Меню

Физическое воспитание детей с зпр дошкольного возраста

Оглавление:

Физическое воспитание детей с зпр дошкольного возраста

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Восточный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

Дошкольные группы по адресу ул. Молдагуловой дом 20

Особенности организации физического воспитания дошкольников

с задержкой психического развития

учитель – дефектолог Чернобурова И.А.

Задержка психического развития (далее ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, физической и психологической деятельности.

Дети с ЗПР — многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. У некоторых детей соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания становится причиной отставания в нервно-психическом развитии. Есть ещё одна категория дошкольников, у которых причиной ЗПР могут стать неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации.

Типичные двигательные расстройства, характерные в разной степени для всех категорий детей с ЗПР:

1. сниженная двигательная активность, обусловленная тяжестью первичного дефекта и его негативными последствиями;

2. ослабленный мышечный «корсет», снижение вегетативных функций, обеспечивающих движение;

3. нарушение ходьбы, бега, лазания, ползания, прыжков, метания, упражнений с предметами, т.е. движений, составляющих основу жизнедеятельности ребенка.

4. нарушение координационных способностей: быстроты реакции, точности, темпа, ритма и согласованности движений, устойчивости к вестибулярным раздражениям.

У дошкольников с ЗПР имеется снижение вегетативных функций, обеспечивающих движение: нарушения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У многих из них наблюдается функциональная слабость миокарда. Дыхание у них поверхностное, неритмичное, небольшая мышечная нагрузка резко учащает его, и необходимо длительное время для его восстановления. Они не умеют произвольно управлять актом дыхания и правильно согласовывать его с движениями. Без специальных упражнений, направленных на обучение дыханию, дети не могут научиться правильно дышать. Задержка или затруднение дыхания при физической работе вызывает у детей гипоксию (недостаточное насыщение крови кислородом). Очень важно помнить, что только при правильном согласовании дыхания с движениями можно упражняться в выносливости к длительной физической нагрузке.

При ходьбе и беге дети излишне напрягают мышцы тела, чрезмерно размахивают руками, недостаточно координируют движения рук и ног. Прыжки вызывают у дошкольников с ЗПР чрезмерное напряжение и сосредоточенность. Недостатки в координации движений наблюдаются и в прыжках, из-за чего дети долго не могут научиться прыгать на одной ноге, перепрыгивать с места на место на двух ногах и т. п.

Наблюдается слабость регуляции произвольных движений (особенно страдает тонкая моторика), ярко выраженная недостаточность статической координации, затруднение принятия определенной позы, и её удержания (не удерживают более 1-2 сек.). Во время удержания позы они качаются, падают, сходят с места и т. п., наблюдается общая напряженность мышц.

В НОД по физическому развитию у дошкольников с ЗПР выявляются затруднения в восприятии, понимании, выполнении общепринятых строевых команд, игровых правил и условий. Они с трудом усваивают названия частей тела и движений, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал.

Целью коррекционной работы с детьми с ЗПР является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребенка. Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение нарушений развития, на формирование знаний и умений, необходимых для успешной подготовки ребенка к обучению в школе.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной группе для детей с ЗПР имеет важное значение в коррекции отклонений физического развития детей данной категории, и имеет свою специфику.

Кроме традиционных задач по физическому развитию, в рамках НОД следует реализовывать и специальные коррекционно-развивающие задачи: развитие моторной памяти, формирование способности к восприятию и передаче движений (серии движений), совершенствование ориентировки в пространстве и т.д. Огромное значение в работе по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с ЗПР имеет индивидуальный подход. В процессе использования всех форм работы учитываются особенности двигательных нарушений, поскольку у детей одного возраста уровень развития может быть различным.

Предлагаются упражнения, требующие выполнения движений по условному сигналу (знаку или слову).

В структуру НОД по физическому развитию включаются специальные упражнения.

Для предупреждения переутомления и перевозбуждения во время физических нагрузок используют упражнения на релаксацию, которые являются частью общей коррекционной работы. Они снимают характерное для детей с ЗПР чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение и воздействуют успокаивающе, а это, в свою очередь, является главным условием для формирования правильных телодвижений и естественной речи.

Дыхательные упражнения учат детей восстанавливать ритм дыхания после двигательных упражнений, формируют правильное речевое дыхание (дышать носом естественно и без задержки, выдоха должен быть плавным и длительным).

Использование игровых упражнений и подвижных игр способствуют развитию основных движений и физическому развитию в целом, поскольку при выполнении разнообразных движений работают различные группы мышц, повышается частота пульса, углубляется дыхание. Подвижные игры с правилами способствуют развитию внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, совершенствуются произвольность движений и поведения, развиваются личностных качеств детей.

На первых годах обучения детей с ЗПР, а также при разучивании новых движений используют не только показ движения, но с некоторыми детьми требуется совместно его выполнить, при этом выполняемые действия обязательно сопровождаются словесным объяснением. На следующем этапе обучения предварительно демонстрируют детям каждое называемое действие. Словесную инструкцию используют лишь тогда, когда дети уже владеют движениями, могут их самостоятельно выполнить.

