Меню

Физическое воспитание детей и подростков имеющих отклонения в состоянии здоровья

Оглавление:

Физическое воспитание детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Цели и задачи. Лечебная физкультура

Страницы работы

Фрагмент текста работы

реакции больного организма ребенка на Физические нагрузки. Наполняемость каждой группы должна составлять 8-12 человек.

Списки детей и подростков, включенных для занятий в специальные медицинские группы и количество этих групп на начало каждого полугодия учебного года утверждаются приказом директора. учебного заведения на основании результатов предыдущего медицинского осмотра.

Медицинские работники учебных заведений, совместно с учителями (преподавателями) Физического воспитания, оформляют индивидуальные карты на занимающихся, в которых отражаются результаты медицинских осмотров, диагнозы, рекомендации врача, учителя (преподавателя), индивидуальные комплексы физических упражнений, а также рекомендации и домашние задания на каникулы (приложение N 1).

Один раз в квартал дети и подростки, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам. а также учащиеся, «занимающиеся лечебной Физкультурой в лечебно-профилактических учреждениях. осматриваются врачами ученных заведений или в детских поликлиниках.

Нa основании состояния здоровья, результатов Функциональных методов исследования, данных по адаптации к Физическим нагрузкам, освоению двигательных навыков и умений, дети и подростки перево дятся в соответствующую медицинскую группу. Перевод осуществля ется врачом, медсестрой совместно с учителем (преподавателем) Физического воспитания.

В ряде учебных заведений занятия с детьми и подростками отнесёнными к специальной медицинской группе проводятся совместно с основной и подготовительной группой. Это проще в организационном отношении, но довольно трудно и мало эффективно в методическом плане. Дети и подростки спецмедгруппы, как правило, мало подвижны, недостаточно координированы. легко ранимы, упражнения выполняют неумело, робко, боясь ошибиться и стать предметом насмешек со стороны сверстников. Такие занятия не приносят желаемого результата. Учитывая эти обстоятельства, занятия с ослабленными детьми следует проводить только отдельно от здоровых школьников. Это позволит избежать новых методических и педагогических ошибок, щадить психику

Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем.

В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности школьники распределяются на три медицинские группы: основную (не имеющие отклонений в состоянии здоровья), подготовительнуюиспециальную.

Подготовительная группа формируется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (временного характера), а также недостаточную физическую подготовленность. Учащиеся этой группы занимаются совместно с основной группой. Задачи занятий с учащимися подготовительной группы: укрепление здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности и перевод в основную группу. Материал учебной программы проходят с облегчением сложности, сокращением длительности упражнений и количества их повторений.

Исключаютсяупражнения: с большими мышечными напряжениями, ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах.

Вспециальную группу включают учащихся, имеющие серьезные отклонения в состоянии здоровья (чаще всего, хронические заболевания. Задачи физического воспитанияучащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе: 1) укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;2) повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью; 3) повышение физической и умственной работоспособности; 4) повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма; 5) формирование правильной осанки, при необходимости ее коррекция; 6) обучение рациональному дыханию; 7) освоение основных двигательных умений и навыков; 8) воспитание морально-волевых качеств; 9) воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой; 10) создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.

Занятия осуществляются по разработанным программам по физическому воспитанию для специальных медицинских групп.

В зависимости от характера заболеваний рекомендуется разделять учащихся на подгруппы: с болезнями сердца, верхних дыхательных путей и легких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Основная форма физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья — урок, который строится по стандартной схеме: подготовительная, основная и заключительная части. Отличия от «обычного» урока: 1) продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается. В подготовительной части (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. В заключительной части урока (3-5 мин) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения; 2) нагрузка на уроке повышается постепенно. Двигательные режимы для детей с ослабленным здоровьем рекомендуется выполнять при ЧСС 120-130 уд./мин, с постепенным увеличением интенсивности физических нагрузок в основной части урока и частоты пульса до 140-150 уд./мин. Учитель физической культуры контролирует нагрузку по внешним признакам утомления (пульс, дыхание, потоотделение, координация); 3) подбор упражнений в основной части урока (20-22 мин) предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, развитие основных физических качеств.

