Меню

Физиологические характеристики младшего школьного возраста

Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст ребенка — это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Вместе с тем, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся учителю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка .

Анатомо-физиологические особенности младшего школьника, уровень его физического развития должны учитываться при организации физического воспитания в начальных классах. Ни в каком другом школьном возрасте учебная деятельность не стоит в такой тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием, как в младшем.

В 7-9 лет ребенок физически развивается относительно спокойно и равномерно. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально.

Костная система младшего школьника находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено и в костной системе много хрящевой ткани. Это необходимо принимать во внимание и неустанно заботиться о правильной позе, осанке, походке учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников.

Мышцы сердца, первоначально еще слабые, быстро растут. Диаметр кровеносных сосудов относительно велик. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем с 1280 граммов (7 лет) до 1400 граммов (11 лет). Происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-синтетическая функция коры, постепенно изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы.

Хотя необходимо строго соблюдать режим учения и отдыха, не переутомлять младшего школьника, однако следует иметь в виду, что его физическое развитие, как правило, позволяет ему без перенапряжения и особого утомления заниматься 3-5 часов (3-4 урока в школе и выполнение домашних заданий). Работа по существующим программам не дает оснований тревожиться за состояние здоровья младшего школьника (разумеется, при правильной организации режима), говорить о его перегрузке и переутомлении.

Спортивному руководителю, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью.

Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.

Физическое развитие младших школьников отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста.

Остановимся на анатомо-физиологических и психологических особенностях детей младшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг.

Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет — 1200 мл. У мальчиков 12лет — 2200 мл, у девочек 12 лет — 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста.

Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого). Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). Поэтому при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста.

Еще по теме:

Развивающие возможности методической системы, направленной на активацию познавательной деятельности
Рассмотрение путей повышения активности учащихся А.Я. Найн начинает с того элемента модели, который обычно только подразумевается, но, види .

Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся на уроках казахской литературы
Нравственно-этические ценности являются важнейшей составляющей культуры, вне которой невозможно развитие современного общества. Поэтому зад .

Функции, специализация и направления социально-педагогической работы с детьми
Образовательно-воспитательная . Обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых, содейст .

Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Физиологические характеристики младшего школьного возраста

Калькулятор

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Физиологические особенности детей младшего школьного возраста

Период жизни детей от 6-7 до 11 лет называют младшим школьным возрастом. При определении его границ учитывают особенности психического и физического развития детей, переход их к учебной деятельности, которая становится основной.

Физически ребенок в этом возрасте развивается довольно равномерно. Увеличивается рост и вес тела, повышается иммунитет, быстро развиваются мышцы сердца. Артерии у школьника более широкие, чем у взрослого человека, и именно этим объясняются особенности артериального давления. Частота сердечных сокращений более стойкая, но под влиянием разных движений, положительных и отрицательных эмоций она быстро изменяется.

Костно-соединительный аппарат младших школьников довольно гибкий, поскольку у их костях еще много хрящевой ткани. Но это надо учитывать, чтобы предотвратить возможное искривление позвоночника, вдавливанию груди, сутуловатости.

Развитие мышечной системы оказывает содействие увеличению физической силы детей. Но малые мышцы кисти рук развиваются медленнее. Первоклассникам тяжело писать в пределах строки, координировать движения руки, не делать лишних движений, которые служат причиной быстрой усталости. Поэтому следует проводить физкультурные минутки, которые снимают напряжение малых мышц пальцев и кистей рук.

Дети этого возраста дышат чаще, чем взрослые. Для поддержания их трудоспособности особенно важно, чтобы в классе и дома был чистый воздух.

У детей хорошо развиты все органы чувств, но некоторые из них имеют свои особенности. Так, глаза, благодаря эластичности хрусталика, могут быстро изменять свою форму в зависимости от позы во время чтения и письма. Если не учитывать этой особенности органов зрения младших школьников и не исправлять их позы во время уроков, то это может привести к повышению глазного давления, нечеткости изображений на сетчатке и к близорукости. Преобладает невольное внимание. Дети активно реагируют на все новое, яркое и необыкновенное. Невольное внимание имеет положительное значение, но недостаточное для достижения успехов в обучении. С возрастом возрастает объем и стойкость внимания, связанные со значимостью учебного материала. Осознание учениками важности его усвоения — условие стойкости произвольного внимания.