При выполнении основных движений: лазании по гимнастической стенке, ходьбе по скамейке и др. обязательно используют приемы страховки детей.

Педагог при организации НОД по физическому развитию должен придерживаться определенных правил взаимодействия с детьми:

— не замечать, если ребенок поначалу что-то делает неправильно, обращая внимание на то, что у него получается; радоваться с ним каждому успеху рассказывать при ребенке о его достижениях другим. Обязательно следует использовать методы поощрения. Таким образом, создается атмосфера доверия и сотрудничества, что является основой для достижения положительного результата в коррекционно-развивающей деятельности.

— вести дополнительную индивидуальную работа с детьми по развитию движений (в спортивном зале, на прогулке, в групповой комнате и в тренажерном зале). В основе работы по физическому развитию детей с ЗПР лежит постоянное взаимодействие педагогов группы, инструктора по физической культуре, как на занятии, так и вне его.

Таким образом, можно выделить следующие особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной группе для детей с ЗПР:

· индивидуальный подход к каждому ребенку, основное внимание уделять его физическому развитию;

· НОД строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;

· эмоционально насыщать работу, используя игровые приемы и игры;

· задания, предлагаемые к выполнению, повторять несколько раз, выделяя самые важные места голосом и жестами, сопровождая показом или совместными действиями;

· во время проведения игр-занятий ограничивать до минимума отвлекающие факторы;

· в работе по физическому развитию использовать игры на развитие волевой регуляции, внимания;

· дозировать выполнение упражнений, использовать упражнения на релаксацию;

· во избежание травматизма, страховать движения детей;

· оказывать помощь дошкольникам в случаях затруднения;

· по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка, поощрять его старание и хорошее поведение.

В результате физической подготовки ребенок с ЗПР становится сильнее, выносливее, приобретает волевые качества. Он быстрее овладевает двигательными навыками, необходимыми в различных видах деятельности, тем самым повышается его работоспособность.

Эффективность игровых физкультурных занятий в практике адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Максимова Светлана Юрьевна, Животова Светлана Сергеевна

В статье представлены результаты экспериментального исследования эффективности игровых физкультурных занятий для детей с задержкой психического развития . Рассмотрены варианты двигательной деятельности познавательной, сказочной и сюжетно-ролевой направленности. Экспериментально исследована их эффективность в сравнении с традиционными физкультурными занятиями. Проанализировано их воздействие на функциональное состояние сердечнососудистой системы детей дошкольного возраста . Выявлено их положительное влияние на физическую работоспособность детей коррекционных групп. Путем педагогических наблюдений выявлена высокая моторная плотность физкультурных игровых занятий. Изучено влияние различных вариантов занятий на показатели эмоциональной работоспособности детей с задержкой психического развития . На основе результатов исследования сделаны выводы о целесообразности применения в адаптивном физическом воспитании детей дошкольного возраста игровых двигательных занятий.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Максимова Светлана Юрьевна, Животова Светлана Сергеевна,

Effectiveness of game physical culture lessons in practice of adaptive physical education of children at preschool age with mental retardation

The article presents the results of experimental studies of the effectiveness of game athletic activities for children with mental retardation. The variants of motor activity with cognitive, fairy-tale and story-role orientation have been analyzed. There have been experimentally investigated their effectiveness in comparison with the physical culture of traditional kind. There have been analyzed their impact on the functional state of the cardiovascular system of preschool children. Their positive effects on physical performance of children of correctional groups have been revealed. By pedagogical observations a high motor density of athletic game lessons has been revealed. The effect of different lessons on indicators of emotional performance of children with mental retardation has been studied. Based on the results of the study the conclusions have been made confirming the appropriateness of applying in the adaptive physical education of pre-school children the game motor activities.

Читайте так же:  Льготы при оплате жкх семьям с ребенком инвалидом

Текст научной работы на тему «Эффективность игровых физкультурных занятий в практике адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

2. В группе с интерпретирующим типом познавательной активности оказалось 16 спортсменок, что составляет 28,8% от общего количества принимавших участие в обследовании. Главным отличием данного вида познавательной активности от репродуктивного является его включенность в учебно-тренировочный процесс, высокая степень ответственности, поиск нестандартных решений в игровых ситуациях на основе самостоятельного выбора.

3. Группа баскетболисток с творческим типом познавательной активности оказалась самой малочисленной в количестве 5-ти человек. Для детской спортивной школы как специализированного учреждения по подготовке высококлассных баскетболисток явно недостаточно. Однако такая тенденция наблюдается и в других исследованиях, связанных с определением творческой активности учащихся. По своему количественному составу обсуждаемый тип, как правило, невелик. Субъектов способных решать предлагаемые задачи на основе эвристических методов не может быть много. Именно поэтому данный контингент испытуемых всегда находится под пристальным вниманием исследователей.