Средства: ОРУ, строевые, танцевальные, дыхательные упражнения, элементы подвижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной подготовки. Исключаются: акробатические упражнения, упражнения с натуживанием, статические упражнения, поднятие тяжестей. На уроках обязателен врачебный контроль. Оценивание учащихся производится по следующим показателям: 1) усвоение раздела «Знания»;2) освоение двигательных умений и навыков (тех, что не противопоказаны); 3) динамика физической подготовленности (тесты, разрешенные программой).

Физическое воспитание в вузе (задачи, формы занятий и их содержание).

Физическая культура входит в учебные планы вузов обязательным разделом в гуманитарный компонент образования.

Цель физического воспитания студентов — формирование физической культуры личности. Задачи физического воспитания студентов: 1) понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности; 2)знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;3) формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; 4) овладение системой практических умений и навыков;5) обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности (ППФП); 6) приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Направления физического воспитания студентов:1) общеподготовительное направление —всесторонняя физическая подготовка студентов и поддержание ее на уровне требований государственной программы физического воспитания; 2)спортивное направление — специализированные занятия одним из видов спорта в отделениях спортивного совершенствования (секциях), участие в соревнованиях; 3) профессионально-прикладное направление — подготовка к работе по избранной специальности; 4) гигиеническое направление— использование средств физического воспитания для восстановления работоспособности, укрепления здоровья; 5) оздоровительно-рекреативное направление— использование средств физического воспитания при организации активного отдыха в выходные дни и в период каникул.

Формы физического воспитания студентов:

1.Учебные занятия — основная форма занятий по физическому воспитанию студентов, предусмотрены учебным планом вуза (по 4 ч в неделю). Факультативные занятияявляются продолжением учебных занятий и включаются в учебное расписание по согласованию с кафедрой физического воспитания. На факультативных занятиях (по 2-4 ч в неделю) совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме требований программных норм, углубляется профессиональная физическая подготовка и т.п.;

2. Внеучебные занятия: 1) физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультурные паузы, дополнительные занятия и др.; 2) организованные занятия студентов во внеучебное время (спортивные секции, группы ОФП, аэробики, шейпинга и др.); 3) самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в свободное от учебы время;4) массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в выходные дни в течение учебного года и в каникулярное время;5) занятия в оздоровительно-спортивных лагерях.

Физическое воспитание детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья

Задачи и организация работы по физическому воспитанию учащихся специальных медицинских групп (СМГ).

Основные периоды занятий по физическому воспитанию в СМГ.

Особенности методики занятий по физическому воспитанию в СМГ.

Дифференцированный подход в работе с учащимися в СМГ.

Тимошенков В.В., Тимошенкова А.Н. Физическое воспитание студентов и учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Учеб.пособие.2-е изд.,перераб. и доп. — Мн.: «Веды», 2001.

Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. — М.: ФиС, 1988.

Читайте так же:  Пособие по уходу за ребенком продлят до трех лет

Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культуры.- М.:Просвещение,1976.

Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах .- М.: ФиС, 1986.

Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. 2-е изд., перераб и доп.- М.: ФиС,1989

Задачи и организация работы по физическому воспитанию учащихся специальных медицинских групп (СМГ)

На основании данных медицинского осмотра о состоянии здоровья и физического развития все учащиеся распределяются на медицинские группы (основную, подготовительную, специальную) для занятий физической культурой.

К основной группе относятся учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но при наличии хороших показателей физического развития.

К подготовительной медицинской группе относятся учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и физическую подготовленность.

К специальной медицинской группе относятся учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам, занимаются под руководством учителя по действующим учебным программам. На уроках физической культуры для учащихся подготовительной группы необходимо учитывать индивидуальные медицинские показания и противопоказания. При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся подготовительной группы снижаются. Учебную программу они проходят с уменьшением сложности: сокращение длительности упражнений и количества повторений.

Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, организуются непосредственно в учебном заведении и проводятся 3 часа в неделю по 45 минут отдельно от уроков физической культуры.