Вес мозга младшего школьника приближается к весу мозга взрослого человека. Особенно увеличиваются лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы. Вместе с тем происходят значительные изменения в развитии и работе центральной нервной системы. Аналитическая деятельность коры больших полушарий головного мозга значительно усложняется.

Физиологические характеристики младшего школьного возраста

1.2. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

К детям младшего школьного возраста относятся школьники от 7 до 11 лет. В этот период улучшаются память ребенка, координация движений. В связи с этими физиологическими особенностями у ребенка появляются возможности к обучению: письму, чтению, счету.

Читайте так же:  Методики по развитию речи детей доу

С началом учебы возникают и некоторые проблемы: ребенок меньше времени проводит на воздухе, изменяется и нарушается режим дня ребенка, в том числе и режим питания. Вследствие этого повышается вероятность таких заболеваний, как инфекционные, аллергические, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные. Также в данном возрасте велики вероятность и опасность детского травматизма.

К числу анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста относятся следующие.

1. Стабилизируется скорость роста: рост ребенка в 8 лет составляет 130 см, в 11 лет – около 145 см.

2. Появляются некоторые скопления жировых клеток под кожей в области груди и живота, которые при отсутствии должного контроля могут привести к ожирению. Менее опасными

становятся переохлаждения и перегрев, так как заканчивается формирование потовых желез.

3. Увеличивается в размерах и укрепляется мышечная система ребенка. Теперь школьник становится физически более сильным и работоспособным. Его пальцам подвластна более тонкая работа: письмо, лепка.

4. Продолжаются рост и укрепление костей, однако окончательное окостенение еще не произошло, в связи с чем остается опасность искривления позвоночника вследствие неправильной осанки при чтении и письме. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам начинают проявляться отличия в строении скелета мальчиков и девочек: таз у девочек более широкий, имеется тенденция к расширению бедер.

5. Завершается формирование структуры легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов). Увеличение слизистой оболочки перестает создавать серьезную опасность при заболеваниях дыхательной системы. Частота дыхания уменьшается в 10 лет до 20 раз в минуту.

6. В сердечно-сосудистой системе продолжается тенденция к уменьшению частоты пульса (с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту) и увеличению артериального давления (110/70 мм рт. ст.).

7. Органы пищеварения и пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, процесс пищеварения практически не отличается от пищеварения взрослых. Частота опорожнения кишечника – 1–2 раза в день.

8. Строение почек и других органов мочевыделения почти как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи.

9. Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели иммунной системы практически соответствуют аналогичным показателям взрослых.

10. Заканчивается развитие эндокринной системы. Появляются признаки полового созревания. У девочек в 9—10 лет округляются ягодицы, незначительно приподнимаются соски молочных желез, в 10–11 лет набухает грудная железа. У мальчиков в 10–11 лет начинается рост половых органов.

11. Развитие нервной системы характеризуется расширением аналитических возможностей, ребенок размышляет над своими поступками и поступками окружающих. Однако в поведении детей младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности. Некоторые дети, особенно те из них, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера.

Особенности организма ребенка от 7 до 12 лет

Некоторые считают, что детский организм — это всего лишь миниатюрная копия взрослого. Однако это мнение ошибочно. Анатомо-физиологическое особенности у младших школьников соответствуют их возрасту и изменяются по мере взросления. К группе младшего школьного возраста относятся дети от 7 до 12 лет.

Масса, рост и пропорции младших школьников

Пропорции девочек и мальчиков с 7 до 12 лет практически не отличаются. Дети продолжают расти, но уже не так активно, как в дошкольный период. Масса тела равномерно увеличивается. В среднем детки прибавляют по 2-2,5 кг в год, вырастают на 4-5 см.