4. Выявленное соотношение количественного состава групп с различным типом познавательной активности свидетельствует о том, что у баскетболисток 13-15 лет наблюдается преимущественная направленность на пассивное восприятие учебнотренировочного процесса. Эта пассивность выражается в недостаточной сформированно-сти основных технико-тактических навыков игровой деятельности, отсутствием самостоятельности, неумением решать игровые задачи в новых условиях и т.д.

1. Гусева, Т. А. Психология познавательной активности: системно-стилевое исследование : монография / Т. А. Гусева. — Бийск : Изд-во Бийского гос. пед. ун-та, 2006. -211 с.

1. Guseva, T.A. (2006), Psychology of informative activity: system-style research.: the monography, Publishing house Biysk state pedagogical university, Biisk, Russian Federation

Контактная информация: [email protected]

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИГРОВЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРАКТИКЕ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Светлана Юрьевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Светлана Сергеевна Животова, заведующий МОУ детский сад компенсирующего вида

№ 278, г. Волгоград

В статье представлены результаты экспериментального исследования эффективности игровых физкультурных занятий для детей с задержкой психического развития. Рассмотрены варианты двигательной деятельности познавательной, сказочной и сюжетно-ролевой направленности. Экспериментально исследована их эффективность в сравнении с традиционными физкультурными занятиями. Проанализировано их воздействие на функциональное состояние сердечнососудистой системы детей дошкольного возраста. Выявлено их положительное влияние на физическую работоспособность детей коррекционных групп. Путем педагогических наблюдений выявлена высокая

моторная плотность физкультурных игровых занятий. Изучено влияние различных вариантов занятий на показатели эмоциональной работоспособности детей с задержкой психического развития. На основе результатов исследования сделаны выводы о целесообразности применения в адаптивном физическом воспитании детей дошкольного возраста игровых двигательных занятий.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, задержка психического развития, игровые физкультурные занятия.

EFFECTIVENESS OF GAME PHYSICAL CULTURE LESSONS IN PRACTICE OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN AT PRESCHOOL AGE WITH

Svetlana Jurevna Maximova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Culture,

Svetlana Sergeevna Zhivotova, head of the Municipal educational institution of compensated

Kindergarten No. 278 of Volgograd

The article presents the results of experimental studies of the effectiveness of game athletic activities for children with mental retardation. The variants of motor activity with cognitive, fairy-tale and story-role orientation have been analyzed. There have been experimentally investigated their effectiveness in comparison with the physical culture of traditional kind. There have been analyzed their impact on the functional state of the cardiovascular system of preschool children. Their positive effects on physical performance of children of correctional groups have been revealed. By pedagogical observations a high motor density of athletic game lessons has been revealed. The effect of different lessons on indicators of emotional performance of children with mental retardation has been studied. Based on the results of the study the conclusions have been made confirming the appropriateness of applying in the adaptive physical education of pre-school children the game motor activities.

Keywords: preschool children, mental retardation, game physical culture lessons.

Согласно основным положениям возрастной психологии, адаптивного физического воспитания в основу методологического подхода обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) положена концепция игровой деятельности [1]. В соответствии с ней, большая часть коррекционно-оздоровительного процесса для детей этой нозологической группы должна быть построена на игровой основе. В равной мере это касается и физического воспитания. Арсенал его средств содержит большое количество подвижных и спортивных игр, позволяющих всесторонне развивать детей. Однако, образовательные потребности детей с ЗПР выдвигают необходимость разработки занятий, целенаправленно формирующих и корректирующих нарушенные двигательные действия. Безусловно, этот процесс будет протекать более эффективно, если он будет построен в условиях игровой ситуации. В связи с этим возникает необходимость экспериментального обоснования инновационных игровых физкультурных занятий для детей дошкольного возраста с ЗПР.

В рамках проведения многолетней научно-исследовательской деятельности, обосновывающей рациональность процесса адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР, нами были апробированы различные виды игровых занятий. Наиболее эффективными из них явились:

1. Игровые занятия познавательной направленности — построенные на основе интеграции двигательного и учебного материала программы обучения. В условиях таких игровых занятий решаются задачи не только двигательного развития детей, но и закреп-

ления разученного ранее материала естествознания, логопедии, математики, чтения и пр.

2. Игровые занятия сказочной направленности — построенные на основе двигательного воспроизведения сюжетов различных сказок. В процессе такой театрализованной деятельности создаются условия для воздействия на двигательную, познавательную и эмоционально-волевую сферу детей.

3. Игровые занятия сюжетно-ролевой направленности — построенные на организации движений по структуре сюжетно-ролевой игры. Содержание этих занятий позволяет решать задачи двигательного развития, а так же содействия формированию ведущего вида деятельности у дошкольников с ЗПР.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Эффективность экспериментальных занятий оценивалась по различным критериям физиологического и педагогического воздействия.

Показателем правильно поостренного физкультурного занятия является повышение частоты ЧСС: в водной части на 10-25%, в основной части на 50-100% и в заключительной на 15-12% [2]. В таблице 1 представлены физиологические кривые стандартного и игровых физкультурных занятий.

