.

Развитие у учащихся умений и желаний сотрудничать с другими людьми также, на мой взгляд, является одной из важнейших целей школы. В различных странах эта цель стоит на одном из первых мест в формировании личности школьника. На этом этапе работы важно диагностировать степень сформированности личностных качеств, обеспечивающих успешность сотрудничества, и содействовать их развитию в разных групповых видах деятельности, на классных часах, на занятиях социально-психологических тренингов, а также ежедневная работа на предметных уроках, где преобладает коллективная деятельность. Основными параметрами, которые характеризуют сотрудничество человека с другими людьми и которые выделяют психологи А.Маслоу и К.Роджерс являются:

  1. Сочувствие и сопереживание.
  2. Уважение всех, с кем устанавливаются какие-то отношения, принятие всех такими. Какие они есть, не критикуя других.
  3. Эмоциональная независимость от других.
  4. Не агрессивность.
  5. Открытость в общении.
  6. Поиск обратной связи.
  7. Поиск новых способов поведения и вследствие этого широкий поведенческий репертуар.

Н.П. Симонов считал, и с ним невозможно не согласиться, что существование любого человеческого общества невозможно без соблюдения его членами исторически обусловленных норм поведения, регламентирующих разнообразные права и обязанности.

В связи с этим он считал необходимым приучать детей к дисциплине, через выполнение определённых норм поведения. Обучение дисциплине отличается от муштры тем, что есть выбор и он должен быть всегда. Дисциплина исключает произвол, она требует от ученика критического анализа своих действий и принятие на себя обязательств по исправлению своего поведения. Дисциплина и ответственность тесно связаны с законопослушанием. С моей точки зрения, чтобы дисциплина возымела должный эффект ни в коем случаи нельзя прощать невыполнения обязательств и поведенческих норм. Если мы принимаем оправдания, значит, теряем доверие, так как ребёнок понимает – на самом деле учителю всё равно. Цель воспитания в широком смысле, также со слов П.В. Симонова, и состоит в том, чтобы каждый вновь входящий в общество новый гражданин знал бы нормы цивилизованного общества и следовал им.

Сейчас существует высокий стандарт успеха в обществе. И, к несчастью, еще много людей, не добившихся успеха в карьере или семейной жизни. Почему так происходит? Дети не получают ни в школе, ни в семье знаний в виде конкретных инструкций, руководств по достижению успеха в жизни. Они также не получают умений в этой области.

Я считаю, что каждый ребёнок должен получить руководство в следующих областях деятельности, которые выделил психолог Б.Трейси:

  1. Общеучебные умения.
  • Как эффективно (успешно) учиться в школе?
  • Как научиться учиться жить?
  1. Социальные умения.

Как эффективно (успешно) общаться:

  • с товарищами, сверстниками, друзьями, с противоположным полом, с педагогами, с родителями.
  1. Познание себя.
  • Кто я?
  • Мои физические и психические особенности.
  • Как управлять собой?
  • Умение сделать карьеру.
  • Как сохранить своё здоровье и т.д.?

Можно с уверенностью утверждать, что обучение успешности в школе может программировать жизненный успех ребёнка.

Этапы реализации проекта.

Проект рассчитан на пять лет и реализуется в четыре этапа:

Первый этап (сентябрь 2008 Г. – июнь2009 г.) – организационно- подготовительный:

  • подбор диагностического материала и диагностирование учащихся;
  • выявление собственных противоречий и проблем на пути к личностному росту;
  • разработка, совместно с педагогами, принципов работы с детьми по формированию Я-концепции, сотрудничества, дисциплины, успешности;
  • Изучение и разработка, совместно с психологом, социально-психологических тренингов, занятий, семинаров, классных мероприятий, способствующих личностному развитию;
  • Поиск путей взаимодействия с другими институтами, участвующими в процессе воспитания и становления личности;
  • Привлечение к реализации проекта администрацию и педагогов школы, родителей и другие социально-воспитательные структуры;
  • Разработка системы критериев и показателей эффективности проекта.
Читайте так же:  Нормы для 11 месячного ребенка

Второй этап рассчитан на два года (сентябрь 2009 г.- июнь 2010г.) и (сентябрь2010 г. – июнь 2011г.)- этап реализации, этап психологического обеспечения, развития и воспитания:

1.Проведение занятий, классных часов, мероприятий по формированию и развитию личностной, поведенческой, эмоциональной сфер:

  • Я-концепция;
  • Саморазвитие;
  • Сотрудничество;
  • Дисциплина;
  • Ответственность;

2.Обучение достижению успеха в жизни по методу Хосе Сильвы «Искусство постановки целей или маршрутов успеха»(занятия с психологами Центра помощи семье и детям);

3. Сотрудничество со всеми воспитательными институтами посёлка:

  • ежемесячные экскурсии в Старину Сибирскую, музей, картинную галерею, театр и т.д.
  • вовлечение всех детей во внеурочную деятельность.
  • еженедельные классные часы, семинары, круглые столы;
  • ежемесячная семейная гостиная «Духовные традиции русской семьи»;
  • сезонные походы на природу;
  • совместные коллективные мероприятия.

Третий этап – (сентябрь 2011г.- июнь 2012г) — анализационный этап:

анализ полученных результатов по критериям и показателям эффективности проекта;

оценивание уровня достижения успехов и неудач;

анализ сформированности Я-концепции, сотрудничества, законопослушания, социальной компетентности и умений в области достижения успеха.

показатели удовлетворённости детей и родителей образовательным и воспитательным процессом;

анализ успеха и неудач.

Четвёртый этап (cентябрь 2012г.- июнь 2013г.)- итоговый:

Сформированность собственной личности по всем направлениям;

Постановка новых целей и успехов;

Составление собственного алгоритма «путь к успеху»;

Сформированность личностной, эмоциональной, коммуникативной сфер;

Сформированная адекватная Я-концепция;

Личность ориентированная на достижимые цели и успех;

Личность умеющая и желающая сотрудничать с другими людьми;

Совершенствующаяся социально-успешная личность.

Основные концептуальные положения:

воспитание Я-Концепции (А.Маслоу, К.Роджерс);

принципы терапии реальностью(У.Глассер.);

формирование норм поведения (Дж.Элиум и Э.Элиум.);

формирование ответственности (И.П.Иванов,С.Д.Шевченко.);

программирование жизненного успеха (Б.Трейси, Хосе Сильвы.);

социальная компетентность (Т.Пауэлл и Дж. Пауэлл.) и др.

Методическая и инновационная деятельность

Содержание деятельности методической службы определяется в соответствии с целями и задачами развития системы образования МБОУ «Лицей № 68» и характером планируемых изменений, новаций.

Тема методической работы «Развитие профессиональных компетенций педагогов в условиях реализации ФГОС».

Целью методической работы является повышение уровня профессиональных компетенций учителя и педагогического мастерства в условиях реализации ФГОС для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учащихся, организации творческого партнерства, создания атмосферы научного поиска, формирования готовности учащихся к исследовательской и проектной деятельности, успешной социальной адаптации.

В 2017-2018 учебном году педагогический коллектив лицея решал следующие задачи научно-методической работы:

1.Совершенствовать содержание образования в лицее в связи с реализацией основных положений ФГОС:

— вести работу по формированию ключевых компетенций; работать над формированием и развитием личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий – основы образовательного и воспитательного процесса;

— продолжить изучение и внедрение современных образовательных технологий, использовать возможности Интернет-ресурсов, компьютерных классов для повышения качества образовательной деятельности.

— развивать у учащихся способность к самооценке и рефлексии собственной учебной деятельности;

— осуществить переход к оценке личных достижений учащихся с помощью электронного дневника и портфолио достижений.

2. Изучить требования к образованию и использовать новые подходы в работе предметных кафедр:

— разработать рабочие программы по учебным предметам и внеурочной деятельности при получении основного общего образования в соответствие с ФГОС;

— увеличить количество и качество выполнения научно-исследовательских работ;

— добиваться результативного участия педагогов в городских конкурсах методических разработок по предметам

3. Активизировать работу творческой группы по направлению:

— сформировать банк данных «одаренных детей» с целью планомерной работы, составить отчет-анализ результативности участия в олимпиадах, турнирах и конкурсах, НПК, добиваться результативного участия во Всероссийской олимпиаде школьников, НПК, конкурсах

— совершенствовать формы и методы работы с одаренными учащимися через экспериментальную деятельность в рамках сетевой экспериментальной площадки по теме: «Применение информационных технологий в психолого-педагогическом сопровождении развития способностей и одарённости обучающихся в образовательном комплексе «детский сад-лицей».

4. Руководителям кафедр организовать мероприятия по подготовке одаренных учащихся к олимпиадам и конкурсам, взять на контроль результативность участия учащихся в очных и дистанционных олимпиадах и конкурсах и НПК.