Грудная клетка школьника младших классов меняет форму в лучшую сторону: становится конусообразной, увеличивается в размерах. За счет этого увеличивается и емкость легких. Мальчики в возрасте 7 лет имеют легкие объемом в 1400 мл, девочки — 1200 мл. К 12 годам объем легких у мальчиков составляет 2200 мл, а у девочек — 2000 мл.

Системы дыхания и кровообращения: особенности развития

У дошкольников анатомо-физиологическое особенности развития системы дыхания подтверждают лишь факт ее несовершенства. Дыхательные мышцы по-прежнему недостаточно окрепшие, отчего дыхание поверхностное и частое.

Словом, детский дыхательный аппарат далеко не так функционален, как взрослый. Для детей 10-12 лет характерны проблемы с дыханием в период активной мышечной деятельности, что может привести к гипоксии (дефициту кислорода). Именно поэтому так важно подбирать такие упражнения, которые будут соответствовать работе системы дыхания ребенка.

Работа органов кровообращения напрямую связана с функционированием дыхательной системы. От того, насколько исправно будет работать система кровообращения, будет зависеть оснащение организма питательными веществами.

Развитие сердечно-сосудистой системы

Масса сердца детей младшего школьного возраста увеличивается пропорционально набору массы тела и уже приближается к весу сердца взрослого человека. Пульс по-прежнему учащенный, поэтому насыщение органов кровью происходит в два раза активнее, чем у взрослых.

Анатомо-физиологические особенности сердца дошкольника позволяют ему лучше справляться с основными функциями за счет относительно широкого просвета артерий. Давление у деток в этом возрасте значительно ниже, чем у взрослого человека. Если у первоклассника оно составляет 99/64 мм рт. ст., то ближе к 12 годам приближается к 105/70 мм рт.ст.

Активные физические нагрузки приводят к учащению пульса детей младшего школьного возраста. Также усиленное сердцебиение может быть вызвано эмоциональным перевозбуждением. Именно этот факт можно считать недостатком возраста от 7 до 12 лет. Дети достаточно быстро возбуждаются, а это может привести к проявлению аритмии.

Мышечная система и опорно-двигательный аппарат: как развиваются у младших школьников

Анатомо-физиологические особенности мышечной системы младших школьников не позволяют пока говорить о длительном сохранении правильного положения позвоночника. Дети не способны удерживать спину прямо, что часто приводит к нарушению осанки. В статической позе позвоночник практически не фиксируется, поэтому именно у школьников младших классов чаще всего возникают проблемы с искривлением позвоночника.

Правая сторона туловища у детей младшего школьного возраста развивается более активно, чем левая. В отдельных случаях наблюдается симметричность в развитии, но чаще школьники младших классов имеют ярко выраженную асимметрию.
В задачу взрослых, планирующих физическое развитие деток, входит выбор для них таких упражнений, которые позволят уменьшить асимметричность развития туловища. Гармонично развивающиеся мышцы туловища будут способствовать укреплению мышечного корсета и предотвратят проблемы с осанкой.

У детей дошкольного возраста мышечная система действительно активно развивается, но только при условии соответствующей возрасту двигательной активности.

Головной мозг у детей к 9 годам практически сформирован, но продолжает развиваться в функциональном отношении.

Особенности развития детей 10-12 лет

Как уже было отмечено выше, группа младшего школьного возраста — это дети в возрасте от 7 до 12 лет. Но нужно понимать, что развитие школьника в 7 или 9 лет отличается от особенностей развития в 10-12 лет. Ниже основные анатомо-физиологические особенности детей с 10 до 12 лет:

  1. Ускоряется рост скелета и конечностей, но грудная клетка и таз развиваются не так активно, что и становится основной причиной долговязости детей в этом возрасте.
  2. Резко увеличивается мышечная масса, но мышцы по-прежнему не могут справляться с длительными нагрузками. Дети могут выполнять физические упражнения с перерывами на отдых для восстановления.
  3. Сердечно-сосудистая система непропорциональна. Сердце увеличивается быстрее, чем сосуды, что приводит к появлению нарушений, выражающихся головными болями и потемнениями в глазах.
  4. Нарушения работы развивающейся нервной системы. Выражаются в раздражительности, возбудимости и повышенной вспыльчивости.