Сравнительные показатели реакции сердечнососудистой системы на нагрузку у де-

тей 5-6 лет с ЗПР в ходе стандартного и сюжетного ______музыкально-ритмического занятия________

Этапы регистрации ЧСС по ходу занятия Статистические показатели х — т

стандартное занятие занятие сказочной направлен- ности стандартное занятие занятие познава- тельной направлен- ности стандартное занятие занятие сюжетно- ролевой направлен- ности

До занятия 93,5±3,5 | 92,1±2,9 93,5±3,5 | 88 ± 3,3 93,5±3,5 | 91,2 ± 2,3

В подготовительной части 108±4,4 120,1± 3,1 108±4,4 118,1±4,6 108±4,4 119,9±3,6

Общеразвивающие упражнения 95,1±5,3 128,3±2,9 95,1±5,3 122,8±3,3 95,1±5,3 120,3±2,8

Основные движения 113,1±5,4 | 136,4±3,1 113,1±5,4 | 140,6±5,2 113,1±5,4 | 131,6±4,2

1 * * о, 3, * * ,7 3, 3,04**

Подвижная игра 126,8±4,6 | 150,3±4,3 126,8±4,6 | 147,4±4,4 126,8±4,6 | 141,4±5,1

1 * * О, 3, * * ,2 3, 2,1*

В заключительной части 107,1±3,1 111±4,1 107,1±3,1 110,2±5,5 107,1±3,1 116,2±3,5

Восстановительный период 92,3±2,6 93,3±3,1 92,3±2,6 91,1±3,1 92,3±2,3 92,6±1,9

Примечание: 1 — достоверность внутригрупповых различий, полученных в ходе педагогического эксперимента; * — достоверность различий при уровне значимости Р

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Физическая реабилитация — комплекс мероприятий направленный на восстановление или компенсацию временно или постоянно утраченных функций систем организма с помощью средств физической культуры, массажа, физиотерапии, природных факторов для возвращения пациента к бытовым, трудовым навыкам и возвращение его в социум [8].

Двигательный режим — часть общего режима дошкольника, регламентирующий активную мышечную деятельность, включая занятия физическими упражнениями, прогулки и др. С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации к мышечной активности, способствуют нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию умственной деятельности. Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку [3,5].

С целью взаимосвязи этапов формирования двигательных навыков, коррекции, работа по физическому воспитанию с детьми, имеющими задержку психического развития должна организовываться в разнообразных формах: физкультурные занятия (сюда включаются подвижные игры, физкультминутки, ритмопластика, психогимнастика, релаксация); физкультурно-оздоровительная работа (утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия, гимнастика после дневного сна, нетрадиционные методы оздоровления, профилактика заболеваний); работа по физическому воспитанию в повседневной жизни (коррекционно-развивающая индивидуальная работа, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность, прогулки за пределами ДОУ); активный отдых (физкультурные досуги, праздники, развлечения, дни здоровья). Каждый вид занятий в той или иной мере имеет свое специфическое назначение и свою структуру: содержание и построение.

С целью оптимизации двигательной активности в детском саду, для детей с ЗПР необходимо создание специальных педагогических условий, предполагающих индивидуально-дифференцированный подход к формированию двигательных навыков и применение комплекса коррекционно-профилактических мероприятий, включающих углубленное изучение двигательной сферы воспитанников данной группы. Также планирование и организацию физкультурно — оздоровительных мероприятий с учетом выявленных особенностей, создание особого двигательного режима, дозирование физических и психических нагрузок, профилактику переутомления и гиподинамии [6,7]. Также обязательно необходимо придерживаться двигательного режима, для того чтобы преодолевались у детей с данным отклонением недостатки в развитии, нарушение здоровья. Оптимизация коррекционно — развивающего процесса предполагает использование специфического содержания, форм, средств и методов педагогического воздействия с учетом особенностей моторики и психомоторики дошкольников с ЗПР.

Цель исследования: оценить динамику физического развития у дошкольников с задержкой психического развития в процессе физической реабилитации.

Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 124 «Мирославна», г. Архангельск, в 2 этапа: декабрь 2013 года и ноябрь-декабрь 2014 года: 12 девочек, имеющих основной диагноз – задержка психического развития (экспериментальная группа). Контрольная группа — 12 девочек, практически здоровые дети. Все обследуемые на момент начала тестирования имели паспортный возраст 5 лет, на конец исследования 6 лет.

В исследования использовались следующие методы: Антропометрическое исследование: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия. Оценка физического развития. Двигательное тестирование: Прыжок с места в длину; челночный бег 3*10м; тест «Аист»; Бег 10м; Тест на гибкость. Метод статистической обработки данных. Для детей подобран комплекс подвижных игр для развития двигательных качеств у детей с задержкой психического развития.

Результаты исследования. Результаты проведенного исследования представлены в таблице 1 и на рисунках 1,2,3,4 и 5.