В случае невозможности проведения занятий с детьми СМГ отдельно рекомендуется привлекать таких детей к занятиям со всем классом. При этом необходимо строго индивидуально регламентировать физическую нагрузку, не предъявлять к таким учащимся общих требований, не привлекать их к выполнению контрольных и тестовых упражнений, и участию в соревнованиях. В этом случае одной из основных задач в работе учителя будет является улучшение всех показателей здоровья больных учащихся с последующим переводом их в подготовительную или основную медицинские группы.

Посещение занятий учащимися СМГ является обязательным. Ответственность за их посещаемость возлагается на администрацию и учителя, проводящего эти занятия.

Уроки должны обязательно дополняться системой домашних заданий, физкультминуток на уроках, организацией правильного двигательного режима на переменах, занятиями в группах продленного дня, проведением массовых спортивных мероприятий.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ, являются:

укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;

расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение;

повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;

освоение основных двигательных навыков и качеств;

воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;

разъяснение значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания (что особенно важно для школьников имеющих избыточный вес), пребывания на воздухе и т.п.

Основные периоды занятий по физическому воспитанию в СМГ

Занятия со школьниками в СМГ условно делятся на 2 периода: подготовительный и основной.

Подготовительный период обычно занимает всю первую четверть. Его задачи: постепенно подготовить сердечно-сосудистую и дыхательную системы и весь организм школьника к выполнению физической нагрузки; воспитать у учащихся потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями; обучить элементарным правилам самоконтроля.

В первые 6-8 недель занятий с учащимися необходимы специальные (показанные при каждом конкретном заболевании) упражнения, которые должны применяться только в сочетании с общеразвивающими. При их подборе нужно учитывать характер заболеваний, уровень функциональных возможностей, данные физического развития и подготовленности каждого учащегося. В подготовительный период особое внимание уделяется обучению школьников правильному сочетанию дыхания с движением. Соотношение дыхательных упражнений с другими упражнениями на первых 2-3 уроках — 1:1, 1:2, затем 1:3, 1:4. Как правило, у ослабленных детей преобладает поверхностное грудное дыхание. Поэтому на первых уроках необходимо обучать правильно дышать в положении сидя и стоя, делая особый акцент на участие в акте дыхания передней стенки живота. Необходимо приучать детей делать вдох и выдох через нос, так как выдох через нос способствует лучшей регуляции дыхания. Сочетанию движений с дыханием надо обучать в медленном и спокойном темпе. В I четверти 50% всех упражнений проводятся в исходном положении лежа и сидя в медленном темпе. Каждое упражнение вначале повторяется 3-4 раза, потом 6-8 раз.

В течение I четверти изучаются индивидуальные особенности каждого ученика, его физическая подготовленность, бытовые условия, психологические особенности, способность организма переносить физическую нагрузку урока физической культуры.

Основной период по длительности зависит от приспособляемости организма школьника к физическим нагрузкам, от состояния здоровья, от пластичности и подвижности нервной системы.

Основной период предшествует переводу школьника в более сильную по состоянию здоровья группу. Его задачи: освоение основных двигательных умений и навыков программы по физической культуре для учащихся СМГ, повышение общей тренированности и функциональной способности организма к перенесению физической нагрузки в школе и дома.

В содержание уроков этого периода постепенно включаются все общеразвивающие упражнения, виды легкой атлетики: метание малых мячей в цель и на дальность правой и левой рукой, медленный бег, эстафетный бег с отрезками от 10 до 50м, прыжки в длину с места; элементы художественной и спортивной гимнастики: танцевальные шаги, некоторые висы и упоры, упражнения в равновесии; подвижные игры и элементы спортивных игр. Все упражнения строго дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей организма.

Уроки рекомендуется проводить на стыке смен или на пятом-шестом уроках при односменных занятиях в школе.

Не следует проводить сдвоенные уроки, в том числе и по лыжной подготовке.

Методика и особенности занятий по физическому воспитанию в СМГ

Схема построения уроков СМГ в принципе не отличается от обычных занятий физкультурой, но имеет ряд принципиальных особенностей.