5. Психологической службе лицея продолжить работу по выявлению «одаренных детей», психолого-педагогическое сопровождение «одаренных детей».

6. Классным руководителям вести работу по формированию портфолио учащегося.

7. Продолжить работу по созданию системы профильного обучения в лицее.

Для решения поставленных задач по организации воспитания и обучения были созданы следующие условия:

1. Составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам и обеспечить соответствующий стандартам образования уровень обучения.

2. Создана структура методической службы в лицее. В состав методического совета включён научный руководитель, д.п.н., профессор БГПУ им. М.Акмуллы Л.М. Кашапова.

3. Утверждены рабочие программы по учебным предметам и программы внеурочной деятельности учителями 1-4 классов по ФГОС НОО и учителями 5-7 классов по ФГОС ООО.

4. Ведётся работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни.

5.Ведётся целенаправленная работа по улучшению материально-технической базы кабинетов, по повышению информационно-коммуникативной культуры педагогов.

В соответствии с данной целью и задачами, особую актуальность приобретает научно-методическая работа, которая способствует развитию профессиональной компетентности учителя, его подготовке к педагогической деятельности в новых условиях. Методическая работа построена на основе Программы развития лицея, осуществляется по плану, который составляется на учебный год и является частью плана учебно-воспитательной работы лицея.

В январе 2015 года принята Программа развития МБОУ «Лицей № 68» на 2015-2020 гг.

Для реализации Программы развития определены основные направления в форме следующих подпрограмм: «Информатизация лицея», «Одаренные дети», «Кадровый потенциал», «Совершенствование предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся», «Оздоровление и пропаганда здорового образа жизни».

Целью информатизации системы образования лицея является создание условий для реализации образовательных и творческих возможностей обучающихся и педагогических работников образовательного учреждения, связанных с доступом к современным образовательным ресурсам.

По направлению «Информатизация лицея» сделано следующее:

1.Организованы курсы повышения квалификации на базе МБОУ «Лицей №68» для повышения ИКТ-компетентности учителей: сайтостроение, работа с интерактивными досками.

2. В обучении учащихся и повышении квалификации педагогических работников используется дистанционное обучение как важнейший компонент складывающейся системы открытого образования.

3.Продолжается оснащение МБОУ «Лицей № 68» средствами информатизации, модернизация имеющейся компьютерной техники.

4.Расширяется медиатека, приобретение и создание электронных учебных материалов.

5.Освоение и применение в образовательной деятельности новых современных информационных технологий (ЯКласс, Учи.ру и тд.).

Целью программы «Одарённые дети» является обеспечение планомерности и систематичности процесса выявления и развития детской одаренности.

По направлению «Одаренные дети» сделано следующее:

1.Открытие инновационной площадки по теме «Использование возможностей ИКТ для выявления и развития способностей и одарённости детей в комплексе «детский сад – школа».

2.Использование возможностей инновационной площадки для пополнения банка одарённых детей с 1 по 8 класс, выбор валидных методик для выявления одарённости с использованием возможностей ИКТ.

3.Обеспечение условий для самореализации способностей одаренных детей: проведение Фестиваля песни и танца, Дня науки и культуры, Международного дня родного языка, Малых олимпийских игр для спортивно одарённых детей.

4.Использование дистанционных программ «Учи. ru », «ЯКласс», « VOTUM » для опережающего овладения программой интеллектуально одарёнными детьми.

5.Поощрение учащихся с разными видами одарённости и детей, обучающихся в дополнительных образовательных учреждениях: создание банка данных, доведение результатов до широкого круга участников образовательных отношений, награждение фирменными грамотами МБОУ «Лицей № 68».

Цель программы «Кадровый потенциал» – создание в лицее творческой среды, формирующей условия для профессионального и личностного роста учителей, формирование ответственности педагогов за результаты педагогической деятельности.

По направлению «Кадровый потенциал» сделано следующее:

1.Организация педсоветов, конференций, семинаров, педагогических чтений, консультаций, направленных на формирование осознания педагогическим коллективом стратегии развития и функций современной школы, роли учителя в совершенствовании системы деятельности лицея, ответственности за конечные результаты педагогического труда, повышения уровня профессиональных компетенций.