Таблица -1 Динамика показателей физического развития у исследуемых детей

Физическое воспитание и оздоровление детей с ОНР и ЗПР

Ирина Кириленко
Физическое воспитание и оздоровление детей с ОНР и ЗПР

Читайте так же:  Плосковальгусные стопы у ребенка лечение

Воспитание, охрана здоровья и физическое развитие подрастающего поколения- дело государственной важности.

Большую роль в решении этой задачи играют дошкольные учреждения. Учитывая важность преодоления психологических и физических проблем у детей с З. П. Р. и О. Н. Р. для успешного усвоения ими программного материала в период дошкольного детства и подготовки к школе, изучение данного вопроса особенно важно.

Наличие речевого и психологического дефекта у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей психофизического развития ребёнка. Таким детям свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Им присущи повышенная возбудимости, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность или наоборот- заторможенность, апатичность, чувство ущемлённости, неполноценности от сознания своего дефекта.

Всестороннее обследование двигательной сферы детей с О. Н. Р. и О. Н. Р. позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития:

-гипер- или гиподинамия;

-мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса;

-нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, метание)

-общая скованность и замедленность в выполнении движении;

-несформированность функций равновесия;

-недостаточное развитие чувства ритма;

-нарушение ориентации в пространстве;

-замедленность процесса освоения новых движений;

-нарушение осанки, плоскостопие;

-заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.

Поэтому основными задачами физического воспитания являются:

-забота об охране и укреплении здоровья детей;

-комплексная и ранняя диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей;

-разработка содержания коллективных и индивидуальных форм коррекционной работы;

-развитие общей, сенсомоторной, речедвигательной моторики;

-развитие пространственно- координационных и ритмических способностей;

-формирование умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции;

-построение двигательного режима;

-формирование жизненно необходимых двигательных навыков в соответствии с индивидуальными особенностями;

воспитание потребности в здоровом образе жизни;

-обеспечение физического и психического благополучия.

Для решения этих задач необходимо смоделировать двигательный режим в Д. О. У. следующим образом. Главную и основополагающую роль играют физкультурно- оздоровительные занятия. Это: утренняя гимнастика, которая проводится ежедневно в течение 10- 12 минут, двигательная разминка во время перерыва между занятиями ежедневно 7- 10 минут, физкультурная минутка, проводимая ежедневно по мере необходимости по 3-5 минут, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, дифференцированные игры- упражнения на прогулке, оздоровительный бег- 2 раза в неделю во время утренней прогулки по 3- 7 минут, ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными процедурами- ежедневно после дневного сна по2- 3 минуты, гимнастика пробуждения -5 минут, занятия Л. Ф. К., занятия ритмической гимнастикой.

Следующим структурным моментом модели двигательного режима в Д. О. У. является специально организованные занятия в течение дня. Это: занятия по физической культуре, которые проводятся 3 раза в неделю: в часы прогулки, самостоятельная двигательная активность- ежедневно под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей.

Очень важны физкультурно- массовые мероприятия: неделя здоровья 2 раза в год, физкультурно- спортивные праздники на открытом воздухе 2 раза в год, физкультурные досуги 1 раз в месяц.

Нельзя забывать и о совместной физкультурно- оздоровительной работе Д. О. У. и семьи: домашние задания, определяемые воспитателем, участие родителей в физкультурно- массовых мероприятиях, которое выражается в подготовке, проведении физкультурных досугов, праздников, дней здоровья.

Таким образом методы оздоровления таковы:

1. Обеспечение здорового образа жизни:

-щадящий режим (адаптация);

2. Физические упражнения:

— физкультурно- оздоровительные занятия4

— подвижные и динамические игры;

— профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, йога,

улучшение осанки, плоскостопия, зрения);

3. Гигиенические и водные процедуры:

— обеспечение чистой среды.

4. Свето- воздушные ванны:

— обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

5. Активный отдых:

— развлечения, праздники, игры, забавы;

6. Арома- и фитотерапия:

— фитопитание (чай, коктейли, отвары)

-индивидуальное меню (аллергия)

8. Свето и цветотерапия:

— обеспечение светового режима;

— цветовое и световое сопровождение учебного процесса.

— музыкальное сопровождение режимных моментов;

— музыкальное сопровождение фона занятий;

— музыкально- театральная деятельность.

10. Аутотренинг и психогимнастика:

— игры и упражнения на подавление отрицательных эмоций и снятие

— игры и упражнения на развитие эмоциональной среды;

— босоножье, игровой массаж;

12. Физиотерапия:

Для выполнения этих оздоровительных мероприятий необходимо соблюдать такие условия, как: 1) чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении; 2) следить за рациональной одеждой детей; 3) ежедневно проводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми подвижные игры и упражнения на свежем воздухе; 4) обеспечить ежедневное пребывание детей на свежем воздухе; 5) исключать шумные игры за 30 минут до возвращения детей с прогулки; 6) обеспечить условия для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной активности ребёнка; 7) обеспечить спокойную обстановку при подготовке детей ко сну; 8) строго соблюдать время, отведённое для сна; 9) выполнять специальные закаливающие мероприятия: воздушные ванны в сочетании с воздушными упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание.