С 10 до 12 лет организм ребенка перестраивается и начинает подготовку к переходному возрасту и половому созреванию. После 12 лет у большинства мальчиков и девочек наступает новый этап физического развития.

Как развивается память, внимание и мышление у детей от 7 до 12 лет

Дети младшего школьного возраста пока не обладают способностью воспринимать предметы и явления так, как взрослые. Пока они способны к избирательному восприятию предметов и событий, анализируя их по каким-то признакам, привлекающим внимание.

Интересные особенности наблюдать можно и в развитии внимания детей младшего школьного возраста. Ребенок не способен долго концентрироваться на чем-то конкретном, часто отвлекается, и быстро устает, если от него требуется быть предельно внимательным.

Память школьников младших классов имеет свои особенности. Для детей пока неважна смысловая сущность предметов – они запоминают их исключительно по внешним признакам. По большей части запоминание происходит на автомате, в результате сильных впечатлений и многократных повторов.

Читайте так же:  Картинки для 2 месячных детей

Школьники младших классов делают ошибки при воспроизведении заученного материала, забывают практически все, что было изучено несколько месяцев назад. Улучшить ситуацию помогут регулярные повторы пройденного материала.

Аналогичным образом развивается в этом возрасте и мышление. Дети не способны усваивать излишне абстрактные понятия в основном из-за недостатка знаний о природе и о жизни общества. Именно поэтому детей младших классов обучают с помощью наглядных примеров и простых объяснений.

Правильно подобранные игры помогут улучшить мышление детей, закрепить имеющиеся навыки и расширить кругозор. Во время игр развиваются:

  • внимание;
  • острота ощущений;
  • воображение;
  • волевые качества;
  • мышление;
  • восприятие.

Достичь максимального эффекта получится только при адекватном педагогическом контроле над проведением игр.

Эмоциональное развитие младших школьников

До 11-12 лет дети оценивают себя не всегда положительно. Каждый третий мальчик и каждая четвертая девочка по отношению к себе испытывают негатив. Все остальные дети относятся к себе в целом положительно, но также выявляют у себя массу отрицательных качеств.

Эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста характеризуется:

  1. отзывчивостью и ярким воображением;
  2. открытостью и непосредственностью – с проявлением как позитивных, так и негативных эмоций;
  3. постоянным страхом не справиться с учебой, потерять авторитет в глазах одноклассников, получить выговор от родителей;
  4. неустойчивостью и частыми сменами настроения.

Дети часто не способны понять и проанализировать собственные эмоции и эмоции окружающих людей. У них возникают сложности с адекватным восприятием мимики, что, в свою очередь, может вызывать неадекватную на нее реакцию.

Дети младшего школьного возраста проявляют восторженное отношение к знаменитостям и героям, могут находить себе кумиров и пытаться стать на них похожими. Примерно в этот же период закладываются такие чувства, как любовь к Родине, верность друзьям.
В возрасте 7-9 лет дети выбирают себе друзей больше из эгоистичных соображений, рассчитывая получить партнера для игр и новые интересные игрушки.

После 9 лет дети осознают потребность иметь крепкие дружеские отношения, а после 11 лет дружба для них становится особенно важной и основывается на взаимовыручке. Те дети, которые не имеют друзей, испытывают больше проблем в социальной адаптации.

Особенности психологического развития детей 9-12 лет

В возрасте 9-12 лет в познавательной сфере школьника происходят определенные изменения.

  1. Снижается скорость выполнения домашнего задания, ребенок часто отвлекается.
  2. Дети могут неадекватно реагировать на критику и замечания.
  3. Школьники могут быть капризными, вести себя вызывающе.

Чаще всего такие изменения являются реакцией на критику и замечания взрослых.Родителям важно понимать, что в период взросления младшего школьника нужно учитывать его анатомо-физиологические особенности, оказывая моральную поддержку, планируя его день и режим, контролируя нагрузки.Нужно обращать особое внимание на правильную осанку и технику дыхания, развивать детей дидактическими играми.