2.Внедрение системы мер по повышению профессионального уровня учителей: создание индивидуальных перспективных планов-траекторий повышения квалификации для каждого педагога, м одернизация системы методического обеспечения образовательного процесса, ликвидация оторваннос­ ти форм и содержания методической деятельности от запросов образовательной практики.

3.Создание условий для совершенствования педагогического мастерства педагогов, использования современных педагогических технологий, разнообразных форм и методов обучения и воспитания;

4.Совершенствование деятельности по внедрению системы морального и материального стимулирования труда учителей с целью всемерного поддержания профессионального роста и творческой инициативы работников; совершенствование условий труда учителей.

5.Совершенствование сайта образовательного учреждения в направлении отражения и информированности общественности об индивидуальных успехах и достижениях педагогических работников.

Цель подпрограммы «Совершенствование предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся» — осуществление специальной подготовки выпускников путем реализации в рамках учебного плана ранней профилизации и предпрофильной подготовки.

Для осуществления предпрофильной подготовки учащихся существуют необходимые условия: наличие квалифицированных педагогических кадров, имеющих опыт инновационной деятельности; наличие материально-технического, учебно-методического обеспечения инновационных процессов; наличие определенной системы работы с одаренными детьми, совершенствование научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, их участие в различного рода муниципальных, региональных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах; широкое использование дистанционных форм обучения, дистанционных олимпиад, конкурсов, проектов, акций и др.; освоение педагогами на протяжении ряда лет современных педагогических технологий; применение педагогами на уроках и во внеклассной работе активных форм познавательной деятельности школьников.

Читайте так же:  Лечение плоскостопия у ребенка 4 года

По направлению «Совершенствование предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся» сделано следующее:

1.Вступление в Ассоциацию «Союза машиностроителей России», успешное участие в научно-практических конференциях инженерно-технического направления.

2.Использование возможностей построения школьниками индивидуальных образовательных программ (обучение в классах НОО с применением технологии «1:1», раннее изучение предметов естественно-научного направления).

3.Создание для учащихся ситуации выбора направления в обучении (внеурочная деятельность, программы платных дополнительных услуг, элективных учебных предметов).

4.Обучение в соответствии с социальным заказом (на основе анкетирования учащихся при приёме в 10 класс и выбора элективных учебных предметов).

Цель программы «Оздоровление и пропаганда здорового образа жизни» — создание условий, позволяющих воспитать потребность в принятии здорового образа жизни.

Для реализации подпрограммы проводятся оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени, внеурочные спортивные мероприятия, внеклассная воспитательная работа, психологическая помощь, лечебно- профилактические и оздоровительные мероприятия, работа с родителями.

По направлению «Оздоровление и пропаганда здорового образа жизни» сделано следующее:

1.Увеличение числа детей, занятых в спортивных секциях.

2.Мониторинг пропуска уроков с последующим анализом причины пропуска, работа с родителями в данном направлении.

3.Отсутствие увеличения детей с нарушением осанки и зрения, использование возможностей тренажёрного зала.

4.Сформированность у обучающихся и их родителей необходимого уровня грамотности по вопросам здорового образа жизни (тестирование, анкетирование).

5.Коррекционная работа психолога, использование возможностей сенсорной комнаты, тренинги.

В 2017-2018 учебном году на базе МБОУ «Лицей № 68» инновационная работа велась в следующих направлениях:

В 2017-2018 учебном году на базе МБОУ «Лицей № 68» инновационная работа велась в следующих направлениях:

Развитие личностных качеств ребенка в соответствии с ФГОС ДО

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 01.02.2016

Статья просмотрена: 3133 раза

Библиографическое описание:

Рощина Е. В. Развитие личностных качеств ребенка в соответствии с ФГОС ДО [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 120-121. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9574/ (дата обращения: 13.02.2019).

Детские годы — самые важные в жизни человека, а как они пройдут, зависит от взрослых — родителей и педагогов.

Исследования показали, что большинство родителей считают главными задачами дошкольного образования, это умение ребенка читать, писать, считать. Но на самом деле это не так. Основной результат дошкольного образования — это гармоничное всестороннее развитие личности ребенка, а не знания, умения, навыки.

Какими же качествами должен обладать ребенок, выпускаясь из детского сада, в соответствии с ФГОС ДО?

Ведущей целью должно быть формирование у дошкольника таких качеств, которые необходимы для овладения учебной деятельностью:

 инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании;

 уверенность дошкольника в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, обладание чувством собственного достоинства;

 умение ребенка активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

 способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

 стараться разрешать конфликты, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;

 развитие крупной и мелкой моторики рук;

 способность к волевым усилиям в разных сферах деятельности.

Именно эти все вышеперечисленные характеристики и являются основой для успешного перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе.

Какие родители не хотят, чтобы их ребенок обладал всеми этими качествами?

Для того, чтобы достичь этих целей, необходима помощь родителей. Поскольку семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Конечно же, развитие всех этих важных и главных качеств личности — это не какое-то одно действие, или одно занятие, или одна беседа. Это, целостный, достаточно длительный процесс тесного взаимодействия, сотрудничества детей, родителей и педагогов. Именно родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Каким же образом необходимо воспитывать в детях важные качества личности?

Огромную роль в развитии важнейших качеств личности детские психологи и педагоги отводят игре. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В игре ребенок знакомится с разнообразными чувствами, овладевает и своими эмоциями, учится ими управлять. В игре развиваются такие психические процессы, как память, мышление, внимание, воображение, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации.

Но игра вдвойне интересней ребенку, когда он чувствует заинтересованность самых близких и любимых людей — родителей.

Большое значение для гармоничного развития ребенка, имеет совместное чтение книг. Среди книг, адресованных детям, особое место занимают сказки. Ведь очень важно помочь ребенку принять и преодолеть какие-то трудности в жизни, а не убегать от них. Именно об этом говорят многие сказки: трудности в жизни неизбежны, но если герой не струсит, то он преодолеет все преграды и станет победителем.

Сказка близка ребенку и потому, что она не учит и не поучает его. Он сам, сопереживая герою, проживает все его страдания и трудности и таким образом приходит к пониманию того, что действительно ценно.

Сказка позволяет ребенку осмыслить такие приоритеты, как дело и отдых. При этом решение этой непростой задачи происходит ненавязчиво, в привлекательной, захватывающей форме.

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребенка это —переживание успеха.

Взрослым нужно создать ребенку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Когда ребенок чего-то достиг, каких-то определенных результатов, его надо обязательно поощрить, похвалить, оценить, тогда у него будет стимул в дальнейшем снова чего-то достичь.

Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка. И в театральной деятельности, драматизациях, игровых ситуациях, и в продуктивных видах деятельности, таких как рисование, аппликация, лепка. Здесь, задача родителей и педагогов стремиться довести до сознания каждого ребенка, что он личность, не похожая на других! Он может многое сделать, многое узнать. Так, у детей формируется уверенность и вера в себя, в свои силы.

Таким образом, ребенок всегда должен чувствовать поддержку взрослых, то крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. И тогда, в будущем, он вырастет в такую личность, в такого человека, которым безусловно можно гордиться.

Похожие статьи

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка | Статья.

Воспитание является очень ответственным процессом. Оно вдвойне ответственно, когда речь идёт о воспитании дошкольников и дошкольном образовании. Воспитание как влияние на формирование личностных качеств фактически идет с первых месяцев жизни ребенка.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале.

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об

Важнейшее условие успешного руководства творческими играмиумение завоевать доверие детей, установить с ними контакт.

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования.

Значение дошкольного возраста в становлении личности ребенка. дошкольный возраст, дошкольное образование, социокультурное развитие, ребенок, патриотическое воспитание, любовь, общественная жизнь, родной язык, социокультурное воспитание.

Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка

В процессе работы с детьми дошкольного возраста, мы убедились в том, что игра занимает очень важное, если не сказать, центральное место в жизни ребёнка.

Анкетирование показало, что родители не знают игр дошкольного возраста.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале.

Во время игры ребенок лучше усваивает смысл человеческих действий и взаимоотношений

Мясищев В. Н. Структура личности и отношения человека к действительности [Текст]

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры.

Роль детского сада в процессе социализации личности

Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру»

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка.

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности.

Проявить личностные качества и свою активность ребёнку дошкольного возраста помогает игра. Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма, ведь в нее вовлечены все стороны личности.

Игра как средство развития личности ребенка младшего.

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного. Основной вид деятельности дошкольного возраста, как мы уже знаем, является игра, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и другие качества.

Значение игры в воспитании ребёнка | Статья в журнале.

игра , ребенок , игровая деятельность , результат игры , окружающий мир , процесс игры , личность ребенка , влияние игры

игра , ребенок , детский сад, чувство, роль, жизнь , дошкольный возраст, игровая деятельность , кукольный театр, творческая деятельность .