Соблюдение всех этих правил особенно необходимо при работе с детьми с З. П. Р. и О. Н. Р., которые требуют специфического внимания к ним. Ведь благодаря системе физического воспитания и оздоровительных мероприятий такие дети быстрее адаптируются к условиям жизни, режиму детского учреждения, их физические и психические недостатки блокируются, исправляются. Дети с О. Н. Р. и З. П. Р. в результате становятся полноправными гражданами общества, здоровыми физически и психически, в зависимости от их индивидуальных особенностей.

Тем более важно взаимодействие всех участников учебно- воспитательного процесса, включая родителей.

Работа с такими детьми нелегка, сложна, но необходима. Здоровье всех детей, окружающих нас- основная, главная задача.

1. Коррекционно- педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития. Под общей редакцией д. м. н. Е. М. Мастюковой, Москва, Аркти, 2002г.

2. Дошкольник. Оздоровительная работа в Д. О. У. по программе «Остров здоровья». Автор- составитель Е. Ю. Александрова, Волгоград, Учитель, 2006г.

3. Физкультурно- оздоровительная работа в Д. О. У., практическое пособие. Автор- составитель О. Н. Моргунова, Воронеж, 2007г.

Влияние развивающей предметно-пространственной среды на оздоровление и физическое развитие детей Развивающая предметно – пространственная среда – это необходимое условие развития ребенка, в том числе и физического. Физические умения.

Духовно-нравственное и физическое воспитание детей дошкольного возраста в системе работы инструктора по физической культуре В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста В последние годы изменившиеся условия жизни способствуют пониженной двигательной активности. Статистика свидетельствует, что в течение последних.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой гимнастики Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие.

Физическое воспитание детей, имеющих отклонения в здоровье Воспитать здоровых детей — это значит приобщить их к двигательной культуре, т. е. сформировать жизненно необходимые двигательные умения и.

Физическое воспитание детей в детском саду Физическое воспитание детей дошкольного возраста представляет собой единую систему спортивно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающую.

Инклюзивное физическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении Статья подготовлена в соавторстве Зайцевой С. Р. старшим воспитателем и Челышевой М. П. педагогом психологом МБДОУ «Детский сад комбинированного.

Консультация «Использование нестандартного спортивного оборудования и физическое воспитание детей младшего возраста» Целью физического воспитания является воспитание здорового, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. В соответствии.

Опыт работы «Физическое воспитание детей». Для развития ребенка большое значение имеет формирование личного багажа для оценки своих возможностей и сравнения себя с другими. Я — воспитатель.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики (из опыта работы) «Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно- ролевой ритмической гимнастики» Сюжетно-ролевая ритмическая.

Физическое воспитание у детей с задержкой психического развития

Основные причины задержки психического развития и ее классификация. Характеристика детей младшего возраста с задержкой психоречевого развития, особенности и задачи их физического воспитания, коррекционно-оздоровительная (в движении) и психогимнастика.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Физическое воспитание у детей с задержкой психического развития

Подготовила студентка 4 А курса

1. Задержка психического развития

1.1 Понятие задержки психического развития

1.2 Классификация задержки психического развития

1.3 Характеристика детей младшего возраста с задержкой психического развития

2. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития

2.1 Основные задачи физического воспитания детей с задержкой психического развития

2.2 Организованные формы двигательной деятельности

Список используемой литературы

воспитание психоречевой дети гимнастика

Воспитание, охрана здоровья и физическое развитие подрастающего поколения — дело государственной важности. Большую роль в решении этой задачи играют дошкольные учреждения, которые, являясь первой ступенью общей системы народного образования, призваны обеспечить охрану жизни, укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие.

В специальной литературе представлено сравнительно мало данных об особенностях физического развития детей с задержкой психического развития. Отдельных экспериментальных исследований в этом направлении не проводилось, однако большинство ученых указывают на присутствие в физическом статусе у детей данной категории инфантильных черт, недоразвитие тонкой и общей моторики, нарушение координации и регуляции движений (Н.И. Озерецкий, 1938; М.С. Певзнер, 1966; Н.П. Вайзман, 1971).

Создание новой модели образовательного учреждения компенсирующего вида «Детский сад — начальная школа» предполагает не только наличие оптимальных условий, обеспечивающих коррекцию вторичных отклонений в развитии проблемного ребенка, но и определение новых направлений и технологий коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими психоречевые отклонения в развитии.

Учитывая важность преодоления психомоторного инфантилизма у детей с ЗПР для успешного усвоения ими программного материала в период дошкольного детства и подготовки их к обучению в школе, а также лишь косвенную изученность проблемы физического воспитания детей этой категории, мы считаем изучение данной проблемы особо значимой.

1.Задержка психического развития

1.1 Понятие задержки психического развития

Задержанное развитие это вариант дизонтогенеза, при котором отмечаются замедленный темп развития, легкая интеллектуальная недостаточность, занимающая промежуточное положение между умственной отсталостью и интеллектуальной нормой. Границы задержки психического развития определяются социальными критериями, требованиями, предъявляемыми к ребенку.