Физиологические особенности младшего школьного возраста

Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет) называют вер­шиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыс­лие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появля­ется другая логика мышления.

Учение для него значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный ста­тус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Младший школьный возраст — это осо­бый период в жизни ребенка. (Марцинковская Т.Д.,2001)

Просмотр содержимого документа
«Физиологические особенности младшего школьного возраста»

В этот период происходит активное анатомо-физиологическое со­зревание организма. Отмечается наибольшее увеличение мозга — от 90% веса мозга взрослого человека в 5 лет и до 95% в 10 лет. Продол­жается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полу­шарий головного мозга. К 7-8 годам нервная ткань, соединяющая по­лушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменения нервной системы закладывают ос­нову для следующего этапа умственного развития ребенка. К 7 годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможности для осуществления целенап­равленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий.

К 6-7 годам возрастает подвижность нервных процессов, отмечает­ся большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют (что опреде­ляет такие характерные особенности младших школьников, как непо­седливость, повышенная эмоциональная возбудимость и т. п.). (Ермолаев Ю.А.,1985)

Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы, слово приобретает обобщающее значение, сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека. В целом, можно сказать, что у детей 7-10 лет основные свойства нервных процессов по своим характеристикам приближаются к свойствам нервных процессов взрослых людей. Вме­сте с тем эти свойства у отдельных детей еще очень неустойчивы, по­этому многие физиологи считают, что говорить о типе нервной систе­мы у младших школьников можно лишь условно.

В этом возрасте происходят также существенные изменения в орга­нах и тканях тела, существенно повышающие, по сравнению с пред­шествующим периодом, физическую выносливость ребенка. Все это создает благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для осуществления учебной деятельности.

Из особенностей анатомо-физиологического созревания заслужи­вают также внимания следующие моменты: развитие крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют срав­нительно сильные и размашистые движения, чем те, которые требуют точности, что необходимо учитывать при обучении детей письму. Важ­но также иметь в виду неравномерность анатомо-физиологического созревания детей. (Кардашенко В.Н.,1983)

Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособно­сти носят относительный характер, и в целом для детей остается ха­рактерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно рез­ко падает через 25-30 мин урока и после второго урока. Дети очень утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. Все это необходимо специально учитывать, имея в виду и уже упоминав­шуюся повышенную эмоциональную возбудимость. Следует учесть, что внутри возрастного периода (6–10 лет) существуют отдельные этапы, характеризующие различные особенности развития. Так, в возрасте 7–9 лет происходит вторичное ускорение темпов роста (первая – в возрасте до 1 года). К 7–8 годам заканчивается полное сращение тазовых костей, усиливаются процессы коллагенизации суставов. Иными словами, в этом возрасте существуют объективные предпосылки для того, чтобы выполнять сложные моторные акты.

Хотя в 8–9 лет ребенок владеет навыками ходьбы, у него нет тесной связи между темпом ходьбы и длиной шага, как у взрослого человека; только к 10 годам у ребенка длина шага тесно связана с его частотой. Это говорит о том, что даже в таких элементарных моторных функциях, как ходьба, возраст 10 лет является особо значимым в завершении формирования этой функции. (Божович Л.И.,1968)

Морфологическая дифференцировка мышечных тканей особенно интенсивно происходит в 7–8-летнем возрасте. Ребенок достаточно четко координирует движения руками и ногами при выполнении сложных упражнений. Объективными показателями функциональной зрелости нервно-мышечных синапсов являются повышение их возбудимости, ускорение передачи возбуждения с нерва на мышцу, увеличение скорости сократительного акта. В то же время, не только в этом возрасте, но и позднее нередко наблюдаются признаки несформированности межполушарного взаимодействия, поэтому доминантность определенной ведущей руки еще до конца не фиксируется. А это отражается не только на двигательной координации, но и на особенностях развития высших психических функций ребенка.