Вводная часть (15-20 минут) включает в себя общеразвивающие упражнения, которые целесообразно проводить в медленном и среднем темпе, обязательно чередуя с дыхательными упражнениями. Нагрузка должна повышаться очень осторожно и постепенно, на основе гибкого и рационального применения средств и упражнений, обеспечивающих подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. В вводную часть должны войти такие элементы, как построение, опрос о самочувствии, объяснение задач занятий, ходьба в различном темпе и направлениях, комплекс дыхательных упражнений, бег в медленном темпе, упражнения на гимнастической скамейке.

В основной части урока (15-20 минут) школьники овладевают основными двигательными навыками, получают оптимальную физическую нагрузку и оптимальное напряжение. Решаются задачи общего развития мышечной системы, органов дыхания и кровообращения, формирования правильной осанки, совершенствования общей координации движений, овладения двигательными навыками, воспитания волевых качеств. Средствами являются общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на повышение уровня общего физического развития и активного отдыха занимающихся. Круг этих средств должен быть широк и разнообразен.

Большое значение при этом приобретает подбор и чередование упражнений, дозировка нагрузки, организация санитарно-гигиенических условий, использование естественных сил природы.

Упражнения для общего развития мышечной системы, гибкости и силы могут занимать различное место в зависимости от типа урока и его задач.

Упражнения на быстроту, а также новые и поэтому пока сложные для учащихся движения на координацию следует разучивать в начале основной части урока. Это обусловлено тем, что с наступлением утомления центральной нервной системы снижается быстрота смены процессов возбуждения и торможения, создаются затрудненные условия для разграничения раздражителей.

Упражнения, дающие большую общую нагрузку (игры, бег и др.) и вызывающие сильное эмоциональное переживание, целесообразнее использовать в конце основной части урока. Сильное возбуждение, усталость затрудняют овладение техникой последующих упражнений, воспитание быстроты и ловкости. Как показывает практика, надо чередовать упражнения, учитывая особенности их структуры, влияние на группы мышц и функции организма в целом с тем, чтобы создавать наиболее благоприятные условия для выполнения последующих упражнений. Для снятия утомления, а это очень важно, между выполнением различных упражнений рекомендуется применение упражнений на расслабление. В заключительной части урока (5-10 минут) необходимо создать условия для того, чтобы восстановить силы, устранить утомление и подвести итоги занятия. В этой части рекомендуется применять простые упражнения для отдельных частей тела, различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабление мышц, дыхательные, упражнения на формирование правильной осанки и обязательно отдых сидя. В конце урока определяется частота пульса занимающихся, подводятся итоги, дается задание на дом.

При определении структуры конкретного урока учителю надо стремится к его целостности, особо обеспечивая органичную связь всех трех его частей.

Читайте так же:  Преодоление эгоцентризма в дошкольном возрасте

Уроки рекомендуется проводить на открытом воздухе, на школьных площадках, стадионе. При этом должно строго соблюдаться соответствие спортивной формы погоде для предупреждения переохлаждения или перегревания. В прохладную погоду подготовительную и заключительную часть урока можно проводить в помещении.

Дифференцированный подход в работе с учащимися в СМГ

Ведущий принцип в работе с учащимися СМГ — дифференцированный подход, дозирование нагрузки с учетом индивидуальных особенностей. Этот принцип можно успешно реализовать на практике, соблюдая следующие условия:

построение на занятии не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге более подготовленные дети, на левом — менее;

при проведении эстафет более подготовленные школьники стоят в начале колонны, начинают и заканчивают эстафеты, при необходимости сделав 2 повторения, менее подготовленные — одно;

при проведении игр слабоподготовленные ученики заменяются через каждые 2 минуты;

в 1 четверти рекомендуется 5-7 минут основной части урока уделять выполнению индивидуальных заданий, состоящих из упражнений, которые рекомендуются врачом в зависимости от диагноза заболевания.

Для детей, имеющих отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.), противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Им рекомендуются общеразвивающие упражнения, охватывающие все группы мышц, в исходных положениях лежа, сидя, стоя: ходьба; дозированный бег в медленном темпе (от 20с в конце первой четверти первого года обучения до 2-3 минут в конце 2-го года обучения).