Задержка психического развития может быть как самостоятельным видом дизонтогенеза, так и входить в сложную структуру искаженного и дефицитарного развития.

Термин задержка психического развития некоторыми авторами, особенно клиницистами, заменяется понятием пограничная умственная отсталость, так как интеллект находится в пограничной зоне между нормой и патологией. К.С. Лебединский считает, что термин задержка психического развития оправдан как с теоретической, так и с практической точки зрения. Независимо от этиологии отмечаются именно задержка развития, дефицит знаний и навыков, запаздывание в формировании мышлении, способности к обобщению и абстрагированию.

Читайте так же:  Почему образовываются газы у ребенка

Изучение задержки психического развития в нашей стране началось в 50-е годы Г.Е. Сухаревой и другими отечественными психологами. Термин был предложен Т.А. Власовой и М.С. Певзнер в работах 60-70 годов. Само понятие задержка предполагает, что задержка психического развития имеет обратимый характер, при коррекционной работе или без нее ребенок догонит своих сверстников.

1.2 Классификация задержки психического развития

Т.А. Власова и М.С. Певзнер выделяют две основные формы задержки психического развития:

1. Обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом;

2. Обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.

По классификации Г.Е. Сухаревой, основанной на этиопатогенетическом принципе, выделяют следующие формы задержки развитии:

1. интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды, воспитания;

2. интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;

3. интеллектуальные нарушения при различных формах инфантилизма;

4. интеллектуальные нарушения в связи с поражением слуха, зрения. Дефектами речи, чтения и письма;

5. интеллектуальные нарушения в резидуальном периоде инфекционных и травматических заболеваний центральной нервной системы.

В настоящее время более распространена классификация задержанного развития, разработанная Лебединской. Она выделяет четыре основных варианта задержки психического развития на основе этиологии:

1. ЗПР конституционального происхождения;

2. ЗПР соматического происхождения;

3. ЗПР психогенного происхождения;

4. ЗПР церебрально-органического происхождения.

Задержка психического развития характеризуется парциальной несформированностью высших психических функций.

1.3 Общая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Поступающим в школу детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть письмом, счетом и чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Учащиеся с ЗПР быстро утомляются. Работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность. Эти и ряд других особенностей говорит о том, что ЗПР проявляется как в замедленном созревании эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности.

Систематическое психологическое изучение детей с ЗПР началось сравнительно недавно. Внимание исследователей было сосредоточено преимущественно на изучении познавательной деятельности детей этой группы. Установлено, что многие из таких детей испытывают трудности в процессе восприятия. Это проявляется в том, что дети не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно.

У всех детей с ЗПР наблюдаются и недостатки памяти: причем эти недостатки касаются всех видов запоминания.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии мыслительной деятельности. То и другое с наибольшей очевидностью проявляется в процессе решения интеллектуальных задач.

Такие дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это говорит о необходимости проводить специальную педагогическую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности.

Отличается от нормы и речь детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты произношения, у них бедный словарный запас. Дети с ЗПР плохо овладевают эмпирическими грамматическими обобщениями.

Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена.

Если указанное отставание и не вполне адекватное поведение не удается преодолеть в условиях массовой школы, надо направить ребенка на медико-педагогическую комиссию, которая решит вопрос о целесообразности перевода его в специальную школу для детей с ЗПР.

2. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития

2.1 Основные задачи физического воспитания детей с задержкой психического развития

Среди основных концептуальных положений программы следует выделить утверждение специалистов о взаимообусловленности функциональных и морфологических изменений, а также представление о значимости движений для развития речевых функций головного мозга (Н.А. Берштейн, Дж. Бруннер, М.М. Кольцова и др.).

Основными задачами являются:

1. Забота об охране и укреплении здоровья детей, закаливание;

2. Улучшение функций нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхания и др., укрепление опорно-двигательного аппарата;

3. Комплексная и ранняя диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей, изучение их динамики;

4. Создание необходимых условий для психологической и социальной адаптации;

5. Разработка содержания коллективных и индивидуальных форм работы по коррекции;

6. Развитие общей, сенсомоторной и рече-двигательной моторики;

7. Развитие пространственно-координационных и ритмических способностей;

8. Формирование умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции;

9. Обогащение познавательной сферы;

10. Развитие коммуникативной инициативы и активности;

11. Построение двигательного режима;

12. Осуществление координации и взаимодействия лечебно-логопедических и психопедагогических служб.

2.2 Организованные формы деятельности

Основу коррекционно-оздоровительной работы по двигательному режиму составляют специальные организованные формы двигательной деятельности.

Необходимость ее проведения обусловлена наблюдениями за состоянием детей в утренние часы приема: некоторые из них приходили заторможенными, вялыми, другие были чрезмерно возбуждены и не могли сосредоточиться. Эта гимнастика позволяет обретать положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день.

Гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров.