До 7–8 лет продолжает совершенствоваться рецепторный аппарат суставов. По координационным характеристикам ходьба приобретает черты «взрослости» к 5–6 годам, хотя в ней еще много лишних движений. Ходьба 9–10-летнего ребенка практически не отличается по координации от ходьбы взрослого человека.

Способность к выполнению тонких и точных движений руками появляется у ребенка 6–7 лет. К этому времени он овладевает навыками письма, игрой на музыкальных инструментах, выполнением операций с подручными предметами. (Кольцова М.М.,1983)

Свои особенности имеют также процессы развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы. В возрасте 7–9 лет частота дыхания стабилизируется по сравнению со взрослыми. Аналогичные особенности характерны и для деятельности кровообращения: усиленная потребность детей в кислороде обеспечивается большей частотой сердечных сокращений. В основе роста и развития организма лежит обмен веществ и энергии. Если принять интенсивность белкового обмена у 20–30-летних людей за 100%, то у детей в возрасте 10 лет она составит около 190%, а у 6-летних – 230%.

Особенно сильные изменения с возрастом претерпевает нервная система. Рост мозговой части черепа заканчивается в основном к 10 годам, после чего совершенствование нервной системы идет уже за счет ее функционального развития. Как отмечал И.П. Павлов, «реактивность мозга изменяется с возрастом», что стоит в связи с развитием коркового отдела больших полушарий головного мозга, особенно интенсивного в возрасте 7–9 лет. В возрасте 6–7 лет снижается характерная для возраста 3–5 лет легкая возбудимость нервных центров в связи с усилением тормозных процессов. Значительно улучшается работа двигательного участка коры головного мозга: именно поэтому движения детей 6–7 лет становятся более координированными и разнообразными.

Читайте так же:  Новорожденный ребенок пневмония

Таким образом, возраст 6–10 лет является важным периодом развития тех физиологических функций организма ребенка, которые способствуют реализации сложных психомоторных актов как в повседневной деятельности, так и в той деятельности, которая может быть специально организованной (например, занятия физической культурой). (Ермолаев Ю.А.,1985)

Следует учитывать, что помимо общих возрастных закономерностей, характерных для учащихся начальной школы, существуют факторы, обусловленные социальными причинами. Так, установлено, что в современной популяции школьников резко возросла доля детей с дефицитом массы тела (до 20%). Это особенно остро стало ощущаться у детей, только начинающих школьную жизнь. При этом возрастной период 7–8 лет является критическим как период адаптации к систематическому обучению. Еще более обострило проблемы здоровья школьников начало их обучения с 6 лет. Около 16% детей в этом возрасте не готовы к школьному обучению, а у 30–50% выявляется функциональная незрелость. К концу первого класса у большинства из них падает острота зрения, включая группу риска по миопии, снижается гемоглобин в крови, нарастает астения, появляются функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы, заболевания органов пищеварения, нарушения осанки и стопы, усиливаются нервно-психические расстройства. (Кулига В.Р., 2000)

В указанном возрасте, то есть при обучении в начальной школе, многие дети вынуждены посещать группы продленного дня. Исследованиями было установлено отрицательное влияние длительного пребывания в них на здоровье детей младшего школьного возраста, и особенно девочек. Наблюдался в первую очередь рост патологии органов пищеварения и мочеполовой системы. Основными причинами нарастания данной патологии, а также нервно-психических отклонений являлись нарушения режимных моментов в этих школах: плохая организация питания и отдыха детей, в том числе и фактор переохлаждения во время прогулок. Особенно выраженное негативное воздействие школа продленного дня оказывала на нервно-психическое здоровье девочек с соматической патологией.

Негативные изменения, происходящие в организме школьников, могут быть обусловлены необходимостью проводить большую часть времени в сидячем, малоподвижном положении, нарушающем обмен веществ, имеющий у детей более энергичный характер и требующий интенсивных движений. Об этом писали педологи еще в 1920-х годах, а современные педагоги и психологи обращали внимание на другие факторы, влияющие на здоровье школьников. Это состояние школьной среды, личность учителя, педагогические технологии. Практически во всех случаях правильно организованные занятия физической культурой способны значительно повлиять на сохранение и укрепление здоровья школьников.