Школьникам с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание, необходимо больше внимания уделять дыхательным упражнениям, которые способствуют тренировке полного дыхания, особенно удлиненному выдоху. Удлинению фазы выдоха помогают упражнения, выполняемые на выдохе через рот с одновременным произношением гласных звуков а, у, е, и, о, э, и согласных р, м, ш, щ, з, с или их сочетаний. Эти упражнения надо рекомендовать для выполнения по 3-5 раз в день; дозировка для одного упражнения 2-3 раза, количество упражнений — 3-4. Целесообразны занятия плаванием, лыжами.

В занятиях с учащимися, имеющими заболевания почек (нефрит, пилонефрит) значительно снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается переохлаждение тела. При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота.

Для школьников с нарушением нервной системы ограничиваются упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии), ограничивается время игр и т.д.

При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки.

Организационно-содержательные аспекты физического воспитания учащихся среднего школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Парфенова Л.А., Глазкова Г.Б., Ключникова С.Н.

В статье изложены организация и содержание физического воспитания школьников средних классов, имеющих различные заболевания. Представлена экспериментальная программа, описаны педагогические условия указанного процесса и результаты его экспериментальной проверки.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Парфенова Л.А., Глазкова Г.Б., Ключникова С.Н.,

Текст научной работы на тему «Организационно-содержательные аспекты физического воспитания учащихся среднего школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья»

ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

Л.А. Парфенова — кандидат педагогических наук, доцент

С.Н. Ключникова — кандидат педагогических наук, доцент Г.Б. Глазкова — аспирант Ульяновский государственный педагогический университет им. И.М. Ульянова,

ORGANIZATIONAL AND CONTENT ASPECTS OF MID-TEENS’ PHYSICAL EDUCATION WHO HAVE LAPSES OF THE HEALTH STATE

L.A. Parfenova — Candidate of Pedagogics, associate professor S.N. Klychnikova — Candidate of Pedagogics, associate professor G. B. Glazkova — postgraduate student I.N. Ulyanov State Pedagogical University, Ulyanovsk

Ключевые слова: физическое воспитание, нозологии, программно-методическое обеспечение.

Аннотация. В статье изложены организация и содержание физического воспитания школьников средних классов, имеющих различные заболевания. Представлена экспериментальная программа, описаны педагогические условия указанного процесса и результаты его экспериментальной проверки.

Keywords: physical education, nozologii, program-methodical supply.

Annotation. The article describes the organization and content of physical education of mid-teens, with different diseases. The pilot program is represented and the pedagogical conditions of the given process experimental verification of its results are described.

Сложившая на сегодняшний день тревожная картина состояния здоровья школьников послужила основанием для появления в обществе новой парадигмы, где приоритеты смещены от лечения заболеваний к их предупреждению и поддержанию жизнедеятельности детей и подростков. Одним из векторных направлений разрешения обозначенной проблемы является вырабатывание нового подхода к активизации двигательной деятельности будущего поколения, цель которого — формирование устойчивого интереса учащихся к физкультурным занятиям, воспитание физической культуры личности и, как следствие, повышение уровня их физической и умственной работоспособности.

Данная проблема особенно актуальна для школьников средних классов, имеющих различные нозологии, так как именно в этот период у детей увеличивается количество изучаемых предметов, уменьшается время двигательной активности и на фоне биологического созревания ослабленный организм учащихся очень часто не справляется с предложенной учебной нагрузкой.

Вместе с этим многие педагоги неоднократно указывали на снижение интереса детей с отклонениями в состоянии здоровья к физкультурно-оздоровительной деятельности [1, 2, 4, 5, 6, 8, 10]. В большей мере это объясняется несформированностью у подростков потребностей и мо-тивационных установок в регулярной физической активности. Малая привлекательность и однообразие занятий физической культурой, нежелание учащихся с ослабленным здоровьем посещать указанные уроки не даёт возможности осуществлять непрерывный процесс их физкультурного образования и самосовершенствования [4, 5, 6, 7, 8, 10].

В этой связи нами было предпринято исследование с целью оптимизации физического воспитания учащихся среднего школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Научно-исследовательская работа проводилась в течение 2010-2012 гг.

Опираясь на существующие итоги педагогической практики и научных изысканий [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 10], собственный опыт работы с детьми, имеющими различные нозологии, мы установили, что существующий образовательный процесс физического воспитания с данной категорией учащихся не даёт ожидаемых положительных результатов по причине отсутствия системного подхода и недостаточного программно — методического обеспечения.

Данные теоретические выкладки легли в основу создания педагогической модели оптимизации физического воспитания школьников 11-14 лет, имеющих отклонения в состоянии здоровья (рис.1).

При установлении цели и задач физкультурно-образовательного процесса мы учитывали особенность физического воспитания данной категории учащихся, поэтому наряду с образовательными, воспитательными, оздоровительными задачами поставили и специфические (коррек-ционно-развивающие и лечебно-профилактические).

Основываясь на том, что, учебный процесс в средней школе должен быть направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни, мы определили основные содержательные компоненты физического воспитания школьников (мотивационно-ценностный, двигательный, интеллектуально-познавательный и социально-духовный), которые образуют единство и целостность физкультурно-педагогического пространства.

Проектируя физкультурно-образовательный процесс,с мы, опираясь на требования новых ФГОС, посчитали целесообразным наполнить его нетрадиционным содержанием, направленным на интеллектуальное и нравственное воспитание учащихся. Для этого были определены и разработаны взаимосвязанные педагогические условия, комплексное применение которых отражает операционно-методическую часть модели и содействует оптимизации физического воспитания школьников 5-8 — х классов с отклонениями в состоянии здоровья:

• использование средств и методов оздоровительной тренировки на основе углубленного изучения избранного вида спорта;

• интеллектуальное воспитание (формирование знаний и развитие познавательных способностей);

• использование оздоровительных технологий;

• формирование социально-духовных качеств;

• акцентированное применение соревновательно — игрового метода;

• использование индивидуальных комплексов лечебной физической культуры для коррекции и реабилитации имеющихся отклонений в состоянии здоровья;

• обеспечение связи семьи и школы;

• высокая степень информированности учителя;

• учет медико-педагогических показаний и противопоказаний при подборе средств и методов физического воспитания;

• организация и проведение систематического врачебно-педагогического контроля и самоконтроля занимающихся на занятиях.

Цель: оптимизация физического воспитания школьников 11-14 лет, имеющих отклонения в состоянии здоровья

Компоненты фи зического воспи-

Формирование социально-духовных качеств

Акцентир ованное использование игрового метода

Учет медико-педагогических показаний и противопоказаний

Использование оздоровительных технологий

Использование индивидуальных комплексов ЛФК

Д А Г О Г И Ч Е С К И Е

Читайте так же:  Научить ребенка спать самостоятельно

Использование средств и методов оздоровительной тренировки

Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль

Высокая степень информированности педагогов

Развитие познавательных способностей

Повышение теоретической подготовленности

Формирование позитивной мотивации к занятиям ФУ

Повышение физической подготовленности

Формирование духовно-нравственной культуры

Улучшение состояния здоровья Ш_ _^

Рис. 1. Педагогическая модель оптимизации физического воспитания школьников 11-14 лет,

имеющих отклонения в состоянии здоровья

Диагностическая часть модели включает критериально-оценочные показатели и демонстрирует: положительную динамику физической подготовленности занимающихся; повышение уровня теоретической подготовленности и развития познавательных (интеллектуальных) способностей учащихся; формирование мотивационно-ценностного отношения к занятиям физическими упражнениями; улучшение состояния здоровья; повышение уровня духовно-нравственной культуры.

Применение содержания указанной модели проходило в соответствии с разработанной экспериментальной программой по физическому воспитанию учащихся 5-8 классов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которая была апробирована в течение 2011-2012 учебного года на базе гимназий № 44, № 59 г. Ульяновска.

Настоящая программа была составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта, а также результатов научно-практических исследований в области физической культуры [4, 5, 6, 7, 8, 10], учёта медико-педагогических рекомендаций [4, 5, 6, 8], при использовании материала действующих программ по физическому воспитанию для учащихся средней школы [3, 9].

Структура и содержание настоящей программы характеризуются преемственностью с аналогичной программой для учащихся начальной школы, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (авт. — Парфенова Л.А., 2009 г.).

Экспериментальная программа содержит следующие разделы:

оздоровительная и корригирующая гимнастика;

специальная подготовка (средства избранного вида спорта);

Распределение программного материала по разделам на учебный год (102 часа) представлено в таблице 1.

Разделы и темы программы Количество часов

Физическое совершенствование: оздоровительная и корригирующая гимнастика физическая подготовка специальная подготовка (средства избранного вида спорта) 87 17 20 50

Интеллектуально-познавательный раздел представлен в программе в виде двух взаимосвязанных подразделов: формирование знаний и развитие познавательных способностей занимающихся.

Первый (формирование знаний) включает материал, способствующий формированию, закреплению и расширению комплекса познаний учащихся о собственном организме, о

гигиенических требованиях, о правилах физкультурно-спортивной этики, об избранном виде спорта, о возможностях человека и т.п.

Второй подраздел (развитие познавательных способностей занимающихся) предусматривает использование системы специальных двигательных заданий для совершенствования внимания, зрительной и двигательной памяти, логического и творческого мышления.

Инструкторско-методический раздел раскрывает основы содержания организации двигательной деятельности. Этот раздел ориентирует учителя на развитие у учащихся навыков и умений самостоятельного выполнения комплексов оздоровительной и корригирующей гимнастики, занятий оздоровительной направленности; проведения различных комплексов физических упражнений с группой учащихся; организации контроля и самоконтроля за физическим развитием и физической подготовленностью.

Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю двигательную и физическую подготовленность. Данный раздел включает в себя освоение комплексов оздоровительной и корригирующей гимнастики (подраздел «Оздоровительная и корригирующая гимнастика»); упражнения по видам спорта: гимнастику с основами акробатики, лёгкую атлетику, лыжные гонки, спортивные игры (подраздел «Физическая подготовка»).

Подраздел «Специальная подготовка» направлен на обучение новым двигательным действиям из базового вида спорта, которые должны быть освоены поэлементно, по мере достижения школьниками необходимого уровня физической и технической подготовленности.

Материал по овладению учащимися школой движений избранного вида спорта и формированию технико-тактических навыков входит в содержание каждого практического урока и варьируется в течение учебного года: в 1 четверти отводится 35% урочного времени, во 2 — 40%, в 3 — 45%, (кроме занятий по лыжной подготовке), в 4 четверти — 50%.

В разделе «Домашнее задание» даны упражнения, выполнение которых способствует закреплению двигательных умений и навыков, разученных на уроке. В содержание домашних заданий включены комплексы ЛФК и теоретический материал.

Реализация содержания программы осуществлялась как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Дополнительно с целью привлечения учащихся к занятиям физической культурой и спортом в школе действовали спортивные секции по видам спорта, в которых дети могли заниматься 2 раза в неделю. Программа предполагает также проведение аудиторных теоретико-методических занятий преимущественно в интерактивной форме.

Для оценки эффективности разработанной педагогической модели физического воспитания в течение 2011-2012 учебного года был проведён педагогический эксперимент, в котором приняло участие 76 человек: контрольная группа (КГ — 37 человек, экспериментальная (ЭГ) — 39 человек.

Анализ данных физической подготовленности участников исследовательской работы доказал, что апробируемые нами новации значительнее повлияли на развитие двигательно-координационных качеств у детей ЭГ, о чем свидетельствуют данные прироста (%) соответствующих показателей (рис.2, 3).

Продуктивность предложенной модели физического воспитания подтверждена результатами развития интеллектуальной сферы у школьников экспериментальной группы, что засвидетельствовано итогами тестирования знаний учащихся по предмету «Физическая культура». Данные теоретического тестирования в конце педагогического эксперимента показали, что средний балл учащихся ЭГ вырос с 38,2 до 87,6 балла, тогда как в КГ (исходный — 39,4 балла) этот показатель увеличился незначительно и стал равен 42,2 балла. Кроме того, учащиеся ЭГ продемонстрировали более существенную динамику развития познавательных способностей (внимания, памяти, творческого и логического мышления).

Я КГ 5-6 кл. а ЭГ 5-6 кл. □ КГ 7-8 кл. □ ЭГ 7-8 кл.

2 — 6-минутный бег

3 — прыжок в длину с места

4 — бросок набивного мяча 1кг

5 — сгибание, разгибание рук в упоре лежа

6 — тест падающей линейки

7 — бег к пронумерованным мячам

Рис. 2. Прирост (%) показателей физической подготовленности у девочек контрольной и

■ КГ 5-6 кл. гэг 5-6 кл. [ЖГ7-8КЛ. □ ЭГ 7-S кл.

2 — 6-минутный бег

3 — прыжок в длину с места

4 — бросок набивного мяча 1 кг

5 — сгибание, разгибание рук в упоре лежа

6 — тест падающей линейки

7 — бег к пронумерованным мячам

Рис. 3. Прирост (%) показателей физической подготовленности у мальчиков контрольной и экспериментальной групп

Одним из ведущих векторных направлений нашей экспериментальной работы явилось формирование духовно-нравственной культуры школьников. Созданная нами воспитательно-развивающая среда с благоприятной психологической обстановкой способствовала формированию моральных и духовных убеждений учащихся. Изменения в данной области (стремление к самоопределению и самосовершенствованию, способность управлять своими эмоциями, умение предупреждать конфликтные ситуации, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности во время совместных занятий физической культурой) у участников эксперимента фиксировались с помощью как общеизвестных (методика Н.П. Капустина, диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся М.И. Шиловой), так и специально разработанных нами тестовых методик (уровни сформированности).

Полученные результаты диагностико-оценочных мероприятий, проведенных в рамках исследовательской работы (табл. 2), свидетельствуют о преимущественном положении школьников, занимающихся в экспериментальных условиях.

Формирование духовно-нравственных качеств в ходе педагогического эксперимен-

та (количество учащихся, %)

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа

Начало экс- Конец Начало Конец

пер. экспер. экспер. экспе.

Кол- % Кол-во % Кол- % Кол- %

Высокий уровень 4 10,3 10 25,7 5 13,5 5 13,6

Средний уровень 13 33,3 24 61,5 12 32,4 13 35,1

Уровень ниже среднего 15 38,5 5 12,8 14 37,9 13 35,1

Низкий уровень. 7 17,9 0 0 6 16,2 6 16,2

Всего 39 100 39 100 37 100 37 100

Для получения достоверных представлений об эффективности экспериментальных воздействий в формировании интересов и мотивационно-ценностного отношения к физ-культурно-спортивной деятельности было проведено социологическое исследование (анкетирование) учащихся, результаты которого выявили основательные изменения в отношении учащихся ЭГ к учебному предмету «Физическая культура»:

— до 94 % повысилась посещаемость детьми занятий по физической культуре;

— на 37% вырос процент школьников, учитывающих медико-педагогические противопоказания и рекомендации для занятий физическими упражнениями в соответствии с состоянием своего здоровья;

— увеличилось в 4 раза число детей, умеющих самостоятельно подготовить и провести с группой учащихся различные комплексы физических упражнений;

— в два раза повысилось количество школьников, выполняющих домашнее задание по физической культуре.

В контрольной группе положительных изменений в данном направлении не наблюдалось.

С целью оценки оздоровительной эффективности педагогических условий физического воспитания в экспериментальной группе были изучены медицинские карты детей КГ и ЭГ за период проведения эксперимента. Из таблицы 3 видно, что дети, занимающиеся физической культурой в экспериментальных условиях, стали реже (в 2,3 раза) болеть, у них значительно снизилась (на 3,6 дня) средняя продолжительность одного заболевания. У детей КГ заболеваемость осталась практически на прежнем уровне.

Заболеваемость учащихся контрольной и экспериментальной групп в течение педагогиче-_ского эксперимента_

Показатели Группы До экспер. После экспер. р

Частота заболеваний в течение учебного года (случаи) КГ 6,3±0,4 6,2±0,3 >0,05

ЭГ 6,7±0,2 2,9±0,1 0,05

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970