Представляет собой систему физических упражнений для коррекции речи. Сюда входят:

— элементы логоритмики. Это движения, которые сочетаются с речевым сопровождением (звуком, словом, фразой, стихами и т.д.); они способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. При выполнении этих упражнений в игровой форме дети ритмично, красиво и без напряжения двигаются;

— пальчиковая гимнастика включает в себя активные упражнения и игры ля пальцев рук.

-артикуляционная гимнастика, стимулирующая функции рече-двигательного аппарата;

— дидактические игры на развитие сенсомоторики.

Данная гимнастика является составной частью всех обучающих занятий.

Релаксация — использование особых упражнений, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение, что является главным условием для естественной речи.

Оздоровительный дозированный бег предназначен для тренировки всех функциональных систем организма, для развития физической выносливости и формирования волевых качеств.

Тренирующая игровая дорожка обеспечивает качественное и индивидуальное обучение детей основным видам движений. Введение дополнительной формы обучения обусловлено замедленным процессом формирования у детей двигательных навыков (в среднем дети с нарушением речи усваивают движения в течение 5-8 занятий и без регулярного повторения быстро утрачивают приобретенный двигательный опыт).

Оздоровительные мероприятия после дневного сна предназначены для постепенного перехода детей от спокойного состояния к бодрствованию и включает в себя комплекс лечебной физкультуры, массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, закаливание.

Психогимнастика проводится с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств. В нее входят игровые задания, элементы психологических этюдов, выразительной пантомимы, пластические упражнения.

Дополнительные виды занятий (спортивные танцы и аэробика) организуются с целью обогащения и развития двигательной сферы, а также наполнения ее эмоционально-выразительным содержанием.

Отставание детей с ЗПР в развитии своих двигательных навыков диктует необходимость систематического проведения коррекционной работы по преодолению отрицательных последствий ЗПР, развития основных двигательных качеств, обогащение знаний по гигиене, формированию интереса к физкультуре и т.п.

Знание особенностей развития детей с ЗПР помогает педагогу найти индивидуальный подход к воспитаннику и создать наиболее благоприятные условия для преодоления последствий ЗПР.

Список используемой литературы

1. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. М., 2005.

2. Фирсановав Н.А. Характеристика здоровья и физического развития детей 1-3 лет с ЗПР / Н.А. Фирсанова // Адаптивная физическая культура 2004.

3. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР: Пособие для практических работников дошк. образ. уч./ под общ. Е.М. Мастюковой.-М.: АРЕТ. И, 2002.

4. Гольдфельд И.Л. Клинико-психологические основы интеллектуальных нарушений у детей: Учебное пособие для студентов пед. Вузов/ И.Л. Гольдфельд; ГОУВПО «КГПУ»- Петрозаводск, 2004.

5. Сековец Л.С. Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, 2008.

6. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста: 3-7лет. Пензулаева Л.И. — М.: Владос, 2004.

7. Коррекционные подвижные игры для детей с нарушением в развитии. Шапкова Л.В. — М.: Советский спорт, 2002.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие и классификации задержки психического развития. Особенности личности детей с задержкой психического развития. Экспериментальное исследование развития познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития средствами игры.

курсовая работа [54,7 K], добавлен 15.10.2012

Повышение эффективности процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе реализации технологии физического воспитания, направленной на оптимизацию их физического развития и подготовленности.

дипломная работа [134,5 K], добавлен 06.05.2012

Проблема обучения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста, их психолого–педагогическая характеристика, специфика внимания. Организация экспериментального исследования внимания у детей с задержкой психического развития, его результаты.

курсовая работа [76,3 K], добавлен 30.10.2009

Особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Психологические основы игры данной категории детей. Определение значения игры в становлении, развитии личности младших школьников с задержкой психического развития.

курсовая работа [33,6 K], добавлен 07.04.2010

Физиологические основы и особенности формирования развития мелкой моторики рук. Характеристика детей с задержкой психического развития. Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.

дипломная работа [130,1 K], добавлен 29.06.2011

Главные условия формирования эмоций у старших дошкольников в норме и с задержкой психического развития. Методические рекомендации по снижению агрессивных состояний у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях.

дипломная работа [122,1 K], добавлен 30.10.2017

Изучение особенностей развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предметно-средовые принципы организации процесса дошкольного образования. Коррекционно-педагогическая работа с детьми.

дипломная работа [624,8 K], добавлен 12.05.2015

Феномен внимания в психологии, особенности его развития в детском возрасте. Особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, методы диагностики и изучения внимания у них. Анализ полученных результатов исследования.

курсовая работа [122,4 K], добавлен 09.03.2013

Программа экспериментального исследования эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сравнительное изучение эмоционального развития детей различных возрастных групп с умственной отсталостью и задержкой психического развития.

дипломная работа [3,3 M], добавлен 17.07.2014

Основные особенности детей с задержкой психического развития. Виды ЗПР и причины возникновения задержки в развитии, способы организации диагностических процедур. Диагностика готовности детей с ЗПР к школе, составление индивидуальных программ развития.

реферат [18,2 K], добавлен 27.09.2009

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.