Физиологические особенности детей младшего школьного возраста

Столичный учебный центр
г. Москва

МБОУ Саралинская СОШ

Физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста.

учитель физической культуры:

Младший школьный возраст охватывает детей с шести-семи до одиннадцати лет. Характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до восьми-девяти лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности и во всех основных суставах.

У детей шести – семи лет наблюдается незавершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у детей плоскостопия.

К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира.

Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков. Так поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более девяносто процентов размера коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга; дети шести лет осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения.

В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

К концу периода младшего школьного возраста объём легких составляет половину объёма лёгких взрослого. Минутный объём дыхания возрастает с 3500 мл/мин у семилетних детей, до 4400 мл/мин у детей в возрасте одиннадцати лет. Жизненная емкость легких возрастает с 1200 мл в семилетнем возрасте до 2000 мл и в десятилетнем.

Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.

Для детей младшего дошкольного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью пони мают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети семи — десяти лет совершают от 12 до 16 тысяч движений. Естественная суточная активность девочек на 16-30 % ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.

Международный Совет спорта и физического воспитания еще в конце 60-х годов издал специальный «Манифест о спорте», по которому время на занятия физическими упражнениями в школе должно составлять от до общего учебного времени.

Согласно физиологическим данным, у ребенка младшего школьного возраста относительно невелика сила нервных процессов, резко выражено внешнее торможение. Это говорит о том, что раздельный метод обучения менее предпочтителен, нежели целостный.

В процессе индивидуального развития ребенок проходит этапы повышенной чувствительности. В возрасте шести-восьми лет ребенок легче научается ходить на коньках, чем в девять-десять лет. В период с восьми до двенадцати лет дети могут научиться практически всем движениям, требующим точности и высокой координации . В младшем школьном возрасте улучшается анализ тактильно-кинестетических сигналов, что способствует формированию сложно координационных движений. Только с семи-восьми лет формируется симметричная координация движений.

С восьми до десяти лет происходит интенсивное нарастание скорости бега, а к десяти-одиннадцати годам максимальных значений достигает частота беговых шагов, причем десяти — одиннадцатилетние дети в этом отношении превосходят двенадцати — четырнадцатилетних подростков.

С двенадцати до пятнадцати лет эффективность этих упражнений снижается, выносливость стабилизируется.

Еще следовало бы отметить, что после тринадцати-четырнадцати лет практически все показатели функциональных систем организма, развития двигательных способностей получают тенденцию к снижению темпов прироста.

Быстрота как способность имеет максимальные темпы прироста к десяти годам, значительно увеличивается частота шагов. Частота движений при локомоторных двигательных действиях (беге, передвижении на лыжах, плавании) зависит не только от унаследованных свойств нервной системы (лабильности, пластичности), но и в значительной степени, от состояния мышц, производящих эти движения. Поскольку сократительная способность мышц с возрастом улучшается и с помощью специальных упражнений еще более развивается, частота, а вместе с ней и скорость выполнения большинства видов движений, у детей может быть намного увеличена.

Выносливость как универсальная двигательная способность описана во многих научных источниках. Большое число авторов считают, что дети младшего школьного возраста отличаются незначительной выносливостью в силу того, что сердце и сосудистая система находятся в стадии завершения своего развития и сократительная способность сердечной мышцы невелика.

Дыхательная система тоже находится в стадии своего развития. Сравнительно небольшая емкость легких ограничивает объёмы нагрузок. Однако, как отмечают те же авторы, к десяти годам заметно повышается способность к неоднократному выполнению скоростной работы (повторный бег), а также малоинтенсивной работы в течении сравнительно продолжительного времени.

Младший школьный возраст характерен высоким уровнем координационных способностей. Именно с семи до двенадцати лет наблюдаются наибольшие темпы прироста способности.

Основой такого положения является высокая лабильность нервных процессов, развитие зрительного и вестибулярного аппаратов, высокая эластичность мышц и связок, большая подвижность позвоночного столба.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности).

В возрасте семи — десяти лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования.